2017. № 1. Коррекционно педагогическое образование журнал
2017. № 2.
Для дефектологов, психологов, педагогов дошкольных и школьных образовательных организаций, а также студентов и магистров специального (дефектологического) образования.
Содержание выпуска
Вопросы теории специального образования
Худик В. А. Психология, клиника и профилактика развивающегося слабоумия у субъектов образовательной среды на различных этапах онтогенеза
В помощь педагогу-дефектологу
Куцеева Е. Л., Казаджиева С. С. Социально-психологический тренинг в коммуникативной подготовке будущих логопедов
Михальчи Е. В., Михальчи Е. Е. Особенности восприятия интонационной стороны речи и звуков детьми с ограниченными возможностями здоровья
Савельева В. С. Организация адаптационного периода в инклюзивном классе с использованием элементов поведенческих технологий
Методическое обеспечение учебной деятельности
Сайфутдиярова Е. Ф., Фатихова Л. Ф. Анализ зарубежных исследований по проблеме использования компьютерных технологий в коррекционно-образовательной работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
Из опыта коррекционной работы
Таниева Г. М. Социальные функции музыки в коррекционной работе
Из архива опубликованных рукописей
Тельнюк И. В. Гендерные подходы в воспитании самостоятельной деятельности старших дошкольников
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ, контактные данные
АННОТАЦИИ, ключевые слова
ABSTRACTS, keywords
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ
Приобрести номер журнала можно по почте, оплатив предварительно заказ и оставив заявку на получение журнала, заполнив следующую форму.
Аннотации статей, опубликованных во 2-м номере журнала
Куцеева Е. Л., Казаджиева С. С. Социально-психологический тренинг в коммуникативной подготовке будущих логопедов.
Рассмотрен психотренинг общения как средство формирования коммуникативной культуры будущих логопедов. Кратко описаны особенности проведения тренинга общения в студенческой группе. Представлены результаты эмпирического исследования. Показано влияние психотренинга на повышение коммуникативной компетентности студентов и оптимизацию межличностных отношений в группе.
Коммуникативная культура, педагогическое общение, психотренинг, межличностные отношения, интерактивные технологии.
Михальчи Е. В., Михальчи Е. Е. Особенности восприятия интонационной стороны речи и звуков детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В статье рассмотрены особенности в восприятии интонации у двух групп лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, имеющих нарушения слуха и расстройства аутистического спектра. После обобщения и анализа зарубежных и отечественных научных исследований, были выявлены трудности с восприятием логического ударения, мелодики, ритма и темпа стиха, эмоционального окраса художественного произведения у данных групп лиц с психофизическими нарушениями. Полученные теоретические положения будут использованы как основания для разработки методики эффективного восприятия интонации художественных текстов и стихов лицами с нарушениями слуха и расстройствами аутистического спектра с помощью фоносемантического анализа слова и фразы.
ВОСПРИЯТИЕ ИНТОНАЦИИ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОКРАС ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ЛИЦА С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ, ЛИЦА С расстройствами аутистического спектра.
Савельева В. С. Организация адаптационного периода в инклюзивном классе с использованием элементов поведенческих технологий.
Представлены элементы поведенческих технологий в организации адаптационного периода детей в инклюзивном классе. Важнейшим критерием отбора и внедрения инклюзивных технологий является их применимость и полезность как для работы с детьми, имеющими особенности развития, так и для работы с типично развивающимися детьми.
Инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, поведенческие технологии, адаптационный период.
Сайфутдиярова Е. Ф., Фатихова Л. Ф. Анализ зарубежных исследований по проблеме использования компьютерных технологий в коррекционно-образовательной работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
В статье представлен анализ результатов апробации и внедрения зарубежными исследователями Австралии, Великобритании, США, Испании, Кореи, Филиппин, Шри-Ланки компьютерных технологий в системе образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, начиная с 80-х годов XX века. Осуществлена попытка выделить требования, предъявляемые к разнообразным типам компьютерных образовательных программ для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Проведенный анализ зарубежных исследований позволил выделить основные достоинства и недостатки используемых в образовании учащихся с ограниченными возможностями здоровья компьютерных технологий.
Компьютерные технологии, развивающие компьютерные игры, вспомогательные технологии, образование учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Таниева Г. М. Социальные функции музыки в коррекционной работе.
Статья представляет обзор научных источников по актуальной проблеме развития коммуникативных способностей детей-инвалидов с применением средств музыкальной педагогики. Дана характеристика проведенного в Шотландии научного исследования по данной теме, с целью практического применения полученного опыты в отечественной педагогике при воспитании и обучении детей-инвалидов.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, социализация, коммуникция, идентификация, музыкальная педагогика, музицирование.
Тельнюк И. В. Гендерные подходы в воспитании самостоятельной деятельности старших дошкольников.
Приводится обзор отечественных исследований в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Показаны преимущества совместного воспитания девочек и мальчиков в различных видах деятельности. Особое внимание уделяется индивидуально-дифференцированному подходу к детям, основанному на изучении типологических свойств ребенка и учете его особенностей в воспитании и обучении. Обсуждаются возможности реализации программ трудового воспитания в аспекте формирования знаний, навыков и умений.
Дошкольное образовательное учреждение, воспитание, гендерный подход, трудовое воспитание.
Худик В. А. Психология, клиника и профилактика развивающегося слабоумия у субъектов образовательной деятельности на различных этапах онтогенеза.
Высказывается предположение о том, что стереотипы субъектов образовательной деятельности – обучающихся и педагогов – ведут к снижению продуктивности когнитивных функций и способствуют развитию клиники приобретенного слабоумия. В детском и подростковом возрасте развивающееся слабоумие обусловлено отсутствием развития зон коры головного мозга, отвечающих за формирование моторно-сенсорной сферы, письма, счета, абстрактно-понятийного мышления, памяти, воображения и др. функций, вследствие боле быстрого овладения информационно-коммуникативными технологиями, вытесняющими базисные психологические новообразования, относящиеся к возрастному развитию. Развитие клиники приобретенного слабоумия у педагогов обусловлено консервативной направленностью в преподавании учебных дисциплин и стереотипностью поведения. Намечены пути профилактики данных явлений.
Отмеченные положения требуют более глубокого теоретического обоснования и экспериментальной проверки.
Субъекты образовательной среды, учащийся, педагог, когнитивные функции, клиника приобретенного слабоумия, профилактика.
Ознакомиться с полным текстом публикаций, представленных в № 2 (10), 2017 можно, перейдя по следующей ссылке.
science-spb.ru
2017. № 1.
Для дефектологов, психологов, педагогов дошкольных и школьных образовательных организаций, а также студентов и магистров специального (дефектологического) образования.
Содержание выпуска
Вопросы теории специального образования
Плаксина Л. И. Понятийный аппарат в сфере дефектологических знаний: поиск нового или разрушение основ науки и практики специального образования
Басилова Т. А. Инклюзивное обучение детей с комплексными нарушениями в условиях специального образования
Матасов Ю. Т. На пути к разумной инклюзии: «за» и «против»
Экспериментальные исследования
Алферова О. А.Дихотическое прослушивание как способ выявления доминантности полушарий по речевому развитию в детском возрасте
В помощь педагогу-дефектологу
Лубовский Д. В. Методологические основания повышения квалификации педагогов специальных образовательных учреждений по курсу специальной психологии и педагогики
Методическое обеспечение учебной деятельности
Данилова А. М., Подвальная Е. В. Опыт реализации программ дополнительного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы-интерната
Доманина Н. Н.Опыт проектирования и реализации программы социализации детей-сирот в условиях детского дома
Из архива жизни замечательных людей
Худик В. А. Любовь Семеновна Цветкова: страницы научно-педагогического творчества
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ, контактные данные
АННОТАЦИИ, ключевые слова
ABSTRACTS, keywords
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ
Приобрести номер журнала можно по почте, оплатив предварительно заказ и оставив заявку на получение журнала, заполнив следующую форму.
Аннотации статей, опубликованных в 1-м номере журнала
Алферова О. А. Дихотическое прослушивание как способ выявления доминантности полушарий по речевому развитию в детском возрасте.
Обсуждаются результаты собственных исследований доминирования правого или левого полушария головного мозга при дихотическом прослушивании речевых стимулов учащимися начальной школы в целях понимания успешности овладения ими фонематическими навыками письма. Отмечено, что доминирование одного уха является функцией, зависящей от многих переменных. Механизмы взаимодействия левого и правого полушарий в обработке речевой информации анализируются в зависимости между латерализацией слухоречевой функции у детей и успешностью овладения ими письменной речью.
Метод дихотического прослушивания; латералнзация слухоречевой функции; восприятие речи; профили восприятия.
Статья посвящена авторскому взгляду на классификацию комплексных нарушений у детей. В зависимости от уровня поражения центральной нервной системы их разделяют на осложненные и сложные. Дается характеристика структуры множественных нарушений, и приводятся рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению таких детей в аспекте инклюзивного обучения в условиях специальных образовательных учреждений.
Комплексные нарушения, сложное нарушение, осложненное нарушение, множественные нарушения развития у детей, психолого-педагогическое сопровождение, инклюзивное образование.
Данилова А. М., Подвальная Е. В. Опыт реализации программ дополнительного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы-интерната.
В статье рассматривается проблема дополнительного образования обучающихся в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната как целевая программа подготовки детей с особыми потребностями к их социализации в обществе. Приводится опыт реализации различных форм дополнительного образования и их влияние на становление всех сфер жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дополнительное образование; особые образовательные потребности; дети с ограниченными возможностями здоровья; глухие и слабослышащие дети; школа-интернат.
Доманина Н. Н. Опыт проектирования и реализации программы социализации детей-сирот в условиях детского дома.
Статья посвящена социально-реабилитационной работе с детьми-сиротами па примере воспитательной работы педагогического коллектива Мировского детского дома (Воронежская область). Раскрывается уникальная методика социализации и адаптации детей по программе: «Воспитание семьянина в условиях детского дома», обсуждаются цели, задачи и структура программы; итоги ее реализации.
Семья, детский дом; воспитание; программа; дети-сироты; социализация.
Лубовский Д. В. Методологические основания повышения квалификации педагогов специальных образовательных учреждений по курсу специальной психологии и педагогики.
В статье обсуждаются вопросы повышения квалификации учителей, их компетенций в области специальной психологии и педагогики. Намечены методологические и методические принципы повышения квалификации. В качестве методологических оснований предложены представления культурно-исторической теории, деятельностного подхода, теории развивающего обучения. Обоснована необходимость формирования компетенций в области общих и специфических закономерностей аномального развития и опоры на знание особых образовательных потребностей, характерных для обучающихся с любыми видами ограниченных возможностей здоровья. Показаны возможности применения инновационных методов обучения на занятиях для педагогов по формированию компетенций в области специальной психологии и педагогики.
Специальная психология и педагогика, современная школа, потребность в повышении квалификации, методологические принципы, инновационные методы обучения, ограниченные возможности здоровья.
Матасов Ю. Т. На пути к разумной инклюзии: «за» и «против».
Изложен взгляд автора на проблему инклюзивного образования с позиций различных подходов, которые имеют как позитивную составляющую, так и ряд противоречий, обусловленных идеологией вопроса об инклюзии и реальной ситуацией в системе общего и специального образования, а также влиянием традиций, сложившихся в обучении и воспитании как нормально развивающихся детей, так и детей с особыми образовательными потребностями.
«Знаниевая» парадигма, личностно-ориентированная парадигма, интеграция, инклюзия, умственно отсталые лети.
Плаксина Л. И. Понятийный аппарат в сфере дефектологических знаний: поиск нового или разрушение основ науки и практики специального образования.
В статье изложен взгляд автора на имеющиеся проблемы в специальном образовании и возможные пути выхода из имеющегося кризиса понятийного аппарата.
Понятийный аппарат, специальная психология и педагогика, образование.
Худик В. А. Любовь Семёновна Цветкова: страницы научно-педагогического творчества.
Отражен научно-педагогический путь Л. С. Цветковой в области становления отечественно нейропсихологии. Научная школа Л. С. Цветковой широко известна в России и за рубежом. Прикладная направленность научных нейропсихологических исследований школы Л. С. Цветковой применяется в области восстановительного обучения больных с локальными поражениями головного мозга, а также в диагностико-корригирующем обучении детей дошкольного и школьного возраста.
Цветкова Любовь Семёновна, нейропсихология, восстановительное обучение, научная школа, прикладные исследования.
Ознакомиться с полным текстом публикаций, представленных в № 1 (9), 2017 можно, перейдя по следующей ссылке.
science-spb.ru
2017. № 3.
Для дефектологов, психологов, педагогов дошкольных и школьных образовательных организаций, а также студентов и магистров специального (дефектологического) образования.
Содержание выпуска
Вопросы теории специального образования
Плетнева Е. Б.К 25-летнему юбилею государственного бюджетного учреждения Центра диагностики и консультирования Санкт-Петербурга: история, современность, перспективы
Экспериментальные исследования
Егоров М. В.Особенности процессов пространственной реорганизации системной деятельности мозга у детей старшего дошкольного возраста под воздействием музыки
В помощь педагогу-дефектологу
Титенко М. Н., Иогансен И. В.Особенности инклюзивного обучения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы
Лунева М. А.Актуальные вопросы профилактики и коррекции дискалькулии
Лунева М. А., Пранцкунас Л. А., Плетнева О. С.Особенности обследования учащихся старших классов в условиях работы центральной психолого-медико-педагогической комиссии
Методическое обеспечение учебной деятельности
Соболева Е. В., Ульянцева Л. Б.Вопросы обучения грамоте и начальным навыкам чтения детей предшкольного возраста: методические рекомендации
Генкина С. Г.Вопросы психолого-педагогической профилактики нарушения зрения у учащихся классов «охраны зрения»: методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ
Коротко о новых методах исследования
Жуков А. В.Диагностический инструментарий изучения структуры интеллекта: актуальные проблемы и пути их решения
Из опыта коррекционной работы
Владимирова И. М.Использование методов позитивной терапии для профилактики конфликтов подростков с родственниками
Из архива опубликованных рукописей
Худик В. А. Участие педагога-психолога в работе психолого-медико-педагогической консультации
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ, контактные данные
АННОТАЦИИ, ключевые слова
ABSTRACTS, keywords
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ
Приобрести номер журнала можно по почте, оплатив предварительно заказ и оставив заявку на получение журнала, заполнив следующую форму.
Аннотации статей, опубликованных в 3-м номере журнала
Владимирова И. М. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПОЗИТИВНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ ПОДРОСТКОВ С РОДСТВЕННИКАМИ.
Отмечена важность развития коммуникативных умений и социальных навыков в подростковом возрасте. Показана значимость использования «непрямых» методов работы с конфликтным поведением подростков в семье. Рассмотрены некоторые аспекты психологической профилактики конфликтов подростков с близкими родственниками на основе позитивного подхода Н. Песешкиана. Приведены примеры использования в ходе коррекционно-развивающих занятий тематически подобранных историй и притч.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ, ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ, КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА, МЕТОДЫ ПОЗИТИВНОЙ ТЕРАПИИ.
Генкина С. Г. ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ «ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ»: методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ.
В работе доказана необходимость продолжения обучения выпускников детских садов, реализующих адаптированную образовательную программу для детей с нарушением зрения, в условиях специально организованного школьного обучения в классах «Охраны зрения». Обсуждаются вопросы профилактики нарушений зрения, создания образовательной и предметно-развивающей среды обучения данного контингента учащихся. Подчеркивается важность использования информационно-компьютерных технологий в работе педагога. Раскрыт механизм интеграции учебной, внеурочной и коррекционно-развивающей деятельности. Даны рекомендации педагогам и родителям по социально-психологическому сопровождению ребенка с нарушением зрения в условиях семейного воспитания и в школьном обучении.
НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЕ, АНОМАЛИИ РЕФРАКЦИИ, АМБЛИОПИЯ, АСТЕНОПИЯ, КОСОГЛАЗИЕ, БИНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ, КОМПЕНСАЦИЯ И КОРРЕКЦИЯ, ТИФЛОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА, ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ.
Егоров М. В. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РЕОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЗГА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ МУЗЫКИ.
В статье представлены результаты исследования изменений системной деятельности мозга у детей дошкольного возраста под влиянием прослушивания классической музыки (минорные и мажорные мелодии). Проведен сравнительный анализ изменения показателей ЭЭГ у детей с повышенным уровнем тревожности и детей без явных признаков тревожности после прослушивания мажорных и минорных мелодий.
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВЛИЯНИЕ МИНОРНЫХ И МАЖОРНЫХ МЕЛОДИЙ, ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЗГА, РАЗЛИЧНЫЕ СТЕПЕНИ ТРЕВОЖНОСТИ.
Жуков А. В. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИЗУЧЕНИЯ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
В статье представлен опыт психолого-педагогической диагностики структуры интеллекта с использованием теста Д. Векслера. Раскрыты трудности, с которыми сталкивается специалист при использовании данной методики. Показан опыт зарубежных ученых по постоянному развитию и совершенствованию теста Д. Векслера. Кратко проанализирована эволюция теста Д. Векслера с 1949 по 2014 гг. Представлен первый этап создания авторской методики для изучения структуры интеллекта.
ИНТЕЛЛЕКТ, ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА, ТЕСТ Д. ВЕКСЛЕРА.
Лунева М. А. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДИСКАЛЬКУЛИИ.
Статья посвящена проблеме определения содержания профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми, страдающими дискалькулией. Освещены современные научные представления о механизмах дискалькулии. Доказана важность оптимизации развития психических процессов, лежащих в основе формирования счёта и счётных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Раскрыты последовательность, направления и содержание педагогической профилактики и коррекции дискалькулии у учащихся младшего школьного возраста. Приведены примеры заданий и игр, используемых в работе учителя-дефектолога; предложены рекомендации по подбору дидактического материала.
ДИСКАЛЬКУЛИЯ, СЧЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ, АРИФМЕТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ, ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, СИМУЛЬТАННЫЙ И СУКЦЕССИВНЫЙ АНАЛИЗ, КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД, РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ, УПРАЖНЕНИЯ, ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ.
Лунева М. А., Пранцкунас Л. А., Плетнева О. С. ОСОБЕННОСТИ ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ.
В статье отражен опыт работы специалистов Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) при проведении диагностического обследования учащихся старших классов. Обозначена актуальность проблемы прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации (ГИА) и значимость выводов и рекомендаций ЦПМПК для организации специальных условий проведения ГИА. Рассматривается контингент старшеклассников, обращающихся за консультативно-диагностической помощью к специалистам ЦПМПК. Выделены несколько групп учащихся, испытывающих трудности в освоении программного содержания, по специфике причин, лежащих в основе снижения эффективности учебной деятельности подростков. Даны рекомендации по организации взаимодействия со старшеклассниками при проведении обследования с учетом их индивидуальных особенностей. Приведены методы работы по профилактике школьной дезадаптации, предупреждению нарастания трудностей при освоении образовательной программы учащимися с ограниченными возможностями здоровья, отклоняющимся поведением и также подростками, имеющими стойкие показатели неуспеваемости по отдельным или нескольким учебным дисциплинам.
УЧАЩИЕСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ, ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.
Плетнева Е. Б. К 25-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ЦЕНТРА ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ.
В статье освещены итоги 25-летней деятельности Государственного бюджетного учреждения Регионального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Санкт-Петербурга, рассказывается об истории создания и структурно-содержательных аспектах деятельности Центральной психолого-медико-педагогической комиссии в настоящее время.
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ, РАБОЧИЕ ГРУППЫ, ДИАГНОСТИКО-КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПОМОЩЬ, КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.
Соболева Е. В., Ульянцева Л. Б. ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И НАЧАЛЬНЫМ НАВЫКАМ ЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Представлен обзор психолого-физиологических предпосылок формирования деятельности чтения. Описаны направления и содержание работы по формированию аналитико-синтетического способа чтения у детей предшкольного возраста. Определена последовательность включения букварного и речевого материала на занятиях; приведены примеры игровых заданий. Даны рекомендации родителям и педагогам по автоматизации начальных навыков чтения и формированию у детей интереса к чтению.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, НАВЫКИ ЧТЕНИЯ, НЕРЕЧЕВЫЕ ПИСХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ, РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ, ПРИЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ БАЗОВЫХ НАВЫКОВ, ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ.
Титенко М. Н., Иогансен И. В. ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
В статье освещены актуальные вопросы организации инклюзивного обучения детей с нарушением слуха. Рассматриваются условия, необходимые для определения возможности инклюзивного обучения данного контингента детей. Раскрыты организационно-содержательные аспекты взаимодействия между участниками образовательного процесса в инклюзивной практике. Определена специфика направлений психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с нарушением слуха.
ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРАКТИКА, ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА, ПСИХОЛОГО‐МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ.
Худик В. А. УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАБОТЕ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ.
Приводится фрагмент из книги В. А. Худика «Детская патопсихология» (1997), посвященный участию педагога-психолога в работе психолого-медико-педагогической консультации, функционируемой в условиях детского психиатрического стационара. Показана суть психолого-педагогического обследования ребенка в аспекте клинического наблюдения, лечения и реабилитационных мероприятий с целью дифференциальной диагностики типа психического онто- или дизонтогенеза и выбора образовательного маршрута, рекомендаций для родителей и педагогов образовательной организации.
Педагог-психолог, детский психиатрический стационар, психолого-медико-педагогическая консультация, дифференциальная диагностика.
Ознакомиться с полным текстом публикаций, представленных в № 3 (11), 2017 можно, перейдя по следующей ссылке.
science-spb.ru
2016. № 4.
Для дефектологов, психологов, педагогов дошкольных и школьных образовательных организаций, а также студентов и магистров специального (дефектологического) образования.
Содержание выпуска
Вопросы теории специального образования
Лубовский В. И. К вопросу об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях их интеграции в общеобразовательные учреждения
Пенин Г. Н., Кораблева Л. В. Основные направления подготовки к реализации программ инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Экспериментальные исследования
Васильева В. С., Абрамовских А. А. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
Горбунова С. Ю. Интерпретация и обучение чтению учащихся с системными нарушениями речи
В помощь педагогу-дефектологу
Шумилова Е. А. Актуальность проблемы формирования социально-коммуникативной комптетентности будущих педагогов-дефектологов
Моисеева А. А., Романова К. А. Вопросы психолого-педагогической подготовки воспитателей дошкольной образовательной организации к работе в условиях реализации концепции инлюзивного образования
Таниева Г. М.Роль музыки в коррекционной работе педагога
Методическое обеспечение учебной деятельности
Тихомирова С. А.Методическое сопровождение слабослышащих обучающихся на уроках информатики
Из опыта коррекционной работы
Рубаха Н. Н.Роль театрализованных видов деятельности в коррекции тяжелых нарушений речи у детей младшего школьного возраста
Из архива опубликованных рукописей
Худик В. А. Аномалии личности в аспекте психической нормы и патологии
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ, контактные данные
АННОТАЦИИ, ключевые слова
ABSTRACTS, keywords
Статьи, опубликованные в журнале за 2016 г.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ
Приобрести номер журнала можно по почте, оплатив предварительно заказ и оставив заявку на получение журнала, заполнив следующую форму.
Аннотации статей, опубликованных во 4-м номере журнала
Васильева В. С., Абрамовских А. А. К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В статье рассматриваются вопросы использования информационных технологий в качестве одного из наиболее эффективных средств коррекции нарушений словарного запаса, грамматического строя и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень). Применение современных информационных технологий позволяет значительно повысить эффективность процесса логопедической работы наряду с использованием традиционных форм коррекционно-развивающей работы.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ, СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ, ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ, СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.
Горбунова С. Ю. К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ ТЕКСТА И ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С СИСТЕМНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Дается научный анализ понимания текстового сообщения с позиций лингвистики, психологии, психолингвистики, логопедии. Анализируются понятия «интерпретация», «понимание» текста в аспекте обучения чтению учащихся с нарушениями речевого развития. Актуализируется проблема изучения состояния смысловой стороны чтения и совершенствование методов обучения понимания прочитанного учащимися, в том числе при активном участии в этом процессе педагога-логопеда. Ошибки, выявленные при пересказе, обсуждаются в контексте коррекции понимания смысла, других речевых нарушений.
ТЕКСТ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, ПОНИМАНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ТРАКТОВКА, МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, СИСТЕМНЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ.
Лубовский В. И. К ВОПРОСУ ОБ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИХ ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.
Обсуждаются возможности и готовность образовательных организаций к реализации задач инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школ общего назначения. Отражены подходы некоторых зарубежных стран в создании системы специального (дефектологического) образования, ориентированные на достижения в этой области, которые имела советская школа в 20–80-е годы прошлого века. Дается характеристика специфических образовательных потребностей детей с отклонениями в психическом развитии, которые не могут быть в полной мере удовлетворены в школах общего назначения, что противоречит концепции инклюзивного образования. Отмечается, что специфические особенности развития таких детей должны быть учтены в специально созданных условиях, которым соответствует учреждения специального (дефектологического) образования.
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОТКЛОЛНЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, ИНТЕГРАЦИЯ И ИНКЛЮЗИЯ, СОВЕТСКАЯ ДЕФЕКТОЛОГИЯ.
Моисеева А. А., Романова К. А. ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогической организации внедрения инклюзивного обучения в общую систему образования. Отмечается, что педагогии не совсем готовы к принятию идеи инклюзии, а также они недостаточно подготовлены в вопросах, относящихся к особенностям психической сферы детей с особыми образовательными потребностями, методическому сопровождению инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Указывается на важность формирования у педагогов дошкольной организации психологической готовности к реализации программ обучения и воспитания детей в условиях инклюзии.
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ; ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Пенин Г. Н., Кораблева Л. В. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
В статье обосновывается понятие «инклюзивное образование», рассматриваются исторические аспекты реализации нормативно-правовой базы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Предлагаются пути реализации концепции инклюзивного образования, как изменения парадигмы образования, заключающиеся в следующем: 1) в сфере политики и образования; 2) в сфере психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; 3) в области подготовки и переподготовки кадров для инклюзивного образования; 4) в области подготовки общественного мнения по проблеме инклюзивного образования; 5) в области создания для лиц с ОВЗ доступной (безбарьерной) среды; 6) в области научного и учебно-методического сопровождения инклюзивного образования.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Рубаха Н. Н. РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИИ ТЯЖЕЛЫХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Показана возможность использования театрализованных видов деятельности в коррекции речевых нарушений у младших школьников, в частности, отражен опыт применения метода работы по развитию интонационной выразительности речи при пересказе сюжетов рассказов и в игровых театрализованных ситуациях.
ТЯЖЁЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ, ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СЮЖЕТНЫЕ РАССКАЗЫ.
Таниева Г. М. РОЛЬ МУЗЫКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА.
Показана роль музыкальных произведений в работе с детьми. Использование педагогами на музыкальных занятиях различных музыкальных жанров способствует развитию коммуникативных способностей детей-инвалидов. Отражен опыт зарубежных педагогов в социализации детей с особыми потребностями в образовательную среду посредством музыкальной педагогики.
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ, МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА.
Тихомирова С. А. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.
Показана роль уроков информатики в обучении слабослышащих детей. Представлен конкретный методический материал по уроку, позволяющий проектировать информационную среду обучающегося. Обсуждаются возможности формирования информационной компетентности у детей с ослабленным слухом в рамках инклюзивного образования.
СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ДЕТИ, КОМПЬЮТЕР, ИНФОРМАТИКА, ИНФОРМАЦИЯ, МЕТОД ПРЕЗЕНТАЦИИ.
Худик В. А. АНОМАЛИИ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ ПСИХИЧЕСКОЙ НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ.
Приводится фрагмент из монографии Худика В. А. «Онтогенетический аспект психологической диагностики и коррекции аномального развития личности (на материале исследования детей и подростков)» (2000), посвященный анализу понятия «аномалии личности» с позиций советской психологии и психиатрии. Показана роль советских школ в фундаментальных исследованиях проблем психического здоровья; приведены характеристики «условной нормы», «пограничных состояний» и «отклоняющегося психического развития», что важно для дифференциальной диагностики и педагогической коррекции особенностей проявления аномалий личности в онтогенезе психического развития.
ПСИХОПАТОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА, ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АНОМАЛИИ ЛИЧНОСТИ, ДЕТСКИЙ И ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ.
Шумилова Е. А. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ.
В статье рассмотрен важный компонент профессиональной деятельности педагога-дефектолога – социально-коммуникативная компетентность (СКК). Проанализированы причины недостаточной сформированности СКК будущих педагогов. На основе исследования содержательной стороны СКК представлены ее отличительные черты, структура и основные компоненты.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО.
Ознакомиться с полным текстом публикаций, представленных в № 4 (8), 2016 можно, перейдя по следующей ссылке.
science-spb.ru
2016. № 2.
Для дефектологов, психологов, педагогов дошкольных и школьных образовательных организаций, а также студентов и магистров специального (дефектологического) образования.
Содержание выпуска
Вопросы теории специального образования
Данилкина М. Ю., Морозов Н. К. Проектирование образовательного пространства при подготовке педагогов для инклюзивного образования
Худик В. А. Место учебной дисциплины «Психопатология» в структуре специального (дефектологического) образования
Экспериментальные исследования
Илюхина В. А., Броневая Т. Б., Нурок М. Ю., Кошулько М. А., Матвеев Ю.К., Брисберг Т. Л. Стандартизация протокола мультидисциплинарной диагностики нарушений мозговых механизмов регуляции уровня активного бодрствования, высших психических функций, речи и поведения у детей 3–5 лет с алалией
Шагундокова Д. М. Формирование жизненных компетенций у умственно отсталых школьников в рамках воспитательной работы образовательного учреждения VIII вида
В помощь педагогу-дефектологу
Тельнюк И. В., Подвиг Е. Д. Проектирование программы коррекции речевого и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с использованием арт-технологий
Методическое обеспечение учебной деятельности
Соколова Т. М., Милькова И. Н., Грудинская Т. Ю. Проектирование образовательного пространства общеобразовательной школы как условие формирования познавательной активности учащихся
Глушко В. В., Петровская Ю. В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
Из опыта коррекционной работы
Ефимов И. А., Федоркова Т. К. Опыт организации ранней медико-социальной и логопедической помощи детям в условиях «Дома ребёнка»
Из архива жизни замечательных людей
Посохова С. Т. Шипицына Людмила Михайловна
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ, контактные данные
АННОТАЦИИ, ключевые слова
ABSTRACTS, keywords
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ
Приобрести номер журнала можно по почте, оплатив предварительно заказ и оставив заявку на получение журнала, заполнив следующую форму.
Аннотации статей, опубликованных во 2-м номере журнала
Глушко В. В., Петровская Ю. В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.
Представлены результаты педагогического опыта по формированию исследовательских умений дошкольников в процессе экспериментальной деятельности, способствующих развитию у детей наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, делать выводы на основании практических и умственных действий. Для этого составлено тематическое и перспективно-календарное планирование познавательно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности для детей 5–6 лет.
ФГОС дошкольного образования, познавательное развитие,экспериментальная деятельность, исследова-тельские умения,образовательный процесс, метод наблюдения, игровой метод, сравнительные эксперименты.
Данилкина М. Ю., Морозов Н. К. Проектирование образова-тельного пространства при подготовке педагогов для инклюзивного образования.
В статье обсуждаются вопросы проектирования образовательного пространства для студентов вуза, осваивающих программы инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Показана роль ректората Смольного института РАО (Санкт-Петербург) в продвижении инновационного проекта по обучению бакалавров педагогического профиля, где теоретические знания проверяются в непосредственной практике будущей работы педагога с детьми в норме и с детьми, обнаруживающими отклоняющиеся особенности физического и психического развития. Наличие специально оборудованных кабинетов для логопеда, специального психолога, детского невролога и др. специалистов, а также игровых комнат и кабинета психологической коррекции и поведенческой терапии, позволяет студентам овладевать навыками будущей деятельности и необходимыми профессиональными компетенциями.
Образовательное пространство, Программы инклю-зивного образования, Студенты вуза, дети с ограниченными возможностями здоровья, теория и практика обучения.
Ефимов И. А., Федоркова Т. К. Опыт организации ранней медико-социальной и логопедической помощи детям в условиях «Дома ребёнка».
Описывается опыт совместной работы специалистов разных направлений в «Доме ребёнка», когда ими учитываются особенности нормального и анормального физического и психического развития детей. Показана роль материально-техническая базы учреждения в квалифицированном медико-социальном сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены изменения в работе «Дома ребёнка», призванные создать благоприятные условия для проживания детей, приближенные к домашним. Высказаны предложения по расширению функциональных возможностей «Дома ребенка».
Дом ребёнка. Ранний возраст, дети с ограниченными возможностями здоровья, медико-психолого-педагогическое сопровождение, развивающая предметно-пространственная среда, здоровьесберегающие технологии.
Илюхина В. А., Броневая Т. Б., Нурок М. Ю., Кошулько М. А., Матвеев Ю. К., Брисберг Т. Л. Стандартизация протокола мультидисци-плинарной диагностики нарушений мозговых механизмов регуляции уровня активного бодрствования, высших психических функций, речи и поведения у детей 3–5 лет с алалией.
В статье представлено обоснование информативности разработанного мультидисциплинарного подхода и протокола диагностики нарушений мозговых механизмов развития речи, игровой и продуктивной деятельности, эмоционально-мотивационной сферы и приспособительного поведения у детей с разными формами алалии, с использованием параметров сверхмедленных информационно-управляющих систем головного мозга и организма, в комплексе с клиническими, психолого-педагогическими и психологическими методами исследования.
АЛАЛИЯ, МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД, ПРОТОКОЛ, НАРУШЕНИЕ МОЗГОВЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛЯЦИИ УРОВНЯ АКТИВНОГО БОДРСТВОВАНИЯ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ, ЭМОЦИЙ, ПОВЕДЕНИЯ.
Посохова С. Т. Шипицына Людмила Михайловна.
Отражены жизненный путь и научно-педагогическая деятельность Людмилы Михайловны Шипицыной, реализовавшей модель построения в Санкт-Петербурге частного образовательного учреждения по подготовке специалистов в области дефектологии, клинической психологии, педагогики среднего специального и высшего образования. Получив качественное образование в советское время, Людмила Михайловна попыталась организовать и спроектировать образовательную среду многоуровневой подготовки специалистов в области медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; внесла весомый вклад в развитие специального (дефектологического) образования. Научно-прикладные исследования в области педагогики и психологии специального образования способствовали созданию научной школы и решению целого ряда практических задач дошкольного, школьного, среднего специального и высшего образования.
Шипицына Людмила Михайловна, педагог, руководитель, научная и практическая деятельность.
Соколова Т. М., Милькова И. Н., Грудинская Т. Ю. Проектирование образовательного пространства общеобразовательной школы как условие формирования познавательной активности учащихся.
В статье рассматриваются возможности проектирования образовательного пространства как условия оптимизации учебной и воспитательной работы с учащимися. Показаны примеры использования дидактических средств по оформлению учебных и внеучебных помещений с целью воспитания и формирования познавательной активности школьников как средства проектирования образовательного пространства школы в целом. Отмечена роль педагогов и учащихся в совместных видах учебной и внеучебной деятельности.
Образовательная среда, образовательное пространство, субъекты образовательной деятельности.
Тельнюк И. В., Подвиг Е. Д. Проектирование программы коррекции речевого и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с использованием арт-технологий.
Статья посвящена арт-педагогике как одной из технологий работы с детьми старшего дошкольного возраста. В основе программы «Маленькие «да Винчи» представлены игровые, поведенческие, художественные техники коррекции особенностей психического развития детей. Особо внимание уделяется коррекции речевого и эмоционального развития посредством коммуникативных технологий, реализуемых в условиях совместных мероприятий педагогов, родителей и самих детей. Приведен один из вариантов сценария мероприятия совместной деятельности субъектов образовательного процесса как результат реальной практической работы педагогов.
Арт-технология, арт-терапия, арт-релаксация, педагоги-ческое проектирование, коррекция речевого развития, эмоционально-поведенческая терапия, субъекты образова-тельной деятельности.
Худик В. А. Место учебной дисциплины «Психопато-логия» в структуре специального (дефектологического) образования.
Отражена роль дисциплин медико-биологических основ дефектологии в становлении профессиональных компетенций будущих специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и клинической психологии. Показана особенность преподавания одной из таких дисциплин на примере курса «Психопатология» для студентов специального (дефектологического) образования. Отмечается роль связи теории с практикой наблюдений; непосредственной диагностической и коррекционной работой в условиях клиники душевных заболеваний, а также в учреждениях системы коррекционно-педагогического образования.
Психиатрия, психопатология, дефектология, медико-биологические основы дефектологии, студенты специального (дефектологического) образования.
Шагундокова Д. М. Формирование жизненных компе-тенций у умственно отсталых школьников в рамках воспитательной работы образовательного учреждения VIII вида.
В статье рассматривается понятие «компетенция». Представлен анализ проблемы формирования жизненно важных компетенций у умственно отсталых учащихся, а также предложены общие методические рекомендации по их формированию в рамках воспитательной работы в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
Компетентность, жизненные компетенции, умственно отсталые учащиеся, воспитание, обучение.
Ознакомиться с полным текстом публикаций, представленных в №2 (6), 2016 можно, перейдя по следующей ссылке.
science-spb.ru