Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Презентация "История создания журнала Мурзилка". Что в журнале мурзилка особенно интересно


Викторина по страницам журнала «Мурзилка»

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (595,7 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • расширить читательский кругозор учащихся подробным знакомством с детским журналом «Мурзилка»;
  • развивать память, внимание;
  • воспитывать любовь к чтению, к журналу.

ХОД ВИКТОРИНЫ

l. Оргмомент

– Сегодня мы с вами проведём литературную викторину по страницам детского журнала «Мурзилка». "Мурзилка" – популярный детский литературно-художественный журнал. Издается с 1924 года. Адресован детям от 6 до 12 лет. Создателями журнала были Самуил Маршак, Агния Барто, Корней Чуковский, Аркадий Гайдар – целая плеяда наших известных и любимых всеми писателей и поэтов. В мае этого года журналу исполнится  90 лет. Назван он по имени сказочного существа – жёлтого и пушистого Мурзилки. Сегодня Мурзилка живёт на страницах журнала таким, каким нарисовал его в 1937 г. Известный художник Аминадав Моисеевич Каневский.  Можно с уверенностью сказать, что нет такого взрослого читателя, который не был бы знаком с этим журналом – спросите об этом у своих пап и мам! В журнале печатаются сказки, сказочные повести, рассказы, пьесы, стихи. Главные его авторы – современные талантливые писатели, художники и классики детской литературы. Часто авторами журнала выступают сами читатели. Современный "Мурзилка" насыщен интересными, познавательными материалами – история, достижения науки и техники, спорт, важнейшие события сегодняшнего дня. Материалы на такие темы привлекают не только юных читателей, но и их родителей. Есть такие темы, которые не исчерпываются публикацией в нескольких номерах, а продолжаются более длительное время. Такова "Галерея искусств Мурзилки". "Галерея" знакомит с репродукциями картин – шедевров отечественной и мировой живописи, с жизнью и творчеством художников. Рассказы о них и репродукции картин печатаются на вкладках, их можно вырезать и собирать свою художественную коллекцию. Из номера в номер печатаются материалы, дополняющие программу начальной школы, рекомендованные Министерством образования РФ. Это и "Школа безопасности", и веселые уроки математики и русского языка, объединенные в отдельный раздел–приложение "Головоломки, игры, затеи". Интересны не только детям, но всей семье "Мурзилкины советы", "Приключения Мурзилки", самоделки, конкурсы, викторины, которые дают не только интересную информацию, призывают к творчеству, но и воспитывают полезные навыки.

2. Визитка команд (название и девиз)

3. Объяснение правил игры. Ход игры

4. Подведение итогов. Награждение

Список литературы:

    • Интернет. Суслина Е.В. Читательская конференция  по страницам  детского  журнала «Мурзилка».
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Журнал "МУРЗИЛКА" - Вокруг и около сказок

"Мурзилка" - популярный детский литературно-художественный журнал. Издается с 1924 года. Адресован детям от 6 до 12 лет.

В журнале печатаются сказки, сказочные повести, рассказы, пьесы, стихи. Главные его авторы - современные талантливые писатели, художники и классики детской литературы. Часто авторами журнала выступают сами читатели. 

Современный "Мурзилка" насыщен интересными, познавательными материалами - история, достижения науки и техники, спорт, важнейшие события сегодняшнего дня. Материалы на такие темы привлекают не только юных читателей, но и их родителей. Разнообразием тем и интересной подачей журнал стремится удовлетворять постоянно растущие запросы своих читателей.  Есть такие темы, которые не исчерпываются публикацией в нескольких номерах, а продолжаются более длительное время. Такова "Галерея искусств Мурзилки". "Галерея" знакомит с репродукциями картин - шедевров отечественной и мировой живописи, с жизнью и творчеством художников. Рассказы о них и репродукции картин печатаются на вкладках, их можно вырезать и собирать свою художественную коллекцию.

Из номера в номер печатаются материалы, дополняющие программу начальной школы, рекомендованные Министерством образования РФ. Это и "Школа безопасности", и веселые уроки математики и русского языка, объединенные в отдельный раздел-приложение "Головоломки, игры, затеи".

Интересны не только детям, но всей семье "Мурзилкины советы", "Приключения Мурзилки", самоделки, конкурсы, викторины, которые дают не только интересную информацию, призывают к творчеству, но и воспитывают полезные навыки.

Редакция получает много писем от учителей и родителей, в которых они сообщают о том, что журнал «Мурзилка» стал для них другом и помощником, отмечают разносторонность журнала, одобряют наличие интересной и полезной информации, знаний, которые расширяют школьные программы. Знакомый Вам с детства журнал «Мурзилка» вот уже более 83 лет радует читателей своим существованием. С тех пор, как Вы в последний раз держали его в руках, журнал сильно изменился. И мы хотим представить о нем более свежую информацию. 

Назван он по имени сказочного существа – желтого и пушистого Мурзилки. Сегодня Мурзилка живет на страницах журнала таким, каким нарисовал его в 1937 году известный художник Аминадав Моисеевич Каневский. 

Основой журнала является художественная литература. Она выполняет главную задачу – воспитывает в ребенке лучшие нравственные качества: доброту, честность, справедливость, отзывчивость. В годы, когда наша страна переживала дефицит книг для детей, «Мурзилка» был связующим звеном между читателем и детской литературой. Многим детям, живущим на периферии или в других странах, журнал и сейчас служит дополнением к учебникам по литературе, а также знакомит с новыми произведениями современных авторов. 

«Мурзилка» тесно связан с жизнью и интересами юных читателей и очень живо на них откликается. Именно поэтому журнал также необходим и взрослым, в их работе с детьми – учителям, воспитателям, библиотекарям, родителям. Для этого в журнале содержатся разнообразные материалы. 

Расширению лингвистических представлений, изучению русского языка читателей служат рубрики «Прогулки со словами» и «Поиграем в слова». В них публикуются: сказки, стихи, скороговорки, которые способствуют овладению русским языком, культурой речи, учат нормам правописания. В этих рубриках содержатся занимательные вопросы, задания, конкурсы, что особенно привлекает читателей и побуждает их к активной деятельности. 

В рубриках «Веселая математика», «Зеленый мир» в занимательной, а часто и в стихотворной форме даются непростые задачи, задания, которые привлекают внимание читателей, их старших братьев, сестер и родителей. 

Больше 15 лет ведется в журнале рубрика «Галерея искусств Мурзилки». Она знакомит детей с особенностями творчества выдающихся художников, с репродукциями картин, являющихся шедеврами отечественной и мировой живописи. Комментарии искусствоведов помогают формировать эстетические взгляды читателей. 

Также в журнале печатаются материалы, в которых рассказывается о великих географических открытиях, о знаменитых путешественниках далекого прошлого и нашего времени; постоянно освещаются вопросы правового воспитания, психологии, этики, культуры общения, правила поведения в экстремальных ситуациях.

Большое внимание уделяет полезному проведению досуга. В каждом номере даются разнообразные самоделки. 

Внутри журнала есть вкладки, клапаны, на которых располагаются развивающие игры, кроссворды, задания. Вкладки можно вырезать, кроссворды собирать в отдельные книжечки, вынимать из журнала репродукции картин. 

В последние годы журнал видоизменился: каждый номер имеет отдельные приложения, аккуратно скрепленные в середине журнала. Приложения разные: «Галерея искусств Мурзилки», настольные игры, раскраски, самоделки, наклейки, выкройки, постеры и др. Подписаться на журнал можно с любого номера. 

Кроме того, редакция журнала постоянно напрямую общается со своими читателями: организует для них встречи с коллективом редакции, авторами «Мурзилки»: писателями и художниками; устраивает художественные выставки. 

Выставка представляет собой подборку более ста пятидесяти работ художников, сотрудничавших с журналом в разные годы. Это: К. Ротов, А. Каневский, А. Брей, Ю. Пименов, В. Сутеев, Ю. Васнецов, В. Конашевич, Ю. Коровин, В. Курдов, В. Лебедев, Ф. Лемкуль, Т. Маврина, А. Пахомов, Е. Чарушин, В. Фаворский, Е. Рачёв, М. Митурич, Г. Макавеева, Ю. Копейко, В. Чижиков, В. Лосин, Л. Токмаков, А. Соколов, В. Дмитрюк и др. Выставка уже побывала во многих городах России, дальнего и ближнего зарубежья и может, по желанию приглашающей стороны, перемещаться в любой пункт назначения, где будет проявлен к ней интерес.

В АРХИВЕ НОМЕРОВ можно почитать материалы из журнала за 2005-2009 годы

МОЕ МНЕНИЕ: Когда в детстве мы выписывали этот журнал, я его очень ждала. Значит, он мне нравился :)) Когда у других вижу отсканированные страницы журнала за 80-е годы, наплывает ностальгия. Я помню, что очень нравились истории про ЯБЕДУ-КОРЯБЕДУ. И еще часто вырезала из журнала всякие картинки.

marinaskaz.livejournal.com

«Мурзилка»

 

 

«Мурзилка» — популярный детский литературно-художественный журнал. Издается с 1924 года. Адресован детям от 6 до 12 лет.

 

 

За 88 лет существования всеми любимого детского журнала его выпуск не прерывался ни разу.

В 2012 году журнал занесён в книгу рекордов ГиннессаTM: «Мурзилка»  — детский журнал с самым длительным сроком издания.

Назван он по имени сказочного существа жёлтого и пушистого Мурзилки. Свое имя Мурзилка получил благодаря озорнику и проказнику – маленькому лесному человечку, существовавшему в популярных книгах для детей конца 19 века. Это был человечек во фраке, с тросточкой и моноклем. Потом образ лесного Мурзилки поменялся на образ обыкновенной маленькой собачки, помогающей всем, кто попал в беду. Но Мурзилка в обличии щенка просуществовал недолго. В 1937 году знаменитый художник Аминадав Каневский создал новый образ Мурзилки. С тех пор в детском издании «Мурзилка» живёт жёлтый герой, в красном берете и шарфе, с перекинутым через плечо фотоаппаратом. И детям он очень нравится.

Главным отличием журнала для детей «Мурзилка» является качественная детская литература. В разные годы в журнале работали Агния Барто, Корней Чуковский, C. Маршак, Михаил Пришвин, Константин Паустовский, Валентин Берестов, Юрий Коринец, Сергей Михалков, Ирина Токмакова, Эдуард Успенский, А. Митяев,Андрей Усачёв, Марина Москвина, Виктор Лунин, Леонид Яхнин, Михаил Яснов. В настоящее время в журнале также публикуются произведения современных детских писателей. В «Мурзилке» печатаются детские сказки, сказочные повести, детские рассказы, пьесы, детские стихи.

В журнале работали и работают такие художники как Евгений Чарушин, Юрий Васнецов, Аминадав Каневский, Татьяна Маврина, Виктор Чижиков, Николай Устинов, Галина Макавеева, Георгий Юдин, Максим Митрофанов.

  

«Мурзилка» – зеркало нашей детской литературы. Он является связующим звеном между читателями и детской литературой. Многим детям, живущим на периферии, журнал и сейчас служит дополнением к учебникам по литературе. Постоянные рубрики журнала насыщены интересными, познавательными материалами, которые являются достойным дополнением к углублённому изучению школьных предметов: русского языка ( «Прогулки со словами»), природоведения (флора и фауна планеты), труда (достижения науки и техники в рубриках), физической культуры ( «Чемпион»), ОБЖ ( «Школа безопасности»), изобразительного искусства ( «Идём в музей», «Художественная галерея», «Галерея искусств Мурзилки»). В каждом номере «Мурзилки» есть игры, головоломки, ребусы, кроссворды, раскраска и несколько конструкций-самоделок.

В журнале печатаются сказки, сказочные повести, рассказы, пьесы, стихи. Главные его авторы — современные талантливые писатели, художники и классики детской литературы. Часто авторами журнала выступают сами читатели.

Современный «Мурзилка» насыщен интересными, познавательными материалами — история, достижения науки и техники, спорт, важнейшие события сегодняшнего дня. Материалы на такие темы привлекают не только юных читателей, но и их родителей. Разнообразием тем и интересной подачей журнал стремится удовлетворять постоянно растущие запросы своих читателей.

Есть такие темы, которые не исчерпываются публикацией в нескольких номерах, а продолжаются более длительное время. Такова «Галерея искусств Мурзилки». «Галерея» знакомит с репродукциями картин — шедевров отечественной и мировой живописи, с жизнью и творчеством художников. Рассказы о них и репродукции картин печатаются на вкладках, их можно вырезать и собирать свою художественную коллекцию.

Из номера в номер печатаются материалы, дополняющие программу начальной школы, рекомендованные Министерством образования РФ. Это и «Школа безопасности», и веселые уроки математики и русского языка, объединенные в отдельный раздел-приложение «Головоломки, игры, затеи».

Интересны не только детям, но всей семье «Мурзилкины советы», «Приключения Мурзилки», самоделки, конкурсы, викторины, которые дают не только интересную информацию, призывают к творчеству, но и воспитывают полезные навыки

 

 

Чтобы увеличить страничку, щёлкни по ней!

 

 

Кто такой Мурзилка?

В далёком 1924 году собрались писатели и художники и решили выпускать журнал для детей. Сказано – сделано: написаны рассказы, стихи, нарисованы картинки. Но названия у журнала пока нет. Думали, спорили, гадали. И кому-то   вспомнились популярные дореволюционные книжки о весёлых приключениях маленьких лесных человечков, которые странствуют по свету. Среди множества крохотных существ был озорник и проказник по имени Мурзилка. Выглядел он совсем не так, как теперешний. К тому же популярность его и маленьких лесных человечков была настолько велика, что на базе популярного тогда журнала для маленьких «Задушевное слово» была выпущена в 1908 году газета царства малюток под названием «Журнал Мурзилки»:

 

А вот и стихотворный портрет Мурзилки-эльфа, опубликованный в 1908 году в этой газете:

 

Стук, стук, стук в стекло… Отворил окошко,

Вижу – вдруг влетает очень странный гость.

Ростом с ноготочек, юркий тонконожка

И в своей ручонке крепко держит трость…

 

Был тот гость во фраке с фалдами-концами,

В шелковом цилиндре, с стеклышком в глазу,

в сапогах изящных с длинными носками

И похож глазами был на стрекозу…

Мурзилка! – это имя стало находкой и утвердилось и за героем, и за новым журналом. И в 1924 году вышел в свет самый первый номер журнала «Мурзилка»

 

 

Но на этом, судя по всему, сомнения редколлегии в правильности выбора героя журнала не кончились, так как в книге Мурзилка был всё-таки человечком или гномом, а в журнале пришлось ему стать беленькой собачкой и путешествовать вместе с другом и хозяином – мальчиком Петей:

 

 

Он дружил с пионерами, знался с беспризорниками, едва не был зарезан одним доктором ради нужд медицины, ночевал в клетке с белым медведем, летал на воздушном шаре, жил при пожарной части. …

 Однако и в таком обличии Мурзилка не очень нравился писателям, художникам, да и самим детям, и герой всё реже и реже стал появляться на страницах, а потом и совсем исчез. А без героя детскому журналу скучно.  И тогда редакция попросила знаменитого художника Аминадава Каневскогосоздать образ Мурзилки. Было это в 1937 году:

 

              

 

И с тех пор в журнале поселился пушистый волшебный герой, жёлтенький, как одуванчик, в красном берете и шарфике, с фотоаппаратом через плечо, такой, каким все знают его сейчас. Вот как в разное время представляли себе Мурзилку художники, сотрудничающие с журналом:

 

 

 

  Он весёлый, находчивый, любознательный, иногда озорной – одним словом, ровесник своих читателей. Дети полюбили его, поверяют свои тайны, ждут от него совета, хотят поговорить по телефону, зовут в гости. Они верят в то, что существует на свете добрый, понимающий Мурзилка. Что ему можно довериться, можно однажды броситься к нему в самую трудную минуту: «Помоги, Мурзилка!»

                

subscribe.ru

Познакомить с журналом «Мурзилка», с историей его создания. Заинтересовать учащихся к чтению журнала «Мурзилка». Формирование навыков работы с периодическими изданиями. Ребята

Цели: Познакомить с журналом «Мурзилка», с историей его создания. Заинтересовать - страница №1/1

Петрушкова О.П. Малышенко А.А.

МКОУ «Александроневская средняя школа»

Цели:
  1. Познакомить с журналом «Мурзилка», с историей его создания.
  2. Заинтересовать учащихся к чтению журнала «Мурзилка».
  3. Формирование навыков работы с периодическими изданиями.

Ребята, у нас в стране выпускают очень много различных журналов для детей. А знаете, какой из них самый старый? Я немного подскажу вам сейчас.

«…Его любят все. Любят мальчики и девочки. Любят мамы и папы. Любят дедушки и бабушки. Любят писатели, которые пишут для детей.

Почему любят? Да потому, что он всегда ищет новое, интересное, полезное. Ищет и находит…

Пусть он всегда будет другом детей. И пусть друзей у него будет ещё больше!» (С.В. Михалков журналу «Мурзилка» // Мурзилка. – 1974. - № 5.) Записано на доске

Если вы ещё не догадались, то послушайте загадку:

Он яркий, весёлый,

Как я, озорной!

Он с детства находится

Рядом со мной.

Он - для стихов

И рассказов копилка!

Все его знают,

Ведь это …. («Мурзилка»)

А. Шевченко (Слайд 2,3)

Кто знает, о каком журнале идет речь?   (Дети отвечают)

Показ презентации.

В далёком 1924 году собрались писатели и художники и решили выпускать журнал для детей. Сказано – сделано: написаны рассказы, стихи, нарисованы картинки. Но названия у журнала пока нет. Думали, спорили, гадали. И кому-то вспомнились популярные дореволюционные книжки о весёлых приключениях маленьких лесных человечков, которые странствуют по свету. Среди множества крохотных существ был озорник и проказник по имени Мурзилка. Выглядел он совсем не так, как теперешний. К тому же популярность его и маленьких лесных человечков была настолько велика, что на базе популярного тогда журнала для маленьких «Задушевное слово» была выпущена в 1908 году газета царства малюток под названием «Журнал Мурзилки»: (Слайд 4)

А вот и стихотворный портрет Мурзилки-эльфа, опубликованный в 1908 году в этой газете:

-Стук, стук, стук в стекло… Отворил окошко,

Вижу – вдруг влетает очень странный гость.

Ростом с ноготочек, юркий тонконожка

И в своей ручонке крепко держит трость…

Был тот гость во фраке с фалдами-концами,

В шелковом цилиндре, с стеклышком в глазу,

в сапогах изящных с длинными носками

И похож глазами был на стрекозу…

История Мурзилки началась в 1879 году, когда канадский художник Палмер Кокс создал серию рисунков о Брауни – это небольшие человечки, ростом около 90 сантиметров, похожие на маленьких эльфов.

В феврале 1883 года Кокс начал публиковать картинки с Брауни вместе со стихами о приключениях героев.

Всего до 1924 года было создано 15 оригинальных книг о Брауни.

(слайд 5,6)

Мурзилка! – это имя стало находкой и утвердилось и за героем, и за новым журналом. И в 1924 году вышел в свет самый первый номер журнала «Мурзилка» (слайд 7)

И стал популярным ежемесячным литературно-художественным журналом для детей младшего школьного возраста.  Адресован детям от 6 до 12 лет. Самый первый номер журнала был напечатан в Москве в мае 1924 года. В этом году ему исполняется 89 лет. Но на этом, судя по всему, сомнения редколлегии в правильности выбора героя журнала не кончились, так как в книге Мурзилка был всё-таки человечком или гномом, а в журнале пришлось ему стать беленькой собачкой и путешествовать вместе с другом и хозяином – мальчиком Петей: (слайд 7)

Он дружил с пионерами, знался с беспризорниками, едва не был зарезан одним доктором ради нужд медицины, ночевал в клетке с белым медведем, летал на воздушном шаре, жил при пожарной части…

Однако и в таком обличии Мурзилка не очень нравился писателям, художникам, да и самим детям, и герой всё реже и реже стал появляться на страницах, а потом и совсем исчез. А без героя детскому журналу скучно.

И тогда редакция попросила знаменитого художника Аминадава Каневского создать образ Мурзилки. Было это в 1937 (слайд 8,9)

А кто же такой  Мурзилка? (Дети сначала сами пытаются объяснить). Это маленькое желтенькое существо в красном беретике, с шарфиком на шее и фотоаппаратом на плече. Чем-то похож на медвежонка. Портрет  Мурзилки придумали художники не сразу. И с тех пор в журнале поселился пушистый волшебный герой, жёлтенький, как одуванчик, в красном берете и шарфике, с фотоаппаратом через плечо, такой, каким все знают его сейчас. Из его биографии известно, что он,

Мурзилка, родной внук Деда Мороза и снежной бабы. И как он появился в журнале, то сразу же с ним начались самые невероятные и удивительные приключения, которые продолжаются и по сей день.

Он весёлый, находчивый, любознательный, иногда озорной – одним словом, ровесник своих читателей. Дети полюбили его, доверяют свои тайны, ждут от него совета, хотят поговорить по телефону, зовут в гости. Они верят в то, что существует на свете добрый, понимающий Мурзилка. Что ему можно довериться, можно однажды броситься к нему в самую трудную минуту: «Помоги, Мурзилка!»

Ученик:

-« Мурзилка», «Мурзилка»,

Надежный, веселый,

Мы дружим с ним с детства,

Мы ходим с ним в школу.

Пусть множество новых

журналов вокруг,

-«Мурзилка» по-прежнему

Лучший наш друг!

В «Мурзилке» рисунки

На каждой странице,

Рассказы, загадки,

Стихи, небылицы.

Хотим, чтобы каждый

ребенок читая

«Мурзилку», «Мурзилку»,

наш лучший журнал.

Родители нам по секрету открыли,

Что все они с детства

«Мурзилку» любили,

И дедушка тоже с улыбкой сказал:

-«Мурзилка» - мой самый

Любимый журнал!

Обложка первого номера журнала "Мурзилка" (1924)

Реклама подписки на журнал "Мурзилка" на 1924 год Впервые подписка на журнал «Мурзилка» была открыта 1 мая 1924 года. В рекламном листке журнала написано (показать рекламу подписки на журнал: слайд 10):

«МУРЗИЛКА» отразит в себе и ребячье житьё-бытьё, и природу.

«МУРЗИЛКА» покажет, как ребята должны работать сообща, чтобы им весело было от работы.

«МУРЗИЛКА» даст ребятам много таких картин в красках, которые можно будет резать в полное их удовольствие, а потом нарезанное склеивать, чтобы у ребят получались всякие вещи.

Подписная плата на 1 месяц с доставкой и пересылкой 40 копеек. (слайд 10)

В журнале печатались рассказы, стихи, басни, различные советы и рекомендации по изготовлению поделок из природных материалов (показать страницы из журнала за 1924 год: слайд 11)

В одном из номеров журнала за 1924 год напечатано такое стихотворение (показать страницу из журнала за 1924 год со стихотворением: слайд 12):

МУРЗИЛКА

Наш Мурзилка так уж мал,

так уж мал,

Что из ландыша лесного

Сделал шлем себе он новый,

В нем вояка новомодный

Воевал.

Наш Мурзилка так уж мал,

так уж мал,

Что из скорлупы яичной

Сделал дом себе отличный,

И строитель наш яичный

в нем работал.

Наш Мурзилка так уж мал,

так уж мал,

Что из крыльев комаришки

Самолёт устроил мышке

И высоко он, плутишка,

С ней летал.

А. Алтаев

«Мурзилка» – популярный детский литературно-художественный журнал.

«Мурзилка» – зеркало нашей детской литературы. Он является связующим звеном между читателями и писателями. Многим детям, живущим на периферии, журнал и сейчас служит дополнением к учебникам по литературе. Постоянные рубрики журнала насыщены интересными, познавательными материалами, которые являются достойным дополнением к углублённому изучению школьных предметов: русского языка ( «Прогулки со словами»), природоведения (флора и фауна планеты), труда (достижения науки и техники в рубриках), физической культуры ( «Чемпион»), ОБЖ ( «Школа безопасности»), изобразительного искусства ( «Идём в музей», «Художественная галерея», «Галерея искусств Мурзилки»). В каждом номере «Мурзилки» есть игры, головоломки, ребусы, кроссворды, раскраска и несколько конструкций-самоделок.

(слайд 13) В журнале печатаются сказки, сказочные повести, рассказы, пьесы, стихи. Главные его авторы — современные талантливые писатели, художники и классики детской литературы. Часто авторами журнала выступают сами читатели.

Материалы на такие темы привлекают не только юных читателей, но и их родителей. (слайд 14-17)

Есть такие темы, которые не исчерпываются публикацией в нескольких номерах, а продолжаются более длительное время.

Расширению лингвистических представлений, изучению русского языка читателей служат рубрики «ПРОГУЛКИ СО СЛОВАМИ» и «ПОИГРАЕМ В СЛОВА». В них публикуются: сказки, стихи, скороговорки, которые способствуют овладению русским языком, культурой речи, учат нормам правописания. В этих рубриках содержатся занимательные вопросы, задания, конкурсы, что особенно привлекает читателей и побуждает их к активной деятельности.

В рубриках «ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА», «ЗЕЛЁНЫЙ МИР» в занимательной, а часто и в стихотворной форме даются непростые задачи, задания, которые привлекают внимание читателей, их старших братьев, сестёр и родителей.

Больше 15 лет ведётся в журнале рубрика «ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВ МУРЗИЛКИ». Она знакомит детей с особенностями творчества выдающихся художников, с репродукциями картин, являющихся шедеврами отечественной и мировой живописи. Комментарии искусствоведов помогают формировать эстетические взгляды читателей.

Рубрика «КРАСНАЯ КНИГА МУРЗИЛКИ» знакомит читателей с животными и растениями, находящимися на грани исчезновения и занесёнными в Красную книгу России. В каждой публикации присутствуют задания и кроссворды, которые помогут усвоить материал и проверить свои знания.

На адрес редакции ребята часто присылают рассказы о себе, своих близких и друзьях, о взаимоотношениях в семье и школе. Вместе с писателем-психологом Мурзилка в рубрике «ПОГОВОРИМ ПО ДУШАМ» отвечает юным читателям, как поступить в сложных ситуациях, которые иногда возникают.

Также в журнале печатаются материалы, в которых рассказывается о великих географических открытиях, о знаменитых путешественниках далекого прошлого и нашего времени; постоянно освещаются вопросы правового воспитания, психологии, этики, культуры общения, правила поведения в экстремальных ситуациях.

Большое внимание журнал уделяет полезному проведению досуга. В каждом номере даются разнообразные самоделки, наклейки, выкройки, постеры. Внутри журнала есть вкладки, клапаны, на которых располагаются развивающие игры, кроссворды, задания. Вкладки, кроссворды можно вырезать, репродукции картин вынимать и собирать в отдельные альбомы, что и делают в школах и семьях.

В периодической печати неоднократно положительно отмечалась деятельность журнала «Мурзилка», его роль в воспитании детей. В связи с 50-летием журнал был награждён орденом «Знак Почёта», в связи с 85-летием награждён Почётной Грамотой правительства РФ, Благодарностью Российской Академии Художеств, отмечен знаком качества «Лучшее детям». (слайд 18)

«Мурзилка» – постоянный участник больших Российских и Международных выставок прессы, Международных книжных ярмарок, на протяжение последних четырёх лет награждался Знаком отличия «Золотой фонд прессы» международных выставок «Пресса». (слайд 18)

В 1993 г издательство «Квеста» выпустило книгу Александра Хволльсона «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков». (слайд 19)

Создан познавательно-развлекательный сайт журнала «Мурзилка» www.murzilka.org для детей, родителей и воспитателей. Посетители сайта знакомятся с содержанием номеров журнала, участвуют в конкурсах, разгадывают кроссворды, играют в игры. Ребёнок узнаёт свежие новости издания, имеет возможность пообщаться с писателями, художниками и психологами. Кроме того, на сайте дети и взрослые могут общаться on-line в чате или на форуме. Сайт содержит блок информации для родителей, воспитателей и педагогов (по вопросам воспитания с использованием журнала «Мурзилка»). У начинающих авторов есть возможность высказать свои идеи, обсудить творческие вопросы, получить рецензии на собственные произведения от профессионалов. (Слайд 20)

В 2011 в. «Мурзилка» попал в книгку рекордов Гиннесса как детское издание, существующее самый длительный срок. (Слайд 21 )

- Ребята, давайте рассмотрим журналы, которые лежат перед вами.  Сначала внимательно изучим  ОБЛОЖКУ. Что мы можем узнать по обложке? Правильно, название журнала. Что ещё? Да, верно - год и порядковый номер журнала. А какую ещё информацию даёт нам обложка журнала «МУРЗИЛКА»? Читаем внимательно, что написано над названием? Правильно -  «ежемесячный журнал для детей». Каждый сразу поймет, что это детский журнал и выходит он один раз в месяц.

А сейчас перевернём журнал и откроем последнюю страницу обложки. На последней страничке журнала найдите колонку, напечатанную мелкими буквами. Это своеобразный  паспорт журнала. Что мы можем узнать из паспорта человека?  Фамилию, имя и отчество, когда и где родился, где живет человек. И ещё некоторые сведения можно узнать из паспорта. Вот так же и в паспорте «Мурзилки» мы с вами найдём сейчас  информацию о журнале.  Искать вы будете самостоятельно, а чтобы помочь вам, я буду задавать вопросы.  Итак, все внимательно изучаем паспорт журнала. Сверху изображена эмблема (или логотип) журнала, как в паспорте фотография. 

  1. Как часто издаётся журнал «Мурзилка»?  (ежемесячный  журнал).
  2. Для кого печатают журнал «Мурзилка»? (литературно-художественный журнал для детей младшего школьного возраста).
  3. Сколько номеров журнала вышло в прошлом году и сколько выйдет в этом? Почему? Откуда вы это знаете?  (Двенадцать).
  4. Обязательно ли каждый год выходит 12 номеров журнала?
  5. Сколько лет журналу «Мурзилка»? (Находим в паспорте  год издания – 1924 и считаем, сколько лет журналу).
  6. Каков ТИРАЖ журнала?  Сколько ЭКЗЕМПЛЯРОВ печатается каждый месяц? 
Вы обратили внимание на то, что я произнесла новые слова, которые помещены у нас на доске - ТИРАЖ и ЭКЗЕМПЛЯР.

ЭКЗЕМПЛЯР - это отдельный предмет из ряда подобных (Объяснить на различных примерах). (слайд 22)

            ТИРАЖ - количество экземпляров выпущенного в свет печатного издания (примеры). (слайд 23)

Сведения о тираже напечатаны самыми мелкими буквами. Каждый пусть найдет в паспорте журнала эти сведения. Они будут у всех разные, потому что у вас разные журналы.

  1. Кто составляет каждый номер журнала?   Посмотрите внимательно на доску. Какие таблички вам уже знакомы? Правильно, РЕДАКТОР, РЕДКОЛЛЕГИЯ, РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ. (слайд 24)
РЕДАКТОР – лицо, которое редактирует что-нибудь, то есть проверяет и исправляет текст при подготовке к печати; или РЕДАКТОР – руководит изданием чего-нибудь.

РЕДКОЛЛЕГИЯ – орган коллективного руководства деятельностью печатного издания – газеты, журнала и т. д. (слайд 25)

  1. Кто входит в РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ «Мурзилки»?  Какие фамилии вам уже знакомы?   (Дети читают в своих журналах фамилии известных им писателей и поэтов).
  2. Мой вопрос такой - чем журнал отличается от книги?   (Это периодическое издание, которое не переиздается).
  3. А если вам захочется написать письмо Мурзилке или принять участие в конкурсе?  Что для этого мы должны знать? Правильно, нам нужен адрес. Давайте найдем в паспорте адрес журнала «Мурзилка». Там же указан и телефон редакции.
  4. И ещё один вопрос я вам хочу задать. Кто мне скажет, как зовут сестру Мурзилки?   (Снегурочка, потому что она тоже внучка Деда Мороза).
Молодцы, вы сегодня узнали много новых слов и правильно ответили на мои вопросы.

Журнал «Мурзилка» упоминается в некоторых художественных произведениях и в мультфильмах:

  • Получение премиальной годовой подписки журнала (Виктор Драгунский, «Денискины рассказы»).
  • В мультфильме «Трое из Простоквашино»: "Это я, почтальон Печкин, принёс журнал «Мурзилка»".
А какие мультфильмы вы знаете про мурзилку? (слайд 26, 27)

Давайте посмотрим мультфильм «Опять двойка» (слайд 28)

shikardos.ru

Презентация "История создания журнала Мурзилка"

Введение.

Как – то раз с мамой и бабушкой я разбирала газеты, журналы, раскраски.         И вдруг увидела  какой – то интересный журнал.  Я его  рассматривала  целый день,  а потом поинтересовалась у мамы, откуда у нас такой  интересный журнал.  Она  сказала, что когда  была маленькой, то очень любила собирать  «Мурзилку».   Я очень заинтересовалась и стала искать информацию о нём.  Для начала  посетила библиотеку и просмотрела все журналы, которые там имелись. Но к великому сожалению их  было мало. Библиотекарь объяснила, что не достаточно финансов, чтобы регулярно выписывать  «Мурзилку», но данный журнал пользуется огромной популярностью.                                                                                                                Я обратилась к Интернету и моя работа началась.                                                        

Я предположила, что и в наши дни  журнал «Мурзилка» популярен.

Гипотеза:  Популярность журнала «Мурзилка» в  XXI веке остаётся прежней.  Я решила  познакомиться  с  историей  создания журнала  и  подтвердить  это,   изучив   изменения за  период его  существования.

Цель исследования:

Изучить историю создания журнала и проследить его путь до наших дней.

Задачи:

1)                     Познакомиться с историей создания журнала.

2)                      Узнать,  как выглядел журнал в разные годы, кто были  авторами –  создателями.

3)                      Изучить и проанализировать его разделы.

4)                      Сравнить журналы разных лет.

5)                      Провести опрос одноклассников  и сделать выводы.

6)                     «Создать»  свою страничку.         

 

 

 Методы

1)                     Изучение журналов.

2)                     Анкетирование.

3)                     Обработка результатов.

Для реализации цели я:

·Посетила библиотеку и познакомилась с журналом  «Мурзилка»  в современные дни.

·Воспользовалась интернет – ресурсами, изучая историю создания  журнала  и  его прошлые издания.

 

Результат:

В 21 веке   журнал «Мурзилка»  -  полноцветное глянцевое издание, которое пользуется популярностью и в наше время.

 

infourok.ru

ТЕМА: ЗНАКОМСТВО С ЖУРНАЛОМ МУРЗИЛКА - Конспекты уроков внеклассного чтения в третьем классе - Конспекты уроков по внеклассному чтению. 1-4 классы - Произведения школьной программы

Конспекты уроков по внеклассному чтению. 1-4 классы

УРОК 9

ТЕМА: «ЗНАКОМСТВО С ЖУРНАЛОМ “МУРЗИЛКА”»

Цели:

Дать учащимся первое представление о детской периодической печати, познакомить с журналом «Мурзилка», развивать навыки выразительного чтения, прививать бережное отношение к природе, развивать любознательность.

Оборудование:

Выставка журналов «Мурзилка», «Веселые картинки».

ХОД УРОКА

Слово учителя

«Мурзилка» — ежемесячный литературно-художественный журнал для школьников младших классов. Издается в Москве с 1924 г.

Сам герой журнала — смешное желтенькое существо в красном берете с сумкою через плечо — Мурзилка — впервые появился на страницах журнала в 1937 г., в июльском номере. Из его «биографии» известно, что он, Мурзилка, родной внук Деда Мороза и Снежной Бабы, что поймал и привел в редакцию его художник А. Каневский.

А теперь давайте познакомимся с выставкой журналов. Как часто издается журнал «Мурзилка»? Сколько номеров журнала вышло в прошлом и выйдет в этом году? Сколько лет журналу «Мурзилка» сейчас? Каков тираж журнала (сколько экземпляров — штук — журнала печатается каждый месяц)? Кто составляет каждый номер журнала? Чем отличается журнал от книги?

Мы с вами проведем сегодня путешествие по страницам журнала «Мурзилка». Первая станция — «Юбиляры».

Юбилеи каких замечательных людей мы отмечали? Что интересного вы узнали об этих детских писателях?

Ответы детей.

Вторая наша остановка на страницах, где рассказано о приключениях Мурзилки и его друзей. Все эти небылицы ярко и красочно оформлены. Какие невероятные и удивительные приключения вам особенно запомнились и полюбились?

Ответы детей.

Следующая станция — «Галерея искусств» Мурзилки. Здесь вы познакомились с творчеством знаменитых художников. Что вы можете рассказать?

Дети делятся впечатлениями.

Одна из самых любимых детьми рубрик журнала «Мурзилка» — это «Приложение». Здесь встречаются головоломки, кроссворды и т. д. Что интересного вы можете рассказать? Какие вопросы вызвали у вас затруднения?

Ответы детей.

Итоги урока

Учитель

Давайте узнаем, что говорят о журнале известные писатели.

Учитель читает слова С. Михалкова о журнале.

Домашнее задание

Читать рассказы В.В. Чаплиной.



scribble.su

Статья о журнале Мурзилка, использование его в школе

Магафурова Юлия Афтахетдиновна, учитель начальных классов

Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: “Учитель должен нести из литературного наследства то, что любит сам”.

Среди множества детских изданий давней любовью для меня является журнал “Мурзилка”. В домашней библиотеке хранятся номера за 1973-1976 годы, которые родители мне выписывали, когда я была ученицей начальных классов. “Мурзилка” выдержал проверку временем, ведь он издаётся с 1924 года. По-прежнему интересен, полезен и нужен нынешнему поколению школьников. Гарантом качества публикаций являются известные в мире детской литературы фамилии в редакционном совете журнала: Я.Аким, Г.Макавеева, С.Михалков, М.Москвина, Р.Сеф, А.Смирнов, И.Токмакова, А.Усачев, В.Чижиков.

 

С апреля 2006 года выходит с почётным знаком отличия “Золотой фонд прессы”. Издания, отмеченные этим знаком качества, можно смело приобретать, потому что материалы в них добрые, интересные и познавательные. На Международной выставке “Пресса 2006”, проходившей под девизом: “Возродим духовность России”, редакция журнала за творчество, выдумку, неиссякаемую фантазию в создании доброго, весёлого, привлекательного для малышей журнала получила диплом национальной премии “Золотой лотос”.

Ежемесячный литературно-художественный журнал помогает мне развивать своих учеников. Широкий спектр тем помогает при подготовке уроков и даёт пищу для внеурочных занятий. О значении журнала в круге детского чтения говорю на первом родительском собрании и всегда нахожу поддержку среди родителей. Начиная с первого класса, покупаем, выписываем журнал для каждого учащегося. Само многообразие направлений и рубрик журнала даёт возможность обратить внимание ребёнка-читателя на то, как многомерен и необычен его окружающий мир.

Журнал пробуждает читательские интересы детей, даёт им направления. Чтобы удовлетворить этот интерес, ребёнок вынужден обратиться к книгам, чтобы найти ответы на вопросы, возникшие у него при чтении журнала.

Основой журнала является художественная литература, которая выполняет главную задачу – воспитать в ребёнке лучшие нравственные качества – доброту, честность, правдивость, отзывчивость.

Система использования журнала “Мурзилка” для развития учащихся

1. Журнал “Мурзилка” на уроках гуманитарного цикла.

В учебниках “Литературное чтение” В.Ю.Свиридовой и Н.А.Чураковой расширен круг авторов, наряду с известными, включены произведения С.Козлова, Л.Петрушевской, Г.Сапгир, Т.Собакина, О.Кургузова, Ю.Коваль, чьи биографические данные трудно найти в методических пособиях. Журнал помогает восполнить этот пробел своими рубриками “Поздравляем юбиляра” и “Наши любимые писатели”, где представлены фотография, библиографические сведения и избранные произведения автора с иллюстрациями, обложки книг (Приложение № 1).

Так, читая во 2 классе, отрывок из сказки О.Пройслера “Маленькая Баба Яга” мы обратились к журналу № 10/ 03, где узнали, что 20.10.2003 знаменитому немецкому писателю Отфриду Пройслеру исполнилось 80 лет, прочли о его наградах, известных героях книг, всмотрелись в портрет писателя, познакомились со сказкой “Не забудь самое дорогое”.

Произведения нашего современника Сергея Козлова встречаются в учебниках с 1 по 4 класс 9 раз. Журнал помог организовать заочную встречу с автором на своих страницах, публикуя в 2003 году в № 1, 3, 4, 6, 7, 11 его сказочные истории, а в 8/04 поздравил его с 65-летием. Его новые сказки “Сова – сова”, “Шотландская баллада” (№ 11, 12, 2005 г.) мы читали как произведения хорошо знакомого друга.

2 апреля 2005 года – 200 лет знаменитому датскому сказочнику Г.К.Андерсену. Журнал сделал своим читателям подарок, посвятив № 2 этому событию. Мы не только побывали в Дании, вместе с корреспондентом журнала, познакомились с биографическим очерком о сказочнике, вспомнили любимые сказки, которые читали самостоятельно, отгадывая кроссворды, но и рассмотрели, сравнили иллюстрации художников Б.Диодорова, В.Алфеевского, В.Чижикова, Н.Салиенко, М.Бычкова к сказкам Андерсена, прочли сказку “Дурень Ганс”, проверили свои знания, ответив на 10 вопросов викторины, выявив самого внимательного читателя журнала. На уроке труда с удовольствием делали игрушки-дергунчики для инсценировки сказки “Огниво”, “Снежная королева”, “Русалочка” (из вкладки “Сделай сам”). А приложение – игра “Стойкий оловянный солдатик” стала анонсом к чтению этой сказки на уроке по учебнику. Завершилась неделя литературного чтения КВН по звёздочкам “Сказочник из Дании”, где проигравших не было.

В 1999 году страна отмечала 200 лет со дня рождения А.С.Пушкина. Журнал предоставил возможность узнать жизненный путь поэта в рассказе В.Коржикова “Наш любимый Пушкин”: № 1- “Детство”. № 2 – “Лицейские годы” . № 3- “В ссылке”. № 4 –“Женитьба и дуэль”; побывать в памятных пушкинских местах с Н.Ермильченко: № 1- “Захарово и Большие Вяземы”, № 3- “Михайловское”, № 5- “Болдино”, № 6- “Квартира на Мойке”. С А. Смирновым окунуться в мир пушкинских строк: № 2- “Я памятник…” № 4- “Но наше северное лето…” № 5- “И. И. Пущину” № 7- “Няне” № 9- “Люблю тебя, Петра творенье…” и узнать историю их создания. Вспомнить сказки поэта (№ 5, 7, 8, 10, 11) в рисунках В.Чапли и проверить себя, разгадав кроссворды в № 6, рассмотреть иллюстрации, нарисованные читателями журнала, присланные на конкурс, всмотреться в портреты современников Пушкина. Материал, опубликованный 8 лет назад, помогает проводить пушкинские уроки: 19 октября – день открытия лицея и 10 февраля – день памяти поэта, использовать при изучении произведений поэта на уроках литературного чтения.

Произведения авторов-современников В.Степанова, И.Антоновой, Л.Яхнина, А.Усачева, М.Дружининой, Л.Улицкой, Э.Успенского, В.Бахревского весёлые и умные, смешные и поучительные интересны читателям тем, что эти поэты и писатели живут сейчас и пишут именно для детей 21 века. С нетерпением ждём декабрьского номера журнала, ведь “Мурзилка” поздравит с юбилеем – 70-летием Э.Успенского. Современная детская игровая поэзия развивает в детях чувство слова, стимул к творчеству, фонематический слух, чувство ритма, так как прочесть современное стихотворение с листа не всегда удаётся, это стихи Т.Собакина, А.Усачева, А.Шибаева, зарубежная детская поэзия в переводах Г.Сапгира, М.Яснова и других.

Читая стихи поэтов-классиков и наших современников, дети сами пробуют себя в поэтическом творчестве. Убеждаются в том, что это или дар, или кропотливый труд.

Литературные сканворды, кроссворды, викторины И.Сухина печатаются в журнале с 1999 года ежемесячно. Они помогают разнообразить уроки, начиная с периода обучения грамоте, так как в 2000, 2001 годах были напечатаны кроссворды на каждую букву алфавита. Темы рубрики “Кроссворды Мурзилки” различны: “Овощи”, “Шахматные фигуры”, “Головные уборы литературных героев”, “Новогодний”, “Русские народные загадки”, “Все работы хороши”, “Планеты” и т.п. Отгадывая, ребёнок удовлетворяет познавательный интерес, развивает и мышление. Печатаются они на клапанах, ребята собирают их в отдельные книжечки. Дети отгадывают, потом учатся составлять сами, оформлять.

Рубрика “В книжном клубе “Мурзилки”, где печатаются литературные викторины, помогает заинтересовать незнакомым произведением, обратиться к первоисточнику. Так в № 7- 2006 г. викторина к сказке Ю.Олеши “Три толстяка”; в № 1- 2007 г. – В.Губарев “Королевство кривых зеркал”; в № 6- 2007 г. – Гауф “Карлик Нос”. Впервые в № 6- 2007 г. был опубликован рекомендательный список книг для летнего чтения..

В 2007 году редакция журнала в № 2 опубликовала анкету “Кто ты, сегодняшний читатель?”.

Российская Академия художеств решением Президиума академии от 9.03.2004 выразила благодарность редакции журнала “Мурзилка” за большую работу по воспитанию эстетического вкуса подрастающего поколения. Больше 10 лет в журнале ведётся рубрика “Галерея искусств Мурзилки”. Она знакомит детей с особенностями творчества выдающихся художников, репродукциями картин, являющимися шедеврами отечественной и мировой живописи, центрами декоративно-прикладного искусства, жанрами изобразительного искусства. Комментарии искусствоведов помогают формировать эстетические взгляды читателей (приложение № 2).

На уроках ИЗО знакомлю с художниками-иллюстраторами детских книг: И.Билибин - № 12/97, Ю.А.Васнецов - № 9/99, Е.Рачёв - № 1/2000, В.М.Канашевич – № 12 /01, А.М.Каневский - № 5/04, Е.Чарушин - № 11/01, с художниками, создавшими картины на сказочные сюжеты: № 3/96, № 1/97 – В.М.Васнецов, № 2/01 – М.Врубель, № 3/01 – Н.Рерих.

Рубрика “Наши любимые художники” знакомит с творчеством современников: В.А.Чижиков, Л.Токмаков, В.Н.Лосин, Н.А.Устинов, Б.А.Диодоров, Г.Н.Юдин, Г.А.Макавеева и другие (Приложение № 1)

Представляя на уроке книгу, обязательно указываю фамилию художника-иллюстратора, показываю особенности художественного почерка художника. Мои ученики могут отличить иллюстрации сказок Е.Рачева от Ю.Васнецова, В.Сутеева от В.Чижикова, знают анималистов Е. и Н.Чарушиных. Знакомлю с примерами новых содружеств художника и писателя в современных изданиях: художник-мультипликатор Н.Шер создал цикл иллюстраций к простоквашинской эпопее Э.Успенского. Художники В.Пивоваров, Б.Диодоров – создатели неповторимых зрительных образов к сказкам Андерсена. Радует, когда ученик, рассказывая о прочитанной книге, указывает художника её оформлявшего и показывает понравившиеся иллюстрации.

Репродукции полотен художников-мастеров использую при чтении исторических произведений. Таких как: “Ванька” А.П.Чехова - “Свидание” В.Маковского, “Петька на даче” Л.Андреева- “Окно парикмахерской” М.Добужинского. Они помогают зрительно воссоздать историческую обстановку, показать костюмы, детали быта и жизни людей прошедших эпох. Причём, чем дальше историческое событие стоит от личного опыта ребёнка, тем более необходимо использование наглядности. Аппарат учебников “Литературное чтение” снабжён “Картинной галереей”, которая помогает приблизить шедевры живописи к ребёнку.

При чтении поэтических произведений обращаюсь к картинам пейзажам Левитана, Поленова, Остроухова, Шишкина. Ведь зрительный образ-главное без чего невозможно развивать мышление человека. Ещё К. Д. Ушинский обращал на это внимание: “Чем вы возбудите мысль ребёнка и вызовите у него самостоятельное слово, как, не показав ему какой-нибудь предмет или изображение предмета”.

Расширению лингвистических представлений читателя служат рубрики “Прогулка со словами”, “Поиграем в слова”, “Детективное агенство Мурзилки”. Писатели И.Токмакова, Л.Яхнин, А.Смирнов, М.Дружинина создают такие художественные произведения (сказки, стихи, скороговорки), которые способствуют овладению русским языком, культурой речи, учат нормам правописания. Циклы рассказов А.Смирнова “Дар Владимира Даля” (№ 1-6/2001), “Неугомонный Петербург” (№ 7-12/1998), “Возок” (№ 6-10/2007), “Письмо от Агапки” (№ 6-10/2005) открывают просторы русской речи, вводят в науку топонимику, занимательные вопросы, задания, конкурсы помогают в проведении предметных недель, КВН, игр, побуждают учащихся к активной учебной деятельности.

Таким образом, применение журнала на уроках гуманитарного цикла, позволяет мне развивать интерес к чтению, совершенствовать интеллектуально-информационные умения, обогощать мир чувств, эмоций детей.

2. Журнал “Мурзилка” на уроках “Мы и окружающий мир”

Для уроков “Мы и окружающий мир” также можно найти многообразный материал. Любознательность, интерес к явлениям природы, окружающей действительности – отличительная черта младшего школьника. Рубрики “Зелёный мир”, “Это интересно”, “Соседи по планете”, “Птичий калейдоскоп”, “Сорока на хвосте принесла” развивают интерес к миру, расширяют границы знаний, эрудицию, помогают формировать гуманное отношение к природе, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Рассказы В.Коржикова, С.Сахарнова, Г.Снегирёва, В.Кологрив, А.Дорофеева прекрасно иллюстрированные позволяют знакомить учащихся с жанром научно-познавательной литературы, который не представлен, к сожалению, в учебнике “Мы и окружающий мир” Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, но был в учебниках “Естествознание” И.П. Товпинец.

Рубрика “Сорока на хвосте принесла”, где даются фенологические наблюдения и допущены ошибки, которые дети должны найти, ставит познавательные задачи: надо понаблюдать, увидеть несоответствие написанного и происходящего в действительности, сформулировать ответ. Постоянно наблюдая явления окружающего мира, приобретая чувственный опыт, ребёнок учится анализировать, устанавливать связи и зависимости, классифицировать, сравнивать, обобщать наблюдаемое и делать выводы.

Современные дети хотят стать банкирами, директорами, “крутыми”, моделями. Растущая личность находится под сильным влиянием тех изменений, которые происходят на её глазах в обществе. Поэтому так важны рассказы о героических подвигах, путешественниках, исторических деятелях, современниках, достойных уважения и подражания.

Рубрика “Путешествия и открытия”. О.Тихомирова знакомит с выдающимися путешественниками прошлого, великими географическими открытиям (приложение № 3).

Новая рубрика “С чего начинается Родина?” с 2006 года помогает в становлении гражданина, позволяет совершить путешествие по стране, познакомиться с городами и их достопримечательностями.

Но и до этого “Мурзилка” путешествовал:

  • № 8/1994 - в Японию;
  • № 11- 12/1998 – в Финляндию, к Санта-Клаусу;
  • № 9/1999 - в Санкт-Петербург к писателям и художникам;
  • № 5/2003 – в Санкт-Петербург на 300-летие;
  • № 12/1999 – в Великий Устюг на родину Деда Мороза;
  • № 5-2001 – в Красноярск к В.Астафьеву;
  • № 3/2002 – в Амстердам;
  • № 9/2002, № 2/2005 – в Данию, в город великого сказочника;
  • № 12/2002 – на Вологодчину;
  • № 7/2003 – в Псков на 1100-летие;
  • № 12/2003 – в Кострому на родину Снегурочки;
  • № 6/2004 – в Индию;
  • № 7,8/2005 – на 100-летие Казани.
  • Игры-приложения “Все флаги в гости к нам” № 4/2003, “Гербы российских городов” в № 4/2007 помогли в проведении уроков-путешествий. Исторический материал:
  • - Л.Александровой “Что такое Кремль?” в 1995: № 1– “Кремлёвское зодчество, Псковский Кремль”; № 4– “Кремли Новгорода и Ростова Великого”; № 7 – “Московский Кремль, Грановитая палата”;
  • - Л.Яхнина “ Кремль-град” в № 9,10/2003;
  • - А.Смирнова. “Почта к празднику” в № 10,11/2003;
  • - М.Новицкой. “ Народный календарь:
  • № 3/1997 – Сороки - весеннее равноденствие
  • № 4/1997 – Светлый праздник
  • № 8/1197 – Праздники августа
  • № 2/1998 – Широкая Масленица
  • № 6/1998 – Зелёные Святки – Троица”

Журнал позволяет приобщать к культурным и нравственным ценностям народа.

“Мурзилка” - единственный детский журнал, который был признан победителем в номинации “Александр Матросов” в IV Всероссийском конкурсе “Патриот России” за цикл публикаций, посвящённых 60-летию Победы в 2005 году. Неоценимый материал, выходивший в № 1,3,4,5,6,7, так как в учебниках “Литературное чтение” нет произведений, посвящённых Великой Отечественной войне, в “Мы и окружающий мир” в 1 классе – 1 статья “Сталинградская битва”, в 4 классе – 1 статья “Великая Отечественная война”. Этого мало для воспитания гражданина страны, который обязан знать историю своего государства. Материалы журнала раскрывают лучшие черты национального характера в годы испытаний, способствуют воспитанию патриотизма, гордости за свою Родину.

Таким образом, используя журнал на уроках “Мы и окружающий мир”, я расширяю кругозор учащихся, развиваю познавательную активность, воспитываю гражданские качества.

3. Журнал “Мурзилка” на уроках риторики, ОБЖ, труда.

“Мурзилкины советы”, “Уроки этикета”, “Поговорим по душам” дают темы для бесед на уроках риторики. Разнообразные задания способствуют развитию у детей психологических свойств (воображения, памяти, внимания), помогают в решении жизненных ситуаций, подсказывают выход из проблемы, т. к. дети часто испытывают трудности в общении, не могут наладить отношения с одноклассниками, не знают как поступить правильно. Тут на помощь приходит “Мурзилка”: “Как запомнить стихотворение”, Хочу дружить”, “Учимся отвечать у доски”, “Первый раз в новый класс”, “Как бороться с ночными кошмарами” и т.д.

На уроках ОБЖ неоценимы “Уроки школы безопасности”(статьи И. Соковня, С. Лежнёвой, С. Семёнова), которые позволяют провести урок ярко, интересно, нескучно. К журналу через некоторое время можно вернуться – проверить себя.

Вкладка “Сделай сам” развивает пространственное мышление и навыки самостоятельной работы. Позволяет создавать поделки и сувениры в классе и дома. “Театр на столе” - декорации к сказке Пушкина “О царе Салтане”; герои А.Толстого “Приключения Буратино”; “Двенадцать месяцев” С.Маршака, Дом Андерсена, Казанский Кремль, Английский Биг- Бен – вот малая толика, сделанная за 4 года.

В начальном образовании нет главных и неглавных предметов, каждый предмет значим для общего развития ребёнка. Я рада, когда могу использовать разнообразный материал, на любом уроке для раскрытия эмоционально-волевых, познавательных, эстетических возможностей ребёнка.

4. Использование журнала во внеурочной деятельности.

Рубрика “Весёлая математика” способствует развитию логического мышления и пространственного воображения ребёнка. В занимательной, часто в стихотворной форме, даются интересные задачи, чертежи, задания, которые привлекают не только ребят, но и взрослых.

С 2002 года появилась рубрика, посвящённая спорту – “Физкульт-Ура!” В ней можно прочесть о выдающихся спортсменах, об олимпийских играх и чемпионах; советы, как стать сильным и достичь успехов в спорте; познакомиться с новыми видами спорта и играми; в ней также много занимательных вопросов и загадок, которые привлекают ребят и заставляют размышлять.

Развивающие игры, раскраски, загадочные картинки, японский кроссворд помогают с пользой организовать досуг. Вкладка “ Головоломки, игры, затеи” пользуется популярностью на переменах. В каждом номере ребята могут участвовать в разнообразных конкурсах, в том числе и семейных. Так в 2007 году мы приняли участие в конкурсах:

  • № 2 - Кто ты, сегодняшний читатель?
  • № 3 - Самый читающий класс.
  • № 4 – Мы гуляем по Москве.
  • № 5 – Самая волшебная викторина.

Конкурсы позволяют сделать жизнь интересной и насыщенной, творческой и полной событий. Подготовка конкурсных материалов объединяет, позволяет удивляться, размышлять, отбирать нужное – развивает.

В журнале печатают циклы материалов, посвящённые знаменательным датам:

  • 1997 год—850 лет Москве;
  • 1999 год—200 лет со дня рождения А. С. Пушкина;
  • 2000 год—2000 лет Иисусу Христу;
  • 2003 год—300 лет С-Петербургу;
  • 2004 год—80 лет “Мурзилке”;
  • 2005 год—60 лет Великой Победе;
  • 2007 год—860 лет Москве.

Такие подборки позволяют систематизировать знания, облегчают подготовку к занятию по определённой теме.

Журнал знакомит читателей с актуальными событиями жизни:

  • № 4-2004г.— “Он в космос ходил на разведку”(к 40-летию полёта Ю. А. Гагарина).
  • № 5-2006г.— Герои Олимпиады в Турине.
  • № 3-2007г.— “Курские соловушки” (сёстры Толмачёвы—победители детского конкурса “Евровидение—2006”.
  • №5-2007г.—85-летие пионерской организации.
  • № 10-2007г.— Москве—860 лет.

Редакция журнала следует принципу сезонности в оформлении обложки, подборке стихов, рассказов. Это помогает в подготовке праздников. К новогоднему карнавалу “Здравствуй, год-2005!” каждый ребёнок смог выучить в подарок Деду Морозу стихотворение (не одно, разные и по желанию), благодаря №12/04: авторам А. Усачёву “Азбука Деда Мороза”, В. Орлову, С. Олексяку, И. Мазнину.

Система работы, при которой ученик включается в активную читательскую деятельность, помогает развиваться его личности. Результативность я вижу не только в освоении и усвоении знаний, а в изменении психической деятельности ребёнка, его восприятия художественной и научно-познавательной литературы, образного мышления, эмоциональной сферы. Наряду с расширением знаний, накоплением ярких представлений о мире, на первый план выступают человеческие взаимоотношения. Приобщение детей к искусству слова оказывает влияние на их общий духовный уровень, развивает воображение, потребность в творческой деятельности, способность к осознанию себя.

det-magazines.livejournal.com


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта