Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

LJ Magazine. Живой журнал геннадия беловолова


Дневник протоиерея Геннадия Беловолова

Череда необычных событий, которые происходят со мной в последнее время, продолжилась сегодня встречей с Людмилой Николаевной Краевской. Многие православные петербуржцы знают ее и называют блаженной Людмилой. Я с ней познакомился еще в конце 1980-х, когда только поступил на работу в Музей Достоевского. Людмила Николаевна жила неподалеку и заходила в музей на духовные вечера, которые я проводил в то время. Она имела благообразный вид, на ее главе неизменно был белый платочек, она всегда улыбалась, всегда что-то дарила, в основном продукты, постоянно говорила, что нужно делать, то поднимая глаза к небу, то опуская их в землю. В общем, когда я ее видел, меня посещала мысль, что вот такой могла быть в жизни и блаженная Ксения. Поэтому я всегда радовался встречам с нею. Хотя за ее благостной улыбкой, как оказалось, стояла большая скорбь. Позже я узнал, что ее единственный сын Андрей был под следствием в заключении, она о нем постоянно молилась и несла за него особые подвиги. За эти годы я встречал ее много раз, но всегда как-то неожиданно. Она появлялась без предупреждения, чаще с кем-то из своих почитателей, всегда куда-то торопилась и быстро уходила, пространных бесед никогда не вела. Причем, я заметил, что появлялась она в какие-то важные моменты моей жизни. Помню ее в музее Достоевского, помню ее во Владимирском соборе, когда я был рукоположен во священника, помню, когда я был назначен настоятелем храма Леушинского подворья.О последнем случае хотел бы рассказать подробнее. 11 ноября 1999 года митрополит Владимир назначил меня настоятелем храма св.Иоанна Богослова на историческом Леушинском подворье. До этого я по благословению благочинного уже служил пару литургий на подворье. Но теперь мне предстояло служить свою первую литургию в качестве утвержденного настоятеля. В то же время я оставался настоятелем храма свв.Апп.Петра и Павла в Сомино, где у меня было уже составлено расписание служб на ноябрь. Поэтому я решил первую Литургию на Леушино послужить 4 декабря на Введение во храм, тем более, что именно в этот день храм был освящен в сослужении отца Иоанна Кронштадтского.Собственно храм располагался тогда на четвертом этаже, представлявшем собой межэтажное перекрытие советского времени. В психдиспансере в разное время здесь были цех трудотерапии со швейными станками, актовый зал со сценой. Эта сцена в верхней части алтарной апсиды и стала нашим первым алтарем. Начинали служить мы поздно, поскольку в храм можно было попасть только через психдиспансер, когда там приходили сотрудники. В тот день, придя на службу, я увидел, что кто-то меня уже опередил. Прямо у порога лежал придверный коврик, которого не было еще накануне. На столике стояла сумка с банкой варенья и просфорами в целофановом пакете. Я спросил дежурного врача Александра Васильевича, откуда это? Он пояснил: «Кто-то из ваших принес, какая-то старушка приходила, мы ей открыли». Потом я узнал, что это была блаженная Людмила Николаевна. Просфорки очень даже пригодились на службе, варенье на трапезе, а коврик для чистки обуви. Тогда я для себя так понял дары Людмилы: придверный коврик означал приглашение в храм, просфоры — просьба о молитве, варенье — пожелание домашней «сладкой» жизни на подворье. Все это было в 1999 году. С того времени просфоры потребили, варенье закончилось, коврик давно истоптался... Не скажу, что все эти годы я вообще не видел Людмилу Николаевну. Я ее встречал, но как-то поспешно, на ходу. Изредка она бывала и на подворье, и в святой квартире. Но последние несколько лет я ее действительно видел всего один раз мельком. Каково же было мое удивление, когда она сегодня с утра пораньше, конечно, по питерским меркам, то есть ближе к полудню, вдруг неожиданно явилась в Квартире св.Иоанна Кронштадтского, как всегда в белом тонком платочке несмотря на зиму и со своей блаженной улыбочкой, и обычным конвоем, на этот раз в лице пюхтицкой монахини и некоего раба Божия. Она тоже была удивлена неожиданной встречей. По этой ли причине, или по другой, но она меня назвала так, как давно уже никто не называет: «Гена, это ты?» В первый момент я даже не понял, что это ко мне. Так меня называла моя мама. «Как хорошо, что я тебя встретила. Не думала встретить, но встретила. Значит я должна была тебя встретить.»Хотя прошло уже почти 30 лет, как я ее знаю, как ни странно, за это время она почти никак не изменилась, оставаясь все той же и все такой же, как и была. Я неожиданно для себя спросил: «Людмила, а сколько тебе лет будет?» - «В это году уже 80» - «А мне в следующем 60. Скоро догоню...»

В разговоре Людмила Николаевна часто неожиданно переходила от одной темы к другой... Вот и тут она еще толком не поприветствовавшись, сказала: «А вчера мы были в Мариенбурге у отца Александра Сухарского. Вот где тебе нужно побывать...»Я прежде никогда не слышал этого имени и переспросил его фамилию:«Сухатский?...» - «Сухарский...»«Кто же он такой? Где служит?» «Так он уж когда умер-то...»«Когда же он умер?»«Так я и не помню. Все запомнишь ли?! Да это и неважно совсем...» «Так кто же он такой, скажите?» - я не мог понять, о ком идет речь. «Так вот поезжай и узнаешь, - уходила она от ответа, - Его гнали, и тебя гонят. Его тоже сняли с храма в Мариенбурге. Сколько сделал, а все равно сняли. Большие скорби потерпел. А Господь его утешал и поддерживал. Он был духовное чадо отца Петра Белавского. Вот и похоронены они рядом у алтаря Покровского храма в Мариенбурге...» Она посмотрела мне в глаза, в ее глазах я увидел сострадание. «А знаешь, какое чудо ему Господь показал в Святой земле? Матушка, расскажи ему про косточку», - обратилась Людмила к пюхтицкой монахине. Та с готовностью рассказала совершенно необычайную историю. Отец Александр был в паломнической поездке по Святой Земле с группой паломников. Они посетили пещеру, в которой хранятся мощи мучеников, пострадавших при персидском царе Хозрое в 628 году. Пещера отделена решеткой, а мощи почивают открыто. Во время молитвы в пещере неизвестно откуда появился кот, который взял зубами одну косточку и вынес ее из пещеры под решеткой, положил рядом с отцом Александром и убежал. Пораженный экскурсовод громко сказал: «В вашей группе есть святой. Господь благословил вам частицу мощей...»Отец Александр решил не искать святого, а разделил косточку на две части. Одну оставил себе, а вторую разделил на частицы и раздал всем свидетелям это чуда. После этого рассказа я еще больше заинтересовался личностью иеромонаха Александра. Мне рассказали, что он был ревностным служителем Церкви, в духе своего наставника протоиерея Петра Белавского, что постриг он принял вместе со своей матушкой, жил на квартире в Мариенбурге, где сохраняется его моленная комната. В ней-то они собственно и были вчера. Умер он совсем недавно - в 2008 году. «Тебе надо побывать у него, помолиться в квартире, там большая благодать», - заключила Людмила Николаевна. Расставаясь, она сказала: «Смеяться будешь, пришла к тебе пустой, ничего не принесла...» Я напомнил ей о том, как она почти 18 лет назад принесла на Леушинское подворье коврик, варенье и просфоры. Я вспомнил, что я столько лет знаю ее, но у меня нет ни одной ее фотографии и я спросил сфотографироваться с нею. Людмила Николаевна тут же отвергла: «Нет. Мне нельзя. Не надо.»Она ушла как-то незаметно, не попрощавшись. Спустя час после их ухода я заметил на столе в служебной комнате пакет с обедом: хлеб, гарнир, рыба. «Это ваша Людмила принесла, пока вы были наверху...»

После я посмотрел в интернете как о мучениках, так и об о.Александре.О мучениках на сайте Русской духовной миссия в Иерусалиме сказано: Во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Палестинских святых «прославляются и мученики, пострадавшие от персов в 614 году. Монах Лавры Саввы Освященного Антиох Стратиг пишет, что тогда в монастыре Георгия близ Иерусалима было найдено 7 убитых, в правительственном здании в Святом Граде – 28, в цистернах – 275, перед Сионскими воротами – 2.250, на алтаре в Новой церкви – 290, в храме Св. Софии – 369, в монастыре Св. Воскресения – 212, на рынке – 38, в резервуаре Мамилла – 4.518, у Овчих ворот – 2.107, у Силоамского источника – 2.318, на Елеоне – 1.207, на ступенях храма Воскресения – 83, перед Голгофой – 80. Всего было найдено 66,555 убитых, включая преподобных отцов, избиенных в палестинских монастырях». (http://rusdm.ru/hagiography/110) Об отце же Александре я ничего не нашел ничего, кроме фотографии его надгробного креста и небольшой справки:Александр, иеромонах. В миру по фамилии Сухарский. Родился 31 декабря 1939. Клирик Санкт-Петербургской епархии. Духовное чадо митрофорного протоиерея Петра Белавского. Скончался 4 мая 2008. Погребён у алтаря Покровского храма в посёлке Мариенбург (Егерьской Слободе) в городе Гатчина под Санкт-Петербургом.Также удалось узнать, что о.Александр составил замечательную книгу о своем духовном отце протоиерее Петре Белавском "И свет во тьме светится, и тьма его не объят" (Сост. Сухарский, СПб., 2000), к которой он написал предисловие и послесловие. Фотографию самого отца Александра я в интернете не нашел. Если кто-то знал этого подвижника, черкните в комменты или в личку.

Крест на могиле иеромонаха Александра Сухарского у Покровской церкви в Мариенбурге

otets-gennadiy.livejournal.com

Дневник протоиерея Геннадия Беловолова

Протоиерей Геннадий Беловолов о принесении в Биробиджан иконы  святой новомученицы Параскевы Кульдурскойhttp://ruskline.ru/news_rl/2017/11/27/v_evrejskoj_avtonomnoj_oblasti_cenyat_russkost_glubzhe_chem_v_ostalnoj_rossii/&?print=y

22 ноября днях состоялось принесение иконы святой мученицы Параскевы Кочневой из Санкт-Петербурга в Биробиджан. Подробности об этом событии рассказал в интервью «Русской народной линии» один из инициаторов принесения иконы, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино, научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор Мемориального музея-квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте протоиерей Геннадий Беловолов:

Поездка в Биробиджан состоялась по благословению епископа Биробиджанского и Кульдурского Ефрема и моего правящего архиерея - епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава. Путешествие в Биробиджан стало для меня открытием нашей необъятной Родины. Поделюсь главной мыслью, к которой я пришел по итогам поездки: как мы называем самый дальний край России? Дальний Восток. Но в этом слове зарыта опасная мина замедленного действия - огромнейший регион, почти треть России, мы называем направлением Света - Дальний Восток. Это понятие широкое по толкованию и восприятию. Точно так же этот край могут называть китайцы, американцы и японцы. В Японии Курилы называют «северными территориями». Когда регион называют частью света, то тем самым он отрывается от страны. Как ни парадоксально, но на территории Еврейской автономной области я вспомнил, что этот край испокон веков называли Дальней Россией. И чувствуете колоссальную разницу? Дальняя Россия - это неотделимая часть России, а Дальний Восток может принадлежать любой стране, любому народу. При неблагоприятных обстоятельствах этот край может стать для кого-то севером или западом. Уничтожен корень этого понятия - Дальняя Россия. В Биробиджане я осознал и определился, что мы должны принципиально и последовательно называть Дальний Восток Дальней Россией. Иначе выйдет аналогичный фокус, как получился с Малой Русью. В какой-то момент не обратили внимания на то, какая разница между Малороссией и Украиной. В итоге Украина оказалась враждебным для нас государством. Ныне идет война русского мира с Украиной. Матерь городов русских стала мачехой Руси. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). Сейчас мы Дальнюю России называем Дальним Востоком, а кто знает, что нашу страну ожидает через сто лет? Поэтому нужно восстановить в правах название Дальняя Россия, не дальневосточный, а дальнероссийский регион, не дальневосточные университеты, а дальнероссийские. Если мы желаем, чтобы т.н. Дальний Восток всегда оставался частью Россию надо последовательно употреблять термин «Дальняя Россия». Я сделал такое идейно и идеологическое открытие. У местных жителей складывается впечатление, что Россия где-то далеко, что Москва о них забыла. Значит, они не Россия, а некий спутник, вращающийся вокруг нее. В Дальней России идет большой отток населения. Эту большую проблему не решить, как дважды два четыре.

Конечно, мы побывали в небольшом регионе Дальней России, созданном в конце 1920-ых гг., на волне национального самоопределения, дескать, все народы должны иметь собственную государственность в пределах Советского Союза. Еврейскому народу была дарована государственность на этой территории.  К моему удивлению, этот край выбрали сами евреи. Сталин их туда не ссылал и насильно не навязывал им эту территорию. Один специалист-еврей специально объезжал просторы России и именно в этом крае увидел вполне необходимые и приемлемые условия для проживания евреев.

В нашем представлении Сибирь и Дальняя России воспринимаются как места для ссылок. Однако евреи были довольны выбранным местом, до которого добирались с неподдельным энтузиазмом. Буквально за считанные годы в Еврейской автономной области собралось 40 тысяч евреев не только из России, но и из Аргентины, Испании и Европы. Еврейская автономная область в 30-ые годы ХХ века стала Землей обетованной для евреев. И впервые после разрушения Иерусалима римскими воинами и рассеяния евреев по всему миру исполнилась еврейская мечта о создании еврейской государственности. Конечно, это не самостоятельное государство, но, тем не менее, оно до сих пор обладает признаками государственности. Есть свой флаг и герб. Только в Еврейской автономной области я осознал, что изгнанные еврее в 70-ые годы первого тысячелетия нашли свою Землю обетованную не где-нибудь, а в России спустя почти две тысячи лет. Библейская история неожиданно продолжилась в Дальней России. Неизвестно, как развивалась бы Еврейская автономная область, если бы не появление государства Израиль. Конечно, Еврейская автономная область создавалась на другой идеологической почве - в первые двадцать лет своего существования не было ни одной синагоги и раввина. Еврейская общность была основана на советской идеологии, поэтому в это место ехали коммунисты и строители светлого будущего. Этот проект прожил до конца ХХ века, потому что большая часть евреев выехала в Израиль. Сейчас евреи составляют по отношению к общей численности населения области 0,9%. Название субъекта Российской Федерации дается не по названию города, а по титульной нации, приоритет которой очевиден во многих моментах, в частности, дублируются названия улиц - на русском и еврейском языках. Названия улиц связаны с деятелями еврейской культуры. Главная улица и университет Биробиджана носят имя еврейского писателя Шолома Алейхема. Если не знать, куда попал, то можно решить, что этот городок находится не в Дальней России, а в Палестине. Из уличных динамиков звучит народная еврейская музыка, проводятся фестивали еврейской культуры, песен, плясок, а в школах проводятся ознакомительные курсы по ивриту или по идишу. Это необычная картина придает пикантность и изюминку традиционной казачьей дальнероссийской земле. И по ныне существует и возрождается казачество в Дальней России.

99% населения Еврейской автономной области составляют не евреи, хотя в области открыты синагоги. Поэтому я получил весьма необычные и неожиданные впечатления от поездки в Биробиджан. Как ни парадоксально, но в Еврейской автономной области самый большой процент преподавания «Основ православной культуры» - более 90% учащихся выбрали ОПК. Даже владыка Меркурий изучал опыт Биробиджанской епархии: как им удалось стать флагманом внедрения ОПК в школы. В Биробиджане русский дух и Русью пахнет даже больше, чем в иных регионах. В Еврейской автономной области ценят русскость глубже, чем в остальной России. Биробиджанская епархия появилась недавно, поэтому еще не схлынула волна энтузиазма и подвижничества. Также епархии повезло с архиереями - ныне митрополитом Курганским и Белозерским Иосифом и епископом Биробиджанским и Кульдурским Ефремом, который душу полагают за свою паству. Мы в этом убедились, став участниками Иннокентьевских чтений, в рамках которых была принесена икона небесной покровительницы епархии святой новомученицы Параскевы Кочневой. Владыка принял решение, что уместно называть новомученицу по месту ее подвига - Параскева Кульдурская. Иннокентьевские чтения были проведены на самом высоком уровне, который только возможен в Еврейской автономной области. Чтения были открыты в здании заседаний правительства области под председательством губернатора Левинталя Александра Борисовича в присутствии представителей всех ведомств, синагоги и местной мечети, силовиков. Мыслимо ли такое в других регионах? В глазах муфтия я увидел подлинный патриотизм - он любит Россию и гордится, что живет в великой державе. В Еврейской автономной области - это норматив бытия. Повторю, на заседании присутствовали все должностные лица области. В Еврейской автономной области Православие имеет особый статус. Я и сам не поверил, если бы не присутствовал на Иннокентьевских чтениях. Я стал свидетелем парадоксальной ситуации - Еврейская автономная область стала для меня удачным экспериментом по возрождению России, Православия и русскости в отдельно взятой области. За три дня мы провели бесчисленное количество мероприятий, так что мне показалось, будто я провел там целый месяц.

Был конкурс по детским рисункам области, показали спектакль, посвященный святителю Иннокентию - апостолу Сибири и Дальней России. В центральной библиотеке Биробиджана были проведены мероприятия с участием учителей, посвященные принесению иконы новомученицы Параскевы Кульдурской. Главным событием стало принесение иконы, хотя святая была прославлена в 2005 году, но в епархии до сих пор не было храмовой иконы. Как я уже рассказывал в прошлой статье на «Русской народной линии», икону принес потомок новомученицы - правнучатый племенник Михаил Журавлев, проживающий в Санкт-Петербурге. Он случайно узнал, что его двоюродная бабушка канонизирована. Это настолько перевернуло его сознание, что он пришел в Церковь и стал искать икону. Потом я с ним познакомился. Конечно, в Петербурге не найти икону новомученицы Параскевы Кульдурской. Была написана большая икона и нам составило немалого труда доставить ее в Биробиджан с помощью Аэрофлота.

22 ноября в кафедральном соборе Биробиджана в честь Благовещения Пресвятой Богородицы владыка Ефрем совершил особую службу и чин освящения иконы. Владыке сослужила бОльшая часть духовенства епархии. Это был настоящий праздник открытия имени Параскевы Кульдурской. Более того, до сего дня не было специального тропаря, кондака и молитвы святой новомученицы. Владыка Ефрем буквально за ночь составил тропарь и кондак. Я был удивлен, потому что составление таких текстов требует опыта, усилия и специальной подготовки. Владыка Ефрем признался, что почувствовал вдохновение и острую необходимость составления тропаря и кондака. Был совершен первый молебен Параскеве Кульдурской. Принесение иконы стало открытием имени новомученицы. Тем более, что в соборе дальнероссийских святых почти не встречаются женские имена. Сибирь и Дальняя России настолько суровы, что их покоряли мужчины - святитель Иннокентий Иркутский, Иоанн Тобольский, святитель Иннокентий (Вениаминов), странник Федор Кузьмич.

В Биробиджанской епархии новомученица Параскева Кульдурская является единственной святой, а в масштабах Дальней России одной из немногих, а, быть может, единственной святой женщиной. А учитывая, что Церковь преимущественно состоит из женщин, то в лице святой Параскевы Кульдурской богомолицы приобрели свою молитвенницу и мать, которая поймет женскую душу и сердце. Не секрет, что у нас самые популярные святые являются женщинами - Матрона Московская, блаженная Ксения Петербургская.

Сама Параскева Кочнева была казачкой, поэтому казаки Дальней Росси в ее лице приобрели свою покровительницу. Она была простой мирянкой и сторожила храм. Дальнероссийский регион является пограничным регионом России. От Биробиджана до Китая всего лишь 20 километров, поэтому прекрасно чувствуешь дыхание китайского ветра. Параскева Кульдурская является покровительницей пограничников. На иконе она изображена с ключами. Ключи не только от храма, но и от границы России.

Многомерность ее подвига и образа оказалась настолько востребована в Дальней России, что ее очень полюбили. Люди со слезами на глазах прикладывались к иконе новомученицы Параскевы. Владыка Ефрем благословил нас совершить поездку в поселок Известковый, где располагался БАМлаг. Параскева Степановна там два года трудилась на лесоповале и строительстве железных дорог. Поселок является важным железнодорожным узлом. Сейчас там возводится храм во имя мучеников Флора и Лавра. В поселке, где проживает около двух тысяч людей, находится крупное предприятие - горно-обогатительный комбинат по добыче бурсита.  На этом месте мы совершили молебен с употреблением тропаря и кондака Параскеве Кульдурской. Побывали на местах казарм, где она приняла мученическую смерть. На месте братского кладбища, где она погребена, установлен крест с терновым кованым венцом. Икона Параскеве Кульдурской будет пребывать именно в храме в поселке Известковый. Известковый называют дальнероссийской голгофой, которой должен войти в один ряд с Бутово и Левашовской пустошью. Крест на братском кладбище олицетворяет образ русской голгофы на дальних рубежах России. Принесение иконы новомученицы Параскевы напоминает нам о дальнероссийской голгофе. Поездка для меня стала открытием Дальней Россией как неотделимой части русской земли.

