Журнал «Аполлон». Журнал аполлон
Кириллица | Журнал «Аполлон»
Проповедники часто появляются там, где для них «не то время и не то место». Кажется: чуть позже и чуть раньше – и конец мог бы быть более счастливым. Но потом оказывается, что наоборот: они появились в тот самый момент, когда в них нуждались, когда было труднее всего. Проповедником среди журналов начала XXвека было художественно-литературное издание «Аполлон».
Почему, собственно, надо вспоминать о журнале, который уже почти как век прекратил свое существование? Почему это должно быть интересно читателю сегодня? Ответ на этот вопрос эквивалентен ответу на следующий – «Почему нам интересны современники великих событий, дневники свидетелей коренных переломов истории»? Да ведь потому, что того волнения, ужаса и восторга, которые ощущали очевидцы крушения старого мира, не передадут ни одна книга и ни один документальный фильм.
«В искусстве, как и в социальной жизни, стремление вперед должно умеряться чувством исторической и национальной почвы»
В России в 1909 – 1919 гг (когда и издавался «Аполлон») лебединую песню пела не только Империя, но и старые международные союзы, мирная жизнь и, конечно же, «привычное» (современникам) искусство. Последний модернистский журнал, один из последних литературно-художественных журналов царской России, ненадолго переживет свою «историческую Родину» - именно поэтому его «гимны» чистому искусству, ретроспективизму и древней культуре России особенно ценны.
Но сегодня «Аполлон» забыт, как забыта буква «ять» в защиту которой он когда-то яростно выступал («преемственность родного языка <.. > - то, на что мы не смеем посягать, если хотим, чтобы от нас самих что-нибудь осталось»). А ведь в свое время это «Аполлон» отдавал должное недооцененным, привлекал внимание к неправедно упущенным из виду, суммировал оценки творчества художников и литераторов. Поэтому, возможно, потомки и обращают внимание на то, что Иванов написал не только «Явление Мессии», восхищаются Серовым и видят значимость Петрова-Водкина.
Война, революция, кризис искусства, воинственные футуристы – а «Аполлон» с завидной стойкостью не отступает от чисто эстетических целей и не поддается политическим идеологиям. Он смело бичует «уродства» архитектуры царской России в одноименной рубрике, вандализм революционных дней в отделе «Революция и искусство», отечественную и иностранные армии, крушащие все в «Войне и искусстве».
И при этом журнал живет предчувствием – нового человека, новой культуры. Авторы видят выход к ней и через обращение к античности, к Востоку и Западу, но только при условии сохранения национальной самобытности. Поэтому в одну из самых роковых декад российской истории «Аполлон» выпускает несколько статей, в которых раскрываются «живительные» последствия обращения к мастерству древней иконописи, к творениям Андрея Рублева.
Многое из того, что писал и делал «Аполлон» могло бы, при условии претворения в жизнь потомками, могло бы избавить нас от сожалений по поводу утерянных памятников. Тогда, еще сто лет назад, интеллигенция думала о тех, кто будет жить века спустя, поэтому редакция активно содействовала обществам охраны искусства и выступала частью культурно-экологического движения, как мы его сегодня понимаем.
«Создания нового вдохновения оказывались тем прекраснее <…>, чем глубже, проницательнее и обширнее были использованы этим новым вдохновением опыт прошлых поколений».
Вот почему «Аполлон» актуален и сегодня. Прервавший его жизнь рок будто законсервировал те идеи столетней давности. Нам снова нужна преемственность, нам снова нужно искусство неумирающее, потому что «будущее <….> неразрывно спаяно с нашим прошлым и настоящим».
Да и что говорить, не только идейная направленность «Аполлона» составляет интерес. Это настоящая машина времени: вы не просто читаете о серебряном веке, он расцветает у вас на глазах, вы чувствуете его меняющийся пульс. И весь он – на последней странице каждого номера, в списке участников издания. Символизм достигает пика и выдыхается, вторя смерти И. Анненского, автора журнала, акмеизм утверждается в статьях Гумилева, Всеволод Мейерхольд размышляет о реформе театра, и все дружно ненавидят уже гремящий футуризм.
Сухие, склонные к фактичности книги уже далеких потомков не дадут такого чувства сопричастности к искусству, которое тогда, в начале XXвека было предметом настоящих баталий в творческих и политических кругах. И что важно, весь архив журнала находится в свободном доступе.
Читайте также:
cyrillitsa.ru
Аполлон (журнал) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Рекламный плакат «Аполлона» работы Ре-ми, 1911 год.«Аполло́н» — русский иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы; издавался в 1909—1917 в Санкт-Петербурге[1].
Первый номер вышел 25 октября 1909 года и был приурочен к выставке художника Георгия Лукомского — позже его работам был посвящён специальный номер журнала[2]. Сначала журнал выходил с обложкой, выполненной Львом Бакстом, затем обложки оформлял Мстислав Добужинский; всего он их сделал около восьмидесяти.
С октября 1909 до января 1911 года вышло по 12 номеров; в это время журнал выходил в издательстве Ефронов «Якорь», но после ухода А. Л. Волынского из сотрудников «Аполлона» Ефроны от дальнейшего издания отказались. В 1909—1910 годах журнал выпускал в виде приложения «Литературный альманах».
С 1911 года журнал выходил десять раз в год; в 1911—1912 годах 2 раза в месяц появлялось приложение «Русская художественная летопись», ставшее с 1913 года частью отдела хроники журнала.
С 1911 года издателями были Сергей Константинович Маковский (инициатор создания журнала) и сын К. К. Ушкова, Михаил Константинович Ушков. Маковский редактировал журнал до № 9 1912 года, затем редактором стал барон Н. Н. Врангель.
«Аполлон» публиковал материалы по истории классического и современного русского и зарубежного искусства, обзоры выставок, театральной и музыкальной жизни в России и других странах; освещал проблемы изучения и охраны памятников русского искусства. Позиции журнала определялись идеалистическими взглядами и изощрёнными вкусами литературно-художественной элиты, видевшей в революции угрозу культуре, иллюзиями о преображении мира искусством с его духовными ценностями и совершенством формы. «Аполлон» проявлял враждебное отношение и к передвижничеству, и к официально-государственному направлению.
Раздел «Письма о русской поэзии» вёл в журнале Николай Гумилёв; рубрику «Заметки о русской беллетристике» — поэт Михаил Кузмин, а «Петербургские театры» — критик Сергей Ауслендер.
В «Аполлоне» выступали представители различных течений в русском искусстве начала XX века кроме крайних левых: вначале журнал привлёк символистов, с 1913 года он стал трибуной акмеистов, под конец в журнал проникли формалисты (Б. Эйхенбаум, Б. Томашевский). В «Аполлоне» печатались Сергей Городецкий, Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам; печатались сочинения И. Ф. Анненского, А. А. Блока, В. Я. Брюсова, В. И. Иванова, М. А. Кузмина, Н. С. Гумилёва, художественно-критические статьи С. М. Волконского, В. А. Дмитриева, А. А. Ростиславова, Н. Н. Пунина, Я. А. Тугендхольда, В. А. Чудовского. Печатались репродукции картин большого формата.
В «Аполлоне» впервые появились стихи подписанные: Анна Ахматова. Её муж Николай Гумилёв был против её литературных занятий, однако Сергей Маковский взял на себя всю ответственность: «Разрешаю вам говорить, что эти строфы я попросту выкрал из вашего альбома и напечатал самовластно». Стихи вызвали массу похвал и Гумилеву, вернувшемуся из «дальних странствий», оставалось только примириться со свершившимся фактом. Впервые появились на страницах журнала стихи графа Василия Комаровского.
Идеалистическая направленность журнала, оторванность его от реалий жизни послужили поводом для сатирического рассказа Аркадия Аверченко «Аполлон» 1910 года[3].
Последний номер журнала за 1917 год вышел осенью 1918 года. Журнал «Аполлон» был закрыт в связи с финансовыми и материальными трудностями.
- ↑ С 1993 года под названием «Аполлон» стал выходить новый литературно-художественный альманах. Альманах выходил нерегулярно вплоть до 1998 года; в нём печатались сочинения современных российских поэтов и прозаиков, оригинальные переводы классической и современной прозы и поэзии, а также малоизвестные произведения классиков Серебряного века.
- ↑ Другой художник, Дмитрий Стеллецкий удостоился целого номера журнала «Аполлон», посвященного практически ему одному, со специальной статьей Александра Бенуа.
- ↑ Аркадий Аверченко. Аполлон // Собрание сочинений в 6 томах. Том 1. Веселые устрицы / Вступительная статья, сост., подготовка текста, комментарии Ст. Никоненко. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2007. — Т. 1. — 448 с. — ISBN 978-5-275-01436-5.
- Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
- С. К. Маковский. На Парнасе Серебряного века. — М.: «Наш дом – L’Age d’Homme», Екатеринбург: «У-Фактория», 2000. — 400 с. — ISBN 5891360160, 5891781654, ББК 83.3(2), М16..
- Маковский С. На Парнасе Серебряного века. — М.: XXI век — Согласие, 2000. — 560 с. — 5000 экз. — ISBN 5-293-00003-9.
ru.bywiki.com
Аполлон (журнал)
русскийСанкт-Петербург
Российская империя Российская империя
с 1909 г. по 1917 г.
«Аполло́н» — русский иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы; издавался в 1909—1917 в Санкт-Петербурге.
Первый номер вышел 25 октября 1909 года и был приурочен к выставке художника Георгия Лукомского — позже его работам был посвящён специальный номер журнала. Сначала журнал выходил с обложкой, выполненной Львом Бакстом, затем обложки оформлял Мстислав Добужинский; всего он их сделал около восьмидесяти.
С октября 1909 до января 1911 года вышло по 12 номеров; в это время журнал выходил в издательстве Ефронов «Якорь», но после ухода А. Л. Волынского из сотрудников «Аполлона» Ефроны от дальнейшего издания отказались. В 1909—1910 годах журнал выпускал в виде приложения «Литературный альманах».
С 1911 года журнал выходил десять раз в год; в 1911—1912 годах 2 раза в месяц появлялось приложение «Русская художественная летопись», ставшее с 1913 года частью отдела хроники журнала.
С 1911 года издателями были Сергей Константинович Маковский (инициатор создания журнала) и сын К. К. Ушкова, Михаил Константинович Ушков. Маковский редактировал журнал до № 9 1912 года, затем редактором стал барон Н. Н. Врангель.
«Аполлон» публиковал материалы по истории классического и современного русского и зарубежного искусства, обзоры выставок, театральной и музыкальной жизни в России и других странах; освещал проблемы изучения и охраны памятников русского искусства. Позиции журнала определялись идеалистическими взглядами и изощрёнными вкусами литературно-художественной элиты, видевшей в революции угрозу культуре, иллюзиями о преображении мира искусством с его духовными ценностями и совершенством формы. «Аполлон» проявлял враждебное отношение и к передвижничеству, и к официально-государственному направлению.
Раздел «Письма о русской поэзии» вёл в журнале Николай Гумилёв; рубрику «Заметки о русской беллетристике» — поэт Михаил Кузмин, а «Петербургские театры» — критик Сергей Ауслендер.
В «Аполлоне» выступали представители различных течений в русском искусстве начала XX века кроме крайних левых: вначале журнал привлёк символистов, с 1913 года он стал трибуной акмеистов, под конец в журнал проникли формалисты (Б. Эйхенбаум, Б. Томашевский). В «Аполлоне» печатались Сергей Городецкий, Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам; печатались сочинения И. Ф. Анненского, А. А. Блока, В. Я. Брюсова, В. И. Иванова, М. А. Кузмина, Н. С. Гумилёва, художественно-критические статьи С. М. Волконского, В. А. Дмитриева, А. А. Ростиславова, Н. Н. Пунина, Я. А. Тугендхольда, В. А. Чудовского. Печатались репродукции картин большого формата.
Идеалистическая направленность журнала, оторванность его от реалий жизни послужили поводом для сатирического рассказа Аркадия Аверченко «Аполлон» 1910 года.
Последний номер журнала за 1917 год вышел осенью 1918 года. Журнал «Аполлон» был закрыт в связи с финансовыми и материальными трудностями.
Примечания
- ↑ С 1993 года под названием «Аполлон» стал выходить новый литературно-художественный альманах. Альманах выходил нерегулярно вплоть до 1998 года; в нём печатались сочинения современных российских поэтов и прозаиков, оригинальные переводы классической и современной прозы и поэзии, а также малоизвестные произведения классиков Серебряного века.
- ↑ Другой художник, Дмитрий Стеллецкий удостоился целого номера журнала «Аполлон», посвященного практически ему одному, со специальной статьей Александра Бенуа.
- ↑ Аркадий Аверченко. Аполлон // Собрание сочинений в 6 томах. Том 1. Веселые устрицы / Вступительная статья, сост., подготовка текста, комментарии Ст. Никоненко. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2007. — Т. 1. — 448 с. — ISBN 978-5-275-01436-5.
Литература
- Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / . — М.: РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
- С. К. Маковский. На Парнасе Серебряного века. — М.: «Наш дом – L’Age d’Homme», Екатеринбург: «У-Фактория», 2000. — 400 с. — ISBN 5891360160, 5891781654, ББК 83.3(2), М16..
- Маковский С. На Парнасе Серебряного века. — М.: XXI век — Согласие, 2000. — 560 с. — 5000 экз. — ISBN 5-293-00003-9.
Ссылки
- Хронологическая роспись содержания журнала «Аполлон» в «Викитеке».
- (недоступная ссылка — Факсимильное воспроизведение полного комплекта номеров журнала Аполлон 1909—1917. Материалы по истории журнала история) Проверено 8 июня 2015.
- Аполлон // Литературная энциклопедия / Под ред. В. М. Фриче, А. В. Луначарского. — В 11 т. — М.: изд-во Коммунистической академии; Советская энциклопедия; Художественная литература, 1929—1939.
- АПОЛЛОН, ЖУРНАЛ (рус.). Онлайн-энциклопедия «Кругосвет». Проверено 7 апреля 2012. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.
Аполлон (журнал) Информация о
Аполлон (журнал)Аполлон (журнал)Аполлон (журнал) Информация Видео
Аполлон (журнал) Просмотр темы.Аполлон (журнал) что, Аполлон (журнал) кто, Аполлон (журнал) объяснение
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com
Аполлон (журнал) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Рекламный плакат «Аполлона» работы Ре-ми, 1911 год.«Аполло́н» — русский иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы; издавался в 1909—1917 в Санкт-Петербурге.
Первый номер вышел 25 октября 1909 года и был приурочен к выставке художника Георгия Лукомского — позже его работам был посвящён специальный номер журнала. Сначала журнал выходил с обложкой, выполненной Львом Бакстом, затем обложки оформлял Мстислав Добужинский; всего он их сделал около восьмидесяти.
С октября 1909 до января 1911 года вышло по 12 номеров; в это время журнал выходил в издательстве Ефронов «Якорь», но после ухода А. Л. Волынского из сотрудников «Аполлона» Ефроны от дальнейшего издания отказались. В 1909—1910 годах журнал выпускал в виде приложения «Литературный альманах».
С 1911 года журнал выходил десять раз в год; в 1911—1912 годах 2 раза в месяц появлялось приложение «Русская художественная летопись», ставшее с 1913 года частью отдела хроники журнала.
С 1911 года издателями были Сергей Константинович Маковский (инициатор создания журнала) и сын К. К. Ушкова, Михаил Константинович Ушков. Маковский редактировал журнал до № 9 1912 года, затем редактором стал барон Н. Н. Врангель.
«Аполлон» публиковал материалы по истории классического и современного русского и зарубежного искусства, обзоры выставок, театральной и музыкальной жизни в России и других странах; освещал проблемы изучения и охраны памятников русского искусства. Позиции журнала определялись идеалистическими взглядами и изощрёнными вкусами литературно-художественной элиты, видевшей в революции угрозу культуре, иллюзиями о преображении мира искусством с его духовными ценностями и совершенством формы. «Аполлон» проявлял враждебное отношение и к передвижничеству, и к официально-государственному направлению.
Раздел «Письма о русской поэзии» вёл в журнале Николай Гумилёв; рубрику «Заметки о русской беллетристике» — поэт Михаил Кузмин, а «Петербургские театры» — критик Сергей Ауслендер.
В «Аполлоне» выступали представители различных течений в русском искусстве начала XX века кроме крайних левых: вначале журнал привлёк символистов, с 1913 года он стал трибуной акмеистов, под конец в журнал проникли формалисты (Б. Эйхенбаум, Б. Томашевский). В «Аполлоне» печатались Сергей Городецкий, Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам; печатались сочинения И. Ф. Анненского, А. А. Блока, В. Я. Брюсова, В. И. Иванова, М. А. Кузмина, Н. С. Гумилёва, художественно-критические статьи С. М. Волконского, В. А. Дмитриева, А. А. Ростиславова, Н. Н. Пунина, Я. А. Тугендхольда, В. А. Чудовского. Печатались репродукции картин большого формата.
В «Аполлоне» впервые появились стихи подписанные: Анна Ахматова. Её муж Николай Гумилёв был против её литературных занятий, однако Сергей Маковский взял на себя всю ответственность: «Разрешаю вам говорить, что эти строфы я попросту выкрал из вашего альбома и напечатал самовластно». Стихи вызвали массу похвал и Гумилеву, вернувшемуся из «дальних странствий», оставалось только примириться со свершившимся фактом. Впервые появились на страницах журнала стихи графа Василия Комаровского.
Идеалистическая направленность журнала, оторванность его от реалий жизни послужили поводом для сатирического рассказа Аркадия Аверченко «Аполлон» 1910 года.
Последний номер журнала за 1917 год вышел осенью 1918 года. Журнал «Аполлон» был закрыт в связи с финансовыми и материальными трудностями.
Примечания
- С 1993 года под названием «Аполлон» стал выходить новый литературно-художественный альманах. Альманах выходил нерегулярно вплоть до 1998 года; в нём печатались сочинения современных российских поэтов и прозаиков, оригинальные переводы классической и современной прозы и поэзии, а также малоизвестные произведения классиков Серебряного века.
- Другой художник, Дмитрий Стеллецкий удостоился целого номера журнала «Аполлон», посвященного практически ему одному, со специальной статьей Александра Бенуа.
- Аркадий Аверченко. Аполлон // Собрание сочинений в 6 томах. Том 1. Веселые устрицы / Вступительная статья, сост., подготовка текста, комментарии Ст. Никоненко. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2007. — Т. 1. — 448 с. — ISBN 978-5-275-01436-5.
Литература
- Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
- С. К. Маковский. На Парнасе Серебряного века. — М.: «Наш дом – L’Age d’Homme», Екатеринбург: «У-Фактория», 2000. — 400 с. — ISBN 5891360160, 5891781654, ББК 83.3(2), М16..
- Маковский С. На Парнасе Серебряного века. — М.: XXI век — Согласие, 2000. — 560 с. — 5000 экз. — ISBN 5-293-00003-9.
Ссылки
www.zirozebar.com