Положение по ведению классных журналов. Положение по ведению классных журналов
Положение о заполнении, ведении и проверке классного журнала
Транскрипт
1 Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Пятисотенная средняя школа Рассмотрено на педагогическом совете МКОУ Пятисотенной СШ Протокол от 20 Утверждаю. Директор МКОУ Пятисотенная СШ: (Чуносова Г.Ж.) Приказ от 20 г Положение о заполнении, ведении и проверке классного журнала п. Пятисотенный
2 1. Общие положения Классный журнал является государственным нормативнофинансовым документом, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя В школе используются три вида классных журналов: для 1-4 классов; 5-9 классов; классов Классный журнал рассчитан на один учебный год В журнале фиксируются текущие, четвертные, годовые, экзаменационные и итоговые отметки учащихся, посещаемость учащимися класса уроков по дням, четвертям и в целом за учебный год. 2. Ответственность классного руководителя за ведение классного журнала Классный руководитель оформляет журнал на начало учебного года (номенклатура предметов, списки учащихся, ФИО преподавателей полностью, общие сведения об обучающемся, сведения о количестве уроков, пропущенных обучающимися, сведения об участии обучающихся в кружках, факультативных и других дополнительных занятиях) Номенклатура предметов в журнале и количество недельных часов на их освоение должны соответствовать перечню предметов учебного плана на текущий год, утвержденного директором школы и согласованного с МУ управлением образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области Фамилия и имя (полное) обучающихся записываются в алфавитном порядке Название предметов пишется со строчной (маленькой) буквы При распределении страниц журнала для текущего учета успеваемости и посещаемости по предметам следует руководствоваться следующими нормами: час в неделю 2 страницы; часа в неделю 4 страницы; часа в неделю 5 страниц; часа в неделю 7 страниц; часов в неделю 8 страниц; часов в неделю 9 страницы Страница «Показатели физической подготовленности обучающихся» заполняются учителем физической культуры «Листок здоровья» заполняется медицинским работником В конце каждой четверти классный руководитель вносит итоговые отметки в сводную ведомость, в конце учебного года оформляет последние страницы журнала с итоговыми отметками, вносит запись о решении педсовета по итогам учебного года («переведен в следующий класс»,
3 «допущен к итоговой аттестации», «выдан аттестат» и т.д.), проверив наличие всех итоговых отметок по всем предметам и оформление всех записей, сдает журнал на проверку и хранение заместителю директора по учебной работе или директору школы В течение учебного года классный руководитель фиксирует все изменения в списочном составе учащихся (прибытие, выбытие, перевод на индивидуальное обучение на дому и др.) на основании приказа по школе (например, Петров Иван выбыл, приказ 10 от ) Классный руководитель несет ответственность за состояние классного журнала, следит за своевременностью его заполнения учителямипредметниками Запрещается уносить журнал домой, выдавать на руки обучающимся. 3. Ответственность учителя за ведение классного журнала В классном журнале фиксируется фактически проработанное время, поэтому заполнение журнала заранее не допускается Журналы оформляются черными чернилами, без подчисток Учитель записывает дату проведения урока арабскими цифрами (09.12.), тему урока и домашнее задание (содержание задания, характер его выполнения, страницу, номер задач и упражнений) При проведении сдвоенных уроков делается запись даты и названия темы каждого урока Учитель регулярно отражает в журнале результаты проверок знаний обучающихся, в том числе проведенных в форме лабораторных, контрольных, самостоятельных работ в соответствии с требованием программы Отметки за урок выставляются в соответствии с закрепленной в Уставе школы балльной системой оценивания: «2» - неудовлетворительно; «3» - удовлетворительно; «4» - хорошо; «5» - отлично. Использование других, произвольных знаков в журналах («4-», «3+» и т.д.) не допускается Отметки по письменным работам выставляются в графе того дня, когда проводилась работа Если в течение урока выставлено более одной отметки одному учащемуся, то они выставляются рядом в одну клетку (не через дробь) Положительная оценка по физической культуре может быть выставлена как при наличии самых незначительных положительных изменений в физических возможностях, так и при наличии факта регулярного посещения занятий по физической культуре, проявленной старательности при выполнении упражнений Отметки за четверть, полугодие выставляются сразу после записи о проведении последнего урока по данному предмету.
4 3.11. При выставлении отметок по итогам четверти, полугодия следует руководствоваться общими количественными нормами: не менее трех отметок в четверти и не менее четырех в полугодии Запрещается использование штриха для замазывания неверных записей; исправление неправильно выставленных отметок осуществляется путем зачеркивания одной чертой предыдущей оценки и выставления рядом новой. При этом в конце данной страницы журнала делается соответствующая запись: «Отметка Иванову Петру за исправлена на «4» (хорошо»), далее подпись учителя и печать учреждения. Не допускается использование записей карандашом Учитель отмечает посещаемость обучающихся на каждом своем уроке (в случае отсутствия ученика ставится «н») В случае замены урока учитель обязан записать тему урока в графе «тема» и справа сделать пометку «замена» и поставить подпись Если в силу объективных причин замена осуществлялась путем проведения урока по другому предмету, то учитель записывает тему урока и справа делает запись «замена урока истории» и ставит подпись. 4. Ответственность руководящих работников за ведение классного журнала Директор школы отвечает перед вышестоящими органами управления образованием за правильность хранения журналов, их сохранность Директор школы обеспечивает необходимое количество классных журналов, их хранение, систематический контроль правильности их ведения Заместитель директора по учебной работе осуществляет непосредственное руководство системой работы в школе по ведению классных журналов, проводит инструктивные совещания по заполнению классных журналов обязательно перед началом учебного года и в течение года по необходимости Заместитель директора по учебной работе осуществляет систематический контроль правильности оформления журналов в соответствии с планом ВШК, внося соответствующие записи на страницу замечаний, отмечает устранение выявленных нарушений. 5. Проверка ведения классных журналов Проверку осуществляют заместитель директора по учебной работе или директор школы в соответствии с планом ВШК по следующим аспектам: своевременность и правильность внесения записей в журнал; объективность выставления текущих и итоговых оценок; система проверки и оценки знаний, регулярность опроса, разнообразие форм проверки знаний, накопляемость отметок;
5 выполнение норм контрольных, самостоятельных, лабораторных работ; выполнение программы; правильность оформления замены уроков; разнообразие форм проведения уроков; подготовка к итоговой аттестации, организация повторения материала; организация работы над ошибками; организация работы с разными категориями учащихся, профилактика неуспешности в обучении; посещаемость уроков учащихся и др В необходимых случаях, проверка осуществляется внепланово, оперативно. По итогам проверки заместитель директора, осуществляющий проверку, готовит справку с указанием фамилии, имени, отчества учителя, замечаний. Итоговая справка предоставляется директору школы По итогам справки, директор вправе издать приказ с указанием санкций за ведение журналов: за ответственное, добросовестное и аккуратное ведение всех школьных журналов по итогам четверти благодарность; при наличии серьезных замечаний - назначить повторную проверку журналов в течение 2 последующих недель; при условии большого количества серьезных замечаний - обязать предъявить объяснительные о недобросовестном отношении к ведению журналов и исправлении замечаний. За систематические грубые нарушения ведения журналов директор вправе объявить замечание или выговор Директор имеет право снять оплату: за незаписанные в классном журнале часы при несоответствии часов по учебному плану школы и записям в журнале; при несоответствии записям в журнале учета пропущенных часов (журнале замены) и классным журналам; при не заполнении журналов более чем на одну тему (при отсутствии даты и темы). 6. Хранение классных журналов Директор школы и заместитель директора по учебной работе обеспечивают хранение классных журналов и систематически осуществляют контроль правильности их ведения Журналы хранятся в школе в течение пяти лет, после чего из журнала изымаются страницы со сводными данными успеваемости и перевода обучающихся данного класса. Сформированные за год дела (сброшюрованные) хранятся в школе не менее 50 лет.
6 7. Утеря и порча классного журнала Журнал считается утерянным, если к концу дня было зафиксировано отсутствие журнала на полке для журналов в учительской и журнал не обнаружен классным руководителем на следующий день Журнал считается частично испорченным, если страницы журнала залиты, обожжены, что делает невозможным дальнейшее использование журнала и/или прочтение уже внесенных данных. 8. Действия классного руководителя при пропаже классного журнала При обнаружении пропажи классного журнала классный руководитель немедленно должен сообщить в письменном виде об исчезновении документа директору школы и заместителю директора по учебной работе Директор школы составляет приказ о факте утери журнала и проведении расследования. 8.3.Классный руководитель проводит расследование по факту пропажи журнала, о чем составляется соответствующий акт, собираются объяснительные всех учителей, работающих в классе, и с учащихся этого класса. 8.4.В течение 7 дней со дня пропажи журнала классный руководитель сообщает заместителю директора по учебной работе о своих действиях и их результатах, что фиксируется в приказе по школе. 9. Порядок восстановления классного журнала В случае частичной порчи журнала составляется акт обследования степени утраты данных документа и выносится решение по данному факту В случае невосполнимости данных найденного классного журнала комиссия составляет соответствующий акт списания данного журнала и принимает решение о перенесении сохранившихся данных в новый журнал установленного образца, утраченные данные восстанавливаются по практическим, контрольным работам, записям в дневниках учащихся и другим имеющимся в распоряжении учителя документам В случае полной утраты классного журнала отметки подлежат восстановлению по имеющимся в распоряжении учителя документам: выставленные в дневник отметки, отметки в тетрадях для практических, контрольных, лабораторных, творческих работ, другим сохранившимся письменным работам, в том числе сочинениям (по литературе и русскому языку). 10. Срок действия положения Настоящее положение является бессрочным Дополнения в настоящее положение вносятся решением педагогического совета
docplayer.ru
Положение по ведению классных журналов

Положение по ведению классных журналов
МБОУ «Воронокская СОШ»
Настоящее положение составлено в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ведению школьной документации.
Классный журнал — это государственный документ, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя согласно установленным правилам.
Ведение классных журналов регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:
- Приказ Министерства Просвещения СССР от 27.12.1974 № 167 «Об утверждении инструкции о ведении школьной документации». В данном приказе даётся характеристика структуры классного журнала, порядок его заполнения учителями и классным руководителем, рекомендации по административному контролю за заполнением журналов. Выдержки из этого приказа в качестве инструкции даны на форзаце классного журнала.
- Письмо Минобразования РФ от 07.02.2001 № 22-06-147 «О содержании и правилом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений», согласно которому классный журнал является документом, позволяющим в рамках внутришкольного контроля отслеживать выполнение программ (теоретической и практической части).
- Приказ Минобразования РФ от 29.12.1997 № 2682 «О нарушениях при подготовке и проведении итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений». В нем перечислены типичные нарушения, допускаемые учителями и классными руководителями при заполнении классного журнала.
- Приказ Министерства Просвещения СССР от 08.12.1986 № 241 «Об утверждении и введении в действие положения об организации работы по охране труда в учреждениях системы Министерства Просвещения СССР». Этот приказ регламентирует проведение инструктажа на уроках по предметам учебного плана («Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура», «Технология», «Информатика и ИКТ») и способы фиксации его в классном журнале.
- Методические рекомендации по работе с документами в образовательных учреждениях (письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.12. 2000 №03-51/64). Классные журналы относятся к учебно-педагогической документации общеобразовательного учреждения. Ответственность за хранение журналов, контроль за правильностью их ведения возлагается на директора школы и его заместителя по учебно-воспитательной работе. Журнал рассчитан на учебный год, журналы параллельных классов нумеруются литерами (например, «1 а класс», «5 б класс» и т.д.).
В начале учебного года заместитель директора проводит инструктаж по заполнению классных журналов, даёт указания классным руководителям о распределении страниц журнала, отведённых на текущий учёт успеваемости и посещаемости обучающихся на год в соответствии с количеством часов, выделенным в учебном плане на каждый предмет (35 ч. в год — 2 стр., 70 ч. в год — 4 стр., 105 ч. в год — 5 стр., 140 ч. в год — 6 стр., 175 ч. в год — 8 стр., 210ч. в год — 9 стр.).
В конце учебного года классный руководитель сдаёт журнал заместителю директора по УВР. После проверки журнала заместитель директора производит запись: «Журнал проверен и принят для сдачи в архив. Дата. Подпись заместителя директора». Классный журнал хранится в архиве общеобразовательного учреждения 5 лет. После 5-летнего хранения из журнала изымаются страницы со сводными данными успеваемости и перевода учащихся класса. Сформированные дела хранятся не менее 75 лет.
- I. Общие требования к ведению классных журналов
- Все записи в журнале делаются ручкой одного цвета четко и аккуратно на русском языке, без исправлений.
- Названия предметов в оглавлении записываются с прописной (большой) буквы в соответствии с порядком их следования в учебном плане. На страницах, выделенных для конкретных предметов, наименование предмета пишется со строчной (маленькой) буквы.
- Фамилия, имя, отчество учителя записываются полностью (Иванова Наталья Петровна).
- Страницы журнала обязательно нумеруются. Одна страница журнала включает левую и правую стороны. Нумерация страниц указывается в разделе «Оглавление».
- На левой стороне страницы журнала записывается число и месяц проведения урока.
- На правой стороне страницы журнала записывается число, месяц и тема пройденного на уроке материала в соответствии с календарно-тематическим планированием. При проведении сдвоенных уроков записываются темы каждого урока отдельно.
- В журнале указываются не только темы уроков, но и темы контрольных, самостоятельных, лабораторных, практических работ. Например:
С/р «Сложение и вычитание трехзначных чисел» или С/р по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел», П/р № 5 «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» или П/р №5 по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» (или без номера), Контрольный диктант № 2 «Виды предложений по цели высказывания» или Контрольный диктант № 2 по теме «Виды предложений по цели высказывания» (или без номера), П/р № 1 «Определение состава почвы» (или без номера).
- В графе «Домашнее задание» записывается содержание задания, страницы, номера задач и упражнений с отражением специфики организации домашней работы. Например. «Повторить …..; составить план, таблицу, вопросы; выучить наизусть, ответить на вопросы и т. д.». Кроме того, при изучении ряда дисциплин домашние задания носят творческий характер (сделать рисунки, написать сочинение и т. п.). Тогда в графе «Домашнее задание» пишется: творческое задание и указывается характер задания. Если задание носит индивидуальный характер, тогда в графе «Домашнее задание» можно записывать: индивидуальные задания. Если на конкретном уроке домашнее задание не задаётся, графа остается пустой.
- При записи тем «Повторение», «Решение задач» и т. д. обязательно указывается конкретная тема.
- При проведении экскурсий на странице журнала с левой стороны записывается число (числа) и месяц проведения экскурсии, а с правой стороны дата и тема (темы) экскурсий в соответствии с учебным планом.
- В конце четверти, полугодия на странице «Что изучено на уроке», учитель записывает количество проведенных уроков «по плану» и «фактически» и заверяет это личной подписью. В конце года на странице «Что изучено на уроке», учитель записывает количество проведенных уроков «по плану» и «фактически» и заверяет это личной подписью. Делается запись: «Программа выполнена полностью» или «Не изучены следующие темы…».
- Учитель обязан систематически проверять и оценивать знания обучающихся, а также ежеурочно отмечать отсутствующих.
- В клетках для отметок учитель записывает символы, предусмотренные системой отметок, выбранной общеобразовательным учреждением и предусмотренной его Уставом. Выставление точек, отметок со знаком «минус» не допускается. В случае оценивания знаний обучающегося неудовлетворительной отметкой учитель обязан опросить его в 2-4-дневный срок и зафиксировать отметку в журнале.
- Отметки за устные и письменные ответы выставляются в колонку за то число, когда проводилась работа. Отметки за письменные виды работ (самостоятельные работы, контрольные работы, практические и лабораторные работы) выставляются всем учащимся (кроме отсутствующих), в графе с той датой, когда проходила.
- Выставление в одной клеточке двух отметок допускается только на уроках русского языка и литературного чтения (в начальной школе), русского языка и литературы (в основной и старшей школе).
- В случае, если учащийся не аттестован, в журнале ставится символ, предусмотренный системой отметок, выбранной общеобразовательным учреждением.
- Итоговые отметки за четверть, полугодие, год выставляются в следующей клетке после записи даты последнего урока. Не допускается выделять итоговые отметки (чертой, другим цветом и т.п.).
Годовая отметка выставляется в столбец, следующий непосредственно за столбцом отметки за последнюю четверть (полугодие).
- Текущие отметки следующей четверти выставляются в клетке после итоговых (четвертных, полугодовых) отметок.
- Итоговые отметки учащихся за четверть (полугодие) должны быть обоснованы. Чтобы объективно аттестовать учащихся, желательно выставить не менее трех отметок при одно – и двухчасовой недельной учебной нагрузке по предмету и более 9 при учебной нагрузке более двух часов в неделю.
- Не рекомендуется выставление неудовлетворительных отметок на первых уроках после
длительного отсутствия учащихся (пропуск трех и более уроков), после каникул.
- Не допускается оставлять незаписанными темы заменяемых уроков с тем, чтобы в дальнейшем их записал заболевший учитель.
- В случае ошибки при выставлении отметок надо зачеркнуть неправильную отметку и в соседней клетке поставить правильную. При этом внизу страницы обязательно делается запись о правильной отметке, ставится подпись учителя и печать общеобразовательного учреждения.
- В случаях проведения с учащимися занятий в санаториях (больнице) классный руководитель вкладывает в журнал справку с результатами обучения в санатории или больнице; отметки из этой ведомости в классный журнал не переносятся.
- В случае перевода учащегося на индивидуальное обучение на дому в классном журнале
на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» делается запись «обучение на дому с (дата)» с указанием реквизитов соответствующего приказа. Учителя-предметники, ведущие занятия на дому, выставляют отметки (текущие и итоговые) только в специальном журнале для надомного обучения. Эти же учителя в конце зачетного периода (четверти, полугодия, года) выставляют в классный журнал только итоговые отметки, которые классный руководитель переносит в сводную ведомость учета успеваемости учащихся.
- Записи в журнале для надомного обучения в конце зачетного периода (четверти, полугодия, года) подписываются родителями (законными представителями) ученика.26. В случае перевода учащегося на экстернатную форму обучения в классном журнале на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» делается запись «обучение в форме экстерната с (дата)» с указанием реквизитов соответствующего приказа. В этом случае в журнал выставляются только результаты промежуточной аттестации, периодичность которой отражена в договоре, на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся». В графе с фамилией экстерна делается запись «Переведен (а) на экстернат с (дата) по всем предметам учебного плана (или только по одному предмету), приказ от _______ № ____ и выставляются отметки за четверти (полугодия) и год или только за год. Если на экстернатную форму обучения принят учащийся, не входящий в списочный состав школы, то данные о нем в классный журнал не заносятся, а вся документация ведется в установленном порядке.
27.Отметка о выбытии учащегося делается на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» делается запись «выбыл (а) (дата)» с указанием реквизитов соответствующего приказа. На странице журнала в соответствующей строке с фамилией выбывшего учащегося делается запись «выбыл(а), приказ от_ № __».
- Фамилия, имя учащегося, поступившего в школу в течение учебного года, записывается на соответствующих страницах по предметам с указанием даты прибытия, например, «прибыл 10.11» и следующих страницах по предметам в конце списка. На странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» делается запись «прибыл (дата), приказ с указанием реквизитов. Ведомость с результатами текущей успеваемости вновь прибывшего ученика вклеивается в конце журнала, отметки из нее в классный журнал не переносятся.
- Страница «Листок здоровья» заполняется медицинским работником.
- Элективные курсы целесообразно записывать в отдельном журнале (особенно, если элективный курс посещают учащиеся из других школ в условиях сетевого взаимодействия, или сформированы группы учащихся на параллели, или на элективный курс выделено менее 34 часов). Список обучающихся группы (из разных школ, разных классов) заполняется учителем на основании нормативного документа общеобразовательного учреждения (приказа). Заполнение страниц, отведённых для элективных курсов, осуществляется в соответствии с требованиями к ведению классных журналов. При оценивании результатов обучения учащихся на элективных курсах следует руководствоваться критериями оценивания результатов обучения учащихся, заложенными автором в программе авторского элективного курса и системой оценивания учебных курсов по выбору, принятой общеобразовательным учреждением и зафиксированной в его Уставе.
31.3апрещается выносить классные журналы за пределы общеобразовательного учреждения.
П. Требования к ведению классных журналов по отдельным предметам
Начальная школа
- В связи с тем, что в БУПе имеются такие названия учебных предметов, как «Литературное чтение» и «Русский язык», в период обучения грамоте запись в журнале должна быть соответствующей: «литературное чтение» (обучение чтению) и «русский язык» (обучение письму), а в послебукварном периоде «литературное чтение» и «русский язык».
- Домашнее задание дается обучающимся с учётом возможностей их выполнения в следующих пределах:
- в 1-м классе (со II полугодия) — до 1 часа;
- во 2-м классе — до 1,5 часов;
- в 3-4-м классах — до 2 часов.
(Основание: Письмо Минобразования России от 25.09.2000 №202/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы», в котором сказано, что «в 1-м классе домашние задания не задаются». В данном случае необходимо руководствоваться СанПиН 2.4.2.-1178-02 от 25.11.2002, которыми запрещено задавать домашние задания в I полугодии 1-го класса, а Письмо Минобразования России, указанное выше, дает право образовательному учреждению не задавать задания на дом и во II полугодии 1-го класса. Таким образом, задания на дом даются со 2-го класса).
- По физической культуре в графе «Что пройдено на уроке» фиксируются тема согласно календарно-тематическому планированию, основная методическая задача по разделу программного материала, указывается одна из народных, подвижных, спортивных игр.
- При проведении уроков физической культуры в объеме 3-х часов в неделю в графе «Что пройдено на уроке» каждый третий урок записывается согласно календарно-тематическому планированию с учётом изучения программного материала следующим образом: Урок-игра…, Соревнование…., а затем тема урока.
В случае если 3-й час физической культуры преподает другой учитель (начальных классов, тренер ДЮСШ) возможно разделение страницы «Что пройдено на уроке» на 2 части в соотношении 2:1.
- Итоговый контроль результатов обучения в начальной школе необходимо осуществлять в соответствии с предусмотренной Уставом общеобразовательного учреждения системой оценки результатов обучения.
Русский язык
1.Отметки за контрольные (диктанты) и творческие (сочинения, изложения) работы выставляются дробью в одной колонке: за диктанты — первая за грамотность, вторая — за выполнение грамматического задания; за сочинения и изложения — первая — за содержание, вторая — за грамотность.
- Перед записью темы урока по развитию речи ставится пометка «Р.р.»
- Изложение и сочинение по развитию речи записывается следующим образом: Если работа над изложением, сочинением велась два урока, то запись необходимо оформить так:
первый урок Р.р. Подготовка к классному сочинению-размышлению.
второй урок Р.р. Написание сочинения-размышления.
первый урок Р.р. Подготовка к изложению с элементами сочинения «…..».
второй урок Р.р. Изложение с элементами сочинения «…».
- Обязательно указывается тема контрольного диктанта. Например: Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
Литература
- Перед записью темы урока по развитию речи ставится пометка «Р.р.», по внеклассному чтению — «Вн. чт.».
- Сочинения следует записывать так:
5.10. Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству поэтов серебряного века.
5.10. Р.р. Написание сочинения по творчеству поэтов серебряного века.
- Отметки за творческие работы выставляются: первая — за содержание, вторая – за грамотность отдельно на страницах « Русский язык» и «Литература», при этом на странице « Русский язык» темы творческих работ не записываются.
- Отметки за устные и письменные работы выставляются в колонку за то число, когда проводилась работа.
- При написании домашнего сочинения отметка за работу выставляется в колонку, следующую за днём, когда было дано задание написать домашнее сочинение.
В графе «Домашнее задание» делается соответствующая запись.
Математика
- В соответствии с федеральным базисным учебным планом и действующим государственным образовательным стандартом название учебного курса в журналах должно именоваться «Математика». В этом случае целесообразно составление единого учебно-календарного плана, включающего темы по алгебре и геометрии.
Физика, биология, химия, информатика и ИКТ, технология
- На первом уроке в сентябре и на первом уроке в январе сделать запись в журнале в графе «Что пройдено на уроке» о проведении инструктажа по технике безопасности.
Инструктаж по технике безопасности проводится также перед каждой лабораторной и практической работой, о чем делается соответствующая запись в журнале.
- В случае если лабораторная работа составляет только часть урока, то оценки учащимся выставляются выборочно; если лабораторная работа занимает весь урок, то оценки выставляются каждому ученику.
- По предмету «География» имеют место практические работы, зачётные работы и проверочные тесты. Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, что обязательно отражается в календарно-тематическом планировании в соответствии с примерной программой по географии.
- В соответствии с БУПом наименование предмета должно быть «История», предмет «Обществознание» может включать разделы «Экономика» и «Право».
Иностранный язык
- На правой странице разворота журнала учитель записывает тему, изучавшуюся на уроке, в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Физическая культура
- Новая тема (легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и т.д.) начинается с записи инструктажа по технике безопасности в графе «Что пройдено на уроке» (Например: «Инструктаж: по технике безопасности на уроках легкой атлетики. Обучение метанию теннисного мяча»).
- В графе «Что пройдено на уроке» указывается методическая задача урока согласнокалендарно-тематическому планированию и указывается одна из народных, подвижных,спортивных игр. (Например: «Обучение низкому старту. Народная игра «Салки»»,«Повторение техники стартового разгона. Народная игра «Два мороза»», «Сдачиконтрольного норматива — бег 30 м. Подвижная игра «Третий лишний»» и т.д.). Недопускаются следующие записи: «Прыжок через козла», «Бег 30 м». Ч
- В графе «Домашнее задание» записывается домашнее задание согласно календарно-тематическому планированию (Например: «Составить комплекс общеразвивающих упражнений», «Повторить низкий старт» и т.д.).
- Программой по физической культуре предусмотрено блочное изучение материала. В связи с этим в журнале записываются вначале темы одного блока, затем другого. Например: в 5 классе в I четверти вначале записываются все 12 уроков по легкой атлетике, затем 15 занятий спортивных игр.
- Оценки по физической культуре выставляются на каждом уроке за любые слагаемые программного материала (усвоение контрольного двигательного умения, домашнее задание и т.д.)..
- В случае, если 3-й час физической культуры преподает другой учитель, то заполнение журнала можно осуществлять в соответствии с п.4. раздела «Начальная школа». -
III. Требования к ведению журнала классным руководителем.
1 .Списки обучающихся (фамилии и имена) заполняются только классным руководителем в алфавитном порядке по всем учебным предметам. Все изменения в списочном составе учащихся в журнале (выбытие, прибытие) может делать только классный руководитель после получения им необходимого документа (приказа по школе, подтверждающего убытие или прибытие). Например:’ Петров Андрей выбыл 09.02.2009 г. приказ от 09.02.2009 №27.
- Классный руководитель в течение первых двух недель сентября заполняет страницы «Итоговая ведомость успеваемости учащихся», «Сведения о пропущенных уроках», «Общие сведения об учащихся».
- Учет пропусков занятий учащимися ведется классным руководителем ежедневно, а итоговые пропуски подсчитываются сразу же по окончании четверти.
- Четвертные, полугодовые, годовые отметки выставляются на страницу «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» на второй день после окончания четверти, полугодия, года. Здесь же выставляются экзаменационные (за исключением XI класса, учащиеся которого сдают ЕГЭ и получают результаты по стобалльной шкале) и итоговые оценки на основании экзаменационных протоколов (не позднее, чем через два дня после экзаменов).
- По окончании учебного года классный руководитель на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» в графе «Решение педагогического совета (дата и номер)» против фамилии каждого ученика делает следующие записи:
— переведен в 7а класс, протокол от __ №__;
— условно переведен в 7 а класс, протокол от ___ №_;
— переведен в 7а класс и награжден Похвальным листом, протокол от __ № ;
— оставлен на повторный курс в 6а классе, протокол от___ № ;
— выбыл в другое общеобразовательное учреждение в течение учебного года, приказ по школе от _ №_;
— допущен к экзаменам, протокол от ___№___ ;
— выдан аттестат об основном общем образовании, протокол от _ № ;
— выдан аттестат об основном общем образовании, награжден Похвальной грамотой, протокол от _ №_;
— выдан аттестат об основном общем образовании особого образца, протокол от _ №_;
— выдан аттестат о среднем (полном) общем образовании, протокол от _ №_;
— выдан аттестат о среднем (полном) общем образовании, награжден Похвальной грамотой, протокол от _ №_;
— выдан аттестат о среднем (полном) общем образовании особого образца, награжден золотой (серебряной) медалью, протокол от № ;
— выдана справка об обучении в общеобразовательном учреждении, протокол от _ №_.
- Записи тем занятий по Правилам дорожного движения, охране труда и др. производятся в отдельных журналах в соответствии с тематическим планированием.
- IV. Рекомендуемый порядок проверки классных журналов директором школы и заместителем директора по УВР
1.Директор и заместитель директора по УВР обязаны осуществлять контроль за правильностью ведения классных журналов, что находит отражение в плане внутришкольного контроля.
- Возможные направления и периодичность проверки классных журналов
| Направления проверки классных журналов | Периодичность контроля |
| Качество оформления журналов в соответствии с установленными требованиями | 2 раза в год (сентябрь, июнь) |
| Выполнение программы | 1 раз в четверть ( полугодие) |
| Объём домашних заданий обучающихся | 1 раз в полугодие |
| Работа учителя по учёту уровня обученности слабоуспевающих и высокомотивированных | 2 раза в год |
| Своевременность и объективность выставления отметок обучающимся | 1 раз в четверть |
| Посещаемость занятий обучающимися, учет посещаемости занятий | 1 раз в месяц |
З.Итоги проверки классных журналов отражаются в справках, приказах по общеобразовательному учреждению. Запись о результатах проверки с указанием цели проверки и замечаний по ведению делается на странице «Замечания по ведению классного журнала». Педагог, которому сделано замечание, обязан его устранить. В графе «Отметка о выполнении» заместителем директора делается соответствующая запись. Например: 16.09.2008 г. Замечания ликвидированы. Подпись заместителя директора.
Обсуждено и принято на заседании педагогического совета школы
Протокол № 4 от 19.01.2012 года
str-vrn.sch.b-edu.ru
ПОЛОЖЕНИЕ по ведению классных журналов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Закулейская средняя общеобразовательная школа
|
Принято на педагогическом совете Протокол № ___ от «_____»__________ 20_____г.
|
«Утверждаю»: Директор школы_________И.В.Хабалов Приказ № ___ от «_____» ___________ 20__ г |
ПОЛОЖЕНИЕ
по ведению классных журналов
Классный журнал – это государственный документ, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя согласно установленным правилам.
Ведение классных журналов регламентируется следующими нормативно-правовыми документами (все указанные приказы и письма не отменены и являются действующими):
1. Приказ Министерства Просвещения СССР от 27.12.1974г. №167 «Об утверждении инструкции о ведении школьной документации». В данном приказе даётся характеристика структуры классного журнала, порядок его заполнения учителями и классным руководителем, рекомендации по контролю за заполнением со стороны администрации школы. Выдержки из этого приказа в качестве инструкции даны на форзаце журнала.
2. Письмо Минобразования РФ от 07.02.2001г. №22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений», согласно которому классный журнал является документом, позволяющим в рамках внутришкольного контроля отслеживать выполнение программ (теоретической и практической части).
3. Приказ Минобразования РФ от 29.12.1997г. №2682 «О нарушениях при подготовке и проведении итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений». В нем перечислены типичные нарушения, допускаемые учителями и классными руководителями при заполнении классного журнала.
4. Приказ Министерства Просвещения СССР от 8.12.1986г. №241 «Об утверждении и введении в действие положения об организации работы по охране труда в учреждениях системы Министерства Просвещения СССР». Этот приказ регламентирует проведение инструктажа на уроках по предметам учебного плана (физика, химия, биология, физическая культура, технология, информатика) и способы фиксации его в классном журнале.
5. Методические рекомендации по работе с документами в образовательных учреждениях (письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.12.2000г. №03-51/64).
Классные журналы относятся к учебно-педагогической документации общеобразовательного учреждения. Ответственность за хранение журналов, контроль за правильностью их ведения возлагается на директора школы и его заместителей по учебно-воспитательной работе.
Журнал рассчитан на учебный год, журналы параллельных классов нумеруются литерами (например, «1 А класс», «5 Б класс» и т.д.).
В начале учебного года заместитель директора проводит инструктаж по заполнению классных журналов, даёт указания классным руководителям о распределении страниц журнала, отведённых на текущий учёт успеваемости и посещаемости обучающихся на год в соответствии с количеством часов, выделенным в учебном плане на каждый предмет (35 ч. В год – 2 стр., 70 ч. В год – 4 стр., 105 ч. В год – 5 стр., 140 ч. В год – 6 стр., 175 ч. В год – 8 стр., 210ч. В год – 9 стр.).
В конце учебного года классный руководитель сдаёт журнал заместителю директора по УВР. После проверки журнала заместитель директора производит запись: «Журнал проверен и принят для сдачи в архив. Дата. Подпись зам. директора». Классный журнал хранится в архиве общеобразовательного учреждения 5 лет. После 5-летнего хранения из журнала изымаются страницы со сводными данными успеваемости и перевода учащихся класса. Сформированные дела хранятся не менее 25 лет.
I. Общие требования к ведению классных журналов
1. Все записи в журнале делаются ручкой одного цвета четко и аккуратно на русском языке, без исправлений. Карандаш исключается.
2. Названия предметов в оглавлении записываются с прописной (большой) буквы в соответствии с порядком их следования в учебном плане. На страницах, выделенных для конкретных предметов, наименование предмета пишется со строчной (маленькой) буквы.
3. Фамилия, имя, отчество учителя записываются полностью (Иванова Наталья Петровна).
4. Страницы журнала обязательно нумеруются. Одна страница журнала включает правую и левую стороны. Нумерация страниц указывается в разделе «Оглавление».
5. На левой стороне страницы журнала записывается дата проведения урока (арабскими цифрами) и месяц. Если уроки сдвоены, то ставятся две даты.
6. На правой стороне страницы журнала записывается число (арабскими цифрами) и тема пройденного на уроке материала в соответствии с календарно-тематическим планированием. При проведении сдвоенных уроков записываются темы каждого урока отдельно. Прочерки, обозначающие «повтор», запрещены.
7. В журнале указываются не только темы уроков, но и темы контрольных, самостоятельных, лабораторных, практических работ. Например: Самостоятельная работа «Сложение и вычитание трехзначных чисел».
8. В графе «Домашнее задание» записывается содержание задания, страницы, номера задач и упражнений с отражением специфики организации домашней работы. Например, «Повторить …..; составить план, таблицу, вопросы; выучить наизусть, ответить на вопросы и т. д.». Кроме того, при изучении ряда дисциплин домашние задания носят творческий характер (сделать рисунки, написать сочинение и т. п.). Тогда в графе «Домашнее задание» пишется: творческое задание и указывается характер задания. Если задание носит индивидуальный характер, тогда в графе «Домашнее задание» можно записывать: индивидуальные задания. Если на конкретном уроке домашнее задание не задаётся, графа остается пустой.
9. При записи тем «Повторение», «Решение задач» и т. д. обязательно указывается конкретная тема.
10. При проведении экскурсий на странице журнала с левой стороны записывается число столько раз, сколько часов шла экскурсия, а с правой стороны число и темы также записываются столько раз, сколько длилась экскурсия, но темы записываются построчно.
11.В конце года на странице, где записывается пройденный материал, учитель записывает число проведенных уроков «по плану» и «фактически» и заверяет это личной подписью. Делается запись: «Программа выполнена» или «Не пройдены следующие темы…».
12. Учитель обязан систематически проверять и оценивать знания обучающихся, а также ежеурочно отмечать отсутствующих.
13. В клетках для отметок учитель имеет право записывать только один из следующих символов: 2, 3, 4, 5, н, н/а, зач., осв. Выставление точек, отметок со знаком «минус» не допускается.
14. Отметки за устные и письменные ответы выставляются в колонку за то число, когда проводилась работа. Запрещается выставлять отметки задним числом. Отметки за письменные работы выставляются в сроки, оговоренные в «Положении о проверке тетрадей» (локальный школьный акт, принимается решением педагогического совета).
15. Выставление в одной клеточке двух отметок допускается только на уроках русского языка и литературного чтения (в начальной школе), русского языка и литературы (в основной и старшей школе). Оценки в этом случае выставляются двумя оценками без дроби в одной колонке (54, 43).
16. Отметка н/а (не аттестован) может быть выставлена только в случае, если ученик пропустил все занятия за отчётный период (четверть, полугодие). Если школьник присутствовал на части уроков, то необходимо организовать с ним дополнительные занятия (за счёт неаудиторной занятости педагогов) и аттестовать ребёнка.
17. Итоговые отметки за четверть, год выставляются в следующей клетке после записи даты последнего урока. Не допускается выделять итоговые отметки (чертой, другим цветом и т.п.). Годовая оценка выставляется в столбец, следующий непосредственно за столбцом оценки за последнюю четверть (полугодие).
18. Текущие отметки следующей четверти выставляются в клетке после итоговых (четвертных) отметок. Пропуски клеток не допускаются.
19. Итоговые отметки учащихся за четверть (полугодие) должны быть обоснованы. Чтобы объективно аттестовать учащихся, необходимо не менее трех отметок при двухчасовой недельной учебной нагрузке по предмету и более 7 при учебной нагрузке более двух часов в неделю с обязательным учетом качества знаний учащихся по письменным работам.
20. Не рекомендуется выставление неудовлетворительных отметок на первых уроках после длительного отсутствия учащихся (пропуск трех и более уроков), после каникул, так как это сдерживает развитие успехов в их учебно-познавательной деятельности и формирует негативное отношение к учению.
21. Запись замены уроков производится следующим образом: на странице заменяемого урока записывается тема, предусмотренная тематическим планированием, после этой записи пишется слово «замена» и ставится подпись учителя, проводившего замену. Не допускается оставлять незаписанными темы заменяемых уроков с тем, чтобы в дальнейшем их записал заболевший учитель. Если в силу объективных причин замена осуществлялась путём проведения урока по другому предмету, то учитель записывает тему урока на своей странице, справа делается запись «замена урока ______ (математики, биологии и т.д.)» и ставится подпись.
22. При ошибке при выставлении отметок надо зачеркнуть неправильную отметку и в соседней клетке поставить правильную. Если ошибка делается в итоговых отметках или отметках за контрольную работу, отметка исправляется так же, как и текущие, при этом внизу страницы обязательно делается запись: Петров Константин – четыре (за 5. 11) – (подпись директора) и ставится печать общеобразовательного учреждения.
23. Если проводятся занятия на дому, учителя-предметники, ведущие занятия, выставляют отметки (текущие и итоговые)не только в специальном журнале для надомного обучения, но и в классный журнал в списочный состав которого включен обучающийся на дому. Отметки в классный журнал ставятся в те клетки, которые соответствуют изучаемой теме. Эти же учителя в конце зачетного периода (четверти, полугодия, года) выставляют в классный журнал итоговые отметки, которые классный руководитель переносит в сводную ведомость учета успеваемости учащихся.
24. Записи в журнале для надомного обучения в конце зачетного периода (недели, четверти, полугодия, года) подписываются родителями (законными представителями) ученика.
25. Страница «Листок здоровья» заполняется медицинским работником.
26. Элективные курсы записываются в этом же журнале. Заполнение страниц, отведённых для элективных курсов, осуществляется в соответствии с требованиями к ведению классных журналов. При оценивании результатов обучения учащихся на элективных курсах следует руководствоваться критериями оценивания результатов обучения учащихся, заложенными автором в программе авторского элективного курса. Решение о системе оценивания учебных курсов по выбору может принять образовательное учреждение на основании решения педагогического совета. Если учебный курс составляет 34 часа оценку целесообразно выставляться по балльной шкале: «5», «4», «3». Отрицательные отметки нецелесообразны. Если учебный курс составляет менее 34 часов, в соответствии с нормативными документами возможно оценивание только в системе «зачтено – не зачтено». Курс может считаться зачтённым (или оценен отметкой), если ученик:
а) посетил не менее 80 проц. занятий по этому курсу;
б) выполнил какую-либо зачётную работу: проект, исследование, реферат.
27. Категорически запрещается уносить журнал домой, выдавать на руки обучающимся.
Классный журнал – наиболее информативный документ, по которому можно определить
• уровень обучения,
• состояние преподавания,
• сформированность информационной культуры ОУ,
• профессиональную квалификацию педагогического коллектива,
• эффективность управления,
• психологический микроклимат в коллективе,
• заботу о здоровье учащихся и др.
Поэтому нужна четкая организация работы с классным журналом. Предметом контроля для завуча может быть:
• своевременность и правильность внесения записей в журнал,
• объективность выставления текущих и итоговых отметок,
• система проверки и оценки знаний, накопляемость отметок,
• выполнение норм практических работ: контрольных, самостоятельных, лабораторных и практических работ,
• организация тематического контроля знаний учащихся,
• дозировка домашнего задания,
• выполнение программ (соответствие учебному плану),
• правильность оформления замены уроков,
• разнообразие форм проведения уроков,
• подготовка к итоговой аттестации, организация повторения материала,
• организация работы с разными категориями учащихся, профилактика неуспеваемости,
• посещаемость уроков.
(Контроль прохождения тем, выполнение программы по предметам может быть доверено (приказом по ОУ) руководителем МО).
II. Требования к ведению классных журналов по отдельным предметам
Начальная школа
1. В период обучения грамоте в 1-м классе учебного предмета «Обучение грамоте» не существует. В связи с тем, что в БУПе имеются такие названия учебных предметов, как «Литературное чтение» и «Русский язык», в период обучения грамоте запись в журнале должна быть соответствующей: «литературное чтение» (чтение) и «русский язык» (письмо), а в послебукварном периоде «литературное чтение» и «русский язык».
2. Уроки внеклассного чтения («Школа России») или литературного слушания («Начальная школа 21 века») являются составной частью литературного чтения и на отдельную страницу не выносятся. Отдельная оценка за внеклассное чтение и литературное слушание не ставится.
3. Домашнее задание дается обучающимся с учётом возможностей их выполнения в следующих пределах:
• в 1-м классе (со II полугодия) – до 1 часа;
• во 2-м классе – до 1,5 часов;
• в 3-4-м классах – до 2 часов.
Обращаем внимание, что в Письме Минобразования России от 25.09.2000 г. №202/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы» сказано, что «в 1-м классе домашние задания не задаются». В данном случае необходимо руководствоваться СанПиНом 2.4.2.-1178-02 от 25.11.2002 г., который категорически запрещает задавать домашние задания в I полугодии 1-го класса, а Письмо Минобразования России, указанное выше, дает право образовательному учреждению не задавать задания на дом и во II полугодии 1-го класса. Таким образом, задания на дом обязательны лишь со 2-го класса.
4. В Письме Минобразования России от 19.11.1998 г. №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» сказано, что «в 1-м классе исключается система балльного (отметочного) оценивания; во 2-м классе оценки ставятся со второго полугодия». Необходимо внести данную информацию в пояснительную записку к Учебному плану и в Устав школы.
5. По физической культуре в графе «Что пройдено на уроке» фиксируются тема согласно календарно-тематическому планированию, основная методическая задача по разделу программного материала, указывается одна из народных, подвижных, спортивных игр.
6. При проведении трёхразовых занятий физической культурой в неделю в графе «Что пройдено на уроке» каждый третий урок записывается согласно календарно-тематическому планированию с учётом прохождения программного материала следующим образом: Урок-игра…, Соревнование….
7. На уроках физической культуры, изобразительного искусства и музыки по решению педсовета, управляющего совета общеобразовательного учреждения (Письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования РФ от 03.06.2003 г. №13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования»; Письмо Минобразования РФ от 03.10.2003г. №13-51-273/13 «О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке»; Письмо Минобразования РФ от 14.10.03г. №13-51-245/13 «Об апробации безотметочного обучения по физической культуре, ИЗО, музыке в общеобразовательных учреждениях») целесообразно вводить зачетную систему. В оценочной деятельности по зачётной системе вместо отметок ставить «» (зачтено) или «н/» (не зачтено). Зачет следует ставить по итогам четверти,полугодия.
8. В начальной школе итоговый контроль результатов обучения, как правило, осуществляется путем проведения итоговых контрольных работ по предметам 4 раза в год: за I, II, III, учебные четверти и в конце года.
Русский язык
1.Отметки за контрольные (диктанты) и творческие (сочинения, изложения) работы выставляются дробью в одной колонке (54, 33): за диктанты – первая за грамотность, вторая – за выполнение грамматического задания; за сочинения и изложения – первая – за содержание, вторая – за грамотность.
2. Перед записью темы урока по развитию речи ставится пометка «Р/р.»
3. Изложение и сочинение по развитию речи записывается следующим образом:
Если работа над изложением // сочинением велась два урока, то запись необходимо оформить так:
<первый урок> Р/р. Подготовка к классному сочинению-размышлению.
<второй урок> Р/р. Написание сочинения-размышления.
<первый урок> Р/р. Подготовка к изложению с элементами сочинения по теме: «…..».
<второй урок> Р/р. Изложение с элементами сочинения по теме «...».
4. Обязательно указывается тема контрольного диктанта. Например: Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
Литература
1. Перед записью темы урока по развитию речи ставится пометка «Р/р.», по внеклассному чтению – «Вн. чт.».
2. Сочинения следует записывать так:
5.10. Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству поэтов серебряного века.
5.10. Р/р. Написание сочинения по творчеству поэтов серебряного века.
3. Отметки за творческие работы выставляются дробью: первая – за содержание, вторая – за грамотность.
4. Отметки за устные и письменные ответы выставляются в колонку за то число, когда проводилась работа.
5. При написании домашнего сочинения оценка за работу выставляется в тот день, когда было дано задание написать домашнее сочинение. В графе «Домашнее задание» делается соответствующая запись.
6. В старших классах обе оценки за сочинение по литературе, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде двух отметок без дроби в классном журнале на страницах по литературе. Однако оценка за грамотность учитывается при выставлении итоговой отметки по русскому языку.
Математика
1. В связи с введением итоговой аттестации в 9 классе по алгебре и геометрии в новой форме, а также единого государственного экзамена по математике в 11 классе, необходимо в каждом классе (с 5 по 11 кл.) по стержневым линиям курса математики проводить контроль знаний и умений учащихся в любой форме: традиционная самостоятельная работа или тест (время проведения 5-20 минут). Оценки за самостоятельные работы, тесты, если они не запланированы на весь урок, могут выставляться выборочно на усмотрение учителя.
2. Если самостоятельная работа или тест рассчитаны по плану учителя не на весь урок, то запись в журнале должна быть следующая:
Пример 1: Иррациональные уравнения. Самостоятельная работа.
Пример 2: Производная. Тест.
История и обществознание
1. В 9-11 классах необходимо вести раздельное заполнение прохождения программы по всеобщей истории и истории России с соответствующей аттестацией учащихся и с учётом итоговой записи прохождения предмета. Оценка по всеобщей истории выставляется за полугодие, а по истории России по четвертям. (См. Письма Министерства образования Российской Федерации № 916/11-12 от 07.06 1999 г. и № 718/11-13 от 16.05.2000 г. «О преподавании курсов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» в 1999-2000 и в 2000-2001 учебных годах, «Вестник образования», октябрь,1999 г, июль №14, 2000 г.).
2. При заполнении журналов указываются предметы: «обществознание» (6-11 классы), «история» (5-8 классы), «всеобщая история» (9-11 классы), «история России» (9-11 классы). Допускается ведение отдельных записей на разных страницах по всеобщей и отечественной истории с 6 класса.
3. В 9-11 классах в целях подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации необходимо вносить в журнал запись о проведении на уроках различных форм контроля: тест, эссе, самостоятельная работа и т.д. Время проведения указанных форм контроля на уроке 5-20 минут. Оценки могут выставляться выборочно. Пример: Реформы 60-70-х годов XIX века. Тест, подготовка к ЕГЭ.
Физика, биология, химия, информатика и ИКТ, технология
1. На первом уроке в сентябре и на первом уроке в январе сделать запись в журнале в графе «Что пройдено на уроке» о проведении инструктажа по технике безопасности. Инструктаж по технике безопасности проводится также перед каждой лабораторной и практической работой, о чем делается соответствующая запись в журнале в графе «Что пройдено на уроке». Например: Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом».
2. В случае, если лабораторная работа составляет только часть урока, то оценки учащимся выставляются выборочно; если лабораторная работа занимает весь урок, то оценки выставляются каждому ученику.
География
По предмету «география» имеют место только практические работы, зачётные работы и проверочные тесты. Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии, выполнение которых способствует формированию географических умений. Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, что обязательно отражается в календарно-тематическом планировании. Пример записи практической работы: Практическая работа № 5 «Построение графика температуры и облачности». Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально.
Иностранный язык
1. На правой странице разворота журнала учитель записывает тему, изучавшуюся на уроке, точно в соответствии с содержанием Федеральной примерной программы 2004 года, задания на дом. Все записи ведутся на русском языке, кроме разделов грамматики, которые трудно переводимы на русский язык. Указывая тему, рассчитанную на несколько уроков, учитель указывает количество часов на изучение, например, «Молодежь в современном мире. 8 час.».
2. В графе «Что пройдено» помимо темы обязательно надо указать одну из основных учебных задач урока по аспектам языка (лексика, грамматика) или видам речевой деятельности (чтение, восприятие на слух, говорение, письмо), его содержание. Таким образом, работа учащихся над темой фиксируется поэтапно. При этом общую тему, над которой ведется работа, рекомендуется указывать один раз. Надо помнить, что указывается тема урока, а не формы работы на уроке (лекция, семинар, тестирование, работа с таблицей и т.п.). Например:
1 вариант
02.09 Времена года. 6 часов. Формирование лексических навыков говорения.
03.09 Формирование лексических навыков аудирования, чтения, письма.
06.09 Множественное число имен существительных.
11.09 Обучение чтению с извлечением основной информации “Времена года”.
13.09 Чтение с извлечением полной информации «Зимой в лесу». Аудирование по теме.
15.09 Защита проектов по теме.
2 вариант
02.09 Времена года. 6 часов. Новая лексика.
03.09 Глагол to be.
06.09 Чтение “Времена года”
11.09 Чтение «Зимой в лесу»
13.09 Аудирование по теме.
15.09 Урок речи по теме.
3. В классном журнале необходимо отражать сведения о периодическом (почетвертном) контроле на уровне речевых умений (говорение, чтение, восприятие на слух, письмо), который осуществляется согласно представленной таблице:
Уровень изучения Классы Количество контрольных работ
(периодический контроль)
Базовый 3 – 11 не менее 1 раза в четверть по 4 видам речевой деятельности (говорение, чтение, восприятие на слух, письмо).
Углубленный (филологический профиль) 3 –11 не менее 1 раза в четверть (говорение, чтение, восприятие на слух, письмо, лексико-грамматический контроль, перевод профильных текстов).
Контроль каждого вида речевой деятельности проводится на отдельном уроке. Оценка по каждому виду речевой деятельности выставляется отдельно. Длительность проведения периодического контроля – до 20 минут по одному из видов речевой деятельности. На контроль говорения отводится отдельный урок. По письменным работам оценки проставляются в графе того дня, когда проводилась письменная работа. О форме письменной работы должна быть в журнале справа соответствующая запись с обязательной пометкой вида речевой деятельности, по которой проводилась данная работа. Не допускаются записи типа: Контрольная работа № 1. Правильная запись: Контроль навыков чтения.
4. Итоговая отметка за четверть не может быть простым среднеарифметическим вычислением на основе отметок текущего контроля. Надо помнить, что ведущим видом речевой деятельности является говорение, а в старших классах и письмо.
Физическая культура
1. Новая тема (легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и т.д.) начинается с записи инструктажа по технике безопасности в графе «Что пройдено на уроке» (Например: «Инструктаж по ТБ на уроках легкой атлетики. Обучение метанию теннисного мяча»).
1. 2. В графе «Что пройдено на уроке» указывается методическая задача урока согласно календарно-тематическому планированию и указывается одна из народных, подвижных, спортивных игр. (Например: «Обучение низкому старту. Народная игра «Салки»», «Повторение техники стартового разгона. Народная игра «Два мороза»», «Сдача контрольного норматива – бег 30 м. Подвижная игра «Третий лишний»» и т.д.). Не допускаются следующие записи: «Прыжок через козла», «Бег 30 м».
2. При проведении трёхразовых занятий физической культурой в неделю в графе «Что пройдено на уроке» каждый третий урок записывается согласно календарно-тематическому планированию с учётом прохождения программного материала следующим образом: Урок-игра…, Соревнование… .
3. В графе «Домашнее задание» записывается домашнее задание согласно календарно-тематическому планированию (Например: «Составить комплекс общеразвивающих упражнений», «Повторить низкий старт» и т.д.).
4. Программой по физической культуре предусмотрено блочное изучение материала. В связи с этим в журнале записываются вначале темы одного блока, затем другого. Например: в 5 классе в I четверти вначале записываются все 12 уроков по легкой атлетике, затем 15 занятий спортивных игр.
5. Оценки по физической культуре выставляются на каждом уроке за любые слагаемые программного материала (усвоение контрольного двигательного умения, домашнее задание и т.д.).
6. Итоговая оценка успеваемости за четверть, триместр, полугодие и год выводится с учетом всех отметок, полученных школьником за этот период, причем особое внимание уделяется тем из них, которые отражают знания, умения и навыки, обусловленные ведущими задачами данного года обучения. Годовая оценка должна отражать успеваемость школьника по всей программе данного класса. Например, ученик получил следующие четвертные отметки: «4», «3», «2» и «5», годовая оценка может быть не более «3», так как не усвоен один из разделов программы (лыжная подготовка).
7. Пример заполнения классного журнала 11 класса по физической культуре:
Число и месяц Что пройдено на уроке Домашнее задание
15.02. Волейбол. Совершенствование техники подач мяча. Варианты подач мяча. Учебная игра в волейбол. Прыжки со скакалкой за 30 сек. Приседание на одной ноге (с поддержкой).
17.02. Совершенствование техники нападающего удара. Учебная игра в волейбол. Прыжки вверх из полуприседа.
19.02. Соревнование с элементами волейбола. Функциональные пробы на ЧСС.
22.02. Волейбол. Совершенствование техники комбинаций из изученных элементов техники волейбола. Карточка самостоятельных заданий №17.
Особенности ведения классных журналов при организации учебного процесса на старшей ступени по индивидуальным учебным планам
1. При организации обучения по ИУП предметы, которые изучаются на базовом или профильном уровне обучающимися всего класса, записываются в классный журнал соответствующего класса.
2. Профильные предметы и элективные курсы, которые изучаются в межклассных группах фиксируются в отдельном журнале.
3. В конце зачётного периода (полугодия, года) классный руководитель из отдельного журнала переносит итоговую оценку (за четверть, полугодие, год) в сводную ведомость учета успеваемости учащихся.
4. При ведении отдельного журнала для межклассных групп следует руководствоваться общепринятыми требованиями к заполнению классных журналов.
III. Требования к ведению журнала классным руководителем.
1. Списки обучающихся (фамилии и имена) заполняются только классным руководителем в алфавитном порядке по всем учебным предметам. Все изменения в списочном составе учащихся в журнале (выбытие, прибытие) может делать только классный руководитель после получения им необходимого документа (приказа по школе, подтверждающего убытие или прибытие). Например: Петров Андрей выбыл 09.02.2009г. приказ 20 09.02.08 №27. Со следующей страницы фамилия выбывшего ученика в список не заносится (нумерация фамилий оставшихся учащихся класса изменяется) .При прибытии нового ученика в класс его фамилия пишется в списке класса последней ,но с началом новой страницы его фамилия вписывается в состав класса в алфавитном порядке.
2. Классный руководитель в течение первых двух недель сентября заполняет страницы «Итоговая ведомость успеваемости учащихся», «Сведения о пропущенных уроках», «Общие сведения об учащихся».
3. Учет пропусков занятий учащимися ведется классным руководителем ежедневно, а итоговые пропуски подсчитываются сразу же по окончании четверти.
4. Четвертные, годовые отметки выставляются на страницу «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» на второй день после окончания четверти, года. Здесь же выставляются экзаменационные (за исключением XI (XII) классов, которые сдают ЕГЭ и получают результаты по стобалльной шкале) и итоговые оценки на основании экзаменационных протоколов (не позднее, чем через два дня после экзаменов).
5. По окончании учебного года классный руководитель на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» в графе «Решение педагогического совета (дата и номер)» против фамилии каждого ученика делает следующие записи:
- переведен в 7 «А» класс, протокол от _____ №____;
- условно переведен в 7 «А» класс, протокол от _____ №____;
- переведен в 7 «А» класс и награжден Похвальным листом, протокол от _____ №____;
- оставлен на повторный курс в 6 «А» классе, протокол от ____№____;
- выбыл в другое общеобразовательное учреждение в течение учебного года, приказ по школе от ___ №___;
- допущен к экзаменам, протокол от __№____;
- выдан аттестат об основном общем образовании, протокол от ___ №__;
- выдан аттестат об основном общем образовании, награжден Похвальной грамотой, протокол от ___ №__;
- выдан аттестат об основном общем образовании особого образца, протокол от ___ №__;
- выдан аттестат о среднем общем образовании, протокол от __ №__;
- выдан аттестат о среднем общем образовании, награжден Похвальной грамотой, протокол от __ №__;
- выдан аттестат о среднем общем образовании особого образца, награжден золотой (серебряной) медалью, протокол от __ №__;
- выдана справка о прослушивании курса среднего общего образования, протокол от ___ №__.
IV. Порядок проверки классных журналов директором школы и заместителями директора
1. Директор и заместители директора обязаны осуществлять контроль за правильностью ведения классных журналов, что находит отражение в плане внутришкольного контроля.
2. Возможные направления и периодичность проверки классных журналов
Направления проверки классных журналов. Периодичность контроля
Качество оформления журналов в соответствии с установленными требованиями
4 раза в год (сентябрь, ноябрь, январь, май-июнь)
Выполнение программы 1 раз в четверть
Объём домашних заданий обучающихся 1 раз в полугодие
Работа учителя по учёту уровня обученности слабоуспевающих и высокомотивированных учащихся 2 раза в год
Своевременность и объективность выставления отметок обучающимся 1 раз в четверть
Посещаемость занятий обучающимися, учет посещаемости занятий 1 раз в месяц
3. Итоги проверки классных журналов отражаются в справках, приказах по общеобразовательному учреждению. Запись о результатах проверки делается на соответствующей странице журнала. Например: 10.09.2008г. Цель проверки: правильность оформления журнала. Не заполнены страницы «Сведения о родителях». Подпись зам. директора.
Педагог, которому сделано замечание, обязан его устранить (по возможности), о чём делается соответствующая запись на странице «Замечания по ведению классного журнала» в графе «Отметка о выполнении». Например: 16.09.2008 г. Замечания ликвидированы Подпись учителя .21.11.2008г. Замечание принято к сведению. Подпись учителя.
zakuley.nukutr.ru










