Амвон Айелло (Ambone D'Aiello), Собор Салерно, XII в. Амвон журнал
Амвон по пятницам - Журнал Тараса Бурмистрова
|
|
tbv.livejournal.com
Амвон
(6 голосов: 4 из 5)См. фотоальбом АМВОН
Амво́н (греч. «восходить», «край горы») – возвышенный, полукруглый и выдвинутый внутрь храма выступ в середине солеи, напротив Царских врат.
Архиерейским амвоном называется четырехугольное возвышение в центре храма, на которое во время богослужения ставится архиерейская кафедра.
Амвон в центре солеи означает восхождение (греч. – «амвон»). Он знаменует собою те места, с которых проповедовал Господь Иисус Христос (гору, корабль), так как на амвоне во время литургии читается Евангелие, произносятся диаконом ектении, священниками – проповеди, поучения, с амвона епископы обращаются к народу.
Амвон возвещает также о Воскресении Христовом, означая камень, отваленный ангелом от дверей Гроба Господня, что соделало и всех, верующих во Христа, причастниками Его бессмертия, ради чего им и преподаются с амвона Тело и Кровь Христовы во оставление грехов и в жизнь вечную.
Амво́н
Ю.И. Рубан
Амво́н – (греч. ’mbwn, а́мбон, а́мвон – «выступ», «возвышение»; от гл. InabaInw – «восходить», «подниматься») – особое возвышенное место христианского храма, предназначенное для чтения Священного Писания, проповеди и других богослужебных действ.
Судя по немногим сохранившимся памятникам и описаниям, древний амвон представлял собой высеченную из мрамора полукруглую башенку, к верхней площадке которой вели две лестницы («всходы»). С лицевой стороны амвон украшался скульптурными изображениями. В древних храмах базиликальной формы амвон ставился посреди храма (если он был один) или по правой и левой сторонам нефа, если их было два (в некоторых храмах один амвон предназначался для чтения Апостола, другой – для чтения Евангелия). На верхней площадке амвона помещались пюпитр для книг, подсвечник и седалище для епископа. Новгородский паломник Антоний, посетивший Константинополь в 1200 г. и оставивший описание столичных святынь, выделяет амвон «Великой Церкви» (Святой Софии Константинопольской), главного соборно-приходского храма византийского христианства («амвон хрустален, Устиниян царь премудростию многою сотвори, всячески украшен»).
Амвон Софии Константинопольской мог стать прототипом для древнерусских амвонов, в частности, для деревянного амвона Софийского Собора в Новгороде, построенного в 1533 г. при архиепископе Макарии и вызывавшего восхищение современников («амбон велми чуден»). Это единственный сохранившийся древнерусский амвон подобного типа (в настоящее время находится в Русском музее). С этого амвона читали Апостол, Евангелие, исполняли важнейшие песнопения, возглашали синодик («кликали сенодик»). На нем также совершался обряд «Воздвижения креста» во время одноименного праздника, причем, особая роль отводилась новгородскому амвону во время действа «Хождения на осляти» (см. Вход Господень в Иерусалим). Очевидно, амвон в древнерусском богослужении служил образом Небесного Иерусалима, идеального Града и Храма, в котором происходит «возвышенное» (в духовном и даже буквальном смысле!) служение. После XVII в. подобные амвоны исчезают.
В настоящее время существуют два вида амвонов – 1. «Предалтарный амвон» – полукруглая площадка, являющаяся как бы продолжением центральной части солеи (против Царских врат), выступом своим обращенная в сторону молящихся. Здесь дьякон произносит ектеньи и читает Евангелие, священник проповедует, преподает молящимся причастие и крест по окончании богослужения. – 2. «Архиерейский амвон» – квадратное возвышение в средней части храма (как правило, переносное), на котором архиерей облачается и стоит в окружении клириков и верующих до Малого входа при совершении им Литургии. Отсюда другое название в богослужебных книгах – «облачальное место». Как правило, он имеет две ступени.
Согласно авторитетному византийскому литургическому толкованию (XII–XIII в.), «амвон представляет собою тот камень, на котором ангел, отвалив его, сидел близ двери гроба, когда возвещал мироносицам воскресение. Ступени амвона знаменуют лестницу Иакова» (Софрония патриарха Иерусалимского Слово, содержащее всю церковную историю, 4). Тот же символический ряд более подробно развивает последний византийский литургист Симеон Солунский (†1429 г.): престол – гроб, алтарь – гробовая пещера, «посему и амвон становится пред дверями гробницы, означая камень, отваленный от дверей гробницы, и возвышается в знамение высоты христианской проповеди, или того, что ангел сидел поверх его и проповедал воскресение Спасителя», – и делает вывод: «Потому и иереи с дьяконами, изображая ангелов, на амвоне возвещают Евангелие» (Разговор о святых священнодействиях, гл. 104).
Лит.: Красносельцев Н. Ф. О древних литургических толкованиях. Одесса, 1894; Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. М., 1994; Куприянов И. К. Крестные ходы, местные праздники и церковные обряды древнего Новгорода. Новгород, 1859; Клюканова О. В. Новгородский амвон 1533 года // София. Новгород, 1998. № 4. C. 18–20.
azbyka.ru
Сергей Васильев. На лесной амвон
Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир» — рубрика «Строфы» Павла Крючкова, заместителя главного редактора и заведующего отдела поэзии «Нового мира».С волгоградским поэтом Сергеем Васильевым мы, кажется, и виделись-то всего один раз: в самом начале века, в бурные дни Московского фестиваля поэтов. Разглядывая посвященный тому событию альманах, точнее, фотовкладку к нему, я вдруг увидел наши лица на развороте. Вот он — рядом с поэтом и переводчиком Григорием Кружковым; а вот и я — на вечере нашего общего друга, саратовского поэта Светланы Кековой, в зале столичного цветаевского музея. Боже, как давно это было! Некоторых стихотворцев, запечатленных той фотохроникой, уже нет в живых, а многие, включая и нас, грешных, заметно постарели.Время безжалостно и справедливо.Сергей Васильев — из тех немногих поэтов русской провинции, который издавна обрел в обеих столицах благодарного и надежного читателя. Он публикуется в «Арионе» и «Дружбе народов», в «Новом мире» и «Москве», его взрослые и детские сборники с такими утишающими душу названиями, как «Часы с кукушкой», «Бересклет», «Черные подсолнухи» и «Речь пернатых», — слава Богу, долетают до первопрестольной.Читая стихи Васильева, я думаю о благотворном воздействии живительного вещества баратынской и заболоцкой поэзии; о том, как золотое солнце Тарковского отражается в прозрачном рубцовском озере, о криках бродячих волжан трех веков и детских спорах в наших недетских играх.…Помянул имя Евгения Баратынского, и вот Светлана Кекова пишет мне о стихах Сергея Евгеньевича: «Ты, наверное, помнишь, эти его строчки — “…Мой дар убог, / И голос мой, как водится, негромок”? Такое признание можно было бы принять за некое творческое кокетство, за скрытую “провинциальную” гордыню. Можно было бы… Но — нельзя. Он — поэт кристальной сердечной чистоты, из которой и проистекает подлинное смирение. И еще он — поэт сострадания и боли, боли за каждого человека, и — боли за всю Россию…»А если Сергей и говорит о себе, то, например, так:«…И в серебряной нищете / Что же делать, Господь, прости, / Горемычному сироте — / Разве руки крестом сплести». Это из самых новых стихов, из письма, полученного мною третьего дня.
* * *
Водицы глоток из небесной шайкиДа звёзд дырявый улов.А много ли надобно попрошайкеВолшебных крестьянских слов?
Скрипят башмаки, и пылит дорога,И степь молчит ни о чём.Судьба не у лба, печаль не у БогаИ вечность не за плечом.
Кулик кликушествует на болоте,Но к свету пути прямы.Нет ничего, кроме нищей плоти,Сумы, кутерьмы, тюрьмы.
* * *
Лучше кошка в лукошке, чем кот в мешке,Лучше смерть проспать, чем в ночи проснуться,И не свет в окошке, а звон в башкеОт незваных гостей. А чтоб прикоснуться
К самому себе, надо выйти вонК деревам, к облакам из парчи и ситца,Унося с собой на лесной амвонЖёлтый круг тоски, словно сыр лисица.
И, на зимний рассвет возводя поклёп,Долго кутая шею в мохнатый инейИ дразня синиц, заболеть взахлёб —Хорошо бы ангиной, а не гордыней.
* * *
Я хочу возвратиться туда,Где не рады чужому увечью,Где растенья горят от стыдаЗа звериную плоть человечью,
Где застенчиво пашут и жнутВ годы смуты и в годы разрухи,Где дубы вековые живутИ живут вековые старухи.
Может, там, в опустевшем дому,Я, забывший печаль дорогую,В этой жизни хоть что-то поймуИ про жизнь позабуду другую.
* * *
Дар простоты не каждому даётся,Лишь избранным. А прочим остаётсяУродовать классическую речь,Побрякивать, отпугивая граций,Фальшивым серебром аллитерацийИ сонные метафоры стеречь.
Метафора — она, брат, как синица,И хороша, когда тебе приснится,Связуя быстротечные века,Свободная, не в золочёной клеткеСловарика, а на дремучей веткеРоссийского живого языка.
И всё же соль не в ней. Удел невежды —Рядить стихи в нарядные одежды,И простота не хуже воровства,Когда она, как нищенка с сумою,Как с полем ветер и как снег зимою,С народом не утратила родства.
Ты помнишь слов обыденных свеченье,Крестьянской речи тихое теченьеИ чернозёмных мыслей торжество?Послушаешь — и сладостно, и больно!А чтоб достичь подобного, довольноБыть гением, не более того.
* * *
Вечер, рощица простая,Свет осенний, дождь грибной.Надо мною птичья стая,Подо мною шар земной.
Вот и думай, чем кормиться,Как себя теперь вести:То ли в небо устремиться,То ли в землю прорасти.
* * *
Ворон бредёт, опустив крыла, по песку,Волк пытается дёгтем намазать ворота.Грех нам, Господи, жаловаться на тоску,Которой ни удержу нету, ни укорота.
Ворон бредёт, а волк мою боль пасёт,И счастье страшным и нищим огнем пылает.Ворон-то ладно — ему еще повезёт,А серого в яблоках любая собака облает.
Боль и любовь — это, знаешь, у нас в крови,Лжа и печаль — на дне пустого колодца.Только не надо о нежности, о любви —Ворон и волк — лишь это тебе остаётся.
* * *
С грибницею гробницу то роднит,Что там и там бессмертие хранится:Грибница дышит, и поёт гробницаПростыми голосами аонид.
И жизнь, как не сказал бы Парменид,Равнo в обеих тужится, зернится,И времени лишь стоит накрениться —Враз вырвется и не повременит.
Начнёт щемить печалью молодой,Хозяйничать над мёртвою водой,Вотще меняя времена и числа,
Смущая нас картавостью скворцаИ желчью пчёл. Спросить бы у Творца,Зачем Он в звук вложил так много смысла?
Рисунок Наталии Кондратовой
foma.ru
Амвон из базилики Сан-Лоренцо-Фуори-ле-Мура и еще несколько: uchitelj
Моя коллекция византийских амвонов пополнилась прекрасным образцом из базилики Сан-Лоренцо-Фуори-ле-Мура. Кроме того на сайте "Византийская держава" нашла интересный материал по теме.Смотрите, сравнивайте, анализируйте.Базилика Сан-Лоренцо-Фуори-ле-Мура.
Римская плита, перевернутая вверх ногами. :-)
Домский собор Равелло.
Кафедральный собор Равенны.
Амвон из раннехристианского храма (IV в.) в Перпериконе, Болгария.
Санта-Мария-ин-Космедин, Рим.Как пишут на византийском форуме, он является примером влияния константинопольской моды на Рим.
Вторая тоже из Санта-Мария-ин-Космедин.
Базилика Сан Клементе в Риме.
Амвон из Марцамеми. Реконструкция.Входил в груз затонувшего торгового судна, найденного на глубине 9 метров близ Marzamemi, Сицилия. Груз датирован началом VIв. Исследован в 1960-67гг. Gerhard Kapitän и другими. Среди груза были найдены готовые мраморные части, предназначенные для неизвестной церкви: базы, стволы и капители колонн из проконисского мрамора, амвон из зеленого фессалийского мрамора и доска престола из пентелийского мрамора. Возможно, этот транспорт шел из Константинополя в Италию.
Такие комплекты часто приобретались для провинциальных церквей, либо единым заказом, либо комплект поставки формировался из разных источников.Плиты с фасада Собора Сан Марко в Венеции. Вполне вероятно, что прежде они были частью аналогичного амвона.
Миниатюра из знаменитого иллюстрированного Менология, заказанного Василием II (ныне хранится в библиотеке Ватикана).
Равенна. Базилика Сан Апполинаре Нуово. Амвон предположительно VI века. Расположен у колонн южного нефа.
Амвон ярко выраженного константинопольского типа, но без боковых лестниц, и помещен на 4 столбика - сказываются, по, видимому, местные вкусы. В то время детали каменного храмового убранства производились в византийских мастерских при императорских каменоломнях массово, часто типовыми наборами (что доказывают находки таких наборов на затонувших кораблях), и монтировались заказчиками на месте порой по принципу конструктора LEGO.
Еще один амвон, тяготеющий к константинопольскому типу:
Равенна. Базилика Святого Духа, бывшая арианская, около арианского баптистерия.Никея (Изник), дворик при мечети (теперь археологический музей). Происходит по-видимому из какой-то никейской церкви. На вид - V-VI вв.
http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=45&start=3http://www.russianbulgaria.net/viewtopic.php?f=28&t=888https://commons.wikimedia.org/wiki/File:RA_Spirito_Santo_A.JPG?uselang=it
uchitelj.livejournal.com
Амвон Айелло (Ambone D'Aiello), Собор Салерно, XII в.: uchitelj
Второй - правый амвон Собора Салерно назван в честь архиепископа Никола д'Айелло, одного из сыновей сицилийского канцлера Маттео д'Айелло. Он опирается на 6 колонн, их капители поскромнее - только одна с человеческими фигурами, остальные - с птицами, маскаронами, рогами изобилия и растительными мотивами. Здесь тоже есть очень интересная скульптура, которую непременно рассмотрим.Мозаики этой кафедры более разнообразны, чем на амвоне Гуарно. Мне понравилось, что итальянская Вики не назвала их "косматеско", а честно призналась, что мотивы орнамента византийские в бесконечном разнообразии вариантов:-)Перед амвоном стоит пасхальный подсвечник (на фото справа) - с удивительной для храма скульптурной композицией.
Капители
И базы
Традиционные византийские круги-плетенки оживлены птичками на ветках.
Пасхальный подсвечник
Амвон Гуарна https://uchitelj.livejournal.com/1064031.htmlhttps://it.wikipedia.org/wiki/Cattedrale_di_Salerno
uchitelj.livejournal.com
Собор Салерно, амвон Гуарна, 1180: uchitelj
В соборе Салерно есть две кафедры-амвона в византийском стиле, созданные в XII веке, причем пишут, что колонны подлинно византийские. Про капители не сказано, но они, как и остальная скульптура - лучшая часть кафедр. По стилю скульптура скорее позднеантичная, чем романская.Сегодня мы посмотрим левый амвон - амвон Гуарна, названный в честь салернского архиепископа Ромуальда Гуарна.
Общий вид интерьера с двумя кафедрами.
Амвон Гуарна с западной стороны, Фото sibeaster
Рассмотрим эту сторону поподробнее, пока без капителей
Теперь южная сторона, вид из центрального нефа
Рельеф на нижней стороне "балкона"
Там полно зверья, но вышло плохо - очень темно
Угол между западным и южным фасадом
Ребра, пальцы на ногах, пропорции - с анатомией все в порядке.
Теперь восхитительные капители. Если я не ошибаюсь, три из них с фигурами, а одна обычная.
Капитель с атлантами и кариатидами
Капитель с атлантами, птицами и львами
Капитель с тритонами
Второй амвон https://uchitelj.livejournal.com/1066877.htmlhttps://it.wikipedia.org/wiki/Cattedrale_di_Salerno
uchitelj.livejournal.com
Амвон Генриха II, Аахенская капелла: uchitelj
Амвон Генриха II, императора Священной Римской империи, создан между 1002 и 1014 годами. Он является одним из самых значительных произведений Оттоновского периода. Первоначально Амвон, вероятно, стоял на центральной оси Октагона, перед высоким алтарем. После расширения хора в 1414 году амвон был перенесен на южную сторону. Деревянная лестница была добавлена в 1782 г. Амвон богато украшен драгоценными камнями и рельефами из бронзы и слоновой кости, а также чашами римской и восточной работы.Самый ценный элемент декора - рельефы из слоновой кости с языческими и светскими сюжетами, изготовленные в VI в., вероятно в Александрии (то есть Византийские). Бронзовые рельефы с изображением Евангелистов были скорее всего изготовлены в XII веке, но сохранился только один, изображающий евангелиста Матфея, остальные отлиты в XIX веке.Левая сторонаПравая сторона
ЕВАНГЕЛИСТЫ
Евангелист Матфей - единственный романский оригинал. Фото из Википедии
СЛОНОВАЯ КОСТЬ, VI в.
Согласитесь, не очень приличный сюжет для украшения христианской церкви. :-)
Как, впрочем, и этот.
НЕСКОЛЬКО ФРАГМЕНТОВ ДЕКОРА
Несколько фотографий красноватого оттенка добавлены из Википедии.https://en.wikipedia.org/wiki/Ambon_of_Henry_IIhttps://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Heinrichskanzel?uselang=de
uchitelj.livejournal.com