Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа). Формирование ууд статьи из журналов
Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа)
22 декабря 2009 года Приказом № 373 Минюста России вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования[3]. Согласно содержанию образования, определенному стандартом, наиболее значимым в обучении младших школьников является формирование у них универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия (далее — УУД) — способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [2].
В зависимости от вида мыслительной деятельности существует следующая классификация УУД:
1. Познавательные УУД;
Включают общеучебные и логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Общеучебные универсальные действия:выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов, моделирование.
Логические универсальные действия:анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
2. Коммуникативные УУД;
Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
3. Регулятивные УУД;
Обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности посредством целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки и саморегуляции.
4. Личностные УУД;
Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Формирование вышеперечисленных видов УУД на каждом уроке повышает эффективность учебно-воспитательного процесса младших школьников. В зависимости от темы и специфики дисциплины преподаватель выбирает различные способы работы для развития учебных действий. Ниже представлены фрагменты уроков, в которых деятельность учителя и учащихся направлена не только на усвоение конкретных знаний, но и на выделение и усвоение способов деятельности для расширения зоны ближайшего развития.
|
Предмет/Тема; этап урока |
Задание |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Результат |
|
|
Русский язык/ произвольная тема; постановка цели и задач урока. |
Если бы вам задали вопрос, что вы ждете от урока≤ Что можете узнать≤ Какие навыки необходимые для жизни получить≤ |
Учащиеся высказывают свои мнения. |
Регулятивные (целеполагание, прогнозирование) Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог). |
Таким образом, учащиеся сами ставят перед собой задачи урока, решив которые, сформулируют в конце занятия вывод. |
|
|
Русский язык/ «Исконные и заимствованные слова»; первичное усвоение новых знаний. |
Поработайте с двумя словарными словами: «фломастер» и «корова». Сравните эти слова. Предположите варианты происхождения слов, какое точно принадлежит русскому языку≤ Попробуйте выделить две группы, на которые можно разделить все слова. |
Учащиеся разбирают каждое слово, сравнивают слова, предлагают формулировки классификации. |
Познавательные (анализ, классификация, подведение под понятие). |
Анализируя происхождения слов, учащиеся сами создают классификацию по происхождению, таким образом, сами формулируют понятия: исконные и заимствованные |
|
|
Литературное чтение/ «Басни»; Первичная проверка понимания. |
Представьте, если бы вы оказались на месте вороны в басне, поверили бы вы в то, что заслуживаете самых лучших комплементов≤ Что помимо принятия лести высмеивается в басне≤ |
Учащиеся транслируют сюжет басни в ситуацию современной жизни, выбирают себе роль, выделяют человеческие качества. |
Личностные (соотнесение поступков с моральными нормами). |
Учащимся дается возможность проанализировать часть своей «Я-концепции», ответить на вопрос: «Действительно, я так хорош, как об этом говорят≤». Для этого каждому необходимо проанализировать себя в искусственно-созданной ситуации. В этот момент происходит переход в читательском восприятии на уровень «героя». |
|
|
Технология/ «Моделирование из пластилина»; Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. |
Практические задачи: создание композиции из пластилина на тему «Фольклор». Группе учащихся надо создать по одной модели. Каждый из работающих в группе, должен презентовать свою часть работы. |
Учащиеся вспоминают произведения фольклора, выбирают фрагмент произведения для моделирования. |
Коммуникативные (коллективное обсуждение, продуктивное взаимодействие и сотрудничество). |
Выполнение задания возможно только при коллективном взаимодействии, но при этом, каждый из учащихся создает и отвечает за свою часть композиции. Данное задание развивает у детей, как способность самоорганизации, так и навыки работы в коллективе. |
|
|
Математика/ Название математических выражений; Актуализация знаний. |
Учащимся предлагается выбрать математические действия для решения задач и вспомнить названия компонентов. Затем перед учениками стоит задача определить название математического выражения, которое зависит от результата действия. |
Выбор подходящих действий, формулировка названия каждого выражения. |
Познавательные (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений). |
Учащиеся для решения задачи выбирают оптимальный способ, самостоятельно формулируют названия математических выражений, доказывают правильность формулировки с помощью логических связок. |
|
|
Изобразительное искусство/ «Изображение пейзажа»; Первичное усвоение новых знаний. |
Определите жанр картины, на которой изображена природа. Выделите и рассчитайте часть листа, на которой изображена линия горизонта. Продумайте план рисования картины. |
Учащиеся определяют жанр картины, доказывают свой ответ, называя объекты природы. Выделяют линию горизонта, предлагают план рисования пейзажа красками (выделение линии горизонта, создание верхнего и нижнего фона, нанесение объектов на фон). |
Познавательные (самостоятельное построение алгоритмов). |
Учащиеся анализируя готовую картину, рассуждают о изображенных объектах, синтезируют их. Учитывая жанр, ресурсы материального оснащения (краски гуашь) самостоятельно создают алгоритм рисования пейзажа. Данный алгоритм ляжет в основу создания следующих рисунков. |
|
Из содержания таблицы следует, что развитие УУД возможно на каждом этапе урока вне зависимости от выбранного учителем предмета при условии применения проблемного метода в обучении.
Литература:
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
2. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс]. — URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx≤CatalogId=313 (дата обращения: 05.09.2013).
3. ФГОС: начальное общее образование [Электронный ресурс]. — URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx≤catalogid=959 (дата обращения: 01.09.2013).
moluch.ru
Статья «Формирование универсальных учебных действий на практике» в научном журнале
Формирование универсальных учебных действий на практике
|
М.И.Александрова , педагог, учитель истории высшей категории школы 2055 г.Москвы |
M.I.Aleksandrova, teacher, the teacher of the history of the highest category of the school of 2055 g.Moskow |
|
В статье рассматриваются универсальные учебные действия, создающие условия для успешного усвоения новых знаний, умений, то есть умения учиться. |
In the article are examined the universal training actions, which create conditions for the successful mastering of new knowledge, skills, i.e., the skill to learn |
|
Ключевые слова: универсальные учебные действия, навыки, успешность. |
Key words: universal training actions, habits, success. |
В настоящее время в России формируется новая система образования, которая ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Важной и неотъемлемой задачей реализации ФГОС НОО является работа по формированию универсальных учебных умений учащихся.
Универсальные учебные действия (УУД) – одно из ведущих ключевых понятий новых образовательных стандартов и технологии их реализации в практике образовательного процесса современной школы.
«Универсальные учебные действия» в широком значении расшифровываются как умение учиться, т.е. способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного участия в учебном процессе.
Универсальные учебные действия (УУД) дают возможность каждому ученику самостоятельно ставить цель, находить требуемый материал, использовать различные средства, уметь контролировать и оценивать свою учебную деятельность.
При планировании уроков учитель должен:
- Выбрать УУД в соответствии с темой урока, спецификой учебного предмета, возрастными особенностями учащихся.
- Определить формы УУД, приемлемые для учащихся данного класса.
- Спроектировать работу учащихся путем использования разнообразных технических средств.
- Следить за регламентом выполнения заданий, в нашем случае от 10 до15 минут.
- Запланировать рефлексивные формы контроля и самоконтроля учащихся для определения уровня освоения учебного материала и УУД.
Постановка проблемного вопроса и развитие УУД могут быть разнообразными: с таблицей, с текстом, со схемой и т.д. Учащиеся могут работать: индивидуально, в парах или группой.
Апробация
С 2000 года несколько лет подряд наша школа участвовала в экспериментальной работе ГЭП Управления качества образования. Я, как участник этой экспериментальной площадки уже много лет работаю над составлением дидактического материала по истории, в том числе и формированию Универсальных Учебных действий.
Предлагаю Вам фрагмент Кодификатора, по которому мы работали.
|
2. Познавательные действия: |
||
|
|
2.1. Общеучебные универсальные действия |
|
|
|
|
2.1.1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; |
|
|
|
2.1.2. поиск и выделение необходимой информации; |
|
|
|
2.1.10. контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |
|
|
|
2.1.11. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели |
|
|
|
2.1.12. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; |
|
|
|
2.1.13. определение основной и второстепенной информации; |
|
|
2.2. Логические универсальные действия: |
|
|
|
|
2.2.1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
|
|
|
2.2.2. синтез, как составление целого из частей |
|
|
|
2.2.3. самостоятельное достраивание целого с восполнением недостающих компонентов |
|
|
|
2.2.4. выбор критериев для сравнения и классификации объектов |
|
|
|
|
На Ваше внимание предлагаются некоторые разработанные в рамках экспериментальной площадки ГЭП материалы (только один вариант работы), прошедшие апробацию в школе № 2055.
Работа для 8-х классов
Текст.
К 1821 году в России было создано два тайных революционных общества.
Программа Северного общества «Конституция» была составлена Никитой Муравьевым. Программа предусматривала отмену самодержавной власти царя и крепостного права. Власть царя ограничивалась. Россия должна стать конституционной монархией с императором во главе исполнительной власти и двухпалатным Народным вече. Страна превращалась в федерацию 13 держав и двух областей с назначаемой исполнительной и законодательной властью. Крестьяне при освобождении получали землю - по 2 десятины на двор, помещичье землевладение сохранялось. Конституция провозглашала также отмену сословий, но сохранением титулов, введение демократических свобод. Избирательное право предоставлялось мужчинам, достигшим 21 года, имеющим недвижимость на сумму 500 рублей или движимое имущество на сумму 1000 рублей. Предусматривался также образовательный ценз - через 20 лет знать русскую грамоту.
Программа Южного общества «Русская правда» была написана Павлом Пестелем. По этой программе упразднялось крепостное право и сословный строй, устанавливались демократические свободы, равенство граждан перед законом. В России устанавливалась республика со всеобщим избирательным правом для мужчин, достигших 20-летнего возраста. Пестель выступал за единое российское государство, разделенное на 10 областей и 3 уезда. Верховным законодательным органом становилось Народное вече, правительством – Державная дума. Крестьяне получали землю в двух формах коллективной и частной собственности.
1 вариант вопросы к тексту
1. Прочитать текст 2.1.1
2. Озаглавить текст 2.1.2
3. В таблице заполнить по образцу пропущенные графы. 2.2.1
2.2.2
2.2.3
2.2.4
|
Вопросы для сравнения |
Северное общество |
Южное общество |
|
названия программы |
Конституция |
|
|
автор программы
|
|
Павел Пестель |
|
крепостное право
|
|
Отменяется |
|
сословия |
Отмена сословий, сохранение титулов |
|
|
форма правления
|
|
|
|
высший законодательный орган
|
2-х палатное народное вече |
|
|
высший исполнительный орган |
|
Державная дума |
|
избирательное право
|
|
Ценз пола, возраста |
|
национально-государственное устройство |
|
Единое государство |
каждый правильный ответ – 1 балл
ответы к 1 варианту
2. Программные документы революционных обществ.
3.
|
Вопросы для сравнения |
Северное общество |
Южное общество |
|
названия программы |
Конституция |
Русская правда |
|
автор программы
|
Никита Муравьев |
Павел Пестель |
|
крепостное право
|
Отменяется |
Отменяется |
|
сословия |
Отмена сословий, сохранение титулов |
Отмена сословий, равенство всех перед законом |
|
форма правления
|
Конституционная монархия |
Республика |
|
высший законодательный орган
|
2-х палатное народное вече |
Народное вече |
|
высший исполнительный орган |
Император |
Державная дума |
|
избирательное право |
Ценз пола, возраста, имущества, образования |
Ценз пола, возраста |
|
национально-государственное устройство |
Федерация |
Единое государство |
система оценивания выполнения таблицы :
10 баллов - 5
9-8 баллов – 4
7-6 баллов - 3
5 баллов - 2
+ балл за ответ на 1 вопрос
Предлагаю еще одну работу для 6 класса, в которой представлен 1 вариант
Прочитайте текст и ответьте на вопросы в конце текста.
Баба-Яга - древнейший персонаж славянской мифологии.
Внешне Баба Яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесанных волос, с длинным, синим носом крючком, с одной костяной ногой. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы.
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.
Она похищает и поедает детей, которых она забрасывает в печь лопатой и зажаривает. Грубая старуха проводит большую часть времени сидя на печи, прядет кудель, ткет холсты. Баба Яга любит загадывать загадки и разрешать их. Она чует присутствие человека и при встрече восклицает: "фу-фу! доселева русского духа видом не видано, слыхом не слыхано, а ныне русской дух воочью проявляется!" или: "что это русским духом пахнет". Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость. Она знает язык животных и растений. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда. Такую же огромную роль в жизни героя из сказок играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга, т.к. иногда Баба-Яга бывает предрасположена к герою и хлебосольно встречает, а потом задает задание или службу. В награду Яга одаривает волшебными вещами: огнедышащий, быстроногий конь; меч - самосек; гусли - самогуды; сапоги - скороходы; ковер - самолет; клубок, указывающий дорогу к цели.
Вопросы и задания к тексту «Баба Яга».
1. Прочитайте текст.
2. Составьте план к прочитанному тексту.
3. Перечислите зверей, которых древние славяне
опасались.
4. Какое занятие у древних славян было одним из главных.
5. Докажите, что персонаж Бабы-Яги - существо более опасное,
Обладающей куда большей силой, чем какая-то ведьма.
6. Сравните положительные и отрицательные качества мифологического
персонажа и сделайте вывод.
|
Положительные качества |
Отрицательные качества |
|
|
|
Предполагаемые ответы 1 варианта:
2. План.
- Описание внешности Бабы Яги.
- Избушка на куриных ножках.
- Занятия Бабы Яги.
- Роль Бабы Яги в жизни людей и героев.
3. Славяне опасалась черных котов, воронов, змей и других животных, в которых была угроза людям.
4. Главное занятие древних славян- земледелие, т.к. в тексте говорится о главном орудии- сохе.
5. Баба Яга более опасна, чем кто-либо, т.к. обладает безграничными возможностями и принадлежит миру мертвых и живых.
6.
|
Положительные качества |
Отрицательные качества |
|
- одаривает людей волшебными вещами, - хлебосольно встречает, - обладает знаниями, - указывает путь |
- похищает и поедает людей, - вредит людям. |
Выводы
- Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД), как психологической составляющей образования, наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
- Новые стандарты школьного образования изменили приоритеты в оценивании достижений учащихся. Акцент переносится с приобретения новой информации на умение ее использовать.
- Основой образовательного процесса становится формирование у учащихся умения самостоятельно решать познавательные, коммуникативные, организационные, нравственные и иные проблемы.
- Проблемные вопросы и задания являются разными формами выражения учебной проблемы, они стимулируют поисковую деятельность учащихся.
Список использованной литературы
- Нормативные документы ФГОС ООО
- Лернер И.Я. Познавательные задачи и задания по истории. Педагогика, 2011
- Кривцова Н.Г. Проблемные вопросы, задания, задачи Изд. Учитель, 2013.
- Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Просвещение, 2010
- Современные технологии обучения, Сборник научно-методических работ, Международная педагогическая академия, 2013
- Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. Владос, 2003
- Фольклор, исторические документы
www.gyrnal.ru
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов
Библиографическое описание:
Кочеровская Е. С. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов // Молодой ученый. 2018. №24. С. 311-313. URL https://moluch.ru/archive/210/51336/ (дата обращения: 12.07.2018).
Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета на примере веб-квеста.
Ключевые слова: обучение, математика, проект, УУД, мышление, технология, веб-квест.
Общество развивается ускоренными темпами, изменения происходят и в образовании. Важнейшей задачей системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), основной функцией которых является создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации в современном мире. Информационное общество требует организации более автономного обучения, которое позволяет реализовать идею обучения в течение всей жизни.
УУД — это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся в строении самой учебной деятельности и в различных предметных областях. Различают следующие виды УУД:
– Личностные — позволяют сделать учение осмысленным, выработать свою жизненную позицию;
– Познавательные — отвечают за формулировку и решение задач;
– Регулятивные — обеспечивают возможность управления учебной деятельностью;
– Коммуникативные — предоставляют возможность сотрудничества.
Для формирования УУД на уроках математики, достаточно эффективным, является метод проектов, который применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, к которым по праву можно отнести математику. Основной целью данного метода является развитие свободной творческой личности ребенка. Метод проектов — это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Этот процесс завершается в реальном материале — продукте проекта.
Организация учебно-исследовательской деятельности в образовательном процессе положительно влияет на интеллектуальное и творческое развитие личности, соответствующей требованиям современного общества. Проектная деятельность позволяет решать педагогические задачи, которые имеют не только предметный, но и универсальный характер. В результате такого подхода к образованию у ребят развивается способность действовать творчески, когда они учатся сомневаться и задавать вопросы, приобретая способность критически анализировать ситуацию [1, с.11]
Для учителя математики метод проектов привлекателен тем, что при его использовании у учащихся:
– Зарождаются основы системного мышления;
– Формируются навыки выдвижения гипотез;
– Развивается креативное мышление;
– Воспитывается целеустремленность, организованность, способность адаптироваться в любой ситуации
– Происходит естественное обучение.
Существуют различные виды проектов: исследовательские, творческие, информационные, игровые и др. Но у любого учителя возникает вопрос именно в организации проектно-исследовательской деятельности, которая предполагает дополнительные трудозатраты. Интернет создает предпосылки для развития новых форм организации проектной деятельности и повышает познавательную активность у современных ребят. Но использование проектной технологии с привлечением ресурсов Интернета часто не упрощает процесс работы, а усложняет его из-за обилия и качества информации в сети. Чтобы решить данную проблему можно использовать технологию веб-квестов.
Веб-квест — это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы. Он представляет собой проект, основанный на поиске информации в Интернете. [3, с.77]
Структура веб-квеста:
– Вступление, где описан сценарий квеста, предварительный план работы, главные роли участников;
– Основное задание, в котором определен итоговый результат;
– Список ролей, от лица которых учащиеся могут выполнить задание. Для каждой роли прописана инструкция;
– Перечень информационных ресурсов, необходимых для выполнения задания;
– Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию;
– Описание критериев оценки веб-квеста;
– Заключение, где подводятся итоги работы.
Универсальные учебные действия, формируемые на этапах работы свеб-квестом
| Этап | Содержание | УУД |
| Начальный | Погружение в проблему будущего исследования путем знакомства класса с общими сведениями по изучаемой теме; Образование групп и распределение ролей. | Личностные УУД: Формирование устойчивого интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Регулятивные УУД: Целеполагание, умение самостоятельно анализировать условия достижения цели, планировать пути достижения целей. Коммуникативные УУД: Формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные УУД: Ставить проблему, аргументировать ее актуальность. |
| Ролевой | Индивидуальная работа в команде на общий результат; Взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернетом; Выбор формы представления продукта коллективной деятельности; Распределение между участниками группы ответственности при защите итогового результата | Личностные УУД: Умение вести диалог на основе равноправных отношений, готовность к самообразованию и самовоспитанию. Регулятивные УУД: Устанавливать целевые приоритеты, уметь самостоятельно контролировать свое время, управлять им Коммуникативные УУД: Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем делать выбор, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками, устанавливать рабочие отношения в группе. Познавательные УУД: Осуществлять расширенный поиск информации и выбирать наиболее эффективные способы решения задач, строить логические рассуждения, выдвигать гипотезы, самостоятельно проводить исследование на основе методов наблюдения. |
| Заключительный | Выступление каждой команды перед учителем и другими группами, которые оценивают их работу, задают вопросы, высказывают свое мнение; Рефлексия исследовательской работы в команде; Публикация результатов работ в виде веб-страниц | Личностные УУД: Уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, умение конструктивно разрешать конфликты. Регулятивные УУД: Умение принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные УУД: Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером. Познавательные УУД: Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций. [3, с.81] |
Использование современных педагогических технологий позволяет учителю решать задачи по развитию познавательной инициативы обучающихся. Применение метода проектов способствует приобретению учащимися нового социального опыта, развивая способность к самосовершенствованию. Веб-квест позволяет формировать УУД, организовать учебную деятельность в нетрадиционной форме, развивает навыки информационной деятельности школьников.
Литература:- А. В. Леонтович, А. С. Саввичев. Исследовательская и проектная работа школьников, М. : ВАКО 2014. — 159с.
- А. В. Фарков. Математические кружки в школе. 5–8 классы, — М.: Айрис-пресс, 2008, — 144с.
- И. В. Комарова. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС, С-П.: Каро 2014. — 127с.
- Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др. Геометрия 7–9: Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение 2009. — 384 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов.
Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, действие, итоговый результат, проектная деятельность, урок математики, учебная деятельность.
moluch.ru
Научная статья. Формирование универсальных учебных действий. страница 13
- четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой ступени;
- целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.).
Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.2
В Таблице «Значение универсальных учебных действий для успешности обучения в начальной школе основной школе» 3представлены УУД, результаты развития УУД, их значение для обучения.
УУДРезультаты развития УУД
Значение для обучения
Личностные действия
-смыслообразование
-самоопределение
Регулятивные действия
Адекватная школьная мотивация.
Мотивация достижения.
Развитие основ гражданской идентичности.
Рефлексивная адекватная самооценка
Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффектив-ность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением.
Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия
Функционально-структур-ная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения.
Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.
Коммуникативные (речевые), регулятивные действия
Внутренний план действия
Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.
Коммуникативные, регулятивные действия
Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий
Осознанность и критичность учебных действий.
Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершении начального обучения.
Педагогические ориентиры: Развитие личности.
В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников
будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Педагогические ориентиры: Самообразование и самоорганизация
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Педагогические ориентиры: Исследовательская культура
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково_символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Педагогические ориентиры: Культура общения
infourok.ru
Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения [1] ориентирует школы не только на достижение предметных образовательных результатов, но и на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими их успешность на всех этапах дальнейшего образования. Формирование универсальных учебных действий (УУД) направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Метапредметные результаты образовательной деятельности включают в себя: познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД.
По мнению Бунеева Р. Н. регулятивные УУД являются одними из наиболее актуальных в современном учебном процессе, так как, для дальнейшего успешного существования в современном обществе, ребенок должен научиться ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, уметь контролировать свои действия и оценивать полученный результат, т. е. организовывать собственную деятельность от этапа целеполагания до контрольно-оценочного [3].
В ФГОС указывается, что в «сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение» [1, с.41].
Таким образом, регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащихся организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели –через планирование действий — к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции (вносить поправки, дополнения), к преодолению препятствий (волевая саморегуляция).
В своей статье мы остановимся на формировании регулятивных УУД у первоклассников.
В начальной школе этот процесс весьма длительный и непростой, он предполагает постоянное предъявление к школьникам ряда определённых требований. В 1 классе регулятивные действия выполняются только под руководством учителя. Во 2 классе идёт переход от руководства учителем к самостоятельной организации своей работы, а в 3-м и 4-м классах дети должны уже самостоятельно организовывать свою деятельность, уметь ставить перед собой цель, добиваться её и давать оценку полученным результатам [2].
Приступая к работе в 1-Д классе МБОУ «СШ № 21 им. Н. И. Рыленкова» г. Смоленска. мы запланировали на весь период обучения в начальной школе следующие направления по формированию регулятивных УУД:
– способность понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
– предвидеть возможность получения конкретного результата;
– осуществлять пошаговый и итоговый контроль, оценивать правильность выполнения действия.
На протяжении всего учебного года проводилась систематическая работа по формированию регулятивных УУД у первоклассников.
Например, способность понимать и удерживать учебную задачу, начинает формироваться с осознания учащимися смысла самих понятий: тема урока, цель урока, которые тесно связаны между собой.
Первоначально тему и цель урока озвучивает учитель, добиваясь понимания темы обучающимися, затем просит пояснить, о чём будет говориться на уроке, чему будем учиться на уроке. Тема урока записывается на доске, чтобы в конце урока снова вернуться к ней, повторить ее, убедиться, что ученики поняли и удержали в памяти название темы урока и поставленные цели.
Дети должны учиться не только ставить цель урока, но и планировать свои действия. В этом направлении наша работа начиналась с введения понятия «план»: «Ребята, план — это порядок, последовательность действий. Мы с вами познакомимся с двумя видами плана: план как алгоритм (решение учебных задач) и как инструкция
(например, как чистить зубы). План решения учебной задачи предлагается учителем в устной форме: «Сегодня мы с вами познакомимся с числом и цифрой 0; узнаем, как можно прибавить и вычесть число 0; научимся вычислять значения числовых выражений с нулем».
Из наблюдений за работой учащихся стало понятно, что при формировании УУД планирования действенны такие приёмы, как обсуждение готового плана решения учебной задачи и работа с деформированным планом решения учебной задачи.
Немаловажную роль в формировании регулятивных УУД играет контроль и оценка достигнутых результатов. Так как в первом классе безотметочное обучение, то для того, чтобы ребенок учился контролировать и оценивать свою деятельность мы использовали показ смайликов: «Ребята, поднимите «весёлый смайлик», если вы довольны своей работой на уроке (справились с заданием, все получалось, все было понятно), «простой», если было трудно, но вы постарались и справились с заданием и «грустный», если требуется помощь (трудно, задания сложные).
Для диагностики сформированности некоторых регулятивных универсальных учебных действий на конец первого года обучения нами был проведена проверочная работа, которая включала следующие виды заданий:
- На сформированность элементов контроля и оценивания действий (преднамеренные ошибки).
Задание: «Ребята, вам необходимо выписать выражения, в решении которых допущена ошибка, и решить их правильно
7 + 3–2 = 8 8–7 + 6 = 8
6– 4 + 7 = 10 1 + 8–6 = 3».
- «Сравнение». В процессе выполнения данного задания определяется умение последовательно выстраивать действия при сравнений численности множеств предметов, адекватно пользоваться речью для регуляции своих действий.
- На проверку умения работать по плану. Сформированность этого действия проверялась в ходе работы с текстовой задачей.
Учащимся предлагалось такое задание:
«В вазе лежало 7 конфет. Вова съел 4 конфеты. Сколько конфет осталось в вазе?».
Незнайка захотел решить эту задачу, но запутался. Помоги ему.
Перед тобой план решения задачи Незнайкой. Восстанови правильную последовательность действий и реши задачу.
| Выделить условие |
| Выделить вопрос |
| Прочитать задачу |
| Сделать краткую запись |
| Записать ответ |
| Решить задачу |
Это задание позволило выявить умение составлять план и определять последовательность действий, а также умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных кем-то, в данном случае Незнайкой, ошибок.
- В этом задании проверялось умение преобразовывать практическую задачу в познавательную (проблемная ситуация). Анализ выполнения задания позволил определить, насколько у учащихся 1 класса сформировано умение ставить новые учебные задачи и находить их решение.
В задании семь числовых выражений содержали действия с числами первого десятка, а одно с числами второго десятка, действия с которыми еще не изучались.
Найдите значения числовых выражений:

2+2=10+2=

5–3=3–0=

10+0=6+4=

7–1=4+5=
Какое выражение оказалось для вас новым? Кто догадался, как найти его значение?
Анализ ситуации привел к постановке и решению новой учебной задачи, а именно, выполнение действий с числами второго десятка.
Полученные результаты проверочной работы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты диагностики сформированности регулятивных УУД
| № | Задания | Справились | Не справились | ||
| Чел. | % | Чел. | % | ||
| 1 | Преднамеренные ошибки | 13 | 65 | 7 | 35 |
| 2 | Сравнение | 16 | 80 | 4 | 20 |
| 3 | Решение текстовых задач | 14 | 70 | 6 | 30 |
| 4 | Проблемные ситуации | 17 | 85 | 3 | 15 |
Анализ полученных результатов показал, что с заданием на выявление преднамеренных ошибок справились 65 % учащихся, с заданиями на сравнение справились 80 % детей, а задание по работе с деформированным планом решения текстовых задач не является сложным для 70 % учащихся, наиболее успешно дети справились с разрешением проблемной ситуации — 85 % обучающихся.
Таким образом, большая часть класса в первый год обучения в достаточной степени овладела некоторыми доступными для них элементами регулятивных УУД, формируемыми на изучаемом предметном содержании, такими как, как сравнение, оценка, планирование и разрешение проблемной ситуации.
Подводя итоги первого года обучения можно сделать вывод, что последовательность шагов по формированию регулятивных УУД была определена нами правильно. Сначала ребенок усваивает предлагаемый учителем образец и постепенно учится различать в этом образце важные элементы (условия). Одновременно ребенок начинает понимать, что этапы выполнения действия, заданные образцом, неслучайны, что при соблюдении порядка и иных важных требований он раз за разом приходит к правильному результату. То есть ученик выходит на понимание способа действия. Лишь овладев способом, научившись ориентироваться на его существенные стороны, усвоив слова, которые этот способ обозначают и описывают, ученик может сознательно встраивать его в учебную деятельность.
Литература:- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Р. Ф., М.: Просвещение, 2010. 41 c.
- Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2009. 52 с.
- Развитие общеучебных умений — путь к функционально грамотной личности /Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев и др. // Начальная школа плюс «до и после»,. 2006. № 6. С. 25–28.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная задача, действие, задание, урок, ребенок, задача, проблемная ситуация, начальная школа, практическая задача, проверочная работа.
moluch.ru
Формирование универсальных учебных действий в начальной школе
Похожие статьи
Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего...
Как влияет самооценка на учебную деятельность младших школьников?» Это позволило выделить цель исследования: проверить эффективность продуктивной
Уроки-исследования проводились как по темам предмета «Русский язык», так и «Литературное чтение».
Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших...
Данные характеристики должны всегда быть предметом внимания педагога.
Как правило, адекватная самооценка формируется в результате положительного влияния
личность, учитель, учебная деятельность, младший школьник, самооценка, педагогическая оценка.
Методические система формирования обобщённых приёмов...
учебная деятельность, прием, учебная задача, учебная деятельность учащихся, способ деятельности, прием деятельности, познавательная деятельность, действие контроля, действие, группа приемов.
Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...
Самооценка складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей.
— установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу...
Организация продуктивной деятельности первоклассников
В то же время, изучение содержания предметов предполагает деление учебного материала на предметные области, каждая из которых имеет свою специфику.
Способы организации продуктивной деятельности обучающихся.
Методические приемы по формированию адекватной...
Предметом оценивания, согласно Стандарта, ставятся учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные
Сформированность адекватной самооценки — это метапредметный результат, который требует определенной системы работы.
Формирование универсальных предпосылок учебной...
развитие рефлексивной самооценки, как основы развития субъектности в учебной или познавательной деятельности (сравнение ребенком
В домик пускают жить те предметы, если игрок ответит на вопрос (чем похожи, чем отличаются, какая польза, что можешь делать?)
Организация учебной исследовательской деятельности младших...
Предмет: исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики.
Продуктивный. Умения, связанные с определением темы, поиском информации в книгах, умения работать с текстом, выделять главное; умения представлять результаты учебного...
Формирование мотивации и познавательной активности...
Для того, чтобы учебная деятельность была успешной, нужно создавать мотивацию через
В группы психологических факторов входят индивидуальные особенности мотивации
2. Учащийся должен понимать нужность, важность, целесообразность изучения предмета в...
Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего...
Как влияет самооценка на учебную деятельность младших школьников?» Это позволило выделить цель исследования: проверить эффективность продуктивной
Уроки-исследования проводились как по темам предмета «Русский язык», так и «Литературное чтение».
Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших...
Данные характеристики должны всегда быть предметом внимания педагога.
Как правило, адекватная самооценка формируется в результате положительного влияния
личность, учитель, учебная деятельность, младший школьник, самооценка, педагогическая оценка.
Методические система формирования обобщённых приёмов...
учебная деятельность, прием, учебная задача, учебная деятельность учащихся, способ деятельности, прием деятельности, познавательная деятельность, действие контроля, действие, группа приемов.
Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...
Самооценка складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей.
— установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу...
Организация продуктивной деятельности первоклассников
В то же время, изучение содержания предметов предполагает деление учебного материала на предметные области, каждая из которых имеет свою специфику.
Способы организации продуктивной деятельности обучающихся.
Методические приемы по формированию адекватной...
Предметом оценивания, согласно Стандарта, ставятся учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные
Сформированность адекватной самооценки — это метапредметный результат, который требует определенной системы работы.
Формирование универсальных предпосылок учебной...
развитие рефлексивной самооценки, как основы развития субъектности в учебной или познавательной деятельности (сравнение ребенком
В домик пускают жить те предметы, если игрок ответит на вопрос (чем похожи, чем отличаются, какая польза, что можешь делать?)
Организация учебной исследовательской деятельности младших...
Предмет: исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики.
Продуктивный. Умения, связанные с определением темы, поиском информации в книгах, умения работать с текстом, выделять главное; умения представлять результаты учебного...
Формирование мотивации и познавательной активности...
Для того, чтобы учебная деятельность была успешной, нужно создавать мотивацию через
В группы психологических факторов входят индивидуальные особенности мотивации
2. Учащийся должен понимать нужность, важность, целесообразность изучения предмета в...
moluch.ru
Статья "Деятельность учителя по формированию УУД
Деятельность учителя по формированию УУД
Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:
· происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития, произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению;
· тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению;
· резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;
· современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео, интернет вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения;
· для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов;
· категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей, увеличивается с каждым годом. Много детей с логопедическими проблемами.
Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.
Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования.
В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?
Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться для ребенка. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.
В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.
Большинству из учителей предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.
Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный парный или непарный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.
В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Функции универсальных учебных действий:
· обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
· создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока.
Виды универсальных учебных действий (по материалам ФГОС НОО)
Познавательные УУД – включают общеучебные, логические, знаково – символические.
Данные виды УУД формируются также в процессе изучения различных учебных дисциплин.
Например, на уроках математики можно использовать схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы использует каждый учитель при составлении краткой записи к задачам. Причем в зависимости от условия задачи схема видоизменяется самим учеником. Использование таких схем приносит положительные результаты. Также в своей работе можно использовать единый алгоритм решения задач, «круговые» схемы задач, комплекты карточек разрядных чисел. Комплект включает в себя карточки единиц 1-9, карточки круглых десятков 10-90 и карточки круглых сотен 100-900. Подобные карточки можно использовать и при работе с многозначными числами, а также при счете.
На уроках русского языка широко вводятся разные формы представления учебного содержания, учебных задач (символами, схемами, таблицами, алгоритмами). Используется единая памятка «Пишу грамотно». Кроме этого, пользуется карточки – орфограммы. Ученики быстрее запоминают трудные понятия, формируется алгоритм ответа при комментированном письме.
Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
· поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
· структурирование знаний;
· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
· выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
· смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
· постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
· целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
· планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
· прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
· контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
· коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
· оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
На протяжении младшего школьного возраста происходит становление такой ключевой компетентности, как коммуникативная.
Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.
Поэтому ежедневно необходимо создавать условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.
Уроки технологии, литературного чтения и окружающего мира можно проводить по технологии «Педагогические мастерские в практике начальной школы», которая основана на работе детей по группам. Учащиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки.
Очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
· постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
· самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
· смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
· нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения нужно проводить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности.
Таким образом, формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Однако, все может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремиться в воспитании и обучении детей.
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
· соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
· соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
Условия, обеспечивающие развитие УУД
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
Как сформировать Универсальные учебные действия?
Список технологий формирования УУД
Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой.
Учитель отмечает успехи ребенка, по сравнению с его прошлыми результатами.
Учитель показывает, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.
Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия.
Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания. В конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет.
Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей – “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока”.
Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.
Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности.
Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.
Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.
Учитель находит способ увлечь детей знаниями.
Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.
Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.
Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка – это нормально. Главное –уметь учиться на ошибках.
Учитель помогает ребенку найти самого себя, создавая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что–то делать.
Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости.
Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд.
Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.
Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде.
Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.
Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.
Учитель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Гальперина.
Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ.
Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций.
Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
Учитель учит детей планировать свой досуг.
Учитель организует конструктивную совместную деятельность.
Одним из самых эффективных приёмов является создание каждым учеником своей «Карты знаний и достижений»
«Карта достижений» может помочь учащимся:
Сознательно выбирать тот учебный материал, который необходим для решения учебно-практических задач.
Позволяет обозначать и осознавать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете.
Делать предположения о возможных дальнейших продвижениях.
«Карта знаний и достижений» может стать средством:
Планирования
Удержания предметной логики в течение учебного года
Рефлексии индивидуального пути движения в учебном предмете
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
1. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
2. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
3. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании.
4. Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения учебной программы по каждому предмету и в программах внеурочной деятельности.
5. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы
Личностные:
Развитие личности.
Понимает смысл понятия «семья».
Понимает смысл понятий «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
Умеет оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрении общечеловеческих норм.
Освоил роль ученика. Сформирован интерес (мотивация) к учению.
Имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
Умеет ориентироваться на моральные нормы и их выполнение.
Коммуникативные:
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их.
Имеет первоначальные навыки работы в группе.
Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия.
Понимает смысл простого текста; знает и может применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре).
Умеет осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений.
Умеет задавать учебные вопросы.
Умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации.
Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявляет доброжелательное внимание к окружающим.
Умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою.
Владеет способами разрешения конфликтов:
· выявляет, идентифицирует проблему,
· находит и оценивает альтернативные способы разрешения конфликта,
· принимает решение и реализует его;
Обсуждает в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила.
Умеет договариваться.
Владеет способами управления поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия.
Поддержать разговор на интересную для него тему.
Строит простое речевое высказывание.
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные:
Общеучебные
Выделяет и формулирует познавательную цель с помощью учителя.
Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель.
Осуществляет поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя.
Осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию.
Находит информацию в словаре.
Применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Структурирует знания.
Строит речевое высказывание в устной форме с помощью учителя.
Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме.
Проявляет самостоятельность в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы ее осуществления.
Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Умеет давать оценку одного вида деятельности на уроке с помощью учителя;
Осуществляет рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Умеет слушать, понимать и пересказывать простые тексты.
Слушает и понимает речь других, выразительно читает и пересказывает небольшие тексты.
Понимает цель чтения и осмысливает прочитанное.
Осуществляет выбор вида чтения в зависимости от цели.
Находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.
Извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
Определяет основную и второстепенную информацию.
Свободно ориентируется и воспринимает тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей.
Понимает и адекватно оценивает язык средств массовой информации.
Умеет работать по предложенному учителем плану.
Самостоятельно создаёт алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Использует знаково-символические действия.
Моделирует преобразование объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).
Умеет использовать предметные заместители, а также умеет понимать изображения и описывать изобразительными средствами увиденное и свое отношение к нему.
Преобразует модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Регулятивные
Умеет проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности.
Принимает и сохраняет учебную задачу.
Умеет ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила.
Умеет выбирать себе род занятий.
Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале.
Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Умеет планировать, т.е. определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; умеет составлять план и определять последовательность действий.
Способен выстроить внутренний план действия в игровой деятельности.
Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
Умеет прогнозировать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик.
Осваивает правила планирования, контроля способа решения.
Умеет вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
Осваивает способы итогового, пошагового контроля по результату.
Умеет соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном.
«Стандарт исходит из признания ценностно-нравственного и системообразующего значения образования в социокультурной модернизации современного российского общества, удовлетворении актуальных и перспективных потребностей личности и общества, развитии государства, укреплении его обороны и безопасности, развитии отечественной науки, культуры, экономики и социальной сферы».
Это положение может рассматриваться как одна из стратегических линий перспективного развития российского образования и, безусловно, означает необходимость ориентации сегодняшнего процесса обучения на завтрашний день. Здесь необходимо отметить, какой процесс обучения может считаться актуальным, т. е. соответствующим требованиям общества, государства и достижениям психолого-педагогических наук. Актуальный процесс обучения потому и называется так, что изменяет роль ученика: из пассивного, созерцающего существа, который не владеет деятельностью, ведущей для этого этапа жизни, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность.
Поэтому обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьник имеет право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей и их исправление. Такой подход делает личностно значимым процесс учения и формирует у школьника, как говорил психолог А.Н. Леонтьев, «реально действующие мотивы».
Именно это заставило отказаться от ориентировки методики обучения на репродуктивные методы. Основную задачу авторы учебников видели в разработке исследовательских и поисковых учебных задач: проблемных ситуаций, альтернативных вопросов, заданий на моделирование и т. п., способствующих тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса. Это, безусловно, не означает, что снижается руководящая роль педагога, но она скрыта для ученика. Руководство не сводится к предъявлению образца или инструкции, которые нужно запомнить и воспроизводить, а предполагает организацию совместных размышлений, поиска, наблюдений (за объектом природы, языковой единицей, математическим объектом и т. д.) самостоятельных построений алгоритмов и т. п.
Памятка для учителя
по формированию и развитию универсальных учебных действий.
Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других.
Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.
ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКА НЕОБХОДИМО:
Создать атмосферу успеха.
Помогать ребёнку учиться легко.
Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях.
Не скупиться на поощрения и похвалу.
Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.
infourok.ru









