Собор Салерно - часть 4. Журнал амвон
Амвон из базилики Сан-Лоренцо-Фуори-ле-Мура и еще несколько
Базилика Сан-Лоренцо-Фуори-ле-Мура.
Домский собор Равелло.
Кафедральный собор Равенны.
Амвон из раннехристианского храма (IV в.) в Перпериконе, Болгария.
Санта-Мария-ин-Космедин, Рим.Как пишут на византийском форуме, он является примером влияния константинопольской моды на Рим.
Вторая тоже из Санта-Мария-ин-Космедин.
Базилика Сан Клементе в Риме.
Амвон из Марцамеми. Реконструкция.Входил в груз затонувшего торгового судна, найденного на глубине 9 метров близ Marzamemi, Сицилия. Груз датирован началом VIв. Исследован в 1960-67гг. Gerhard Kapitän и другими. Среди груза были найдены готовые мраморные части, предназначенные для неизвестной церкви: базы, стволы и капители колонн из проконисского мрамора, амвон из зеленого фессалийского мрамора и доска престола из пентелийского мрамора. Возможно, этот транспорт шел из Константинополя в Италию.
Плиты с фасада Собора Сан Марко в Венеции. Вполне вероятно, что прежде они были частью аналогичного амвона.
Миниатюра из знаменитого иллюстрированного Менология, заказанного Василием II (ныне хранится в библиотеке Ватикана).
Равенна. Базилика Сан Апполинаре Нуово. Амвон предположительно VI века. Расположен у колонн южного нефа.
Амвон ярко выраженного константинопольского типа, но без боковых лестниц, и помещен на 4 столбика - сказываются, по, видимому, местные вкусы. В то время детали каменного храмового убранства производились в византийских мастерских при императорских каменоломнях массово, часто типовыми наборами (что доказывают находки таких наборов на затонувших кораблях), и монтировались заказчиками на месте порой по принципу конструктора LEGO.
Еще один амвон, тяготеющий к константинопольскому типу:
Равенна. Базилика Святого Духа, бывшая арианская, около арианского баптистерия.Никея (Изник), дворик при мечети (теперь археологический музей). Происходит по-видимому из какой-то никейской церкви. На вид - V-VI вв.
http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=45&start=3http://www.russianbulgaria.net/viewtopic.php?f=28&t=888https://commons.wikimedia.org/wiki/File:RA_Spirito_Santo_A.JPG?uselang=it
theofilakt.livejournal.com
Собор Салерно - часть 4: sibeaster
Вот и не доверяй после этому счастливой звезде путешественника! Вообще-то, в эту поездку посещение собора Салерно не предполагалось.Сам город должен был стать местом десятиминутной пересадки с электрички, следовавшей из Кава-де-Тиррени, на автобус, отбывающий в Амальфи. Я уже рассказывал ранее, что в намеченный день (вторник) меня в монастырь в Каве не допустили, я назло этим подлым итальяшкам спустился оттуда пешком на амальфитанскую трассу, так что обошелся вообще без пересадки в Салерно. Но все же желание побывать в Каве превозмогло: я туда поехал еще раз в субботу, все же проник туда (об этом тоже рассказано выше) и вернулся автобусом на станцию Кава-де-Тиррени в районе 11 утра. Следующая электричка в сторону Салерно по расписанию должна была прибыть в 12-20, и я приготовился поскучать полтора часа в этом городке. Но тут выяснилось, что предыдущая электричка, которая по расписанию должна была уехать в 10-34, опаздывает...Она в итоге прибыла в 11-30, опоздав практически на час; вот на ней я и последовал в Салерно. В результате в Салерно у меня образовалось почти 2 часа до поезда на Пестум, и - не пропадать же добру! - я решил сходить в собор.Итак, в соборе имеются два прекрасных амвона XII века. Один из них (левый) называется амвоном Гуарна в честь салернского архиепископа Ромуальда Гуарна, блестящего политика и, чем он собственно и прославился, хрониста XII века. Второй (правый) амвон именуется амвоном Айелло (Ajello) в честь архиепископа Никола д'Айелло, одного из сыновей сицилийского канцлера Маттео д'Айелло (здесь http://sibeaster.livejournal.com/58766.html есть ссылки на статьи в русской Вики об этих людях). Вот эти амвоны мы сейчас и будем рассматривать.
1. Амвон Гуарна
Ну и любимые мозаики в стиле косматеско:
2. Амвон Айелло
Его, собаку, приходилось фотографировать против солнца, так что никакого косматеско не получилось. Зато кое-что удалось запечатлеть из капителей колонн, поддерживающих амвон:
Есть и грозные животные, стерегущие подножия колонн, чтобы их никто не украл:
Солнце, мешавшее разглядывать амвон Айелло, всячески заглаивало свою вину, освещая апсиды. Первоначальный декор главной апсиды утерян в войну, сейчас здесь выполненная в 1950е годы равеннскими мастерами мозаика. На ней мы видим окруженную ангелами Богородицу; с Робертом Гвискаром и Сишельгаитой, молящимися у Ее ног; и восемью папами (Климент II, Лев IX, Виктор III, Александр II, Урбан II, Пасхалий II, Каллист III и Александр III). Видимо, нужно очень глубоко копнуть в историю Салерно, чтобы понять причину, по которой выбраны именно эти папы; я пока что к этому не готов. Замечу лишь, что Виктора III я уже не раз упоминал, ибо он, будучи аббатом Дезидерием, перестроил Монте-Кассино, а также украсил фресками церковь в Сант-Анджело-ин-Формис.
В правой апсиде мозаика показывает нам сидящего на троне апостола Матфея с предстоящими ему сыновьями Зеведеевыми, мучениками Лаврентием и Фортунатом (имя последнего я считал с мозаики, м.б., я и ошибся):
В левой апсиде уже не мозаика, а фреска с Крещением Господним:
Завершая обзор монументального изобразительного искусства в соборе, покажу вам еще и мозаику в люнете над главным входом; конечно же, все узнали апостола Матфея. Боюсь, что перед нами тоже послевоеная реставрация:
В следующий раз мы (наконец-то! вы же знаете мои странные наклонности!) посмотрим гробницы великих мира сего, захороненных в соборе.
sibeaster.livejournal.com
часть 1. Дуомо Сан-Панталеоне. И рождественские поздравления от автора: sibeaster
В честь праздника будет минимум текста, а картинок побольше. Собственно рассказать-то могу лишь то, что в местном путеводителе вычитал, а написано там было немного. Местный Дуомо построен в конце XI века, за образец был взят храм аббатства Монте-Кассино (мы поедем туда с вами, дорогие читатели, обязательно). Только вот в Монте-Кассино все постройки XI века несколько раз были сравнены с землей, а главная церковь Равелло так и стоит в своей великолепной простоте.А теперь внимание на украшенные мозаикой амвоны XII века. Их, как видите, две штуки: правый (евангельский) и левый (в описаловке никак не поименованный, но, очевидно, апостольский).Начнем с левого:<;/a>Думаю, все узнали пророка Иону и кита? Я чуть не упал от смеха, уж больно все живописно получилось. Справа его, думаю, глотают, а слева - выплевывают. Впрочем, может и наоборот
Правый амвон посложнее будет. Здесь пришлось снимать разные детальки крупным планом, благо по церкви я бродил один-совсем один:Меня не перестают умилять колонны, стоящие на спинах каких-либо существ. В данном случае мы видим львов:
Ну а дальше, без комментариев, показываю вам мозаику:
Вообще-то у меня на Равелло было где-то 2,5 часа, а дальше должен был случиться закат и закрытие музеев, но в церкви я где-то на час завис. Такого буйства фантазии мозаичистов давненько не встречал.
Еще в Сан-Панталеоне есть бронзовая дверь работы мастера Баризано из Трани, того же самого, что выполнил северные врата моего любимого собора Монреале. Как утверждается, врата из Равелло - одни из первых в Южной Италии местного, а не византийского происхождения. Их я старательно отфотографировал, но мне они кажутся немного нудноватыми по сравнению с мозаиками амвонов, так что оставим их на потОм.
Ну а для самых фанатичных читателей сообщаю, что в Сан-Панталеоне хранится флакон с, как утверждается, кровью святого Пантелеймона, и она, как и неаполитанская кровь святого Януария, вскипает в определенный день. Об этом, правда, местный путеводитель скромно умолчал, похоже, местные жители уже разуверились в чуде. Я, правда, слыхал, что еще один флакон с кровью святого Пантелеймона и тоже вскипающий находится среди реликвий, собранных Филиппом II в Эскориале, но почему бы не быть двум флаконам, не так ли? Это все ерунда по сравнению с чудесно обретенными, сохраненными и перенесенными в Москву дарами волхвов... Я, когда об этом э-э-э артефакте прочитал пару месяцев назад, думал, что шутят авторы. Реальность оказалась фантастичнее любой выдумки. Ну ничего, мы еще флаконов с млеком Богородицы не видали, а они существуют. Наводка: один из них есть в соборе Монреале, только вы об этом фонду Андрея Первозванного не говорите, а то ведь точно привезут...
Ну а в заключение позвольте поздравить вас с Рождеством.Как раз сегодня встречался с однокашником, которого не видал много лет. Мы-то думаем, что наша родная Церковь уже прочно овладела умами российской общественности, и все покорно внемлют любому, что изрекут наши батюшки и владыки. Ан нет, мой однокашник даже и не подозревал о наших амбициях)))
А если серьезно, то последнюю пару лет в моем мозгу случился такой разворот, что если бы не периодические падения головой в татами, моя голова бы давно разлетелась от перенапряжения. Скажу я вам так: есть жизнь в миру, есть жизнь по Евангелию, а есть жизнь псевдо-благочестивая, церковная. Так вот на сегодня я прилагаю все усилия, чтобы воплотить в первой жизнь жизнь вторую, при этом изжив начисто жизнь третью. За этот год (отчетный год, Вл-р Михалыч же любит отчитываться в своих посланиях о своих поездках) мне случилось несколько раз переломить себя и поступить не так, как мне хотелось и мне же было выгодно, а так как это требовалось по евангельской правде. Удалось даже (увы-увы, как легко ссориться и как трудно мириться) примириться с бывшим другом, с которым мы давным-давно были в состоянии необъявленной войны. Не скажу, что это было легко, но это получилось. Будем же двигаться дальше, может быть грех былого ПГМа и будет прощен мне за мои искреннее намерение измениться.
Вот этого я и желаю вам, мои читатели-христиане.
Ну а читателей - не христиан мне остается лишь попросить: пожалуйста, будьте снисходительны к нам. Мы действительно немного запутались в собственном учении, но при этом упорно не желали в этом сознаться, но продолжали напыщенно и надменно учить вас жизни во Христе. Мы исправимся обязательно, и вы еще увидите в нас свет Отца нашего Небесного и, надеюсь, к нам присоединитесь.
В любом случае, относитесь ли вы к первой или второй группе читателей, весь прошедший год я старался вселить в вас капельку оптимизма, подарить хоть минутку беззаботного смеха и удивить чем-нибудь невиданным. Надеюсь, что это хоть немного удалось. Еще раз с Рождеством вас, дорогие читатели.
sibeaster.livejournal.com
Сергей Васильев. На лесной амвон
Сергей Васильев. На лесной амвон - Православный журнал "Фома"
, з аместителя главного редактора и заведующего отдела поэзии «Нового мира». С волгоградским поэтом Сергеем Васильевым мы, кажется, и виделись-то всего один раз: в самом начале века, в бурные дни Московского фестиваля поэтов. Разглядывая посвященный тому событию альманах, точнее, фотовкладку к нему, я вдруг увидел наши лица на развороте. Вот он — рядом с поэтом и переводчиком Григорием Кружковым; а вот и я — на вечере нашего общего друга, саратовского поэта Светланы Кековой, в зале столичного цветаевского музея. Боже, как давно это было! Некоторых стихотворцев, запечатленных той фотохроникой, уже нет в живых, а многие, включая и нас, грешных, заметно постарели.Сергей Васильев — из тех немногих поэтов русской провинции, который издавна обрел в обеих столицах благодарного и надежного читателя. Он публикуется в «Арионе» и «Дружбе народов», в «Новом мире» и «Москве», его взрослые и детские сборники с такими утишающими душу названиями, как «Часы с кукушкой», «Бересклет», «Черные подсолнухи» и «Речь пернатых», — слава Богу, долетают до первопрестольной.
Читая стихи Васильева, я думаю о благотворном воздействии живительного вещества баратынской и заболоцкой поэзии; о том, как золотое солнце Тарковского отражается в прозрачном рубцовском озере, о криках бродячих волжан трех веков и детских спорах в наших недетских играх. …Помянул имя Евгения Баратынского, и вот Светлана Кекова пишет мне о стихах Сергея Евгеньевича: «Ты, наверное, помнишь, эти его строчки — “…Мой дар убог, И голос мой, как водится, негромок”? Такое признание можно было бы принять за некое творческое кокетство, за скрытую “провинциальную” гордыню. Можно было бы… Но — нельзя. Он — поэт кристальной сердечной чистоты, из которой и проистекает подлинное смирение. И еще он — поэт сострадания и боли, боли за каждого человека, и — боли за всю Россию…» А если Сергей и говорит о себе, то, например, так: «…И в серебряной нищете Что же делать, Господь, прости, Горемычному сироте — Разве руки крестом сплести». Это из самых новых стихов, из письма, полученного мною третьего дня.
Лучше кошка в лукошке, чем кот в мешке, Лучше смерть проспать, чем в ночи проснуться, И не свет в окошке, а звон в башке От незваных гостей. А чтоб прикоснуться К самому себе, надо выйти вон К деревам, к облакам из парчи и ситца, Унося с собой на лесной амвон Жёлтый круг тоски, словно сыр лисица.
И, на зимний рассвет возводя поклёп, Долго кутая шею в мохнатый иней И дразня синиц, заболеть взахлёб — Хорошо бы ангиной, а не гордыней.
Я хочу возвратиться туда, Где не рады чужому увечью, Где растенья горят от стыда За звериную плоть человечью, Где застенчиво пашут и жнут В годы смуты и в годы разрухи, Где дубы вековые живут И живут вековые старухи.
Может, там, в опустевшем дому, Я, забывший печаль дорогую, В этой жизни хоть что-то пойму И про жизнь позабуду другую.
Дар простоты не каждому даётся, Лишь избранным. А прочим остаётся Уродовать классическую речь, Побрякивать, отпугивая граций, Фальшивым серебром аллитераций И сонные метафоры стеречь.
Метафора — она, брат, как синица, И хороша, когда тебе приснится, Связуя быстротечные века, Свободная, не в золочёной клетке Словарика, а на дремучей ветке Российского живого языка.
И всё же соль не в ней. Удел невежды — Рядить стихи в нарядные одежды, И простота не хуже воровства, Когда она, как нищенка с сумою, Как с полем ветер и как снег зимою, С народом не утратила родства.
Вот и думай, чем кормиться, Как себя теперь вести: То ли в небо устремиться, То ли в землю прорасти.
С грибницею гробницу то роднит, Что там и там бессмертие хранится: Грибница дышит, и поёт гробница Простыми голосами аонид.
И жизнь, как не сказал бы Парменид, Равнo в обеих тужится, зернится, И времени лишь стоит накрениться — Враз вырвется и не повременит.
Начнёт щемить печалью молодой, Хозяйничать над мёртвою водой, Вотще меняя времена и числа, Смущая нас картавостью скворца И желчью пчёл. Спросить бы у Творца, Зачем Он в звук вложил так много смысла?
Ссылки на другие источники в источнике:
Новый номер. Июль'15 в цитатах - Православный журнал "Фома" | Сергей Васильев. На лесной амвон - Православный журнал "Фома" | Одно большое «никто» - Православный журнал "Фома" | Князь Владимир: Cвятой на дружинном пиру - Православный журнал "Фома" | Дозор будущего Сергея Лукьяненко - Православный журнал "Фома" | Жена, знай свое место! - Православный журнал "Фома" |"НАСТЯ и НИКИТА": диалог с будущим автором - ... ... когда мы печатали стихи в журнале«Фома», выбирая их самостоятельно, со стороны и читателей, и специалистов наш опыт подвергся острейшей критике. Мы поняли, что не готовы быть судьями для поэтов, и передали это дело нашим партнёрам – отделу поэзии журнала «Новый мир». Вынужден извиниться, но заранее предупреждаю, что поэтического раздела на конкурсе представлено не будет. — Правда ли, что рассказы и очерки, написанные для конкурса, должны обязательно содержать церковные сюжеты? Многих авторов интересует этот вопрос. — Да, действительно, поскольку наша серия издаётся как приложение к православномужурналу«Фома», некоторые люди думают, что она должна состоять исключительно из благочестивых рассказов об отцах церкви и чудесах. Но серия «Настя и Никита», будучи проектом православным, придерживается определённой литературной традиции, которая не стремится отражать церковные, Евангельские ценности буквально, отражать их формально. Это не Закон Божий. Хотя это предусматривает, мы, не будем включать в серию вещей, явно противоречащих идеям Православия. Но жёстких ограничений в этом смысле нет. Практически все советы уже были изложены в концепции серии. Она имеет достаточно ... Посмотреть другие результаты по теме ... |
xn--b1algoccq.xn--p1ai