Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

"Карельский научный журнал" / “Karelian Scientific Journal”. Карельский научный журнал


Институт профессионального образования и повышения квалификации в Тольятти и Самаре. Дистанционное обучение

Обложка КНЖ.jpg

«Карельский научный журнал» - открытая научная площадка для всех заинтересованных лиц и организаций, где предоставляется возможность авторам публиковать результаты своих исследований и осуществляется обмен мнениями по различным научным проблемам между исследователями из разных регионов и государств. 

"Karelʹskij naučnyj žurnal" is an open scientific platform which enables all interested people and organizations to publish the results of their research and exchange views on various scientific issues with other researchers from different regions and countries. 

АВТОРАМ

Автор(ы), самостоятельно направляя научную статью, принимают на себя следующие обязательства: передают редакции журнала неисключительные права на использование научной статьи путем ее воспроизведения, использования научной статьи целиком или фрагментарно в сочетании с любым текстом, фотографиями или рисунками, в том числе, путем размещения полнотекстовых сетевых версий номеров на интернет-сайте журнала. Автор(ы) несет (ут) ответственность за неправомерное использование в научной статье объектов интеллектуальной собственности, объектов авторского права или «ноу-хау» в полном объеме в соответствии с действующим законодательством РФ. Автор(ы) подтверждает (ют), что направляемая статья публикуется впервые и не направлена в другое издание. Автор(ы) согласен (ы) на обработку в соответствии со ст.6 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ своих персональных данных, а именно: фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность, место(а) работы и/или обучения, контактная информация по месту работы и/или обучения, в целях опубликования представленной статьи в журнале. Автор(ы) подтверждает (ют), что направляемая научная статья не содержит сведений или информации с ограниченным доступом и для ее публикации не требуется разрешение Минобрнауки или других министерств и ведомств.

Автор(ы) научной статьи ознакомлен (ы) и согласен (ы) со следующими условиями:

- авторские права на научную статью принадлежат автору(ам) данной статьи;

- авторские права на номер журнала (в целом) принадлежат учредителю журнала;

- редакция журнала имеет право предоставлять материалы научных статей в российские и зарубежные организации, обеспечивающие индексы научного цитирования;

- редакция журнала имеет право производить необходимые уточнения и сокращения;

- вознаграждение (гонорар) за опубликованные статьи не выплачивается, материалы научных статей, направляемые в редакцию, авторам не возвращаются.

При этом авторы имеют право использовать все материалы в их последующих публикациях при условии, что будет сделана ссылка на публикацию в нашем журнале.

Полнотекстовые сетевые версии выпусков научного журнала можно найти в свободном доступе в Научной электронной библиотеке http://eLIBRARY.RU/

По всем вопросам обращаться в редколлегию журнала.

ПЕРИОДИЧНОСТЬ

Печатная версия журнала выходит поквартально и составляет 4 номера в год. 

Электронная версия в полнотекстовом режиме публикуются на сайте журнала.

ПОЛИТИКА СВОБОДНОГО ДОСТУПА

Читателям предоставляется открытый доступ к полнотекстовым номерам журнала по мере его выхода в свет, обеспечивая таким образом свободный доступ к результатам научных исследований, что способствует глобальному обмену знаниями. 

ИНДЕКСАЦИЯ

Полнотекстовая электронная версия журнала дублируется и индексируется на платформе Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.

Издание реферируется в «Реферативном журнале» ВИНИТИ.

 

Редакция журнала подтверждает приверженность 

«Этическим правилам, относящимся к публикациям в журналах и к рецензиям на них»

1.0. ВВЕДЕНИЕ

Одной из основ профессии научного работника является принятие всеми членами этого сообщества определенного «кодекса поведения», который определяет желательные формы поведения научного работника и обязанности тех, кто к этой профессии принадлежит, по отношению друг к другу и к остальной публике. Такой кодекс призван обеспечить максимальную полезность науки как для общества, так и для собственного профессионального сообщества. Поступательное движение науки требует совместного овладения знаниями, даже несмотря на то, что иногда это требует отказа от сиюминутных личных преимуществ. Существует определенная ответственность, которую несут редакторы, авторы и рецензенты, с тем, чтобы поддерживать высокие этические стандарты, относящиеся к публикации статей в научных журналах. Настоящий документ имеет целью подчеркнуть наиболее важные моменты, связанные с такой ответственностью.

2.0. РЕДАКТОРЫ (ВКЛЮЧАЯ ЧЛЕНОВ РЕДАКЦИОННЫХ КОЛЛЕГИЙ)

На редакторов и членов редакционных коллегий возлагаются следующие обязанности:

2.1. Сообщать о поступлении представленной в журнал рукописи в течение нескольких дней с момента ее получения и обеспечивать квалифицированное, добросовестное и оперативное рецензирование рукописи.

2.2. Обеспечивать конфиденциальность процесса рецензирования рукописи, не допуская раскрытия каких-либо деталей без разрешения автора никому, кроме назначенных рецензентов, до момента принятия решения о том, будет ли опубликована данная рукопись.

2.3. Принимать окончательное решение о том, будет ли опубликована или отвергнута данная рукопись.

2.4. Решать вопрос о принятии рукописи к опубликованию или об отказе, принимая во внимание лишь соображения важности, оригинальности и ясности изложения материала, а также его соответствия профилю данного журнала.

2.5. Проявлять уважение к интеллектуальной независимости автора.

2.6. Извещать о любом конфликте интересов, который может возникнуть. В частности, в тех случаях, когда редактор является автором представленной рукописи, эта рукопись должна быть направлена другому редактору для независимого внимательного рецензирования.

2.7. Ни в коем случае не использовать в своих собственных исследованиях результаты работ, освещенные в представленных, но еще неопубликованных статьях.

2.8. Рассматривать возможность привлечения для рецензирования специалистов, рекомендуемых самим автором. Однако при этом необходима уверенность в том, что такой выбор рецензента не приведет к заведомо неправильному положительному результату (например, если рекомендуемый автором рецензент является его соавтором в предшествующих публикациях или его руководителем). В любом случае редактор сохраняет за собой право назначать рецензентов по своему собственному выбору.

2.9. Не привлекать к рецензированию тех рецензентов, которых просит не привлекать автор, за исключением тех случаев, когда у редактора имеются иные, достаточно веские основания, перевешивающие доводы автора.

2.10. Обеспечивать конфиденциальность имен и другой информации, касающейся рецензентов. Если это необходимо, то при решении вопроса о привлечении нового рецензента последний может быть проинформирован об именах предыдущих рецензентов.

2.11. Реагировать на любые проявления некорректного научного поведения, обычно путем консультаций с автором. Это может повлечь за собой опубликование формального «опровержения» или исправления.

2.12. Корректно относиться к жалобам авторов по поводу отказов в опубликовании представленных рукописей.

2.13. В необходимых случаях учитывать требования, касающиеся защиты информации.

3.0. АВТОРЫ

Универсальное, принятое повсеместно определение авторства отсутствует. Автор, как минимум, должен нести ответственность за определенную часть исследования. Честь быть автором научного труда должна быть соразмерна интеллектуальному вкладу в формулировку концепции и формы представления результатов, в анализ данных и написание работы, но не обязательно должна быть связана со сбором данных и иной обычной работой. Если отсутствуют какие-либо решения, которые с достаточным основанием могут быть отнесены к результатам деятельности конкретного лица, то это лицо не должно удостаиваться чести быть автором данной работы. Все авторы должны принять на себя ответственность перед обществом за содержание их работы. Междисциплинарный характер большинства исследований может сделать это затруднительным, однако проблема может быть разрешена путем учета индивидуальных вкладов участников. Авторы несут ответственность за выполнение следующих требований:

3.1. Проявлять честность при сборе и интерпретации научных данных. Редакторы, рецензенты, читатели и лица, решающие вопрос о публикации данной статьи, имеют право считать, что представленная (и опубликованная) рукопись не содержит никаких недобросовестных и/или заведомо ложных положений, а также и любых вымышленных данных, заимствованных материалов, ошибочных ссылок, ложных утверждений о приоритетах и что отсутствует «скрытое» многократное опубликование одних и тех же данных и некорректное присвоение авторства. Авторы не должны нарушать никаких авторских прав других лиц. В то же время авторы должны:

3.2. Кратко и точно описывать свои исследования и достаточно объективно обсуждать их значимость.

3.3. Надлежащим образом признавать ранее опубликованные работы, относящиеся к теме представленной рукописи, корректно указывая ссылки и адекватно цитируя их. Должны быть указаны все относящиеся к делу публикации, а в тех случаях, когда используются иные опубликованные источники, должны быть получены разрешения авторов в соответствии с законами об авторских правах.

3.4. (а) Избегать не вызванного необходимостью дробления своих работ и представления их в виде нескольких рукописей. Редакторы имеют право отвергнуть представленные статьи на основании такого не вызванного необходимостью дробления. В частности, тот или иной раздел работы не должен дробиться на несколько частей для публикации в форме кратких сообщений. (б) Не участвовать в многократных публикациях, когда две или большее число статей публикуются без точных ссылок друг на друга и в то же время повторяют одни и те же гипотезы и данные, одни и те же пункты обсуждения или заключения. Предшествующая публикация тезисов докладов или препринтов в материалах научных совещаний не препятствует последующему представлению научных материалов для опубликования. Однако при этом должны быть даны точные указания о времени (дате) представления.

3.5. По возможности публиковать несколько работ, относящихся к одному и тому же предмету в одном и том же журнале или в немногочисленных нескольких журналах, чтобы обеспечить максимальное удобство читателям.

3.6. Информировать редакторов рассматриваемых рукописей с близкой тематикой об опубликовании теми же авторами в любом журнале или о представлении в другой журнал их рукописи, находящейся под рассмотрением. Копии рукописей на близкую тему могут быть затребованы у авторов, равно как и сведения о текущем состоянии этих рукописей.

3.7. Гарантировать, что рукопись представлена для опубликования только в один журнал. Недопустимо представлять одну и ту же рукопись (или рукописи, описывающие, по существу, одни и те же материалы) одновременно более, чем в один журнал. Недопустимо также положение, когда автор представляет рукопись в один журнал, а его соавтор одновременно посылает другую статью того же содержания в другой журнал. Может быть представлена для публикации рукопись, включающая полное описание ранее опубликованных работ, однако в этом случае автор обязан проинформировать редактора о статьях, опубликованных ранее.

3.8. Проследить, что в представленной рукописи нет персональной критики других ученых. Однако критика работ других ученых может считаться оправданной. Научная статья не должна содержать каких-либо клеветнических, позорящих кого-либо или иных аналогичных материалов.

3.9. Автор должен отразить вклад всех сотрудников, принимавших участие в работе. Участники, внесшие значительный вклад в выполнение данного исследования, должны быть соавторами. Автор, указанный в рукописи как лицо, с которым должны вести переписку, должен удостоверить то обстоятельство, что все лица, поименованные как соавторы, согласны на представление рукописи для публикации. Тот же автор принимает на себя ответственность за то, что в рукописи указаны все соавторы (и только соавторы) данной работы. Тот же автор подписывает документы, касающиеся авторского права, от имени всех авторов данной работы.

3.10. Указывать в рукописи все источники финансирования данной работы, а также заявлять о возможных конфликтах интересов.

3.11. Ясно и конкретно указывать в рукописи все необычные опасности, сопряженные с химикалиями или с оборудованием, которые использованы при проведении описываемых в статье экспериментов.

3.12. В тех случаях, когда публикуемое исследование включало проведение экспериментов на животных или на живых людях, необходимо включать в раздел рукописи «Методы экспериментов» указание на то, что все эксперименты проведены в соответствии с относящимися к данному вопросу законами и правилами, действующими в данном научном учреждении, а также указание на то, что соответствующий комитет (комитеты) научного учреждения одобрил проведение данных экспериментов. Необходимо также включать особое указание о том, что на все описываемые эксперименты на живых людях было получено соответствующее разрешение и согласие испытуемых. К рецензентам могут быть обращены просьбы специалистов отметить в их рецензиях все обстоятельства такого рода.

3.13. Не предлагать рецензентов, совместно работающих в настоящее время с автором представленной рукописи, во избежание пристрастных положительных оценок.

4.0. РЕЦЕНЗЕНТЫ

Рецензенты несут ответственность за выполнение следующих требований:

4.1. Рассматривать свою работу над рукописью как конфиденциальную. В том случае, если рецензент консультируется с коллегами по поводу рецензируемой рукописи, он обязан поставить об этом в известность редактора.

4.2. Возвратить или уничтожить рукопись и информировать редактора о том, что рецензент считает себя недостаточно квалифицированным для ее рецензирования или не может прорецензировать рукопись в пределах отведенного для этого времени.

4.3. Вынести объективное суждение о рецензируемой рукописи в пределах отведенного для этого времени. Рецензент не должен высказывать в своей рецензии какие-либо критические замечания персонального характера.

4.4. Возвратить рукопись редактору без отзыва при наличии конфликта интересов. В частности, рецензент не должен рецензировать рукописи, автором или соавтором которых является лицо, с которым рецензент находится в тесных личных или профессиональных отношениях, если могут возникнуть обоснованные сомнения в том, что эти отношения могут повлиять на выносимое рецензентом заключение.

4.5. Объяснить свое суждение о рецензируемой рукописи и подкрепить свое суждение так, чтобы редакторы и авторы могли понять, на основании каких соображений эти суждения были вынесены, и смогли бы в случае необходимости аргументировать уже опубликованную статью.

4.6. Информировать редактора о любом сходстве между рассматриваемой рукописью и иной опубликованной или рассматриваемой в другом журнале статьей.

4.7. Обеспечить конфиденциальность любых неопубликованных данных, их интерпретации или другой информации, содержащейся в статье, и не использовать сведения, содержащиеся в рецензируемой неопубликованной работе, в своих собственных исследованиях.

4.8. В пределах своей осведомленности срочно поставить в известность редактора о том, что рассматриваемая рукопись содержит заимствованные материалы или фальсифицированные данные.

4.9. Не оставлять у себя копии и не копировать рецензируемые рукописи в любой форме, во избежание нарушения требований документов, регулирующих авторские права.

4.10. Сообщать обо всех случаях конфликта интересов, которые могут возникнуть.

5. ПРИМЕРЫ НЕДОПУСТИМОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАУКЕ ИЛИ НАРУШЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ

Ниже приведены примеры недопустимого поведения при публикации научных материалов. Этот краткий перечень не является исчерпывающим.

- Обман: представление сфабрикованных результатов, либо утаивание или произвольное изменение данных.

- Дублирование представляемых рукописей: представление одной и той же рукописи в два различных журнала до того момента, когда будет принято окончательное решение об опубликовании редактором того журнала, который был первым при представлении рукописи.

- Одновременное представление двух статей с очень близким содержанием без необходимого перекрестного цитирования.

- Дублирование публикации: публикация одной и той же статьи сначала в одном журнале, а затем еще раз в другом журнале без надлежащих ссылок и разрешений.

- Неадекватное цитирование: ненадлежащее цитирование родственных работ других авторов.

- Плагиат: представление как своей собственной работы материала, взятого из работ других авторов.

- Самозаимствование: повторная публикация своего собственного материала, который был ранее опубликован в другом литературном источнике, без ссылок на более раннюю публикацию.

В том случае, если будут выявлены факты такого неправильного поведения, редакторы могут наложить санкции на авторов соответствующей рукописи. Такие санкции могут охватывать диапазон от немедленного отказа в публикации, связанной с нарушением правил, или жесткого предупреждения автора о судьбе его будущих публикаций вплоть до запрета на представление статей в течение определенного периода. Редакторы могут обратить внимание редакторов сходных по тематике журналов, а также других издательств, на факты нарушения этических норм и опубликовать сведения о нарушении этических правил, имена нарушивших эти правила авторов и наложенные на них санкции. Вся корреспонденция, относящаяся к тому или иному случаю нарушения этических правил, должна храниться в течение 10 лет. Право принять решение о том, какие именно санкции должны быть применены, в каждом конкретном случае, принадлежит редакторам. В наиболее трудных случаях в качестве советников могут быть привлечены члены уважаемых редакционных коллегий, однако лишь в тех случаях, когда это не сделает процесс принятия решения чрезмерно длительным.

(Взято из: Журнал аналитической химии. 2007. Т. 62, № 4. С. 441-444.)

 

ТРЕБОВАНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ РЕДАКЦИОННОЙ ЭТИКИ

• Редакторы подотчетны и должны взять на себя ответственность за все, что они публикуют.

• Редакторы должны выносить справедливые и беспристрастные решения, независимые от коммерческих интересов и обеспечивать справедливый и соответствующий процесс рецензирования.

• Редакторы должны принять редакционную политику, которая поощряют максимальную прозрачность и полную, честную отчетность.

• Редакторы должны охранять целостность публикуемых записей выдавая при необходимости исправления и отказы и преследуя подозреваемых в исследовательских или издательских проступках.

• Редакторы должны пресекать проступки рецензентов и редакции.

• Редакторы должны критически оценивать этические нормы проведения исследований на людях и животных.

• Рецензенты и авторы должны быть осведомлены, что от них ожидается.

• Редакторы должны проводить соответствующую политику в части регулирования редакционных конфликтов интересов.

(Responsible research publication: international standards for editors. A position statement developed at the 2nd World Conference on Research Integrity, Singapore, July 22-24, 2010)

 на печать

www.old.napravo.ru

Труды Карельского научного центраРоссийской академии наук

Журнал «Труды Карельского научного центра РАН» (Труды КарНЦ РАН) был создан в 2009 году на базе одноименного продолжающегося издания. Федеральный исследовательский центр "Карельский научный центр Российской академии наук" (КарНЦ РАН) и структурные подразделения КарНЦ РАН: Институт биологии и Институт леса (серии «Биогеография», «Экологические исследования», «Экспериментальная биология»), Институт водных проблем Севера КарНЦ РАН («Экологические исследования», «Лимнология»), Институт геологии КарНЦ РАН («Геология докембрия»), Институт прикладных математических исследований КарНЦ РАН («Математическое моделирование и информационные технологии»). Журнал издается на собственной полиграфической базе.

Главным редактором журнала является член-корреспондент РАН А.Ф. Титов.

Редакционный совет журнала Труды КарНЦ РАН включает в себя 22 ведущих ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельской и Мурманской областей, Республик Карелия и Коми, в том числе 8 членов РАН, а также из Финляндии, Германии, Эстонии, Польши, Швеции, США и Канады. Редакционным советом было принято решение для удобства читателей группировать статьи по темам и таким образом за годы существования сформировались 8 серий: «Биогеография» (с 1999 г.), «Экспериментальная биология» (с 2009 г.), «Гуманитарные исследования» (2010–2015 гг.), «Математическое моделирование и информационные технологии»  (с 2010 г.), «Геология докембрия» (с 2012 г.), «Регион: экономика и управление» (2012–2015 гг.), «Экологические исследования» (с 2013 г.), «Лимнология» (c 2015 г.). Набор серий отражает не только основные направления исследований подразделений КарНЦ РАН, но и во многом восполняет пробелы в перечне российских журналов. Такие серии, как «Биогеография», «Геология докембрия», «Лимнология» не имеют прямых аналогов среди российских научных журналов.

С момента учреждения журнала периодичность его выросла с четырех номеров до шести в 2011 г. и до двенадцати в 2015 г.  За время существования журнала были опубликованы более 1000 статей авторов из более, чем 100 научных и образовательных учреждений Российской Федерации (РФ), а также из научных организаций Финляндии, Германии, Японии.

Редакционный совет с самого начала определил для себя в качестве одного из приоритетов полную открытость издания. Пользователям на условиях открытой лицензии «С указанием авторства» (Creative Commons Attribution) разрешается: читать, скачивать, копировать, распространять, печатать полные тексты статей журнала без предварительного разрешения от издателя и автора, но с обязательным упоминанием журнала и авторов статьи. Учредители журнала берут на себя все расходы по подготовке статей к печати и изданию.

С 2015 года у журнала появилась полноценная электронная версия на базе Open Journal System (OJS). С этого момента предоставление и редактирование рукописи, общение автора с редколлегиями серий и рецензентами переведено в электронный формат,  обеспечена прозрачность процесса рецензирования при сохранении анонимности рецензентов (journals.krc.karelia.ru). Кроме этого, с 2015 года журнал включен в международную базу CrossRef и каждой статье присваивается индекс DOI (Digital object identifier), облегчающий поиск ее в сети Интернет.

Сообщаем также, что журнал в настоящее время включен в список ВАК, индексируется в системах РИНЦ (лицензионный договор № 107-03/2012 от 28.03.2012), Сyberleninka (лицензионный договор № 26765-01 от 27.06.2014), Web of Science (Zoological Records), GeoRef (серия «Геология докембрия»). В 2015 г. с целью подготовки журнала к включению в международные базы данных внесены соответствующие изменения в правила для авторов – добавлены требования расширенной аннотации, транслитерации списка русскоязычной литературы.

С целью подготовки журнала к включению в международные базы данных внесены соответствующие изменения в правила для авторов – добавлены требования расширенной аннотации, двуязычных таблиц и подписей к рисункам, а также транслитерации списка русскоязычной литературы

Инструкции для авторов статей, рецензентов и редакторов журнала.

Все выпуски журнала с 1999 г. вы найдете на сайте transactions.krc.karelia.ru

journals.krc.karelia.ru

Карельский научный журнал - PDF

Транскрипт

1 ISSN Карельский научный журнал (3)

2

3 Основан в 2012 г. КАРЕЛЬСКИЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ 2 (3) 2013 Учредитель Некоммерческое партнерство «Институт направленного образования» Главный редактор Коростелев Александр Алексеевич, доктор педагогических наук Заместители главного редактора: Осадченко Инна Ивановна, доктор педагогических наук, доцент Курилова Анастасия Александровна, доктор экономических наук, профессор Понедельчук Татьяна Васильевна, кандидат экономических наук, доцент Редакционная коллегия: Базылюк Анатолий Васильевич, доктор экономических наук, профессор Беседин Василий Фёдорович, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Бех Иван Дмитриевич, действительный член НАПН Украины, доктор педагогических наук, профессор Бибик Надежда Михайловна, действительный член НАПН Украины, доктор педагогических наук, профессор Бородин Александр Иванович, доктор экономических наук, профессор Бочарова Елена Анатолиевна, доктор педагогических наук, профессор Бужин Алексей Андреевич, доктор экономических наук, профессор Вашуленко Николай Самойлович, действительный член Национальной Академии педагогических наук Украины, Заслуженный деятель науки и техники Украины, доктор педагогических наук, профессор Газизова Назигуль, кандидат педагогических наук, доцент Гладышев Владимир Владимирович, доктор педагогических наук, профессор Глуховцева Екатерина Дмитриевна, доктор филологических наук, профессор Гончаренко Ирина Васильевна, доктор экономических наук, профессор Данилюк Оксана Климовна, кандидат филологических наук, доцент Денисенко Николай Павлович, доктор экономических наук, профессор Денисюк Александр Николаевич, доктор экономических наук, профессор Коновалова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент Крамин Тимур Владимирович, доктор экономических наук, профессор Кудинова Галина Эдуардовна, кандидат экономических наук, доцент Курмаев Петро Юрьевич, доктор экономических наук, доцент Ласкавый Дмитрий Васильевич, доктор исторических наук, профессор Лыч Владимир Николаевич, доктор экономических наук, профессор Максимук Лариса Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент Мельник Алексей Михайлович, доктор экономических наук, профессор Мингалева Жанна Аркадьевна, доктор экономических наук, профессор Минка Татьяна Павловна, доктор юридических наук, профессор Музыченко Анатолий Степанович, доктор экономических наук, профессор Пенькова Оксана Георгиевна, доктор экономических наук, доцент Пометун Елена Ивановна, член-корреспондент НАПН Украины, доктор педагогических наук, профессор Россоха Владимир Васильевич, доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Савченко Александра Яковлевна, действительный член НАПН Украины, доктор педагогических наук, профессор Семенюк Олег Анатольевич, доктор филологических наук, профессор Сироткин Владислав Борисович, доктор экономических наук, профессор Стеченко Дмитрий Николаевич, доктор экономических наук, профессор Тарлопов Игорь Олегович, доктор экономических наук, доцент Торчинский Михаил Николаевич, доктор филологических наук, профессор Уманцев Юрий Николаевич, доктор экономических наук, доцент Федурко Мария Юлиановна, доктор филологических наук, профессор Яцышин Михаил Михайлович, доктор юридических наук, профессор Ответственный секретарь Полтарецкий Денис Александрович Ежеквартальный научный журнал Входит в перечень рецензируемых научных журналов, зарегистрированных в системе «Российский индекс научного цитирования». Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Компьютерная верстка: А.А. Коростелёв Технический редактор: А.А. Коростелёв Адрес редакции: , Россия, г. Петрозаводск, улица Судостроительная, 12 Тел.: (8482) Сайт: Подписано в печать Формат 60х84 1/8. Печать оперативная. Усл. п. л. 5,8. Тираж 500 экз. Заказ НП «Институт направленного образования», 2013

4 СВЕДЕНИЯ О ЧЛЕНАХ РЕДКОЛЛЕГИИ ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР: Коростелев Александр Алексеевич, доктор педагогических наук (Тольяттинский государственный университет, Россия) ЗАМЕСТИТЕЛИ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА: Осадченко Инна Ивановна, доктор педагогических наук, доцент (Уманский государственный педагогический университет, Украина) Курилова Анастасия Александровна, доктор экономических наук, профессор (Тольяттинский государственный университет, Россия) Понедельчук Татьяна Васильевна, кандидат экономических наук, доцент (Уманский государственный педагогический университет, Украина) РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: Базылюк Анатолий Васильевич, доктор экономических наук, профессор (Национальный транспортный университет, Киев, Украина) Беседин Василий Фёдорович, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник (Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Украины, Киев, Украина) Бех Иван Дмитриевич, действительный член НАПН Украины, доктор педагогических наук, профессор (Институт проблем воспитания НАПН Украины, Киев, Украина) Бибик Надежда Михайловна, действительный член НАПН Украины, доктор педагогических наук, профессор (Института педагогики НАПН Украины, Киев, Украина) Бородин Александр Иванович, доктор экономических наук, профессор (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия) Бочарова Елена Анатолиевна, доктор педагогических наук, профессор (Горловский государственный педагогический институт иностранных языков, Украина) Бужин Алексей Андреевич, доктор экономических наук, профессор (Академия пожарной безопасности имени Героев Чернобыля, Черкассы, Украина) Вашуленко Николай Самойлович, действительный член Национальной Академии педагогических наук Украины, Заслуженный деятель науки и техники Украины, доктор педагогических наук, профессор (Глуховский национальный педагогический университет, Украина) Газизова Назигуль, кандидат педагогических наук, доцент (Семипалатинский государственный университет, Семей, Казахстан) Гладышев Владимир Владимирович, доктор педагогических наук, профессор (Николаевский национальный университет, Украина) Глуховцева Екатерина Дмитриевна, доктор филологических наук, профессор (Луганский национальный университет, Украина) Гончаренко Ирина Васильевна, доктор экономических наук, профессор (Николаевский национальный аграрный университет, Украина) Данилюк Оксана Климовна, кандидат филологических наук, доцент (Восточноевропейский национальный университет, Луцк, Украина) Денисенко Николай Павлович, доктор экономических наук, профессор (Киевский национальный университет технологии и дизайна, Украина) Денисюк Александр Николаевич, доктор экономических наук, профессор (Винницкий торгово-экономический институт, Украина) Коновалова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент (Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти, Россия) Крамин Тимур Владимирович, доктор экономических наук, профессор (Институт экономики, управления и права, Казань, Россия) Кудинова Галина Эдуардовна, кандидат экономических наук, доцент (Институт экологии Волжского бассейна РАН, Тольятти, Россия) Курмаев Петро Юрьевич, доктор экономических наук, доцент (Уманский государственный педагогический университет, Украина) Ласкавый Дмитрий Васильевич, доктор исторических наук, профессор (Луганский национальный университет, Украина) Лыч Владимир Николаевич, доктор экономических наук, профессор (Киевский национальный университет строительства и архитектуры, Украина) Максимук Лариса Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент (Брестский государственный университет, Белоруссия) Мельник Алексей Михайлович, доктор экономических наук, профессор (Киевский национальный экономический университет, Украина) Мингалева Жанна Аркадьевна, доктор экономических наук, профессор (Национальный исследовательский Пермский государственный политехнический университет, Россия) Минка Татьяна Павловна, доктор юридических наук, профессор (Днепропетровский государственный университет внутренних дел, Украина) Музыченко Анатолий Степанович, доктор экономических наук, профессор (Уманский государственный педагогический университет, Украина) Пенькова Оксана Георгиевна, доктор экономических наук, доцент (Уманский национальный университет садоводства, Украина) Пометун Елена Ивановна, член-корреспондент Национальной Академии педагогических наук Украины, доктор педагогических наук, профессор (Института педагогики НАПН Украины, Киев, Украина) Россоха Владимир Васильевич, доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник (Институт аграрной экономики НАН Украины, Киев, Украина) Савченко Александра Яковлевна, действительный член НАПН Украины, доктор педагогических наук, профессор (Институт педагогики НАПН Украины, Киев, Украина) Семенюк Олег Анатольевич, доктор филологических наук, профессор (Кировоградский государственный педагогический университет, Украина) Сироткин Владислав Борисович, доктор экономических наук, профессор (Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Россия) Стеченко Дмитрий Николаевич, доктор экономических наук, профессор (Национальный технический университет «Киевский политехнический институт», Украина) Тарлопов Игорь Олегович, доктор экономических наук, доцент (Бердянский университет менеджмента и бизнеса, Украина) Торчинский Михаил Николаевич, доктор филологических наук, профессор (Хмельницкий национальный университет, Украина) Уманцев Юрий Николаевич, доктор экономических наук, доцент (Киевский национальный торгово-экономический университет, Украина) Федурко Мария Юлиановна, доктор филологических наук, профессор (Дрогобыцкий государственный педагогический университет, Украина) Яцышин Михаил Михайлович, доктор юридических наук, профессор (Восточноевропейский национальный университет, Луцк, Украина)

5 Е.А. Васильева ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТСОРСИНГА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ... УДК 658 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТСОРСИНГА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СОТОВОЙ СВЯЗИ 2013 Е.А. Васильева, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти (Россия) Аннотация: В статье рассмотрен аутсорсинг как инструмент обеспечения и повышения конкурентоспособности предприятий сотовой связи. Описаны конкурентные преимущества, которые возникают при применении аутсорсинга. Представлено деление аутсорсинга по признаку полноты передачи аутсорсеру бизнес-процессов на управление и контроль, а также выделены типы аутсорсинга по временному признаку. Выявлены преимущества и недостатки аутсорсинга для предприятия предоставляющего услуги сотовой связи. Ключевые слова: аутсорсинг, преимущества, сотовая связь, услуги, конкурентоспособность, предприятия, обеспечение. Последнее десятилетие на рынке услуг сотовой связи - концентрироваться на основном виде деятельности; продолжается непрерывное развитие. К основным - повышать организационную гибкость предприятия; причинам роста спроса на услуги мобильной связи относятся - повышать качество выполнения непрофильных биз- постоянный поток новых коммуникационных и нес-задач; сервисных услуг, предоставляемых со стороны операторов - оперативно принимать решения; мобильной связи, активное внедрение стандартов - применять инновационные методы работы; передачи данных 3G и LTE (Long Term Evolution, англ., - увеличивать инвестиционную привлекательность; долгосрочная эволюция, проект разработки консорциумом - разделять риски между заказчиком и компанией- 3GPP стандарта усовершенствования технологий аутсорсером; мобильной передачи данных CDMA, UMTS.), регулярное - снижать или исключать расходы на содержание, обучение совершенствование и обновление абонентских устройств, позволяющих в полной мере использовать специалистов; - использовать дистанционное сотрудничество. новые телекоммуникационные решения. Необходимо различать аутсорсинг по признаку полноты Рынок услуг сотовой связи подвержен значительным передачи контроля за частью бизнеса и по формам колебаниям из-за острой конкуренции среди производителей организации. услуг на рынке сбыта. Аутсорсинг по признаку полноты передачи аутсорсе- Условия ужесточения конкуренции, насыщенность ру бизнес-процессов на управление и контроль делится рынка и быстрая смена приоритетов пользователей услуг на внутренний, внешний, глобальный и совместный [2]. сотовой связи, возрастающие требования к их каче- Внутренний аутсорсинг выражен в перераспределе- ству при необходимости сохранения уровня цен требуют нии внутренних функций в целях более качественного постоянного обеспечения конкурентоспособности исполнения собственными структурными подразделении операторов сотовой связи. ниями или корпоративными филиалами. В связи с этим для предприятий сотовой связи целесообразным Внешний аутсорсинг нацелен на передачу сторонней является привлечение сторонних компа- организации исполнения большинства вспомогатель- ний для выполнения необходимых, но вспомогательных ных корпоративных функций. В результате сокращается функций с целью сосредоточиться на развитии своих основных доля отдельной компании в стоимости готового продукность преимуществ в конкурентной борьбе за лояльта, а также уровень налогообложения. абонента и прибыль(arpu). В настоящее время Глобальный аутсорсинг - это когда компания-аутсорсер в отрасли связи на долю аутсорсинга приходиться все представляет свою продукцию или услуги по всему большая часть сотового бизнеса операторов. миру без определенной привязки к какой-либо территории. Понятие «аутсорсинг» появилось в научной литературе Глобальный аутсорсинг делает возможным корпо- относительно недавно. Аутсорсинг (от англ. ративное присутствие на рынках многих стран мира без outsourcing) - вне источника, за пределами. Так, термин необходимости пропорционального роста персонала, «аутсорсинг» является примером гибрида, полученного производственных мощностей для обслуживания новых из терминов «внешняя сторона» - (от англ. outside), «ресурс» целевых сегментов сбыта. - (от англ. resource) и «использование» - (от англ. Совместный аутсорсинг - когда предприятие стано- using). Аутсорсинг как метод эффективного управления появился вится партнером провайдера услуг для совершенствования своих бизнес-процессов, снижения затрат и повы- не так давно. Научной базой этого направления шения гибкости системы управления. Данный вид аутвится служит положение классической экономической школы. сорсинга введен британской компанией EDS (Electronic Деятельность всех предприятий на рынке основана Data Systems) - всемирной компанией, предоставляющей на принципах, сформулированных в 1776 г. А. Смитом. услуги в сфере информационных технологий - в Он предложил разделить производственный процесс на х гг. При этой форме стороны соглашения являются отдельные простые стадии, каждая из которых выполнялась равноправными партнерами. Полученная прибыль про- бы отдельным рабочим, при этом не требовалось порционально делится между компаньонами. При этом бы его высокой квалификации. Со временем принципы заказчик получает долю акционерного капитала вновь А. Смита не утратили своей актуальности, они до сих созданного предприятия. пор применяются и оказывают влияние на принятие Также важно выделить типы аутсорсинга по временному управленческих решений в бизнесе. признаку: на длительной основе, срочный и сезон- Аутсорсинг - это не только один из способов повышения ный. эффективности управления деятельностью Срочный аутсорсинг - это оказание экстренных услуг предприятия, но и инструмент, способствующий оптимизации через интернет или по телефону. Диапазон экстренных модели менеджмента, получению наибольше- услуг широк. Он включает работы по проектированию, го эффекта за счет сосредоточения на основной корпоративной финансовым направлениям, учету, аудиту, сопровожде- деятельности и передачи инфраструктурных нию программного документа и т.п. На разовой основе функций внешним специалистам [1, с. 41]. привлекаются высококлассные специалисты в области Применение аутсорсинга позволяет предприятиям консалтинга, логистики, маркетинга, организации социальных использовать следующие конкурентные преимущества: акций. Карельский научный журнал

6 Е.А. Васильева ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТСОРСИНГА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ... Аутсорсинг на долгосрочной основе применяется, когда контракты на аутсорсинг заключаются на срок более пяти лет. Усилившиеся в последнее время проверки налоговыми органами правильности ведения кадрового учета способствовали росту интереса компаний к рекрутинговому аутсорсингу. Он позволяет сократить издержки компании на работу кадровой службы, компания платит аутсорсеру только за необходимый ему объем работы. Логистический аутсорсинг представляет собой целостную коммерческую систему управления комплексом интеллектуальных и материальных услуг в области исполнения части логистической деятельности сторонними организациями. Наиболее распространен IT-аутсорсинг - передача сторонней организации (аутсорсеру) полностью или частично функций по обслуживанию информационных потребностей предприятия. Производственный аутсорсинг предполагает передачу компанией функций, связанных с обслуживанием производственного процесса, цикла, или определенной его составляющей. Аутсорсинг бизнес-процессов связан с передачей функций тех или иных производственный структур, отделов, не являющихся для организации профильными. Примерами таких передаваемых услуг могут служить: рекламные, транспортные, клининговые, охранные, функции, связанные с управлением и обучением персонала. Наиболее востребован аутсорсинг в сфере финансового, бухгалтерского учета. Тенденция передачи внешней бухгалтерии в ведение других организаций связана с нежеланием предпринимателей тратить время на организацию бухгалтерских служб. Главная цель получение и предоставление финансовой отчетности в срок для принятия управленческих решений. Основной выгодой при использовании аутсорсинга являются возможность использовать высокопрофессиональный опыт бухгалтерских фирм, накопленный при решении аналогичных задач, и постоянный доступ к новым технологиям и знаниям. Поскольку компании, специализирующиеся на предоставлении бухгалтерских услуг, первыми сталкиваются с определенными специфическими проблемами в данной области, они инвестируют деньги и время для решения возникших задач и развитие соответствующих технологий, в постоянное повышение квалификации своего персонала. Узкая специализация позволяет бухгалтерским компаниям обеспечивать надежное и качественное исполнение передаваемой им на аутсорсинг функции, а благодаря выполнению однотипных операций для множества клиентов они могут удерживать конкурентоспособные цены на свои услуги. Передача внешним партнерам функций одного или нескольких звеньев деятельности обладает рядом стратегических преимуществ: - позволяет получить комплектующие или услуги выше качеством и/или дешевле; - улучшает инновационные возможности предприятия за счет взаимодействия и партнерства с поставщиками мирового уровня, имеющими большой интеллектуальный потенциал и богатый инновационный опыт; - обеспечивает большую гибкость предприятия в случае внезапного изменения рыночной ситуации или потребительских предпочтений; - ускоряет приобретение ресурсов и навыков; - позволяет сосредоточиться на тех операциях, которые эффективно выполняются силами предприятия, и тех, которые стратегически целесообразно сохранить под ее контролем; - сокращение и контроль издержек; - использование специализированного оборудования, знаний, технологий; - снижение рисков, связанных с реализацией бизнес- 6 процесса; - использование конкуренции на рынке исполнителя; - сокращение влияния неуправляемых факторов; - разделение и частичная передача другой компании рисков; - дополнительный доступ к финансам и повышение инвестиционной привлекательности предприятия. Передача на аутсорсинг маркетинговой функции позволяет предприятию повысить конкурентоспособность (за счет применения передовых технологий в области маркетинга), непрерывность бизнес-процесса, информированность, что дает возможность оперативно принимать управленческие решения, помогает быть гибкими на рынке. Следовательно, применение стратегии аутсорсинга операторам услуг сотовой связи дает серьезные преимущества, главным образом за счет того, что они могут сконцентрировать все свои усилия на основной функции. Основные преимущества и недостатки аутсорсинга для оператора предоставляющего услуги сотовой связи представлены на рисунке 1. По исследованиям компании J son & Partners Consulting члены «Большой Четверки аутсерсеров» (Ericsson, NSN, Huawei, AlcaLu) по-разному относятся к России как потенциально привлекательному рынку сетевого аутсорсинга. Потенциально сильнейшим драйвером сетевого аутсорсинга в России является развертывание сетей LTE. Рис. 1. Преимущества и недостатки аутсорсинга для оператора сотовой связи Российские операторы редко делегируют зарубежным производителям задачи по строительству сетей. Чаще всего этим занимаются российские системные интеграторы и региональные строительные организации. Характерной чертой российского рынка строительства и эксплуатации сетей связи является наличие одного крупного игрока ГК «ИНФРА инжиниринг», а также несколько компаний, у которых масштабы деятельности ниже ГК «ИНФРА инжиниринг» в 4-6 раз. Деятельность же всех остальных компаний рынка значительно уступает показателям ГК «ИНФРА инжиниринг». Мировые производители предпочитают заключать контракты с операторами сетей национального масштаба. Российские аутсорсеры работают с сетями регионального масштаба, но это мешает им выполнять локальные задачи крупнейших операторов [3]. Карельский научный журнал

7 При подготовке любого контракта на аутсорсинг основное время уходит на абсолютно четкое и недвусмысленное формулирование полномочий и распределение зон ответственности обоих сторон оператора и сервиспровайдера. Подобное согласование может занимать несколько месяцев или год, а объем финального документа может составлять сотни страниц. Результатом длительных переговоров является матрица ответственности с четким разграничением полномочий. Аутсорсинг оборудования предполагает четко сформулированную метрику качества обслуживания набор KPI. Аутсорсинг объектов связи набор сервисов, который легче всего операторы соглашаются передать на аутсорсинг, а вендоры принять. Полевое обслуживание объектов связи при передаче на аутсорсинг предполагает наибольшее сокращение операционных затрат, простоту калькулирования и проверки. Также одна из наиболее популярных задач, решаемых с помощью аутсорсинга, является передача на аутсорсинг функции call-центра [3]. Аутсорсинг технической эксплуатации сети оператора мобильной связи, с одной стороны, дает очевидный экономический эффект за счет уменьшения числа рабочих мест, сокращения фонда заработной платы и налогов. С другой появляются конкурирующие сервисные предприятия (а это означает новые рабочие места), происходит снижение тарифов на сервисные услуги, наблюдается рост деловой активности [5. 6]. Определяющим фактором при принятии решения о переходе на аутсорсинг является соотношение экономического эффекта для предприятий и величины снижения тарифов для потребителей услуг сотовой связи. Таким образом, главной задачей предприятий предоставляющих услуги сотовой связи является принятие Е.А. Васильева ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТСОРСИНГА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ... адекватных управленческих решений и поиск путей обеспечения конкурентоспособности. В настоящее время для российских предприятий сотовой связи перспективной конкурентной стратегий является применение аутсорсинга. Благодаря аутсорсингу предприятия сотовой связи получают возможность сконцентрировать свои ресурсы на профильном бизнесе и не заниматься построением и поддержкой не связанной с ним инфраструктуры. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Синяев, В.В. Аутсорсинг как инструмент повышения конкурентоспособности [Текст] : В.В. Синяев // Международный бухгалтерский учет N с Дайджест про аутсорсинг [Электронный ресурс] // Режим доступа: 3. Аутсорсинг сетей связи операторами подвижной/ стационарной радиосвязи в РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: free_market_watches/analytics/autsorsing_setej_svyazi_ operatorami_podvizhnoj_stacionarnoj_radiosvyazi_v_rf/ 4. Артюхов, А. ИТ-аутсорсинг. Практический анализ [Электронный ресурс] Ч. III Выбор тактики и вывод ИТ-услуг на аутсорсинг / А. Артюхов // Information Management КБ 5. Бариев Б.Ф. Принципы построения учета затрат и ценообразования в ит-аутсорсинговой компании // Актуальные проблемы экономики и права С Полупенко А.В. Расчет эффективности внедрения ит-аутсорсинга на предприятии // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика С Черников, А. В. Современные инновационные инструменты повышения конкурентоспособности компании [Текст] / А. В. Черников, В. А. Радьков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6: Экономика С THE USE OF OUTSOURCING IN THE SYSTEM OF ENSURING THE COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES CELLULAR 2013 E.A. Vasilieva, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department «Accounting, analysis and audit» Volga State University of Service, Togliatti (Russia) Annotation: In the article the outsourcing as a tool for increasing the competitiveness of companies of cellular communication. Describes the competitive advantages arising in the application of outsourcing. Is divided into outsourcing on the basis of complete transmission outsourced business process management and control, as well as the types of outsourcing on a temporary basis. Identified the advantages and disadvantages of outsourcing for the enterprises rendering services of cellular communication. Keywords: outsourcing, benefits, cellular communication, services, competitiveness, enterprises, providing. Карельский научный журнал

8 О.И. Васильчук ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ПРИ ПРИНЯТИИ... УДК 657 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ПРИ ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 2013 О.И. Васильчук, доктор экономических наук, профессор кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти (Россия) Аннотация: В статье рассматриваются особенности использования данных управленческого учета при принятии управленческих решений. Внимание уделено управленческому учету как системе информационного обеспечения управления. Описано принятие управленческих решений на основе маржинального подхода и обоснование управленческих решений по повышению эффективности деятельности предприятия на основе АВС-анализа. Ключевые слова: управленческий учет, управленческое решение, предприятие, управление, информация, подходы. Принятие обоснованных и своевременных управленческих решений невозможно без точной информации о деятельности предприятия. Для обеспечения пользователей необходимой информационной поддержкой, используются данные управленческого учета. Трактовки управленческого учета, представленные различными авторами, в основном отражают функции управленческого учета в процессе управления предприятием. Большинство российских ученых определяют управленческий учет как подсистему бухгалтерского учета предприятия, основным назначением которой является обеспечение аппарата управления информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Так, отражая сущность управленческого учета, его место и назначение, А.Д. Шеремет отмечает, что он является подсистемой бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации. Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функции [1, с. 35]. По мнению М.А. Вахрушиной, управленческий учет является важным элементом системы управления организацией и функционирует параллельно с системой финансового учета. Она характеризует его как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки организации в целом, а также ее структурных подразделений [2, с.73]. С. А. Николаева, Т.П. Карпова, А. Д. Врублевский и ряд других авторов акцентируют внимание на интеграции элементов учета, планирования и анализа. По мнению С. А. Николаевой, управленческий учет «представляет собой систему учета, планирования и контроля, анализа данных затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе, необходимом для управления объектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия [3, с. 45]. Т.П. Карпова считает, что «управленческий учет - это интегрированная система учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, которая систематизирует информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия». Сторонниками данной целевой направленности сущности управленческого учета являются Б. Нидлз, X. Андерсон, которые определяют управленческий учет как систему, которая охватывает все виды учетной информации, которая измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего использования руководству [4, с. 45]. Следовательно, содержание управленческого учета многогранно. Каждый автор имеет свою точку зрения относительно сущности, роли и назначения управленческого учета в системе управления деятельностью предприятия. Общим моментом является то, что информация управленческого учета предназначена для использования внутри предприятия с целью принятия управленческих решений, в чем и состоит возможность активного ее воздействия на процесс управления. Представляемая информация должна быть высокого качества и эффективной, удовлетворять потребностям внешних и внутренних пользователей, быть необходимой, существенной и целесообразной, исключающей лишние показатели. Основной целью управленческого учета является предоставление руководству организации полного комплекса плановых, прогнозных и фактических данных о функционировании предприятия как экономической и производственной единицы (включая представление данных по предприятию в целом, а также в разрезе структурных и производственных подразделений, центров затрат и прибылей) в целях обеспечения возможности принимать экономически взвешенные управленческие решения [5, с.72]. Среди возможных подходов к подготовке и принятию управленческого решения наиболее распространен - маржинальный подход. Он подчеркивает важность релевантных (существенных в данных условиях) затрат, что является одним из критериев о целесообразности и разумности будущего решения. Маржинальный подход основывается на информации о переменных затратах (удельных и совокупных), маржинальном доходе по общей сумме и по уровню, а также маржинальном доходе на одну единицу продукции (работ услуг). Постоянные затраты считаются нерелевантными для принятия управленческих решений и показываются обособленно либо исключаются [6, с. 326]. В зависимости от того, на какую перспективу разрабатываются управленческие решения ближайшую (как правило, до года) или длительную (более года), их можно разделить, соответственно, на краткосрочные и долгосрочные. Расширение временного периода прогнозирования вносит существенные коррективы в поведение затрат. В краткосрочном периоде одна часть затрат производства переменна, а другая - постоянна. В длительном периоде - все затраты являются переменными. С учетом этого необходимо подходить к решению соответствующих краткосрочных и долгосрочных мероприятий. Для предприятий с многономенклатурным производством или реализующих широкий ассортимент товаров (услуг) стоит задача с определением объема продукции (товаров, услуг) в разрезе отдельных их видов и установления его структуры по предприятию в целом. При обосновании управленческого решения о целесообразности производства продукции, ее структуры и объема следует руководствоваться расчетом неполных затрат (неполной себестоимости), позволяющим определить маржинальный доход. И если изделие приносит положительный маржинальный доход, то его производство обеспечит определенный вклад в формирование прибыли предприятия. 8 Карельский научный журнал

9 О.И. Васильчук ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ПРИ ПРИНЯТИИ... Задача управленческого учета также состоит в том, (при чем будущего периода) по всем альтернативным чтобы представить руководству необходимую информацию для принятия правильного решения в области цено- Поиск новых методов получения объективной ин- вариантам. образования. Принимая решение о цене производимого формации об издержках привел к появлению метода продукта (услуги), предприятию следует использовать «Activity Based Costing» (или АВС), согласно которому одновременно два подхода к ценообразованию: затратный и ценностный (рыночный). ций, определяющих его специфику. Согласно этого ме- предприятие рассматривается как набор рабочих опера- При затратном подходе к ценообразованию цена тода источником накладных расходов на предприятии рассчитывается на основе затрат на производство продукта по существующей технологии и доли прибыли на успешного производства и управления. Так как ресурсы является большое число процессов, требующихся для единицу продукта (с учетом желаемой рентабельности (в том числе в части накладных расходов) потребляют данного изделия) и лишь затем начинается продвижение процессы, а продукты (или услуги) требуют выполнения товара на рынки. данных процессов, то стоимость продуктов (услуг) связана со стоимостью ресурсов. Но ABC предоставляет не При ценностном (рыночном) подходе к ценообразованию сначала исследуется цена и возможный объем только точные данные об издержках, но и информацию продаж предполагаемого к производству продукта, а затем рассчитываются затраты и выбирается технология полноценно отслеживать накладные расходы. Во мно- об источниках затрат. Другими словами, ABC позволяет производства продукта. В этих условиях цена регулируется соотношением спроса и предложения на рынках с другими методами улучшения процессов, такими как гих случаях система ABC применялась в совокупности сбыта продукта. система «точно в срок» (JIT) или методологией всеобщего управления качеством (TQM) [6, с. 248]. При разумном сочетании этих двух подходов можно создать оптимальную ценовую политику и возможности На практике часто возникает необходимость в инструменте, помогающем руководству управлять как из- для выхода предприятия на желаемый уровень прибыльностидержками, так и капиталом. В качестве такого инструмента можно предложить интегрированную систему На основе маржинального подхода можно обосновать целесообразность принятия дополнительного заказа. В некоторых ситуациях при недостаточной загру- стоимости посредством улучшения структуры затрат ABC-EVA, используемую для создания акционерной женности производственных мощностей привлечение предприятия [7, с. 215]. дополнительных заказов может быть оправдано даже Измерители эффективности на основе концепции в том случае, когда установленная цена не покрывает создания стоимости помогают определить минимальный уровень рентабельности, который предприятия полностью издержек по их выполнению. Снижать цену на такие заказы можно до ее краткосрочного нижнего должны иметь для того, чтобы удовлетворять ожидания предела. инвесторов, уже вложивших в предприятие средства, и Рассмотренный маржинальный подход к принятию привлекать новых. управленческого решения позволяет сделать следующие Информация о затратах на продукты (услуги), полученная в рамках интегрированной системы ABC-EVA, выводы: - рост объема продукции приводит к росту доходов должна вызвать управленческое воздействие. предприятия, а значит, и к росту прибыли, на определенном промежутке времени, который будет ограничен смотреть свои взгляды на услугу, которая выглядит бо- Более того, возможно руководству потребуется пере- производственными мощностями, количеством занятого лее привлекательным с точки зрения интегрированной в производстве данного продукта квалифицированного ABC-EVA системы. персонала, ограниченными объемами заключенных договоров на поставки необходимых для производства поможет руководству предприятий понять, что инве- Предлагаемая интегрированная ABC-EVA система материалов. То есть модель безубыточности будет действовать в течение ограниченного промежутка времени, рый должен использоваться эффективно. Предлагаемое стированный капитал является дорогим ресурсом, кото- обусловленного действующими производственными добавление затрат на капитал к затратам по процессам возможностями; и распределение на продукты (услуги) призвано объяснить потребности в капитале и помочь руководству - если продукция приносит положительный маржинальный доход, то прекращение его производства может ухудшить финансовые результаты. Если же наобоводственном процессе. Менеджмент может получить понять стоимость капитала, задействованного в произрот, то предприятию лучше отказаться от производства искаженные представления о прибыльности в случае, данного вида продукции; если они анализируют чистую прибыль в рамках традиционного подхода, в отличие от экономической прибы- - определяя цены в условиях рыночных отношений, нельзя подходить к этому процессу от затратного ли, вычисленной в рамках интегрированной ABC-EVA метода (как при командно-административном управлении). Необходимо анализировать положение на рынке в быть использована в качестве инструмента управления системы. В случае внедрения ABC-EVA система может целом, в предсказании реакции потребителя на предлагаемый товар и его цену. Устанавливая цену, менеджер ванных только на показатели прибыли, которые могут для предотвращения краткосрочных решений, осно- должен, в первую очередь, определить, будет ли спрос разрушать экономическую стоимость компании в долгосрочной перспективе [7, с. 215]. на его продукцию по такой цене. Принимая решения о цене производимого продукта, предприятию следует использовать одновременно затратный подход к ценообра- помогает руководству выбирать «правильное» решение Таким образом, информация управленческого учета зованию и ценностный подход. и осуществлять надлежащий контроль за принятием решений в организациях. Чтобы быть полезной для при- При обосновании управленческого решения на основе маржинального подхода, следует иметь многовариантную и сопоставимую информацию. В ней долж- Такая информация должна влиять на экономические ренятия решений, информация должна быть релевантной. ны быть продемонстрированы положительные и отрицательные результаты, которые предприятие может настоящие и будущие события. шения пользователей, помогая им оценивать прошлые, получить в случае принятия того или иного решения. Управленческое решение - это творческое целенаправленное действие субъекта управления на объект, На практике принятие управленческого решения предполагает сравнительную оценку ряда альтернативных основанное на знании и опыте и приводящее к практическому результату. вариантов и выбор из них оптимального, в наибольшей степени отвечающего целям управления. Для этого прежде всего необходимо иметь информацию об издержках личных точек зрения: Управленческое решение можно трактовать с раз- Карельский научный журнал

10 О.И. Васильчук ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ПРИ ПРИНЯТИИ как протекающий во времени процесс, состоящий из последовательных этапов; - как волевой акт руководителя, рассматривающий решение с психологической точки зрения, с учетом мотивов и мнений, определяющих поведение руководителя; - как предписание к действию, позволяющее оценивать его эффективность; - как средство достижения цели, обеспечивающее оптимальное ее достижение; - как мыслительный процесс, отражающий логичности либо интуитивность обоснования управленческого решения. Управленческому решению присущи как черты, свойственные всем решениям, принимаемым человеком независимо от сферы деятельности (наличие выбора осознанного и целенаправленного), так и особенные черты, характерные именно для решений, принимаемых в процессе управления. Особого внимания заслуживает маржинальный подход к выработке и принятию краткосрочных управленческих решений. При обосновании управленческого решения на основе маржинального подхода, следует иметь многовариантную и сопоставимую информацию. В ней должны быть продемонстрированы положительные и отрицательные результаты, которые предприятие может получить в случае принятия того или иного решения. На практике принятие управленческого решения предполагает сравнительную оценку ряда альтернативных вариантов и выбор из них оптимального, в наибольшей степени отвечающего целям управления. Для этого прежде всего необходимо иметь информацию об издержках (при чем будущего периода) по всем альтернативным вариантам. Предлагается использование АВС-анализа для обоснование управленческих решений по повышению эффективности деятельности, поскольку главной целью коммерческого предприятия является получение прибыли в настоящий момент и в долгосрочной перспективе [10-13]. Если предприятие не способно генерировать достаточную прибыль на протяжении определенного времени, его выживание становится проблематичным. Более того, предприятия, приносящие низкие прибыли или не приносящие их вовсе, не будут привлекательными для потенциальных инвесторов с точки зрения возврата вложенных денег. В управленческом учете используют различные другие методы учета и анализа затрат, которые позволяют формировать информацию для обоснования и принятия соответствующих управленческих решений. Применение того или иного метода зависит от размеров предприятия, его организационно-управленческой структуры, особенностей технологического процесса, номенклатуры выпускаемой продукции и т.д. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Шеремет, А.Д. Управленческий учет [Текст]: учеб. пособие / А.Д. Шеремет, О.Е. Николаева, С.И. Полякова. - М.: ИНФРА-М, с. 2. Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет [Текст]: учебник / М.А. Вахрушина. - М.: Омега-Л, с. 3. Николаева, О.Е. Стратегический управленческий учет [Текст]: научно-практическое издание / О.Е. Николаева, О.В.Алексеева. М.: URSS, с. 4. Кутер, М.И. Новый этап изучения истории бухгалтерии в России [Текст] / М.И.Кутер, М.М.Гурская, А.В.Кузнецов, К.М.Кутер // Международный бухгалтерский учет, с Вахрушина, М.А. Стратегический управленческий учет [Текс]: учеб. пособие / М.А. Вахрушина, М.И. Сидорова, Л.И.Борисова. - М.: Рид Групп, с. 6. Керимов, В.Э. Стратегический учет [Текст] : учебник / В.Э. Керимов. - М.: Омега-Л, с. 7. Каплан, Р. С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию [Текст] пер. с англ. / Роберт С. Каплан, Дэйвид П. Нортон. - М.: «Олимп- Бизнес», с. 8. Кальницкая, И. В. Управленческая учетно-аналитическая система для целей управления организацией [Текст] / И. В. Кальницкая // Междунар. бух. учет С Курманова, А. Х. Концептуальные подходы к формированию систем управленческого учета в организациях [Электронный ресурс] / А. Х. Курманова // Экон. анализ С Фролова В.А. формирование интегрированной системы АВС-AND-EVA //Азимут научных исследований: экономика и управление С Аксенова Н.А. О влиянии стратегических разрывов в экономике на принятие управленческих решений в системе государственного управления // Актуальные проблемы экономики и права С Курилов К.Ю., Курилова А.А. Проектирование системы анализа деятельности предприятия с учетом цикличности экономической конъюнктуры // Азимут научных исследований: экономика и управление С Насакина Л.А. Методы сбора и анализа экономической информации в обосновании стратегических управленческих решений // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика С THE USE OF MANAGEMENT ACCOUNTING DATA WITH MAKING MANAGERIAL DECISIONS O.I. Vasilchuk, doctor of economic sciences, professor of Accounting and Audit Volga State University of Service, Togliatti (Russia) Annotation: The article considers the peculiarities of the use of management accounting data for management decisions. Attention is given to management accounting as a system of information support for management. Described the adoption of managerial decisions on the basis of the marginal approach and rationale for management decisions to improve the efficiency of the enterprise activity on the basis of the ABC-analysis. Keywords: management accounting, management decision, enterprise, management, information, approaches. 10 Карельский научный журнал

11 Е.Г. Великая, В.В. Чурко ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И СБЫТА... УДК ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И СБЫТА ОРГАНИЗАЦИИ 2013 Е.Г. Великая, доктор экономических наук, генеральный директор OOO «Леди Доктор» Московский финансово-юридический университет, Москва (Россия) В.В. Чурко, ведущий специалист, аспирант Московского финансово-юридического университета ФГУП «Охрана» МВД России, Москва (Россия) Аннотация: В данной статье рассмотрены подходы к формированию системы сбыта, которая способна обеспечить организации высокий уровень эффективности и адаптивности на рынке. Кроме того предлагаемые подходы к созданию системы сбыта способны обеспечить её интегративность в общую систему управления организацией и обеспечить синергетический эффект и эволюцию системе маркетинга. Ключевые слова: система сбыта, потребительские предпочтения, отдел сбыта, маркетинговая деятельность, маркетинговая информационная система, динамика рынка, потребительские предпочтения, сфера ответственности, интенсификация взаимодействия, реорганизация деятельности. Изучение вопросов интеграции отдела сбыта в общую между функциональной и процессной структурами орции систему менеджмента происходит на фоне эволюганизации. научных знаний и возникновения новых тенденций Если процессный подход ориентирован на последовательное в теории управления. изменение состояния объекта управления, Высокая динамика рынка и вариативность покупательских то функциональная структура может предполагать предпочтений послужили основой для фор- параллельное выполнение идентичных по своему со- мирования новой методологии исследования систем держанию процессов, что часто приводит к дублированию управления, в соответствии с которой, предприятие функций. В проекции на систему маркетинговой рассматривается как система, состоящая из процессов, деятельности такое дублирование во многом будет связано конечной целью которой являются продукция, приобретенная с процессами анализа и планирования деятельности потребителем, или оказанные услуги [3, с. 105]. Исследование бизнес-процессов как целостной системы хозяйствующего субъекта. Например, подготовка планов в разрезе таких направлений, как финансы, продажи, создания ценности для потребителей позволяет реклама, производство, осуществляется, как правило, в комплексно подойти к определению структуры маркетинговой рамках различных функциональных подразделений. деятельности на предприятии. Несоответствие полученных результатов часто приводит Традиционный подход к определению структуры отдела к выбору одного из вариантов с учетом текущих управональной сбыта указывает на возможные границы функциленческих приоритетов. Следствием этого являются области маркетинговой деятельности, но при искажение реальной ситуации и нивелирование эффективности этом не учитывает ее пересечений с функциями других маркетинговой деятельности как системы ори- подразделений. Классификация систем по структурам ентации на покупателя готовой продукции и внешнюю приводит, с одной стороны, к выделению различных среду в целом. Идентификация объектов управления позволяет видов иерархических структур, с другой - к выделению сделать вывод, что к исключительной компетен- систем с детерминиро ванными и стохастическими связями. ции отдела маркетинговой деятельности можно отнести Их классификация носит весьма условный харак- процессы сбора информации о потенциальных рынках тер, так как границы между различными типами определяются и конкурентах, а также о покупателях готовой продук- преимущественно отношением исследователя ции [5, с. 206]. В то же время целостность системы мар- к изучаемой системе, а не реальной действительностью. кетинговой деятельности предполагает включение в ее Так, в частности, неправильное отождествление системы структуру процессов обработки информации о внешней маркетинговой деятельности и отдела сбыта при- среде, координации внутренних бизнес-процессов на водит к разобщенности теоретического (широкого) понимания основе полученных данных и последующее преобразо- маркетинговой деятельности и практического вание произведенных ценностей в информацию для по- его внедрения в общую структуру организации [1, с. требителей, что требует четкой регламентации действий 704]. Преодоление данного барьера должно осуществляться между различными субъектами управления (табл. 1). посредством ис пользования системного под- Регламентация в данном случае подразумевает соз- хода, который позволяет увидеть систему управления дание документов и правил взаимодействия между различными маркетингом как целостный комплекс элементов, объединенных подразделениями, которые должны дополнить общей целью, раскрыть интегративные свойства системы. существующие унифицированные формы, такие, как положения о подразделении и должностные инструкции. Детализация функциональной структуры системы Это во многом будет способствовать интеграционным маркетинговой деятельности может быть осуществлена процессам и позволит скоординировать деятельность посредством создания кибернетической модели процессов различных служб на дости жение конечного результата. хозяйствующего субъекта и установ ления четкой Таким образом, проектирование системы управления причинно-следственной связи между субъектом и объектом маркетингом приводит к необходимости распределения управ ления на каждом этапе преобразования ре- полномочий на всех уровнях менеджмента, комп лексной сурсов в ценности. увязки принципов процессного подхода и регламентов При этом базовым принципом распределения сфер существующей организационной структуры хозяйствующего ответственности является принцип «необходимого разнообразия», субъекта. Ориентация на процесс создания цен- в соответствии с которым, управляющая система ности в разрезе каждой структурной единицы задает на- должна обладать не меньшим разнообразием, чем правления интеграции различных подразделений и поности управляемая система [6, с. 302]. В результате создание зволяет ответить на вопрос, что надо сделать [2, с. 214]. иерархической структуры будет сопровождаться декомпозицией В данном случае эффект синергии создается за счет процессов до тех пор, пока каждому объекту координации совместных усилий по удовлетворению управления (процесса) не будет соответствовать определенный потребностей клиента. Выбор в качестве основания де- субъект управления. Практическая реализация композиции функционального признака обеспечивает данного подхода затрудняется наличием ряда ограниченийнала синергию за счет специ ализации деятельности персо- и дает возможность ответить на вопрос, как надо Так, в частности, современные тенденции в теории делать. Комплексность многоэтапного процесса реструктуризации управлении обнаруживают серьезные противоречия предопределя ет необходимость сбалан- Карельский научный журнал

docplayer.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта