Книжные издания в Челябинске — информация о 107 организациях. Литературные журналы челябинска
Региональные издательские проекты | Портал Марины Волковой
Н.А.Ягодинцева у выставки литературных журналовВ период самовосстановления провинциальной журнальной системы мне посчастливилось участвовать во многих периодических изданиях в качестве автора поэтических произведений и литературно-критических работ, частью эти издания представлены в моём рабочем архиве и составили основу юбилейной выставки. (Речь идет о выставке к юбилею Н.А.Ягодинцевой в Музее книги ЧГАКИ — ред.)
Региональные журналыПоскольку челябинские журналы достаточно представлены в наших библиотеках, их на выставке немного, большее внимание уделено другим регионам.
После журнального бума начала 90-х тиражи «толстых» литературных журналов резко снизились, советские литературные коммуникации рассыпались, активная литературная жизнь, казалось, осталась только внутри треугольника Москва – Петербург – зарубежье, и в этом треугольнике, как в пресловутых Бермудах, почти десятилетие бесследно пропадали провинциальные порывы и призывы сохранить литературную общность, культурное и творческое единство огромной страны.
Но несмотря на информационный шок 90-х, небывалую инокультурную агрессию Россия была и остаётся литературцентричной страной. И она дала свой ответ на вызов времени. В разбитом на осколки огромном литературном пространстве начали обновляться и возникать заново журналы, альманахи, большие литературные проекты. В условиях жёсткой финансовой диктатуры «лихого» десятилетия одни издания выдержали и укрепились, и сегодня уже получили государственную поддержку, другие исчезли с литературной карты – но нельзя сказать, что их существование прошло бесследно: ведь на счету было и остаётся каждое чистое слово.

В подавляющем большинстве это издания, далёкие от постмодернистких установок, поддерживающие линию традиции с её этическими и эстетическими приоритетами. Они открыты для авторов всей России, и хотя распространяются преимущественно в своих регионах, стремятся представить широкую панораму современной отечественной литературы.
Пожалуй, одна из самых благоприятных ситуаций с журналами сегодня на Алтае. Там систематически выходят «Алтай», «Барнаул», а в небольшом городке Бийске – такое уникальное издание, как «Бийский вестник», «толстый» литературный журнал небольшого городка. На Алтае создана новая книжная серия «Сибирская библиотека», в которой издаются произведения современных авторов.
Говоря о Сибири, нельзя не упомянуть уникальное периодическое издание «День и Ночь», журнал для семейного чтения, в котором систематически публикуются и челябинские авторы. «Сибирские огни», «Врата Сибири», «Литературный Омск» соединяют огромные сибирские пространства. В Салехарде безусловный интерес представляет проект необычный проект «Северяне» – народный журнал, который находит место и для литературных страниц.Этим перечнем список сибирских изданий не исчерпывается: культурным и литературным материалам находится в представительских изданиях, журнальная панорама может меняться, но главное – то, что литература по-прежнему связывает Сибирь, освещает её пространства.
В Уфе выходит открытый для авторов России журнал «Бельские просторы», представляющий в том числе и современную башкирскую литературу в русских переводах. Он интересен, в частности, яркими литературно-критическими публикациями.
Журнал «Урал», выходящий в Екатеринбурге, представляет разные (в том числе и разнонаправленные) литературные векторы. И, наконец¸ нельзя не сказать об издающейся в Екатеринбурге региональной литературной газете «Большая Медведица» (Ассоциация писателей Урала, Сибири и Поволжья, в которую входят 22 писательские организации). Здесь можно найти информацию о литературных событиях в регионах, аналитические и литературно-критические материалы и художественные тексты. Представляют несомненный интерес журналы «Волга» и «Родная Ладога», но, к сожалению, в уральских библиотеках их практически нет.
В конце 1990-х – начале 2000-х целый ряд периодических изданий выходил как личные, индивидуальные издательские проекты: это, например, «Светотени» в Магадане или «Добрый малый» в Екатеринбурге. И это тоже отражение насущной потребности в слове, в литературе.
Альманахи, представляющие собой своеобразные «срезы» литературного процесса, также стали характерной приметой периода самовосстановления. Они выходили и в статусе «личного дела», как, например, «Лира» в Челябинске и «Воскресенье» в Екатеринбурге, под эгидой писательской организации, как «Гостиный двор» в Оренбурге и «Южный Урал» в Челябинске, а одним из уникальных проектов можно назвать серию челябинских изданий «История людей», где о своём времени рассказывают не писатели, не литераторы, а просто те, кто захотел запечатлеть события своей жизни. Их безыскусные свидетельства по замыслу создателя серии прекрасного уральского прозаика Рустама Валеева также становятся частью литературы, осмыслением реальности.
История людейНесомненный интерес представляют собой антологии рубежа веков. Каждая из них – своеобразный ответ на вызов времени, «кислородная подушка» в условиях смыслового хаоса. На выставке представлены «Вечерний альбом» – антология русской женской поэзии, изданная в 1991 году в «Современнике» к цветаевскому юбилею, трёхтомная «Антология русского лиризма» – уникальный московский проект студии Александра Васина, один из первых отдавший приоритет провинции. Лиризм как ощущение высшей, иррациональной реальности, одна из главных черт русской литературы и культуры в целом, противопоставляется здесь плоскому прагматизмузападной цивилизации, несущему в себе зёрна глобальных катастроф.
Антология «Сибирская поэзия», благословлённая в своё время Виктором Астафьевым, доказательно демонстрирует наличие альтернативного проекта глобализации – не примитивного, унифицирующего (уничтожающего) культуры и личности, а более сложного, гармонично включающего культурное разноцветие в поле общих коммуникаций. Такова литературная Сибирь, в русском слове объединившая и коренные народы, и волны мигрантов уже ХХ-ХХI веков.
«Русская поэзия. ХХI век», собранная Геннадием Красниковым, – ответ на упрёк, адресованный русской поэзии: дескать, в «нулевых» и поэзия-то нулевая, не более. Ответ получился достойным.
Проект «Наше время» Бориса Лукина, вышедший сегодня уже в трёх томах, собирает на российских территориях литературное поколение, рождённое в 60-е и в пору духовного совершеннолетия вступившего в совершенно иную эпоху. Выживших и состоявшихся из этих писателей, к сожалению, не так много, и «Наше время» можно назвать обретением поколения – вопреки мифам о поколениях «потерянных».

И, наконец, «Антология уральской поэзии», представленная сегодня уже тремя томами, являет собой авторскую концепцию Виталия Кальпиди, его видение «уральской поэтической школы». Попытка соединить под одной обложкой постмодернистские игры со словом и литературную традицию относится к разряду рискованных литературных экспериментов – столь же рискованных, сколь и предсказуемых, как соединение ложки дёгтя с бочкой мёда либо наоброт – бочки дёгтя с ложкой мёда (формулировка зависит от этических и эстетических установок читателя). Это явление ещё ждёт своих беспристрастных исследователей.
Подытоживая, следует сказать, что перечень региональных литературных изданий далеко не полон – он ограничен здесь рамками авторского архива. И нельзя не упомянуть, что осенью в Челябинске ожилается появление нового литературного журнала, который будет выходить под эгидой общественного движения «За возрождение Урала».
mv74.ru
Челябинская литературная мастерская · Литературные объединения · Литературная карта Челябинской области
В Челябинске, начиная с 1930-х гг., работали литературные объединения и студии - в школах и вузах, при заводах, в домах и дворцах культуры. Но к середине 1990-х ситуация стала резко ухудшаться. Многие из них просто не выжили, сгинули в условиях смены приоритетов. ЛИТО ЧТЗ, "Вечный огонь" ветеранов и "Алые паруса" во Дворце творчества учащейся молодежи - вот, пожалуй, и все, что осталось от былого разнообразия. Какое-то время существовал еще и "Культурный бульон" - литературная тусовка молодых авторов, которая давала возможность сначала показать себя, а затем и посмотреть других. Некоторые из них остро чувствовали необходимость творческого развития, серьезного и целенаправленного, требовавшего не только литературной среды, но и аналитического подхода к уже сделанному и определения вектора дальнейшего движения. Не "научиться писать", но научиться мастерски пользоваться тайными и явными сокровищами языка.
Нина Александровна Ягодинцева, поэт, член Союза писателей Российской Федерации, лауреат литературных премий имени П. Бажова и К. Нефедьева, с 1995 г. руководила в Челябинске литературной студией "Созвучие" для авторов с ограниченными физическими возможностями. На занятия этой студии - творческие, аналитические, теоретические - порой приходили и другие авторы, и однажды молодые челябинские поэтессы Ольга Сергеева и Эльмира Галиулина обратились к Нине Ягодинцевой с просьбой: "Давайте создадим такую студию для молодежи, для всех нас!".
За поддержкой обратились к Николаю Године, поэту, возглавлявшему в то время Челябинское отделение Союза писателей, и получили не только согласие, но и возможность проводить занятия в помещении отделения. И настал этот день, второе марта 1977 г. На торжественное открытие литературной мастерской пришло много людей, пишущих, интересующихся и сочувствующих. Новую студию "благословили" Ю. М. Александрович, председатель правления фонда "Будущее Отечества" имени В. Поляничко, и В. И. Окунев, челябинский поэт и прозаик. Столь разностороннее представительство в определенной степени отразило изначальные установки мастерской: идем своим курсом, открыты для всех, готовы учиться у всех.
Первые полгода - год запомнились не только как период организации и становления. Именно в это время Челябинскую литературную мастерскую посещали весьма подготовленные молодые люди. Достаточно назвать выпускников Литературного института Ф. Васильева и Э. Галиулину, Рафаэля и Марию Валитовых и К. Бабенкова, известных в среде любителей авторской песни, К. Рубинского, призера международной благотворительной программы "Новые имена" и автора собственного сборника стихов, А. Лебедева и др. Поэтому не удивительно, что основными и довольно частыми событиями той поры становились презентации книг участников мастерской. Не прошло и полугода с момента ее открытия, как был выпущен альманах 27 молодых авторов "Непререкаемое". В их числе: К. Рубинский, Э. Галиулина, Д. Кондрашов, Я. Симон, А. Середа, М. Алексеева, А. Урбанович… Презентация альманаха прошла в Челябинске на площади Революции в День молодежи в июне 1997 г.
Вскоре стало ясно, что сохранить уровень презентаций стабильно высоким, а еще лучше - восходящим, не удается, и мастерская переориентировалась преимущественно на учебу. Встречи приобрели характер семинарских занятий. О смысле и значении этого процесса для молодых литераторов (авторы 16-35 лет; остальные приветствовались как вольнослушатели) вполне определенно высказалась Н. Ягодинцева, бессменный руководитель литературной мастерской, в статье "Мастерская как статус": "Как можно в здравом уме и твердой памяти добровольно подвергать свое произведение коллективному обсуждению? Тем более, если от него в результате не остается буквы на букве. Зачем поэту теория, если он от природы все знает?
…Таких авторов через ЛМ прошло великое множество. Остались работать только те, кто по мере общения постепенно менял мотивацию: показал себя, посмотрел на других - и понял, что надо учиться. В мастерской преобладает учеба. Здесь можно не просто пройти хорошую текстовую практику, но и попробовать себя в литературных проектах. Мастерская дает профессиональную информацию. Конечно, каждый использует ее в меру своих сил и возможностей, но в принципе очень важно, чтобы она - была. И это - задача руководителя".
Организация занятий в литературной мастерской, их структура вырисовывались постепенно, но уже с самого начала были установлены определенные правила, со временем ставшие традиционными. Так, обсуждение стихов или прозы проводилось и проводится только по просьбе автора. Более того, автор имеет право выбрать себе "штатных критиков" и предложить им тексты заблаговременно. Такое положение вещей подразумевает всю серьезность намерений автора, рискующего получить не только и не столько комплиментарные отзывы, сколько беспристрастный, а иногда и пристрастный и безжалостный "разбор полетов", ибо сам факт, что ты пишешь, не является заслугой. В результате таких разборов порой начинают отчетливо проступать очертания тех барьеров и преград, на которые натыкается литератор, и, ощущая "сопротивление материала", сам не видит, где его средоточие. Бывает, что одна фраза, сказанная критиком, открывает автору выход в новое пространство. Справедливости ради стоит признать, не слишком часто. Но в любом случае автор предоставляет свои произведения для обсуждения добровольно и осознанно.
Еще одно правило - особое внимание к новичкам. Пришедший впервые получает привилегию говорить о себе все, что считает нужным, и читать свои произведения вне очереди и вне критики. Это дает надежду, что первый визит не станет последним.
Постепенно прочное место в работе мастерской заняло изучение теории литературной работы. В его основу лег авторский курс "Поэтика" Н. А. Ягодинцевой. Практические занятия на основе этого курса - и есть тот самый опыт работы, который, конечно, не заменит ума и таланта, но, будучи к ним приложен, дает серьезным авторам возможность роста и раскрытия потенциала.
И еще одна добрая традиция - завершение занятия чтением произведений всеми участниками заседания по очереди. Одно - два стихотворения или мини-проза по желанию, без принуждения и обсуждения, лучше новое, но можно и старое, и даже не свое, а чье-то, поразившее или порадовавшее. И все это на фоне чая, печенья, конфет, способных поддержать настроение и силы участников мастерской, готовых провести в ней пять часов своего законного выходного дня.
Практическая работа - естественный вид деятельности мастерской вообще и литературной в частности. Не ограничиваясь практическим подходом к освоению теории, т. е. фактически "упражнениями на заданную тему", в литературной мастерской открывали и создавали новые проекты. До сих пор вспоминают грандиозные коллективные работы, созданные последовательно или параллельно, в поэтическом и прозаическом вариантах. Таким был "Роман века", эпопея, которую по очереди, вводя свою лексику, сюжетные линии и лирических героев, писали все прозаики и даже кое-кто из поэтов. Такими были бесконечные варианты гуманистического рассказа "Окошко № 5". "Римские эпизоды" в течение полугода были частью жизни мастерской, и надо признать, что в ряде случаев стихи с таким названием становились самостоятельными и достойными поэтическими явлениями. То же можно сказать и о цикле "И это пройдет…", идея которого не давала людям покоя со времен царя Соломона.
В какой-то период в мастерской четко дифференцировались секции поэзии и прозы. Занятия строго чередовались, у них появились свои руководители, точнее, временные заместители, т. к. Нина Александровна никогда не выпускала их деятельность из поля своего зрения и из-под контроля. В секциях создавались собственные бюллетени. Первым напечатал свою "Литературную беседку" руководитель секции прозы Ю. Васильев. Попытка зафиксировать ход занятия так впечатлила руководителя секции поэзии Ирину Аргутину, что она отважилась выпустить "Блюда поэтической кухни". Бюллетени, сообщавшие о событиях "истекшего литературного периода", запечатлевшие отзывы штатных и внештатных критиков о представленных на обсуждение подборках стихов и прозаических опытах, не страдали от недостатка внимания. К тому же это было большим подспорьем для авторов, действительно желавших учиться как на чужих, так и на своих ошибках. Вскоре организовались еще две секции: критики (С. Алексеев) и литературного краеведения (В. Теплов). Члены первой принимали активное участие в занятиях секций поэзии и прозы, подготовке рецензий и критических отзывов, второй -выступая с докладами и сообщениями, просвещали авторов и расширяла их кругозор.
Однако, собственно занятиями, важнейшим и основным направлением деятельности, в мастерской не ограничились. Конкурсные, презентационные, издательские программы - все они работают на ее авторов.
В 1999 г. мастерская впервые объявила конкурс литературных произведений молодых авторов, ставший впоследствии ежегодным. Он посвящался 200-летнему юбилею А. С. Пушкина. В 2001 г. конкурс получил название "Стилисты добра" и стал охватывать самую перспективную категорию авторов - от 16 до 35 лет. География конкурса перешагнула за пределы не только города и области, но и уральского региона. Став традиционным, конкурс продолжает открывать новые имена, давая многим авторам путевку в большую литературу.
В сентябре 1999 г. литературная мастерская вместе с Центральной городской библиотекой им. А. С. Пушкина г. Челябинска провели семинар для старшеклассников и студентов "Литература - вдохновение и творчество" (руководитель - Е. Новожилова). В нем приняли участие лучшие профессиональные писатели города. Роль писателя в современном обществе - главная тема семинара (сама Е. Новожилова вскоре поступила в Московский литературный институт).
В феврале 2001 г. в Челябинской областной универсальной научной библиотеке прошла встреча авторов четырех литературных студий (Челябинская литературная мастерская, "Созвучие" и "Апельсин" из Челябинска и "Амариллис" из Златоуста) с библиотечными работниками.
Литературная мастерская установила творческие связи с молодыми литераторами городов Златоуста, Кыштыма, Сатки, Магнитогорска, Троицка, Пласта, Миасса. В ноябре 2001 г. творческий визит членов мастерской в Екатеринбург положил начало дружбе с авторами из студии "Горный родник", которые через год побывали в гостях у челябинцев.
В 2002 г. члены мастерской и участники ее программ и конкурсов А. Петрушкин и В. Теплов из Челябинска, Д. Одиноких из Кыштыма, И. Федорова из Магнитогорска приняли участие в совещании молодых писателей в Нижнем Тагиле. Через год на совещание в г. Ишим поехали И. Аргутина, А. Афонин, О. Павлов и В. Теплов. Рекомендации для вступления в Союз писателей России там получили О. Павлов и И. Аргутина и вскоре стали его членами. В том же году они и М. Еременко стали лауреатами 3-го литературного конкурса им. К. Нефедьева в Магнитогорске.
Авторы мастерской публикуют свои произведения отдельными сборниками, а также в челябинских изданиях, в журналах "Уральская новь", "Урал", "Вавилон", "Аврора", "Берег А", "Уральский следопыт", "День и ночь", "Врата Сибири" и других, продолжают расширять сферу своего проникновения и присутствия. Виртуальное пространство тоже давно освоено ими. Они участвуют в сетевых проектах и конкурсах, представляют свои произведения на литературные сайты и в электронные журналы. Из мастерской вышли две издательские группы: А. Петрушкин выпустил серию "24 страницы современной классики" - первые книги молодых поэтов и прозаиков области, а два выпуска альманаха "Новый ковчег" увидели свет благодаря О. Павлову и А. Афонину.
С 2003 г. занятия литературной мастерской проходят в Челябинском областном общественном фонде культуры. Некоторые из ее выпускников сами руководят литобъединениями, и, пожалуй, в том, что такие объединения действуют, благоприятствуя новым авторам, есть заслуга литературной мастерской, возникшей в свое время практически на пустом месте. Ее руководитель и сегодня видит свою задачу в том, чтобы не только дать инструмент в руки желающих поработать всерьез, но и "провести мастерскую по фарватеру литературы, не уклоняясь в идеологию, не изобретая моральные и аморальные подпорки: литературная работа, как любое уважаемое дело, в сторонних оправданиях не нуждается". Впрочем, считает Н. Ягодинцева, профессионалами становятся единицы. "Видимо, так и должно быть. Но даже те несколько шагов, которые автор все-таки делает в пространстве мастерской, в масштабе личности имеют огромное значение. И здесь литература как род занятий встает на свое место: ведь она всего лишь средство развития человека, но средство колоссальной силы".
И. М. Аргутина
litkarta.chelreglib.ru
"Снежное вино", тайное литературное общество студентов Челябинского педагогического института
Литературное общество студентов Челябинского педагогического института (ныне университет) официальная власть назвала тайным, хотя сами организаторы тайны из него не делали. Более того, члены общества даже издавали свой машинописный журнал "Снежное вино", правда, без официального на то разрешения. Кружковцам удалось издать всего два выпуска альманаха, названного так же как и само общество - по начальному стихотворению поэтического цикла А. Блока "Снежная маска".
Самиздатовский журнал имел значительный круг читателей, как тех, кому нравился, так и тех, кто считал его возмутительным проявлением "свободы духа". В первом списке членов общества числились: поэты В. Левицкий, О. Плебейский, А. Демидов, прозаик Я. Малахов и критик Г. Сорокин. Президентом общества был избран Плебейский. Позже в общество вошли: Б. Михайлов, О. Ружевский, Г. Лыткин. Общество, как и положено всякому уважающему себя литературному объединению, имело свою программу, членские книжки, герб в виде "символического изображения хрустальной рюмки, увенчанной шапкой льда в венке из золотых дубовых листьев", и девиз - "Мысль через искусство". "Снежновинцы" разработали обязанности и правила поведения для членов общества, был определен даже порядок проведения собраний. В планах "снежновинцев" было и издание других журналов: "Барабанщик", "Радуга жизни", "Наше Вам". Но до их создания дело так и не дошло.
Как уже отмечалось, кружковцам удалось издать всего два выпуска альманаха "Снежное вино". В первом номере альманаха кружковцы так изложили свою позицию: "Стремление к чему-то далекому, смутным блеском сияющему в туманной дали искусства, стремление выйти из рамок сухой действительности в необозримый океан новизны и свободы натолкнуло нас на мысль создать "Снежное вино". И далее: "…К какому берегу пристанет наш фантастический корабль страстных мечтаний и горьких разочарований, к радужным ли берегам сочувствия, или разобьемся о мрачные утесы холодного равнодушия, но лучше вспыхнуть и умереть, чем жить тлея!". Стремление "снежновинцев" к свободе мысли, к свободе творчества - вот, по сути, и вся противозаконная деятельность общества. Провозглашенным принципам кружковцы не изменяли, им и в голову не могло прийти, что во всем этом будут искать и найдут больше того, что было сказано. И хотя не вели кружковцы антисоветской пропаганды да и нелегальной деятельностью не занимались, дело на них было заведено. В 1946 г. члены литературного общества были арестованы. Судом им были определены разные сроки наказания от 3 до 10 лет лишения свободы с последующим лишением гражданских прав.
Вместе с членами общества был осужден и поэт Борис Яковлевич Брук за то, что общался с кружковцами и сочувствовал им. Он даже хотел написать письмо-протест о несправедливом аресте "снежновинцев", но его отговорили. "С ужасом думаю, скольких бы я утянул за собой в подвалы НКВД. Так что можно понять тех, кто не верил, за что нас арестовали. Разумному человеку трудно поверить в абсурд", - вспоминал Брук.
Тайное общество перестало существовать. Для власти. А для нас история его возникновения, деятельности стала действительно "тайной" за семью печатями на долгие годы. Члены общества были признаны "врагами народа", два выпуска альманаха арестованы и более 45 лет пролежали в архивах КГБ. Лишь в 1992 г. в газете "Уральская новь" появилась публикация Б. Я. Брука, из которой многие челябинцы, пожалуй впервые так подробно узнали о судьбах "снежновинцев". Узнали и ужаснулись, поскольку как ни пытались, так и не смогли найти в невинных стихах и рассказах о любви, о романтических приключениях угрозу государству со стороны "банды мерзопакостных негодяев, которые на своих гнусных сборищах клеветали на наш социалистический строй", - а именно так говорил в обвинительной речи на суде прокурор.
После возвращения из лагерей ГУЛАГа заниматься литературным творчеством продолжили Плебейский, Левицкий и Брук. Освальд Плебейский стал членом Союза писателей СССР. В Челябинске в 1968 г. вышла его книга "Откликной гребень". В сборнике "Стихотворения", изданном в 1994 г., он опубликовал лагерный цикл "В бесовских узилищах". Известным поэтом, прозаиком, автором и составителем нескольких десятков книг стал Владимир Левицкий. Многим челябинцам хорошо знакомо и творчество Брука. Сборник стихов "Муза в ГУЛАГЕ", вышедший незадолго до его смерти, правдив и искренен. Он посвящен жене поэта - Людмиле Ивановне Брук.
С именем этой обаятельной, интеллигентной женщины связано издание в 2002 г. книги "Горький вкус снежного вина", посвященной тайному литературному обществу челябинских студентов. Благодаря ее участию, огромному желанию отдать должное и сохранить в памяти челябинцев имена "снежновинцев" книга появилась и сразу стала событием в культурной жизни города.
Автором-составителем книги выступил челябинский писатель В. А. Черноземцев. События, произошедшие в Челябинске 60 лет тому назад, талантливо воссозданы им до мельчайших подробностей. Автору удалось объединить в единую канву литературные произведения "снежновинцев" разных периодов их жизни и творчества, воспоминания и архивные документы. В предисловии к книге он пишет: "Идея этой книги очень проста - собрать через пятьдесят с лишним лет после ареста всех вместе, под одной крышей. Пусть поговорят, повспоминают, почитают стихи". В. А. Черноземцеву удалось рассказать о судьбе каждого "снежновинца", каждому предоставить слово, став, по сути, в их окружении одним из них, сумев донести до читателя всю боль и ужасающую правду одной из "трагических страниц истории художественной литературы Урала". Книга вышла в Южно-Уральском книжном издательстве при поддержке Управления по делам печати Челябинской области и Центра историко-культурного наследия города Челябинска.
Э. Б. Дружинина
litkarta.chelreglib.ru
Чемпионат литературных журналов Самопал | ГУЛ

Идет презентация «Журнала поэтов», на экране — Константин Кедров
В рамках фестиваля поэзии и поэтов «ГУЛ» в Челябинске состоялся первый Чемпионат литературных журналов «Самопал».

Ирина Аргутина представляет «45-ю параллель»
В Чемпионате приняли участие литературные журналы России и Зарубежья: «Графоман» (Николай Година, Челябинск), «Графит» (Сергей Сумин, Тольятти), «Здесь» (Руслан Комадей и Елизавета Шершнева, Екатеринбург), «Наше поколение» (Георгий Каюров, Республика Молдова), «Литературный Иерусалим» (Евгений Минин, Израиль), «Северо-Муйские огни» (Татьяна Логинова, Бурятия), «Менестрель» (Андрей Козырев, Омск), «Побережье» (Игорь Михалевич-Каплан, Филадельфия), «Журнал поэтов» (Константин Кедров, Москва), «EDITA» (Флександр Барсуков, Вестфалия), «45-я параллель» (Ирина Аргутина, международный альманах), «Гений места» (Ярослава Широкова, Екатеринбург), «Новая реальность» (Александр Петрушкин, Кыштым), «Дети Ра» (Евгений Степанов, Москва). «Не дошли» до Чемпионата два южноуральских издания — «Южный Урал» (Олег Павлов, Челябинск) и «Лира» (Юрий Елизаров, Южноуральск).

Презентация журнала «Литературный Иерусалим»
Среди журналов-участников Чемпионата, и бумажные издания, и интернет-версии. Часть презентаций была представлена редакторами изданий «вживую», часть была показана в виде презентаций и видеобращений.

Презентацию журнала «Здесь» ведут Елизавета Шершнева и Руслан Комадей
Об итогах и перспективах Чемпионата рассуждает член жюри, доктор филологических наук, профессор ЧелГУ, Марина Загидуллина:
«Отличное и очень полезное событие — короткие презентации литературных журналов по ряду позиций, где важное место занимали ясная концепция и позиционирование, а также вопросы эффективности и финансовой состоятельности.

Идет презентация журнала «Менестрель»
Было заявлено 16 журналов, участие приняли 14 из них. Разбег уровня — основательный, от журналов со столетней историей и солидным бюджетным финансированием, до «новорожденных» проектов, делающихся на чистом энтузиазме.

Виталий Кальпиди
Трое судей — Игорь Силантьев (гость Челябинска, доктор филологических наук, профессор, поэт из Новосибирска), Виталий Кальпиди и Марина Загидуллина — оценивали каждый журнал по пяти позициям и по пятибалльной системе. Затем баллы суммировались и вычислялось среднее значение по каждому журналу.

Игорь Силантьев
В таких случаях объективности, конечно, больше, но больше и всяких неудовольствий.
Первое место получил журнал «Графит» (Сергей Сумин, Тольятти) — и ему и достался главный приз (только что вышедшая из печати книга В. О. Кальпиди). 
Сергей Сумин презентует журнал «Графит»
Но если говорить по индивидуальным предпочтениям судей, то Кальпиди выше других оценил журнал «Дети Ра«, Силантьев — «Новую реальность«, а Загидуллина — «45-ю параллель«. Все эти журналы попали в пятерку лидеров.

Марина Загидуллина
Мнение М. В. Загидуллиной: «Мы в самом начале 2000-х на журфаке выпускали журнал «Кузькина мать» в ответ на самопальный литературный журнал филологов «Филькина грамота». Филологи писали там трогательные стихи, а мы в «Кузькиной матери» — пародии на них, всякие литературные разборы-обзоры и свои стихи тоже.
Получался маленький аналог литературного процесса. Потом наши библиотекари у нас отобрали чудом сохранившиеся номера (напечатанные на принтере и прошитые скрепкой) и поместили в отдел редкой книги библиотеки ЧелГУ.
Так наш самопал стал частью памяти — чему мы, конечно, рады. Но сам процесс создания даже такого небольшого и очень привязанного к «кружку» журнала я помню прекрасно — и понимаю любого энтузиаста, взявшегося издавать литературный журнал. Затрат (и сил, и денег) много, а эффективность…
Хотя что под этой эффективностью понимать? На меня очень сильное впечатление произвел журнал Комадея «Здесь» — чувствуется, что это серьезная заявка. Здорово, что «Гений места«, например, работает на краудфандинге. Переход литературных журналов в интернет не снижает их качества — и это правильный с коммерческой точки зрения ход.
Очень интересная модель организации журнала в «45-й параллели» — там редакторов много, и каждый «дежурит» по выпуску. Это интересное решение, делающее журнал «детищем» многих и избавляющее его от риска погибнуть, как только опустятся руки у создателя и вдохновителя.
По мнению В. О. Кальпиди, журналы должны стать более ярким явлением социальной жизни — той площадкой, что открыта городу и миру, обращает на себя внимание, стимулирует читать стихи и понимать их.
Проведенный 5 сентября конкурс показал, что именно такие события и помогут журналам обрести новый статус и подняться в своем развитии выше. Это короткий и эффективный обмен опытом, идеями, креативными решениями.
Остается пожелать редакторам и основателям журналов активнее использовать такие встречи для уточнения новых идей и мнений в мире литературного журнального самопала».

Экспертный лист Чемпионата литературных журналов САМОПАЛ
| Что оценивается |
Всего баллов
|
Примечания | |||||
| Название журнала
| Концепт журнала | Целевая аудитория, распространение журнала | Экономика журнала | Эффективность журнала | Перспективы журнала | ||
| Графоман, Челябинск, Николай Иванович Година | |||||||
| Графит, Тольятти, Сергей Сумин | |||||||
| Здесь, Екатеринбург, Руслан Комадей, Елизавета Шершнева | |||||||
| Южный Урал, Челябинск, Олег Павлов | |||||||
| Лира, Южноуральск Челябинской области, Юрий Елизаров | |||||||
| Наша поколение, Республика Молдова, Георгий Каюров | |||||||
| Литературный Иерусалим, Израиль, Евгений Минин | |||||||
| Северо-Муйские огни, Бурятия,,Татьяна Логинова | |||||||
| Менестрель, Омск, Андрей Козырев | |||||||
| Побережье, Филадельфия, Игорь Михалевич-Каплан | |||||||
| Журнал поэтов, Москва, Константин Кедров | |||||||
| EDITA, Вестфалия, Флександр Барсуков | |||||||
| Дети РА, Москва, Евгений Степанов | |||||||
| 45-я параллель, международный альманах, Ирина Аргутина | |||||||
| Гений места, Екатеринбург, Ярослава Широкова | |||||||
| Новая реальность, Кыштым, Александр Петрушкин | |||||||
Жирным шрифтом выделены журналы печатные, очная презентация
Обычым шрифтом – печатные, заочная презенатция; курсивом – сетевые журналы, очная презентация
Эксперт ___________________________________________________________ 5 сентября 2015




Положение о Чемпионате литературных журналов «Самопал» ЗДЕСЬ
Фото Ирины Аргутиной, Марины Волковой и зрителей Чемпионата
























mv74.ru
Книжные издания в Челябинске — информация о 107 организациях
") Всего 107 компаний
Работают
Все улицы250-летия Челябинска40-летия ПобедыАкадемика КоролёваАртиллерийскаяБратьев КашириныхВасенкоВоровскогоВорошиловаГагаринаГероев ТанкоградаГорькогоДарвинаДегтяреваДзержинскогоКарла МарксаКаслинскаяКироваКомароваКомаровскогоКомсомольский проспектКопейское шоссеКороленкоКраснаяКронштадтскаяКурчатоваЛенина проспектМалогрузоваяМаминаМарченкоМасленниковаМеталлургов шоссеМолдавскаяМолодогвардейцевНовороссийскаяОктябрьскаяПобеды проспектПушкинаРоссийскаяСалютнаяСвердловский трактСвободыСкульптора ГоловницкогоСони КривойСталеваровСтепана РазинаТрудаХудяковаЦвиллингаЧайковскогоЧеркасскаяЧичеринаЭнгельса
")Челябинск, Ленина проспект, 15
Челябинск, Горького, 64, цокольный этаж
Челябинск, Металлургов шоссе, 70, 1 этаж
Челябинск, Дарвина, 18
Челябинск, Короленко, 75Б, 1 этаж
Челябинск, Новороссийская, 53
Челябинск, Курчатова, 20
Челябинск, Мамина, 29, 2 этаж
Челябинск, Сони Кривой, 69, 1 этаж
Челябинск, Чайковского, 60
Челябинск, Копейское шоссе, 64, 3 этаж
Челябинск, Скульптора Головницкого, 16
Челябинск, Комарова, 116, 1 этаж
Челябинск, Комаровского, 2/7
Челябинск, Дегтярева, 49
Челябинск, Ворошилова, 57а
Челябинск, Каслинская, 32
Челябинск, Кирова, 23а
Челябинск, Каслинская, 3, 111 офис; 1 этаж
Челябинск, Гагарина, 35, 1 этаж
Челябинск, Комаровского, 4а, 6 офис; 1 этаж
Челябинск, Пушкина, 12, цокольный этаж; левое крыло
Челябинск, Каслинская, 25
Челябинск, Салютная, 11
Челябинск, Гагарина, 35, 1 этаж; супермаркет Магнит
Челябинск, Дзержинского, 95Б, цокольный этаж
Челябинск, Марченко, 22, 1 этаж
Челябинск, Молдавская, 16
Челябинск, Степана Разина, 9, 13/3 отдел; 1 этаж
Челябинск, Комарова, 129
Челябинск, Ленина проспект, 89, 204 офис
Челябинск, Кирова, 82, 1 этаж
Челябинск, Победы проспект, 330
Челябинск, Чичерина, 29
Челябинск, Комарова, 116
Челябинск, Свободы, 159, цокольный этаж
Челябинск, Красная, 2, 1 этаж
Челябинск, Артиллерийская, 124, 1 этаж
Челябинск, Комсомольский проспект, 64а, 3 этаж
Челябинск, Труда, 166, 1 этаж
Челябинск, Академика Королёва, 24, 2 этаж
Челябинск, Кирова, 1
Челябинск, Малогрузовая, 1
Челябинск, Карла Маркса, 38, 208 офис; 2 этаж
Челябинск, Молодогвардейцев, 35
Челябинск, Победы проспект, 390а, цокольный этаж
Челябинск, Дзержинского, 92
Челябинск, Сони Кривой, 67а
Челябинск, Труда, 203, -2 этаж
Челябинск, Ленина проспект, 36, 1 этаж
Челябинск, Ленина проспект, 81, 714 офис; 7 этаж
Челябинск, Свердловский тракт, 5 к3, 2 этаж
Челябинск, Цвиллинга, 83, магазин Лазурит
Челябинск, Черкасская, 5
Челябинск, Артиллерийская, 124, магазин КнигаЛэнд
Челябинск, Энгельса, 63, 1 этаж
Челябинск, Чичерина, 38в, 1 этаж; супермаркет Перекресток
Челябинск, Свободы, 74, магазин Первая полоса
Челябинск, Героев Танкограда, 106
Челябинск, Масленникова, 16, 1 этаж
Челябинск, Сталеваров, 5, 1 этаж
Челябинск, Карла Маркса, 70, 2 этаж
Челябинск, Цвиллинга, 55а
Челябинск, Кирова, 23а, 1 этаж
Челябинск, Дзержинского, 93Б, 513 офис
Челябинск, 250-летия Челябинска, 11, цокольный этаж
Челябинск, Худякова, 7, 1 этаж
Челябинск, Артиллерийская, 124
Челябинск, Худякова, 20, 117 комната; 1 этаж
Челябинск, Цвиллинга, 66а
Челябинск, Победы проспект, 15
Челябинск, Кирова, 27
Челябинск, Мамина, 15, цокольный этаж
Челябинск, Комсомольский проспект, 32
Челябинск, Академика Королёва, 38
Челябинск, Братьев Кашириных, 95а/1, 2 этаж
Челябинск, Металлургов шоссе, 4, 19 секция; 2 этаж
Челябинск, Комсомольский проспект, 74, цокольный этаж
Челябинск, 40-летия Победы, 7
Челябинск, Труда, 203, 3 этаж
Челябинск, Чичерина, 3а
Челябинск, Комсомольский проспект, 28, 1 этаж
Челябинск, Воровского, 63а
Челябинск, Васенко, 63, 112 офис
Челябинск, Российская, 275, 1 этаж
Челябинск, Чичерина, 3а, 1 этаж
Челябинск, Гагарина, 4Б к2
Челябинск, Комсомольский проспект, 17
Челябинск, Победы проспект, 154
Челябинск, Ленина проспект, 52, гостиница Южный Урал
Челябинск, Молодогвардейцев, 10
Челябинск, Героев Танкограда, 57, 1 этаж
Челябинск, Гагарина, 4, магазин 1000 мелочей
Челябинск, Кронштадтская, 32
Челябинск, Чичерина, 1, 141 офис
Челябинск, Комсомольский проспект, 26
Челябинск, Кирова, 110
Челябинск, Победы проспект, 382а, 309 секция; 3 этаж; комплекс Лайнер
Челябинск, Курчатова, 8Б
В ближайших городах
© 2017–2018, CompanyInform.ru — Россия, Челябинск, Книжные издания
\ \ \ \ \ ")companyinform.ru
В Челябинске вышел журнал молодой поэзии «Стержень»
14 февраля 2013 года в Челябинске вышел журнал молодой поэзии «Стержень». Объем пилотного номера журнала — 76 страниц. Главный редактор — Константин Рубинский. Журнал выпущен в обычной (бумажной) и электронной версиях. Свободно скачать электронную версию (формат pdf) можно здесь:
http://rubinsky.ru/Stergen_1-2013.pdf
«Стержень» — первый в России журнал детско-юношеского литературного творчества, совмещающий в себе функции публикатора и интерактивного мастер-класса.
Журнал предоставляет молодым поэтам (до 21 года) возможность не просто опубликовать свои произведения, но пройти практическое обучение литературному мастерству. На страницах «Стержня» проводится уникальный мастер-класс — непосредственно на примере публикуемых произведений.
Поэтическая «география» пилотного номера широка и охватывает множество регионов России. В первом номере опубликованы авторы из Москвы и Челябинска, из Армавира и Бийска, из Златоуста и Белгорода, Ставрополя и Башкирии.
Эксперты номера:
Аркадий Застырец (Екатеринбург) – поэт, прозаик, переводчик, драматург, член Союза писателей России.
Виталий Кальпиди (Челябинск) — поэт, переводчик, культурный деятель. Лауреат премий им. Аполлона Григорьева, им. Б. Пастернака, «Москва-Транзит», «Slovo», «ЛитератуРРентген-2011».
Алексей Кащеев (Москва) — поэт. Шорт-лист премий «Дебют», «П». Лауреат премии «Поколение». Финалист «Ильи-премии». Именной стипендиат Федерального Агентства по Культуре и Кинематографии.
Лев Оборин (Москва) — поэт, переводчик, литературный критик. Лауреат премии журнала «Знамя». Шорт-лист премии «Дебют» в номинации «Поэзия», лонг-лист в номинации «Литературная критика и эссеистика». Шорт-лист Милошевского конкурса для переводчиков.
Нина Ягодинцева (Челябинск) — поэт, переводчик, автор цикла учебников «Поэтика». Кандидат культурологии, доцент Челябинской государственной академии культуры и искусств. Лауреат Всероссийских литературных премий.
Рубрики первого номера журнала сочетают классику и новаторство в подходе. Здесь, во-первых, рубрика одного стихотворения, выбранного редактором, без комментариев и поправок («Без ремарок»). Во-вторых, публикации молодых поэтов и разбор экспертами их стихотворений «на полях» («Выход в свет»). Пожалуй, эта рубрика – одна из любопытнейших. Свою долю драйва получают здесь автор, решившийся, так сказать, на публичную «экзекуцию» своих стихов, эксперт, который должен, тактично «играя мускулами», провести своего рода мастер-класс, пройдя по кромке между самолюбием начинающего поэта, его дарованием, и все это – под оживленное перешептывание пристрастной публики «на трибунах». Эта последняя, неравнодушные «зрители», быть может, в наибольшем выигрыше. Действительно, не каждый день стихи становятся центром «аналитического урагана».
Все это плавно подводит нас к третьей рубрике – «Апгрейд». Здесь понравившееся эксперту стихотворение не обсуждается им чисто теоретически, но переписывается, уточняется, «переформатируется», словом — проходит своеобразный «апгрейд», сохраняя при этом внутреннюю стилистику и идею. Таким образом, эксперт как бы тут же отвечает за свои слова, обосновывает и оправдывает свои теоретические посылы – своим (или почти своим) творчеством. Получается интересный джаз, диалог, соревнование. В общем, кураж вам, молодые и дерзкие, обеспечен, ведь не факт, что «мэтры» напишут лучше, талантливее.
Так что «Стержень» - почти что «журнал поэтических ристалищ».
Наконец, «за свои слова» мэтры отвечают и рубрикой «Мастера», в которой публикуются их собственные стихотворения. У каждого — одно написанное в юном возрасте, второе — сегодняшнее.
Последняя рубрика, «Домашка»,- этотворческо-игровое конкурсное задание. Здесь также есть место для вольных фантазий, гарантирующих нескуку, чреватую бонусом неявного поэтического обучения.
Так что, даже не читая первый номер подробно, можно сделать вполне уверенный вывод: Челябинску опять повезло – как повезло ему с недавним болидом, кстати, прибывшим к нам буквально вслед за выходом первого номера «Стержня». Совпадение, возможно, не столь случайное, как кажется на первый взгляд, особенно если знать, сколь долго вынашивался пилотный номер журнала.
Пожелаем же новому журналу из единичного метеорита, встряхнувшего город и ушедшего в неизвестность, превратиться в комету, в «небесное тело» со своей постоянной «космической траекторией», с завидной периодичностью радующее нас, тех сегодня уже и не таких многочисленных читателей, что, как и встарь, не мыслят жизнь без «поэтической ноты».
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Готовится ряд презентаций пилотного номера журнала.
Первая из них пройдёт в книжном магазине «Библио-глобус» (Челябинск, ТРЦ «Фокус», ул. Молдавская, 16, 4 этаж) 19 февраля в 19.00.
Вниманию молодых авторов (ваш возраст до 21 года!):
До 15 апреля 2013 года объявлен приём работ во второй номер журнала.
Публикация бесплатная.
Для отбора материалов на публикацию и возможности попасть в авторы журнала следует:
1. Прислать поэтическую подборку (любой стихотворный жанр, включая стихотворения в прозе, не менее 32 строк, не более 200 строк) по электронному адресу [email protected]
2. К письму прикрепить своё фото (портретного типа), а также краткую биографическую справку о себе (не более 1000 знаков), содержащую, в том числе, информацию о месте жительства автора, учебном заведении, литературной студии, которую он посещает, если таковая есть, публикациях и участии в литературных конкурсах, если таковые были.
3. Стихотворения в подборке должны быть датированы годами написания. Стихотворения должны быть написаны не ранее 2010 года.
4. Получение подборки редакцией не означает, что стихи будут непременно отобраны для публикации.
Присланные подборки не рецензируются, если только они не публикуются на страницах журнала.
Отправление подборки для рассмотрения редакцией журнала «Стержень» автоматически означает согласие автора с тем, что его стихотворения будут публично разобраны профессиональными литераторами, в них будут отмечены особенности, достоинства, возможные недочеты. Автор соглашается, что публикация его стихотворений — не только оценка его творческого уровня, но и повод поговорить о поэтическом мастерстве, перспективе дальнейшего творческого роста.
zenon74.ru


