Гиппократ – отец медицины. Гиппократ журнал
Гиппократ
Гиппократ. Около 460 года до нашей эры – между 377 и 356 годами до нашей эры. Знаменитый древнегреческий врач. Вошёл в историю как «отец медицины». Его имя вошло в название врачебной клятвы и ряда медицинских терминов
Официально:
Гиппократ. Около 460 года до нашей эры – между 377 и 356 годами до нашей эры. Знаменитый древнегреческий врач. Вошёл в историю как «отец медицины». Его имя вошло в название врачебной клятвы и ряда медицинских терминов.
Неофициально:
1. «Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигеей и Панацеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу…» Этим словам уже более двух с половиной тысяч лет. Сегодня в первозданном виде их можно услышать разве что во время ежегодных театрализованных фестивалей на острове Кос. И понятно почему именно там: на острове Кос родился древнегреческий врач Гиппократ – отец медицины и автор Клятвы, которую с V века до нашей эры и до сегодняшнего дня дают все доктора.
2. Профессия врача в Древней Греции наследовалась. Гиппократ был потомственным врачом и принадлежал к роду Асклепиадов, которые хвастливо отсчитывали свой род от самого бога врачевания Асклепия.
3. Первые знания по медицине Гиппократ получил в Асклепионе, то есть в храме бога Асклепия от отца Гераклида и деда Гиппократа.
4. Затем будущий отец медицины отправился совершенствоваться по городам и странам – знакомился с практикой докторов, посещал храмы. Есть сведения, что он учился у знаменитого философа Демокрита.
5. Если верить римскому врачу Сорану Эфесскому, который жил на четыре века позже Гиппократа, Гиппократа был отцом не только медицины, но и двух сыновей, которых звали Фесалл и Драконт, а также дочери. У каждого из сыновей был сын, названный в честь деда Гиппократом.
6. То, что увидел и услышал, то, что узнал из собственной лечебной практики, Гиппократ изложил в многочисленных трактатах. Дошедший до нас «Гиппократов корпус» содержит около семидесяти сочинений, из них десяток, бесспорно, принадлежит перу Гиппократа. Среди них «О воздухах, водах и местностях», «Прогностика», «О диете при острых болезнях», две книги «Эпидемии», хирургические трактаты «О суставах» и «О переломах».
7. Из его трудов внимательный читатель узнает, что Гиппократ был настоящим ученым и не считал, подобно своим современникам, что все болезни насылают боги. Отца медицины потому и назвали отцом, что он заложил под медицину научную основу, связал болезни с воздействием факторов природы и с образом жизни пациентов, обратил внимание на их наследственность.
8. Гиппократ применил для лечения сотни лекарственных растений, многие из которых используются до сих пор.
9. Гиппократ описал аллергию и грипп, выделил четыре типа человеческих темперамента – сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик, и этой классификацией мы пользуемся до сих пор.
10. Гиппократ мечтал о том, чтобы лекарства обладали питательными свойствами, а продукты питания действовали как лекарства и уверял, что из тысячи лекарств 999 – это движение.
11. Одно из сочинений Гиппократа называется «Афоризмы». Кратко и доходчиво Гиппократ изложил в нем принципы, которых должен придерживаться врач и не только. И вот эти маленькие шедевры: «Всё хорошо, что в меру», «Чего не лечат лекарства, излечивает железо; чего не врачует железо, исцеляет огонь; чего не исцеляет огонь, то следует считать неизлечимым», прославленное «Не навреди».
12. Мало кто знает, что это знаменитейшее «Жизнь коротка, искусство долговечно» – только начало афоризма. А вот продолжение: «…удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности».
13. Когда у гениального Гиппократа спросили, правда ли, что гениальность – это болезнь, он ответил, что это так, но с сожалением отметил, что редкая и незаразная.
14. Гиппократ лечил людей в Фессалии и во Фракии, в Македонии и на побережье Мраморного моря. Данные о времени его кончины сильно расходятся: по разным источникам он прожил от 83 до 104 лет.
15. И на Косе, где Гиппократ родился, и в Лариссе, где окончил свои дни, ему поставили памятники.
scientificrussia.ru
Гиппократ – отец медицины | РЗ
«Божественный» и «великий» – так о нем говорили в древности, когда он спас Афины от эпидемии чумы. Сегодня его называют «отцом медицины». Но не потому, что он стоял у ее истоков – Гиппократ выделил медицину в отдельную науку, отделив ее от мистики и религии.
Медицинское искусство, по Гиппократу, заключается не только в излечении тела, страдающего от недугов, но и в воздействии на духовную сферу человека.
Великий врач древности Гиппократ (460 г. до н.э.) был первым, кто изложил в своих принципах комплексный подход к здоровью: необходимость заботы о его физической и духовной составляющих.
Он считал, что полноценное здоровье возможно только при жизни в гармонии с самим собой и природой. «Человек есть универсальная и единая часть окружающего мира, микрокосм в макрокосме», – писал Гиппократ.
Свой врачебный путь Гиппократ начал с лечебных практик в роли странствующего врача – периодевта. Посещая греческие колонии и города Малой Азии, он наблюдал за образом жизни людей и приобретал медицинский опыт. Он спас Афины от эпидемии чумы, был приглашен персидским царем Артаксерксом положить конец болезням, обрушившимся на его войско, предотвратил нападение афинян на его родной город Меропис на острове Кос, обратившись с мольбой к афинскому народному собранию, а во время одного из путешествий он повстречался с философом Демокритом и не позволил объявить его умалишенным.
Полученную врачебную практику Гиппократ обобщил в виде медицинских сочинений. Часть из них дошла до нашего времени в так называемом «Гиппократовом сборнике». Всего насчитывают около 70 медицинских трактатов, приписываемых знаменитому врачевателю.
«Гиппократ осматривает ребенка». Картина художника Роберта Тома, 1950 г.
«Четыре стихии» Гиппократа
По мнению Гиппократа, изложенному в сочинении «О древней медицине», жизнь зависит от взаимодействия четырех стихий: воздуха, воды, огня и земли, которые соответствуют четырем состояниям – холодному, теплому, сухому и влажному.
Для поддержания жизнедеятельности организму необходимо врожденное тепло тела, воздух, поступающий снаружи, и соки, получаемые с пищей. Всем этим управляет мощная жизненная сила, которую Гиппократ называл Природой. Он объяснял болезни, опираясь на теорию равновесия жидкостей в теле (гуморов, соков). Их равновесие лежит в основе хорошего здоровья; избыток воздуха, воды илидиспропорция одного из гуморов приводят к болезни.
Секреты лечения
Живя в гармонии с природой и считая каждое живое существо ее частью, Гиппократ считал, что на формирование телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека влияют климат, погода, состояние ветров, воды, образы жизни людей, питание и привычки.
Борясь с болезнями своих пациентов, он всегда учитывал эти факторы. «Хороший врач должен определить состояние пациента уже по одному его внешнему виду», – считал Гиппократ. Заострившийся нос, впалые щеки, слипшиеся губы и землистый цвет лица свидетельствуют о близкой смерти больного. Такая картина и ныне называется «маской Гиппократа».
В качестве методов исследования Гиппократ использовал пальпацию, выслушивание и выстукивание. Он прощупывал селезенку и печень, определял изменения, происходящие в течение суток. Гиппократ лечил пациентов целебными травами: ему было известно свыше двухсот их видов. Он возражал против применения сразу многих лекарств и провозглашал повсеместно принцип «noli nocere» («не навреди»).
Знаменитые трактаты
Один из наиболее известных трактатов Гиппократа «Афоризмы» представлен в виде восточных мудростей. В нем указаны проявления плеврита, кишечных кровотечений, непроходимости кишечника, столбняка, поражений почек и т. д. Гиппократ сделал огромный вклад и в развитие хирургии, описав способы применения повязок (простые, спиральные, ромбовидные, «шапочка Гиппократа» и др.), лечения переломов и вывихов с помощью вытяжения и специальных аппаратов («скамья Гиппократа»), лечения ран, фистул, геморроя.
В одном из своих трактатов Гиппократ изложил принципы рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных. С этой целью он разработал диеты при различных заболеваниях. Многие трактаты Гиппократа не подпадают ни под клиническую, ни под теоретическую категории, но могут быть названы практическими справочниками. К их числу принадлежат «Анатомия», «Природа костей», «Хирургия» и дюжина трактатов, посвященных родам, недоношенным младенцам и гинекологии.
Клятва Гиппократа
Этот трактат – самое известное на сегодняшний день произведение Гиппократа.
Клятва Гиппократа содержит несколько принципов, которыми обязан руководствоваться врач в своей жизни и профессиональной деятельности: врачу должны быть присущи жажда получения новых знаний и внутренняя дисциплина. При этом он должен обладать ясным умом, быть опрятно одетым, в меру серьезным, проявлять понимание к страданиям больных.
Гиппократ считал, что здоровым можно быть лишь в том случае,если живешь в гармонии с самим собой и природой –физическое здоровье зависит от здоровья душевного, и наоборот.
В наши дни «Клятву» Гиппократа считают профессиональным кодексом врача и документом медицинской этики. Ее произносит каждый врач, начиная свой профессиональный путь.
Гиппократ умер в греческом городе Лариса в 377 г. до н.э. на 83 году жизни. После его смерти афиняне воздвигли железную статую с надписью: «Гиппократу, нашему спасителю и благодетелю».
КРЫЛАТЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ГИППОКРАТА
- «Исцеление – это дело времени, но иногда это также дело возможности».
- «Старики болеют меньше, чем молодые, но их болезни кончаются лишь вместе с жизнью».
- «Некоторые больные, несмотря на сознание обреченности, выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача».
- «Во всякой болезни не терять присутствия духа и сохранять вкус к еде – хороший признак; противоположное – дурной».
- «Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей».
- «Все хорошо, что в меру».
rz.com.ua
hippocrat
Оригинальный пост http://www.livejournal.ru/cinema/reviews/id/1104
Эти фильмы давно проверены временем, и их с абсолютной уверенностью можно назвать современной классикой. А еще их приятно смотреть вместе с любимым человеком.
businka_ti Летом, как никогда, душа поёт и жаждет любви. Хочется больше времени проводить со своей второй половинкой, но погода не всегда радует нас солнечными деньками. И все же романтический вечер можно провести и дома. Например, за совместным просмотром романтических фильмов в обнимку с любимым человеком и поп-корном.10. Любовь во время холеры Love in the time of cholera (2007)Фильм снят по одноименному роману Габриеля Гарсия Маркеса. Еще в юношестве Флорентино встретил любовь своей жизни, но она, к сожалению, предназначена для другого мужчины. Однако герой не хочет отступать. Всю жизнь он стремится только к одной цели – быть достойным своей возлюбленной. И через 50 лет он все-таки будет с ней. Только испанец мог создать историю безответной любви длиною в жизнь! Красота Испании переплетается с красотой сюжета. Картину завершает латиноамериканский саундтрек, который никого не оставит равнодушным.
9. Близость Closer (2004)В этом романтическом фильме переплетение отношений двух пар держит в напряжении зрителя, который до самого конца фильма будет гадать, кто с кем останется. Из банального любовного треугольника режиссер Майк Николс сделал квадрат, и получился довольно необычный сюжет с непредсказуемой концовкой. Все разговоры в фильме крутятся вокруг секса, но в картине нет ни одной обнаженной сцены. Отлично подобранный актерский состав (Джулия Робертс, Джуд Лоу, Клайв Оуэн и Натали Портман) придают фильму «Близость» особое очарование.
8. Мои черничные ночи My blueberry nights (2007) Фильм «Мои черничные ночи» является Голливудским дебютом китайского режиссера Вонга Кар Вайя. Не смотря на смену места съемок, он все-таки остался верен своему стилю – ставить в приоритет красоту восприятия. Поэтому в каждом его фильме приятно рассматривать детали, сочетание красок и цветовых находок режиссера. Этот вне всяких сомнений романтический фильм смотрится на одном дыхании, а саундтрек в исполнении Норы Джонс прекрасно дополняет визуальный ряд.
7. Долгая помолвка A Very Long Engagement (2004)Удивительный фильм про любовь, которая разрушает все преграды. Героиня фильма, в исполнении Одри Тоту, на протяжении фильма ищет своего жениха, считающегося казненным в конце Первой Мировой войны. Она чувствует, что он жив, но никто не верит ее интуиции. Окружающие считают, что она просто сошла с ума. На протяжении всего фильма зритель сочувствует героине Одри Тоту. Каждый хочет, чтобы она наконец нашла своего друга. Убедительная игра великолепной французской актрисы не оставит равнодушным ни одного зрителя.
6. Английский пациент English Patient (1996)История жизни каждого человека намного интереснее любого романа. И сюжет фильма построен на рассказе о последней любви умирающего военного. Переплетение любви, страстей и предрассудков – вот сюжет этого фильма о любви, уже по праву считающейся шедевром мирового кинематографа. «Английского пациента» стоит посмотреть каждому.
Пятерка лучшихДискуссия в журналеhippocrat.livejournal.com
Клятва Гиппократа, или о наболевшем
Лариса Ракитина об обязательствах медицинских работников
Лариса Ракитина (Санкт-Петербург)
В течение 13 лет – хирург стационара, затем поликлиники, ныне врач-эксперт страховой компании
Клянусь Гигиеей и Панакеей
Мало найдется докторов, которых пациенты ни разу не попрекнули клятвой Гиппократа. Словосочетание это давно стало штампом, при этом практически никто не знает, что же Гиппократ на самом деле завещал. Канонический текст знаменитой клятвы написан в V в. до н. э.
Клятва Гиппократа
«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».
Давайте проанализируем этот документ, откинув архаичные моменты – упоминания о богах и рабах и категорический отказ от камнесечения (считалось, что Гиппократ вел свой род от бога медицины Асклепия, а тогдашние хирурги относились к другой профессии, поскольку не были асклепиатами). Текст клятвы регламентирует отношения «врач – учителя и коллеги», «врач – пациенты», «врач – все остальные», а также систему поощрений и наказаний. Чему же уделяется наибольшее внимание?
Почти треть текста посвящена взаимоотношениям между учителями и учениками. Уважение, материальная помощь и безвозмездное обучение – только для своих. Популяризация медицинских знаний явно не приветствуется. Занятие медициной определяется как бизнес, куда посторонних пускать не следует. Секреты врачебного искусства должны охраняться – конкуренция существовала и в Древней Греции. В два раза меньше слов отводится собственно лечебному процессу, на третьем месте – соблюдение врачебной тайны.
По-моему, приоритеты древнегреческих медиков понятны. В тексте Клятвы нет ни слова о том, что врач «должен» всем и каждому, невзирая на условия и оплату труда. Тем не менее, граждане постсоветского пространства твердо уверены, что давший пресловутую клятву медик подписался до конца своих дней всего себя отдавать спасению жизней, ничего не требуя взамен. И неудивительно – такое оригинальное понимание сути Клятвы Гиппократа внедряется в коллективное сознание уже многие годы.
Советское время
На протяжении веков текст клятвы многократно переписывался, адаптируясь к изменениям в обществе. В СССР клятва Гиппократа, пройдя через мощный идеологический фильтр, трансформировалась в Присягу советского врача, который обязывался:
- все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболевания, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества;
- быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, хранить врачебную тайну;
- беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали;
- сознавая опасность, которую представляет собой ядерное оружие для человечества, неустанно бороться за мир, за предотвращение ядерной войны;
- всегда помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности перед Народом и Советским государством.
Сравнение древнегреческого и советского кодексов приводит к мысли, что докторам Древней Эллады явно жилось лучше, чем продолжателям их дела в стране победившего социализма. Присяга советского врача рисует идеальный образ бескорыстного ангела, который всегда готов, всегда обязан, ничего за это не требует, да еще и за мир во всем мире борется без отрыва от производства. Игнорируется понимание врачебного искусства как ценности, которую следует сохранять и оберегать, и отсутствует нюанс оригинального текста «лечить сообразно с моими силами и моим разумением. Согласно Клятве Гиппократа, намерения врача определяются после фразы «В какой бы дом я ни вошел…», то есть обязанности начинаются после самостоятельного решения доктора заняться больным. В современном же обывательском понимании врач должен приходить на помощь в любой миг, независимо от того, кто и когда его окликнет. Что, собственно, и прослеживается в обязательствах советского врача. Из практики известно: обнаружив за праздничным столом или в купе поезда соседа-доктора, ему тут же начинают излагать свои медицинские проблемы и требовать советов и рекомендаций. А сантехника почему-то никто не просит тут же бежать прочищать засорившуюся трубу...
К тому же, оригинальный текст клятвы апеллирует к собственным совести и представлениям о добре и зле, а Присяга советского врача строго напоминает об ответственности перед Народом и Советским государством, если доктор вздумает уклониться. Справедливости ради отмечу, что обязывать врача в любую минуту жизни быть при исполнении – не советская, а, скорее, национальная традиция.
Другие вариации
Факультетское обещание русских врачей, которое давали выпускники медицинских факультетов в России до 1917 года, тоже упоминает круглосуточную боеготовность. Но там помогать разрешалось «по лучшему своему разумению», без постороннего диктата:
«Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить вверяемые мне врачебные [семейные] тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия».
С начала 90-х годов, когда присяга советского врача устарела вследствие неактуальности понятия «советский», выпускники медвузов принимали Присягу врача России. Текст ее практически дублирует Клятву Гиппократа. В годы смутной неопределенности, видимо, было решено, что новое – это хорошо забытое старое. В качестве идеологической составляющей акцентируется обязанность оказывать медицинскую помощь всем, независимо от благосостояния, национальности, вероисповедания и убеждений – «даже врагам».
В конце 90-х жизнь несколько изменилась. Потребовался этический кодекс, соответствующий реалиям новой эпохи, и в 1999 году была утверждена «Клятва врача», действующая в настоящее время. Уже больше десяти лет приступающие к профессиональной деятельности доктора торжественно клянутся:
- честно исполнять свой врачебный долг;
- посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
- быть всегда готовым оказать медицинскую помощь;
- хранить врачебную тайну;
- внимательно и заботливо относиться к больному;
- действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
- проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
- хранить благодарность и уважение к своим учителям;
- быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
- постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство;
- беречь и развивать благородные традиции медицины.
Врачи за нарушение клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Как видно из текста клятвы, рубрика «лечим, несмотря на…» расширена и дополнена. Теперь обращается внимание еще и на пол, расу, язык, должностное положение и принадлежность к общественным объединениям – куда же в наше время без политкорректности. В остальном – перед нами по сути та же Присяга советского врача, за исключением упоминаний о коммунистической морали и ядерной войне. И все сказанное в адрес присяги советских времен справедливо и для этого документа. Никаких сдвигов в понимании места врача в обществе не наблюдается – сборник этических принципов по-прежнему неэтичен в первую очередь по отношению к их субъекту.
Пункт об ответственности выглядит еще более суровым, чем в Присяге советского врача: теперь ответственность уже предусмотрена законодательством. Но разве можно привлекать к юридической ответственности за нарушение расплывчато сформулированных этических норм? Как измерить степень вины врача, если он халатно отнесся к «развитию традиций»? Медики, как и любые работники, должны добросовестно выполнять свои функциональные обязанности не потому, что поклялись, а потому, что это их работа. А если совершено преступление – существует Уголовный кодекс, четко определяющий меру наказания. Более 20 статей УК РФ предусматривают уголовную ответственность медработников за профессиональные преступления, в том числе и неоказание помощи больному (статья 124 УК РФ).
Безусловно, такая формулировка морального кодекса медика обслуживает интересы власти. Исходя из нее, государству нет нужды особенно напрягаться: врачи давали клятву, они за все и отвечают. И именно такое понимание ситуации народом мы и видим ежедневно. С одной стороны, в нашем обществе декларируется право гражданина на бесплатную качественную медицинскую помощь. С другой – в реальности государство такую помощь обеспечить не в состоянии, но признавать себя виновным не желает. Потому и проводится политика стравливания медиков и пациентов – СМИ полнятся безграмотными статьями о врачах-вредителях, рекламируются шарлатанские методики лечения. Народу всячески дают понять, что в его бедах и трудностях виноваты исключительно врачи-хапуги, презревшие данную ими Клятву Гиппократа и нагло требующие за свою работу денег и вообще человеческого отношения.
Кроме того, существующее мифическое понимание сути Клятвы Гиппократа выгодно и населению на подсознательном, так сказать, уровне. Процесс получения медицинских услуг у нас совсем не сопряжен с удовольствиями. А страдающему человеку свойственно искать виноватого. Не сумели врачи вылечить – пусть и были для того объективные причины – значит, виновны, нарушили свою клятву... У наших граждан нет понимания того, что на современном этапе врач в одиночку мало чем может помочь: необходимо задействование всего огромного механизма современной медицины: оборудования, условий, медикаментов. И никакие личностные качества доктора не в силах это изменить.
Представление о том, что медицина бесплатна, десятилетиями впитывалось нашими согражданами с молоком матери. А какая может быть ценность у того, что ничего не стоит? Отсюда происходит восприятие собственного здоровья, в первую очередь, как предмета заботы врача. Он клятву давал, он и должен вылечить. Любого больного – в том числе и запущенного, не выполняющего назначения и рекомендации...
Итак, мы приходим к пониманию того, что текст и смысл современной присяги врача принципиально отличаются от античной клятвы. Собственно Клятва Гиппократа – это внутрицеховой кодекс чести, устанавливающий правила поведения внутри касты. Никаких указаний на то, что врач обязан вылечить любого больного, там нет. Как и на то, что он им в принципе должен заниматься. Если уж взялся лечить – применяй все свои возможности, не наноси намеренно вреда. Но доктор вправе и не браться за лечение.
На мой взгляд, неплохо было бы размещать в медицинских учреждениях на информационных стендах текст Клятвы Гиппократа, чтобы любой желающий мог с ним ознакомиться и самостоятельно выяснить, что врач не должен вести прием в свой перерыв, потому что очередь большая.
Восток-Запад
А насколько соответствует Клятва Гиппократа ситуации в западных странах? Некоторые ее пункты противоречат реальному положению вещей. В Бельгии, Нидерландах и некоторых штатах США эвтаназия разрешена законодательно, на аборты в большинстве государств запрета нет. В США врачебная помощь террористам и потенциальным террористам признана незаконной и уголовно наказуема.
В связи с заметным несоответствием современным реалиям клятва Гиппократа была признана устаревшей, и в 2002 году авторитетными американскими и европейскими медицинскими организациями разработана Хартия медицинского профессионализма, которая выглядит очень многословной и малоконкретной. Основные ее принципы: исключительное право пациента на окончательное решение, обязательная полная информированность больного по всем вопросам, включая врачебные ошибки, одинаковая доступность лечения по действующим стандартам для всех пациентов. От Клятвы Гиппократа сохранились положения о врачебной тайне, недопустимости сексуальных домогательств и использования служебного положения в личных целях. Подробно освещается необходимость сохранять, развивать, углублять и совершенствовать.
Принципиально новый и интересный аспект (актуальный ныне и для нашей страны) – врач должен «распознавать и доводить до сведения широкой публики конфликты интересов, которые возникают в его профессиональной деятельности». Речь идет об отношениях с коммерческими структурами – фарминдустрией, страховыми компаниями, производителями медтехники. Думаю, понятно, что имеется в виду.
Замечу, что краеугольный камень и ноу-хау отечественных редакций – напоминание о постоянной боеготовности врача – отсутствует. Западный менталитет допускает мысль, что медицина для доктора – это работа, а не смысл и единственное наполнение жизни.
Резюме
Клятвы и присяги – понятие в большой степени ритуальное. Гуманизм профессии врача – не следствие страха ответственности за нарушение клятвы Гиппократа. Наоборот, у тех, кто выбирает медицину по призванию, исходно присутствуют соответствующие нравственные установки и ориентиры. Профессиональные этические принципы продолжают формироваться и в процессе обучения в институте, и по ходу приобретения врачебного опыта. Каждый врач дает себе клятву сам, и только он сам знает ее суть.
При подготовке статьи использованы материалы http://ru.wikipedia.orgwww.katrenstyle.ru