Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Золотая палитра журнал


Золотая Палитра: Редактор

№1 2009 (84 стр.)
Наивное искусство
Диксиленд городских окраин

Основная тема работ Эдуарда Есенкина – городской пейзаж. Его сюжеты — не парадная часть городов, а уютные обжитые улочки, дворы, дома с брандмауэрами… Любимые города — русская провинция и Санкт-Петербург. Художник показывает среду, в которой люд...

№1 2009 (84 стр.)
Русское зарубежье
Юрий Николаевич Завадовский: путь на Восток : Выставка в Доме Русского Зарубежья им. А.И.Солженицына

Юрий Николаевич Завадовский родился в Варшаве. Его отец Николай Осипович командовал расквартированным там полком императорской конной гвардии. Мать, Александра Александровна, закончила в Киеве Институт благородных девиц, и её страстью было изучение ...

№3 2010 (80 стр.)
От редактора
ВНИМАНИЕ: РОЗЫСК!

Управление по сохранению культурных ценностей Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) разыскивает 22 украденные работы из коллекции Р.Герра, привезённые в Москву на выст...

№1(5) 2011 (80 стр.)
Современное искусство
Людмила Бирюкова

Редакция журнала «Золотая палитра» поздравляет Людмилу Бирюкову, финалистку конкурса современного искусства ArtPreview в 2010 году, и присуждает специальный приз ‒ публикацию о художнице на страницах издания. Людмила Бирюкова родилась в 1981 год...

№1(7) 2012 (90 стр.)
Коллекционеры и эксперты
А.В.Ренжин: «...Как только эксперт доказывает подлинность вещи, страна, в которой находится эта вещь, становится богаче» : Беседу с Александром Васильевичем Ренжиным, экспертом, реставратором и коллекционером древнерусского искусства, ведёт Татьяна Соломенная

Т.С.: Александр Васильевич, сегодня почти у всех возникают сложности с получением экспертных заключений на предметы антиквариата . С чем это связано? И как, на Ваш взгляд, можно изменить ситуацию? А.Р.: В силу исторических причин в нашем государст...

№1(8) 2013 (88 стр.)
Коллекционеры и эксперты
Ещё раз об экспертизе... : Мы продолжаем разговор о получении экспертных заключений на предметы искусства, начатый в прошлом номере нашего журнала. Сегодня мы беседуем с Иолантой Евгеньевной Ломизе, искусствоведом, экспертом-технологом первого поколения экспертов в нашей стране, заслуженным работником культуры РФ. Беседу ведёт Татьяна Соломенная.

И.Е.: Прочитав интервью с А.В.Ренжиным в прошлом номере Вашего журнала, я отметила сразу по прочтении несколько наиболее важных, как мне кажется, аспектов, которые были затронуты в этом материале. Я не стану оспаривать, по сути дела, ни одну из пози...

№2(11) 2014 (96 стр.)
Коллекционеры и эксперты
А.А.Гилодо: «Экспертиза – не служанка антикварного рынка, а научное исследование...»

На страницах журнала мы продолжаем разговор о получении экспертных заключений на предметы антиквариата в нашей стране (См.: Золотая палитра. №1, 2012 и №1, 2013). На этот раз мы говорим с экспертом декоративно-прикладного искусства, специалистом Наци...

№1(12) 2015 (88 стр.)
Экспертиза и атрибуция
К 20-летию научной конференции «Атрибуция и экспертиза произведений изобразительного искусства» : МОЗАИКА МНЕНИЙ

«В ноябре 2015 года в Государственной Третьяковской галерее откроется Конференция по атрибуции и экспертизе произведений изобразительного искусства. На каждой конференции исследуются вопросы, касающиеся древнерусского, русского, советского и зарубеж...

№1(12) 2015 (88 стр.)
Экспертиза и атрибуция
О роли химического исследования в экспертизе произведения искусства

Журнал «Золотая палитра» продолжает на своих страницах обсуждать вопрос получения экспертных заключений на произведения искусства. Ранее мы публиковали интервью с экспертом древнерусского искусства А.В. Ренжиным, экспертом-технологом светской живопи...

№1(14) 2016 (120 стр.)
Русское зарубежье
Русский Вертоград в Париже : Воспоминания Светланы Юрьевны Завадовской, жены художника Валерия Александровича Волкова, о встречах с русскими художниками во Франции

Тот, кто вступит в Вертоград, Кровью сердца купит сад. К. Бальмонт На дворе был 1966 год. Железный занавес только начинал приподниматься. Советских граждан неохотно выпускали заграницу, но в нашем случае произошло безусловно некое исключен...

№1(14) 2016 (120 стр.)
Современное искусство
Замысловатые композиции Сергея Колокольчикова

Сергею Колокольчикову интересна тщательная, неторопливая, любовная проработка объектов: вещей, фруктов. Предметы в его натюрмортах выстроены в замысловатые композиции и напоминают драгоценные музейные редкости. Собранные автором каждый раз в новые ...

№1(16) 2017 (128 стр.)
Салоны и галереи
Выставка «Поэтика реализма взгяд сквозь время» : SASONKO [COLLECTION]

3 сентября -7 ноября 2017 Москва, ул. Большая Никитская, 13 4 сентября в 18.00 в фойе партера Большого зала Московской консерватории имени П.И. Чайковского состоялось открытие выставки художественных произведений «Поэтика реализма. Взг...

www.zolotayapalitra.ru

Золотая Палитра: Распространение Журнала

Книжные магазины

  Карта
Библио-Глобус отдел «Антиквариат. Коллекционер. Подарки» Москва ,  Мясницкая ул., 6/3, стр. 1 (м. Лубянка)
  Карта «Лавка древностей» Санкт-Петербург ,  Рубинштейна ул., 4 (во дворе)

Антикварные центры, аукционные дома и художественные салоны

  Карта Галерея (№ 18) ДК Крупской (1-й этаж) Санкт-Петербург ,  Обуховской Обороны ул., 105

Библиотеки

  Карта Библиотека ГМИИ им. А.С.Пушкина Москва ,  ул. Волхонка, 12
  Карта Российская библиотека искусств (495) 692-09-84 Москва ,  ул. Б.Дмитровка, 8/1
  Карта Публичная историческая библиотека Москва ,  Старосадский пер., 9, стр. 1
  Карта Библиотека Русского музея Санкт-Петербург ,  Инженерная ул., 4
  Карта Библиотека Третьяковской галереи Москва ,  1-й Кадашевский пер., 14/13, корп. 1
  Карта Библиотека государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова +7 (487) 342-11-80 Тульская обл., Заокский р-н, с. Страхово , 

www.zolotayapalitra.ru

Золотая Палитра: История одного портрета

Русское зарубежье

История одного портрета

Николай Грандмезон. Портрет Рональда Гиллеспи. 1914. Х., м. 55х33. Собрание Хизер Перн. Публикуется впервые

  Имя Николая Грандмезона известно мне с детства по рассказам дедушки. Правда, я не знал до недавнего времени, что он остался жив после Гражданской войны в России: дед говорил – погиб Николай.  Мой дедушка Рональд Гиллеспи родился в Виктории, столице канадской провинции Британская Колумбия. Его отец, шотландец по происхождению, был менеджером первого банка в городе. Всех мальчиков в семье, а их было шестеро кроме Рональда, посылали учиться в Школу Лоретто в Шотландии, близ Эдинбурга. Когда началась Первая мировая война, Рональд работал топографом на севере Британской Колумбии. Он немедленно вернулся в Викторию для того, чтобы завербоваться в армию. В составе шотландского полка, сформированного в Канаде и известного как 50th Gordon Highlanders of Canada, ближе к зиме 1914 года, он оказался в окопах во Франции. Это был его первый военный опыт: оглушительный грохот кананады, грязь, которая, казалось, проникает в каждую клеточку организма, и страшный холод. Он рассказывал, что солдаты поднимали свои килты (шотландские юбки) над головой, чтобы не замочить их. В рождественскую ночь было объявлено перемирие. Дед вспоминал, как один немецкий солдат выпрыгнул из своего окопа, перебежал на их сторону и протянул газету. Некоторые обменивались табаком, вместе гонялись за зайцем, а потом похоронили убитых и разошлись по своим окопам.  9 января 1914 года Рональд попал в плен и отбывал заключение в Лилле, в крепости, построенной почти за три века до этого известным французским военным инженером, маркизом Вобаном. Крепость была окружена отвесными стенами 30-метровой высоты. Однажды ночью Рональд и его друг решили бежать. В полной темноте они прыгнули с огромной высоты – к сожалению, друг сломал ногу, Рональд был вынужден вернуться в крепость и просить о помощи. Перепуганные немцы повскакивали с кроватей – они были потрясены, что кто-то вообще предпринял попытку побега. Затем Рональда перевели в другой лагерь, потом ещё в один... Он побывал за время войны в пяти местах заключения для военнопленных. Один из лагерей находился в Фридберге. Рональд попал в комнату, где жили восемь русских военнопленных. Свободного времени было много, и они начали обучать его русскому языку: мой дед оказался способным учеником, вскоре он начал вполне сносно объясняться с ними, а позже достиг в изучении языка настоящих успехов. Одним из его русских друзей был Николай Грандмезон.  Николай любил рисовать. Это было хорошим развлечением не только для него, но и для его друзей и даже для персонала лагеря. Как-то он написал маслом на холсте портрет Рональда в воображаемой гостиной: Рональд сидит на стуле в довольно свободной позе, на нём надета униформа его полка. Лицо его, пожалуй, грустное – это были не лучшие времена в жизни моего деда, хотя он рассказывал, что в Фридберге к военнопленным относились хорошо. В то время там находилось около ста французов, примерно столько же русских. На английском языке говорили только двенадцать человек, сидели они в двух бараках.  Портрет стал для него и памятью о военном времени, и воспоминанием о друзьях по несчастью, и талисманом... И уж никто не мог предположить тогда – ни он сам, ни автор портрета, – что это произведение начинающего художника будет путешествовать по России...  Рональд провёл в Фридберге один год, а потом был переведён в другой лагерь для военно-  пленных, откуда он снова предпринял попытку побега. На этот раз она была удачной. Ему пришлось много дней идти пешком. Вернее, шёл он ночами, а днём спал, укрываясь в канавах. Портрет он взял с собой, обернув вокруг ноги под гольфом.  В 1918 году Рональд стал офицером связи при Британской военной миссии, куда его взяли за знание русского языка. Миссия оказывала помощь Белой армии в России, возглавлял её генерал Нокс. На долю Рональда выпало немало приключений в то время. Выполняя какое-то поручение, он в одиночку пересёк Сибирь на поезде, что в то время было опасным предприятием, и добрался до Екатеринбурга, где незадолго до этого расстреляли царскую семью. Назад он добирался – сначала верхом на лошади до Владивостока, оттуда – до Хабаровска, а затем отправился в Харбин. Впоследствии Рональд стал переводчиком русского языка в химической компании «Brunner Mond» в Маньчжурии. Спустя пять лет в качестве менеджера компании его перевели в Шанхай, а позже он стал директором компании «Far East operation», работал в Китае, Гонконге, Малазии. Во время Второй мировой войны он снова попал в тюрьму, на этот раз –к японцам...  У деда был сын и две дочери. Сын погиб в Германии в 1944 году. Одна из дочерей – моя мама Хизер. Дети Рональда не проявляли интереса к русскому языку. А вот с внуками – со мной и Джоном – дедушка занимался русским. Он рассказывал нам притчи, просил запоминать целые фразы. Вместе с дедом мы читали русские книги, помню, одна из них была «Капитанская дочка». Не могу сейчас похвастаться хорошим знанием языка, но интерес к русской культуре и истории остались до сих пор. Я несколько раз бывал в России.  В молодости я изучал историю в колледже (Magdalen College) в Оксфорде и в то время часто беседовал с дедом о его прошлом. Лагерь Фридберг был для него особой страницей, он часто вспоминал своих русских друзей, в том числе Николая Грандмезона, которого считал убитым большевиками в Гражданскую войну. А портрет, написанный им, прошёл трудный путь и висел много лет в доме Рональда в Хемпшире. Когда дедушка умер, портрет перешёл к его старшей дочери, моей маме. Мы не знали, что это одна из первых, а возможно и первая работа известного канадского художника Николаса де Грандмезона, жизнь которого прошла – и в этом тоже продолжение истории – на родине моего деда Рональда Гиллеспи.

Дэвид Перн Англия Перевод с английского М. Лакман
Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» №2(15) 2016

www.zolotayapalitra.ru

К 200-летию со дня рождения художника

Русское искусство

Айвазовский и князья Юсуповы

К 200-летию со дня рождения художника

И.К. Айвазовский. Портрет князей Т.А. и Н.Б. Юсуповых. 1875. РГАДА. Воспр. по: «Твои письма единственная для меня радость…». Из личной переписки княгини Т.А. Юсуповой / под общ. ред. Н.В. Кукурузовой. СПб., 2012.

        …И сладостно шумят полуденные волны.        А.С. Пушкин  Всемирную славу Иван Константинович Айвазовский (1817–1900), «адмирал русской живописи», снискал, когда блистательно освоил амплуа мариниста – непревзойдённого мастера в передаче волнующей притягательности, магии и волшебства бесконечно меняющихся бескрайних водных просторов. В его огромном творческом наследии около шести тысяч произведений, морские пейзажи занимают доминирующее место, значительно меньшее – жанровые сцены, библейские сюжеты и портреты. Тем примечательнее впервые недавно опубликованный портрет княжеской четы Юсуповых, выполненный в 1875 году.  На рисунке представлен Николай Борисович Юсупов-младший (1827–1891), внук и полный тёзка екатерининского вельможи, дипломата,удачливого коллекционера, и Татьяна Александровна (1828–1879). История их любви романтична и неординарна. Молодым влюблённым, близким родственникам – кузенам, пришлось преодолеть немало трудностей: запрет на брак родных, православной церкви и Николая I, отправившего знатного дворянина в «ссылку» в Тифлис. Однако покровительство Александра II помогло им соединить свои судьбы.  Художник запечатлел супругов сидящими рядом за столом; в их профилях угадываются характерные наследственные черты лица: большие выразительные глаза, форма прямого чуть удлинённого носа. Татьяна, в домашнем платье и чепце, склонилась вперёд, прижав руки к груди; у неё грустный, удручённый вид. Николай, с сигаретой во рту, отрешённо смотрит перед собой и словно успокаивает жену, слегка касаясь её рукой.  Рисунок не завершён (очертания фигур лишь намечены лёгкими штрихами), но, несмотря на это, он поражает тончайшей психологической характеристикой персонажей; с необычайной выразительностью подчёркивает их состояние озабоченности и печали. Симпатия, сочувствие автора супружеской паре придают рисунку камерный, интимный оттенок, выявляя ещё одну грань таланта Ивана Константиновича – незаурядного графика-портретиста. Этот карандашный набросок, пожалуй, единственный в обширной галерее нескольких поколений рода Юсуповых, помимо фотографий, где супруги показаны вместе.  Исполненный в эскизной манере в чёрно-белых полутонах рисунок проникновенно передаёт внутренний мир великосветской семьи в отличие от живописных портретов, на которых Юсуповы выглядят комильфо, эффектно позируя. На картине неаполитанца В. Петрочелли (1854. Государственный музей-усадьба «Архангельское», далее – ГМУА. Инв. Ж–138) Николай Борисович предстаёт как артистическая, романтично настроенная натура в интерьере, подобном декорации с видом на дымящий Везувий. Князь в театральном костюме сидит у пианино с лежащими рядом нотами и скрипкой. В полном смысле истинным аристократом с золотыми аксессуарами его изобразил академик С.К. Зарянко (1868. ГЭ. Инв. ЭРЖ–1515). А известный французский художник Ф.К. Винтерхальтер (немец по происхождению) создал гордый и импозантный образ красавицы Татьяны Александровны. Мастер запечатлел её в ореоле роскошных драгоценных украшений с фрейлинским шифром императрицы Александры Фёдоровны и со знаками ордена Баварии – Святой Терезы. Слева виден дворец в любимой ею подмосковной резиденции Архангельское (1858. ГМУА. Инв. Ж–45). В этих портретах заметны сходные черты моделей, отмеченные выше, и ещё – высокий благородный лоб.  Появление рисунка И.К. Айвазовского у Юсуповых далеко не случайно. Заметим, что представители старинной богатейшей династии почти два столетия собирали свои первоклассные художественные коллекции. Так, Зинаида Ивановна (1810–1893), мать Николая Борисовича, продолжая семейные традиции, пополняла их работами иностранных и отечественных авторов. В частности, в 1845 году в Москве приобрела у антиквара И.Я. Родионова морской пейзаж художника, вместе с тем имела и копии с его картин. Николай Борисович в 1851 году купил тоже в Москве и, очевидно, у того же комиссионера два полотна мариниста, а находясь в его родном городе Феодосии, встретился с ним и заказал три вида городов – Одессы (восход солнца), Феодосии (закат солнца), Ялты (лунный свет). Позднее он приобрёл жанровую картину «Обоз». Отметим, что живописец за свою долгую шестидесятилетнюю творческую жизнь не раз посещал Юсуповых – Зинаиду Ивановну, её сына, невестку и внучку, «символ эпохи», Зинаиду Николаевну.  Фамильное собрание насчитывало около десяти работ И.К. Айвазовского. Их, наряду с произведениями других мастеров, владельцы перевозили из столичных особняков в Первопрестольную и обратно. К примеру, три ведуты и два морских пейзажа в 1850-х годах находились в Архангельском, а после – в Белозерской галерее городской усадьбы на Мойке (ныне – Санкт-Петербургский Дворец культуры работников просвещения). Здесь виды городов зафиксировал на акварели А.А. Редковский (1866. ГРМ. Р–16552).  Уникальные юсуповские коллекции после национализации были разрознены. Художественные сокровища в 1920-е годы через Государственный музейный фонд поступали в различные музеи и учреждения СССР, а также на заграничные аукционы. В настоящее время известно, что полотно мариниста «Морской вид с кораблём» («Морской пейзаж. На берегу трое турок около лодки») было передано в 1928 году в Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент (1853. 57x89).  Приведём перечень картин мастера из бывшего юсуповского собрания, местонахождение которых до сих пор не выявлено:    1. Морской вид (Вид Гельсингфорса и моря). 1845. Дер., м. 23,5х40    2. Вид моря на юге в лунную ночь (Вечер. Вид моря). 1851. Х., м. 65х89    3. Вид моря перед бурей (Утро. Вид моря). 1851. Х., м. 65х89    4. Вид приморской крепости. 1852. Х., м. 59х89    5. Город на берегу моря в лунную ночь. 1853. Х., м. 56,5х89    6. Обоз. 1857. Дер., м. 17,5х30  Возможно, список позволит идентифицировать эти произведения, восстановить их происхождение и проследить историю бытования.

В.А. Евдокимова независимый исследователь
Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» №1(16) 2017

www.zolotayapalitra.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта