Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ. Интеллектуальный капитал журнал


Интеллектуальный капитал и инновации: особенности взаимосвязи

Новая конкурентная динамика подвигает исследователей и специалистов обратить внимание на разработку технологических инноваций, как ключевой аспект успеха бизнеса (Galende, 2006). Преимущественно за счет использования прежде всего принадлежащих фирме нематериальных ресурсов и возможностей, т.е. за счет использования знания, интеллектуального ресурса. Именно технологические инновации оказывают положительное воздействие на повышение конкурентоспособности компании. Как отмечает П.Друкер, «в новых экономических условиях знание является вообще единственным ресурсом, а не еще одним ресурсом того же порядка, что и традиционные факторы производства – труд, земля и капитал. Тот факт, что знание стало единственным ресурсом, делает новую формацию уникальной» (Друкер, 2000).

Инновационная способность фирмы зависит в целом от интеллектуальных активов и знаний, которыми обладает фирма, а также от возможностей их использования, рассматривая ихкак интенсивный процесс управления знаниями (Nonaka и Takeuchi, 1995). Однако, в настоящее время многие исследователи рассматривают внешнюю составляющую инновационного процесса, не принимая во внимание внутренние сложности инновационной динамики.

Поскольку, в условиях экономики, основанной на знаниях, происходит тесное переплетение таких понятий как «интеллектуальный капитал», «человеческий капитал», «инновация», «инновационная деятельность» и др., рассмотрим данные понятия более детально.

Интеллектуальный капитал

Термин «интеллектуальный капитал» зачастую используется как синоним нематериальных или знаниевых активов (Stewart, 1991). Организация, прилагающая усилия к развитию своего интеллектуального капитала, много ресурсов вкладывает в исследования, обучение, разработки. При этом рыночная капитализация такой компании за счет развитого интеллектуального капитала выше, чем бухгалтерская стоимость ее материальных активов и фондов. Дело в том, что интеллектуальный капитал – это синергетический феномен, то есть формируется не путем простого сложения своих отдельных частей, но как свойство их взаимодействия. Несмотря на то, что у разных исследователей существуют различное понимание концепции, компонентов и переменных интеллектуального капитала (Dean и Krestschmer, 2007), классическое его разделение, в зависимости от способа накопления и распространения знаний и информации, вполне очевидно. Это, во-первых, люди, во вторых, организационные структуры и процессы, информационные системы и организационно-технические знания, и, в третьих, отношения и сети. Таким образом, при формировании общего понятия интеллектуального капитала можно выделить человеческий капитал, организационный капитал, технологический капитал, отношенческий капитал и социальный капитал.

Человеческий капитал относится к знаниям, которыми обладают работники, а также к их способностям создавать знания, полезные для компании. Хотя человеческий мозг может рассматриваться как основной источник формирования знаний, организация может их накапливать, систематизировать и хранить в базах данных, организационных структурах. В зависимости от характера коллективных и структурированных знаний, можно говорить об организационном капитале, который позволяет институциализировать знания и создать механизмы для интеграции и передачи данных внутри организации, а также о технологическом капитале, который входит в организационно-технические знания.

Организационный (структурный) капитал включает технологии, процедуры, системы управления, культуру, техническое и программное обеспечение, патенты, организационные формы и структуры. Иными словами, это способность организации отвечать требованиям рынка, и то, как она использует свой человеческий капитал. Структурный капитал большей частью находится в собственности организации и может быть объектом купли-продажи.

Потребительский капитал организации – это система устойчивых связей и отношений с клиентами и потребителями. Потребительский капитал обеспечивает потребителям, клиентам возможность продуктивного, удовлетворяющего их потребности общения и взаимодействия с персоналом организации. Потребительский капитал часто понимается как «капитал отношений» (отношенческий капитал). С социологической точки зрения, отношенческий капитал включает в себя все внешние связи как «социальный капитал» (Subramanian и Youndt , 2005).

Все эти виды капитала представляют различные составляющие нематериальных ресурсов и знаний фирмы. Отношенческий капитал включает в себя такие нематериальные активы, которые фирма получает при реализации успешных отношений с такими агентами, как клиенты, поставщики или партнеры. Таким образом, степень удовлетворенности клиентов, поставщиков и партнеров связанос установлением, развитием и поддержанием отношений с ними. Наконец, среди сотрудников и формализованной организационной структуры можно выделить социальный капитал как неформализованные знания по взаимодействию между людьми, рабочими группами и сетевыми взаимоотношениями.

Инновации

Инновации, как правило, рассматриваются как один из важных источников конкурентного преимущества, так как они приводят к улучшению продукта, что увеличивает стоимость продуктового портфеля. Кроме того, инновации помогают фирмам выжить и позволяет новаторам быстрее расти и быть более эффективными. В современной трактовке инновации определяются как знаниевый организационный процесс, который зависит от сотрудников компании и ее коллективных знаний. Множество различных терминов используется для обозначения сходных понятий и, наоборот, подобные термины, используются для разных понятий. Один из наиболее распространенных подходов к классификации инноваций предполагает классификацию по степени новизны от дополняющих до радикальных.

Специфика управления инновациями на предприятии зависит отособенностей реализуемых им инновационных процессов. Анчишкин (1986) выделяет три качественно различных типаинновационных процессов в зависимости от особенностей жизненногоцикла, которые, тем самым, различаются и по инструментариюуправления ими:

  1. Инновационные процессы, являющиеся воплощением научныхидей, которые коренным образом преобразуют производительные силы, закрепляясь в их составе. Подобные инновационные процессы не имеютвидимого жизненного цикла, так как, войдя в состав производительныхсил, постоянно совершенствуются, развивая исходную научную идею. Нововведения такого типа не поддаются непосредственному планированию и могут быть лишь объектом научного предвидения.

  2. Качественные изменения технологии, приводящие к полнойсмене поколений техники, однако не затрагивающие исходный научный принцип. Сущность данных инновационных процессов хорошо описывается S-образной кривой, которая может быть использована и дляпрогнозирования их появления.

  3. Количественные изменения, выражающиеся в совершенствовании отдельных параметров техники и технологии. По меренакопления подобных изменений происходит переход к инновационнымпроцессам второго типа. Инновационные процессы этого типа легкопрогнозируются и являются непосредственным объектом управления напредприятии.

Инновации являются главным инструментом конкуренции для многих фирм, особенно в наукоемких отраслях. В системе рыночных отношений инновационный процесс можно рассматривать, как комплекс деятельности, в котором новые знания применяются для коммерческих целей (Galende, 2006).

Модель взаимосвязи инноваций и интеллектуального капитала

Рассмотрим, каким образом формируется связь между интеллектуальным ресурсом и инновациями. В общем виде, теоретическую модель можно представить следующим образом (рис. 1).Из модели следует, что элементы интеллектуального капитала оказывают влияние на инновационный процесс, находясь во взаимодействии между собой.

Рис. 1. Теоретическая модель взаимосвязи инноваций и элементов интеллектуального капитала

Рассмотрим составляющие элементов модели.

Реализация инноваций:

Структурный капитал:

Человеческий капитал:

  • кросс-функциональное взаимодействие или работа в команде;

  • человеческий капитал.

Отношенческий капитал:

Данные показатели будут иметь разную значимость, в зависимости от специфики деятельности компании. Рассмотрим трансформацию модели для производственного сектора и сектора услуг.

Особенности взаимодействия элементов интеллектуального капитала для производственного сектора представлены на рис. 2.

Рис. 2. Модель взаимосвязи инноваций и элементов интеллектуального капитала для производственного сектора

Таким образом, центральным звеном интеллектуального капитала в производстве выступает человеческий капитал, который формирует сетевые взаимодействия и, через эффективную командную работу позволяет организовать инновационный процесс, как элемент структурного капитала, что, в итоге, определяет как эффективность инновационного процесса, так и эффект от инноваций.

Особенности взаимодействия элементов интеллектуального капитала для сектора услуг представлены на рис. 3.

Рис. 3. Модель взаимосвязи инноваций и элементов интеллектуального капитала для сектора услуг

Для сектора услуг изменяется характер взаимоотношения между человеческим капиталом и остальными элементами модели. На организацию инновационного процесса серьезное воздействие оказывает сетевое взаимодействие (которое реализуется через бенчмаркинг), а эффективность инновационного процесса в большей степени зависит от реализации командной работы.

В заключение следует отметить, что инновационный процесс, будучи решающим фактором в производстве, характеризуется сильными связями эффективности иинновационным эффекта. Однако, он оказывается менее важным в сфере услуг, где он не оказывает влияния на эффективность инновационного процесса, но влияет на инновационный эффект.

Влияние командной работы в промышленном секторе напрямую не связано с инновационными эффектами, но влияет на организацию инновационного процесса. В сфере услуг, команды имеют прямое влияние на эффективность инновационного процесса.

Человеческий капитал является ключевым фактором, но его влияние реализуется через командную работу и сетевые взаимодействия. Его непосредственное влияние на инновационную деятельность незначительно. Сетевое взаимодействие, через бенчмаркинг оказывает серьезное влияние на инновационную деятельность предприятий, занятых в сфере услуг.

Литература:

  1. Анчишкин А.И. Наука - техника - экономика. - М.: Экономика, 1986.

  2. Друкер П. Задачи менеджера в XXI веке. Пер. с анг.: уч. пособ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.

  3. Bontis, N. (1996). There’s a Price on Your Head: Managing Intellectual Capital Strategically. Business Quarterly, 60, 41-47.

  4. Danneels, E. (2002). The Dynamics of Product Innovation and Competences. StrategicManagementJournal, 23, 1095-1121.

  5. Dean, A. and Kretschmer, M. (2007). Can Ideas be Capital? Factors of Production in the Postindustrial Economy: A Review and Critique. Academy of Management Review, 32, 573-594.

  6. Edvinsson, L. and Malone, M. (1997). Intellectual Capital: Realizing Your Company’s True Value by Finding Its Hidden Brainpower. New York: HarperCollins.

  7. Galende, J. (2006). Analysis of Technological Innovation from Business Economics and Management. Technovation, 26, 300-311.

  8. Nonaka, I. and Takeuchi, H. (1995). The Knowledge-Creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation. New York: Oxford University Press.

  9. Reed, K.K., Lubatkin, M. and Srinivasan, N. (2006). Proposing and Testing an Intellectual Capital-Based View of the Firm. Journal of Management Studies, 43, 867-893.

  10. Stewart, T. (1991). Brainpower. Fortune, 123, 44-50

  11. Subramaniam, M. and Youndt, M.A. (2005). The Influence of Intellectual Capital on the Types of Innovative Capabilities. Academy of Management Journal, 48, 450-463.

moluch.ru

Анализ современной трактовки и использования понятия «интеллектуальный капитал организации»

«Информация и знания – термоядерное оружие в конкурентной борьбе нашего времени…Вопрос стоит в следующем: как превратить идеи компании в производственную систему управления знаниями, в интеллектуальный капитал…?», – пишет Т. Стюарт, один из первых исследователей интеллектуального капитала, набирающего силу «актива» любой фирмы помимо ее материальной сферы. Сегодня этому вопросу посвящаются монографии, статьи, конференции, исследования в диссертационных работах и т.д. Изучение этого нового для экономики вопроса показывает, что, как и любое «новое», он несет в себе большое разночтение понятий, что не дает возможности говорить об устоявшейся системе, способной объяснить происходящие явления в области использования интеллекта в качестве движущей силы современного предпринимательства. Возьмем на себя смелость предложить уважаемым читателям нашу концепцию, или подход к использованию интеллектуальных возможностей организации, что особенно важно для современной российской действительности.

Анализ понятий начнем с того же Т. Стюарта: «Под «интеллектуальным капиталом» я подразумеваю не горстку докторов наук, добывающих истину за запертыми дверями какой-нибудь лаборатории. И не интеллектуальную собственность, такую как патенты и авторские права, хотя она и является его составной частью. Интеллектуальный капитал – это сумма знаний всех работников компании, обеспечивающая ее конкурентоспособность» [1]. Как видим, исходным, или базовым понятием в этом определении, является то, что под интеллектуальным капиталом понимаются все знания, собранные в соответствии с каким-то алгоритмом «под крышей» той или иной организации.

«Интеллектуальный капитал относится к нематериальным активам компании, которые не поддаются количественной оценке… Интеллектуальный капитал компании составляют знания ее сотрудников, накопленные ими при разработке продуктов, оказании услуг, а также ее организационная структура и интеллектуальная собственность», ‑ пишет Кристи Тейлор [2]. В этом случае знания сотрудников признаются «собственностью» фирмы, поскольку накоплены в результате выполнения ее задач. Однако. Трудно себе представить каким образом можно надолго «законсервировать» эти знания. Кроме того к интеллектуальному капиталу отнесена совершенно «оторванная» от понятия «знания» ‑ «организационная структура», т.е. искусственно созданная «форма управления эксплуатацией» знаний. И, наконец, интеллектуальная собственность, в данном случае компании, является, скорее всего, юридически закрепленной формой ее «нематериальных активов», или «прошлых знаний», которые к тому же не могут быть количественно оценены.

«Интеллектуальный капитал – это знания, имеющие потенциальную ценность, то есть идеи, и люди – специалисты, которые их создают. Интеллектуальный капитал не имеет реальной ценности, пока он соответствующим образом не учтен и не защищен в правовом отношении», ‑ пишет эксперт по инновационному предпринимательству НПП «Торий» В. Титков [3]. То есть интеллектуальный капитал выступает в роли носителя интеллектуального потенциала фирмы, однако только до тех пор, пока рожденные идеи не будут юридически оформлены и переведены в разряд интеллектуальной собственности фирмы, которая в настоящее время в бухгалтерской отчетности фигурирует в качестве «нематериальных активов» организации.

«В отличие от абстрактных знаний, знания о компании или интеллектуальный капитал компании имеют четко выраженную денежную стоимость, вычисляемую как разница между рыночной стоимостью компании (количество акций, помноженное на их биржевой курс) и ее балансовой стоимостью (сумма всех активов компании, включая основные и оборотные средства). Для большинства американских компаний, особенно высокотехнологичных, акции которых котируются на бирже NASDAQ, стоимость интеллектуального капитала многократно превышает балансовую стоимость. Это говорит о том, что знания, накопленные этими компаниями, оцениваются рынком намного дороже, чем все имущество, принадлежащее этим компаниям», ‑ пишет в журнале «Компьютерные решения» А. Кленин. В этом определении предлагается отделить общие, или «абстрактные» знания сотрудников фирмы от «знаний о компании», которые обобщенно предлагается считать через вполне осязаемые параметры их рыночной стоимости. Как видим, автор предлагает ввести интегральную рыночную оценку интеллектуального капитала фирмы.

Можно довольно долго цитировать современных исследователей интеллектуального капитала, но даже из приведенных определений можно сделать вывод: диапазон подходов к этому явлению достаточно велик. Но, к сожалению (или к счастью) из-за «величия» русского языка в публикациях отечественных и зарубежных исследователей встречается большое число терминов, близких или просто сливающихся в своих мыслях, которые чаще всего достаточно вольно объединяют в себе самые различные характеристики процесса использования интеллектуально-творческих способностей и возможностей личности. В частности, это касается таких терминов, как: человеческий капитал, человеческий потенциал, человеческий актив, человеческие ресурсы, интеллектуальные ресурсы, интеллектуальный потенциал, интеллектуальный актив и т.п.

«Капитал человеческий – это капитал в форме интеллектуальных способностей, приобретенных благодаря формальному обучению, образованию или на основе практического опыта», ‑ говорится в работе [4]. Здесь мы видим, что человеческий капитал определяется только интеллектуальными способностями человека, приобретаемыми в результате накопленного социального опыта.

«Реальный человеческий капитал включает в себя как воспроизводимую, так и природную составляющие. Он порождает все основные виды доходов, включая неденежные доходы, и также как физический капитал, реализуется в форме финансовых активов», ‑ утверждается в работе [5]. И здесь же мы находим мысль о том, что в состав человеческого капитала наряду с запасом производительных способностей необходимо включить запас потребностей, который является социальной составляющей индивидуального человеческого капитала.

Говоря о теории человеческого капитала в условиях постиндустриального и информационного общества, когда появляются целые отрасли, работающие на использовании уникальных способностях людей, а массовое производство выдвигает требования к работнику как творческому человеку, следует отметить недостаточность аналитического инструментария теории человеческого капитала [6]:

во-первых, разработки основателей теории человеческого капитала применимы лишь к «большинству массовых производственных процессов для дифференциации оплаты труда по уровню квалификации» [7];

во-вторых, человеческий капитал трактуется, по существу, только с позиций реализации производственных функций и способностей, что не отличает его от традиционных понятий, свойственных индустриальному обществу (т.е. рабочей силе и непосредственно труду).

В работе [6] делается попытка обосновать то, что понятие «человеческий капитал» свойственно этапу индустриальной экономики, а понятие «интеллектуальный капитал» характерно для более позднего периода второй волны НТР, которая выдвинула требование создания новой теории – теории интеллектуального капитала. Последняя смогла бы определить эффективность производства, основанного на уникальных способностях человека, учесть его потребности и мотивации (преимущественно нематериальные) и. наконец, определить механизмы и законы функционирования нового фактора производства – интеллектуального капитала в условиях постиндустриального общества.

«Интеллектуальный или человеческий капитал определяется как совокупность индивидуальных способностей человека и является категорией микроэкономики, характеризующей качество рабочей силы. Интеллектуальный капитал существует исключительно в персонифицированных формах и является достоянием индивидуума. Однако это достояние становится действительно капиталом только тогда, когда включается в капитал предприятия» [8]. В этом подходе понятия интеллектуального и человеческого капиталов сливаются в одно целое. Однако подчеркивается, что он является персонифицированным и не всегда становится капиталом фирмы. Интеллектуальные же ресурсы, проявляемые через затраты человеком его творческой энергии, – понятие более высокого уровня, являющиеся атрибутом предприятия и общества в целом. Если для предприятия это фактор производства, то для общества в целом – потенциал экономического роста и его качественного развития. Однако, они всегда экономически ограничены теми ресурсами, которые выделяет государство и субъекты хозяйствования на содержание инфраструктуры, обеспечивающей производство, накопление и передачу знаний [там же].

Все изложенное выше привело нас к мысли о том, что в настоящее время не существует структурированного и самодостаточного подхода к использованию понятий, относящихся к описанию возможностей использования интеллектуально-творческих ресурсов личности в организации и, если не обосновать ограничения используемой терминологии, то не удастся выстроить их взаимосвязь, а значит и организовать системные исследования рассматриваемого явления. Необходимо построить модель управления преобразованием творческой энергии личностных интеллектуально-творческих возможностей сотрудников предприятия в интеллектуальные ресурсы организации, которые в совокупности с материальными ресурсами образуют ее конкурентно-рыночные ресурсы. Но об этом подробнее мы расскажем в следующем номере журнала.

1. Intellectual capital. The New Wealth of Organizations by Thomas A.Stewart. New York. Doubleday. 1997. (Т. Стюарт. Богатство от ума: Деловой бестселлер. / Пер. с англ. В.А. Ноздриной. – Мн.: Парадокс, 1998. – 352 с. 2. Тейлор К. Интеллектуальный капитал / Computerworld, № 13/2001. 3. Титков В.. Человеческий капитал малого бизнеса. / «Бизнес для всех», еженедельная газета российской ассоциации развития малого бизнеса, 06.06.2001 4. Рябова Т.Ф. Экономическая безопасность: продовольственная безопасность. Термины и определения. – М.: Пищевая промышленность, 2001, 336с. 5. Чуприна Ю.В. Человеческий капитал как основа доходов среднего класса /Автореф. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук – С.-Пб.: С.-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, 2001. 6. Козлова В.А. Интеллектуальный капитал: экономическое содержание и особенности воспроизводства / Автореф. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук – М.: Финансовая академия при правительстве РФ, 2001. 7. Донован Х. Как работать с интеллектуалами // Америка, август, 1991г., стр. 27 8. Климов С.М. Формирование, использование и стратегическое управление интеллектуальными ресурсами общества в условиях рыночной трансформации российской экономики / Автореф. на соиск. уч. ст. докт. экон. наук – С.-Пб.: С.-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2001.

creativeconomy.ru

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ | Опубликовать статью РИНЦ

Гостева О. В.1, Акентьева Е. И.2

1Кандидат экономических наук, 2Магистрант кафедры управления человеческими ресурсами ИЭУиП

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В статье рассматривается понятие интеллектуального ресурса, определяется сущность интеллектуального капитала, анализируются определения данных понятий, сформулированных различными авторами.

Ключевые слова: интеллектуальные ресурсы, знания, интеллектуальный капитал, инновации.

Gosteva O. V.1, Akenteva E. I.2

1 Candidate of Economics, 2 Magistrant of the Department of human resource management

INTELLECTUAL RESOURCES AS THE BASIS OF THE INTELLECTUAL CAPITAL OF THE ORGANIZATION

Abstract

The article discusses the concept of an intellectual resource, the essence of intellectual capital, analyzes the definitions of these notions formulated by various authors.

Keywords: intellectual resources, knowledge, intellectual capital, innovation.

Интеллектуальные ресурсы становятся основой благосостояния предприятий. Они наряду с материальными ресурсами определяют конкурентоспособность предприятий и выступают ключевым фактором их развития. В условиях повышения научно-технического уровня производства, роста потребности в совершенствовании технологий и вхождения в постиндустриальное общество, появилась необходимость в более пристальном внимании к интеллектуальным ресурсам предприятия наряду с основными и оборотными средствами. Сегодня интеллектуальный ресурс становятся одним из главных конкурентных преимуществ предприятий, а также источником роста производительности труда. Начиная с середины прошлого века, интеллектуальная собственность стала рассматриваться экономистами как фактор производства. Еще К. Маркс обращал внимание на зависимость экономического развития общества от «общего уровня науки и от прогресса техники или от применения этой науки к производству» [1].

Интеллектуальные ресурсы представляют собой совокупность накопленных знаний по разработанным технологиям и научным открытиям. Они включают в себя результаты творческого и интеллектуального труда людей, а также организационные знания, присущие каждому предприятию. Знания выступают в следующих формах: человеческий капитал, интеллектуальная собственность, информация, инновации, технологии ведения бизнеса, организационная (корпоративная) культура. Они   выступают основой создания очень важных активов предприятия — нематериальных.

Главными предпосылками формирования новой или инновационной экономики принято считать следующие:

  1. превращение интеллектуальных ресурсов в решающий фактор производства продуктов и услуг в переходе к постиндустриальному обществу;
  2. глобализация конкуренции не только в продуктах труда, но и в человеческом потенциале;
  3. ускорение роста нематериальных активов компаний;
  4. превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности не только предприятий, но и городов, регионов и национальных экономик;
  5. для роста потенциала человеческого капитала необходим рост инвестиций в образование и науку;
  6. необходимость развития и широкомасштабного использования информационно- коммуникационных технологий;
  7. происходит увеличение доли сферы услуг, создание знаниеёмких продуктов и услуг и др.

Для наиболее полного понимания сущности интеллектуальной составляющей капитала обратимся к определению его понятия. Интеллектуальный капитал – совокупность интеллектуальных ресурсов, умений и навыков, которые человек использует для производства продуктов труда и для получения прибыли. В настоящее время существует несколько подходов к пониманию сущности интеллектуального капитала [2].

Впервые термин «интеллектуальный капитал» был использован Т. А. Стюартом около двух десятилетий назад в своих работах, которые были опубликованы в 1990-х годах. Он дал следующее определение интеллектуального капитала: «интеллектуальный капитал – это, своего рода, накопленные полезные знания», «интеллектуальный материал, который сформирован, закреплен за компанией и используется для производства более ценного имущества. Разум становится имуществом, когда под влиянием свободно действующей силы мозга создается нечто полезное, имеющее определенную форму: перечень сведений, база данных, описание процесса и т.д.» [3].

Т. А. Стюарт говорил о том, что интеллектуальный капитал – это такой вид материала, который включает в себя не только знания и опыт, но также информацию и интеллектуальную собственность. Данный материал также участвует в создании ценностей.  Б.Б. Леонтьевым интеллектуальный капитал рассматривался как стоимость всех имеющихся интеллектуальных активов у предприятия. К этим интеллектуальным активам Леонтьев относил: интеллектуальную собственность, определенные интеллектуальные навыки, знания, способности, накопленные базы знаний. Леонтьев считал, что на современном этапе развития, интеллектуальный капитал является важнейшим из видов капитала, и что именно он определяет основу любого предприятия. Ведь по интеллектуальному капиталу можно судить о качестве системы управления. Интеллектуальный капитал задает темп и характер обновления технологии производства и его продукции, которые в дальнейшем становятся главным конкурентным преимуществом на рынке. Интеллектуальный капитал, согласно Леонтьеву Б.Б., «это система капитальных устойчивых интеллектуальных преимуществ данной компании или фирмы на рынке» [4].

Объединим трактовки различными авторами понятия интеллектуального капитала в таблицу.

Таблица  1 – Трактовки понятия интеллектуального капитала03-07-2015 08-48-34

Надо сказать, что все приведенные понятия интеллектуального капитала отражают одно: ценность неосязаемого имущества организации, которая выражается в увеличении ее конкурентных преимуществ. Многие исследователи интеллектуального капитала в своих работах подразделяют интеллектуальный капитал на несколько частей. Структура несколько отличается, используются разные названия, но можно выделить сходные черты:

  • человеческие капитал – непосредственные знания работников, их интеллектуальные, психологические особенности, это своеобразный ресурс и инструмент для производства интеллектуального капитала,
  • структурный (организационный) капитал – знания, нашедшие свое выражение в инструментах и механизмах управления, в том числе и интеллектуальным капиталом,
  • производительные интеллектуальные активы – результаты, своеобразные показатели использования знаний; знания выраженные в форме ноу-хау, промышленного образца и т.д.
  • маркетинговые интеллектуальные активы – концентрированное выражение знаний, результатов знаний организации в целом, а не отдельного достижения; выражаются в форме торговой марки, фирменного наименования и т.д.

Таким образом, интеллектуальный капитал представляет собой сумму знаний, навыков, интеллектуальных способностей работников и форм выражения перечисленного, как промежуточных (управленческие технологии, ноу-хау), так и конечных (массовый продукт, в форме репутации). Надо отметить, что важно именно использование интеллектуального капитала для создания более ценного актива.  Интеллектуальный капитал должен обеспечивать конкурентоспособность фирме, поэтому он имеет стратегическое значение для деятельности организации.

Литература

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 46. URL: http://libelli.ru/marxism/me_ss2.htm.
  2. Каргинова М.А. Что в настоящее время следует относить к интеллектуальным ресурсам? // Современные проблемы науки и образования. 2015.№ 1. С. 277.
  3. Stewart T.A. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations. – N.Y.: Currency Doubleday. – 1997.
  4. Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. – М.: Издательский центр «Акционер», 2002.

References

  1. Marx K., Engels F. Collected works. V. 46. URL: http://libelli.ru/marxism/me_ss2.htm.
  2. Karginov, M. A., currently should be attributed to intellectual resources? // Modern problems of science and education. 2015. No. 1. S. 277.
  3. Stewart, T. A. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations. – N.Y.: Currency Doubleday. – 1997.
  4. Leont’ev B. B. Price intelligence. Intellectual capital in the Russian business. – M.: Publishing center “Shareholder”, 2002.

research-journal.org


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта