От «Ведомостей» до «Дамского журнала». Журналы 19 века в россии популярные
Российские журналы XIX века - это... Что такое Российские журналы XIX века?
- Списки журналов России
- XIX век
Wikimedia Foundation. 2010.
- Литературные журналы России
- Российские журналы XVIII века
Смотреть что такое "Российские журналы XIX века" в других словарях:
Российские журналы XVIII века — Возникновение периодической печати в России относится к годам правления Петра I. Первым регулярным массовым изданием стала газета «Ведомости» («Куранты», писавшиеся вручную в Посольском приказе или Приказе тайных дел со времён Михаила Фёдоровича … Википедия
Российские журналы начала XIX века — «Аполлон» «Весы» «Вестник тверской кооперации» «Винокурение» «Землеведение» «Земледелец» «К свету» «Колотушка» «Спутник чиновника» … Википедия
Журналы России — … Википедия
Журналы музыкальные — (от франц. journal, первоначальное значение дневник; нем. Zeitschrift; англ. magazine) периодич. издания, посв. вопросам муз. иск ва. Выходят еженедельно, ежемесячно, поквартально в виде отдельных книжек, тетрадей, обычно большого формата … Музыкальная энциклопедия
Новомученики Российские — Собор святых новомучеников и исповедников российских российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; название праздника в их честь. Включает в себя Собор новомучеников … Википедия
Новомученики и Исповедники Российские — Собор святых новомучеников и исповедников российских российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; название праздника в их честь. Включает в себя Собор новомучеников … Википедия
Новомученики и исповедники российские — Собор святых новомучеников и исповедников российских российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; название праздника в их честь. Включает в себя Собор новомучеников … Википедия
Руниверс — Руниверс … Википедия
Цензура в Российской империи — Цензура По странам Цензура по странам По отраслям Цензурирование Интернета Запрещённые книги Сожжение книг По методам … Википедия
Азия — (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию … Энциклопедия инвестора
dic.academic.ru
«Ведомости», «Отечественные записки», «Дамский журнал».
Детские и взрослые, военные и женские, столичные и провинциальные. Вспоминаем газеты и журналы, которые выходили в России с начала XVIII века и до революции.
«Ведомости»

Заглавный лист газеты «Ведомости». 1704 год. Фотография: wikimedia.org

Опубликованная в газете «Ведомости» реляция о победном морском сражении у полуострова Гангут. 1714 год. Фотография: nkj.ru

Заглавный лист газеты «Ведомости», изданных в Петербурге. Гравюра Алексея Зубкова. 1711 год. Фотография: m.nkj.ru
Первый лист «Ведомостей» отпечатали в январе 1703 года. Газетные строки были наполнены эхом Северной войны и петровских преобразований, что следовало и из полного названия издания — «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах». Случалось же в те времена немало. На военные нужды требовались все новые орудия: «На Москве вновь ныне пушек медных гоубиц и мартиров вылито 400». Развивалась система образования: «Повелением его величества московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили». Крепли международные связи на Востоке: «Индейский царь послал в дарах великому государю нашему слона и иных вещей немало».
После смерти Петра и вплоть до революции газету издавала Академия наук, а с 1991 года «Санкт-Петербургские ведомости» возродил коллектив «Ленинградской правды».
«Детское чтение для сердца и разума»

Титульный лист журнала «Детское чтение для сердца и разума». Часть XI. 1787 год. Фотография: arch.rgdb.ru

Титульный лист журнала «Детское чтение для сердца и разума». Часть XIV. 1788 год. Фотография: arch.rgdb.ru

Титульный лист журнала «Детское чтение для сердца и разума». Часть IX. 1819 год. Фотография: arch.rgdb.ru
В 1785 году в России появился первый детский журнал. Бесплатное приложение к газете «Московские ведомости» издавал Николай Новиков. Двадцатилетний Николай Карамзин переводил для маленьких читателей лучшие произведения западной литературы того времени. Каждую неделю он сдавал в журнал по двадцать страниц текста — среди них были и его собственные сочинения. В «Детском чтении» была опубликована первая повесть Карамзина «Евгений и Юлия» — легкая и изящная. В издании печатали не только художественную литературу, но и рассказы о природных явлениях, растениях и животных. Юные читатели журнал обожали. Писатель Сергей Аксаков вспоминал о своем знакомстве с ним: «В детском уме моем произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир».
«Казанские известия»

Первая полоса газеты «Казанские известия». 1811 год. Фотография: expositions.nlr.ru

Новостная публикация в газете «Казанские известия». 1811 год. Фотография: predistoria.org

Первая полоса газеты «Казанские известия». 1817 год. Фотография: wikimedia.org
«Газета как коммерческий проект» — так в 1811 году обосновали сотрудники Казанского университета появление нового местного издания. Профессор прикладной математики и опытной физики Иван Запольский писал: «При количестве пятисот «пронумерантов» или подписчиков, платящих два рубля в год, университет мог получать до одной тысячи рублей чистого годового дохода».
На страницах коммерческого издания местные репортеры рассказывали о научной и светской жизни города, в газете публиковали выдержки из «Краткой истории города Казани» профессора Карла Фукса, сообщения о погоде, «загадки и басенки». Читали «Казанские известия» более чем в двадцати губерниях, а спустя десять лет на 818-м выпуске издание переросло в журнал «Казанский вестник».
«Сын Отечества»

Титульный лист журнала «Сын Отечества». Часть двадцать четвертая. 1815 год. Фотография: wikimedia.org

Титульный лист журнала «Сын Отечества». Том третий. 1840 год. Фотография: wikimedia.org

Реклама газеты «Сын Отечества». 1849 год. Фотография: wikimedia.org
В патриотическом журнале — ровеснике войны 1812 года впервые в русской периодике появились иллюстрации. Издание подробно рассказывало о сражениях, военных буднях и солдатских подвигах. Здесь начали появляться политические карикатуры, а их главными героями стали Наполеон, французы и дворяне-галломаны — любители всего французского. Их рисовали художник Алексей Венецианов и скульптор-график Иван Теребенев.
После победы в Отечественной войне на первые полосы вышел литературный отдел. Читатели познакомились с патриотическими баснями Ивана Крылова «Волк на псарне» и «Обоз» и обзором литературы за последний год. Позже жанр книжного обзора стал очень популярным в XIX веке.
«Русский инвалид»

Первая полоса газеты «Русский инвалид». 1829 год. Фотография: anticvarium.ru

Первая полоса газеты «Русский инвалид». 1886 год. Фотография: wikimedia.org

Первая полоса газеты «Русский инвалид». 1855 год. Фотография: wikimedia.org
Военная газета была основана в Санкт-Петербурге в 1813 году с патриотической и благотворительной целью. Средства от ее продажи издатель Павел Пезаровиус передавал на нужды инвалидов Отечественной войны, солдатских вдов и сирот. Часть пожертвований и денег, вырученных от подписки, вкладывалась в учрежденный Александром I Комитет о раненых. Вскоре газета стала рупором этой благотворительной организации, а с 1862 года — официальной газетой Военного министерства.
Первой на издание подписалась императрица Мария Федоровна. Газета была очень популярной: на ее страницах появлялись оперативные сводки с полей сражений. Военную тематику дополнило «Литературное прибавление», которое редактировал известный литературный критик Александр Краевский. Издание выходило до 1917 года.
«Отечественные записки»

Титульный лист журнала «Отечественные записки». Часть сорок вторая. 1830 год. Фотография: wikimedia.org

Титульный лист журнала «Отечественные записки». Том XXX. 1845 год. Фотография: wikimedia.org

Титульный лист журнала «Отечественные записки». Выпуск №5. 1881 год. Фотография: wikimedia.org
Литературный журнал «Отечественные записки» основал в 1818 году историк и писатель Павел Свиньин. Первоначально на страницах издания рассказывали о географии и истории, быте и нравах России. Спустя двадцать лет Свиньин передал свое детище Александру Краевскому. Издатель наполнил сорок печатных листов новыми рубриками: «Современная хроника России», «Наука», «Художества», «Словесность», «Смесь». В разные годы для журнала писали Василий Жуковский и Владимир Одоевский, Михаил Лермонтов и Александр Герцен, Николай Огарев и Иван Тургенев. С 1868 года фактическим руководителем издания стал Николай Некрасов, отдел беллетристики он отдал Михаилу Салтыкову-Щедрину. После смерти Некрасова Салтыков-Щедрин возглавил редакцию.
«Дамский журнал»

Титульный лист журнала «Дамский журнал». Часть вторая. 1823 год. Фотография: vnikitskom.ru

Титульный лист журнала «Дамский журнал». Часть семнадцатая. 1827 год. Фотография: wikimedia.org

Титульный лист журнала «Дамский журнал». Выпуск №6. 1828 год. Фотография: wikimedia.org
Отечественный «Дамский журнал» по задумке князя Петра Шаликова должен был заменить зарубежные женские издания. С 1823 года на печатных страницах выходили романы и светские новости. Русских барышень знакомили с модными образами и давали им советы для успешного брака в стиле «не противоречить мужу, ни во что не вмешиваться, кроме домашних дел». Для привлечения читательниц «Дамский журнал» одним из первых начал печатать цветные иллюстрации — «парижскую моду». С изданием сотрудничали автор водевилей и драматург Александр Писарев, поэты Петр Вяземский и Василий Пушкин, а вот Александр Пушкин написал на издателя эпиграмму «Князь Шаликов, газетчик наш печальный». Петр Шаликов издавал журнал — и отбивался от критиков — долгие десять лет.
Князь Шаликов, газетчик наш печальный, Элегию семье своей читал,А казачок огарок свечки сальнойПеред певцом со трепетом держал.Вдруг мальчик наш заплакал, запищал.«Вот, вот с кого пример берите, дуры!» —Он дочерям в восторге закричал. —«Откройся мне, о милый сын натуры,Ах! что слезой твой осребрило взор?»А тот ему: «Мне хочется на двор».
«Будильник»

Титульный лист журнала «Будильник». Выпуск №50. 1900 год. Фотография: wikimedia.org

Страница приложения к выпуску №50 журнала «Будильник». 1900 год. Фотография: infoseti.ee

Страница журнала «Будильник». Выпуск №50. 1900 год. Фотография: nnm.me
Сатирический журнал основал в 1865 году художник Николай Степанов. На тот момент у него был большой опыт работы в периодике: он сотрудничал с патриотическим «Сыном Отечества», выпускал «Музыкальный альбом» вместе с зятем — композитором Александром Даргомыжским — и нарисовал более полутора тысяч карикатур для журнала «Искра».
В «Будильнике» публиковал свои первые юмористические рассказы Антон Чехов — под псевдонимом Антоша Чехонте и Брат моего брата. В журнале выходили ранние произведения — стихи о Волге — будущего известного журналиста и писателя Владимира Гиляровского. Иллюстрировал издание русский живописец и архитектор Федор Шехтель — автор зданий МХАТа, Политехнического музея и кинотеатра «Художественный».
«Уединенный пошехонец»
Первый в России провинциальный журнал вышел в 1786 году в Ярославле. Его название связано с местностью: пошехонцами именовали ярославцев, живших на берегу реки Шехоны. Журнал издавали члены местного масонского кружка, которым руководил генерал-губернатор Алексей Мельгунов. Он прославился своей оценкой Екатерины II, назвав ее «очень и очень полезным государству человеком». Журнал тоже рассыпался в похвалах «просвещенной государыне», советовал местным помещикам быть терпеливее с крестьянами, обличал моральные пороки дворянства — безделье и лень. Также в издании регулярно публиковали историко-географические очерки о Ярославской губернии. Позже их использовали для топографического описания края.
«Северный край»
Издание «Северный край» выходило с 1898 по 1905 год. Первая ярославская негосударственная газета разлеталась пятитысячным тиражом во все соседние губернии от Архангельской до Тверской. Она рассказывала о жизни Русского Севера и печатала авторов самых различных взглядов — от театральных рецензий актера и режиссера Михаила Чехова до статей социал-демократов и эсеров. Издание не раз пытались закрыть, его тиражи изымали из бесплатных библиотек, сотрудников причисляли к разряду неблагонадежных, но газеты все равно доходили до читателя — даже после официального закрытия в 1905 году. В лучших традициях конспирации редакция за два года сорок раз меняла название, оставляя главное слово — Северный. Вестник, речь, курьер, голос, край, рабочий… Выходила газета, даже когда сотрудников отправили в ссылку в Устюг. Ее существование прекратилось в 1909 году, но после революции выпуск издания вновь возобновился.
www.culture.ru
Женские журналы прошлых веков
Журналы для женщин существуют в России более 200 лет. Во все времена дамская пресса рассказывала о моде и стиле. О том, как на страницах изданий менялся образ «идеальной женщины», — в материале портала «Культура.РФ».
XVIII век — романы, благонравие и пышные платья

Журнал «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Часть IV. 1779 год

«Журнал английских, французских и немецких мод». Иллюстрация

«Журнал английских, французских и немецких мод». Иллюстрация

«Журнал английских, французских и немецких мод». Иллюстрация
В конце XVIII века в моде была начитанность и образованность. Аристократки, как и императрица Екатерина II, увлекались науками, писали стихи и переводили произведения с иностранных языков. Первый в России женский журнал появился в 1779 году. Он назывался «Модное ежемесячное издание. Библиотека для дамского туалета» и представлял собой литературный альманах. В нем публиковали любовные женские романы, стихи, сентиментальные рассказы. Среди авторов — популярные писатели Василий Майков и Александр Сумароков, редактором был крупнейший издатель эпохи Николай Новиков. «Доставить прекрасному полу в свободные часы приятное чтение» — так Новиков определил предназначение журнала.
Красочных иллюстраций в «Библиотеке» не было, но в каждом номере помещали гравюру-карикатуру на легкомысленных дам. В гравюрах «Щеголиха на гулянье» и «Чепец победы» художник высмеивал чрезмерное внимание к нарядам, а в рисунке «Раскрытые прелести» — излишне кокетливое поведение. Особой популярностью у дам журнал Новикова не пользовался, и через год его закрыли.
Следующий женский вестник — «Журнал английских, французских и немецких мод» — тоже просуществовал недолго. Вышло всего три номера. По своему содержанию он отдаленно напоминал современный глянец: там подробно писали о европейских тенденциях в мире моды. Главными ориентирами были лондонские, парижские и берлинские кутюрье. Российским дамам давали советы по стилю: например, сообщали, что на бал нужно надевать пышное платье из английского или французского шелка, декольте следует украсить кружевами, а юбку — сшить одного цвета с рукавами.
В «Журнале» публиковали цветные миниатюры с изображением модных платьев, шляп и даже предметов мебели, печатали рисунки для вышивки и рукоделия. Несмотря на то что издание культивировало в своих читательницах любовь к роскоши и светскому образу жизни, особое внимание редактор Василий Окороков уделял нравственному воспитанию. В текстах подчеркивали, что особо украшают женщину скромность, доброта и благонравие.
XIX век: нарумяненные журналы и женщины-издатели

«Дамский журнал, издаваемый князем Шаликовым». Часть 17. 1827 год

«Дамский журнал, издаваемый князем Шаликовым». Иллюстрация

«Дамский журнал, издаваемый князем Шаликовым». Иллюстрация

«Дамский журнал, издаваемый князем Шаликовым». Иллюстрация
В начале XIX века у представительниц высшего света были в моде дорогие иностранные издания. Красочные журналы привозили из Европы. В 1823 году в России вышел первый номер «Дамского журнала», который по задумке издателя Петра Шаликова должен был заменить «дорогостоящую выписку из-за границы».
В издании было три раздела: литературный, критический и модный. В первом печатали стихи и прозу, сюда присылали произведения известные поэты — Василий Пушкин, Петр Вяземский, драматург Александр Писарев. В критическом отделе публиковались театральные рецензии и советы, какую постановку лучше посетить. В разделе моды было множество иллюстраций — здесь печатали черно-белые эскизы популярных в Европе платьев, шляп и туфель. Встречались и цветные «рисунки мод».
Авторы «Дамского журнала» превозносили женщин и постоянно осыпали их комплиментами. Похвал удостаивалась не только внешняя привлекательность. В статье «Взгляд на преимущества женского пола в России» говорилось о влиянии дам на развитие общества, на роль в истории. «Без женщин не образовались бы ни мирные села, ни города цветущие: люди навсегда остались бы дикими сынами природы!» — писал автор.
«Дамский журнал» просуществовал более 10 лет. Он пользовался популярностью среди женщин, но мужчины издание критиковали. Ведь чрезмерное увлечение своей внешностью в те годы считалось недостойным занятием — сродни любовным интригам. Кондратий Рылеев и Александр Бестужев саркастически называли «Дамский журнал» «нарумяненным», а министр духовных дел и народного просвещения князь Александр Голицын был возмущен тем, что в журнале «целью настоящей жизни и счастия поставляют чувственные наслаждения».
В XIX веке произошло важное событие: за издание дамского журнала взялась представительница женского пола. Елизавета Сафонова посвятила этому всю жизнь. В 1836 году она начала выпускать «Журнал новейшего шитья». Он был создан не для светских львиц, а для дам более простого происхождения, поэтому здесь содержались советы и инструкции — как сформировать и разнообразить свой гардероб. Еще одно творение Сафоновой — иллюстрированный журнал «Ваза» — стал долгожителем. Его издавали более пятидесяти лет. Помимо «рисунков мод», в «Вазе» был отдел модных новостей. В нем рассказывали о театральных премьерах, новых романах, открытии «роскошных и великолепных» магазинов в Париже.
Начало XX века: женщина-хозяйка и женщина-гражданин

«Журнал для хозяек и женская жизнь». Выпуск №17. 1915 год

«Журнал для хозяек и женская жизнь». Выпуск №15. 1915 год

Литературно-художественный семейный журнал «Женщина». Выпуск №16. 1915 год

Литературно-художественный семейный журнал «Женщина». Выпуск №15. 1915 год
В начале ХХ века в женской журналистике появилась семейно-бытовая тема. Теперь женщина была не только прекрасной дамой и музой, но и властной хозяйкой, хранительницей очага. В журналах начали публиковать советы по уходу за детьми, правильному питанию и физической нагрузке.
В 1912 году вышел «Журнал для хозяек» — многостраничное иллюстрированное издание для дам, которые посвятили себя материнству, заботе о семье и о доме. В нем было четыре раздела: «Общий» — с советами по ведению хозяйства и воспитанию детей, «Модный», «Рукодельный» и «Косметический» с рецептами народной косметики и правилами по уходу за собой. Также здесь выходили фельетоны и эссе. Например, посвященные тому, как хозяйке обойтись без прислуги.
Писали и о том, как женщинам нужно одеваться. Для замужней дамы и матери главным достоинством была скромность: «Преобладающий тон моды — простота. Истинное изящество, настоящая элегантность состоит именно в преследовании этой простоты».
С началом Первой мировой войны роль женщин изменилась. Многие из них стали сестрами милосердия, а некоторые даже пошли воевать. Одним из популярных изданий тех лет стал журнал «Женщина». На обложке первого номера за 1915 год изображена сестра милосердия, которая читает письмо раненому солдату. В одном из подзаголовков журнала авторы отразили новые социальные функции женщины XX века: «Мать — гражданка — жена — хозяйка».
В годы войны выпуски были полны серьезных тем. В журнале публиковали очерки о жизни девушек, чьи женихи уехали на фронт, о тяжелой доле женщин в оккупированных городах. Здесь помещались фотографии беженцев, покидающих свои города, снимки из лазаретов. Но и война не мешала издателям публиковать подробные описания актуальных нарядов с картинками. Автор модного обозрения писала: «На днях видела изящную блондинку в черной бархатной шляпе — треуголке, фасона адмиралтейских шляп». Блузы и платья тоже подчинялись «военной» тенденции. Их советовали шить из ткани цвета хаки, с большим воротником и погонами из пуговиц на плечах.
Накануне революции в России выходило огромное количество модных изданий. Только в Петербурге — около 40 газет и журналов, посвященных стилю, шитью и хозяйству. А с приходом советской власти многие издания для дам превратились в рупор партийных идей.
Автор: Мария Соловьёва
www.culture.ru
История русского глянца XVIII-XIX веков
Появление и развитие женских журналов в России
В России история изданий для женщин началась в XVIII веке, но расцвет этого типа периодики относится к первой трети XIX столетия. Появление и популярность дамских журналов были связаны с развитием сентиментального направления в литературе: в то время понятия разума и долга были отодвинуты на второй план, и общество обратило внимание на «женское», «женственность», чувства и эмоции. Появление дамских журналов было одним из показателей так называемой «феминизации» русской культуры. Основными функциями дамской периодики того времени, помимо развлечения, стали повышение культурного уровня и улучшение воспитания женщин. Путем отбора литературных произведений, публикуемых в журналах, издатели могли выражать собственную идеологию и формировать мнение аудитории.
Конец XVIII– первая половина XIX века
Женские издания конца XVIII – первой половины XIX века подразделялись на следующие типы:
— литературные журналы («Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» (1779), «Журнал для милых, издаваемый молодыми людьми» (1804), «Кабинет Аспазии» (1815), «Дамский журнал» (1823 — 1883), «Лучи» (1850 – 1860)). Потенциальную аудиторию женских журналов этого типа составляли женщины, интересующиеся литературой, историей, философией. Такая направленность дамской прессы подчеркнула ее элитарность, доступность только узкому кругу образованных читательниц.
— журналы мод, домоводства, рукоделий и литературы («Магазин английских, французских и немецких новых мод» (1791), «Модный вестник» (1816), «Ваза» (1831 — 1884), «Гирлянда» (1846-1860) и др.). Издания этого типа были адресованы женщине-жене, хозяйке и матери, то есть они были направлены на внутрисемейные, личные интересы аудитории. Журналы размещали на своих страницах статьи на темы, связанные с внешним видом, ведением домашнего хозяйства, женскими ремеслами. Рецепты, советы, уроки мастерства обеспечивали широкий читательский круг женщин-домохозяек.

В первые три десятилетия XIX века дамский журнал стал важным явлением в русском обществе и приобрел особую роль в литературном процессе. Издатели того времени были профессиональными литераторами: Петр Иванович Шаликов
прославился своими стихотворениями, Петр Иванович Макаров дебютировал как переводчик прозы и критик, Михаил Николаевич Макаров был известен двумя стихотворными сборниками, переводами и театральными переделками. Журналы значительной частью наполнялись сочинениями самих издателей и произведениями их друзей и единомышленников.
«Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Историки считают, что первым дамским журналом в России стало «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета», выпущенное в 1779 году знаменитым литератором эпохи Екатерины II Николаем Новиковым с целью реализации его просветительской программы. Журнал появился благодаря официальному разрешению государства на деятельность для частных издателей. Впервые в названии журнала было использовано слово «модный», которое до этого не употреблялось даже применительно к разделам изданий. «Библиотека…» была многопрофильным журналом, где публиковались эпиграммы, сказки, стихотворения, поэмы, анекдоты, шарады, загадки, переводы Овидия и Расина, пьесы Сумарокова, а также модные гравюры. Кроме того, в издании была представлена подборка так называемых
«прелюбопытнейших фактов из жизни». Основной целью журнала было заявлено «доставить прекрасному полу в свободные часы приятное чтение». Он стал прообразом не только журналов мод, но и изданий по рукоделию и домоводству. «Библиотека…» просуществовала только один год из-за нехватки средств на ее публикацию, которые в то время собирали с подписчиков.
«Магазин английских, французских и немецких новых мод, описанных ясно и подробно и представленных гравированными на меди и иллюстрированными рисунками». Следующая попытка издания модного журнала была предпринята только через двенадцать лет, в 1791 году. Его выпустил В. И. Окороков, который в тот период арендовал московскую университетскую типографию. Полное название – «Магазинъ англинскихъ, французскихъ и нѣмецкихъ новыхъ модъ, описанныхъ ясно и подробно и представленныхъ гравированными на мѣди и иллюминованными рисунками; съ присовокупленіемъ описанія образа жизни, публичныхъ увеселеній и время провожденій въ знатнѣйшихъ городахъ Европы; пріятныхъ анекдотовъ и пр. Ежемѣсячное изданіе». В то время журналы часто имели длинные названия, раскрывающие содержание.«Магазин…» также просуществовал всего один год.
«Любопытный, загадочный и предсказчивый месяцеслов для молодых красавиц». В 1796 году выпускался журнал «Любопытный, загадочный и предсказчивый месяцеслов для молодых красавиц». Значительная часть материалов в нем была посвящена способам стать привлекательнее: в журнале публиковали правила этикета, советы по поведению, кулинарные и косметические рецепты, а также заметки о том, что носить, как правильно причесываться и какую косметику наносить.
«Пригожий стройный стан,Красивую походку,Румянец, белизнуИ ангельско лицоВ девицах женихиСчитают за находку…»«Любопытный, загадочный и предсказчивый месяцеслов для молодых красавиц».
«Месяцеслов» выходил с приложениями в виде модных иллюстраций. Они сопровождались ироническими подписями, например, «Раскрытые прелести», «Чепец победы»,
«Щеголиха на гулянье» и пр. Причиной этому было то, что приложения для журнала копировали с французских гравюр, а яркая и откровенная парижская мода не слишком приветствовалась в России. Однако изображения стали одним из первых образцов русской модной журнальной иллюстрации. Выпуск журнала был прекращен, т. к. номера не раскупались полностью.
«Московский Меркурий». В 1803 году П. И. Макаров в Москве выпустил ежемесячный литературный журнал с модами. По описанию исследователя издания Г.И. Геннади «Весь журнал можно назвать исключительно дамским журналом, по понятиям того времени». Издание имело сентиментальную направленность, его основной целью было «развитие гуманных идей». Наиболее развит в журнале был раздел критики, так как Макаров сам был критиком. Журнал стал первым изданием такого рода. В объявлении о выпуске издатель писал: «… существенное содержание «Меркурия» будет критика…». В журнале печатались переведенные с французского языка, без указания авторства, повести и статьи на различные темы.
«Соблазнительные картины, рассказы о преступных связях, о похищениях, похождениях героев с возвышенными чувствами, сладкими, нежными речами, но с правилами, опасными для невинных, милых жертв их, будуарные подробности и везде любовь и только любовь, любовь страстная, отчаянная, слишком сильная или уже чересчур легкая — вот чем полны все эти рассказы».Г. И. Геннади.
Также в «Меркурии» помещались стихотворения. Издание журнала было прекращено через год выпуска.
«Журнал для милых». В 1804 году Михаил Николаевич Макаров выпустил «Журнал для милых, издаваемый молодыми людьми». Он стал не только издателем, но и главным редактором. Также в редакционную коллегию входили С. И. Крюков и князь П. И. Шаликов, который позднее сам выпустил популярный женский журнал. Содержание «Журнала для милых» было откровенно сентиментальным. В первом номере в письме от издателя было сказано:
«Ежели сверх чаяния огонь в каминах погаснет, то пылкое воображение наших сочинителей и сочинительниц согреет нас… Будем мыслить только, чтобы угодить прекрасному полу».
Издания того времени всячески превозносили и восхваляли женщин.

Так, в том же первом номере «Журнала для милых» говорилось:
«Женщины – самое милое, любезное, можно сказать, божественное творение; без женщин мы бы не могли существовать. Женщины – творение, любимое всею природою. Если женщина имеет худой, испорченный нрав, кто тому причиною? Мужчины! Им мудрено ли превратить кроткого агнца в тигра. Божественное творение иначе не могло создаться, как с ангельским нравом».
Журнал содержал сентиментальные повести, мемуары известных личностей. Действие большинства любовных историй, публикуемых в издании, происходило на экзотическом Востоке, в античной Греции или даже в псевдоисторические времена. Сочинения не всегда имели счастливый финал и часто заканчивались трагически. Их содержание часто во многом повторяло знаменитые литературные произведения.
«Аглая». С 1808 по 1812 год Петр Иванович Шаликов выпускал журнал «Аглая». Исследователи не смогли выяснить происхождение названия издания. Девиз журнала был претенциозным и необычно коротким для того времени: «Приятность с пользою». В программном заявлении издателя было сказано:
«Не всем надобно важное, учебное, многие желают приятного и только. Журнал имеет то преимущество, что в нем показывают ежедневные произведения старых и новых писателей».
В «Аглае» печатались стихи и проза, эпиграммы и басни, а также ноты популярных песен того времени. В журнале присутствовали и модные иллюстрации. «Аглая» стала первым дамским журналом-«долгожителем».

«Дамский журнал». С 1823 по 1833 год выходил «Дамский журнал, издаваемый князем П. И. Шаликовым». Он выпускался на базе Московской университетской типографии. Петр Иванович был и главным редактором издания. В 1825 году членами редколлегии стали также Михаил Макаров и цензор Иван Снегирев. В своих редакторских письмах Шаликов обещал включать в свое издание «новейшие повести, приятные стихотворения, разные прозаические отрывки, биографические, библиографические и другие почему-нибудь достопримечательные известия, любопытнейшие анекдоты, описания столичных праздников, публичных и частных концертов, домашних спектаклей». Князь Петр Иванович был также одним из авторов журнала, он писал стихи и рассказы о любви. «Дамский журнал» сыграл значительную роль в литературной жизни пушкинской эпохи.
«Дамский журнал, издаваемый князем П.И.Шаликовым» был одним из самых прогрессивных изданий того времени. Изначально он выходил дважды в месяц, а с 1829 года выпускался еженедельными частями, которые в свою очередь разделялись на номера. В первой части было шесть номеров, что составляло более 250 страниц. В конце номера помещалось оглавление и список опечаток, допущенных в предыдущем выпуске. Кроме того, у него ежегодно менялся рисунок на обложке, что было нестандартным ходом для того времени. На обложке 1-й части первого номера имелась надпись «Все служит красоте», рядом с которой располагались красавица и семь амуров. Окружали их цветы – розы и незабудки. В то время считалось, что различные виды цветов несут в себе скрытый смысл. До этого, в 1826 году, «Дамский журнал» посвятил этому подробную статью «Краткий список цветов, кои являются символами выражения чувств и мыслей».
«Дамский журнал» печатал и новинки французской моды. В нем появились первые в России цветные иллюстрации. К тому времени парижская мода уже не высмеивалась, а напротив, имела непреложный авторитет. Каждый номер «Дамского журнала» заканчивался цветной модной иллюстрацией с комментариями. Так, в №1 была напечатана «Дама в белом», в №2 – «Дама в розовом», в №3 – «Дама в голубом и кавалер», в №4 – «Дама в черном». В 1827 году издатели поместили на страницы журнала несколько изображений головных уборов и написали о них следующее:
«Испанские головные уборы из ленточных бантов с различенными концами – уборы, которых образец дала прекрасная девица Зонталь, – все еще в большой моде».
«Дамский журнал» помещал своеобразные репортажные заметки о моде, которые были популярны в то время:
«Париж. В спектаклях видят много черных бархатных шляп, тисненых и гладких, с розовыми очень короткими перьями».
Благодаря П. И. Шаликову, «особое внимание «Дамский журнал» уделял женщинам-писательницам, в том числе начинающим» (С. В. Денисенко). К их числу относились З. А. Волконская, Н. С. Теплова и др.

«Ваза». В Петербурге с 1832 по 1848 год издавался ежемесячный журнал «Ваза», посвященный моде. Затем его название неоднократно менялось: «Ваза, периодическое издание» (1848 – 1851), «Ваза, журнал шитья, вышиванья, домашней экономии, сельского и городского хозяйства» (1851 – 1854). С 1858 года журнал стал выпускаться еженедельно под именем «Ваза, литературно-художественный журнал светских новостей, мод, домашнего хозяйства и рукоделья». С 1860 года он издавался дважды в месяц, в 1867 – 68 годах под руководством Е. Ф. Сафоновой – трижды. В 1869 году при Ж. К. Гедеоновой снова изменилось название — «Ваза, дамский журнал мод, рукоделий, хозяйства, новостей и литературы». Журнал стал выходить раз в две недели с ежемесячными литературными приложениями отдельной книжкой. В 1873 году издание перешло к С. С. Окрейцу, а с мая того же года — к Б. Сестренцевичу-Богушу. Редактором осталась Ж. Гедеонова, а название вновь изменилось на «Ваза, женский литературный и рукодельно-модный иллюстрированный журнал». Выпуск был прекращен в 1884 году.

Вторая половина XIX века
Во второй половине XIX века в женской прессе произошли изменения. Тип женского литературного журнала был заменен на литературно-общественную периодику («Рассвет» (1859-1862), «Женский вестник» (1866-1868), «Друг женщины» (1882-1884)). Издания теперь занимались не только воспитанием читательниц, но и изменением их менталитета. Появился первый педагогический журнал для женщин «На помощь матерям» (1894-1904). В издании преобладали материалы научно-популярного характера. Журнал также освещал темы эмансипации и феминизма.
В журналах мод, домоводства, рукоделий и литературы («Русская хозяйка» (1861-1862), «Модный магазин» (1862-1883), «Русский базар» (1863-1866), «Новый русский базар» (1867-1894), «Модный свет» (1868-1883) и др.) расширилась структура изданий: появился отдел фельетона – раздел светской хроники. В литературной части изданий стали печататься публикации на общественные темы, связанные с расширением сфер женского образования и труда.

В тот период среди женщин были популярны журналы, где в большом количестве размещалась информация развлекательного и прикладного характера («Дамский альбом рукодельных работ» (1856), «Сандрильона» (1857–1859), «Монитер. Журнал для дам и девиц, посвященный женскому хозяйству, рукоделиям и модам» (1860–1861) и др.).
В 1870-е годы появилась новая группа изданий прикладного характера под руководством женщин: «Женские работы» (1872–1874) Елизаветы Сафоновой, «Моды и рукоделия» (1875–1880) Елизаветы Ананьевой, «Аврора» (1875–1878) Стефании Лепковской. В 1880-ые к ним добавились «Женский труд» (1880–1882), «Вестник моды» (1885–1916) и «Венский шик» (1899–1908).
«Модный свет». В 1867 году Герман Дмитриевич Гоппе выпустил журнал «Моды и новости», который позднее был переименован в «Модный свет». Он был хорошо иллюстрирован, давал подробные изображения туалетов, к нему прилагались раскрашенные от руки цветные рисунки. В журнале печатались заметки по этикету, кулинарии, воспитанию, образованию. Статьи о моде переводились из французских журналов и представляли собой подробное описание нарядов и аксессуаров. В 1883 году журнал «Модный свет» и слившийся с ним «Модный магазин» (1862) стали выходить в издательстве Гоппе под названием «Модный свет и модный магазин».

«Модный магазин». С 1862 по 1883 год раз в две недели выпускался журнал «Модный магазин». Издание было иллюстрировано и поделено на три раздела: моды и рукоделий, беллетристики, практических сведений. В первом отделе помещались описания новых нарядов для женщин, а также — впервые — для детей. Они сопровождались крупными цветными иллюстрациями, преобладавшими над текстовым содержанием. В отделе беллетристики размещались повести и рассказы приключенческого и салонного характера отечественных и зарубежных писателей. Для детей в журнале печатались сказки разных народов мира (немецкие, арабские и пр.) и дидактические сочинения («Невысказанная ложь», «Девочка перед зеркалом», «Несправедливость от предубеждения»). В разделе практических сведений публиковались педагогические и медицинские статьи, театральные обзоры, хроника происшествий, кулинарные и хозяйственные рецепты. Такая структура оказалась самой востребованной среди читательниц. Редакторами журнала являлись женщины: с 1873 по 1881 год «Модный свет» редактировала Ю.П. Померанцева, в 1902 году «Модный свет и модный магазин» возглавила С.И. Шишнарева, которая ранее работала в «Парижской моде».

«Новый русский базар». С 1867 по 1898 год семья Гоппе издавала журнал «Новый русский базар». Он выпускался трижды в месяц и традиционно имел два раздела: модный и литературный, где печатались светские новости и полезные советы, проза, поэзия, позднее – биографические очерки о поэтах и писателях. Затем появились разделы фельетона, рукоделия, библиографический, а также рубрика «Хроника женского дела», освещавшая проблемы общественных движений.
wiki.wildberries.ru
| Атеней | Москва | 1858—1859 | ежемесячно | неопределённая общепрогрессивная |
| Беседа | Москва | 1871—1872 | ежемесячно | журнал учёный, литературный и политический1 |
| Библиограф | Санкт-Петербург | 1869 | ежемесячно | рецензиях на книги, литературно-книжные новости |
| Библиограф | Санкт-Петербург | 1884— | историко-литературные и библиографические материалы, каталог новых книг, указатель статей в периодических изданиях | |
| Библиотека для чтения | Санкт-Петербург | 1834—1865 | ежемесячно | «журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод» |
| Богословский вестник | Москва | 1892—1918 | ежемесячно | богословие |
| Будильник | Санкт-Петербург, с 1873 — Москва | 1865—1917 | еженедельно | сатира и карикатуры |
| Вера и Разум | Харьков | 1867—1917 | богословие | |
| Вера и Церковь | Москва | 1899—1907 | богословие | |
| Вестник Европы | Москва | 1802—1830 | раз в две недели | литература, искусство, вопросы внешней и внутренней политики России, история и политическая жизнь зарубежных стран |
| Вестник Европы | Санкт-Петербург | 1866—1918 | ежеквартально, с 1869 года ежемесячно | история и политика |
| Военно-Медицинский Журнал | Санкт-Петербург | 1823—1917 | раз в два месяца | научно-медицинская |
| Вокруг Света | Санкт-Петербург, Москва | с 1861 с перерывами | от ежемесячной до еженедельной | «журнал землеведения, естественных наук, новейших открытий, изобретений и наблюдений» |
| Время | Санкт-Петербург | 1861—1863 | ежемесячно | литература и политика |
| Дело | ||||
| Древняя и Новая Россия | ||||
| Душеполезное чтение | Москва | 1860—1917 | богословие | |
| Европеец | ||||
| Железнодорожный курьер | ||||
| Женский Вестник | ||||
| Женское образование | ||||
| Живая старина | ||||
| Живописная русская библиотека | ||||
| Живописное обозрение стран света | ||||
| Журнал гражданского и уголовного права | ||||
| Журнал для акционеров | ||||
| Журнал для всех | ||||
| Журнал Журналов и Энциклопедическое обозрение | ||||
| Журнал мануфактур и торговли | ||||
| Журнал Министерства внутренних дел | ||||
| Журнал Министерства государственных имуществ | ||||
| Журнал Министерства народного просвещения | ||||
| Журнал Министерства путей сообщения | ||||
| Журнал полезных изобретений | ||||
| Журнал садоводства | ||||
| Заволжский Муравей | ||||
| Записки Императорского Русского географического общества | ||||
| Звезда | ||||
| Звёздочка | ||||
| Землеведение | ||||
| Земледелец | ||||
| Искра | ||||
| Исторический вестник | ||||
| Кормчий | Москва | 1888—1917 | богословие | |
| Маяк | ||||
| Мир Божий | ||||
| Мир искусства | ||||
| Миссионерское обозрение | Киев, с 1899 — Санкт-Петербург | 1896—1916 | богословие | |
| Москвитянин | ||||
| Научное обозрение | ||||
| Нива | ||||
| Осколки | ||||
| Отечественные записки | Санкт-Петербург | 1818—1884 с перерывами | ежемесячно | история, география, быт и нравы России; с 1839 — учёно-литературный и политический |
| Пантеон | ||||
| Пастырский собеседник | Воронеж, с 1888 — Москва | 1884—1910 | богословие | |
| Православное обозрение | Москва | 1860—1891 | богословие | |
| Православный собеседник | Казань | 1855—1918 | богословие | |
| Рассвет | ||||
| Репертуар | ||||
| Русская беседа | ||||
| Русская беседа | ||||
| Русская жизнь | ||||
| Русская жизнь | ||||
| Русская музыкальная газета | ||||
| Русская мысль | ||||
| Русская речь | ||||
| Русская речь | ||||
| Русская старина | ||||
| Русская сцена | ||||
| Русская школа | ||||
| Русский архив | ||||
| Русский вестник | ||||
| Русский охотник | ||||
| Русский спорт | ||||
| Русский филологический вестник | ||||
| Русский фотографический журнал | ||||
| Русское богатство | ||||
| Русское обозрение | ||||
| Русское сельское хозяйство | ||||
| Русское слово | ||||
| Русское экономическое обозрение | ||||
| Северный вестник | ||||
| Северный вестник | ||||
| Современник | ||||
| Странник | Санкт-Петербург | 1860—1917 | ежемесячно | богословие |
| Стрекоза | ||||
| Сын отечества | ||||
| Телескоп | ||||
| Тверские епархиальные ведомости | Тверь | 1877—1918 | богословие | |
| Филологическое обозрение | ||||
| Фотографическая Иллюстрация | ||||
| Христианское чтение | Санкт-Петербург | 1821—1918 | ежемесячно | богословие |
| Церковные ведомости с Прибавлениями | Санкт-Петербург | 1888—1918 | богословие | |
| Церковный вестник | Санкт-Петербург | 1875—1917 | богословие | |
| Чтения в Обществе любителей духовного просвещения | Москва | 1863—1917 | богословие | |
| Юридический вестник | ||||
| Юридический вестник |
www.turkaramamotoru.com
§ 2. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ РОССИИ. История русской культуры. XIX век
§ 2. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ РОССИИ
Наряду с книгой значительное место в общественной и культурной жизни России первой половины XIX века заняла периодическая печать. Если в XVIII веке степень ее развития была невелика, то уже в последующее десятилетие XIX века количество периодических изданий быстро возрастает. В 1809 году в России выходило 77 названий периодической печати. Однако этот количественный прирост происходил исключительно за счет Петербурга и Москвы. Что касается периферийной прессы, то первоначально она была незначительна: в 1813 году выходило всего 3 провинциальных журнала, в 1816 году их стало 7. И еще один фактор, характерный для периодической печати того времени, — журнальные издания в ней преобладали. Так, из упомянутых 77 изданий, выходивших в 1809 году, только 9 были газетами, остальные же — журналами.[115]
Большинство журналов начала XIX века издавалось кружками или обществами, примыкавшими к прогрессивному или реакционному литературному лагерю. Так, ряд изданий был связан с «Вольным обществом любителей российской словесности наук и художеств» (1801–1812). Это журналы «Северный вестник» (1804–1805), «Цветник» (1809–1810), «Свисток муз» (1802–1803), кружок «Беседа любителей русского слова» издавал «Чтения „Беседы любителей русского слова“», связан с ним был и другой журнал «Друг просвещения» (1804–1806). Наряду с частными появляются правительственные ведомственные журналы, это — орган министерства внутренних дел «Санкт-Петербургский журнал» (1804–1809) и журнал министерства просвещения «Периодическое сочинение об успехах народного просвещения» (1803–1819).[116]
Журналы первого десятилетия XIX века отличались недолговечностью, просуществовав один-два года, большинство изданий прекращалось. Журнальные номера выходили нерегулярно, часто с большим опозданием. Особой неаккуратностью отличался издатель петербургского журнала «Благонамеренный» поэт А. Е. Измайлов, который однажды был вынужден принести публике такого рода извинение за задержку очередной книжки журнала:
Как русский человек на праздниках гулял,
Забыв жену, детей, не только про журнал.
В следующее десятилетие количество журналов увеличивается почти вдвое. Стремление к общественной деятельности передовых кругов русского общества находит выражение в журналистской деятельности. Журнальные статьи становятся содержательнее, интереснее, затрагивают и политические вопросы. Огромное влияние на журналистику, как и в целом на культуру России, оказала Отечественная война 1812 года. Патриотический подъем, охвативший русское общество, частично отразился в создании ряда печатных органов, наиболее известным из которых стал журнал «Сын отечества» (1812–1839). В 1815–1825 годах он был самым влиятельным передовым журналом, близким по духу деятелям декабристских обществ. В это же время оформляются органы Декабристского направления — альманахи «Полярная звезда» (1823–1825) и «Мнемозина» (1824–1825). Что касается газет, то в первые годы XIX века выходили лишь две — «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости». Через несколько лет к ним прибавляется «Северная почта» или «Новая Санкт-Петербургская газета» — орган департамента почт и «Сенатские ведомости». В интересах петербургского купечества начинают издаваться «Санкт-Петербургские коммерческие ведомости» (1802–1810).
Содержание тогдашних газет, расположение публикуемого материала значительно отличались от современных. В газетах не было передовиц, подвалов, газетная полоса заполнялась разного рода небольшими текстами, преимущественно информативного характера. Например, официоз-газета «Санкт-Петербургские ведомости» публиковала после правительственных сообщений, циркуляров и всякого рода административной информации известия о жизни Петербурга и провинций, заграничные новости, а также в большом количестве объявления — о вызове кредиторов, наследников, прибытии иностранных судов, о новых книгах, издаваемых Академией наук и т. п. В газете «Северная почта» наряду с придворной хроникой, сообщениями о внешнеполитических событиях, печатались сведения о производстве в чины и назначениях по службе. Политические новости в газетах трактовались в строго монархическом духе, причем на первое место ставились династические новости и события. Затем шли сообщения о погоде, быте европейских народов, примечательных происшествиях.
Вторая четверть XIX века отмечена бурным развитием периодической печати. Это выразилось как в количественном росте изданий (например, в 1825 году возник 41 новый орган, а в 1832–53), так и в распространении их на периферии. В конце 20-х годов появляется ряд местных изданий, таких как журналы «Украинский вестник», «Украинский домовод», газеты «Одесский вестник», «Тифлисские ведомости», «Литовский вестник» и др. Часть из них издается при местных университетах, другие являются частными органами. 1838 год ознаменовался созданием губернских ведомостей, первыми из которых стали газеты Казанской, Астраханской, Киевской, Нижегородской, Ярославской и Слободско-Украинской губерний.
Другим отличительным моментом развития периодической печати во второй четверти XIX века является специализация издания. Нужды промышленности, сельского хозяйства и торговли вызывают к жизни ряд изданий экономического и информационного характера, таких как «Промышленный листок», «Посредник», «Земледельческая газета», «Листок промышленности, ремесел, искусств и фабрик», «Купец».
Затем, наряду с изданиями общего характера, появляются литературные журналы и газеты. В Петербурге выходят «Литературная газета», «Новости литературы», в Москве — «Московский телеграф», «Дамский журнал», «Московский наблюдатель» и др.
Во второй четверти XIX века несколько изменяется и вид изданий, особенно столичной прессы. Увеличились размеры газет, стали указываться авторы наиболее интересных и серьезных статей. Вводились новые рубрики:
«Смесь», «Нравы». Последнее нововведение было произведено издателем Ф. В. Булгариным на страницах его газеты «Северная пчела». Возрастали и тиражи популярных изданий. Так, например, уже упомянутая «Северная пчела» в 1829 году имела 2000 подписчиков. Однако стиль изложения в основном сохранялся. По-прежнему сообщения, касавшиеся внутренней или внешней политики, выдерживались в строго правительственном духе, политическую информацию газеты получали исключительно из министерства внутренних или иностранных дел, поэтому, естественно, подбор материала был тенденциозным. Наряду с официальными сведениями в печать попадало много непроверенных, а иногда и ложных сообщений. Достоверность информации не считалась обязательной, многие статьи начинались словами: «Говорят…», «Сказывают…», «Нам передавали…» и т. п. Так же, как в предыдущий период, большое место в газетах отводится описаниям разного рода необычайных фактов (о человеческих уродствах, редких явлениях природы, неведомых животных и т. п.), анекдотических происшествиях. Например, в № 104 «Северной пчелы» за 1826 год сообщалось, что в Вене часовой мастер изобрел механические башмаки, в которых можно пройти 3,5 версты за 5 минут. Как предвестник новой буржуазной эпохи, в газетах появляется реклама. И несмотря на то, что публикация частных объявлений была запрещена, издатели пользуются различными ухищрениями для того, чтобы их поместить. Так, в той же «Северной пчеле» между статьями литературного или политического характера красовались прославления самоваров, трактиров, средств против насекомых и т. п.
Несмотря на все несовершенство периодической печати того времени, рост ее в первой половине XIX века оказал огромное влияние на общественную и культурную жизнь страны. Подобно книге, газеты и журналы распространяли политическую, научную и культурную информацию, привлекали внимание современников к актуальным вопросам жизни России, наконец, просто приучали людей к постоянному чтению.
Журналы 30–40-х годов XIX века имели определенную программу, у них была своя аудитория, свой читатель. Они стали популярнее книги, сжато и последовательно излагая сущность различных литературных и общественных событий.
Наряду с книгами и журналами в России XVIII–XIX веков бытовал и еще один вид печатной продукции, предназначенный исключительно для неграмотного или полуграмотного населения. Это так называемые лубочные картины. Центром производства лубочной литературы в России была Москва. Именно отсюда шли в народ аляповатые лубочные картинки одно- и двухцветные с сопровождением стихотворного или прозаического краткого текста. Сюжеты и направленность лубочных картин были разнообразными: религиозные, нравоучительные, содержащие иллюстрации и тексты из житий святых, Евангелия; героические, воспроизводящие в значительной степени различные военные эпизоды. Были лубки и сатирического содержания. Так, в период войны 1812 года художник Венецианов создал ряд карикатур, высмеивающих французских захватчиков.
Лубочные картины продавались и в книжных лавках, и на ярмарках. Чрезвычайно дешевые, они охотно раскупались как приехавшими на ярмарку крестьянами, так и малоимущими жителями городов. Нередко лубочная картина, привезенная в деревню, служила единственной «литературой» нескольким поколениям.
Кроме лубочных картин, существовали и лубочные книжки. Среди них большой популярностью пользовались повести о Бове-королевиче и Еруслане Лазаревиче, «Повесть о милорде английском Георге» писателя Матвея Комарова, «Гуак или Непреоборимая верность» и др. В лубочных изданиях малоразборчивых и по большей части малограмотных читателей привлекали дешевизна, аляповатые, но яркие иллюстрации, а также занимательность содержания, романтизм сюжета, непохожесть книжной истории на повседневную тусклую или тяжелую жизнь.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
О чем писали журналы XVIII века • Arzamas
Как выглядели и о чем писали сатирические, модные и детские журналы екатерининских времен — от «Почты духов» до «Детского чтения для сердца и разума»
Подготовила Маша Устюжанинова
Торжественный обед в книжной лавке Александра Смирдина. Гравюра Степана Галактионова по рисунку Александра Брюллова. 1833 год Лист был приложен к альманаху «Новоселье» (СПб., 1833). Изображенный на гравюре обед был дан по случаю переезда лавки на Невский проспект. Среди изображенных — И. А. Крылов (на месте хозяина), А. Ф. Смирдин (стоит), далее вправо от Крылова — Д. И. Хвостов, А. С. Пушкин, П. А. Вяземский,
в центре — Н. И. Греч (стоит с бокалом в руке), левее цензор В. Н. Семенов, Ф. В. Булгарин и другие.
© ГМИИ им. А. С. Пушкина
Сатирические
«Почта духов»
Первый сатирический журнал, высмеивавший, помимо прочего, новомодные веяния, издавал в Москве Иван Крылов с 1789 по 1790 год. Всего вышло восемь номеров.
В журнале под видом переписки арабского волшебника Маликульмулька с эльфами, гномами и духами Крылов публиковал злободневные фельетоны, анекдоты, новеллы, стихи, рассказы и философские статьи. Известно, что половина писем представляет собой перевод сочинений французского просветителя Ж. Б. д’Аржана. Именно Крылов ввел в модные журналы прием описания щегольского мира, когда героями диалогов выступают вещи — шляпки, чепчики и косынки.
«Письмо XIV От гнома Зора к волшебнику Маликульмульку <…>Аглинская шляпка. Можно ли положиться на вкус модной торговки! Она всегда больше выхваляет те уборы, которые хочет скорее сбыть с рук! Она, без всякого сомнения, каждой женщине будет говорить, что этот убор к ней ужасть как пристал, хотя бы в нем казалась она совершенным страшилищем.Покоевый чепчик. Ну так пусть она полагается на вкус своего хорошего друга, то есть обладателя ее сердца».
«Лекарство от скуки и забот»
© imwerden.deЕженедельный журнал, выпускался Федором Туманским в Петербурге с 1786 по 1787 год, всего вышло пятьдесят две книжки. Журнал освещал самые разнообразные новинки: среди постоянных рубрик фигурируют «Редкости земного шара», «Моды и наряды», «Деяния добродетельных мужей», «Увеселения» и «Хозяйство». В разделе «Увеселения» помимо шуточных брачных объявлений и «Предсказательного месяцеслова» можно было прочесть стихи Крылова, Майкова и Сумарокова.
«„Предсказательный месяцеслов“ Ноябрь. Прекрасное время для ябедников, жатва для судей. — Во всей Германии несчастное время для гусей. — Простуды, кашель. — Шатанья мужчин и женщин, частые поцелуи».
«Сатирический вестник»
Первый сатирический модный журнал Николая Страхова выходил в 1790–1792 годах в Москве, всего вышло девять книжек. Журнал построен как собрание писем из разных городов и уездов, которые в шутливом тоне описывают местные модные нововведения. Автор высмеивает слепое следование моде: персонажи Страхова слишком ревностно следят за ее веяниями, отчего их жизнь превращается в театр абсурда.
«На сих днях наконец прибыл сюда из чужих краев сын богатого нашего помещика г. Безмозглова. Молодой Безмозглов во время путешествия и учения своего в чужих краях великие, как слух носится, приобрел познания, из числа коих наиглавнейшее состоит в том, чтоб не узнавать своих знакомых и почитать себя умнее всех. При нем находится ученый гофмейстер, нанятый за великую сумму денег, с тем чтоб он рассказывал и говорил за молодого г. Безмозглова о том, что он в чужих краях видел и чему научился; также чтоб все умные свои слова и рассуждения объявлял за слова и рассуждения г. Безмозглова; притом вдобавок извинял бы молчаливость его пред прочими тем глубокомыслием, которое произведено в нем великою его ученостию и долгим пребыванием в Англии».
«Карманная книжка для приезжающих на зиму в Москву»
Еще один журнал Страхова, полное название которого «Карманная книжка для приезжающих на зиму в Москву старичков и старушек, невест и женихов, молодых и устарелых девушек, вертопрахов и волокит, игроков и проч.», вышел в 1791 году в Москве в трех частях. «Карманная книжка» состояла из шутливых советов для приезжающих в Москву модников всех возрастов, желающих приобщиться к жизни местного бомонда. Советы сопровождаются шутливыми намеками на тщетность роскоши и украшательства. Страхов проходится по всем возможным сторонам светского быта, от покупок нарядов, шляпок и карет до карточных игр, обжорства, маскарадов и сплетен. Энциклопедичность охвата превращала журналы Страхова в настоящие комические путеводители по светской культуре.
«Как могли вы подумать вдруг показаться в общество, не бывши еще больными? Такое крепкое здоровье прилично одному только крестьянскому поколению».
«Переписка Моды»
Снова сатирический журнал Страхова о моде. Его полное название — «Переписка Моды, содержащая письма безруких Мод, размышления неодушевленных нарядов, разговоры бессловесных чепцов, чувствования мебелей, карет, записных книжек, пуговиц и старозаветных манек, кунташей, шлафоров, телогрей и пр.». Единственная книжка вышла в 1791 году. «Переписка Моды» подавалась автором как продолжение «Карманной книжки» и «Сатирического вестника». Книжка состоит из тридцати восьми шутливых писем, авторами которых выступают разные персонажи и вещи «моднаго века», собственно Мода, а также ее свита — Карточная игра, Непостоянство, Новомодный кафтан, Дуэли и прочие атрибуты светской жизни.
Сатирического эффекта Страхов добивался, оживляя, по примеру Крылова, модную атрибутику и заставляя ее вести диалоги, ездить в гости и давать балы.
«По вторникам, четвергам и воскресеньям съезжаются здесь в один дом галантерейные вещи, брилиянты, платья, наряды, шляпки, тупеи, ноги, руки и лица. По средам и пятницам свозят в некоторое место все свои уши и рты. <…> В понедельник и в субботу или закупают в руках достоинства, или с готовыми, севши на четыре колеса, приезжают в четыре каменные или деревянные стены, напичканные языками, ушами и глазами».
Литературные
«Московский журнал»
Главный литературный журнал конца XVIII века издавался Николаем Михайловичем Карамзиным в Москве в 1791–1792 годах. Журнал печатал оригинальные русские и переводные европейские тексты. Главным его нововведением был театральный отдел, где Карамзин лично рецензировал новые постановки и игру актеров. Литературная часть «Московского журнала» была в большой степени площадкой утверждения сентиментализма: тут печатались Стерн, Оссиан и сентиментальные повести самого Карамзина.
«„Утешение дружбы“ Плача, отчаяния и рыдания было много, но природа всему полагает предел. Слезы осушаются, горесть уступает необходимости, разум, давая чувствовать невозвратность потери, как бы поневоле обращает внимание к сохранению и наблюдению того, что остается нам в свете любезного».
Модные
«Магазин английских, французских и немецких новых мод»
Первый журнал на русском языке о моде состоял из переводов европейских модных изданий The Lady’s Magazine, Journal des Luxus und der Moden и других. Выходил в Москве в 1791 году. Если раньше модные наряды можно было посмотреть только на манекенах, которые перевозились из страны в страну и выставлялись в модных лавках, то теперь читатель получал не только цветные иллюстрации разодетых дам и кавалеров, но и изображения отдельных деталей гардероба, а также чертежи колясок, рисунки модной мебели, стульев, канапе, бюро и предметов интерьера. Примечательно, что и европейские модные обзоры не обходились без элементов сатиры, которую Крылов и Страхов сделали литературным приемом для своих журналов.
«Старинные женские головы, может быть, любили плавать, и потому нужны были шапочки корабликами, но нынешние головы имеют единственным своим основанием воздушную стихию и потому любят ветреность и парение по воздуху. Рогатая шапка также не может быть употребляема, ибо ныне на мужских лбах рога только терпимы».
1 / 3
Иллюстрация из журнала Journal des Luxus und der Moden. 1786 год© Wikimedia Commons
2 / 3
Иллюстрация из журнала Journal des Luxus und der Moden. 1787 год© Wikimedia Commons
3 / 3
Иллюстрация из журнала Journal des Luxus und der Moden. 1789 год© Wikimedia Commons
«Магазин общеполезных знаний и изобретений с присовокуплением Модного журнала, раскрашенных рисунков и музыкальных нот»
Журнал издавался музыкально-издательской фирмой И. Д. Герстенберга и И. В. Гесслера в Санкт-Петербурге с 1795 года. Он открывался общественно-политическими новостями, за которыми в большом количестве следовали советы по садоводству («Способ к осени вырастить розы»), ведению домашнего хозяйства («Наставление, как сделать и употреблять кровать»), разные заметки о красоте и моде («Сравнение французов с англичанами в щегольстве», «О красных волосах») и этнографические зарисовки («Китайские похороны»). Заканчивался журнал модными картинками и нотами.
«Итак, все свойства доброго сердца можно найти в красноволосых женщинах; с чем сравнить такое благополучие! — Посредством тончайшего и нежнейшаго телеснаго сложения, чувствуют такие особы всякую вещь с большею живостию и проницательностию».
Женские
«Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета»
© mediamuseum.guru.ru
Первый литературный журнал для женщин (посвящение гласит: «Прекрасному полу усерднейше посвящают издатели») издавался сначала в Петербурге, а затем (с 1779 года) Новиковым в Москве. Всего вышло двенадцать книжек. Журнал сочетал развлекательное направление — литературные тексты для «легкого чтения» — с воспитательной функцией: помимо любовно-идиллической лирики там печатались и наставительные притчи Сумарокова, и нравоучительная «Повесть о Евгении, или Торжество добродетели над честолюбием». К каждой книжке журнала прилагались картинки с модными нарядами, что и оправдывало его название.
Подражайте вы природе, Рвите в младости цветы, И живя в драгой свободе, Плод вкушайте красоты.
Поздно будет веселиться, Как простынет в сердце кровь, Кто совет дает любиться, Сам тот чувствует любовь.
Детские
«Детское чтение для сердца и разума»
© library.mpgu.eduПервый развлекательный журнал для детей выходил в университетской типографии в Москве в 1785–1789 годах в качестве приложения к «Московским ведомостям». Детям для чтения предлагались переводные художественные тексты воспитательного толка, собственно небольшие назидания и разные естественнонаучные материалы: «О стихиях», «О системе мира», «О солнце», «О земле», «О слоне» и т. п. Все это сопровождалось соответствующими «воспитательными» библейскими цитатами. С 1787 года журнал заполнялся сентиментальными повестями в переводе Карамзина.
«Искусный, честный и трудолюбивый человек всегда может нажить довольно денег. А хотя он должен бывает жить и в беспрестанной бедности, однако не почитает себя несчастным. Он всегда имеет друга, который его одобряет. Сей друг есть его совесть».
arzamas.academy










