Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

FotoJoin. Современное искусство журнал


Арт-жизнь, которая бьёт ключом! ТОП-10 современных журналов об искусстве (10 фото)

Мазня, хлам, китч, дурная фантазия – как только рядовой зритель не обзывает экспонаты современного искусства. А ведь действительно, не каждому дано понять две банки краски, перевёрнутые на холст, или кожуру банана, накрытую стеклянным колпаком.

Не важно, понимаете ли вы концепцию современного искусства, — оно развивается с неумолимой скоростью. Вот ТОП-10 мировых журналов, для тех, кто следит за арт-трендами!

1. FRIEZE Британский уважаемый журнал в 2017 отметил своё двадцатилетие. В нём есть всё о современном искусстве: биография художников, материалы, рецензии арт-объектов, цены, аукционы. Кстати, FRIEZE является спонсором одной из самых ажиотажных арт-ярмарок.

 2. BLEND Голландский журнал, который долгое время печатался т

2.BLEND

Голландский журнал, который долгое время печатался только на нидерландском языке. Сейчас BLEND сделал шаг вперёд, и теперь его выпускают ещё и на английском.

Он выходит один раз в три месяца, темы в нём не избитые и не пересекаются с похожими арт-изданиями. Высококлассное качество глянцевой бумаги отлично передаёт любые детали репродукций и инсталляций.

 3. ELEPHANT Молодой британский журнал успел издать всего 6 выпусков, но уже з

3. ELEPHANT

Молодой британский журнал успел издать всего 6 выпусков, но уже завоевал популярность. Ещё бы, ведь он охватывает огромный диапазон объектов от текстильного коллажа до японской техники росписи. Издательство Magma Books выпускает своё детище раз в сезон.

 4. JUXTAPOZ Американский молодёжный журнал об альтернативном современном иск

4. JUXTAPOZ

Американский молодёжный журнал об альтернативном современном искусстве выходит в штате Калифорния с 1994 года. Рассматривает множество тем, среди которых эротическая иллюстрация, дизайн сёрфинг- досок, искусство тату, стрит-арт. После ухода первого главного редактора JUXTAPOZ узаконил поп-сюрреализм и лоу-броу-арт в 2006 году.  Журнал ориентируется на весьма броское и вызывающее альтернативное искусство.

 5. IDOMENEE Этот журнал больше похож на альбом, так как придерживается правил

5. IDOMENEE

Этот журнал больше похож на альбом, так как придерживается правила «минимум текста, максимум изображений». За периодичностью выхода IDOMENEE трудно проследить, так как она ни от чего не зависит, журнал выходит нерегулярно. От этого аудитория только более заинтригована и с нетерпением ждёт следующего захватывающего номера.

 6. ART IN AMERICA Журнал выходит каждый месяц и более всего уделяет внимание

6. ART IN AMERICA

Журнал выходит каждый месяц и более всего уделяет внимание американской сцене. В основном это местные, а также европейские художники, которые выставляются в Нью-Йорке. ART IN AMERICA публикуется с 10-х годов прошлого века, стало быть, старичок уже отметил своё столетие! Журнал создан для кураторов и искусствоведов, но в силу своего живого, лёгкого для понимания языка, будет интересен любому читателю.

 7. ARTFORUM Очередной американский журнал, который делает акцент на авторском

7. ARTFORUM

Очередной американский журнал, который делает акцент на авторском мнении, аналитических статьях об искусстве, эссе и рецензиях критиков. ARTFORUM помогает сложить собственное мнение о том или ином арт-объекте, учит рассуждать о современном искусстве.

 8. ACNE PAPER Изящный журнал ACNE PAPER вы

8. ACNE PAPER

Изящный журнал ACNE PAPER выходит раз в пол года на английском языке. Высокое наслаждение — любоваться его подбором тем, репродукций и изящной манерой выражений. В нём гармонично сочетаются статьи о церковном искусстве, архивные фотографии о жизни и творчестве модернистов и фешн-съёмки . Журнал учит видеть во всём прекрасное независимо от времени и места его создания.

 9. EXIT Креативный журнал EXIT выходит раз в 6 месяцев с 2000 года. Он создан

9. EXIT

Креативный журнал EXIT выходит раз в 6 месяцев с 2000 года. Он создан в духе времени, и на его страницах блистают  популярные арт-звёзды: актуальные фотографы и художники, легенды фешн-индустрии. EXIT всегда «в теме», он первым оповещает и анонсирует о грядущих событиях в сфере современного искусства.

 10. 01 MAGAZINE Молодой канадский журнал, который публикует новости об арт-об

10. 01 MAGAZINE

Молодой канадский журнал, который публикует новости об арт-объектах и инсталляциях немейнстримовых деятелей современного искусства. Концепция 01 MAGAZINE в том, чтобы выявить талант: журнал уделяет внимание молодым фотографам и художникам, публикуя на своих страницах лучшие работы и небольшие интервью.

Арт-жизнь, которая бьёт ключом! ТОП-10 современных журналов об искусстве

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Pinterest

LiveJournal

Одноклассники

Мой мир

fotojoin.ru

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте — Look At Me

Look At Me выбрал самые интересные сайты и блоги о дизайне и искусстве, современном и старом, которые рассказывают о красоте почти все

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте — Интервью на Look At Me

Плохой блог — обидно потраченное время. Хороший можно поставить в один ряд с отличной библиотекой или курсами по истории дизайна и искусства. 

Look At Me советует лучшие блоги о визуальной культуре, на которые не жаль свободных часов. Мы собрали воедино новостные сайты об искусстве и блоги, где есть только картинки и нет текста, авторские колонки и сообщества, зарубежные и российские сайты, блоги об интерьерах и о забытых дизайнерах, популярное и неочевидное. Вместо описания мы добавили к ним подходящие теги, примерно описывающие то, что можно увидеть в этих, иногда совсем немногословных блогах. 

В комментариях, пожалуйста, напишите про ваши любимые блоги и сайты. Может быть, мы что-то забыли или упустили — пожалуйста, поделитесь тем, что вам нравится. О многочисленных блогах на сервисе Tumblr мы обязательно напишем отдельно.

Очевидное и must-read

Пожалуй, самые насыщенные и обязательные к прочтению блоги, с которыми можно разобраться в самом главном, что происходит в современном искусстве и дизайне. Эстетский Haw Lin, суперпопулярный FFFFOUND, диковатый It's Nice That, дизайнерский Boing Boing и дающий пищу для размышлений NOWNESS.

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 1.

Them Thangs# Фото, байкеры, татуировки, машины, девушки, герои, ножи, ч/б

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 2.

Baumai# Графдизайн, типографика, постеры, брутальность, shuffle, иллюстрация, много разного

 

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 3.

Google Art Project# Cтарое искусство, современное искусство, музеи, экспозиция, традиция, история искусства, хайрезы, классика, энциклопедия

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 4.

Contemporist# Архитектура, пространства, дома где хочется жить

 

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 5.

Triangulation Blog# Треугольники, механика, хаос, пиксели, порядок, геометрия

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 6.

iGNANT# Немцы, пустота, дизайн, китч, минимализм

 

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 7.

But Does It Float# Психоделика, пейзажи, абстракция, экспрессионизм, цвета, текстуры

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 8.

American Suburb X# Документальная фотография, арт-фотография, интервью, статьи, легенды, новые имена, неудобные ракурсы

 

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 9.

The selby# Интерьеры, их люди, квартиры, дома, залы, особняки, студии

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 10.

M U S E O# Эссе, интервью, простые вещи, сложные вещи, современное искусство

Читайте также:

 

 

Все сразу

Сайты, где не отдается предпочтения чему-то одному и в равной мере встречаются как иллюстрация и промышленный дизайн, так и малобюджетный файн-арт и независимые фотобуки, обычно в постоянно обновляемом потоке.

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 11.

Blaaak# Нет текста, мэшап, дома, свитера, графика, обувь, панки

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 12.

Monster Children# Инди-паблишинг, видео, фотография, много музыки, современные художники и вокруг них 

 

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 13.

PICDIT# Новые художники, иллюстрация, фотография, дизайн, модное, живопись, коллажи

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 14.

Svarta# Vice, интервью, все сразу, молодые и дерзкие, новые имена

Читайте также:

 

 

События и новые имена

Сайты, где стоит читать о главных международных событиях и многообещающих молодых художниках. Среди них — живой The Daily Beast и неповерхностный Guardian, пристрастный New Yorker и сдержанный Wallpaper, a также наблюдатели за молодыми талантами, к которым стоит прислушаться — Dazed, Satellite Voices и недавно стартовавший Vrag Magazine.

 

 

 

 

 

 

Портфолио

Найти отличного и пока неизвестного видеохудожника, иллюстратора или фотографа все еще можно и без блогов — через долгие брожения по необъятным Behance, Flickr или Vimeo. А еще можно воспользоваться сравнительно свежим Cargo Collective, где выбирать придется не среди любителей, а среди молодых профессионалов с преимущественно хорошим вкусом и обдуманным портфолио.

 

 

 

Зины и сэлфпаблишинг

Самиздатные фотобуки и арт-буки публиковались всегда, но настоящий бум сэлфпаблишинга начался несколько лет назад, когда многие молодые художники, которых еще не заметили галереи и фонды, начали публиковать свои проекты в виде книг самостоятельно. Блоги о таких зинах и книгах — источник новых имен и совсем юных талантов, которые еще не доучились в колледже или только что организовали свою первую выставку. 

 

 

 

 

Ретро

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 33.

Twisted Vintage

# Странно, страшно, глупо, нелепо

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 34.

Vintage Photography # Классика, красота, легенды, композиция, костюмы, первые кинозвезды

 

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 35.

Yesterday Years Thoughts# Смешно, безобидно

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 36.

Retronaut# Ретро от А до Я, предметы, объекты, фотография, мода, реклама, личные архивы

 

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 37.

Shorpy# Города, виды, старомодное, пейзажи, документальная фотография, Америка

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 38.

Vintage Ad Browser# Реклама по декадам, смешно, нелепо, графдизайн, объявления

 

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 39.

Retro Dome# Только женщины, ню, фотография, графика, живопись, модерн

 

 

 

 

Наше

Интересные проекты об искусстве и дизайне, сделанные на русском языке или созданные русскоговорящими авторами.

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 40.

АРТГИД# Журнал, анонсы, приложение, выставки, события, аукционы, галереи, современное искусство в России, рус./англ.

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 41.

Around Art# Cтатьи, интервью, выставки, репортажи, инсайд, современные российские художники

 

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 42.

ЛУЧ# Странное, неочевидное, современное искусство, философия искусства, поп-культура, эссе, рус./англ.

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 43.

Adski Kafeteri# Фотография, иллюстрация, ретро, неочевидное, мэшап, арт-фотография, непривычные ракурсы

 

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 44.

Everyday I Show# Документальная фотография, арт-фотография, американцы, студийная фотография, редкие кадры, бэкстейджи, знаменитости

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 45.

Brain Pickings# Маша Попова, рецензии, книги, дизайн, поп-культура, иллюстрация, англ.

 

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 46.

Designcollector# Графический дизайн, иллюстрация, российский дизайн, медиадизайн, новые имена, молодые авторы, подкасты, англ.

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 47.

Sgustok Magazine# Cовременное искусство, нет текста, портфолио, молодые авторы, новые имена, фотография

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 48.

Артхроника# Журнал, статьи, интервью, эссе, колонки, современное искусство в России, современное искусство в мире

 

 

Дизайн и иллюстрация

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 49.

Designspiration# Типографика, графдизайн, постеры, упаковка, реклама, фотография, мэшап, поток

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 50.

Unurth | Street Art# Стрит-арт, графдизайнеры, паблик-арт, фото

 

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 51.

Design Is History# Дизайн, история, легенды, постеры, реклама, статьи, энциклопедия

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 52.

BibliOdyssey# Иллюстрация, книжная иллюстрация, средневековье, барокко, раритеты, книжное дело

 

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 53.

The Book Cover Archive# Книги, графдизайн, обложки, архив, книжный дизайн

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 54.

typo/graphic posters# Афиши, постеры, графдизайн, реклама, журналы

Читать также: 

 

 

Неочевидное и на грани

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 55.

Pierce This Great Eye# Темная сторона, фетиши, дарк, смерть, черепа, готика

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 56.

Art Inconnu# Старое искусство, забытые художники, недооцененные картины, XIX век, XX век

 

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 57.

Why Do Children Steal# Страх, странное, смерть, насилие, история, старое

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 58.

///# Современное искусство, пустота, белое, выставки, новые художники

 

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 59.

Weimar Art# Тематические подборки, старое искусство, современное искусство, смешное, нелепое, забытые художники, легенды

Где читать об искусстве в сети? 100 вдохновляющих блогов о дизайне и арте. Изображение № 60.

Space Collective# Будущее, космос, наука, иллюстрация, рисеч, вселенная, медиаарт, синтетика, фантастика, чтение

Читайте также: 

www.lookatme.ru

На выставках современного искусства — журнал «Искусство»

Александр Косолапов. Микки-Сезанн, 1990

Холст, масло. В рамках выставки «Александр Косолапов. Ленин и Кока-Кола» в Московском музее современного искусства

Из собрания Galerie Sébastien Bertrand, Женева. Фотография: © Журнал «Искусство»

Застой, накрывший наше общество в последние три-четыре года, сопровождался потерей ориентации в самых разных жизненных сферах. В том числе и в искусстве, где область видимого стала предельно ограниченной. Взгляду были доступны только детали, только фактуры вещей. Отсюда несоразмерность наших переживаний и несомасштабность суждений. Мы год спорили о Павленском с такой страстью, будто это Бойс. Но вот наконец туман начал рассеиваться, и мало-помалу нам открывается панорама современного российского искусства. Именно сейчас, обернувшись назад, мы чётко можем рассмотреть наших знаменитых современников. Некоторые из них, как Оскар Рабин, остались уже далеко позади. Другие, как Кулик или Авдей Тер-Оганьян, кажутся близкими, но, хотя они живы-здоровы и продолжают работать, их связь с современностью нарушилась, а с исторической реальностью, наоборот, укрепилась. Их компас — традиция. Взаимодействовать с ней, воспроизводить её, подтверждать и уточнять своё место в истории стало для них главным движущим мотивом творчества.

Вот, к примеру, Александр Косолапов. Пафос его выставки, которая открылась в ММСИ, состоит в корректировке общей ретроспективной картины его творчества. Горячий сторонник поп-арта в русском искусстве, находившийся в постоянном творческом диалоге с Энди Уорхолом и Джаспером Джонсом и сменивший поэтому скульптуру на объекты и инсталляции, а картины — на постеры и флаеры, Косолапов вдруг объявил себя живописцем. Более того, он хочет внушить нам, что уже в середине 1980‑х годов одновременно с Комаром и Меламидом придумал приём живописной эклектики на материале соцреализма, то есть изображение при помощи смеси исторических стилей европейского искусства (классицизм, барокко, авангард) разных сюжетов и персонажей советской пропаганды. Для большей убедительности он добавляет к отдельным аутентичным работам реплики и вариации, сделанные намного позже. На выставке многие работы можно отнести к явлению, которое у французов зовётся l’esprit d’escalier, а у немцев — Treppenwitz. В русском переводе оно звучит как «остроумие на лестнице», хотя речь идёт совсем не о шутках, а о приписывании себе задним числом вовремя не произнесённых выдающихся высказываний.

Всё это — давно известная особенность мемуарного жанра. В ретроспективных самоописаниях человек выступает не только драматургом пьесы о самом себе, но и актёром. И в том, и в другом качестве он вольно или невольно отклоняется от исторической правды. На днях, характеризуя действия Путина, который в очередной раз выдвинулся кандидатом на высший пост, Глеб Павловский подметил, что президент уже не столько является самим собой, сколько исполняет роль Путина. Своё сходство с «прототипом» он усугубляет некоторым переигрыванием, как в киносериале, где все полутона и недосказанности превращаются в проявленные, чёткие суждения или поступки. Примерно такое впечатление оставляет выставка Косолапова. Художник заметно подправил и расширил свой образ. В результате достоверность подавлена привкусом подделки, а некоторые залы выглядят кинодекорацией. Так и ждёшь, что главный герой выйдет играть эпизод «Вернисаж». Косолапов в образе — это мэтр, конгениальный всему соц-арту, а не сомневающийся и мечущийся живой художник.

Похожий результат можно было наблюдать и на выставке Александра Юликова в том же ММСИ. Один из лучших абстрактных художников второго русского авангарда, Юликов создал большинство работ в 1990—2000‑е годы, но представил дело так, словно это были его находки эпохи классического нонконформизма. Отсюда возникает впечатление, что все экспонаты выставки (в том числе и настоящие, старые работы) придуманы и воплощены за один присест. Привкус подмены не вредит выставке, если только помнить о мемуарной специфике экспозиции. Однако в череде прошедших за последнее время персональных выставок этот особый жанр «мемуарной экспозиции» уже вполне отшлифовался. Определились его подходы. Это, в первую очередь, приём сглаживания творческой биографии. Автор (совместно с куратором) прячет нелогичную, уводящую в сторону от мейнстрима часть своего творчества и усиливает ту, которая точно попадает в стиль. Во-вторых, это приём возгонки спектакулярности. Главные произведения корректируются или даже заново создаются в увеличенном размере и из дорогих материалов. Так, лидер искусства 1990‑х годов Олег Кулик не первый год занят переделкой документации своих знаменитых собачьих перформансов. Простенькие фото разрослись до гигантских фотокартин. На последней выставке в лондонской Saatchi Gallery они превратились уже в живописные полотна. Третьим приёмом мемуарной выставки является антидатирование: чтобы не слишком отставать от передовых (для того времени) участников художественного процесса, автор ставит на этикетках и на обороте максимально раннюю дату создания. Словом, особенность нонконформистской культуры, когда художник действует по формуле «если сам о себе не позаботишься — никто не позаботится», реализуется сегодня в авторском исправлении собственной биографии или в самомифологизации.

Обратная сторона этой фиксации на корректировке истории и на собственном мифе — безразличие к вызовам сегодняшнего дня. Состязаясь с Комаром и Меламидом, а также со своим другом и соперником Соковым, Косолапов стремится продемонстрировать, что он первый, раньше и больше других включил образы Ленина и Сталина в свои произведения. О’кей, пусть так. Но в контексте нынешнего российского культурного официоза, где равнение идёт уже не на реализм Горького, а на эзотерику Пелевина, весь косолаповский психопатический водевиль с большевистскими лидерами совсем не выглядит вызывающей провокацией или богохульством, не является занимательной антропологией, детоксикацией сознания зрителя и вскрытием особого дискурса homo soveticus. К великому удовольствию чиновников, картины Косолапова смотрятся постмодернистским дополнением соцреализма. Неудивительно, что многие люди путают сегодня соц-арт с соцреализмом. Власть ставит памятник Калашникову как бренду российской цивилизации. Косолапов делает то же самое. Первенство, бесспорно, принадлежит ему. Власть не придумывает — она крадёт у него и других художников соц-арта игру с нелепыми брендами и абсурдистскими символами, всеми этими невозможными (как казалось в 1980‑е годы) симбиозами звезды и орла, доллара и серпа, креста и пионерского галстука. Власть отжала юмор, окропила эти знаки-мутанты елеем и присвоила, не поперхнувшись, весь их набор себе.

Так в своё время большевики использовали стилистику передвижников в рецептуре социалистического реализма: отпихнули от себя тех леваков, кто рвался с ними сотрудничать, и объявили эталоном Илью Репина. Но Репин, как известно, в ответ их публично проклял, изобразив от избытка ненависти неуклюжими уродами. Художники соц-арта в своей деконструкции властной идеологии пошли куда дальше передвижников. Тем удивительнее, что на мифологию нынешних властей они не реагируют, что никак не комментируют православно-патриотическую и реваншистско-имперскую риторику, милитаризм, поиски скреп и прочие элементы новой идеологии. Открыв в своё время важнейшее понятие контекста, художники соц-арта сегодня ведут себя так, будто они существуют и выставляются в какой‑то абстрактной пустоте, а вовсе не в Москве, — то есть вообще не обращают внимания на тот самый контекст. Так когда‑то поступал великий эскапист-метафизик Владимир Вейсберг. Творческая программа Комара и Меламида, Сокова, Косолапова, Орлова родилась в преодолении этой позиции «ухода, улёта, исчезновения». Однако сегодня она больше не работает. Я нахожу тому три причины.

Во-первых, старение. Нонконформисты примерили костюмы ветеранов-пенсионеров и решили: «Наше время ушло». Если бы они по‑прежнему мыслили себя актуальными культурными авторитетами, набор медийных персонажей и знаков был бы у них сегодня иным. Тут не обошлось бы без Путина, патриарха и Моторолы, и уж точно не без пророка Мухаммеда, именем которого по всему миру творятся бесчинства. Второй фактор — страх. Куда делось их знаменитое пересмешничество? Уверен, что где‑то в блокнотах есть у них задумки, но они благоразумно всё прячут, помня об исламских террористах, казаках, оскорблённых православных, прокремлёвских боевиках и спецназовцах. «Сегодня мочой обливают, завтра могут металлической трубой в подъезде избить», — говорит журналист Сванидзе. Страх как отравляющий газ распространяется в нашем художественном сообществе. Молчат в тряпочку совсем не одни только старики, но и их смена, художники-радикалы — Кулик, Осмоловский, группа «Синие носы» и многие другие. А скольких уже этот страх выгнал за границу! Третья причина — соблазн признания. Политический и социологический дискурс сегодняшней власти создан отнюдь не бюрократами. Он воспроизводит языковые конструкции, которыми издавна пользовались художники-нонконформисты. Это и гибридность, и позитивная эклектика, и сакральность, и имперскость, и многое другое. Совпадение в языке рождает иллюзию сопричастности, принадлежности к общему социальному телу, даже если смыслы и цели, которые власть вкладывает в этот язык, принципиально иные. Примечательно, что подобное заблуждение о близости с властью на основе языковой общности испытывают и некоторые радикальные акционисты, то есть люди, по идее всегда оппозиционные. Вот, например, заявление лидера группы «Война» Олега Воротникова: «В общем, мы‑то занимались тем же самым в группе, может быть, параллельно с ним, Путиным, может быть, мы его ученики, а может быть, он каким‑то образом и его команда начали подсматривать эту идею у нас». Речь идет о формате шоковых спектакулярных акций, к которому тяготело почти всё русское искусство последнего десятилетия.

Но вот в новом поколении художников это желание потрясать зрителя сумасшедшим поведением или шизоидным бредом начисто исчезло. Художник больше не шаман, не гений и не супергерой. Он не рвётся в бой, не напрашивается на диалог с верховным правителем. Он больше не ощущает себя актёром политической жизни. Он снова стал исследователем, заняв излюбленную наблюдательскую позицию концептуалистов. Но и здесь наметились отличия. Если Пригов, Кабаков и другие проводили экспертно-критический анализ с высоты орлиного полёта, откуда они обозревали и сравнивали цивилизации, политические формации и идеологические конструкты, то нынешний автор рассматривает мир в его конкретных проявлениях и малоприметных фактах. Он роется в мелочах, выискивая темы, сознательно обойдённые вниманием или потерянные из виду в пылу социальных страстей. После десятилетий обострённого художественного эго, нарциссической или исповедальной авторской речи, пришла пора сухих, скупых и пресных, как маца, текстов.

Наметившийся в современности эстетический перелом производит сильное впечатление. Чтобы его почувствовать, достаточно заглянуть на соседствующую с косолаповской выставкой экспозицию Владислава Шаповалова «Дипломатия образа». Художник осваивает и доводит до предела не-зрелищности эстетику ведомственного музея-архива, где экспонируются сугубо специальные, не адресованные широкому зрителю, материалы. Он подхватывает демонстрационную методику, уже освоенную другими представителями его поколения — Арсением Жиляевым, Михаилом Толмачёвым, Ильёй Орловым. Какой бы ни была тема их исследований, позиция авторов этой тенденции, которую Валентин Дьяконов обозначил термином «новые скучные», заставляет вспомнить принципы стоицизма. Ни во что происходящее не вмешиваться, ничью сторону не занимать, не давать волю своим страстям и чувствам. Ограничить работу спокойным наблюдением и научно-бесстрастным анализом документов и фактов. На празднике жизни, который в российском обществе перехлестнул через край, превратившись в нескончаемую безумную оргию, художник отказывает себе и своим зрителям во всех удовольствиях, кроме познания. Пластические и зрительные переживания сведены к минимуму. Выставка Шаповалова выдержана в аскетичной цветовой гамме; каталог, напоминающий брошюру, напечатан на обычной бумаге машинописным шрифтом и снабжён блёклыми фотографиями. Всё это не от скудости средств. Ясно прочитывается желание добровольно, в духе протестантской этики, ограничить себя оптимально достаточными и привычными, не отвлекающими на себя внимание, средствами работы и её медиатизации. Таков новейший вариант современного искусства, созданный внутри искусства, прежде всего, для санации самого искусства. Он полезен, как диета, как временное воздержание от товарного производства, ориентированного на рынок. Он, безусловно, оправдан в качестве верной дистанции искусства по отношению к погрязшей в дикой спектакулярности массовой культуре.

Между тем в противовес этому новейшему творчеству власть намерилась выстроить свой собственный, альтернативный вариант нового искусства. Он был собран по сусекам на основе предпочтений чиновников Министерства культуры, РОСИЗО и прочих ведомств, курирующих искусство. Сейчас его можно видеть на выставке «Актуальная Россия: игра в классиков» в музее на Делегатской. Новая редакция государственного искусства похожа на третьесортный салон-распродажу неликвида. «Бледный огонь» — это набоковское название служит, на мой взгляд, наилучшей характеристикой представленного, ибо всё здесь является тусклым отражением образов и приёмов, подсмотренных у широкого круга постсоветских авторов от Гурьянова и Дубосарского до Пепперштейна и группы «Ресайкл». Бросается в глаза, что организаторы мероприятия, взявшись за новое для них дело сочинения искусства, пока чувствуют себя очень неуверенно. Они стыдливо скрыли имя куратора и запрятали по углам фамилии художников, за редким исключением никому не известные. Выставка смотрится собранием опусов анонимных провинциалов, обладающих доступом к интернет-страницам столичных коллег, но решительно не понимающих их смысла.

Во многих странах мира, особенно там, где существуют министерства культуры, чиновники участвуют в отборе тех авторов, кому будет отдан госзаказ, кто станет лицом культуры страны и определит характер местного «паблик-арта». Но в нашем случае ни о каком публичном искусстве речи не идёт. Чиновники не выбирают из числа модных, самых почитаемых сообществом, самых поддерживаемых музеями и рынком мастеров. У них своя корзина, в которой скопились самые серые и слабые представители художественного цеха. Казалось бы, логично опереться на имеющих мировую репутацию ярких подхалимов типа Сергея Бугаева-Африки. Но нет, министерских людей пугает талант даже в конформистской упаковке. В одном из недавних выступлений театровед Марина Дмитриева говорила о нарастающей провинциализации нашей культуры, вызванной сознательными действиями властей. Для либерального сообщества такая перспектива видится частью углубляющегося системного кризиса — общей деградации страны. Но бюрократия не видит ничего плохого во вторичной, слабой культуре, точно так же, как и в отсталой экономике. Пусть пока их избранники выглядят посмешищем. Логика развития авторитарной системы рано или поздно потребует перехода к решительным действиям по искоренению свободомыслящей художественной элиты. И тогда в муках рождённый в министерских кабинетах худосочный зародыш нового государственного искусства обернётся кровожадным монстром, пожирающим все живые побеги актуальной культуры.

iskusstvo-info.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта