Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Легендарный петербургский джаз-клуб «Квадрат»: теперь на Васильевском острове. Джаз журнал квадрат


Джаз-клуб Квадрат — Полный Джаз 2.0

infra22 мая старейшее объединение любителей джаза в России, петербургский джаз-клуб «Квадрат», открывает шестнадцатый сезон регулярных рейсов «Джазовых пароходов» на реке Нева. Эта почти полувековая традиция каждый год собирает на водах северной столицы музыкантов и любителей джаза.

Традиция проводить джазовые концерты на теплоходах началась сорок девять лет назад, в 1967 г., когда президент джаз-клуба «Квадрат» Натан Лейтес (1937-2013) организовал первый в стране джазовый пароход, на котором собрались музыканты и члены клуба. Джаз на пароходах музыканты стали играть в начале прошлого века, ещё во времена юности Луи Армстронга в Новом Орлеане, поэтому символическая идея проводить джазовые концерты на реке пришлась ленинградским джазменам по душе.

«Джазовый пароход» у пристани «Зимняя канавка»

В 2001 году «квадратовцы» попробовали сделать регулярные рейсы для всех желающих. Идея понравилась и прижилась.

ОБЛОЖКА КВАДРАТАВ 2016 г. сезон «Джазовых пароходов» знаменует 50-летие первого отечественного джазового издания — бюллетеня джаз-клуба «Квадрат», который впервые вышел в свет в апреле 1966 года. «Квадрат» не был полностью официальным изданием: он выходил в немногих копиях, как правило — машинописных, но поначалу не был и совсем «самиздатом»: в первые годы он имел на обложке шапку «Информационный бюллетень Ленинградского городского комитета ВЛКСМ и Ленинградского городского джазового клуба».

Подробнее об истории «Квадрата» — во фрагменте из статьи главного редактора «Джаз.Ру» Кирилла Мошкова «Джазовая журналистика в России: из подполья в резервацию за 60 лет», подготовленной для публикации в сборнике Уфимского государственного института искусств им. Загира Исмагилова.

…Подлинно «подпольный» период советской джазовой журналистики начался в 1966 г., когда ленинградское общественное объединение «Ленинградский городской джазовый клуб» под руководством Натана Лейтеса впервые в СССР начало выпуск «самиздатовского» джазового журнала, который назывался «Квадрат».

К этому моменту в СССР уже достаточно уверенно работала система самодеятельных переводов, малотиражных изданий (посредством копирования на пишущих машинках) и распространения «среди своих» западной литературы о джазовой музыке. Пионером движения «джазового самиздата» стал в начале 60-х ростовчанин Игорь Сигов (1932-1965), а после его безвременной смерти в 1965 г. во главе сформированного им неофициального «распределённого творческого коллектива» под самоназванием «Группа изучения джаза (ГИД СССР)», представители которого работали в полудюжине крупных городов Союза, встал живущий в Воронеже переводчик (а впоследствии — джазовый журналист и историк джаза) Юрий Верменич (р. 1934).

Но если «ГИД» переводила и издавала в «самиздате» книги о джазе, написанные за пределами нашей страны, то ленинградский «Квадрат» стал первым советским джазовым журналом, почти весь контент которого создавался отечественными авторами. В первые годы своего выхода он существовал не в абсолютном подполье, а на полуофициальных правах «информационного бюллетеня Ленинградского городского комитета ВЛКСМ и Ленинградского городского джазового клуба», что давало его издателям и авторам шаткую, но достаточно действенную защиту от возможного гнева партийных и идеологических органов.

титульный лист первого выпуска бюллетеня титульный лист первого выпуска бюллетеня «Квадрат», 1966Первая страница первого выпуска бюллетеня Первая страница первого выпуска бюллетеня «Квадрат», 1966

«Квадрат» издавался достаточно нерегулярно: за 15 лет, с 1965 по 1979 г., ленинградская редакция, во главе которой стоял Ефим Барбан (р. 1935), подготовила и издала 14 выпусков журнала, который с 1971 г. потерял полуофициальную шапку горкома комсомола и выходил уже как чистый самиздат. Как и в целом в самиздате, распространение журнала происходило неофициально, по внутренним каналам советского джазового сообщества, что неизбежно делало «Квадрат» внутренним органом джазовой субкультуры, не имеющим выхода к широкой аудитории. Впрочем, именно так это издание и позиционировало себя.

Ефим Барбан (справа) и Дюк Эллингтон (слева) в ленинградском аэропорту Пулково, 1971
Ефим Барбан (справа) и Дюк Эллингтон (слева) в ленинградском аэропорту Пулково, 1971

В 1979 г. издание «Квадрата» было номинально перенесено в Новосибирск. Ефим Барбан рассказывал в интервью радио «Свобода», опубликованном на сайте радиостанции 19 апреля 2015:

— …В Новосибирске в то время существовало «Творческое джазовое объединение», которое по своей идейной направленности было близко журнальной. Я связался с Новосибирском и договорился, что воспользуюсь их прикрытием: на обложке будет указано, что это издание якобы печатается в Новосибирске, будет стоять шапка «Творческое джазовое объединение». И вот начиная с 15-го номера «Квадрат» выходил с титульным листом, на котором значился Новосибирск. Но на самом деле он, конечно, по-прежнему печатался в Ленинграде…

Таким образом было подготовлено и выпущено ещё три выпуска, пока в 1984 г. Барбан не эмигрировал в Великобританию, где стал вести джазовые программы на радио Би-Би-Си (под псевдонимом Джеральд Вуд).

Именно «Квадрат» стал колыбелью подлинной, бесцензурной джазовой журналистики на русском языке и подготовил кадровое ядро русской джазовой журналистики — около двух с половиной десятков авторов, многие из которых продолжают писать и публиковаться и в наше время…

ДАЛЕЕ: Расписание рейсов «Джазового парохода» джаз-клуба «Квадрат» по реке Неве, май-июнь 2016 

Читать далее «К 50-летию первого российского джазового издания «Квадрат»: 16-й сезон питерских «Джазовых пароходов»»

journal.jazz.ru

теперь на Васильевском острове — Полный Джаз 2.0

Этой весной старейший в России джаз-клуб «Квадрат» — существующее уже более полувека объединение ценителей и профессионалов джаза — открыл еженедельные концерты и джемы по пятницам и субботам в новом помещении клуба, которое находится в творческом центре «Артмуза» на 13 линии Васильевского острова. Программа по пятницам и субботам начинается в 19:00 и заканчивается в 21:00 (два отделения с перерывом). Помещение клуба представляет собой зал с небольшой сценой, баром и десятью столиками, каждый из которых рассчитан на четыре человека.

Новый постер «Квадрата»Новый постер «Квадрата»

Рассказывает глава «Квадрата» Алексей Кожевников, сменивший на этом посту легендарного основателя Натана Лейтеса (1937-2013):

— В 2014 году мы отметили 50-летие клуба, там выступили известные музыканты: Игорь Бутман, Давид Голощёкин, Андрей Кондаков и многие другие джазмены, в разное время игравшие в «Квадрате». История петербургского джаза без клуба «Квадрат» так же трудно представима, как сам город без Невы и Исаакиевского собора. 85% мастеров петербургского джаза, упомянутых в книге Владимира Фейертага «Джаз от Ленинграда до Петербурга», выросли и утвердились на «квадратной» сцене. С середины 60-х годов и до открытия Филармонии джазовой музыки в конце 80-х клуб был вообще единственным в городе местом, где проходила регулярная концертная и просветительская деятельность в области джаза. За всё время деятельности клубом выпущено 47 аудиокассет из серии «Золото джаза», издано восемь книг и брошюр, проведено 40 циклов лекций по шесть в каждой, издано 13 номеров самиздатовского журналов «Квадрат», выпущено 50 стенгазет «Пульс джаза», длина которых составляла от 8 до 12 метров, организовано более 1000 «Джазовых пароходов», которые в весенне-летний сезон навигации ходят по Неве до пяти раз в неделю.

При этом более 10 лет у клуба не было своего помещения. В последние годы музыканты собирались по вторникам на джемы в Филармонии джазовой музыки, приютившей «Квадрат», но сейчас эти джемы проходят всего раз в месяц, в последний вторник (вот и 26 апреля мы вновь соберёмся в Эллингтоновском зале «Джаз-Филармоник-Холла». А на новом месте мы сможем увеличить число концертов и исполнителей. Мы будем приглашать лучших музыкантов города и джазменов, приезжающих из других стран и городов. Концерты будут ориентированы на мэйнстрим (основное направление джаза), но также будут привлекаться диксиленды и блюзовые коллективы. Перед концертом можно посетить бесплатные фото и художественные выставки, которые регулярно проводятся в арт-центре.

Открытие «Квадрата» на новом месте 24 мартаОткрытие «Квадрата» на новом месте 24 марта

ВИДЕО: краткое, но энергичное обращение Алексея Кожевникова

ДАЛЕЕ: билеты, расписание, видео! 

Стоимость билетов в новое помещение «Квадрата» — 600 ₽, дети до 7 лет проходят бесплатно. Работает бар.

«Квадрат» в апреле:

  • 6 апреля, 19:00: Надежда Овчарук (вокал) и Алексей Петкевич (гитара).
  • 7 апреля, 19:00: Влад Колчин (тенор-саксофон), Андрей Рябов (гитара) и Михаил Фоминых (контрабас).
  • 13 апреля, 19:00: Андрей Блинчевский (альт саксофон)
  • 14 апреля, 19:00: концерт и джем
  • 20 апреля, 19:00: Никита Арефьев (электропиано)
  • 21 апреля, 19:00: концерт и джем

Полное расписание на сайте «Квадрата»

ВИДЕО: открытие «Квадрата» на новом месте, 24 марта 2018.Кирилл Бубякин (тенор-саксофон), Алексей Петкевич (гитара), Евгений Тисленко (бас), Алексей Кожевников (клавишные), Дэвид Пост (вокал). Съёмки: Иван Высоких.

13 линия Васильевского острова, д. 70. ЗАКАЗАТЬ БИЛЕТЫ

journal.jazz.ru

Дэвид Ричардсон, прямая речь — Полный Джаз 2.0

Во многих городах России — Томске, Москве, Санкт-Петербурге — хорошо знают этого человека. Он часто появляется в российских джазовых клубах и на джазовых концертах, явно хорошо знаком со многими российскими джазовыми музыкантами и тщательно собирает их записи на компакт-дисках. Он приезжал на конференцию «Джаз без границ» в Санкт-Петербург и общался с посетителями российского стенда на выставке-ярмарке Jazzahead в Бремене. Вообще говоря, среди граждан США не так уж и много настолько увлечённых специалистов по российскому джазу, как Дэвид Ричардсон. Кто же такой этот человек-загадка?

Найти часть ответов помогает интервью, которое у Дэвида в конце минувшего года взяли Тесса Саутер и Андреа Уолпер для ведущего англоязычного интернет-портала AllAboutJazz.com. «Джаз.Ру» публикует русский перевод с личного разрешения владельца американского портала, Майкла Риччи.Оригинал: «Meet David Richardson», by Tessa Souter and Andrea Wolper 

David E. Richardson, Jr. (фото © Виталий Демьяновских)David E. Richardson, Jr. (фото © Виталий Демьяновских)

Куда бы он ни поехал, Дэвид Ричардсон обязательно изучает всё лучшее в области джаза, что можно найти на месте. В Сибири, Москве, Санкт-Петербурге — или в Коста-Рике, Европе и Соединённых Штатах — он встречается с такими же, как он, джаз-фэнами-друзьями по Фейсбуку, следит за выступлениями своих любимых музыкантов и отыскивает новые места, чтобы их слушать. Но его одержимость джазом не исчерпывается потреблением: он создал компанию под названием The Real Jazz Ambassadors («Настоящие послы джаза»), чтобы снимать документальные фильмы о любимых музыкантах. Один из них — тот, чья знаменитая пластинка 1959 года сделала Дэвида, в то время четырёхлетнего, джаз-фэном на всю жизнь. О чём речь? Сейчас узнаете.

— Я рос гарнизонным пацаном. Мы жили в [Западной] Германии, на Аляске, в Форт-Ноксе, а потом в Уиллингборо, Нью-Джерси. В 1975, после школы, я и сам пошёл в армию. Я учился на специалиста по русскому языку, служил в [Западном] Берлине, потом в Карлсруэ (Западная Германия), потом в Форт-Худе (Техас). Там я служил уже офицером Второй бронетанковой дивизии, получив звание после окончания курса Корпуса подготовки офицеров запаса. В 1987 я ушёл в запас, стал работать в компьютерной сфере — я специалист по базам данных Oracle — и продолжал эту работу следующие 30 лет. Но мой интерес к России не исчезал, и в 2002 я переехал в Томск, в Сибирь, где преподавал разговорный английский в двух университетах. В 2002 г. в Томске выступал российский джазовый музыкант Игорь Бутман, и я там с ним познакомился.

На фестивале «Триумф Джаза» в Санкт-Петербурге, 2016На фестивале «Триумф Джаза» в Санкт-Петербурге, 2016

В Томском политехническом университете меня попросили участвовать в комиссии по оценке их программы преподавания иностранных языков и написать отчёт по результатам. Я был довольно наивен, так что я честно написал там правду, и меня тут же уволили и выдворили из России. На два месяца мне пришлось переселиться в Вильнюс, там я заново получил визу, вернулся в Россию и подал на университет в суд за неправомерное прекращение контракта. Я не только выиграл дело, но через своего адвоката познакомился с моей будущей женой, Анжеликой, которая помогала мне в компьютерном бизнесе. После России мы с Анжеликой несколько лет жили в Коста-Рике, а в 2008-м переехали в Нашуа, штат Нью-Гемпшир, где живём с дочерью, которой сейчас восемь лет.

Ваши самые ранние музыкальные впечатления?

— Моя мать пела и играла на рояле, так что вокруг меня всегда была музыка. В Германии мы постоянно слушали «Радио вооружённых сил» и Уиллиса Коновера на «Голосе Америки». На Аляске в начале 1960-х мы устраивали у нас в подвале представления с участием соседских детей — кривлялись под музыку The Beatles, Herman’s Hermits и других. А когда я вернулся в 1968 г. на континентальную территорию США, я начал учиться играть на кларнете. С того момента и до окончания школы я всегда играл в школьном оркестре. В 1970-м мать подарила мне свой рояль Chickering, который у неё был с детства, и я начал учиться играть на нём — главным образом слушая все пластинки Стиви Уондера, какие мог найти.

Сколько вам было, когда у вас появилась первая пластинка?

— Это был сингл на 45 об/мин — «Take Five» Дейва Брубека, на второй стороне была пьеса «Blue Rondo à la Turk». У меня она появилась в 1961, когда мне было четыре с половиной года. Мне её подарили родители, потому что я обожал музыку с альбома квартета Брубека «Time Out».ДАЛЕЕ: продолжение интервью Дэвида Ричардсона 

Что открыло вам дверь в джаз?

— Именно «Time Out» Брубека. Декабрь 1961. Моя любимая пьеса с альбома была «Strange Meadowlark». Я впервые услышал альбом на «Радио вооружённых сил», и когда он у нас появился, я постоянно донимал родителей, чтобы они его всё время ставили.

А живую музыку когда начали слушать?

— Наш преподаватель общественных наук (в США этот школьный курс объединяет историю, географию, обществознание и т. п. — Ред.) Тай Белфорд имел кое-какие связи в шоу-бизнесе. Он устраивал выступления в нашей школе множества разных групп, а я был частью «аудиовизуальной бригады», которая занималась светом и звуком. Так я поучаствовал в организации концертов, в которых выступали Бадди Рич, Чак Манджионе, Кэл Чадер, Филлис Хайман, Дейв Брубек и другие. Но до того, как я пошёл в армию и отправился в Берлин, у меня не было возможности побывать в настоящем джаз-клубе, чтобы послушать там живой джаз.

А помните свой первый концерт?

— Это было примерно в 1966, когда Лу Роулз выступал в Форт-Ричардсоне, штат Аляска. Думаю, он оказался на этой базе по дороге во Вьетнам. Он исполнил там песню, которая стала одной из самых моих любимых — «The Shadow Of Your Smile» (я потом научился играть её на кларнете!) Роулз в своё время служил сержантом в 82-й воздушно-десантной дивизии; вот одна из причин, почему он часто выступал на военных базах.

Как часто вы ходите слушать музыку живьём?

— Стараюсь послушать что-то каждую неделю, особенно когда путешествую; я люблю открывать для себя новые площадки и часто обнаруживаю там что-нибудь удивительное, особенно в Европе и в России. Кажется, там больше таких площадок, чем в Соединённых Штатах.

Почему именно живая музыка для вас так важна?

— Это восхитительно — видеть, как музыканты берут стандартную тему и, импровизируя, превращают её в свою собственную пьесу. Меня всегда поражает уровень мастерства, который я вижу у столь многих джазовых музыкантов, и я ценю тот факт, что это не только тяжкий труд, но и врождённая способность «схватывать» музыку.

Вам приходилось ездить куда-нибудь очень далеко, просто чтобы послушать музыку?

— Однажды, будучи в Москве, я решил сделать сюрприз вокалисту Алану Харрису и басисту Арку Овруцкому, которые выступали в Одессе. Мне пришлось вылететь из одного довольно нового московского аэропорта в Минск, а оттуда в Одессу. Концерт проходил в отеле, и я так устроил, чтобы водитель встретил меня в аэропорту. Мы медленно пробирались по Одессе и наконец оказались в отеле. Я оформляю проживание — и слышу голос Алана Харриса у себя за спиной: «А я-то думал, я единственный чёрный в Одессе…»

Кроме местного пианиста, остальных музыкантов я знал, и на концерте оказалось несколько моих друзей по фейсбуку. Всё вместе оказалось невероятным переживанием с превосходной живой музыкой.

А есть ли какой-то концерт, на который вы не попали и до сих пор об этом жалеете?

— Пару лет назад в Шанхае был фестиваль, на котором выступали Игорь Бутман и [британская певица] Тина Мэй. Мне очень хотелось там побывать. Я лет десять не бывал в Азии, и у меня там есть несколько друзей, с которыми хотелось повидаться; это был бы идеальный случай объединить всё это.

Если бы вам представилась возможность вернуться в прошлое и послушать выступление одной из легенд джаза, кто бы это был?

— Много лет я следил за творчеством пианиста Эдди Хиггинса… и постоянно не мог попасть на его выступления. В конце концов я добыл билеты на выступление в начале сентября 2009 г. во Флориде — это было шоу, которое устраивала его жена, замечательная джазовая певица Мередит д’Абмросио. Но, увы, незадолго до концерта Эдди ушёл из жизни, и я навсегда утратил возможность увидеть его лично, встретиться с ним. Я пару лет переписывался с ним по электронной почте, так что, по крайней мере, мне удалось сказать ему, как я восхищался его талантом…

Что такое, по-вашему, хороший джаз-клуб?

— У меня два любимых джаз-клуба, и оба они в Москве. Я люблю джаз-клуб «Эссе», потому что там отличная атмосфера и персонал точно знает, чего я хочу (двойной Jack Daniels с колой и котлету по-киевски), при этом там всегда играют отличные музыканты, и часто выступают американцы. Второй — Клуб Игоря Бутмана: я начал ходить туда потому, что знал Игоря больше 15 лет, и у него в клубе выступает так много замечательных, талантливых артистов. Я люблю оба этих места, потому что там всегда можно пообщаться с музыкантами, а им обычно очень нравится слышать мнение об их музыке от американца.

Дэвид Ричардсон на конференции Jazz Across BordersДэвид Ричардсон на конференции Jazz Across Borders (фото © Ольга Карпова, Jazzmap.ru)

А в каком клубе или клубах вас чаще всего можно встретить?

— Когда я в Бостоне, я бываю в Ryles, Scullers, Regattabar или в Wally’s. В Москве я иду в «Эссе» и Клуб Игоря Бутмана, но стараюсь бывать также в JAM Club и Клубе Алексея Козлова. В Санкт-Петербурге это «Дом 7», JFC и The Hat Bar. В Коста-Рике меня всегда можно найти в Jazz Café в Сан-Педро (там ещё есть джаз-клуб в Эскусу, но я пока туда так и не добрался).

Есть ли какой-то клуб, который уже не работает, но вы по нему скучаете?

— В Бостоне было такое Acton Jazz Café: я не слишком долго туда ходил, начал только в 2009, но оно мне очень нравилось, потому что мы всегда брали с собой туда нашу дочь Синтию — даже когда она ещё не родилась! Именно там я подружился со многими местными музыкантами, что помогло мне разобраться в бостонской джазовой сцене.

А что такое «Настоящие послы джаза»?

— Около двух лет назад я создал компанию The Real Jazz Ambassadors, LLC (ООО «Настоящие послы джаза». — Ред.). Первоначальная моя идея была снять документальный фильм, который увековечил бы 60-летие исторических гастролей Дейва Брубека по Польше в 1958 г. Я спродюсировал промо-ролик с [сыном Дейва, тоже пианистом] Дариусом Брубеком, надеясь в 2018 г. сделать полнометражную документальную ленту, где Дариус прошёл бы по следам гастролей отца, на которых он тоже был — ему тогда было 11 лет.

На съёмках в Польше: с главным редактором польского журнала Jazz Forum Павлом Бродовским, 2018На съёмках в Польше: с главным редактором польского журнала Jazz Forum Павлом Бродовским, 2018

Недавно я закончил съёмки ещё одного документального фильма, он называется «Портрет джазового артиста: Иннокентий Иванов». Там живущий в Москве джазовый артист из Украины выступает на фестивале «Джазовая провинция», а потом работает в студии над записью «Кубинской фантазии» — пьесы, которую написал мой добрый друг Робин Блэйкман, саксофонист из Великобритании.

Как вы открываете для себя новых артистов?

— Социальные сети и YouTube сильно упростили дело. Но в России я просто иду в клубы — и каждый следующий концерт позволяет мне завязать новую джазовую дружбу с новыми для меня артистами.

Если бы вы были профессиональным музыкантом, на чём бы вы играли?

— Однозначно — на рояле. Я всегда чувствовал близость к этому инструменту, сколько себя помню, и пытался овладеть им в начале 70-х, когда познакомился с музыкой Стиви Уондера. Помню, как сидел тогда часами, снова и снова слушая виниловую пластинку, чтобы найти на клавиатуре правильные ноты и аккорды.

Есть ли у вас «диск, который вы взяли бы с собой на необитаемый остров»?

— В наш век всё, что мне нравится, хранится у меня в телефоне… но если бы меня принудили выбирать, я выбрал бы «The Intimate Ella» или «Ella and Oscar». Или «Crystal» Ахмада Джамала, или «Innervisions» Стиви Уондера… или… слушайте, я бы просто нашёл способ заряжать чёртов телефон!

Есть ли у вас любимая джазовая «история из жизни»?

— Когда я учился в школе, Бадди Рич выступал у нас, и я был захвачен… ну и, поскольку я работал в «аудивизуальной бригаде», у меня была возможность попытаться взять у него автограф. На нём висела молодая блондинка, и тут я подхожу к нему и прошу автограф. Он ухмыльнулся и сказал: «Малыш, вали отсюда». Мне надо было бы обидеться, но я воспринял это как знак отличия — я испытал на себе его знаменитое крепкое словцо!

Что, как вы думаете, позволяет джазу жить и процветать?

— Думаю, новую жизнь в джаз вдохнул приток новых артистов со всего мира. Вот почему мне так нравится путешествовать по России и другим странам: я вижу множество талантливых, полных вдохновения молодых артистов, которые играют и заново осмысляют стандарты жанра.

Есть ли ещё что-то, что мы должны были бы знать о вас?

— Каждый год я провожу у себя дома Jazz BBQ («Джазовый шашлык». — Ред.) Мы приглашаем местных музыкантов, которые играют для наших соседей и друзей. Мне нравится показывать живой джаз людям, которые, быть может, никогда бы его и не услышали.

Закончите, пожалуйста, предложение: жизнь без музыки — это…

— …верный признак того, что я отбросил копыта!

Перевод: редакция «Джаз.Ру»

journal.jazz.ru

Полный Джаз 2.0 — Страница 2 — сетевая версия журнала «Джаз.Ру»: всё о джазе по-русски

23 апреля в Светлановском зале Московского международного Дома музыки состоится концерт «Анатолий Кролл — 75! Юбилей в стиле джаз», которым народный артист России, пианист, композитор, продюсер, педагог и бэндлидер Анатолий Кролл отмечает 75-летие. Собственно день рождения у него — 20 апреля, однако в последние годы он праздновал его на сцене Дома Музыки в ходе концерта-фестиваля «Все цвета московского джаза», который всегда проходил 30 апреля, в Международный День джаза. Но в этом году Анатолий Ошерович приглашён выступить в рамках официального празднования Дня Джаза, которое впервые проходит на территории России, в Санкт-Петербурге. А юбилейный концерт Кролл устраивает в Доме Музыки 23 апреля. Одновременно это и 60-летие его работы в джазе: он ещё учился в Челябинском музыкальном училище, когда в местной филармонии у него, тогда 15-летнего, началась трудовая деятельность в качестве «пианиста и руководителя эстрадных ансамблей».

Анатолий КроллАнатолий Кролл

23 апреля на сцену Дома Музыки выйдут известнейшие джазовые артисты и коллективы России. В их числе певица Лариса Долина, пианисты Игорь Бриль, Валерий Гроховский, Давид Газаров, целых пять биг-бэндов: Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана, «Академик-Бэнд» Анатолия Кролла, «Фонограф» Сергея Жилина, Большой Джазовый Оркестр Петра Востокова, Государственный оркестр джазовой музыки им. Олега Лундстрема п/у Бориса Фрумкина. Сам юбиляр выйдет на сцену не только со своим оркестром, состоящим из студентов Российской Академии музыки им. Гнесиных, где Кролл возглавляет оркестровый класс на джазовой кафедре, но и с квартетом «Мы из джаза», с которым гастролирует уже более полутора десятилетий. Будут участвовать лидеры двух ведущих биг-бэндов Сибири — альт-саксофонист Владимир Толкачёв, руководитель биг-бэнда Новосибирской филармонии, и Аркадий Ратнер, дирижёр томского оркестра «ТГУ-62». На сцену выйдет и самое новое открытие Кролла — продюсера конкурса «Гнесин-Джаз»: челябинская пианистка Алиса Рогулина, которой всего 11 лет. Челябинск, родной город Кролла, представит и «Уральский диксиленд» — к сожалению, уже без своего руководителя Игоря Бурко, который ушёл из жизни в начале марта.

Анатолий Кролл и оркестр РАМ им. Гнесиных «Академик-Бэнд»Анатолий Кролл и оркестр РАМ им. Гнесиных «Академик-Бэнд»

По словам юбиляра, концерт объединит родственных по духу музыкантов и просто друзей:

— Среди участников вечера нет случайных людей, это будет продукт дружбы — творческой и человеческой. Именно она явилась причиной для проведения этого праздника. Большинство участников джазовых коллективов, принимающих участие в концерте, — это мои студенты, выпускники джазовой кафедры Академии Музыки имени Гнесиных, где я руковожу оркестровым классом. Поэтому между нами присутствует какое-то особенное родственное ощущение и огромное желание увидеться друг с другом в этот вечер. Хочу отдельно упомянуть Ларису Долину, которая считает себя моей ученицей и часто называет меня «мой гуру». Наш совместный творческий путь начался ещё в 1970-х годах. Большое значение в её творческом росте и популярности сыграли наши проекты и фильмы, в создании которых она участвовала — «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх». Нас с ней по сей день связывают очень тёплые отношения. Даже в указе Президента РФ о присуждении звания народного артиста России наши фамилии стояли рядом.Все мои крупные проекты последних лет проходили в Доме Музыки. Здесь состоялось несколько ежегодных фестивальных проектов: «Российские звёзды мирового джаза», «Очарование джаза», «Шедевры симфоджаза» и многие другие. Юбилейный концерт продолжает эту добрую традицию, ведь каждое успешное мероприятие рождает желание сделать следующее!

После концерта в Доме музыки, который также носит название «Навстречу Международному Дню джаза» и предваряет грандиозный музыкальный праздник джаза в Санкт-Петербурге, Анатолий Кролл посетит свой родной город Челябинск, где также выступит с юбилейным концертом.

ДАЛЕЕ: биография артиста, ВИДЕО, билеты  Читать далее «Анатолий Кролл отметит 75-летие на сцене Дома Музыки»

journal.jazz.ru

Джазовое сопротивление

Петербургское издательство "Композитор" выпустило книгу "Квадрат. Из истории российского джаза" под редакцией лондонского джазового критика Ефима Барбана.

В книге собраны материалы, публиковавшиеся в 60–80-е годы прошлого века на страницах неподцензурного самиздатовского журнала "Квадрат" – первого периодического издания о джазе на русском языке, издававшегося в Ленинграде. Благодаря "Квадрату", бессменным редактором которого был Ефим Барбан, удалось задокументировать и сохранить целый пласт истории российского джаза, пришедшийся на пик его развития и популярности. В мае 2015 года исполняется 50 лет со времени выхода в свет первого номера журнала. Об истории своего джазового сопротивления советской власти Ефим Барбан рассказал Радио Свобода.

По приказу "Большого брата"

– Первый джазовый самиздатский машинописный журнал "Квадрат" возник как бюллетень двух проведенных ленинградским Городским джаз-клубом джазовых фестивалей, в 1965 и 1966 годах. В то время в стране уже существовал музыкальный, литературный и художественный андеграунд. Комсомол получил от "Большого брата" приказ взять под контроль молодежное неофициальное художественное движение. Результатом стало разрешение открыть джазовые кафе в Москве и провести джаз-фестивали в нескольких городах, в том числе и в Ленинграде. После первого фестиваля я подумал: хорошо было бы, чтобы результаты фестиваля – а событие это по тем временам было грандиозным в культурном смысле, ведь джазовые концерты, по сути дела, были запрещены и имели подпольный характер, – оказались как-то прокомментированы. Ленинградский джаз-клуб, который был организатором фестиваля и в котором я состоял, обратился в горком комсомола с просьбой отпечатать на его ротапринте небольшой бюллетень. Разрешение было получено, и два-три человека из джаз-клуба, который чуть позднее стал называться "Квадрат", прокомментировали ход и результаты первого фестиваля 1965 года. Из этого бюллетеня и возник журнал "Квадрат", который поначалу был своего рода комментатором джазовой жизни тогдашнего Ленинграда.

– А кем вы были тогда? Почему вы оказались в центре этих джазовых течений?

Ефим Барбан Ефим Барбан

– Джаз-клуб "Квадрат" возник в декабре 1964 года, и это был уже второй джазовый клуб, в работе которого я участвовал. Первый российский джаз-клуб возник в Ленинграде в 1958 году, назывался он "Д-58", и я был членом его правления, читал там лекции о джазе. Когда возник клуб "Квадрат", меня ввели в правление клуба, я занимался делами этого клуба и стал редактором журнала "Квадрат". Помню, что поделился своей идеей бюллетеня с Натаном Лейтесом, председателем клуба, идея ему понравилась. Мы убедили комсомольцев, что нам необходим такой вот бюллетень и что для комсомола такое издание могло бы стать идеологическим оружием против тлетворных влияний. Надо сказать, что и для горкома комсомола печатание этих бюллетеней было не совсем легальным делом – они печатались под видом инструктивных материалов. Но так получилось, что кто-то из идеологических вождей питерского комсомола оказался джазфаном. Впрочем, уже через пару лет комсомольцы от этого начинания отказались. На его ротапринте было отпечатано лишь три первых выпуска бюллетеня джаз-клуба.

– Почему вы назвали журнал "Квадратом"?

– Название журнала не имеет ничего общего с геометрией. Квадрат – это единственный русскоязычный джазовый термин – синоним американского термина "корус". Квадрат (корус) – отрезок джазовой импровизации, число тактов которого кратно числу тактов ее темы. В джазовом мейнстриме импровизация строится по "правилу квадрата", которое предполагает ее обязательное членение на корусы, что интуитивно производит импровизирующий музыкант

– За без малого два десятилетия существования "Квадрата" вышло 17 номеров журнала, и это поистине титаническая работа. Журнал был большую часть своей истории машинописным, издавался на "добровольной", что называется, основе, распространялся не по подписке, а в "своем кругу". Это самиздат в чистом виде?

Я использовал комсомольские обложки в качестве прикрытия журнала от советской власти

– Абсолютный самиздат! Комсомол вскоре отошел от джаз-клуба и запретил печатать на своем ротапринте бюллетени. "Квадрат" стал стопроцентным самиздатом, машинописным, подпольным, нонконформистским журналом. Само существование такого издания в Советском Союзе того времени было парадоксом, потому что репрессиям подвергались любые подпольные литературные или художественные журналы. Выставки художественного авангарда запрещались, литературные подпольные журналы закрывались. "Хроника текущих событий" – главный подпольный политический журнал того времени – существовал в условиях репрессий. Мне, впрочем, повезло. В свое время я попросил комсомольцев напечатать обложки для бюллетеня, и они напечатали огромное количество этих обложек. На обложке значилось: "Горком комсомола, отдел культурно-массовой работы, Городской джаз-клуб". На протяжении последующих 10 лет я использовал эти обложки как некий фиговый листок, как прикрытие неофициального самиздатского журнала. "Квадрат" печатался на машинке небольшим тиражом (поначалу всего 50-60 экземпляров). Объем журнала, когда он перестал иметь отношение к джаз-клубу, достигал 150-160 страниц формата А4. Я использовал эти комсомольские обложки в качестве защиты от властей. Видимо, поначалу КГБ заинтересовался "Квадратом", но выяснил, что это изделие горкома комсомола, и успокоился на этом.

– Думаете, что ваш журнал не был под колпаком КГБ? Логично было бы, если бы вас посадили – раз вы занимались самиздатом.

– Был момент, когда я ожидал этого, в 1978 году. "Квадрат" тогда уже имел явно выраженную авангардистскую направленность и лишь номинально оставался органом джаз-клуба. С журналом сотрудничал цвет тогдашней джазовой критики – в числе прочих Алексей Баташов, Владимир Фейертаг, Дмитрий Ухов, Андрей Соловьев, Татьяна Диденко, Георгий Васюточкин, Артемий Троицкий, Александр Кан. Юрий Верменич. В официальной печати о джазе тогда практически ничего не сообщалось. Отличие последних номеров от самых первых было разительным: если первые выпуски имели описательный, джазово-пропагандистский характер, то впоследствии появился акцент на музыковедении, рассматривались проблемы джазовой эстетики и философии, джазовой импровизации, джазового восприятия.

В 1978 году мне позвонил один из авторов "Квадрата", московский музыкальный критик и журналист Аркадий Петров. Он в то время работал в Радиокомитете и вел на радио программу "Радиоклуб “Метроном”". Петров рассказал, что его допрашивали по поводу "Квадрата", что ему пришлось все рассказать о журнале и его редакторе. И я подумал: хорошо бы найти какое-то новое прикрытие, раз фиктивное издание "Квадрата" под эгидой комсомола под угрозой. В Новосибирске в то время существовало "Творческое джазовое объединение", которое по своей идейной направленности было близко журнальной. Я связался с Новосибирском и договорился, что воспользуюсь их прикрытием: на обложке будет указано, что это издание якобы печатается в Новосибирске, будет стоять шапка "Творческое джазовое объединение". И вот начиная с 15-го номера "Квадрат" выходил с титульным листом, на котором значился Новосибирск. Но на самом деле он, конечно, по-прежнему печатался в Ленинграде.

В музыкальном андеграунде

– Вы довольно часто используете в книге о журнале "Квадрат" термин "джазовое сопротивление". Что вы вкладываете в это понятие, чему вы джазово сопротивлялись?

– Подлинный джаз (я не имею в виду ту танцевальную музыку, которую в России принимали за джаз до войны и сразу после войны) возник как подпольное явление. Советский джазовый андеграунд появился где-то в середине 50-х годов в Ленинграде. Ленинград в то время был советской джазовой столицей, в городе уже возникли подпольные джазовые ансамбли. Джаз тогда воспринимался широкой публикой как запретный плод: джазовых концертов практически не было, а если они все же проходили, то на них ломилась публика, возникал ажиотаж. Журнал "Квадрат" со временем стал частью второй, альтернативной культуры, противостоящей советскому агитпропу. Люди, которые занимались в то время джазом, воспринимали свою деятельность как сопротивление официальному агитпропу, и "Квадрат" был одной из форм такого сопротивления. Сам джаз, сама джазовая импровизация, сама творческая свобода, которую джаз представляет музыкантам, сознательно или подсознательно воспринимались как выход за пределы идеологического закрепощения, которое несла с собой советская власть.

– Как вы сейчас сами себя воспринимаете в качестве автора "Квадрата"? Вы публиковались в журнале под разными псевдонимами – и под своим собственным именем, и под именами Бориса Ефимова и Евгения Семенова, выступали в роли главного ревнителя авангардного джаза, при этом вступали в яростные споры с другими критиками. Вы сами себе теперь кажетесь джазовым радикалом в этом журнале?

– Я бы начал с известного изречения Вольтера: если вы не были революционером в молодости, то у вас нет сердца, а если вы не стали консерватором в зрелые годы, то у вас нет разума. Большинство авторов, которые печатались в "Квадрате", в том числе и я, воспринимали художественный авангард в целом как часть художественного сопротивления всему рутинному и консервативному, что тогда существовало не только в советской, но и в европейской, да и американской культуре. 1960-е – начало 1970-х годов – время контркультурной революции в США. Революция происходила не только в джазе, но и в академической музыке, где тоже бушевала авангардистская буря. Возникший в США на рубеже 50-60-х годов фри-джаз в России воспринимался как контркультурная революция и представлял собой в глазах его приверженцев мощную оппозицию советскому агитпропу. Оглядываясь сейчас на ту эпоху, эпоху бури и натиска авангарда (надо сказать, что со временем джазовый авангард утратил свой новаторский потенциал, а смена политического режима в России превратила его в достаточно камерное музицирование), я воспринимаю фри-джаз как один из исторических стилей. Сейчас я не воспринимаю себя музыкальным радикалом, но несколько десятилетий назад этот радикализм был оправданным. Мои музыкальные вкусы во многом изменились. Теперь споры между сторонниками нового и старого джаза мною воспринимаются как не всегда оправданные, а чрезмерная нетерпимость, которая иногда проявлялась в обоюдных выпадах, сейчас кажется не стоящей того запала, с которым эти споры велись. Все это надо воспринимать в контексте и атмосфере того времени и тогдашнего мирового джазового процесса. Однако именно это, по сути дела, превращает материалы журнала в исторические документы.

ГТЧ и другие

– "Квадрат" закончил свое существование, потому что вы в середине 80-х годов эмигрировали из Советского Союза в Великобританию. Видимо, если бы вы остались в стране, то после успеха перестройки и краха Советского Союза журнал мог бы пережить второе рождение. У "Квадрата" есть какие-то духовные наследники? Есть серьезная джазовая пресса в России?

– В России, в Москве издается один журнал под названием "Джаз.ру", который редактирует джазовый критик Кирилл Мошков. Это популярный аналог американских коммерческих журналов, которые описывают в основном музыкальные события и рецензируют джазовую продукцию. Отличие "Квадрата" от всей джазовой периодики (не только советской, но и зарубежной), заключалось в том, что в огромной мере это был еще и теоретический, научный журнал. В нем публиковались серьезные материалы, которые популярный коммерческий журнал не может себе позволить, поскольку его целью является обязательная рентабельность. Кроме того, он связан интересами широкой джазовой аудитории, которая мало интересуется серьезными музыковедческими проблемами, проблемами джазового эстетики. Мы ведь печатали не только материалы джазовых критиков, но и серьезные теоретические материалы: статьи профессора Московской консерватории Вячеслава Медушевского, профессора Тартуской консерватории Бориса Гаспарова – правой руки Юрия Лотмана.

Издание "Квадрата" пришлось на период интереса к семиотике, которая заметно обновила всю сферу гуманитарного знания. Поэтому "Квадрат" был белой вороной в джазовой периодике. Мне известны сейчас только два серьезных европейских джазовых журнала – оба издаются в Австрии, в Граце – которые занимаются джазовыми исследованиями. "Квадрат" мог себе позволить элитарное проблемное содержание только потому, что он не замышлялся как доходное дело, не имел отношения к коммерции, он не продавался, а распространялся среди джазовых критиков, музыкантов и сети джаз-клубов. Ни один другой джазовый журнал позволить этого себе не может, потому что, как правило, это коммерческие журналы, зависящие или от дотации, или от рекламы. Мне приходилось самому все редактировать, вычитывать, находить авторов, договариваться с ними, оплачивать работу машинисток и так далее. По сути дела, редакции у "Квадрата" не существовало, периодичность его была достаточно неопределенной. Но это был серьезный музыковедческий журнал. С моей точки зрения не будет преувеличением сказать, что именно "Квадрат" – самиздатовский, подпольный, нонконформистский машинописный журнал – заложил основы серьезной джазовой критики в России и джазового музыкознания.

Трио Вячеслав Ганелин – Владимир Тарасов – Владимир Чекасин

– Какая музыка звучит внутри вас, когда вы сейчас листаете книгу избранных материалов своего журнала?

– Многие полемические материалы я читаю с внутренней улыбкой. Я воспринимаю их, как и сам факт существования "Квадрата", как некий исторический этап, который джаз оставил позади, хотя многие материалы журнала абсолютно актуальны и для нашего времени. У книги, включающей в себя избранные материалы журнала, есть подзаголовок – "Из истории российского джаза". Это очень важная и до выхода этой книги практически неизвестная широкому кругу джазфанов часть российской музыкальной истории. История российского, советского джаза до сих пор до конца не написана. Логично, что во мне звучит музыка той эпохи, музыка, которую я слушал и записи которой собирал, ведь у меня была огромная фонотека. Это музыка позднего Джона Колтрейна, Орнетта Колмана, Эрика Долфи, Арчи Шепа, Чикагского художественного ансамбля… Эта музыка внесла огромный вклад в развитие современного джаза, хотя я бы не сказал, что ее аудитория была значительной. Это была музыка джазового меньшинства, эстетика которой вышла за пределы традиционных стилей. Если говорить об отечественных исполнителях авангардного джаза, то прекрасной музыкальной иллюстрацией к книге стали бы пьесы трио Вячеслава Ганелина. Этот ансамбль постоянно рекламировался в "Квадрате", поскольку его творчество представляло собой музыкальный аналог теоретического содержания журнала. Практически все альбомы трио Ганелина, которые выходили и в СССР, и за его пределами, я рецензировал в журнале, – рассказал Радио Свобода лондонский джазовый критик, бывший редактор журнала "Квадрат" и составитель книги "Из истории российского джаза" Ефим Барбан.

www.svoboda.org

сердце петербургского джазового сообщества празднует полувековой юбилей — Полный Джаз 2.0

report10 и 11 декабря в концертном зале «Колизей» на Невском, 100 при поддержке городского комитета культуры Санкт-Петербурга прошёл фестиваль, посвящённый 50-летию джаз-клуба «Квадрат». В концертах приняли участие 12 коллективов, многие участники которых — выпускники и преподаватели петербургских «джазовых школ», в том числе факультета музыкального искусства эстрады Санкт-петербургского государственного университета культуры и искусств, лауреаты международных и всероссийских конкурсов. Большинство из них дебютировали как импровизаторы на традиционных «вторниках» или на джазовых пароходах «Квадрата».

Своим долголетием клуб обязан, прежде всего, своим основателям — Натану Лейтесу (1937-2013) и Виталию Шепшелевичу. В течение пяти десятилетий они объединяли в северной столице России всех, кто тянулся к джазу. «Квадрат» стал первым в стране официальным клубом-пропагандистом этой музыки и первым образовательным учреждением, объединив профессионалов и любителей, организуя абонементы, лектории, выставки и концерты. В городе помнят многие удивительные инициативы этого общественного объединения. Не удивительно, что юбилейные концерты собрали достаточно большую аудиторию. Оба вечера вёл Владимир Фейертаг.

Первый день фестиваля открыл один из старейших ансамблей страны — «Ленинградский диксиленд». Публика с радостью аплодировала прославленному коллективу, более полувека внедряющему в сознание слушателей лучшие образцы традиционного джаза. Затем на сцену вышел Андрей Кондаков. Вместе с Леонидом Сендерским (альт-саксофон), Максимом Кореневским (бас-гитара), Петром Михеевым (ударные) и Вадимом Лебедевым (гитара) пианист представил несколько авторских композиций, посвятив их памяти Натана Лейтеса.

ВИДЕО. Ансамбль Андрея Кондакова

Ансамбль саксофониста Михаила Костюшкина (Геннадий Рубцов — гитара, Дмитрий Шварц — ударные, Олег Фомин — бас-гитара), напомнил публике, что термин mainstream сегодня следует понимать расширенно ,и исполнил три композиции в фанковой ритмике, зато молодой кларнетист Константин Хазанович виртуозно и убедительно вернул слушателей в лоно классического джаза.

Константин ХазановичКонстантин Хазанович

Две пьесы — «After You’ve Gone» и «Cheek to Cheek» — кларнетист тоже посвятил Лейтесу. Верность классическому джазу (от свинга до хард-бопа) подтвердили проект Андрея Рябова (гитара) и Николая Поправко (саксофон), а также квинтет саксофониста Дмитрия Попова.

Игорь Бутман, Николай ЛевиновскийИгорь Бутман, Николай Левиновский

Второй день фестиваля открыли гости из Москвы — саксофонист Игорь Бутман и пианист Николай Левиновский.ДАЛЕЕ: продолжение репортажа, много фото, ВИДЕО! 

Игорь Бутман, Давид ГолощёкинИгорь Бутман, Давид Голощёкин

Затем к дуэту присоединились Давид Голощёкин (флюгельгорн), Гарий Багдасарьян (ударные) и Филипп Мещеряков (контрабас). Квинтет, созданный прямо на сцене (музыканты до начала концерта не успели даже встретиться за кулисами), исполнил три стандарта, в которых мэтры российского джаза подтвердили репутацию искусных, находчивых и универсальных джазменов.

ВИДЕО: Голощёкин/Бутман/Левиновский/Мещеряков/Багдасарьян

Затем на сцене появились, одна за другой, вокалистки — Виктория Урусова, Наталья Родина, Надежда Овчарук, Ольга Пономарёва, Эржена Хайд.

Виктория УрусоваВиктория Урусова

Подобно инструменталистам, все они вышли из шинели «Квадрата», так что их появление в юбилейной концертной программе вполне оправдано.

ВИДЕО. Ансамбль Виктории Урусовой

Но вниманием аудитории больше завладевали саксофонисты и пианисты, трубачи и барабанщики. Чьё же мастерство удерживало публику на многочасовых концертах в «Колизее»?

Иван ВасильевИван Васильев

Это пианисты Николай Сизов, Александр Алексеев, Дмитрий Братухин, гитаристы Андрей Рябов, Алексей Петкевич, саксофонисты Дмитрий Семенов, Леонид Сендерский, Андрей Блинчевский, Николай Поправко, Кирилл Бубякин, трубачи Иван Васильев, Евгений Соколов, контрабасисты Вадим Михайлов, Филипп Мещеряков, барабанщики Гарий Багдасарьян, Вячеслав Султанов, Артем Теклюк… Разумеется, названы не все, но уже и такой список участников свидетельствует о признательности нескольких поколений огромной армии джазменов джаз-клубу «Квадрат».

ВИДЕО: ансамбль Кирилла Бубякина и Евгения Соколова

В фойе «Колизея» в течение двух концертных дней была организована выставка редких фотографий старейшего фотохудожника клуба Александра Смирнова. Его же фото демонстрировались на двух больших экранах концертного зала (с комментариями Владимира Фейертага и Георгия Васюточкина), а в фойе продавалась специальное юбилейное издание — книга «Квадрату 50».

ВИДЕО. Ансамбль Ивана Васильева

Несмотря на некоторые проблемы с помещением для проведения постоянных мероприятий, «Квадрат» жив и сегодня. По вторникам в Эллингтоновском зале Джазовой филармонии проходят выступления молодых музыкантов, которые обычно заканчиваются большим добровольным джемом. Арт-директор клуба Алексей Кожевников грамотно составляет программы вечеров, а в летнее время дарит петербуржцам и гостям нашего города уникальную возможность — прокатиться на джазовом пароходе. Четыре раза в неделю! Приезжайте в Петербург и попробуйте достать билеты: это, кстати, не всегда легко.

Владимир Фейергаг, Алексей КожевниковВладимир Фейергаг, Алексей Кожевников

journal.jazz.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта