Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Журнал "Аполлон". Аполлон журнал


Литературный Петербург. Журнал "Аполлон"

        "Аполлон", литературно-художественный журнал. Основан в 1909 критиком С. К. Маковским, назван по имени древнегреческого бога солнца, света и искусств. В 1909-10 выходил ежемесячно (в виде приложения изд. "Литературный альманах"), затем по 10 книг в год. Редакция на наб. р. Мойки, 24, затем – на Разъезжей ул., 26. В выработке программы участвовали: И. Ф. Анненский, А. Н. Бенуа, Вяч. И. Иванов, критик А. Л. Волынский. В "Аполлоне" сотрудничали: А. А. Блок, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, М. А. Кузмин, Н. С. Гумилев, Г. И. Чулков, Б. М. Эйхенбаум, Б. В. Томашевский, искусствоведы и художники Л. С. Бакст, Н. Н. Врангель, М. В. Добужинский, Н. Н. Евреинов, В. Э. Мейерхольд, Н. Н. Пунин и другие. В 1917 издание журнала прекращено. (Энциклопедия Санкт-Петербурга)

      Сезон 1909/10 года ознаменовался появлением нового журнала – "Апполон". Первый его номер увидел свет в октябре. Инициатором создания журнала был Сергей Маковский, художественный критик и литератор, считавший, что "Аполлон" заменит собой давно уже прекративший существование "Мир искусств", что Петербургу необходим

художественно-литературный журнал "молодых". К руководству журналом, нуждаясь в авторитетах, Маковский привлек двух поэтов старшего поколения – Вячеслава Иванова и Иннокентия Анненского. Соредактором Маковского был известный коллекционер и искусствовед Н.Н.Врангель.       Первый номер "Аполлона" открывало редакционное вступление: "Аполлон. В самом заглавии – избранный нами путь. Это, конечно, менее всего – найденный вновь путь к догмам античного искусства... Аполлон – только символ, далекий зов из еще недостроенных храмов, возвещающий нам, что для искусства современности наступает эпоха устремлений - всех искренних и сильных – к новой правде, к глубоко сознательному и новому творчеству; от разрозненных опытов к закономерному мастерству, от расплывчатых эффектов – к стилю, к прекрасной форме и животворящей мечте... цели "Аполлона" являются чисто эстетическими..." Таким образом, программа журнала была была довольно расплывчатой, отрицая лишь крайности и призывая стремиться к совершенству, что всегда актуально.       Вокруг нового журнала с готовностью сгруппировались молодые поэты и прозаики, которые постоянно бывали на "Башне" у Вячеслав Иванова. Отделом прозы заведовал Михаил Кузмин, отделом поэзии – Николай Гумилев, театральной критикой – прозаик Сергей Ауслендер, художественным отделом – Георгий Лукомский; критик, драматург и известный шахматист Евгений Зноско-Сборовский стал секретарем редакции.       Одним из самых деятельных сотрудников редакции стал Николай Гумилев, выпустивший уже два сборника стихов – "Путь конквистадоров" и "Романтические цветы". С ним Маковский познакомился на выставке живописи "Салон", которую организовал в здании Первого кадетского корпуса.      Открытие "Аполлона" явилось событием для литературного Петербурга. "Литературная осень 909 года началась шумно и занимательно, – писал Алексей Толстой. – Открылся "Аполлон" с выставками и вечерами поэтов. Замкнутые чтения о стихосложении, начатые весною на "Башне" у Вячеслава Иванова, были перенесены в "Аполлон" и превращены в Академию Стиха. Появился Иннокентий Анненский, высокий, в красном жилете, прямой старик с головой Дон Кихота, с трудными и необыкновенными стихами и всевозможными чудачествами. Играл Скрябин. Из Москвы приезжал Белый с теорией поэтики в тысячу страниц". Небольшие выставки в редакции "Аполлона" назывались "интимными". Первой из них была выставка акварелей, рисунков и гуашей Г.Лукомского, открывшаяся 25 октября. За ней последовали выставки К.Петрова-Водкина, сотрудников журнала "Сатирикон" и А.Головина.       Открытие нового журнала торжественно отпраздновали в ресторане "Донон", и Анненский произнес в конце обеда речь в честь верховного жреца "Аполлона" – Маковского; он один помнил, что как раз в эти дни исполнилось десятилетие литературной деятельности новоиспеченного редактора. В честь выхода первого номера был дан обед в самой редакции; на обеде присутствовал Блок. Теперь поэтическая молодежь почти ежедневно стекалась на Мойку, в комнаты старинного особняка. "Было много болтовни", как пишет один из современников, но из нее рождалось то, что заполняло страницы журнала. Редакционная статья первого номера звала к новым поискам, приветствовала "новые ростки художественной мысли". Но в то же время в "Аполлоне" все еще царили давно признанные метры – символисты, состав редакции был разнороден, и это неизбежно должно было привести к расколу.       В статье "Наследие символизма и акмеизм", опубликованной в первом номере "Аполлона" за 1913 год, Гумилев писал: "Для внимательного читателя ясно, что символизм закончил свой круг развития и теперь падает... На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли... или адамизм... – во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме... Разумеется, познание Бога, прекрасная дама Теология остается на своем престоле, но ни низводить ее до степени литературы, ни литературу поднимать в ее алмазный холод акмеисты не хотят..."(По книге: Муравьёва И.А. Былой Петербург. Век модерна. – СПб.:Издательство "Пушкинского фонда", 2007)

Из книги В.А.Мануйлова[1] "Записки счастливого человека"

Мысль об издании нового литературно-художественного журнала возникла в кругах "Мира искусства" в начале 1909 года. Тогда в Петербурге не было молодого литературного журнала. Московские "Весы" и "Золотое руно" уже стали угасать.

Сергей Константинович Маковский, по словам Волошина, "не был капиталист, а лицо, умеющее соответствующим образом обработать какого-нибудь капиталиста". Незадолго до этого, как началась подготовка издания "Аполлона", он женился на Марине Эрастовне Рындиной, очень красивой и богатой женщине, которая в первом браке была женой поэта Владислава Фелициановича Ходасевича. О том, как Маковский увез её из Москвы от Ходасевича, хорошо рассказал Андрей Белый в своих воспоминаниях "Начало века". Кроме жены, Маковский привлёк к изданию нового журнала богатую семью Ушаковых. По мысли издателя и редактора, "Аполлон" должен был стать прямым наследником и продолжением журнала "Мир искусства".

Сергей Константинович Маковский был сыном известного художника Константина Егоровича Маковского. Волошин вспоминал: "Папа́ Мака́, как мы его называли, был чрезвычайно аристократичен и элегантен. Я помню, он советовался со мной – не вынести ли такого правила, чтобы сотрудники являлись в редакцию "Аполлона" не иначе, как в смокингах. В редакции, конечно, должны были быть дамы, папа Мако прочил балерин из петербургского кордебалета".

А.Я. Головин[2] удачно определил место и значение "Аполлона" в русском искусстве 1910-х годов, назвав его "журналом, в котором отражались все наиболее значительные явления искусства. [...] После "Мира искусств" это был лучший художественный журнал в России. Прекрасно издавался также журнал "Старые годы", но последний носил исключительно ретроспективный характер, занимался стариной, главным образом XVIII веком, в то время как "Аполлон" следил преимущественно за современным искусством; редактировал "Аполлон" художественный критик С.К. Маковский, с которым у меня сложились дружеские отношения. Мне довелось писать портрет его супруги М.Э. Маковской, которая считалась одной из самых красивых женщин в Петербурге. Портрет этот потребовал очень много времени и труда, писал я его два лета и две осени. Позировала мне Маковская в декорационной мастерской Мариинского театра, чем и объясняется, что фоном портрета служат кулисы к "Орфею", стоявшие в то время в мастерской. [...]"

Как явствует из редакционного объявления, в новом журнале предлагалось участие Л.Н. Андреева, Инн. Анненского, С. Ауслендера, Л. Бакста, К.Д. Бальмонта, И. Билибина, К.Ф. Богаевского, А.Я. Брюсова, И. Бунина, Ю.Н. Верховского, М.А. Волошина, Н.Н. Врангеля, З.Н. Гиппиус, А.Я. Головина, С. Городецкого, Н.С. Гумилёва, М. Добужинского, Н.В. Дризена, Б.К. Зайцева, Вяч. Иванова, В. Кандинского, М.А. Кузмина, Б.М. Кустодиева, Е. Лансере, Д.С. Мережковского, Д. Митрохина, К.С. Петрова-Водкина, Ал. Ремизова, Н.К. Рериха, Б. Садовского, С. Соловьева, Ф. Сологуба, К. Сомова, С. Судейкина, А.Н.Толстого, Вл. Ходасевича, Г. Чулкова, В. Щуко, А. Щусева, К.Юона, С. Яремича и многих других. Следует признать, что Маковскому удалось объединить вокруг журнала лучшие художественные силы тех лет.

В первом же номере "Аполлона" среди предполагаемых участников было объявлено имя никому неведомой Черубины де Габриак. (Источник: В. А. Мануйлов. Записки счастливого человека. – СПб.: Европейский дом, 1999. С. 229–230) Подробнее о В.А. Мануйлове и книге см. на сайте "Жизнь и творчество В.А. Мануйлова".

1. Мануйлов Виктор Андроникович (1903–1987) – советский литературовед, мемуарист и сценарист; профессор, доктор филологических наук. Мануйлов широко известен прежде всего как пушкинист и лермонтовед. Его 23-летний труд ученого-исследователя творчества Лермонтова завершился в 1981 году изданием «Лермонтовской энциклопедии». (вернуться)

2. Головин А.Я. Встречи и впечатления. М.-Л., 1960. С. 98-99. (вернуться)

(вернуться в начало страницы)

literatura5.narod.ru

АПОЛЛОН, ЖУРНАЛ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи
АПОЛЛОН, ЖУРНАЛ

АПОЛЛОН – последний по времени масштабный модернистский журнал Серебряного века. Дата его рождения – 25 октября (7 ноября) 1909. Редакция помещалась в Петербурге, в доме 24 на Мойке, неподалеку от последней квартиры Пушкина.

Инициатива создания журнала исходила от Сергея Константиновича Маковского (1877–1962), искусствоведа, критика, стихотворца, глубоко преданного идее возрождения русского искусства. Маковский горячо сочувствовал идеям символизма, для которого в России, по его мнению, была характерна «метафизика, чтобы не сказать – мистика».

На художественной выставке «Салон 1909 года» в январе 1909 Маковский знакомится с Николаем Гумилевым, молодым, многообещающим поэтом, только что вернувшимся из Парижа. Родилась идея культурной акции. Собеседники сошлись во взглядах на ограниченность, «групповщину» журналов «Золотое руно» и «Весы», решив противопоставить им издание более открытое, а в некотором смысле даже эклектичное. Ориентиром послужил еще один известный журнал – «Мир искусства». Изобразительное начало вкупе с литературным должны были определять политику нового издания.

Меценатом издания согласился стать купец Михаил Ушаков, друг Маковского и любитель изящных искусств. Со своей стороны Гумилев к работе над новым журналом привлек Иннокентия Анненского, преподавателя словесности Царскосельского лицея, автора интереснейшей критики, тончайшего поэта, практически не участвовавшего в литературных битвах.

Забавно, что подготовительный процесс длился почти 9 месяцев – срок вынашивания плода. Первый номер вышел 25 октября и был приурочен к выставке художника Георгия Лукомского – его работы позднее репродуцировались в специальном номере журнала. Отметить оба события в редакцию на Мойке 24 собрался весь петербургский литературный бомонд.

Первые номера были нарочито программными. Появление «Аполлона», по мысли основателей, должно было существенно повлиять на русскую культуру, знаменуя новые тенденции, жажду новой гармонии под знаком классического наследия.

Сама атмосфера, дух журнала, эстетизм и несколько фривольная обстановка в редакции особенно привлекали молодых авторов, чутких ко всему новому и яркому. В журнале печатались поэты, близкие основным тогдашним литературным направлениям – символизму и акмеизму – Максимилиан Волошин, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Юозас Балтрушайтис, Георгий Чулков, Георгий Иванов, Осип Мандельштам…

В Большой Советской Энциклопедии о журнале сказано так: «Аполлон» поддерживал «активную антиреволюционную линию», был «аполитичным», пропагандировал «искусство для искусства», противопоставляя титанам отечественного реализма Репину и Сурикову декаданс Клода Моне, Поля Сезанна, Поля Гогена, других «формалистов». С началом I-й мировой войны занял резкую шовинистическую позицию».

Нельзя придумать лучшей иллюстрации логике советского мышления – «аполитичность» для составителей Энциклопедии тождественна «антиреволюционной линии», в то время как «аполитичный» означает всего-навсего «внеполитичный» («внереволюционный» в том числе). На самом деле «Аполлон» если и был заинтересован в политике и философии, то лишь в философии искусства, которая естественным путем переходила в «политику искусства», одухотворенную и внутренне оправданную. Именно сочетание в личности Маковского независимости суждений и вполне определенной непреклонности по отношению к коммунистической «безотцовщине» сделало его персоной «нон грата» в СССР на долгие годы. Недаром в нескольких переизданиях Большой Советской Энциклопедии отсутствует всякий намек на Сергея Маковского, а о его журнале говорится сквозь зубы.

Впрочем, появление нового журнала не было встречено слаженными овациями.

Например, Зинаида Гиппиус, очень ценимая Маковским на протяжение всей жизни, как раз в год возникновения «Аполлона» разразилась «проклятием Петербургу». А ведь «Аполлон» был по преимуществу петербургской идеей. Гиппиус и ее супруг Дмитрий Мережковский не отказались участвовать в журнальной жизни, но обоих, по рассказам Маковского, «коробила ограниченная искусством, эстетикой программа журнала, отчужденность «Аполлона» от того, что для Мережковских являлось единственно-важным делом России. Открытой вражды не возникло (отчасти, думается, благодаря стараниям Вячеслава Иванова) мы продолжали видеться; но лед не таял, запальчивая прямолинейность Зинаиды Николавны компромиссов не допускала. На страницах «Аполлона» так и не появилось ни одного ее стихотворения.»

Далее Маковский добавляет: «В... антиидейном эстетстве «Аполлон» повинен не был.... Мечта о вдохновляющем идеале, разумеется, уводит нас за пределы специально художественных тем и задач. Но цели «Аполлона» остаются... чисто эстетическими, независимо от тех идеологических оттенков (общественного, этического, религиозного), которые может получить символ Сребролукого бога – в устах отдельных авторов. Искусство...область самостоятельная... источник и средоточие бесчисленных сияний жизни...

«Аполлон» имел славу «благородного» журнала. Во многом благодаря деятельности Н.Гумилева как критика, рецензии которого, публиковавшиеся на страницах издания, были четкими, лаконичными и безукоризненно-ясными. Он горячо взялся за отбор материалов для первых выпусков журнала, по словам того же Маковского, «с полным бескорыстием и примерной сговорчивостью».

Гумилев вел в журнале раздел «Письма о русской поэзии»; рубрику «Заметки о русской беллетристике» – поэт Михаил Кузмин, а критик Сергей Ауслендер – «Петербургские театры». Постоянно печатались в «Аполлоне» Сергей Городецкий, Максимилиан Волошин. Невозможно представить журнал без стихов Осипа Мандельштама, которые затем вошли в его первый сборник Камень. Также печатались рассказы Алексея Толстого, стихи Георгия Иванова, репродукции картин «мирискусников» Константина Сомова и Лео Бакста.

Большой потерей стала для журнала ранняя смерть Иннокентия Анненского. Считанные месяцы успел он провести в журнале совместно с Маковским. Через два года после смерти Анненского в «Аполлоне» был напечатан набросок «вступления» к его первой книге стихов (вышедших еще в 1903).

С первого до последнего года в редакции «Аполлона» сотрудничал Александр Блок. Маковский не разделял общего увлечения Блоком, стараясь относиться к его поэзии объективно. Первое, что он попросил у него для журнала, был цикл «Итальянские стихи». Характерно, что на предложение Маковского учесть его замечания, выраженные довольно убедительно, Блок признал их, но категорически отказался «улучшать» стихи, говоря, что «мне так поется», и Маковский не настоял на своем редакторском видении. Тем не менее одну из глав книги На Парнасе Серебряного века он посвятил Блоку, где вновь подверг спокойному анализу встречающиеся «провалы» в стихах одного из столпов символизма и вообще русской поэзии, а также отметил его удачи.

Маковский вспоминает, что среди молодежи «Аполлона» возникла полемика вокруг символизма. Против Блока выступил Гумилев. Вскоре появилась статья Михаила Кузмина О прекрасной ясности – против пифических туманов и словесного произвола (чем как раз Блок и грешил). Кузмина поддержал Брюсов. Сторону символистов занял Вячеслав Иванов. Лишь тогда в полемику включился сам Блок, не оставшийся равнодушным к нападкам на себя. «Балованный успехом, – пишет Маковский, – он жестоко страдал, чувствуя, что от него ускользает первенство среди поэтов младшего поколения».

www.krugosvet.ru

Аполлон (журнал) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Аполло́н» — русский иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы; издавался в 1909—1917 в Санкт-Петербурге[1].

Первый номер вышел 25 октября 1909 года и был приурочен к выставке художника Георгия Лукомского — позже его работам был посвящён специальный номер журнала[2]. Сначала журнал выходил с обложкой, выполненной Львом Бакстом, затем обложки оформлял Мстислав Добужинский; всего он их сделал около восьмидесяти.

С октября 1909 до января 1911 года вышло по 12 номеров; в это время журнал выходил в издательстве Ефронов «Якорь», но после ухода А. Л. Волынского из сотрудников «Аполлона» Ефроны от дальнейшего издания отказались. В 1909—1910 годах журнал выпускал в виде приложения «Литературный альманах».

С 1911 года журнал выходил десять раз в год; в 1911—1912 годах 2 раза в месяц появлялось приложение «Русская художественная летопись», ставшее с 1913 года частью отдела хроники журнала.

С 1911 года издателями были Сергей Константинович Маковский (инициатор создания журнала) и сын К. К. Ушкова, Михаил Константинович Ушков. Маковский редактировал журнал до № 9 1912 года, затем редактором стал барон Н. Н. Врангель.

«Аполлон» публиковал материалы по истории классического и современного русского и зарубежного искусства, обзоры выставок, театральной и музыкальной жизни в России и других странах; освещал проблемы изучения и охраны памятников русского искусства. Позиции журнала определялись идеалистическими взглядами и изощрёнными вкусами литературно-художественной элиты, видевшей в революции угрозу культуре, иллюзиями о преображении мира искусством с его духовными ценностями и совершенством формы. «Аполлон» проявлял враждебное отношение и к передвижничеству, и к официально-государственному направлению.

Раздел «Письма о русской поэзии» вёл в журнале Николай Гумилёв; рубрику «Заметки о русской беллетристике» — поэт Михаил Кузмин, а «Петербургские театры» — критик Сергей Ауслендер.

В «Аполлоне» выступали представители различных течений в русском искусстве начала XX века кроме крайних левых: вначале журнал привлёк символистов, с 1913 года он стал трибуной акмеистов, под конец в журнал проникли формалисты (Б. Эйхенбаум, Б. Томашевский). В «Аполлоне» печатались Сергей Городецкий, Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам; печатались сочинения И. Ф. Анненского, А. А. Блока, В. Я. Брюсова, В. И. Иванова, М. А. Кузмина, Н. С. Гумилёва, художественно-критические статьи С. М. Волконского, В. А. Дмитриева, А. А. Ростиславова, Н. Н. Пунина, Я. А. Тугендхольда, В. А. Чудовского. Печатались репродукции картин большого формата.

В «Аполлоне» впервые появились стихи подписанные: Анна Ахматова. Её муж Николай Гумилёв был против её литературных занятий, однако Сергей Маковский взял на себя всю ответственность: «Разрешаю вам говорить, что эти строфы я попросту выкрал из вашего альбома и напечатал самовластно». Стихи вызвали массу похвал и Гумилеву, вернувшемуся из «дальних странствий», оставалось только примириться со свершившимся фактом. Впервые появились на страницах журнала стихи графа Василия Комаровского.

Идеалистическая направленность журнала, оторванность его от реалий жизни послужили поводом для сатирического рассказа Аркадия Аверченко «Аполлон» 1910 года[3].

Последний номер журнала за 1917 год вышел осенью 1918 года. Журнал «Аполлон» был закрыт в связи с финансовыми и материальными трудностями.

Напишите отзыв о статье "Аполлон (журнал)"

Примечания

  1. ↑ С 1993 года под названием «Аполлон» стал выходить новый литературно-художественный альманах. Альманах выходил нерегулярно вплоть до 1998 года; в нём печатались сочинения современных российских поэтов и прозаиков, оригинальные переводы классической и современной прозы и поэзии, а также малоизвестные произведения классиков Серебряного века.
  2. ↑ Другой художник, Дмитрий Стеллецкий удостоился целого номера журнала «Аполлон», посвященного практически ему одному, со специальной статьей Александра Бенуа.
  3. ↑ Аркадий Аверченко. Аполлон // Собрание сочинений в 6 томах. Том 1. Веселые устрицы / Вступительная статья, сост., подготовка текста, комментарии Ст. Никоненко. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2007. — Т. 1. — 448 с. — ISBN 978-5-275-01436-5.

Литература

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.</span>
  • С. К. Маковский. На Парнасе Серебряного века. — М.: «Наш дом – L’Age d’Homme», Екатеринбург: «У-Фактория», 2000. — 400 с. — ISBN 5891360160, 5891781654, ББК 83.3(2), М16..
  • Маковский С. На Парнасе Серебряного века. — М.: XXI век — Согласие, 2000. — 560 с. — 5000 экз. — ISBN 5-293-00003-9.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Аполлон (журнал)

Мишо почтительно передал то, что ему приказано было передать от Кутузова, – именно то, что под Москвою драться не было возможности и что, так как оставался один выбор – потерять армию и Москву или одну Москву, то фельдмаршал должен был выбрать последнее. Государь выслушал молча, не глядя на Мишо. – L'ennemi est il en ville? [Неприятель вошел в город?] – спросил он. – Oui, sire, et elle est en cendres a l'heure qu'il est. Je l'ai laissee toute en flammes, [Да, ваше величество, и он обращен в пожарище в настоящее время. Я оставил его в пламени.] – решительно сказал Мишо; но, взглянув на государя, Мишо ужаснулся тому, что он сделал. Государь тяжело и часто стал дышать, нижняя губа его задрожала, и прекрасные голубые глаза мгновенно увлажились слезами. Но это продолжалось только одну минуту. Государь вдруг нахмурился, как бы осуждая самого себя за свою слабость. И, приподняв голову, твердым голосом обратился к Мишо. – Je vois, colonel, par tout ce qui nous arrive, – сказал он, – que la providence exige de grands sacrifices de nous… Je suis pret a me soumettre a toutes ses volontes; mais dites moi, Michaud, comment avez vous laisse l'armee, en voyant ainsi, sans coup ferir abandonner mon ancienne capitale? N'avez vous pas apercu du decouragement?.. [Я вижу, полковник, по всему, что происходит, что провидение требует от нас больших жертв… Я готов покориться его воле; но скажите мне, Мишо, как оставили вы армию, покидавшую без битвы мою древнюю столицу? Не заметили ли вы в ней упадка духа?] Увидав успокоение своего tres gracieux souverain, Мишо тоже успокоился, но на прямой существенный вопрос государя, требовавший и прямого ответа, он не успел еще приготовить ответа. – Sire, me permettrez vous de vous parler franchement en loyal militaire? [Государь, позволите ли вы мне говорить откровенно, как подобает настоящему воину?] – сказал он, чтобы выиграть время. – Colonel, je l'exige toujours, – сказал государь. – Ne me cachez rien, je veux savoir absolument ce qu'il en est. [Полковник, я всегда этого требую… Не скрывайте ничего, я непременно хочу знать всю истину.] – Sire! – сказал Мишо с тонкой, чуть заметной улыбкой на губах, успев приготовить свой ответ в форме легкого и почтительного jeu de mots [игры слов]. – Sire! j'ai laisse toute l'armee depuis les chefs jusqu'au dernier soldat, sans exception, dans une crainte epouvantable, effrayante… [Государь! Я оставил всю армию, начиная с начальников и до последнего солдата, без исключения, в великом, отчаянном страхе…] – Comment ca? – строго нахмурившись, перебил государь. – Mes Russes se laisseront ils abattre par le malheur… Jamais!.. [Как так? Мои русские могут ли пасть духом перед неудачей… Никогда!..] Этого только и ждал Мишо для вставления своей игры слов. – Sire, – сказал он с почтительной игривостью выражения, – ils craignent seulement que Votre Majeste par bonte de c?ur ne se laisse persuader de faire la paix. Ils brulent de combattre, – говорил уполномоченный русского народа, – et de prouver a Votre Majeste par le sacrifice de leur vie, combien ils lui sont devoues… [Государь, они боятся только того, чтобы ваше величество по доброте души своей не решились заключить мир. Они горят нетерпением снова драться и доказать вашему величеству жертвой своей жизни, насколько они вам преданы…] – Ah! – успокоенно и с ласковым блеском глаз сказал государь, ударяя по плечу Мишо. – Vous me tranquillisez, colonel. [А! Вы меня успокоиваете, полковник.] Государь, опустив голову, молчал несколько времени. – Eh bien, retournez a l'armee, [Ну, так возвращайтесь к армии.] – сказал он, выпрямляясь во весь рост и с ласковым и величественным жестом обращаясь к Мишо, – et dites a nos braves, dites a tous mes bons sujets partout ou vous passerez, que quand je n'aurais plus aucun soldat, je me mettrai moi meme, a la tete de ma chere noblesse, de mes bons paysans et j'userai ainsi jusqu'a la derniere ressource de mon empire. Il m'en offre encore plus que mes ennemis ne pensent, – говорил государь, все более и более воодушевляясь. – Mais si jamais il fut ecrit dans les decrets de la divine providence, – сказал он, подняв свои прекрасные, кроткие и блестящие чувством глаза к небу, – que ma dinastie dut cesser de rogner sur le trone de mes ancetres, alors, apres avoir epuise tous les moyens qui sont en mon pouvoir, je me laisserai croitre la barbe jusqu'ici (государь показал рукой на половину груди), et j'irai manger des pommes de terre avec le dernier de mes paysans plutot, que de signer la honte de ma patrie et de ma chere nation, dont je sais apprecier les sacrifices!.. [Скажите храбрецам нашим, скажите всем моим подданным, везде, где вы проедете, что, когда у меня не будет больше ни одного солдата, я сам стану во главе моих любезных дворян и добрых мужиков и истощу таким образом последние средства моего государства. Они больше, нежели думают мои враги… Но если бы предназначено было божественным провидением, чтобы династия наша перестала царствовать на престоле моих предков, тогда, истощив все средства, которые в моих руках, я отпущу бороду до сих пор и скорее пойду есть один картофель с последним из моих крестьян, нежели решусь подписать позор моей родины и моего дорогого народа, жертвы которого я умею ценить!..] Сказав эти слова взволнованным голосом, государь вдруг повернулся, как бы желая скрыть от Мишо выступившие ему на глаза слезы, и прошел в глубь своего кабинета. Постояв там несколько мгновений, он большими шагами вернулся к Мишо и сильным жестом сжал его руку пониже локтя. Прекрасное, кроткое лицо государя раскраснелось, и глаза горели блеском решимости и гнева. – Colonel Michaud, n'oubliez pas ce que je vous dis ici; peut etre qu'un jour nous nous le rappellerons avec plaisir… Napoleon ou moi, – сказал государь, дотрогиваясь до груди. – Nous ne pouvons plus regner ensemble. J'ai appris a le connaitre, il ne me trompera plus… [Полковник Мишо, не забудьте, что я вам сказал здесь; может быть, мы когда нибудь вспомним об этом с удовольствием… Наполеон или я… Мы больше не можем царствовать вместе. Я узнал его теперь, и он меня больше не обманет…] – И государь, нахмурившись, замолчал. Услышав эти слова, увидав выражение твердой решимости в глазах государя, Мишо – quoique etranger, mais Russe de c?ur et d'ame – почувствовал себя в эту торжественную минуту – entousiasme par tout ce qu'il venait d'entendre [хотя иностранец, но русский в глубине души… восхищенным всем тем, что он услышал] (как он говорил впоследствии), и он в следующих выражениях изобразил как свои чувства, так и чувства русского народа, которого он считал себя уполномоченным. – Sire! – сказал он. – Votre Majeste signe dans ce moment la gloire de la nation et le salut de l'Europe! [Государь! Ваше величество подписывает в эту минуту славу народа и спасение Европы!]

wiki-org.ru

Материалы: журнал "Аполлон" - Исследовательский центр Вячеслава Иванова в Риме

Аудиозапись Заседания, посвященного 100-летию журнала «Аполлон» в Пушкинском доме 9 ноября 2009 года:

Для электронной публикации автор исправил обнаруженные им опечатки печатного варианта.Дмитриев, П. В. «Аполлон» (1909-1918). Материалы из редакционного портфеля. СПб., 2009 pdf

Mickiewicz, Denis. Phoebus Apollo or Musagetes: the Position of Apollon in Russian Modernism. 1967. Факсимильное воспроизведение экземпляра диссертации с маргиналиями Глеба Струве pdf, 68 Mb

Факсимильное воспроизведение полного комплекта номеров журнала:
  • Вячеслав Иванов. “Apollini” («Когда вспоит ваш корень гробовой…»). Аполлон, 1909, N° 1 (октябрь), С. 4 (вторая пагинация).Вячеслав Иванов. «Борозды и межи. I. О проблеме театра». Аполлон, 1909, N° 1 (октябрь), С. 74-78 (первая пагинация).«Аполлон» № 1, 1909, pdf, 18,8 Mb
  • «Аполлон» № 2, 1909, pdf, 12,7 Mb
  • «Аполлон» № 3, 1909, pdf, 9,4 Mb
  • Вячеслав Иванов. «О поэзии И. Ф. Анненского». Аполлон, 1910, N° 4 (январь), С. 16-24 (вторая пагинация).«Аполлон» № 4, 1910, pdf, 23,9 Mb
  • Вячеслав Иванов. «Венок сонетов: Из книги “Любовь и Смерть”. Посвящается Л. Д. Зиновьевой-Аннибал». Аполлон, 1910, N° 5 (февраль), С. 65-73 (третья пагинация).«Аполлон» № 5, 1910, pdf, 27,5 Mb
  • «Аполлон» № 6, 1910, pdf, 34,5 Mb
  • Вячеслав Иванов. «О прозе М. Кузмина». Аполлон, 1910, N° 7 (апрель), С. 46-51 (вторая пагинация).Вячеслав Иванов. [Рецeнзии на кн.: М. Волошин, Стихотворения, 1900-1910. Москва, 1910; Н. Гумилев, Жемчуга. Москва, 1910; Ад. Герцык, Стихотворения. Москва, 1910]. Аполлон, 1910, N° 7 (апрель), С. 38-42 (вторая пагинация).Вячеслав Иванов. «Переложения из Новалиса». Аполлон, 1910, N° 7 (апрель), С. 46-50 (третья пагинация).«Аполлон» № 7, 1910, pdf, 25,8 Mb
  • Вячеслав Иванов. «Заветы символизма». Аполлон, 1910, N° 8 (май-июнь), С. 5-20 (первая пагинация).«Аполлон» № 8, 1910, pdf, 23,5 Mb
  • «Аполлон» № 9, 1910, pdf, 20,4 Mb
  • «Аполлон» № 10, 1910, pdf, 22,0 Mb
  • «Аполлон» № 11, 1910, pdf, 23,5 Mb
  • «Аполлон» № 12, 1910, pdf, 26,2 Mb
  • «Аполлон» № 1, 1911, pdf, 22,9 Mb
  • «Аполлон» № 2, 1911, pdf, 20,0 Mb
  • «Аполлон» № 3, 1911, pdf, 15,7 Mb
  • «Аполлон» № 4, 1911, pdf, 18,4 Mb
  • Вячеслав Иванов. «Визионарное творчество Чурляниса…» [Письмо С. Маковскому, процитированное в статье Сергея Маковского, «Н. К. Чурлянис»]. Аполлон, 1911, N° 5, С. 25-26.«Аполлон» № 5, 1911, pdf, 19,2 Mb
  • «Аполлон» № 6, 1911, pdf, 17,5 Mb
  • «Аполлон» № 7, 1911, pdf, 21,9 Mb
  • «Аполлон» № 8, 1911, pdf, 20,2 Mb
  • «Аполлон» № 9, 1911, pdf, 20,0 Mb
  • «Аполлон» № 10, 1911, pdf, 25,8 Mb
  • «Аполлон» № 1, 1912, pdf, 23,1 Mb
  • «Аполлон» № 2, 1912, pdf, 11,1 Mb
  • Вячеслав Иванов. «О лиризме Бальмонта». Аполлон, 1912, N° 3-4, С. 36-42.«Аполлон» № 3-4, 1912, pdf, 29,6 Mb
  • «Аполлон» № 5, 1912, pdf, 18,1 Mb
  • «Аполлон» № 6, 1912, pdf, 16,1 Mb
  • «Аполлон» № 7, 1912, pdf, 13,6 Mb
  • «Аполлон» № 8, 1912, pdf, 10,8 Mb
  • «Аполлон» № 9, 1912, pdf, 12,7 Mb
  • «Аполлон» № 10, 1912, pdf, 14,2 Mb
  • «Аполлон» № 1, 1913, pdf, 16,5 Mb
  • «Аполлон» № 2, 1913, pdf, 18,8 Mb
  • «Аполлон» № 3, 1913, pdf, 16,3 Mb
  • «Аполлон» № 4, 1913, pdf, 15,6 Mb
  • «Аполлон» № 5, 1913, pdf, 16,1 Mb
  • «Аполлон» № 6, 1913, pdf, 17,6 Mb
  • «Аполлон» № 7, 1913, pdf, 16,3 Mb
  • «Аполлон» № 8, 1913, pdf, 15,1 Mb
  • «Аполлон» № 9, 1913, pdf, 16,8 Mb
  • «Аполлон» № 10, 1913, pdf, 16,5 Mb
  • «Аполлон» № 1-2, 1914, pdf, 26,5 Mb
  • Вячеслав Иванов. «Чурлянис и проблема синтеза искусств». Аполлон, 1914, N° 3, С. 5-21.«Аполлон» № 3, 1914, pdf, 13,5 Mb
  • «Аполлон» № 4, 1914, pdf, 15,4 Mb
  • «Аполлон» № 5, 1914, pdf, 14,2 Mb
  • «Аполлон» № 6-7, 1914, pdf, 21,4 Mb
  • «Аполлон» № 8, 1914, pdf, 12,9 Mb
  • «Аполлон» № 9, 1914, pdf, 12,3 Mb
  • Вячеслав Иванов. «Другу поэту» («Молчал я, брат мой, долго; и теперь…»). Аполлон, 1914, N° 10 (декабрь), С. 9.«Аполлон» № 10, 1914, pdf, 10,0 Mb
  • Вячеслав Иванов. «Суд» («В миру ль на вселенское дело…»). Аполлон, 1915, N° 1, С. 1-2.«Аполлон» № 1, 1915, pdf, 13,0 Mb
  • «Аполлон» № 2, 1915, pdf, 12,8 Mb
  • «Аполлон» № 3, 1915, pdf, 10,2 Mb
  • «Аполлон» № 4-5, 1915, pdf, 20,1 Mb
  • «Аполлон» № 6-7, 1915, pdf, 17,3 Mb
  • «Аполлон» № 8-9, 1915, pdf, 17,7 Mb
  • «Аполлон» № 10, 1915, pdf, 12,4 Mb
  • «Аполлон» № 1, 1916, pdf, 12,5 Mb
  • «Аполлон» № 2, 1916, pdf, 11,2 Mb
  • «Аполлон» № 3, 1916, pdf, 10,4 Mb
  • «Аполлон» № 4-5, 1916, pdf, 14,9 Mb
  • «Аполлон» № 6-7, 1916, pdf, 16,3 Mb
  • «Аполлон» № 8, 1916, pdf, 10,8 Mb
  • «Аполлон» № 9-10, 1916, pdf, 18,8 Mb
  • «Аполлон» № 1, 1917, pdf, 135,8 Mb
  • «Аполлон» № 2-3, 1917, pdf, 171,0 Mb
  • «Аполлон» № 4-5, 1917, pdf, 134,4 Mb
  • «Аполлон» № 6-7, 1917, pdf, 96,6 Mb
  • «Аполлон» № 8-10, 1917, pdf, 189,3 Mb

www.v-ivanov.it

Аполлон (журнал) — Википедия Переиздание // WIKI 2

Рекламный плакат «Аполлона» работы Ре-ми, 1911 год.

«Аполло́н» — русский иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы; издавался в 1909—1917 в Санкт-Петербурге[1].

Первый номер вышел 25 октября 1909 года и был приурочен к выставке художника Георгия Лукомского — позже его работам был посвящён специальный номер журнала[2]. Сначала журнал выходил с обложкой, выполненной Львом Бакстом, затем обложки оформлял Мстислав Добужинский; всего он их сделал около восьмидесяти.

С октября 1909 до января 1911 года вышло по 12 номеров; в это время журнал выходил в издательстве Ефронов «Якорь», но после ухода А. Л. Волынского из сотрудников «Аполлона» Ефроны от дальнейшего издания отказались. В 1909—1910 годах журнал выпускал в виде приложения «Литературный альманах».

С 1911 года журнал выходил десять раз в год; в 1911—1912 годах 2 раза в месяц появлялось приложение «Русская художественная летопись», ставшее с 1913 года частью отдела хроники журнала.

С 1911 года издателями были Сергей Константинович Маковский (инициатор создания журнала) и сын К. К. Ушкова, Михаил Константинович Ушков. Маковский редактировал журнал до № 9 1912 года, затем редактором стал барон Н. Н. Врангель.

«Аполлон» публиковал материалы по истории классического и современного русского и зарубежного искусства, обзоры выставок, театральной и музыкальной жизни в России и других странах; освещал проблемы изучения и охраны памятников русского искусства. Позиции журнала определялись идеалистическими взглядами и изощрёнными вкусами литературно-художественной элиты, видевшей в революции угрозу культуре, иллюзиями о преображении мира искусством с его духовными ценностями и совершенством формы. «Аполлон» проявлял враждебное отношение и к передвижничеству, и к официально-государственному направлению.

Раздел «Письма о русской поэзии» вёл в журнале Николай Гумилёв; рубрику «Заметки о русской беллетристике» — поэт Михаил Кузмин, а «Петербургские театры» — критик Сергей Ауслендер.

В «Аполлоне» выступали представители различных течений в русском искусстве начала XX века кроме крайних левых: вначале журнал привлёк символистов, с 1913 года он стал трибуной акмеистов, под конец в журнал проникли формалисты (Б. Эйхенбаум, Б. Томашевский). В «Аполлоне» печатались Сергей Городецкий, Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам; печатались сочинения И. Ф. Анненского, А. А. Блока, В. Я. Брюсова, В. И. Иванова, М. А. Кузмина, Н. С. Гумилёва, художественно-критические статьи С. М. Волконского, В. А. Дмитриева, А. А. Ростиславова, Н. Н. Пунина, Я. А. Тугендхольда, В. А. Чудовского. Печатались репродукции картин большого формата.

В «Аполлоне» впервые появились стихи подписанные: Анна Ахматова. Её муж Николай Гумилёв был против её литературных занятий, однако Сергей Маковский взял на себя всю ответственность: «Разрешаю вам говорить, что эти строфы я попросту выкрал из вашего альбома и напечатал самовластно». Стихи вызвали массу похвал и Гумилеву, вернувшемуся из «дальних странствий», оставалось только примириться со свершившимся фактом. Впервые появились на страницах журнала стихи графа Василия Комаровского.

Идеалистическая направленность журнала, оторванность его от реалий жизни послужили поводом для сатирического рассказа Аркадия Аверченко «Аполлон» 1910 года[3].

Последний номер журнала за 1917 год вышел осенью 1918 года. Журнал «Аполлон» был закрыт в связи с финансовыми и материальными трудностями.

Примечания

  1. ↑ С 1993 года под названием «Аполлон» стал выходить новый литературно-художественный альманах. Альманах выходил нерегулярно вплоть до 1998 года; в нём печатались сочинения современных российских поэтов и прозаиков, оригинальные переводы классической и современной прозы и поэзии, а также малоизвестные произведения классиков Серебряного века.
  2. ↑ Другой художник, Дмитрий Стеллецкий удостоился целого номера журнала «Аполлон», посвященного практически ему одному, со специальной статьей Александра Бенуа.
  3. ↑ Аркадий Аверченко. Аполлон // Собрание сочинений в 6 томах. Том 1. Веселые устрицы / Вступительная статья, сост., подготовка текста, комментарии Ст. Никоненко. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2007. — Т. 1. — 448 с. — ISBN 978-5-275-01436-5.

Литература

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
  • С. К. Маковский. На Парнасе Серебряного века. — М.: «Наш дом – L’Age d’Homme», Екатеринбург: «У-Фактория», 2000. — 400 с. — ISBN 5891360160, 5891781654, ББК 83.3(2), М16..
  • Маковский С. На Парнасе Серебряного века. — М.: XXI век — Согласие, 2000. — 560 с. — 5000 экз. — ISBN 5-293-00003-9.

Ссылки

Эта страница последний раз была отредактирована 16 сентября 2017 в 17:30.

wiki2.org

Аполлон (журнал) Википедия

Рекламный плакат «Аполлона» работы Ре-ми, 1911 год.

«Аполло́н» — русский иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы; издавался в 1909—1917 в Санкт-Петербурге[1].

Первый номер вышел 25 октября 1909 года и был приурочен к выставке художника Георгия Лукомского — позже его работам был посвящён специальный номер журнала[2]. Сначала журнал выходил с обложкой, выполненной Львом Бакстом, затем обложки оформлял Мстислав Добужинский; всего он их сделал около восьмидесяти.

С октября 1909 до января 1911 года вышло по 12 номеров; в это время журнал выходил в издательстве Ефронов «Якорь», но после ухода А. Л. Волынского из сотрудников «Аполлона» Ефроны от дальнейшего издания отказались. В 1909—1910 годах журнал выпускал в виде приложения «Литературный альманах».

С 1911 года журнал выходил десять раз в год; в 1911—1912 годах 2 раза в месяц появлялось приложение «Русская художественная летопись», ставшее с 1913 года частью отдела хроники журнала.

С 1911 года издателями были Сергей Константинович Маковский (инициатор создания журнала) и сын К. К. Ушкова, Михаил Константинович Ушков. Маковский редактировал журнал до № 9 1912 года, затем редактором стал барон Н. Н. Врангель.

«Аполлон» публиковал материалы по истории классического и современного русского и зарубежного искусства, обзоры выставок, театральной и музыкальной жизни в России и других странах; освещал проблемы изучения и охраны памятников русского искусства. Позиции журнала определялись идеалистическими взглядами и изощрёнными вкусами литературно-художественной элиты, видевшей в революции угрозу культуре, иллюзиями о преображении мира искусством с его духовными ценностями и совершенством формы. «Аполлон» проявлял враждебное отношение и к передвижничеству, и к официально-государственному направлению.

Раздел «Письма о русской поэзии» вёл в журнале Николай Гумилёв; рубрику «Заметки о русской беллетристике» — поэт Михаил Кузмин, а «Петербургские театры» — критик Сергей Ауслендер.

В «Аполлоне» выступали представители различных течений в русском искусстве начала XX века кроме крайних левых: вначале журнал привлёк символистов, с 1913 года он стал трибуной акмеистов, под конец в журнал проникли формалисты (Б. Эйхенбаум, Б. Томашевский). В «Аполлоне» печатались Сергей Городецкий, Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам; печатались сочинения И. Ф. Анненского, А. А. Блока, В. Я. Брюсова, В. И. Иванова, М. А. Кузмина, Н. С. Гумилёва, художественно-критические статьи С. М. Волконского, В. А. Дмитриева, А. А. Ростиславова, Н. Н. Пунина, Я. А. Тугендхольда, В. А. Чудовского. Печатались репродукции картин большого формата.

В «Аполлоне» впервые появились стихи подписанные: Анна Ахматова. Её муж Николай Гумилёв был против её литературных занятий, однако Сергей Маковский взял на себя всю ответственность: «Разрешаю вам говорить, что эти строфы я попросту выкрал из вашего альбома и напечатал самовластно». Стихи вызвали массу похвал и Гумилеву, вернувшемуся из «дальних странствий», оставалось только примириться со свершившимся фактом. Впервые появились на страницах журнала стихи графа Василия Комаровского.

Идеалистическая направленность журнала, оторванность его от реалий жизни послужили поводом для сатирического рассказа Аркадия Аверченко «Аполлон» 1910 года[3].

Последний номер журнала за 1917 год вышел осенью 1918 года. Журнал «Аполлон» был закрыт в связи с финансовыми и материальными трудностями.

Примечания

  1. ↑ С 1993 года под названием «Аполлон» стал выходить новый литературно-художественный альманах. Альманах выходил нерегулярно вплоть до 1998 года; в нём печатались сочинения современных российских поэтов и прозаиков, оригинальные переводы классической и современной прозы и поэзии, а также малоизвестные произведения классиков Серебряного века.
  2. ↑ Другой художник, Дмитрий Стеллецкий удостоился целого номера журнала «Аполлон», посвященного практически ему одному, со специальной статьей Александра Бенуа.
  3. ↑ Аркадий Аверченко. Аполлон // Собрание сочинений в 6 томах. Том 1. Веселые устрицы / Вступительная статья, сост., подготовка текста, комментарии Ст. Никоненко. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2007. — Т. 1. — 448 с. — ISBN 978-5-275-01436-5.

Литература

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
  • С. К. Маковский. На Парнасе Серебряного века. — М.: «Наш дом – L’Age d’Homme», Екатеринбург: «У-Фактория», 2000. — 400 с. — ISBN 5891360160, 5891781654, ББК 83.3(2), М16..
  • Маковский С. На Парнасе Серебряного века. — М.: XXI век — Согласие, 2000. — 560 с. — 5000 экз. — ISBN 5-293-00003-9.

Ссылки

wikiredia.ru

Аполлон (журнал) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Специализация:Периодичность:Сокращённоеназвание:Язык:Адрес редакции:Главный редактор:Учредители:Издатель:Страна:История издания:Дата основания:Последний выпуск:Объём:Комплектация:Тираж:ISSN печатнойверсии:ISSN веб-версии:Доступ:Индекс по каталогу «Роспечати»:Индекс по каталогу «Пресса России»:Награды: Аполлон в Викитеке
Аполлон
200px Обложка журнала «Аполлон»за апрель 1910 г.

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

русский

Санкт-Петербург

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Российская империя22x20px Российская империя

с 1909 г. по 1917 г.

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

15px Аполлон на Викискладе

«Аполло́н» — русский иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы; издавался в 1909—1917 в Санкт-Петербурге[1].

Первый номер вышел 25 октября 1909 года и был приурочен к выставке художника Георгия Лукомского — позже его работам был посвящён специальный номер журнала[2]. Сначала журнал выходил с обложкой, выполненной Львом Бакстом, затем обложки оформлял Мстислав Добужинский; всего он их сделал около восьмидесяти.

С октября 1909 до января 1911 года вышло по 12 номеров; в это время журнал выходил в издательстве Ефронов «Якорь», но после ухода А. Л. Волынского из сотрудников «Аполлона» Ефроны от дальнейшего издания отказались. В 1909—1910 годах журнал выпускал в виде приложения «Литературный альманах».

С 1911 года журнал выходил десять раз в год; в 1911—1912 годах 2 раза в месяц появлялось приложение «Русская художественная летопись», ставшее с 1913 года частью отдела хроники журнала.

С 1911 года издателями были Сергей Константинович Маковский (инициатор создания журнала) и сын К. К. Ушкова, Михаил Константинович Ушков. Маковский редактировал журнал до № 9 1912 года, затем редактором стал барон Н. Н. Врангель.

«Аполлон» публиковал материалы по истории классического и современного русского и зарубежного искусства, обзоры выставок, театральной и музыкальной жизни в России и других странах; освещал проблемы изучения и охраны памятников русского искусства. Позиции журнала определялись идеалистическими взглядами и изощрёнными вкусами литературно-художественной элиты, видевшей в революции угрозу культуре, иллюзиями о преображении мира искусством с его духовными ценностями и совершенством формы. «Аполлон» проявлял враждебное отношение и к передвижничеству, и к официально-государственному направлению.

Раздел «Письма о русской поэзии» вёл в журнале Николай Гумилёв; рубрику «Заметки о русской беллетристике» — поэт Михаил Кузмин, а «Петербургские театры» — критик Сергей Ауслендер.

В «Аполлоне» выступали представители различных течений в русском искусстве начала XX века кроме крайних левых: вначале журнал привлёк символистов, с 1913 года он стал трибуной акмеистов, под конец в журнал проникли формалисты (Б. Эйхенбаум, Б. Томашевский). В «Аполлоне» печатались Сергей Городецкий, Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам; печатались сочинения И. Ф. Анненского, А. А. Блока, В. Я. Брюсова, В. И. Иванова, М. А. Кузмина, Н. С. Гумилёва, художественно-критические статьи С. М. Волконского, В. А. Дмитриева, А. А. Ростиславова, Н. Н. Пунина, Я. А. Тугендхольда, В. А. Чудовского. Печатались репродукции картин большого формата.

В «Аполлоне» впервые появились стихи подписанные: Анна Ахматова. Её муж Николай Гумилёв был против её литературных занятий, однако Сергей Маковский взял на себя всю ответственность: «Разрешаю вам говорить, что эти строфы я попросту выкрал из вашего альбома и напечатал самовластно». Стихи вызвали массу похвал и Гумилеву, вернувшемуся из «дальних странствий», оставалось только примириться со свершившимся фактом. Впервые появились на страницах журнала стихи графа Василия Комаровского.

Идеалистическая направленность журнала, оторванность его от реалий жизни послужили поводом для сатирического рассказа Аркадия Аверченко «Аполлон» 1910 года[3].

Последний номер журнала за 1917 год вышел осенью 1918 года. Журнал «Аполлон» был закрыт в связи с финансовыми и материальными трудностями.

Напишите отзыв о статье "Аполлон (журнал)"

Примечания

  1. ↑ С 1993 года под названием «Аполлон» стал выходить новый литературно-художественный альманах. Альманах выходил нерегулярно вплоть до 1998 года; в нём печатались сочинения современных российских поэтов и прозаиков, оригинальные переводы классической и современной прозы и поэзии, а также малоизвестные произведения классиков Серебряного века.
  2. ↑ Другой художник, Дмитрий Стеллецкий удостоился целого номера журнала «Аполлон», посвященного практически ему одному, со специальной статьей Александра Бенуа.
  3. ↑ Аркадий Аверченко. Аполлон // Собрание сочинений в 6 томах. Том 1. Веселые устрицы / Вступительная статья, сост., подготовка текста, комментарии Ст. Никоненко. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2007. — Т. 1. — 448 с. — ISBN 978-5-275-01436-5.

Литература

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.</span>
  • С. К. Маковский. На Парнасе Серебряного века. — М.: «Наш дом – L’Age d’Homme», Екатеринбург: «У-Фактория», 2000. — 400 с. — ISBN 5891360160, 5891781654, ББК 83.3(2), М16..
  • Маковский С. На Парнасе Серебряного века. — М.: XXI век — Согласие, 2000. — 560 с. — 5000 экз. — ISBN 5-293-00003-9.

Ссылки

  • Хронологическая роспись содержания журнала «Аполлон» в «Викитеке».
  • (недоступная ссылка — [//web.archive.org/web/*/http://www.v-ivanov.it/vokrug-ivanova/zhurnal-apollon Факсимильное воспроизведение полного комплекта номеров журнала Аполлон 1909—1917. Материалы по истории журнала история]) Проверено 8 июня 2015.
  • [http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le1/le1-1941.htm Аполлон [журнал]] // Литературная энциклопедия / Под ред. В. М. Фриче, А. В. Луначарского. — В 11 т. — М.: изд-во Коммунистической академии; Советская энциклопедия; Художественная литература, 1929—1939.
  • [http://krugosvet.ru/node/31359 АПОЛЛОН, ЖУРНАЛ] (рус.). Онлайн-энциклопедия «Кругосвет». Проверено 7 апреля 2012. [http://www.webcitation.org/67g5C2nhy Архивировано из первоисточника 15 мая 2012].

Отрывок, характеризующий Аполлон (журнал)

– Мамочка, не волнуйся за меня – как бы прочитав мои мысли, прошептала Анна. – Я не боюсь боли. Но даже если это будет очень больно, дедушка обещал меня забрать. Я говорила с ним вчера. Он будет ждать меня, если нам с тобой не удастся... И папа тоже. Они оба будут меня там ждать. Вот только тебя оставлять будет очень больно... Я так люблю тебя, мамочка!.. Анна спряталась в моих объятиях, будто ища защиты... А я не могла её защитить... Не могла спасти. Я не нашла «ключа» к Караффе... – Прости меня, солнышко моё, я подвела тебя. Я подвела нас обеих... Я не нашла пути, чтобы уничтожить его. Прости меня, Аннушка... Час прошёл незаметно. Мы говорили о разном, не возвращаясь более к убийству Папы, так как обе прекрасно знали – на сегодняшний день мы проиграли... И не имело значения, чего мы желали... Караффа жил, и это было самое страшное и самое главное. Нам не удалось освободить от него наш мир. Не удалось спасти хороших людей. Он жил, несмотря ни на какие попытки, ни на какие желания. Несмотря ни на что... – Только не сдавайся ему, мамочка!.. Прошу тебя, только не сдавайся! Я знаю, как тебе тяжело. Но мы все будем с тобой. Он не имеет права жить долго! Он убийца! И даже если ты согласишься дать ему то, что он желает – он всё равно уничтожит нас. Не соглашайся, мама!!! Дверь открылась, на пороге снова стоял Караффа. Но теперь он казался очень чем-то недовольным. И я примерно могла предположить – чем... Караффа более не был уверен в своей победе. Это тревожило его, так как оставался у него только лишь этот, последний шанс. – Итак, что же вы решили, мадонна? Я собрала всё своё мужество, чтобы не показать, как дрожит мой голос, и совершенно спокойно произнесла: – Я уже столько раз отвечала вам на этот вопрос, святейшество! Что же могло измениться за такое короткое время? Приходило ощущение обморока, но, посмотрев в сияющие гордостью глаза Анны, всё плохое вдруг куда-то исчезло... Как же светла и красива была в этот страшный момент моя дочь!.. – Вы сошли с ума, мадонна! Неужели вы сможете так просто послать свою дочь в подвал?.. Вы ведь прекрасно знаете, что её там ждёт! Опомнитесь, Изидора!.. Вдруг, Анна вплотную подошла к Караффе и звонким ясным голосом произнесла: – Ты не судья и не Бог!.. Ты всего лишь – грешник! Потому и жжёт Перстень Грешников твои грязные пальцы!.. Думаю, он одет на тебя не случайно... Ибо ты самый подлый из них! Ты не испугаешь меня, Караффа. И моя мать никогда не подчинится тебе! Анна выпрямилась и... плюнула Папе в лицо. Караффа смертельно побледнел. Я никогда не видела, чтобы кто-то бледнел так быстро! Его лицо буквально в долю секунды стало пепельно-серым... а в его жгучих тёмных глазах вспыхнула смерть. Всё ещё стоя в «столбняке» от неожиданного поведения Анны, я вдруг всё поняла – она нарочно провоцировала Караффу, чтобы не тянуть!.. Чтобы скорее что-то решить и не мучить меня. Чтобы самой пойти на смерть... Мою душу скрутило болью – Анна напомнила мне девочку Дамиану... Она решала свою судьбу... а я ничем не могла помочь. Не могла вмешаться. – Ну что ж, Изидора, думаю вы сильно пожалеете об этом. Вы плохая мать. И я был прав насчёт женщин – все они порождение дьявола! Включая мою несчастную матушку. – Простите, ваше святейшество, но если ваша мать порождение Дьявола, то кем же тогда являетесь вы?.. Ведь вы – плоть от плоти её? – искренне удивившись его бредовым суждениям, спросила я. – О, Изидора, я давно уже истребил в себе это!.. И только увидев вас, во мне вновь пробудилось чувство к женщине. Но теперь я вижу, что был не прав! Вы такая же, как все! Вы ужасны!.. Я ненавижу вас и вам подобных! Караффа выглядел сумасшедшим... Я испугалась, что это может кончиться для нас чем-то намного худшим, чем то, что планировалось в начале. Вдруг, резко подскочив ко мне, Папа буквально заорал: – «Да», или – «нет»?!.. Я спрашиваю вас в последний раз, Изидора!.. Что я могла ответить этому невменяемому человеку?.. Всё уже было сказано, и мне оставалось лишь промолчать, игнорируя его вопрос. – Я даю вам одну неделю, мадонна. Надеюсь, что вы всё же опомнитесь и пожалеете Анну. И себя... – и схватив мою дочь под руку, Караффа выскочил из комнаты. Я только сейчас вспомнила, что нужно дышать... Папа настолько ошарашил меня своим поведением, что я никак не могла опомниться и всё ждала, что вот-вот опять отворится дверь. Анна смертельно оскорбила его, и я была уверенна, что, отойдя от приступа злости, он обязательно это вспомнит. Бедная моя девочка!.. Её хрупкая, чистая жизнь висела на волоске, который мог легко оборваться по капризной воле Караффы... Какое-то время я старалась ни о чём не думать, давая своему воспалённому мозгу хоть какую-то передышку. Казалось, не только Караффа, но вместе с ним и весь знакомый мне мир сошёл с ума... включая мою отважную дочь. Что ж, наши жизни продлились ещё на неделю... Можно ли было что-либо изменить? Во всяком случае, в данный момент в моей уставшей, пустой голове не было ни одной более или менее нормальной мысли. Я перестала что-либо чувствовать, перестала даже бояться. Думаю, именно так чувствовали себя люди, шедшие на смерть... Могла ли я что-либо изменить за какие-то короткие семь дней, если не сумела найти «ключ» к Караффе за долгие четыре года?.. В моей семье никто никогда не верил в случайность... Потому надеяться, что что-либо неожиданно принесёт спасение – было бы желанием ребёнка. Я знала, что помощи ждать было неоткуда. Отец явно помочь не мог, если предлагал Анне забрать её сущность, в случае неудачи... Мэтэора тоже отказала... Мы были с ней одни, и помогать себе должны были только сами. Поэтому приходилось думать, стараясь до последнего не терять надежду, что в данной ситуации было почти что выше моих сил... В комнате начал сгущаться воздух – появился Север. Я лишь улыбнулась ему, не испытывая при этом ни волнения, ни радости, так как знала – он не пришёл, чтобы помочь. – Приветствую тебя, Север! Что привело тебя снова?.. – спокойно спросила я. Он удивлёно на меня взглянул, будто не понимая моего спокойствия. Наверное, он не знал, что существует предел человеческого страдания, до которого очень трудно дойти... Но дойдя, даже самое страшное, становится безразличным, так как даже бояться не остаётся сил... – Мне жаль, что не могу помочь тебе, Изидора. Могу ли я что-то для тебя сделать? – Нет, Север. Не можешь. Но я буду рада, если ты побудешь со мною рядом... Мне приятно видеть тебя – грустно ответила я и чуть помолчав, добавила: – Мы получили одну неделю... Потом Караффа, вероятнее всего, заберёт наши короткие жизни. Скажи, неужели они стоят так мало?.. Неужели и мы уйдём так же просто, как ушла Магдалина? Неужели не найдётся никого, кто очистил бы от этой нелюди наш мир, Север?..

o-ili-v.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта