Журнал ЖЖ. Обложка журнала веселые картинки
Еще немного о выставке Веселых картинок
ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Сегодня, 14 декабря, в Государственной Третьяковской галерее (Крымский Вал, 10, залы № 80–82) состоятся пресс-показ (14.00) и вернисаж (16.00) выставки «Весёлые картинки».
ВИКТОР ЧИЖИКОВ Поздравляем с днем рождения!Эскиз иллюстрации к журналу «Веселые картинки»Источник: пресс-релиз ГТГ |
К 55-летию популярнейшего детского журнала «Веселые картинки» Третьяковская галерея открывает выставку лучших рисунков из коллекции издания. О самом любимом журнале нескольких поколений детей можно говорить только в превосходных степенях: суммарный тираж «Веселых картинок» за все годы выпуска составил около 5 миллиардов экземпляров, в нем напечатано около 3 миллионов рисунков и 100 тысяч рассказов, его читатели проживают в 40 странах мира.
ЕВГЕНИЙ МИГУНОВ Обложка журнала «Веселые картинки». 1963, № 10Источник: пресс-релиз ГТГ |
Журнал начал выходить в 1956, на волне хрущевской оттепели. Идея его создания принадлежала талантливому художнику-карикатуристу «крокодиловцу» Ивану Семёнову. Это был не просто детский, но и единственный в своем роде рисованный юмористический журнал.
ВЛАДИМИР СУТЕЕВ В детском садуИллюстрация для журнала «Веселые картинки». № 6Источник: пресс-релиз ГТГ |
Первоначально «Веселые картинки» имели горизонтальный формат, напоминая ученический альбом для рисования. Большая часть страниц была заполнена выразительными рисунками-историями с краткими репликами, размещенными в «пузырях», — классический вариант комикса. Их создавали лучшие художники-карикатуристы, иллюстраторы детской литературы, аниматоры И. Семёнов, В. Каневский, В. Сутеев, А. Лаптев, К. Ротов, В. Пивоваров, И. Кабаков, Р. Варшамов, С. Тюнин, Ф. Ярбусова, О. Эстис, Э. Гороховский, Е. Милутка, Э. Назаров, С. Алимов, В. Горбачёв и другие. Рождение «Веселых картинок» поддержали известные детские писатели и поэты, ставшие его авторами, — С. Маршак, А. Барто, Б. Заходер, С. Михалков. Позднее к ним присоединилось молодое поколение литераторов, среди которых были Э. Успенский, Г. Остер, Ю. Кушак, М. Усачёв.
В разгар холодной войны под эгидой ВЛКСМ появился журнал «несоветского» толка. Вызовом общепринятым нормам выглядел главный герой «Веселых картинок» — Карандаш, придуманный И. Семёновым. Во времена, когда само слово «интеллигент» вызывало неоднозначную реакцию, ведущим персонажем детского журнала стал обаятельный человечек с карандашом вместо носа, одетый в «буржуазный» берет, блузу, с алым бантом на шее. Все в его облике подразумевало свободомыслие, открытость, творческое начало. Вслед за Карандашом на страницах журнала появилась целая команда Веселых человечков: Самоделкин, Петрушка, Незнайка, давно «обрусевшие» Буратино и Чиполлино, Дюймовочка и герой антифашистского чешского подполья Гурвинек. Первому художественному редактору «Веселых картинок» Виталию Стацинскому принадлежала идея создания постоянной рубрики «Заседания Клуба Веселых человечков» — скрытой пародии на заседания и съезды, которые следовали в стране один за другим. То ли по странному стечению обстоятельств, то ли потому, что чиновники от идеологии решили, что издание с рисунками и минимумом текста не может представлять никакой опасности, «Веселые картинки» оказались единственным в стране средством массовой информации, никогда не подвергавшимся обязательной для советской прессы цензуре.
ЮРИЙ УЗБЯКОВ Первое сентября Иллюстрация для журнала «Веселые картинки». № 6Источник: пресс-релиз ГТГ |
В 1977 во главе журнала стал Рубен Варшамов — известный иллюстратор. Он был открыт для всего нового, неординарного, активно привлекал к работе в журнале молодых художников и литераторов. Сохраняя лучшие традиции «Веселых картинок», он стал активно работать над дизайном журнала, менял макеты обложек, «играл» с форматом. Номер «Веселых картинок» раскладывался в огромный лист-игру с рисунками, внутри издания появлялись оригинальные вкладки, приложения. В 1978 в русле этих исканий знаменитый художник Виктор Пивоваров создал хорошо известный сегодня логотип журнала.
Объединив на своих страницах первоклассный рисунок и текст, «Веселые картинки» развивали личность ребенка, способствовали расширению его кругозора, возрождали традиции семейного чтения.
ЕВГЕНИЙ МИЛУТКА Едем в новогоднюю сказку. Обложка журнала «Веселые картинки». 1983, № 12Источник: пресс-релиз ГТГ |
Выставка демонстрирует около 280 рисунков художников — авторов «Веселых картинок», которые сотрудничали с изданием с 1956 по 2000. Это оригиналы иллюстраций из коллекции журнала, насчитывающей около 5 000 произведений. Бóльшая часть представленных работ никогда ранее не экспонировалась. Наряду с рисунками классиков советской графики — В. Каневского, В. Сутеева, И. Семёнова, К. Ротова показаны листы ныне всемирно известных художников актуального искусства — И. Кабакова, В. Пивоварова, Э. Гороховского. В годы застоя они получали официальный статус художников-графиков благодаря сотрудничеству с Детгизом и периодическими изданиями, в том числе «Веселыми картинками». В рисунках для журнала они вели активные художественные поиски, экспериментировали со шрифтами, формой, пространством листа, соотношением изображения и текста. Результаты этих поисков воплощались в широко известных станковых произведениях художников.
ИЛЬЯ КАБАКОВ Кубик закрытый Иллюстрация для журнала «Веселые картинки». 1978, № 12Источник: пресс-релиз ГТГ |
Впервые экспонируются акварельные листы Ф. Ярбусовой (1980-е), образовательные многофигурные рисунки-игры Р. Варшамова из серий «Покажите мне их» и «Исторические приключения Веселых человечков», большеформатные оригиналы настольных игр, достигающие двухметрового размера.
ФРАНЧЕСКА ЯРБУСОВА Прием в пионерыИсточник: пресс-релиз ГТГ |
Привлекут внимание зрителей и работы одного из лучших карикатуристов мира С. Тюнина, в том числе комикс «Веселые человечки на БАМе» (1982), а также рисунок, выполненный акварелью и тушью, выдающегося французского карикатуриста Жана Эфеля «Дед Мороз и сани» (1970-е).
СЕРГЕЙ ТЮНИН Карандаш в ПарижеОбложка журнала «Веселые картинки». 1989, № 6Источник: пресс-релиз ГТГ |
Один из залов выставки отведен под игровую зону для детей. Там пройдут конкурс детского рисунка, театрализованные представления с участием ростовых кукол — героев «Веселых картинок», будут проводиться интерактивные игры.
Выставка продлится до 20 февраля 2011 года.
det-magazines.livejournal.com
Веселые картинки (общий список публикаций)
v-chizhikov.livejournal.com
«Весёлые картинки» — первый российский комикс
К 55-летию популярнейшего детского журнала «Веселые картинки» Третьяковская галерея открывает выставку лучших рисунков из коллекции изданияСегодня, 14 декабря, в Государственной Третьяковской галерее (Крымский Вал, 10, залы № 80–82) состоятся пресс-показ (14.00) и вернисаж (16.00) выставки «Весёлые картинки».
К 55-летию популярнейшего детского журнала «Веселые картинки» Третьяковская галерея открывает выставку лучших рисунков из коллекции издания. О самом любимом журнале нескольких поколений детей можно говорить только в превосходных степенях: суммарный тираж «Веселых картинок» за все годы выпуска составил около 5 миллиардов экземпляров, в нем напечатано около 3 миллионов рисунков и 100 тысяч рассказов, его читатели проживают в 40 странах мира.
Журнал начал выходить в 1956, на волне хрущевской оттепели. Идея его создания принадлежала талантливому художнику-карикатуристу «крокодиловцу» Ивану Семёнову. Это был не просто детский, но и единственный в своем роде рисованный юмористический журнал.
Первоначально «Веселые картинки» имели горизонтальный формат, напоминая ученический альбом для рисования. Большая часть страниц была заполнена выразительными рисунками-историями с краткими репликами, размещенными в «пузырях», — классический вариант комикса. Их создавали лучшие художники-карикатуристы, иллюстраторы детской литературы, аниматоры И. Семёнов, В. Каневский, В. Сутеев, А. Лаптев, К. Ротов, В. Пивоваров, И. Кабаков, Р. Варшамов, С. Тюнин, Ф. Ярбусова, О. Эстис, Э. Гороховский, Е. Милутка, Э. Назаров, С. Алимов, В. Горбачёв и другие. Рождение «Веселых картинок» поддержали известные детские писатели и поэты, ставшие его авторами, — С. Маршак, А. Барто, Б. Заходер, С. Михалков. Позднее к ним присоединилось молодое поколение литераторов, среди которых были Э. Успенский, Г. Остер, Ю. Кушак, М. Усачёв.
В разгар холодной войны под эгидой ВЛКСМ появился журнал «несоветского» толка. Вызовом общепринятым нормам выглядел главный герой «Веселых картинок» — Карандаш, придуманный И. Семёновым. Во времена, когда само слово «интеллигент» вызывало неоднозначную реакцию, ведущим персонажем детского журнала стал обаятельный человечек с карандашом вместо носа, одетый в «буржуазный» берет, блузу, с алым бантом на шее. Все в его облике подразумевало свободомыслие, открытость, творческое начало. Вслед за Карандашом на страницах журнала появилась целая команда Веселых человечков: Самоделкин, Петрушка, Незнайка, давно «обрусевшие» Буратино и Чиполлино, Дюймовочка и герой антифашистского чешского подполья Гурвинек. Первому художественному редактору «Веселых картинок» Виталию Стацинскому принадлежала идея создания постоянной рубрики «Заседания Клуба Веселых человечков» — скрытой пародии на заседания и съезды, которые следовали в стране один за другим. То ли по странному стечению обстоятельств, то ли потому, что чиновники от идеологии решили, что издание с рисунками и минимумом текста не может представлять никакой опасности, «Веселые картинки» оказались единственным в стране средством массовой информации, никогда не подвергавшимся обязательной для советской прессы цензуре.
В 1977 во главе журнала стал Рубен Варшамов — известный иллюстратор. Он был открыт для всего нового, неординарного, активно привлекал к работе в журнале молодых художников и литераторов. Сохраняя лучшие традиции «Веселых картинок», он стал активно работать над дизайном журнала, менял макеты обложек, «играл» с форматом. Номер «Веселых картинок» раскладывался в огромный лист-игру с рисунками, внутри издания появлялись оригинальные вкладки, приложения. В 1978 в русле этих исканий знаменитый художник Виктор Пивоваров создал хорошо известный сегодня логотип журнала.
Объединив на своих страницах первоклассный рисунок и текст, «Веселые картинки» развивали личность ребенка, способствовали расширению его кругозора, возрождали традиции семейного чтения.
Выставка демонстрирует около 280 рисунков художников — авторов «Веселых картинок», которые сотрудничали с изданием с 1956 по 2000. Это оригиналы иллюстраций из коллекции журнала, насчитывающей около 5 000 произведений. Бóльшая часть представленных работ никогда ранее не экспонировалась. Наряду с рисунками классиков советской графики — В. Каневского, В. Сутеева, И. Семёнова, К. Ротова показаны листы ныне всемирно известных художников актуального искусства — И. Кабакова, В. Пивоварова, Э. Гороховского. В годы застоя они получали официальный статус художников-графиков благодаря сотрудничеству с Детгизом и периодическими изданиями, в том числе «Веселыми картинками». В рисунках для журнала они вели активные художественные поиски, экспериментировали со шрифтами, формой, пространством листа, соотношением изображения и текста. Результаты этих поисков воплощались в широко известных станковых произведениях художников.
Впервые экспонируются акварельные листы Ф. Ярбусовой (1980-е), образовательные многофигурные рисунки-игры Р. Варшамова из серий «Покажите мне их» и «Исторические приключения Веселых человечков», большеформатные оригиналы настольных игр, достигающие двухметрового размера.
Привлекут внимание зрителей и работы одного из лучших карикатуристов мира С. Тюнина, в том числе комикс «Веселые человечки на БАМе» (1982), а также рисунок, выполненный акварелью и тушью, выдающегося французского карикатуриста Жана Эфеля «Дед Мороз и сани» (1970-е).
Один из залов выставки отведен под игровую зону для детей. Там пройдут конкурс детского рисунка, театрализованные представления с участием ростовых кукол — героев «Веселых картинок», будут проводиться интерактивные игры.
Выставка продлится до 20 февраля 2011 года.
Источник: пресс-релиз ГТГ
artinvestment.ru