Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Одиноким не предоставляется? Вопросы священнику журнал фома


ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ - Православный журнал "Фома"

Отвечает священник Александр ЛАВРИН, клирик храма Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" в Царицыно, г. Москва:

Уважаемый Олег, хотелось бы сначала уточнить, какой смысл Вы вкладываете в слова "узаконить отношения": роспись в загсе или "…креститься, а затем венчаться". Дело в том, что Церковь принимает гражданский брак. Она утверждает, правда, что он безблагодатный, но не говорит, что это блуд. Последним называется сожительство без оформления отношений.

Это и понятно, так называемый штамп в паспорте никогда не бывает только формальностью. Он говорит о том, что молодые люди готовы (т.е. не боятся) взять на себя всю полноту ответственности (в том числе и юридическую) за будущую семью и, безусловно, доверяют друг другу. Если отношения таковы, то "документы" действительно становятся пустяком и формальностью, поэтому делаются легко и естественно.

Если же этот "пустяк" сделать трудно, то он перестает быть и формальностью. Как правило, это результат неуверенности в отношениях (в себе, друг в друге). Но все же в основе сердечных человеческих отношений лежит доверие. Тоже и в вере. Мы не просто признаем факт существования Бога. В конце концов, два человека могут знать друг о друге, что да, они существуют, но в жизни, как говорится, так и "не пересечься".

Вера как раз и складывается из доверия и верности, как к Богу, так и к человеку, а в основе ее лежит либо стремление любить, либо уже реальная любовь.

Взрослый человек крестится, как правило, тогда, когда он в жизни пытался найти правду, встретил на этом пути Бога, открыл Евангелие — свидетельство Иисуса Христа о самом Себе, познакомился с Его заповедями и сам бы захотел их исполнить. Для того ведь и крестятся, чтобы стать причастным Богу и Его помощью исполнить Евангельскую жизнь. Но это предполагает безусловное согласие с Его словом.

Так и в жизни, если мы кого-то любим, каждое слово и каждый нюанс жизни любимого человека для нас значимы.

Что касается венчания, что ж, до него, действительно, в известном смысле, нужно дорасти, ибо смысл его в том, что люди, познав ограниченность своей любви, хотят благодатных отношений, когда их уже не двое, а трое — между ними Христос.

Поэтому, формально, Вы, конечно, можете креститься, исповедав свою веру в Иисуса Христа как Сына Божия. Но если "жить с девушкой вне брака" — Ваша принципиальная позиция, Вы сразу войдете в противоречие с самим собой, поскольку, как сами говорите, хотите креститься искренне. Ведь тогда искренне же Вы захотите исполнить и Христовы заповеди.

Но самое главное, если Вы не хотите расставаться со своей любимой девушкой, то по существу, ничего не должно Вам помешать жениться на ней и строить настоящую семью.

* * *

Добрый день Вам, я считаю себя формально верующим человеком — то есть иногда захожу в церковь, нерегулярно исповедуюсь — делаю это, в общем, по собственному принуждению, скорее, чем по внутреннему желанию. Более того, регулярно совершаю достаточно грешные с точки зрения церкви поступки — вступаю в половую связь с женщинами. Вопрос такой: имея понимание на словах, что блуд и прелюбодеяние — это плохо — я этого совершенно не чувствую, хотя и хотел бы. Внутренне мне совершенно неочевидно, что соитие двух людей — грех. При этом я достаточно искренне хочу заставить себя изменить свое поведение. Не могли бы Вы или отослать меня к литературе, которая бы помогла мне избавиться от моих греховных помыслов, или дать свою аргументацию. Спасибо Вам.

Уважаемый Илья, мне бы хотелось начать с реплики. Вы утверждаете, что Ваши походы в церковь и "нерегулярные" исповеди — это результат не внутреннего желания, а собственного принуждения. В связи с этим, хочу заметить, что принудить самого себя к чему-то можно исключительно по "внутреннему желанию".

Поясню, почему мне кажется это важным. У нас могут возникать желания вне зависимости от нашей воли, как бы сами по себе. Но есть и такие, которые продиктованы именно волей и убеждением.

"Христианами не рождаются, ими становятся", — говорил один из первых апологетов христианства Тертуллиан. И действительно, человеку, который решил жить по-христиански, многое в себе приходится пересмотреть. Сначала эти шаги не столько четко сформулированные, сколько совестно-интуитивные. Мне кажется, так и у Вас.

Первейшая функция совести — направлять, если мы ей не внимаем — обличать. Не только на втором, но и на первом этапе, следование ей, как правило, требует преодоления себя. Писатель В. Кожинов как-то очень честно и метко сказан "Худое всегда делается само собой, а на любое добро требуется усилие".

Так же и с Вашим вопросом. Немножко перефразируя: Вы "понимаете" по убеждению, по согласию со Св. Писанием, "что блуд и прелюбодеяние -это плохо, грех", но, по чувству, для Вас это "не очевидно". Я думаю, все же, что Вам необходимо не столько чувство само по себе (любой грех как раз тем и силен, что он — сладок именно по "слепому" чувству), сколько некий взгляд, понимание, которые бы дали Вам ощущение правды.

Есть прекрасные слова религиозного писателя Сергея Фуделя: "Половое чувство не только неизбежно в брачной любви, но оно и благословлено в ней. Однако ужасно, если брак строится только на нем. Основать брак можно только на дружбе, а пол пусть приходит после и только тогда, когда это нужно. Пол ненасытен как чудовище, и поэтому нельзя на нем строить брак. Пусть даже и верно то, что всякая дружба с женщиной пронизана полом. Мы и не собираемся быть бесполыми. Но одно дело — собака на цепи, а другое — она же у меня на столе со всеми четырьмя лапами, пожирающая мой обед".

Неслучайно Вы пользуетесь словами не "люблю", а "вступаю в связь". Любить — это способность отдавать, во втором случае — желание взять. Любовью не занимаются, ее переживают. Это прежде всего сердечные отношения, когда интересы, сама жизнь другого становятся твоими.

Понятно, что любовь охватывает всего человека -и душу, и тело. Но если правильно выстроены сердечные отношения, то и плотская жизнь приобретает тот же вектор — "отдать, а не взять". Это возможно только в браке, где личная жизнь — общая, и делятся, а лучше сказать, вместе переживаются и преодолеваются все радости и горести.

Если же на первом плане стоит "соитие двух людей", то не учитываются, в данном случае, прежде всего сами эти люди. Не случайно для них придуман даже специальный термин — "партнеры". У каждого из них своя личная жизнь, в которую "насерьез" они друг друга никогда не впустят. Поэтому "партнеры", по существу, друг другу вполне безразличны, и легко меняются. Не расстаются друзьями, нет, просто человеческие отношения — мертвые, поэтому и ссориться-то чего…

Ну, а так как Церковь всегда во главу угла ставит именно человека, его душу ("…что человеку, если он весь мир приобретет, а душу свою потеряет"), она и призывает людей к строительству сначала душевных отношений, чтобы люди стали прежде всего дороги друг другу, сроднились. Тогда и к физической близости будет иное отношение, и она займет свою нишу.

P.S. Митр. Антоний Сурожский как-то заметил, что для любящих единственный человек другого пола — любимый, любимая, все же остальные люди как бы бесполые. Поэтому к браку человек себя готовит. Если он хранил чистоту (прежде всего внутри себя, конечно), то и отношения будут крепкими и верными. Если же нет, то даже при теплом, сердечном, казалось бы, чувстве к "своей половине", он внутренне, увы, неизбежно, будет возвращаться (пока не покается) к тем образам и переживаниям, которые его услаждали и к которым так привыкла его душа.

foma.ru

ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ - Православный журнал "Фома"

В редакцию "Фомы" часто приходят письма с вопросами, касающимися беременности и женского здоровья. Подобные вопросы возникают и у посетителей нашего сайта. С наиболее волнующими наших читателей вопросами мы обратились к настоятелю храма царевича Димитрия при Первой градской больнице, отцу Аркадию Шатову.

Я медицинский работник, работаю в родблоке. Недавно у нас был случай очень тяжелых родов, с осложнениями, которые возникли из-за того, что в период беременности женщина соблюдала пост. В результате под угрозой оказались и жизнь мамы, и жизнь ребенка. Возникает вполне естественный вопрос: а для чего нужны такие жертвы? Неужели пост установлен для того, чтобы навредить человеку?

Юлия

Отвечая на этот вопрос, прежде всего, нужно сказать, что пост должен быть разумным. Нужно помнить, что пост — это всегда только средство достижения цели. То есть, поститься должны все люди, но для каждого существует своя мера поста. Лучше даже, чтобы человек не сам себе ее определял, а делал это по совету духовника, дабы избежать излишней ревности или наоборот — излишнего послабления.

В современном мире не всегда оправдано соблюдение такого жесткого поста, который описывается в житиях. Дело в том, что тысячу лет назад люди действительно строго соблюдали все установленные правила. Но они были, кстати, и гораздо здоровее любого из нас. С тех пор очень многое изменилось. Абсолютно здоровых физически людей сейчас уже практически нет. Изменился и ритм жизни, и воздух, и даже вода, изменился состав продуктов. К тому же, большинство из нас живут не в монастырях, а в миру, где зачастую трудно бывает даже найти постные продукты.

Есть ряд случаев, когда пост смягчается согласно канону. Для кормящих матерей, беременных, больных, путешествующих людей мера поста совсем иная, она зависит от степени их здоровья, и физического, и духовного. Я знаю духовников, которые разрешают вкушать беременным и кормящим все, кроме мяса, если врачи настаивают на смягчении поста.

Насколько я знаю, в родах и воспитании детей состоит высшее назначение женщины, через роды она частично искупает первородный грех. Почему же после родов женщина должна еще и проходить очищение, будто бы в этом заключается какая-то вина?

Алексей

Здесь важно до конца понять, в чем смысл очищения. С одной стороны, природа человека такова, что процессы, происходящие в организме в послеродовой период, мешают женщине присутствовать в храме, ей становится физически сложно выстаивать службу до конца. По этой причине на некоторое время ей дается послабление. Это ни в коем случае не отстранение от Церкви: женщина может приходить в храм, может присутствовать на службах, стоя в притворе.

С другой стороны, эта мера — и очищение от греха, поскольку деторождение у нас соединяется с плотскими страстями.

Мой ребенок родился очень болезненным, неспокойным. По ночам постоянно кричит, даже перед соседями неудобно. Для меня же это вообще постоянная мука, потому что сил не хватает уже ни на что. Как его унять? Пробовала вычитывать молитвы, по всем правилам, но из этого ничего не получается, да я и не помню их всех наизусть. Грех ли это? И что мне делать?

Наталья

По-моему, если человек не исполняет молитвенных правил по нерадению, то это, конечно, грех. Но бывает, что человек не вычитывает правило потому, что для него это физически невозможно. Господь никогда не спросит с нас то, чего мы физически не в состоянии сделать. Можно просто над его кроваткой читать краткие молитвы, которые помнятся наизусть — Иисусову молитву, "Отче наш", Богородице Дево.

Как поступить родителям, если врачи предлагают им оставить ребенка в роддоме? Грех ли это? Не лучше ли было бы вообще не рожать такого ребенка и не мучить себя и его?

Андрей

Родить ребенка и оставить его в роддоме — это меньший грех, чем сделать аборт. Я, например, не возьмусь осуждать таких людей, которые в силу каких-то причин не могут воспитывать своего ребенка — все-таки они его не убивают. Они отдают его на попечение государства, в котором есть определенная система заботы о таких детях. Конечно, нельзя сказать, что это хорошо, но бывают ситуации, когда избежать этого нельзя. Если ребенок родился с каким-то очень серьезным недугом, то воспитание его в домашних условиях невозможно. В этом случае родители должны постараться сделать все от них зависящее для своего ребенка — устроить его в хороший интернат, навещать его постоянно, заботиться о нем…

По моему опыту, период беременности психологически очень сложный. К сожалению, мы не всегда готовы к тем трудностям, с которыми приходится сталкиваться, особенно в отношениях между супругами. Есть ли какие-то правила или советы, как вести себя супругам в это время?

Своим духовным дочерям, если они беременны, я советую, чтобы они радовались и благодарили Бога. Ведь если для мужчины самое высокое служение — это быть священником, то для женщины это, конечно, быть матерью. Но нужно помнить, что беременность — это период очень тяжелый, это испытания, трудности, проблемы… Женщина начинает очень сильно раздражаться, ей бывает тяжело. Поэтому в это время нужно чаще исповедоваться, причащаться, молиться, обязательно молиться о ребенке и помнить, что воспитание ребенка уже началось: еще находясь внутри, он воспринимает этот мир через свою маму, и от ее духовного состояния зависит его развитие.

Для мужа в это время самое главное — терпение. Потому что в это время женщины зачастую раздражительны, капризны. Но когда ребенок рождается, то это время для матери — самое радостное и счастливое. В организме у женщины все как-то обновляется. Я помню это и по своей жене, вижу и по нашим прихожанам. Поэтому мужу, если ему не нравится что-то в поведении жены во время беременности, нужно потерпеть, помня о том, что она совершает нелегкий подвиг — вынашивание ребенка. И в этом подвиге ей нужно помогать.

foma.ru

Вопросы через Сеть: как правильно построить виртуальное общение со священником

Сейчас все больше людей используют Интернет, чтобы задать свои вопросы священнику. Существует множество площадок, где пользователи спрашивают открыто или анонимно. На сайте «Фомы» также есть рубрика «Вопросы священнику». Работая с ней, мы столкнулись с некоторыми трудностями. За советом обратились к архиепископу Обуховскому Ионе, викарию Киевской митрополии.

Архиепископ Иона — наместник Киевского Троицкого Ионинского мужского монастыря, председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви по делам молодежи, главный редактор православного молодежного журнала «Отрок.ua».

Фото из Фейсбука владыки Ионы

 

— Владыка, есть ли такие вопросы к священнику, которые точно не стоит обсуждать в интернет-переписке?

— Я думаю, нужно разделить личную интернет-переписку и публичный формат «Вопросы и ответы священника». Потому что зачастую в личных сообщениях люди спрашивают о самом сокровенном, о том, что никогда бы не озвучили в иной ситуации. К тому же в Интернете пользователи более откровенны, чем при живом общении.

Как мне кажется, ограничений на вопросы для обсуждения со священником в Интернете, не существует. Другое дело, что не все они могут быть обнародованы. К примеру, у нас на сайте Ионинского монастыря есть рубрика «Вопросы и ответы», где любой человек может обратиться в письменной форме и получить совет, но в общий доступ выкладываются только те вопросы и ответы, которые могут быть интересны широкому кругу читателей, а большинство остаётся неопубликованными.

— Как убедить человека, что в некоторых случаях личное общение со священником необходимо? (Учитывая то, что иногда действительно легче общаться в Интернете — благодаря анонимности, отсутствию необходимости идти в храм в незнакомую для многих обстановку. Да и в реальном общении со священнослужителем люди порой не встречают того понимания, которое есть в переписке с батюшкой в сети, но, наоборот, наталкиваются на грубость и неделикатность.)

— Думаю, если человек обратился к священнику в Интернете, это говорит о том, что он уже начал интересоваться жизнью во Христе, и рано или поздно, даже если пока еще не решился пообщаться со священнослужителем непосредственно в храме, это обязательно произойдет. Следует все оставить на волю Божию, и Господь обязательно попечется о душе каждого человека.

Действительно, сделать первый шаг бывает непросто, и это особенно актуально для небольших населенных пунктов, где нет выбора, где священники не всегда могут дать квалифицированные ответы на вопросы (быть может, в силу недостаточного образования) или избегают внебогослужебного общения с паствой. К сожалению, такие явления в церковной жизни тоже есть.

В этом случае не стоит пренебрегать общением через Интернет с опытными священниками, готовыми помогать мудрым советом и добрым словом. В сети обычно присутствуют те отцы, которые горят желанием помочь ближнему, хотят миссионерствовать, благовествовать Евангелие, действительно нести тот подвиг, к которому призваны. И поскольку они на все это нацелены, общение является для них радостью, источником вдохновения. Любой пастырь знает, насколько бывает утешительно видеть плоды своего труда, когда человек в результате меняется к лучшему, начинает любить богослужение, жить таинствами, старается вести духовную жизнь.

Однако такие священники, горящие миссией, жаждущие непрестанно благовествовать, к сожалению, не являются большинством. Например, в Украине служат более 10 000 пастырей, в России несколько больше (более 30 тыс. — Прим ред.). Из них в Интернете постоянно трудится, наверное, всего пара сотен человек.

Священнослужители все очень разные. Есть действительно добрые пастыри, которые всегда с любовью примут приходящих к ним. Есть те, кто устал, или, как сейчас говорят, выгорел. Бывает, люди подходят к священнику, который находится в данный момент в состоянии скорби, или уныния, или даже раздражения — ведь он тоже человек.

Святитель Филарет Московский говорил: «Священник — это в первую очередь благоговейный совершитель таинств Божиих». А в наших реалиях батюшка несет и множество других обязанностей: он и прораб, и строитель, и муж, и отец. На нем висит масса дел. И потому не удивительно, что он не всегда в состоянии — как физически, так и духовно — уделить должное внимание пришедшему к нему с вопросом человеку. Зачастую ведь бывает, что батюшку перехватывают буквально на бегу, в этот момент он может спешить на требы, может быть уставшим после совершения богослужения, молебна, нескольких крестин, причащений больных и так далее.

У вас возникли какие-то духовные вопросы? Лучше попросите назначить вам время для встречи и спокойной беседы. Если же в силу каких-то причин священник из ближайшего храма не может с вами пообщаться, можно задать волнующие вас вопросы и через Интернет, ведь в сети люди общаются, когда им удобно, когда они к общению расположены.

Но я бы советовал никогда не останавливаться в поиске. Если вы живете в большом городе, постарайтесь найти возможность общения со священником вживую, а если особого выбора нет, то просто ходите в храм Божий, потому что в церковь мы приходим не к священнику, а к Господу, чтобы участвовать в Его таинствах. К батюшке же обращайтесь за тем, для чего он поставлен: за благоговейным совершением таинств Божиих — исповеди, причастия, тех или иных церковных чинопоследований.

Очень важно иметь милосердие друг ко другу, в том числе и к священникам, которые несут тяжелейший подвиг служения (особенно в небольших населенных пунктах, где на приходе может быть один батюшка, которому попросту не хватает сил, чтобы все и всех охватить).

Фото Владимира Ештокина

— Могут ли быть ситуации, когда никак не обойтись без живого общения со священником?

— Безусловно. Это, в первую очередь, касается церковных таинств. И прежде всего таинства исповеди, так как исповедоваться через Интернет все-таки не получится. Каким бы откровенным ни был разговор, и какие бы личные и откровенные вопросы, в том числе покаянного типа, ни обсуждались в переписке, все равно без непосредственного участия священника таинство исповеди совершить невозможно. Рано или поздно человеку все равно придется прийти к тому, что личное общение со священником необходимо.

Я не говорю о тех случаях, когда духовное чадо, с которым священник хорошо знаком и давно его знает, находится в отъезде и временно они не могут общаться лично. В таком случае в порядке исключения священнослужитель может выслушать исповедь по телефону, или получить ее в виде электронного письма, или даже смс-сообщения, и прочитать разрешительную молитву.

— Можно ли иметь духовника по переписке? Особенно, когда рядом нет храма, или он есть, но со священником не складываются отношения, или частые переезды мешают регулярному личному общению с духовником.

— Мне кажется, возможно. Я знаю о случаях, когда в 1920-х — 1930-х годах (это касается и русской эмиграции, и наших новомучеников) не имея возможности непосредственно общаться с духовниками, люди писали им письма с вопросами. И зачастую, если обеспечивал переписку надежный человек, то и исповедь совершали через письма. Но это, скажем так, форс-мажорные обстоятельства.

Вообще в этом вопросе нужна большая рассудительность. Ведь часто человек по гордости не хочет обращаться к тому священнослужителю, который находится рядом с ним, считая его, быть может, ниже себя, недостойным того, чтобы исповедоваться и окормляться у него, и ищет себе какого-то экзотического духовника, скажем, на Афоне, или какого-то известного священника. К сожалению, такие случаи есть.

Я знаю людей, считающих, что они имеют духовников на Афоне в греческих монастырях. Но духовник — это тот, кого можно сравнить с лечащим врачом. Он не может находиться далеко постоянно, но должен быть рядом, всегда готовый прийти на помощь. И если случается падение или возникает какая-то духовная проблема, как человек, не зная греческого языка — потому что в таких случаях исповедуются обычно через переводчика, — не имея оперативной связи с духовником на Афоне, может восстать и опять идти ко Господу?

Безусловно, тут присутствует доля лукавства. Такие христиане пытаются жить духовной жизнью «от поездки до поездки» на Афон или в любой другой удаленный монастырь. И это становится все более модным явлением. Как сейчас говорят — «в тренде». Но я, честно говоря, не видел преуспевающих в духовной жизни при таком духовном окормлении.

Фото Владимира Ештокина

— Как быть с регулярной исповедью, если фактически духовник далеко и человек общается с ним по переписке, а исповедоваться нужно другому священнику, который служит рядом?

— Такой вопрос нужно решать с духовником. Я бы благословил исповедоваться у батюшки в ближайшем храме, а вопросы об устроении духовной жизни решать с тем человеком, который вас духовно окормляет.

Бывают случаи, когда люди имеют духовников в других городах. Но все равно с той или иной периодичностью приезжают к духовнику, беседуют, исповедуются. Потому что священнику важно видеть ваши глаза. Все-таки духовничество — это общение, прежде всего, в таинстве Исповеди. Оно может совершаться удаленно только в самых крайних, неординарных случаях (в смертельной опасности или когда нет никакой иной возможности исповедаться). Но таких случаев не так много.

Поэтому стоит разделять понятия священник-духовный собеседник, который помогает вам разобраться в духовной жизни, дает ответы на какие-то вопросы, и священник-духовник, знающий вашу духовную жизнь, совершающий таинство исповеди и перед Господом отвечающий за ваше духовное состояние.

Бывает, что священник, с которым вы давно общаетесь, сказал вам одно, а на исповеди местный батюшка, возможно, видящий вас впервые, говорит другое. В таком случае нужно прислушаться все-таки к тому, кто хорошо вас знает, с кем у вас налажены контакты. Но не так, что вы обратились на сайт с анонимным вопросом и получили безличностный ответ. Все-таки должно происходить духовное взаимодействие между людьми — хотя бы собеседование, а не просто формат «вопрос-ответ» в анонимном режиме.

Если личное общение есть, можно батюшке сказать, что «местный священник говорит иное, не совпадающее с вашим, мнение». Думаю, пастырь обязательно подскажет, как лучше поступить в той или иной ситуации, чтобы со священником, который служит в вашей местности и у кого вы исповедуетесь, не возникло недопонимания, противоречия и конфликтов.

Когда кто-то из моих духовных чад вынужден на продолжительное время уехать, сменить место жительства и сталкивается с некими разночтениями в жизни новой для него церковной общины, я обычно рекомендую поступать так, как принято в той местности. Потому что «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». В любом случае это Церковь Божия, православный храм, где совершаются все церковные таинства, и ту благодать, которую люди получали, участвуя в духовной жизни на нашем приходе, они получат и там, проявляя послушание Церкви.

Поэтому всегда нашим прихожанам советую подстраиваться к тем условиям, в которые они поставлены. Если приехали жить или работать в Европу, празднуйте как принято там — по новому стилю. Если служит консервативный священник, требующий длительного поста перед причастием или не разрешающий часто причащаться, лучше смириться и поступать так, как заведено именно в этой церковной общине — дабы не смущать собратьев, и в первую очередь настоятеля, своим «особым духовным благочестием» или духовными привычками.

Фото Владимира Ештокина

— Как правильно налаживать общение со священником «в реале»? Как искать священника, духовника — какая тут может быть «техника безопасности»?

— В Православии, слава Богу, нет Министерства единомыслия. Как говорил апостол Павел: Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор 11:19). Кто-то склонен к максимальной строгости к себе, акривии* по отношению к себе, стремится выполнить все церковные предписания «от и до». Другому ограничения и рамки совсем не нравятся. В данном случае главное — чтобы человек находился в полноте Православной Церкви, жил таинствами, причащался, исповедовался, вел духовную жизнь.

Различия — неизбежны, ведь сколько людей, столько характеров, особенностей. И стричь всех под одну гребенку невозможно. Поэтому если есть возможность выбора духовника, лучше походить по храмам, послушать проповеди священников, почитать их интервью, посмотреть, как они живут. И исходя из этого, выбрать священника, которому вы бы могли рассказать о своих духовных проблемах без боязни и стеснения, близкого вам по духу. Это, мне кажется, главный критерий выбора духовника.

Священник может быть даже не особо искусным, «продвинутым» и известным, но если любит Бога и людей, а это обычно всегда видно, он будет хорошим духовным наставником.

— Есть ли выход из противоречия: как врач не может лечить болезнь по телефону, Интернету, так и священник на расстоянии не узнает всех обстоятельств духовной жизни человека. С одной стороны, любое обобщение делает ответ неверным для кого-то другого, с другой — людям негде больше спросить, а вопросов масса. Многие ищут ответы на свои вопросы в опубликованных ответах на чужие и только потом решаются задать свой вопрос…

— С этим сравнением я не соглашусь. Есть простые болезни, которые вполне лечатся по телефону: человек звонит, называет явные симптомы, и на основании этого квалифицированный врач может поставить достаточно точный диагноз и порекомендовать лекарства и методы лечения. Но бывает и так, что по телефону можно получить только первую медицинскую помощь, а глобально вылечить болезнь нельзя: необходимо стационарное лечение под наблюдением врача.

Так и в духовной жизни — можно получить первую неотложную помощь удаленно, но без участия в таинствах, без личного участия священника, без благодати Божией, которую Господь подает через священнослужителей, преуспеть достаточно сложно.

Спрашивать какие-то духовные советы, конечно, можно и по телефону, и через Интернет. И, возможно, на определенном этапе духовного развития люди застенчивые, те, кто делают только первые шаги в Православии, извлекут пользы от такого общения даже больше, чем от личных встреч со священником, когда мешает стеснение.

Фото Владимира Ештокина

— Публиковать ли на сайте личные вопросы и ответы на них, если они типичные и часто встречающиеся? С одной стороны, многие из тех, у кого есть схожие сомнения, прочтут ответы. С другой, для кого-то такое чтение может оказаться искушением.

— На сайтах и духовных, и светских есть раздел «Часто задаваемые вопросы». Главное в таких вопросах — это общее назидание, полная анонимность и согласие автора, чтобы вопрос и ответ были выложены в публичный доступ.

В наше время уже вряд ли можно кого-то чем-то особо соблазнить. Если мыслить в таком ключе, то и читая святоотеческую литературу, также можно соблазниться. Ведь святые отцы, особенно монахи, авторы древних патериков, очень откровенны в своих текстах, однако никто даже не помышляет их труды цензурировать и публиковать в «купированном» виде.

Ко всему следует подходить с рассуждением. Не думаю, что те, кто активно пользуются Интернетом, смутятся вопросами на православном сайте. Наоборот, тут может подействовать принцип «предупрежден — значит, вооружен». Человек подготовится к тому, что и в его жизни могут случиться подобные искушения, и уже будет знать, как из этих ситуаций выходить.

 

*Акривия [греч. ἀκρίβεια — строгость, точность], способ решения вопросов с позиции строгой определенности, не терпящей отступления от основных начал христианского учения.

 

Читайте также:
Когда пообщаться со священником?
Духовник: как искать, зачем он нужен и что делать, если его нет
Как подготовиться к исповеди?

foma.ru

Одиноким не предоставляется? - Православный журнал "Фома"

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы.  Какое-то время назад  к нам пришел  интересный вопрос «Нужны ли Богу одиночки» (читать письмо):

Мы попросили ответить на это письмо протоиерея Павла Великанова и инокиню Евгению (Сеньчукову).

О том, что мешает читательнице преодолеть отчаяние одиночества и какие есть способы придать своей жизни ощущение «нужности», мы говорим с протоиереем Павлом Великановым, настоятелем Пятницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, главным редактором портала Богослов.ru

— Отец Павел, если верующий одинок, но при этом в монастырь не собирается — значит, с позиции Церкви, ему вряд ли стоит так уж рассчитывать на счастье, на то, что он сможет почувствовать полноту жизни? Или это не так?

— Прямой зависимости между семейной жизнью и ощущением счастья и полноты бытия, конечно же, нет. А если бы была, то Господь, наверное, сказал бы об этом в первую очередь: кто не вышел замуж и не женился, да будет проклят, потому что безнадежен. Но ведь Он так не говорил!

Да, семья действительно должна ассоциироваться со счастьем, с цветником любви. Но, к сожалению, для огромного количества людей, которым не удается выстроить нормальных отношений с супругом, с детьми, с тещей, свекровью, она может стать мучением, ядом, отравляющим всю жизнь, наносящим глубочайшие психические и духовные травмы. Бывают такие люди, которым, можно сказать, противопоказано заводить семью — и в этом нет ничего страшного.

Еще мы знаем слова апостола Павла о том, что лучше человеку не жениться. Почему? Потому что в духовном плане одинокое существование открывает перед человеком неизмеримо большие возможности, чем когда у него есть обременение семьей, детьми, необходимостью заботы о них.Мнение о том, что смысл мирской жизни — исключительно в семейном счастье, на самом деле очень шаблонное. Мы навязываем себе этот стереотип, потому что он очень простой и понятный.

— А почему простой? Вы ведь сами только что сказали, что счастья в семье не так просто достичь.

— Как завещал нам доктор Гааз, самый верный путь к счастью — не в желании быть счастливым, а в том, чтобы делать счастливыми других. Если человек поступает именно так, он обречен на счастье. Делать счастливыми других можно как в семье, так и не в семье. Но согласитесь, что в семье проще, потому что ты направляешь свою заботу на тех, к кому ты уже по природе имеешь любовь, симпатию и скорее склонен помогать им, чем кому бы то ни было другому.

Прожигать жизнь могут не только одиночки

— «Либо брак, либо монастырь» — это тоже стереотип?

— Конечно. Главное, чтобы человек был устремлен к предмету, который находится за пределами его самого. Иначе никакой разницы нет, в монастыре он живет, в своей семье или одиноким. Все равно он будет постоянно испытывать чувство недовольства своей жизнью, у него никогда не будет ощущения ее наполненности. Каким бы верующим и благочестивым он ни был, по сути он будет заниматься прожиганием жизни.

В действительности же, как только мы выйдем за рамки этого шаблона, окажется, что есть огромное количество вполне счастливых людей, не обремененных семейными узами и не ушедших в монастырь.

— Вы таких людей встречали?

— К примеру, их много в преподавательской среде. Возьмите православные университеты, иконописные, регентские школы: кто в них является основными столпами? Как правило, одинокие незамужние женщины. Вовсе не будучи ущербными в плане возможной семейной жизни, они все же решили, что для них правильнее посвятить себя целиком учебному процессу, служению ради блага других. И прекрасно понимают, что, как только они свяжут себя семейными узами (это в первую очередь касается именно женщин), они автоматически выпадут из глубокого погружения в свой труд. Наличие целостного, с полной самоотдачей, служения существенно понижает риски впадения в депрессивное, угнетённое своим одиночеством, состояние человека.

— Вы сказали про одиноких преподавателей, и я сразу вспомнила, как школьники иногда говорят о какой-нибудь учительнице: сразу видно, что у нее нет личной жизни и своих детей — на нас все свое зло срывает.

— Такие учителя действительно встречаются, но школьники неправы, когда так говорят: дело тут вовсе не в одиночестве. Человеческая злоба — это, как правило, следствие глубинного внутреннего ропота. Когда мы отказываемся принять то, что в данный момент дает нам Господь, когда мы думаем: мои представления о том, какой должна быть жизнь, для меня священны, их никто не смеет поколебать — а реальность оказывается иной, то неизбежным будет озлобление. Но ведь действительность находится не в наших руках — а в руках Божиих! А неготовность смириться и принять текущую ситуацию именно как проявление Воли Божией неизбежно будет порождать злобу и ропот.

Но повторю, что здесь дело не в одиночестве. То же самое происходит и с семейными людьми. Вот двое поженились, а через пять лет поняли, что жизнь пошла совсем не так, как когда-то им грезилось. И возникает та же самая ситуация недовольства и ропота.

Приступы бессилия у меня бывают до сих пор

— Отец Павел, не так давно Вы остались без супруги. Могли бы поделиться личным опытом — когда матушка Ольга отошла ко Господу, возникало ли у Вас чувство ропота, хотелось ли опустить руки?

— Основная борьба между ропотом и благодарностью у меня происходила гораздо раньше, во время болезни матушки. Она много лет страдала онкологией, и чем дальше, тем понятнее становилось, что, скорее всего, мы с детьми останемся без нее. Особенно тяжело было вначале, когда весь ход твоей более или менее нормальной, с мирской точки зрения, жизни вдруг начинает разворачиваться, и ты понимаешь, что весь твой корабль будет опрокинут. Ну а со временем понимаешь, что ничего с этим сделать нельзя, что, видимо, такова воля Божия.

А смерть матушки уже настолько по-другому расставила акценты, что руки опускать совершенно не хотелось. Хотелось делать нечто противоположное. Мне посчастливилось впервые по-настоящему понять, на примере ближайшего ко мне человека, что такое безболезненное, непостыдное и мирное умирание, и убедиться в том, что все наши труды, поступки, решения неизбежно сказываются в том числе и на том, как мы будем уходить из земной жизни.

Конечно, приступы непонимания и бессилия бывали и бывают до сих пор: ситуацию простой не назовешь. Но все как-то разрешается. И острых драматических ситуаций, которые тебя загоняют в угол и начинается крик отчаяния, благодарение Богу, не возникало. Главное, как мне кажется, что у нас есть опора, которая позволяет чувствовать себя устойчиво: это храм.

— Каким образом, конечно, помимо молитвы и причастия, храм помогает чувствовать себя устойчиво?

— Мне кажется, что вопрос читательницы Юлии об альтернативных способах «забыться» для верующего человека показался бы странным любому прихожанину конкретного храма. Потому что на любом приходе всегда есть те, кто ждет помощи. И я думаю, важная задача священника — выстроить отношения прихожан таким образом, чтобы те, кому нужна помощь, и те, кто может ее оказать, находили друг друга.

И речь идет не только о материальной и бытовой поддержке. Ведь приход наполняют совершенно разные люди разного уровня образования, профессий и увлечений. И это очень интересно, потому что дает возможность обмениваться друг с другом своим опытом. Чем, к примеру, занимаются и мои прихожане. Все началось с того, что у нас в храме появились две студентки ВГИКа, и я предложил им заняться с детьми мультипликацией. Они увлеклись этим делом — и сначала были рисованные мультики, где дети — и режиссеры, и художники, и аниматоры, и операторы, и актёры. Теперь они приступили к занятиям пластилиновой анимацией. Затем у нас в храме появился специалист по художественной каллиграфии, что сразу привлекло взрослых. Дальше появились занятия по акварельному рисунку, гончарному и столярному делам, по домоводству, где женщины обучаются всяким видам шитья, вязания, и так далее. Потом появились занятия по этнографическому ткацкому ремеслу, где изучают древние техники вязания, окраски тканей натуральными растениями и прочее. Речь, конечно, не идет о каком-то суперпрофессиональном или даже предпрофессиональном уровне. Нет, все это делается на уровне качественных домашних увлечений — которые не предполагают начального специального образования — хотя у нас преподают очень хорошие профессионалы.

Для чего все это было сделано? Именно для того, чтобы люди, у которых есть запрос на содержательное наполнение своей жизни, могли его удовлетворить. И, как показывает практика, когда у человека есть увлеченность, качество его жизни существенным образом меняется, потому что в ней появляется целеполагание, появляются основания для более высокой самооценки. И ему легче выходить из состояния саможаления, депрессии, уныния, ощущения своей непотребности и зацикленности на том, что ты по жизни неудачник.

Я думаю, это очень правильное христианское отношение к жизни — когда человек понимает, что не вокруг него одного крутится мир, но что он и сам должен стараться реализовать некий замысел Божий о нем, который в данный момент ему становится очевидным.

— Но это самое сложное: замысел ведь очевиден далеко не всегда. Как его распознать?

— Важно понимать, что Бог — это не авторитарный диктатор, Который пытается навязать Свою идею фикс тем, кто называют себя верующими в Него. Бог — это прежде всего мудрый педагог и добрый родитель. Добрый! Хороший родитель от плохого отличается тем, что первый никогда ничего не навязывает своему ребенку, но очень внимательно и чутко следит за тем, в какую сторону развивается его ребенок, какие интересы у него появляются, какие дурные склонности, недостатки, пороки формируются, и решает, что с этим делать дальше. Как помочь — а не как наказать. Точно так же — только в неизмеримо большей степени — с нами поступает Господь Бог. Он постоянно, ежедневно, ежесекундно предлагает нам разные варианты, смотрит, что мы выбираем, и в зависимости от нашего выбора Он выстраивает нашу дальнейшую линию жизни.Искание воли Божией — это не пассивная, а всегда очень активная позиция. И она вовсе не в том, чтобы пуститься «во все тяжкие» и попробовать все, ожидая, что в какой-то момент Господь даст знамение. Активная позиция прежде всего заключается в том, чтобы человек стал максимально прозрачным и доступным для действия в нем благодати Божией.

И вопрос о том, как волю Божию найти, на самом деле раскрывается очень просто. Первое: воля Божия заключается в тех заповедях, которые нам даны.

Второе: то, что Бог дает нам в данный момент, — тоже есть воля Божия, Божий замысел о нас. Прежде всего искание и принятие воли Божией начинается с благодарного и безропотного принятия той ситуации, в которой человек находится. Без попыток понять, в чем он согрешил, за что его «наказывают» и так далее. Человек просто соглашается: да, сейчас у меня нет семьи, есть большая вероятность, что ее никогда и не будет — и я это просто принимаю как призыв Бога именно в таких условиях выполнять Евангелие.

При этом так же, как дети обращаются к маме или папе и высказывают свои пожелания о том, что они хотели бы получить и чем бы хотели заниматься, мы обращаемся к Богу, как Его дети, и высказываем свои просьбы. И в то же время осознаем: о том, что именно для нас важнее, полезнее и спасительнее, знает только один Господь. Который, естественно, учитывает наши желания, но все-таки знает нас намного глубже, чем мы сами. И я не сомневаюсь, что через какое-то время, в том или ином виде, тем или иным образом, человек обязательно получит ответ от Бога.

 

Читайте также:

Третьего не дано. Нужны ли Богу одиночки?
Инокиня Евгения (Сеньчукова). Квест одиночества, или Как я пришла к монашеству

 

foma.ru

ВОПРОСЫ О ВЕРЕ И ЦЕРКВИ

На вопросы наших читателей, поступившие в адрес Интернет-версии "Фомы" отвечают Епископ Бронницкий Тихон, протоиерей Аркадий Шатов, священник Алексий Уминский, диакон Андрей Кураев.

Исповедуются ли священники, епископы, сам Патриарх и как это происходит?

Епископ Бронницкий Тихон: В каждой епархии есть свой духовник, и хотя бы раз в год каждый священник исповедуется обязательно. Кроме того, священники ездят к монастырским духовникам или стараются регулярно исповедоваться у опытного наставника, у старца, или у старших священников. Обычно чем чаще они исповедуются, тем более высокую духовную жизнь ведут.

И у Святейшего Патриарха, есть духовник — архимандрит Кирилл (Павлов), к которому он регулярно ездит в Троице-Сергиеву Лавру и исповедуется.

По учению Православной Церкви, без исповеди нет христианской жизни. Поэтому каждый православный христианин обязан исповедоваться, следить за своей духовной жизнью, очищать душу покаянием. Это не зависит от сана или чина церковного, это касается абсолютно всех.

Как можно понять использование икон в Православии, если в Библии столько сказано о том, чтобы мы не создавали изображения того, что на небе и на земле, и не поклонялись ему. Отношение же к иконам совсем не такое, как к обычной картине: к ним относятся с благоговением, кланяются им и целуют их. Для верующих будет кощунством кинуть икону в кладовку. Что же это, как не почитание деревянного идола?!

Священник Алексий Уминский: Наше современное затуманенное сознание, так же как и сознание протестантское говорят, что всякое религиозное поклонение чему-то вещественному является идолопоклонством. На самом деле это совершенно не так.

Идолопоклонство не есть непременно поклонение какому-либо предмету, а, прежде всего, поклонение ЛЖИВОМУ БОЖЕСТВУ. Поэтому идолопоклонство вполне может и не носить вещественного характера, т.к. идолом называется не столп деревянный, мраморная или гранитная скульптура, а лживое божество. А всякое поклонение чему-то ложному, неправому, неистинному может быть названо идолопоклонством.

В этом смысле почитание икон (как и всякой святыни, которая есть в христианстве), не является идолопоклонством, ведь речь не идет о поклонении чему-то ВМЕСТО Бога. Икона не есть Божество и, молясь перед иконой, человек обращается не к деревянной доске, а к первообразу, то есть изображенному на иконе святому или святой.

Мы вообще не делаем ничего непонятного, ненужного, чего бы не делали все остальные люди, поклоняясь своим собственным святыням. Скажем, святыням нерелигиозным — например, гражданским.

Когда солдат, принимая присягу, целует край знамени, он никак не может быть обвинен в идолопоклонстве. Это никому даже и в голову не придет! Или когда молодой человек, целует фотографию своей любимой, вспоминая о ней, никто его не винит в том, что он своей любимой поклоняется как идолу. Он просто любит женщину, и воспоминание о ней, запечатленное фотографией, является очень живым и подлинным. И мужчина этот выражает свои истинные переживания.

В какой-то степени мы можем это сравнить с поклонением святым иконам: когда мы, воздавая честь иконам, поклоняемся Самому Богу, Матери Божьей, святым, которые на этих иконах изображены. В этом поклонении нету лжи, это проявление подлинных чувств благоговения и любви к Богу и Его святым.

Редакция "Фомы": Действительно, в Ветхом Завете первыми заповедями декалога (10 заповедей Моисея) вводится запрет на изображение идолов. Однако, что запрещается изображать? Разве заповедь эта запрещает изображение Бога? Нет, об изображении Бога и помыслить было нельзя — Бога не видел никто и никогда. Запрещается изображать кого-либо или что-либо В КАЧЕСТВЕ бога (птицу, дерево, растение, какой-либо предмет, т.е. ИДОЛА) и поклоняться этому изображению КАК богу, вместо поклонения Богу истинному.

Иконопочитание есть традиция Новозаветной Церкви, Церкви, основанной воплотившимся Богом Иисусом Христом. Если в Ветхом Завете Бога не видел никто и никогда (Он говорит с Моисеем из горящего куста и т.д.), то в Новом — "Сын же единородный Он явил" (т.е. показал Своего единородного Сына). Тысячи людей видели Христа, а значит, и могли Его изображать. Таким образом, икона Христа не есть идол (т.е. изображение кого-либо или чего-либо ВМЕСТО бога), а подлинное изображение Богочеловека Христа, который ходил по земле, Которого видели.

Почитание икон — это не благоговение перед доской и краской, а обращение к Богу, Богородице или святому с помощью видимого образа. В подтверждение того, что доска или краски не являются святынями, можно вспомнить, что в раннехристианской Церкви старые иконы, на которых со временем стиралось изображение, просто сжигали, либо писали на старых досках новые иконы.. Не было тогда, кстати сказать, и специального обряда освящения икон, он появился гораздо позже и связан уже в наше время с тем, что не все иконы являются "писаными", существуют репродукции, размножаемые с помощью техники.

Итак, икона не есть идол или амулет, который обладает какой-то сверхъестественной силой. Икона -это окно в духовный мир, это помощь в молитве. Человек в Церкви молится не иконам, а ПЕРЕД иконами, которые призваны помогать ему молитвенно сосредоточиться. Хотя есть и понятие «намоленные» иконы, чудотворные иконы. Икона для нас — святыня, ради того, кто на ней изображен.

Я думаю, что говорить батюшке на исповеди о некоторых своих грехах — совершать еще один грех, потому что не все можно произнести вслух, а не исповедоваться в них — копить нераскаянные грехи. Что же делать?

Протоиерей Аркадий Шагов: Конечно, не все можно и нужно произносить вслух. Если Вы сказали какое-нибудь дурное слово, то не нужно потом на исповеди говорить: "А знаете, батюшка, я сказал то-то и то-то". Можно просто сказать: "Я нецензурно выругался. Я согрешил тем, что сквернословил".

Если Вы совершили какой-либо плотской грех, необязательно, совсем не нужно и вредно описывать его на исповеди во всех деталях и рассказывать, как это происходило, что Вы чувствовали, что Вы делали, как там это все совершалось. Это будет уже не исповедь, конечно, а какая-то порнография, так скажем.

И конечно же, о грехах нужно говорить С ПОКАЯНИЕМ. Если Вы найдете покаянные слова, то это не будет совершением греха, а будет его искуплением. И Ваш рассказ о совершенном грехе из Ваших уст, которые каются, приобрает совсем иное, можно сказать, обратное греху значение.

Священник Алексий Уминский: Здесь прежде всего нужно понять, что когда человек находится на Исповеди, он свои грехи исповедует не батюшке, а Живому Богу. В данном случае священник является только духовным свидетелем покаяния. Когда в нашей душе совершается покаяние и становится невозможно оставаться прежним и жить с какими-то явными грехами, то здесь, конечно, нужно уметь преодолеть в себе чувство ложного стыда. Если же человек будет скрывать какие-то грехи, бояться их открыть священнику как человеку, то тогда, к сожалению, есть опасность духовно покалечиться, сильно покалечиться.

Хотя, конечно, бывает, что человеку в общем-то нелегко произнести какие-то слова на Исповеди. Особенно, когда это касается каких-то сокровенных интимных вещей, или, может быть, слишком постыдных вещей, чтобы их произнести. Для этого, мне кажется, уместно было бы таким образом подготовиться к Исповеди: просто ее НАПИСАТЬ. Написать на бумаге и дать ее священнику для прочтения.

И, конечно, здесь очень важен момент доверия, доверия своему духовнику. Если человек доверяет духовнику, если он не случайно пришел на исповедь, а знает, что священник в эту минуту поможет, поддержит человека.

И еще один очень важный момент, о котором надо сказать. Есть некоторые вещи, которые необязательно подробно рассказывать. Есть вещи, которые подробно рассказывать и вовсе не стоит. И очень сильно копаться в грехах не нужно. Господь прощает не по количеству исповеданий, не по числу слов, а по той решимости, с которой мы стремимся покаяться и изменить себя.

Диакон Андрей Кураев: Мне кажется, что мудрый духовник знает грань, грань молчания и грань речи на исповеди. Потому что ему даже важнее бывает не то слово, которое было бы произнесено, а общее настроение души. Действительно мудрый духовник это почувствует. К сожалению, сегодня чаще приходится встречаться с другим, что наоборот духовник иногда такие слова произносит, сочиняет, про это допрашивает, даже книжечки сейчас выходят чудовищные, типа «Лекарство от греха». Кажется, с такими книжками к сексопатологу надо идти. Знаете есть такие слова, чистым все чисто, а свинья везде грязь найдет. Поэтому, когда действительно есть на душе покаяние, а покаяние — это стремление ко Христу, просто раскаяние в том, что было в прошлом, стремление, чтобы будущее было другим. Чтобы оно стало настоящим, чтобы появился Христос. Если действительно на сердце это есть, тогда проблема не стоит в поиске нужных слов.

Дело в том, что есть какие-то слова в обозначении грехов, в том числе и блудных. Вопрос в том, что даже на исповеди не рекомендуется копаться в подробностях. И один из аскетических советов — подробности как раз не вспоминать, потому что из них можно опять разжечься и снова впасть в блудное мечтание.

Редакция "Фомы": Вы совершенно правы в том, что если совсем никак не называть какие-то грехи на исповеди — значит копить их… Поэтому, Вы сами, в общем-то, уже ответили на свой вопрос.

Ваша мысль о том, что называть некоторые грехи — еще раз совершать грех, не совсем понятна. Если Вы боитесь, что называемые Вами грехи могут соблазнить священника, то этого опасаться не стоит.

Представьте, что Вы приходите на прием к врачу, но, уже зайдя в кабинет, отказываетесь показать ему свой нарыв, потому что он, дескать, неэстетично выглядит. А вдруг он еще и заразный?

Но ведь врач, выбирая профессию, понимал, что дело его не будет сводиться только к выписыванию рецептов. Да и какие рецепты он выпишет, не осмотрев больного?..

Исповедь — это поход к Духовному Врачу — Христу. А священник как бы помогает нам попасть на «прием». Не нужно забывать те слова, которые священник произносит перед исповедью: "еже во врачебницу пришел еси, да не уйдеши неисцеленным".

И еще об исповеди. Нужно помнить главное: на исповеди мы открываем свои грехи не священнику, а Богу. Именно Бог, при условии нашего искреннего раскаяния, прощает наши грехи.

Кроме того, не нужно думать, что Вы можете чем-то "удивить" священника. Любому, даже самому молодому пастырю приходится выслушивать десятки и сотни людей, исповедующихся во всевозможных грехах. Конечно, все это чрезвычайно нелегко, но в этом и состоит тяжелая ноша священства. Поэтому наше сочувствие к священнослужителю должно выражаться не в укрытии своих "стыдных грехов", а в своем внимательном отношении к священнику.

Как относится Православная Церковь к курению? Грех ли это?

Священник Алексий Уминский: Да, курение является грехом. Но мы должны с вами понимать, что есть грех к смерти, а есть грех не к смерти, не смертный грех. Курение — это грех, который в общем не к смерти. Оно может и не явиться препятствием ко спасению.

Вместе с тем, в Православной традиции сложилось определенное негативное отношение к курению как к греху, потому что всякое пристрастие, всякая привычка, которая каким-то образом вносит нечистоту (хотя бы даже физическую) в человека, не является ни полезной, ни спасительной. Особенно когда человек не может от этого отказаться.

Но здесь не следует стоять на какой-такой фарисейской позиции: если человек курит, значит он уже пропал. Ведь можно, например, так пить чай и так услаждаться, что и это тоже может стать греховной привычкой. Или кофе, например. Так что сделать пристрастие можно из любого дела.

Диакон Андрей Кураев: Вы знаете, когда человек курит — в этом есть своя, может быть, даже польза. Но польза какая? Человек убеждается совершенно очевидно в своей немощности, в своей несвободе. Оказывается, мелочь какая-то — курящаяся палочка, чадящая, вонючая, и оказывается, она имеет надо мною власть!

То есть если человек однажды очнется, ужаснется и задумается: кто же я такой, я свободен или я раб каких-то диких вещей, каких-то странных привычек?.. Если это чувство однажды проснется в человеке, когда он будет доставать сигарету из пачки, то я думаю, вот этот ужас — он может быть первым шагом на пути к христианскому покаянию.

Для христианина, который осознает себя именно сыном Божиим, который свое тело воспринимает как храм — в таком случае для христианина курение оказывается чем-то, мягко говоря, излишним.

foma.ru

Почему я должен страдать? - Православный журнал "Фома"

Вопрос читателя

Добрый день, извиняюсь, если вопрос прозвучит грубо, но формулирую как могу, задаю его не от скуки и т.п., но от душевного страдания. Вопрос о посмертной судьбе человека.Сказано, и, как видно, большинство священнослужителей согласны, что «Всё что Бог сделает в конце с людьми, так это даст им то, чего они больше всего хотели, включая свободу от Него. Что может быть справедливее этого?» при этом свобода от Бога, разумеется, означает страдания (душевный холод и т.д.)В связи с этим вопрос: предположим, что я добрый (конечно с точки зрения гуманизма), но не могу «простить» Богу жертв маньяков и т.п., то, что свобода воли пьяных водителей превышает свободу волю пешеходов, идущих, где положено, то, что, как говорят, страдания, попускаются для нашего же блага. Итак, я веду себя хорошо (я знаю, что с точки зрения верующего, хороший человек, но не верующий — это оксюморон, как написано в одной из статей на сайте Православие.ру), но не согласен с Богом, не могу Его простить, принять, почему я, если никому не мешал (специально) в земной жизни, даже помогал, никого не отвращал от веры в Бога, должен после смерти страдать, к тому же меня создали без моего согласия? Почему я не могу просто перестать существовать (моя душа), но должен страдать?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день!

Мне придется начать с банальной аналогии. Мир сотворен и существует по определенным законам. Например, всемирного тяготения. Как бы Вы ни хотели, Вы будете падать, если выйдете в окно. Вы не исчезнете, не полетите сами по себе — Вы упадете. И дальше не обязательно умрете — Вы можете себе переломать множество костей и после жить в полуподвижном состоянии.

С законами можно работать — люди прыгают с парашютом, летают на самолетах. Но сам закон остается и благодаря ему держится мир. Так и с другими законами бытия. Человек создан богоподобным, в том числе это означает свободу его воли и бессмертие. И живет он не просто сам по себе, но любовью Божией, нося в себе Образ Божий. Так мы все и каждый из нас сотворены, так есть.

В Вас говорит эта самая Ваша свободная воля, что логично, но не самый лучший вариант ее применения. Уже давно люди нашли вариант ее лучшего применение — стремление к Богу, максимальное избавление от всего лишнего, что это образ Божий в человеке затемняет, искажает, застит. Именно на этом пути человек полностью раскрывает себя и качества своей неповторимой личности. И потом, после смерти, он живет, находясь там, где ему лучше всего — с Богом, в Богообщении, как царь. Потому что человек и создан как царь и все, что Бог дал нам — и опыт других людей, и Таинства церковные, — все для того, чтобы помочь пройти именно этой дорогой, дать источники сил и своей благой помощи, благодати.

Когда человек отклоняется от своего пути, он мучается: совесть, душа болит, подсказывая ему, что он идет не туда. Это как компас (примерно). Упорно двигаясь не туда, человек может заглушить эти сигналы, научиться их не чувствовать, но это не значит, что внутри не будет болеть. Будет! Совесть, сердце будут подсказывать через эту боль, что он ошибся в выбранном направлении. И после смерти, когда душа разделится с телом, то тех импульсов, которые исходили от тела, от окружающих, не останется. Душа будет перед Богом, и тут-то со всей явственностью и обнаружится вся боль, которая образовалась из-за того, что человек шел не туда, не в том совсем направлении. Потому что нечему будет эту боль закрыть и заглушить: будет явно, что на самом деле было бы лучшим вариантом и что есть в действительности, как далеко от своего предназначения человек оказался.

Мы на земле-то переживаем, когда не ту профессию выбрали, и нас ест изнутри осознание того, что вот, совсем же рядом было желаемое дело, желаемое применение сил, но что-то помешало… А особенно остро это ощущается при виде, скажем, одноклассника или однокурсника, соседа, который выбрал свое и в нем преуспевает, счастлив, и поэтому и в жизни у него как-то всего достаточно: то ли занятие любимым делом уже делает счастливым, так что сильно многого и не хочется, и так радость каждый день, то ли оно еще и прибыль приносит, так что вроде как и так все есть, но еще и деньги, на которые можно чего-то и дополнительно себе приобрести, поехать и прочее. Понимаете? Это все аналогии, которые помогают немного понять, о чем речь и что, так сказать, стоит на карте.

Вам не нужно предъявлять Богу счет, не нужно, потому что со всеми этими людьми Он Сам разберется. И Вы не уходите в эти размышления от Вашего вопроса: Вам-то что мешает выбрать именно для Вас тот самый царский путь, прибегая ко всем средствам, которые оставлены для людей? Не маньяку что мешало, что привело его к таким чудовищным искажениям его личности, а Вам.

Вы страдаете — теперь Вы можете понять, из-за чего. Ну так что же Вам мешает выбрать свой самый человеческий путь, уже понимая, что такое человек и куда ему следует двигаться? Употребите свою свободную волю максимально конструктивно, избрав самый лучший путь и самую лучшую цель, к которой двигаться. Попробуйте не умствовать, а пойти тем путем, о котором я Вам написал сейчас, и на собственном опыте — но не однодневном, а многомесячном и многолетнем — понять,  что такое жизнь с Богом, что такое Церковь. Только не уходите в суеверия, а читайте Писание, святых отцов, найдите опытного священника, который будет Вами руководить, изучайте веру, историю Церкви, и скопите свой церковный опыт, чтобы сравнить его с тем, что имеете сейчас — плодами разума, которые, боюсь, не соотносятся с теми чисто практическими знаниями о себе и своей душе, которые можно получить только на опыте церковной жизнь. Только честной жизни, нормальной.

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке: фрагмент фото Grazia Horwitz

foma.ru

Мама в деменции, что делать?

Вопрос читателя: 

Добрый день.Мне 48 лет, мою маму (77 лет) после инсульта парализовало, но мы смогли слегка восстановить двигательную активность ног. Она и раньше отличалась норовом, а после инсульта стала вытворять совсем непотребное! Газ и свет в её комнатах я отключила, но она всё равно пытается провода замкнуть, газовую плиту перевернуть, батареи прибить, «чтобы я сдохла раньше её». Так продолжается больше года.

Лежала в психлечебнице, но врачи не установили у неё психических заболеваний, поставили деменцию, старческое слабоумие. Отдали ей при выписке в руки паспорт с полисом снилс и выписку, по её просьбе, теперь она утверждает, что его у неё я украла из кармана, и я не могу её ни к врачу записать, а наверно главное, что не могу и в дом престарелых устроить, хоть она и говорит, что не хочет никуда, но жизнь мне отравить и я в могилу вперёд неё уйду.

Я её запираю, потому что она ломала мебель, била стёкла и посуду, в мою кровать испражнялась, когда я на работе. Раза два её прощала, но потом повесила замок на её дверь. Участковый говорит, что никаких правовых норм она не нарушает, это простая бытовуха, беседовать с ней отказался, паспорт новый оформлять или нет — её желание, но не обязанность.

Я прихожанка храма Матроны Московской в Ногинске, исповедуюсь и причащаюсь, батюшка говорит, что надо всё это пережить терпеливо. Я устала. Безысходность. Беспросветность. Косые взгляды соседей и шушукание за спиной. Никому ничего не доказываю.Что делать?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Добрый день!

Батюшка прав и дополним его совет тем, что Вам нужно подумать, трезво и с холодной головой, как практически организовать свою жизнь.

Вас не должно беспокоить мнение соседей, но и скрывать правду нет смысла, будут вопросы и взгляды — смело разворачивайтесь к людям и говорите: » Что такое? Что Вы о нас думаете? Давайте я Вам скажу, как есть: мама в деменции, делает то-то и то-то». Во-первых, Вам станет легче, во-вторых, может быть, кто-то из соседей поделится своим подобным опытом, разделить эмоции (в пределах и без осуждения мамы, а просто излить душу) — это может быть очень полезно.

Далее, если есть возможность, хотя бы раз в неделю приглашайте домой сиделку, которая обучена уходу именно за больными в деменции. Будет плохо с ней — меняйте сиделку, найдите в итоге хорошую. Если у Вас есть возможность, наймите сиделку и отдохните где-то вне дома, если Вас смогут подстраховать родные, друзья или те же соседи (за плату или как уж там) — используйте эту возможность, потому что Вам нужно себя держать в форме. Следите за своим режимом, питанием и здоровьем, от нервов помогает в том числе спорт или просто прогулки, хотите в одиночестве, хотите — с кем-то.

Если есть у Вас в районе психиатр, посоветуйтесь с ним, как быть, возможно, при ПНД есть группа для родственников психически больных людей, Вам будет полезно ее посещать, это очень помогает и дает силы. Если группы нет, поищите в сети материалы на эту тему или форумы. На форуме сильно не застревайте, если Вам понравится общение с форумчанами, встретьтесь с ними в парке или кафе, может быть, это тоже будет полезный для Вас обмен опытом. Поговорите с психиатром также про ситуацию с паспортом, может быть, у нас есть какие-то процедуры, как быть с паспортами больных людей. Маме обеспечьте возможную терапию, молитесь о ней, но сейчас в первую очередь — пересмотрите организацию быта.

В качестве рекомендации могу вам посоветовать обратиться за помощью в Центр кризисной психологии при храме Воскресения Христова на Семеновской (Москва), он находится рядом с метро «Семеновская». Здесь служат высокопрофессиональные православные психологи, которые помогли уже тысячам людей.

Помощь оказывается взрослым и детям, членам любых религиозных конфессий, маловерующим, сомневающимся и атеистам.

Если у Вас тяжелое материальное положение, то это ни в коем случае не должно Вас останавливать в получении психологической помощи в Центре. Пожертвования центру определяются только вашими возможностями и благодарностью. Оказание помощи в Центре никак не связано с суммой пожертвования (или его полного отсутствия) .

Живущим вне Москвы доступны консультации руководителя центра кризисного психолога Михаила Хасьминского по скайпу.

Подробнее о центре и о том, как записать на прием к психологу смотрите здесь.

Храни Вас Бог!

 

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото oiZox

foma.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта