Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Сатирический журнал "Пустомеля". Сатирический журнал


«Над кем смеетесь?» Какими были дореволюционные сатирические журналы.

Пародии на светскую хронику, календари с предсказаниями от Антоши Чехонте, игры в прятки с цензорами и даже литературная дуэль с участием императрицы — журнал Bird In Flight вспоминает, как складывалась судьба дореволюционных юмористических журналов.

Публицист против императрицы

Первый сатирический журнал — «Всякая всячина» — вышел в России 2 января 1769 года и был почти целиком делом рук Екатерины II. Она сама писала и редактировала большую часть статей, хотя предпочитала держать это в секрете. Надо сказать, что хоть журнал и был заявлен как сатирический, как таковой сатиры в нем почти не было: по понятым причинам на серьезных общественных проблемах и пороках элиты «Всякая всячина» внимания не заостряла.

Так что фактически первым сатирическим изданием стал «Трутень», первый номер которого вышел в мае того же года. Его издатель, молодой публицист Николай Новиков, писал жесткие фельетоны обо всем, что так деликатно игнорировала «Всякая всячина»: о взятках и казнокрадстве чиновников, о недобросовестности судей, о жестокости крепостного права. Некоторые фрагменты и сегодня смотрятся довольно свежо:

«Тебе известно, что по приезде моем на воеводство не имел я за собою больше шестидесяти душ дворовых людей и крестьян; а ныне, благодаря подателя нам всяких благ, трудами моими и неусыпным попечением, нажил около трехсот душ, не считая денег, серебра и протчей домашней рухляди; да нажил бы еще и не то, ежели бы Прокурор со мною был посогласнее… Но мы его частехонько за нос поваживаем. Он думает, что все дела надлежит вершить по наукам, а у нас в приказных делах какие науки? кто прав, так тот и без наук прав, лишь бы только была у него догадка как приняться за дело; а Судейская наука вся в том состоит, чтобы уметь искусненько пригибать указы по своему желанию: в чем и Секретари много нам помогают.

17

«Олимп» по версии журнала «Адская почта». Петербургский иллюстрированный журнал сатиры выходил еженедельно в 1906 году. Редакция заявляла, что ставит перед собой задачу бороться «против насилия и насильников, рабства и поработителей». Вышло три номера; четвертый был конфискован в типографии

«Олимп» по версии журнала «Адская почта». Петербургский иллюстрированный журнал сатиры выходил еженедельно в 1906 году. Редакция заявляла, что ставит перед собой задачу бороться «против насилия и насильников, рабства и поработителей». Вышло три номера; четвертый был конфискован в типографии.

«Олимп» по версии журнала «Адская почта». Петербургский иллюстрированный журнал сатиры выходил еженедельно в 1906 году. Редакция заявляла, что ставит перед собой задачу бороться «против насилия и насильников, рабства и поработителей». Вышло три номера; четвертый был конфискован в типографии.

«Олимп» по версии журнала «Адская почта». Петербургский иллюстрированный журнал сатиры выходил еженедельно в 1906 году. Редакция заявляла, что ставит перед собой задачу бороться «против насилия и насильников, рабства и поработителей». Вышло три номера; четвертый был конфискован в типографии.

«Олимп» по версии журнала «Адская почта». Петербургский иллюстрированный журнал сатиры выходил еженедельно в 1906 году. Редакция заявляла, что ставит перед собой задачу бороться «против насилия и насильников, рабства и поработителей». Вышло три номера; четвертый был конфискован в типографии.

«Олимп» по версии журнала «Адская почта». Петербургский иллюстрированный журнал сатиры выходил еженедельно в 1906 году. Редакция заявляла, что ставит перед собой задачу бороться «против насилия и насильников, рабства и поработителей». Вышло три номера; четвертый был конфискован в типографии.

«Олимп» по версии журнала «Адская почта». Петербургский иллюстрированный журнал сатиры выходил еженедельно в 1906 году. Редакция заявляла, что ставит перед собой задачу бороться «против насилия и насильников, рабства и поработителей». Вышло три номера; четвертый был конфискован в типографии.

…А тогда, как мы наживемся, хотя и попросят, так беда будет не велика, отрешат от дел и велят жить в своих деревнях. Вот те на, какая беда! Для чего не жить, коли нажито чем жить; а как нажито, этого никто и не спросит».

В один прекрасный день досталось от Новикова и журналу «Всякая всячина». Императрица в долгу не осталась, и между ней и Новиковым завязалась ожесточенная многомесячная полемика. Они обращались друг к другу со страниц каждый своего журнала: она, меняя псевдонимы, насылала на «Трутень» проклятья и прямые угрозы, он в ответ высмеивал ее «нерусский» слог, давая понять, что псевдонимы никого не обманули.

Императрица, меняя псевдонимы, насылала на «Трутень» проклятья и прямые угрозы, публицист в ответ высмеивал ее «нерусский» слог.

«Неограниченный самолюбец считает своей обязанностью вмешиваться во всякую деятельность людей, всюду желая занять первое место. На днях он изобрел „новенькое“ — решил сделаться писателем, стал издавать „книгу всякий вздор“ — то есть „Всякую всячину“. Книга эта наполнена „странными приключениями“, которые почему-то называются сатирами: „Такий-то на сей неделе был у своей родни и передавил все пироги“; „такий-то всякий день бранится со своими соседями за колодязь“; „такий-то там-то приметил, что все девицы кладут ногу на ногу очень высоко“, и т. д. К сожалению… не умея писать сам, перекрапывает на свой салтык статьи из славного аглинского „Смотрителя“, занимается плагиатом».

Времена были по российским меркам либеральные: после этого выступления «Трутень» даже не сразу закрыли (оба издания просуществовали до 1770 года), а в Шлиссельбургскую крепость Новикова посадили только 20 лет спустя, и по другому поводу. До этого он успел издать еще несколько сатирических журналов — правда, и «Пустомеля», и «Живописец» просуществовали недолго.

Неизвестного месяца, неведомого числа

Издание, полное название которого звучит как «Сатирический вестник, удобоспособствующий разглаживать наморщенное чело старичков, забавлять и купно научать молодых барынь, девушек, щеголей, вертопрахов, волокит, игроков и прочего состояния людей, писанный небывалого года, неизвестного месяца, неведомого числа, незнаемым сочинителем», — довольно остроумная пародия на модные журналы и колонки светской хроники. С 1790-го по 1792 год из номера в номер автор посмеивается над слепым подражанием моде, щегольством, неоправданными тратами и глупыми манерами провинциального дворянства.

12

«Будильник», 1900 год

«Будильник», 1900 год

«Здесь между дамами проявилась мода казаться ложно недомогающими и больными. Самая употребительнейшая между ими болезнь есть ипохондрия и истерика. Те, кои не притворяются страждущими от сих болезней, единогласно признаются женщинами или худо воспитанными, или не знающими светского и приятного обхождения. По сих болезнях занимают вторую степень: кашель, грудная боль, самая чахотка, мигрень, изгага, простуда, трепетание сердца и обмороки. Сии госпожи, съезжаясь в гости, представляют из себя целую больницу. Оне возят с собою разные декокты, спирты, микстуры и зельцерскую воду… Таковые проклятые моды, неизвестно откуда перенятые, стоили бы бедным мужьям многого стыда, беспокойств и издержек, если бы, к счастию их, не потерпели оные болезни великой перемены, воспоследовавшей от приезду сюда некоторой городской барыни, которая уверила, что ипохондрия, истерика и прочие болезни в больших городах не в употреблении…»

«Сии госпожи, съезжаясь в гости, представляют из себя целую больницу… Таковые проклятые моды, неизвестно откуда перенятые, стоили бы бедным мужьям многого стыда, беспокойств и издержек...»

Пародийные «новости» из разных губерний сменяются пародийной же рекламой и частными объявлениями: «В каретном ряду делаются сообразно нынешним большим шляпам и находящимся на оных перьям, кареты двух сажен в длину и трех в высоту. В оном же ряду делаются такие аглинские высокие коляски, на которых, подъехавши, можно говорить с человеком, живущим во втором этаже; также удобно с оных входить прямо на балконы».

Бритые карикатуры

Сатирический журнал «Искра» (1859–1873) с первого же номера взял курс на «практическую сатиру». Одной из главных рубрик издания стала «Нам пишут», где публиковались реальные письма из губерний с рассказами о произволе чиновников, взяточничестве должностных лиц и прочих темных делишках власть имущих. Вскоре провинциальные чиновники уже до смерти боялись стать героями очередной публикации, а выражение «Упечь в „Искру“» рассматривалось как серьезная угроза.

Когда цензоры запретили издателям упоминать в корреспонденциях конкретные города и фамилии, те мигом придумали новую систему имен собственных. Постоянные читатели прекрасно знали, что Муму — это псковский губернатор Муравьев, Назимштадт — город Вильно, а «благонамеренный» на языке «Искры» означает «реакционный». Впрочем, цензоры тоже не были идиотами, так что рубрику запретили целиком. А позже запретили и карикатуры, которые в «Искре» имели «такое сходство с подлинными людьми, что цензура приказывала им сбривать бакенбарды с изображаемого лица или поставить его не en face, а в профиль, чтобы не так бросалось в глаза сходство».

Запретили и карикатуры, которые в «Искре» имели «такое сходство с подлинными людьми, что цензура приказывала им сбривать бакенбарды с изображаемого лица или поставить его не en face, а в профиль, чтобы не так бросалось в глаза сходство».

17

«Стрекоза», 1917 год. 

В «Стрекозе», созданной через два года после закрытия «Искры», печатались бывшие сотрудники последней. В 1908 году растерявшая остроту «Стрекоза» слилась с «Сатириконом» и была возрождена только в 1915 году и всего на три года, после чего была окончательно закрыта за высмеивание большевиков

«Стрекоза», 1917 год. 

В «Стрекозе», созданной через два года после закрытия «Искры», печатались бывшие сотрудники последней. В 1908 году растерявшая остроту «Стрекоза» слилась с «Сатириконом» и была возрождена только в 1915 году и всего на три года, после чего была окончательно закрыта за высмеивание большевиков

«Стрекоза», 1917 год. 

В «Стрекозе», созданной через два года после закрытия «Искры», печатались бывшие сотрудники последней. В 1908 году растерявшая остроту «Стрекоза» слилась с «Сатириконом» и была возрождена только в 1915 году и всего на три года, после чего была окончательно закрыта за высмеивание большевиков

«Стрекоза», 1917 год. 

В «Стрекозе», созданной через два года после закрытия «Искры», печатались бывшие сотрудники последней. В 1908 году растерявшая остроту «Стрекоза» слилась с «Сатириконом» и была возрождена только в 1915 году и всего на три года, после чего была окончательно закрыта за высмеивание большевиков

«Стрекоза», 1917 год. 

В «Стрекозе», созданной через два года после закрытия «Искры», печатались бывшие сотрудники последней. В 1908 году растерявшая остроту «Стрекоза» слилась с «Сатириконом» и была возрождена только в 1915 году и всего на три года, после чего была окончательно закрыта за высмеивание большевиков

«Стрекоза», 1917 год. 

В «Стрекозе», созданной через два года после закрытия «Искры», печатались бывшие сотрудники последней. В 1908 году растерявшая остроту «Стрекоза» слилась с «Сатириконом» и была возрождена только в 1915 году и всего на три года, после чего была окончательно закрыта за высмеивание большевиков

«Стрекоза», 1917 год. 

В «Стрекозе», созданной через два года после закрытия «Искры», печатались бывшие сотрудники последней. В 1908 году растерявшая остроту «Стрекоза» слилась с «Сатириконом» и была возрождена только в 1915 году и всего на три года, после чего была окончательно закрыта за высмеивание большевиков

«Кондуктора почему-то будут трезвы»

«Будильник» — журнал-долгожитель: с небольшим перерывом он проработал более полувека, с 1865-го по 1917 год. Правда, за это время он почти полностью сменил формат: если в первые годы работы «Будильник» публиковал злободневную оппозиционную власти сатиру, то впоследствии перешел на более легкий и невинный юмор.

«Будильник», 1900 год

«Будильник», 1900 год

В начале 80-х в «Будильнике» начинает публиковаться Чехов. В те времена в развлекательной прессе был популярен жанр «комического календаря»: короткие заметки на каждый день с занимательными фактами из истории, метеорологическими сводками, полезными советами и шуточными предсказаниями. Чехов довел этот жанр до блестящего абсурда:

«Среда, 11-е. В г. Конотопе, Черниговской губ., появится самозванец, выдающий себя за Гамлета, принца датского. Астрономы открывают на луне нечто сверхъестественное. На о. Борнео дифтерит. В сей день в Клеопатру влюбился Антоний (42 г.), а Александр Филиппович Македонский ездил на Буцефале на богомолье (312).

14

«Будильник», 1917 год

«Будильник», 1917 год

«Будильник», 1917 год

«Будильник», 1917 год

«В сей день Архимед перевернул бы землю, если бы ему дали точку опоры».

Понедельник, 16-е. Сего дня на А.Б.В.ж.дороге кондуктора и стрелочники почему-то будут трезвы. Курские соловьи летят в Курск из-за границы. В некоторых местах Донской области начинаются посевы. Астроном Бредихин в математическом обществе сделает сообщение о двух евреях, виденных им на планете Сатурн, которые, по его мнению, бежали на эту планету от воинской повинности. В Тамбове извержение вулкана. Столкновение кометы с г. Лентовским. В сей день Архимед перевернул бы землю, если бы ему дали точку опоры».

Полицейский номер

«Сатирикон» (1904–1914) и «Новый Сатирикон» (1913–1918) — пожалуй, лучшее юмористическое издание за всю историю отечественной прессы (еще бы: редактировал его Аркадий Аверченко, а авторами были Саша Черный и Надежда Тэффи). Фирменная сатириконовская сатира, иронически-ядовитая и при этом безупречно изящная, кого-то доводила до белого каления, а кого-то приводила в восторг; в результате журнал читали все — от студентов до депутатов Государственной думы и членов императорской фамилии.

15

«Сатирикон», 1908 год

«Сатирикон», 1908 год

«Сатирикон», 1908 год

«Стрекоза», 1917 год. 

В «Стрекозе», созданной через два года после закрытия «Искры», печатались бывшие сотрудники последней. В 1908 году растерявшая остроту «Стрекоза» слилась с «Сатириконом» и была возрождена только в 1915 году и всего на три года, после чего была окончательно закрыта за высмеивание большевиков.

«Сатирикон», 1908 год

Одним из ноу-хау сатириконцев стали тематические номера: иногда праздничные («рождественский», «пасхальный»), иногда именные (к юбилею Льва Толстого), иногда «нравоучительные» («О пошлости», «О глупости»). Выходили «бюрократический», «провинциальный», «экзаменационный», «театральный» номера, но особенно часто — спецвыпуски на злободневные темы: «военный», «восточный», «еврейский», «черносотенный», «полицейский», «цензурный».

Помимо приложений, сатириконцы выпускали полноценные издания: к примеру, блестящую «Всеобщую историю, обработанную „Сатириконом“» (в четырех частях) или альбом «Сокровища искусств», где на разворотах с шедеврами мировой живописи соседствовали их карикатурные изображения. Последнюю идею, правда, публика не оценила.

В 1931 году, в Париже, писатели-эмигранты предприняли попытку возродить «Сатирикон». Но, несмотря на блестящий состав авторов (среди которых были Бунин, Куприн, Ходасевич, Саша Черный), журнал прекратил свое существование несколько номеров спустя. Тем временем в Советском Союзе появлялись новые сатирические журналы, которые были довольно дерзкими — по крайней мере, какое-то время. Впрочем, это уже другая история.

Сатирический журнал "Будильник" (издавался с перерывами в 1865-1917 гг.) с развитием в 10-х гг. политической ситуации в стране становится все более радикальным, все острее откликается на события внутренней и внешней политической жизни. Моор, ставший в 1908 г. его художником, в 1916 - членом редакции, а после Февральской революции - редактором, позднее писал: "С февраля 1917 г. "Будильник", в котором я активно работал, все больше левеет и подходит к большевистской печати"

«Будильник» — сатирический еженедельный журнал с карикатурами, издававшийся в 1865—1871 в Петербурге, в 1873—1917 — в Москве. Основателем и редактором «Будильника» до 1877 был Н. А. Степанов — карикатурист демократичного направления. В дальнейшем журнал редактировали Н. Кугель, Н. П. Кичеев, Е. Арнольд и др.

В 1860-х годах в «Будильнике» печатались поэты-сатирики Г. Н. Жулев, Д. Д. Минаев, Л. И. Пальмин, писатель А. И. Левитов и другие; с 1864 началось сотрудничество с журналом К. М. Станюкович. В 1866—1867 литературным отделом журнала заведовал П. И. Вейнберг. В 1870-х годах сатира и юмор становятся менее острыми. В начале 1880-х годов в «Будильнике» сотрудничал А. П. Чехов (под псевдонимом А. Чехонте). В 1881—1891 в журнале сотрудничал юморист Е. Ф. Кони, сын Ф. А. Кони, брат Анатолия Кони. С 1882 в журнале сотрудничал А. В. Амфитеатров. В журнале работали известный впоследствии под псевдонимом Моор график Дмитрий Орлов и, под псевдонимом Финь-Шампань, Ф. О. Шехтель, Фёдор Осипович.

Немного странно, правда? Не находите? 20 век начался в 1901 году... 

Опиумная война? явно американцы и китайцы?Итоги всё ж таки 19 века и прогнозы на 20 век... произошла ли сбыча мечт??? 

Электронный квартет в Яре... неожиданно ...

а коньячок то Шустовский... гран-при... в Париже...

и вновь итоги и прогнозы...

Ну не могу же я явиться в костюме прошлого века...

Почитайте стихи и рассказы... впечатляет...

Городское управление и обыватель!!! Ничего не изменилось!!!

"А супруга кличет "чортом" ))))

На чем охотнее всего писали: ))))

Механические музыкальные инструменты!!!

Фонографы и граммофоны... посмотрите какова разница в цене!!!  Очевидно из Америки везли...

Грехи молодости!!! всего 1 рубль... ))))))))))))))))))))))))))

Подписка на "Ниву"... про "Ниву" будет особый разговор...И вновь подписка на газеты Киева и Волыни... 

Рекомендуется к просмотру: 

www.stena.ee

Сатирические журналы революции 1905-06 года

9 января 1905 Николай II отдал приказ о расстреле мирной демонстрации. Кровавое воскресенье изменило политическую ситуацию в Российской Империи, явилось знаковым событием и огромным толчком в формировании общественного мнения. В связи с крахом цензуры, было издано более трехсот различных сатирических журналов (это более чем в течение полного девятнадцатого столетия). Художники стремились запечатлеть революционные события в довольно резкой сатирической форме. Они изображали отталкивающие кровавые сцены в символистской манере.Большинство журналов были недолговечны и исчезли непосредственно вслед за своим появлением на свет, не доживая до второго номера. Некоторые закрылись от равнодушия читающей публики, задавленной изобилием выходящих сатирических журналов. Гораздо большее число было прекращено постановлениями учреждений по делам печати и определениями судебной палаты.

1. «Мефистофель» № 1 1906.

2. «Пчела» № 1, 1906.Художественно-сатирический журнал. 1906 г., №№ 1-5. Редактор-издатель Ник. Данищевский. Петербург.

3. «Пчела» № 3, 1906.

4. «Жупел» № 2, 1905 г.Санкт-Петербург, 1905 год. Издатель С.П.Юрицын.Значение Жупель - нечто, внушающее страх и отвращение, пугало. Слово, непонятностью своей внушающее ужас. (Толковый словарь Д. Н. Ушакова)Первоначально в церковно-славянском языке слово означало "горящая сера". В широкое употребление вошло после выхода пьесы Островского А.Н. "Тяжелые Дни". Купчиха произносит слова: "Как услышу я слово "жупел", так руки и ноги затрясутся".

В первом номере журнала, вышедшего 2 декабря 1905-го года, впервые были представлены антимонархические карикатуры И.Я.Билибина. Просуществовал журнал, недолго: вышло всего три номера, и вскоре он был запрещен.

"Нашествие" из «Жупел» № 2 1905.

5. «Сатирическое обозрение» № 1, 1906.Санкт-Петербург, 1906 год. Издание Н.Глаголева.Литературно-художественный журнал "Сатирическое обозрение" общественно-политической мысли выходил еженедельно. Он включал стихотворения, рассказы, заметки, очерки, карикатуры

6. «Буреваль» № 1, 1906.Буревал — еженедельный иллюстрированный журнал политической сатиры, выходил в 1906 в Наложены аресты на № 2 и 4. Издание приостановлено.

7. «К свету» № .3, 1906.

8. Журнал «Карикатурный листок газеты газет» № 1, 1905Санкт-Петербург, 1905 год. Издатель Г. П. Нарусбек.С иллюстрациями. Журнал времен первой русской революции, содержит политические карикатуры.Вышло всего три номера этого журнала.

9. «Овод» № 1, 1906.Овод. Еженедельный иллюстрированный журнал политической и общественной сатиры. 1906 г., №№ 1-18. Редактор-издатель В. Талалаев. Иркутск. Печатался на цветной альбомной бумаге.

10. «Маски» № 1 (1906)Еженедельно. Изд.-ред. С.В. Чехонин. С. Петербург.

11. «Залп» № 1 (1906).Литературно-художественный журнал. 1906 г., № 1. Редактор-издатель Кн. П. В. Бебутов. Петербург.

12. «Бурелом» № 3 (1906)

13. «Зарево» № 1 (1906)

14. «Ворон» № 1 (1906)

15. «Сатирическое обозрение» № 3, 1906.

16. «Сигналы» № 4, 1906.Редактор В. И. Турок. Петербург. Выходил с 27 дек. 1905 г.

17. «Светает» № 2 (1906).Издатель Т. М. Нарышкин. Ответственный Редактор А. П. Хотулев. Петербург.

18. «Заноза» № 2 (1906).Журнал художественной сатиры. Еженедельно. 1906 г., №№ 1-14. Издатель С. Новиков. Редактор Р. Л. Антропов. Конфискован в типографии и уничтожен по постановлению суда

http://luzana.ru/catalog/1125508/http://www.cartoonia.ru/periodika-periodicals/satiricheskie-zhurnaly-revolyutsionnogo-perioda/satiricheskie-zhurnaly-1905-%E2%80%94-

katia-lexx.livejournal.com

Сатирический журнал "Пустомеля"

Сатирический журнал "Пустомеля"

Реферат

По истории издательского дела

На тему:

Сатирический журнал "Пустомеля"

Своеобразие журнала. Последний номер "Трутня" вышел 27 апреля 1770 года, а через месяц, 26 мая, в Академической канцелярии лежало прошение маклера Андрея Фока, желавшего печатать ежемесячный журнал "Пустомеля". Кто такой Фок, было неизвестно, однако и не числилось за ним ничего предосудительного. Журнал разрешили.

Если бы чиновники были повнимательней, они могли вспомнить, что почерк, которым написано прошение Андрея Фока, им знаком. Такими прямыми буквами было писано прошение издателя журнала "Трутень" Николая Новикова. Желая выпускать "Пустомелю", он спрятался за подставным лицом.  Новикову после недавнего закрытия «Трутня» не разрешили бы издание журнала. Первая книжка журнала была уже подготовлена. Новиков отдал ее в печать, и через две недели, 15 июня, номер "Пустомели" был в руках читателей.

Название журнала как будто бы должно было успокоить бдительность властей - что важного может сообщать "Пустомеля"? Хотя "Трутень", насекомое бесполезное, принес немало огорчений... Впрочем, надо присмотреться: не сболтнет ли чего лишнего этот "Пустомеля"?

«Пустомеля» начал с более или менее скромной сатиры, и все-таки он просуществовал только два месяца. Это обстоятельство заставляет внимательно заняться его содержанием. В нем была продолжена сатирическая линия. Но сатира здесь касалась явлений литературы и культуры. Тут можно найти выпады против Хераскова, Чулкова, Лукина, В.Петрова. Критикует Новиков и “Российскую универсальную грамматику”, первый вариант знаменитого “Письмовника”. В частности, он высказывается против содержащихся там анекдотов.

Интересен раздел “Ведомости” в журнале. Они посвящены только военно-политическим и театральным событиям. Причем здесь публикуются не только сатирические произведения, но и положительного содержания. Например, в этом разделе увидели свет первые в истории русской журналистики профессиональные театральные рецензии – об игре выдающегося актера И. Дмитриевского и о постановке трагедии Сумарокова “Синав и Трувор”. В противовес отрицательным героям сатирических публикаций в “Пустомеле” публикуется повесть “Историческое приключение” с положительными героями.

Всего удалось напечатать только два номера, после чего и этот журнал был закрыт. Причина закрытия - продолжение Новиковым неугодной Екатерине II сатирической линии. Видимо, что-то из напечатанного в июльском номере «Пустомели» было для Екатерины страшнее обличений судей-взяточников, отчего она и поспешила пресечь только что появившийся новый журнал.

Июньская книжка содержит вступительную статью под названием: 1)«То, что употребил я вместо предисловия», 2)начало повести «Историческое приключение», 3)«Ведомости» из Константинополя и Москвы и 4)«Загадки».

1) Предисловие = монолог мнимого Пустомели, болтовня о том, о сем, но автор искусно ее направлял. В шуточных строках он ясно выразил свое мнение о современных литераторах, рассыпал насмешки над своими противниками и намекнул на вздорные статейки "Всякой всячины".

«Многие думают, что писать просто»,- говорит Новиков, имея в виду десятки авторов, пробовавших силы в журналах 1769 года и целя в Михаилу Чулкова, издателя "И то и се" и "Парнасского щепетильника". «Кто пишет, не имевши дарований и способностей, составляющих хорошего писателя, тот не писатель, но бумагомаратель».

Так же здесь определены требования к журналисту. По его словам, «чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острой разум, здравое рассуждение, хороший вкус, знание свойств русского языка и правил грамматических, и, наконец, истинное о вещах понятие». Об этих достоинствах журналиста писал М. Ломоносов. В новиковском моральном кодексе журналиста сверх того названы качества, вытекающие из его концепции печати – критический талант («Правильно и со вкусом критиковать так же трудно, как и хорошо сочинять»), общественная активность («Нет ничего, что бы не было подвержено критике»; журналист должен «мешаться в политические дела»).

2) Историческое приключение. В противовес отрицательным героям сатирических публикаций в “Пустомеле” публикуется повесть “Историческое приключение” с положительными героями. В ней Новиков впервые дает положительную программу воспитания и образования в национальном русском духе. Данная неоконченная повесть -- первая попытка в художественной форме показать следствие хорошего, в духе "древних российских добродетелей", воспитания. Не случайно, конечно, местом действия избран Новгород -- хранитель национальных устоев и традиций русского народа по концепции Новикова.

Эта повесть должна была иллюстрировать мысль о том, что часто "люди впадают в пороки по одному добросердечию, но среди самых преступлений праводушие их сияет и великость духа оказывается". Неизвестно, о каких преступлениях и пороках могла пойти речь. Новиков изображает тесный дружеский кружок провинциальных дворян, а хозяин дома, где происходит действие, Добронрав и его сын Добросерд являют собой пример отличного воспитания и обладают лучшими качествами.

3) Ведомости: Жанр, широко развивавшийся Новиковым и в "Трутне" и в "Живописце" как сатирический; в отличие от последних "Ведомости" "Пустомели" лишены обличения. Они ставят своей задачей развитие патриотических идей. Главной темой этих "Ведомостей" является желание Новикова прославлять подвиги русских солдат в войне с Турцией (ведомости из Константинополя). - Слово «российский солдат» наихрабрейшего турка приводит в трепет, и в армию никто больше иттить не хочет. Турки точно в такое же бедственное россиянами приведены состояние, в какое турками за несколько сот лет приведены были греки.

В сообщении из Москвы кратко рассказывается о триумфе актера придворного российского театра Дмитревского, выступавшего в трагедиях Сумарокова, драме Бомарше "Евгения" и других пьесах. Эта заметка может показаться неважной, но на самом деле появление ее означало, что в русской журналистике возникает театральная критика.

4)Загадки. Ласкатель бесстыдно всех знатных господ в глаза похваляет, угождает их слабостям, а за очи смеется тому, что они ему верят, а иногда и бранит их; какого за то ожидает он награждения? Отгадай.

   Взяткохват судья, не имеющий ни совести, ни чести, вершит дела по своим прибыткам; указы толкует, как ему угодно, правосудие продает с публичного торга, бедных и беспомощных людей обижает, богатых грабит, а знатным угождает; подчиненных своих примером своим ко взяткам поощряет: чего Взяткохват за похвальные свои труды ожидает? Читатель, отгадай.

В июльской и последней книжке напечатаны: 1)«Завещание Юнджина Китайского хана к его сыну», статья о толках, которые вызвала первая книга журнала, 2)«Послание к слугам моим» Д. И. Фонвизина и 4)«Ведомость».

1) Что же это был за материал, из-за которого Екатерина решила закрыть журнал? «Завещание Юнджина Китайского хана к его сыну». В 1770 г. исполнялось 16 лет наследнику престола, великому князю Павлу Петровичу. Оппозиционно настроенные по отношению к режиму Екатерины дворянские либералы считали, что наступает удобный момент заставить Екатерину уступить трон законному наследнику Павлу.

Новиков, как и многие передовые деятели эпохи, рассчитывал, что смена лиц на троне может изменить режим в стране. На этой основе могло произойти сближение Фонвизина и Новикова, реальным выражением которого явилось печатание в «Пустомеле» «Послания к слугам» и «Завещания Юнджина».

Так как восточная, в том числе и китайская, оболочка воспринималась в литературе XVIII в. только как маскировка, то читатели журнала не могли не применить содержание «Завещания» к современности».

А содержание это таково: Хан Юнджин, чувствуя приближение смерти, велит вельможам возвести на престол своего сына. Напечатано «Завещание» в июльской книжке за два месяца до исполнения Павлу 16 лет; «Завещание» нельзя рассматривать иначе, как призыв к Екатерине II добровольно уступить трон.

Подробности «Завещания» также совпадают с историей отношений Павла и Екатерины.

«Завещание Юнджина» и послужило, как естественно предположить, поводом к закрытию «Пустомели», и Новикову только через полтора года удалось снова добиться права на издание сатирического журнала.

2) Стихи Фонвизина "Послание к слугам моим, Шумилову, Ваньке и Петрушке" распространялись в рукописи: Новиков решил их напечатать. Автор спрашивает своих слуг: на что сей создан свет? Ванька, бывавший в Москве и Петербурге, так изложил свои впечатления от современного общества:

Попы стараются обманывать народ,

Слуги дворецкого, дворецкие господ,

Друг друга господа, а знатные бояря...

Нередко обмануть хотят и государя...

Что дурен здешний свет, то всякий понимает,

Да для чего он есть, того никто не знает.

Не может ответить на этот вопрос и автор стихотворения. Признание несовершенности мира, по церковным представлениям созданного богом, сомнение в целесообразности божественной воли навлекли на Фонвизина упреки в атеизме. "Пустомеля", напечатавший стихи, стал как бы единомышленником Фонвизина и разделил с ним укоры, исходившие от религиозных блюстителей нравственности.

Двух таких произведений в одной книжке журнала вполне хватило для того, чтобы третий номер в свет уже не вышел. Типография Академии наук отказала маклеру Андрею Фоку в печатании "Пустомели". Новиков опять остался без своего журнала.

3) Ведомости. Следующий номер содержал отзыв о постановке на придворном театре трагедии Сумарокова "Синав и Трувор". Автор воздавал хвалу исполнителям главных ролей - Дмитревскому, Троепольской - и с гордостью замечал, что они не уступают французским актерам, - истина, в которой сомневались придворные зрители. Один из этих господ, глядя на русских актеров, сказал: «Жаль, что они не французы; их бы можно почесть совершенными и редкими в своем искусстве».

diplomba.ru

Сатирический журнал «Ёрш» - О журнале

Читайте также: История и события

СМИ о нас

Опубликоваться в «Ерше» (Авторам-сатирикам)

Периодическое печатное издание журнал «Ёрш».

Свидетельство: ПИ № ФС 77 - 71335 от 17 октября 2017 г.

Формат: А 4

Количество полос: 32

Тираж: 3000 экз.

Периодичность: 2 раза в год

Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

Учредитель и издатель: ООО «Авторское содружество».

Категория 16 +

Журнал создан на основе творческого потенциала российских писателей и художников. Авторы, редколлегия журнала и главный редактор Алла Альшина – это коллектив людей, готовых делиться своим творчеством с вами. Нам не безразличен читатель и его мнение. Мы готовы к диалогу и сотрудничеству с каждым из вас, это поможет сделать журнал живым и интересным.

Начиная с середины XVIII века в России выходило множество различных сатирических изданий. Люди старшего и среднего возраста помнят сатирические журналы советского периода… Время бежит вперёд, и мы меняемся, как меняются и объекты высмеивания и бичевания сатирой. К сожалению, многие пороки общества сатирикам так и не удалось искоренить со времён сотворения мира... И с точки зрения писателя, со времён Гоголя и Щедрина в стране мало что изменилось. Журнал «Ёрш» борется посредством сатиры и юмора с негативными явлениями в обществе: политиканством, снобизмом,  другими дурными человеческими качествами, которые выросли до невероятных размеров и проявляются повсюду с самых низменных сторон. Цинизм, подлость, безответственность, ложь… стали нормой, основой жизни современного человека. Многие люди утратили способность дружить, сострадать и верить друг другу. Мошенники, воры, убийцы без зазрения совести совершают свои подлые поступки. Снижается уровень образования и культуры.  Это и многое другое бичует и высмеивает журнал «Ёрш» в своих сатирических произведениях, призывая к возрождению утраченных чувств: патриотизма, культуры, этики, морали.

Многие талантливые авторы из России и ближнего зарубежья нашли на страницах нашего журнала возможность творческой реализации и самовыражения. Журнал «Ёрш» поистине народный журнал!

Алла Альшина

Главный редактор

«За гуманизм и дело мира бесстрашно борется сатира...»

Отрывок из вступительной статьи от редакции в выпуске 1(06), май 2015.

Во все периоды истории сатира противостояла несправедливости, насилию, террору, остро высказывалась против коррумпированности чиновников, взяточничества, подхалимства и многих других пороков в жизни многострадального русского народа. Оппозиционную направленность диктовало время, а сатирические образы и объекты осмеяния черпались русскими писателями и художниками из глубин народного быта. И если в XVII веке официальная культура отрицала смех, то во времена СССР всё было с точностью до наоборот. Советское правительство очень хорошо понимало, каким мощным идеологическим оружием является сатира, правда сильно прессовало её цензурой, но это уже тема для отдельной статьи. Так или иначе, находясь под строгим надзором правящей власти во все времена, сатира всегда выполняла свою праведную миссию. И наше время не исключение.

Есть у нашего народа большое преимущество – мы умеем смеяться над собой. Высмеивая собственные недостатки, мы заостряем на них внимание, запоминаем их, и, возможно, в следующий раз уже не повторим тех глупостей, за которые получили пощёчину. Сарказм у нас в крови на генетическом уровне. Он и поддерживает нас в самые сложные минуты жизни. Мы надеемся, что, читая журнал «Ёрш», вы не только поднимете себе настроение, но и задумаетесь о собственном «я» и даже избавитесь от некоторых болезней, например, от мании величия или алкоголизма, может быть, бросите курить…

«Ёрш» возрождает старые традиции

Журнал «Ёрш» часто обращается к истории сатиры, чтобы почерпнуть оттуда всё самое интересное, представляющее ценность, как в изобразительном искусстве и литературе, так и в самом жанре сатиры. В каждом номере журнала есть историческая справка. Эту культуру, этот жанр хочется сохранить и передать потомкам, потому что без юмора, без умения смеяться над собой, над собственными ошибками нельзя жить. Советская сатирическая печать заложила в нас понимание основ нравственности, порядочности, честности. Она давала нам правильные ориентиры в отношениях между людьми. По аналогии творчества наших предшественников мы создаём концертные программы, выставки, возрождаем отдельные жанры карикатуры и литературы.

«Ёрш» – это не только СМИ

Редакция журнала имеет большой творческий потенциал не только в издании печатного СМИ, но и в других творческих направлениях. Так в 2016 году мы открыли три новых направления:

  1. Выставочное – представлены работы художников нашего журнала. Выставки проходят непрерывно в вузах и библиотеках Санкт-Петербурга.
  2. Концертное – эстрадный концерт разговорного жанра (литературные пародии, фельетоны, ироническая поэзия). Премьера состоялась 8 декабря 2016 года в театре «Мимигранты». Запись концерта можно посмотреть на этом сайте в разделе "видео" или в группе ВКонтакте.
  3. «Авторское содружество» – проект, направленный на поиск новых талантов для журнала и концертных программ и популяризацию творчества этих авторов.

yorshsatir.ru

Сатирический журнал "Пустомеля"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По истории издательского дела

На тему:

Сатирический журнал "Пустомеля"

 

 

Своеобразие журнала. Последний номер "Трутня" вышел 27 апреля 1770 года, а через месяц, 26 мая, в Академической канцелярии лежало прошение маклера Андрея Фока, желавшего печатать ежемесячный журнал "Пустомеля". Кто такой Фок, было неизвестно, однако и не числилось за ним ничего предосудительного. Журнал разрешили.

Если бы чиновники были повнимательней, они могли вспомнить, что почерк, которым написано прошение Андрея Фока, им знаком. Такими прямыми буквами было писано прошение издателя журнала "Трутень" Николая Новикова. Желая выпускать "Пустомелю", он спрятался за подставным лицом.  Новикову после недавнего закрытия «Трутня» не разрешили бы издание журнала. Первая книжка журнала была уже подготовлена. Новиков отдал ее в печать, и через две недели, 15 июня, номер "Пустомели" был в руках читателей.

Название журнала как будто бы должно было успокоить бдительность властей - что важного может сообщать "Пустомеля"? Хотя "Трутень", насекомое бесполезное, принес немало огорчений... Впрочем, надо присмотреться: не сболтнет ли чего лишнего этот "Пустомеля"?

«Пустомеля» начал с более или менее скромной сатиры, и все-таки он просуществовал только два месяца. Это обстоятельство заставляет внимательно заняться его содержанием. В нем была продолжена сатирическая линия. Но сатира здесь касалась явлений литературы и культуры. Тут можно найти выпады против Хераскова, Чулкова, Лукина, В.Петрова. Критикует Новиков и “Российскую универсальную грамматику”, первый вариант знаменитого “Письмовника”. В частности, он высказывается против содержащихся там анекдотов.

Интересен раздел “Ведомости” в журнале. Они посвящены только военно-политическим и театральным событиям. Причем здесь публикуются не только сатирические произведения, но и положительного содержания. Например, в этом разделе увидели свет первые в истории русской журналистики профессиональные театральные рецензии – об игре выдающегося актера И. Дмитриевского и о постановке трагедии Сумарокова “Синав и Трувор”. В противовес отрицательным героям сатирических публикаций в “Пустомеле” публикуется повесть “Историческое приключение” с положительными героями.

Всего удалось напечатать только два номера, после чего и этот журнал был закрыт. Причина закрытия - продолжение Новиковым неугодной Екатерине II сатирической линии. Видимо, что-то из напечатанного в июльском номере «Пустомели» было для Екатерины страшнее обличений судей-взяточников, отчего она и поспешила пресечь только что появившийся новый журнал.

Июньская книжка содержит вступительную статью под названием: 1)«То, что употребил я вместо предисловия», 2)начало повести «Историческое приключение», 3)«Ведомости» из Константинополя и Москвы и 4)«Загадки».

1) Предисловие = монолог мнимого Пустомели, болтовня о том, о сем, но автор искусно ее направлял. В шуточных строках он ясно выразил свое мнение о современных литераторах, рассыпал насмешки над своими противниками и намекнул на вздорные статейки "Всякой всячины".

«Многие думают, что писать просто»,- говорит Новиков, имея в виду десятки авторов, пробовавших силы в журналах 1769 года и целя в Михаилу Чулкова, издателя "И то и се" и "Парнасского щепетильника". «Кто пишет, не имевши дарований и способностей, составляющих хорошего писателя, тот не писатель, но бумагомаратель».

Так же здесь определены требования к журналисту. По его словам, «чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острой разум, здравое рассуждение, хороший вкус, знание свойств русского языка и правил грамматических, и, наконец, истинное о вещах понятие». Об этих достоинствах журналиста писал М. Ломоносов. В новиковском моральном кодексе журналиста сверх того названы качества, вытекающие из его концепции печати – критический талант («Правильно и со вкусом критиковать так же трудно, как и хорошо сочинять»), общественная активность («Нет ничего, что бы не было подвержено критике»; журналист должен «мешаться в политические дела»).

2) Историческое приключение. В противовес отрицательным героям сатирических публикаций в “Пустомеле” публикуется повесть “Историческое приключение” с положительными героями. В ней Новиков впервые дает положительную программу воспитания и образования в национальном русском духе. Данная неоконченная повесть -- первая попытка в художественной форме показать следствие хорошего, в духе "древних российских добродетелей", воспитания. Не случайно, конечно, местом действия избран Новгород -- хранитель национальных устоев и традиций русского народа по концепции Новикова.

Эта повесть должна была иллюстрировать мысль о том, что часто "люди впадают в пороки по одному добросердечию, но среди самых преступлений праводушие их сияет и великость духа оказывается". Неизвестно, о каких преступлениях и пороках могла пойти речь. Новиков изображает тесный дружеский кружок провинциальных дворян, а хозяин дома, где происходит действие, Добронрав и его сын Добросерд являют собой пример отличного воспитания и обладают лучшими качествами.

3) Ведомости: Жанр, широко развивавшийся Новиковым и в "Трутне" и в "Живописце" как сатирический; в отличие от последних "Ведомости" "Пустомели" лишены обличения. Они ставят своей задачей развитие патриотических идей. Главной темой этих "Ведомостей" является желание Новикова прославлять подвиги русских солдат в войне с Турцией (ведомости из Константинополя). - Слово «российский солдат» наихрабрейшего турка приводит в трепет, и в армию никто больше иттить не хочет. Турки точно в такое же бедственное россиянами приведены состояние, в какое турками за несколько сот лет приведены были греки.

В сообщении из Москвы кратко рассказывается о триумфе актера придворного российского театра Дмитревского, выступавшего в трагедиях Сумарокова, драме Бомарше "Евгения" и других пьесах. Эта заметка может показаться неважной, но на самом деле появление ее означало, что в русской журналистике возникает театральная критика.

4)Загадки. Ласкатель бесстыдно всех знатных господ в глаза похваляет, угождает их слабостям, а за очи смеется тому, что они ему верят, а иногда и бранит их; какого за то ожидает он награждения? Отгадай.

   Взяткохват судья, не имеющий ни совести, ни чести, вершит дела по своим прибыткам; указы толкует, как ему угодно, правосудие продает с публичного торга, бедных и беспомощных людей обижает, богатых грабит, а знатным угождает; подчиненных своих примером своим ко взяткам поощряет: чего Взяткохват за похвальные свои труды ожидает? Читатель, отгадай.

В июльской и последней книжке напечатаны: 1)«Завещание Юнджина Китайского хана к его сыну», статья о толках, которые вызвала первая книга журнала, 2)«Послание к слугам моим» Д. И. Фонвизина и 4)«Ведомость».

1) Что же это был за материал, из-за которого Екатерина решила закрыть журнал? «Завещание Юнджина Китайского хана к его сыну». В 1770 г. исполнялось 16 лет наследнику престола, великому князю Павлу Петровичу. Оппозиционно настроенные по отношению к режиму Екатерины дворянские либералы считали, что наступает удобный момент заставить Екатерину уступить трон законному наследнику Павлу.

Новиков, как и многие передовые деятели эпохи, рассчитывал, что смена лиц на троне может изменить режим в стране. На этой основе могло произойти сближение Фонвизина и Новикова, реальным выражением которого явилось печатание в «Пустомеле» «Послания к слугам» и «Завещания Юнджина».

Так как восточная, в том числе и китайская, оболочка воспринималась в литературе XVIII в. только как маскировка, то читатели журнала не могли не применить содержание «Завещания» к современности».

А содержание это таково: Хан Юнджин, чувствуя приближение смерти, велит вельможам возвести на престол своего сына. Напечатано «Завещание» в июльской книжке за два месяца до исполнения Павлу 16 лет; «Завещание» нельзя рассматривать иначе, как призыв к Екатерине II добровольно уступить трон.

Подробности «Завещания» также совпадают с историей отношений Павла и Екатерины.

«Завещание Юнджина» и послужило, как естественно предположить, поводом к закрытию «Пустомели», и Новикову только через полтора года удалось снова добиться права на издание сатирического журнала.

2) Стихи Фонвизина "Послание к слугам моим, Шумилову, Ваньке и Петрушке" распространялись в рукописи: Новиков решил их напечатать. Автор спрашивает своих слуг: на что сей создан свет? Ванька, бывавший в Москве и Петербурге, так изложил свои впечатления от современного общества:

Попы стараются обманывать народ,

Слуги дворецкого, дворецкие господ,

Друг друга господа, а знатные бояря...

Нередко обмануть хотят и государя...

Что дурен здешний свет, то всякий понимает,

Да для чего он есть, того никто не знает.

Не может ответить на этот вопрос и автор стихотворения. Признание несовершенности мира, по церковным представлениям созданного богом, сомнение в целесообразности божественной воли навлекли на Фонвизина упреки в атеизме. "Пустомеля", напечатавший стихи, стал как бы единомышленником Фонвизина и разделил с ним укоры, исходившие от религиозных блюстителей нравственности.

Двух таких произведений в одной книжке журнала вполне хватило для того, чтобы третий номер в свет уже не вышел. Типография Академии наук отказала маклеру Андрею Фоку в печатании "Пустомели". Новиков опять остался без своего журнала.

3) Ведомости. Следующий номер содержал отзыв о постановке на придворном театре трагедии Сумарокова "Синав и Трувор". Автор воздавал хвалу исполнителям главных ролей - Дмитревскому, Троепольской - и с гордостью замечал, что они не уступают французским актерам, - истина, в которой сомневались придворные зрители. Один из этих господ, глядя на русских актеров, сказал: «Жаль, что они не французы; их бы можно почесть совершенными и редкими в своем искусстве». 

znakka4estva.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта