Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях журнал
Журнал "Бухгалтерский учёт и налогообложение в бюджетных организациях"
Контакты:
Главный редактор : Качкова Ольга Евгеньевна, канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой «Бухгалтерский учет в финансово-кредитных и некоммерческих организациях ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», действительный член Международной федерации бухгалтеров, аттестованный преподаватель НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», член учебно-методического совета Палаты налоговых консультантов России. E-mail : [email protected]
Указатель статей:
Публикации за 2015 год:Важная информация (№ 1–2)
К 70-летию Победы
Финансовое обеспечение в годы Великой Отечественной войны (№ 5)
Память. К 70-летию Победы в Великой Отечественной (№ 5)
Актуальный вопрос
Горбунова И.В. Новая пенсионная форма отчетности по форме СПВ-2 (№ 1–2)
Качкова О.Е. Учет земельных участков по-новому (№ 3)
Качкова О.Е. Изменения в бухгалтерском учете нефинансовых активов (№ 4)
Горбунова И.В. Выплаты государственных пособий, финансируемых за счет средств ФСС в 2015 году (№ 5)
Качкова О.Е. Ежегодные оплачиваемые отпуска в бухгалтерском учете бюджетного учреждения (№ 6)
Федченко Е.А. Организация учета принимаемых и отложенных обязательств бюджетного учреждения (№ 7)
Качкова О.Е. Формируем резервы в бюджетных учреждениях (№ 8)
Кришталева Т.И. Новые требования по оформлению первичных документов (№ 8)
Горбунова И.В. Пошаговое заполнение формы расчета 4 ФСС за 9 месяцев 2015 г. (№ 9)
Качкова О.Е. Квалификация фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете (№ 10)
Супроткина В.И. Готовимся к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (№ 11–12)
Исмайлов А.В. Отчетность бюджетных учреждений за 2015 год: как подготовиться и избежать ошибок (№ 11–12)
Горбунова И.В. Обновления, которые необходимо учесть, при составлении годовых форм РСВ-1 и 4-ФСС (№ 11–12)
Демишева Т.А. Юридический адрес предприятия (организации): как раз- решить претензии налоговой инспекции в случае его несовпадения с фактическим адресом (№ 12)
Бухгалтерский учет и отчетность
Качкова О.Е. Учетно-контрольное обеспечение функционирования деятельности бюджетных учреждений (№ 1–2)
Демина И.Д., Домбровская Е.Н. Экономические выгоды от использования основных средств в бюджетных учреждениях (№ 1–2)
Черненькая И.Г. Учет амортизации основных средств и нематериальных активов в бюджетных учреждения (№ 1–2)
Горбунова И.В. Способы снижения взносов на травматизм (№ 1–2)
Кришталева Т.И. События после отчетной даты в отчетности бюджетного учреждения (№ 1–2)
Домбровская Е.Н. Бухгалтерский и налоговый учёт расходов на Интернет (№ 3)
Черненькая И.Г. Учет денежных документов в бюджетных учреждениях (№ 3)
Федченко Е.А. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в себестоимость оказываемых услуг (№ 3)
Черненькая И.Г. Как вести учет, если цены по договору установлены в условных единицах? (№ 4–5)
Горбунова И.В. Иностранцы получили право на пособие ФСС РФ (№ 4)
Исмайлов А.В. Отчет (ф. 0503737) в системе бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения (№4)
Супроткина В.И. Учет специальной одежды в учреждениях здравоохранения по-новому (№ 5)
Супроткина В.И. Полная индивидуальная материальная ответственность работников бюджетных учреждений: бухгалтерский учет расчетных операций (№ 6)
Горбунова И.В. Кассовая дисциплина бюджетного учреждения в 2015 г. (№ 6)
Супроткина В.И. Ремонт транспортных средств в бюджетных учреждениях (№ 7)
Домбровская Е.Н. Учёт периодических изданий: подписка, приобретение, выбытие (№ 8)
Черненькая И.Г. Переоценка нефинансовых активов в бюджетных учреждениях (№ 8)
Качкова О.Е. Формируем резервы в бюджетном учреждении (окончание) (№ 9)
Домбровская Е.Н. Учёт капитальных вложений в объекты государственной собственности (№ 9)
Катанаева Л.А. Реформирование бюджетных медицинских учреждений: практический аспект (№ 9)
Домбровская Е.Н. Учёт и налогообложение арендованных основных средств и расходов по аренде (№ 10)
Алейникова М.Ю. Распределение общехозяйственных расходов для целей налогообложения (№ 11–12)
Домбровская Е.Н. Учёт и налогообложение сдачи в аренду имущества и доходов от аренды (№ 11–12)
Черненькая И.Г. Документальное оформление командировочных расходов в бюджетных учреждениях (№ 11–12)
Налогообложение
Антошина О.А. Налоговый кодекс: новации в имущественном налогообложении 2015 года (№ 1–2)
Давидовская И.Л., Анищенко А.В. Личный кабинет налогоплательщика в законе (№ 1–2)
Давидовская И.Л., Анищенко А.В. В командировку… без командировочного удостоверения (№ 3)
Демишева Т.А. Сложные вопросы применения стандартных налоговых вычетов по НДФЛ (№ 3)
Давидовская И.Л., Анищенко А.В. Анализ изменений налогового законодательства (№ 4)
Антошина О.А. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость»: перезагрузка 2015 (№ 4)
Антошина О.А. Мониторинг налогового законодательства в части налога на прибыль (№ 5)
Лекарова Е.А. Расходы на медицинские услуги для сотрудников организации: особенности налогообложения (№ 5)
Кришталева Т.И. Налог на добавленную стоимость в бюджетном учреждении: вопросы исчисления и уплаты (№ 6)
Лермонтов Ю.М. Служебная квартира: возможность отнесения к основным средствам и амортизируемому имуществу в целях налогообложения налогом на прибыль организации (№ 6)
Демишева Т.А. Обзор изменения налогового законодательства по НДФЛ (№ 7)
Антошина О.А. Командировка за счет принимающей стороны: вопросы и ответы (№ 7)
Демишева Т.А. Транспортный налог в бюджетных учреждениях (№ 8)
Платонов И.Э. Момент уплаты НДФЛ после выплаты премии и отпускных в контексте определения Верховного суда России от 16.04.2015 (№ 8)
Гринченко К.А. Вычеты по НДФЛ на лечение и обучение через работодателя (№ 8)
Антошина О.А. Командировочные расходы: налоговые нюансы (№ 9)
Шишкин Р.Н. Срок для выставления требования об уплате налога (№ 9)
Шиповскова Ю.Е. Возможность применения амортизационной премии после введения объекта основных средств в эксплуатацию для целей налога на прибыль (№ 9)
Кюдис О.Е. Расходы на мойку автомобиля для целей налогообложения прибыли (№ 10)
Антошина О.А. Новации по НДФЛ 2016 г. и текущие проблемы (№ 11–12)
Комментарии специалиста
Давидовская И.Л., Анищенко А.В. Налог старый – правила новые (№ 1– 2)
Давидовская И.Л., Анищенко А.В. В рамках налогового маневра (№ 3)
Давидовская И.Л., Анищенко А.В. Когда субсидия не формирует налоговую базу по НДС (№ 4)
Антошина О.А. На какие письма Минфина России необходимо обратить внимание бухгалтеру бюджетного учреждения (№ 4)
Черненькая И.Г. Операции с иностранной валютой в бюджетных учреждениях (№ 7)
Лебедева Е.И. Новации гражданского законодательства в области обязательственного права (№ 8)
Давидовская И.Л., Анищенко А.В. Налоговые агенты под контролем (№ 8)
Давидовская И.Л., Анищенко А.В. Амортизируемое имущество дорожает (№ 9)
Давидовская И.Л., Анищенко А.В. Новации постановления Правительства РФ от 29.07.2015 № 771 (№10)
Давидовская И.Л., Анищенко А.В. Судебные решения на страже налогового законодательства (№ 10)
Давидовская И.Л., Анищенко А.В. Вычет НДС по капитальному строительству – важен период (№ 11–12)
Планирование и организация деятельности бюджетного учреждения
Вахрушина М.А. Малиновская Н.В. Калькулирование себестоимости услуг медицинских государственных (муниципальных) учреждений стационарного типа (№ 1–2)
Вахрушина М.А., Сидорова М.И. Методы калькулирования себестоимости услуг в бюджетных образовательных учреждениях (№ 1–2)
Ромашкина О.Т. Внутренний контроль в бюджетном учреждении – обязательный элемент системы бухгалтерского учета(№ 1–2)
Демина И.Д. Перспективы дальнейшего совершенствования управленческого учета в государственных (муниципальных) учреждениях (№ 3)
Малиновская Н.В. Нужны ли стандарты для организации системы управленческого учета в медицинских государственных (муниципальных) учреждениях? (№ 4)
Демишева Т.А. Практические вопросы организации электронного документооборота в бюджетном учреждении (№ 4)
Васюткина Л.В. Практические вопросы функционирования управленческого учета в бюджетных учреждениях (№ 5)
Демина И.Д. Особенности и практика формирования учетной политики для целей управленческого учета образовательных бюджетных учреждений (№ 5)
Кришталева Т.И. Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля в бюджетных учреждениях (№ 5)
Лебедева Е.И. Правовой инструментарий деятельности бюджетных учреждений (№ 6)
Малиновская Н.В., Карагулова А.М. Будет ли востребована социальная
отчетность в медицинских учреждениях? (№ 6)
Домбровская Е.Н. Оцениваем профессиональный уровень бухгалтера по профессиональному стандарту (7)
Кюдис О.Е. Изменение наименования юридического лица (№ 8)
Лебедева Е.И. Бюджетное учреждение: особенности правового регулирования (№ 9)
Лебедева Е.И. Формы правового регулирования трудовых отношений: старые и новые подходы (№ 10)
Арбитражная практика
Давидовская И.Л., Анищенко А.В. Возврат НДС с процентами (№ 4)
Давидовская И.Л., Анищенко А.В. Особенности учета многолетних насаждений (№ 5)
Давидовская И.Л., Анищенко А.В. Документы для возмещения НДС (№ 5)
Давидовская И.Л., Анищенко А.В. Правило «5 %»: новый взгляд (№ 5)
Давидовская И.Л., Анищенко А.В. Если срок командировки превышает 183 дня (№ 11–12)
Автоматизация учета
Исмайлов А.В. Принципы эффективной автоматизации бухгалтерского учета и внутреннего контроля (№ 1–2)
Трудовое законодательство
Горбунова И.В. Трудовое законодательство в 2015 году (№ 3)
Профессиональное суждение
Святковская Е.Ю. Элементы контрольно-ориентированной системы бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях (№ 4)
Кришталева Т.И. Освобождение от налога на добавленную стоимость бюджетных учреждений (№ 6)
Антошина О.А. Командировка: налоговые вопросы (№ 6)
Домбровская Е.Н. Изменение порядка получения социальных налоговых вычетов по НДФЛ (№ 6)
Берча М.А. Имущество программных мероприятий как новый вид актива организаций сектора государственного управления (№ 7)
Давидовская И.Л., Анищенко А.В. Тонкости оспаривания кадастровой стоимости недвижимости (№ 9)
Кришталева Т.И. Административная ответственность за нарушение правил ведения бухгалтерского учета (№ 10)
Шинкарёва О.В., Майорова А.Н. Международные стандарты высших контрольных органов о роли руководства во внедрении эффективной системы внутреннего контроля в организациях общественного сектора (№ 11–12)
Обзор писем Минфина России и ФНС России
Давидовская И.Л., Анищенко А.В. Письма Минфина России от 24.11.2014 № 03-03-06/2/59534; ФНС России от 08.12.2014 № ГД-4-3/25307@ (№ 3)
Давидовская И.Л., Анищенко А.В. Обзор писем Минфина России и Роструда (№ 4)
Давидовская И.Л. Анищенко А.В. Обзор писем Минфина России от 30.12.2014 № 03-07-11/68585 и ФНС России от 27.02.2015 № ГД-4-3/3098@ (№ 5)
Давидовская И.Л., Анищенко А.В. Письмо Минфина России от 06.03.2015 № 03-07-11/12142 (№ 6)
Давидовская И.Л., Анищенко А.В. Письма Минфина России от 16.03.2015 № 03-03-06/1/13744, от 16.03.2015 № 03-07-09/13813 и от 18.03.2015 № 03-02-08/14395 (№ 7)
Давидовская И.Л., Анищенко А.В. Письма Минфина России от 05.05.2015 № 07-01-06/25701, от 07.05.2015 № 03-04-05/26529, от 02.04.2015 № 03-04-06/18203 и ФНС России от 20.05.2015 № ГД-4-3/8484 (№ 8)
Давидовская И.Л., Анищенко А.В. Письма Минфина России от 01.06.2015 № 03-05-05-01/31575; № 03-05-05-01/31574; 13.05.2015 № 03-05-05-01/27322; 01.06.2015 № 03-04-05/31440 (№ 9)
Антошина О.А. Комментарии писем Минфина России (№ 10)
Давидовская И.Л., Анищенко А.В. Актуальные вопросы уплаты земельного налога и сохранения права на нулевую ставку по налогу на прибыль в период переоформления лицензии (№ 10)
Демишева Т.А. Декларация по налогу на прибыль (№ 10)
Давидовская И.Л., Анищенко А.В. Письма Минфина России от 17.08.2015 № 03-05-05-02/47450; 01.09.2015 № 03-03-06/50172 и от 07.09.2015 № 03-04-06/51392 (№ 11–12)
Консультации юриста
Лебедева Е.И. Хозяйственная жизнь бюджетного учреждения: правовые аспекты (№ 11–12)
Ревизия и финансовый контроль
В России на каждого экономически активного человека приходится по одному штрафу в размере более 5000 руб.( доклад аудитора счетной палаты РФ С.И. Штогрина) (№ 4)
Читатели спрашивают – мы отвечаем (№ 1–10)
Детский уголок (№ 1–2)
Мероприятия и события (№ 4, 5, 7–9)
panor.ru
Правила ведения бухучета в бюджетных организациях
Бухучет в бюджетных организациях имеет много особенностей, начиная с отдельных НПА, регулирующих его, и заканчивая сложной системой кодировки счетов. В этой статье разберемся с понятиями, применимыми к бюджетным структурам, а также коснемся основных правил ведения учета.
Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета
Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету
Счета учета в государственных организациях
Итоги
Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета
Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:
- автономные;
- бюджетные;
- казенные.
В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.
|
|
Автономные (АУ) |
Бюджетные (БУ) |
Казенные (КУ) |
|
Основной регулирующий НПА |
Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ |
Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ |
Бюджетный кодекс РФ |
|
Вид деятельности |
Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) |
Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ). |
|
|
Использование доходов от коммерческой деятельности |
На свое усмотрение (пп. 2–3 ст. 298 ГК РФ). |
Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ) |
|
|
Расчетные счета |
В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ) |
Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ) |
|
|
Владение имуществом |
На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ) |
||
|
Распоряжение имуществом |
Должно быть получено согласие собственника:
Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом |
Должно быть получено согласие собственника:
Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом |
Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ) |
|
Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества |
|||
|
Ответственностьпо обязательствам |
Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5–6 ст. 123.22 ГК РФ) |
Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ) |
|
|
Источник финансирования |
Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ) |
Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ) |
|
Об особенностях бюджетной бухотчетности читайте в статье «Порядок сдачи бюджетной отчетности в налоговую за 2017-2018 годы».
Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету
Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:
- Ведение бухучета обязательно для всех субъектов экономики, за исключением ИП и подразделений иностранных организаций, если они соблюдают правила налогового законодательства.
- Глава экономического субъекта ответственен за функционирование бухгалтерской службы.
- Организация должна составлять учетную политику самостоятельно.
- Необходимо регистрировать все экономические события организации в первичных документах, данные из которых переходят в регистры бухучета.
- Активы и обязательства подлежат периодическому пересчету.
- Все данные в бухучете регистрируются в рублях.
- Организация должна обеспечивать достоверность содержащейся в отчетности информации.
- В организации должны быть налажены процедуры внутреннего контроля.
На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:
- приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н для АУ;
- приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н для БУ;
- приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н для КУ.
Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.
Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, объясняют использование бюджетных кодов. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.
План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:
- основные средства в разрезе различных групп и видов;
- нематериальные активы;
- непроизведенные активы;
- производственные запасы, товары, готовая продукция;
- амортизация;
- вложения в нефинансовые активы;
- расходы.
Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.
Более детально о первом разделе плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».
Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:
- денежные средства с указанием мест их хранения;
- финансовые вложения, а именно все виды ценных бумаг и участие в других компаниях;
- дебиторскую задолженность, относящуюся к контрагентам, плательщикам страховых социальных взносов, налоговым поступлениям, выданным кредитам и т. д.;
- авансы работникам, контрагентам, иностранным организациям и т. д.;
- вложения в финансовые активы.
Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства».
В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.
Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190–209 (приказ № 183н), пп. 161–180 (приказ № 174н), пп. 131–150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.
Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.
Об изменениях-2018 в бухучете организаций госсектора читайте в статье «Какие изменения произойдут в бухучете с 2018 года - таблица».
Счета учета в государственных организациях
Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:
|
Номер разряда счета |
|||||
|
1–17 |
18 |
19–21 |
22 |
23 |
24–26 |
|
Классификационный признак поступлений и выбытий |
Финансовое обеспечение |
Объект учета |
Группа объекта учета |
Вид объекта учета |
Вид поступлений, выбытий объекта учета по КОСГУ |
Увидеть расшифровку номера счета на примере можно здесь.
С разрядами 18–26 все однозначно, значения для разрядов 19–26 указаны в самих таблицах частных планов счетов, разряд 18 выбирается из значений 1–9 в соответствии с классификацией, обозначенной в п. 21 единого плана счетов. Причем при ведении бюджетного учета для разряда 18 используются только значения 1 — обеспечение за счет средств соответствующего бюджета, 3 — обеспечение за счет средств во временном распоряжении.
Для заполнения разрядов 1–17 необходимо познакомиться с бюджетной классификацией. Она нужна для того, чтобы соотнести показатели из разных бюджетов, которые составляют бюджетную систему страны. Она является базой для разработки нумерации счетов бухучета госучреждений. Система кодировки описана в указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н. КБК состоят из 20 знаков и делятся на коды, обозначающие доходы (гл. II, табл. 1 указаний), расходы (гл. III, табл. 2 указаний), источники (гл. IV, табл. 5 указаний). В таблице ниже приведен состав кода бюджетных расходов.
|
Номер разряда КБК (кода расходов) |
|||||||
|
1–3 |
4–5 |
6–7 |
8–12 |
13–17 |
18 |
19 |
20 |
|
Код главного распорядителя бюджетных средств |
Код раздела |
Код подраздела |
Код целевой статьи |
Код вида расходов |
|||
|
Программная (непрограммная) статья |
Направление расходов |
группа |
подгруппа |
элемент |
|||
|
Прил. 9 к указаниям № 65н |
Прил. 2 к указаниям № 65н |
Прил. 10.1 к указаниям № 65н |
Прил. 3 к указаниям № 65н |
||||
Чтобы определить знаки 1–17 для счета АУ и БУ, необходимо следовать следующей схеме:
|
Номер разряда счета АУ или БУ |
|||||
|
1–2 |
3–4 |
5–14 |
15 |
16 |
17 |
|
Соответствующий номер разряда КБК |
|||||
|
4–5 |
6–7 |
0000000000 |
18 |
19 |
20 |
На месте разрядов 5–14 ставятся нули (п. 3 приказа № 183н, п. 2.1 приказа № 174н), если иного не прописано в учетной политике.
Для счетов бюджетного учета (КУ и прочие организации, указанные в приказе № 162н) на место разрядов 1–17 переносятся разряды 4–20 КБК (либо разряды 1–17 КБК переносятся на место разрядов 1–17 счета для финансовых органов). Приложение 2 к инструкции № 162н содержит информацию о виде КБК, который нужно применять для каждого счета.
О ведении бухучета в КУ подробнее читайте в материале «Правила ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях».
Итоги
Для определения правил ведения бухучета необходимо понять, какой вид государственных учреждений нам интересен, поскольку существует 4 плана счетов для бюджетников. В едином плане счетов содержатся общие правила, а в остальных 3 частных планах счетов можно найти детальные примеры использования счетов, перечни типовых проводок и разъяснения по структуре счета.
nalog-nalog.ru
Бухгалтерский учет в бюджетных организациях (бухучет, учреждение)
Развитие рыночной экономики в стране предусматривает введение во все сферы хозяйственных отношений новых законов, положений и нормативно-правовых актов. В последнее время все чаще создаются акционерные общества и арендные организации при непосредственном участии физических или юридических лиц. Помимо прочего происходят существенные изменения в основе организационных средств и источников финансирования организаций.
В результате этого бухгалтерские отделы различных предприятий вынуждены применять совершенно новые методики, с помощью которых может быть отражено введение новых имущественных объектов или взаимоотношений в хозяйственный оборот. Основная методика учета была изменена, как и порядок структурирования уставного капитала и других производственных фондов.
Для понимания того, что такое бухгалтерский учет в бюджетных организациях, необходимо обратиться к положениям действующего бюджетного законодательства, к установленным требованиям к ведению, к необходимым бумагам, а также к характерным особенностям основных процедурных моментов.
Условия распределения
Требования к ведению
Ведение соответствующего вида бухгалтерского учета сопряжено с целым рядом особенностей. Единая инструкция четко регламентирует общий для всех ситуаций подход к учету в государственных и муниципальных организациях, которые финансируются за счет федерального бюджета. Все осуществляемые операции должны сопровождаться наличием основного первичного пакета документации.
Особенности заключаются и в том, что группировка информации должна производится по датам, на момент фактического осуществления каждой конкретной операции. После завершения соответствующих процессов все сведения заносятся в специальный журнал.
Данные должны быть в обязательном порядке подписаны исполнителем и главой бухгалтерии предприятия. После завершения календарного месяца информация структурируется в хронологическом порядке.
Отчеты составляются и предоставляются представителям контролирующих органов в соответствии с установленными списками и расписанием. Важно обратить особое внимание на то, что балансы коммерческих и бюджетных организаций имеют существенные отличия. Различия заключаются в структуре активов и имеющихся обязательствах.
Бюджетные организации не имеют законных оснований для осуществления коммерческой деятельности, однако прибыль поступает в бюджет предприятия на постоянной основе. Суть ведения соответствующего учета, в свою очередь, заключается в доведении достоверных и корректных сведений о финансовой деятельности организации до лица или организации, которые заинтересованы в получении данной информации.
В качестве пособия может выступить и действующий Бюджетный Кодекс РФ.
Нормативная база
В бюджетное законодательство на ежегодной основе вносится целый ряд изменений и дополнений, которые напрямую связываются с регулированием порядка применения бюджета, ведения учета и с составлением соответствующей отчетности. В данных рамках стоит в деталях рассмотреть перечень нормативной документации для учета в бюджетных организациях в 2018 году.
Единые методические основы ведения соответствующего учета на территории РФ регулируются ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года. Помимо прочего современные требования регламентируются специальной Инструкцией №148, сформированной по приказу Минфина, от 30 декабря 2008 года.
N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
Данная инструкция устанавливает общий порядок ведения учета в организациях, осуществляющих свою деятельность на средства федерального или регионального бюджета. Стоит отметить, что действие данного документа может распространяться только на правоотношения, которые возникли после 1 января 2009 года.
Работники бюджетных организаций должны использовать при ведении учета не только вышеуказанный нормативный акт, но также и оперативно отслеживать актуальные изменения в действующем законодательстве.
Основные требования к ведению бухгалтерского учета в бюджетных организациях имеют следующий вид:
- учет может вестись только в рублях;
- учет должен вестись на постоянной основе с момента государственной регистрации предприятия;
- учет должен вестись путем внесения двойной записи на бухгалтерских счетах, которые включаются в действующий рабочий план;
- информация аналитического отчета должна полностью соответствовать оборотам и остаткам в рамках счетов синтетического учета;
- каждая операция хозяйственного или инвентаризационного характера должна подлежать своевременной регистрации без пропусков;
- объекты учета на бюджетных предприятиях в каждом конкретном случае определяются исходя из принятого метода учета.
Необходимые бумаги
Все операции, которые проводятся бюджетными организациями, должны быть в обязательном порядке оформлены первичными бумагами. Нормативные документы и их актуальный перечень содержатся в приложении 2 Инструкции №148. При этом вся применяемая документация может быть условно разделена на две подгруппы.
Первая включает в себе 20 унифицированных форм класса 03. Их можно найти в общероссийском классификаторе управленческих документов – ОКУД. Что касается второй подгруппы, то она формируется из 21 специального документа, которые относятся к классу 05 того же классификатора.
Классификатор ОКУД. ОК 011-93
Среди данных документов стоит выделить следующие:
- формы, связанные со спецификой учета материальных объектов в бюджетных организациях;
- формы, напрямую связанные с учетом кассовых операций и заработной платы сотрудников предприятия;
- прочие формы, обладающие индивидуальной спецификой.
Стоит отметить, что уполномоченные лица, которые могут подписывать первичные документы, назначаются руководством предприятия совместно с главой отдела бухгалтерского учета. Каждый первичный документ должен быть составлен непосредственно в момент осуществления каждой конкретной операции.
Виды организаций
Для понимания понятий, на основании которых формируется бухгалтерский учет в бюджетных организациях, необходимо обратиться к действующему федеральному законодательству, регламентирующему порядок работы некоммерческих организаций. В подавляющем большинстве случаев под бюджетной организацией может пониматься та, которая была создана самим государством. Эти самые организации могут формироваться Российской Федерацией, ее субъектами или органами местного муниципалитета.
По классификации такие предприятия могут быть:
- автономными;
- казенными;
- бюджетными.
В табличном варианте ниже представлено сравнение трех видов государственных учреждений:
| Автономные | Казенные | Бюджетные | |
| Регулирующий документ | ФЗ №174 об автономных организациях | Бюджетный Кодекс РФ | ФЗ №7 о некоммерческих объединениях и компаниях |
| Деятельность | Обслуживание науки, образования, медицины, социальной защиты населения | Оказание государственных услуг | Обслуживание науки, образования, медицины, социальной защиты населения |
| Использование средств от коммерческой деятельности | На усмотрение | Перечисление в региональный или федеральный бюджет | На усмотрение |
| Порядок распоряжения имущественными объектами | Необходимо получение согласие фактического собственника объекта | ||
| Ответственности | Отвечают по обязательствам активами | Отвечают по обязательствам с помощью денежных средств. | Отвечают по обязательствам активами |
| Основной источник финансирования | Субсидии | Бюджетная смета | Субсидии |
Чем характерен бухгалтерский учет в бюджетных организациях
Бухучет представляет собой установленную систему сбора, регистрации и структурирования сведений в денежном выражении об имущественных объектах, обязательствах предприятия, а также об их движении в формате непрерывного учета хозяйственной деятельности.
Среди ключевых задач бухгалтерского учета стоит выделить следующие:
- формирование корректных и максимально полных сведений о деятельности предприятия, а также о его имущественном положении;
- обеспечение сведениями, которые необходим внутренним или внешним пользователям отчетной документации для контроля за соблюдением основных положений законодательства РФ в рамках осуществления операций хозяйственного характера;
- предотвращение рисков минимизации финансовых результатов деятельности организации хозяйственного характера и выявление определенных резервов финансовой стабильности.
Ключевые положения ведения бухгалтерского учета в бюджетных предприятиях регламентируются законодательством о бухучете, учетной политикой организации, а также прочей нормативной документацией.
Основные положения ведения учета заключаются в следующем:
- под учет попадают имущественные объекты, обязательства и хозяйственные операции, совершенные предприятием;
- имущество, находящееся в непосредственной собственности организации, учитывается отдельно от объектов, принадлежащих прочим юридическим лицам, но находящихся в распоряжении предприятия;
- учет должен вестись с момента государственной регистрации организации до фактической реорганизации или полной ликвидации;
- все операции хозяйственного типа в обязательном порядке подлежат своевременной регистрации в рамках бухгалтерских счетов;
- текущие затраты учитываются в каждом конкретном случае отдельно.
Стоит отметить, что бюджетные организации в отличии от прочих некоммерческих или коммерческих предприятий не могут утверждать рабочий план бухучета или выбирать форму учета.
Дополнительные упоминания
Главные объекты
Бюджетное учреждение, как и любое коммерческое, занимается учетом всех финансовых и хозяйственных операций, которые совершаются в момент непосредственного ведения деятельности. Объекты финансовой сферы в подавляющем большинстве случаев не отличаются от тех, которые присущи коммерческому учету. В их качестве могут выступать, активы, доходы и расходы, а также существующие обязательства.
Стоит отметить, что специфика работы бюджетных предприятий предусматривает строгую классификацию и учет деятельности. В основе соответствующего учета лежит имеющаяся бюджетная классификация РФ.
Принцип построения бюджетной классификации основывается на:
- классификации доходов действующего бюджета;
- расходах;
- классификации источников финансирования для ликвидации бюджетного дефицита;
- мероприятиях в секторе государственного управления.
Если предпринимательская деятельность не велась, отчет РСВ-1 все равно нужно подать. Об особенностях перехода с УСН на ОСНО рассказываем подробно в этом материале.
Правильная организация порядка
Каждые, даже начинающие, бюджетные предприятия должны в самостоятельном порядке позаботится о разработке организационной части ведомственного порядка и методической части, которая напрямую касается ведения учета.
Учреждения могут на законных основаниях раскрывать следующие сведения:
- организацию бухгалтерского отдела предприятия;
- порядок оборота документации;
- перечень лиц, которые имеют полномочия для проставления своей подписи на первичной документации;
- порядок и особенности осуществления процедуры инвентаризации;
- актуальный состав комиссий по инвентаризации;
- срок выделения средств на хозяйственные нужды предприятия и их максимальную сумму;
- порядок оценки имеющихся запасов материальных объектов;
- порядок мониторинга ситуаций хозяйственного характера;
- особенности бюджетного учета в прочих подразделениях предприятия;
- порядок определения себестоимости продукции и так далее.
Стоит отметить, что при формировании ведомственного порядка бюджетные организации должны руководствоваться положениями, которые регламентируются законодательством о бухгалтерском учете. Ведомственный порядок применяется только для рассмотрения тех вопросов, в рамках которых в соответствии с законодательством предусматривается несколько способов ведения учета.
После принятия определенного порядка устанавливается инструкция для ведения бухгалтерского учета. Что касается возможности изменения порядка, то она возможна только при доскональном обосновании и в соответствии со специальным приказом руководства учреждения. Все сопутствующие изменения могут быть введены только с 1 января нового финансового года, который следует за годом утверждения положения.
Стандартный план счетов
Учет для бюджетных организаций регламентируется в соответствии с действующим федеральным законодательством, которое устанавливает порядок бухгалтерского учета.
Государственная учетная политика может быть реализована через:
- план счетов бюджетного счета;
- порядок отражения определенных операций в рамках использования средств государственного бюджета;
- специальную корреспонденцию счетов;
- прочие вопросы учета бюджетного характера.
Все операции, которые проводятся предприятиями, должны быть в обязательном порядке оформлены на основании первичной документации, перечень которой приведен в приложении №2 Инструкции. Для осуществления бухгалтерского учета в рамках бюджетной организации применяются регистры, которые содержат в себе обязательные реквизиты и показатели, приведенные в приложении №3 действующей Инструкции.
Стоит отметить, что бюджетный план счетов на данный момент состоит из 6 пунктов:
| Активы нефинансового характера | Включается вся информация об основных средствах, о непроизводственных и нематериальных активах, включая землю и недра, а также о начислении амортизации. |
| Активы финансового характера | Данный пункт включает в себя все актуальные сведения и особенности денежных средств и документов организации, о ее финансовых депозитах, а также о всех видах долговых обязательств, включая долги перед бюджетом. |
| Обязательства | Осуществляется учет всех имеющихся долговых обязательств бюджетной организации по кредитным платежам. |
| Финансовый результат | Предназначается для отражения положительной или отрицательной разницы доходов и расходом предприятия. Стоит отметить, что кроме результатов деятельности за текущий отчетный период в данном разделе указываются все финансовые итоги уже прошедших периодов, а также предполагаемые доходы будущих лет. |
| Санкционирование расходов бюджетных средств | Данный пункт предназначается для фиксации актуальных сведений о лимитах полученных обязательств бюджетного характера, а также об ассигнованиях. Стоит отметить, что ответственными за ведение учета на счетах соответствующего пункта будут непосредственные распорядители средств и представители казначейства. |
| Счета, находящиеся за основным балансом | В данных рамках предусматривается счет для непосредственного учета исполнения имеющихся обязательств, а также государственных гарантий, которые должны быть исполнены в скором времени. |
Обязанности и права руководства
Необходимо достаточно глубоко рассмотреть ключевые обязательства членов бухгалтерского отдела бюджетного предприятия. Заместитель главного бухгалтера, отвечающий за начисление заработной платы сотрудникам организации занимается выполнением работ по начислению всех разновидностей финансовых выплат.
Кроме того, данное уполномоченное лицо осуществляет ввод информации для начисления пособий в компьютеризированные системы через систему 1С, а также начисляет налоговые платежи в бюджеты разных уровней и отчисления в пользу внебюджетных фондов.
Что касается заместителя главы отдела по материальной части, то соответствующее уполномоченное лицо производит учет основных средств и заполняет карты на каждый конкретный имущественный объект, ведет учет амортизации и прочих ценностей материального характера. Стоит отметить, что данный сотрудник отдела бухгалтерии может осуществлять вместо главы отдела нанесение индивидуальных номеров инвентаря на объекты основных средств.
Заместитель бухгалтера имеет законные основания для предъявления определенных требований подотчетным лицам по факту требуемого хранения и учета материальных ценностей. Также он может осуществлять ревизии и вносить предложения по модернизации процесса работы отдела и по порядку перераспределения бюджетных средств.
Заместитель главного бухгалтера по финансовым группам ведет работу по становлению финансовой дисциплины на предприятии. Проводка смет хозяйственного и административного характера осуществляется также данным уполномоченным сотрудником бюджетного предприятия.
Он же осуществляет контроль за бухгалтерским балансом и финансовыми потерями, подготавливает платежные поручения и контролирует их своевременную оплату.
Среди прочих обязанностей рассматриваемого уполномоченного лица стоит выделить следующие:
- оформление первичных бумаг;
- обработка и перечисление средств на счета-фактуры;
- выставление счетов и прочих актов клиентам бюджетной организации;
- ежедневный контроль за оплатой счетов клиентами – сотрудник определяет курсы перечисления средств;
- контроль за возвратом специальных актов выполненных услуг;
- непосредственное участие в анализе экономической деятельности предприятия хозяйственного плана;
- выявление путей для максимальной экономии средств из бюджета.
Исправление ошибок
Если в действующем регистре бюджетного учета обнаруживаются определенные ошибки, то они должны быть исправлены в соответствии с определенным порядком.
Существует следующее пособие для исправления:
- ошибка за определенный отчетный период, которая была обнаружена еще до предоставления актуального бухгалтерского баланса и не предусматривающая изменений в специальном журнале операций, исправляется с помощью простого зачеркивания тонкой чертой таким образом, что зачеркнутое может быть в дальнейшем прочитано;
- над зачеркнутой позицией должна быть в обязательном порядке указан исправленный текст и сумма;
- в специальном регистре учета бюджетных средств, в котором осуществляется исправление ошибки, уполномоченное лицо проставляет на полях пометку «исправлено»;
- если ошибка была обнаружена до момента предоставления баланса и требует изменения в журнале, то она должна быть дополнена специальной записью бухгалтера последним днем отчетного периода;
- если ошибка была обнаружена в регистрах бюджетного учета за определенный промежуток времени, за который бухгалтерская отчетность уже была предоставлена в установленном порядке, то помарка исправляется путем внесения бухгалтером дополнительной записи сразу после момента обнаружения ошибки – стоит отметить, что в обязательном порядке должна быть проставлена дата.
Документы на алименты необходимо подавать в строгом соответствии с существующими нормами и правилами. Описание ОКФС простыми словами вы найдете в этой статье.
Формулу расчета коэффициента критической ликвидности можно посмотреть здесь.
buhuchetpro.ru
Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях
Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях значительно отличается от бухучета в коммерческих организациях. В нашей статье вы найдете общую информацию, которая поможет определить направления для дальнейшего изучения темы.
Особенности правового регулирования бухучета в бюджетных организациях на 2016 год
Организация и ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях
Бюджетные учреждения и налогообложение
Итоги
Особенности правового регулирования бухучета в бюджетных организациях на 2016 год
ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ применим к бюджетным учреждениям. В нем отражены все основные принципы и правила ведения бухучета в нашей стране.
Специфическим НПА, регламентирующим бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях, является Единый план счетов (и инструкция к нему), утвержденный приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Единый план счетов). А единым он является для всех бюджетных структур, которые согласно п. 2 ст. 9.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:
- на автономные;
- бюджетные;
- казенные.
Кроме того, для каждого вида этих организаций есть свой частный план счетов:
- приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н применяется автономными;
- приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н действует для бюджетных;
- приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н разработан для казенных организаций.
В Указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее — Указания), разъясняется порядок применения бюджетных кодов.
Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, содержит формы отчетности и правила их заполнения.
Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетных структур.
Кроме того, существует ряд правовых актов для отдельных отраслей и прочих частных НПА.
Организация и ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях
Поскольку основные принципы, следовать которым требуется при организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, изложены в законе № 402-ФЗ, общем для всех организаций, остановимся подробнее на структуре счетов и составлении проводок.
В основе учета у бюджетников лежит бюджетная классификация. Она необходима для сопоставимости показателей бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ. На ее основе разработаны счета бухучета в бюджетных учреждениях.
В Указаниях приведена структура кодов для систематизации доходов (гл. II, табл. 1), расходов (гл. III, табл. 2) и источников (гл. IV, табл. 5). КБК состоит из 20 разрядов, номер счета бухучета — из 26 разрядов. С помощью разрядов 1–17 номера счета бюджетного бухучета кодируется классификационный признак поступлений и выбытий. Они соответствуют разрядам 4–20 КБК. На схеме ниже это показано наглядно.
|
|
Разряды |
|||||||||||||||||||
|
КБК |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
Счет |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
Согласно п. 2.1 приказа № 174н бюджетные учреждения в разрядах 1–17 могут отражать 0. Разряды 18–26 используются в бухучете учреждения.
Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н), а также таблице плана счетов для бюджетных учреждений и п. 2.1 инструкции к нему (приказ № 174н).
|
Номер разряда счета |
||||
|
18 |
19–21 |
22 |
23 |
24–26 |
|
Финансовое обеспечение |
Объект учета |
Группа объекта учета |
Вид объекта учета |
Вид поступлений, выбытий объекта учета |
|
Пример: счет 110535440 «Уменьшение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения» |
||||
|
1 |
105 |
3 |
5 |
440 |
|
За счет средств бюджета |
Материальные запасы |
Иное движимое имущество |
Мягкий инвентарь |
Уменьшение стоимости |
План счетов состоит из 5 разделов. Первые 2 предназначены для учета активов — как в виде имущества, так и денежных средств, дебиторки и пр. Следующий раздел — для обязательств. В разделе 4 собраны счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов.
В целом состав активов и обязательств похож на аналогичные статьи в коммерческих организациях, но имеются отличия как в составе счетов, так и в их учете. Подробности можно найти в инструкции к Единому плану счетов, перечень проводок — в плане счетов для бюджетных учреждений (приказ № 174н).
Подробнее об одном из разделов плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете - это…»
Раздел 5 «Санкционирование расходов» содержит набор счетов для отражения получения и использования ассигнований из бюджета, лимитов обязательств, предоставляемых распорядителями бюджетов, плановых доходов и расходов. То есть, получив от вышестоящих инстанций уведомления на текущий год о лимитах на приобретение, например, материалов, учреждение отражает это на счетах учета. Отражение находит и использование этих лимитов.
Проводки со счетами раздела «Санкционирование расходов» содержатся в пп. 167–180 плана счетов для бюджетных учреждений (приказ № 174н). Проводки по санкционированию расходов записываются между счетами этого раздела.
Бюджетные учреждения и налогообложение
Бюджетные учреждения также являются налогоплательщиками. Они могут подпадать под налогообложение любым налогом. Налог на добавленную стоимость уплачивается при ведении деятельности, приносящей доход. Однако согласно ст. 149 НК РФ существуют необлагаемые виды операций, например некоторые медицинские и образовательные услуги.
Налог на прибыль в некоторых случаях должен быть исчислен, даже если учреждение не ведет коммерческую деятельность. Например, при безвозмездном получении имущества. Также в ст. 251 НК РФ содержатся виды необлагаемых доходов, применимые к бюджетным учреждениям.
Бюджетные учреждения уплачивают страховые взносы, являются агентами по НДФЛ, вносят налог на имущество, а также прочие платежи в бюджет РФ, если подпадают под определение плательщика.
Качество организации и ведения бухучета зависит от работы бухгалтера, который должен знать, чего от него ждет руководитель.
О том, как составить должностную инструкцию для данного ответственного лица, читайте в статье «Должностная инструкция бухгалтера бюджетного учреждения - образец 2015».
Итоги
Учет в бюджетных структурах подчиняется Бюджетному кодексу РФ и строго регламентирован. Бюджетная система страны подразумевает использование специальных кодов, знать которые необходимо и бухгалтерам бюджетных структур, поскольку они задействуются непосредственно при составлении рутинных проводок.
Бюджетные учреждения ведут не только бухгалтерский, но и налоговый учет, соблюдают порядок оформления законодательно утвержденных форм первичных документов и сдают отчетность.
nalog-nalog.ru
Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях
![]() | ISSN 2311-9411 (Online), ISSN 2079-6714 (Print)Выпускается с 1998 годаВключен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)Формат А4, объем 60—68 с.Периодичность — 2 раза в месяцДо января 2002 выходил 18 раз в годДо января 2001 выходил 12 раз в годДо января 1999 выходил 6 раз в годПубликуются материалы по следующим отраслям:— экономические науки (08.00.00) |
В журнале освещается специфика финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и некоммерческих организаций; проблемы реформирования бухгалтерского учета, особенности ведения бухгалтерского учета, налогообложения и составления отчетности.
Авторы — ведущие специалисты Минфина, ФНС, Минтруда, Минэкономразвития России, Федерального казначейства, других министерств и ведомств, известные ученые и преподаватели Финансового университета при Правительстве РФ, Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Академии бюджета и казначейства, Научно-исследовательского финансового института Минфина России, других вузов, специалисты-практики.
Журнал предназначен для руководителей и бухгалтеров бюджетных учреждений и некоммерческих организаций, работников финансовых органов, преподавателей, аспирантов и студентов вузов.
Тематическая направленность журнала
- организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях;
- регистры бюджетного учета;
- учетная политика;
- налоговый учет в бюджетных учреждениях;
- годовая отчетность бюджетного учреждения;
- проблемы реформирования бюджетного учета;
- учет основных средств, материальных активов;
- учет финансовых активов;
- организация бухгалтерского учета в некоммерческих организациях;
- налогообложение в некоммерческих организациях;
- предпринимательская деятельность в бюджетных и некоммерческих организациях. Особенности налогообложения;
- формирование отчетных данных для налоговых органов;
- вопросы трудового законодательства, трудовых договоров, бухгалтерские расчеты заработной платы, отпускных, пособий, командировок;
- практические советы пользователям компьютерных бухгалтерских программ;
- ответы на вопросы. Типичные ошибки, способы исправления;
- новые законодательные акты и комментарии к ним.
Главный редактор:
- Вера Алексеевна Горохова
Зам. главного редактора:
- Наталия Вячеславовна Токарева
Редакционный совет:
Марина Дмитриевна Акатьева, кандидат экономических наук, доцентВысшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университетаМосква, Российская Федерация
Гульнара Ильсуровна Алексеева, кандидат экономических наук, доцентФинансовый университет при Правительстве Российской ФедерацииМосква, Российская Федерация
Галия Наримановна Гафурова, кандидат экономических наукРоссийский государственный гуманитарный университетМосква, Российская Федерация
Виктор Григорьевич Гетьман, доктор экономических наук, профессорФинансовый университет при Правительстве Российской ФедерацииМосква, Российская Федерация
Николай Иванович Даниленко, кандидат экономических наук, доцентМагнитогорский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской ФедерацииМагнитогорск, Российская Федерация
Татьяна Юрьевна Дружиловская, доктор экономических наук, профессорНациональный исследовательский Нижегородский государственный университетим. Н.И. ЛобачевскогоНижний Новгород, Российская Федерация
Эмилия Сергеевна Дружиловская, кандидат экономических наук, доцентНациональный исследовательский Нижегородский государственный университетим. Н.И. ЛобачевскогоНижний Новгород, Российская Федерация
Ольга Владимировна Дмитриева, экономических наук, доцентВысшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университетаМосква, Российская Федерация
Светлана Вячеславовна Козменкова, доктор экономических наук, профессорНациональный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. ЛобачевскогоНижний Новгород, Российская Федерация
Олеся Владимировна Плотникова, доктор экономических наук, профессорСевастопольский филиал Российского экономического университета им. Г.В. ПлехановаСевастополь, Российская Федерация
Лариса Алексеевна Чалдаева, доктор экономических наук, профессорФинансовый университет при Правительстве Российской ФедерацииМосква, Российская Федерация
Учредитель
ООО «Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»Юр. адрес: 111141, г. Москва, Зеленый проспект, д. 8, кв. 1Факт. адрес: 111397, г. Москва, Зеленый проспект, д. 20
Издатель
ООО «Финанспресс»Юр. адрес: 105005, г. Москва, Посланников пер., д. 3, стр. 1Факт. адрес: 111397, г. Москва, Зеленый проспект, д. 20
Редакция журнала
Факт. адрес: 111397, г. Москва, Зеленый проспект, д. 20Тел.: +7 (495) 989-9610E-mail: [email protected]: http://www.buh-izdat.ru
buh-izdat.ru
| 5. План счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. План счетов утвержден инструкцией №25Н. Состоит из 5 разделов и забалансовых счетов. 1 раздел- Нефинансовые активы- ОС (010100000), непроизводственные активы(010200000), амортизация(01040000010, НМА(010300000), материальные запасы(010500000), капитальные вложения. 2 раздел -Финансовые активы- Денежные средства всех видов, денежные документы, финансовые вложения, все виды дебиторской задолженности, включая бюджетную (ден ср-ва учреждений- 020100000, расч по выдан авансам- 020600000, расч с подотчетн лицами-020800000, расч по недостачам- 020900000, расч с проч дебиторами-021000000). 3 раздел- Обязательства- Кредиторская задолженность учреждений всех видов по оплате труда, поставщики, подрядчики(расч с поставщ и подрядч-030200000, расч по платеж бюдж- 030300000, расч с депонентами-030400000, расч по удержан из ЗПЛ-030403000). 4 раздел- Финансовый результат –Объединены сч , предназначенные для отражения положительных либо отрицательных разниц между доходами и расходами учреждений: результат деятельности за текущий год, предыдущих лет, доходов будущих периодов, результат по кассовому исполнению бюджета и др. (финанс. Результат учреждений- 040100000). 5 раздел-Санкционирование расходов бюджета- Лимит получения и передачи бюджетных обязательств, а также бюджетных ассигнований. Учет на счетах этого раздела ведут распорядители бюджетных средств и органы казначейства ( лимиты бюдж обязат- 050100000, принятые бюдж обязат текущ года- 050200000, бюдж ассигнования-050300000). Забалансовые счета- счета для учета обеспечения исполнения обязательств гос. и муниципальн. гарантий, арендованных ОС, невыясненных поступлений в бюджет и др. На счетах этой группы в стоимостной оценке учитывается наличие и движение ценностей, не принадлежащих учреждению (арендованные ОС – сч 01, мат ценности, принятые на ответственное хранение- сч 02). Данные таких счетов не учитываются при подготовке бухгалтерского баланса. | 6. Регистры бюджетного учета. Для ведения бюдж. учета в учреждениях применяются специальные регистры, согласно Инструкции №25н и Приказа №123н. Регистры бюджетного учета предназначены для накопления и систематизации информации, которая содержится в первичных документах, принятых к учету. Инструкция по ведению бюджетного учета устанавливает только перечень рекомендуемых регистров с указанием обязательных реквизитов и показателей. Конкретные формы указанных регистров и правила их ведения должны разрабатывать и утверждать органы, организующие исполнение бюджета бюджетной системы Российской Федерации, с учетом специфики исполнения соответствующих бюджетов. К регистрам бюджетного учета относятся: - инвентарные карточки, - описи, - инвентарные списки - оборотные ведомости, - накопительные ведомости, - книги учета, - карточки накопительного и суммового учета, - книги регистрации, - реестры, - книги аналитического учета, - карточки учета средств и расчетов, - ведомости учета, - журналы учета, - инвентаризационные описи, - журналы операций, - главная книга. Основными регистрами бюджетного учета в учреждении являются журналы операций (форма 0504071), в которых в хронологическом порядке отражаются все осуществляемые финансово-хозяйственные операции. 1) Журнал операций по счету «Касса»: 2) Журнал операций с безналичными денежными средствами: 3) Журнал операций расчетов с подотчетными лицами: 4) Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками: 5) Журнал операций расчетов по оплате труда: 6) Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов: 7) Журнал операций по расчетам с дебиторами по доходам; 8) Журнал операций по прочим операциям: Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций. По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу. Одним из важнейших регистров бюджетного учета является Главная книга, форма 0504072. В Главной книге обобщаются данные всех учетных регистров бюджетного учреждения. | 7. Понятие и структура нефинансовых активов. К нефинансовым активам относятся: Основные средства, непроизведенные активы, нематериальные активы, Амортизация, материальные запасы, вложения в нефинансовые активы, нефинансовые активы в пути. Счет 010000000 "Нефинансовые активы" Понятие «нефинансовые активы» даёт ПРИКАЗ от 10 февраля 2006 г. N 25н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО БЮДЖЕТНОМУ УЧЕТУ» Под нефинансовыми активами в бюджетном учете понимаются все средства бюджетного учреждения (кроме денежных средств, финансовых вложений и т. п.), имеющие материально-вещественную форму, в том числе: -Счет 010100000 "Основные средства" -Счет 010201000 "Нематериальные активы" -Счет 010300000 "Непроизведенные активы", Учет объектов непроизведенных активов ведется на следующих счетах Плана счетов бюджетного учета: 010301000 "Земля"; 010302000 "Ресурсы недр"; 010303000 "Прочие непроизведенные активы". -Счет 010500000 "Материальные запасы" Учет материальных запасов ведется на следующих счетах Плана счетов бюджетного учета: 010501000 "Медикаменты и перевязочные средства"; 010502000 "Продукты питания"; 010503000 "Горюче-смазочные материалы"; 010504000 "Строительные материалы"; 010505000 "Мягкий инвентарь"; 010506000 "Прочие материальные запасы"; 010507000 «Готовая продукция» При формировании положений Инструкции по бюджетному учету порядок отражения в учете бюджетных учреждений имущества, отнесенного к нефинансовым активам, претерпел серьезные изменения, в результате которых были решены проблемы, существовавшие в предыдущей системе бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Также была осуществлена некоторая унификация правил ведения бюджетного учета в соответствии с общими принципами организации бухгалтерского учета в РФ. Структура отражаемых в бюджетном учете финансовых активов и обязательств включает счета бюджетного учета как для отражения операций по методу начисления в бюджетных учреждениях, так и по кассовому обслуживанию исполнения бюджета в соответствующих органах исполнительной власти и федерального казначейства. В части организации бюджетного учета в бюджетных учреждениях следует отметить, что, несмотря на то, что основным методом исполнения бюджета является казначейский (при котором учреждению не открываются собственные счета в банках, а все их расчеты осуществляются органами федерального казначейства через открытые в них данным учреждениям лицевые счета), в практике бюджетных учреждений ограниченно применяется и кассовый метод исполнения бюджетов (т. е. с использованием собственных счетов учреждений в банковских организациях). | 8. Понятие основных средств, их состав и группировка. К объектам основных средств бюджетных организаций относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждения, независимо от стоимости объектов ОС со сроком полезного использования более 12 месяцев. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС). Единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы. Каждому объекту, кроме объектов стоимостью до 1000 рублей включительно, а также библиотечного фонда, драгоценностей и ювелирных изделий независимо от стоимости, независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер. Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данном учреждении. Инвентарные номера списанных с бюджетного учета объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к бюджетному учету объектам. Группировка основных средств осуществляется в соответствии с классификацией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов (далее - ОКОФ) на следующих счетах Плана счетов бюджетного учета: 010101000 "Жилые помещения"; 010102000 "Нежилые помещения"; 010103000 "Сооружения"; 010104000 "Машины и оборудование"; 010105000 "Транспортные средства"; 010106000 "Производственный и хозяйственный инвентарь"; 010107000 "Библиотечный фонд"; 010108000 "Драгоценности и ювелирные изделия"; 010109000 "Прочие основные средства". |
studfiles.net
Бухгалтерский учет бюджетных организаций
Организация бухгалтерского учета на бюджетных предприятиях.
- Определение и основные задачи бухгалтерского учета.
- Учетная политика бюджетного учреждения.
- Новый бюджетный План счетов.
- Счета нового Плана счетов.
Наиболее важными нормативным документами для бухгалтерии бюджетной организации являются Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Инструкция «По бюджетному учету» №70Н от 26.08.2004. В Законе о бухгалтерском учете дано определение сущности бухгалтерского учета, указаны его задачи, основные правила его ведения, оценки имущества и обязательств, состав бухгалтерской отчетности, порядок ее оставления и сроки предоставления, приведены основные понятия по бухгалтерскому учету и отчетности (о счетах, двойной записи и т.д.).
В новой Инструкции учтены положения документов, устанавливающих международные требования к бюджетному учету и отчетности. Такими документами являются:
- Руководство по статистике государственных финансов, разработанное Международным валютным фондом;- Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора, разработанные Международной федерацией бухгалтеров.
В Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях содержатся указания по организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях, приведены План счетов для них и указания по порядку учета на счетах. В приложениях к Инструкции приведены корреспонденции счетов по основным бухгалтерским операциям, унифицированные формы первичных документов, а также перечень рекомендуемых регистров бюджетного учета с указанием обязательных реквизитов и показателей.
Указанная Инструкция распространяется на все бюджетные учреждения – организации, созданные органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Порядок ведения бюджетного учета в бюджетных учреждениях, установленный Инструкцией, распространяется на централизованные бухгалтерии, созданные при органах государственной власти РФ, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и бюджетных учреждениях, а также на учреждения и организации, создаваемые российскими академиями наук, имеющими государственный статус.
Основные правила (принципы) ведения бухгалтерского учета определены Законом «О бухгалтерском учете». Эти правила следующие. 1. Обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах Плана счетов, утверждаемого Минфином России.
2. Учет объектов учета осуществляется в рублях и на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русском языке.
3. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.
4. Обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу после окончания операций. Она должна содержать обязательные реквизиты и составляться по установленным формам. Руководитель утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.
5. Для систематизации и накопления информации, содержащихся в учетных документах, используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Минфином России, органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, и федеральными органами исполнительной власти. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерии является коммерческой тайной.
6. Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении.
Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления.Применение других методов оценки допускается случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.
7. Обязательность применения инвентаризации имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением установленных Законом «О бухгалтерском учете случаев обязательного проведения инвентаризации.
Бухгалтерским документом называется письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственных операций, право на их совершение или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности. Хозяйственные операции отражаются на бумажных и машиночитаемых носителях информации. Следовательно, документ – это любой носитель информации, с помощью которого хозяйственные операции подвергаются первичной документации.
Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно по окончании операции. В новой инструкции очень мало говориться о формах первичных документах, применяемых учреждениями сектора государственного управления. Однако при анализе текста Инструкции, а также приложения №2 «Унифицированные формы первичных документов» и приложения №3 «Перечень рекомендуемых регистров бюджетного учета с указанием обязательных регистров и показателей» к Инструкции можно прийти к определенным выводам.
Первичные учетные документы, подлежащие применению субъектами бюджетного учета, подразделяются на 2 группы: 1. Отдельные унифицированные формы первичных документов класса 03 «Унифицированная система первичной документации» Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД) (в количестве 20 штук, перечень которых приведен в разделе 1 приложения №2 к Инструкции).2. специальные формы первичных документов в количестве еще 20 штук, относящиеся к классу 05 «Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций» ОКУД, с указаниями по их применению (смотрите разделы 2, 3, 4 Приложения №2 к Инструкции).
Ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.В учреждениях все бухгалтерские документы, связанные с исполнением смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, подписываются руководителем учреждения и главным бухгалтером или уполномоченным ими лицом.
Право подписи на бухгалтерских документах. В централизованных бухгалтериях указанные бухгалтерские документы подписываются руководителем и главным бухгалтером учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, или уполномоченные ими на то лицами.
Недействительные документы. Документы без подписи главного бухгалтера или его заместителя считаются недействительными и не принимаются к исполнению.
Порядок составления и обработки документов. Документы следует составлять на бланках установленной формы с заполнением всех реквизитов. Если некоторые реквизиты не заполнены, то свободное место прочеркивают.
Запись в документах делают чернилами, шариковой ручкой или при помощи пишущих машин и средств автоматизации. В денежных документах сумму указывают цифрами и прописью. Документы должны быть оформлены аккуратно, текст и цифры написаны четко и разборчиво.
Исправления в документах. Если в тексте или цифрах допущена ошибка, ее следует зачеркнуть (так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое) и написать сверху правильный текст или сумму. Затем правильный текст или сумму повторяют на полях документа и заверяют подписью лица, оформлявшего документ. В некоторых документах, например в кассовых и банковских, исправления делать не разрешается.
План счетов бухгалтерского учета. Планом счетов называют систематизированный по установленным принципам перечень синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета. В бюджетных организациях для бухгалтерского учета применяется План счетов, утвержденный Минфином РФ в составе Инструкции по бюджетному учету в бюджетных учреждениях.
Учетные регистры. Записать операцию на счетах – это значит отразить ее содержание в бухгалтерских книгах, карточках или свободных листах, являющихся учетными регистрами. Совокупность и расположение реквизитов в регистре определяют его форму, которая зависит от особенностей учитываемых объектов, назначения регистров, способов учетной регистрации. Под учетной регистрацией понимают запись хозяйственных операций в учетных регистрах. По внешнему виду учетные регистры подразделяются на книги, карточки и свободные листы ведомости.
Способ исправления в учетных регистрах. Исправление ошибок в учетных регистрах осуществляется корректурным способом, способом дополнительных проводок и способом «красное сторно».
Регистры бюджетного учета. Что касается регистров бюджетного учета, то с одной стороны, п.3 новой Инструкции называет 9 обязательных регистров учета, включая 8 журналов операций и 1 Главную книгу. С другой стороны, в приложении №3 «Перечень рекомендуемых регистров бюджетного учета с указанием обязательных регистров и показателей» к Инструкции количество регистров бюджетного учета доведено до 50. причем, некоторые упомянутые в этом приложении формы по своей природе скорее являются первичными документами, чем регистрами учета.
mirznanii.com







