Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Урок-исследование по русскому языку для 2-го класса "Орфограммы в слове". Орфограммы в слове журнал


Орфограммы в корне слова

Голованева Марина Анатольевна,доктор филологических наук, доцент Астраханского государственного университета, Астрахань[email protected]

Остапова Мария Дмитриевна, студент Астраханского государственного университета, Астрахань[email protected]

Орфограммы в корне слова. Некоторые новые упражнения для начальной школы

Аннотация. В статье предлагаются некоторые новые упражнения, задания и приёмы для работы поформированию орфографической зоркости у учащихся начальной школы. Апробация предлагаемых заданий показала их высокую эффективность при изучении и закреплении знаний по теме ©Орфограммы в корне словаª. Разнообразие предлагаемых упражнений, их игровой характер, совмещение в них аспектных целей и целей по развитию речи позволяют говорить об оптимизации учебного процесса благодаря их применению. Ключевые слова:орфограмма, корень, безударные гласные, звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные,упражнение, задание, приём.

Эффективность освоения младшими школьниками орфографических норм, связанных с корнем слова, традиционно остаётся достаточно низкой ввиду сложности изучаемого материала. Нетрадиционные задания, позволяющие оптимизировать процесс усвоения правил, формирования умений и навыков, всегда привлекали повышенное внимание педагогов начальной школы. Проявление интереса к языку, активизация всех интеллектуальных и эмоциональных ресурсов учащихся при введении в учебный процесс непривычных форм работы, нетрадиционных приёмов и упражнений –желаемый результат деятельности учителя.Цельданной статьи–выявление возможностей повышения эффективности процесса обучения орфографии корня с помощью оригинальных, занимательных заданий.Уроки, обогащённые отмеченными формами работы, дают возможность не только усилить интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.Нетрадиционные задания вначальных классахнеобходимо применять как можно раньше, с учетом психологовозрастных особенностей младших школьников.Наиболее приемлемыми с первых недель занятий можно считать творческие задания в виде ребусов, ловушек, дидактических игр.©Игра —это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детямудобно и естественно его взятьª [1].

Данные задания требуют от ученика самостоятельной работы, нацеленной на осмысленное запоминание орфограмм. Выполняя данные задания, ученики развивают орфографическую зоркость и творческое мышление, а также учатся концентрировать внимание, развиватьумение быстро находить правильное решениевопроса, аргументировать выбор орфограммы, находитьдоказательства этого выбора, воспроизводить правило.Нами предлагается ряд заданий, которые соответствуют отдельным правилам: 1) безударные гласные в корне слова; 2) звонкие и глухие согласные; 3)непроизносимые согласные в корне слова.Безударные гласные Задание 1.Учитель разделяет детей на две команды: команда ©Оª и команда ©Аª. Нужные слова записаны на доске. Команда ©Аª должна выписать только те слова, в которых есть безударная гласная ©аª, а команда ©Оª –в которых есть безударная ©оª. Ребята должны объяснить написания гласной в корне слова.К?сить, ж?ра, дв?ровый, под?рил, гр?за, с?довник, с?лить, п?стух, г?лубка, ш?гать.

Задание 2 отличается ориентацией на развитие речи. Помимо орфографической работы, в нём производится и семантическая. Учитель читает пословицы, ученикам следует объяснить, как они понимают пословицу, найти родственные слова к словам с проверяемыми гласными в корне и подчеркнуть проверочное слово. 1. Кончил дело –гуляй смело. Конец –делу венец.2. Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.3. Видит око далеко, а ум еще дальше.Задание 3 включает в себя не только легко проверяемые слова, но и такие, проверочное слово к которым младшим школьникам удаётся найти не сразу, что повышает его трудность. Вот беда, исчезла буква! Давайте поиски начнем, друзья. Мы позовем искателей,

И станете вы спасателями!

Чтобы букву отыскать,Проверочное слово нужно подобрать. Начинаем! Н*ога–ноги; Р∗ка –реки; Л*сниклес; Н*бесный –?; Цв∗сти –?; Т∗шина –?; В*селье–?; Н*ра–?; Цв*тной–?; Б∗жать –?; Ст*ять–?; Св∗стит –?; Сл∗ны –?; Б*роться–?; Кр∗я –?; Д∗лёкий –?; Д∗машний –?; Св*ча –?Задание 4 подразумевает такое усложнение задания, которое позволяет учащимся проявить большой интеллектуальный потенциал.Давайте мы наоборот Слово проверочное Поставим вперед. Дом–Дома; Травы –Травинка; Соль –Соленый; Стены – ?; Скрип –?; Волны–?; Полк –?; Бег –?; Стекла –?Задание 5включает в себя две части: отгадывание загадки и работу с проверяемой гласной в корне, что позволяет классифицировать его и как развивающее речь, и как орфографическое.Задание сложное для вас ребята,Названье птиц вы запишете в тетради,Но прежде на картинке птицу отгадайте.Заданье будет готово только тогда, Когда отыщете проверочные слова. Учитель показывает рисунок с изображением птицы и читает четверостишие. А ребята записывают в тетрадь слова парами. Зорко, пристально смотрю,Мышек полевых люблю,Головой вращаю,Днём лишь отдыхаю! (Сова –совы)Солнце греет у порога, Тают снежные сугробы,И бегут рекой ручьи,С юга к нам летят…(Грачи –грач)А эта птица пародист,Изобразит и плач, и свист.Придет весна, и мы его На волю выпустимв окно.В скворечник вселится жилец.Конечно, это наш … (Скворец –скворушка) Доклевав рябины кисть,Красны лампочки зажглись.Крылья каждая имеет!Кто назвать её сумеет?(Снегирь –снег) Задание 6 –это дидактическая игра©словарное доминоª. Она подобна лото тем, что на ©костяшках доминоª, которые можно выполнить из картона, также наклеены слова, в которых пропущены безударные гласныев корне слова. Игроки должны подставлять друг другу слова с одинаковыми пропущенными буквами, одновременно называя проверочное слово или говоря ©словарное словоª. Во время урока педагог может провести быструю проверку навыков при помощи хлопков. Весь класс или группа учеников встаёт. Преподаватель объясняет задание: ©Отхлопываемª слова с орфограммой ©Оª в корне. Тот, кто хлопнет на ©Аª –проигрывает и садится на своё место, как и тот, кто не хлопнет на ©Оª. Внимательно следим не только за своим результатом, но и за другими игроками. Начали!ª Учитель называет слова: домишко, толпа, столбы, столы, вставать, заставатьи тому подобные. Звонкие и глухие согласныеЗадание 1.Учитель показывает карточку, на которой написана буква, обозначающая парный звонкий илиглухой согласный в конце слова. Ученикидолжны подобратьслово,которое оканчивается на эту букву, и записатьего.А победителем будет тот, кто больше слов назовет. Например: дуб, грипп, девиз, бант.Учитель выделяет победителя.Задание 2.Учитель показывает детям наборы предметных картинок на заданные звуки. Ученики называют предметы, изображенные на картинках, выделяя голосом первый звук в каждом слове. Затем дети определяют лишний предмет, объясняя свой выбор. Например, пирог лишний, потому что в этом слове первый звук [п] –глухой, а в словах баран, бисквит, быкпервый звук [Б] –звонкий.Задание 3.Учитель произносит звук, если звук звонкий, то дети звонят воображаемым колокольчиком. Закрывают уши ладошками, если глухой.

Задание 4. Учитель разбивает класс на три группы, каждой загадывает загадки, дети называют ответ и устно подбирают проверочное слово. За правильные ответы дается карточка.Команда, набравшая больше карточек, получает оценку 5. 1.Зима. Мороз мосты куёт,А мы коньками режем(лед)2.Он хозяйке лучший другРежет свёклу, режет лук.До чего ж хорош, пригожОстрозубый, длинный(Нож)3.У него названий много:Триколор, трехцветный стяг –С ветром гонит прочь тревоги

Белосинекрасный (Флаг)Задание 5.У учителя на столе разложены карточки с изображением на заданные звуки. Ученикперед всем классомдолжен изобразить предмет или явление с помощью пантомимы, изображающий говорить не может. Остальные дети должны отгадать и записать правильно данные слова.Задание 6.Дидактическая игра называется ©орфографическое лотоª. Для этой игры учителю следует изготовить несколько карточек, на которых, подобно карточкам обычного лото, располагается сетка из квадратов. Следует закрасить некоторые квадраты, оставив в каждой строке одинаковое количество свободных клеток. Затем нужно в них вписать ©вопросные буквыª: ©сª, ©зª, ©тª, ©дª, ©кª, ©гª, ©бª, ©пª, ©жª, ©шª, ©фª, ©вª.©Бочонкамиª будут маленькие карточки со словами, в которых должны быть выделены звонкие и глухие согласные в корне слова. Ведущий вынимает маленькую карточку и зачитывает слово. Игроки, у которых есть на игровой карте нужная рфограмма, поднимает руку и называет пропущенную букву. Если он оказывается прав, правильно подбирает проверочное слово либо даёт определение ©непроверяемая орфограммаª, то закрывает отгаданную букву. Следует учесть, что закрываетбукву тот игрок, который первымдаст правильный ответ. А выигрывает, соответственно, тот, у кого быстрее всех закроются все ©вопросныеª клеточки. Можно предусмотреть также призы за выигрыш: это могут быть отметки либо баллы.Непроизносимые согласные Задание 1.Учитель произносит слово (например, [грусный]), а дети хором произносят это словоорфографически(грустный).[ Звёзный ] –

Звёздный[ Сонце] –Солнце[ Неизвесный ] –Неизвестный[ Серце] –Сердце

Задание 2.

Учитель раздает ученикам карточки, на которыхнаписаны слова или словосочетания. Дети должны

заменитьихсловамисинонимами с непроизносимыми согласными. При этом онидолжныобъяснить правописание слова. Например:нечестный, трудный, люди одинакового возраста, печальный, быть шефом.Задание 3.Учитель раздает нескольким ученикам карточкис текстом частушек, в которых есть словас непроизносимой согласной. Один ученик исполняет частушку, а остальные дети находят данное слово и объясняют его написание.Например:Осень щедрая такая,Всех одарит за труды.Мы напраздникУрожаяПринесли ее плоды.Задание 4.

Учитель предлагает ученикам подобрать к существительным однокоренные прилагательные с непроизносимыми согласными и записать их парами. Например: гигант —гигантский; чувство–?; грусть–?; прелесть–?;доблесть–?;радость–?; честность–?;звезда–?; счастье–?Задание 5.Учитель разделил класс на команды. Каждая команда должна собрать из рассыпных слогов словас непроизносимой согласнойи записатьих: поздно, устный, здравствуйте, сердце, поздний, чудесный, ненавистный.Задание 6.Учитель организовывает соревнование между рядами, оно называется "цепочка". На доске следует написать для каждого ряда определённую букву. На столе рассыпать карточки со словами, в которых пропущена непроизносимая согласная. Учащиеся по одному подходят к столу и выбирают нужное слово. Его нужно прикрепить под соответствующей буквой. Как только первый ученик справится со своей задачей, он садится на своё место и передаёт эстафетную палочку следующему игроку. Ряд, который скорее всех справится с поставленнойзадачей и при этом не сделает ни одной ошибки, считается выигравшим. Можно отметить его тем, что на первую парту этого ряда выставить переходящий флажок победителя.Таким образом, орфографическую работу с младшими школьниками можно сделать разнообразной, интересной и увлекательной. Предложенные нами задания активизируют внимание учащихся, повышают их интерес к русскому языку, помогают оптимизировать процесс обучения, снижая физическое и умственное напряжение учащихся, но повышая эффективность выполнения упражнений. Формирование умений и навыков грамотной письменной речи подразумевает многоразовое выполнение однотипных заданий. Апробированные нами в практической деятельности описанные упражнения способствуют здоровьесбережению учащихся с одновременным повышением успешности их учения.

Ссылки на источники1.Игровые технологии в начальной школе.С. –2. Эл.ресурс: Режим доступа:

http://www.vevivi.ru/best/Igrovyetekhnologiivnachalnoishkoleref156396.html[19.02.2016]

e-koncept.ru

Орфограммы русского языка

Орфограмма — написание в слове, определенное орфографическим правилом или традицией письма. Орфограммы изучаются в школьной программе русского языка. Для правильного написания слов необходимо знать правила.

Список орфограмм

Список орфограмм, изучаемых в школьной программе русского языка:

  1. Безударные проверяемые гласные в корне слова
  2. Непроверяемые гласные и согласные
  3. Проверяемые согласные в корне в корне слова
  4. Непроизносимые согласные в корне слова
  5. Буквы и, у, а после шипящих
  6. Разделительные ъ и ь
  7. Раздельное написание предлогов с другими словами
  8. Употребление ь на конце существительных после шипящих
  9. Употребление ь для обозначения мягкости согласных
  10. Гласные и согласные в приставках
  11. Буквы з и с на конце приставок
  12. Буквы о и а в корне -лаг-, -лож-
  13. Буквы о и а в корне -раст-, -рос-
  14. Буквы ё и о после шипящих в корне слова
  15. Буквы и и ы после ц
  16. Большая буква и кавычки в собственных наименованиях
  17. Буквы е и и в падежных окончаниях имен существительных
  18. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных
  19. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных
  20. Краткие прилагательные с основой на шипящую
  21. Не с глаголами
  22. Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глаголов и во втором лице единственного числа
  23. -тся и -ться в глаголах
  24. Буквы е и и в корнях с чередованием
  25. Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения
  26. Буквы о и а в корне -кос-, -кас-
  27. Буквы о и а в корне -гор-, -гар-
  28. Буквы ы и и после приставок
  29. Гласные в приставках пре- и при-
  30. Соединительные о и е в сложных словах
  31. Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя
  32. Слитное и раздельное написание не с существительными
  33. Буквы щ и ч в суффиксе -щик, -чик
  34. Гласные е и и в суффиксах существительных -ек, -ик
  35. Буквы о и е после шипящих в суффиксах существительных
  36. Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу-
  37. Слитное и раздельное написание не с прилагательными
  38. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных
  39. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
  40. Различие на письме суффиксов –к- и -ск-
  41. Дефис в сложных прилагательных
  42. Мягкий знак в середине числительных
  43. Буква и в окончаниях количественных числительных от 11 до 19
  44. Не в неопределенных местоимениях
  45. Дефис в неопределенных местоимениях
  46. Различие приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях
  47. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях
  48. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения
  49. Гласные в суффиксах глаголов -ова-,-ева- и -ыва-,-ива-
  50. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
  51. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
  52. Слитное и раздельное написание не с причастиями
  53. Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
  54. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
  55. Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов
  56. Буквы ё и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
  57. Раздельное написание не с деепричастиями
  58. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о, -е
  59. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий
  60. Одна и две буквы н в наречиях на -о, -е
  61. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
  62. Буквы о и а на конце наречий
  63. Дефис между частями слова в наречиях
  64. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
  65. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий
  66. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогами
  67. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие
  68. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы
  69. Дефисное написание частицы –то со словами
  70. Дефисное написание частицы –ка со словами в повелительном наклонении
  71. Дефис в междометиях

wordsonline.ru

Урок-исследование по русскому языку для 2-го класса "Орфограммы в слове"

Урок русского языка в 2-м классе

Тема: « Орфограммы слова »

Цели урока:

  • обобщить знания о способах проверки орфограмм в слове

  • проверка уровня сформированности орфографических умений

Задачи:

  • развивать умение не только слушать, но и слышать других;

  • развивать навыки орфографического взаимоконтроля;

  • воспитывать уважение к окружающим, аккуратность в выполнении работы;

  • создать благоприятные условия для работы, для настроя на успех, для развития положительных эмоций;

  • развивать рефлексию (умение определять то, что я знаю, от того, что я не знаю),самооценку, учебную самостоятельность; коммуникативные отношения

  • воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: презентация, каталог орфограмм, толковый словарь, орфографический словарь, «Бортовой журнал» каждому ученику.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Необычный день у нас.

Гости к нам пожаловали в класс.

- Что гостям сказать нам надо?

(-Видеть Вас мы очень рады!)

-Мысленно подарите добрые слова друг другу, поддержка товарищей принесет вам уверенность в себе и в своих знаниях.

-Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректными в общении друг с другом. И в конце урока дали оценку своей работе

- Улыбнитесь. Мы начинаем урок русского языка.

2.Сообщение темы и цели урока. Мотивация.

-Сегодня у нас не просто урок, посмотрите, как он называется?

Слайд 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВА

-Продолжите мысль…

Тема важная, потому что

  1. Слышим

  2. Пишем

-Какие правила учат вас грамотному написанию слова? (Список схем-орфограмм)

Слайд 3

-Чему мы должны научиться?

-НАУЧИТЬСЯ ДУМАТЬ

  • Объяснять правописание слов;

  • Уметь видеть и исправлять ошибки;

  • Осуществлять самоконтроль

-Должны -закрепить умение применять правила при написании слов

- Оценить себя

3. Закрепление знаний и способов действий

Слайд 4 -Тогда в путь! Отправляемся в морское путешествие в мир слов!

- Наш корабль держит курс в открытый океан орфографических правил.

- Запишем дату отправления в нашем бортовом журнале. Кто знает, что такое «Бортовой журнал»? Для чего он предназначен?

- Запишите число, вид работы

Слайд 5 - Отправляемся из порта Чистописания. Нам помогает…морячка ПЧАГ

Пишу чисто, аккуратно, грамотно

Вывод:-когда первые буквы нескольких слов образуют новое - называется аббревиатура( США, РК, ЦСК )

Слайд 6 1) - Повторим написание букв заглавной и строчной Кк в соединении с другими

Отгадайте загадки: - Подумайте, куда мы с вами отправимся:

А с питьём – беда. (Океан)

- На каком виде транспорта мы отправимся в наше путешествие:

На работу в океан. (Корабль)

- Кто будет управлять нашим судном:

И в руках держал штурвал?

По океанам и морям Ведёт корабль … (Капитан)

- Что поможет нам не сбиться в пути:

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведёт нас за собой. (Компас)

- Запишите отгадки в бортовом журнале, запомните написание этих слов:

2) океан корабль капитан компас

3) Большому кораблю – большое плаванье.

- Прочитайте запись на доске. - Как вы понимаете это выражение, когда так говорят?

- Спишите. Найди орфограммы.

- Ответы детей…….

Все: Хром читаем Большому кораблю – большое плаванье.

Слайд 7 А вот и карта путешествия

- Как она называется?

- Что такое архипелаг? Архипегал-это группа островов.

- Что такое остров? Часть суши-участок земли, со всех сторон омываемый водой

1 остановка: Остров «Словарных слов»

Слайд 8 - Пополним запас продуктов.

- Запишите название продуктов принятых на борт. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные непроверяемые ударением

Помидоры, морковь, капуста, огурцы, картофель, чеснок, яблоки.

Исследование словарных слов.

а) Лексическое значение

- Какие слова можно назвать одним словом? (Овощи)

- Почему мы возьмём с собой так много овощей?

- Какое слово ЛИШНЕЕ?

б) Фонетическое значение

- В каких словах букв больше, чем звуков? (Морковь, картофель)

- В каких словах все согласные твёрдые? (Капуста)

в) Орфографическое значение

- Можно ли проверить написание безударных гласных в этих словах? Что нужно сделать?

Вывод: Запомнить написание этих словарных слов

Взаимопроверка. Взаимооценка. ( в парах)

Слайд 9 2-я остановка «Остров безударных гласных »

- Нас встречает королева Ударение. Почему у неё такое имя?

- Акулы, которые плавают вокруг этого острова, съели все безударные гласные. Выполните задание королевы Ударение, верните гласные назад.

Но помните: Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

А на письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный стал под ударенье, Чтоб развеять все сомненья!

Слайд 10 -Вставьте пропущенную букву. Запишите проверочное слово - Пользуясь памяткой:

1 ряд 2 ряд 3 ряд

Хвойные л…са

Боевые м…чи

Фруктовые с…ды

Рыжая л…са

Футбольные м…чи

Лисья н…ра

Широкая ре…ка

Холодная з…ма

Большие ст…да

Проверяем: команда 1 ряда?...2 ряда?...3ряда? (Дополнительные жетоны за увиденные другие орфограммы)

Хвойные л е са- лес

Боевые м е чи- меч

Фруктовые с а ды-сад

Рыжая лиса- лис

Футбольные мячи-мяч

Лисья нора- норы

Широкая река- реки

Холодная зима- зимы

Большие стада- стадо

Вывод:- если безударная вызывает сомнение, мы ее немедленно ставим под ударение, изменяем число предметов. Самооценка

Слайд 11 Физминутка для глаз. «В морской пучине»

Слайд 12 3-я остановка «Остров парных согласных»

- На этом острове живёт принц Гласный и его свита Согласные

- Вы должны показать умение обозначать на письме парные согласные:

Чтоб поменьше было случаев неясных,

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтоб не путать звонких и глухих…

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Слайд 13 - Вставьте парную согласную в конце слова, напишите проверочное слово в скобках. Пользуйся памяткой:

Олег бежит на пля....

На волнах плывёт пару….

Морские волны омывают бере….

За камнем прячется кра…..

Пляж-пляжи, парус- паруса, берег-берега, краб- крабы, островки- остова

- Проверка выполненного задания. (Дополнительные жетоны за увиденные другие орфограммы) Самоконтроль. Взаимооценка ( в парах)

Вывод: парный согласный проверяю, рядом гласный подставляю.* ед.ч. ↔ мн.ч.

- Вы, ребята , молодцы, гласных и согласных букв приятели. Вас теперь они зовут МЧС – спасатели.

- Как расшифровать аббревиатуру МЧС?

Слайд 14 4-я остановка Остров «Ошибок»

- На этом острове много вулканов. Когда они извергаются, то земля сильно трясётся и некоторые буквы перемещаются, теряются

- Исправьте ошибки, которые возникли из-за этого.

- В детских журналах, во взрослых журналах исправляют ошибки КОРРЕКТОРЫ. В нашем бортовом журнале это сделаете вы! - Исправьте ошибки.

Слайд 15 Открывается картина Астаны с подписью:

Астона – сталица нашей родины.

Это балшой и кросивый горот.

  • Корректоры. - Работая в паре, будьте дружны, помогайте друг другу.

Помните: А как писать, неясно вам… ?

Чтобы знать,

Надо слово изменять.

И за звуком непонятным

Быстро нужное искать.

А словарь вам будет помогать

Нашли ошибки! Будем корректировать. Объясните орфограммы (Жетоны за увиденные другие орфограммы) Взаимооценка

Слайд 16 Физминутка «Золотая рыбка»

Слайд 17 5-ая остановка «Остров пиратов».

Слайд 18 - Чтобы никогда больше не встречаться с ними, вам нужно с ними поиграть - по звукам слово отгадать.

-Угадайте слова и запишите их правильно в «Бортовом журнале»

Проверяем…….1 ряд,…..2 ряд…..3 ряд

Клюв, поход, мороз, лягушка, коньки, яблоко.

Самооценка

4.Итог урока.

Слайд 19

5.Рефлексия

Сдайд 20 Оцени себя:

  1. Кораблик - Я вижу в словах опасные места и умею их проверять.

Хочу знать больше!

  1. Кораблик -Я не всегда вижу в слове опасное место. Могу лучше!

  2. Кораблик -Мне трудно, нужна помощь! sos

6.Информация о домашнем задании: записана в «Бортовом журнале»

- Что понравилось на уроке?

5

kopilkaurokov.ru

Каким образом обозначить орфограммы

Загрузка...

Как правило, большинство родителей, как молодых, так и в возрасте, забывают быстро школьную программу и иногда, чтобы помочь своим детям им приходится пристально изучать все по-новому. К таким вещам можно отнести и частые просьбы учителей в наше время об обозначении орфограммы в словах предложения. Многим детям это сделать сложно, а наша статья вполне подойдет родителям, которые просто забыли, как это сделать.

Каким образом обозначить орфограммы

Итак, предлагаем Вашему вниманию простую инструкцию по определению и обозначению орфограммы в словах. А для этого Вам нужно знать, что орфограммы — это написание слова немного по-другому и делается это для понимания правил русского языка.

То есть, когда у Вас возникает сомнение по поводу того или иного слова. Возьмем слово «зуб» и если писать согласно правилу «Написание глухих согласных в корне слова», то Вы все сделаете правило, хотя здесь присутствует орфограмма на конце слова, потому что слышится буква «п» на конце слова. Если изменить форму слова и применить множественное число, то мы получим слово «зубы», где орфограммы уже нет и беспокоится уже не о чем. Соответственно делаем вывод, что обозначить орфограмму нужно в букве «б», подчеркиваем ее.

как обозначить орфограммы

Задать вопрос!

Если у Вас есть какой-то вопрос по этой статье, то не стесняйтесь и спрашивайте в комментариях.Мы постараемся оперативно ответить.

Спросить >>>

Есть и другие, более сложные формы орфограмм, например «Буквы З, С на конце приставок», где есть закономерность правонаписания перед гласными и звонкими согласными пишется буква З, перед глухими согласными — С. А приставки «З» и вовсе нет в русском языке.

орфограммы: обозначениеПрисутствуют орфограммы и в более сложном исполнении, к примеру, в слове «расположился» есть орфограмма в букве «О» и букве «Ж», их необходимо выделить, так как бывают и другие буквы в этих словах в зависимости от их написания, например, «располагаться». Есть орфограмма и в приставке, где нужно выделить буквы «С» и «П», об этом читайте немного выше.

Таким образом, нам кажется, что знание и умение правильно выделять и обозначать орфограммы в словах дают возможность детям изначально научиться грамотно писать слова и предложения. Орфограммы показывают, в каких местах в слове можно допустить ошибку и в будущем стараться не делать этого. А ниже вы можете просмотреть полный список всех имеющихся в русском языке орфограмм, как для начальных классов, так и для ребят постарше:

  1. Безударные проверяемые гласные в корне слова;
  2. Непроверяемые гласные и согласные;
  3. Проверяемые согласные в корне в корне слова;
  4. Непроизносимые согласные в корне слова;
  5. Буквы и, у, а после шипящих;
  6. Разделительные ъ и ь;
  7. Раздельное написание предлогов с другими словами;
  8. Употребление ь на конце существительных после шипящих;
  9. Употребление ь для обозначения мягкости согласных;
  10. Гласные и согласные в приставках;
  11. Буквы з и с на конце приставок;
  12. Буквы о и а в корне -лаг-, -лож-;
  13. Буквы о и а в корне -раст-, -рос-;
  14. Буквы ё и о после шипящих в корне слова;
  15. Буквы и и ы после ц;
  16. Большая буква и кавычки в собственных наименованиях;
  17. Буквы е и и в падежных окончаниях имен существительных;
  18. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных;
  19. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных;
  20. Краткие прилагательные с основой на шипящую;
  21. Не с глаголами;
  22. Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глаголов и во втором лице единственного числа;
  23. Буквы е и и в корнях с чередованием;
  24. Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения;
  25. Буквы о и а в корне -кос-, -кас-;
  26. Буквы о и а в корне -гор-, -гар-;
  27. Буквы ы и и после приставок;
  28. Гласные в приставках пре- и при-;
  29. Соединительные о и е в сложных словах;
  30. Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя;
  31. Слитное и раздельное написание не с существительными;
  32. Буквы щ и ч в суффиксе -щик, -чик;
  33. Гласные е и и в суффиксах существительных -ек, -ик;
  34. Буквы о и е после шипящих в суффиксах существительных;
  35. Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу-;
  36. Слитное и раздельное написание не с прилагательными;
  37. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных;
  38. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных;
  39. Различие на письме суффиксов –к- и -ск-;
  40. Дефис в сложных прилагательных;
  41. Мягкий знак в середине числительных;
  42. Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19;
  43. Не в неопределенных местоимениях;
  44. Дефис в неопределенных местоимениях;
  45. Различие приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях;
  46. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях;
  47. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения;
  48. Гласные в суффиксах глаголов -ова-,-ева- и -ыва-,-ива-;
  49. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
  50. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
  51. Слитное и раздельное написание не с причастиями;
  52. Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
  53. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
  54. Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;
  55. Буквы ё и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;
  56. Раздельное написание не с деепричастиями;
  57. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о, -е;
  58. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий;
  59. Одна и две буквы н в наречиях на -о, -е;
  60. Буквы о и е после шипящих на конце наречий;
  61. Буквы о и а на конце наречий;
  62. Дефис между частями слова в наречиях;
  63. Мягкий знак после шипящих на конце наречий;
  64. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий;
  65. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогами;
  66. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие;
  67. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы;
  68. Дефисное написание частицы –то со словами;
  69. Дефисное написание частицы –ка со словами в повелительном наклонении;
  70. Дефис в междометиях;
  71. -тся и -ться в глаголах;

Понравился материал? Поделись в соцсетях чтобы и друзья были в курсе.Остались вопросы? Задайте из в комментариях.

Больше интересных материалов:

voprosy-pochemu.ru

Что такое орфограмма в русском языке. Что обозначает слово орфограмма

При изучении русского языка в школе или институте приходится сталкиваться с огромным количеством норм, правил и исключений из них. По каждому слову могут возникнуть вопросы. Как его правильно написать? Ставить ли дефис или мягкий знак?

орфограмма

Понять значение данного термина весьма просто, достаточно обратиться к его этимологии, то есть истории появления. Это слово можно перевести с греческого языка, тогда получится правильная запись или письмо. Таким образом, орфограмма – это правильное написание какого-либо слова.

Понятие орфограмма в чем-то тождественно понятию правило. Практически на каждую орфограмму имеется своё правило русского языка. В самых редких случаях написание будет основываться на простых традициях. Все эти правила и общепринятые нормы изучает одна большая наука – орфография.

Обычно правила возникают там, где кажется, что слово может иметь несколько вариантов написания. Это связано с теми ситуациями, когда звучание не дает четкого представления о том, какие буквы или знаки должны быть в слове.

ошибки

Особенности орфограмм

Во-первых, все орфограммы можно разделить на два типа.

  • Первый тип – буквенные орфограммы. Это значит, что при написании слова возникает вопрос о какой-то конкретной букве. Например, звучание не смогло ясно дать понять, стоит ли писать в корне букву А или О. Разумеется, в одном слове может быть несколько таких орфограмм.
  • Второй вариант – небуквенные орфограммы. В этом случае рассматривается целостное написание слова. Например, стоит ли писать его слитно или раздельно. Возможно, нужно поставить дефис? Сюда же относится и вопрос о том, как правильно переносить слова с одной строки на другую.

Во-вторых, важно понять, что орфографические нормы нередко претерпевают изменения с течением времени. Многие старые правила заменяются другими. К тому же, в языках появляются новые слова, часто заимствованные, и для них приходится создавать новые нормы.

Интересный факт: после последних реформ количество орфографических правил было сильно уменьшено. Их осталось всего около двадцати семи. Однако это не является для школьников поводом для радости. Эти двадцать семь правил позволяют разобраться далеко не во всех словах. Огромное их количество называется словарными словами. Это значит, что проверить их написание с помощью правил невозможно. Их можно только запоминать или сверяться со словарем. Имеются также и слова-исключения.

ошибки

Как найти орфограмму?

Теперь ясно, что обозначает слово орфограмма, но как правильно найти её в слове? Как правило, если произношение не дает четкого представления о написании, то в таком сочетании букв можно допустить ошибку.

Основные виды орфограмм:

  • Безударные гласные в корне (хотя бывают и в других частях слова),
  • Гласные, стоящие после шипящих букв или «ц»,
  • Мягкий знак после шипящих,
  • Глухие согласные на конце слова,
  • Частица «не».

На каждую из этих орфограмм существует своё правило, а также большое количество исключений и словарных слов.

Чаще всего, для того, чтобы справиться с внезапно появившейся орфограммой, достаточно подобрать проверочное слово. Им является измененная форма текущего слова, в которой неясная буква становится очевидной. Обычно так проверяются гласные в корнях и согласные на конце слова.

Рассмотрим распространенный пример одной из орфограмм. Произнося слово дуб, человек слышит на конце букву п. Соответственно, в этом слове можно допустить ошибку. Как узнать, что же именно должно быть написано? Нужно изменить слово. Например, подойдет «дубовый» или простое «дубы». Здесь четко слышно, что после буквы у идет б.

Орфографический разбор

Для того, чтобы справиться с орфограммой в слове, недостаточно просто её найти. Нужно подобрать подходящее правило и воспользоваться им. Для этого необходимо уметь проводить орфографический разбор. Он помогает понять, в какой части слова находится спорное место, а это позволяет подобрать верное правило.

Орфографический разбор включает в себя

  • выделение непосредственно орфограммы с помощью подчеркивания,
  • простановку ударения,
  • определение частей слова,
  • подбор проверочного слова,
  • выбор правила.

Обычно достаточно выделить только ту часть слова, в которой находится непосредственная орфограмма. Ею может быть корень, окончание, суффикс или любя другая часть. Иногда учителя просят выделять все части, независимо от того, находится в них орфограмма или нет.

Нередко сложности вызывает подбор проверочного слова. Здесь важно понять, что оно должно быть не только однокоренным, но и примерно сохранять смысл исходного понятия. Когда проверочное слово обнаружено, его нужно записать в скобках.

Для того, чтобы верно определиться с правилом, нужно точно знать, где находится какая часть слова. Также, конечно, необходимо помнить все существующие правила. Это кажется довольно сложным, но требуется немного времени – и всё получится.

орфографический разбор

topkin.ru

"Дневник грамотности" как прием формирования орфографического навыка у младших школьников на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа

Одна из наиболее сложных задач начального обучения - формирование орфографической грамотности у младших школьников на уроках русского языка. Грамотное письмо является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания.

Орфографически правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это необходимо.

Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой. Как показывает практика, учащиеся не владеют в достаточной мере умением пересказать содержание книги, фильма, рассказать об интересном событии, выразить эмоции. Их речь, как правило, бедна, однообразна, засорена “модными” словечками. Неразвита орфографическая грамотность. Это вызывает тревогу у учителей, родителей, и, наконец, у общественности. Поэтому учёные (психологи, методисты), учителя пытаются установить причины низкой орфографической грамотности.

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является, на наш взгляд, отсутствие сформированности орфографического навыка.

Орфографический навык - это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких, как навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.

Проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особое значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.

Мною был разработан “Дневник грамотности” как приём работы, направленный на формирование у младших школьников орфографического навыка.

Дневник грамотности направлен на индивидуальную работу учителя с каждым учащимся. Дневник грамотности для каждого ученика разрабатывает сам учитель. К Дневнику грамотности учащиеся обращаются после каждой проверочной, контрольной работы. Результаты работ учащихся фиксируются на “Экране грамотности” класса, который отражает истинную картину по усвоению учащимися той или иной орфограммы, показывает, какой тип орфограммы вызывает затруднения при написании. “Экран грамотности” класса меняется после каждой проверочной или контрольной работы.

“Экран грамотности” выглядит следующим образом: (Приложение 1)

№ п/п Список детей Типы орфограмм
                   
                       

Такая работа способствует формированию у младших школьников орфографической зоркости, так как учащиеся зрительно запоминают правильное написание тех слов, в которых были допущены ошибки. Фиксируя ошибки на экране грамотности класса, учитель видит, какие существуют пробелы в знаниях учащихся по орфографии. На этой основе учитель разрабатывает ряд заданий, индивидуальных карточек для каждого ученика по тем типам ошибок, которые были допущены. Дневник грамотности заполняется учащимися самостоятельно вне урока. Работа в Дневнике грамотности строится следующим образом.

На первой странице дневника заполняются сведения об ученике. На следующей странице размещена сводная таблица, благодаря которой можно проследить динамику развития по усвоению учеником той или иной орфограммы.

Уровень усвоения учеником той или иной орфограммы

Дата проведения работы Виды работы Количество допущенных ошибок Типы ошибок
       
       

На последующих страницах Дневника грамотности размещены типы орфограмм, которые изучаются в начальной школе. Например, страница “Безударные гласные в корне слова”, “Непроизносимые согласные”, “Парные звонкие и глухие согласные” и т.д.

Для того чтобы выполнить задания, которые приготовил учитель, ученику необходимо:

- определить, на какой тип орфограммы дано задание;

- найти соответствующую страницу в Дневнике грамотности;

- выполнить задание на этой странице.

На странице “Замечания по ведению Дневника грамотности” учитель отмечает правильность заполнения дневника, аккуратность ведения дневника и выполнения заданий.

На последней странице “Отзыв учащихся о Дневнике грамотности” ученики могут зафиксировать своё отношение к дневнику, пожелания, внести свои предложения и идеи.

После выполнения задания, учитель, просмотрев работу, обговаривает с учеником все недочеты или ошибки, и ученик объясняет, почему он сделал так, какое правило применил. Подобная работа развивает и отрабатывает зрительную и рукодвигательную память, внимание. К тому же, повторяются правила, проводится орфографическое проговаривание; учащиеся должны научиться быстро вспоминать нужные слова, показывая языковую “готовность памяти”. Важно, чтобы ученики писали слова с предложенными орфограммами правильно и осознанно, умели находить орфограммы в словах, предложениях, доказывали и обосновывали свой выбор.

На этом этапе используются разнообразные упражнения, чтобы они не надоедали детям и чтобы интерес и внимание детей к подобным заданиям постоянно возрастали. Для этого предлагаются слова с орфограммами в более занимательной форме через любой другой дополнительный материал. Например:

• списывание слов карточки с пропуском букв;

• использование ребусов, кроссвордов, загадок, сказок;

• использование правила - схемы, пиктограммы;

• использование пословиц и поговорок на уроках русского языка;

• использование дидактических игр, например, игра “Лучший капитан”,

“Посади рыбку в аквариум”, “Помоги белочке” и др.

• списывание с разнообразными заданиями;

• диктант “Проверю себя”, когда ученик пишет слова с пропуском букв, в написании которых сомневается. После диктанта дети спрашивают учителя и только потом вставляют нужную букву. Иногда приходится напомнить правило, задать наводящий вопрос или объяснить. Только доброжелательная обстановка на уроке дает желаемый результат в этой работе;

• диктант “Найди слова”. На карточке фиксируется несколько предложений и дается задание: подчеркнуть слова, которые можно проверить. Такие диктанты, как правило, небольшие по объему, состоящие из 4 - 5 предложений;

• разнообразные творческие работы, цель которых - развитие связной речи и расширение запаса слов;

Активно применяются памятки - опоры, памятки “Работы над ошибками”.

Надо помнить, что “Дневник грамотности” заполняется после каждой проверочной письменной работы самими учениками. Обнаружение и распознавание орфограммы в слове приобщает детей к самостоятельной работе над ошибками.

При анализе допущенных ошибок в словах определяется усвоение навыка письма, и слова снова включаются в разнообразные упражнения и задания.

При такой организации работы на подготовку заданий уходит много личного времени учителя. Но по мере автоматизации навыка определять орфограммы алгоритм выполнения постепенно совершенствуется.

Использование данного приёма работы с орфограммой способствует обнаружению, распознаванию орфограммы в слове, приучает учащихся к самостоятельной

деятельности.

А самым главным является:

- чёткое планирование всей работы;

- тренировочные упражнения;

- систематический и разносторонний характер деятельности по орфографии;

- постоянный контроль за усвоением пройденных орфограмм.

С учётом выполнения поставленных условий будут созданы все предпосылки для формирования у младших школьников орфографического навыка.

Приложение 2

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта