Особенности организационного поведения работников поколения Y. Статьи из журналов организационное поведение
каталог электронных книг, журналов и статей. Онлайн-библиотека Rucont.ru
Свободный доступ
Ограниченный доступ Автор: Бойкова Марина Львовна
Поволжский государственный технологический университет
Любое выполнение намеченной программы есть проект. Любой программой необходимо грамотно руководить, т.е. управлять. Никакой бизнес невозможен без грамотного и эффективного управления. В курсе лекций представлен материал по основам управления проектами. Для ориентирования в излагаемом материале приведены тематика курса, а также графики самостоятельной работы. Однако автор предупреждает, что материал дан в сжатом виде, более подробное его изложение, рассмотрение примеров происходит непосредственно при работе в аудитории. Курс лекций подготовлен на основе издания, вышедшего в издательстве Санкт-Петербурга «Два-ТрИ» в 1996 г.
Предпросмотр: Основы управления проектами курс лекций.pdf (0,7 Мб) Автор: Бойкова Марина Львовна
Поволжский государственный технологический университет
В учебном пособии рассмотрены основные методы расчета воздействия процесса строительства и эксплуатации недвижимого имущества на окружающую природную среду. Представлены необходимые справочные данные, а также алгоритмы проведения градостроительной оценки территории, оценки качества атмосферы, расчетов воздействия на гидросферу и литосферу. Даны методические рекомендации к выполнению расчетно-графических заданий.

Автор: Ларионов Г. В.
БИБЛИО-ГЛОБУС: М.
В учебном пособии рассматриваются вопросы организационного поведения в современном производстве. Дано понятие формы власти и личного влияния. Охарактеризованы стили и эффективность лидерства. Раскрыты вопросы мотивации в организации, разрешения конфликтов, оценки результатов труда, личных и деловых качеств работника. Рассмотрены основные модели конкуренции. Дана оценка влияния организационного поведения на эффективность делового общения. В приложении представлены тесты, позволяющие оценить различные стороны характера, деятельности работника наукоемких производств. Издание предназначено для студентов экономических специальностей высших учебных заведений, аспирантов и преподавателей, специалистов-практиков, широкого круга читателей, интересующихся наукой и практикой эффективного взаимодействия человека и организации.
Предпросмотр: Организационное поведение в экономике наукоемких производств учебное пособие (в схемах) .pdf (0,1 Мб) Автор: Николаевская Ольга Анатольевна
БИБЛИО-ГЛОБУС: М.
В рамках обобщения теоретических подходов к определению сущности финансово-инвестиционного механизма выделены особенности использования потенциала развития предприятия и определены его сущностные характеристики. Основная идея монографии заключается в обосновании стоимостной концепции управления, отражающей формирование фундаментальной стоимости компании в реальном секторе экономики с позиции процессноресурсного подхода; описании такой модели управления компанией, которая ориентирована на приращение потенциала роста стоимости и устойчивый динамический рост; апробации модели в форме практической реализации финансово-инвестиционного механизма перевода инвестиций в активы. В результате исследования выделены отличительные особенности использования потенциала стоимости компании и модель оценки ее эффективности. Книга адресована преподавателям, студентам, магистрам и слушателям программ МВА и Executive-MBA в области стоимостного менеджмента, инновационного развития и стратегического управления компанией, а также полезна управляющим и собственникам предприятий, руководителям инвестиционно-финансовых компаний и потенциальным инвесторам по вопросам стоимостной оценки эффективности управления.

Автор: Горьканова Л. В.
ОГУ
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по специальностям 100101.65 Сервис, 080505.65 Управление персоналом, 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм, направлениям подготовки 100100.62 Сервис, профиль «Социально-культурный сервис»; 080200.62 Менеджмент, профили подготовки «Антикризисное управление», «Производственный менеджмент», «Логистика», «Маркетинг», «Менеджмент рекламного дела», «Общий профиль»; 080400.62 Управление персоналом, профиль «Управление персоналом организации». Материалы пособия представляют интерес для руководителей предприятий, кадровых служб, преподавателей, аспирантов и студентов специальностей и направлений управленческого профиля.

В учебном пособии рассматриваются актуальные вопросы управления конкурентоспособностью и процессом торгового обслуживания покупателей предприятия розничной торговли. Приводится классификация предприятий розничной торговли, рассматривается сущность конкурентоспособности, определяются основные признаки данной категории на различных уровнях экономики. Управление процессом обслуживания покупателей рассматривается как система, включающая элементы, взаимодействие которых обеспечивает устойчивое конкурентное преимущество предприятия розничной торговли. Основное внимание уделяется особенностям формирования конкурентоспособности предприятий розничной торговли и ее расчету, а также определению социально-экономической эффективности методов розничной продажи товаров и торговых услуг.
Предпросмотр: Управление конкурентоспособностью и процессом обслуживания покупателей предприятия розничной торговли учебное пособие Н.Р. Газизуллина. – Казань РИЦ «Школа», 2010.- 166 с..pdf (1,1 Мб) РМАТ
Рассмотрены теория организации, ее место в системе наук, роль и значение организаций в жизни современного общества, фазы развития организаций и происходящие в них процессы, законы организации. Представлен материал об организационных системах, структуре, месте человека в организации, организационной культуре, руководстве и лидерстве.

Автор: Шариков В. И.
Логос: М.
Содержит краткие теоретические сведения по дисциплине «Экономика организации», методические рекомендации по решению типовых задач, планы семинарских занятий. Приведены итоговые тесты для контроля усвоения знаний.
Предпросмотр: Экономика организации .pdf (0,2 Мб) Автор: Козырева Т. В.
Советский спорт: М.
Освещены теоретические и практические особенности управления затратами и результатами деятельности туристских организаций. Рассмотрены современные методы учета затрат: директ-костинг, стандарт-кост, функциональный учет, методы налогового планирования. Особое внимание уделяется принятию управленческих решений на различных этапах управленческого процесса.
Предпросмотр: Управленческий учет в туризме.pdf (0,6 Мб) Автор: Ключников А. В.
РМАТ
Система управления организацией рассматривается с позиций ситуационного и системного подходов как объект исследования, характеристики которого должны изменяться в соответствии с изменениями внешней среды, целями и стратегиями организации, а также с фазой жизненного цикла организации. Уделяется внимание решению практических проблем в конкретных предметных областях управления: оптимальному распределению функций, декомпозиции целей по элементам и уровням, совершенствованию организационных структур систем управления.
Предпросмотр: Исследование систем управления.pdf (0,1 Мб)
Предпросмотр: Исследование систем управления (1).pdf (0,4 Мб) Автор: Зеленина
ГАОУ ВПО МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича: М.
"Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по специальности 080502.65 Экономика, специализация ""Экономика и управление на предприятии"" (туризм и гостиничное хозяйство). Специалитет. 2013."
Предпросмотр: Управление гостиничным предприятием.pdf (0,4 Мб) МГУП имени Ивана Федорова: М.
В монографии представлен многоуровневый подход к организационным аспектам управления современными организациями на макро- и микроуровне. Приводятся различные взгляды на понятие модернизации, рассматриваются типы модернизации, раскрывается сущность и природа этого явления, характерные черты. Выявлены признаки и свойства межорганизационных соглашений, сформулированы принципы взаимодействия организаций — участников интеграционных образований. Сформулированы принципы управления бизнес-процессами, направления и формы их реализации в контексте формирования новой бизнес-модели организации. Представлена производственная стратегия как бизнес-ресурс организации. Рассмотрен стратегический потенциал организации с точки зрения получения синергетического эффекта.
Предпросмотр: Организационные аспекты управления экономическими субъектами в медиаиндустрии.pdf (0,2 Мб) Автор: Исаченко И. И.
МГУП имени Ивана Федорова: М.
В монографии рассмотрены теоретические, методические и практические аспекты организационной динамики, обеспечивающие переход организаций медиаиндустрии на новый качественный уровень развития на рынке полиграфических работ. На основе исследования концепции организационного развития уточнено понятие «организационное развитие» и сформулирована классификация соответствующих моделей. Разработана комплексная модель жизненного цикла полиграфической организации; предложена методика инвайроментальных изменений, которая актуальна в условиях турбулентности внешней среды и стратегических неожиданностей.
Предпросмотр: Управление организационным развитием экономических субъектов в медиаиндустрии.pdf (0,2 Мб) Автор: Полевая
ГАОУ ВПО МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича: М.
"Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080100.62 Экономика, профиль: Экономика предприятий и организаций"". Бакалавриант 2013."
Предпросмотр: Управление человеческими ресурсами.pdf (0,1 Мб) Автор: Рассыпнова Юна Юрьевна
РИО ПГСХА
В учебном пособии рассматриваются вопросы, связанные с поведенческими аспектами управления, которые входят как составной элемент в учебный комплекс «Теория менеджмента». В работе изложены вопросы управления поведением личности и групп в организациях, особое внимание уделено вопросам руководства и лидерства, особенностям управления мотивацией и конфликтами. Основной акцент при этом сделан на организации АПК. Теоретические положения сопровождаются примерами производственных ситуаций из практики организаций АПК, каждая глава завершается контрольными вопросами.
Предпросмотр: Управление организационным поведением в АПК..pdf (0,5 Мб) Автор: Кутепова
ГАОУ ВПО МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича: М.
"Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по специальности 100201.65. Туризм, специализация ""Технологии и организация оператрских и агентстских услуг"". Специалитет. 2013."
Предпросмотр: Управление туристской фирмой.pdf (0,5 Мб) Автор: Стародубцева В. К.
Изд-во НГТУ
Пособие содержит краткое изложение теоретических основ теории организации и рекомендации по выполнению практических заданий. В нем рассмотрены ключевые положения теории организации: организация как система, законы организации, организационное проектирование, организационная культура. Для практических занятий предлагаются задачи, ситуации, тесты.
Предпросмотр: Практикум по теории организации .pdf (0,5 Мб) Автор: Тарасова Татьяна Викторовна
РИО ПГСХА
Данное пособие включает темы, предусмотренные программой Государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством образования РФ. Содержит необходимый теоретический минимум, ключевые термины, вопросы для самоконтроля и контрольные задания, позволяющие систематизировать и закрепить изучаемый материал, лучше подготовить будущих специалистов к реалиям профессиональной деятельности.
Предпросмотр: Управление и маркетинг в АПК.pdf (0,6 Мб) Автор: Коротнев Владимир Дмитриевич
РИО ПГСХА
Данное учебное пособие с методическими указаниями по изучению дисциплины «Управление АПК» и заданиями для контрольной работы и курсового проекта.
Предпросмотр: Управление АПК.pdf (0,5 Мб) Автор: Коротнев Владимир Дмитриевич
РИО ПГСХА
Данное учебное пособие содержит необходимый теоретический минимум, вопросы для самоконтроля, практические задания и вопросы семинарских занятий по основным разделам курса «Управление в АПК».
Предпросмотр: Управление АПК.pdf (0,7 Мб) Автор: Куценко Е. И.
ОГУ
Методические указания предназначены для выполнения курсовой работы по дисциплине «Теория организации и организационного проектирования» во втором семестре магистрантами очной формы обучения по направлению подготовки 080400.68 Управление персоналом, магистерская программа «Управление человеческими ресурсами». В методических указаниях приведены основные требования, предъявляемые к содержанию и оформлению курсовой работы, предусмотренного учебным планом по данной дисциплине.
Предпросмотр: Теория организации и организационного проектирования.pdf (0,6 Мб) Автор: Карпова Т. Ю.
Челябинск
Практическое пособие подготовлено для активной работы студентов на практических занятиях, а также для самостоятельной работы под руководством преподавателя. В пособии представлен материал, помогающий преодолеть терминологические и понятийные барьеры. Студенту предлагается проработать основной понятийный аппарат дисциплины, закрепить полученные знания на практических примерах. Варианты вопросов для обсуждения и повторения позволят провести самооценку знаний. Предложен список литературы и интернет-ресурсов, используя которые можно получить необходимые знания по изучаемой дисциплине
Предпросмотр: Управление качеством.pdf (1,4 Мб) Автор: Латов Николай Александрович
РУДН: М.
В пособии рассматриваются нормы поведения деловых людей в реальных жизненных ситуациях, как-то: при посещении церквей и мечетей, при разговорах и беседах с духовными лицами, а также при гражданских и церковных церемониях бракосочетания.
Предпросмотр: Этикет делового человека. Курс лекций.pdf (0,4 Мб) Автор: Алексеенко Владимир Борисович
РУДН: М.
Учебное пособие охватывает широкий круг проблем, рассматриваемых в рамках различных экономических дисциплин образовательного Госстандарта, в числе которых менеджмент, управление предприятием, организационное поведение, эффективность управленческого труда, рынок труда, корпоративный менеджмент. В нем можно найти ответы на вопросы, каковы источники возникновения первоначального капитала в России, как формировался слой менеджеров, каковы условия их деятельности сегодня и какие факторы оказывают непосредственное влияние на эффективность менеджерского труда.
Предпросмотр: Топы слагаемые успеха, или как достичь эффективности в управлении бизнесом.pdf (1,0 Мб) Автор: Акопов Вячеслав Степанович
РУДН: М.
В предлагаемом учебном пособии, составленном в соответствии с программой Министерства образования и науки Российской Федерации и Государственного образовательного стандарта высшего образования для направления подготовки дипломированных специалистов по специальностям «Менеджмент организации», «Менеджмент в сфере высоких технологий» и «Управление персоналом», изложены основные вопросы по проблеме организационного (управляемого) поведения сотрудников современного высокотехнологичного предприятия, полностью адаптированные к российским условиям, с учетом сложившихся мировых традиций в области управления.
Предпросмотр: Организационное поведение на высокотехнологичных предприятиях.pdf (0,8 Мб) Автор: Филиппов Ю. В.
Логос: М.
Раскрыты теоретические основы управления развитием муниципальных образований. Рассмотрена их социальная и экономическая база: местное сообщество и местное хозяйство. Дается современное представление о положении местного хозяйства в системе национальной экономики и о роли местных органов в управлении развитием местных сообществ.
Предпросмотр: Основы развития местного хозяйства Учебное пособие .pdf (0,3 Мб) Автор: Семенов Ю. Г.
Логос: М.
Рассматриваются организационная культура как существенный аспект функционирования современных предприятий, организаций и учреждений, ее роль в индустриальных и постиндустриальных обществах, где она оказывает прямое влияние на развитие организаций различного типа, а также на экономический рост и общественную жизнь в целом. Раскрывается генезис научных представлений, связанных с организационной культурой, ее функций, моделей, патологий. Предлагается комплексный подход к диагностике и управлению организационными процессами. Освещаются последние результаты социально-психологического мониторинга организационной культуры предприятий различного профиля, дается их анализ в рамках существующих на практике моделей и теоретических концепций.
Предпросмотр: Организационная культура Учебное пособие .pdf (0,2 Мб)
Предпросмотр: Организационная культура Учебное пособие (2).pdf (0,3 Мб) Автор: Ржевская С. В.
Логос: М.
На единой методической основе показана возможность реализации результатов научно-исследовательской работы путем разработки проекта стандарта. Все виды работ выполнены в соответствии с требованиями, установленными в нормативных документах. Представление методического материала отвечает ГОСТу 7.32-2001, что обеспечивает адаптацию обучающихся к существующим изменениям в оформлении, которые приняты в XXI веке в нормативно-технических документах. Разделы 1-7 пособия могут быть использованы для проведения практических занятий по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация".
Предпросмотр: Управление качеством. Практикум. Учебное пособие .pdf (0,3 Мб) Автор: Никандрова Л. Н.
Логос: М.
Рассмотрены теоретические основы бухгалтерского управленческого учета. Проанализированы вопросы, связанные с его современной организацией: виды производств и их особенности, методы учета затрат на производство, системы счетов по учету расходов. Особое внимание уделено роли бюджетирования и внутрихозяйственного контроля, особенностям организации производственного учета в полиграфии. Освещены вопросы реформирования российской системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности. Включен словарь основных терминов и понятий.
Предпросмотр: Бухгалтерский управленческий учет Учебное пособие .pdf (0,1 Мб) Автор: Захарова Л. Н.
Логос: М.
Изложены теоретические и практические вопросы психологии управления. Управление рассмотрено и как особая сфера деятельности, имеющая свои закономерности, и как широкая область человеческой практики, охватывающая все сферы социальной жизни. Представлена рефлексивно-деятельностная модель профессионального становления менеджера и психолога, обеспечивающего психологическую поддержку управления. Показаны возможности повышения эффективности функционирования организаций благодаря применению психологических методов управления. Рассмотрены психологические компоненты профессионализма менеджера. Раскрыты принципы и алгоритм психологического проектирования профессиональной деятельности и функционирования организации. Даны вопросы и задания, конкретные ситуации, диагностические материалы и методические рекомендации.
Предпросмотр: Психология управления Учебное пособие .pdf (0,1 Мб)
Предпросмотр: Психология управления Учебное пособие (1).pdf (0,1 Мб) Автор: Захарова Л. Н.
Логос: М.
Изложены основные психологические проблемы организационной жизни современных компаний. По результатам авторских исследований дан анализ психологических барьеров организационного развития, показаны основные подходы к их преодолению в процессах сотрудничества менеджмента предприятий и психологов-консультантов. В конце каждой главы приведены вопросы и задания для контроля знаний. В приложении представлены конкретные ситуации, диагностические материалы и методические рекомендации.
Предпросмотр: Основы психологического консультирования организаций Учебное пособие .pdf (0,4 Мб) Автор: Ершов А. К.
Логос: М.
Проанализированы современные подходы к решению проблем качества, новая система знаний в области управления им. Рассмотрены методология и технология менеджмента качества, в том числе в отрасли книгоиздания с позиций междисциплинарного подхода. Подробно освещены такие вопросы, как природа качества, рынок и качество, качество как объект управления, средства и методы решения проблем качества в TQM, база обеспечения, конкурентоспособность, информационное обеспечение, аудит, человеческий фактор в менеджменте качества.
Предпросмотр: Управление качеством Учебное пособие .pdf (0,2 Мб)
Предпросмотр: Управление качеством Учебное пособие (1).pdf (0,3 Мб) Автор: Даниляк В. И.
Логос: М.
Раскрыта роль человеческого фактора во Всеобщем управлении качеством. Сформулирована концепция управления эргономичностью и представлен системный подход к эффективному решению на ее основе комплекса таких ключевых задач, как использование инновационного потенциала эргодизайна, анализ и выявление взаимосвязи и взаимозависимости безопасных и комфортных условий труда с учетом человеческих рисков, реализация организационно-психологического и социотехнического обеспечения менеджмента качества, формирования бизнес-модели управления эргономичностью и др.
Предпросмотр: Человеческий фактор в управлении качеством Учебное пособие .pdf (0,2 Мб) Автор: Волох О. В.
Логос: М.
Рассмотрена самоорганизация как способ регулирования системы публичного управления. Проанализирована конкретно-историческая модель самоуправления в России на примере Земской реформы 60-х годов XIX века. Раскрыты механизмы реформы местного самоуправления в современной системе публичной власти страны и основные принципы кооперативного взаимодействия самоуправления и публичной службы.
Предпросмотр: Самоуправление в системе публичного управления в России синергетический подход .pdf (0,3 Мб) Автор: Вакуленко Р. Я.
Логос: М.
Рассмотрено гостиничное предприятие и его место в экономической и социальной сфере. Освещены психологические аспекты, особенности управления качеством услуг и персоналом в сфере гостиничного бизнеса. Проанализированы функциональная и организационная структуры, логистическая система, эффективность управления гостиничным предприятием. Включен глоссарий терминов.
Предпросмотр: Управление гостиничным предприятием Учебное пособие .pdf (1,0 Мб) rucont.ru
социологическая перспектива – Статьи – Публикации ВШЭ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Добавлено: 26 марта 2013
Ч. 1. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010.
Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.
Добавлено: 18 января 2013
Гавриленко О. В. В кн.: ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2014.
В учебнике изложены функциональные направления и структурные элементы организационного поведения.
Добавлено: 19 сентября 2015
Кузнецов И. И. В кн.: Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования. Вып.7 [Электронный ресурс]: Сборник научных трудов. Вып. 7. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 242-249.
В исследовании, проводившемся в 2013-2014 гг. с целью получения объективного среза по ситуации в России, Москве, участвовало 11 организаций разного размера из 6 различных отраслей. Основной идеей исследования является: в дополнение к рабочему пространству и окружению сотрудника любая несправедливость на рабочем месте вызывает его недовольство, которое в последствии преобразуется в жалобу или остается невыраженной, что намного хуже.
В результате было обнаружено, что чаще всего причиной недовольства и жалоб относительно рабочего процесса является оценка производительности или эффективности работы (31%). При этом также были оценены корреляции между акими независимыми переменными, как справедливость взаимодействия, дистрибутивная справедливость, процедурная справедливость, а также многих других с зависимыми переменными: прецедент для жалобы, подача жалобы, удовлетворение жалобы и желание использовать систему жалоб.
Добавлено: 17 августа 2016
Справедливость – один из ключевых параметров оценки организационного взаимодействия. Он оказывает влияние на аттитюды, эмоции и организационное поведение сотрудников. Давая оценку справедливости организационных процедур, люди ориентируются на ряд социальных норм. Каковы эти нормы? Ради чего работники соблюдают требования справедливости? Каким образом можно повысить справедливость организационного взаимодействия? Данные вопросы будут рассмотрены в настоящей статье.
Добавлено: 27 августа 2012
Самулеева М. В. В мире научных открытий. 2010. № 6.3(12). С. 218-221.
Модели организационных изменений рассматриваются в контексте управленческого воздействия на организацию. Выявлена роль управления организационным поведением как фактор адаптации организации к изменениям внешней и внутренней среды.
Добавлено: 30 октября 2012
Учебно-методические рекомендации подготовлены в соответствии с требованиями Государственного стандарта. Они способствуют расширению, углублению и повышению качества знаний, полученных студентами на лекциях по курсу "Организационное поведение"
Добавлено: 24 января 2013
Жичкин А. М., Гурьянова С. Ю. М.: Московский государственный институт электроники и математики, 2011.
Рассмотрены актуальные проблемы теории менеджмента. Систематизированно излагаются исторические, методологические, технологические и практические основы менеджмента. Особое внимание уделено истории управленческой мысли, теории организации и организационному поведению. Основная цель пособия – формирование системных представлений, общекультурных и профессиональных компетенций в области теории менеджмента у будущих менеджеров. Учебное пособие по своему содержанию полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения.
Предназначено для студентов второго и третьего курсов всех форм обучения экономико-математического факультета МИЭМ по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»).
Добавлено: 12 апреля 2012
Вещугина Т. С. Вопросы государственного и муниципального управления. 2007. № 2-3. С. 247-260.
Добавлено: 3 октября 2012
Филонович С. Р. В кн.: Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. М.: Независимый институт гражданского общества, 2004. С. 96-108.Организационное поведение – сравнительно новая дисциплина для рос! сийских вузов. Ее главная особенность – синтетическая природа – породи! ла специфическую проблему: острую нехватку квалифицированных препо! давателей. Действительно, в силу того, что «организационное поведение» основывается на комплексе идей и концепций, относящихся к разным фун! даментальным областям знания, изначально неясно, каково должно быть базовое образование преподавателя этой дисциплины: он должен быть пси! хологом, социологом, политологом или специалистом в области менеджмен! та? Кроме того, американское происхождение этой дисциплины порождает вопрос о том, как должна учитываться национальная специфика в препода! вании организационного поведения. Данный материал имеет своей целью дать ответы на эти и другие вопро! сы, что, по нашему мнению, может способствовать повышению качества преподавания организационного поведения в российских вузах.
Добавлено: 10 декабря 2014
Березовский Д. С. Вестник Московского государственного университета печати. 2011. № 2.
Добавлено: 3 марта 2014
Одним из главных индикаторов успешности деятельности компании является увеличение ее стоимости. В статье рассмотрены традиционные модели оценки стоимости компании, приведены доказательства некорректности их использования в условиях функционирования постиндустриальной экономики и предложена новая методика, основанная на оценке интеллектуального потенциала компании как основного ресурса создания ее стоимости
Добавлено: 7 ноября 2012
В сборнике представлены учебно-методические материалы по курсу «Организационное поведение».
Добавлено: 2 октября 2012
Засимова Л. С. Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4. С. 68-81.Проблема курения в России приводит к значительным социально-экономическимпотерям для всего общества. Однако благодаря присоединению в 2008 г. к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табакапоявилась возможность уже в ближайшем будущем изменить российское законодательство в соответствии с международными стандартами. В настоящей статье проводится анализ мер государственного регулирования, предусмотренных вКонвенции, и рассматривается их эффективность. В частности, на основаниианализа зарубежного опыта дается оценка таким мерам, как ограничение куренияв общественных местах, запрет на рекламу и спонсорство табачной продукции,повышение акцизов на табак и т.д. Также рассматриваются трудности, возникающие при осуществлении данных мер на практике, и степень принятия их населением. Проведенный анализ позволяет заключить, что для осуществления целого ряда мер, доказавших свою эффективность во многих странах, государству нетребуются финансовые затраты, а лишь политическая воля.
Добавлено: 2 октября 2012
2012.
Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология
Добавлено: 22 февраля 2013
Трунин П. В., Дробышевский С. М., Евдокимова Т. В. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012.
Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы – эмпирической – описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.
Добавлено: 26 марта 2013
Данная работа посвящена критическому анализу института минимальной заработной платы в странах с развитой рыночной и переходной экономикой, а также в некоторых развивающихся странах. Рассматриваются институциональные особенности минимальной оплаты труда в отдельных странах: процедура установления, региональные особенности, роль профсоюзов. В специальном разделе анализируется динамика абсолютного и относительного размера МЗП, выявляются те общественные группы, которые выигрывают и проигрывают от пересмотра минимальной оплаты. Особое внимание уделено воздействию института МЗП на рынок труда. Автор рассматривает механизм трансляции повышения минимальной оплаты труда на динамику занятости и безработицы, приводит результаты эмпирических исследований. Опыт многих стран свидетельствует, что «скачкообразное» повышение МЗП приводит к стагнации и даже сокращению занятости, в первую очередь среди социально не защищенных слоев. Особенно негативный эффект фиксируется для компаний с высокой долей трудовых издержек и широким применением неквалифицированного труда, т.е. прежде всего для малого предпринимательства и предприятий аграрного сектора. Один из выводов работы состоит в том, что увеличение МЗП не является эффективным средством решения проблемы бедности, так как большинство ее получателей сосредоточены в домохозяйствах со средним и выше среднего уровнем дохода.
Добавлено: 13 октября 2012
Черных А. И. Политическая теория и политический анализ. WP14. Высшая школа экономики, 2012. № 03.Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Добавлено: 3 мая 2012
Яковлев А. А. Общественные науки и современность. 2008. № 4. С. 21-37.Добавлено: 22 сентября 2012
Вып. 1. М.: Некоммерческая исследовательская служба «Среда», 2011.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Добавлено: 7 февраля 2013
Под науч. редакцией: А. Михайлов Вып. 14. М.: Социологический факультет МГУ, 2012.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.
Добавлено: 14 марта 2013
Добавлено: 26 марта 2013
publications.hse.ru
Особенности организационного поведения работников поколения Y
Агафонова Маргарита Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управление строительством, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронеж[email protected]Приз ВиолеттаРуслановна, студент института экономики, менеджмента и информационных технологий ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронеж[email protected]
Особенности организационного поведения работников поколения Y
Аннотация.Статья посвящена рассмотрению Теории поколений применительно к российскому обществу и выделению на ее основе особенностей организационного поведения представителей поколения Y. Предложены различные методы работы с людьми данного поколения.Ключевые слова:теория поколений, организационное поведение, поколение Y, ценности, психологический портрет.
Актуальность темы статьи определена возрастающим внастоящее времяинтересом среди руководителей компаний к Теории поколений, разработанной американскими учеными Уильямом Штраусом и Нейлом Хоувомв 1991 году. Популярность теории вызвана тем, что онадает возможность выявить глубинные ценности, черты и особенности, свойственные целому поколению людей. Это является ее значительнымпреимуществомперед трудами, направленными наизучениемотивов отдельной личности, часто не успевающими за изменениямисовременного мира.Рассмотрим Теорию поколений подробнее.
Хоув и Штраус изучили период всемирной истории с 1584 по 1991 год и сделали прогноз до 2069 года. В XX веке они вычленили пять поколений, в XXI веке –одно, каждомуиз них поставилив соотношение наборуникальных ценностей и черт.Согласно исследованиям ученых, характеристикапоколенийс учетом истории России будет выглядеть следующим образом[1]:1.Первое поколение –G1, также известное какпоколение «победителей». G1принадлежатлюди, родившиеся в период с 1900 по 1923годы. Ценностиэтого поколения были сформированы во время революционных событий1905 и 1917 годовпод влиянием массовой электрификации,коллективизациии индустриализации.G1 отличается ответственностью,трудолюбием, твердой веройв светлое будущее, приверженностью идеологии, патриархальностью и категоричностью суждений. На первое место «поколение победителей» ставит семьюи семейные традиции.2.За G1 следует «молчаливое»поколение. Его составляют люди 19231943годов рождения. Сталинские репрессии, Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны, открытие антибиотиковсформировали у молчаливого поколения такие основополагающие черты, как стремление ксоблюдению правил и законов,уважение к должности и статусу. Главными составляющими характеров представителей данного поколения являются преданность, честь итерпение.3.«Молчаливое» поколение сменяет поколение «БебиБумеров» людей, родившихся в 19431963годы. Представители этого поколения росли в период советской «оттепели», покорениякосмоса, «холодной войны», во время появления первыхпластических операций и гарантированности медицинского обслуживания. Все это воспитало в «бебибумерах» коллективизм и командный дух наравне с заинтересованностьюв личностном росте и вознаграждении.Поколение «БебиБумеров» –поколение оптимизма и культамолодости.4.С 19631983 годов формируется новое поколение X(«Неизвестное поколение»). На его становление влияют перестройка, продолжение «холодной войны», война в Афганистане, распространение СПИД. Основными характеристиками поколения«иксов» являются стремление к непрерывному обучению, высокаяинформированность, неформальность взглядов, готовность к изменениям, поиск эмоций, прагматизм,максимальнаянадежда на себя. Большое внимание представители данного поколения уделяют вопросам равноправия полов ииндивидуальности. 5.За поколениемXследует поколение Y(«Миллениум»). Его представители, родившиеся в период с 1983 по 2003годы, оказались под влиянием распада СССР, последовавших за ним терактови военных конфликтов. Развитие цифровых технологий, Интернета,начало эпохибрендовтак же играли большую роль в формировании ценностей поколения Y.На первый план для поколения Y выходит стремление к развлечениям и немедленное вознаграждение. «Миллениалы» характеризуются большой степенью наивности,
всистему ценностей этой группывключены такие понятия, какуверенность в себе, позитивность, свобода и стремление к изменениям, творчество, компьютерная и техническая грамотность, гибкость, ответственность.6.С 2003 года началось становление нового поколения Z. Ценности его представителей пока что не определены полностью и продолжают формироваться.Однако на сегодняшний день существует предположение, что «зеты» будут активно интересоваться искусством и наукой, а одними из их ценностей станут соревнование и успех.Наглядно продемонстрируем классификацию поколений на рисунке 1:
Рис. 1. Хронологическая цепь
Согласно рассматриваемой теории,каждые четыре поколения образуютцикл. Как видно из рисунка, временной промежуток, в который рождаются представители одного поколения, примерно равен двадцати годам,соответственнодлительность одного цикла составит от восьмидесяти до девяноста лет. По мнению Хоува и Штрауса пятая генерация должна обладатьценностями, схожими с первой. [1].Следовательно, поколение Y, которому будет уделено особое внимание в данной статье, имеет схожие черты с поколением G1. Перейдем к более подробному рассмотрению особенностей людей поколения «Миллениум».Сейчас на российском трудовом рынкеиз присутствующих поколенийнаиболее активнымявляется поколение Y,представителей которого, находящихся в возрасте от 14 до 33 лет, насчитывается по данным Росстата около 28миллионов человек.Они приходятнасмену «иксам», которым на данный момент от 34до 53 лет. «Игреки» стремительновступили во взрослую жизнь и начали завоевывать ведущие Поколение победителей•19001923Молчаливое поколение•19231943Поколентие бебибумеров•19431963Поколение X•19631983Поколение Y•19832003Поколение Z •20032023позиции, оказывать влияние на формирование трендовобщественного развития. В связи с этим агентствоSaatchi & Saatchiпровело уникальное исследование,внедрив своих сотрудников в социальную среду поколения Yдля изучения в неформальной обстановке основных черт, свойственныхмолодым людям поколения «Миллениум». Опишем особенностиорганизационного поведения «игреков»,изучивглавные из них:1.Невозможное возможно.Интенсивное развитие технологий предоставило в пользование поколению «Миллениума» такие инструменты, которые предыдущие поколения с трудом могли себе вообразить, что значительно упростило быт «игреков»и открыло перед ними мир больших возможностей.Благодаря этомупредставители поколения Y практически не скованны какимилибо ментальными ограничениями,глядя на чудеса современной техники, они убеждаются, что все возможно. В отличие, к примеру, от «иксов» для «миллениалов» воплощение мечты и получение желаемого является основной составляющей успеха и полноценной жизни[4].2.Приоритет горизонтального развития. Обладая большой степенью любознательности, представителипоколения Yстремятся получить более широкий опыт в разных сферах, то естьразвиваться по горизонтали, а не совершенствоватьсяисключительно в рамках одной специальности. Престижность работы становиться менее важной для «миллениалов», ее место занимает предпринимательство.3.Лидерство и творчество.Воспитанныепредставителями поколения X, которые посвятилисебя достижению материального благополучия и не получиливозможности самореализации в работе, «игреки» выросли с мыслью, внушенной родителями, СМИ и маркетинговыми агентствами, что поиск своего «Я» и работа «для себя» важнее финансовой стабильности.Поэтомуматериальные ценности в сознании «миллениалов» уступили место поискуэмоционального опыта, независимости и творчеству.Поколение Yхочет управлять и влиять на ход событий, а не просто быть пешкойв игре. «Игреки» используют все многообразие возможностей, которое предоставила им эпоха, и быстроотказываются заниматься деятельностью, пришедшейся не по нраву.Это непостоянство,«метание» из одной сферы в другую рассматривается как значительный недостаток поколения.[4].4.Ценность личного времени.Для людей, принадлежащих поколению«Миллениум», значительно возрастает значимостьличного времени, они стремятся использовать его максимально эффективно.Как следствие, «игреки» при прочих равных предпочитают работу с гибким графиком или возможностью перехода на «удаленку». Не удивительно, что именно в этом поколении появилась такая категория работников, как «фрилансеры» свободные специалисты, самостоятельно продающие свои услуги через интернет и осуществляющие деятельность дистанционно. При прохождении собеседования или назначении деловой встречи, одним из главных для «миллениалов» становиться вопрос о том, сколько времени будет длиться данное мероприятие. Получив ответ, «игреки»составляют план, в котором расписана каждая минута. Повышенная ценность времени определяет то, что как в деловом, так и в личном общениимолодые люди всегда предпочитают конкретику и прямолинейностьпространным и отвлеченным вещам[1].5.Нацеленность на результатимгновенное вознаграждение.Как мы уже выяснили, для «игреков» время является ценным ресурсом,адля того, чтобы использовать его экономно, они ориентированына быстрый результат.Кроме того, «миллениалы» не склонны перепроверять и анализировать полученную ими информацию, для них важнее действие. Для поколения Yв России ученые находят такому свойству следующее объяснение: поколение Xв России становилось в годы, когда многое надо было читать между строк, «игреки» же формировались в эпоху гласности, поэтому легко верят на слово[4].Вместе со стремлениемк выполнению поставленной цели, представители поколения рассчитывают на мгновенноевознаграждение. В связи с этим «протестный»потенциал «миллениалов» выше, чем у их предшественников. Представители поколения Xмогут долгое время не покидать рабочее место при задержке заработной платы, тогда как «игреки» в большем количестве случаев предпочитают покинуть подобное место работы.Данная особенность влечет за собой серьезный недостаток поколения Y
неумениемыслитьна большую перспективу.6.Запредельная амбициозность. Эпоха брендов, возвышающих индивидуальность, ориентированность общества на достижение интересов личности, культ «неповторимости» воспитали в молодых представителях поколения Yчрезмернуюуверенность в себе.Выходя во взрослую жизнь, «игрек» уверен, что перед ним открыты все двери, и он, выбрав лучшее предложение, осуществит легкий, быстрый старт. Но в большинстве случаев ожидания не совпадают с реальностью, особенно теперь, когда Россия вошла в период новогоэкономического кризиса, обещающего быть затяжным. Изза данного обстоятельства представители поколения «Миллениум» чаще разочаровываются в жизни и становятся несчастными, чем, например, люди поколения X, которые с самого начала знали, что успех достигается упорным трудом, и не питалииллюзорных надежд. Оптимизм и самоуверенность одновременно являются бичом и спасением «игреков», так как они дают «миллениалам» смелость стремитьсяк осуществлениюневозможного.7.Отсутствиегероев.Отличительной чертойпоколения Yявляется то, что у него нет героев. Невозможно назвать настолько же значимую для «игреков» личность, как, например, Юрий Гагариндля поколения бебибумеров (19431963 годов рождения). Существует предположение,что у «миллениалов» герои не появятся и в будущем. Вместе с этим,они могут сами статьпримерамидля последующихпоколений, несмотря на то, что героизм не является отличительной чертой «игреков».[4].8.Поколение социальных сетей.Развитие Интернета, компьютерных технологий определилиеще два важныхкачествапоколения–контактностьи большая информированность. Создание социальных сетей дало «миллениалам» эффективный инструмент коммуникации, позволяющий с легкостью устанавливать контакт с новыми людьми, общаться с несколькими друзьями сразуи получать обширную информацию обих частной жизни. «Игреки» имеют обширные каналы информации для сравнения собственных успехов с достижениями членов их социальной среды, изза этого представители данного поколения находятся в постоянной погоне за счастьем для того, чтобы жить не хуже других, однако чаще всего это напоминает охоту на привидений.9.Новое пониманиепатриотизма.Поколение Y, амбициозное и уверенное в себе,готово менять мир, в котором живет. «Миллениалы»заинтересованы в улучшении законов государства и общества, а значит, настроены на критику, способствующую изменениям. Изза того, чтоих отношение к родине не похоже наотношение к ней родителей, старшие частоприписывают им отсутствие патриотизма, однако «игреки»просто менее идеологизированы.[4].Нацеленность на изменения проявляется и в организационном поведениипредставителей молодого поколения. Для того чтобы завоевать приверженность и лояльность «миллениалов» к компании, ее руководство должно включать сотрудников в процесс управления, давая им возможность влиять на будущее организации.10.
Романтическая модель брака.Существует распространенное заблуждение, что поколениеYне ценит институт семьи изза своей эгоцентричности. На самом деле для «миллениалов»семья просто приобретаетновоезначение. Брак в их представлении становится более свободным от обязательств, однако предполагает продуктивность в виде рождения и воспитания детей. Модель брака «игреков» ориентированана позитивные переживания, которые определяются интимноличностными отношениями между супругами. Современные молодые люди планируют выполнять родительские функции совместно, не придерживаясь традиционного взгляда о разделении гендерных семейных ролей и доминирующей женской роли в воспитании детей.[3].В связи с этим появляются случаи, не типичные для практики российских компаний, когда отпуск для ухода за ребенком берут мужчины.Зачастую «игреки» предпочитают отодвигать брак и рождение детей на более позднее время, стараясь обрести к этому моменту все необходимое для создания счастливой семьи. Благодарятакому обстоятельству во многом выигрываюторганизации, получая поток молодых специалистов, готовых направить максимум энергии на продвижение по службе и не обремененных в начале карьеры супружескими обязательствами.Представим рассмотренные особенности организационного поведения поколения Yна рисунке 2:
Рис. 2. Особенности поколения YКак уже говорилось ранее, Штрауси Хоув утверждают, что ценности поколения «Миллениум» схожи с ценностями поколения G1, такженазванного «выжившими» или «победителями». Данная закономерность проявляется в следующих моментах: люди поколения GI были свидетелями выдающихся технологических прорывов и верилив светлое будущее так же, как «игреки»; они тоже были готовы действовать, стоять за правду и скептически относились к деньгам; они гордились своим ощущением могуществаи обладали завидным оптимизмом. Характеристика поколения Yдает нам понять, каки в каком направлении в будущем будут изменятьсяценности, преобладающиев обществе. Поколение «Миллениум» на сегодняшний деньоказывает наибольшее влияние натренды общественного развития. Рекрутинговые, маркетинговые и PRагентства стремятся заполучить внимание и одобрение именно этой категории людей для повышения Поколение Y"Невозможное возможно"Горизонтальное развитиеЛидерство и творчествоЦенность личного времениМгновенный результат и вознаграждениеЗапредельная амбициозностьОтсутствие героевСоциальные сетиНовое понимание патриотизмаРомантическая модель бракаэффективности своей деятельности, следовательно,мир постепенно будет трансформироваться под желания «игреков». Изучив особенности представителей поколения Y, рассмотрим методы, необходимые для продуктивной работы с ними.Новое поколение очень высоко ценит гибкость, что проявляется в частом задаваниитакихвопросовкак: «Можно ли прийти завтра на работу позже, если сегодня задержаться подольше?», «Можно ли взять работу на дом, и уйти сегодня раньше?»[2].Следовательно, руководителям фирм нужно внедрять индивидуальный подход к сотрудникам, вводитьтам, где это возможно, гибкий график рабочего дня и систему «работы на дому». Однако не стоит идти на поводу у «игреков». Для эффективной работы с ними необходима продуманная система контроля над опозданиями, включающая как поощрительные меры, так и штрафы. Иначе организация столкнется с «хроническими опозданиями» представителей молодого поколения. Сотрудникипоколения Yне хотят оставлять свою личную жизнь дома.[2]. Им нужна возможность, находясь на работе,делатьличные телефонные звонки и общаться в социальных сетях, также им важно, чтобы руководство относилось с пониманием к возникновению личных проблемв рабочее время. Для того чтобы данное обстоятельство не шло в ущерб деятельности организации, следует внедрять в корпоративную культуру правила «рабочей этики», которые бы определяли ситуации, в которых работнику позволено или, наоборот, запрещено отвлекатьсяот выполнения должностных обязанностей. Однако эти правила должны составляться с учетом высокой степени свободолюбия молодого поколения и быть личностно ориентированными.
«Игреки» отличаются большой работоспособностью, целенаправленностью и творч
e-koncept.ru
| Динамические аспекты функционирования организации рассматриваются достаточно популярной дисциплиной, называемой "Организационное поведение" (Ф. Лютенс, 1999, Hellriegel, D. et al., 1995, Robbins, S.P.,2002). Организационное поведение - это систематическое изучение поведения людей внутри организаций, а также отношений внутри организации. Поведение людей в организации не случайно. Каждый человек уникален, но отношения и поведение сотрудников в организации можно объяснить и даже предсказать, если анализировать его на трех уровнях: индивидуальном, групповом и организационном. Одно из самых популярных определений организационного поведения было предложено Стивеном Коссеном: « …дисциплина, изучающая поведение людей и их взаимоотношения в организации с целью объединения нужд и устремлений каждого сотрудника в отдельности с нуждами и целями организации в целом» (Kossen, S., 1994). В последние годы наибольшее развитие получили две конкурирующие парадигмы поведения организации. Первая из них основана на теории систем. Ее представители рассматривают организацию, прежде всего, как систему и принимают большинство положений, сформулированных в теории систем. Второе направление, получившее название "модель участвующих сторон", представляет организации как сети взаимозависимых групп сотрудников, находящихся в отношениях сотрудничества и конкуренции. У. Мастенбрук (1996) приводит таблицу, содержащую основные различия, принимаемые во внимание представителями первого и второго направлений. Таблица 1. Различия между моделью систем и моделью участвующих сторон.
Мастенбрук предлагает свой вариант - "модель участвующих сторон", с его точки зрения, объединяющую положительные качества описанных выше моделей, одновременно опирающуюся как на сетевые, так и на поведенческие свойства организаций. Одна из традиционных логик построения учебных пособий по организационному поведению следующая. Сначала рассматриваются явления, минимальные по масштабу – индивидуальные различия работников, особенности их индивидуального поведения, нюансы общей и трудовой мотивации. Затем читателю предлагается перейти к изучению систем более значительного размера – малых и больших групп. После этого рассматриваются явления организационного порядка. Указанная логика характерна для подавляющего большинства вариантов учебной дисциплины «Организационное поведение». Чтобы убедиться в сказанном, достаточно познакомиться с одним из классических американских учебников, изданных на русском языке – «Организационном поведении» Ф. Лютенса. В рамках указанной логики построено и данное учебное пособие. Читателю будет полезно, прочитав параграф, попробовать ответить на контрольные вопросы, чтобы проверить себя. В приложении к пособию даны некоторые психологические тесты, которые достаточно часто используются в практике организационного консультирования. Автору кажется, что их заполнение и обдумывание результатов тестирования также будет небезынтересно читателю. Огромную благодарность я выражаю моим аспирантам и дипломникам, внесшим вклад в подготовку данного пособия Е.Будай, М.Ярушину, Ю.Петрову и Е.Королеву.
Вопросы и предложения можно прислать по адресу: [email protected] |
ecsocman.hse.ru
Организационное поведение
Организационное поведение влияет на все процессы управленческого характера в компании. Наладить продуктивные внутренние отношения поможет развитие организационной культуры.
Из статьи вы узнаете:
Организационное поведение обозначает поведение сотрудников в компании, в результате которого устанавливаются и поддерживаются производственные отношения персонала друг с другом, с руководством и внешней средой. Оно является частью предприятия и описывает различные аспекты взаимоотношений людей на работе.
Скачайте документы по теме:
Сущность организационного поведения
Сущностью организационного поведения является поведение работников в условиях совместной деятельности для достижения эффективного результата.

Скачать документ >>>
Проводите анализ поведения каждого члена коллектива, отдельной группы и всего предприятия для выявления их влияния на функционирование компании. Согласно теории, на организационное поведение влияют психологические, социально-психологические и организационно-экономические факторы.
Какие факторы влияют на организационное поведение?
- Роли и статусы сотрудников.
- Интересы и индивидуальные особенности.
- Мотивы и стимулы персонала.
- Цели и ценностные ориентации и т.д.
Уровни организационного поведения:
- Поведение человека и межличностное взаимодействие на предприятии.
- Поведение рабочих групп и межгрупповые отношения.
- Поведение организационной системы в целом, ее взаимоотношения с клиентами, партнерами.
С одной стороны предприятие оказывает на работников воздействие, изменяя их стремления, мотивацию, навязывая нормы поведения. С другой — индивид влияет на организацию и ее окружение, совершая поступки и высказывая мысли. Таким образом выражается двойственность сущности организационного поведения.
Справка
Сотрудничество работников
HR-менеджеру в такой ситуации необходимо решить, как обеспечить сотрудничество работников в компании и предотвратить конфликты в организационной сфере.
Читайте по теме в электронном журнале
Цели системы организационного поведения
HR-менеджеру следует формировать и развивать определенную управленческую систему, осуществляющую балансировку организационного поведения.
В нее входят следующие цели:
- анализ причин и поступков (групповых и личных) сотрудников в сложившихся в компании условиях;
- определение методов аналитического и эмпирического исследования и прогнозирования организационного поведения работников на предприятии;
- формирование навыков корректировки и управления поведением персонала;
- стремление к созданию коллектива, работающего на принципах сотрудничества, а не конфронтации;
- создание организационной культуры предприятия.
Благодаря знанию основ организационного поведения можно:
- Полнее использовать человеческий ресурс компании и выбирать оптимальные направления развития ее деятельности с использованием современных технологий.
- Разработать проекты организационных мероприятий в соответствии с критериями, отражающими поведение индивида и характер его потребностей.
- Определить стратегии вмешательства, исключающие консерватизм в организации труда и позволяющие преодолеть на предприятии минималистические подходы к информационным технологиям.
Читайте также:
Модели организационного поведения
Выбор правильной модели организационного поведения для конкретного коллектива и предприятия имеет принципиальное значение. Так как каждая модель оказывает разное мотивирующее воздействие на деятельность сотрудников.
Основные модели организационного поведения:
- Автократическая модель организационного поведения основывается на жесткой дисциплине и контроле руководства за трудовым процессом. Сотрудники подчиняются руководителю без возможности высказывания своих идей и мнений. При этом у персонала снижается самоуважение, развивается негативное отношение к руководству, падает мотивация.
- Патерналистская модель ориентирована на материальные поощрения, безопасность и зависимость работников от предприятия. Усилия руководства нацелены на обеспечение потребностей персонала. У сотрудников при таком методе организационного поведения отсутствует мотивация к развитию способностей, обучению и получению высокого результата труда. В итоге данный подход быстро приведет к снижению производительности.
- Поддерживающая модель базируется на принципе партнерских взаимоотношений. Каждый сотрудник ощущает поддержку, помогающую сохранить чувство значимости. Нормой организационного поведения становится активное вовлечение персонала в производственные процессы, что обеспечивает повышение производительности труда. Если результативность труда не соответствует ожиданиям, сотрудник вместе с менеджером пытается совместно определить причину низкой производительности. Поддерживаются специалисты, которые стремятся к развитию и совершенствованию труда. При данной модели высока мотивация работников к труду, лояльность к предприятию.
- Коллегиальная модель представляет собой развитие поддерживающей модели организационного поведения. Успех модели определяется формированием у персонала чувства партнерства, ощущения своей полезности и необходимости. Это выражается в энтузиазме и высокой эффективности при решении рабочих задач.
Управление организационным поведением
Для успешного управления организационным поведением необходимо целенаправленно воздействовать на сотрудников коллектива. Для этого в процессе работы нужно показать, каким образом работники должны сотрудничать друг с другом для достижения производственных целей.
Сотрудников при этом можно распределять на отдельные группы или отделы в соответствии с выполняемыми ими задачами. В ряде случаев эффективным решением оказывается создание самоуправляемых рабочих команд.
Справка
Активизация человеческого ресурса
Все используемые методы организационного поведения должны обеспечивать активизацию человеческого ресурса предприятия: навыки, умения и способности персонала.
Для этого в процессе руководства:
- Обеспечивайте мотивацию организационного поведения за счет наличия стандартов деятельности, повышения самооценки сотрудников, мотивации на достижения, поощрения хорошо выполняющих свою работу сотрудников.
- Координируйте отдельных работников и функциональные группы так, чтобы все члены организации работали на достижение общих целей.
- Способствуйте установлению позитивных межличностных отношений. Используя лидерские позиции, навыки коммуникаций, гибкость при конфликтах.
- Сохраняйте стабильность трудовой деятельности. Помогайте сопротивляться стрессовым факторам на производстве и условиям неопределенности.
При управлении организационным поведением, отслеживайте и оценивайте индивидуальные и групповые показатели труда. Это позволит определить эффективность работы персонала и понять, в какой мере им достигаются поставленные цели. При их достижении сохраняйте и улучшайте показатели. Если эффективности работы нет, корректируйте менеджмент организационного поведения.
Подобная функция контроля позволит оценить качество выполнения функции планирования, организации и управления. Нередко члены рабочей группы не взаимодействуют должным образом друг с другом, из-за чего страдает эффективность совместной деятельности. Проведите анализ такой особенности организационного поведения. Чаще всего она возникает из-за личностных конфликтов между членами группы, плохого проектирования работ или неправильного подхода руководителя.
Вывод
Важной задачей HR-специалиста является развитие организационной культуры и налаживание тесных и продуктивных внутренних связей. Для повышения эффективности деятельности компании важно обеспечивать активизацию человеческого потенциала внутри предприятия с учетом психологических особенностей персонала.
Читайте также:
www.hr-director.ru
Исследование организационного поведения руководителя организации средствами функционального анализа
Организационное поведение субъектов хозяйственной деятельности характеризуется многими факторами: структурой соответствующей организации, ее корпоративной культурой, стилем руководителя и прочими признаками. Далее для повышения иллюстративности изложения предлагаемого аналитического метода исследования ограничимся лишь анализом стиля руководителя. Рассмотренный метод легко обобщается на учет иных факторов.
Из множества возможных альтернативных вариантов руководства рассмотрим двухфакторную модель, отражающую характер отношений руководителя к производству и сотрудникам [1]. В этой модели вводится признаковое пространство двух параметров критичных для руководителя. Его отношение:
- х – к производству:
- у – к персоналу.
По каждой переменной авторы предлагают использовать девять градаций различных значений. Это определено психофизиологическими свойствами человека: уверенно различать 5-9 градаций наблюдаемого качества. Иного способа оценить «степень отношения субъекта» к делам производства и к интересам сотрудников, кроме как экспертного, пока нет. Обозначим эти градации по каждой оси соответственно от 1 до 9. Тогда каждая возможная ситуация отношений руководителя и организации в выделенном двухмерном пространстве признаков задается парой чисел (х, у).
В образовавшемся непрерывном двухмерном пространстве признаков далее выделяют следующие эталонные стили:
— «неэффективный менеджер» (Э1), не имеющий положительного эффекта ни в управлении персоналом, ни в управлении производством;
— «каторга» (Э2) — интересы производства превалируют у руководителя над интересами коллектива сотрудников, и в ущерб им;
— «клуб» (Э3) — производственные интересы вторичны и результаты незначительны, на первом плане у руководителя проблемы сотрудников;
— «эффективный менеджер» (Э4), максимальная самоотдача менеджера-руководителя производству и коллективу в ущерб своим интересам (здоровью, саморазвитию).
Избранный (экспертный) способ оценки позиции руководителя относительно организации позволяет задать координаты эталонов, введеных управленческих стилей: Э1(1; 1), Э2(8; 1), Э3(1; 8), Э4(8; 8), Э5(4,5; 4,5).
В цитируемой литературе [1] руководителю рекомендуется позиционироваться в области типа управления, соответствующего эталону Э4. В научной литературе существует и иное, вполне обоснованное утверждение: руководителю следует придерживаться стратегии Э5, позиционирующейся в точке с координатами (4,5; 4,5) [2]. Авторы этого мнения назвали соответствующего руководителя – «стратегический менеджер». Тип управления Э5 рационально сочетает интересы сторон (людей и производства), обеспечивая выживаемость организации и сохраняя свой внутренний психосоматический потенциал для развития управления.
Это означает, что при типе управления Э4 наблюдается высокое стремление к эффективности организации и значительная самоотдача директора, которая, однако, чревата возможной недостаточностью дополнительных управленческих ресурсов в критических случаях. Изменение условий функционирования, целей и задач деятельности хозяйствующего субъекта может потребовать пересмотра логики отношений в коллективе по обоим указанным выше аспектам. Такой ресурс есть при поведении типа Э5 и отсутствует при Э4.
Ниже предложен авторский подход к выбору оптимального стиля руководителя. Суть его состоит в следующем.
1. Осуществляется отбор типичных организаций в рамках исследуемого вида бизнес-деятельности, например, компаний, предоставляющих ресторанно гостиничные услуги. Составляется таблица 1 следующего вида:
Таблица 1
Результаты мониторинга рекламных компаний
|
Номер организации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
... |
n |
|
Значение х |
2 |
6 |
5 |
6 |
... |
1 |
|
|
Значение у |
1 |
5 |
6 |
5 |
... |
7 |
|
|
Успешность организации |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
... |
- |
2. По таблице 1 для успешных организаций (в последней строке помечены знаком +) находятся средние (оптимальные) значения параметров х и у. В нашем случае согласно таблицы 1 успешными оказались следующие предприятия О2(6; 5) и О3(5; 6), О4(7; 5), О5(8, 6). Среднее, соответствующее оптимальному стилю (на данной иллюстративной) выборке, характеризуется стилем R(6,5; 5,5).
Точка R, как и предполагалось, не совпадает ни с Э4, ни с Э5. Кроме того, она не симметрична относительно осей в выделенном пространстве координат. Это свидетельствует о неравнозначности соответствующих переменных. Действительно: х = 6,5 не равно у = 5,5. Расчеты показывают, что в сложившихся условиях функционирования бизнеса недостаточно работать в стиле Э5, но и нет необходимости «включать» резервы стиля Э4. Кроме того, анализ показывает, что ситуация требует повышенного внимания к человеческому ресурсу организации.
Пусть в конкретной организация стиль управления характеризуется точкой К(4,5; 8). По своим параметрам этот стиль находится «вдали» от оптимального функционирования R(6,5; 5,5). В этом случае можно определить направление изменения поведения руководителя, обеспечивающего «движение» организации к оптимальной схеме отношений. Это движение от точки К к точке R в нашем случае характеризуется вектором (2; -2,5). То есть руководителю следует «нарастить» потенциал отношения к сотрудникам на две единицы. Это возможно сделать за счет ослабления внимания к производству на 2,5 единицы.
Другая решаемая задача может иметь следующую формулировку. Какой стиль управления из нескольких возможных «ближе» к оптимальному? Эта задача естественно возникает при выборе руководителя с известными предпочтениями относительно производства и сотрудников. Она требует введения меры близости между точками-ситуациями.
Качественные рассуждения переведены нами в область количественных расчетов, что позволяет использовать хорошо разработанные методы функционального анализа [3].
В приведенных расчетах по умолчанию предполагалось, что единицы измерения признаков х и у выражены в относительных единицах и они равнозначны. Очевидно, что это не так. То есть использовать традиционную евклидову меру (1)
d(А, В) = ((xA – xB)2 +(yA - yB)2)0,5 (1)
для оценки расстояния между точками А и В нельзя: результат управленческой деятельности не одинаково изменяется от равнозначного изменения переменных х и у. Используем поэтому обобщенную евклидову меру (2):
d(А, В) = (k1(xA – xB)2 +k2 (yA - yB)2)0,5. (2)
В соотношении (2) не известны коэффициенты k1 и k2. Их следует найти. В формализованном виде эти коэффициенты для данной отрасли отражают значимость для руководителя исследуемых факторов производства.
В работе [4] авторами предложен метод идентификации параметров меры близости точек признакового пространства по результатам высказываний экспертов. Реализуем его на простом, иллюстративном примере.
Пусть эксперты утверждают, что
d(А, В) > d(А, С), а d(Д, М) < d(Д, Е) , (3)
где
А=(2; 8), В = (2; 5), С = (5; 8), Д = (4; 6), М = (4; 4), Е = (7; 2). (4)
Подставив (4) в (3), и выполнив элементарные математические выкладки, получим систему неравенств (5):
k1 < k2 и k2 < 4k1. (5)
Очевидно, что для получения статистически достоверного результата расчета параметров меры высказываний типа (3) должно быть значительно больше двух.
Система уравнений (5) определяет множество значений коэффициентов k1 и k2, удовлетворяющих (3) и (4), то есть описывающих мнение экспертов, ранее явно (численно) не выраженное, по поводу значимости переменных х и у. Средним, наиболее удаленным от границ области (5), будет решение k2 = 2,5k1. Если положить в соотношении (2), что k1 = 1, что не влияет на относительную важность переменных х и у, то получим k2 = 2,5. Искомая мера (2) примет окончательный вид (6):
d(А, В) = ((xA – xB)2 + 2,5 (yA - yB)2)0,5. (6)
Оценим расстояния от точки К (исследуемое предприятие) до оптимального состояния R(6,5; 5,5) по (1) и (5).
d 1(К, R) = 3,20 и d2(К, R) = 4,43.
Очевидно, что величины d 1(К, R) и d2(К, R) не совпадают, то есть исследуемой пространство деформировано. Одни и те же усилия руководителя по совершенствованию своего стиля управления в пространстве признаков «отношение к производству» и «отношение к сотрудникам» приносит различные результаты.
Очевидно, также, что рассмотренный механизм легко обобщается на иные факторы управления и на увеличение их количества.
Выводы:
- развита двухфакторная модель идентификации стилей руководства на основе экспертной информации;
- предложен формализованный подход к обеспечению объективного учета факторов управления средствами функционального анализа.
Литература:
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с английского.— М.: «Дело», 1992. — 702 с.
Лябах Н.Н., Лябах А.Н. Нетрадиционные страницы менеджмента. — Ростов-на-Дону: Изд-во «БАРО-ПРЕСС», 2002. — 208 с.
Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. Перевод с английского. – М.: «Прогресс», 1975. – 607 с.
Гольбан Е.В., Лябах Н.Н. (младший) Параметрическая идентификация мер близости признаковых пространств// Изв.вузов. Сев.-Кавк. регион. Технические науки, 1997. – С. 37-40.
Основные термины (генерируются автоматически): производство, стиль, руководитель, тип управления, стиль управления, функциональный анализ, признаковое пространство.
moluch.ru
Организационное поведение — WiKi
Организационное поведение (англ. organizational behaviour) — систематическое изучение и применение на практике знаний о том, как люди (индивиды и группы) взаимодействуют внутри организации. Организационное поведение — базисная научная дисциплина о причинах и факторах поведения людей в организации; область научных исследований, при которых используют теорию, методы и принципы различных дисциплин, с целью изучения индивидуальных представлений, ценностей, поступков при работе в группах и в целой организации.
Развитие исследований организационного поведения
Исследования в рамках западной теории менеджмента
Наука об организационном поведении начала развиваться в 1948—1952 гг. в рамках западной теории менеджмента. Впервые понятие «организационное поведение» стал употреблять американский психолог Ф. Ротлисбергер, изучая организации. Но системная разработка организационного поведения как объекта исследования и как научной дисциплины началась с 1970-х гг. в США. Наиболее полно результаты этих исследований представлены в работах Дж. Л. Гибсона, Дж. Иванцевича, Дж. Х. Доннелли-мл. (1973 г., 2000 г.). Их выводы имеют важное методологическое значение. Согласно их методу анализа организационного поведения, поведение рассматривается на индивидуальном, групповом и организационном уровнях. Организационное поведение ориентировано на результативность, и потому регулирование отношений и поведения людей в организации всегда может быть оценено не только с точки зрения процесса формирования организационной культуры, но, прежде всего, с точки зрения результата эффективности совместной деятельности.
Российские исследования
В отечественной литературе, как отмечает Ю. Д. Красовский, первые работы, посвящённые исследованию организационного поведения, появились в конце 1980-х годов в рамках изучения социологии труда (А. А. Дикарева, М. И. Мирская (1989 г.), Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Шербина (1993 г.)). Особое внимание обращалось на стабилизацию трудовых отношений в коллективе, изменение профессиональной структуры организации и социальные аспекты развития личности. В 1990-х годах организационное поведение становится предметом изучения экономической психологии, как области психологии, изучающей закономерности формирования и проявления индивидуальных особенностей личности в процессе трудовой деятельности. С середины 1990-х годов появляется серия научных публикаций об организационном поведении, и вскоре самостоятельная дисциплина «Организационное поведение» вводится в учебные планы подготовки специалистов в области управления организации и управления персоналом в России. Организационное поведение как объект управления в динамично изменяющейся среде рассматривается в связи с ещё одной, пожалуй, самой молодой сферой научного познания и управленческой практики — концепцией управления человеческими ресурсами. Данная концепция согласуется с организационной потребностью укрепить и повысить конкурентоспособность, создать дополнительную ценность и наладить эффективный процесс управления, используя самый ценный актив организации — людей, которые индивидуально и коллективно вносят свой вклад в достижение организационных целей. В данной концепции люди рассматриваются либо как «человеческий капитал», в который необходимо вкладывать не меньшие средства, чем в новые технологии; либо как «ценный актив», создающий конкурентное преимущество за счёт своей приверженности работе, адаптивности, высокого качества труда, навыков, умений, компетентности. В рамках науки управления персоналом и управления человеческими ресурсами разрабатываются новые подходы к пониманию мотивации как системного явления (А. Я. Кибанов, Д. А. Амиров, Ю. Д. Красовский). Мотивация означает синхронное совпадение мотивов и стимулов в сознании и поведении работников, где и зарождаются эффекты активной трудовой деятельности. «Встреча» мотивов и стимулов побуждает человека действовать определённым образом в тех или иных ситуациях.
Организационное поведение как наука, выросло из бихевиоризма — направления в психологии, изучающего экспериментальные поведенческие реакции психической организации человека на внешние стимулы.
К стимулам, которые первоначально изучало организационное поведение, относили освещённость рабочего места, заработную плату, различные условия труда.
В конце XX века организационное поведение как дисциплина, постепенно отходит от бихевиористских установок, фокусируя своё внимание на системных и коллективных эффектах в организации, феноменах корпоративной культуры.
Организационное поведение как дисциплину надо отличать от:
- организационного развития, которое фокусируется на организации в целом,
- управления персоналом, сконцентрированного на создании организационных технологий развития сотрудников,
- менеджмента — дисциплины, систематизирующей различные модели и инструменты управления.
Специфика организационного поведения
Организационное поведение отражает способы реагирования субъектов и самой организации как субъекта деятельности во внешней среде на происходящие внутренние и внешние изменения. Испытывая постоянное воздействие внешней и внутренней среды, организации стремятся совершенствовать механизмы, обеспечивающие её устойчивое равновесие и развитие (Ю. Д. Красовский, А. И. Кочеткова).
Специфику организационного поведения как объекта регулирования можно сравнить с такими близкими по значению сферами, как организационная культура и корпоративная культура.
Организационная культура
Организационную культуру чаще всего рассматривают как «специфический вид норм, ценностей, убеждений и манер поведения, характеризующих способ сотрудничества групп и индивидуумов в рамках организаций», как систему «разделяемых в организации убеждений и норм, как продукт отбора, управленческих функций, поведения, структуры и процессов организации». Свойства организационной культуры:
- поддаётся управлению и манипулированию,
- может проектироваться и формироваться руководством в процессе управления.
Корпоративная культура
Корпоративная культура понимается как «образец основных допущений поведения в группе», «как система наиболее существенных предположений, стандартов, принимаемых членами организации». Если организационная культура — это способ реально существующего сотрудничества, то корпоративная культура — это стандарты, ориентиры организационного изменения и развития.
Организационное развитие
Процесс планомерных систематических изменений, при котором принципы и практика прикладной науки о поведении внедряются в функционирующую компанию в целях её совершенствования, повышения уровня организационной компетентности и эффективности.
Специфика организационного поведения
Специфика организационного поведения в этом ряду сравнений может быть понятна при условии рассмотрения неразрывной связи внешней и внутренней среды организации, и способов реагирования организации на происходящие в ней и вовне изменения. Все эти понятия тесно взаимосвязаны, и только в единстве процессов, которые они отражают, исследуются специфические свойства каждого из них.
Поведение организации
К понятиям, требующим уточнения, относится «поведение». В отличие от активности биологических систем, поведение человека выступает как направленная на другого активность личности, особая форма индивидуальной деятельности, связанная со взаимоотношениями людей и обусловленная культурой. Поведение направлено на удовлетворение потребностей, интересов субъектов и регулируется общественными и групповыми нормами, правилами, образцами.
Правомерность использования термина «поведение организации»
Обоснованием правомерности использования термина «поведение организации» служит признание организации как живой саморазвивающейся, целенаправленной сложной системы, для развития которой необходимы ресурсы. Поведение как система взаимосвязанных реакций для приспособления к среде в нравственном значении измеряется поступком. Поступок есть «специфически человеческое выражение и концентрация социальной практической деятельности», обладающий достоинствами рациональности и ответственности и подлежащий оценке. Рациональное и эмоциональное в поступке тесно взаимосвязаны. Поступок может совершаться на основе чувства долга или осознания своей ответственности, но он всегда связан с принятием решения и, уже поэтому, выходит за рамки привычного поведения. Совокупность поступков позволяет оценивать «линию поведения».
Если организацию рассматривать как объединение людей, действующих во имя достижения общей цели и несущих ответственность перед субъектами совместной деятельности и обществом, то вполне правомерно использовать понятие поведение организации.
Методы исследования организационного поведения
- Опросы — интервью, анкетирование, тестирование — измерение уровня удовлетворённости трудом, организационным климатом коллектива; интервью могут проводиться и по телефону.
- Сбор фиксированной информации — изучение документов, существующих в организации и регламентирующих деятельность работников групп (устав организации, корпоративный кодекс, контракты, должностные инструкции).
- Наблюдение — изучение обстановки, состояния рабочего места, внешнего облика сотрудников в соответствии с требованиями организационной культуры.
- Эксперименты — проведение лабораторных или естественных экспериментов.
- Использование интернета.
- Философско-этический анализ;
- Междисциплинарные комплексные подходы;
- Аксиологический анализ.
Понятие и виды организации
Понятие организации имеет несколько значений. Все планируемые и осуществляемые действия индивида, их результаты, также выражают суть организации. Таким образом, организация — это:
- социальный процесс;
- специфический социальный объект;
- функция управления.
Таким образом, организация — скоординированное образование, состоящее по меньшей мере из двух человек, которые работают, взаимодействуют для достижения общей цели.
В зависимости от способа социальной организованности выделяют формальные и неформальные организации.
Литература
- Гибсон Дж., Иванцевич Д., Донелли Дж. Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 662 с.
- Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке / Пер. с англ. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. — 272 с.
- Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отношений: Учебник. — М.: ИНФРА-М., 2002. — 368 с.
- Колесников Р. А. Этика организационного поведения. Автореферат кандидатской диссертации. — СПб.: Издательство РГПУ имени А. И. Герцена, 2006. — 34 с.
- Кочеткова А. И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учеб. пособие. — М.: Дело, 2003. — 944 с.
- Красовский Ю. Д. Организационное поведение: Учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ-Дана, 2004. — 511 с.
- Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. — М.: Смысл, 1992. — 164 с.
- Лютенс Ф. Организационное поведение. 7 -е изд. / Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 692 с.
- Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1992. — 702 с.
- Мильнер Б. З. Теория организации. — М.: Дело, 1999. — 480 с.
- Молл Е. Г. Менеджмент: Организационное поведение. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 312 с.
- Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. — М.: Наука, 1988. — 200 с.
- Ньюстром Дж. В., Кэйт Д. Организационное поведение / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2000. — 448 с.
- Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). — М.: Прогресс, 1986. — 418 с.
- Проективный философский словарь: Новые термины и понятия / Под ред. Г. Л. Тульчинского и М. Н. Эпштейна. — СПб.: Алетейя, 2003. — 512 с.
- Разумовский О. С. Бихевиоральные системы. — Новосибирск: Наука, 1993. — 240 с.
- Ролз Дж. Теория справедливости. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 1995. — 536 с.
- Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом. — СПб.: Питер, 2000. — 416 с.
- Тульчинский Г. Л. Разум, воля, успех: О философии поступка. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 216 с.
- Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 716 с.
- Уткин Э. А., Кочеткова А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. — М.: Дело, 1996. — 187 с.
- Drucker Р. Managing for Results. N.Y.: Harper & Row, 1964.
- French W.L., Bell C.H. Organization Development. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1991.
- Handy C. Understanding your Organizations. Harmondsworth: Penguin Books, 1981.
- McGregor D. The Human Side of Enterprise. N.Y.: McGraw-Hill, 1960.
ru-wiki.org