Я понял, что нам надо не жалеть ни времени, ни сил, ни средств, чтобы ездить по России. Мне почти шестьдесят лет, и я понял, что не знаю и не видел еще России. Нам не хватит и жизни, чтобы объездить и познать всю Россию. Мы живем в уникальной стране. Большой грех испытывать равнодушие к России.

Удивительный край Дальней России нам открыл владыка Ефрем, который недавно был возведен на высокую степень архиерейского служения, но уже многое успел сделать в Биробиджанской епархии. Мы почувствовали, как его любит паства. Сила владыки сокрыта в кротости, смирении и любви. Он удивительно интеллигентный человек, который проявляет пристальное внимание к каждому прихожанину. Мы с ним имели многочасовые беседы на самые разнообразные темы. Биробиджанской епархии сильно повезло - там нужны такие носители праведности, как владыка Ефрем.

Родственник св.мученицы Параскевы Кочневой Михаил Журавлев, епископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем, протоиерей Геннадий Беловолов

otets-gennadiy.livejournal.com

Дневник протоиерея Геннадия Беловолова

В жизни каждого человека есть два дня, которые никто и никогда не забывает. Это собственный день рождения и день рождения родной матери. Действительно, кто из нас хотя бы разок забыл отпраздновать свой день рождения? И какой нормальный человек не поздравит с днем рождения свою мать?

Я это говорю с тем, чтобы спросить: мог ли святой Иоанн Кронштадтский забыть этот день — 8 февраля (или 21 февраля по-новому стилю), если в этот день родилась его мать Феодора Власьевна? Вопрос, очевидно, риторический и задан только с одной целью, чтобы подчеркнуть, сколь важен был для отца Иоанна день 8 февраля. И после этого разве мы, почитатели и служители св.Иоанна Кронштадтского, могли не почтить этот день в Мемориальной Квартире Дорогого Батюшки?Сегодня - 21 февраля - в Квартире Иоанна Кронштадтского мы провели праздник памяти его родимой матери. Собрались сотрудницы музея. Я кратко рассказал о Феодоре Власьевне, мы помолились о упокоении ее души. Но какой день рождения бывает без подарков? Вот и у нас были подарки, только преподнесла их сама Феодора Власьевна. И этим подарком стал новонайденный старинный портрет Иоанна Кронштадтского. Где-то неделю назад ко мне на электронную почту пришло письмо от р.Б.Татьяны. Она периодически посещает храм Леушинского подворья. Я как-то освящал предприятие, где она трудится. Она мне написала об удивительной истории, связанной с портретом Иоанна Кронштадтского.Вот ее письмо:«Добрый день, отец Геннадий!В приложении к письму Вы найдете фото образа Иоанна Кронштадтского с кропилом, который я бы хотела передать Вам.Небольшая история, как он ко мне попал.Эти Рождественские каникулы мы семьей решили провести в Сергиевом Посаде, чтобы встретить там Рождество Христово и помолиться у мощей Преподобного. Недалеко от Сергиева Посада находится замечательный городок - Переславль Залесский, в который мы решили заглянуть по пути. Поселили в нем много музеев, среди которых был «Музей хитрости и смекалки».Музей был основан в 2011 году Олегом Борисовичем Гундериным. Благодаря энергии создателя никогда не затихает работа по сбору экспонатов для музея, коллекция пополняется постоянно.Организаторы выставки сделали акцент на старинных предметах быта, столетия назад применявшихся в крестьянском домашнем хозяйстве. Это всевозможные прялки, открывашки, трость-табурет, бутылка-холодильник, изделия из керамики, ловушки для садовых вредителей, примитивные безмены, одежда, домашний текстиль, утюги и многое другое. В одной из комнат музея устроен магазинчик старинных предметов крестьянского быта, где выставлены на продажу настоящие старинные прялки, утюги, книги, посуда и прочее.И вот, представляете, я там среди коллекции старинных утюгов увидела как бы фото на металле, в рамке — образ Дорогого Батюшки Иоанна Кронштадтского. Помимо этого образа в продаже не было больше ни одной иконы. Поскольку зрение у меня не очень, я переспросила продавщицу, действительно ли это Иоанн Кронштадтский? Она утвердительно кивнула головой, сказав при этом, что вещь ценная, старинная, конца 19 века.Я взяла с благоговением образ в руки, внимательно рассмотрела его. Да, видно было, что портрет старинный. Оставлять его в магазине посреди утюгов и прялок мне не хотелось. Но, к сожалению, необходимой суммы с собой не оказалось. Пришлось все же оставить портрет. Но по возвращении в Петербург меня никак не оставляла мысль, что образ Батюшки нужно обязательно как-то забрать. Я нашла в интернете телефон директора музея, Олега, позвонила из Петербурга, объяснила ему ситуацию и попросила найти возможность переправить его в Москву, где мои коллеги по работе могли бы отдать деньги и забрать портрет, чтобы передать мне. Он любезно согласился. Все удачно сложилось, и на этой неделе, в четверг-пятницу я ожидаю его в Петербурге.Я хотела бы передать образ Батюшки Вам для Мемориальной Квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте или в Петербурге, где Вам будет удобнее.С уважением — Татьяна (далее следовала ее фамилия)».

Я в это время находился на дальнем приходе. Возможность приехать в Питер у меня была только сегодня - на музейный праздник Феодоры Власьевны. В итоге так получилось, что передача портрета стала главным событием сегодняшнего праздника. Татьяна с директором своего предприятия Евгением приехали в Кронштадт вместе с упакованным портретом. Я встретил их еще у памятника отцу Иоанну. Можете себе представить, с каким волнением мы распаковывали портрет, ожидая, каков же он?</a>

( Read more...Collapse )И вот перед нами предстал Дорогой Батюшка в полный рост в полном золотом облачении с крестом и кропилом в руках. Портрет, размером около 70 см, представлял собой хромолитографию на металле. Хотя очевидно, что это тиражный портрет, тем не менее крайне редкий. За двадцать лет, которые я занимаюсь возрождением Квартиры, лишь однажды мне пришлось видеть подобное изображение.

Портрет очень живой, Батюшка на нем священнодействует, окропляет святой водой, поэтому мимо этого портрета не пройдешь. Мне так и представился музейный узел: старинная водосвятная чаша, которую недавно удалось найти и отреставрировать, и над нею этот портрет отца Иоанна с кропилом. У меня сразу возникло и название для портрета: «Отец Иоанн - Кропящий». Мы пропели тропарь и величание отцу Иоанну перед его обретенным портретом. Я поблагодарил дарителей святыни, удивляясь промыслу Божию.«Татьяна, скажите, а с чего это вы решили заглянуть в этот «Музей хитрости»? - поинтересовался я. «Батюшка, ну он не только хитрости, но еще и смекалки. Наша дочка Варя, вы ее причащали на праздник Варвары на подворье, увидела яркую вывеску музея, прочитала и потянула нас за руку, что это там за хитрости такие?» «Так это Варвара виновница нашего торжества?! Выразите ей глубокую благодарность от меня лично. Хороший ребенок растет. Отец Иоанн ее не оставит.»Музей хитростей и смекалки. Я рассмотрел портрет и поделился первыми соображениями о нем.Во-первых, очевидно, что портрет выполнен на основе известной фотографии Иоанна Кронштадтского, выполненной фотографом А.Оцупом, мастерская которого располагалась в Санкт-Петербурге на Бассейной улице неподалеку от Леушинского подворья. Поэтому есть основание предполагать, что фотограф мог снять закладку нашего подворья. Впоследствии именно этот снимок был использован иконописцем архимандритом Киприаном Пыжовым при написании одной из первых икон Иоанна Кронштадтского во время его канонизации в Русской зарубежной церкви в 1964 году. Портрет приобрел в наших глазах еще большее значение. Такие обретения-открытия составляют главную награду за наши труды в Квартире. В такие дни испытываешь благодатную радость и понимаешь, что батюшка Иоанн Кронштадтский присутствует в своей Квартире и сам собирает святыни в ней.

Ко всем этим праздничным моментам я также присоединил поздравление нашей неутомимой сотрудницы и моей незаменимой помощницы по административной части, р.Б.Натальи, у которой накануне был день рождения. Я ее искренне поблагодарил за жертвенные труды в Квартире уже в течение 15 лет, пожелал, чтобы Квартира Дорогого Батюшки всегда была для нее ее духовным домом, а также подарил серебряный крестик, сделанный по подобию нашего леушинского креста во дворе подворья.Наталья была так взволнована и не только от поздравления. Глядя на обретенный портрет, она рассказала, что в прошлом году в одном антикварном магазине в Санкт-Петербурге она спросила, нет ли у них чего-нибудь связанного с Иоанном Кронштадтским? Директор магазина завел ее к себе в кабинет и показал на стене портрет Батюшки Иоанна с кропилом, точно такой же, как нам подарили сегодня. Она спросила, нельзя ли его выкупить, но антиквар категорически отказался. Потом она несколько раз заходила, звонила по телефону, думала, что он передумает. Но был неумолим. Она сильно расстроилась, что такой портрет не попал в Музей-Квартиру. "Представляете, какая для меня радость, что такой же портрет пришел в Квартиру, да еще в день моего рождения. Для меня это главный подарок."

После торжественной части у нас было в программе еще и праздничное застолье с масличными блинами и пирогами, за которым мы подробно расспросили о чудесном обретении портрета в Музее хитрости в Переславле-Залесском.

Завершился праздник поездкой на кладбище к часовне Феодоры Власьевны, где мы поставили поминальные свечи и помолились о упокоении ее души.

otets-gennadiy.livejournal.com

Дневник протоиерея Геннадия Беловолова

На воскресной службе после исповеди моя уважаемая прихожанка Евгения Семеновна поделилась скорбью: «Батюшка, хочу вас спросить, как мне молиться о дорогом для меня человеке?» - «В каком смысле?» - «Можно ли поминать человека, если он принял католичество?» - «Вы говорите об усопшем? О ком идет речь?» - никак не мог я взять в толк суть вопроса. «Ну вы его не знаете, хотя может и знаете, то есть лично не знаете, а вообще-то, наверное, знаете. Это художник Ухналев...» - «Что-то знакомое. Фамилия на слуху». - «Он создатель современного герба России, он нарисовал нашего двуглавого герба». «И что же, он — католик?», - удивился я.«Нет, он принял католичество за два года до смерти... Вот поэтому я спрашиваю, можно ли за него молиться? Он умер четыре дня назад, сегодня отпевание в костеле на Невском». - «Какая-то необычная история! Как создатель российского герба оказался католиком?» - недоумевал я. «Понимаете, он болел перед смертью и за ним ухаживали две католические монахини, они-то его и уговорили принять католичество...» «Давайте поговорим после службы. Если ответить Вам кратко, то поминать его в православном храме нельзя. Наша церковь не имеет евхаристического общения с католиками. Литургия — это «общее дело». К сожалению, с католиками у нас этого «общего дела» нет».

История этого художника мне как-то запала в голову. Я вспоминал его в течение дня, тем более, что проезжал в этот день по Невскому мимо католического костела, где проходило отпевание. Вечером посмотрел в интернете. Нашел статью о нем в википедии. Евгений Ильич Ухналёв прожил долгую и трагичную жизнь — 84 года, не дожил 2 дней до своего рождения, умер 3 сентября.

Автор государственного герба Российской Федерации еще десятилетним мальчиком пережил блокаду Ленинграда. Рано начал рисовать. Окончил Художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.

В 18 лет был репрессирован по ложному доносу «за контрреволюционную деятельность», осужден смертная казнь, замененную на 25 лет в лагерях ВоркутЛАГ. После смерти Сталина был освобожден и реабилитирован, проведя в лагерях 6 лет. Испытания не сломали молодого человека. Достаточно сказать, что он в ссылке делал зарисовки лагерной жизни. В 1960-70-е годы занял место главного архитектора Государственного Эрмитажа, а с 1998 года стал ведущим художником этого музея. С 1992 работал экспертом Государственной герольдии при Президенте РФ, позже был включен в состав Геральдического совета. К этому времени относится столь ответственное задание создать проект герба России. На утверждение президента в 1993 году он представил два проекта герба, различавшихся по цвету щита - один, изображал двуглавого орла на красном щите, на другом щит повторял цвета герба Российской империи. Ельцин утвердил вариант золотого орла на красном фоне. Этот герб официально был введен в употребление 6 декабря 1993 года. Кроме этого будучи членом Геральдического совета Ухналев выступил автором многих проектов и графических изображений: 1) штандарта и знака Президента Российской Федерации, 2) знаков орденов Святого апостола Андрея Первозванного, 3) герба и флага Санкт-Петербурга, 4) знака и диплома лауреата Государственной премии Российской Федерации, 5) медалей «В память 300-летия Санкт-Петербурга» и «В честь 60-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады» и многих других геральдических знаков России.Одним словом, совершенно ясно, что для современной России Ухналев — фигура знаковая. В этом смысле принятие им католичества не может носить характер факта только личной жизни. Мне хотелось понять, как это могло произойти? Поэтому через пару дней я позвонил Евгении Семеновне и расспросил ее о художнике. «Евгения Семеновна, откуда вы знаете Евгения Ильича? Как давно вы были знакомы?"«Мы были хорошими друзьями, знакомы были еще с 1970-х годов по художественной среде. Мой муж ведь тоже художник. Дружили семьями. Бывали у него дома. Он был дважды женат. Вторая жена Наташа, тоже художница. Он был с ней счастлив. Она была православная, ходила на Коневское подворье, напротив которого они и жили. Она умерла раньше него". «Как же так получилось, что он принял католичество?"«Батюшка, да ведь он вообще не был крещен, и всю жизнь прожил не крещенным"."Всю жизнь не крещенным?!..." "Видимо, помогало искусство... Даже в лагере, - он там нарисовал портрет начальника лагеря и после этого его перевели из рабочих в группу архитекторов. Там было полегче. В лагере делал зарисовки, маленькие рисуночки на клочках бумаги, он их смог сохранить, теперь они опубликованы, - документ времени".

Я смотрел в интернете его художественные работы, попался цикл пейзажей Санкт-Петербурга. Мне показалось — мрачновато как-то, какая-то безысходность. У него был грустный, если не сказать, тяжелый взгляд на мир...

"Я думаю, что он лагерные годы свой молодости переживал практически всю свою жизнь. Отсюда и этот грустный взгляд...""Петербург у него какой-то лагерный получился"

"Евгения Семеновна, как же все-таки он стал католиком?" "В последние годы у него обнаружилась тяжелая болезнь — рак желудка. В этом же доме жили две католические монашки, которые выполняли служение патронажных сестер. Наташа пригласила их и позволила взять шефство на мужем. Они приходили в квартиру, оказывали патронажную и бытовую помощь. Узнав же, что он не крещен, уговорили его креститься в костеле..."

Какая-то печальная ситуация получается во всех смыслах. У меня возникло много вопросов. Во-первых, к самому художнику, который на них уже не мог ответить. Как он будучи создателем важнейших символов России, принял католичество? Ведь это тоже носит свой "геральдический" смысл. Во-вторых, где же были православные? Почему жена Наталья не предложила ему креститься на Коневском подворье? Почему не пригласили православного священника? Я чувствовал при этом собственную вину. Ведь могли пригласить, в конце концов, и меня... В-третьих, вопрос, почему эти монашенки, зная, с кем они имеют дело, не предложили ему покреститься в православном храме? Ведь официально католическая церковь заявляет, что она не занимается прозелитизмом на территории России. Я поделился этими мыслями с Евгенией Семеновной. "Но ведь он не был православным? Поэтому он не переходил из Православия в католичество. Это его свободный выбор" - защищала художника Евгения Семеновна. "Но ведь он был русским!" "У него была какая-то еврейская кровь. Но он считал себя русским и сознавал свою принадлежность к русской культуре". "Вот это-то и обидно, что он будучи русским по самосознанию, оказался католиком по крещению. Для меня это какой-то знак, что наша интеллигенция подчас не укоренена в Российской почве, что она может в критический момент может легко отступить от самого главного. Грустный итог: создатель Российского герба духовно оказался чужд России. Это не только его вина, но и наша беда". "Батюшка, ну может все-таки лучше, что он ушел хотя бы католиком, нежели бы умер вообще не крещенным? Знаете, как он мирно уходил?! Хотя из-за болезни он в последнее время почти не ел, все терпел. Господь ослабил его страдания. Близкие рассказывают, что он становился все добрее и добрее, беспокоился о других, при этом в полном сознании, что он уходит. Я звонила ему за два часа до смерти. К телефону подошел внук, я спросила Женю. Услышала в трубке, как он попросил внука передать мне: «Передай, что мне так плохо, что я не могу говорить, пусть позвонит позже...» Это были его последние слова, которые я слышала. После этого звонка у меня внутри вдруг возник вопрос: почему ты не молишься о болящем Евгении? Он нуждается в молитвах? Я стала молиться за него. На другое утро позвонили, сказали: «Евгений умер вчера в 9 часов вечера...» "Вы были на отпевании?" "Да, я посчитала это своим долгом перед его памятью... Отпевание проходило в костеле святой Екатерины на Невском. Служили на русском языке, псалтырь читали по-русски, не по-церковно-славянски, видимо, специально для собравшихся, которые почти все были православные... Собралось много людей, в основном друзья, художники, родственники, сын, внуки. Была та монашенка, которая стала его крестной матерью. Мне ее даже показали. Жаль, что Эрмитаж, где Евгений проработал почти полвека, никак не откликнулся, в музее не было никаких официальных мероприятий, никакой гражданской панихиды. Пиотровского на отпевании тоже не было. Присутствовал только старый друг Ухналева Георгий Вилинбахов... На другой день Евгения похоронили на Серафимовском кладбище, там есть отделение для жителей блокадного города. Чтобы похоронить его вместе с супругой Наташей, его кремировали"...

После всего, что рассказала Евгения Семеновна о художнике Ухналеве, мне и самому захотелось помолиться о его душе. Но он сам сделал такой выбор, который мне как священнику не оставил такой возможности...

otets-gennadiy.livejournal.com

Дневник протоиерея Геннадия Беловолова

Как-то незаметно в средине марта прошел у меня один «юбилей» - двухлетия пребывания в интернете. О нем мне неожиданно напомнил очередной вопрос с РНЛ. Меня попросили прокомментировать инициативу китайских властей о ликвидации анонимности в интернете Китая. Недавно пекинские власти постановили, что пользователи самой популярной в Китае социальной сети «Вэйбо», не указавшие в регистрационных формах своих настоящих имен и фамилий, а также паспортных данных, будут с 17 марта лишены возможности публиковать посты в микроблогах,

Пекинская канцелярия по интернет-информации издала «несколько правил» о регулировании сервиса микроблогов «Вэйбо». В соответствии с этими правилами, для получения права публиковать свои посты пользователи должны сообщить администрации сервиса свои реальные имена и номера удостоверений личности.

Два года назад мне казалось, что анонимность в интернете необходима, что она дает возможность свободно высказываться, не взирая на лица, мне казалось, что интернет – это место, где «народ не безмолвствует». Но опыт ведения дневника и общения в интернете теперь меня склоняет к мысли, что анонимность в интернете приводит к состоянию духовной вседозволенности, и люди позволяют себе высказывать такие мысли, которые в жизни, наверняка, никогда бы себе не позволили.

Интернет чем-то напоминает мне ситуацию в известном рассказе Достоевского «Бобок», где герои после смерти в могиле оказываются в особом состоянии между временной и вечной жизнью, где уже не действуют ни социальные, ни нравственные законы. Во вполне добропорядочных гражданах просыпаются те инстинкты и комплексы, которые они сдерживали в обществе. В интернете у некоторых пользователей происходит тот же эффект, просто, начинает крыша ехать. Все становится предметом насмешки и издевательства. Чуть ли не признаком хорошего тона у некоторых достаточно известных блогеров стала матерщина. Причем попытка поставить на место такого блогера вызывает у него столь бурную реакцию негодования, что приводят только к обратному результату. Общий тон обсуждения в интернете носит характер осмеивания, охаивания, осуждения. Первенствует и пользуется популярностью все скандальное, пошлое и циничное. Если хочешь заболтать какую-нибудь тему – предложи обсудить ее на каком-нибудь форуме. Иногда возникает ощущение какой-то планетарной помойки. Все самые популярные блогеры, возьмите первую 10-ку рейтинга ЖЖ, – это же просто большие хохмачи. Для успеха в нете нужно обязательно разоблачать всех и вся и ни в коем случае не высказывать ничего положительного, чтобы не дать возможности разоблачать себя. Вот недавно русский офицер Сергей Солнечников совершил настоящий подвиг - ценой своей жизни спас солдат при взрыве гранаты, ему присвоили посмертно Героя России. Вы думаете, что интернет взорвался этой темой? Никто из популярных рейтинговых блогеров даже не упомянул о нем. В тоже время вот уже больше месяца в центре внимания блогосферы остается кощунственная выходка девиц из PUSSY RIOT. Их уже объявили «узниками совести». Но чтобы быть таковыми, для начала нужно иметь эту самую совесть. Их точнее было бы назвать «узниками бессовестности». Хочу здесь привести мнение авторитетного духовного писателя нашего времени архимандрита Рафаила (Карелина) на эту тему: "К сожалению, значительная часть форумов представляет собой уравниловку, где крик невежды и хама может заглушить голос более знающих и эрудированных людей. На многих форумах преобладает дух базара и неуважения друг к другу; а для христианской проповеди или для корректной, серьезной дискуссии нужна другая атмосфера, другой этический фон". Выходя в интернет, человек оказывается в ситуации как бы невидимки. Он общается «по секрету со всем светом»: с одной стороны, он видит весь мир, с другой стороны, его самого никто не видит. На самом деле в интернете человек оказывается наедине с собой. И это становится серьезным экзаменом его духовной зрелости и внутренней культуры. Не знаю, нужны ли в интернете паспортные данные человека, как это делают в Китае. но подчас думаешь, что какая-то справка о вменяемости не помешала бы.Конечно, нужно понимать, что интернет, как и мир, нам не переделать. Поэтому мы должны говорить о формировании пространства православного интернета. И здесь я уверен этика анонимности неуместна. Мы - христиане - имеем свои имена, данные нам в крещении и записаные в книге жизни. Почему же в интернете мы отказываемся от наших святых имен?! И здесь меня удивляет один парадокс. Часть христиан сейчас активно борется против того, чтобы имя христианина не было заменено цифровым кодом. Но в интернете православные люди сами добровольно отказываются от своих имен, заменяют его какими-то шифрограммами, кличками, подчас цифирью, и то, что, как мы считаем, будет делать антихрист - заменять имена на некие цифрокоды, люди делают в добровольном порядке. Давайте назовем вещи своими именами: если мы выступаем как аноним, то получается, что все что мы пишет является по жанру анонимкой. Писать анонимки никогда не считалось доблестью.Отказываясь от своего христианского имени, блогер по сути отказывается и от своего небесного покровителя! Он выходит в интерент, сам лишая себя небесного молитвенного заступничества. Не будет забывать, что "нет" означает "сеть", "паутина" и выходя в интернет, нужно не оказаться в его плену. Я думаю, что православный человек и в интернете найдет в себе мужество и необходимую ответственность, чтобы оставаться христианином и назвать свое имя, не быть безликим блогером и отвечать за каждое свое слово. Господь ясно сказал в Священном Писании, что каждый из нас ответит за каждое сказанное слово, в том числе и в интернете.Благодаря интернету мы можем оказаться в совершенно анонимном, безликом и безымянном обществе. Анонимность формирует особое отношение к другому человеку, когда он сам по себе неинтересен, а нужен лишь как зеркало твоих собственных мнений и высказываний. Нужно формировать этику православного интернета. Главная ее идея состоит в том, что мы должны и в интернете оставаться христианами. Интернет - это не место интеллектуальной и духовной вседозволенности. Интернет должен стать местом нашего братского общения и пребывание в нем должно быть душеполезным.Мой реальный опыт показывает, что наиболее интересное общение получается как раз с блогерами, которых ты либо знаешь лично, либо знаешь по имени. Я обычно принимаю к себе в друзья или, как выражаются, «зафрендиваю» тех, кого я знаю хотя бы по имени. Трудно общаться с анонимами, с тенями живых людей. Я считаю ненормальной ситуацию, когда я называю кого-то другом и не знаю его имени. У православных блогеров должна быть взаимная молитвенная связь. Я стараюсь молиться о своих друзьях в блоге, поминать их - это ведь живые люди. За ником и юзерпиком стоит живая человеческая душа. Я хочу знать имя этой души, чтобы иметь возможность о ней помолиться.Главное в интернете не потерять свою душу и не забыть, что у другого блогера тоже есть душа. Нужно, чтобы интернет не стал бездушным.

otets-gennadiy.livejournal.com

Дневник протоиерея Геннадия Беловолова

В этом году осенью исполнится 25 лет как я служу в Сомино. Четверть века — не малый срок. Почти половина сознательной жизни. Вспоминается множество людей, лиц, судеб, историй. Сколько было всего за это время...Помню, когда я приехал на приход еще молодым дьяконом, в конце октября 1992 года, мне рассказали необычную историю, произошедшую тем летом летом в селе Заборье, историю о том, как умер Вячеслав Александрович Надеждин.Он был большим человеком в нашем краю, - как-никак директор леспромхоза! Должность такая, что мимо не пройдешь. Но он был человеком душевным, всем помогал, никому не отказывал. Вчера после службы в Заборье за трапезной с прихожанами я расспросил его сестру Веру Александровну о том, как умер ее брат. Повторяю, я эту историю слышал не раз, но здесь была возможность узнать все из первых рук. Вера Александровна рассказала, что в 1992 году они с супругом Виктором Дмитриевичем переехали с Камчатки домой. Виктор был военным и, выйдя на пенсию, вернулся на родину в Заборье.Но первые же месяцы обустройства омрачились тяжелой болезнью брата Веры Александровны. За месяц здоровый мужик оказался прикованным к постели. У него обнаружилась тяжелая форма рака - саркома. Врачи не видели смысла делать операцию и выписали его домой, оставив Вячеславу всего одну неделю жизни. Вячеслав мужественно терпел боли. Прописанные уколы едва помогали.Но для Веры Александровны страдания за брата усиливалось еще и тем обстоятельством, что он был некрещеным. Будучи сама верующей, она решилась предложить ему покреститься: «Может быть, батюшку пригласить?» Он в ответ молчал, о чем-то думал. Она еще несколько раз предлагала: «Славик, тебе бы надо покреститься, сам все понимаешь...» Но он ничего не отвечал. Однажды он только произнес: «Что ж Бог мне не поможет?» Она подумала, что теперь ее усилия напрасны.25 июля, как потом оказалось накануне дня смерти, поздно вечером Вячеслав неожиданно сказал сестре: «Привези мне батюшку.» На другое утро она поехала в Сомино. Объяснила священнику ситуацию. Он не стал медлить и тут же приехал в Заборье.Вячеслав смог сесть на кровати. Купель поставили перед ним на стуле. Батюшка громко читал молитвы. Когда он трижды омыл в святой воде насколько было возможно Вячеслава и произнес слова «крещается раб Божий Вячеслав», Вера Александровна прослезилась и впервые за многие дни улыбнулась, глядя на брата. Но в тот самый момент, когда батюшка благословил новокрещенного нательным крестиком, дал приложиться к нему и одел на него, Вячеслав сделал глубокий выдох, лицо его замерло и голова медленно отвалилась на подушку. В комнате наступила тишина. Батюшка перекрестился и сказал: «Раб Божий Вячеслав отошел ко Господу», - и закрыл ему глаза. Он дочитал отпуст крещения, а потом тут же совершил первую панихиду по усопшему.Вячеслав Александрович Надеждин умер 26 июля 1992 года. Даже спустя 25 лет рассказ произвел на нас глубокое духовное впечатление.«Понимаете, батюшка, он поцеловал крестик и тут же умер... Даже ничего не успел сказать», -с волнением рассказывала Вера Александровна. Кто-то за столом сказал: «Вот повезло человеку...»«Такую смерть надо еще заслужить, - ответил я, - Видно, много добра людям сделал. Вот Господь и не попустил умереть некрещеным.»«Говорят, что в таких случаях душа без мытарства к Богу идет?»«Так оно и есть. Лукавым не за что зацепиться на мытарствах. Крещение все грехи смыло. А новых никаких нет.»«Получается, что он как бы святой что ли?» «Получается, что так. Мы же считаем святым Благоразумного Разбойника, который в последний момент на кресте исповедовал Христа? Его даже на дьяконских вратах изображают. Слышал, что где-то в России построили в честь Благоразумного Разбойника построили деревянную церковушку. А наш Вячеслав Александрович вовсе не был разбойником, а наоборот добрым человеком. Сколько добра сделал! До сих пор люди помнят. Может и стоит он там в Царстве Небесном со святыми. Это, конечно, Божия тайна, но просто так не умирают...» Я задумался о этой уникальной истории. Конечно, такая история теоретически возможна, но практически такое наверное бывает раз в сто лет. Для меня эта история стала уроком того, что Богу все возможно, а священник всегда должен быть готов стать орудием в руках Божиих. После паузы кто-то сказал: «Снег растает, на могилку надо будет сходить.»«В самом деле, Вера Александровна, в это году 25 лет памяти Вячеслава Александровича, надо, действительно, будет на его могилке послужить. Жалко, не знал его лично. Вот и познакомлюсь с нашим «святым Вячеславом».

otets-gennadiy.livejournal.com

Дневник протоиерея Геннадия Беловолова

Я уже писал о необычайном обретении иконы в селении Лидь (в старину - Скверы), которая многие годы — более полувека — использовалась в качестве столешницы на кухне («Как нынче являются иконы» http://otets-gennadiy.livejournal.com/229239.html).

Вся икона оказалась закрашенной зеленой заборной краской. Судя по всему, лики на иконе не давали спокойно кушать за таким столом. Вообще страшно представить, как можно есть на иконе. Зримый образ торжества материального бытия над духовным. Такой пир на иконе сродни пиру во время чумы. Лики были густо закрашены, совесть успокоена. Обеды продолжены. В этой истории меня сразу заинтересовал вопрос, какой же святой изображен на этой многострадальной иконе? Какой же святой столько лет терпел такое отношение к себе?</cut> Но сколько мы на приходе в Заборье не рассматривали икону - и прямо, и сбоку, и с подсветкой — ничего рассмотреть было невозможно. Стало ясно, что икону нужно везти в Питер, показывать реставратором, делать пробные расчистки.

Позавчера я привез икону на Леушинское подворье. А сегодня приходил знакомый реставратор Алексей Черепанов, талантливый профессионал своего дела, участвовавший в больших реставрационных проектах, в частности, в реставрации иконостаса Успенского собора в Смоленске.

Алексей принес с собой все необходимое для пробной расчистки. Я его расположил в крестильне. «Икона сильно руинирована», - сказал он на профессиональном языке первичный диагноз после осмотра иконы. Потом я оставил его наедине с иконой, чтобы не мешать. Я занялся своими делами, но при этом внутренне с волнением ожидал разгадки вопроса, который волновал меня последний месяц. Часа через полтора Алексей оживленно выглянул из крестильни: «Батюшка, есть, что посмотреть...» То, что я увидел, стало как разгадкой, так и новой загадкой. На иконе было вскрыто изображение святого, которое находилось на самом краю доски, так что часть главы была утрачена. Было очевидно, что иконуеще и опилили, приспосабливая под столешницу. Но к счастью, лик святого в целом сохранился. Алексей пояснил, что в центре икона не только закрашена, но попросту стерта. Возможно, чтобы избавиться от взглядов святых красочный слой безжалостно счистили наждачной бумагой или абразивным кругом. Поэтому пробная расчистка не позволила выявить изображение в центре доски. Нужна более кропотливая расчистка всей иконы, чтобы составить о ней представление.

Я видел перед собой лик неизвестного святого, кротко взиравший на меня. В его лице было запечатлено страдание и горечь: что же я вам сделал плохого, что вы меня закрасили заборной краской; в его глазах читались недоумение и вопрос: у вас вообще мозги есть или нет, неужели вам стол дороже, чем икона?! Я почувствовал себя виновным перед этим святым за то, что наши предки не нашли лучшего применения святой иконе, кроме как хлебать щи на ней. Сколько же лет на святой иконе ели, пили и чай и водку, резали хлеб и колбасу. И самое страшное, не видели в этом страшного, никакого греха и кощунства.Есть предание, что на доске, на которой некогда Господь наш Иисус Христос трапезовал на тайной вечере, впоследствии христиане написали икону (и это Владимирская икона Божией Матери). Наши предки в ХХ веке поступили с точностью наоборот, из иконы сделали кухонный стол. Прости нас, святой угодник Божий... Я бы устроил выставку в Третьяковке всего двух икон - знаменитой Владимирской и нашей только что обретенной Скверской. Обо многом сказали бы эти две иконы русскому человеку, помещенные рядом... Но какой же это все-таки святой? По деталям иконографии — видно Евангелие в руке, благословляющая десница, детали архиерейского облачения: омофор, саккос, - очевидно, что это святитель. Можно было бы предположить, что это святитель Николай, которому посвящен престол в храме, но нет с ним «портретного сходства». Николу Угодника сразу узнаешь на любой иконе любого стиля и любого века. У нашего святого видна длинная борода против короткой бороды у святителя Николая.

Над святым сохранился фрагмент надписи, который можно прочитать как «...оровицкий». Но я не вспомнил святителя с таким титулом. Пока что больше вопросов, чем ответов. Я смотрел на лик неизвестного святого и думал: какой смиренный святой — так долго терпел кощунство над своим образом, какой великий святой — по его молитвам чудесно сохранился его лик на доске и сама доска вновь возвращена в храм. Тем более захотелось узнать имя святого, чтобы научиться у него терпению. Если святой вытерпел такое поругание, что же нам остается, как не потерпеть немощи наших ближних. Я помолился неизвестному святому и попросил его научить меня его смирению.

Итак, кто же этот святой? Может быть, у моих благочестивых читателей будут какие-то идеи. Может быть, мы всем миром сможем узнать его. Помогите открыть имя святого на этой многострадальной иконе.

Я попросил Алексея заняться этой иконой. «Она достойна того! Нужна полная расчистка, тогда картина проясниться». Икону увез к себе в мастерскую. Цену не назвал, но очевидно, что работа будет большая. Кто желает помочь в реставрации иконы-мученицы, отзовитесь в личку, могу сообщить номер карты.

otets-gennadiy.livejournal.com


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта