О квир, ты — мир! Артгид журнал
Артгид
Выставки недели: выбор «Артгида». Март 2018
Куда пойти на выходных и не только.
Куда бежит пространство
О стратегиях низовых художественных инициатив в Москве.
«Радек»: Talking trash
Как и зачем наслаждаться бездарностью.
Джоанна Жилинска: «Антропоцен предоставил нам прекрасный апокалиптический сюжет»
Автор книги «Минимальная этика антропоцена», художник и куратор о конце человечества, феминистском контрапокалипсисе и морали.
Борис Гройс. В потоке
М.: Ад Маргинем Пресс, Музей «Гараж», 2018.
Пришли за Британским советом
Алена Долецкая о миссии Британского совета и своем опыте работы в нем.
Выставки недели: выбор «Артгида». Март 2018
Куда пойти на выходных и не только.
Василий Верещагин. Путеводитель по выставке в Новой Третьяковке
«Баталист, пацифист, реалист, сюрреалист, репортер, сценограф, человек мира».
Но они не могут помешать нам наблюдать медленное возвращение истинного секса
Теория, история и практика.
Константин Худяков: «Решение показывать “другое” искусство принималось на уровне ЦК КПСС»
Об истории выставок в Горкоме графиков.
Воспоминания торговцев картинами
СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018.
Моя политэволюция
За неделю до президентских выборов 2018 года художник Александр Шабуров вспоминает о своем (и не только) политтехнологическом прошлом.
Круглый стол: харассмент в арт-среде
О гендерной дискриминации, властных отношениях и формировании культурных норм.
Александр Черноглазов. Приглашение к реальному: Культурологические этюды
СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2018.
Открытое письмо директоров музеев Фландрии
Музейное сообщество требует от де Зегер максимальной прозрачности и подотчетности общественности, прессе и коллегам-музейщикам.
Симон Пфеффель: «Я всегда оставляю за зрителем право всё разрушить»
Немецкий художник о перформансе как способе знакомства со страной.
Выставки недели: выбор «Артгида». Март 2018
Куда пойти на выходных и не только.
Подделки русского авангарда
Рынок авангарда нулевых и подделки. Расследование Константина Акинши.
Музей Метрополитен
«Американские записки» Ярослава Могутина в газете «Лимонка».
Патриархат vs божественная андрогинность
Художник Арсений Жиляев отвечает на статью Валентина Дьяконова о саморазрушающемся партиархате.
artguide.com
Артгид
Выставки недели: выбор «Артгида». Март 2018
Куда пойти на выходных и не только.
Куда бежит пространство
О стратегиях низовых художественных инициатив в Москве.
«Радек»: Talking trash
Как и зачем наслаждаться бездарностью.
Джоанна Жилинска: «Антропоцен предоставил нам прекрасный апокалиптический сюжет»
Автор книги «Минимальная этика антропоцена», художник и куратор о конце человечества, феминистском контрапокалипсисе и морали.
Борис Гройс. В потоке
М.: Ад Маргинем Пресс, Музей «Гараж», 2018.
Пришли за Британским советом
Алена Долецкая о миссии Британского совета и своем опыте работы в нем.
Выставки недели: выбор «Артгида». Март 2018
Куда пойти на выходных и не только.
Василий Верещагин. Путеводитель по выставке в Новой Третьяковке
«Баталист, пацифист, реалист, сюрреалист, репортер, сценограф, человек мира».
Но они не могут помешать нам наблюдать медленное возвращение истинного секса
Теория, история и практика.
Константин Худяков: «Решение показывать “другое” искусство принималось на уровне ЦК КПСС»
Об истории выставок в Горкоме графиков.
Воспоминания торговцев картинами
СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018.
Моя политэволюция
За неделю до президентских выборов 2018 года художник Александр Шабуров вспоминает о своем (и не только) политтехнологическом прошлом.
Круглый стол: харассмент в арт-среде
О гендерной дискриминации, властных отношениях и формировании культурных норм.
Александр Черноглазов. Приглашение к реальному: Культурологические этюды
СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2018.
Открытое письмо директоров музеев Фландрии
Музейное сообщество требует от де Зегер максимальной прозрачности и подотчетности общественности, прессе и коллегам-музейщикам.
Симон Пфеффель: «Я всегда оставляю за зрителем право всё разрушить»
Немецкий художник о перформансе как способе знакомства со страной.
Выставки недели: выбор «Артгида». Март 2018
Куда пойти на выходных и не только.
Подделки русского авангарда
Рынок авангарда нулевых и подделки. Расследование Константина Акинши.
Музей Метрополитен
«Американские записки» Ярослава Могутина в газете «Лимонка».
Патриархат vs божественная андрогинность
Художник Арсений Жиляев отвечает на статью Валентина Дьяконова о саморазрушающемся партиархате.
artguide.com
Топ-20 самых влиятельных художников в российском искусстве 2017 года
Художники, которые активнее всего работали в этом году и запомнились зрителям и критикам, — кто они? Ответ — в рейтинге «Артгида».
Иллюстрация: Павел Пепперштейн специально для «Артгида»
Зачем мы это делали. В 2004 году мы (тогда многие из нынешней команды «Артгида» работали в редакции журнала «Артхроника») впервые решили подвести итоги года в форме рейтинга, но рейтинга не самих событий в мире искусства, а людей, благодаря которым эти события произошли. В 2009 году в «Артхронике» сменился главный редактор, а вскоре после этого издание покинуло большинство сотрудников прежней редакции, воссоединившись потом для создания журнала и сайта «Артгид» и его раздела «Процесс», посвященного аналитике текущего художественного процесса. Летом 2013 года журнал «Артхроника», ежегодно публиковавший «Топ-50», перестал издаваться, и мы решили продолжить некогда придуманный нами проект уже на сайте «Артгида» и в этом году составляем ежегодный рейтинг уже в пятый раз. Рейтинг никогда не являлся для нас ярмаркой тщеславия — скорее это попытка анализа художественных событий года.
Как мы это делали. В 2013 году, когда мы делали рейтинг «Артгида» в первый раз, мы пригласили войти в жюри рейтинга только журналистов и арт-критиков. Именно их первейшей обязанностью являются описание и интерпретация художественных событий и культурной политики, они первыми высказывают мнение о том или ином проекте или событии и тем самым формируют мнение читателей и будущих исследователей. В 2014 году мы впервые сформировали три профессиональных жюри, в первое из которых вошли журналисты, во второе — культуртрегеры (в 2014 году это были главы и сотрудники ведущих музеев и арт-центров страны, в 2015-м — коллекционеры), а в третье — художники. В 2016 году мы попытались отойти от москвацентризма и пригласили в жюри кураторов и культуртрегеров, которые работают в регионах, охватив тем самым географию современного искусства от Владивостока до Ростова-на-Дону и от Санкт-Петербурга до Красноярска. В этом году в наше единое жюри также вошли журналисты и арт-критики, кураторы, коллекционеры, музейные сотрудники, художники из разных городов.
Мы предложили нашим экспертам два списка для голосования — в одном были представлены кураторы, сотрудники музеев, чиновники, галеристы, издатели, арт-менеджеры и другие, в другом — активно работавшие в этом году художники. К необходимости такого разделения нас привел опыт работы над подобными рейтингами: в их предыдущих редакциях художники крайне редко попадали на верхние позиции, что кажется нам не совсем адекватным отражением ситуации — ведь искусство невозможно без художников, следовательно, именно они в первую очередь являются самыми влиятельными фигурами в художественном мире. В списке топ-50 самых влиятельных фигур в русском искусстве 2017 года вы практически не найдете имен арт-критиков и журналистов (за исключением тех, кто в этом году кроме критической и журналистской деятельности занимался чем-то еще, например, делал выставки), так как их влиятельность нам и без того очевидна.
Голосование происходило следующим образом: мы попросили наших экспертов поставить в длинном листе номинантов напротив каждой фамилии баллы от 1 до 10 в зависимости от степени влияния номинанта на художественный процесс в 2017 году (10 баллов — очень сильно повлиял, 1 балл — не повлиял никак). Как голосовать за самого себя — каждый член жюри решал на свое усмотрение. Далее баллы, полученные каждым кандидатом, суммировались, и первые 50 персон (среди арт-деятелей) или 20 (среди художников), получившие наибольшее количество баллов, попали в финальный список.
Ярослав Алешин
руководитель Музея Вадима Сидура. Живет и работает в Москве
Наиля Аллахвердиева
арт-директор Пермского музея современного искусства PERMMМ. Живет и работает в Перми
Дмитрий Волков
коллекционер, основатель фонда SDV Arts & Science Foundation, председатель попечительского совета фонда ГЦСИ «Арсенал». Живет и работает в Москве
Павел Герасименко
арт-критик. Живет и работает в Санкт-Петербурге
Александра Данилова
куратор, заместитель заведующего Галереей искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина. Живет и работает в Москве
Антон Долин
главный редактор журнала «Искусство кино». Живет и работает в Москве
Полина Канис
художник. Живет и работает в Москве
Мария Кравцова
шеф-редактор портала «Артгид». Живет и работает в Москве
Снежана Кръстева
куратор Музея современного искусства «Гараж», сокуратор Первой триеннале российского современного искусства. Живет и работает в Москве
Николай Палажченко
арт-менеджер, куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» RMA, VIP Representative Russia & CIS Countries ярмарки Art Basel. Живет и работает в Москве
Сергей Попов
историк искусства, основатель галереи pop/off/art. Живет и работает в Москве
Анна Пьянкова
директор Уральского филиала Государственного центра современного искусства в составе Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО. Живет и работает в Екатеринбурге
Галина Тимченко
генеральный директор и учредитель новостного проекта Meduza. Живет и работает в Риге
Леонид Тишков
художник. Живет и работает в Москве
Артем Филатов
художник, куратор. Живет и работает в Нижнем Новгороде
(6-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Группировке ЗИП (Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, Василий Субботин, Степан Субботин) из Краснодара понадобилась всего два года, чтобы взобраться на самый верх топа «Артгида». В этом году в Московском музее современного искусства состоялась их грандиозная выставка «Остановка "ДК ЗИП"», через несколько месяцев победившая в номинации «Проект года» 11-й премии Кандинского. Кроме этого ЗИПы стали одними их самых заметных участников Первой триеннале современного российского искусства музея «Гараж», попрощались с молодостью на «Винзаводе», водрузив посередине пьяцетты центра монумент под названием «Равновесие с небольшой погрешностью» (в народе он получил название «Прометей»), а также поучаствовали в основном проекте 4-й Уральской индустриальной биеннале — проекте Жоана Рибаса «Новая грамотность». Также в этом году группировка провела Фестиваль «Может!» сразу в двух городах — Владикавказе и Дербенте — и продолжила движуху в родном Краснодаре.
(12-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Одна из самых успешных и востребованных российских молодых художниц в этом году приняла участие в главном проекте 57-й Венецианской биеннале — выставке куратора Кристин Масель Viva Arte Viva. Параллельно Махачева показала новую перформансивную работу в рамках проекта V-A-C «пространство сила конструкция» — инагурационной выставки новой постоянной площадке фонда в Венеции — палаццо Дзаттере (Palazzo delle Zattere). Кроме этого художница приняла участие в Первой триеннале российского современного искусства музея «Гараж», в основном проекте 4-й Уральской индустриальной биеннале и выставке The Border в Дортмунде, открыла персональную выставку Second World, Third Attempt в шанхайской галерее Leo Xu Projects, а также как педагог и куратор сделала с десятью студентами ГИТИСа проект «С Дагестаном в голове» во Владикавказе (в рамках XI Международного художественного симпозиума «Аланика»). В декабре 2017 года в Московском музее современного искусства на Петровке открылась ретроспектива художницы «Облако, зацепившееся за гору». Среди планов на следующий год — участие в основном проекте Ливерпульской биеннале, которая пройдет с 14 июля по 28 октября 2018 года.
(2-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Cамый молодой классик русского современного искусства в этом году посвятила себя монументальным проектам вроде главной выставки 57-й Венецианской биеннале Viva Arte Viva куратора Кристин Масель. Еще одну новую инсталляцию Корина создала для проекта фонда V-A-C «пространство сила конструкция», которая параллельно с биеннале открылась на новой площадке фонда в Венеции — палаццо Дзаттере (Palazzo delle Zattere). Еще одна (надувная) инсталляция была создана художницей для проекта The Return of Memory, который прошел в крупнейшей некоммерческой выставочной институции Манчестера HOMEmcr. Повезло и москвичам, которые стали свидетелями еще одной масштабной работы художницы «Хвост виляет кометой», созданной специально для атриума Музея современного искусства «Гараж» в рамках программы Garage Atrium Commissions. Станковые работы Кориной можно было увидеть в XL Галерее в проекте «Между волком и собакой».
(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовали.) Андрей Блохин и Георгий Кузнецов в этом году представляли Россиию на 57-й Венецианской биеннале, показав в российском павильоне в рамках проекта Theatrum Orbis Terrarum новую инсталляцию с дополненной реальностью Blocked Content. Также «рисайклы» (как их нежно именуют в арт-сообществе) провели выставку в залах слепков ГМИИ им. А.С. Пушкина и показали новый проект Template of Life в рамках юбилейного цикла выставок «Прощание с вечной молодостью» на «Винзаводе».
(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовал.) Гриша Брускин стал одним из четырех художников, представлявших Россию на 57-й Венецианской биеннале. Более того, его инсталляция «Смена декораций» стала смысловым центром группового проекта Theatrum Orbis Terrarum в павильоне России. Увенчанная гигантским двуглавым орлом, скульптурная композиция из фигурок-монстров была посвящена историческим путям России после революции.
(В сводном рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовали, в топ-50 по мнению журналистов группа заняла 19-е место) В этом году группа пополнила свое CV участием в выставках в Валенсии, Шанхае, Бургридене Канберре, Риме, биеннале Bad Rothenfelde в Бад-Ротенфельде, знаменитый «Исламский проект» группы был также представлен в лондонской галерее Саатчи на выставке Art Riot: Post-Soviet Actionism. Участники инклюзивной выставки «Прямое воздействие» в Государственной галерее на Солянке.
(11-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Весной галерея Тейт установила на террасе скульптуру Булатова «Вперед», а летом Владимир Потанин лично подарил работу художника «Картина и зрители» Государственной Третьяковской галерее. В декабре в издательстве BREUS в рамках серии «Новые классики» вышла в свет монография историка искусства Сергея Попова «Эрик Булатов: картина после живописи».
(8-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) 18 октября 2017 года классики современного искусства открыли впечатляющую ретроспективу Not Everyone Will Be Taken Into the Future («В будущее возьмут не всех») в лондонской Тейт Модерн, а чуть раньше (в сентябре) и в Музее Хиршхорна в Вашингтоне открылся еще один проект творческой четы под названием The Utopian Projects. В ближайших планах Эрмитаж, где в 2018 году пройдет «громадная», по словам директора музея Михаила Пиотровского, выставка художников.
(10-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) В этом году Павел Пепперштейн принял участие в Первой триеннале российского современного искусства музея «Гараж», а также выпустил две новые книги — «Эпоха аттракционов» в издательстве Artguide Editions (в рамках издательской программы Музея современного искусства «Гараж») и «Предатель ада» в НЛО.
(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовала.) Представила Россию на 57-й Венецианской биеннале современного искусства, показав в русском павильоне в рамках групповой выставки Theatrum Orbis Terrarum новую видеоработу Inner Physics. В конце декабря стала лауреатом 11-й премии Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года» за проект MONO, видеоперформанс, созданный специально для выставки «Дом впечатлений. Прогулка с трубадуром» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Также в этом году Пирогова приняла участие в основном проекте 4-й Уральской индустриальной биеннале — проекте Жоана Рибаса «Новая грамотность».
(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовали.) Екатеринбургская арт-группа «Куда бегут собаки» в минувшем году была представлена сразу в нескольких крупных проектах: участвовала в 7-й Московской биеннале современного искусства, где раскрыла суть панического страха перед будущим, сварила трансцендентный борщ в рамках Красноярской музейной биеннале и превратила Конституцию РФ в испаряющийся на глазах у зрителей текст на Уральской индустриальной биеннале. Кроме того, группа участвовала в Первой триеннале российского современного искусства Музея «Гараж» и победила в программе коллекционирования молодого российского искусства Present Continuous фонда V-A-C.
(5-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года). В 2017 году в рамках совместной издательской программы Музея современного искусства «Гараж» и Artguide Editions были переизданы книги Пивоварова «Холин и Сапгир ликующие» и «Серые тетради». Виктор Пивоваров также получил премию «Инновация» в номинации «За вклад в развитие современного искусства России» (внеконкурсная номинация).
(4-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года) В январе 2017 года, после того как против Павленского было возбуждено уголовное дело по обвинению в «насильственных действиях сексуального характера», художник вместе с женой и детьми покинул Россию, получив политическое убежище во Франции. В октябре 2017 года Петр Павленский поджег здание Банка Франции, говоря о «всемирном пожаре революций». После акции был задержан французской полицией. Сейчас акционист находится в одиночной камере тюрьмы Флери-Мерожи в пригороде Парижа. В ноябре Павленский стал одни из героев выставки Art Riot: Post-Soviet Actionism («Арт-восстание. Постсоветский акционизм», кураторы коллекционер Игорь Цуканов, арт-менеджер Марат Гельман, критик и искусствовед Андрей Ковалев) в лондонской Saatchi Gallery.
(7-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года) Архитектор и художник, ведущий преподаватель в школе МАРШ в этом году представил персональную выставку «Красная дорожка» в московской галерее «Триумф», выступил (совместно с Юрием Григоряном) куратором книги «Капля», посвященной архитектору Александре Павловой, принял участие в выставке «Простые вещи» в нижегородском Арсенале, представил новую инсталляцию «Чайка-ласточка» — «потайную» комнату в новом московском ресторане «ПроливProliv» на Никитском бульваре, а осенью соорудил в Лондоне на Блумсбери-сквер павильон-инсталляцию «101-й километр», где посетители могли познакомиться с историей неподцензурной литературы советских лет. Бюро «Александр Бродский» работает над реконструкцией усадьбы Вяземских — Долгоруковых, где расположится галерея старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина.
(в рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовали). Создатель «Коллективных действий» и гуру Андрей Монастырский стал одной из главных фигур Первой трианнале современного искусства и проекта «По направлению к источнику» в музее «Гараж», а фотодокументация перформансов и артефакты «Коллективных действий» выставлялись в Музее Москвы в рамках выставки «В начале было слово. Поэт и контекст. К юбилею Льва Рубинштейна».
(18-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года). Основатель и идеолог института «База». Принял участие в Первой триеннале современного российского искусства Музея современного искусства «Гараж», но наиболее активно Осмоловский проявлял себя в фейсбуке, продолжая многолетний спор с галеристом Маратом Гельманом. В декабре 2017 году открыл выставку «Против всех» в пространстве аукциона Vladey, которая стала одновременно оммажем знаменитой акции группы «Радек» 1999 года и политическим высказыванием по поводу грядущих президентских выборов 2018 года.
(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствует). После масштабной прошлогодней выставки в московском Музее импрессионизма похожий проект художник представил в рамках параллельной программы Венецианской биеннале — выставка «Мы строим утопию» прошла во дворце Ка' Фоскари.
(13-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года). Один из самых известных уличных художников в 2017 году разместил на крыше Уральского приборостроительного завода в Екатеринбурге, основной площадке 4-й Уральской биеннале, надпись «Кто мы, откуда, куда мы идем?».
(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствует). В 2017 году Тишков стал лауреатом премии «Инновация-2017» в номинации «Художник года» с выставкой «Взгляни на дом свой» (выставочный зал «Арсенал» Волго-Вятского филиала ГЦСИ в составе «РОСИЗО», Нижний Новгород), а также представил сольный проект в Музее Москвы (инсталляция «Сто лет неодиночества») и новые работы в рамках основного проекта Красноярской музейной биеннале «мир и mir» и выставки «Формы Будущего» в московской Крокин_галерее.
(3-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года). В 2017 году принял участие в проекте «Искусство без смерти: Русский космизм» (Art Without Death: Russian Cosmism, куратор Ансельм Франке) в Доме Культур Мира HKW в Берлине и открыл персональную выставку «Возвращение» в рамках проекта ЦСИ «ВИНЗАВОД» «Прощание с вечной молодостью».
Авторы и источники изображений: Toni Hermoso Pulido via Wikipedia (AES+F. Леда и Лебедь. 1996. Световая инсталляция, отель Estrel, Берлин), Recycle Group (группа Recycle), www.royalcheese.ru (Александр Бродский), фонд V-A-C (Арсений Жиляев), книжная лавка дизайнера MONITOR book/box (группировка ЗИП. Из проекта «Утопический скелет». 2014), Мульитмедиа Арт Музей, Москва (Илья и Эмилия Кабаковы), courtesy Андрей Монастырский и Stella Art Foundation («Коллективные действия». Третий вариант. Фрагмент фотодокументации акции. Московская область, Савеловская ж-д., поле возле деревни «Киевы горки». 28 мая 1978), Музей современного искусства «Гараж» («Куда бегут собаки»), Эмма Чарльз (Таус Махачева), Глеб Хаски (Петр Павленский), Виктор Пивоваров (Павел Пепперштейн. Из серии «Философы». 2010. Холст, масло. Фрагмент), Илья Батраков (Саша Пирогова), t-radya.com (Тимофей Радя), ГМИИ им. А.С. Пушкина (Леонид Тишков), Екатерина Алленова/Артгид (остальные фото).
artguide.com
О квир, ты — мир!
Текст: Татьяна Сохарева14.06.2017 3201До 1 октября 2017 года в галерее Тейт Британ в Лондоне проходит масштабная выставка британского квир-искусства Queer British Art 1861–1967, посвященная пятидесятилетию декриминализации гомосексуальности в Англии. Она вызвала немало споров о возможных формах репрезентации квир-искусства в музее и спекуляции на тему «особой» чувственности. Татьяна Сохарева размышляет о содержании термина «квир» и связанной с ним проблематике.
Стоунволлский бунт в Нью-Йорке. 1969. Фото: Diana Davies. Нью-Йоркская публичная библиотека
Тема квира, вобравшая в себя широкий круг проблем, так или иначе связанных с поисками идентичности, притягательна за счет своей инклюзивности. «Возможно, лучший способ понять содержание термина “квир” — уяснить, что это, по сути, прилагательное, которое целенаправленно искажает то, к чему прилагается. Это приемлемое для общества определение любой “инаковости”», — пишет Дэвид Джей Гетси, профессор Чикагского института искусств и составитель антологии Queer, вышедшей в знаменитой серии Documents of Contemporary Art («Документы современного искусства») издательства MIT Press.
Квир-искусство в современном понимании сформировалось в середине XX века под влиянием двух разнонаправленных тенденций: общество вынуждало художников, скрывающих свою квир-идентичность, уходить в подполье, но одновременно назревала потребность в реформации существующих представлений о норме и открытости.
Уолтер Тэнди Марч. Орудие. 1957. Холст, масло. Музей искусства колледжа Уильямс, Уильямстаун, штат МассачусетсВ 1950-е нью-йоркский арт-дилер Бетти Парсонс начала целенаправленно поддерживать гомосексуальных художников и прочих отвергнутых обществом маргиналов. Среди ее подопечных был абстрактный экспрессионист Альфонсо Оссорио, эксцентричный художник Форрест Бесс, который разрабатывал проблемы геев и транссексуалов, давая своим работам вызывающие названия («Два члена», 1956), Уолтер Тэнди Марч, создававший реалистические картины с фаллическими коннотациями. В 1951-м американский фотограф и кинорежиссер Боб Мизер основал ежемесячный журнал гомоэротического содержания Physique Pictorial, который регулярно выходил вплоть до 1992 года. В 1960-е гендерные нормы расшатали Энди Уорхол, избравший для себя агендерный публичный образ, и Дэвид Хокни, писавший лирические изображения геев. А в 1969 году в Нью-Йорке прогремели стоунволлские бунты — спонтанные демонстрации против начавшегося в нью-йоркском гей-баре «Стоунволл Инн» полицейского рейда. Массовые выступления разделили историю ЛГБТ-движения на «до и после» — это был первый случай в истории, когда ЛГБТ-сообщество открыто оказало сопротивление власти, преследовавшей сексуальные меньшинства. После Стоунволла художники стали более свободными в выражении своей сексуальной идентичности.
Дэвид Хокни. Питер, выходящий из бассейна Ника. 1966. Холст, акрил. Национальные музеи Ливерпуля, Галерея искусства Уокера, Ливерпуль. © David HockneyВ 1980-е на фоне роста гомофобных настроений слово «квир» становится общеупотребительным — в основном, в силу отсутствия фиксированного значения. В это время набирает обороты процесс политизации сексуальности. В период с 1980 по 1985 год Кит Харинг — протеже Энди Уорхола, занимавшийся привлечением внимания к проблеме СПИДа, — оставлял провокативные рисунки на пустых черных рекламных панелях в нью-йоркском метро. Точно так же в начале 1990-х Нью-Йорк заполонили постеры, наклейки, майки Fierce Pussy — лесбийского феминистского коллектива. Тогда же, в 1990 году, Центр современного искусства в Цинциннати, показавший ретроспективу The Perfect Moment классика гомоэротической фотографии Роберта Мэпплторпа, скончавшегося от СПИДа в 1989 году, оказался в центре первого в истории США судебного преследования музея за «непристойность».
Сегодня квир-искусство избирает для себя самые разнообразные формы репрезентации в диапазоне от активистских практик и междисциплинарных фестивалей, вроде Queer Arts Belfast в Северной Ирландии или фестиваля искусств Queer Arts в Канаде, до знаменитого комикса Элисон Бехдель (Dykes to Watch Out For), который лег в основу теста на гендерную предвзятость. Параллельно происходит пересмотр истории искусства с точки зрения эволюции образов гомосексуальности в визуальной культуре. Здесь можно назвать труды Ричарда Мейера (Art & Queer Culture), Дэвида Гальперина (Is There a History of Sexuality?), Кристофера Рида (Art and Homosexuality. A History of Ideas) и Уитни Дэвиса (Queer Beauty: Sexuality and Aesthetics from Winckelmann to Freud and Beyond).
Тем же самым занимается выставка Queer British Art 1861–1967, проходящая сейчас в Тейт Британ. Комментируя выбор слова «квир» в названии выставки, ее куратор Клэр Барлоу сказала, что меньше всего устроители хотели бы «манифестировать сексуальную или гендерную идентичность, которую сами художники не выбрали», а термин «квир» предоставляет почти безграничное пространство возможных интерпретаций.
Дункан Грант. Плавание. 1911. Холст, масло. Тейт Британ, ЛондонВыставка стала одним из первых посвященных квиру музейных проектов впечатляющего масштаба. Хронологически она охватывает период с 1861 года, когда в Англии смертная казнь за гомосексуализм была заменена пожизненным тюремным заключением, до 1967-го — года принятия в стране акта о половых преступлениях, который окончательно декриминализировал однополые отношения. Барлоу, по ее словам, стремилась исследовать столетнюю историю представлений о гендере и отследить «сейсмические сдвиги в восприятии пола и сексуальности в искусстве». Хотя любой опыт работы с квир-проблематикой на уровне музея по-своему ценен, многие уже обвинили Тейт в спекуляции на тему «особой» чувственности. Главный вопрос: всегда ли художник-гей производит гей-искусство, отличающееся такой чувственностью?
Музей в контексте квир-проблематики — территория новая и необжитая. В качестве примера более или менее полноценного опыта работы с квиром можно привести разве что Музей гей- и лесби-искусства Лесли и Лоумена в Нью-Йорке, ставший первым официальным музеем ЛГБТ-искусства в мире. Он родился из частной коллекции Чарльза Лесли и Фрица Лоумена, с конца 1960-х организовывавших выставки в Сохо, и поддерживает искусство, которое ориентировано непосредственно на опыт ЛГБТ. Чтобы говорить о проблеме гендера и сексуальности в художественном, социально-политическом и историческом контексте, от музея требуется в первую очередь открытость. Но музейный формат, как ни крути, предполагает конвенциональное отношение к искусству, поэтому ряд допущений и упрощений приходится принимать как данность.
Лаура Найт. Автопортрет с обнаженной. 1913. Холст, масло. Национальная портретная галерея, ЛондонВыбрав эмблемой выставки двухметровый портрет Оскара Уайльда кисти американского художника Роберта Пеннингтона, в Тейт сконструировали повествование, которое объединило около полусотни трагических сюжетов о гонениях, преследованиях и непонимании. Здесь есть история поэта, философа и социального активиста Эдварда Карпентера, который открыто жил со своим возлюбленным, рабочим Джорджем Миллером, и прерафаэлита Симеона Соломона — тот был арестован и осужден за гомосексуализм на шесть месяцев тюрьмы. Среди прочих на выставке представлены картины Фрэнсиса Бэкона, Дэвида Хокни, Джона Сингера Сарджента и других авторов, творчество которых далеко не всегда следует определять через отношение к полу и сексуальности.
Магистральная ошибка, которую допустили в Тейт, заключается в том, что музей взял на себя функцию производства идентичностей: истории неравенства, живопись и личные вещи художников стали здесь частью заранее выстроенного нарратива, щедро сдобренного юбилейным пафосом. Перед нами оптика якобы «невовлеченного» в дискурс большинства, мыслящего в рамках спекуляций именно такого рода.
Симеон Соломон. Сафо и Эриния в саду Митилен. 1864. Холст, масло. Тейт Британ, ЛондонВместо того чтобы разрушать привычные ролевые модели (в данном случае это «художник-гей», отвергнутый «консервативным обществом» и принятый обществом современным), музей, как и полагается властной структуре, навязал свою систему иерархий. Гомосексуальность оказалась представлена на выставке как «особый» опыт, освещающий собой не только социальную жизнь художника, но и его искусство. В результате вместо исследования и фиксации поисков языка для описания множественных идентичностей родился еще один авторитетный нарратив.
Сам факт того, что квир-искусство — в каком бы то ни было виде — попало в музей, говорит о консервации определения и превращении его в удобный для репрезентации ярлык. И в этом случае не лишним будет напомнить слова художника и квир-активиста Карлоса Мотты: «Лучше уж критические различия, чем ложное равенство».
artguide.com







