Наиболее известные журналы: Первый советский журнал для детей. Первый журнал для детей
1. История возникновения детской периодической печати
15
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения детской периодической печати 3
2. Современные детские периодические издания 10
3. Знакомство детей со структурой периодических изданий 13
Список использованной литературы 15
Русская пресса для юного читателя в отличие от «взрослой» началась с журнала.
Детская периодика в нашей стране имеет богатую историю. До революции, в основном в Петербурге и Москве, издавалось около трёхсот детских и юношеских журналов. Одни из них выходили десятилетиями, другие прекращали своё существование на первой книжке. Прежде всего это было вызвано тем, что издателям не хватало средств, а порой появившийся журнал не находил своих подписчиков по разным причинам, но чаще всего потому, что являлся ухудшенным вариантом уже издававшихся и полюбившихся читателям.
До середины XVII века детской литературы не существовало. По существу, первой книгой, написанной специально для детей, стала книга «Мир в картинках» Яна Амоса Коменского. Величайший педагог и реформатор школы стал родоначальником литературы, приспособленной для понимания детей.
Первым детским журналом в мире стал «Лепцигский еженедельный листок» (1772-1774), издававшийся в Германии. Через три года специальное детское периодическое издание – «Детское чтение для сердца и разума» – стало выходить в России в Москве.
Журнал русского просветителя Н. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» положил начало отечественным изданиям для юного читателя. Он выходил в виде еженедельного приложения к «Московским ведомостям» с 1785 по 1789 год. В издании журнала Н. Новиков видел, прежде всего, возможность провести в жизнь свои педагогические и просветительские идеи. Детский журнал, по мнению редактора, должен был служить «для сердца и разума», воспитывать добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели.
За «Детским чтением для сердца и разума» (1785—1789) последовали другие подобные издания, и на протяжении почти целого века их типология, не претерпела существенных, изменений. Журнал исторически соответствовал тем задачам, которое возлагались вообще на «детское чтение». Прежде всего, он призван был просвещать юное поколение.
Журнал Н. Новикова вызвал подражание, и с начала XIX века периодические издания для названной аудитории стали выходить один за другим. «Друг юношества и всяких лет» М. Невзорова (1807-1815), и аналогичные по содержанию «Друг детей» Н.Ильина (1809), «Новое детское чтение» С. Глинки (1821—1824).
У первых журналов были и другие особенности: они выходили при полном отсутствии детской литературы, между тем как вопрос о её создании уже стоял перед обществом. Кроме того, необходимо было считаться с грамотностью населения — подавляющее большинство детей России не умело читать.
Это обстоятельство определило структуру, содержание периодических изданий для детей, которые выходили вплоть до середины XIX века. Они представляли собой обычный альманах, с очередностью номеров, как правило, один раз в месяц.
Так же следует упомянуть журнал «Друг юношества» (1807 — 1815 годы; с 1813 года он назывался «Друг юношества и всяких лет»). Журнал сыграл заметную роль в развитии периодики для детей. Правда, содержание и стиль материалов, помещенных в «Друге юношества», не всегда отличались безупречным вкусом и педагогическим тактом. Порой в произведениях звучали скучные проповеди с открытой дидактической назидательностью.
Другой известный детский журнал относится уже к середине века — это «Библиотека для воспитания», (1843 — 1846). Основал и редактировал его литератор-славянофил Д.А. Валуев; сотрудниками были известные писатели, учёные, просветители: Т.Н. Грановский, Ф.И. Буслаев, И.В. Киреевский и другие. Основные материалы журнала посвящены истории Российского государства, памятникам прошлого, истории и быту славянских народов. Не было в журнале ни иллюстраций, ни развлекательного раздела.
В 1847 году редактором журнала стал профессор П.Г. Редкий, который заложил основы серьёзного научного просветительства. Он требовательно относился к авторам и переводчикам, сам скрупулезно отбирал материал из научных статей. Так, помещая познавательные очерки «О Луне», «Об Атлантическом океане», «О машинах», он рядом печатал первые переводы сказок Андерсена, пересказы «Илиады» и «Одиссеи», переложение Нестеровой летописи — «Повести временных лет». Белинский считал, что журнал Редкого — единственный, который можно рекомендовать для детского чтения.
В 60-е годы детская журналистика значительно расширила сферу своего существования и влияния за счёт обращения к более массовому числу читателей. Этому способствовала происходившая в тот период либерализация образования, школа становилась значительно демократичнее, охватывала всё более широкие круги россиян. Это побуждало издателей детских журналов к иному, чем в начале века, наполнению их материалами, чтобы полнее отвечать устремлениям передовых педагогов к активному формированию и просвещению детского читателя. В лучших журналах того времени публикуются известные русские прозаики и поэты, учёные и педагоги, хорошие переводы зарубежной детской литературы. Всё это способствовало становлению личности, прививало передовые для своего времени знания и взгляды.
А.О. Ишимова основала два журнала: «Звездочка» (1842 — 1863) и «Лучи» (1850 — I860). Первый из них предназначался девочкам младшего возраста, второй — более ставшим, воспитанницам институтов благородных девиц. Основной тон журналов был сентиментальным, характерным для обучения девочек в то время (религия, благоговение перед царём, семья).
Наша отечественная литература для детей многим обязана именно этому периоду — первой половине XIX века, золотому веку русского искусства. Столь бурный рост детского книгоиздания, изобилие журналов не могли не дать плодотворных результатов. Появились и новые жанры литературы для детей — научно-художественный и научно-популярный. А история Отечества становилась ведущей темой детской литературы. И ещё одна важная особенность этого периода: крупнейшие писатели стали творить специально для детей или же создавали произведения, которые очень скоро входили в круг детского чтения.
Конец 50-х годов — эпоха расцвета детской журналистики, а в 60-е годы не проходило и года, чтобы не возник один, а, то и два детских журнала. С 1858 года в Санкт-Петербурге начал выходить «Подснежник» (1858—1862) под редакцией талантливого критика В. Майкова, считавшего своей задачей: «...доставлять раннему возрасту обоего пола непрерывный, беспрестанно наполняющийся и разнообразно изменяющийся источник чтения». Редактор привлекал к сотрудничеству Н. Некрасова, И. Тургенева, И. Гончарова, Д. Григоровича. Библиографический отдел вел Д. Писарев. С 1860 года основным сотрудником «Подснежника» стала писательница М. Ростовская, а с 1864 года она сама приступила к созданию журнала «Семейные вечера», который просуществовал 24 года. Это издание, по существу, стало продолжением «Звездочки». М. Ростовская сотрудничала с А. Ишимовой и разделяла её взгляды на детское чтение. Журнал был удостоен высокого покровительства государыни императрицы Марии Александровны. В нём публиковались произведения самой М. Ростовской. Она достаточно хорошо владела пером и из номера в номер радовала своих читателей рассказами, сказками, поучительными историями, биографиями знаменитых людей. В журнале печатались В. Даль. Евг. Тур, Н. Львов, В. Авенариус и др.
Появление первой «Газеты для русских детей» (1860—1862) совпало со временем общественного подъёма в канун «великих реформ». Произошло это не случайно. Как отмечали современники, новые веяния захватили и детей, подростков. В школьном деле происходили большие перемены, «наша гимназия того времени тоже попала в полосу оттепели», — отмечал «чайковец» Н. А. Чарушин. Революционер-народник П. Н. Ткачев вспоминал впоследствии, что с чтения «посторонних классным занятиям» снято было прежнее veto; чтение было теперь не только дозволено, но даже поощрялось, и юноши-дети с жадностью набросились на него. Книги, возбуждали новые мысли, с замиранием сердца ожидали юные читатели выхода каждой новой книжки, журнала».
Следующая детская газета в России появилась лишь после 1905 года. К этому времени отечественная периодика для детей претерпела большие изменения: она получила широкое распространение по всей стране; некоторые издания выходили уже на протяжении десятилетий, достаточно надежно отладив весь редакционно-издательский механизм; всё чаще и чаще в журналах стали принимать участие писатели, педагоги. Но главное заключалось в другом — изменилось время! Под натиском революционной борьбы пролетариата постепенно многое начинает пересматриваться и в тематике детских журналов. На их страницы приходит социальный очерк о жизни бедных слоёв населения, о положении маленьких рабочих на заводах Петербурга, Москвы, о неурожаях и голоде в различных губерниях. Юный читатель начинает встречать публикации о последних политических событиях, комментарий к ним. Эти тенденция детской периодики получили наиболее яркое выражение в дни вооруженного выступления народных масс 1905 — 1907-х годов. Идя навстречу пожеланиям «со стороны подписчиков, настойчиво требующих от изданий статей по текущим вопросам», журналы начинают писать о Государственной Думе, разъясняют детям программу партий кадетов, октябристов, трудовиков. Каждый журнал заводит раздел «На войне», где пишет о событиях на Дальнем Востоке.
Заметным явлением в отечественной журналистике стал журнал «Детское чтение» А. Острогорского, выходивший в Санкт-Петербурге (1869—1906). Он просуществовал 35 лет, а затем был переименован в «Юную Россию». В каждом номере журнала читатель находил рассказ или повесть, популярный очерк из жизни природы и окружающей среды, исторические материалы, практические советы юным садоводам и друзьям животных, занимательные игры и задачи. А. Острогорский стремился дать детям максимум необходимой информации, подбирая и располагая материал таким образом, чтобы он читался с живым интересом. Редактор не увлекался переводными произведениями. Чаще всего помещал не переводы, а пересказы, написанные хорошим языком, понятным и доступным юным, читателям.
В конце ХIХ века детские журналы демократизируются, обращаясь к читателям из рабочих семей. Публикуются в них произведения писателей-реалистов — сильные по эмоциональному воздействию и социальной направленности рассказы, повести, очерки, стихотворения. Таким образом, «ещё до 1917 года детская журналистика решала важнейшие проблемы формирования духовного облика юного читателя — его взглядов на жизнь и окружающее общество, его эстетических вкусов, давала ему доступные научные знания.
В начале 1900-х годов появились три журнала, основанные одним издателем, детским писателем А. Федоровым-Давыдовым: «Светлячок» (1902—1916), «Путеводный огонёк» (1904—1918), «Дело и потеха» (1905—1909). Редактор стремился, прежде всего, развлечь ребёнка, занять его и при этом преподать жизненные уроки, познакомить с явлениями природы. На страницах журналов в основном печатались рассказы, повести, сказки, стихи, басни, шутки самого издателя.
Другой популярный журнал — «Игрушечка» (1880 — 1912) — предназначался только для маленьких. Издавала его Т.П. Пассек, дружившая с А.И. Герценом. За свою довольно длительную жизнь журнал напечатал множество произведений современных русских писателей, известных и малоизвестных. В каждом номере помещались сказки, занимательные рассказы, стихи, биографии знаменитых людей, природоведческие очерки.
Новое содержание, пришедшее в детскую периодику, потребовало и иных форм выражения. Выступления журналов получают чёткую публицистическую направленность. Она столь заметна, что сказывается на структуре самого издания, лишая его многих атрибутов альманаха. Публицистическое насыщение детских журналов — явление объективное. Оно соответствовало изменившемуся отношению к детству, когда в условиях классовых битв происходило интенсивное становление гражданского мировоззрения юного поколения. В этом смысле весьма показательны метаморфозы, которые стали случаться с самым известным журналом «Детское чтение». В 1906 году, отметив уже свое сорокалетие, он вдруг стал называться «Юная Россия».
Таким образом, всё развитие детской журналистики, зависимое от эпохи, от дальнейшего развития русского общества, от обострения борьбы классов, подготавливало появление нового типа периодического издания. Процесс его формирования занял много времени, но шаг за шагом газета представала в новом качестве, завоевывая себе популярность у юных читателей.
В своей ориентации газета пошла по пути освоения новой формы. Но нельзя забывать, что за формой стояло более существенное — иное содержание, пришедшее в детскую журналистику. Ни Министерство народного просвещения, ни царская цензура, ни духовенство уже не могли удержать периодику в сфере узко педагогических идей. Окружающая жизнь всё настойчивее заявляла о себе, и скрыть её проблемы от детей было невозможно. Детская журналистика от абстрактных рассуждений о добре и зле переходила к актуальным выступлениям на злобу дня. А это, в свою очередь, подсказывало публицистический, а не констатирующий способ отражения действительности. То есть затрагивались основополагающие принципы творчества, что свидетельствовало о новой расстановке сил в детской журналистике и о новом читателе, который появился в России.
В 1922 г. в Москве и 1923г. в Петербурге вышли два однотипных журнала «Юные товарищи» и «Барабан», посвященные организаторским вопросам пионерского движения. Это были первые советские общественно-политические журналы для детей. Просуществовали они около года, основная тематика – организационные вопросы пионерского движения. Многочисленные периодические издания того времени — «Юный Спартак», «Ленинские искры», «Пионер», «Барабан», «Новый Робинзон», «Дружные ребята» и многие другие — выполняли грандиозный заказ времени с пылом, который бывает сродни лишь эпохам великих революционных преобразований.
Выдержать конкуренцию с ленинградскими журналами «Еж» (1928— 1935) и «Чиж» (1930—1941) не в состоянии было ни одно детское периодическое издание тех лет. Более того, писатель Николай Чуковский утверждал даже, что «никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне веселых, истинно литературных, детски озорных детских журналов».
Авторский состав будущих «Чижей» и «Ежей» формировался вокруг детского отдела государственного издательства (ГИЗ) в Ленинграде. Он был создан в 1924 г. по инициативе К.И. Чуковского, а неофициальным «властителем» стал С.Я. Маршак, благодаря которому к концу 20-х годов здесь было сосредоточено уникальное по своему составу созвездие писателей и художников.
studfiles.net
1.Периодика для детей. Структура детского журнала. Методика использования периодических изданий в начальных классах.
Российская детская журналистика зародилась в 18 веке: издатель Н.И. Новиков в течение пяти лет выпускал журнал "Детское чтение для сердца и разума".
Состояли журналы из разделов: одну часть занимала беллетристика, другую часть составляли материалы научно- популярного раздела( очерки и статьи по истории, природоведению, физике) и смесь( анекдоты, забавные случаи из жизни знаменитостей, приметы, народная мудрость, крылатые выражения, притчи и пр.)
Долго отсутствовали иллюстрации.
Детские журналы 19 столетия были приближены к сборникам чтения тем, что почти не ставили организационных задач, что в них отсутствовали сообщения о современности, материала публицистического характера, то есть то, что делает журнал периодическим изданием.
С конца 19 века положение меняется. В журналах появляется информация о новостях культуры и политики. Появились сообщения о жизни за рубежом. Стали печатать письма читателей и обсуждать опубликованные произведения.
К новинкам детского журнала начала 20 века следует отнести попытки создать отделы юмора. Стали печататься комиксы.
С первых лет советской власти журналы для детей рассматривались как составная часть всей печати страны и развивались в тесной связи с детским коммунистическим движением. Продолжали издаваться дореволюционные "Задушевное слово", "Родник", "Маяк".
В первые послереволюционные годы появилось два типа журналов: для детей( "Северное сияние", "Красные зори") и детского творчества ("Детский труд", "Первоцвет"). Произошло слияние обоих типов в один.
Структура детских журналов.
Со временем сложилась стабильная структура детских журналов.
1) Беллетристический отдел- главный, он занимает обычно от трети до половины всей площади.
В детских журналах печатались все известные писатели и поэты, многие художники- иллюстраторы "приложили руку" и к оформлению детских периодических изданий. Это С.Маршак, А.Барто, С.Михалков, В.Бианки ,К.Булычев и др.
2) Публицистический отдел. Невелик был его удельный вес в журналах начала 20 века, но зато в пионерских изданиях, напротив, публицистика заняла ведущее место.
Жанры детской публицистики: очерки, статьи, репортажи, заметки, интервью.
3) Учебный, школьный отдел, пионерской или другой детской организации. Печатает статьи проблемного и критического характера о жизни организации, письма и заметки с мест событий, воспоминания, налаживает обмен опытом, контакты, объявляет конкурсы,- то есть решает организационные вопросы связи периодического издания с детской жизнью.
4) Научно-популярный отдел- традиционный в детской журналистике. Учитывает энциклопедический характер интересов читателей, дает максимально широкую тематику научно- популярных материалов. Это могут быть и дополнения к учебным предметам, и лаконичные сообщения об открытиях, достижениях науки и техники.
5)Развлекательный, досуговый отдел - это решение кроссвордов, шарад, головоломок, ребусов, вырезание и склеивание игрушек, кукол и тд.
6)Критико-библиографический отдел присутствует не во всех изданиях. В нем помещаются рецензии на новые книги, очерки о творчестве классиков и современных писателей, аннотации на прочитанные произведения, статьи по проблемам занимательного литературоведения и искусствоведения.
7) Отдел пропаганды различных видов искусства, физкультуры и спорта, а также профессий. он организует конкурсы и викторины юных авторов, школы будущих командиров, любителей природы.
Типы журналов
Сложились три типа журналов в соответствии с возрастными потребностями детей: малышовые("Чиж","Мурзилка","Светлячок" и др.), для младших школьников ("Мурзилка", "Трамвай", "Колобок", "Тропинка"), для подростков ("Трамвай", "Костер", "Пионер")
Журналы различаются также по функциям:
1)организационно-пропагандистские, типа "Пионер", в которых ведущее место занимают общественно- политические и организационно- пропагандистские материалы;
2)литературно- художественные, типа "Мурзилки", в которых преобладающими разделами являются беллетрический и досуговый.
3)научно-популярные, типа "Юный натуралист", "Знание-сила", в которых отражаются интересы к определенным отраслям знаний.
studfiles.net
Первый советский журнал для детей
Описание презентации Наиболее известные журналы: Первый советский журнал для детей по слайдам
Наиболее известные журналы: Первый советский журнал для детей был основан М. Горьким «Северное сияние» (1919— 20) «Барабан» (1923— 26, слился затем с «Пионером»), , «Пионер» (с 1924) «Дружные ребята» (1927— 53), «Ёж» (1928— 35), «Чиж» (1930— 41), «Затейник» (1929— 41 и 1946— 53). Научно-популярные журналы — «Юный натуралист» (с 1928), «Юный техник» (с 1956), «Квант» (с 1969) и др. КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА В России первый детский журнал — «Детское чтение для сердца и разума» (1785— 89), основанный Н. И. Новиковым , — носил просветительский характер. Всего в России с конца 18 в. до Октября 1917 издавалось в разное время более 100 детских и юношеских журналов. После победы Октябрьской революции интерес к детским и юношеским журналам не пропал.
В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяет его содержание, структуру, форму, объем.
ЖУРНАЛЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Издания для дошкольников в доступной, яркой, запоминающейся форме, рассказывают об окружающем мире, знакомят с литературными произведениями, вырабатывают навыки разговорной речи, учат считать и писать. В них, как правило, освещается одна сквозная тема.
«Мурзилка» — популярный детский литературно-художественный журнал. Издаётся с мая 1924 года и адресован детям от 6 до 12 лет. За 89 лет существования всеми любимого детского журнала его выпуск не прерывался ни разу. Своё имя Мурзилка получил благодаря озорнику и проказнику — маленькому лесному человечку, существовавшему в популярных книгах для детей конца 19 века.
Мурзилка – ежемесячный, литературно – художественный журнал для младших школьников. Его нарисовал замечательный художник Аминадав Каневский (на фото).
Подсчитано, что с мая 1924 года по май 2011 вышло 1020 номеров «Мурзилки» ! В 2011 г. журнал был занесён в книгу рекордов Гиннесса. Он был признан самым долгоиздающимся журналом для детей.
Со сказками, Стихами, Рассказами, Головоломками, Шарадами, Кроссвордами, Загадки, Игры, Конкурсы. Также журнал знакомит нас:
«Галерея искусств Мурзилки» «Сделай сам» «Прогулка со словами» и «Поиграем в слова» «Зеленый мир» «Веселая математика» Постоянные рубрики «Мурзилки» :
Первый выпуск « Мурзилки» 1924 года
«Весёлые карт нки» ии — детский юмористический журнал. Рассчитан на детей от 4 до 10 лет. Издается в Москве ежемесячно с сентября 1956. Журнал включает стихи и рассказы, настольные игры, комиксы, ребусы, шутки, загадки. Он организует досуг всей семьи, поскольку маленьким детям читают родители, а дети постарше нуждаются в одобрении взрослых, хорошо ли выполнено задание из журнала, правильно ли отгадана загадка. Наряду с «Мурзилкой» был наиболее популярным детским журналом в СССР в 1960— 80 -е годы. В начале 1980 -х годов его тираж достигал 9, 5 миллионов экземпляров.
Идея появления «Весёлых картинок» принадлежала Ивану Максимовичу Семёнову, народному художнику СССР. Он стал первым редактором журнала и вместе с художником Виталием Стацинским привлёк к работе своих коллег, Аминадава Каневского и Алексея Лаптева. Название журнала было выбрано исходя из того, что забавные и весёлые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями, всегда нравятся маленьким детям.
Главный герой журнала- Карандаш , добрый и веселый человечек с красным грифелем вместо носа, одетый в нарядную синюю блузу, в элегантном берете, а на шее — красный бант. В журнале работали лучшие писатели и художники: К. Чуковский, С. Михалков. В. Сутеев и др
«Школа карандаша» – учит детей рисовать; «Школа самоделкина» – учит мастерить игрушки; «Веселая азбука» — знакомство с буквами. Также в журнале помещены стихи, рассказы, настольные игры, комиксы, ребусы, шутки, загадки. Постоянные рубрики «Веселых картинок»
А мне нравится игровой, развивающий, увлекательный журнал для детей 7 — 10 лет «Непоседа» . Выходит журнал 2 раза в месяц. Для меня новый номер «Непоседы» , словно встреча с другом. Журнал « Непоседа»
В нем я нахожу увлекательные игры, развивающие комиксы, кроссворды, головоломки, ребусы, загадки, веселые конкурсы с призами и сувенирами, поучительные и увлекательные истории и сказки. Что есть в «Непоседе» ?
Детские журналы
• Яркое запоминающееся название. Оно может быть связано с именами известных героев. Каким должен быть детский журнал? Из ответов детей • Красочное оформление. Обилие фотографий, рисунков придает журналу в целом живость и легкочитаемость. • Использование разных шрифтов. • Рубрики на разные темы: познавательные и развлекательные. Постоянными могут быть страницы с различными головоломками, фантастическими историями, юмористическими рассказами. Разнообразные конкурсы для читателей.
present5.com
Смотрите также
- Детские журналы в библиотеке
- Буллет журнал что это
- Журнал на английском перевод
- Журнал инструктажа по го
- Журнал me in you
- Журнал хозяйственных операций это
- Журналы в детском саду
- Лехаим русский еврей журнал
- Родина журнал 4 2012
- Общество закон правосудие журнал
- Экг журнал функциональная диагностика