к/ф "Безымянная звезда". Цитаты. И не только. Безымянная звезда журнал
Журнал «"Безымянная звезда" № 1 (июнь 2005)»
- Золотые страницы фантастики
- Nevermore (1993) // Автор: Генри Лайон Олди
-
- Мастера фантастики
- Красота (2003) // Автор: Дмитрий Казаков

-
- Honor et virtus (2005) // Автор: Виктор Косенков
-
- Котёнок (2000) // Автор: Роман Афанасьев
-
- Колдун в октябре (2005) // Автор: Михаил Бабкин
-
- Чёрный менестрель (2005) // Автор: Кайл Иторр
-
- Суд (2003) // Автор: Алексей Гравицкий
-
- Ужас движущихся лестниц [= Ужас самодвижущихся лестниц] (2001) // Автор: Василий Купцов
-
- Новые имена в фантастике
- Мы из прошлого (2005) // Автор: Анна Денисенко
-
- Два дня (2005) // Автор: Анна Правдик
-
- Поэтическая страничка
- Зима (2006) // Автор: Павел Халтурин
-
- Критическая страничка
- Заглядывая в классику (2005) // Автор: Фёдор Березин
-
- Артуриана сегодня (2005) // Автор: Евгений Гурский
-
- Обзор новинок [В. Силин «Королей убивают неудачники», Л. Андронова «По велению Грома», Д. Казаков «Солнце цвета мёда», А. Зорич «Без пощады», Ф. Березин «Война 2030. Красный рассвет», А. Уланов «Колдуны и капуста»] (2005) // Автор: Алексей Кожевников
-
- Автор тоже человек
- «Я давно признал: мне трудно понять женщин» (интервью с Дмитрием Казаковым) (2005) // Авторы: Дмитрий Казаков, Надежда Агеева
-
Обозначения:
циклы
романы
повести
графические произведения 
fantlab.ru
Журнал ««Безымянная Звезда» № 7 (июнь 2006)»
- Золотые страницы фантастики
- Волосы (2002) // Автор: Марина и Сергей Дяченко
-
- Мастера фантастики
- Четыре страницы из чёрной тетради (2004) // Автор: Сергей Чекмаев
-
- Покемон в подарок (2006) // Автор: Виктор Косенков
-
- Хозяин чудовищ (2006) // Автор: Александр Воробьёв
-
- Шуточка Генриха, или Яйцерезка (1999) // Автор: Василий Купцов
-
- Новые имена в фантастике
- Вдвоём (2006) // Автор: Андрей Силенгинский
-
- Коньяк, маслины, беломор или второе желание Макарыча (2006) // Автор: Иван Ситников
-
- Бурение новое (2006) // Автор: Николай Осипов
-
- Критическая страничка
- Фанстрим, или Завтрак в Фонтенбло (2005) [под именем Андрей Шмалько] // Автор: Андрей Валентинов
-
- Обзор новинок [Михаил Кликин «Личный друг бога», Евгений Гаркушев, Андрей Егоров «Космический капкан», Александр Зорич «Время — московское!»] (2006) // Автор: Алексей Кожевников
-
- Автор тоже человек
- У меня все вокруг одна сплошная беспросветная муза: Интервью с Виктором Косенковым (2006) // Авторы: Виктор Косенков, Надежда Агеева
-
- Коротко об авторах
Обозначения:
циклы
романы
повести
графические произведения
рассказы и пр.
"Безымянная звезда" - Журнал Марии Голиковой
Профиль
Имя: Мария Голикова
Свежие записи
Метки
"Зима с Франсуа Вийоном", "Марго. Сны и воспоминания королевы", "Рыцарь без меча", "Тридцать третий румб", "Файолеана", Edouard Léon Cortes, Eugène Galien-Laloue, Roméo & Juliette, Très Riches Heures du Duc de Berry, alfred sisley, beauté, enya, grimshaw, hieronimus bosch, humour, livejournal, notre-dame de paris, paul signac, pottermore, twitter, Ψ, Аквариум, Александр Блок, Александр Городницкий, Александр Домогаров, Америка, Англия, Андерсен, Анна Ахматова, Аполлинарий Васнецов, Артур Конан Дойль, Артуро Перес-Реверте, Африка, Белая Гвардия, Борис Пастернак, Бродский, Брюгге, Венеция, Вероника Долина, Владислав Крапивин, Высоцкий, Георгий Иванов, Голландия, Гюстав Доре, Давид Самойлов, Джейсон Айзекс, Евангелие в живописи, Евгений Дворжецкий, Екатеринбург, Елена Камбурова, Иисус из Назарета, Иннокентий Анненский, Ирина Одоевцева, Ирландия, Испания, Италия, Карелия, Кармен, Кино, Леонардо да Винчи, Леонид Филатов, Лермонтов, Лорка, Льюис Кэрролл, Марк Захаров, Мельница, Михаил Козаков, Миядзаки, Москва, Мумий Тролль, Николай Гумилёв, Окуджава, Олег Меньшиков, Олег Митяев, Паганини, Перу, Петербург, Пушкин, Санкт-Петербург, Сильвестр Щедрин, Теофиль Готье, Титаник, Толкин, Том Фелтон, Урал, Франсуа Вийон, Франция, Чехов, Шарль Бодлер, Шекспир, Шотландия, Япония, видео, вопросы, время, география, головоломки, декабристы, древние славяне, живопись и графика, закон Такман, звёзды, зима в средневековой миниатюре, изречения, история, католичество, книги, мифология, мои книги, мои песни, мои рисунки, мои статьи, мои стихи, мои фотографии, море, музыка, нарочно не придумаешь, новости, объявления, отрывки из книг, пейзажи Русского Севера, переводы, полезные советы, прерафаэлиты, притчи, раздумья, разное, ретро, русские народные сказки, средневековье, стихи, стоит посмотреть, стоит прочитать, театр, филология, фильмы, фото, цирк, эффект Барнума, эффект Даннинга — Крюгера, эффект Розенталя, я13-авг-2009 06:06 pm
| Я его давно-давно видела, смутно помню. Костолевский тут очень симпатичный. Еще из снятого на Свердловской киностудии мне сразу вспоминается "Патриотическая комедия". Очень нравится, такой слегка странный, забавный и добрый фильм. | |
13-авг-2009 06:19 pm
| Я с нашей киностудией соприкасалась, закончила там операторские курсы. :) А "Безымянная звезда" мне нравится прекрасным сценарием и тончашими оттенками актёрской игры. Настолько изящно и глубоко - и Костолевский, и Вертинская, и Козаков, и Светин, и Крючкова, и все остальные... Ну и, конечно, философия, идея. Бесподобно. | |
14-авг-2009 04:04 pm
| Да, было такое. Очень интересно. До сих пор в шкафу лежит большая жестяная коробка из-под киноплёнки с книгой о киностудии - подарок на память. А фильм - из тех, которые можно пересматривать и пересматривать, не надоедает, наоборот. | |
erdes.livejournal.com
nadezda_karpova
Как-то так получилось, что в этом году я сходила на не очень большое количество спектаклей «Золотой Маски», но привезенный к нам мюзикл, конечно, не могла обойти стороной. На этот раз ретро – «Безымянная звезда» в постановке Новосибирского музыкального театра - того самого, чей «Вий» пару лет назад очень приятно удивил. Пожалуй, я не могу сказать, что «Безымянная звезда» настолько же хороша, однако смотрится она достаточно прилично, хотя есть ощущение, что спектакль надо вычистить. Сама история, как мне кажется, имеет огромный театральный потенциал в плане экспериментов с художественными средствами, в плане донесения идей и смыслов: при желании может получиться очень здорово. Однако пока на суд публики представлена всего лишь романтическая история.Пожалуй, основное мое разочарование наступает от того, что спектакль поставлен «в лоб», так что получилось ретро. Но если бы ретро было всего лишь формой, стилем, а сама постановка была современной, было бы интереснее и вкуснее, однако в предложенном случае ретро – это и форма, и содержание. Декорации в постановке довольно скучные, они «не работают», они просто есть, и на этом все. Более того, иногда они создают ощущение бардака на сцене, кажется, что они и вовсе мешают. Костюмы в общем-то тоже не лучше: удивительно скучные и банальные, без своей изюминки и без идеи. А зачем было играть в тему с зонтиками, я так и не поняла. Есть еще любимый всеми экран, но он не просто не играет никакой роли - его почти не видно! Впрочем, в плюс пойдет то, что все-таки не было чего-то совсем уж нелепого, просто не слишком оригинальное и интересное. Хотя одна очень понравившаяся мне находка все-таки была - это звездное сияющее небо, когда десятки блестящих шаров отражали свет: это было очень эффектно и красиво!
Отдельно хочется отметить, что свет в постановке ну очень банальный, скучный, не продуманный, хотя, казалось бы, для такого спектакля классно поставленный свет – это необходимость. Освещение то обычное, то приглушенно-ночное, но свет не играет, не создает настроения, не переносит в иные миры. Тут же вспоминается восхитительная работа со светом в «Донжуане» Театра Маяковского. Вот такой уровень здесь нужен, когда свет – сам герой, когда он способен заставить заиграть декорации, переносить в другие локации, изменять вообще все. Когда он способен дать настроение. Но нет. Не справились.
Как я уже упоминала выше, «Безымянная звезда» поставлена прямолинейно, как история о любви, хотя здесь ведь есть, о чем поразмышлять и что показать. Здесь есть тема контраста между витающим в облаках и парящим среди звезд Марином и жителями унылого городка, тема, возможно, его личной трагедии в связи с его нахождением в этом месте, можно поговорить о Моне, которая проделывает путь от приземленной девушки к просвещенной и обратно, которая делает выбор между любовью как глотком свежего воздуха и своей зоной комфорта, стоит обратить внимание на мадемуазель Куку и ее собственную трагедию прошедшей не для чего жизни, можно опять взглянуть на Марина и на невозможность ему самому что-то изменить. Все это требует формы, требует художественных средств, а не просто рассказа от титульного листа до слова «Конец». Всего этого не хватает. Получается очень поверхностно. Захвачены лишь самые элементарные темы, поданные прямо: воинствующая нравственность (которая, конечно, перекликается с сегодняшним днем, но отсылов все же нет, их можно лишь додумать), столица как единственное место для жизни (причем, несмотря на явную ассоциацию с нашей действительностью, это не использовано), разница между людьми. Есть, правда, один момент, который я оценила, но, возможно, лишь из-за своего настроя: это эпизод, когда главный герой объясняет, что, хотя соседей и не видно, они наблюдают, смотрят и обсуждают. Конечно, речь шла всего лишь о провинциальности, но у меня ассоциация была с другим, с другими «соседями». А тему с Куку просто не смогли развить: строгая воинственная и ненавидящая от собственной боли весь иной свет барышня преображается, увы, не до конца: очень хочется, чтобы она скинула свой костюм, а под ним легкое платье. Как бабочка, вылупившаяся из кокона. Не дотянули несколько.
Мне понравился исполнитель главной роли Евгений Дудник – его герою хочется сопереживать, потому что в сущности он и Мона – такие мечтатели, точнее, он-то да, а она лишь играет в мечтательницу, что отличает эту пару от героев «Ла-Ла-Лэнда», скажем. Марин и его друг Удря в этом карикатурном и картонном городке единственные живые, и прибытие Моны ничего не меняет. Она – актриса, о чем мы узнаем, и, увы, понятно, что она путает сцену и настоящую жизнь, она переходит от жизни к игре и обратно, причем сама не знает, что есть что. Так что она не картон, но блестки и серебряная пыль, которые сопровождали ее появление, которые нашиты на ее платье. Вот и получается, что жить пытаются лишь мечтатели, как Марин, как Удря, чьи мечты и стремления где-то в их воображении, а на деле лишь на бумаге. Один стремится к неведомой безымянной звезде как символу недостижимой цели, а второй – к музыке, которой нужен неведомый и столь же недостижимый инструмент. Интересно, что Марин и Удря в некоторой степени от начала к финалу меняются ролями, ведь Марин в самом начале делает шаг к своей звезде, купив книгу, но затем удаляется от нее – от мечты, когда уходит Мона, а он не может ничего изменить, и даже не пытается. А Удря, отчаянный в самом начале мечтатель, в финале, напротив, получает возможность воплотить свою мечту.
Финал вообще получился очень даже неплохо и пронзительно, он дал надежду кому-то, у кого-то ее отнял. Звезды не сходят с орбит, жизнь возвращается на круги своя, принося и моменты счастья, и моменты одиночества. Жизнь вообще часто жестока, и реальная жизнь часто не про комфорт, ведь этот финал открыл глаза многим, а сама история показала героям другую жизнь, и будет ли все в городке как прежде, или хотя бы у этих героев? Светлая грусть в финале переходит в грустное сожаление, соседствующее с осознанием неизбежности того, что произошло, и что не могло не произойти. А вот поклоны, напротив, выстроены очень даже с юмором, грамотно и интересно. Такой заряд позитива после не слишком счастливого финала.
В «Безымянной звезде», увы, довольно скучная хореография, и почему-то не очень цепляющая музыка. Все ждешь, что вот сейчас будет хит, какой просто обязан быть в любом мюзикле, а его все нет. Также обращает на себя внимание тот факт, что некоторые номера узнаваемы: номер Грига напомнил отчаянно «Чикаго», да и образ тоже. Исполнение песен артистами мне тоже не понравилось совсем, включая упомянутого мною и правда классного Евгения Дудника. Показалось, что пели они скорее, как оперетту, чем мюзикл. Ну правда, пели не очень. Да еще и актрисы, которые зачастую разговаривали довольно писклявыми голосами. Не думаю, что у них реально такие голоса, но вот так поставлены.
От «Звезды» остается ощущение нереализованности: столько всего можно было сделать, такой благодатный материал, а получилось просто не скучно. Но ведь этого мало. Однако есть кое-что, что я удовольствием хочу констатировать: уровень-то вполне приличный. Совсем не хочется делать жесты отчаяния относительно этой постановки. Определенно, музыкальные спектакли в регионах, в частности, мюзиклы, получаются гораздо лучше драматических спектаклей. Это ведь очень позитивная тенденция.
nadezda-karpova.livejournal.com
Журнал ««Безымянная Звезда» № 17»
- Со стола редактора
- Возвращение «Варяга» [= «Все по местам!» Возвращение «Варяга»] (2009) [фрагмент романа] // Автор: Глеб Дойников
- Мастера фантастики
- Новые имена в фантастике
- Кино и фантастика
- Критическая страничка
- Дамский детектив из позапрошлого века (2009) // Авторы: Татьяна Недозор, Игорь Чёрный
- Обзор новинок
- Олег Верещагин «Воля павших» // Рецензент: Алексей Кожевников
- Десант на... // Рецензент: Алексей Кожевников
- Автор тоже человек
- «История — это вся наша жизнь…»
Обозначения:
циклы
романы
повести
графические произведения
рассказы и пр.
fantlab.ru
Журнал ««Безымянная Звезда» № 11 (февраль 2007)»
- Со стола редактора
- Небо (2007) [главы романа «Создатель черного корабля»] // Автор: Фёдор Березин
- Мастера фантастики
- Новые имена в фантастике
- «Л» значит Лутин (2007) // Автор: Олег Лутин
- Закон (2007) // Автор: Олег Лутин
- Поэтическая страничка
- Критическая страничка
- Информационный листок
- Автор тоже человек
- Коротко об авторах
Обозначения:
циклы
романы
повести
графические произведения
рассказы и пр.
fantlab.ru
к/ф "Безымянная звезда". Цитаты. И не только.: ith_iskatel
Многие фразы из этого фильма раскрываются не сразу. Уже потом ты вкладываешь свое понимание, жизненный опыт во вполне банальные, без всякого, на первый взгляд, двойного смысла слова. Например, когда друг главного героя спрашивает его про женщину с которой тот познакомился пару часов назад, разве не прост и недвусмысленен ответ учителя Мирою?
- Слушай, а кто она такая?- Этого я и сам не знаю.(46 мин.)Может я сам придумываю второй или даже третий слой смыслов в простых фразах, но, например, на подобный вопрос о женщине с которой прожил много лет (при этом остающеся любимой) я ответил бы точно также. Как, по ее словам, и она обо мне. Или когда мы ссоримся (скорее я с ней- она молчунья), мне потом слышится в ее молчании вот это:- Вы порядочный человек, поэтому оставьте меня.
А этот диалог разве не демонстрация нашего отношения к неудачам и всему что нам не нравится?- Удря, пошли.- Подожди, дружище. Разве ты не видишь- мадам интересуется музыкой!- Разве она до этого не исполнялась?- Нет. Пока нет.- Но почему?- А не дают!- Кто?- Все!
Гениальность автора в том то и состоит, что он делает читателя соавтором (в данном случае авторов, помимо автора пьесы- сценариста, режиссера, актеров и всех создателей фильма).Этот фильм долгое время казался мне лишь милой мелодрамой преимущественно для женщин (хоть и без голливудского хэппи- энда). Но... Как- то в гостях был включен ящик по которому шел этот фильм и некоторые фразы из него я воспринял не так как раньше. Например этот диалог для жителя современной Украины воспринимается несколько иначе чем им же пару- тройку лет назад.
- Видно из дома напротив... - Да глупости, там же темно! - Значит они следят из- за занавесок. - Откуда Вы знаете?- Они всегда за занавесками... Весь город притаился за занавесками. - Ну они же спят.- Даже если спят, они и во сне подглядывают.(43 мин.)
- Весь город давно следит за Вами!
Недаром Олег Даль который Казаковым первоночально планировался на роль учителя Мирою видел фильм, так сказать, кафкианским. Причин для этого у Даля было несколько. Помимо описаной в пьесе атмосферы единомыслия и страха быть не как все в описываемом городке, не добавлял оптимизма взгляд на пьесу через призму личности автора, румынского еврея наблюдавшего рост антисемитизма в тридцатые годы и дрейф своих друзей- писателей, интеллектуалов, философов в сторону фашизма. А сама смерть автора произведения вдавленного грузовиком в афишу своей пьесы была бы восклицательным знаком не только для Даля в мотивации "играть Кафку", одним из первых описавшего психологию рождающегося тоталитаризма в просвещенной Европе.
Интересно было бы посмотреть Олега Даля в этой роли. Костолевский- прекрасный актер, но его внешняя красота для правдоподобности сюжета этой пьесы небольшая помеха. В такого как Костолевский легко влюбиться женщине, или же поддаться мимолетному увлечению даже эффектной даме полусвета, а может и даже леди голубых кровей. Олег Даль как мужчина внешне не броский, не производящий сразу впечатления. Но потом он почти неотвратимо затягивает в орбиту своей личности, противоричивой, местами отвратительной как в "Утиной охоте", но следующей за вами потом как Тень. Но Далю, по словам Казакова, в последние годы было трудно улыбаться и хоть и интересно было бы увидеть фильм в данной интерпретации с Олегом, но это был бы совсем другой фильм, наверное не тот который я полюбил.
Каким мог быть учитель Мирою.
Существенную роль в то каким получился фильм сыграл сценарист Александр Хмелик (многие помнят эту фамилию-в 1974—2001 главный редактор журнала «Ералаш»). Я пьесу Михаила Себастьяна лишь пролистывал, но по утверждению одного безымянного автора (второй подкат) фильм (редкий случай) лучше первоисточника.
Решил найти в паутине диалоги из фильма, но там было далеко не все из того что я сам помнил и мне нравилось. Раньше мне не совсем была понятна цель циников из фильмов. Ну понравился фильм- пересмотри. Но для лучшего запоминания некоторым,так сказать, визуалам нужна картинка текста. Решил собрать все что мне нравится. Вот делюсь первым опытом. Если что пропустил- добавляйте.А до подката не могу удержаться чтобы не процитировать одно из любимых.
- У Вас столько книг, что Вы с ними делаете? - Читаю.- Все?!
- Почему бы Вам не посидеть с нами, выпить рюмочку, сыграть в карты?- Извините, у меня нет времени.- Видели? У него нет времени. Будто у нас оно есть.
- О, господин учитель. Решили проветриться,подышать свежим воздухом. Нельзя! Нельзя, всю жизнь сидеть за книгами...- Господин учитель...Книги, книги, книги. Никак Вы ими не насытитесь. А ведь это порок! Грех! Как раз вчера у судьи мы говорили об этом.... Хотите добрый совет? Не пренебрегайте обществом. Люди этого не прощают.
- Почему когда я кричу на учительском совете о том, что школа гибнет вы молчите?- Но, мадмуазель Куку...- Что, "мадмуазель Куку"? Вы молчите уткнувшись носом в Ваши книги. Думаете только о своих звездах, планетах, кометах.
- Мадмуазель Куку, Вы когда- нибудь были у моря?- Нет, но я принимала грязевые ванны- Нет, я не об этом хотел сказать. Вы видели море?- Что Вы этим хотите сказать?..- Море...Неведомые дали...- Какие дали?- Ну, жажда уехать далеко! Бежать.- Бежать? Зачем?! Куда?! (18 мин.)
- Будете ли Вы сегодня в театре, мадемуазель Куку?- А как же. Это мой долг.(25 мин.)
— Сударыня, не надо здесь стоять. — Оставьте меня, я брошусь под поезд. — Нельзя, следующий поезд будет только в восемь.Ну не Кафка?
- Есть хочется.- Есть прекрасная утка, ее утром раздавил товарный.— Я не ем уток, раздавленных товарными!
- Степь? Какая же это степь, сударыня? У нас есть и тюрьма, и гимназия, и суд...
- А этому, Вашему серому, мышенку. Вы бы ее показали? - Его я давно знаю.
- Я Вам задам только один вопрос. Только один. Что это за книга? О чем она? Кто ее автор? Откуда Вы ее выписали. Что в ней говорится. Какие в ней мысли?..
- Вы видимо не отдаете себе отчет о всей серезности положения! Весь город давно следит за Вами! Весь город задает вопрос:- Чем Вы занимаетесь? Почему Вы все время торчите один у себя дома днем и ночью?(46 мин.)
- Ах, как красиво! Боже!- А что, Вы никогда не смотрите на небо?- Нет. Нет, то есть я иногда смотрю- собирается ли дождь, должна же я знать, что мне одеть, какие туфли.- Нет, ну а на звезды? На звезды. Смотрите Вы их? Видете?- Нет...У меня нет времени. Я очень занята.- Заняты? А чем?- Ой не спрашивайте! Не продохнуть, ни одного свободного дня.- А, понимаю. А вечерами?- О! Вечерами совсем опомниться некогда!- Это же ужасно! Что же это у вас за жизнь... Если нет даже времени посмотреть на Большую Медведицу?.. Она уже сотни тысяч лет на небе, а вы ее даже не видели!"...- Подумать только! Я могла никогда не увидеть Большую Медведицу! Хотя... Тысячи людей живут и не смотрят на Большую Медведицу!- Им только кажется, что они живут...- Наверное Вы правы.- Да нет. Бывают вечера, когда небо мне кажется пустыней, звезды — холодными мрачными покойниками, трупами в этом безжизненном бессмысленном мироздании, только мы одни мечемся в одиночестве на нашей маленькой захудалой провинциальной планете, как в глухом городишке, в захолустье, где нет воды, темно и даже не останавливаются скорые поезда…Но бывают вечера, когда всё небо полно жизни, когда если хорошенько прислушаться, слышно, как на каждой планете шумят леса и океаны… Фантастические океаны! Бывают вечера, когда все небо полно таинственных знамений, словно это живые существа, рассеянные по разным планетам, которые смотрят друг на друга, угадывают, дают знаки, ищут друг друга…
- Мою звезду не увидишь ни в один телескоп. Когда я закрываю глаза- я вижу ее орбиту, слежу за ее путем которые она совершает тысячелетиями. Невидимая, незримая...- Её никогда нельзя увидеть? Никогда?- Никогда...Чтобы стать видимой она должна отклониться от своего пути.- Этого не может случиться?- Нет.- Почему?- Ни одна звезда не отклоняется от своего пути.
- И потом она хотела покончить жизнь самоубийством!- Что Вы говорите?- Я так с ней намучился!- Как я Вас понимаю!"
- Григ, я сделала потрясающее открытие, мы- глубоко несчастны!- Что, мы с тобой?- Да. Все мы. Весь наш мир!- Зато удобную.- Знаешь, Григ? Мне тебя жаль. Несмотря на твою самоуверенную улыбку, красивый галстук, элегантный костюм, ты не смешон, Григ. Мне тебя жаль.Ты никогда не будешь смешон .- Кажется я понимаю. Тебе наскучила твоя жизнь. Ты хочешь её изменить. Что делать. Мы все скучаем. Нам всем надоедает такая жизнь . Мы все хотим ее изменить. Хотя бы один раз, на пять минут. Но помни: эти пять минут пройдут. Пока все очень мило и забавно. Это вроде бегства. Вроде экскурсии.
— Нет, его время ещё не пришло... А вот как стемнеет , то наверху он творит чудеса...
— Любишь ли ты меня? — Люблю ли я тебя? Не знаю, но когда ты рядом, мне хорошо, и я рад, что держу за руку именно тебя, нам хорошо, мы улыбаемся, что еще нужно? Истосковавшимся по ненаигранным ласкам и чувствам, пусть это обман — но это приятный обман. Он будоражит сознание, захватывает дух… Время бежит быстро, и нет возможности проследить за ним, ибо все должно быть так, как должно быть. Не спрашивай также, кто я, я и сам не знаю, может быть, мне все это кажется, может, нас нет совсем, а мы просто видим прекрасные сны.
- Солнечная система... она - не единственная во Вселенной. Есть и другие звёзды, окружённые планетами. Они находятся очень далеко от нас, свет от них идёт сотни тысяч лет... Но кто знает, может быть где-нибудь там, приключение, которое у нас называется Жизнь, повторяется – под тем же небом, но с другой судьбой? Может быть, всё, что здесь тяжело, там - легко... всё что здесь – мрачно, там – светло и радостно?Всё, что мы пытаемся сделать, и всё, что мы не сделали... наши утраченные иллюзии... наши несостоявшиеся мечты и всё, что мы любили и не смогли долюбить... словом, всё-всё... там легко и радостно... Также радостно как это могло быть и здесь – если бы люди понимали это, если бы они любили друг друга, если бы они все работали вместе.
Костолевский стал в Румынии своего рода национальным героем. Франко-румынский фильм где Мону играла Марин Влади, не имел в Румынии такого успеха, как фильм Козакова.В основу картины легла одноименная пьеса румынского писателя и драматурга Михая Себастиана (настоящее имя — Иосиф Гехтер- из еврейской семьи). Изучал право в Бухаресте и Париже, входил в круг М. Элиаде, Э. Чорана, Э. Ионеско, К. Нойки. Выступал как прозаик, драматург, эссеист, литературный критик, автор статей о М. Прусте,Дж. Джойсе, А. Жиде, М. Элиаде, М. Блехере.
Критически наблюдал за сдвигом своих друзей в сторону румынского и германского нацизма, нарастанием антисемитизма в румынском обществе и интеллектуальной среде, что скрупулёзно засвидетельствовано в его дневниках (1935—1944), ставших одним из памятников эпохи, который сопоставляют с дневниками Анны Франк и Виктора Клемперера.
Погиб 29 мая 1945 года в возрасте 37 лет в результате несчастного случая (был задавлен грузовиком). Но в двух словах, судьба его была довольно странная. Вот что рассказал Козакову его румынский друг:"Жил да был еврейский мальчик Иосиф Хохнер. Когда Иосиф вырос и начал сочинять, он взял псевдоним "Михаил Себастьян". А погиб он страшно - на узкой улице, пытаясь обойти грузовик. Машина вдавила Себастьяна в афишу его же спектакля!
Приведенные цитаты из фильма воскресают сцены и искренностью чувств заинтригуют даже не видевших фильма. Статья настолько всеохватна, что пропало желание обращаться к первоисточнику- пьесе, что так же не советует и автор статьи= чтобы не пропадала аура фильма, по его мнению много выигавшего талантом сценариста, по иному обыгравшего ряд эпизодов, игрой актёров и мастерством оператора.
Фильм снят по пьесе Михаила Себастьяна, румынского писателя начала 20-го века, более известного как драматург, да и то лишь, наверное, в Румынии и России. Он вроде нашего Вампилова, написал всего пьесы четыре, из которых "Безымянная звезда" (Steaua f;r; nume/The Unnamed Star) - самая известная. Мало, кто знает, что Михаил Себастьян - это псевдоним Иосифа Хохнера, еврея из Бухареста. Вот здесь, в Википедии, можно о нём подробнее почитать. Но в двух словах, судьба его была довольно странная. Вот что рассказал Козакову его румынский друг:
Странной оказалась и судьба пьес Себастьяна, в частности "Безымянной звезды". В России её ставили в нескольких крупных театрах, даже такие великие режиссеры, как, например, Товстоногов. Но, по мнению Козакова, ни в одном из театров не поняли ни жанра пьесы, ни особого юмора Михаила Себастьяна. Например, во МХАТе Себастьяна толковали как румынского Чехова, и спектакль получился тяжёлым, перегруженным серьёзными медленными ритмами, паузами.
Поэтому Козаков решил сделать свою версию и почти 8 лет пробивал съёмки фильма. Это была рискованная затея, если учесть, что телеспектакль "Безымянная звезда" должен был стать его режиссерским дебютом. Сценарий картины писал Александр Хмелик. Они с Козаковым пришли к выводу, что в пьесе чувствуется одесский юмор. В этом стиле и решили строить характеры, подбирать актёров. Хмелик проделал гениальную работу: облегчил и улучшил диалоги, перестроил многие сцены, сделав их более логичными, и даже добавил новые, например, он придумал, что встречать поезд на вокзал приходит весь городок - как москвичи ходили в Дом кино на зарубежные фильмы.
Сценарий был написан в 1970 году, и даже начались репетиции. Но тут на телевидении произошла смена руководства, и съёмки телеспектакля были прекращены. И только через 7 лет с помощью своего друга, руководителя Свердловской студии, главного редактора Геннадия Бокарева фильм был снят. Дело в том, что тогда, в 70-х, начальство было весьма бдительным. Крамолу искали и находили во всем. "Безымянная звезда" - невинная комедия о довоенной жизни в румынской провинции. Но грусть, необычность характеров, звёздное небо, игра в казино, желание куда-то бежать, от чего-то укрыться - нужно было ещё доказать, что всё это не принесёт вреда коммунистической идеологии.К тому же приходилось торговаться с телевизионным начальством из-за каждой актёрской фамилии. В конце концов "Безымянную звезду" приняли, предварительно подсчитав количество еврейских фамилий в титрах.
На самом деле было трудно подобрать подходящих актёров. Роль Удри, друга учителя, должен был сыграть Зиновий Гердт. Как ни парадоксально, это неким образом смягчило бы еврейский вопрос, потому что Гердт был уважаемым актёром, фронтовиком. Но что-то не сладилось, и роль была предложена Григорию Моисеевичу Лямпе, и теперь трудно представить в этой роли кого-то другого.
На роль любовника Моны, Грига, рассматривались и Леонид Филатов, и Родион Нахапетов, но у Филатова оказалось "слишком сложное лицо", а Нахапетов сам признался, что роль не для него. Так что, Козакову пришлось сыграть Грига самому. И сыграл он изумительно, он не стал изображать томного плейбоя в духе Ширвинда, его герой получился глубже, сильнее, по-человечески неровным. Кульминацией роли стала сцена, где Григ неожиданно ударил Мону. Все были в шоке, Анастасия Вертинская плакала настоящими слезами, а главный оператор Георгий Иванович Рерберг (известный по ряду шедевров, таких как "Дворянское гнездо" Андрея Кончаловского, "Зеркало" Андрея Тарковского) даже снял свою фамилию с титров. Я думаю, это одна из лучших ролей Козакова, пусть даже совсем небольшая. Но, например, Анатолий Васильевич Эфрос, посмотрев фильм, сказал: "Почему Козаков сыграл в своей картине лучше, чем он играет в моих спектаклях?"
На роль Моны Козаков сначала хотел пригласить Марину Неелову, но та отказалась, честно признавшись, что логики Моны она не понимает, мол, Мона, такая эффектная изнеженная столичная женщина, не могла бы даже на минуту увлечься чистым, но невзрачным и смешным провинциальным учителем. И Мону сыграла Анастасия Вертинская. Сыграла блестяще. Это даже не игра, ничего подобного я не видел. Всё легко, естественно, ярко, точно, от мелких капризов до ленивой попытки самоубийства, от страха перед сумасшедшей страстью учителя до нежности и ласки, от хмурого безразличия до искреннего интереса и детского любопытства, от пустого легкомыслия пресытившейся содержанки до грустной мудрости настоящей женщины.
Главную роль учителя Марина Мирою - интеллигентного, странноватого, наивного, влюбленного в астрономию - должен был сыграть Олег Даль. Но тот в конце концов отказался. Как выразился сам Михаил Козаков: "Улыбаться ему в то время уже было довольно сложно". Показательно, что Олег Даль хотел внести изменение в сценарий, по его мнению, учитель должен был в конце погибнуть под колёсами того самого дизель-электропоезда. Козакову очень хотелось самому сняться в этой роли, но, к счастью, он взял себя в руки и отказался от этой затеи. Хотели также попробовать Сергея Юрского. Но снимать его запретило начальство. И вдруг Козакова осенило, что "Безымянная звезда" - это не история последней любви пожилого человека, это первая любовь молодого человека. В итоге Козаков остановил свой выбор на Игоре Костолевском. По-моему, идеальный выбор именно для этой пьесы.
В фильме Костолевский, действительно, улыбался, но, кажется, всего один раз: в начале второй серии, когда его друг Удря рассказывает Моне о своей симфонии, изображая все инструменты, и Мона, захваченная его страстью, танцует под воображаемую музыку.Сильнейшая сцена. По красивой находке режиссера музыка оживает, становится настоящей (композитор Эдисон Денисов - по-моему, просто гений: так точно услышал настроение пьесы, да и просто саму симфонию), а Мону уносит эта волна, это чудо. Она забывает обо всём, кружится в танце, полуприкрыв глаза и радостно улыбается. Учитель любуется ими, своим другом, по-видимому, самым близким ему человеком, и этой красавицей, которая в тот миг стала ему так же близка. Вдруг улыбка его исчезает, он серьёзен, он уже влюблён, простая симпатия перешла во что-то большее. Мона тут же это почувствовала, вздрогнула, остановилась, голова её закружилась, и она бессильно упала в кресло.
Посмотрев фильм два раза подряд, я тут же прочитал и пьесу (она лежит вот тут в русском переводе).Это один из тех случаев, когда фильм на порядок лучше литературного источника. Я, нисколько не колеблясь, посоветую каждому лучше посмотреть фильм, чем читать пьесу. Пьеса совсем не плоха, но просто фильм намного её превосходит. Благодаря умному, талантливому сценарию действие стало более логичным и последовательным. Необходимые второстепенные персонажи ярче подсвечены и вносят дополнительные нюансы в действие. То, что Мадемуазель Куку влюблена в учителя Мирою в пьесе почти незаметно, а в фильме доведено до щемящего душу драматизма. До чего бесподобна сцена, когда Мадемуазель Куку (которую блестяще играет Светлана Крючкова) врывается ночью в дом учителя, надеясь застать (скорее, больше надеясь не застать) его с незнакомкой. Или образ типичного подкаблучника, начальника станции. В пьесе толком и не понятно, кто у кого под каблуком. Одним словом, действие как-то сгустилось, не распыляясь на множество ненужных эпизодических персонажей, не отвлекаясь на неважные или очевидные декорации, в то время как основные герои получили мощные, сочные реплики и свободу для раскрытия образа. Ведь в фильме даже маленькие роли играют довольно известные актёры, и мне кажется, одна из главных заслуг сценариста и режиссёра - то, что всем актёрам дали возможность раскрыть свой талант.
Но сценарий особенно достоин восхищения. Я и перечитал пьесу, чтобы сравнить различные трактовки некоторых важных сцен. В фильме проще и красивее построены предложения. Без, я бы сказал, самовосхваления. Очень просто. Вот, например, как просто выражена основная мысль:УЧИТЕЛЬ: Мою звезду не увидишь ни в один телескоп....МОНА: Её никогда нельзя увидеть? Никогда?УЧИТЕЛЬ: Никогда....Чтобы стать видимой она должна отклониться от своего пути.МОНА: Этого не может случиться?...УЧИТЕЛЬ: Нет.МОНА: Почему?УЧИТЕЛЬ: Звезды никогда не отклоняются от своего пути.
В фильме почти все внешние эффекты, лишние подсказки и пояснения убраны, они уже не нужны, они, действительно, только отвлекают. Во время диалога Моны и Учителя на балконе мы не видим ни телескопа, ни даже неба с Большой Медведицей, просто лица актёров.
МОНА: Подумать только, я могла бы так никогда не увидеть Большой Медведицы...Хотя, тысячи людей живут, не видя её.УЧИТЕЛЬ: Им только кажется, что они живут.
Всё и так понятно, всё и так доносят актёры своей блестящей игрой. Остаётся только смотреть, слушать и наслаждаться.МОНА: Может быть, я, действительно, пришла из другого мира.УЧИТЕЛЬ: Нет... нет...МОНА: Откуда Вы знаете?УЧИТЕЛЬ: Ни одна звезда никогда не отклоняется... не останавливается на своем пути.МОНА: Неправда.
(а в пьесе, например, было: "А я звезда, которая остановилась").
Вторая серия, после того как Мона и Учитель провели вместе ночь, отличается как небо и земля. В первой серии фильма - суматоха, поздний вечер, нервные и уставшие персонажи. Какой же контраст с солнечным утром во второй серии, улыбающейся Моной в пижаме учителя, спокойствием и полевыми цветами. Всё другое, все изменились. Учитель уже не боится соседей, умывает Мону колодезной водой прямо на улице на виду у всех, бежит в магазин покупать ей платье, а ещё в первой серии он не решался включить свет и подойти к окну в страхе, что кто-то из соседей увидит в его доме женщину. В пьесе же путаница, он даже утром дёргается, суетится, прячется, стесняется.
Приезд Грига в фильме не только ещё раз подчёркивает провинциальность этого городишки по сравнению со столицей, но позволяет раскрыться некоторым эпизодическим персонажам, которые в пьесе уже почти сошли со сцены. Ещё одна находка сценариста и режиссёра.
Отношения Моны и Грига ярко и точно выражены буквально в двух диалогах:МОНА: Григ, Я сделала потрясающее открытие. Мы несчастны.ГРИГ: Что? Мы с тобой?МОНА: Да. Мы. Весь наш мир. Мы ведём глупую, никчёмную жизнь...ГРИГ: Зато удобную.
МОНА: Знаешь, Григ? Мне тебя жаль. Несмотря на твою самоуверенную улыбку, красивый галстук, элегантный костюм, ты не смешон, Григ. Мне тебя жаль.Ты никогда не будешь смешон .
ГРИГ: Кажется я понимаю. Тебе наскучила твоя жизнь. Ты хочешь её изменить. Что делать. Все мы скучаем, всем нам надоедает такая жизнь, все мы хотим изменить её, изменить, хотя бы один разок, на 5 минут. Но эти 5 минут пройдут.
Но идиллия почти разрушена. Мона после натиска Грига, нервного напряжения, колебаний и сомнений уже похожа на учителя из первой серии: мнительная, испуганная, стесняющаяся соседей. И Григ произносит приговор:ГРИГ: Мона, Мона, что с тобой? Ты провинциалка? У тебя провинциальные замашки!Когда ты успела измениться?!Ты боишься соседей, беспокоишься, что скажут в городе!Ты жена господина Мирою!
Добивает он её сравнением с мадемуазель Куку, старой девой "когда-то бывшей красивой".И Мона сдаётся, она принимает решение вернуться в столицу с Григом, впрочем, тот так и ничего не понял:МОНА: Ещё один вопрос, Григ... Ты не ревнуешь меня?ГРИГ: Ревновать? А с какой стати?МОНА: Но, в конце концов... Этой ночью... я...ГРИГ: Мона, Мона. Знаешь, не обижайся, но. Никакой ревности.Нет, сейчас уже не ревную. У меня такое чувство, что всё, что с тобой произошло, произошло не здесь, а где-то, где-то далёко, может быть, на Луне.МОНА: На Большой Медведице, Григ.ГРИГ: Пусть так, на Большой Медведице. Так не может же нормальный человек ревновать свою возлюбленную,изменившую ему где-то на Большой Медведице?МОНА: Ты философ, Григ...
Шедевр фильма - сцена прощания Моны и Учителя. Если её сравнить с соответствующей сценой в пьесе, можно сразу увидеть, насколько фильм лучше. Мона в слезах, даже немного заикается, очень нежна с учителем, искренне. Назвать такое игрой не поворачивается язык.Чудесная сцена.МОНА: Марин, ты очень милый, заботливый, Марин. Спасибо тебе, но... дело в том, что я... не могу остаться, я... должна уехать.УЧИТЕЛЬ (вздрогнув): Ты уезжаешь, Мона?МОНА: Да... я должна...УЧИТЕЛЬ: Мона!МОНА: Но я вернусь.УЧИТЕЛЬ: Когда?МОНА: Скоро.УЧИТЕЛЬ: Завтра?МОНА: Не знаю...УЧИТЕЛЬ: Послезавтра?МОНА: Не думаю.УЧИТЕЛЬ: В воскресенье?МОНА: Да... в воскресенье... Однажды в воскресенье...УЧИТЕЛЬ: Ждать тебя?МОНА: Конечно?УЧИТЕЛЬ: На вокзале?МОНА: Нет, на вокзале не надо. Я приду сюда. Жди меня здесь.УЧИТЕЛЬ: Когда?МОНА: Каждый вечер.УЧИТЕЛЬ: Понимаю.МОНА: Что ты понимаешь...
Всё. Тут я, пожалуй, опущу занавес.
http://www.proza.ru/2014/09/14/1611
ith-iskatel.livejournal.com


