Журнал НП ОПЖТ «Техника железных дорог» №2 (38). Техника железных дорог журнал
Журнал «Техника железных дорог» №1 (41)

Содержание номера:
Я.К. ХардерКонсолидационные процессы в мировой железнодорожной отраслиПроцесс глобализации в железнодорожной отрасли и, следовательно, структурное изменение рынка неостановимы, а значит, никакие барьеры не смогут сдержать изменения или выход новых игроков. В производстве подвижного состава уже созданы кооперационные подходы, которые будут содействовать подготовке к новому формату отрасли завтрашнего дня. Даже не учитывая создания единой Siemens Alstom, будут происходить другие изменения условий игры, и можно ожидать продолжения консолидационных процессов. Радикальная перестройка отрасли началась в 80-е годы и сейчас вышла на следующий этап. (Доступно в печатной версии)
М.Р. НигматулинМониторинг ситуации в промышленности: IV квартал и итоги 2017 годаВ статье приведен обзор текущей ситуации в промышленности по итогуам IV квартала и 2017 года в целом на основании индексов, разработанных ИПЕМ. Так, индексы ИПЕМ снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Негативная динамика свидетельствует о замедлении промышленного производства под конец года. Отрицательные результаты обусловлены снижением показателей в нефтяной отрасли и металлургии, а также аномально теплой погодой за отчетный период. (Доступно в печатной версии)
А.А. Воробьев, М.П. ПарамоновПрактическое применение технологии блокчейн для управления жизненным циклом колесных пар Применение технологии блокчейн и реализованных на ней умных контрактов позволяет организовать эффективный, прозрачный и надежный учет железнодорожных изделий на всех стадиях жизненного цикла. В настоящее время ведется разработка технических требований к таким системам, в частности для мониторинга эксплуатации колесных пар грузовых вагонов (при участии ПКБ ЦВ ОАО «РЖД» и АО «ОМК») и тормозного оборудования грузовых и пассажирских вагонов (при участии Ассоциации «АСТО» и ОАО «МТЗ ТРАНСМАШ»). (Доступно в печатной версии)
Е.Н. Розенберг, М.Г. Лысиков, А.В. Озеров, А.М. ОльшанскийО переходе к предиктивному управлению транспортными системами с использованием Big DataВ настоящее время происходит переход от систем информационно-справочных к системам поддержки принятия решений, основанным на использовании Big Data. Значительные объемы информации в транспортном комплексе и разная природа информационных потоков ставят задачу интеллектуальной обработки таких сигналов. Предлагаемая в статье концепция основана на сочетании уникального цифрового прототипа железной дороги и различных инструментов интеллектуального анализа данных, например искусственных нейронных сетей. Также предложенная концепция может быть использована и для управления движением поездов на основе принципов интеллектуальной обработки данных. (Доступно в печатной версии)
Д.В. Шевченко, Я.О. Кузьмицкий, Т.С. Куклин, Р.А. Савушкин, Е.А. Рудакова, А.М. ОрловаРазработка новых методов определения силовых факторов воздействия подвижного состава на путьПри разработке нового подвижного состава, усовершенствовании его рессорного подвешивания особую важность приобретает задача достоверного определения в процессе движения воздействия от колес тележки на рельс. В данный момент основным методом измерения вертикальных и боковых сил, передающихся на головку рельса, являются тензометрические схемы, собранные на шейке рельса по методу Шлюмпфа согласно ГОСТ Р 55050–2012. Однако у этого метода есть значительные недостатки, и могут быть большие погрешности при измерении боковых сил. (Доступно в печатной версии)
Д.Н. ЛосевРесурс колесных пар вагонов повышенной и обычной грузоподъемностиКолесные пары – одна из наиболее затратных составляющих стоимости содержания вагона в исправном состоянии на этапе жизненного цикла. Вагоностроительные предприятия ищут новые возможности продлить срок службы колесных пар и снизить затраты участников перевозочного процесса на проведение внеплановых ремонтов для того, чтобы выпускаемые ими грузовые вагоны использовались более эффективно. О путях решения данной проблемы – в статье. (Доступно в печатной версии)
С.В. КалетинИзменение геометрических размеров колесных пар грузовых вагоновв части снижения критериев браковки по толщине гребняПредельные износы колес грузового подвижного состава для российских и североамериканских железных дорог, а также влияние зазора между внутренней гранью головки рельса и гребнем колеса (ребордой) колесной пары на интенсивность их износа являются важными вопросами на сети. В статье рассмотрен опыт эксплуатации колес на железных дорогах Северной Америки, где среднегодовой показатель изъятия колеса грузового подвижного состава в текущий ремонт по износу гребня незначительный. Сделан анализ браковочных размеров поверхностей катания российских и американских колес. На основе проведенного анализа сделан вывод о необходимости изменения требований к браковочному параметру толщины гребня. (Доступно в печатной версии)
Статистика железнодорожного машиностроения — IV квартал 2017Даны основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – объемы производства локомотивов, вагонов и городского рельсового транспорта с разбивкой по производителям. (Доступно в печатной версии)
И.П. Васильев, Д.В. Емельянов, В.В. ЗакПерспективы развития экологичных маневровых локомотивовРеализация и развитие гибридных маневровых тепловозов в городах-мегаполисах при условии конкретного технического задания на планируемую эксплуатационную модель позволит снизить объем выбросов выхлопных газов в атмосферу и уровень шума по сравнению с серийными маневровыми тепловозами парка ОАО «РЖД» и сократить затраты на энергетические ресурсы за счет перехода с дизельного топлива на электроэнергию. (Доступно в печатной версии)
10 лет «Технике железных дорог»: от бюллетеня к научному журналу 18 февраля 2008 года при поддержке НП «ОПЖТ» увидел свет пилотный выпуск журнала «Техника железных дорог». Основа и предпосылки для создания журнала сложились гораздо раньше, чем из печати вышел первый номер. Так, вместе с образованием ИПЕМ появился бюллетень, выпускаемый силами сотрудников и распространяемый на различных отраслевых мероприятиях в кругу партнеров, интересантов. Аналитическая информация о железнодорожном машиностроении, публикуемая в нем, все более набирала популярность, была востребованной, поэтому в конце 2007 года возникла идея ежеквартально собирать статьи в журнал. (Доступно в PDF версии)
Ассоциации «АСТО» – 20 летАссоциация «АСТО» образована 5 декабря 1997 года по инициативе ОАО МТЗ ТРАНСМАШ, ОАО «Транспневматика» (Первомайск), ОАО «Трансмаш» (Белев), ОАО «Ритм» ТПТА (Тверь), ГУП «Росжелдорснаб» МПС РФ, ОАО «ВНИИЖТ», МИИТ, ЗАО «Нейроком». В это время экономика переживала кризис, многие предприятия из системы бывшего Минтяжмаша распадались из-за отсутствия заказов. Изготовители тормозной продукции, понимая важность сохранения подотрасли, кадров и школы отечественного тормозостроения, основанной великими изобретателями тормозов Ф.П. Казанцевым и И.К. Матросовым, при поддержке МПС России объединились в ассоциацию, посвятив трудное переходное время новым исследованиям и разработкам для перспективного подвижного состава.(Доступно в PDF версии)
Колеса грузовых вагонов. Проблемы и варианты решения16 ноября 2017 года на площадке АО «Выксунский металлургический завод» состоялось выездное заседание комитетов НП «ОПЖТ» по грузовому подвижному составу, по координации производителей в металлургическом комплексе и по нормативно-техническому обеспечению и безопасности. Ключевыми темами мероприятия стали повышение качества, надежности и обеспечение безопасности железнодорожных колес грузового подвижного состава колеи 1520 мм. Подробнее – в статье. (Доступно в PDF версии)
Журнал «Техника железных дорог» №1 (41)
opzt.ru
Журнал «Техника железных дорог» №4 (40)

С. Г. НедорослевЦифровые технологии для машиностроенияВ июне 2017 года Правительство РФ одобрило Стратегию развития транспортного машиностроения до 2030 года, среди ключевых задач которой – насыщение внутреннего рынка конкурентоспособной продукцией. Статья посвящена актуальности цифровизации в транспортном машиностроении, а также этапам перехода производства к работе по принципам «Индустрии 4.0». (Доступно в печатной версии)
Р. А. КрасновКибербезопасность АСУ ТП сегодняИстория автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) насчитывает уже не один десяток лет. АСУ ТП применяются во всех отраслях реального сектора экономики: нефтегазовой, энергетической, металлургической, тяжелой промышленности и т. д. Транспортная инфраструктура не является исключением из общего правила и также во многом полагается на различную автоматику, а это – сотни тысяч различных микропроцессорных систем, без которых экономическая эффективность транспортной инфраструктуры была бы неконкурентоспособной. (Доступно в печатной версии)
М. Р. НигматулинМониторинг ситуации в промышленности на основании индексов ИПЕМ: по итогам III квартал 2017 годаПо итогам III квартала 2017 года индексы ИПЕМ синхронно выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Устойчивая положительная динамика сохраняется уже более 1,5 лет, что свидетельствует о восстановлении реального сектора от прошлых экономических потрясений. Локомотивом роста остаются добывающие секторы, результаты которых подкрепляются благоприятной конъюнктурой на экспортных рынках. Обрабатывающий сектор также растет, демонстрируя умеренно положительную динамику, однако в отраслевом разрезе ситуация не столь однозначна. Статистика инвестиций в основной капитал в текущем году выглядит оптимистично: за I полугодие текущего года наблюдается рост данного показателя, главным образом благодаря снижению общей макроэкономической неопределенности. (Доступно в печатной версии)
Статистика транспортного машиностроения – 3 квартал 2017Статистические показатели основаны на официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. Даны основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – производство локомотивов, вагонов и городского рельсового транспорта с разбивкой по производителям. (Доступно в печатной версии)
С. Е. ГончаровИзнос гребней колесных пар грузовых вагоновВ настоящее время отцепки вагонов в текущий ремонт по неисправностям колесных пар составляют 75% от общего количества, при этом наибольшая отцепка вагонов происходит из-за износа гребня колесной пары. По итогам 2016 года в текущий отцепочный ремонт (ТОР) по данной неисправности попали 351 989 (62% от общего количества) вагонов всех форм собственности. Рассмотрены меры по снижению отцепок вагонов в текущий ремонт по неисправностям колесных пар из-за износа гребня колесной пары. (Доступно в печатной версии)
А. А. Климов, В. Б. Бондарик, А. В. Стручков, С. В. ДомнинИсследование металлической основы микроструктуры тормозных локомотивных колодокНа отечественных железных дорогах всегда остро стояла проблема ресурсообеспеченности колодочных тормозов и износа в трибологической паре «колесо-колодка», сохраняющая свою актуальность и в настоящее время. Она требует решения технико-экономических, технологических, металловедческих, трибологических задач, связанных с выбором износостойких фрикционных чугунов, выбором конструкции, оптимально приемлемой для установления на локомотив чугунных тормозных колодок при соблюдении экологически чистых технологий производства. Одной из задач является уменьшение изнашивания трущихся поверхностей. В Красноярском институте железнодорожного транспорта разработаны экспериментальные тормозные колодки с феррито-графитовой структурой чугуна, эффективность которых и снижение износа экспериментально подтверждены на Красноярской железной дороге. (Доступно в печатной версии)
И. К. Лакин, В. В. Павлов, В. А. МельниковДиагностирование электрической передачи тепловозов с использованием методов машинного обученияСоздаваемый по заказу ООО «Локомотивные технологии» проект «Умный локомотив» ставит перед собой амбициозную задачу автоматизировать не только расшифровку данных МСУ, но и процесс написания алгоритмов диагностики при помощи методов статистического анализа данных (BigData) и машинного обучения, что в конечном итоге позволит повысить объективность постановки диагноза за счет перехода от субъективного мнения диагноста к статистическому подтверждению скрытых для человеческого глаза закономерностей. С увеличением вычислительных мощностей компьютеров, современные методы обработки и анализа больших объемов информации находят применение в новых отраслях науки и техники. Применение методов BigData в совокупности с алгоритмами машинного обучения позволили по-новому взглянуть на процесс диагностирования локомотивов по данным бортовых микропроцессорных систем. (Доступно в печатной версии)
К. М. ГурьяшкинНиши эффективного применения литий-ионных аккумуляторовЛитий-ионные аккумуляторы (ЛИА) – это обширное семейство продуктов, свойства отдельных представителей которого отличаются порой в десятки раз. В зависимости от того, какие параметры аккумулятора являются наиболее важными в конкретной технической системе, для нее будет оптимальным применение вполне определенной разновидности ЛИА. Более того, во многих случаях использование ЛИА экономически более эффективно, нежели использование традиционных свинцово-кислотных аккумуляторов. В статье рассмотрены технико-экономические показатели применения литий-ионных аккумуляторов на рельсовом и колесном транспорте, а также их эксплуатации на объектах РЖД и других предприятий, связанных с железными дорогами России и городским транспортом. (Доступно в печатной версии)
Г. В. Кожевникова, Г. П. Пилипчук, А. О. Рудович, В. Я. ЩукинПрогрессивный метод изготовления черновых вагонных осейВ статье предложены технология поперечно-клиновой прокатки черновых вагонных осей и новое оборудование для ее осуществления. Рассмотрены теоретические основы прокатки указанных осей, обосновано достижение их высоких эксплуатационных свойств за счет деформационной сварки микрополостей и микротрещин в их поверхностных слоях и создания в них остаточных сжимающих напряжений, что в итоге обеспечивает увеличение усталостной прочности осей. Новый метод позволяет значительно увеличить производительность процесса, точность черновой оси, уменьшить припуски поковки, снизить расход металла и трудоемкость механической обработки чистовой вагонной оси. (Доступно в печатной версии)
С. В. ТяпаевЭкологические и технологические аспекты эволюции технологий производства и неразрушающего контроля деталей буксовых подшипников (часть 2)Внедрение прорывных технологий в виде использования промышленных роботов, вакуума при термообработке, элементов искусственного интеллекта в неразрушающем контроле позволит совершить технологический прорыв при изготовлении деталей буксовых подшипников. При этом достигается повышение качества и эксплуатационной надежности буксовых подшипников при одновременном снижении экологической нагрузки на природу России. В статье рассмотрено внедрение в подшипниковой промышленности России инновационных технологий производства деталей буксовых подшипников на основе применения промышленных роботов, вакуума при термообработке и технологического оборудования с системами микропроцессорного управления. Приведены примеры промышленного применения «зеленых» технологий неразрушающего контроля деталей буксовых подшипников с использованием элементов искусственного интеллекта – технологии самообучающихся нейронных сетей. Сделан вывод о необходимости использования принципа наилучших доступных технологий в области неразрушающего контроля скрытых технологических дефектов на деталях буксовых подшипников. (Доступно в печатной версии)
В.В. Скворцов, В.А. ИвановНовый типоразмерный ряд среднеоборотных дизельных двигателейПринятая в 2011 году подпрограмма развития дизелестроения ФЦП «НТБ» поставила задачу перед компаниями создать современные дизельные двигатели, соответствующие мировому уровню. Между ОАО «Пензадизельмаш» и Минпромторгом России был заключен госконтракт, в рамках которого разработаны базовые модификации модельного ряда среднеоборотных дизельных двигателей и дизель-генераторных установок в мощностном диапазоне 500–1 500 кВт. В статье описан процесс создания типоразмерного ряда среднеоборотных дизельных двигателей Д200, которые разрабатывались и изготавливались на ОАО «Пензадизельмаш» в рамках ФЦП «Национальная технологическая база» с 2011 по 2015 год. Представлены основные технические характеристики основного дизеля 1-6Д200 (6ЧН20/28), методы и средства проектирования базовых деталей, описаны перспективы его использования в тепловозостроении, малой энергетике и судостроении. (Доступно в печатной версии)
Expo 1520: курс на цифровизацииюВ конце августа в шестой раз площадка Экспериментального кольца в Щербинке гостеприимно раскрыла свои ворота для проведения Международного железнодорожного салона техники и технологий Expo 1520. Это крупнейший форум на пространстве 1520, который занял прочное место в ряду ведущих выставок железнодорожного и городского рельсового транспорта в мире. (Доступно в PDF версии)
Журнал «Техника железных дорог» №4 (40)
opzt.ru
Журнал НП ОПЖТ «Техника железных дорог» №1 (37)

О мерах господдержки и состоянии железнодорожного машиностроения
Интервью с Всеволодом Петровичем Бабушкиным, заместителем директора Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России, о мерах государственной поддержки транспортного машиностроения в 2016 году и планах на текущий год. (Доступно в PDF)
М. Р. Нигматулин
Мониторинг ситуации в промышленности на основании индексов ИПЕМ.
Итоги IV квартала 2016 года В статье приведен обзор текущей ситуации в промышленности по итогу IV квартала 2016 года на основании индексов, разработанных ИПЕМ. После нескольких лет падения промышленности в России в конце 2016 года наметился ее незначительный рост. Темпы роста индекса ИПЕМ-производство находятся на стабильно высоких уровнях (+3,1% – в IV квартале 2016 года к аналогичному периоду прошлого года). Показатель спроса по итогу квартала также вышел в положительную зону приростов (+1,8%). Однако динамика по секторам достаточно неоднородная. Драйверами роста выступают добывающий и низкотехнологичный сектора экономики. Положительными признаками можно считать рост цен на энергоносители (нефть и уголь), которые подстегнули экспорт сырья из России. Продолжающийся инвестиционный процесс в отдельных высоко- и среднетехнологичных отраслях промышленности не позволяет этим секторам глубоко просесть по итогам рассматриваемого периода. В автопроме в конце 2016 года наметилось восстановление рынка: сектор продемонстрировал рост выпуска продукции. (Доступно в печатной версии)
О. А. Сеньковский
Интеграция стандарта IRIS в систему Международной организации по стандартизации ISO
Международный стандарт железнодорожной промышленности IRIS был разработан в 2006 году Европейской ассоциацией железнодорожной промышленности (UNIFE) по инициативе крупнейших производителей железнодорожной техники: Alstom Transport, Siemens, AnsaldoBreda, Bombardier Transportation. Стандарт получил широкое распространение: выдано 1 508 сертификатов в 51 стране, из них 113 сертификатов – в России. В настоящее время в связи с эволюцией стандарта ведутся работы по интеграции IRIS в систему Международной организации по стандартизации ISO. Об этом в статье (Доступно в печатной версии)
В. Б. Савчук, И. А. Скок
Транспортное машиностроение России в 2016 году
2016-й стал годом суровых испытаний, новых надежд для транспортного машиностроения России и рекордов по ряду показателей. И если у отдельных подотраслей получилось справиться с возникшими трудностями и найти пути решения, то другим для выхода из кризиса необходима поддержка государства. В статье представлен обзор транспортного машиностроения России в 2016 году с разбивкой по ключевым подотраслям, проанализированы проблемы и достижения отрасли и спрогнозированы основные векторы развития на ближайшую перспективу. (Доступно в печатной версии)
А. В. Савин
Итоги испытаний безбалластного пути
На Экспериментальном кольце АО «ВНИИЖТ» станции Щербинка в декабре 2016 года завершились сравнительные испытания 4-х типов безбалластных конструкций пути – LVT (РЖДстрой, Россия), FFB (MaxBogl, Германия), NBT (Alstom, Франция), EBS (Tines, Польша). Они проводились в соответствии с программой и методикой полигонных испытаний, утвержденной ОАО «РЖД». Пропущенный тоннаж по опытному участку из 4-х конструкций составил 600 млн т брутто. В статье кратко описана технология строительства опытных конструкций. Представлены результаты сравнительных испытаний в части геометрии рельсовой колеи, состояния рельсовых скреплений, дефектности бетонного слоя. Оценены трудозатраты на текущее содержание опытных конструкций безбалластного пути и дана их сравнительная оценка. (Доступно в печатной версии)
Ю. П. Бороненко, А. В. Третьяков, М. В. Зимакова
Оценка возможности и эффективности повышения осевых нагрузок грузовых вагонов
В статье рассматривается вопрос о возможности дальнейшего увеличения осевых нагрузок грузовых вагонов. Показано, что вагоны с осевой нагрузкой 25 тс не оказывают повышенного воздействия на железнодорожный путь как в новом состоянии, так и с пробегом 300 тыс. км. Рассмотрены критерии, выполнение которых позволяет увеличивать осевую нагрузку грузовых вагонов с обеспечением не превышения нормативных значений по воздействию вагонов на инфраструктуру. Показано, что в диапазоне скоростей движения до 90 км/ч увеличение прогиба рессорного подвешивания до 90 мм может позволить иметь осевую нагрузку 28 тс. Проведено сравнение технико-экономических характеристик перспективных полувагонов с осевой нагрузкой 27 тс на тележках модели 18-6863 (разработка ООО «ВНИЦТТ») и типовых полувагонов с осевой нагрузках 23,5 тс. Сделан вывод о целесообразности развития тяжеловесного движения. (Доступно в печатной версии)
В. И. Грек, Г. И. Михайлов, Д. Е. Кирюшин, А. Н. Яговкин
Опыт создания колесных пар для скоростного подвижного состава
В статье изложены результаты создания и испытаний осей и колес колесных пар скоростного подвижного состава ОАО «РЖД». Благодаря международному сотрудничеству последнее десятилетие характеризуется развитием скоростного сообщения на российских железных дорогах. Адаптация европейского подвижного состава к условиям эксплуатации в России потребовала тесного сотрудничества зарубежных и отечествнных изготовителей, испытателей и потребителей новой техники, а также гармонизации нормативной базы. Полученный опыт будет использован для дальнейшего развития скоростного и высокоскоростного движения на отечественном железнодорожном транспорте. (Доступно в печатной версии)
Статистика
Статистические показатели основаны на официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. Даны основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – производственные показатели локомотивов и вагонов. Экономические показатели представлены информацией: сколько отгружено товаров собственного производства предприятиями транспортного машиностроения, выполнено работ и услуг собственными силами. (Доступно в печатной версии)
И. П. Васильев
Тяговые свойства электровозов переменного тока с поосным регулированием силы тяги
Одной из важных и основных задач ОАО «РЖД», предусмотренных Стратегией развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года и Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года, является увеличение объема грузовых перевозок по сети железных дорог России. Регулярный рост мировой экономики, развитие сухопутного транспортного сообщения между Юго-Восточной Азией и Европой и реальная перспектива Транссибирской магистрали стать важным транспортным связующим звеном между странами Евроазиатских регионов – все это требует от ОАО «РЖД» активных действий по повышению эффективности железнодорожных грузоперевозок, что в настоящее время невозможно без повышения технического уровня действующего парка тягового электроподвижного состава или его своевременного обновления. В статье освещены актуальные пути повышения тяговых свойств современных электровозов переменного тока. Приведены результаты эксплуатационных испытаний электровозов переменного тока с поосным регулированием силы тяги, оборудованных асинхронными и коллекторными тяговыми электродвигателями. Озвучены перспективы развития электровозной тяги на железных дорогах России, в особенности на Восточном полигоне, до 2025 года. (Доступно в печатной версии)
С. В. Тяпаев
Применение вихретоковых структуроскопов – инновационный путь повышения качества и эксплуатационной надежности буксовых подшипников
В условиях падения спроса на мировых рынках произошло усиление конкурентной борьбы и на внутрироссийском, в которой наши производители часто проигрывают иностранцам именно по качественным критериям. В области неразрушающего контроля колец буксовых подшипников национальные производители стран СНГ технологически отстают от иностранных производителей. В статье сделан вывод об актуальности внедрения вихретоковых структуроскопов при входном контроле колец буксовых подшипников на предприятиях-потребителях. Приведены данные о применении разных средств неразрушающего контроля колец буксовых подшипников. Рассмотрен положительный опыт применения вихретоковых структуроскопов в подшипниковой промышленности. Приведены статистические данные по отказам роликовых радиальных цилиндрических буксовых подшипников основных производителей. (Доступно в печатной версии)
В. А. Карпычев, С. Г. Чуев
Уменьшение продольных силовых возмущений при распределенном управлении торможением поезда (РУТП)
Увеличение провозной способности железных дорог страны является одной из важнейших народно-хозяйственных задач по повышению эффективности использования железнодорожного транспорта. ОАО «РЖД» в последние годы этому уделяет большое внимание, особенно на железных дорогах, расположенных в азиатской части страны, где увеличивается поток народнохозяйственных грузов, идущих с востока на запад. В статье приводятся результаты исследования условий уменьшения продольных силовых возмущений в длинносоставном грузовом поезде при распределенном управлении торможением поезда (РУТП). Даются практические рекомендации и порядок определения мест установки блоков хвостового вагона (БХВ) по длине поезде при любом порядке распределения груженых или порожних вагонов. (Доступно в печатной версии)
В. Б. Захаров, Е. В. Черняев
Техническое обслуживание пути в условиях смешанного высокоскоростного движения поездов
Стоимость жизненного цикла сложных технических систем железнодорожного транспорта помимо затрат единовременного характера (инвестиций в инфраструктуру при производстве реконструкции верхнего строения железнодорожного пути на эксплуатируемом участке, выполнения промежуточных капитальных путевых работ) включает и эксплуатационные расходы на текущее содержание, организация и качество которого определяет безопасность перевозочного процесса с максимально допустимыми скоростями и осевыми нагрузками за срок службы (срок полезного использования) в межремонтном цикле. Именно поэтому вопросы технического обслуживания высокоскоростной железнодорожной линии (ВСМ) должны решаться еще на стадии разработки технических условий для проектирования и в комплексе с разработкой требований к элементам конструкции пути на ВСМ. Об этом в научной статье. (Доступно в печатной версии)
Журнал НП ОПЖТ «Техника железных дорог» №1 (37)
opzt.ru
Журнал НП ОПЖТ «Техника железных дорог» №2 (38)

М. Р. Нигматулин
Мониторинг ситуации в промышленности на основании индексов ИПЕМ: по итогам I квартала 2017 года
По итогам I квартала 2017 года наблюдается рост индексов ИПЕМ. Положительная динамика спроса демонстрирует устойчивый характер третий квартал подряд, что свидетельствует о постепенном восстановлении экономики. Однако по-прежнему стоит проявлять осторожность в оценке устойчивости наметившегося роста: без реального притока инвестиций любой рост будет кратковременным. Его драйверами продолжают выступать добывающие и низкотехнологичные отрасли. Растущие потребности со стороны ОПК на цветные металлы нивелируют общее сжатие спроса в среднетехнологическых отраслях, которые по итогам отчетного периода прекратили падение. Высокотехнологичные отрасли пока продолжают оставаться в отрицательной зоне приростов. Положительными признаками можно считать стабилизацию на валютном рынке, а также рост цен на энергоносители, которые подстегнули экспорт сырья из России. В статье приведен обзор текущей ситуации в промышленности по итогу I квартала на основании индексов, разработанных ИПЕМ. Даны основные результаты расчета индексов со снятием сезонного фактора, а также в разрезе отраслевых групп. Представлен подробный анализ системообразующих отраслей промышленности России, в том числе топливно-энергетического комплекса. Выявлены основные факторы, оказывающие позитивное и негативное влияние на развитие промышленности в конце 2016 года. Также приводятся основные макроэкономические индикаторы состояния российской промышленности. (Доступно в печатной версии)
Я. К. Хардер
Трансфер технологий: значение в развитии транспортного машиностроения
Трансфер технологий играет важную роль в мировой железнодорожной отрасли, в области инфраструктуры и подвижного состава, поскольку выступает основной формой продвижения инноваций от этапа разработки до коммерческой реализации. В это понятие входят различные способы превращения идеи в коммерческий продукт: передача патентов, технической документации, обмен научными разработками, создание совместных предприятий и прочее. В рамках статьи раскрываются вопросы, касающиеся сущности трансфера технологий, его роли в инновационном развитии транспортного машиностроения стран ЕАЭС на примере проектов компании Молинари. (Доступно в печатной версии)
В. А. Матюшин
Перспективы развития системы добровольной Сертификации
Добровольная сертификация продукции широко и эффективно используется странами Евросоюза с целью повышения ее качества, развития конкуренции и оказания содействия потребителям в поиске и получении того, что соответствует их потребностям. Само появление и развитие системы добровольной сертификации было обусловлено необходимостью решения задачи обеспечения высокого качества продукции в пространстве общего рынка. Повышение качества продукции с целью удовлетворения требований потребителей и повышение ее конкурентоспособности продолжает оставаться одной из острых и актуальных проблем экономики. Как показывает зарубежный опыт, значительную роль в решении этой проблемы занимает добровольная сертификации продукции. В нашей стране система не получила широкого распространения и действует не эффективно. Статья посвящена проблеме повышения эффективности систем добровольной сертификации на рынке продукции железнодорожного назначения и развития системы в рамках НП «ОПЖТ». (Доступно в печатной версии)
Г. И. Михайлов
Об оптимизации и дальнейшей систематизации технических требований в ГОСТ 30803 «Колеса зубчатые тяговых передач тягового подвижного состава»
Качество изготовления и состояние зубчатых колес тяговых передач железнодорожного подвижного состава всегда находились в центре внимания специалистов машиностроительных, ремонтных и эксплуатационных предприятий, институтов и ПКБ, поскольку от их надежности во многом зависит работоспособность всего тягового привода. Вместе с развитием исследований тяговых зубчатых передач совершенствовались нормативные документы, содержащие технические требования к зубчатым колесам локомотивов и моторвагонного подвижного состава. В связи с вводом обязательной сертификации указанных зубчатых колес необходимо откорректировать некоторые требования с учетом их целесообразности и достоверной реализации на практике. В редакции ГОСТ 30803-2014 в целом сохранена преемственность в развитии технических требований на зубчатые колеса тягового подвижного состава, унаследованных от предыдущих нормативных документов. Однако в последней редакции стандарта вызвали острую дискуссию вопросы проведения испытаний на изгибную и контактную усталостную прочность зубьев, становящихся обязательными в связи с введением в 2017 году ТР ТС 001/2011. В связи с этим в качестве продолжения оптимизации и систематизации требований рекомендуется ввести распределение видов испытаний на усталостную изгибную прочность зубьев в зависимости от класса тягового привода, типа зубчатого зацепления и вида термоупрочнения зубьев, а контактную усталостную прочность зубьев определять расчетным методом согласно ГОСТ 21354-87. (Доступно в печатной версии)
И. П. Васильев
Пути повышения энергетической эффективности электровозов переменного тока с коллекторными тяговыми машинами
В статье рассмотрены пути повышения коэффициента мощности, как показателя энергетической эффективности, на электровозах переменного тока. Озвучены достоинства и недостатки применения разных способов и ряда технических решений повышения энергетической эффективности на электровозах переменного тока с коллекторными тяговыми двигателями. Раскрыта проблема реализации применения компенсаторов реактивной мощности на Российских локомотивах. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Энергетическая стратегия России на период до 2030 года определяют энергоэффективность как один из главных стратегических ориентиров долгосрочной государственной политики. Наиболее энергоемкой отраслью, имеющей особое стратегическое значение для страны, является железнодорожный транспорт. (Доступно в печатной версии)
И. К. Лакин, И. В. Пустовой
Эффективность сервисного обслуживания локомотивов
Согласно реформе с 1 июля 2014 года бóльшая часть функций технического обслуживания и ремонта (ТОиР) локомотивов передана сервисным компаниям. В настоящее время почти 15 тыс. секций локомотивов ОАО «РЖД» (более 70% парка ТПС) в рамках 40-летнего контракта обслуживают и ремонтируют предприятия, входящие в ГК «ЛокоТех», с прямой зависимостью доходов сервисной компании от фактически выполняемой локомотивами работы. В статье рассмотрено важное направление повышения эффективности сервисной системы технического обслуживания и ремонта локомотивов: создание в сервисных локомотивных депо информационно-управляющей системы АСУ «Сетевой график» (АСУ СГ). Описаны основные функции АСУ СГ. Особое внимание уделено реализации в АСУ СГ методов международных стандартов управления качеством по принципу «Встроенное качество», при котором алгоритмы и формулы инкапсулируются в программное обеспечение. Рассмотрен пример инкапсуляции применительно к управлению неснижаемым запасом на складе. Описан опыт внедрения АСУ СГ и возникающие при этом проблемы. Показана технико-экономическая эффективность АСУ СГ, описаны источники эффекта. (Доступно в печатной версии)
Статистика
Статистические показатели основаны на официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. Даны основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – производственные показатели локомотивов и вагонов. Экономические показатели представлены информацией: сколько отгружено товаров собственного производства предприятиями транспортного машиностроения, выполнено работ и услуг собственными силами. (Доступно в печатной версии)
Л. С. Блажко, М. Э. Дмоховский, В. Б. Захаров
Способ продления срока службы стрелочных переводов
Предложен способ продления срока службы стрелочных переводов за счет формирования нового поперечного профиля головки рамного рельса. Дана качественная и техническая оценки внедрения этого способа. Среди проблем, связанных с решением задач по обеспечению безопасности и бесперебойности перевозочного процесса при минимизации затрат на приобретение и эксплуатацию технических средств, важное место занимают вопросы рационального использования и технического обслуживания стрелочных переводов как наиболее сложных и дорогих, а также проблемы конструкций верхнего строения пути. (Доступно в печатной версии)
Д. И. Петраков, П. Л. Чудаков, О. М. Котов
Новый вид маневрового железнодорожного транспорта – ТЭМ28
Одна из самых массовых серий – маневровый тепловоз ТЭМ18ДМ – выпускается на АО «УК «БМЗ» с 2007 года, но нужно идти в ногу со временем, поэтому в конце 2014 года возникла идея сконструировать маневровый тепловоз нового поколения. В статье изложены результаты ТЭМ28, рассматриваются основные технические характеристики, конструкционные особенности. Подробно раскрываются пункты, описывающие модули дизельного помещения, кабины, тормозного оборудования, тележки и системы управления. (Доступно в печатной версии)
Д. С. Шестаков, А. С. Морозов
Доводка рабочего процесса дизеля 12ДМ-21Л для тепловоза ТГ16М с турбокомпрессорами TPS48D-01
Для грузопассажирского двухсекционного тепловоза ТГ16М производства ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод» в 2014 году в рамках эксплуатации на Сахалинской железной дороге по заказу ОАО «РЖД» на ООО «Уральский дизель-моторный завод» была создана модификация дизеля 12ДМ-21Л мощностью 1 470 кВт. После конструкторской разработки и сборки первого образца были проведены опытно-доводочные испытания по снятию гидравлической характеристики дизеля с турбокомпрессорами TPS48 с целью получения минимального эффективного удельного расхода топлива. В этом же году по результатам приемочных испытаний дизель был сдан комиссии ОАО «РЖД» и отправлен на тепловозостроительный завод. В статье изложены результаты испытаний турбокомпрессоров TPS48D-01 производства фирмы ABB (Швейцария) в составе дизеля 12ДМ21Л. Приведены результаты замеров и расчет параметров с двумя вариантами сопловых аппаратов, построена гидравлическая характеристика дизеля. (Доступно в печатной версии)
С. Н. Чуян, Б. О. Поляков, Е. Я. Ватулина
Защита рабочей тяги стрелочного перевода от волочащегося груза или деталей подвижного состава
Стрелочный перевод – одна из наиболее сложных, многоэлементных деталей верхнего строения пути, подверженная воздействию различных неблагоприятных природных и силовых факторов. Наиболее уязвимым местом при его эксплуатации является механизм перевода остряков в положения «прямое» и «боковое». Перевод осуществляется с помощью привода, устанавливаемого за пределами рельсовой колеи, и рабочей тяги, расположенной внутри колеи и соединяющей между собой остряки. При движении поездов возможны случаи повреждения рабочей тяги стрелочного перевода волочащимися за составом грузами, элементами крепления грузов, а также поврежденными узлами и деталями вагонов. В результате такого воздействия происходит отвод остряка от рамного рельса, что повышает вероятность попадания гребня колеса между остряком и рамным рельсом, которое влечет за собой сход колесной пары. Для защиты рабочей тяги на стрелочных переводах перед остряками устанавливают специальные устройства – отбойные брусья. В статье приведены результаты моделирования аэродинамического воздействия высокоскоростного поезда «Сапсан» на отбойные брусья различной конструкции, разработана оптимальная конструкция отбойного бруса для защиты путевых обустройств расположенных внутри рельсовой колеи. (Доступно в печатной версии)
С.В. Перов
Будущее – в инновациях
Прошло 15 лет с того момента, как был основан «Трансмашхолдинг», ставший к настоящему моменту крупнейшим на отечественном рынке производителем железнодорожных транспортных средств. В юбилейной статье о достижениях Холдинга. (Доступно в PDF версии)
Журнал НП ОПЖТ «Техника железных дорог» №2 (38)
opzt.ru
Журнал НП ОПЖТ «Техника железных дорог» №3 (35)

Рынок промышленной робототехники в России и миреМировой рынок промышленной робототехники показывает высокий темп роста. Какие регионы и страны являются лидерами мирового рынка? Какие отрасли демонстрируют наибольший спрос? На каком уровне развития находится российский рынок промышленной робототехники? Какие существуют ограничения развития российского рынка? В статье представлена динамика мировых продаж промышленных роботов, их уровень по регионам и странам (Китай, Япония, Южная Корея, США, Германия). Также рассматривается спрос на промышленные роботы по отраслям, плотность роботизации как показатель развития рынка. Рынок промышленных роботов в России крайне мал – около 500-600 роботов в год. В статье описываются причины столь низкого уровня использования роботов. (Доступно в печатной версии)
М. Р. НигматулинМониторинг ситуации в промышленности. II квартал 2016 годаВ статье приведен обзор текущей ситуации в промышленности по итогу II квартала 2016 года на основании индексов, разработанных ИПЕМ. Даны основные результаты расчета индексов со снятием сезонного фактора, а также в разрезе отраслевых групп. Представлен подробный анализ системообразующих отраслей промышленности России, в том числе топливно-энергетического комплекса. Выявлены основные факторы, оказывающие позитивное и негативное влияние на развитие промышленности в середине 2016 году. Также приводятся основные макроэкономические индикаторы состояния российской промышленности. (Доступно в печатной версии)
С. Н. ГапеевЦели и результаты аудитов систем менеджмента качестваУточнение целей и результатов аудитов систем менеджмента качества (СМК) позволит унифицировать требования к программам проверок и профессиональным компетенциям аудиторов, повысить степень обоснованности принимаемых управленческих решений по улучшению деятельности в области качества аудируемых предприятий. В статье рассмотрено понятие «инновационный аудит качества», анализируются цели аудитов в действующих стандартах, предложена структурная модель процесса аудита СМК, показано, при каких условиях аудит качества носит инновационный характер. (Доступно в печатной версии)
С. В. ПалкинМетоды совершенствования технического регулированияНакопленный с 2014 года практический опыт технического регулирования в едином экономическом пространстве выдвигает потребность в совершенствовании системы. Это актуально для железнодорожной отрасли, в которой вопросы безопасности являются приоритетными. Улучшения должны обеспечить доработку нормативной базы системы оценки соответствия в едином экономическом пространстве. Постепенный переход от оценки соответствия по стандартам на продукцию к системе оценки по стандартам безопасности такой продукции не только повысит такой уровень, но и даст более динамичное инновационное развитие отрасли. Указанные предложения рассматриваются на примере железнодорожного рельса как основы безопасности движения поездов. Предложения по совершенствованию нормативной и правовой базы технического регулирования рассматриваются в статье на примере железнодорожного рельса как основы безопасности движения поездов. (Доступно в печатной версии)
А. В. Савин, А. Д. РазуваевСферы применения безбалластного путиАвторами проанализированы основные направления развития безбалластной конструкции пути (БКП) при ее эксплуатации на железных дорогах России. В работе исследуются и сравниваются традиционный путь на балласте, безбалластный путь на земляном полотне и безбалластный путь на эстакаде. Также рассмотрены наиболее рациональные сферы применения БКП в зависимости от различных типов организации движения. Являясь проектом долгосрочным, безбалластный путь должен иметь определенные критерии оценки, необходимые для сравнения. Но, с точки зрения экономической эффективности, рассматривать столь длительные по времени проекты затруднительно, поскольку при дисконтировании денежных потоков происходит обнуление получаемых в будущем эффектов. Для их сохранения при долгосрочной реализации проекта авторами использован метод нелинейного учета ставки дисконтирования. В заключении, исходя из максимального накопленного эффекта и наступления срока окупаемости, даны рекомендации по выбору варианта конструкции пути. (Доступно в печатной версии)
С. В. БутузовТехнологические инновации на тихвинских вагоностроительных производствахXXI век – век инноваций, новых открытий, движения вперед. В статье представлен опыт развития тихвинской промышленной площадки, на территории которой в течение нескольких лет были возведены современные вагоностроительные предприятия АО «Тихвинский вагоностроительный завод» и ЗАО «ТихвинХимМаш». В условиях небольших по производственным меркам площадей были построены современные корпуса, оборудованные по последнему слову автоматизации и робототехники. При проектировании предприятий применялись ведущие мировые разработки в области конструкции, технологии и строительства. (Доступно в печатной версии)
Е. А. Скораева, Ю. М. БанныхТехнология определения показателей результативности КPI в соответствии с требованиями международного стандарта железнодорожной промышленности IRISВсе большее внимание среди предприятий – поставщиков ОАО «РЖД» уделяется вопросам управления безопасностью и качеством выпускаемой продукции, что отражается в конкурентных преимуществах при выборе поставщиков. Прежде всего речь идет о внедрении системы менеджмента бизнеса (СМБ) по требованиям международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS (International Railway Industrial Standard). В статье раскрывается назначение международного стандарта IRIS для производителей железнодорожной техники, технология определения ключевых показателей деятельности бизнес-процессов для железнодорожных предприятий на примере научно-исследовательской лаборатории УрГУПС «Компьютерные системы автоматики». (Доступно в печатной версии)
СтатистикаСтатистические показатели основаны на официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. Даны основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – производственные показатели локомотивов и вагонов. Экономические показатели представлены информацией: сколько отгружено товаров собственного производства предприятиями транспортного машиностроения, выполнено работ и услуг собственными силами. (Доступно в печатной версии)
Трехмерное моделирование в машиностроенииВ. А. АнисимовПрименение трехмерного (объемного) моделирования в процессе проектирования изделий в машиностроительных отраслях насчитывает не одно десятилетие. С появлением чертежей появилась возможность расширить сферу их применения и более полно отражать атрибуты разрабатываемого изделия. Высокая трудоемкость получения чертежей во многом определяла их универсальность. Рациональный подход ввиду сложности создания чертежей и их актуализации выражен в принципе необходимости и достаточности изложенной информации. Он позволяет полностью воспроизвести изделие без участия посредника, при этом используя минимальное количество средств отображения. В статье представлены преимущества использования технологии объемного моделирования по отношению к традиционным методам проектирования изделий. Указаны проблемы, препятствующие ее широкому применению. Приведены примеры использования объемного моделирования из области транспортного машиностроения. (Доступно в печатной версии)
Е. Н. РозенбергТехнологические решения, обеспечивающие повышение эффективности управления перевозочным процессомВ статье рассмотрена комплексная интегрированная система ИСУЖТ, которая реализует новый инновационный подход к управлению всеми циклами производственного процесса на железнодорожном транспорте, позволяющий объединить различные технологические приложения на современных программных и интеллектуальных системно-технических решениях. Система ИСУЖТ должна заменить интеллект диспетчеров на искусственный интеллект. Проект позиционируется как единая среда для интеграции существующих информационных систем, описывающих перевозочный процесс и предусматривает последовательную реализацию технологически и информационно взаимоувязанных комплексов, обеспечивающих функциональную полноту перевозочного процесса, начиная от создания соответствующих нормативных документов (график движения поездов), планирования перевозки до контроля ее реализации. (Доступно в печатной версии)
А. А. Воробьев, А. А. Соболев, А. В. ПавловИсправление литейных дефектов деталей тележки 18-100 грузового вагона на АО «Востокмашзавод»Боковые рамы и надрессорные балки тележек грузовых вагонов играют важную роль в безопасности движения. Для повышения эффективности процесса перевозки и обеспечения надлежащего уровня безопасности необходимо обеспечивать соответствующее качество деталей подвижного состава. В статье рассмотрены вопросы, связанные со сваркой дефектов литых деталей тележек вагонов, представлены статистические данные за 2001-2015 годы по изломам тележек, приведены исследования качества разделки, сварки и характеристик металла тележек грузовых вагонов, дефекты между основным и наплавленным металлом, образующиеся при сварке. Исследования по заварке дефектов проводились на базе завода АО «Востокмашзавод» г. Усть-Каменогорска (Казахстан), а обработка результатов – в лабораториях кафедры «Технология металлов» ФГБОУ ВО ПГУПС. Приведены основные дефекты между основным и наплавленным металлом образующиеся при сварке. (Доступно в печатной версии)
Н. А. ДенисовАлександровский (Октябрьский электровагоноремонтный) завод – первенец российского вагоностроения16 сентября отметит 190-летие! Первые его корпуса были построены, по данным одних источников, по «образцовому проекту» Василия Петровича Стасова, по другим – архитектором Александром Ивановичем Постниковым при участии В.П. Стасова. На заводе трудились высокопрофессиональные потомственные мастеровые, которые были переведены с Петербургского литейного, пострадавшего во время осеннего наводнения 1824 года, а также с Кронштадтского и Олонецкого заводов. О становлении, развитии, исторических этапах – в статье. (Доступно в pdf)
Выездной семинар на предприятия SwissRailВ 2015 году в рамках Еxpo 1520 была подписана «дорожная карта» сотрудничества до 2020 года, определяющая направления и план взаимодействия, нацеленного на укрепление научно-технического сотрудничества России и Швейцарии в области железнодорожной техники. В рамках реализации принятых на себя обязательств 25-29 апреля состоялся выездной практический семинар, организованный НП «ОПЖТ» совместно с Ассоциацией швейцарских производителей железнодорожной техники (SwissRail) на их предприятиях по изучению опыта разработки и создания подвижного состава, комплектующих, сигнальных и управляющих систем. В статье подробно описаны предприятия и полученный при их посещении опыт. (Доступно в pdf)
Журнал НП ОПЖТ «Техника железных дорог» №3 (35)
opzt.ru
Журнал НП ОПЖТ «Техника железных дорог» №1 (33)

Детально о дизелестроенииО состоянии отрасли дизелестроения в России, итогах первого этапа Федеральной целевой программы (ФЦП) «Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения» – в интервью с Валерием Рыжовым, главным конструктором по машиностроению Коломенского завода. (Доступно в pdf)
МнениеВ рубрике «Мнение» Ян Хардер, вице-президент по продажам Molinari Rail AG, и Александр Поликарпов, заместитель руководителя Департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ, поделились своим видением относительно перспектив развития железнодорожного машиностроения в 2016 году. Г-н Хардер представил глобальные тренды, г-н Поликарпов — российские.(Доступно в pdf)
М. Р. НигматулинМониторинг ситуации в промышленности на основании индексов ИПЕМ по итогам 2015 годаВ статье приведен обзор текущей ситуации в промышленности по итогу IV квартала 2015 года, а также всего года в целом. Ключевая тенденция, определяющая ситуацию в российской промышленности в 2015 году, – усиливающийся спад. Предприятия в текущей ситуации, когда расходы на факторы производства превышают все допустимые уровни, а следовательно, растут базовые издержки, спешно распродают остатки нереализованной продукции. Поэтому не вызывает удивления некоторая стабилизация темпов падения спроса, связанная с активной распродажей складских запасов. (Доступно в печатной версии)
Е. К. ЛосевТяговые электродвигатели на НЭВЗВ статье раскрывается реализация программы освоения производства тяговых электродвигателей для дизельных локомотивов на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ), технические особенности производства двигателей и генераторов. Приведены отличия от двигателей производства ГП «Завод «Электротяжмаш». (Доступно в печатной версии) А. А. Поликарпов, И. А. Скок Транспортное машиностроение России в 2015 году В статье представлен обзор состояния отрасли транспортного машиностроения и ее ключевых сфер по итогам 2015 года, приведены ключевые проблемы отрасли и отдельных ее сфер, показаны пути решения проблем, возможные инструменты, включая реализацию программы импортозамещения, локализацию производства иностранной продукции, формирование целеполагающих документов отрасли и ее отдельных сфер. (Доступно в печатной версии)
А. А. ВоробьевМатематическое моделирование параметров контакта колеса с рельсом для различных условий эксплуатации вагоновВ статье представлены результаты расчетов параметров контактного взаимодействия колес грузового и пассажирского вагона с рельсами Р65 (темпа износа колес, площадей пятен контакта колес с рельсами, мощностей сил трения в пятнах контакта) для различных эксплуатационных условий на сети дорог ОАО «РЖД». Выбор групп эксплуатационных условий производился на основе методики ранжирования характеристик главных путей дорог в плане и профиле. (Доступно в печатной версии)
Статистика железнодорожного машиностроенияВ разделе представлены основные макроэкономические показатели и производственные показатели железнодорожного машиностроения, сформированные на основе официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированные по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в печатной версии)
В. А. Рыжов, В. Р. ИсяновРазработка и создание двигателя нового типоразмерного ряда 12ЛДГ500 (12ЧН 26,5/31) для магистрального тепловозаВ статье изложены этапы создания и особенности конструкции нового среднеоборотного двигателя мощность 6000 л.с. для грузовых магистральных локомотивов. (Доступно в печатной версии)
А. Г. Ворошнин, А. В. ПапировскийМодернизированный тепловоз ТЭМ2-УГМКТепловоз ТЭМ2-УГМК создан по проекту компании Woodward-MAV (Венгрия) в результате проведения глубокой модернизации тепловоза серии ТЭМ2. В процессе реновации существенно были улучшены технико-кономические показатели работы тепловоза, увеличен ресурс двигателя, уменьшен расход топлива, снижено количество вредных выбросов в атмосферу, улучшены условия работы машиниста. В статье представлены сравнительные технические характеристики тепловозов ТЭМ2 и ТЭМ2-УГМК. (Доступно в печатной версии)
И. К. Михалкин, Ю. А. СедёлкинДиагностический комплекс СМДЛ-2ТЭ116Впервые на базе тепловоза 2ТЭ116 была создана самоходная многофункциональная диагностическая лаборатория СМДЛ-2ТЭ116, способная контролировать максимально полный набор параметров объектов железнодорожной инфраструктуры. О технических характеристиках лаборатории – в статье. (Доступно в печатной версии)
Д. В. Шевченко, Т. С. Куклин, А. М. Орлова, Р. А. Савушкин, С. В. Дмитриев, А. В. БелянкинОпределение параметров пространственного нагружения литых деталей тележки 18-9855 при проведении стендовых испытанийНа примере боковой рамы и надрессорной балки тележки модели 18-9855 рассмотрен общий алгоритм определения параметров пространственного стендового нагружения элементов литых деталей тележки. В ходе работы были проведены поездные испытания, по результатам которых рассчитаны параметры нагруженности рассматриваемых элементов, а также действующие на них в ходе эксплуатации силовые воздействия. На основе анализа силовых факторов был задан спектр стендового нагружения и проведено определение масштабов напряжений от действия каждой нагрузки спектра. В конце на основе полученных данных определяются величины требуемых нагрузок и необходимое количество циклов их приложения для подтверждения ресурса деталей. (Доступно в печатной версии)
Е.В. Матвеева, И. Ю. СаврасовПаровозные вехи Путиловского заводаВ апреле исполняется 215 лет Кировскому заводу в Санкт-Петербурге, или бывшему Путиловскому (с 1868 по 1922 год), «Красному Путиловцу» (с 1922 по 1934 год), как назывался он прежде. О славном паровозоэтапном периоде – в исторической статье. (Доступно в pdf)
Совещание о перспективах развития транспортного машиностроения9 февраля на Тверском вагоностроительном заводе (ОАО «ТВЗ») состоялось совещание о перспективах развития транспортного машиностроения под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. (Доступно в pdf)
Журнал НП ОПЖТ «Техника железных дорог» №1 (33)
opzt.ru
Журнал НП ОПЖТ «Техника железных дорог» №5 (9)

ВРК-2: «Рыночная ситуация требует принятия комплексных мер по повышению конкурентоспособности»
Тяжелая экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, сказывается на всех отраслях, в том числе и на железнодорожном транспорте. Для вагоноремонтных компаний она усугубляется еще и падением доходов операторов, что влечет за собой необходимость снижения цен на услуги по ремонту. Фактор выживания любого бизнеса в текущих условиях – нетривиальные решения и их эффективное воплощение. О планах на текущий год, принимаемых решениях, а также перспективах вагоноремотных предприятий – в интервью с Михаилом Сапетовым, генеральным директором ОАО «Вагонная ремонтная компания-2» (ВРК-2). (Доступно в pdf)
Мнение
В свои колонках эксперты номера рассмотрели перспективы российского трамвайного сектора со всех сторон: Александр Гнатюк (Усть-Катавский вагоностроительный завод) – с точки зрения производителя, а Артем Михайлов (Горэлектротранс, Санкт-Петербург) – с точки зрения эксплуатанта. (Доступно в pdf)
Е. Н. Рудаков | Российская промышленность в 2008-2014 годах: от кризиса до?..
По заданию Минпромторга России в 2008-2009 годах Институт проблем естественных монополий разработал альтернативные промышленные индексы, а также предложил ряд показателей, ранее не применявшихся широко для макроэкономического анализа. В текущей непростой экономической ситуации можно использовать 6-летний опыт наблюдений за развитием промышленности для взвешенной оценки текущего состояния и ближайших перспектив. В аналитической статье рассмотрены итоги 2014 года, какие уроки можно извлечь из кризиса 2008-2009 годов. Затрагивается история посткризисного восстановления, а также последние тенденции и взгляд в будущее. (Доступно в печатной версии)
В. Б. Савчук, А. А. Поликарпов, И. А. Скок | Состояние трамвайной системы в России
В статье представлена ситуация, сложившаяся в трамвайном секторе в городах России, освещены современные мировые тенденции в области трамваестроения, состояние трамвайных систем в нашей стране. Проанализированы последствия недофинансирования и снижения спроса на данный подвижной состав. (Доступно в печатной версии)
И. В. Сиротенко | О результатах сравнительных испытаний маневровых тепловозов ТЭМ14 и ТЭМ18В
Группа новых тепловозов – маневрово-вывозных ТЭМ14, и маневровых ТЭМ18В – проходила сравнительные эксплуатационные испытания с августа 2013 по апрель 2014 года. В испытаниях был поставлен широкий круг вопросов: требовалось оценить расходы топлива, экологические показатели выбрасываемых в атмосферу отработанных газов, затраты времени на неплановые ремонты. Рассмотрены характеристики удельного расхода топлива, раcпределения времени работы по режимам при выполнении тепловозами маневровой и вывозной работ. (Доступно в печатной версии)
Д. Л. Мерсон, А. Ю. Виноградов, М. Л. Линдеров, М. А. Афанасьев, А. В. Сухов | Сопротивление стали 20ГЛ боковых рам тележек грузовых вагонов усталости при низких температурах
Хорошо известно, что после 2005 года резко возросла аварийность на железнодорожном транспорте, связанная с изломами боковых рам тележек грузовых вагонов, изготовленных из стали 20ГЛ. В абсолютном большинстве таких случаев разрушение происходило, во-первых, в районе радиуса R55, во-вторых, в зимнее время и, в-третьих, носило усталостный характер. Анализ литературных источников показал, что в свободном доступе отсутствуют результаты исследований усталостных свойств стали 20ГЛ даже при комнатной температуре, не говоря уже о низких температурах. В связи с этим представляет большой практический и научный интерес сравнение характеристик сопротивления усталости стали 20ГЛ различных производителей боковых рам при комнатной и низких температурах. (Доступно в печатной версии)
С. В. Тяпаев | Анализ основных причин отказов буксовых подшипников, эксплуатируемых в климатических и геологических условиях России
(Продолжение статьи. Начало – в №4 (28)). В данной статье описаны основные причины отказов буксовых подшипников, вызванные технологическими нарушениями при формировании колесных пар вагонов и изготовлении колец подшипников. Описаны организационные и технические мероприятия позволяющие уменьшить отказы буксовых подшипников. Внедрение сплошного неразрушающего контроля колец буксовых подшипников позволяет увеличить ресурс работы буксовых подшипников. (Доступно в печатной версии)
С. М. Каплунов, Н. Г. Вальес, С. И. Дубинский, А. В. Самолысов I Комбинационный подход при моделировании аэродинамики скоростных железнодорожных составов
В настоящее время важным направлением в мире является реализация значительного увеличения скоростей железнодорожного транспорта, то есть существенного повышения оперативности или скорости грузопассажирских потоков, поэтому одной из основных задач в этом направлении стало моделирование и оценка аэродинамических нагрузок на элементы инфраструктуры при прохождении скоростных составов (станционные сооружения, мосты и туннели). В компании наших бизнес-партнеров представлен широкий ассортимент кабельно-проводниковой продукции, таких как кабель АСБл 10 кВ, кабель АВБбШв и др. по доступным ценам Эта проблема рассматривается как с точки зрения обеспечения проектантов новыми данными о нагрузках, так и развития нового поколения интеллектуальных систем диагностики и мониторинга состояния конструкций и сооружений инфраструктуры ОАО «РЖД». Немаловажной задачей здесь является также обеспечение безопасности людей на платформах и в местах вблизи железнодорожных путей. (Доступно в печатной версии)
Статистика железнодорожного машиностроения
В разделе представлены основные макроэкономические показатели и производственные показатели железнодорожного машиностроения. Показатели сформированы на основе официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в печатной версии)
С. В. Иванов I Новая отечественная линейка низкопольных трамваев
В предыдущие десятилетия появлялись сначала вагоны, у которых низкопольность (отношение между общей площадью пола, доступной для пассажиров, и площадью пола на уровне подножки, без учета площади ступеней) составляла 30%, затем 40%, 50%, 70% и даже 75%, постоянно приближаясь к желаемой отметке, достигнуть которую долгое время производители не могли. В 2014 году в Москве впервые были введены в эксплуатацию полностью низкопольные трамваи, что стало первым шагом в переоснащении трамвайного парка столицы. В данной статье описано устройство и ключевые преимущества новой российской эластичной поворотной тележки, которая легла в основу целого семейства трамвайных вагонов со 100-процентным низким уровнем пола производства ООО ПК «Транспортные системы». (Доступно в печатной версии)
М. С. Кузин | Особенности конструкции и дизайна трамвая R1
В статье раскрыты особенности, возможности и технические подробности трамвая со 100-процентным низким уровнем пола, разработанного ОКБ «Атом», представлены планы и оценка перспектив его внедрения. (Доступно в печатной версии)
В. В. Кинжигазиев, В.Л. Задорожный | Предпосылки создания и технические характеристики электровоза 4ЭС5К
В статье представлены сравнительные технические характеристики электровозов 2х2ЭС5К и 4ЭС5К, причины создания последнего, его усовершенствования и возможности эксплуатации с поездами повышенного веса и длины. (Доступно в печатной версии)
М. А. Елсукова, Н. И. Ерохина | Людиновский завод в истории промышленности России
В 2015 году Людиновскому тепловозостроительному заводу исполняется 270 лет. Завод по праву считается одним из старейших предприятий отечественного машиностроения. Именно здесь были выпущены первые рельсы и первые узкоколейные паровозы для железных дорог России, первые пароходы и паровые машины, ставшие прообразом первого парового автомобиля. Если фамилия династии Демидовых на слуху чуть ли не у всех, то Мальцовых знают, к сожалению, немногие. Людиновский завод с начала своего появления с гордостью носит статус градообразующего предприятия. В настоящее время тепловозы с маркой ЛТЗ получили широкое признание не только в России, но и далеко за ее пределами. (Доступно в pdf)
Журнал НП ОПЖТ «Техника железных дорог» №5 (9)
opzt.ru


