Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Будильник (журнал). Будильник журнал


Будильник (журнал) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Специализация:Периодичность:Сокращённоеназвание:Язык:Адрес редакции:Главный редактор:
Учредители:Издатель:Страна:История издания:Дата основания:Последний выпуск:Объём:Комплектация:
Тираж:ISSN печатнойверсии:ISSN веб-версии:Доступ:Индекс по каталогу «Роспечати»:Индекс по каталогу «Пресса России»:Награды: [[s:Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).|Будильник]] в Викитеке
Будильник
250px

сатира

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

русский

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Н. А. Степанов

Российская империя22x20px Российская империя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

«Буди́льник» — сатирический еженедельный журнал с карикатурами, издававшийся в 1865—1871 в Петербурге, в 1873—1917 — в Москве.

История

Основателем и редактором «Будильника» до 1877 был Н. А. Степанов — карикатурист демократичного направления. В дальнейшем журнал редактировали Н. Кугель, Н. П. Кичеев, Е.Г. Арнольд, В. Д. Левинский и другие.

В 1860-х годах в «Будильнике» печатались поэты-сатирики Г. Н. Жулев, Д. Д. Минаев, Л. И. Пальмин, писатель А. И. Левитов, карикатурист А. Лебедев и другие. Начиная с 1864 с журналом сотрудничал К. М. Станюкович. В 1866—1867 литературным отделом журнала заведовал П. И. Вейнберг.

В 1870-х годах сатира и юмор становятся менее острыми. В начале 1880-х годов в «Будильнике» под псевдонимами А. Чехонте, Брат моего брата и др. печатался А. П. Чехов. В 1881—1891 в журнале сотрудничал юморист Е. Ф. Кони, сын Ф. А. Кони, брат Анатолия Кони. В 1880-х в журнале публиковались произведения А. В. Амфитеатрова, А. В. Арсеньева, Л. Г. Граве. В «Будильнике» неоднократно печатались российский юморист В. Р. Щиглев и поэт А. Н. Будищев[1].

В «Будильнике» работали известный впоследствии под псевдонимом Моор график Дмитрий Орлов, знаменитый архитектор Фёдор Шехтель (под псевдонимами Ф. Ш. и Финь-Шампань), писатель В. А. Гиляровский.

В конце XIX — начале XX века на страницах «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» М. Н. Мазаев дал следующую оценку этому печатному изданию:

«Будильник» после «Искры» — лучший юмористический журнал, занимающийся, насколько возможно, серьезными вопросами, осмеянием наших неустройств, и отнюдь не потакающий грубым и сальным инстинктам толпы[2].

Напишите отзыв о статье "Будильник (журнал)"

Примечания

Литература

  • Лисовский Н. М. [http://feb-web.ru/feb/periodic/lb-abc/lb1/lb1-2013.htm № 831. Будильник] // Библиография русской периодической печати, 1703—1900 гг. — М.: Литературное обозрение, 1995 (Репр. 1915). — Т. 1. — С. 201—202.
  • [http://feb-web.ru/feb/periodic/pp0-abc/pp1/pp1-4601.htm Будильник] // Русская периодическая печать (1702—1894): Справочник. — М.: Госполитиздат, 1959. — С. 460—461.

Интересные факты

  • В 1865 году журнале «Будильник» было впервые опубликовано стихотворение «Дубинушка» В. И. Богданова, которое в переделке А. А. Ольхина стало впоследствии одной из самых популярных революционных песен.

Ссылки

  • [http://sobralio.net/humor/?q=node/5 Журнал Будильник № 50 за 1900 г.]

Отрывок, характеризующий Будильник (журнал)

ствуется глубокая грусть и общее отчаяние.

Его мысли унеслись далеко-далеко, окунаясь в давние, покрытые пеплом веков, сокровенные воспоминания. И началась удивительная история... – Как я тебе уже рассказывал ранее, Изидора, после смерти Иисуса и Магдалины, всю их светлую и печальную жизнь оплели бессовестной ложью, перенося эту ложь также и на потомков этой удивительной, мужественной семьи... На них «одели» ЧУЖУЮ ВЕРУ. Их чистые образы окружили жизнями ЧУЖИХ ЛЮДЕЙ, которые тогда уже давно не жили... В их уста вложили СЛОВА, которых они НИКОГДА НЕ ПРОИЗНОСИЛИ... Их сделали ОТВЕТСТВЕННЫМИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, которые СОВЕРШАЛА И СОВЕРШАЕТ ЧУЖАЯ ВЕРА, самая лживая и преступная, существовавшая когда-либо на Земле...* * *От автора: Прошло много-много лет после моей встречи с Изидорой... И уже сейчас, вспоминая и проживая бывшие далёкие годы, мне удалось найти (находясь во Франции) любопытнейшие материалы, во многом подтверждающие правдивость рассказа Севера о жизни Марии Магдалины и Иисуса Радомира, которые, думаю, будут интересны для всех, читающих рассказ Изидоры, и возможно даже помогут пролить хоть какой-то свет на ложь «правящих мира сего». О найденных мною материалах прошу читать в «Дополнении» после глав Изидоры.* * *Я чувствовала, что весь этот рассказ давался Северу очень непросто. Видимо, его широкая душа всё ещё не соглашалась принять такую потерю и всё ещё сильно по ней болела. Но он честно продолжал рассказывать дальше, видимо понимая, что позже, возможно, я уже не смогу ни о чём более его спросить.

На этом витраже Магдалина изобра- жена в виде Учителя, стоящего над королями, аристократами, филосо- фами и учёными...

– Помнишь ли, Изидора, я говорил тебе, что Иисус Радомир никогда не имел ничего общего с тем лживым учением, о котором кричит христианская церковь? Оно было полностью противоположно тому, чему учил сам Иисус, а после – и Магдалина. Они учили людей настоящему ЗНАНИЮ, учили тому, чему мы учили их здесь, в Мэтэоре... А Мария знала даже больше, так как могла свободно черпать своё знание из широких просторов Космоса, после того как от нас ушла. Они жили, тесно окружённые Ведунами и одарёнными, которых люди позже переименовали в «апостолов»... в пресловутой «библии» оказавшихся старыми, недоверчивыми иудеями... которые, думаю, если бы могли, по-настоящему тысячу раз предали бы Иисуса. «Апостолами» же его в реальности были Рыцари Храма, только не построенного человеческими руками, а созданного высокой мыслью самого Радомира – Духовного Храма Истины и Знания. Этих рыцарей вначале было всего лишь девять, и собрались они вместе для того, чтобы в силу своих возможностей оберегать Радомира и Магдалину в той чужой и опасной для них стране, в которую так безжалостно швырнула их судьба. А ещё задача Рыцарей Храма состояла также и в том, чтобы (случись что-то непоправимое!) сберечь ИСТИНУ, которую несли «душой пропавшим» иудеям эти двое чудесных, светлых людей, отдававших свой Дар и свои чистые Жизни за покой на их любимой, но всё ещё очень жестокой планете... – Значит и «апостолы» тоже были совершенно другими?! Какими же они были?! Можешь ли ты рассказать мне о них, Север? Мне было настолько интересно, что на какой-то короткий миг даже удалось «усыпить» свои мучения и страхи, удалось на мгновение забыть грядущую боль!.. Я обрушила на Севера настоящий шквал вопросов, даже точно не зная, существуют ли на них ответы. Так сильно мне хотелось узнать настоящую историю этих мужественных людей, не опошлённую ложью долгих пяти сотен лет!!! – О, они были истинно чудесными людьми – рыцари Храма – Изидора!.. Вместе с Радомиром и Магдалиной они создали великолепный костяк МУЖЕСТВА, ЧЕСТИ и ВЕРЫ, на котором строилось светлое УЧЕНИЕ, оставленное когда-то нашими предками для спасения нашей родной Земли. Двое из рыцарей Храма были нашими учениками, а также потомственными воинами из старейших европейских аристократических семей. Они стали у нас смелыми и одарёнными Ведунами, готовыми на всё, чтобы сохранить Иисуса и Магдалину. Четверо были потомками Русов-Меровингов, также имевших большой Дар, как и все их далёкие предки – короли Фракии... Как и сама Магдалина, также рождённая от этой необыкновенной династии, и с гордостью нёсшая свой семейный Дар. Двое же были нашими Волхвами, добровольно покинувшими Мэтэору, чтобы защитить идущего на собственную погибель их любимого Ученика, Иисуса Радомира. Они не смогли в своих душах предать Радомира, и даже зная, что его ждёт, без сожалений последовали за ним. Ну, а последним, девятым из рыцарей-защитников, о котором до сих пор не знает и не пишет никто, был родной брат самого Христа, сын Белого Волхва – Радан (Ра – дан, данный Ра)... Он-то и сумел сохранить сына Радомира, после гибели оного. Но, защищая его, к сожалению, погиб сам...

o-ili-v.ru

Будильник (журнал) - это... Что такое Будильник (журнал)?

 Будильник (журнал)

сатирический журнал с карикатурами; издавался еженедельно Н. А. Степановым в СПб. с 1865 г. под его же ред. В 1872 г. журнал был переведен в Москву, и соиздателями присоединились А. Сухов и В. Горчаков; в 1875 вместо последнего явилась Л. Н. Уткина, а в 1876 все издание перешло к ней и А. Сухову. Степанов оставался редактором до сентября 1877 г., когда его заместил Н. П. Кичеев; кроме того, с декабря 1876 г. до конца октября 1878 г. был редактором А. И. Уткин. Во все это время журнал пользовался успехом, особенно после прекращения "Искры". Сотрудниками были: М. Степановский, Г. И. Жулев, Д. Д. Минаев, А. И. Левитов, М. А. Воронов, К. И. Бабиков, Н. Златовратский и другие, писавшие под разными псевдонимами. С 1878 года Кичеева на некоторое время сменил Н. В. Неврев, а в 1881 году и редакторство и издательство перешло к А. Д. Курепину; в следующем году — к г-же Е. Ю. Арнольд. "Будильник" после "Искры" — лучший юмористический журнал, занимающийся, насколько возможно, серьезными вопросами, осмеянием наших неустройств, и отнюдь не потакающий грубым и сальным инстинктам толпы. В приложении к журналу появляются иллюстрированные произведения классических писателей, русских и европейских.

М. М.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

  • Будаев Николай Сергеевич
  • Будильник (звонок)

Смотреть что такое "Будильник (журнал)" в других словарях:

  • Будильник (журнал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Будильник (значения) …   Википедия

  • Будильник (журнал) — сатирический журнал с карикатурами; издавался еженедельно Н. А. Степановым в СПб. с 1865 г. под его же ред. В 1872 г. журнал был переведен в Москву, и соиздателями присоединились А. Сухов и В. Горчаков; в 1875 вместо последнего явилась Л. Н.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Будильник — «БУДИЛЬНИК» сатирический еженедельный журнал с карикатурами (1865–1871 в СПБ; 1873–1917 в Москве). Редакторами были: Н. Степанов, Н. Кугель, Н. П. Кичеев, Е. Арнольд и проч. В «Б», сотрудничали: Г. Жулев, А. И. Левитан, Н. Златовратский, Д. Д.… …   Литературная энциклопедия

  • БУДИЛЬНИК — русский сатирический журнал, издаваемый в 1865 71 в Санкт Петербурге, в 1873 1917 в Москве (2 раза в месяц, с 1866 еженедельно). В 60 е гг. публиковал произведения демократических писателей. В 1881 87 в Будильнике сотрудничал А. П. Чехов …   Большой Энциклопедический словарь

  • Будильник (значения) — Будильник: Будильник часы, способные подавать звуковой сигнал в определённое время. Будильник сонных фаз часы, способные определять фазу сна человека и пробуждать в оптимальный момент. «Будильник» сатирический российский журнал рубежа XIX и XX… …   Википедия

  • Журнал — I от франц. слова journal, означающего собственно дневник, затем ежедневную газету; в русск. яз. так называются периодические издания, выходящие через большие, чем газета, промежутки времени. Общего слова, соответствующего русскому понятию журнал …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • БУДИЛЬНИК — а; м. 1. Настольные часы со специальным механизмом для подачи звукового сигнала в намеченное время. Механический, электронный б. Ручной б. (наручные часы с таким механизмом). Завести, поставить б. на шесть часов (установить стрелку со звуковым… …   Энциклопедический словарь

  • Будильник — («Будильник»,)         сатирический журнал с карикатурами, издававшийся в 1865 71 в Петербурге, в 1873 1917 в Москве, с середины 1866 еженедельно. Редактор «Б.» до 1877 художник Н. А. Степанов. В 60 е гг. в «Б.» печатались демократические поэты… …   Большая советская энциклопедия

  • «Будильник» — сатирический журнал, издавался в 1865 71 в Петербурге, в 1873 1917 в Москве (2 раза в месяц, с 1860 еженедельно). В 60 х гг. публиковал произведения демократических писателей. В 1881 87 в «Будильнике» сотрудничал А. П. Чехов …   Энциклопедический словарь

  • Искра (журнал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Искра. Искра Специализация …   Википедия

dic.academic.ru

Будильник (журнал) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Буди́льник» — сатирический еженедельный журнал с карикатурами, издававшийся в 1865—1871 в Петербурге, в 1873—1917 — в Москве.

История

Основателем и редактором «Будильника» до 1877 был Н. А. Степанов — карикатурист демократичного направления. В дальнейшем журнал редактировали Н. Кугель, Н. П. Кичеев, Е.Г. Арнольд, В. Д. Левинский и другие.

В 1860-х годах в «Будильнике» печатались поэты-сатирики Г. Н. Жулев, Д. Д. Минаев, Л. И. Пальмин, писатель А. И. Левитов, карикатурист А. Лебедев и другие. Начиная с 1864 с журналом сотрудничал К. М. Станюкович. В 1866—1867 литературным отделом журнала заведовал П. И. Вейнберг.

В 1870-х годах сатира и юмор становятся менее острыми. В начале 1880-х годов в «Будильнике» под псевдонимами А. Чехонте, Брат моего брата и др. печатался А. П. Чехов. В 1881—1891 в журнале сотрудничал юморист Е. Ф. Кони, сын Ф. А. Кони, брат Анатолия Кони. В 1880-х в журнале публиковались произведения А. В. Амфитеатрова, А. В. Арсеньева, Л. Г. Граве. В «Будильнике» неоднократно печатались российский юморист В. Р. Щиглев и поэт А. Н. Будищев[1].

В «Будильнике» работали известный впоследствии под псевдонимом Моор график Дмитрий Орлов, знаменитый архитектор Фёдор Шехтель (под псевдонимами Ф. Ш. и Финь-Шампань), писатель В. А. Гиляровский.

В конце XIX — начале XX века на страницах «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» М. Н. Мазаев дал следующую оценку этому печатному изданию:

«Будильник» после «Искры» — лучший юмористический журнал, занимающийся, насколько возможно, серьезными вопросами, осмеянием наших неустройств, и отнюдь не потакающий грубым и сальным инстинктам толпы[2].

Напишите отзыв о статье "Будильник (журнал)"

Примечания

Литература

  • Лисовский Н. М. [feb-web.ru/feb/periodic/lb-abc/lb1/lb1-2013.htm № 831. Будильник] // Библиография русской периодической печати, 1703—1900 гг. — М.: Литературное обозрение, 1995 (Репр. 1915). — Т. 1. — С. 201—202.
  • [feb-web.ru/feb/periodic/pp0-abc/pp1/pp1-4601.htm Будильник] // Русская периодическая печать (1702—1894): Справочник. — М.: Госполитиздат, 1959. — С. 460—461.

Интересные факты

  • В 1865 году журнале «Будильник» было впервые опубликовано стихотворение «Дубинушка» В. И. Богданова, которое в переделке А. А. Ольхина стало впоследствии одной из самых популярных революционных песен.

Ссылки

  • [sobralio.net/humor/?q=node/5 Журнал Будильник № 50 за 1900 г.]

Отрывок, характеризующий Будильник (журнал)

Объезжая Сухареву башню, Наташа, любопытно и быстро осматривавшая народ, едущий и идущий, вдруг радостно и удивленно вскрикнула: – Батюшки! Мама, Соня, посмотрите, это он! – Кто? Кто? – Смотрите, ей богу, Безухов! – говорила Наташа, высовываясь в окно кареты и глядя на высокого толстого человека в кучерском кафтане, очевидно, наряженного барина по походке и осанке, который рядом с желтым безбородым старичком в фризовой шинели подошел под арку Сухаревой башни. – Ей богу, Безухов, в кафтане, с каким то старым мальчиком! Ей богу, – говорила Наташа, – смотрите, смотрите! – Да нет, это не он. Можно ли, такие глупости. – Мама, – кричала Наташа, – я вам голову дам на отсечение, что это он! Я вас уверяю. Постой, постой! – кричала она кучеру; но кучер не мог остановиться, потому что из Мещанской выехали еще подводы и экипажи, и на Ростовых кричали, чтоб они трогались и не задерживали других. Действительно, хотя уже гораздо дальше, чем прежде, все Ростовы увидали Пьера или человека, необыкновенно похожего на Пьера, в кучерском кафтане, шедшего по улице с нагнутой головой и серьезным лицом, подле маленького безбородого старичка, имевшего вид лакея. Старичок этот заметил высунувшееся на него лицо из кареты и, почтительно дотронувшись до локтя Пьера, что то сказал ему, указывая на карету. Пьер долго не мог понять того, что он говорил; так он, видимо, погружен был в свои мысли. Наконец, когда он понял его, посмотрел по указанию и, узнав Наташу, в ту же секунду отдаваясь первому впечатлению, быстро направился к карете. Но, пройдя шагов десять, он, видимо, вспомнив что то, остановился. Высунувшееся из кареты лицо Наташи сияло насмешливою ласкою. – Петр Кирилыч, идите же! Ведь мы узнали! Это удивительно! – кричала она, протягивая ему руку. – Как это вы? Зачем вы так? Пьер взял протянутую руку и на ходу (так как карета. продолжала двигаться) неловко поцеловал ее. – Что с вами, граф? – спросила удивленным и соболезнующим голосом графиня. – Что? Что? Зачем? Не спрашивайте у меня, – сказал Пьер и оглянулся на Наташу, сияющий, радостный взгляд которой (он чувствовал это, не глядя на нее) обдавал его своей прелестью. – Что же вы, или в Москве остаетесь? – Пьер помолчал. – В Москве? – сказал он вопросительно. – Да, в Москве. Прощайте. – Ах, желала бы я быть мужчиной, я бы непременно осталась с вами. Ах, как это хорошо! – сказала Наташа. – Мама, позвольте, я останусь. – Пьер рассеянно посмотрел на Наташу и что то хотел сказать, но графиня перебила его: – Вы были на сражении, мы слышали? – Да, я был, – отвечал Пьер. – Завтра будет опять сражение… – начал было он, но Наташа перебила его: – Да что же с вами, граф? Вы на себя не похожи… – Ах, не спрашивайте, не спрашивайте меня, я ничего сам не знаю. Завтра… Да нет! Прощайте, прощайте, – проговорил он, – ужасное время! – И, отстав от кареты, он отошел на тротуар. Наташа долго еще высовывалась из окна, сияя на него ласковой и немного насмешливой, радостной улыбкой.

Пьер, со времени исчезновения своего из дома, ужа второй день жил на пустой квартире покойного Баздеева. Вот как это случилось. Проснувшись на другой день после своего возвращения в Москву и свидания с графом Растопчиным, Пьер долго не мог понять того, где он находился и чего от него хотели. Когда ему, между именами прочих лиц, дожидавшихся его в приемной, доложили, что его дожидается еще француз, привезший письмо от графини Елены Васильевны, на него нашло вдруг то чувство спутанности и безнадежности, которому он способен был поддаваться. Ему вдруг представилось, что все теперь кончено, все смешалось, все разрушилось, что нет ни правого, ни виноватого, что впереди ничего не будет и что выхода из этого положения нет никакого. Он, неестественно улыбаясь и что то бормоча, то садился на диван в беспомощной позе, то вставал, подходил к двери и заглядывал в щелку в приемную, то, махая руками, возвращался назад я брался за книгу. Дворецкий в другой раз пришел доложить Пьеру, что француз, привезший от графини письмо, очень желает видеть его хоть на минутку и что приходили от вдовы И. А. Баздеева просить принять книги, так как сама г жа Баздеева уехала в деревню. – Ах, да, сейчас, подожди… Или нет… да нет, поди скажи, что сейчас приду, – сказал Пьер дворецкому.

wiki-org.ru

7 Сатирические журналы Искра, Будильник

§ 7. Сатирические журналы («Искра», «Будильник»)

Общественный подъем конца 1850-х — 1860-х годов дал мощный импульс развитию сатирических и юмористических изданий, равно­го которому не было в России с XVIII в. Волна обличительной литера­туры нашла отражение в появлении юмористических и сатирических уличных листков («Ералаш», «Муха», «Не журнал и не газета», «По­теха» и др.) и журналов («Весельчак», «Гудок», «Заноза», «Оса»), ориентированных на невзыскательного городского обывателя, ищу­щего развлекательного чтения, пикантных новостей, анекдотов, ра­зоблачений. Более определенно черты сатирического издания про­явились в сатирическом отделе «Свисток» журнала «Современник» и в журналах «Искра» и «Будильник».

Самым ярким представителем распространившегося в 60-е годы тина еженедельного журнала с карикатурами стала «Искра» (1859-1873), ос­нованная в Петербурге художником-карикатуристом Н. А. Степано­вым и поэтом В. С. Курочкиным. Журнал сразу обратил на себя вни­мание остротой, злободневностью и разнообразием содержания, большим количеством иллюстраций, широким кругом авторов. Ру­ководители издания Курочкин и Степанов хорошо дополняли друг дру­га. Курочкин занимался литературной частью журнала, Степанов —

художественной. Они привлекли к сотрудничеству много талантли­вых литераторов, художников. Ближайший редакционный круг со­ставили II. II. Вейнберг, Г. 3. Елисеев, Н. С. Курочкин, Д. Д. Минаев, М. М. Стопановский. В течение пятнадцати лет в «Искре» принимало участие огромное число авторов, наиболее постоянные из них: проза­ики Л. И. Левитов, Ф. М. Решетников, Г. И. Успенский, И. В. Успенский, Н. Н. Златовратский, Н. А. Лейкин; поэты В. И. Богданов, В. Р. Буре­нин, Л. II. Пальмин, II. В. Шумахер; публицисты, фельетонисты и критики П. А. Гайдебургов, Н. А. Демерг, И. А. Рождественский, П. Д. Боборыкин, А. М. Скабичевский; художники А. Н. Бордгелли, А. М. Волков, Я. Я. Громов, М. С. Знаменский, В. Р. Щиглев и др. Кроме того, журнал имел обширную сеть корреспондентов, о чем свидетельствовали многочисленные письма, поступавшие и частью печатавшиеся на его страницах. Постоянное общение с читателем легло в основу организации работы редакции. Коллективные методы работы во многом способствовали успеху «Искры». Редакция рабо­тала дружно и с увлечением. Душой коллектива был В. С. Курочкин, человек веселый и обаятельный. Современники отмечали его редак­торский талант и щедрость, с которой он делился своими замыслами, идеями с другими сотрудниками и особенно с молодежью. Прием­ные дни в редакции собирали массу посетителей: здесь бывали лите­раторы и художники, студенты и чиновники, столичные жители и при­езжие из провинции.

Как таковых постоянных отделов в «Искре» не было. Заканчивали журнал обычно «Искорки» — отдел смеси, включавший в себя мел­кие заметки, стихотворения, «изречения». Ведущим отделом был «Нам пишут», в котором помещался материал из провинциальной жизни преимущественно обличительного характера. Название его часто менялось: «Картины из русского быта», «Между прочим», «Пе­стрые главы», «Голоса из провинции». Номера журнала с нетерпени­ем ждали — одни ожидая разоблачений, другие боясь их. Страх перед обличениями «Искры» был сравним лишь с эффектом «Колокола» Герцена. С передовыми статьями в журнале выступали Елисеев и Гай-дебуров; в 1859-1865 гг. они объединялись, чтобы вместе публико­вать «Хронику прогресса». Статьи этого цикла появлялись не в каж­дом номере. Елисеев предупреждал: «Когда не появится в „Искре" моей Хроники, значит, прогресс продвигается плохо. Если Хроника моя прекратится вовсе, пусть разумеют они, что друзья человечества восторжествовали вполне. Тогда уж мне нельзя будет и писать». Когда в конце 60-х годов «Искра» стала много внимания уделять иностран­ной политической жизни, постоянное сатирическое обозрение на эту

тему вел Богданов под названием «Заметки со всех концов света». Для структуры «Искры» вообще были характерны циклы публика­ций. С такими циклами выступали Вейнберг («Выдержки из памят­ной книжки старшего чиновника особых поручений „Искры"»), Ми­наев («Из записной книжки отставного майора Михаила Бурбонова» и «Рекреационные часы»). Они вели полемику с разными изданиями и журналистами, печатали сатирические заметки со стихами. Напи­санные в легкой и живой форме, они хорошо воспринимались чита­телями.

В литературной полемике «Искра» по своим взглядам в основном совпадала с демократическими изданиями. В литературе, как и в жур­налистике, искровцы видели прежде всего общественное предназна­чение. Вместе с «Современником» и «Русским словом» редакция выступала с критикой сторонников эстетической критики, отвергая «искусство для искусства», как уводящее от жизненных вопросов и не помогающее разрешать насущные проблемы современности. Журнал следовал художественным принципам, которые были зало­жены в творчестве Гоголя и писателей «натуральной школы». Лите­ратурные взгляды искровцев развивали демократическую традицию критики Белинского, Чернышевского и Добролюбова, еще более уси­ливая ее социальную направленность. Для них более привлекатель­ными оказывались судьбы «маленьких людей», а не исключительных личностей. Типичным отражением взглядов беллетристов «Искры» является очерк Александрова «На волжской каменоломне». «Я на­блюдатель не издалека, — сообщал автор о своей ли гературной пози­ции, — писатель нравов и обычаев не по слухам, а все, что описываю, вижу собственными глазами, смотрю открыто в глаза труженикам мира сего и зачастую даже вхожу в роль их товарища по работе».

Активную позицию «Искра» занимала в отношении к либерально-монархической прессе в пореформенный период, выступая прошв «Русского вестника» Каткова, сотрудника «Нашего времени» Чиче­рина, «Дня» Аксакова. Резкой критике на страницах «Искры» под­вергалась «Домашняя беседа» Аскоченского. Елисеев писал, что не­смотря на то, что это издание называется «Домашняя беседа для народного чтения», на самом деле оно презирает народ, выступает против его просвещения. Особенно популярными у читателей было стихотворение Д. Минаева «Фанты», в котором сатирически пред­ставлен целый «букет» журналистов: Аскоченский, Дружинин, Гро-мека, Катков, Краевский, Писемский и др.

Журнал сразу обратил на себя внимание резким обличительным тоном. Попасть на страницы «Искры» было так же болезненно, как в

«Колокол» Герцена. Не зря Курочкина называли «председателем суда общественного мнения». Популярность журнала у читателей росла вместе с тиражом издания: в 1861 г. он достиг 9 тыс. экземпляров. Жур­нал в своем развитии претерпел определенную эволюцию. Ожидание реформ и надежды, связанные с ними, обличительство дореформен­ного периода уступили после 1861 г. место резкой социальной сатире, критике реформ и острой полемике с либерально-монархической прессой.

Как и «Современник», «Искра» встретила царский Манифест об отмене крепостного права демонстративным молчанием. Подготов­ленные впоследствии отклики и карикатуры не 6bujn пропущены в печать, и лишь в материалах 1X62 г. в иносказательной форме редак­ция высказала свое отношение к обнародованному освобождению крестьян. Автор «Дневника отставного штабс-офицера», намекая на характер реформы, писал: «Пусть и не будет имени рабства, если этого требует приличие, но можно ведь и умненькими мерами сво­бодный народ прикрутить так, что он все-таки будет выполнять свое природное назначение».

«Искра», как и вся демократическая журналистика, широко пользо­валась языком иносказаний. Стесненная рамками цензуры, она при­бегала к недосказанности, намекам, недомолвкам, умолчаниям. «Иногда, когда мне хочется довести иное соображение до его последних (а по-моему, и логических) результатов, — писал Н.С. Курочкин в одной из статей цикла «Житейские выводы и измышления», — я об­макиваю перо... но останавливаюсь, над ухом моим как будто слы­шится: э! братец! как ты хватил! А в сущности я очень хорошо знаю, что не только не перехватил, а весьма значительно недохватил, а все-таки остановишься и не напишешь». Самоцензура сковывала свобо­ду выражения авторов даже в безобидных материалах. Редакция при­учала читателей видеть больше, чем написано в тексте:

«Читать умейте между строк На самом интересном месте».

В журнале была выработана понятная читателю система услов­ных, зашифрованных географических названий и реальных имен. Так, читая о Приморске, Угрюмске, Грязнославле, Чернилине, Лахани, читатель догадывался, что речь об Одессе, Саратове, Екатеринослав-ле, Чернигове, Астрахани. Под именами Муму, Ферфлюхтер подра­зумевались псковский губернатор В. Н. Муравьев и минский губер­натор Э. Ф. Келлер. Названия и имена нередко угадывались по

созвучию: Кострома — Кутерьма, губернатор Астрахани Дегай — Растегай, губернатор Херсона Клушин — Баклушин. Подобным об­разом обыгрывались и имена литераторов, названия изданий.

В системе выразительных средств «Искрой» использовались внеш­не нейтральные слова, за которыми скрывались социально-истори­ческие понятия («компромисс» как обозначение либерализма, «не­доразумения» — конфликты между крестьянами и помещиками, «скачки» — революционные пути развития и пр.). Большое место в арсенале сатиры «Искры» занимала пародия, причем не только лите­ратурная. Предметом пародирования становились взгляды и представ­ления целых социальных групп: чиновничий жаргон, либеральная фразеология, косноязычная речь провинциального помещика. Очень разнообразными были жанровые формы в журнале (стихотворные, прозаические, драматические), они имели специфический характер, хотя и представляли типичные для журналистики того времени жан­ры. В «Искре» широко использовались рассказ, очерк, фельетон (в стихах и прозе, часто со стихотворными вставками), сатирический портрет, корреспонденция, обозрение, пародия, эпиграммы и мно­жество публикаций малых форм (язвительные заметки, изречения, анекдоты и пр.).

Особую роль в журнале играла карикатура, рисунки. Они каса­лись всех злободневных тем, были направлены против крепостников и полицейских, правительства и прессы. Сильное впечатление на чи­тателей произвел рисунок, изображавший министра внутренних дел Валуева в виде эквилибриста-канатоходца, идущего по канату между светом и тьмой, между «да» и «нет». По словам Елисеева, благодаря таланту Степанова, изображаемые им лица получали «такое сходство с подлинными, что цензура приказывала им сбривать бакенбарды с изображаемого лица, или поставить его не en face, а в профиль, что­бы не так бросалось в глаза сходство». Такие рисунки оказывались порой более действенны, нежели публицистические статьи.

В пореформенный период острота звучания журнала возросла. Однако воинственный тон «Искры» после 1862 г. (в период петербург­ских пожаров, студенческих волнений, польского восстания) не мог не отразиться на ее судьбе. Цензурные органы характеризуют жур­нал как «один из деятельнейших органов периодической прессы, ко­торых нигилистические принципы и отуманивающие воскурения молодому поколению наиболее содействовали к развитию в послед­них духа отрицания и заносчивой самонадеянности». В 1864 г. В. Курочкин был отстранен от редактирования. В это же время из журнала ушел Н. Степанов, который стал издавать сатирический жур-

нал «Будильник». Официальным редактором был утвержден Влади­мир Курочкин брат Василия Курочкина. хотя фактически он продол­жал руководить изданием, соблюдая осторожность (лишь в 1868 г. Ва­силий Курочкин будет восстановлен в качестве редактора). В 1865 г., когда столичные издания были освобождены от предварительной цен­зуры, это положение не распространялось на сатирические, иллюст­рированные журналы. Редакция не раз обращалась в Главное управ­ление но делам печати с просьбой об освобождении от предварительной цензуры при условии, что издание будет выходить без карикатур, которые будут выпускаться на прежних основаниях в виде отдельных ежемесячных альбомов. Такое разрешение было по­лучено после долгих хлопот. С 1870 г. «Искра» начинает выходить без предварительной цензуры и без карикатур. Но и без карикатур жур­нал продолжает сохранять сатирическую направленность и остроту. На страницах «Искры» появляются публицистические статьи, выхо­дящие за рамки утвержденной программы. Активно выступает в журнале автор знаменитой «Дубинушки» Богданов, публикуя пуб­лицистические заметки, сатирические стихи, фельетонные обозрения иностранной жизни.

Злоключения с цензурой продолжались. Курочкина вновь и вновь отстраняли от руководства изданием, менялись официальные редак­торы, выход журнала приостанавливался. «Искра» переживала по­степенный упадок, что отражалось на тираже: в последние годы он снизился до 2 тыс. экземпляров. В 1873 г. журналу было объявлено третье предостережение с приостановлением на четыре месяца. По­сле этого издание журнала уже не возобновилось. Очевидно, сказа­лись многие причины: усталость Курочкина, финансовые сложно­сти, отсутствие новых ярких сотрудников, изменение общей политической обстановки, сделавшей невозможной выпуск острого сатирическою журнала.

История «Искры» является одной из самых ярких страниц в отече­ственной прессе. Журнал представлял собой новый тип еженедельно­го сатирического издания с иллюстрациями, спрос на который оказал­ся огромным как в столицах, так и в провинции. Хорошо налаженные связи с читателем, профессиональный круг сотрудников, разнообра­зие материала, жанровое богатство, удачное взаимодополняющее со­четание текста и иллюстраций сделали его популярным и привлека­тельным для читателя. Значение «Искры», ее профессиональная репутация были очень высоки в демократической журналистике XIX в. и оказали влияние на формирование других изданий.

Еще одним журналом с сатирической программой, который во

многих отношениях оказался близким «Искре», был «Будильник» (1865-1871). Он был создан Н. А. Степановым после ухода из «Ис­кры» в результате возникших между ним и В. С. Курочкиным денеж­ных недоразумений. Первые полтора года «Будильник», в отличие от других сатирических еженедельников, выходил два раза в неделю. Однако такая периодичность оказалась неудобной, и журнал перехо­дит на еженедельный выпуск.

Близость позиций журналов обнаруживается в темах и мишенях сатиры, богатый материал для которых представляла жизнь иорефор-хменной России. Статьи и карикатуры «Будильника» также посвяще­ны социальным противоречиям, произволу, насилию, взяточниче­ству, неправедности судов. Постоянной темой было положение крестьянства после реформы. «Будильник» пишет, что, несмотря на недовольство помещиков «прогрессом», который их якобы разорил, они сумели приспособиться к новым порядкам и ввести «какое-то новое, прогрессивное, дистиллированное крепостное право, которое и не казалось бы на первый взгляд крепостным нравом, но в сущно­сти было этим нравом». Врагами крестьянства «Будильник» называ­ет не только помещиков, но и купцов, и кулаков. Карикатуры журнала изображали мироедов, наживающихся на бедах крестьян. В статьях писалось о жизни крестьян, ушедших на заработки в город, о нечело­веческих условиях труда, об эксплуатации детей.

Как и «Искра», «Будильник» с иронией отзывался о восторгах ли­бералов по поводу итогов реформ. Их «прогресс, — писал он, — развернул свое знамя, на котором было написано: „Все обстоит бла­гополучно". Либералы только и делают, что клянутся в том, что „они радуются дарованной нам свободе"». Журнал вел полемику с изда­ниями Каткова, Краевского, Аксакова, Корша (особенно последова­тельно выступал против Каткова), насмешливо отзывался об извест­ной полемике в 1865 г. между «Русским словом» и «Современником». В 1865 г. в журнале был помещен пародийный роман Минаева «Евге­ний Онегин», обращенный против статьи Писарева «Пушкин и Бе­линский». В литературной полемике позиции «Будильника» были ис­кровскими — журнал также выступал против сторонников «чистого искусства» и авторов антинигилистических романов, отстаивая об­щественное предназначение литературы.

С 1867 г. в журнале много места уделялось международным собы­тиям. В отделе «Политические шалости» в форме юмористических заметок, рассказов, очерков, карикатур печатались обозрения «по­литической жизни иностранных государств».

В «Будильнике» принимали участие многие авторы «Искры». Так,

в литературном отделе сотрудничали II. П. Вейнберг, Д. Д. Минаев, В. П. Буренин,И. И. Дмитриев, Л. П. Пальмин, Г. Н.Жулев, М. М. Стопа-иовский, Н. А. Лейкии и др. Из художников кроме Степанова в журнале участвовали В. И. Никитин, Я. Я. Громов, В. Р. Щиглев, К. И. Юрьев и др. Однако, несмотря на то, что в «Будильнике» и «Искре» было не­мало общих сотрудников, часто совпадали адресаты их критики и са­тиры, обнаруживались общие темы выступлении, «Будильник» все же не сумел подняться на искровский уровень популярности. Он ус­тупал «Искре» в яркости и остроте сатиры, в весомости полемиче­ских выступлений. Развлекательный юмористический материал за­нимал большую часть журнала, оттеснив сатиру на второй план. Первые два года, когда в журнале сотрудничали Дмитриев и Мина­ев, являлись самыми яркими в его существовании. Затем издание постепенно обесцвечивается как в сатирическом, так и в литератур­ном отношении. Если в 1865 г. тираж «Будильника» достигал 3500-4200 экземпляров, то в 1867-1871 гг. он уже не поднимался выше 2500 экземпляров.

Степанов неоднократно пытался добиться освобождения журнала от предварительной цензуры. Но все ходатайства оказались безре­зультатными. Журнал продолжал оставаться под предварительной цензурой. С 1873 г. издание «Будильника» было переведено в Москву. Степанов, номинально оставаясь его редактором до самой своей смерти (1877 г.), фактически уже с 1871 г. не имел к нему никакого отношения. Журнал выходил как типично юмористическое издание, рассчитанное на читателя с непритязательными вкусами. Степанов оказался прав, заявив, покидая журнал: «Я очень рад, что схожу во­время со сцены измельчавшей и дошедшей до рыночного торгаше­ства журналистики».

studfiles.net


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта