8. Заполнение штурманского бортового журнала в полете и записи на карте. Бортовой журнал заполнение
8. Заполнение штурманского бортового журнала в полете и записи на карте
В процессе выполнения полета штурман выполняет различные навигационные расчеты и измерения. Так как запомнить результаты всех расчетов и измерений невозможно, штурман записывает их в бортовом журнале, а некоторые отмечает на карте. В бортовом журнале и на карте рекомендуется четко и быстро записывать только те данные, которые нужны для определения навигационных элементов полета, контроля и исправления пути и восстановления ориентировки в случае ее потери. Записи не должны отвлекать штурмана от основной работы по выполнению самолетовождения. В полете штурман заполняет в основном правую часть бортового журнала, указывая навигационные элементы, определенные в полете или снятые с показаний приборов.
Бортовой журнал для самолетов 3-го и 4-го классов заполняется в полете следующим образом:
1. В строке «Взлет» после взлета записываются фактическое время и МК взлета.
2. В последующей строке при отходе от аэродрома (ИПМ) записываются «Отход», фактическое время, МК следования и высота отхода от аэродрома.
3. После отхода от аэродрома в левой части бортового журнала заполняется графа расчетного времени прохода пунктов маршрута.
4. Ниже строки «Отход» указывается название первого ППМ (КО) и расчетное время прибытий, которое определяется по рассчитанной на земле. Расчетное время пролета последующих ППМ (КО) должно определяться по измеренной в полете.
5. При проходе ППМ (КО) отмечается фактическое время его пролета.
6. В графе «МК» указывается МК следования (в строке «Отход» записывается курс, рассчитанный на земле, а в последующих строчках — МК, рассчитанный в полете по фактическому ветру).
7. В графе «V» записывается истинная воздушная скорость, а в графе «W» — путевая скорость, полученная после пролета контрольного ориентира или рассчитанная в полете по фактическому ветру.
8. В графе «Hэш» отмечается высота эшелона полета.
9. Дальнейшие записи в графе «Маршрут» производятся аналогично, но пункты маршрута указываются не заранее, а в процессе полета.
10. Фактический остаток топлива при полете ППМ записывается в левой части бортового журнала. Сличение фактического остатка топлива с расчетным позволяет вести контроль за расходом топлива.
1. В графе «Для заметок» записываются время выхода на заданный эшелон, температура воздуха на высоте полета, приборная и истинная воздушная скорости, контрольные пеленги входа и выхода из районов аэродромов, данные контроля и исправления пути, данные пролета контрольных этапов, измеренные углы сноса, путевая скорость и ветер, время пролета и название точек обязательного донесения службе движения, коридоры госграницы, данные определения места самолета, начало и вертикальная скорость снижения. В этой графе также записываются приказания службы движения об изменении времени прибытия, вынужденные изменения курсов и высот и другие данные, которые штурман считает нужным зафиксировать.
12. Расчетные данные захода на посадку, начиная с четвертого разворота, штурман заносит в таблицу и на профиль схемы посадки. Безопасная высота на участке снижения, высота для захода на посадку и высота принятия решения записываются в соответствующие графы.
13. После посадки в бортовой журнал записывается фактическое время ее, указывается общая продолжительность полета и продолжительность полета ночью.
14. Графа «Оценка и основные недостатки самолетовождения» заполняется старшим штурманом авиаотряда (авиаэскадрильи), который на основании анализа расчетов, отраженных в бортовом журнале, и правильности использования средств самолетовождения дает экипажу оценку по самолетовождению и указывает основные недостатки, допущенные в полете.
Некоторые навигационные записи в полете положено делать на карте. Они выполняются простым черным карандашом средней твердости в свободном от ориентиров месте установленными знаками. Загромождать полетную карту записями не рекомендуется.
На карту в полете наносят:
1. Отметки места самолета с указанием времени их определения. Если место самолета определено визуально, оно отмечается крестиком, если получено прокладкой линий положения на карте, а также прокладкой пути, в том числе и при помощи автоматических средств, — треугольником с точкой в центре. Отметка местасамолета, указанного с земли по запросу экипажа, отмечается квадратом с точкой в центре.
Размеры перечисленных знаков должны быть равны 1 см. Время определения места самолета записывается с правой стороны от знака.
2. Линию нового заданного или фактического пути — сплошной линией.
3. Линии положения самолета. Их изображение должно соответствовать средствам, с помощью которых получена линия положения.
Линия пеленга от ориентира на самолет обозначается одной стрелкой в сторону самолета, линия радиопеленга от РНТ на самолет — двумя стрелками, астрономическая линия положения обозначается стрелками на обоих концах. Время определения линии положения указывается над линией.
4. Расчетное и фактическое время пролета ориентира — справа от линии пути. Фактическое время записывается в числителе, а расчетное — в знаменателе. Если фактическое время совпадает с расчетным, новая запись не делается, а расчетное время подчеркивается.
studfiles.net
Заполнение штурманского бортового журнала в полете и записи на карте
В процессе выполнения полета штурман выполняет различные навигационные расчеты и измерения. Так как запомнить результаты всех расчетов и измерений невозможно, штурман записывает их в бортовом журнале, а некоторые отмечает на карте. В бортовом журнале и на карте рекомендуется четко и быстро записывать только те данные, которые нужны для определения навигационных элементов полета, контроля и исправления пути и восстановления ориентировки в случае ее потери. Записи не должны отвлекать штурмана от основной работы по выполнению самолетовождения. В полете штурман заполняет в основном правую часть бортового журнала, указывая навигационные элементы, определенные в полете или снятые с показаний приборов.
Бортовой журнал для самолетов 3-го и 4-го классов заполняется в полете следующим образом:
1. В строке «Взлет» после взлета записываются фактическое время и МК взлета.
2. В последующей строке при отходе от аэродрома (ИПМ) записываются «Отход», фактическое время, МК следования и высота отхода от аэродрома.
3. После отхода от аэродрома в левой части бортового журнала заполняется графа расчетного времени прохода пунктов маршрута.
4. Ниже строки «Отход» указывается название первого ППМ (КО) и расчетное время прибытий, которое определяется по рассчитанной на земле. Расчетное время пролета последующих ППМ (КО) должно определяться по измеренной в полете.
5. При проходе ППМ (КО) отмечается фактическое время его пролета.
6. В графе «МК» указывается МК следования (в строке «Отход» записывается курс, рассчитанный на земле, а в последующих строчках — МК, рассчитанный в полете по фактическому ветру).
7. В графе «V» записывается истинная воздушная скорость, а в графе «W» — путевая скорость, полученная после пролета контрольного ориентира или рассчитанная в полете по фактическому ветру.
8. В графе «Hэш» отмечается высота эшелона полета.
9. Дальнейшие записи в графе «Маршрут» производятся аналогично, но пункты маршрута указываются не заранее, а в процессе полета.
10. Фактический остаток топлива при полете ППМ записывается в левой части бортового журнала. Сличение фактического остатка топлива с расчетным позволяет вести контроль за расходом топлива.
1. В графе «Для заметок» записываются время выхода на заданный эшелон, температура воздуха на высоте полета, приборная и истинная воздушная скорости, контрольные пеленги входа и выхода из районов аэродромов, данные контроля и исправления пути, данные пролета контрольных этапов, измеренные углы сноса, путевая скорость и ветер, время пролета и название точек обязательного донесения службе движения, коридоры госграницы, данные определения места самолета, начало и вертикальная скорость снижения. В этой графе также записываются приказания службы движения об изменении времени прибытия, вынужденные изменения курсов и высот и другие данные, которые штурман считает нужным зафиксировать.
12. Расчетные данные захода на посадку, начиная с четвертого разворота, штурман заносит в таблицу и на профиль схемы посадки. Безопасная высота на участке снижения, высота для захода на посадку и высота принятия решения записываются в соответствующие графы.
13. После посадки в бортовой журнал записывается фактическое время ее, указывается общая продолжительность полета и продолжительность полета ночью.
14. Графа «Оценка и основные недостатки самолетовождения» заполняется старшим штурманом авиаотряда (авиаэскадрильи), который на основании анализа расчетов, отраженных в бортовом журнале, и правильности использования средств самолетовождения дает экипажу оценку по самолетовождению и указывает основные недостатки, допущенные в полете.
Некоторые навигационные записи в полете положено делать на карте. Они выполняются простым черным карандашом средней твердости в свободном от ориентиров месте установленными знаками. Загромождать полетную карту записями не рекомендуется.
На карту в полете наносят:
1. Отметки места самолета с указанием времени их определения. Если место самолета определено визуально, оно отмечается крестиком, если получено прокладкой линий положения на карте, а также прокладкой пути, в том числе и при помощи автоматических средств, — треугольником с точкой в центре. Отметка местасамолета, указанного с земли по запросу экипажа, отмечается квадратом с точкой в центре.
Размеры перечисленных знаков должны быть равны 1 см. Время определения места самолета записывается с правой стороны от знака.
2. Линию нового заданного или фактического пути — сплошной линией.
3. Линии положения самолета. Их изображение должно соответствовать средствам, с помощью которых получена линия положения.
Линия пеленга от ориентира на самолет обозначается одной стрелкой в сторону самолета, линия радиопеленга от РНТ на самолет — двумя стрелками, астрономическая линия положения обозначается стрелками на обоих концах. Время определения линии положения указывается над линией.
4. Расчетное и фактическое время пролета ориентира — справа от линии пути. Фактическое время записывается в числителе, а расчетное — в знаменателе. Если фактическое время совпадает с расчетным, новая запись не делается, а расчетное время подчеркивается.
Глава 11
ВИЗУАЛЬНАЯ ОРИЕНТИРОВКА
cyberpedia.su
Порядок ведения бортового журнала и учета выполнения каботажных автомобильных перевозок грузов в гос (утв. Транспортной инспекцией Министерства транспорта и связи Республики Армения 09.11.2015, Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 25.09.2015, Комитетом по транспорту Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан 25.09.2015, Государственным агентством автомобильного и водного транспорта при Министерстве транспорта и коммуникации Кыргызской Республики 26.10.2015, Ространснадзором 25.09.2015)
Утверждаю
Начальник
Транспортной инспекции
Министерства транспорта и связи
Республики Армения
09.11.2015 г.
Начальник
Транспортной инспекции
Министерства транспорта и коммуникаций
Республики Беларусь
25.09.2015 г.
Председатель
Комитета по транспорту
Министерства по инвестициям
и развитию Республики Казахстан
25.09.2015 г.
Директор
Государственного агентства
автомобильного и водного
транспорта при Министерстве
транспорта и коммуникации
Кыргызской Республики
26.10.2015 г.
Руководитель
Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта
Российской Федерации
25.09.2015 г.
ПОРЯДОК
ВЕДЕНИЯ БОРТОВОГО ЖУРНАЛА И УЧЕТА ВЫПОЛНЕНИЯ КАБОТАЖНЫХ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ В ГОСУДАРСТВАХ - ЧЛЕНАХ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в целях обеспечения надлежащего контроля в государствах - членах за каботажными автомобильными перевозками грузов, предусмотренных Программой поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - Союза), автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства - члена Евразийского экономического союза, на период с 2016 по 2025 годы утвержденной Решением Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 года N 13.
2. Настоящий Порядок определяет единые требования к ведению бортового журнала при выполнении каботажных автомобильных перевозок грузов в государствах - членах Союза.
3. Бортовой журнал - многолистовая книжка установленной формы, содержащая не менее 10 листов, предназначенная для учета и контроля выполнения каботажной автомобильной перевозки грузов в течение календарного года путем внесения в нее в хронологическом порядке информации, подтверждающей правомерность осуществления такой перевозки.
4. Форма бортового журнала утверждается руководителями органов транспортного (автомобильного) контроля государств - членов Союза.
5. Бортовой журнал изготавливается организацией, уполномоченной органом государства - члена Союза в области транспорта, типографским способом в формате A4 по образцу, приведенному в приложении к настоящему Порядку.
6. Выдачу бортовых журналов осуществляет орган транспортного (автомобильного) контроля или организация, уполномоченная органом государства - члена Союза в области транспорта, в государстве регистрации перевозчика на основании его заявления для выдачи на конкретное автомобильное транспортное средство.
7. Бортовой журнал является документом строгого (номерного) учета.
8. Органы транспортного (автомобильного) контроля государств - членов Союза или организации, уполномоченные органом государства - члена Союза в области транспорта, ведут в установленном порядке реестр выданных бортовых журналов, а также осуществляют информационный обмен о выданных бортовых журналах между собой.
9. Бортовой журнал должен быть сдан перевозчиком в орган транспортного (автомобильного) контроля или в организацию, уполномоченную органом государства - члена Союза в области транспорта, его выдавший, и должен храниться в течение 12 месяцев после окончания его действия.
II. Порядок ведения
10. Бортовой журнал нумеруется органом транспортного (автомобильного) контроля государства - члена Союза или организацией, уполномоченной органом государства - члена Союза в области транспорта, и оформляется на конкретное автомобильное транспортное средство, которое будет осуществлять каботажные автомобильные перевозки, с указанием его регистрационного номера, а также наименования перевозчика.
11. Бортовой журнал должен находиться на борту автомобильного транспортного средства перевозчика и не подлежит передаче третьим лицам.
12. Бортовой журнал должен заполняться после завершения каждой международной автомобильной перевозки, предшествующей каботажной автомобильной перевозке грузов, и до начала каждой каботажной автомобильной перевозки грузов водителем автомобильного транспортного средства, на которое бортовой журнал оформлен. В бортовой журнал водителем автомобильного транспортного средства, на которое оформлен бортовой журнал, должны вноситься записи обо всех выполняемых им каботажных автомобильных перевозок грузов и предшествовавших им международных перевозках грузов из государств, не являющихся членами Союза.
13. Перевозчик обязан обеспечить обучение водителей автомобильных транспортных средств, задействованных в международных и каботажных автомобильных перевозках грузов, правилам и порядку ведения бортового журнала.
14. Записи в бортовом журнале ведутся в хронологическом порядке ручкой, чернилами синего или черного цвета. Заполнение бортового журнала карандашом не допускается.
15. Записи в бортовом журнале должны быть четкими и разборчивыми.
16. По истечении календарного года, а также в случае использования всех листов бортового журнала перевозчику на основании его заявления выдается новый бортовой журнал. Новый бортовой журнал выдается только после сдачи перевозчиком ранее использованного журнала. В случаях утери или порчи бортового журнала, перевозчику выдается дубликат ранее выданного бортового журнала на основании его заявления с приложением соответствующих документов подтверждающих утерю или порчу.
17. По требованию органов транспортного (автомобильного) контроля государств - членов Союза бортовой журнал предъявляется водителем для проверки.
18. В графу "Отметки контрольных органов" сотрудниками контрольных органов заносятся данные о результатах проверки, включающие дату контроля и информацию о выявлении нарушения, заверенные подписью инспектора с простановкой личной номерной печати, в соответствии с национальным законодательством. При этом оттиск печати не должен закрывать текстовую запись.
19. В случае выявления нарушений порядка ведения бортового журнала и условий осуществления каботажной автомобильной перевозки грузов, органы транспортного (автомобильного) контроля государства - члена Союза, на территории которого было зафиксировано нарушение, направляют информацию о выявленных нарушениях в орган транспортного (автомобильного) контроля государства - члена Союза, в котором зарегистрирован перевозчик.
20. Ответственность перевозчика и водителя автомобильного транспортного средства, за ненадлежащее ведение бортовых журналов и несоблюдение условий осуществления каботажной автомобильной перевозки грузов определяется национальным законодательством государства - члена Союза.
21. Перевозчик ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет в национальный орган транспортного (автомобильного) контроля или организацию уполномоченную органом государства - члена Союза в области транспорта, сводную информацию: по форме, определяемой органом транспортного (автомобильного) контроля, о совершенных за истекший год каботажных автомобильных перевозках грузов, предусматривающие данные о количестве выполненных каботажных перевозках (поездках), числе задействованных автотранспортных средств, объемах (массах) перевозимых грузов и их наименованиях.
Полученная информация анализируется органом транспортного (автомобильного) контроля государства-члена или организацией, уполномоченной органом государства - члена Союза в области транспорта, и направляется в Евразийскую экономическую комиссию для подготовки отчета о состоянии общего рынка транспортных услуг Союза в срок до 1 мая.
Приложение
к Порядку ведения бортового журнала
учета и контроля выполнения
каботажных автомобильных перевозок
грузов в государствах - членах
Евразийского экономического союза
______________________ N бортового журнала _____ (Страна) БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ регистрации каботажных автомобильных перевозок грузов в государствах - членах Евразийского экономического союза к удостоверению допуска (лицензии) к осуществлению международных автомобильных перевозок (если предусмотрено национальным законодательством) N _____ от _________, "выданное" ________________ Наименование перевозчика ______________________________________________ Адрес перевозчика _____________________________________________________ Рег. номер транспортного средства _____________________________________ Печать и подпись выдавшего органа Выдан в __________________ _______________________ (Место и дата выдачи)|
1. |
Ф.И.О. водителя, государственный регистрационный номер автотранспорта |
|
|
Информация, касающаяся международной перевозки, предшествовавшей каботажной перевозке |
||
|
2. |
Маршрут международной перевозки груза, предшествовавший каботажной перевозке груза (страна отправления, страна назначения, дата, время и место разгрузки) |
|
|
3. |
Номер и дата накладной (CMR) по международной перевозке, предшествующей каботажной перевозке, дата ее заполнения, масса груза |
|
|
Информация, касающаяся осуществления каботажной перевозки |
||
|
4. |
Государство выдачи, N спецразрешения на выполнение каботажной перевозки, страна регистрации, регистрационный номер |
|
|
5. |
Государство выполнения каботажной перевозки |
|
|
6. |
Дата начала перевозки (дата и время погрузки) |
|
|
7. |
Наименование пункта погрузки (страна, регион) |
|
|
8. |
Наименование пункта разгрузки (страна, регион) |
|
|
9. |
Дата завершения перевозки (дата и время разгрузки) |
|
|
10. |
Километраж при отправлении/по прибытии |
|
|
11. |
Наименование и масса перевозимого груза, тонн |
|
|
12. |
Грузоотправитель (наименование, адрес) |
|
|
13. |
Грузополучатель (наименование, адрес) |
|
|
14. |
Отметки контрольных органов |
|
gkrfkod.ru
Бортовой журнал — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эта статья — о журнале в авиации. О журнале в судоходстве см. Судовой журнал.Бортовой журнал — бумажный технический журнал, в который в установленной форме записываются сведения о воздушном судне, всех произведенных полетах, особых случаях в полете, обнаруженных неисправностях, произведенном техническом обслуживании, замене агрегатов и т. п. Бортжурнал предназначен для контроля технического состояния воздушного судна, контроля произведенных регламентных работ. Также он широко используется при расследовании авиационных инцидентов. За правильность и своевременность заполнения бортового журнала отвечает командир воздушного судна. Бортовой журнал входит в перечень документации, которая в полете обязана находиться на борту воздушного судна. Местонахождение бортжурнала на земле не регламентировано, но, как правило, он также хранится на борту. В гражданской авиации бортовой журнал ведется на английском языке. В военной авиации, а также на воздушных судах, не допущенных до международных рейсов, бортовой журнал ведется на национальном языке.
Разделы бортжурнала
- Перечень систем воздушного судна (двигатели, ВСУ, топливная система, гидравлическая система) с указанием типов и серийных номеров.
- Список индивидуальных особенностей воздушного судна.
- Список произведенных полетов с указанием номера рейса, состава экипажа, точного времени и места взлетов и посадок, времени работы каждого из двигателей на номинальном и взлетном режиме, потраченном топливе, замеченных неисправностях.
- Лист замеченных неисправностей.
- Лист отложенных неисправностей (MEL).
- Перечень бортового имущества.
Поскольку ICAO предъявляет требования только к информации, содержащейся в бортжурнале, конкретную форму документов устанавливает авиакомпания-оператор.
Бортовой журнал и информационные системы авиакомпании
В настоящее время практически все авиакомпании используют собственные информационные системы для учета отказов и управления техническим обслуживанием. Поэтому записи в бортжурнале непосредственно после посадки вносятся в ИС авиакомпании. Для этого в бортовых журналах многих авиакомпаний предусмотрены самокопирующиеся страницы. Распространение информационных систем приводит к падению роли бумажного бортового журнала как самостоятельного документа.
Бортовой журнал радиосвязи должен постоянно находиться на борту воздушного судна. По окончании ведения радиосвязи, после каждого полета бортрадист обязан разборчиво записать свою фамилию и расписаться [1].
В военной авиации
В государственной авиации, в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил инженерного-авиационного обеспечения (ФАП ИАО, а также бывшими в действии в соответствующими требованиями НИАС), на каждый летательный аппарат ведётся «Журнал подготовки самолёта (вертолёта)», куда записываются все выполняемые работы — подготовка ВС, заправка, снаряжение, загрузка и центровка, все выполненные или невыполненные вылеты, замечания по работе техники в полёте, устранения неисправностей, монтажо-демонтажные и регулировочные работы, работы по хранению ВС, периодические работы, парковые дни и работы по бюллетеням промышленности, также ежедневное вскрытие и закрытие ВС и т. д. Заносятся подписи ответственных лиц, лётного состава, исполнителей и контролирующих работы. Для военно-транспортных машин при перелётах ведётся два журнала — бортовой и наземный.
ЖПС — является основным отчётным документом за определённый период эксплуатации ВС. Форма журнала стандартизирована, а правила ведения строго регламентированы. Ответственным лицом за ведение журнала является техник самолёта (старший техник корабля).
Нормативные акты
- Приложение 6 к Конвенции о международной гражданской авиации.
- Наставление по производству полетов гражданской авиации, 1985 г.
- Правила заполнения бортового журнала компании «Аэрофлот».
- Федеральные авиационные правила инженерно-авиационного обеспечения государственной авиации РФ, 2005 год
- Федеральные авиационные правила производства полетов государственной авиации РФ [2]
Напишите отзыв о статье "Бортовой журнал"
Примечания
- ↑ [ruforma.info/zhurnal/9356.htm Бортовой журнал радиосвязи воздушного судна авиапредприятия]
- ↑ [bestpravo.com/federalnoje/ew-zakony/g5w/index.htm Приказ Министра обороны РФ от 24.09.2004 N 275]
Отрывок, характеризующий Бортовой журнал
Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку. Волшебница, скажи, какая сила Влечет меня к покинутым струнам; Какой огонь ты в сердце заронила, Какой восторг разлился по перстам! Пел он страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Наташу своими агатовыми, черными глазами. – Прекрасно! отлично! – кричала Наташа. – Еще другой куплет, – говорила она, не замечая Николая. «У них всё то же» – подумал Николай, заглядывая в гостиную, где он увидал Веру и мать с старушкой. – А! вот и Николенька! – Наташа подбежала к нему. – Папенька дома? – спросил он. – Как я рада, что ты приехал! – не отвечая, сказала Наташа, – нам так весело. Василий Дмитрич остался для меня еще день, ты знаешь? – Нет, еще не приезжал папа, – сказала Соня. – Коко, ты приехал, поди ко мне, дружок! – сказал голос графини из гостиной. Николай подошел к матери, поцеловал ее руку и, молча подсев к ее столу, стал смотреть на ее руки, раскладывавшие карты. Из залы всё слышались смех и веселые голоса, уговаривавшие Наташу. – Ну, хорошо, хорошо, – закричал Денисов, – теперь нечего отговариваться, за вами barcarolla, умоляю вас. Графиня оглянулась на молчаливого сына. – Что с тобой? – спросила мать у Николая. – Ах, ничего, – сказал он, как будто ему уже надоел этот всё один и тот же вопрос. – Папенька скоро приедет? – Я думаю. «У них всё то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?», подумал Николай и пошел опять в залу, где стояли клавикорды. Соня сидела за клавикордами и играла прелюдию той баркароллы, которую особенно любил Денисов. Наташа собиралась петь. Денисов восторженными глазами смотрел на нее. Николай стал ходить взад и вперед по комнате. «И вот охота заставлять ее петь? – что она может петь? И ничего тут нет веселого», думал Николай. Соня взяла первый аккорд прелюдии. «Боже мой, я погибший, я бесчестный человек. Пулю в лоб, одно, что остается, а не петь, подумал он. Уйти? но куда же? всё равно, пускай поют!» Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов. «Николенька, что с вами?» – спросил взгляд Сони, устремленный на него. Она тотчас увидала, что что нибудь случилось с ним. Николай отвернулся от нее. Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой так было весело в ту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она (как это часто бывает с молодыми людьми) нарочно обманула себя. Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить свое веселье сочувствием чужому горю, почувствовала она, и сказала себе: «Нет, я верно ошибаюсь, он должен быть весел так же, как и я». Ну, Соня, – сказала она и вышла на самую середину залы, где по ее мнению лучше всего был резонанс. Приподняв голову, опустив безжизненно повисшие руки, как это делают танцовщицы, Наташа, энергическим движением переступая с каблучка на цыпочку, прошлась по середине комнаты и остановилась. «Вот она я!» как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней. «И чему она радуется! – подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!» Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение. Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать.wiki-org.ru


