Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Сибирский философский журнал. 2016, № 1 (Т. 14). Сибирский философский журнал


Сибирский философский журнал. 2017, № 2 (Т. 15)

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

ОБ ИНТУИТИВНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОСНОВАНИЙ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПЕРВОЙ ТЕОРЕМЫ ГЁДЕЛЯ О НЕПОЛНОТЕ. Целищев В.В. 5-17

Рассматриваются проблемы обоснования и интуитивного постижения базисных концепций доказательства Первой теоремы Гёделя о неполноте. В частности, анализируются разделение истины и доказательства в формализованных системах арифметики, содержание и истинность Гёделева предложения, а также его аналогов в реальном математическом исследовании, использование концепции самореференции в доказательстве диагональной леммы, и способы избегания парадоксов при конструировании Гёделева предложения.

ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ИСТИНЫ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ЗНАНИИ. Хлебалин А.В. 18-26

Рассмотрены проблема совмещения выразительной функции понятия истины в математической теории и требования семантической консервативности расширения исходной теории в перспективе защиты дефляционной концепции истины. Показано, что проблема может быть решена на основе алгебраической интерпретации математической теории и использования аксиоматической теории истины РТ-.

СУБЪЕКТНОСТЬ, ЛОГИКА И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ КАК РУКОВОДСТВА К ДЕЙСТВИЮ. Карпович В.Н. 27-39

Показано, что рациональность как характеристика субъектности проявляется во владении логическими идеями (понятиями) и правилами их применения. Таким образом, логика получает обоснование в рациональности действия, поскольку правила операций с логическими выводами построены так, чтобы, с одной стороны, определять логические понятия через систему канонических выводов, а с другой - обеспечивать успешность целенаправленной деятельности в окружающем субъекта мире. В частности, правила определения для конъюнкции представляют собой минимальные условия понимания единства сознания, поскольку через них реализуется согласование представлений об изменяющейся действительности.

ДЕДУКТИВНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ ИСТИННОСТИ И ПОЛЕЗНОСТИ АПРИОРНОГО ЗНАНИЯ В АКСИОМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ЭПИСТЕМОЛОГИИ (ТОЧНОЕ АКСИОМАТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СФЕРЫ АДЕКВАТНОСТИ ГЛАВНОГО ПРИНЦИПА ПРАГМАТИЗМА «ИСТИННО ТО, ЧТО ПОЛЕЗНО»). Лобовиков В.О. 40-52

Впервые конструируется формальный дедуктивный вывод логической эквивалентности модальностей «истинно, что q» и «(субъекту) полезно, что q» в аксиоматической системе универсальной философской эпистемологии из допущения, что «субъект имеет априорное знание, что q». Также дедуктивно демонстрируется, что если упомянутая эквивалентность неверна, то если «субъект имеет знание, что q», то «субъект имеет эмпирическое знание, что q». Используемым в статье эпистемологическим модальностям «эмпирическое знание, что q» и «априорное знание, что q» дается точное аксиоматическое определение. Таким образом, впервые в научной литературе устанавливается точное формальное ограничение сферы адекватности прагматизма: он вполне адекватен в сфере априорного знания и только в ней.

ЕЩЕ РАЗ О Д. ДЕННЕТЕ И ПАТТЕРНАХ: Г. РЕЙХЕНБАХ, ДЖ. ХОГЕЛАНД И НОВЫЙ ЭМПИРИЗМ. Головко Н.В. 53-67

Цель работы - анализ сути требования Д. Росса о необходимости «стирания границы» между «абстрактными» и «выводимыми» объектами. Показано, что определение паттерна по Д. Россу напрямую не обращается к проблеме существования «абстрактных» и «выводимых» объектов, а обращается к другой проблеме - проблеме распознавания паттернов (Дж. Хогеланд). Однако сама постановка проблемы распознавания паттернов имплицитно содержит представление о существовании «абстрактных» и «выводимых» объектов в виде представления о необходимости различать «внешнее» и «внутреннее» распознавание, которое отвечает рейхенбаховскому представлению о том, что в области психологии «абстрактные» объекты могут иметь смешанную природу и состоять из «чувственно воспринимаемых» и «выводимых» объектов. Риторика о необходимости «стирания границы» используется исключительно как стандартный ход рассуждений для преодоления инструментализма, в данном случае в трактовке паттернов у Д. Деннета. В заключение приводятся примеры существования «остаточных следов» концепции Г. Рейхенбаха в рамках «нового эмпиризма» Дж. Лэдимена.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

ИДЕЙНАЯ ПОДГОТОВКА И ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ НАУКИ В РОССИИ. Аблажей А.М. 68-80

Статья посвящена анализу процесса идеологической и организационной подготовки радикальной реформы академического сектора науки в России, начавшейся в середине 2013 г. Приводятся доказательства того факта, что задача переформатирования академической, по сути советской, науки, на новых принципах была поставлена с самого начала радикальных социально-экономических реформ в стране. Показано, что первоначально научное сообщество восприняло мероприятия реформы крайне негативно. В то же время мрачные прогнозы о фактическом уничтожении фундаментальной науки в России не оправдались.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: ПРОБЛЕМА ЛОКАЛИЗАЦИИ ФЕНОМЕНА. Борисов И.В. 81-91

Поскольку феномен интеллигенции (интеллектуалов) есть соционим, т. е. такое явление, которое в значительной степени формируется практикой рефлексивного самоопределения самих рассматриваемых групп, то толкование феномена, идущее от этой практики, сливается с последней, и тем более неизбежным образом, что эти самоопределения чаще всего реализуются в аморфных, синкретичных и субъективистских концептах. Предлагается рассмотреть те объективные общественные (формационные) предпосылки, которые позволили бы исторически локализовать феномен и объяснить, как специфика этого его места диктует тот особый способ позиционирования и самоопределения, что свойственны рассматриваемым группам.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ, ДИНАМИКА, АКТУАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СООБЩЕСТВ. Абрамова М.А., Костюк В.Г. 92-100

Проведен анализ основных концептуальных подходов к исследованию посткоммунистических преобразований (трансформаций) российского общества - социетального (единства социальных структур и институтов), социокультурного, модернизационного. Сделан вывод, что сущностные черты российского общества как цивилизации наиболее полно учитываются в концепции социокультурной трансформации, которая может служить теоретико-методологической основой исследования межэтнических и локальных сообществ современной России, актуализирующихся в эпоху кризиса, роста социального расслоения и внешних угроз.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СЕЛА. Шмаков В.С. 101-111

Анализируются проблемы влияния инновационных процессов на социально-экономическое развитие российского села. Рассмотрены цели и задачи государственной стратегии инновационного развития, определяющие приоритеты инновационной политики, потенциал, механизмы и ресурсы развития аграрно-промышленного комплекса (АПК). Отмечена необходимость совершенствования основных организационно-экономических механизмов инновационных процессов, позволяющих рационализировать систему управления инновациями, выявить ресурсы для их реализации. Определены негативные и позитивные факторы, содействующие либо тормозящие инновационное развитие АПК. Подчеркивается, что АПК, в условиях антироссийских санкций, стоит перед необходимостью перехода к инновационному пути развития для поддержки продовольственной безопасности страны и конкурентоспособности продукции российского сельского хозяйства на мировом рынке.

МИРОТВОРЧЕСКАЯ МИССИЯ СИБИРИ В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ. Иванов А.В. 112-122

Раскрывается современный миротворческий потенциал Сибири. Он связан с ее огромными возобновляемыми и не возобновляемыми природными ресурсами, пространственным посредничеством между Востоком и Западом, а также возможностью создания стратегического транспортно-энергетического коридора между северной и южной Евразией. В этой связи особое миротворческое значение приобретают многообразные связи между Россией и Индией, Алтаем и Гималаями.

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ АВТОНОМИЯ И ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ: СОХРАНЕНИЕ БАЛАНСА. Петров В.В. 123-136

Под воздействием глобализационных процессов в условиях формирующегося общества знания российские университеты столкнулись с серьезным давлением со стороны государства, которое требует от них преобразований. Многочисленные реформы, направленные на повышение конкурентоспособности российских университетов на глобальном научно-образовательном рынке, пока что не приводят к желаемому результату. Проанализирован опыт развития британской системы образования в условиях перехода к новой стадии социально-экономического развития, и выделены ключевые факторы, позволившие университетам Великобритании занять лидирующие позиции в мировом образовательном пространстве. Показано, что сохранение баланса между общегосударственной стратегией и университетской автономией может оказаться положительным для развития отечественных университетов в условиях системных трансформаций социума.

НОВОСИБИРСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ НОВОСИБИРСКА И ОБЛАСТИ. Гордиенко А.А. 137-147

Показано, что поиск практических путей инновационного развития, в частности, в регионах, имеющих территориально организованные комплексные научные центры с их «очагами» постиндустриального общества, изначально, в отличие от стратегии на развитие проектов в «чистом поле» (greenfield) (реализуемой, в частности, в Сколкове), разворачивается по принципу brownfield. При этом драйвером развития становится процесс самоорганизации научного и местного сообщества, опирающейся на масштабное распространение массовой творческой деятельности. Это оборачивается масштабными социальными практиками, ориентированными на инновационное развитие, охватывающими широкие слои городского сообщества. Нарабатывается уникальный опыт взаимодействия власти, науки, инновационного бизнеса и общественности, начинают складываться условия для перехода к коллаборации этих институтов, обусловливающей экосистемное инновационное развитие.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. Попков Ю.В. 148-163

Рассмотрены концептуальные вопросы и принципы современной государственной национальной политики, реализация которых в практической деятельности органов власти призвана стать важным условием межэтнической интеграции российского общества. В отличие от существующей конструктивистской позиции отстаивается точка зрения, что нация - это не только форма коллективного сознания, но также и коллективного существования, коллективного действия, коллективной субъектности с особым механизмом формирования. Отстаивается идея официального закрепления за государственной национальной политикой целевой установки на обеспечение межэтнической интеграции российского общества.

РОЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ. Тарбастаева И.С. 164-174

Оценивается потенциал территориального самоуправления (ТОС) в реализации межэтнической интеграции мигрантов в принимающее сообщество. Сделан вывод, что ТОС способно в значительной степени усилить работу муниципальной власти в этом направлении. Исследуется правовое регулирование деятельности ТОС по осуществлению мер по гармонизации межэтнических отношений. Показано, что для полноценного развития общественных инициатив только правового обеспечения недостаточно, необходимо наличие внутреннего потенциала. Делается вывод о том, что ТОС в условиях развитого местного сообщества способно к целенаправленной работе по интеграции мигрантов.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС В ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖРЕЛИГИОЗНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ. Солодова Г.С. 175-184

Сделана попытка обращения к принципам выстраивания межрелигиозных отношений в дореволюционный период российской истории. Основанием для научного и социального интереса к данной теме является полиэтничность и полирелигиозность российского общества. Среди причин религиозной и этнической неоднородности - история формирования и территориального расширения российского государства в прошлом и иммиграционные процессы сегодня.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

АРИСТОТЕЛЬ И КРИЗИС КЛАССИЧЕСКОГО ГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА. Бровкин В.В. 185-195

Рассмотрены две точки зрения в вопросе о том, как Аристотель оценивал перспективы развития полисной системы в условиях тех исторических изменений, которые происходили в Греции в третьей четверти IV в. до н. э. Первая точка зрения: Аристотель, несмотря на гибель полисной системы, выступал за ее сохранение в прежнем виде. Вторая точка зрения: Аристотель связывал с македонской гегемонией в Греции надежду на укрепление полисной системы и создание идеальных полисов на завоеванных в Азии землях. Показаны недостатки обеих точек зрения. Предлагается третий вариант решения рассматриваемого вопроса: Аристотель сохраняет приверженность полисной системе, поскольку не видит ее гибели и верит в ее дальнейшее существование.

СЕТЬ ИДЕЙ «РЕЧИ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА» ДЖОВАННИ ПИКО. Попов В.В. 196-204

Выработаны и применены принципы, адаптирующие социологическую методологию сетевого анализа к исследуемому нами философскому тексту. Выделено базовое отношение, позволяющее построить сеть идей «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико. Таким отношением стал переход мысли автора текста от одной идеи к другой. Сформулирован и применен принцип структурной устойчивости. Этот принцип позволил объединить в сеть идей значимые структурные элементы текста. В результате была получена модель концептуальной структуры текста «Речи». При построении сети идей установлено тождество содержания идей, обозначенных Пико различными терминами в разных местах его «Речи».

ХОЛИСТИЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА ОНТОЛОГИИ СПИНОЗЫ: МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ. Горан В.П. 205-216

Раскрыто содержание ключевых понятий онтологии Спинозы. Эти понятия - субстанция и два ее атрибута: протяжение и мышление. Обоснован вывод, что атрибутивный статус протяжения делает учение Спинозы о субстанции фактически материалистическим. Но сам Спиноза не только весьма искусно камуфлирует эту особенность своей позиции, поскольку именует субстанцию богом и к тому же утверждает, что второй ее атрибут - мышление. Вместе с тем анализ того, что Спиноза имеет в виду под мышлением бога, только подтверждает неустранимость у его онтологии материалистической составляющей.

ПОХОРОНЫ БЫЛИ НАЗНАЧЕНЫ ПРЕЖДЕВРЕМЕННО? (ФРЕДЕРИК НЕФ О СУДЬБЕ МЕТАФИЗИКИ). Кротов А.А. 217-225

Анализируется проблема смерти метафизики, представленная в философском творчестве Фредерика Нефа. Неф убежден в том, что возможности метафизики не исчерпаны, но предлагает переосмыслить классическое, ставшее привычным понятие метафизики. По его мнению, центром современной метафизики следует считать не вопрос о бытии, но систему, своего рода сплетение понятий: «возможное», «объект», «сущность», «событие». Философская позиция Фредерика Нефа симптоматична в отношении современной культурной эпохи, фиксирует ее мировоззренческую противоречивость, неоднородность. Метафизическая модель, которая осознает себя как переходный этап к следующему звену, смене которых не предвидится теоретического окончания, весьма далека по своим интенциям от признанных классических образцов.

ПРАГМАТИЗМ И РИТОРИКА: ЭВОЛЮЦИЯ ПОНИМАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ. Косарев А.В. 226-242

Цель статьи - предложить доводы в пользу тезиса, что прагматизм оказал влияние на становление риторической теории. Для этого предлагаются варианты соотнесения и совместимости прагматистских установок (прежде всего Ч. С. Пирса) с некоторыми риторическими и квазириторическими теориями, а именно с лингвистической теорией речевых актов, которая сохраняет генетическую связь с прагматизмом через прагматику, и теорией риторической ситуации. Обе рассмотренные теории объединяет с прагматизмом понимание речи как действия, имеющего практические следствия. Область пересечения прагматизма и рассмотренных теорий лежит в точке зрения об изменении действительности посредством речи. При этом в собственно риторической теории, наследующей прагматизму, традиционное понимание роли риторики, производящей некоторый эффект на аудиторию, сменяется точкой зрения, что риторика призвана решать критические ситуации, выступая в качестве инструмента позитивного воздействия на среду обитания человека.

«КЕНОТИЗМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»: ОБ ОДНОЙ ПОПУЛЯРНОЙ КОНЦЕПЦИИ. Мархинин В.В. 243-253

В работе анализируются положения разработанной Г. П. Федотовым концепции кенотической природы русской культурной традиции. Представлен анализ особенностей кенотических ориентаций мировоззрения за пределами религиозного и художественного сознания русской культуры, а именно, использование кенотических идей в рамках социально-философских и этических концепций; сопоставляется место кенотического мировоззрения в истории отечественной и западноевропейской философской и мировоззренческой традиций.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ. 254-255

nsu.ru

Сибирский философский журнал. 2016, № 1 (Т. 14)

Annotations and keywords.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Карпович В. Н. ФОРМАЛИЗАЦИЯ, ЯЗЫКИ И СМЫСЛ — К ВОПРОСУ ОБ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА И МЫШЛЕНИЯ. С. 5–15.

Рассматриваются возникновение и эволюция языка как процесс смены формальных характеристик, т. е. последовательная формализация результатов предшествующей мыслительной деятельности. Формальные языки современной науки характеризуются как дополнение естественных языков, возникшее из необходимости зафиксировать новые способы познания и мышления. Смена форм происходит по общим законам развития, в то время как наличное состояние фиксируется в наличных формах.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЭТИКА, НОРМАТИВНОСТЬ, ФОРМА, СОДЕРЖАНИЕ, ЯЗЫК, МЫШЛЕНИЕ, ФОРМАЛИЗАЦИЯ, ЛОГИКА, ДИАЛЕКТИКА.

Целищев В. В. НАТУРАЛИЗМ И ФИЛОСОФИЯ МАТЕМАТИКИ ЯНА ХАКИНГА. С. 16–27.

Рассмотрены взгляды Я. Хакинга на проблемы натурализма в его философии математики. Показано, что его скепсис в отношении употребления этого термина в современной философской литературе оправдан и что критика Хакингом натуралистов в области философии математики - П. Мэдди, Ф. Китчера, и более общей позиции Куайна, основанная на взглядах работающих математиков, приводит к парадоксу.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: НАТУРАЛИЗМ, ФИЛОСОФИЯ МАТЕМАТИКИ, ХАКИНГ, ВТОРАЯ ФИЛОСОФИЯ, КУАЙН, МЭДДИ, ПЛАТОНИЗМ.

Доманов О. А. ОНТОЛОГИЯ И ЛОГИКА В ФИЛОСОФИИ БАДЬЮ. С. 28–39.

В философии Бадью логика, с одной стороны, подчинена онтологии, а с другой - онтологизируется, т. е. не сводится к правилам употребления языка. При этом онтология соответствует теории множеств, а логика или феноменология - теории категорий. Бадью опирается на понятие внутренней логики категории. Однако отношение теории множеств и теории категорий гораздо сложнее, и это делает проблематичным подход Бадью. Неясность отношений онтологии и логики связана с выбором им аксиоматики Цермело - Френкеля (ZF), в которой смешиваются различные понятия принадлежности и множества вообще. В то же время теории субъекта и события требуют понятия пучка, которое может быть построено независимо от ZF. Это ставит задачу формулирования философии Бадью в более простой и, возможно, ясной аксиоматике.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: БАДЬЮ, ОНТОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВ, ТЕОРИЯ КАТЕГОРИЙ.

Еровенко В. А. «СОКРАТИЧЕСКОЕ ВОПРОШАНИЕ» В РЕФЛЕКСИВНОМ ДИАЛОГЕ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТА ТЬЮРИНГА. С. 40–52.

Анализируются философские вопросы, связанные с разработанным Тьюрингом мысленным экспериментом для систем искусственного интеллекта в качестве критерия определения разумности компьютерной системы. Показано, как «сократическое вопрошание» при прохождении теста Тьюринга открывает в рефлексивном диалоге новые возможности применения разных стратегий познания для анализа искусственной системы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТЕСТ ТЬЮРИНГА, ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, СОКРАТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ.

Разумов В. И., Сизиков В. П. АВТОМАТИЗАЦИЯ РАССУЖДЕНИЙ: ПРОГРАММИРОВАНИЕ МУТАЦИЙ ДИС-КОМПЬЮТЕРА УРОВНЯ 2. С. 53–69.

В продолжение исследований по автоматизации рассуждений на основе теории динамических информационных систем (ДИС, ТДИС) данная проблема обсуждается вместе с проблемой согласования формально-математического и смыслосодержательного аспектов познания. Развитие системного подхода реализуется с установкой на синтез философии, физики, математики с использованием понятий ДИС-компьютера и ДИС-технологии как системной методологии. Математический эквивалент си-стемы в ранге генетически обусловленной структуры позволяет придать процессу статус системы и показать, что процесс рассуждения тоже обладает этим статусом. Демонстрируются возможности компьютерной программы автоматизации рассуждений, реализуемой в Excel.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АВТОМАТИЗАЦИЯ РАССУЖДЕНИЙ, ГЕНЕТИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННАЯ СТРУКТУРА, ДИС-КОМПЬЮТЕР, МУТАЦИЯ, ПРОГРАММИРОВАНИЕ, ПРОЦЕСС-СИСТЕМА, ТЕОРИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ (ДИС, ТДИС), СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ФОРМАЛЬНОЕ.

Рябушкина Т. М. «Я» КАК ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ: ПРОБЛЕМА ДЕФОРМАЛИЗАЦИИ САМОСТИ В ФЕНОМЕНОЛОГИИ. С. 70–82.

На примере современной феноменологической теории «минимальной самости» Д. Захави анализируется идея пререфлексивного самосознания, выдвигаемая в противовес рефлексивным теориям самосознания, согласно которым самость есть лишь формальный принцип тождества. Цель статьи — показать принципиальную невозможность решения проблемы деформализации самости в рамках феноменологических теорий, признающих временность фундаментальной характеристикой сознания.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ВРЕМЕННОСТЬ, СУБСТАНЦИОНАЛЬНОСТЬ, ПРЕРЕФЛЕКСИВНОЕ САМОСОЗНАНИЕ, ПЕРСПЕКТИВА ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА, МИНИМАЛЬНАЯ САМОСТЬ.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Аникина А. Б. ЛОГИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: ЕЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ И САМОРАЗРУШЕНИЕ. С. 83–93.

По мере секуляризации общественного сознания, Страшный суд перестал служить конечной точкой истории, а установление Царства Божьего более не наполняло ее смыслом. Ханна Арендт показала, что попытки заполнить этот смысловой вакуум опирались на представление об истории исключительно как процессе, смысл которому придает его конечная цель. В таком случае может быть задана любая произвольная цель, а любые поступки для ее достижения будут оправданы. Последствия такого подхода крайне негативно сказываются на исторической науке и на общественном развитии, что мы можем видеть на примере современной ситуации в России.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ХАННА АРЕНДТ, ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, СОБЫТИЕ, КОЛЛЕКТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, СМЫСЛ ИСТОРИИ.

Шмаков В. С. О ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ. С. 94–105.

Продовольственная безопасность России оценена как ключевое направление аграрной политики страны. Обсуждаются дискуссионные терминологические вопросы, общетеоретическая основа, условия достижения продовольственной безопасности. Определяется понятие «продовольственная безопасность». Рассмотрены вопросы, характеризующие современное состояние продовольственной безопасности страны, основные противоречия и критерии ее развития, связанные с государственной аграрной политикой. Подчеркивается, что основой продовольственной безопасности России является максимальное самообеспечение продуктами питания, что связано с удовлетворением как собственно жизненных потребностей населения, так и с глобальными социально-экономическими, политическими процессами и проблемами изменения климата. Отмечается, что для обеспечения продовольственной безопасности необходимо устойчивое развитие агропромышленного комплекса.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ АПК, САНКЦИИ, СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ.

Тарбастаева И. С. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРАВА ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ. С. 106–119.

Рассматриваются проблемы концептуализации коллективных прав этнических общностей. Показывается, что этнические общности в правовом пространстве представлены как носители субъективных прав. В частности, анализируется федеративное устройство государства как способ их реализации. Делается вывод о том, что неправомерна точка зрения на коллективные права как права исключительно «культурные».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРАВА, ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА, ФЕДЕРАЦИЯ, ОБЩАЯ ВОЛЯ, ПРАВО НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ.

Мадюкова С. А., Персидская О. А. ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ. С. 120–134.

Анализ региональной специфики этносоциальных процессов, зафиксированной в ходе проведенных конкретно-социологических исследований в Республике Алтай, соотнесен с особенностями проводимой в регионе национальной политики. Этносоциальная ситуация в республике охарактеризована через такие маркеры, как полиэтничность населения республики, очаги межэтнической напряженности, взаимоотношения мигрантов и принимающего населения в регионе, актуальные проблемы коренных малочисленных народов. Анализ публичной информации органов власти Республики Алтай позволил зафиксировать ряд конкретных процедур, предпринятых органами власти в целях улучшения межнациональной и межконфессиональной обстановки в ходе реализации в регионе Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации. В статье проанализировано содержание таких процедур, как проведение мониторинга состояния межэтнических отношений в республике, гражданское и патриотическое воспитание молодежи, проведение культурных мероприятий, контроль за миграционными потоками, противодействие экстремизму и др.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ПОЛИЭТНИЧНЫЙ РЕГИОН, ПРАВА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ, МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ, МИГРАЦИЯ.

Мархинин В. В., Удалова И. В. ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В ГОРОДАХ ЮГРЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ 2001–2014 ГОДОВ). С. 135–147.

На основе материалов социологических опросов рассматривается динамика этноконфессиональной ситуации в городах Югры в период с начала XXI в. до настоящего времени. Показано, что в межэтнических отношениях со времени 1990-х гг. продолжает сохраняться некоторая степень межэтнической напряженности и даже содержится потенциальная возможность ее роста. Сохранение напряженности обусловлено в первую очередь интенсивным миграционным притоком, а возможность ее роста - возможностью нарушения исторически сложившегося этнодемографического баланса. Существенно иной характер имеет динамика собственно конфессиональной составляющей этноконфессиональной ситуации. Межконфессиональные отношения оказывают стабилизирующее воздействие на сферу межэтнических отношений. Важным условием упрочения этой их роли, должны стать координирующие деятельность конфессий усилия со стороны государственных и муниципальных структур управления, самодеятельных национальных и религиозных объединений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ, МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ БАЛАНС, РЕЛИГИОЗНЫЕ ЧУВСТВА, МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ, МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ И МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ СОГЛАСИЕ.

Кириллова А. И. СТРАТЕГИИ ЭТНОПОЛИТИКИ КАК ФАКТОР АУТОСОЦИАЛИЗАЦИИ ПРИНИМАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА: ИММИГРАЦИОННЫЙ АСПЕКТ. С. 148–160.

«Системный» (нормативно-правовой, экономико-политический) и «мирожизненный» (самоорганизация общественности) компоненты современной российской этнополитики имеют определенное несоответствие друг другу в области миграционной политики, направленной на интеграцию мигрантов и не учитывающей рост отторгающих, самозащитных настроений в обществе. Факторы приятия и отторжения мигрантов рассмотрены как элементы двух моделей аутосоциализации в группах приятия и отторгающих. Феномен аутосоциализации общества описан как процесс конструирования и поддержания типа социальности, характерного для данной исторической общности, ее этничности и культуры. Аутосоциализация современного российского общества представляет собой двойную модель, включающую баланс поли- и монокультурных ответов на иноэтничные вызовы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СОЦИАЛИЗАЦИЯ, АУТОСОЦИАЛИЗАЦИЯ, ЭТНОПОЛИТИКА, ИНТЕГРАЦИЯ, МИГРАНТЫ, РЕЛИГИЯ, ИСЛАМ, ПРАВОСЛАВИЕ.

Абрамова М. А., Гончарова Г. С., Костюк В. Г. ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО ТИПА СЕМЬИ НА ВЫБОР АККУЛЬТУРАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ МОЛОДЕЖЬЮ. С. 161–171.

Проведен анализ влияния различных типов семей (этнически однородных и этнически смешанных) на аккультурационные стратегии интеграции, ассимиляции, сепарации и маргинализации молодежи из данных типов семей. Выявлено, что этнически однородные семьи влияют на большую склонность молодежи к выбору интеграционной стратегии, а этнически смешанные семьи увеличивают частоту выбора их потомками ассимиляционной стратегии. Более подробный анализ выполнен в отношении этнически смешанных семей. Показано, что их влияние на выбор аккультурационной стратегии молодежью зависит от этнической самоидентификации родителей. Сделан вывод об оптимальности для развития российской цивилизации стратегии интеграции, предполагающей паритет общероссийской и этнической идентичностей, а не приоритет первой над второй.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АККУЛЬТУРАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ, ИНТЕГРАЦИЯ, СЕПАРАЦИЯ, АССИМИЛЯЦИЯ, МАРГИНАЛИЗАЦИЯ, ЭТНИЧЕСКИ ОДНОРОДНАЯ СЕМЬЯ, ЭТНИЧЕСКИ СМЕШАННАЯ СЕМЬЯ, МОЛОДЕЖЬ.

Долженкова О. В. СООТНОШЕНИЕ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОНЯТИЙ «ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ» И «ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ» В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ. С. 172–184.

Статья посвящена анализу сходства и различий в концепциях этнического самосознания и этнической идентичности в отечественных исследованиях. Произведено сопоставление структуры и содержания этих концепций, выделены общие черты и на их основании сделан вывод о преемственности концепций этнического самосознания и этнической идентичности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ, ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, ЭТНОПСИХОЛОГИЯ, НАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Аблажей А. М. ОБРАЗ НАУКИ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ РОССИЯН И СПЕЦИФИКА РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУЧНОЙ СФЕРЫ. С. 185–196.

Статья посвящена анализу образа науки, сложившегося в общественном сознании современных россиян, который, с точки зрения автора, наделен рядом черт, характерных для мифа. Показано, что этот образ явно противоречив и консервативен, выявлены основные предпосылки его формирования и трансформации. Сделан вывод, что сложившиеся мифы о науке (в первую очередь речь идет о секторе фундаментальных исследований), с одной стороны, оказали заметное влияние на характер и способы проведения радикальных реформ в этой сфере, с другой - вполне поддаются воздействию и трансформации, в связи с чем наука обязана наладить продуктивный диалог с обществом.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: НАУКА, МИФ, МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ, РЕФОРМИРОВАНИЕ НАУКИ

Антонов Е. А., Костина И. Б. ИНТЕГРАЦИЯ ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ПОСТКЛАССИЧЕСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. С. 197–205.

Анализируются ценностно-мировоззренческие основания, выступающие в форме принципов или центризмов: антропоцентризм, экоцентризм, биоцентризм; выявляются формы их взаимоотношений: дополнительность, диалог, интегративный синтез в контексте экологического образования; при этом определяются этапы их интеграции как процесса движения к единому целостному образованию.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ЦЕНТРИЗМЫ, ПРИНЦИП ЭКЛЕКТИЗМА, ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ, ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Горан В. П. ПРЕДЫСТОРИЯ АТОМИСТИКИ: ПАРМЕНИД И ЗЕНОН. С. 206–220.

Исследован вклад Парменида и Зенона в создание концептуальных предпосылок последующего становления древнегреческой атомистики. У Парменида это, вопервых, различение достигаемого разумом истинного знания и опирающегося на показания органов чувств мнения. Во-вторых, это значительное внимание созданию на уровне мнения картины «правдоподобного мироустроения». Обе эти только намеченные Парменидом составляющие его позиции представлены у Демокрита в рамках уже отчетливой концепции двух уровней познавательной активности человека - чувственного и рационального. Раскрыты черты сходства в представлениях о совершенной наполненности и внутренней структурированности у Парменида бытия и у атомистов атомов как содержащих амеры. Сделан вывод, что свою концепцию амер атомисты создавали, реагируя на аргументацию Зенона против признания де-лимости бытия до бесконечности. Показано, что и другие конкретные особенности атомистики Левкиппа и Демокрита могли быть результатом их усилий по решению апорий Зенона.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПАРМЕНИД, ЗЕНОН, ЛЕВКИПП, ДЕМОКРИТ, БЫТИЕ, НЕБЫТИЕ, ПОЛНОЕ, ПУСТОЕ, ЕДИНОЕ, МНОГОЕ, АТОМЫ, АМЕРЫ, ИСТИНА, МНЕНИЕ, РАЗУМ, ОЩУЩЕНИЯ.

Золотухин В. В. ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ ЯКОБА ФРИЗА. С. 221–231.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ФРИЗ, ЯКОБИ, КАНТИАНСТВО, ЗНАНИЕ, ВЕРА, ПРЕДЧУВСТВИЕ, БОГ, РЕЛИГИОЗНОЕ ЧУВСТВО,

Статья посвящена рассмотрению философии религии Якоба Фриза - ученика Канта и создателя эмпирико-психологического направления в кантианстве. Этот философ стремится создать новую науку, которую он называет «философская антропология». Она призвана изучать внутренний опыт сознания посредством самонаблюдения. Основные понятия философии религии Фриза - знание, вера и предчувствие. Знание имеет дело с данными чувственного восприятия, а также со всеобщими закономерностями, касающимися познания земного мира. Божественная же реальность доступна человеку только посредством веры (в существование Бога и высшего блага) и предчувствия вечного во временном. Историко-философская оценка учения Я. Фриза осуществлена с учетом его специфики, выявлению которой способствовало его сравнение с содержанием учений самых известных его философских современников.

Вавилов А. В. УЧЕНИЕ О СУМАСШЕСТВИИ В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ: ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ. С. 232–240.

Представлен этимологический анализ основных терминов, выбранных немецким философом Г. В. Ф. Гегелем для обозначения основных форм сумасшествия. Вводя спекулятивный принцип классификации душевных расстройств, немецкий мыслитель отказывается от принципа деления, представленного эмпирической наукой. В связи с этим возникает потребность в этимологическом и концептуальном анализе выбранных философом обозначений. Представленный в статье анализ выявляет расхождение между этимологическими и концептуальными смыслами как в выбранных самим Гегелем названиях, так и в переводных русских аналогах.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Г. В. Ф. ГЕГЕЛЬ, ДИАЛЕКТИКА, СУМАСШЕСТВИЕ, БЕЗУМИЕ, ПСИХИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ, ДУШЕВНОЕ РАССТРОЙСТВО, ЭТИМОЛОГИЯ.

Слесарев А. А. ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ АРТУРА ШОПЕНГАУЭРА И ТВОРЧЕСТВЕ НЕМЕЦКИХ РОМАНТИКОВ. С. 241–255.

Рассмотрены взгляды Шопенгауэра и немецких романтиков на необходимость эстетического постижения мира. Анализируется аргументация сторон, выявлены сходства и различия подходов. Делается вывод, что особое значение эстетического познания в глазах Шопенгауэра и немецких романтиков является следствием иррационалистического характера их мировоззрения. Несмотря на то, что по ряду вопросов взгляды Шопенгауэра на искусство отличались от представлений романтиков, их воззрения на значение искусства как средства познания мира и результатов этого познания совпадают.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПОЗНАНИЕ, ЭСТЕТИКА, ИНТУИЦИЯ, ИРРАЦИОНАЛИЗМ, ИСКУССТВО, ТВОРЧЕСТВО, НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИЗМ, ШОПЕНГАУЭР.

Ищенко Н. И. М. ХАЙДЕГГЕР: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ БЫТИЯ. С. 256–265.

PHENOMENOLOGY, ONTOLOGY, HERMENEUTICS, HUSSERL, HEIDEGGER, BEING, CONSCIOUSNESS, TRANSCENDENTALISM

Данная статья посвящена проблеме тематического предмета феноменологической онтологии М. Хайдеггера. В работе выясняется, почему Хайдеггеру пришлось оставить философские позиции Гуссерля и определить предмет феноменологии по-новому. Обосновывается также тезис о том, что решающим обстоятельством на пути преодоления Хайдеггером исходных установок философии Гуссерля явилось осознание Хайдеггером приоритетной роли самого бытия как тематического предмета философствования по отношению к любому способу бытия, включая бытие сознания.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ОНТОЛОГИЯ, ГЕРМЕНЕВТИКА, ГУССЕРЛЬ, ХАЙДЕГГЕР, БЫТИЕ, СОЗНАНИЕ, ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ.

Фекондо А. ДЕРРИДА: КРИТИКА МЕТАФИЗИКИ ПРИСУТСТВИЯ. С. 266–279.

Для Деррида формула «метафизика присутствия» означает «метафизику» tout court. Справедливо ли это отождествление? Действительно ли верно, что в языке метафизики термины «присутствие» и «бытие» эквивалентны? В классической философии значение термина «бытие» утверждается не на основе присутствия, но в ходе рационального опосредования. При этом рациональном опосредовании в нашей интерпретации классической метафизики может быть устранено противоречие и спасено то différance, в силу которого Деррида приходит к отрицанию возможности метафизического начала.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: DéCONSTRUCTION, МЕТАФИЗИКА, ПРИСУТСТВИЕ, DIFFéRANCE, ПРОТИВОРЕЧИЕ, ДИАЛЕКТИКА, ОПОСРЕДОВАНИЕ, ТВОРЕНИЕ, METAPHYSICS, PRESENCE, CONTRADICTION, DIALECTICS, MEDIATION, CREATION

Сорина Г. В. ДИАЛОГ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ. С. 280–297.

Показано, что психологизм как методологическая концепция является примером субъектно-ориентированной методологии. В частности, эта точка зрения обосновывается на примере анализа программы метапсихологизма В. Н. Брюшинкина и методологии логико-культурной доминанты (ЛКД-методологии) автора статьи. Выявлено, что процессы естественных рассуждений оказываются формой коммуникативных процессов даже тогда, когда речь идет о мысленном диалоге. В таком случае, как считает автор статьи вслед за В. Н. Брюшинкиным, субъект коммуникации совпадает с адресатом коммуникации. Статья написана по материалам мемориального доклада, посвященного памяти В. Н. Брюшинкина, прочитанного на конференции «Чтения памяти Владимира Никифоровича Брюшинкина» (Калининград, 26-27 июня 2014 г.). В силу этого в статье находят свое отражение некоторые идеи мемориального характера.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПСИХОЛОГИЗМ, АНТИПСИХОЛОГИЗМ, АНТИ-АНТИПСИХОЛОГИЗМ, МЕТАПСИХОЛОГИЗМ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ, ПРОГРАММА МЕТАПСИХОЛОГИЗМА, РАССУЖДЕНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ЛКД-МЕТОДОЛОГИЯ.

Соколовский И. Р. ПОНЯТИЯ «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ» И «ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ» В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ 1938–1988 ГОДОВ. С. 298–309.

Прослеживается эволюция понятий «производительные силы» и «производственные отношения» в советских справочных изданиях 1938-1988 гг. Отмечается, что при неизменности основных марксистских теоретических рамок акценты в рассмотрении этих понятий смещались под влиянием политической ситуации и факторов общественного развития.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ», «ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ», ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ, МАРКСИЗМ.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО АРИСТОТЕЛЮ — 2016. «АРИСТОТЕЛЕВСКОЕ НАСЛЕДИЕ КАК КОНСТИТУИРУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ЕВРОПЕЙСКОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ». С. 310–311.

Солодова Г. С. О ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ВЫБОРОМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНОСТИ, РЕШЕНИЯ». С. 312–317.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ. С. 318–320.

In English:

Siberian Journal of Philosophy. 2016, № 1 (T. 14)

ANALYTICAL PHILOSOPHY, EPISTEMOLOGY AND PHILOSOPHY OF SCIENCE

Karpovich V. N.

The article addresses the origin and evolution of language and thought as a process of changing the forms of linguistic representation of the mental content, a sequence of formalizations for the results of the previous mental activity. The formal languages of modern science can be interpreted as a supplement to natural language that emerge from the need to establish new ways of cognition and thinking. The sequence of forms obeys the general laws of development, while each element of the sequence reflects the characteristics of a given form.

KEYWORDS: ETHICS, NORMATIVITY, FORM, CONTENT, LANGUAGE, THOUGHT, FORMALIZATION, LOGIC, DIALECTICS.

Tselishchev V. V. NATURALISM AND HACKING’S PHILOSOPHY OF MATHEMATICS

The article deals with the problems of naturalism in Hacking’s philosophy of mathematics. It is shown that his skepticism about the use of the term in modern philosophical literature is justified. It is also shown that the criticism by Hacking of current naturalists in the field of the philosophy of mathematics, namely, P. Maddie, F. Kitcher, and Quine, based on the views of working mathematicians, leads to a paradox.

KEYWORDS: NATURALISM, PHILOSOPHY OF MATHEMATICS, HACKING, SECOND PHILOSOPHY, QUINE, MADDIE, PLATONISM.

Domanov O. A. ONTOLOGY AND LOGIC IN BADIO

In Badiou’s philosophy logic on the one hand is subordinated to ontology and on the other hand is «ontologised», that is does not amount to the language usage rules. Ontology corresponds to set theory, whereas logic and phenomenology to category theory. Badiou relies on the concept of the internal logic of category. However, the relation between set theory and category theory is much more complex and this makes Badiou’s approach problematic. Ambiguity of relationships between ontology and logic comes from his choice of Zermelo - Frenkel axioms (ZF) which mix up different notions of elementhood and set in general. At the same time, Badiou’s theories of subject and event require the concept of sheaf which may be constructed independently of ZF. This raises the problem of formulating Badiou’s philosophy in a more straightforward and hopefully clearer axiomatics.

KEYWORDS: BADIOU, ONTOLOGY, SET THEORY, CATEGORY THEORY.

Erovenko V. A. "SOCRATIC QUESTIONING" IN REFLEXIVE DIALOGUE OF ONTOLOGICAL TURING TEST

The article is devoted to the philosophical issues related to the Turing developed thought experiment for artificial intelligence systems as a criterion for determining the reasonableness of a computer system. It is shown how the «Socratic questioning» while passing the Turing test opens in a reflexive dialogue new opportunities for the application of different strategies of cognition to analyze the artificial system.

KEYWORDS: TURING TEST, ARTIFICIAL INTELLIGENCE, SOCRATIC DIALOGUE.

Razumov V. I., Sizikov V. P. REASONING AUTOMATION: PROGRAMMING DISCOMPUTERS’ MUTATIONS LEVEL 2

In continuation of research on automated reasoning based on the dynamic information systems theory (DIS, TDIS) this issue is discussed with the problem of harmonizing the formal mathematical and meaning-meaningful cognition aspects. The development of a systematic approach is implemented with a synthesis of philosophy, physics, mathematics, using the concept of DIS-computer and DIS technology as a system methodology. The mathematical equivalent of the rank system in a genetically determined structure allows us to give the process the status of the system and show that the reasoning process also has this status. The possibilities of a computer automated reasoning program implemented in Excel is demonstrated.

KEYWORDS: REASONING AUTOMATION, GENETICALLY DETERMINED STRUCTURE, DIS-COMPUTER, MUTATION, PROGRAMMING, PROCESS-SYSTEM, THE DYNAMIC INFORMATION SYSTEMS THEORY (DIS, TDIS), CONTENT, MANAGEMENT, FORMAL.

Ryabushkina T. M. "I" AS TRANSCENDENT: THE PROBLEM OF DEFORMALIZATION OF SELF IN PHENOMENOLOGY

The article examines the contemporary phenomenological theory of the minimal self as an example of the theory based on the idea of pre-reflexivity that is put forward by phenomenologists in response to difficulties of reflexive theories of self-consciousness. One of the most essential difficulties of the theories consists in understanding of self as a formal principle of identity. The aim of this article is to show the impossibility of solving the problem of deformalization of self within the framework of phenomenological theories which rely on temporality as a fundamental characteristic of consciousness.

KEYWORDS: TEMPORALITY, SUBSTANTIALITY, PRE-REFLECTIVE SELF-CONSCIOUSNESS, FIRST-PERSON PERSPECTIVE, MINIMAL SELF.

SOCIAL PHILOSOPHY

Anikina A. B. LOGIC OF THE HISTORICAL PROCESS: ITS CONSTRUCTION AND AUTODESTRUCTION

With the secularization of social consciousness, history has lost its meaning and purpose. Hannah Arendt has shown that attempts to fill this vacuum of meaning based on the idea of history merely as a process, to which only its ultimate aim attaches meaning. In that case, any arbitrary aim can be set, and any actions for its attainment can be justified. The consequences of that approach extremely negatively affect the historical science and social development, which we can see looking at he current situation in Russia.

KEYWORDS: HANNAH ARENDT, HISTORICAL PROCESS, EVENT, COLLECTIVE IDENTITY, SENSE OF HISTORY.

Shmakov V. S. FOOD SECURITY OF RUSSIA

Food security of Russia be a key area of Russia’s agrarian policy. The paper discusses controversial questions of terminology, the general theoretical framework, the conditions for achieving food security. It defines the concept of «food security» and analyses the current state of food security, the basic contradictions of its development and the criteria of the state agrarian policy. It emphasizes that the basis of food security in Russia, is maximum food self-sufficiency, which is associated with satisfaction of the vital needs of the population, and global socioeconomic, political processes and problems of climate change. It is noted that food security requires sustainable development of the agro-industrial complex.

KEYWORDS: FOOD SECURITY, SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT, AGRICULTURAL POLICY, SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX, SANCTIONS, RURAL SOCIETY.

Tarbastaeva I. S. COLLECTIVE RIGHTS OF ETHNIC COMMUNITIES: PROBLEMS OF CONCEPTUALIZATION

The article deals with the problems of conceptualization of the collective rights of ethnic communities. It is shown that ethnic communities are represented in the legal space as carriers of subjective rights. In particular, it examines the federal structure of the state as a way to implement them. It is concluded that treatment of collective rights as purely «cultural» is invalid.

KEYWORDS: COLLECTIVE RIGHTS, ETHNIC COMMUNITIES, REALIZATION OF THE RIGHTS, FEDERATION, GENERAL WILL, THE RIGHT TO POLITICAL PARTICIPATION.

Madyukova S. A., Persidskaya O. A. ETHNONATIONAL POLICY IN REPUBLIC OF ALTAI

Analysis of regional specifics of ethnic and social processes that were fixed during concrete sociological researches in Republic of Altai is brought into correlation with analysis of actual national policy in the region. Ethnic and social situation in the region is characterized by such markers as polyethnicity of republic population, seats of interethnic tension, relationships between migrants and home population in the region, actual problems of Indigenous People. Аnalysis of information published by the authorities of Altai Republic allows to fix. a number of concrete steps taken by the authorities to improve international and interconfessional situation for realization the Strategy of state national policy of Russian Federation. In the article are analyzed such procedures as monitoring of the state of interethnic relationships in the republic, civil and patriotic education of the youth, cultural events, control over the migration streams and opposition to extremism in the region and others.

KEYWORDS: ETHNIC AND NATIONAL POLICY, ETHNIC AND SOCIAL PROCESSES. POLYETHNIC REGION, RIGHTS OF INDIGENOUS PEOPLE, NTERNATIONAL RELATIONSHIPS, INTERNATIONAL TENSION, MIGRATION.

Markhinin V. V., Udalova I. V. ETHNO-CONFESSIONAL SITUATION IN THE TOWNS OF YUGRA (BASED ON 2001-2014 SOCIOLOGIC RESEARCH)

Based on sociologic surveys, the paper deals with the dynamics of ethno-confessional situation in the towns of Yugra over a period from the beginning of the 21st century to present time. It is shown that a certain degree of interethnic tension still exists and threatens to grow. Continued tension is caused, in the first place, by intensive migration flow, and the risk of growing tension is determined by the potential imbalance of the historically established ethno-demographics. The dynamics of the confessional component of the ethnoconfessional situation has an essentially different nature. Interconfessional relations have a stabilizing effect on the sphere of interethnic relations. The efforts of state and municipal management structures, of self-regulating national and religious communities to coordinate the confessions activities should become an important condition of the reinforcement of this stabilizing role.

KEYWORDS: ETHNO-CONFESSIONAL SITUATION, INTERETHNIC AND INTERCONFESSIONAL RELATIONS, ETHNO-DEMOGRAPHIC BALANCE, RELIGIOUS FEELINGS, INTERETHNIC TENSION, INTERCONFESSIONAL AND INTERETHNIC ACCORD.

Kirillova A. I. ETHNIC POLICY STRATEGIES AS A FACTOR OF THE HOST SOCIETY SELF-SOCIALIZATION: MIGRATION ASPECT

The «system» (the legal, economic and political) and the «life-world» (self-organization of the public) components of modern Russian ethnic policy have certain inconsistency with each other in the field of migration policy aimed at the integration of migrants and not taking into account the growing mood of self-defense and rejection. The factors of inclusion and exclusion of migrants are considered as elements of the two models of self-socialization in the inclusion and exclusion groups. The phenomenon of the self-socialization of society is described as a process of constructing and maintaining a type of sociality characteristic of the historical community, its culture and ethnicity. Self-socialization of the modern Russian society is a double model, consisting of a balance of poly- and mono-cultural responses to ethnic challenges of other cultures.

KEYWORDS: SOCIALIZATION, SELF-SOCIALIZATION, ETHNIC POLICY, INTEGRATION, MIGRANTS, RELIGION, ISLAM, ORTHODOXY.

Abramova M. A., Goncharova G. S., Kostyuk V. G. INFLUENCE OF THE ETHNIC TYPE OF FAMILY ON THE CHOICE OF ACCULTURATION STRATEGY BY THE YOUTH

The analysis of the impact of different types of families (ethnically homogeneous and ethnically mixed) on the choice of youth acculturation strategies revealed that ethnically homogeneous families affect the propensity of young people to the choice of integration strategy. Ethnically mixed families increase the frequency of selection by the offspring of assimilationist strategies. A more detailed analysis of ethnically mixed families was conducted. It is shown that their influence on the choice of the acculturation strategy by the youth is dependent on the ethnic self-identity of the parents. It is concluded that for the development of Russian civilization more optimal is the selection of youth integration strategy, involving the parity of national and ethnic identities.

KEYWORDS: ACCULTURATION STRATEGIES: INTEGRATION, SEPARATION, ASSIMILATION, MARGINALIZATION, ETHNICALLY HOMOGENEOUS FAMILY, ETHNICALLY MIXED FAMILY, YOUTH.

Dolzhenkova O. V. CORRESPONDENCE AND CONTINUITY OF CONCEPTS OF ETHNIC CONSCIOUSNESS AND ETHNIC IDENTITY IN DOMESTIC RESEARCH

The paper is devoted to the differences and similarities between the concepts of the ethnic consciousness and the ethnic identity. The importance of their common treatment and the argument for their continuity are explained. The paper also considers the gaps and terminological changes in the concept of ethnic consciousness.

KEYWORDS: ETHNIC CONSCIOUSNESS, ETHNIC IDENTITY, ETHNOPSYCHOLOGY, NATIONAL PSYCHOLOGY, STRUCTURE, CONTENT, CONTINUITY.

Ablazhey A. M. THE IMAGE OF SCIENCE IN THE PUBLIC MIND OF RUSSIANS AND SPECIFIС FEATURES OF THE NATIONAL SCIENTIFIC REFORM

This article analyzes the image of science that has developed in the social consciousness of modern Russians. The author considers that this image has some mythological features. It is shown that this image is clearly controversial and conservative; the main prerequisites for its formation and transformation are identified. It is concluded that the existing myths about science (primarily, fundamental science) influenced the way the reforms were conducted on the one hand, and are amenable to transformation, on the other, which means that science must establish a productive dialogue with society.

KEYWORDS: SCIENCE, MYTH, MASS CONSCIOUSNESS, REFORMING OF SCIENCE.

Antonov E. A., Kostina I. B. INTEGRATION OF VALUE-WORLD OUTLOOK BASES OF POSTCLASSICAL ENVIRONMENTAL EDUCATION

The article analyzes the value-world outlook foundations, exposed in the form of principles or central points: anthropocentrism, ecocentrism, biocentrism, to identify the forms of their relations: complementarity, dialogue, integrative synthesis in the context of environmental education; and define the stages of their integration as the process of moving to a single integrated education.

KEYWORDS: ENVIRONMENTAL AWARENESS, ENVIRONMENTAL EDUCATION, IDEOLOGICAL CENTRISM, THE PRINCIPLE OF ECLECTICISM, PRINCIPLE OF COMPLEMENTARITY, INTEGRATIVE MODEL.

HISTORY OF PHILOSOPHY

Goran V. P. THE PREHISTORY OF ATOMISM: PARMENIDES AND ZENO

The author analyzes the contribution of Parmenides and Zeno to establishing of conceptual prerequisites to the subsequent formation of antique atomism. In the case of Parmenides this is, firstly, the distinguishing between true knowledge which is obtained by mind, and opinion which is based on senses. Secondly, it is considerable attention to how the “trustworthy picture of the world” can be built at the level of opinion. These two positions were outlined by Parmenides and further refined by Democritus in his concept of two levels of human cognitive activity - sensual and rational. The author discusses similarities in Parmenides’ and atomists’ visions of perfect fullness and internal structure of, correspondingly, the being and atoms containing ameres. The conclusion is made that the concept of ameres was created by atomists in response to Zeno’s arguments against infinite division of being. It is also shown that some other characteristics of Leucippus and Democritus atomism could originate from their efforts to solve Zeno’s aporias.

KEYWORDS: PARMENIDES, ZENO, LEUCIPPUS, DEMOCRITUS, BEING, NON-BEING, FULL, VOID, UNITY, MANY, ATOMS, AMERES, TRUTH, OPINION, MIND, SENSE.

Zolotukhin V. V. JAKOB FRIES’S PHILOSOPHY OF RELIGION

This paper is devoted to the analysis of Jakob Fries’s philosophy of religion. J. Fries was a founder of the empirico-psychological trend in Kantianism. He strives for the creation of the new science which would study inner experience of the consciousness by means of introspection. The main concepts of Fries’s philosophy of religion are knowledge, faith and presentiment. Knowledge contains sensual perception and basic rational laws. Faith is conviction that God and the Supreme Good exist and that the temporal world demonstrates in itself the eternal reality. Presentiment, in its turn, is an aesthetic sense of the eternal.

KEYWORDS: FRIES, JACOBI, KANTIANISM, KNOWLEDGE, FAITH, PRESENTIMENT, GOD, RELIGIOUS SENTIMENT.

Vavilov A. V. THEORY OF MADNESS IN HEGEL’S PHILOSOPHY: ETYMOLOGICAL ANALYSIS OF BASIC TERMS

The article presents an etymological analysis of Hegel’s basic terms used to describe the main forms of madness. Introducing the speculative principle of classification of mental disorders, the German thinker rejects the principle of division traditionally used in empirical science. Therefore, there is a need in an etymological and conceptual analysis of the philosopher’s chosen thesaurus. The analysis presented in the article reveals a certain discrepancy between the etymological and conceptual meanings in Hegel’s own texts as well as in their analogues in his Russian translations.

KEYWORDS: G. W. F. HEGEL, DIALECTIC, INSANITY, MADNESS, MENTAL DERANGEMENT, MENTAL DISORDER, ETYMOLOGY.

Slesarev A. A. AESTHETIC COGNITION IN THE TEXTS OF ARTHUR SCHOPENHAUER AND GERMAN ROMANTICS

The paper considers the views of Schopenhauer and German romantics on the need of aesthetic comprehension of the world. It analyzes the reasoning, detects similarities and differences in their approaches. It is concluded that he special meaning of aesthetic cognition for German romantics and Schopenhauer is the consequence of the irrational nature of their world outlook. In spite of the fact that Schopenhauer’s vision of art differs from that of the romantics’ in a number of ways, their views on the importance of art as a means of understanding the world and the results of this cognition coincide.

KEYWORDS: KNOWLEDGE, AESTHETICS, INTUITION, IRRATIONALITY, ART, CREATIVITY, GERMAN ROMANTICISM, SCHOPENHAUER.

Ishchenko N. I. HEIDEGGER: PHENOMENOLOGY OF BEING

This paper deals with the problem of the subject matter of M. Heidegger's phenomenological ontology. It explores why Heidegger had to give up his philosophical position of Husserl and to express the subject matter of phenomenology differently. The article also justifies the claim that in overcoming the initial tenets of Husserl's philosophy it was crucial that Heidegger realized the priority role Being itself plays as regards to the means of Being, including the being of consciousness.

KEYWORDS: PHENOMENOLOGY, ONTOLOGY, HERMENEUTICS, HUSSERL, HEIDEGGER, BEING, CONSCIOUSNESS, TRANSCENDENTALISM.

Fecondo A. DERRIDA: THE CRITIQUE OF THE METAPHYSICS OF PRESENCE

For Derrida the formula «metaphysics of presence» means «metaphysics» tout court. Is this identification fair? Is it true that in the language of metaphysics the terms «presence» and «being» are equivalent? In classic philosophy the meaning of the term «being» is asserted not on the basis of presence, but in the process of rational mediation. Thanks to such rational mediation, according to our interpretation of classical metaphysics, we can remove the contradiction and save that différance on account of which Derrida comes to the negation of the possibility of a metaphysical beginning.

KEYWORDS: DéCONSTRUCTION, DIFFéRANCE, METAPHYSICS, PRESENCE, CONTRADICTION, DIALECTICS, MEDIATION, CREATION.

Sorina G. V. DIALOGUE OF THE METHODOLOGICAL CONCEPTS

The paper shows that psychologism as a methodological conception is an example of subject-oriented methodology. This point of view is justified in particular with the use of analysis of the metapsychologism program developed by V. N. Bryushinkin and the methodology of logical and cultural dominant (LCD-methodology) developed by the author of the article. It is shown that natural reasoning processes appear to be a form of communication processes even in the case of a dialogue in thought. In the latter case, as the author of the paper thinks following V. N. Bryushinkin, the subject of communication coincides with the addressee of communication. The article is written on the basis of the speech given in memory of V. N. Bryushinkin at the conference «Readings in Memory of Valdimir Nikiphorovitch Bryushinkin» held in Kaliningrad in June, 26-27, 2014. For this reason, some memorial ideas are contained in this paper.

KEYWORDS: PSYCHOLOGISM, ANTI-PSYCHOLOGISM, METAPSYCHOLOGISM, METHODOLOGICAL CONCEPT, METAPSYCHOLOGISM PROGRAM, REASONING, COMMUNICATION, LCD-METHODOLOGY.

Sokolovsky I. R. THE CONCEPTS OF «PRODUCTIVE FORCES» AND «RELATIONS OF PRODUCTION» IN RUSSIAN ENCYCLOPEDIAS 1938-1988

The article analyzes the evolution of the concepts of «productive forces» and «relations of production» in the Soviet reference books of 1938-1988. The article claims that within unchanged basic Marxist theoretical framework the emphasis in the examination these concepts shifted under the influence of the political situation and factors of social development.

KEYWORDS: "PRODUCTIVE FORCES", "RELATIONS OF PRODUCTION", PHILOSOPHY OF HISTORY, MARXISM.

nsu.ru

Сибирский философский журнал. 2016, № 4 (Т. 14)

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ: НАУЧНАЯ МЕТАФИЗИКА, Д. ДЕННЕТ И Д. РОСС

Головко Н.В. 5-17

Цель работы - анализ оснований аргументации против избыточности онтологии в концепциях реализма, которые опираются на представление о возможности интерпретации «реальных паттернов» Д. Деннета - концепции, сформулированной применительно к философии сознания. Расширение и обобщение этой теории, которое предпринял Д. Росс - «реализм сельвы» (rainforest realism), показывает, что путем дополнительных уточнений понятий информации, паттерна и структуры данных ее можно применить к научному знанию в целом. Однако при таком уточнении научная онтология будет существенным образом зависеть от теоретико-информационного концептуального аппарата, что само по себе означает ослабление метафизической значимости концепции Д. Росса в целом, оставляя за ней лишь методологическое содержание.

IF-ЛОГИКА КАК ЯЗЫК МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Целищев В.В. 18-30

Рассматривается статус дружественно-независимой логики (IF-логики) при сопоставлении ее с принятой логикой первого порядка. Аргументируется, что IF-логика представляет собой расширение логики первого порядка, с большими выразительными возможностями. Показано, что IF-логика, относимая к семантике логических операций, может в равной степени считаться теорией дедуктивного следования. В целом IF-логика больше подходит для роли логики математического мышления, чем традиционная логика первого порядка.

ДЕФЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТИНЫ: ПРОБЛЕМЫ ОБОБЩЕНИЯ И КОНСЕРВАТИВНОГО РАСШИРЕНИЯ

Хлебалин А.В. 31-42

Исследована обоснованность дефляционной интерпретации функций понятия истины в математической теории. Показано, что согласно дефляционному подходу функции истины носят исключительно логический характер. Показано, что дефляционная трактовка функций предиката истины сталкивается с проблемой неконсервативного расширения исходной теории (РА). Выявлены возможные варианты защиты дефляционной интерпретации истины.

ЛОГИЧЕСКАЯ ГЛУБИНА И ПРОЕЦИРУЕМОСТЬ КАК ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО НАУЧНОГО РЕАЛИЗМА

Карпович В.Н., Головко Н.В. 43-57

Анализируются аргументы для обоснования теории научного реализма. Существенным для нее оказывается особая структуризация теоретико-информационного подхода Д. Деннета и Д. Росса для объяснения теоретических терминов в теории сознания и естественных науках. Особая интерпретация концепции «реальных паттернов» Д. Деннета как концепции существования, в трактовке Д. Росса оказывается исключительно методологически значимой. Онтологическая значимость достигается в теории Дж. Лэдимена, в которой более строго, чем у Д. Росса, задаются определения «проецируемости», как основной характеристике определения паттерна, и «логической глубины» паттерна. Тем самым представлены методы конструктивной элиминации из научной онтологии эпифеноменов, случайных и составных паттернов, - против признания их самостоятельными объектами или придания им инструменталистской трактовки.

ЭВОЛЮЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОСТИ В МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ МОДЕЛЕЙ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Диев В.С. 58-68

Показана эволюция представлений о рациональности в моделях принятия решений, начиная от теории полезности и заканчивая теорией проспектов. Современные представления о рациональности, лежащие в основе моделей принятия решений, все в большей степени учитывают социальные и индивидуальные особенности субъекта, которому предстоит принимать решения, «экономического человека» (homo economicus) заменяет сложный социальный индивид. Тем не менее в статье обосновывается необходимость универсальных нормативных моделей принятия решений, которые, в частности, являются своеобразными «ориентирами» для человека, стоящего перед проблемой выбора.

АКСИОМАТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СФЕРЫ АДЕКВАТНОСТИ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО ОПТИМИЗМА Г. В. ЛЕЙБНИЦА, Д. ГИЛЬБЕРТА И К. ГЁДЕЛЯ

Лобовиков В.О. 69-81

Дано точное аксиоматическое определение понятий «априорное знание» и «эмпирическое знание». Их дефиниция осуществлена неявно: с помощью впервые предложенной системы собственных аксиом философской эпистемологии, сформулированных на искусственном языке модальных логик. Предложенная аксиоматическая система - синтез оптимистического рационализма (априоризма) и эмпиризма. Следствием ее принятия является отнесение неполных непротиворечивых теорий и неразрешимых непротиворечивых теорий к сфере эмпирического знания. При этом предполагается, что точно определенная сфера априорного знания - непустая сфера адекватности рационалистического оптимизма.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ДОБРОДЕТЕЛИ

Шевченко А.А. 82-92

Рассматривается расширение этического дискурса о добродетелях на сферу эпистемологии. Это вызвано схожестью ряда проблем, с которыми столкнулись как этика, так и теория познания и, прежде всего, необходимостью исключить роль удачи и случая и при оценке поступка на моральность, и при оценке высказываний на истинность. Показано, что проблемы в теории познания в первую очередь связаны с ограниченным пониманием процедуры обоснования. Перенос акцента на характеристики познающего субъекта («добродетели надежности» и «добродетели ответственности») позволяет обогатить язык и проблематику споров о природе знания и усомниться в некоторых догмах относительно связи между знанием и обоснованием. В то же время рассмотренный подход («эпистемология добродетели») вряд ли способен разрешить проблемы, выявленные Э. Гетье, в силу неустранимости случайности из процесса познания.

ПРЕОДОЛЕНИЕ РАЗРЫВА МИКРО- / МАКРО-И МЕХАНИЗМ РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ВОЛНЫ Розов Н.С. 93-103

Проведен краткий обзор попыток осмысления и преодоления разрыва между социальными масштабами макро- и микро-, или structure и agency, (Т. Шеллинг, Д. Локвуд, П. Блау, Р. Коллинз, Э. Гидденс, Дж. Коулман, Р. Бхаскар, М. Арчер). Показаны возможности интеграции этих идей. При анализе таких крупных явлений, как революционные волны, особое значение имеют подходы и возможности соединения данных, сведений о явлениях и процессах от ситуаций «здесь-и-сейчас» (ультрамикро-) до макропоказателей вовлекаемых в эти волны обществ. Представлена эскизная модель механизма революции и распространения революционной волны; основу этой модели составляют серии ответов и вызовов, пронизывающие все социальные масштабы.

ПРЕСТИЖ ВЛАСТИ КАК ФАКТОР ГОСУДАРСТВЕННО-ГРАЖДАНСКОЙ И ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Попков Ю.В. 104-116

Анализируются роль органов власти в формировании государственно-гражданской (общенациональной) идентичности и влияние проводимой ими политики на этническую идентичность. Показано, что падение престижа власти приводит к снижению уровня государственно-гражданской идентичности и степени гражданского единства общества и повышению значимости этнической идентичности. Отстаивается идея не противопоставления, а совмещения этих видов идентичности, что возможно при условии формирования высокого уровня престижа власти и целевой установки государства на развитие страны и благополучие ее граждан.

КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС - СУБЪЕКТ ВТОРИЧНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИУМА

Мостовая Е.Б. 117-131

Обсуждается вопрос о субъектах первичной, вторичной и интегрированной модернизаций социума с авторской позиции двойственности субъекта экономической деятельности, а также вопрос о роли в этих процессах новых социально-профессиональных групп, бурный рост которых наблюдается на рубеже ХХ и ХХI столетий. Обсуждаются основания, позволяющие связать наблюдаемые в современном российском социуме характеристики двойственности субъекта экономической деятельности с теоретической конструкцией «креативный класс», предложенной Ричардом Флоридой в 2002-2011 гг. в качестве аналитической конструкции, объясняющей природу социальной стратификации населения в постиндустриальном обществе. С этой новой точки зрения анализируются данные социологических опросов, выполненных при участии автора в 1990-е гг. в канун системных трансформаций советского социума. Эти данные сопоставляются с новыми данными от имущественной и ценностной стратификации российского населения и молодежи в Сибирском мегаполисе, что позволяет обосновать итоговые выводы о кризисной стадии формирования креативного класса и о деградации его суперкреативного ядра.

СООТНОШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КОЛЛЕКТИВНОГО ОПЫТА В ПРОЦЕССАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ КУЛЬТУРЫ

Сидоренко В.А., Сидоренко Т.А. 132-140

Рассмотрены адаптационная функция культуры и механизмы ее реализации. Проведен анализ включения фрагментов коллективного опыта в индивидуальную мировоззренческую систему человека и обратного процесса пополнения культуросферы как хранилища наиболее успешных решений человечеством стоящих перед ним проблем. Акцентирование указанной проблематики способствует решению научной проблемы поиска соотношения между биологической и культурной адаптацией, их механизмами, определению методологии исследований (инженерно-кибернетическая, предполагающая идентичную организацию человеческого мышления и программно-машинного интеллекта, или гуманитарная, использующая философско-психологический инструментарий), установлению междисциплинарных связей в данной области с целью систематизации результатов, накопленных различными отраслями гуманитарной науки.

ПОСТРОЕНИЕ КАТЕГОРИАЛЬНЫХ СХЕМ О ПРАВОСОЗНАНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕОРИИ ДИНАМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Сакаева З.Л. 141-152

Предпринят социально-философский анализ феномена правосознания. Исследуется механизм работы правосознания как динамического, информационного объекта. Вне классических представлений юриспруденции и философии проведена рефлексия системы правовых и философских категорий.

ЮВЕНОЙЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ПОКОЛЕНИЙ

Голубинская А.В. 153-162

Анализируется понятие ювенойи, использованное в трудах социолога Д. Финкельхора. Место ювенойи в системе актуальных социально-философских представлений определяется в связи с концепциями моральной паники и неофобии (С. Коэн, М. Маклюэн, В. Парето) и идеями о проблеме межпоколенных отношений в цифровую эпоху (Э. Тоффлер, Л. Флориди). Приведен ряд примеров, иллюстрирующих историю и специфику механизма развития ювенойи в контексте конфликта поколений, а также внутренние и внешние факторы формирования ювенойяльного коллективного мышления.

ВЛИЯНИЕ ТИПА СЕМЬИ НА АДАПТИРОВАННОСТЬ МОЛОДЕЖИ

Абрамова М.А., Гончарова Г.С., Костюк В.Г., Савельев Л.Я. 163-173

На материалах социально-психологических исследований в республиках Саха (Якутия), Тыва, Хакасия изучено влияние на адаптированность молодежи типа семьи (моноэтнического и межэтнического, конструктивного и деструктивного), аккультурационной стратегии и отношения к этнической и гражданской самоидентификации. Сделан вывод, что уровень адаптированности молодежи постепенно снижается от моноэтничной к межэтнической семье - в зависимости от стремления к сохранению родителями традиций, поддержания позитивного эмоционального фона в семье и выбора молодежью вместо интеграционной стратегии ассимиляционной. Полученный результат дает основания для выводов не столько о тенденциях распространения ассимиляционной стратегии, сколько о природе ее возникновения и возможной связи с психоэмоциональной атмосферой в семье в период становления личности ребенка.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ РЕГИОНАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Ерохина Е.А. 174-187

Раскрывается влияние социокультурных ориентиров (научных концепций и идеологии) на потенциал региональных моделей этнонациональной политики современной России. На основе теоретического анализа и оценки практик управления в трех субъектах РФ (в Ханты-Мансийском автономном округе, Новосибирской области и Республике Алтай) выявлены дискурсивные матрицы (Просвещение, романтизм, постмодернизм), которые в совокупности с региональной спецификой формируют модели регулирования этносоциальных процессов (интегративно-ассимиляционную, интегративно-адаптивную, стихийно-релятивистскую) и региональные модели (унитаристскую, автономистскую, мультикультурную) этнонациональной политики. Делается вывод о необходимости разработки и постепенного внедрения интегративно-коммуникативной модели на основе следующих принципов: интеграция без ассимиляции, введение этнонациональной политики в сферу административного регулирования, активное взаимодействие государства с негосударственными субъектами национальной политики.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ТУРИЗМ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ

Мадюкова С.А. 188-201

Туризм рассмотрен как один из факторов, оказывающих влияние на современную этносоциальную ситуацию в Республике Алтай, которая, в свою очередь, является фундаментом региональной модели реализуемой этнонациональной политики. Показана значимость туризма в экономике, политике и социокультурной сфере жизни межэтнического сообщества региона. На основе анализа видового и событийного туризма показана взаимосвязь популярности маршрутов этнотуризма с деятельностью органов региональной власти. Обоснована важность учета фактора туризма в реализации этнонациональной политики на региональном уровне в Республике Алтай, на микроуровне (конкретных мест в регионе) и макроуровне (с учетом трансграничности региона).

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА

Самсонов В.В. 202-211

На основе исследования проблемного и идейно-концептуального сходства российской сельской социологии начала XX и XXI вв. и схожести проблемных ситуаций в развитии сельского социума России различных эпох, анализируется проблема сходства и преемственности социальных реалий и феноменов в жизни российского общества начала XX и XXI вв. Анализ сходства ключевых проблем и теоретических подходов, вырабатываемых сельской социологией на различных этапах своего развития, позволяет обосновать необходимость разработки континуальной модели развития российского сельского социума как непрерывного, развивающегося во времени, социального объекта.

РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Зазулина М.Р. 212-221

Анализируется специфика развития местного самоуправления в сельских сообществах постсоветской России. Наблюдение за становлением и развитием института местного самоуправления в российском обществе позволило выявить основные закономерностей в развитии этого института, а также проанализировать специфику его развития в сообществах различного типа. Привлечение данных эмпирических исследований позволило дать оценку муниципальной реформы с точки зрения ее соответствия сельским реалиям и определить роль института местного самоуправления в жизни сельских сообществ.

АБЕРРАЦИИ УТОПИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Иванов В.Л. 222-237

Выделены и проанализированы наиболее распространенные аберрации утопического сознания, направляющие его деятельность в неконструктивное русло: отчужденность, инфантильность, ресентимент, морализаторство и фанатизм. Эти аберрации, а также сопутствующие им негативные феномены, такие как квиетизм, критиканство, бегство от свободы, органическая лживость, проиллюстрированы на ряде исторических и художественно-литературных примеров.

ЭПИКУР О ДРУЖБЕ

Бровкин В.В. 238-247

Установлено, что у Эпикура имеется несогласованность между высоким ценностным статусом дружбы и стремлением к независимости от внешних обстоятельств. Высокий ценностный статус дружбы объясняется такими моментами, как радость от общения, поддержка друга и безопасность. Показано, что стремление к независимости от внешних обстоятельств является у философа фундаментальной ценностной установкой. Оба этих положения играют очень важную роль в философии Эпикура, и ни от одного из них он не отказывается. Аргументы, призванные сгладить несогласованность, выглядят неубедительно. Это позволяет говорить о непреодолимом характере данной несогласованности.

РАВНАЯ УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ АРГУМЕНТОВ В ФИЛОСОФИИ СЕКСТА ЭМПИРИКА

Маслов Д.К. 248-261

Представлена интерпретация термина «ijsosqe>neia» (равная убедительность аргументов) в философии Секста Эмпирика. Обсуждается проблема применения опровергающих аргументов, например, троп относительности, и то, каким образом, с учетом применения таких аргументов, возможно говорить о равной убедительности. Выделены два вида убедительности - эпистемологическая и психологическая, и показано, что для эпистемологической сферы истинностная убедительность состоит в отсутствии разногласия по вопросу о свойствах некой вещи по природе. При наличии разногласия любые мнения и аргументы будут оценены эпистемически лишь как равноубедительные, поскольку главное условие истинности - отсутствие разногласия среди исследователей - не имеет места.

ЕДИНОЕ И МНОГОЕ КАК ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИИ: АРИСТОТЕЛЬ, ФОМА И ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВ

Доманов О.А. 262-272

В философии можно найти примеры отнесения к трансценденталиям как единого (Аристотель, Лейбниц), так и многого (Фома Аквинский). Исследуется возможность экспликации отношений единого и многого в терминах мереологии и теории множеств на примере подходов Аристотеля и Фомы Аквинского. Теоретико-множественная экспликация позволяет предложить вариант «онтологии без единого», в которой многое является трансценденталией, а единое - лишь результатом определенной операции.

ОСНОВАНИЯ И ЦЕЛИ ЭТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ СПИНОЗЫ

Седыченко Т.Ю. 273-282

Рассмотрена специфика этического учения Спинозы, выявлены взаимосвязи между возможными основаниями и целями его этики. Исследование осуществлено с учетом того, что этическое учение необходимо рассматривать без отрыва от онтологии, гносеологии и пантеистической установки. В связи с этим также рассмотрена проблема соотношения концепций модели человеческой природы и свободного человека у Спинозы, на основании чего установлено, что основополагающей в его этике является концепция свободного человека, а этика Спинозы основана на требовании адекватного познания человеком мира.

ПРОБЛЕМА ЭВДЕМОНИЗМА В УЧЕНИЯХ АРТУРА ШОПЕНГАУЭРА И ЛЮДВИГА ФЕЙЕРБАХА

Слесарев А.А. 283-295

Рассмотрены эвдемонистические учения Шопенгауэра и Фейербаха. Выявлены сходства и различия подходов. Сделан вывод, что оба философа исходили из превалирующего в жизни человека волевого начала. Разошлись их эвдемонистические учения в вопросе о значимости результата и процесса стремления к счастью. Отсюда проистекают разные точки зрения на эвдемонизм. Шопенгауэр сосредоточен на результате, на достижении длительного счастливого существования, и в итоге приходит к тому, что жизнь без страданий невозможна, и предлагает смириться, отказаться от воли к жизни или, по крайней мере, научиться довольствоваться теми благами, что есть сейчас. Подход Фейербаха также предлагает признать страдания неотъемлемой частью жизни, но воспринимает их как стимул для стремления к счастью. Сам же процесс стремления к счастью он рассматривает как основу жизни.

РЕЦЕНЗИЯ НА СБОРНИК: ЧЕТВЕРТЫЙ СИБИРСКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ СЕМИНАР «СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ» (ОМСК, 15-17 ОКТЯБРЯ 2014 Г.) / ОТВ. РЕД. В. И. РАЗУМОВ. ОМСК, 2014. 296 С

Демин И.В., Таллер Р.И. 296-305

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

306-308

nsu.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта