Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Российские журналы начала XX века. Журналы в россии начала 20 века


Российские журналы начала XX века

 Российские журналы начала XX века

Российские журналы начала XX века

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Научно-популярные журналы России
  • Журналы Санкт-Петербурга

Смотреть что такое "Российские журналы начала XX века" в других словарях:

  • Российские журналы начала XIX века — «Аполлон» «Весы» «Вестник тверской кооперации» «Винокурение» «Землеведение» «Земледелец» «К свету» «Колотушка» «Спутник чиновника» …   Википедия

  • Российские журналы XIX века — Список журналов, издававшихся в Российской империи в XIX веке …   Википедия

  • Журналы России — …   Википедия

  • Журналы музыкальные —         (от франц. journal, первоначальное значение дневник; нем. Zeitschrift; англ. magazine) периодич. издания, посв. вопросам муз. иск ва. Выходят еженедельно, ежемесячно, поквартально в виде отдельных книжек, тетрадей, обычно большого формата …   Музыкальная энциклопедия

  • Новомученики Российские — Собор святых новомучеников и исповедников российских  российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; название праздника в их честь. Включает в себя Собор новомучеников …   Википедия

  • Новомученики и Исповедники Российские — Собор святых новомучеников и исповедников российских  российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; название праздника в их честь. Включает в себя Собор новомучеников …   Википедия

  • Новомученики и исповедники российские — Собор святых новомучеников и исповедников российских  российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; название праздника в их честь. Включает в себя Собор новомучеников …   Википедия

  • Изобретатель и рационализатор — Специализация: журнал изобретателей и рационализаторов Периодичность: ежемесячный Язык: русский Адрес редакции: 119454, Москва, пр.Вернадского,78, строение 7 тел. (495) 434 8343; факс. (495) 434 8343 Главный редакто …   Википедия

  • Двоевластие — действие параллельных общественных систем в России в период между Февральской и Октябрьской революциями: (1) системы, связанной с официальной властью органами Временного правительства, регионального и городского управления, политическими и… …   Википедия

  • Цензура в Российской империи — Цензура По странам Цензура по странам По отраслям Цензурирование Интернета Запрещённые книги Сожжение книг По методам …   Википедия

dic.academic.ru

Журналы 20 века | Разные Люди

podpiska

Постоянно развивающиеся технологии позволяют нам получать нужную и полезную информацию быстро и без особых проблем. Интернет сделал нашу жизнь в информационном плане более насыщенной. Теперь мы способны не только вовремя без особых промедлений раздобыть интересующий нас материал, но и чаще всего, минуя редакторов и цензуру, заявить о себе, своих мыслях, планах, возможностях и способностях на весь мир. И не просто заявить, а моментально получить ответ от этого самого мира о том, что он думает о наших планах.

Раньше это сделать было гораздо сложнее. При помощи телевидения, конечно, можно было узнать что-нибудь новенькое и полезное для себя. Но опять же в ограниченном количестве, не так оперативно, как хотелось и, естественно, в тщательно обработанном цензурой варианте. О том, чтобы беспрепятственно попасть «в телевизор» речи вообще не шло.

Одним из основных источников получения информации на тот момент являлись печатные издания. В частности всевозможные журналы на любые интересующие населения темы. Должна отметить, что, на мой взгляд, выбор был очень неплохой. Оставалось только оформить подписку и ждать когда в почтовый ящик опустится полюбившееся издание.

Вот некоторые из тех журналов, которые традиционно из года в год выписывала наша семья. Первыми я выложила те, которые интересовали лично меня.

В середине восьмидесятых я была подростком. Бредила кинематографом и театром. И это понятно. Так как мечтала я стать не меньше чем знаменитой актрисой. Не ошибусь, если скажу, что стать актрисой желали многие мои сверстницы.

Каждый журнал я с нетерпением  ждала, читала от корки до корки. Поначалу хранила каждый выпуск, а когда их стало слишком много, вырезала самые интересные статьи и вклеивала их в специальную тетрадочку. Мало того. Стены моей комнаты были обклеены портретами известных людей. Такие портреты были приятным дополнением к каждому журналу.

Журналы 20 века

ekran1985

teatr456

ekrandetyam

Практически каждая семья выписывала следующие журналы. В них было все необходимое для красоты лица и тела, уюта в доме, общения друг с другом. У меня сохранились некоторые вырезки с кулинарными рецептами из тех журналов. Должна отметить, что практически все из них дружно перекочевали в интернет.

krestyanka86

rabotnica84

20150818-IMG_5331

20150818-IMG_5332

20150818-IMG_5339

zdorovie86

Естественно, что не хлебом единым жив человек. Многие из нас выписывали журналы для души и интеллектуального развития. А журналы с новыми литературными работами всегда ценились особо.

ogonek81

romangazeta

chelovekizakon

gdst456

gfrj63

krokodil84Понятно, что это не все журналы, которые читала наша семья в те годы. Приходилось выписывать и не самые достойные по содержанию и оформлению экземпляры. Но такие журналы были во все времена. Теперешнее время не исключение.

А какие журналы 20 века любили читать вы или ваши родители?

raz-lyudi.ru

История отечественной журналистики XX века

кого развития. Славянофилы идеализировали допетровскую Русь

имечтали о патриархальных отношениях между крестьянами и дворянством, царем и православной церковью. В России, утверждали они, не будет ни революций, ни капитализма, ей чужды учения социалистов и западная философия, оторванная от веры. В сельской общине они видели оплот и залог будущего России. Будущие консерва- тивно-монархическиепартии будут энергично пропагандировать славянофильскую формулу «Царю – власть, народу – мнение», их идеи соборного единения народа и ликвидации бюрократического «средостения».

Идейным преемником славянофильства стал московский лите- ратурно-политическийжурнал «Русское обозрение». Появившись в 1890 г., он стал одним из центров политического объединения людей крайне правых взглядов.

Целью журнала, по мнению московских интеллектуалов, являлась идея объединения усилий тех, кто еще не порвал духовной связи с основами русской национальной триады – «православие, самодержавие, народность», – в борьбе против безверия, политической фронды

икосмополитизма, особенно за умы молодежи. Редактором вначале был известный философ и поэт князь Д. Н. Цертелев, а затем – при- ват-доцентМосковского университета А. А. Александров, за ним – А. В. Филиппов. В 1901 и в 1903 гг. журнал переживал финансовые трудности. По ходатайству Победоносцева Николай II дважды выделял деньги из личных средств на поддержку журнала, значительную сумму внесла и вдовствующая императрица Мария Федоровна.

Идейным вдохновителем журнала был известный русский писатель, литературный критик, социолог, философ и публицист К. Н. Леонтьев. Его относят к поздним славянофилам, или неославянофилам.

Притягательность личности К. Н. Леонтьева и привлекательность его идеалистических концепций создали вокруг него некий ореол учителя, к которому тянулась консервативно настроенная молодежь, в том числе Л. А. Тихомиров, В. А. Грингмут, А. А. Александров, Ю. Н. Говоруха-Отрок,В. В. Розанов, священники Иосиф Фудель и Иоанн Соловьев, которые и составили костяк журнала «Русское обозрение».

«Московские ведомости». Главным идейным вдохновителем и прямым предшественником будущего черносотенного движения по праву считается М. Н. Катков и редактируемые им «Московские ведомости». Газета «Московские ведомости» принадлежала Московскому университету и сдавалась издателю в аренду. Для нее, как и для«Санкт-Петербургскихведомостей», были определены правительственные контрактные привилегии, которые составляли значительную постоянную, но скрытую субсидию.

studfiles.net

Ответы на вопрос "Толстые» публицистические журналы начала XX века. Общая ..."

Начиная с 60-х годов 19 в. основными объединяющим центром общественной и политической жизни - "толстый журнал", ежемесячник, как паровоз тянули за собой поэзию и прозу.

Общественная мысль на два лагеря - либеральный (прогрессивным) и консервативный (реакционный).  – журнал- единственным поставщиком и художественной литературы, и  сведений о злободневных событиях, и сообщений о достижениях науки.

почти целый век был господствующим в системе русской журналистики типом периодического издания. С

озданный Карамзиным и Каченовским журнал «Вестник Европы» - первым классическим.

перепечатывая выписки из 12 европейских газет, быстро приобрел характерные для последующих толстых журналов отделы: беллетристика и критика, политический и научный. Профессиональные интересы издателя Каченовского – проф.МГУ, историка – вывели на первый план научные отделы.

разновидность – «энциклопедический толстый журнал». Наиболее - О. Сенковского «Библиотека для чтения». -  ориентировался на парижскую «Bibliotheque Universelle» (универсальную библиотеку), - значительную трансформацию, превратившись в журнал «обычного русского типа».

 «Московский телеграф», «Телескоп», «Библиотека для чтения» - энциклопедическими журналами. акцент на просвещении своих читателей, знакомили их с достижениями научной мысли. «

обо всем и для всех

на первый план - политическая газета, материалы которой печатаются в публицистических отделах: «Внутреннее обозрение», «Иностранное обозрение», «Провинциальное обозрение», «Из общественной жизни» и др. жанр обозрения.

                                  

ТЖ  активно диктовал свои требования к литературному материалу, помещенному в номере. Соотношение отделов, роль беллетристики, политических известий и энциклопедических публикаций в составе номера помогают определить характер рассматриваемого журнала, отнести его к энциклопедическому, публицистическому или литературному подтипу.

 

1892 - журнал «Мир божий». Задуман как издание «для юношества и самообразования». - превратился в общественно-политический и лит. толстый журнал.

 

Журнал «Жизнь», созданный как журнал для семейного чтения,

 «Образование», (в начале «Женское образование»), в кон.19 в. -  неизбежно трансформировались в традиционные толстые издания.

 

Но на рубеже XIX и XX вв. развитие газет отодвинуло журнал.

слышались разговоры о смерти подобного типа изданий.

Основной упрек– медлительность и громоздкость. Убыстрившийся ритм исторического развития, усложнение общественной жизни, рост грамотности населения привели к значительному увеличению читательской аудитории, которую интересовал более широкий круг не только общественных, но и научных и культурных проблем.

«Вестник знания», «Вестник и библиотека для самообразования», «Знание для всех», «Вокруг света», «Природа и люди» в XX в. -  решали энциклопедические задачи.

Перед первой русской революцией- заставило толстые журналы вновь сконцентрировать внимание на осмыслении происходящего. практически вся пресса была политической, а журналы приобрели публицистический характер. Но развитие политических газет, особенно партийных органов, составляло журналу серьезную конкуренцию.

Возникновение новых литературных течений и школ, вызвавших большой общественный резонанс и обострение литературной борьбы. Для решения сложных эстетических вопросов больше подошли «журналы-манифесты», «Мир искусства», «Новый путь», «Весы» и др.

Художественные произведения начали печататься не в журналах, а в альманахах, выпускавшихся многочисленными издательствами, вокруг которых группировались писатели разных направлений. Сборники издательств «Знание», «Шиповник», «Северные цветы», «Скорпион» и многих других давали возможность показать свое творчество без идеологической «добавки», привнесенной направлением журнала. Художественная литература,постепенно уходила из из ТЖ, так как там ей становилось тесно.

В период классовых боев, Первой мировой войны, революций публицистические статьи выходили на первый план. Уходят из ТЖ театральные и художественные рецензии: развитие театра и изобразительного искусства, усложнение эстетических споров и в этих областях способствуют формированию специальных изданий – театральных, художественных, музыкальных и т.д.

Нач. 20в..  - быстро прошел все этапы развития этого типа издания: от энциклопедического к публицистическому. Но в прошедшем веке каждый этап занимал 30–40 лет, в начале нового – подтип журнала изменялся за 5–10 лет.

ТЖ не умер, не исчез, а еще раз доказал жизнеспособность «обычного русского» издания в качественно изменившейся системе журналистики.

отошедший в тень в период общественных потрясений толстый журнал вновь занял свое место в период затишья реакции, когда настало время углубленного анализа пережитых революционных бурь: журнал этого типа еще раз доказал, что именно он наилучшим образом приспособлен для такой работы.

Классическому типу толстого журнала в XX в. остались верны «Вестник Европы», «Русское богатство», «Русская мысль», «Мир божий», «Современный мир» и другие издания, но под влиянием общественных потребностей они вынуждены были изменяться.

www.konspektov.net

Русская журналистика начала 20 века

Русская журналистика начала 20 века

Реферат

Русская журналистика начала XX века

Содержание

1. С чего всё начиналось

2. Представители новой журналистики

2.1 Влас Михайлович Дорошевич

2.2 Александр Валентинович Амфитеатров

2.3 Владимир Алексеевич Гиляровский

Заключение

Список используемой литературы

1. С чего всё начиналось

Временные рамки понятия «русская журналистика начала XX века» гораздо шире чем само понятие. Этот период начался ещё в 90-е годы XIX века. Именно тогда в России на почве народнических идей и волнений, на почве недовольства самодержавием начала зарождаться новая культура. В литературе появились новые направления, новые лица, новые идеалы. Всё это не могло не сказаться на журналистике, ведь во все времена литература и журналистика были связаны между собой пусть и невидимыми, неощутимыми, но в тоже время неразрывными нитями.

В 1890-е годы большое влияние на Россию оказал капиталистический путь развития Западной Европы. И наша страна тоже избрала этот путь и быстро шла по нему, догоняя Европу. В это время основой для создания нового мировоззрения русская интеллигенция обратилась к учению Карла Маркса. И на фоне новых революционных идей, социальных проблем, столкновений различных слоёв общества внутри страны образовался лагерь «революционных марксистов», который возглавили Георгий Плеханов и Владимир Ленин (Ульянов). Точку зрения «революционных марксистов» разделяли также Пётр Струве, Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Михаил Туган-Барановский и многие другие. Все эти люди активно работали в российской журналистике.

2. Представители новой журналистики

Пётр Струве в 90-е годы редактировал журналы «Новое слово» и «Начало». Эти журналы вошли в историю прессы как издания «легального марксизма». Также он активно сотрудничал с изданиями «Жизнь» и «Мир божий». А в 1902 году под его руководством был создан заграничный журнал «Освобождение», который объединил вокруг себя будущих кадетов. Заслугой Струве является и появление первого в своём роде российского политического еженедельника «Полярная звезда». А в 1908 году он стал во главе солидного толстого ежемесячника «Русская мысль».

Еще одним из людей «нового времени», говоривших о необходимости переосмыслить наследство предков, изменить отношение к религиозным проблемам, был Василий Васильевич Розанов, русский публицист философ и писатель. Поле творческой деятельности этого человека было чрезвычайно широким. Он публиковался в газетах и журналах самого разного толка. По данным «Словаря псевдонимов» И.Ф. Масанова, он печатался под 47-ю псевдонимами, самый известный среди них – В. Варварин. «Сотрудничал я, - вспоминает В. В. Розанов, - в очень многих газетах и журналах, - всегда без малейшего внимания к тому, какого они направления и кто их издаёт. Все относились ко мне очень хорошо.»[1] Этим Розанов нарушал принцип, строго соблюдавшийся в журналистике XIX века, - писатель, сотрудничавший в одном, наиболее близком ему по идейному направлению органе прессы, не мог переходить в другой журнал или газету, так как это означало смену идейной ориентации автора. Но уже в XX веке этот принцип утратил свою актуальность.

Но Струве и Розанов были ещё в какой-то мере под влиянием старых устоев и традиций, хотя и активно пропагандировали новые идеалы, открывали «новый мир» на рубеже веков. Они и их единомышленники лишь подготавливали почву для своих последователей, а новая литература и журналистика полностью развернулась уже в 1910-20 годах. Новый век дал России множество талантливых писателей и публицистов, если говорить обо всех, то это займёт слишком много времени. Поэтому я остановлюсь лишь на самых ярких и знаменитых личностях того времени.

2.1 Влас Михайлович Дорошевич

Влас Дорошевич работу в газетах начал, ещё будучи учеником московской гимназии. В 17 лет он был репортером «Московского листка», «Петербургской газеты», писал юмористические статейки в «Будильнике». Широкая известность пришла к нему во время работы в 1890-х годах в одесских газетах. Молодой журналист обратил на себя внимание остроумными, хлесткими фельетонами. «Изюминкой» его статей была так называемая «короткая строчка». Он ввел в дореволюционную печать стиль короткой, не знающей дополнительных предложений, афористической фразы. Нападая на провинциальные власти, Дорошевич никогда не поднимался выше умеренного либерализма, в политике всегда был обывателем. Хлесткая фраза составила ему репутацию смелого обличителя провинциальных нравов, власти смотрели на него как на опасного публициста и побаивались его обличительных, правдивых статей. За его умение писать чётко, верно, с юмором Дорошевича «короновали» и присвоили звание «король русского фельетона».

В 1901 году Влас Михайлович заключил договор о сотрудничестве с «Русским словом», куда его пригласили на должность редактора. Но к работе в этой московской газете он приступил только в январе 1902 года. До этого Дорошевич был занят в газете «Россия». При подписании договора с И. Д. Сытиным, владельцем «Русского слова» «король русского фельетона» выдвинул три условия: 1-е – удалить всех сотрудников, известных своими редакционными взглядами; 2-е – газета «Русское слово» не должна напоминать журнал «Русское слово» Д.И. Писарева и других нигилистов 60-х годов; 3-е – предоставить редактору полную автономию. На последнем пункте Дорошевич настаивал особо. И уже занимая должность редактора, он никому, даже Сытину, не позволял вмешиваться в дела издания. Владимир Гиляровский в своей книге «Москва газетная» пишет о Дорошевиче как о прекрасном и талантливом редакторе, говорит о том, что в период его работы газета не только ожила, но и засверкала. Нужно сказать, что до этого «Русское слово» было абсолютно неинтересным и неприбыльным, так как всерьёз им никто не занимался, и Сытин даже хотел его продать, но не находилось покупателей. Но с приходом Власа Дорошевича всё изменилось. «Он увеличил до небывалых размеров гонорары сотрудникам, ввёл строжайшую дисциплину в редакции и положительно неслыханные в Москве порядки, должно быть, по примеру парижских и лондонских изданий, которые он осматривал во время своих частых поездок за границу. Дом для редакции был выстроен на манер большой парижской газеты: всюду коридорная система, у каждого из крупных сотрудников – свой кабинет, в вестибюле и приёмной торчат мальчуганы для посылок и служащие для докладов; ни к одному сотруднику без доклада войти нельзя.»[2]

Гиляровский и сам работал в «Русском слове», но лишь по просьбе Власа Михайловича, так как они были близкими друзьями. По воспоминаниям современника Дорошевича, как начальник тот был очень строг, но и самому себе он не делал поблажек. Если нужно, то оставался в редакции до поздней ночи и не уходил оттуда: лично просматривал все гранки и ждал выхода номера. «Гордый и самолюбивый всевластный диктатор «Русского слова», он привык благодаря слишком подчёркнутому «уважению» окружающих лиц к своей особе требовать почти молчания в своём присутствии. Его даже побаивались.»[3] Но, несмотря на всю его суровость в рабочей обстановке, в жизни Дорошевич был милым и весёлым собеседником. Его рассказы всегда были полны блестящего остроумия.

2.2 Александр Валентинович Амфитеатров

Александр Амфитеатров окончил юридический факультет Московского университета в 1885 году. С 1882 г. сотрудничал в журналах «Будильник», «Осколки», газете «Русские ведомости». Ещё одним интересны фактом его биографии является то, что Александр Валентинович был оперным певцом, и его даже зачислили в труппу Мариинского театра. Но карьеру тенора он оставил и полностью посвятил себя журналистике и литературе.

Амфитеатров сотрудничал с газетой «Новое время» с 1892 по 1899 год. А в 1899 году вместе с Власом Дорошевичем он создал газету «Россия». Эта газета стала настоящей сенсацией своего времени. О её появлении до самого дня выпуска ничего не было слышно, но это не помешало газете снискать любовь читателя. Это издание создавалось как альтернатива суворинскому «Новому времени». Надо сказать, что в период создания газеты отношения между Амфитеатровым и А. С. Сувориным были испорчены, что тоже повлияло на характер «России». Отчасти, целью редакции была задача сделать газету, которая бы ни в чем не уступала «Новому времени» и даже превосходила его. Официально редактором-издателем «России» был Г. П. Сазонов, но фактически всем заправлял Амфитеатров. Также Александр Валентинович заведовал литературным, политическим и общественным отделами. Для того чтобы найти удачную тему, ему не требовалось много времени, достаточно было случайно услышанной беседы, какого-нибудь незначительного, но интересного происшествия.

Работа в «России» стала одним из самых ярких и плодотворных периодов в жизни Амфитеатрова. Его фельетоны привлекали внимание читателей, газета шла нарасхват. Но не менее популярны были и фельетоны Дорошевича. Благодаря уникальному составу редакции, куда входили В. А. Гиляровский, В. М. Дорошевич, Г. П. Сазонов, Ю. Д. Беляев и многие другие газета была очень интересной и явила собой «тип, новый для русской журналистики»[4]. От журналистики прошлых лет этот «новый тип» отличался двумя основными чертами: своеобразием аудитории (газета была направлена на широкие, «уличные» массы людей) и совершенно особой манерой подачи материала (живые, бойкие фельетоны-сенсации в основе всех публикаций). Благодаря всему этому «Россия» имела огромный успех перед первой русской революцией, так как в этот период повысился интерес к общественным проблемам. Театральный критик и журналист А. Р. Кугель так сказал о «России»: «Она была ещё развязнее, чем «Новое время», ещё бойчее, и в то же время будто бы была газета либеральная»[5]. Надо отдать должное Амфитеатрову: он достиг своей цели – он превзошёл «Новое время».

Но за свою излишнюю смелость Александру Валентиновичу пришлось поплатиться не только своей свободой, но и существованием газеты. В один из номеров «России» цензура пропустила по невнимательности фельетон Амфитеатрова «Господа Обмановы». Это была злая, язвительная, но очень остроумная и блестящая пародия на царскую семью. И, несмотря на то, что цензоры не заметили в этом фельетоне ничего запретного (хотя трудно не заметить одного сходства фамилий: Романовы – Обмановы, не говоря уже о содержании фельетона), сам император Николай II понял, о чём идёт речь, и это привело его в крайнее негодование. В 1902 году «Россия» была закрыта, а Амфитеатров отправлен в ссылку, в Минусинск.

Но и в ссылке публицист продолжал работать. Под различными псевдонимами он печатался в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Руси», «Русском слове» и других газетах. Практически сразу после ссылки ему пришлось уехать во Францию, но и там он не оставлял журналистского дела. Под его руководством в 1906-07 годах выходил журнал «Красное Знамя», кроме этого он редактировал журнал «Современник» и работал над историческими романами. В 1916 г. Амфитеатров вернулся в Россию, возглавил отдел публицистики газеты «Русская Воля», сотрудничал в газете «Петербургский Листок», журналах «Нива», «Огонёк», редактировал журнал «Бич». В начале 1917 г. в административном порядке его выслали, казалось бы, что в Россию ему в скором времени вернуться не удастся. Но благодаря Февральской революции Александр Валентинович не доехал до места назначения и вернулся в Петроград. И до конца своих дней он посвятил себя журналистике и писательству, а также, с ликвидацией свободной печати, преподавал литературу в Педагогическом институте, в женской гимназии.

2.3 Владимир Алексеевич Гиляровский

Владимир Алексеевич Гиляровский – один из самый интереснейших людей не только в русской, но и в мировой журналистике. Его творчество, его книги поражают и удивляют читателя своей яркостью, живостью, насыщенностью. Они интересны и сегодняшнему читателю. Но не менее интересна биография и самого Владимира Алексеевича. Этот человек – легенда в среде журналистики.

Родился Гиляровский в глухих Сямских лесах Вологодской губернии. Любовь к литературе была привита ему с самого детства. Мать Владимира долгими зимними вечерами иногда читала вслух Лермонтова и Пушкина, да и сама писала стихи. Отец тоже часто читал вслух стихи, а бабушка, сидя по вечерам за работой, пела казачьи песни.

В 1871 году Гиляровский ушёл из дома после неудачного экзамена, и началась его жизнь, полная приключений и скитаний. Позднее он напишет книгу о своей жизни и так и назовёт её – «Мои скитания». А писать ему действительно было о чём, ведь чего он только не видел в своей жизни! Был и бурлаком, и циркачом, и актёром, работал на белильном заводе, объезжал диких лошадей в степях… Но во всю эту насыщенную событиями жизнь Гиляровский смог уместить и профессию журналиста.

Вплотную он занялся писательством в 1881 году, после того, как забросил театральное поприще. Сначала он печатался в «Русской газете». Но вскоре ушёл оттуда, так как работы там практически никакой не было. И вот, что пишет сам Гиляровский об этом издании: « «Русская газета» - было весьма убогое, провинциального вида издание, почти не имевшее подписки, не имевшее розницы и выплакивавшее у фирм через своих голодных агентов объявления, номинальная цена которых была гривенник за строку, а фирмы получали до 70 процентов скидки»[6]. Сразу после «Русской газеты» Владимир Алексеевич перешёл на работу в «Московский листок». Эта газета относилась к разряду изданий с сомнительной репутацией, серьёзная публика такого не читала. Но недостатка читателей у неё не было. Главной причиной этого были репортажи и заметки, которые появлялись на страницах газеты сразу же после происшествий. «Уже в первый год издания «Московский листок» заинтересовал Москву обилием и подробным описанием множества городских происшествий, как бы чудом на другой день попадавших на страницы газеты»[7], - пишет об этом в своей книге Гиляровский. И опытный, хотя и безграмотный, редактор Н. И. Пастухов в скором времени вывел газету на нужный уровень и поставил её выше прочих бульварных изданий. Газету любили, ей доверяли, хотя основной аудиторией и оставались охотнорядцы, лавочники, извозчики и прочий люд. Репортажи Гиляровского неизменно производили фурор. Он зачастую писал о том, о чём не осмеливались упоминать в других газетах. Поэтому после серии репортажей о пожаре на фабрике Морозовых редактор газеты был вынужден скрывать настоящее имя автора, все материалы печатались лишь под псевдонимами. В конце концов Владимир Алексеевич был вынужден покинуть газету и в 1884 году начал работать в «Русских ведомостях».

«Русские ведомости» была газетой особого типа, она не принадлежала к бульварным изданиям и абсолютно не была похожа на них.

« – Наша профессорская газета, - называла её либеральная интеллигенция.

- Крамольники! – шипели черносотенцы.

- Орган революционеров, - определил департамент полиции.»[8]

Единого мнения об этой газете не было, но она и не принадлежала для широкого круга читателей в отличие от того же «Московского листка». Её создателями и читателями была интеллигенция. Основал газету писатель Н. Ф. Павлов, но после смерти основателя она перешла к секретарю редакции Н. С. Скворцову, который с достоинством продолжил начатое. «Русские ведомости» с самого начала была идейной газетой, а не случайным рекламным коммерческим проектом. Газета являлась противовесом правительственным «Московским ведомостям». И поэтому цензура просто наседала на неё, преследовала и следила за каждой буквой, за каждым напечатанным словом. Зачастую запрещали розничную продажу, безо всяких на то причин и объяснений.

Но, несмотря на все гонения и невзгоды, «Русские ведомости» были любимы своими читателями. И в 80-е годы газета переживала свой расцвет, в газете работали самые известные люди русской литературы, в том числе пригласили и Гиляровского, чтобы оживить московский отдел газеты. «Счастливое время моей работы было тогда в «Русских ведомостях», которое я вспоминаю с удовольствием»[9], - говорил сам репортёр. Гиляровский весь отдавался этой газете, его репортажи были всегда интересны и на шаг вперёд других, поэтому зачастую «Русские ведомости» были вне конкуренции. Владимира Алексеевича не зря прозвали московским королём репортажей. Он всегда знал все последние городские новости, что и где произошло. И это неудивительно, ведь с кем он только не водил знакомств и ото всех умел получать нужную информацию. В трущобах, в том числе и на Хитровом рынке, среди его знакомцев были самые отчаянные бродяги, которые сообщали ему сенсации преступного мира. О пожарах, по приказанию брандмайора С. А. Потехина, он узнавал из повесток, да и среди работников железной дороги у Гиляровского тоже были свои агенты, которые сообщали обо всех происшествиях и крушениях поездов. Зачастую репортажи Гиляровского пытались оспаривать, подавали в суд, но из обвинителей так ни одного дела никто и не выиграл, так как все публикации были основаны на одной лишь правде без малейшего вымысла. Один из самых известных его репортажей «Ходынская катастрофа» вызвал множество кривотолков и пересудов. Никто не мог поверить, что человек, побывавший в самом центре этого кошмара, вышел оттуда живым и невредимым, да ещё и написал об этом.

Помимо серьёзных репортажей Гиляровский писал и юмористических изданий «Осколки», «Будильник», «Развлечение». Также он публиковался в «Русской мысли» и писал книги. И уже в 1887 году была готова для печати его книга «Трущобные люди». Но в ходе обыска её изъяли и не пустили в печать. После Октябрьской революции Гиляровский пишет для газет «Известия», «Вечерняя Москва», «Прожектор», «Огонёк». В 1922 году издаёт поэму «Стенька Разин». В этот же период вышли его книги: «От Английского клуба к музею Революции», «Москва и москвичи», «Мои скитания», «Записки москвича», «Друзья и встречи».

Заключение

В конце XIX – начале XX века газет выпускалось множество, но лишь немногим удавалось снискать любовь широкой аудитории. Большинство газет были известны лишь небольшому кругу читателей. Например, несмотря на то, что «Московские ведомости» были правительственным органом, их читали в основном люди из сословия повыше, чем простые рабочие и ремесленники. «Русские ведомости» были газетой интеллигенции и имели широкую известность только в своих кругах. Множество бульварных, рекламных газет то появлялись, то исчезали, не заостряя на себе пристального внимания читателя. «Россия»… Да «Россию» любили, ценили, но из-за острого фельетона Амфитеатрова ей не пришлось долго радовать своего читателя. Пожалуй, из всех существующих в то время газет особо ярко вырисовывался «Московский листок». Всего через три года после выхода первого номера его тираж составил более сорока тысяч экземпляров, в то время как «Московские ведомости» печатались тиражом в четыре тысячи, а «Русские ведомости» - в десять тысяч.

Но газеты сами по себе не появлялись. За рождением каждого номера стояла работа множества людей. В начале XX века были действительно талантливые писатели и журналисты. Они любили своё дело, полностью отдавались работе. Да и постоянные перемены, революционные настроения народа давали множество тем для творчества. И благодаря всему этому сложилась совершенно особая атмосфера тех времён - атмосфера запрещённой свободы. Даже под страхом ссылки люди писали книги, статьи, письма, издавали газеты. И они были действительно счастливы, несмотря на притеснения власти и цензуры.

Список используемой литературы

1. Махонина С.Я. История русской журналистики начала XX века: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2002.

2. Гиляровский В.А. Москва газетная; Друзья и встречи. – Мн.: Наука и техника, 1989.

3. Русская журналистика и литература XIX в. Под ред. Э.Г. Бабаева, Б.И. Есина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

4. Гиляровский В.А. Собрание сочинений в четырёх томах. Том II. Художественный редактор Н. Тронза. – М.: Наука, 1999.

5. Гиляровский В.А. Москва и москвичи. – М.: Эксмо, 2008.

6. Гиляровский В.А. Мои скитания. – Архангельск; Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во. Волог. отд-ние, 1987.

7. #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2002. С. 10.

[2] Гиляровский В. А. Москва газетная; Друзья и встречи. – Мн.: Наука и техника, 1989. С. 182.

[3] Гиляровский В. А. Москва газетная; Друзья и встречи. – Мн.: Наука и техника, 1989. С. 181.

[4] Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2002. С. 103.

[5] Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2002. С. 103.

[6] Гиляровский В. А. Москва газетная; Друзья и встречи. – Мн.: Наука и техника, 1989. С. 54.

[7] Гиляровский В. А. Москва газетная; Друзья и встречи. – Мн.: Наука и техника, 1989. С. 76.

[8] Гиляровский В. А. Москва газетная; Друзья и встречи. – Мн.: Наука и техника, 1989. С. 9.

[9] Гиляровский В. А. Москва газетная; Друзья и встречи. – Мн.: Наука и техника, 1989. С. 18.

diplomba.ru

Махонина С.Я. История русской журналистики начала XX века. СОДЕРЖАНИЕ

Светлана Яковлевна Махонина

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ НАЧАЛА XX ВЕКА

 

Учебное пособие

 

М.: Флинта: Наука, 2004 г.

 

Рекомендовано Учебно-методическим объединением государственных университетов РФ в качестве учебного пособия по специальности 021400 – Журналистика

 

В книге впервые систематизирование исследуется история русской журналистики начала XX в. При описании отдельных журналов и газет, типологических групп изданий автор использовал материалы периодической печати этого времени, а также дневники, мемуары, воспоминания.

Учебное пособие предназначено для студентов факультетов и отделении журналистики, для всех, кто интересуется необычайно драматичной историей прессы начала XX в.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие

Время и пресса (1890-е – 1918 гг.)

Немного статистики

Правительство и печать

Направление и тип периодического издания

Газета и журнал в системе прессы начала XX в.

Газетное дело и газетные люди

Типы русских газет

Качественные газеты России

Информационные газеты «Новое время» и «Русское слово»

Массовые и бульварные газеты «Московский листок», «Россия», «Газеты-Копейки»

Русские издатели начала XX в.

Журналы «обычного русского типа»

Эволюция толстого журнала

«Вестник Европы»

«Русское богатство»

«Мир божий»

«Журнал для всех»

«Современный мир»

«Русская мысль»

«Современник» и «Летопись»

Тонкий еженедельник и его роль в журналистике начала XX в.

Журналы русского модернизма

«Мир искусства»

«Новый путь»

«Весы»

«Золотое руно» и «Аполлон»

Театральные журналы

Заключение

Контрольные вопросы

Литература

на EVARTIST

evartist.narod.ru

Журналистика начала 20 века

Начало века было беспокойным. Сложившаяся в России экономическая и политическая обстановка подталкивала страну к кардинальным переменам. Во многом изменилась и печать.

Если в 1900 году насчитывалось более тысячи периодических изданий, то к 1906 году их число превысило три тысячи, большая часть которых была общественно-политическими и литературными изданиями. В одной только Москве крупных литографий было больше, чем в Берлине и Лейпциге, славившихся своей мощной издательской базой. Причем рост численности газет и журналов отмечался не только в столичных городах, но и в провинции. В 1908 году, например, по семь - десять изданий имели 20 городов, до двадцати изданий - 11, до пятидесяти изданий - 6 городов, до сотни изданий имело 4 города. Даже Первая мировая война лишь чуть-чуть притормозила развитие русской печати. В 1917 году в России выходило более четырех тысяч периодических изданий.

Крупные промышленники появились и в издательском деле. Скажем, А.С.Суворин издавая и финансировал газеты "Новое время", "Московский телеграф", "XX век", "Зеледельческую газету", "Русская земля", "Вечернее время", журналы "Исторический вестник", "Русское обозрение", "Лукоморье", "Конский спорт", "Модный журнал", "Нужды деревни". Он печатал календари и книги, издавал справочники "Весь Петербург", "Вся Москва", "Вся Россия". Он владел бумажной фабрикой и огромными лесными угодьями, которые обеспечивали сырьем его фабрику. От правительства он получил право торговли своими изданиями на железных дорогах, на пароходах и на курортах. Отделения его издательства и книжные магазины были в Петербурге, Моcкве, Саратове, Харькове и других городах.

Множество политических партий, возникших в это время, лишь обогащали палитру общественно-политических изданий. Конституционно-демократическая партия /кадеты/ имела два крыла. У левого крыла, возглавлявшегося П.Н.Милюковым, выходили газета "Речь" и журнал "Вестник партии народной свободы", а у правого, лидером которого был П.Б.Струве, -"Биржевые ведомости", "Русские ведомости" и теоретический журнал "Полярная звезда". Это центральные органы партии. Кроме них кадеты выпускали еще сорок других изданий. И это только одна партия. Тогда как в России было несколько десятков политических партий.

Февральская революция 1917 года привела к падению Российского самодержавия, а вместе с ним и к прекращению выпуска монархической прессы. Но изданий меньше не стало. Лишь в бурные дни Февральской революции - с 25 февраля по 5 марта - газеты практически не выходили в Москве и Петербурге, а провинциальная печать заполнялась материалами, извлеченными из дореволюционных запасов.

Гражданская война придала новое звучание журналистике: в ней увидели оружие новой силы. Каждый из центров, объединяющих и организующих вооруженную борьбу против Советской власти, имел свою печать. Издания распространялись не только среди своих солдат и офицеров, но и среди военных и гражданского населения всей России. Только в апреле 1919 года на захваченных территориях А.В.Колчак издавал около двухсот изданий, а А.И.Деникин - более ста газет и журналов. Общий ежедневный тираж листовок, выпускавшихся ими, достигал трехсот тысяч экземпляров. Несколько их издательств печатали массу брошюр. В отделе печати П.Н.Врангеля сотрудничали П.Б.Струве, А.Т.Аверченко, В.А.Амфитеатров, А.И.Куприн и многие другие талантливые публицисты. Свою газету имел даже легендарный батька Махно.

Пытаясь им противостоять, пришедшие к власти большевики стали издавать газеты разной направленности: партийные, советские, профсоюзные, военные, крестьянские, молодежные... И, конечно же, выходили издания на национальных языках. В 1918 - 1920 годах их было более восьмидесяти. Периодические издания создавались во всех крупных городах, по мере установления в них Советской власти. А до этого на территориях, которые находились во власти Белого движения, выпускались подпольные и партизанские газеты.

В годы гражданской войны особое значение стало приобретать радио. И Совет рабоче-крестьянской обороны принял специальное постановление о срочном строительстве мощной радиостанции в Москве для обеспечения надежной и постоянной связи центра Республики с окраинами и западными государствами. Станцию построили в начале 1920 года на Шаболовской улице. С тех пор на страницах советских газет стали появляться зарубежные сообщения с указанием: получено по радио.

После окончательного разгрома Белой армии перед страной встала задача укрепления однопартийной системы печати. Нужно было активно пропагандировать реформы Советской власти. И ситуация в журналистике стала напоминать ситуацию времен Петра Великого.

Помните, главной задачей перед газетой ставилась пропаганда реформ? И опять потребовалось создавать кадры отечественных специалистов. В октябре 1921 года в Москве открывается Государственный институт журналистики. А в январе 1922 года утверждается государственная сеть газет на территории РСФСР. В нее входило 232 газеты, по три издания в каждой губернии. Но Советская власть не смогла реализовать задуманное: оказавшись в ситуации кризиса, страна не сумела финансово поддержать проект. С переходом к новой экономической политике газеты потеряли средства к существованию.

Уже с 1923 года финансирование местной печати начинает осуществляться из республиканского, областного и губернского бюджетов, а центральную печать взяли на государственное обеспечение. И еще решено было вменить в обязанность каждому коммунисту стать подписчиком партийной газеты. Отметим, что в это же время начинает формироваться тюремная печать. К 1921 году в Советской России насчитывалось сто тридцать два концентрационных лагеря. Положение о местах заключения разрешало издание газет и журналов в тех тюрьмах, где для этого были технические возможности. Кадры для издательской деятельности были: в тюрьмах сидело немало образованных людей. В 1927 году выпустили типографским способом 432 номера тюремных газет и журналов. Сотрудничество с тюремной печатью поощрялось. Кроме того, некоторые из заключенных активно сотрудничали и в периодике, ходившей на воле.

В 1922 году был создан комитет по охране государственных тайн в печати - Главлит. Он ввел политическую цензуру, значительно сдержавшую развитие тюремной печати, ограничив ее культурно-просветительскую направленность.

К середине 1930-х годов в стране сложилась разветвленная система многонациональной печати. Выходили центральные, республиканские, краевые, областные партийные газеты; центральные, республиканские издания для рабочих и крестьян; центральные, республиканские молодежные издания; центральная, республиканская отраслевая пресса. Издания делились по социальным и политическим признакам. Но разделение было и по месту издания: республиканские, краевые, областные, городские, районные, многотиражные.

Все более крепнущей частью системы средств массовой информации Советского Союза становилось радио. К началу 1930-х годов в СССР работало шестьдесят радиовещательных станций, через пять лет их уже стало девяносто три. К началу 1940-х годов в целом стране на одну тысячу жителей приходилось сорок четыре радиоприемника, а в городе - семьдесят восемь.

15 ноября 1934 года была проведена первая в Советском Союзе телепередача. Передача изображения на расстояние без проводов готовилась с 1924 года, но только с 5 октября 1938 года начались ежедневные опытные трансляции из нового Московского телецентра на Шаболовке.

Новые технические возможности средств массовой информации усиливали эффективность пропаганды. Публицистика конца 1920-х - 1930-х годов приобрела исключительно важное значение не только в духовной жизни общества, но и в решении конкретных задач политики. И поэтому печать стала жестким орудием административно-командной системы. Те, кто не выполнял указаний и директив, оказывались в концентрационных лагерях. Были оклеветаны и погибли многие опытные и талантливые журналисты.

В условиях, когда необходимо было насадить единую идеологию, не было места личным мнениям.

Задачей отечественной публицистики стало воспитание беспредельной любви и преданности коммунистической партии. На газетном листе соседствовали материалы, пропагандировавшие демократические завоевания, провозглашенные Советской конституцией, и сообщения о процессах над "врагами народа".

studmedia.info


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта