Будильник (журнал). Будильник журнал
Будильник (журнал) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Будильник | |
250px | |
сатира | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
русский | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
Н. А. Степанов | |
Российская империя22x20px Российская империя | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
«Буди́льник» — сатирический еженедельный журнал с карикатурами, издававшийся в 1865—1871 в Петербурге, в 1873—1917 — в Москве.
История
Основателем и редактором «Будильника» до 1877 был Н. А. Степанов — карикатурист демократичного направления. В дальнейшем журнал редактировали Н. Кугель, Н. П. Кичеев, Е.Г. Арнольд, В. Д. Левинский и другие.
В 1860-х годах в «Будильнике» печатались поэты-сатирики Г. Н. Жулев, Д. Д. Минаев, Л. И. Пальмин, писатель А. И. Левитов, карикатурист А. Лебедев и другие. Начиная с 1864 с журналом сотрудничал К. М. Станюкович. В 1866—1867 литературным отделом журнала заведовал П. И. Вейнберг.
В 1870-х годах сатира и юмор становятся менее острыми. В начале 1880-х годов в «Будильнике» под псевдонимами А. Чехонте, Брат моего брата и др. печатался А. П. Чехов. В 1881—1891 в журнале сотрудничал юморист Е. Ф. Кони, сын Ф. А. Кони, брат Анатолия Кони. В 1880-х в журнале публиковались произведения А. В. Амфитеатрова, А. В. Арсеньева, Л. Г. Граве. В «Будильнике» неоднократно печатались российский юморист В. Р. Щиглев и поэт А. Н. Будищев[1].
В «Будильнике» работали известный впоследствии под псевдонимом Моор график Дмитрий Орлов, знаменитый архитектор Фёдор Шехтель (под псевдонимами Ф. Ш. и Финь-Шампань), писатель В. А. Гиляровский.
В конце XIX — начале XX века на страницах «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» М. Н. Мазаев дал следующую оценку этому печатному изданию:
«Будильник» после «Искры» — лучший юмористический журнал, занимающийся, насколько возможно, серьезными вопросами, осмеянием наших неустройств, и отнюдь не потакающий грубым и сальным инстинктам толпы[2].Напишите отзыв о статье "Будильник (журнал)"
Примечания
Литература
- Лисовский Н. М. [http://feb-web.ru/feb/periodic/lb-abc/lb1/lb1-2013.htm № 831. Будильник] // Библиография русской периодической печати, 1703—1900 гг. — М.: Литературное обозрение, 1995 (Репр. 1915). — Т. 1. — С. 201—202.
- [http://feb-web.ru/feb/periodic/pp0-abc/pp1/pp1-4601.htm Будильник] // Русская периодическая печать (1702—1894): Справочник. — М.: Госполитиздат, 1959. — С. 460—461.
Интересные факты
- В 1865 году журнале «Будильник» было впервые опубликовано стихотворение «Дубинушка» В. И. Богданова, которое в переделке А. А. Ольхина стало впоследствии одной из самых популярных революционных песен.
Ссылки
- [http://sobralio.net/humor/?q=node/5 Журнал Будильник № 50 за 1900 г.]
Отрывок, характеризующий Будильник (журнал)
ствуется глубокая грусть и общее отчаяние.Его мысли унеслись далеко-далеко, окунаясь в давние, покрытые пеплом веков, сокровенные воспоминания. И началась удивительная история... – Как я тебе уже рассказывал ранее, Изидора, после смерти Иисуса и Магдалины, всю их светлую и печальную жизнь оплели бессовестной ложью, перенося эту ложь также и на потомков этой удивительной, мужественной семьи... На них «одели» ЧУЖУЮ ВЕРУ. Их чистые образы окружили жизнями ЧУЖИХ ЛЮДЕЙ, которые тогда уже давно не жили... В их уста вложили СЛОВА, которых они НИКОГДА НЕ ПРОИЗНОСИЛИ... Их сделали ОТВЕТСТВЕННЫМИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, которые СОВЕРШАЛА И СОВЕРШАЕТ ЧУЖАЯ ВЕРА, самая лживая и преступная, существовавшая когда-либо на Земле...* * *От автора: Прошло много-много лет после моей встречи с Изидорой... И уже сейчас, вспоминая и проживая бывшие далёкие годы, мне удалось найти (находясь во Франции) любопытнейшие материалы, во многом подтверждающие правдивость рассказа Севера о жизни Марии Магдалины и Иисуса Радомира, которые, думаю, будут интересны для всех, читающих рассказ Изидоры, и возможно даже помогут пролить хоть какой-то свет на ложь «правящих мира сего». О найденных мною материалах прошу читать в «Дополнении» после глав Изидоры.* * *Я чувствовала, что весь этот рассказ давался Северу очень непросто. Видимо, его широкая душа всё ещё не соглашалась принять такую потерю и всё ещё сильно по ней болела. Но он честно продолжал рассказывать дальше, видимо понимая, что позже, возможно, я уже не смогу ни о чём более его спросить.
На этом витраже Магдалина изобра- жена в виде Учителя, стоящего над королями, аристократами, филосо- фами и учёными...
– Помнишь ли, Изидора, я говорил тебе, что Иисус Радомир никогда не имел ничего общего с тем лживым учением, о котором кричит христианская церковь? Оно было полностью противоположно тому, чему учил сам Иисус, а после – и Магдалина. Они учили людей настоящему ЗНАНИЮ, учили тому, чему мы учили их здесь, в Мэтэоре... А Мария знала даже больше, так как могла свободно черпать своё знание из широких просторов Космоса, после того как от нас ушла. Они жили, тесно окружённые Ведунами и одарёнными, которых люди позже переименовали в «апостолов»... в пресловутой «библии» оказавшихся старыми, недоверчивыми иудеями... которые, думаю, если бы могли, по-настоящему тысячу раз предали бы Иисуса. «Апостолами» же его в реальности были Рыцари Храма, только не построенного человеческими руками, а созданного высокой мыслью самого Радомира – Духовного Храма Истины и Знания. Этих рыцарей вначале было всего лишь девять, и собрались они вместе для того, чтобы в силу своих возможностей оберегать Радомира и Магдалину в той чужой и опасной для них стране, в которую так безжалостно швырнула их судьба. А ещё задача Рыцарей Храма состояла также и в том, чтобы (случись что-то непоправимое!) сберечь ИСТИНУ, которую несли «душой пропавшим» иудеям эти двое чудесных, светлых людей, отдававших свой Дар и свои чистые Жизни за покой на их любимой, но всё ещё очень жестокой планете... – Значит и «апостолы» тоже были совершенно другими?! Какими же они были?! Можешь ли ты рассказать мне о них, Север? Мне было настолько интересно, что на какой-то короткий миг даже удалось «усыпить» свои мучения и страхи, удалось на мгновение забыть грядущую боль!.. Я обрушила на Севера настоящий шквал вопросов, даже точно не зная, существуют ли на них ответы. Так сильно мне хотелось узнать настоящую историю этих мужественных людей, не опошлённую ложью долгих пяти сотен лет!!! – О, они были истинно чудесными людьми – рыцари Храма – Изидора!.. Вместе с Радомиром и Магдалиной они создали великолепный костяк МУЖЕСТВА, ЧЕСТИ и ВЕРЫ, на котором строилось светлое УЧЕНИЕ, оставленное когда-то нашими предками для спасения нашей родной Земли. Двое из рыцарей Храма были нашими учениками, а также потомственными воинами из старейших европейских аристократических семей. Они стали у нас смелыми и одарёнными Ведунами, готовыми на всё, чтобы сохранить Иисуса и Магдалину. Четверо были потомками Русов-Меровингов, также имевших большой Дар, как и все их далёкие предки – короли Фракии... Как и сама Магдалина, также рождённая от этой необыкновенной династии, и с гордостью нёсшая свой семейный Дар. Двое же были нашими Волхвами, добровольно покинувшими Мэтэору, чтобы защитить идущего на собственную погибель их любимого Ученика, Иисуса Радомира. Они не смогли в своих душах предать Радомира, и даже зная, что его ждёт, без сожалений последовали за ним. Ну, а последним, девятым из рыцарей-защитников, о котором до сих пор не знает и не пишет никто, был родной брат самого Христа, сын Белого Волхва – Радан (Ра – дан, данный Ра)... Он-то и сумел сохранить сына Радомира, после гибели оного. Но, защищая его, к сожалению, погиб сам...
o-ili-v.ru
Будильник (журнал) - это... Что такое Будильник (журнал)?
Будильник (журнал)сатирический журнал с карикатурами; издавался еженедельно Н. А. Степановым в СПб. с 1865 г. под его же ред. В 1872 г. журнал был переведен в Москву, и соиздателями присоединились А. Сухов и В. Горчаков; в 1875 вместо последнего явилась Л. Н. Уткина, а в 1876 все издание перешло к ней и А. Сухову. Степанов оставался редактором до сентября 1877 г., когда его заместил Н. П. Кичеев; кроме того, с декабря 1876 г. до конца октября 1878 г. был редактором А. И. Уткин. Во все это время журнал пользовался успехом, особенно после прекращения "Искры". Сотрудниками были: М. Степановский, Г. И. Жулев, Д. Д. Минаев, А. И. Левитов, М. А. Воронов, К. И. Бабиков, Н. Златовратский и другие, писавшие под разными псевдонимами. С 1878 года Кичеева на некоторое время сменил Н. В. Неврев, а в 1881 году и редакторство и издательство перешло к А. Д. Курепину; в следующем году — к г-же Е. Ю. Арнольд. "Будильник" после "Искры" — лучший юмористический журнал, занимающийся, насколько возможно, серьезными вопросами, осмеянием наших неустройств, и отнюдь не потакающий грубым и сальным инстинктам толпы. В приложении к журналу появляются иллюстрированные произведения классических писателей, русских и европейских.
М. М.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
- Будаев Николай Сергеевич
- Будильник (звонок)
Смотреть что такое "Будильник (журнал)" в других словарях:
Будильник (журнал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Будильник (значения) … Википедия
Будильник (журнал) — сатирический журнал с карикатурами; издавался еженедельно Н. А. Степановым в СПб. с 1865 г. под его же ред. В 1872 г. журнал был переведен в Москву, и соиздателями присоединились А. Сухов и В. Горчаков; в 1875 вместо последнего явилась Л. Н.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Будильник — «БУДИЛЬНИК» сатирический еженедельный журнал с карикатурами (1865–1871 в СПБ; 1873–1917 в Москве). Редакторами были: Н. Степанов, Н. Кугель, Н. П. Кичеев, Е. Арнольд и проч. В «Б», сотрудничали: Г. Жулев, А. И. Левитан, Н. Златовратский, Д. Д.… … Литературная энциклопедия
БУДИЛЬНИК — русский сатирический журнал, издаваемый в 1865 71 в Санкт Петербурге, в 1873 1917 в Москве (2 раза в месяц, с 1866 еженедельно). В 60 е гг. публиковал произведения демократических писателей. В 1881 87 в Будильнике сотрудничал А. П. Чехов … Большой Энциклопедический словарь
Будильник (значения) — Будильник: Будильник часы, способные подавать звуковой сигнал в определённое время. Будильник сонных фаз часы, способные определять фазу сна человека и пробуждать в оптимальный момент. «Будильник» сатирический российский журнал рубежа XIX и XX… … Википедия
Журнал — I от франц. слова journal, означающего собственно дневник, затем ежедневную газету; в русск. яз. так называются периодические издания, выходящие через большие, чем газета, промежутки времени. Общего слова, соответствующего русскому понятию журнал … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
БУДИЛЬНИК — а; м. 1. Настольные часы со специальным механизмом для подачи звукового сигнала в намеченное время. Механический, электронный б. Ручной б. (наручные часы с таким механизмом). Завести, поставить б. на шесть часов (установить стрелку со звуковым… … Энциклопедический словарь
Будильник — («Будильник»,) сатирический журнал с карикатурами, издававшийся в 1865 71 в Петербурге, в 1873 1917 в Москве, с середины 1866 еженедельно. Редактор «Б.» до 1877 художник Н. А. Степанов. В 60 е гг. в «Б.» печатались демократические поэты… … Большая советская энциклопедия
«Будильник» — сатирический журнал, издавался в 1865 71 в Петербурге, в 1873 1917 в Москве (2 раза в месяц, с 1860 еженедельно). В 60 х гг. публиковал произведения демократических писателей. В 1881 87 в «Будильнике» сотрудничал А. П. Чехов … Энциклопедический словарь
Искра (журнал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Искра. Искра Специализация … Википедия
dic.academic.ru
Будильник (журнал) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Буди́льник» — сатирический еженедельный журнал с карикатурами, издававшийся в 1865—1871 в Петербурге, в 1873—1917 — в Москве.
История
Основателем и редактором «Будильника» до 1877 был Н. А. Степанов — карикатурист демократичного направления. В дальнейшем журнал редактировали Н. Кугель, Н. П. Кичеев, Е.Г. Арнольд, В. Д. Левинский и другие.
В 1860-х годах в «Будильнике» печатались поэты-сатирики Г. Н. Жулев, Д. Д. Минаев, Л. И. Пальмин, писатель А. И. Левитов, карикатурист А. Лебедев и другие. Начиная с 1864 с журналом сотрудничал К. М. Станюкович. В 1866—1867 литературным отделом журнала заведовал П. И. Вейнберг.
В 1870-х годах сатира и юмор становятся менее острыми. В начале 1880-х годов в «Будильнике» под псевдонимами А. Чехонте, Брат моего брата и др. печатался А. П. Чехов. В 1881—1891 в журнале сотрудничал юморист Е. Ф. Кони, сын Ф. А. Кони, брат Анатолия Кони. В 1880-х в журнале публиковались произведения А. В. Амфитеатрова, А. В. Арсеньева, Л. Г. Граве. В «Будильнике» неоднократно печатались российский юморист В. Р. Щиглев и поэт А. Н. Будищев[1].
В «Будильнике» работали известный впоследствии под псевдонимом Моор график Дмитрий Орлов, знаменитый архитектор Фёдор Шехтель (под псевдонимами Ф. Ш. и Финь-Шампань), писатель В. А. Гиляровский.
В конце XIX — начале XX века на страницах «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» М. Н. Мазаев дал следующую оценку этому печатному изданию:
«Будильник» после «Искры» — лучший юмористический журнал, занимающийся, насколько возможно, серьезными вопросами, осмеянием наших неустройств, и отнюдь не потакающий грубым и сальным инстинктам толпы[2].Напишите отзыв о статье "Будильник (журнал)"
Примечания
Литература
- Лисовский Н. М. [feb-web.ru/feb/periodic/lb-abc/lb1/lb1-2013.htm № 831. Будильник] // Библиография русской периодической печати, 1703—1900 гг. — М.: Литературное обозрение, 1995 (Репр. 1915). — Т. 1. — С. 201—202.
- [feb-web.ru/feb/periodic/pp0-abc/pp1/pp1-4601.htm Будильник] // Русская периодическая печать (1702—1894): Справочник. — М.: Госполитиздат, 1959. — С. 460—461.
Интересные факты
- В 1865 году журнале «Будильник» было впервые опубликовано стихотворение «Дубинушка» В. И. Богданова, которое в переделке А. А. Ольхина стало впоследствии одной из самых популярных революционных песен.
Ссылки
- [sobralio.net/humor/?q=node/5 Журнал Будильник № 50 за 1900 г.]
Отрывок, характеризующий Будильник (журнал)
Объезжая Сухареву башню, Наташа, любопытно и быстро осматривавшая народ, едущий и идущий, вдруг радостно и удивленно вскрикнула: – Батюшки! Мама, Соня, посмотрите, это он! – Кто? Кто? – Смотрите, ей богу, Безухов! – говорила Наташа, высовываясь в окно кареты и глядя на высокого толстого человека в кучерском кафтане, очевидно, наряженного барина по походке и осанке, который рядом с желтым безбородым старичком в фризовой шинели подошел под арку Сухаревой башни. – Ей богу, Безухов, в кафтане, с каким то старым мальчиком! Ей богу, – говорила Наташа, – смотрите, смотрите! – Да нет, это не он. Можно ли, такие глупости. – Мама, – кричала Наташа, – я вам голову дам на отсечение, что это он! Я вас уверяю. Постой, постой! – кричала она кучеру; но кучер не мог остановиться, потому что из Мещанской выехали еще подводы и экипажи, и на Ростовых кричали, чтоб они трогались и не задерживали других. Действительно, хотя уже гораздо дальше, чем прежде, все Ростовы увидали Пьера или человека, необыкновенно похожего на Пьера, в кучерском кафтане, шедшего по улице с нагнутой головой и серьезным лицом, подле маленького безбородого старичка, имевшего вид лакея. Старичок этот заметил высунувшееся на него лицо из кареты и, почтительно дотронувшись до локтя Пьера, что то сказал ему, указывая на карету. Пьер долго не мог понять того, что он говорил; так он, видимо, погружен был в свои мысли. Наконец, когда он понял его, посмотрел по указанию и, узнав Наташу, в ту же секунду отдаваясь первому впечатлению, быстро направился к карете. Но, пройдя шагов десять, он, видимо, вспомнив что то, остановился. Высунувшееся из кареты лицо Наташи сияло насмешливою ласкою. – Петр Кирилыч, идите же! Ведь мы узнали! Это удивительно! – кричала она, протягивая ему руку. – Как это вы? Зачем вы так? Пьер взял протянутую руку и на ходу (так как карета. продолжала двигаться) неловко поцеловал ее. – Что с вами, граф? – спросила удивленным и соболезнующим голосом графиня. – Что? Что? Зачем? Не спрашивайте у меня, – сказал Пьер и оглянулся на Наташу, сияющий, радостный взгляд которой (он чувствовал это, не глядя на нее) обдавал его своей прелестью. – Что же вы, или в Москве остаетесь? – Пьер помолчал. – В Москве? – сказал он вопросительно. – Да, в Москве. Прощайте. – Ах, желала бы я быть мужчиной, я бы непременно осталась с вами. Ах, как это хорошо! – сказала Наташа. – Мама, позвольте, я останусь. – Пьер рассеянно посмотрел на Наташу и что то хотел сказать, но графиня перебила его: – Вы были на сражении, мы слышали? – Да, я был, – отвечал Пьер. – Завтра будет опять сражение… – начал было он, но Наташа перебила его: – Да что же с вами, граф? Вы на себя не похожи… – Ах, не спрашивайте, не спрашивайте меня, я ничего сам не знаю. Завтра… Да нет! Прощайте, прощайте, – проговорил он, – ужасное время! – И, отстав от кареты, он отошел на тротуар. Наташа долго еще высовывалась из окна, сияя на него ласковой и немного насмешливой, радостной улыбкой.Пьер, со времени исчезновения своего из дома, ужа второй день жил на пустой квартире покойного Баздеева. Вот как это случилось. Проснувшись на другой день после своего возвращения в Москву и свидания с графом Растопчиным, Пьер долго не мог понять того, где он находился и чего от него хотели. Когда ему, между именами прочих лиц, дожидавшихся его в приемной, доложили, что его дожидается еще француз, привезший письмо от графини Елены Васильевны, на него нашло вдруг то чувство спутанности и безнадежности, которому он способен был поддаваться. Ему вдруг представилось, что все теперь кончено, все смешалось, все разрушилось, что нет ни правого, ни виноватого, что впереди ничего не будет и что выхода из этого положения нет никакого. Он, неестественно улыбаясь и что то бормоча, то садился на диван в беспомощной позе, то вставал, подходил к двери и заглядывал в щелку в приемную, то, махая руками, возвращался назад я брался за книгу. Дворецкий в другой раз пришел доложить Пьеру, что француз, привезший от графини письмо, очень желает видеть его хоть на минутку и что приходили от вдовы И. А. Баздеева просить принять книги, так как сама г жа Баздеева уехала в деревню. – Ах, да, сейчас, подожди… Или нет… да нет, поди скажи, что сейчас приду, – сказал Пьер дворецкому.
wiki-org.ru
7 Сатирические журналы Искра, Будильник
§ 7. Сатирические журналы («Искра», «Будильник»)
Общественный подъем конца 1850-х — 1860-х годов дал мощный импульс развитию сатирических и юмористических изданий, равного которому не было в России с XVIII в. Волна обличительной литературы нашла отражение в появлении юмористических и сатирических уличных листков («Ералаш», «Муха», «Не журнал и не газета», «Потеха» и др.) и журналов («Весельчак», «Гудок», «Заноза», «Оса»), ориентированных на невзыскательного городского обывателя, ищущего развлекательного чтения, пикантных новостей, анекдотов, разоблачений. Более определенно черты сатирического издания проявились в сатирическом отделе «Свисток» журнала «Современник» и в журналах «Искра» и «Будильник».
Самым ярким представителем распространившегося в 60-е годы тина еженедельного журнала с карикатурами стала «Искра» (1859-1873), основанная в Петербурге художником-карикатуристом Н. А. Степановым и поэтом В. С. Курочкиным. Журнал сразу обратил на себя внимание остротой, злободневностью и разнообразием содержания, большим количеством иллюстраций, широким кругом авторов. Руководители издания Курочкин и Степанов хорошо дополняли друг друга. Курочкин занимался литературной частью журнала, Степанов —
художественной. Они привлекли к сотрудничеству много талантливых литераторов, художников. Ближайший редакционный круг составили II. II. Вейнберг, Г. 3. Елисеев, Н. С. Курочкин, Д. Д. Минаев, М. М. Стопановский. В течение пятнадцати лет в «Искре» принимало участие огромное число авторов, наиболее постоянные из них: прозаики Л. И. Левитов, Ф. М. Решетников, Г. И. Успенский, И. В. Успенский, Н. Н. Златовратский, Н. А. Лейкин; поэты В. И. Богданов, В. Р. Буренин, Л. II. Пальмин, II. В. Шумахер; публицисты, фельетонисты и критики П. А. Гайдебургов, Н. А. Демерг, И. А. Рождественский, П. Д. Боборыкин, А. М. Скабичевский; художники А. Н. Бордгелли, А. М. Волков, Я. Я. Громов, М. С. Знаменский, В. Р. Щиглев и др. Кроме того, журнал имел обширную сеть корреспондентов, о чем свидетельствовали многочисленные письма, поступавшие и частью печатавшиеся на его страницах. Постоянное общение с читателем легло в основу организации работы редакции. Коллективные методы работы во многом способствовали успеху «Искры». Редакция работала дружно и с увлечением. Душой коллектива был В. С. Курочкин, человек веселый и обаятельный. Современники отмечали его редакторский талант и щедрость, с которой он делился своими замыслами, идеями с другими сотрудниками и особенно с молодежью. Приемные дни в редакции собирали массу посетителей: здесь бывали литераторы и художники, студенты и чиновники, столичные жители и приезжие из провинции.
Как таковых постоянных отделов в «Искре» не было. Заканчивали журнал обычно «Искорки» — отдел смеси, включавший в себя мелкие заметки, стихотворения, «изречения». Ведущим отделом был «Нам пишут», в котором помещался материал из провинциальной жизни преимущественно обличительного характера. Название его часто менялось: «Картины из русского быта», «Между прочим», «Пестрые главы», «Голоса из провинции». Номера журнала с нетерпением ждали — одни ожидая разоблачений, другие боясь их. Страх перед обличениями «Искры» был сравним лишь с эффектом «Колокола» Герцена. С передовыми статьями в журнале выступали Елисеев и Гай-дебуров; в 1859-1865 гг. они объединялись, чтобы вместе публиковать «Хронику прогресса». Статьи этого цикла появлялись не в каждом номере. Елисеев предупреждал: «Когда не появится в „Искре" моей Хроники, значит, прогресс продвигается плохо. Если Хроника моя прекратится вовсе, пусть разумеют они, что друзья человечества восторжествовали вполне. Тогда уж мне нельзя будет и писать». Когда в конце 60-х годов «Искра» стала много внимания уделять иностранной политической жизни, постоянное сатирическое обозрение на эту
тему вел Богданов под названием «Заметки со всех концов света». Для структуры «Искры» вообще были характерны циклы публикаций. С такими циклами выступали Вейнберг («Выдержки из памятной книжки старшего чиновника особых поручений „Искры"»), Минаев («Из записной книжки отставного майора Михаила Бурбонова» и «Рекреационные часы»). Они вели полемику с разными изданиями и журналистами, печатали сатирические заметки со стихами. Написанные в легкой и живой форме, они хорошо воспринимались читателями.
В литературной полемике «Искра» по своим взглядам в основном совпадала с демократическими изданиями. В литературе, как и в журналистике, искровцы видели прежде всего общественное предназначение. Вместе с «Современником» и «Русским словом» редакция выступала с критикой сторонников эстетической критики, отвергая «искусство для искусства», как уводящее от жизненных вопросов и не помогающее разрешать насущные проблемы современности. Журнал следовал художественным принципам, которые были заложены в творчестве Гоголя и писателей «натуральной школы». Литературные взгляды искровцев развивали демократическую традицию критики Белинского, Чернышевского и Добролюбова, еще более усиливая ее социальную направленность. Для них более привлекательными оказывались судьбы «маленьких людей», а не исключительных личностей. Типичным отражением взглядов беллетристов «Искры» является очерк Александрова «На волжской каменоломне». «Я наблюдатель не издалека, — сообщал автор о своей ли гературной позиции, — писатель нравов и обычаев не по слухам, а все, что описываю, вижу собственными глазами, смотрю открыто в глаза труженикам мира сего и зачастую даже вхожу в роль их товарища по работе».
Активную позицию «Искра» занимала в отношении к либерально-монархической прессе в пореформенный период, выступая прошв «Русского вестника» Каткова, сотрудника «Нашего времени» Чичерина, «Дня» Аксакова. Резкой критике на страницах «Искры» подвергалась «Домашняя беседа» Аскоченского. Елисеев писал, что несмотря на то, что это издание называется «Домашняя беседа для народного чтения», на самом деле оно презирает народ, выступает против его просвещения. Особенно популярными у читателей было стихотворение Д. Минаева «Фанты», в котором сатирически представлен целый «букет» журналистов: Аскоченский, Дружинин, Гро-мека, Катков, Краевский, Писемский и др.
Журнал сразу обратил на себя внимание резким обличительным тоном. Попасть на страницы «Искры» было так же болезненно, как в
«Колокол» Герцена. Не зря Курочкина называли «председателем суда общественного мнения». Популярность журнала у читателей росла вместе с тиражом издания: в 1861 г. он достиг 9 тыс. экземпляров. Журнал в своем развитии претерпел определенную эволюцию. Ожидание реформ и надежды, связанные с ними, обличительство дореформенного периода уступили после 1861 г. место резкой социальной сатире, критике реформ и острой полемике с либерально-монархической прессой.
Как и «Современник», «Искра» встретила царский Манифест об отмене крепостного права демонстративным молчанием. Подготовленные впоследствии отклики и карикатуры не 6bujn пропущены в печать, и лишь в материалах 1X62 г. в иносказательной форме редакция высказала свое отношение к обнародованному освобождению крестьян. Автор «Дневника отставного штабс-офицера», намекая на характер реформы, писал: «Пусть и не будет имени рабства, если этого требует приличие, но можно ведь и умненькими мерами свободный народ прикрутить так, что он все-таки будет выполнять свое природное назначение».
«Искра», как и вся демократическая журналистика, широко пользовалась языком иносказаний. Стесненная рамками цензуры, она прибегала к недосказанности, намекам, недомолвкам, умолчаниям. «Иногда, когда мне хочется довести иное соображение до его последних (а по-моему, и логических) результатов, — писал Н.С. Курочкин в одной из статей цикла «Житейские выводы и измышления», — я обмакиваю перо... но останавливаюсь, над ухом моим как будто слышится: э! братец! как ты хватил! А в сущности я очень хорошо знаю, что не только не перехватил, а весьма значительно недохватил, а все-таки остановишься и не напишешь». Самоцензура сковывала свободу выражения авторов даже в безобидных материалах. Редакция приучала читателей видеть больше, чем написано в тексте:
«Читать умейте между строк На самом интересном месте».
В журнале была выработана понятная читателю система условных, зашифрованных географических названий и реальных имен. Так, читая о Приморске, Угрюмске, Грязнославле, Чернилине, Лахани, читатель догадывался, что речь об Одессе, Саратове, Екатеринослав-ле, Чернигове, Астрахани. Под именами Муму, Ферфлюхтер подразумевались псковский губернатор В. Н. Муравьев и минский губернатор Э. Ф. Келлер. Названия и имена нередко угадывались по
созвучию: Кострома — Кутерьма, губернатор Астрахани Дегай — Растегай, губернатор Херсона Клушин — Баклушин. Подобным образом обыгрывались и имена литераторов, названия изданий.
В системе выразительных средств «Искрой» использовались внешне нейтральные слова, за которыми скрывались социально-исторические понятия («компромисс» как обозначение либерализма, «недоразумения» — конфликты между крестьянами и помещиками, «скачки» — революционные пути развития и пр.). Большое место в арсенале сатиры «Искры» занимала пародия, причем не только литературная. Предметом пародирования становились взгляды и представления целых социальных групп: чиновничий жаргон, либеральная фразеология, косноязычная речь провинциального помещика. Очень разнообразными были жанровые формы в журнале (стихотворные, прозаические, драматические), они имели специфический характер, хотя и представляли типичные для журналистики того времени жанры. В «Искре» широко использовались рассказ, очерк, фельетон (в стихах и прозе, часто со стихотворными вставками), сатирический портрет, корреспонденция, обозрение, пародия, эпиграммы и множество публикаций малых форм (язвительные заметки, изречения, анекдоты и пр.).
Особую роль в журнале играла карикатура, рисунки. Они касались всех злободневных тем, были направлены против крепостников и полицейских, правительства и прессы. Сильное впечатление на читателей произвел рисунок, изображавший министра внутренних дел Валуева в виде эквилибриста-канатоходца, идущего по канату между светом и тьмой, между «да» и «нет». По словам Елисеева, благодаря таланту Степанова, изображаемые им лица получали «такое сходство с подлинными, что цензура приказывала им сбривать бакенбарды с изображаемого лица, или поставить его не en face, а в профиль, чтобы не так бросалось в глаза сходство». Такие рисунки оказывались порой более действенны, нежели публицистические статьи.
В пореформенный период острота звучания журнала возросла. Однако воинственный тон «Искры» после 1862 г. (в период петербургских пожаров, студенческих волнений, польского восстания) не мог не отразиться на ее судьбе. Цензурные органы характеризуют журнал как «один из деятельнейших органов периодической прессы, которых нигилистические принципы и отуманивающие воскурения молодому поколению наиболее содействовали к развитию в последних духа отрицания и заносчивой самонадеянности». В 1864 г. В. Курочкин был отстранен от редактирования. В это же время из журнала ушел Н. Степанов, который стал издавать сатирический жур-
нал «Будильник». Официальным редактором был утвержден Владимир Курочкин брат Василия Курочкина. хотя фактически он продолжал руководить изданием, соблюдая осторожность (лишь в 1868 г. Василий Курочкин будет восстановлен в качестве редактора). В 1865 г., когда столичные издания были освобождены от предварительной цензуры, это положение не распространялось на сатирические, иллюстрированные журналы. Редакция не раз обращалась в Главное управление но делам печати с просьбой об освобождении от предварительной цензуры при условии, что издание будет выходить без карикатур, которые будут выпускаться на прежних основаниях в виде отдельных ежемесячных альбомов. Такое разрешение было получено после долгих хлопот. С 1870 г. «Искра» начинает выходить без предварительной цензуры и без карикатур. Но и без карикатур журнал продолжает сохранять сатирическую направленность и остроту. На страницах «Искры» появляются публицистические статьи, выходящие за рамки утвержденной программы. Активно выступает в журнале автор знаменитой «Дубинушки» Богданов, публикуя публицистические заметки, сатирические стихи, фельетонные обозрения иностранной жизни.
Злоключения с цензурой продолжались. Курочкина вновь и вновь отстраняли от руководства изданием, менялись официальные редакторы, выход журнала приостанавливался. «Искра» переживала постепенный упадок, что отражалось на тираже: в последние годы он снизился до 2 тыс. экземпляров. В 1873 г. журналу было объявлено третье предостережение с приостановлением на четыре месяца. После этого издание журнала уже не возобновилось. Очевидно, сказались многие причины: усталость Курочкина, финансовые сложности, отсутствие новых ярких сотрудников, изменение общей политической обстановки, сделавшей невозможной выпуск острого сатирическою журнала.
История «Искры» является одной из самых ярких страниц в отечественной прессе. Журнал представлял собой новый тип еженедельного сатирического издания с иллюстрациями, спрос на который оказался огромным как в столицах, так и в провинции. Хорошо налаженные связи с читателем, профессиональный круг сотрудников, разнообразие материала, жанровое богатство, удачное взаимодополняющее сочетание текста и иллюстраций сделали его популярным и привлекательным для читателя. Значение «Искры», ее профессиональная репутация были очень высоки в демократической журналистике XIX в. и оказали влияние на формирование других изданий.
Еще одним журналом с сатирической программой, который во
многих отношениях оказался близким «Искре», был «Будильник» (1865-1871). Он был создан Н. А. Степановым после ухода из «Искры» в результате возникших между ним и В. С. Курочкиным денежных недоразумений. Первые полтора года «Будильник», в отличие от других сатирических еженедельников, выходил два раза в неделю. Однако такая периодичность оказалась неудобной, и журнал переходит на еженедельный выпуск.
Близость позиций журналов обнаруживается в темах и мишенях сатиры, богатый материал для которых представляла жизнь иорефор-хменной России. Статьи и карикатуры «Будильника» также посвящены социальным противоречиям, произволу, насилию, взяточничеству, неправедности судов. Постоянной темой было положение крестьянства после реформы. «Будильник» пишет, что, несмотря на недовольство помещиков «прогрессом», который их якобы разорил, они сумели приспособиться к новым порядкам и ввести «какое-то новое, прогрессивное, дистиллированное крепостное право, которое и не казалось бы на первый взгляд крепостным нравом, но в сущности было этим нравом». Врагами крестьянства «Будильник» называет не только помещиков, но и купцов, и кулаков. Карикатуры журнала изображали мироедов, наживающихся на бедах крестьян. В статьях писалось о жизни крестьян, ушедших на заработки в город, о нечеловеческих условиях труда, об эксплуатации детей.
Как и «Искра», «Будильник» с иронией отзывался о восторгах либералов по поводу итогов реформ. Их «прогресс, — писал он, — развернул свое знамя, на котором было написано: „Все обстоит благополучно". Либералы только и делают, что клянутся в том, что „они радуются дарованной нам свободе"». Журнал вел полемику с изданиями Каткова, Краевского, Аксакова, Корша (особенно последовательно выступал против Каткова), насмешливо отзывался об известной полемике в 1865 г. между «Русским словом» и «Современником». В 1865 г. в журнале был помещен пародийный роман Минаева «Евгений Онегин», обращенный против статьи Писарева «Пушкин и Белинский». В литературной полемике позиции «Будильника» были искровскими — журнал также выступал против сторонников «чистого искусства» и авторов антинигилистических романов, отстаивая общественное предназначение литературы.
С 1867 г. в журнале много места уделялось международным событиям. В отделе «Политические шалости» в форме юмористических заметок, рассказов, очерков, карикатур печатались обозрения «политической жизни иностранных государств».
В «Будильнике» принимали участие многие авторы «Искры». Так,
в литературном отделе сотрудничали II. П. Вейнберг, Д. Д. Минаев, В. П. Буренин,И. И. Дмитриев, Л. П. Пальмин, Г. Н.Жулев, М. М. Стопа-иовский, Н. А. Лейкии и др. Из художников кроме Степанова в журнале участвовали В. И. Никитин, Я. Я. Громов, В. Р. Щиглев, К. И. Юрьев и др. Однако, несмотря на то, что в «Будильнике» и «Искре» было немало общих сотрудников, часто совпадали адресаты их критики и сатиры, обнаруживались общие темы выступлении, «Будильник» все же не сумел подняться на искровский уровень популярности. Он уступал «Искре» в яркости и остроте сатиры, в весомости полемических выступлений. Развлекательный юмористический материал занимал большую часть журнала, оттеснив сатиру на второй план. Первые два года, когда в журнале сотрудничали Дмитриев и Минаев, являлись самыми яркими в его существовании. Затем издание постепенно обесцвечивается как в сатирическом, так и в литературном отношении. Если в 1865 г. тираж «Будильника» достигал 3500-4200 экземпляров, то в 1867-1871 гг. он уже не поднимался выше 2500 экземпляров.
Степанов неоднократно пытался добиться освобождения журнала от предварительной цензуры. Но все ходатайства оказались безрезультатными. Журнал продолжал оставаться под предварительной цензурой. С 1873 г. издание «Будильника» было переведено в Москву. Степанов, номинально оставаясь его редактором до самой своей смерти (1877 г.), фактически уже с 1871 г. не имел к нему никакого отношения. Журнал выходил как типично юмористическое издание, рассчитанное на читателя с непритязательными вкусами. Степанов оказался прав, заявив, покидая журнал: «Я очень рад, что схожу вовремя со сцены измельчавшей и дошедшей до рыночного торгашества журналистики».
studfiles.net