Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Фармабсурд: заведующему нельзя быть первостольником. Журнал фармация кто пишет


Фармабсурд: заведующему нельзя быть первостольником

Самвел Григорян о нормах, не позволяющих обладателям сертификата по специальности «Управление и экономика фармации» работать за первым столом

Вы представляете себе командира авиаэскадрильи, который может командовать находящимися у него в подчинении пилотами-асами, но при этом не имеет права садиться за штурвал и управлять самолетом? Или заведующего хирургическим отделением клиники, которому запрещено оперировать пациентов? Не правда ли это абсурд? В таком случае не меньший абсурд — провизор, руководитель аптеки, которому отказано в праве становиться за первый стол и обслуживать посетителей: отпускать лекарства и другие товары аптечного ассортимента, консультировать по вопросам их медицинского применения, хранения и т. д. Но если первые два примера — гипотетические, то третий — самый что ни на есть жизненный.

Уже несколько лет, как в фармотрасли сложилась противоестественная ситуация, когда специалистам, имеющим сертификат по специальности «Управление и экономика фармации» отказано в праве работать за первым столом.

Одно из нарушений, за которое контролирующие органы привлекают аптечные организации к административной ответственности, — несоответствие провизоров и фармацевтов квалификационным требованиям. Если, например, провизор, имеющий сертификат специалиста по специальности «Фармацевтическая технология» (далее «ФТ»), работает заведующим аптекой — для чего необходим другой сертификат, по специальности «Управление и экономика фармации» («УЭФ»), — штраф за это несоответствие обоснован и логичен. Но обратный вариант выглядит парадоксальным. Тем не менее, контролирующие органы продолжают привлекать к ответственности, а суды продолжают выносить решения в их пользу в тех случаях, когда проверка обнаруживает, что за первым столом — то есть на позиции «провизора-технолога» — работает фармспециалист-управленец с сертификатом «УЭФ».

Судебные истории

Например, в сентябре 2016 года в Вологде арбитражный апелляционный суд постановил оставить без изменения апелляционную жалобу одной из аптечных организаций города, которую местный департамент здравоохранения привлек к административной ответственности. Одна из причин привлечения была следующей. В ходе плановой проверки выяснилось, что работающая в должности провизора N не соответствовала квалификационным требованиям, поскольку имела сертификат по специальности «УЭФ» (а не «ФТ»).

В результате аптечная организация была оштрафована на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Для юридических лиц это означает штраф от 30 000 до 40 000 руб., для граждан — от 1500 до 2000 руб. (в обоих случаях по усмотрению проверяющего дело может ограничиться предупреждением).

Интересный прецедент случился двумя годами ранее, в мае 2014 г. В ходе проверки одного из московских аптечных пунктов обнаружилось, что имевший высшее фармацевтическое образование, но не имевший сертификата по специальности «ФТ» генеральный директор этой организации осуществлял в пункте розничную торговлю. И хотя по формальным обстоятельствам — истечение срока давности — арбитражный суд в итоге не удовлетворил заявление контролирующей инстанции о привлечении аптечной организации к административной ответственности — сам по себе этот случай побуждает задуматься о следующем.

Разве можно считать разумным и нормальным, когда руководитель аптеки не может хотя бы на время — на несколько минут, часов, дней — подменить отлучившегося или заболевшего первостольника?

Почему абсурд?

Рынок труда мобилен, потребность в специалистах подвержена изменениям. Сегодня, предположим, можно легко найти место заведующего аптекой, а завтра, глядишь, все подходящие вакансии заняты, и приходится идти в первостольники.

Человеческие желания и настроения тоже переменчивы. Вчерашнему заведующему или руководителю структурного подразделения аптечной организации может просто расхотеться руководить, брать на себя повышенную ответственность. Среди моих знакомых — несколько первостольников, которые когда‑то были «провизорами-организаторами».

Кто‑то возразит, что дорога к первому столу для таких людей в общем‑то открыта — правда, не без препятствий и расходов. Надо только пройти курс дополнительного профессионального образования и получить сертификат по специальности «Фармацевтическая технология».

Но именно в этом заключается абсурдность ситуации. Ведь, согласно подпунктам и), к) и л) пункта 5 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081), уровень требований к руководителям аптечных организаций выше, чем к другим работникам, с которыми заключаются трудовые договоры. Кроме сертификата специалиста, первым (то есть руководящим аптечным работникам) необходимо иметь высшее фармобразование и стаж работы по специальности не менее трех лет либо среднее фармобразование и стаж не менее пяти лет; остальным аптечным работникам — просто высшее или среднее фармобразование.

То есть более квалифицированного специалиста, руководителя и организатора, направляют получать сертификат специалиста тоже квалифицированного, но все‑таки менее высокого уровня. Если аптечный руководитель не может работать первостольником, то в рамках этой логики командир эскадрильи — не летчик, а заведующий хирургическим отделением — не хирург.

С ОЭФ на ФТ

Это далеко не частная проблема единичного случая. Во-первых, многим «организаторам» пришлось или приходится переквалифицироваться в «технологи». Вот характерная история.

В одной из больших аптечных сетей была проведена реорганизация — объединили три отдела аптеки. Заведующая безрецептурным отделом и заместители заведующего отдела готовых лекарственных форм, которые имели сертификат по специальности «УЭФ», стали после реорганизации старшими провизорами.

А эта должность — не руководящая. Она требует наличия высшего профессионального образования по специальности «Фармация», сертификата специалиста по специальности «ФТ» (или «Фармацевтическая химия и фармакогнозия») и стажа работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет — см. раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

Обратите внимание, что в этом перечислении отсутствует упоминание о сертификате «УЭФ». На основании этого и привлекались к административной ответственности аптеки в описанном выше случае.

Другими словами, высококвалифицированным работникам, которые много лет руководили аптечными отделами и первостольниками, пришлось в результате реорганизации их предприятия пройти соответствующий сертификационный цикл и получить сертификат по специальности «ФТ», чтобы иметь возможность работать за первым столом.

Причем самым из ряда вон выходящим в данном случае явилось то, что заплатить за эти курсы пришлось самим провизорам, а не организации, затеявшей реорганизацию.

Кто от всего этого выиграл? Только образовательное учреждение, получившее оплату за этот цикл. В проигрыше — фармспециалисты и аптечные посетители, которые на определенный срок лишились обслуживания со стороны опытных и высококлассных специалистов.

К сказанному можно добавить, что требования к уровню образования и профессиональной подготовки заведующих аптеками, их заместителей, заведующих аптечными отделами, провизоров-технологов и провизоров-аналитиков прописаны также в Приказе Минздрава РФ от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием…», в разделах специальностей «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».

Деквалификация и дисквалификация

Вторая проблема заключается в следующем. Аптечный коллектив — живая среда, которой не чуждо ничто человеческое. Открою небольшой секрет для тех, кто штрафует аптечные организации за нарушение, описанное в данной статье.

Провизоры и фармацевты, как и другие люди, тоже завтракают, обедают и ужинают, ходят в туалет, отлучаются вымыть руки, высморкаться, иногда болеют и в связи с этим не выходят на работу. В живом аптечном коллективе периодически и довольно часто возникает необходимость подменить первостольника — на время от нескольких минут до нескольких дней.

А штаты у аптек не резиновые (раздувание штатов приведет к увеличению цен на лекарства), и зачастую подменить первостольника может только заведующий, заместитель заведующего или завотделом — то есть те, кто обладает сертификатом по специальности «УЭФ», но не имеет сертификата «ФТ». Представьте, что в этот момент придет проверка и обнаружит заведующего за первым столом, на позиции «провизора-технолога». Не исключено привлечение аптеки за это к административной ответственности на основании упомянутой выше части 3 статьи 14.1 КоАП.

Такое положение дел противоречит сути профессии. Ведь кто такой заведующий аптекой — это либо ее собственник, то есть аптекарь, либо менеджер, работающий по найму. В любом случае это человек с высшим фармобразованием, а также необходимым стажем провизора или фармацевта.

Для такого человека не вставать иногда за первый стол — это деквалификация, утрата профессиональных навыков. Правда, в сложившихся условиях эта деквалификация является вынужденной, потому что ему запрещают работать первостольником. То есть это еще и дисквалификация.

Перечеркнуты вековые традиции

Консультировать посетителей, отпускать им лекарства, просто общаться с ними — всё это в старинных и исконных традициях российских аптекарей, собственников и руководителей аптек. Более того, это необходимо для дела.

Не может профессионально руководить первостольниками тот, кто сам не владеет навыками работы за первым столом. Об этом говорит и зарубежный опыт. Невозможно представить себе немецкую, французскую, греческую, турецкую и т. д. аптеку без аптекаря-собственника, периодически обслуживающего посетителей.

И вот теперь несколькими фразами в одном из приказов эти вековые традиции перечеркнуты таким противоестественным образом, что даже недолговременное присутствие аптекаря в работе за первым столом, похоже, находится под вопросом.

Возвращение к здравому смыслу

Кто‑то может возразить: нельзя сопоставлять должностные обязанности и необходимые навыки управленца (руководителя аптеки) и технолога (первостольника), неправильно соизмерять их квалификации — они не больше или меньше, они просто разные. В этом утверждении есть доля истины.

Но ситуация, при которой командир эскадрильи не допускается к полетам, а аптечный управленец не имеет права работать за первым столом, как ни крути, противоестественна.

Поэтому программы обучения сертификационных циклов «УЭФ» должны в достаточной степени включать и компонент «ФТ», чтобы получившие сертификат специалисты могли в итоге спокойно руководить и работать в аптеке, а не, извините за выражение, шарахаться от первого стола.

Важно также помнить, что наша страна — это не только столица и крупные города. Во многих аптечных объектах небольших населенных пунктов работает всего один человек, потому что нет финансовой и/или кадровой возможности нанять второго. И этот человек является одновременно и руководителем, и первостольником. Какой сертификат получать в таком случае?

Словом, в этом вопросе требуется всего ничего — возвращение к здравому смыслу. Штрафы руководителей аптек за то, что они «пойманы с поличным» (то есть в момент консультирования посетителей или отпуска) за первым столом — не самая хорошая страница истории отечественной фармации. И ее необходимо закрыть, если есть желание покончить с абсурдом.

www.katrenstyle.ru

Как писать СОП фармконсультирования? - Журнал «Катрен Стиль»

Елена Неволина разъясняет, как аптекам создавать документ, регламентирующий одну из самых неоднозначных сфер аптечной деятельности

фото_Неволина_2.png""

Наш эксперт

Елена Неволина

исполнительный директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» и Союза «Национальная Фармацевтическая Палата»

Действующие с 1 марта 2017 г. Правила надлежащей аптечной практики (Приказ Минздрава РФ от 31.08.2016 № 647н) дали отрасли несколько, как сейчас принято говорить, новелл. Две из них — фармацевтическое консультирование и стандартные операционные процедуры (СОПы) — взаимосвязаны в том смысле, что аптечные организации должны иметь СОПы, описывающие эту составляющую розничной торговли товарами аптечного ассортимента.

Как писать СОП или СОПы фармконсультирования? Нужно ли их писать по каждому симптому в отдельности (например, «кашель», «болит голова», «простуда», «изжога», «насморк» и т. д.)? Эти и другие вопросы мы адресуем Елене Неволиной, исполнительному директору Некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» и Союза «Национальная Фармацевтическая Палата».

КС: Елена Викторовна, первоначально предлагалось включить в НАП в качестве приложений схемы опроса посетителей, то есть схемы/алгоритмы фармконсультирования — «клиент спрашивает препарат» и «клиент консультируется по симптомам». Вы были инициатором данного предложения. В итоге этого не произошло. Хотелось бы узнать, почему?

Елена Неволина: Это скорее связано с тем, как пишутся приказы. Просто посчитали неприемлемым включать в приказ подобные схемы.

КС: После вступления НАП в силу аптечные руководители должны писать и обновлять СОП (ы) фармконсультирования. Какова ваша рекомендация, писать одну СОП или отдельные СОПы по каждому симптому?

Елена Неволина: В настоящее время нет смысла, да и неправильно писать отдельную СОП по каждому симптому. Во-первых, потому что создание алгоритмов фармконсультирования — это сфера компетенции врачей, а не провизоров и фармацевтов. Во-вторых, они пока еще не разработаны и не утверждены нормативными правовыми актами.

КС: Не будет ли в этом случае правильнее сперва утвердить такие схемы нормативно, чтобы потом аптечные руководители смогли написать по ним СОПы?

Елена Неволина: Это было бы, конечно, идеальным вариантом. Консультирование по легким недомоганиям вполне можно доверить квалифицированному фармработнику, который задаст посетителю все необходимые вопросы по разработанной медицинскими специалистами утвержденной схеме и в итоге выдаст рекомендацию приобрести тот или иной лекарственный препарат, сообщив также подробности его применения и хранения.

Но пока у нас этого идеального варианта нет. Поэтому первостольник при общении с потребителем должен вспоминать всю имеющую отношение к данному случаю фармацевтическую информацию. В частности, конкретные фармакологические группы в рамках данных групп — безрецептурные препараты, которые можно применять по заявленным симптомам, и т. д. Собственно, этому у нас и учат достаточно долго в учебных заведениях высшего и среднего фармобразования. Эти знания необходимо в течение всего профессионального пути оттачивать, обновлять, поскольку появляются новые показания, более совершенные лекарственные формы, новые препараты и т. д.

У нас на сегодняшний день даже для клинической сферы еще не все схемы прописаны и утверждены, что уж говорить об аптеках. Поэтому, к сожалению, об алгоритмах фармконсультирования по симптомам пока остается только мечтать.

КС: Если действительно немного помечтать… Каким вам видится процесс создания этих алгоритмов?

Елена Неволина: На мой взгляд, это должно быть совместное творчество медицинского и фармацевтического сообществ. В истории нашей профессии имеются примеры их сотрудничества. В советские времена провизор являлся консультантом врача — по торговым наименованиям, по лекарственным формам, по новым препаратам. Удобству их профессионального взаимодействия служили кабинеты фармацевтической информации в поликлиниках. Врач, получив фарминформацию, использовал ее в своей практике.

Вот и для создания опросных схем фармконсультирования было бы замечательно вновь задействовать «симбиоз» мед- и фармработников. Правда, пока у нас на федеральном уровне такого не получается. На мой взгляд, такую задачу вполне можно реализовать на региональном уровне: создать общие группы, состоящие из представителей регуляторов, профессиональных сообществ — врачебного, фармацевтического, — и разработать схемы-рекомендации хотя бы по нескольким симптомам. Кстати, это стало бы подспорьем для оптимизации системы здравоохранения из‑за снятия части нагрузки с врачей, ведущих прием населения и сильно ограниченных во времени.

КС: Возможно, решение данной проблемы как раз и не требует обязательно федерального уровня. Потому что могут иметь место региональные особенности: где‑то более «популярны» одни заболевания, а в другом регионе — наоборот, они встречаются гораздо реже. Не говоря уже о местных экологических и других факторах.

Елена Неволина: Да, надо учитывать и характерные особенности регионов, это вы правильно заметили.

КС: Позвольте подвести промежуточный итог нашей беседы: по ситуации на сегодняшний день писать СОПы фармконсультирования отдельно по симптомам а) не нужно, б) неправильно, потому что пока еще нет разработанных медицинскими специалистами и нормативно утвержденных посимптомных алгоритмов фармконсультирования.

Елена Неволина: Да, без участия представителей врачебного сообщества это абсолютно так.

КС: Расскажите, пожалуйста, на что следует обращать внимание при фармконсультировании и что, соответственно, рекомендуется отразить в СОП.

Елена Неволина: Начнем с того, что в ситуации с рецептурными лекарственными препаратами первостольник вообще не должен вдаваться в какие‑то вопросы. Если имеется назначение врача, то необходимо отпустить по рецепту назначенный препарат, не забыв только предложить при этом альтернативные варианты с точки зрения цены, то есть проинформировать потребителя об имеющихся в ассортименте препаратах данного МНН нижнего ценового сегмента. Первостольник должен также, прочитав соответствующую запись в рецепте, сообщить/напомнить покупателю, как надо принимать препарат.

При отпуске рецептурных лекарств важно учитывать и синдром отмены (если таковой имеется). Пациенты нередко прекращают прием препарата в начале или в середине курса, если он им, по их мнению, не помогает. В случае с некоторыми препаратами это может нанести ущерб здоровью. Провизор или фармацевт — если они сталкиваются с такой ситуацией, — должны проинформировать пациента о возможных последствиях отмены и порекомендовать обратиться к врачу.

Несомненно, следует исключить отпуск рецептурных препаратов без рецепта. Даже если посетитель очень просит/требует и даже если он заявляет, что берет ответственность за свое здоровье на себя.

Что касается безрецептурного отпуска… Когда потребитель хочет на основании рекламы или совета друзей, соседей и т. д. приобрести тот или иной препарат, надо поинтересоваться, для кого он его приобретает. У нас есть четыре группы риска: дети, пожилые люди, беременные, кормящие матери.

КС: Давайте для наглядности возьмем конкретный распространенный пример — скажем, приобретение препарата на основе парацетамола. И в этом случае нужно ли поинтересоваться, «для кого»?

Елена Неволина: Безусловно, потому что на сегодняшний день парацетамол запрещен в детской практике без соответствующего назначения в тех же США, где пришли к выводу, что риск от его применения без контроля врача весьма высок. И это при том, что парацетамол во многих странах является безрецептурным препаратом.

КС: Значит, вопрос «для кого» уместен и необходим во всех случаях приобретения безрецептурных препаратов?

Елена Неволина: Конечно. В наши дни молодая мама, к сожалению, чаще обращается к форумам в интернете, чем вызывает к ребенку врача. И, найдя на форуме, как ей кажется, единственный правильный ответ на свой вопрос, она тут же бежит в аптеку покупать лекарство.

По телевизионным каналам идет множество программ о самом важном — нашем здоровье. И часто бывает так, что ведущий программы обращает внимание зрителей на некий препарат, сообщая о каких‑то исследованиях и рекомендациях по его применению. Аптечные работники замечают, что как только какое‑то средство рекомендуется через СМИ, например, как «лекарство от старости», спрос на него возрастает в разы буквально сразу после эфира (даже в тех случаях, когда препарат является рецептурным). И здесь фармработник как заслон должен стоять на охране здоровья граждан.

КС: …или, иначе говоря, заслон на пути к безответственному самолечению.

Елена Неволина: Абсолютно правильно. А если потребитель не называет конкретное наименование и просит подобрать ему лекарство по симптому, то опять же нужно выяснить, для кого приобретается препарат — всё также учитывая четыре названные выше группы риска. Но самое главное, что должен в данной ситуации помнить фармработник, — необходимо составить объективную картину всех наименований, которые могут применяться при заявленном симптоме. И обязательно предупредить потребителя о том, что если симптом не исчезнет в течение трех дней, необходимо обратиться к врачу.

При фармконсультировании важно помнить и о факторе лекарственной несовместимости. В случаях, когда — согласно инструкции по применению лекарственного препарата — она может иметь место, необходимо расспросить посетителя, не принимает ли он какие‑либо другие препараты в данное время или на постоянной основе. Если фармработник не знает либо сомневается, совместимы препараты или нет, лучше порекомендовать посетителю обратиться к врачу, потому что есть риск нанесения ущерба здоровью, в том числе непоправимого.

Во всех случаях недопустимо оказывать давление на выбор потребителя. В том числе и потому, что речь идет об ответственном самолечении, в рамках которого потребитель должен сделать самостоятельный осознанный выбор, а задача фармработника — помочь ему в этом грамотным консультированием.

КС: Не все перипетии фармконсультирования можно уложить в схему, ведь каждый случай индивидуален. Каковы пределы самостоятельности фармработника при консультировании?

Елена Неволина: Эти рамки определяются информацией, содержащейся в инструкции по применению лекарственного препарата. Если аптечный работник на каких‑то курсах, конференциях или от медицинского представителя услышал о препарате что‑то новое, не входящее в инструкцию, — например, новые показания к его применению — он не вправе применить эти новые знания хотя бы потому, что в таком случае он ставит под удар производителя.

Дело в том, что фармпроизводитель несет ответственность именно в рамках и на основании того, что записано в инструкции. И пока он не внесет в нее соответствующие изменения, аптечный работник не вправе расширять показания к применению препарата.

КС: То есть консультирующий первостольник должен в любом случае ограничиваться информацией нормативного характера?

Елена Неволина: Верно. Та информация, которую первостольник слышит от медпредставителя, не имеет никакой силы, если она отсутствует в инструкции. Надо помнить, что за такую информацию формально производитель ответственности не несет, а значит, за нее может ответить фармработник.

КС: Елена Викторовна, благодарим вас за интервью и еще раз обращаем внимание наших читателей, что изложенные вами правила фармконсультирования — учет групп риска, напоминание о синдроме отмены и необходимости обратиться к врачу в тех или иных ситуациях, информирование о препаратах нижнего ценового сегмента, учет фактора лекарственной несовместимости и т. д. — могут стать пунктами (или частью схемы) соответствующей СОП.

www.katrenstyle.ru

Профессиональный стандарт провизор - приказ 91н от 09.03 2016, аккредитация провизоров и фармацевтов в 2016

Введен новый профессиональный стандарт «Провизор» — его разработчик рассказала, как он повлияет на жизнь сотрудников аптек

Теперь точно известно, что должен знать, уметь и делать на своем рабочем месте провизор. Министерство труда и социальной защиты РФ приказом от 09.03.2016 № 91н утвердило Профессиональный стандарт «Провизор». Ранее подобного единого документа, фиксирующего все требования к профессии, не было. Бумага бумагой, но имеет ли ее появление какой‑либо практический смысл для первостольников и руководителей аптек? Попробуем ответить на этот и другие вопросы вместе с Еленой Неволиной, исполнительным директором Некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия», которое является ответственной организацией — разработчиком стандарта.

Общие сведения

Начнем с того, что Профессиональный стандарт «Провизор» (далее «ПС») из себя представляет. Он состоит из трех разделов. В разделе I — Общие сведения:

  • наименование вида профессиональной деятельности — организация и ведение фармдеятельности в сфере обращения лекарственных средств;
  • цель деятельности — обеспечение населения, медицинских и других организаций безопасными, эффективными и качественными лекарственными препаратами (далее — ЛП) и другими товарами аптечного ассортимента (далее ТАА).

В разделе II — Описание трудовых функций провизора. Перечислим их:

  • оптовая и розничная торговля, отпуск ЛП и других ТАА;
  • проведение приемочного контроля поступающих в организацию лекарственных средств и других ТАА;
  • обеспечение хранения лекарственных средств и других ТАА;
  • информирование населения и медицинских работников о ЛП и других ТАА;
  • изготовление ЛП в условиях аптечных организаций (этот пункт касается только аптек с рецептурно-производственным отделом).

Мастер-класс

В разделе III можно найти возможные наименования провизорских должностей, предлагаемых стандартом, — «провизор» и «провизор-технолог», то есть в этом нет никаких изменений. Разумеется, обязательно наличие высшего фармобразования (уровень — специалитет, то есть классическое 5‑летнее высшее образование) и повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Ниже в ПС следует перечисление дополнительных — то есть не обязательных, но весьма желательных — путей профессионального развития провизора: программы переподготовки, стажировки, тренинги, дистанционные образовательные технологии (включая вебинары), участие в конференциях, конгрессах, мастер-классах. Как говорится, кто бы отказался. Любой первостольник с радостью сменит хотя бы на несколько дней или часов рутину аптечной повседневности на мастер-класс, стажировку или конференции, к тому же с перспективой профессионального роста. Но для этого, как говорил главный герой фильма «Вокзал для двоих», его должны «хотя бы один раз послать» на такие мероприятия.

Особое условие допуска к провизорской работе — прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также, в случае необходимости, внеочередных медицинских осмотров.

ФармацЕя, или Наш подпоручик Киже

В одной из частей раздела III привлекает внимание наименование нашей специальности согласно Общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОКСО) — «фармацея». Именно так, через «е».

Это совсем не ошибка разработчиков, разъясняет Елена Неволина, исполнительный директор ответственной организации — разработчика стандарта: «Наша специальность называется „фармация“. Ошибка допущена в ОКСО. Классификатор этот ведет Министерство образования и науки. В ходе работы над стандартом мы написали в Минобрнауки с просьбой исправить ошибку. Выяснилось, что это казус составителя классификатора, который, видимо, решил, что раз „фармацЕвты“, то и специальность пишется через „е“ — „фармацЕя“. Проблема в том, что пока ОКСО не будет переиздан, эту ошибку в действующем классификаторе исправить невозможно». Елена Неволина далее рассказывает, что поначалу разработчики, конечно же, указали в стандарте корректное наименование специальности «фармация», но Минюст вернул ПС обратно именно на том основании, что оно не совпадает с наименованием, указанным в ОКСО.

Вот такой анекдот. Некто — вероятно, не имевший фармобразования, — допустил ошибку в одном классификаторе — и «вся отраслевая рать» не в силах эту ошибку исправить. И теперь гуляет она по нормативным правовым актам, смущая профессионалов. Есть такое расхожее словосочетание «буква закона». В данном случае буквально одна буква — как тот самый рожденный пером чиновника подпоручик Киже — устроила веселый концерт над здравым смыслом.

Стандарт обязателен

В разделе III по каждой из приведенных выше трудовых функций провизора перечисляются: а) трудовые действия, б) необходимые умения, в) необходимые знания, г) другие характеристики. Но прежде чем перейти к ним, выясним, имеет ли ПС «Провизор» обязательный или, например, желательный (рекомендательный) характер.

Минтруд РФ в письме от 04.04.2016 № 14–0/10/13–2253 поясняет, что требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены Трудовым кодексом и другими федеральными законами РФ. Елена Неволина в связи с этим исчерпывающе заключает: «Для провизоров, занимающихся фармацевтической деятельностью, профессиональные стандарты обязательны по той причине, что требования к их квалификации установлены Федеральным законом от 21.11.2011 № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Относительно темы применения стандарта в реальной аптечной повседневности Елена Неволина отметила, что ПС «Провизор» будет являться для работодателя основой при составлении должностной инструкции и трудового договора с сотрудником, в котором прописаны его трудовые функции. Не исключено, что теперь в трудовых договорах в массовом порядке появится следующая формулировка, описывающая обязанности работника: «…совершать трудовые действия, обладать необходимыми умениями и знаниями согласно профессиональному стандарту «Провизор».

С другой стороны, ПС может являться ориентиром и для заключающего договор провизора. Например, последний может отказаться от тех функций, которые отсутствуют в стандарте, либо согласиться исполнять их на особых условиях.

Несоответствие требованиям ПС «Провизор» подпадает под действие части 1 статьи 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права». По ней предусмотрены следующие административный штрафы: для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц — от 1000 руб. до 5000 руб., для юридических лиц — от 30 000 руб. до 50 000 руб. Отметим, что штрафы налагаются не на работника, а на того, у кого он работает.

2016_07_быть-в-курсе_01_02.png

Консультирование: знак и щит профессии

Для профессионалов отрасли не секрет, что наша профессия подвергается определенному давлению со стороны тех, кто хочет продавать лекарства — пусть даже безрецептурные — не являясь при этом фарморганизацией, то есть не имея лицензии, диплома и т. д. Что отличает банальную продажу от профессионального отпуска лекарства? Ответ очевиден — в первую очередь консультирование по вопросам, связанным с выбором и применением лекарств.

В ПС «Провизор» этой теме уделено пристальное внимание. В частности, среди трудовых действий в рамках функции «розничная торговля, отпуск ЛП и других ТАА» значатся:

  • консультировать по группам ЛП и синонимам в рамках одного МНН и ценам на них;
  • осуществлять отпуск ЛП по рецептам и без рецепта врача, с консультацией по способу применения, противопоказаниям, побочным действиям, взаимодействию с пищей, другими ЛП и ТАА.

Елена Неволина напоминает, что прерогатива продавать лекарства исключительно в аптеках, установленная еще Петром I, сохранилась до нашего времени именно потому, что отпуск лекарств требует грамотного консультирования. «У нас эта функция практически утрачена, — сожалеет исполнительный директор «Аптечной гильдии», — поэтому те, кто призывает разрешить продавать лекарства в супермаркетах, козыряют аргументом, что и в аптеках в наши дни редко когда консультируют».

«Вот мы и хотим, чтобы консультационная функция стала опять обязательной», — резюмирует Елена Неволина. Таким образом, путем акцентирования в ПС «Провизор», фармконсультирование становится знаком профессии, а также ее щитом, защищающим от проникновения в лекарственную отрасль непрофессионалов. Ведь если консультирование будет обязательным, то продажа лекарств в супермаркетах без лицензирования объекта станет невозможной.

Другие действия и умения

Все трудовые действия, умения и знания, включенные в ПС, в рамках статьи не перечислить. Упомянем только те из них, которые также входят в упомянутую выше функцию «розничная торговля…»:

  • делать фармацевтическую экспертизу рецептов и требований, проверку оформления их прописи, способа применения, безопасности ЛП в отношении лекарственной формы, дозировки, взаимодействия с другими лекарствами, указанными в рецепте;
  • таксировать рецепты и требования, регистрировать их;
  • осуществлять контроль при отпуске, в частности, целостности упаковки, правильности маркировки, соответствия наименования рецепту, дозировки (в том числе сильнодействующих и других ЛП) и т. д.
  • принимать решения о замене выписанного ЛП на синонимы и аналогичные препараты, в установленном порядке;
  • осуществлять предпродажную подготовку, организацию и проведение выкладки ЛП и других ТАА в торговом зале и на витринах;
  • уметь вести кассовую, отчетную, организационно-распорядительную документацию;
  • изучать спрос; и т. д.
2016_07_быть-в-курсе_01_03.png

В «необходимых умениях» провизора в основном повторяются перечисленные выше трудовые действия с некоторыми дополнениями. Например, провизор должен также уметь:

  • интерпретировать положения законодательных и других нормативных правовых актов, регулирующих обращение лекарственных средств и других ТАА;
  • пользоваться компьютерными системами, принятыми в аптечных организациях;
  • осуществлять эффективные коммуникации с коллегами и пациентами при решении профессиональных задач. Здесь речь идет, например, о взаимодействии с врачами в случае выявления каких‑либо проблем, связанных с содержанием рецепта и назначенными препаратами;
  • вести предметно-количественный учет ЛП; и т. д.

Мост между вузом и работой

Дело остается за «малым» — как провизору получить все эти перечисленные умения и знания, большинство из которых носят практический характер? При поиске ответа на этот вопрос выясняется, что появление ПС «Провизор» было подготовлено предшествующими изменениями в системе высшего фармобразования.

Елена Неволина напоминает, что выпускники 2016 г. уже учились по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), в котором особое внимание уделяется практическим навыкам. Именно поэтому в наших фармвузах — как, например, на фармфакультете Первого МГМУ — открываются учебные аптеки. Это и есть мост между образовательными и профессиональными стандартами, между «заточенным» на практические навыки обучением и практикой.

И посередине этого моста — процедура аккредитации фармацевтов и провизоров, которая также вводится в текущем году. Что означает успешное прохождение выпускником фармвуза аккредитации? То, что он готов квалифицированно совершать прописанные в стандарте трудовые действия и обладает также необходимыми знаниями и умениями, указанными в том же ПС.

Мост под названием «образовательный стандарт с уклоном на практические навыки — аккредитация специалиста — профессиональный стандарт», похоже, выстроен последовательно, логично и взаимосвязанно. Теперь вопрос в том, как он будет работать.

Магистр-провизор и бакалавр-фармацевт

А как обстоит дело со стандартом для фармацевтов? Согласно Елене Неволиной, он фактически уже сделан и даже прошел общественное обсуждение. Его разработчиком выступила Национальная фармацевтическая палата. Фармацевты, в отличие от провизоров, перейдут на процедуру аккредитации в 2018 г.; принятие Профессионального стандарта «Фармацевт», скорее всего, произойдет до этого события — возможно, в начале 2017 г.

Поживем — увидим, чем будут отличаться ПС «Провизор» и ПС «Фармацевт». Ведь на практике сейчас функции провизоров-первостольников и фармацевтов-первостольников почти не различаются. То же самое можно сказать и об их зарплатах.

Можно выразить надежду, что перемены в отрасли, с одной стороны, ликвидируют эту уравниловку, а с другой — поднимут престиж российского фармобразования в целом, вне зависимости от уровня. Профессиональная практика всё больше указывает на то, что стоит подумать о переходе от специалитета (5 лет) к двухуровневой системе бакалавр (4 года, фармацевт) — магистр (еще два года, провизор). Иначе обоим трудно соответствовать стандартам и требованиям, которые к ним предъявляются.

Итак, теперь в одном документе четко зафиксировано, что провизор должен уметь делать, так сказать, описан «идеал провизора». Остальное выходит за рамки его функций. Но, посмотрим, могут ли идеалы появляться одними приказами.

www.katrenstyle.ru

Аккредитация провизоров и фармацевтов - Журнал «Катрен Стиль»

С 2016 года в России введена новая система аккредитации для провизоров и фармацевтов — Владимир Давыденко выяснил все ее подробности

В 2016 году в России начала работу система непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Одной из ее составляющих стала аккредитация, которую вскоре, вместо сертификации, будут проходить все фармацевты. Владимир Давыденко выяснил, как первую аккредитацию прошли выпускники фармфакультетов и к каким новшествам нужно готовиться сотрудникам российских аптек.

Наши эксперты

Елена Неволина

исполнительный директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия»

Ирина Джупарова

заведующая кафедрой управления и экономики фармации Новосибирского государственного медицинского университета

Разговоры об обязательной аккредитации фармацевтов и провизоров начались уже давно. Еще в 2011 году правительством был принят закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которому с 1 января 2016 года право на работу в медицине и фармации специалисты должны подтверждать свидетельством об аккредитации.

Однако сама по себе эта процедура — лишь верхушка айсберга структурных реформ всей отрасли. В последующие годы в недрах Минздрава и профессионального сообщества шла работа по созданию новых стандартов обучения для каждого направления подготовки будущих врачей и фармацевтов. Именно на их основе будет проходить аккредитация. Пока что завершены и официально опубликованы только два таких документа: «Стоматология» и «Фармация». В ближайшее время авторы обещают создать профстандарты по всем остальным видам медицинской и фармацевтической деятельности вплоть до стандарта для фарминспектора.

Инициатива снизу

О том, что систему подготовки кадров для фармацевтики пора менять, первыми заговорили сами представители отрасли. По словам исполнительного директора «Аптечной гильдии» Елены Неволиной, активно участвовавшей в разработке профильного стандарта для провизоров, с каждым годом всё более очевидным становился разрыв между получаемыми в вузах знаниями и навыками, необходимыми для реальной работы:

«Мы давно слышим претензии от работодателей из‑за того, что выпускники вузов не приспособлены к практической деятельности и их приходится доучивать на местах. В образовании действительно наблюдалась довольно странная ситуация, когда молодой фармацевт учился 5 лет в институте, а после выпуска не имел права работать провизором — нужно было сдать дополнительный экзамен и получить справку, что его могут принять в качестве среднего фармперсонала, то есть фармацевта. Потом год интернатуры, и только после этого он приходил в аптеку полноценным провизором. Такое положение дел подрывало престиж высшей школы, ведь в случае среднего образования студент учился 3–4 года, сразу получал сертификат специалиста и мог приступать к работе. Выходило, что подготовка тех же кадров в вузах у нас идет дольше, а значит, не так эффективна. Это становилось проблемой не только для работодателя, но и для бюджета, чьи средства расходовались нерационально».

2016_07_быть-в-курсе_02_02.png

В результате уже в 2016 году выпускники фармацевтических вузов, сдав традиционные экзамены на глубину усвоения образовательной программы и получив диплом, стали проходить процедуру аккредитации, демонстрируя свои знания на практике. Пока это коснулось тех, кто решил работать в оптово-розничном фармбизнесе.

Три шага к профессии: аккредитация выпускников медицинских вузов

По задумке разработчиков, первичная аккредитация студентов состоит из трех этапов: тестирования, проверки практических навыков в симулированных условиях и решения ситуационных задач. Перечень вопросов для первого этапа опубликовали заранее, и у будущих фармацевтов была возможность потренироваться до наступления часа икс. Тест состоит из более чем 3 200 тестов, каждый из которых содержит 4 варианта ответа. Для удобства подготовки студентов во всех пунктах верный ответ разместили под буквой «А». Во время самой аккредитации подсказки, разумеется, исключены. На выполнение заданий дается 90 минут.

Успешно сдав тесты, студенты-фармацевты должны показать свое владение практическими навыками профессии. Для этого им необходимо правильно и последовательно выполнить 5 заданий (на каждое дается по 10 минут), которые случайно подбираются компьютером из базы. Всего таких заданий 245, их перечень также был опубликован заранее и не будет изменяться.

Выпускников могут попросить, например, провести приемочный контроль товара, определить условия хранения лекарств и разместить их по нужным полкам или изготовить лекарственный препарат по рецепту. Входят в перечень и задания на оказание первой медицинской помощи при острой лёгочной и сердечной патологии.

Всё это студентам предлагается делать не за партой, а на специальных станциях, имитирующих рабочие зоны аптеки, начиная с отдела приемки и заканчивая помещением для отпуска товаров и консультирования посетителей.

Наконец, третий этап первичной аккредитации предполагает решение ситуационных задач, или мини-кейсов. Здесь аккредитуемый получает 3 задания, которые содержат 5 вопросов, предусматривающих устный ответ. Каждая задача (всего их 236) моделирует определенную рабочую ситуацию и поведение в ней сотрудников аптеки. Вопросы могут быть направлены на обоснование этого поведения, указание свойств упомянутых в тексте ЛП, перечисление необходимой документации и другое. Для подготовки студентам дается час, для ответа — не более 30 минут.

Правильность выполнения выпускниками заданий на всех трех этапах оценивает специальная комиссия, состоящая из представителей профессиональных некоммерческих организаций, сотрудников региональных Минздравов или работодателей и, конечно, преподавателей образовательных учреждений. По словам Елены Неволиной, такой состав оптимален и позволяет каждому получить свое: работодатели видят уровень будущих кадров, а вузы — оценивают качество осуществляемой ими подготовки.

На случай если студент проваливает какой‑то из этапов, разработчики системы также предусмотрели механизм пересдачи. Как рассказала заведующая кафедрой управления и экономики фармации Новосибирского государственного медицинского университета Ирина Джупарова, у каждого выпускника есть несколько вариантов:

«Во-первых, ребятам дается по три попытки на каждый этап аккредитации: не сдал сегодня — можешь прийти завтра и послезавтра. И только если неудача постигла выпускника трижды на одной и той же ступени, он признается не прошедшим испытание. В таком случае пересдать можно будет лишь спустя 11 месяцев. Однако всё это время он сможет работать, правда, не провизором, а фармацевтом. Для этого нужно обратиться в специальную комиссию по допуску к фармдеятельности при вузе и, пройдя еще одну проверку знаний, получить разрешение. Кроме того, студент на любом этапе аккредитации имеет право не согласиться с решением комиссии и подать апелляцию на него».

Начали, не закончив

На момент выхода нашего материала для выпускников этого года аккредитация уже позади. И вплоть до самого ее начала на местах не было полного понимания, как именно всё будет проходить.

«Нам приходилось ждать появления документов для каждого этапа на сайте Методического центра аккредитации Минздрава. То есть процедура проходила буквально «с колес», — говорит Ирина Джупарова. — Неудивительно, что мы столкнулись с определенными трудностями.

Например, в день проведения тестирования в ряде вузов частично или полностью не открывалась база с ответами на содержавшиеся в тестах вопросы. Похожие проблемы возникали и на других этапах. В некоторых университетах из‑за неполадок на сервере Центра пришлось начинать третий этап, не дождавшись результатов второго.

Сложности были и при подготовке к проведению аккредитации. Так, в НГМУ нам спешно пришлось обустраивать учебную аптеку, которая необходима для выполнения практической части заданий. Деньги на это выделило Министерство здравоохранения, однако времени было немного. Изначально мы хотели открыть аптеку в составе симуляционного центра, но пока пришлось развернуть ее на кафедре фармацевтической технологии».

Несмотря на то что система уже действует, трудности есть и на самом высоком уровне, признается Елена Неволина:

«Пока разработчикам не удалось достичь полного взаимопонимания с Минздравом. Его отраслевой департамент одобрил разработанные для аккредитации профстандарты, а юридический сделал много замечаний. Авторы нововведений хотят поменять существующую систему, например, отменить противоречащий стандартам Приказ № 451, который утверждает квалификационный справочник. Он не устраивает всех практиков, но правовой департамент настаивает на сохранении этого и многих других неактуальных для новой парадигмы документов. То есть, по сути, предлагает не менять старое на новое, а подогнать стандарты под уже имеющиеся акты. Нужно время, чтобы правовой департамент министерства понял систему, отталкивающуюся от профессиональных потребностей».

С учебой по жизни: как будет проходить аккредитация фармацевтов и провизоров

Первичная аккредитация выпускников фармацевтических и медицинских вузов, о которой мы говорили ранее, — не единственное звено в новом порядке. Аналогичную процедуру предстоит пройти и взрослым, уже работающим фармацевтам. Причем не один раз. Одновременно с аккредитационной системой в России разрабатывалась концепция непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМФО). Теперь для успешной работы в отрасли специалистам нужно будет регулярно повышать квалификацию, проходя различные курсы и участвуя в конференциях, то есть постоянно обучаясь чему‑то новому. Аналогичная практика давно используется в странах Запада. По словам Елены Неволиной, такая система много эффективнее простого продления сертификатов, так как наши вузы занимались подготовкой к пересертификации достаточно формально и нередко все решали деньги, уплаченные за курсы повышения квалификации.

2016_07_быть-в-курсе_02_03.png

Первыми в систему непрерывного медицинского образования войдут выпускники этого года и работающие фармацевты, получившие сертификат специалиста после 1 января 2016. Остальные присоединятся к ней по мере обновления своих профессиональных лицензий.

Аккредитовывать действующих сотрудников отрасли начнут только в 2021 году, когда работа над новой системой будет окончательно завершена и сама она пройдет должную обкатку. До этого времени всем будут продлевать сертификаты специалиста. Далее все фармацевты и провизоры будут обязаны проходить эту процедуру раз в пять лет.

Не занимаясь всё это время повышением собственной квалификации, успешно переаккредитоваться будет нельзя, так как обязательным требованием для этого является наличие у фармацевта и провизора портфолио, отмечает Елена Неволина:

«Все пять лет между аккредитациями специалисты будут получать зачетные единицы за дополнительное образование. Всего их будет 250 — по 50 на каждый год. Две трети баллов будут приходиться на вузовские программы и одна треть — на тренинги, семинары, конференции профессиональных организаций. Но только при условии, что их площадки будут аккредитованы в специальной системе непрерывного образования Минздрава. Национальная фармацевтическая палата уже подала заявку на включение в эту систему, и ее эксперты будут проводить оценку мероприятий на пригодность для портфолио. Мы будем следить, чтобы они соответствовали содержанию разрабатываемых профстандартов. Активная деятельность начнется с сентября. Чтобы часто не отрывать специалистов от работы, упор в системе НМФО будет сделан на заочные и дистанционные формы обучения, например вебинары. Это должно успокоить тех, кто опасался противодействия новой системе работодателей, которым невыгодно часто отпускать своих сотрудников на выездные мероприятия».

При прохождении очередной аккредитации специалист должен будет предъявить портфолио на оценку, после чего будет допущен к тестированию. Состав экзаменационной комиссии еще определяется, как и то, кто будет оценивать портфолио. Разговора о включении в число аккредитационных заданий практики пока не идет — предполагается, что свое дело состоявшиеся в профессии люди знают хорошо. Однако ситуационные задачи опытным фармацевтам решать все‑таки придется. В случае провала взрослые, как и студенты, смогут пройти испытание повторно или обжаловать решение комиссии. Но разработчики уверены: это будет большой редкостью — фармацевтам будет попросту стыдно выставлять себя в неприглядном свете перед работодателем, не говоря уже о риске лишиться должности.

И еще один интересный нюанс: однажды полученное свидетельство об аккредитации останется у специалиста на всю жизнь. При очередном прохождении этой процедуры в него просто добавят соответствующие записи из портфолио и результаты тестов. То есть у российских фармацевтов появится своего рода зачетная книжка, в которой будет отражен весь их профессиональный путь.

www.katrenstyle.ru

Кто может стать руководителем аптеки?

Специфика аптечного бизнеса такова, что директор или заведующая не могут не пройти школу первостольника — от руководителя требуется 100%-ное понимание специфики бизнеса. Он просто обязан знать рабочий процесс изнутри. Директором аптеки может стать специалист с высшим фармацевтическим образованием и стажем работы по специальности не менее трех лет. Однако вопросы, связанные с руководством аптечным предприятием, возникают довольно часто. Разъяснить некоторые практические ситуации поможет директор юридической компании «Юнико-94» канд. юрид. наук Марат МИЛУШИН.

Вопрос: Может ли учредитель ООО занимать должность директора в своей аптеке, если у него высшее медицинское образование, а не фармацевтическое? При этом в штате есть должность заведующей с профильным образованием.

Ответ: В соответствии с пп.«в» п.4 и пп.«и» п.5 утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1081 от 22.12.2011 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» от 15.04.2013 одним из лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности аптечной организации является наличие у руководителя организации, деятельность которого непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением, высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее трех лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет, сертификата специалиста.

По нашему мнению, если деятельность учредителя ООО в должности директора аптеки не будет связана непосредственно с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением, то указанное выше требование на него не распространяется. При этом он вправе назначить себе заместителя, соответствующего указанным требованиям.

Заметим, что в соответствии с п.8.2 утвержденного приказом Минздрава РФ № 80 от 04.03.2003 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003 (в ред. от 18.04.2007) руководство аптечной организацией осуществляет провизор, имеющий сертификат специалиста и стаж работы по специальности не менее трех лет, а согласно утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ № 541н от 23.07.2010 «Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения») к «директору (заведующему) фармацевтической организации предъявляются следующие требования к квалификации: высшее профессиональное образование по специальности «Фармация» и сертификат специалиста по специальности «Управление и экономика фармации», стаж работы на руководящих должностях не менее пяти лет.

Однако следует отметить, что указанное выше «Положение о лицензировании фармацевтической деятельности», которое является более поздним нормативным правовым актом и, кроме того, обладает более высоким юридическим статусом, поскольку утверждено не министерством, а Правительством РФ, смягчает установленные Квалификационным справочником и Отраслевым стандартом требования к квалификации руководителя аптечной организации.

Вопрос: У специалиста имеется оконченное средне-специальное фармацевтическое образование. Опыт работы в должности фармацевта — шесть лет. Может ли такой человек занять должность заведующего аптечным пунктом, который открывается при клинике и является ее структурным подразделением?

Ответ: Утвержденное Постановлением Правительства РФ № 1081 от 22.12.2011 «Положение о лицензировании фармацевтической деятельности» (в ред. от 15.04.2013), утвержденный приказом Минздрава РФ № 80 от 04.03.2003 Отраслевой стандарт «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях.

Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003 (в ред. от 18.04.2007), а также утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ № 541н от 23.07.2010 «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения») устанавливает квалификационные требования к руководителю аптечной организации.

Заведующий аптечным пунктом (структурным подразделением медицинской организации) не является руководителем аптечной организации, следовательно, на такую должность может быть принят специалист и без высшего фармацевтического образования.

Вопрос: Может ли человек, имеющий сертификат по специальности «Управление и экономика фармации» занимать любые руководящие должности в аптеке?

Ответ: Согласно утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ № 415н от 07.07.2009 «Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» (в ред. от 26.12.2011) должности «заведующий-провизор» и «заместитель заведующего-провизора» может занимать специалист, получивший высшее профессиональное образование по специальности «060108 Фармация» и послевузовское или дополнительное профессиональное образование по специальности «Управление и экономика фармации», т.е. имеющий сертификат специалиста по указанной специальности.

В соответствии с пп.«и» п.5 утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1081 от 22.12.2011 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (в ред. от 15.04.2013) одним из лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения является наличие у руководителя организации, деятельность которого непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением, высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее трех лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет, сертификата специалиста.

Как буквально следует из указанной выше правовой нормы, деятельность руководителя аптечной организации (заведующего аптекой) может быть непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением. По нашему мнению, из этого следует однозначный вывод о том, что заведующий аптекой вправе осуществлять все перечисленные выше операции, в т.ч. отпуск лекарственных препаратов, в рамках своих должностных обязанностей.

Следовательно, из совокупности приведенных выше правовых норм можно сделать вывод о том, что для осуществления всех возможных операций в аптеке, заведующему аптекой достаточно иметь сертификат специалиста по специальности «Управление и экономика фармации».

Следовательно, и любой другой провизор, имеющий сертификат по указанной специальности, вправе осуществлять любую деятельность, которая «непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением», т.е. занимать любую должность в аптечной организации.

Заметим, что чиновники контроль­но-надзорных органов зачастую считают, что сертификат специалиста по специальности «Управление и экономика фармации» дает право провизору занимать исключительно руководящие должности в аптечной организации. При этом они полагают, что заведующий аптекой не вправе подменить фармацевта-первостольника даже на время обеденного перерыва.

Вопрос: Может ли человек быть назначен на должность заведующего аптекой, имея стаж работы два года в качестве провизора, и 1,5 года в качестве провизора-интерна?

Ответ: В соответствии с пп.«в» п.4 и пп.«и» п.5 утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1081 от 22.12.2011 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» от 15.04.2013 одним из лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности аптечной организации является наличие у руководителя организации, деятельность которого непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением, высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее трех лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет, сертификата специалиста.

Поскольку общий стаж работы по специальности у указанного в тексте вопроса специалиста составляет 3,5 года, он может быть назначен заведующим аптекой при наличии сертификата специалиста.

pharmvestnik.ru

Идеальный фармацевт: каким его видит работодатель?

Театр начинается с вешалки, а аптека – с фармацевта. Основа любого бизнеса, в том числе аптечного, – люди. От способностей, активности, образованности и других качеств фармацевта-первостольника зависит объем продаж, конкурентоспособность аптеки и уровень потребительского доверия.

Руководитель и покупатель воспринимают первостольника совершенно по-разному и выставляют к нему порой абсолютно противоположные требования. Сегодня мы поговорим о том, каков идеальный фармацевт с точки зрения директора аптечного предприятия и акцентируем внимание на качествах, которыми должен обладать настоящий профессионал своего дела.

Аптечной сети требуется фармацевт (провизор). Требования к соискателям: профильное образование, сертификат, мед. книжка, коммуникабельность, доброжелательность, внимательность, добросовестность, обучаемость, аккуратность, владение техниками продаж, грамотная речь.(Объявление о вакансии, портал www.rabota.ru.)

Еще совсем недавно, несколько лет назад, в объявлениях о приеме на работу фармацевтов и провизоров доминировали всего два пожелания: профильное образование и отсутствие вредных привычек. Сегодня требования работодателей существенно расширились: им нужен аккуратный, общительный и добросовестный работник. Просмотрев множество объявлений о вакансиях, я составила перечень качеств первостольника, ценных для руководителя аптеки.

Контактность, коммуникабельность, обаяние

Хамство, задиристость, неумение держать себя в руках несовместимы с образом идеального фармацевта. В торговом зале аптеки не должно быть ни шумных скандалов, ни выяснений отношений с посетителями – покупатели должны быть довольны. А довольны посетители – доволен и руководитель.

Умение найти общий язык с любым клиентом – вальяжным бизнесменом, замотанной домохозяйкой, плохо обеспеченной старушкой, считающим копейки бомжом – обязательное качество для хорошего фармацевта. Коммуникабельность и умение ладить пригодятся и в коллективе: неуживчивые и вздорные сотрудники вряд ли задержатся надолго.

Компетентность, образованность и обучаемость

Как известно, образование и образованность – понятия нетождественные. Мне доводилось встречаться на собеседовании с провизорами, не имеющими представления о том, что такое гекситидин и для чего применяется кетопрофен. В то же время видела я и экономиста, знающего наизусть справочник Машковского и легко ориентирующегося во всем многообразии современных лекарственных средств.

Фармацевтика – одна из самых быстро развивающихся отраслей: ежемесячно регистрируются сотни новых препаратов и БАДов. Хороший фармацевт успевает усваивать информацию о инновационных лекарственных средствах, следит за новинками парафармацевтики и с удовольствием делится своими знаниями, как с покупателями, так и с коллегами.

Для успешной работы аптечному сотруднику недостаточно профильных знаний. Иногда требуются умения психолога, иногда – менеджера, в другой ситуации – юриста. Большинство крупных аптек уже компьютеризированы, и знание современных информационных технологий вкупе с навыками пользователя сети Интернет фармацевту необходимы. Очень часто работодатель желает принять на работу специалиста со знанием английского языка.

Расторопность, выносливость, скромность

Хороший фармацевт все успевает: принимать товар, вести внутреннюю документацию, поддерживать порядок и чистоту на рабочем месте, следить за правильностью выкладки, общаться с медицинскими представителями компаний-производителей, поддерживать безупречный внешний вид. Причем все это делается не в ущерб работе с покупателями – главной обязанности первостольника.

Физическая выносливость современному фармацевту необходима ежесекундно: часто продолжительность смены составляет 12 и более часов, и почти все это время первостольник на ногах. Важен и крепкий иммунитет – часто пациенты демонстрируют особенности своего кашля прямо в окошко…

Вспомним и о том, что скромность украшает. Идеальный фармацевт не требует слишком много от своего руководства. Он не отказывается заменить заболевшего коллегу, поработать сверхурочно и не шантажирует начальство заявлениями об уходе.

Статистика портала SuperJob.ru:• на одну вакансию провизора/фармацевта приходится четыре резюме кандидатов;• 77% всех кандидатов составляют женщины;• лишь 40% соискателей имеют высшее профильное образование;• в условиях кризиса количество предложений снизилось всего на 10% (в других сферах – до 70%).

Точность и аккуратность

Никто не любит, когда сотрудники опаздывают – ни заболевшие посетители, ни руководство. Особенно это касается первостольников. Установленный график работы должен строго выполняться – от этого во многом зависит уровень потребительского доверия аптеке.

Внешний вид фармацевта должен соответствовать имиджу организации: если руководство ввело обязательное ношение униформы, приказ един для всех. Безупречно отглаженный халат, всегда чистые руки, точные выверенные движения – отличия настоящего профессионала.

Честность, порядочность, преданность аптеке

Как ни странно, недостачи в аптечном бизнесе встречаются ничуть не реже, чем в торговле другими товарами – продуктами питания или одеждой. К счастью, сегодня повсеместно внедряется система компьютерного учета товарных остатков, и проблема нестыковки фактических данных с плановыми постепенно теряет свою остроту. Порядочный и честный фармацевт не только сам не станет предпринимать каких-либо действий во вред аптеке, но и не позволит это делать своим коллегам.

Идеальный фармацевт – хороший продавец

Как уже говорилось выше, основная обязанность первостольника – работа с людьми. Какое-либо конкретное лекарственное средство спрашивает от силы треть от общего числа покупателей. Вместо вопроса о наличии препарата обычно звучат жалобы: болит зуб, болит голова, расстроился желудок, ослаб иммунитет, течет нос, появился кашель и так далее. Аптечный сотрудник слушает и предлагает те или иные препараты, различные по цене и производителю. Идеальный (с точки зрения руководителя) фармацевт умеет грамотно предложить лучшие, и (желательно) дорогие препараты. Умелая презентация товара – один из высших показателей профессионализма!

Хороший фармацевт видит всю глубину проблемы клиента и предлагает дополнительные пути ее решения. К примеру, почему бы не посоветовать простудившемуся покупателю, в дополнение к традиционным средствам от жара и простуды, купить пачку витаминов, пару флаконов сиропа шиповника, ингалятор с набором эфирных масел или что-то еще? У вас покупают таблетки для похудения – предложите к ним пояс или антицеллюлитные шорты. Спрашивают драмину? Предложите крем для загара и д-пантенол, не ошибетесь!

Довольны в таком случае останутся все. Покупатель чувствует заботу и радуется, что ему напоминают о нужном, предвосхищая его вопросы. Руководитель рад, что средняя стоимость покупки, как и оборот аптеки в целом, растет, а число клиентов увеличивается. Фармацевт тоже не останется внакладе – его труд заметят и оценят, и первостольник обязательно получит прибавку к зарплате или премию.

Любовь к людям и к своей профессии

Человеколюбие – важнейшее качество первостольника. Догадываюсь, как сейчас ухмыльнулись некоторые читатели: «Да их невозможно любить! Ноющая человеческая масса!» Если вы так считаете и пришли в фармацевтику исключительно ради денег, срочно смените работу. В мире есть масса профессий ничуть не меньше оплачиваемых, где вам не придется иметь дело с людьми.

Не менее важны терпимость и доброжелательность. Посетители аптек часто бывают раздраженными, нервничают. Это неудивительно: у них проблемы со здоровьем, провоцирующие законный страх за свое будущее, часто – желание выплеснуть эмоции. Задача фармацевта – развеять страхи, помочь, посочувствовать, предложить эффективное лекарство. Пригодится тут и умение сопереживать – поставить себя на место обратившегося посетителя.

Как видите, идеал достижим и профессионализм – это всего лишь совокупность качеств. Работайте над собой, и вы сможете стать незаменимым сотрудником. Любить и ценить свою профессию, ощущать социальную значимость своего труда, работать с максимальной самоотдачей – это так легко, когда фармация – призвание!

Автор — Алена Славкина, полная версия статьи опубликована в журнале «ЛедиВита» за март-апрель 2009 года

Рекомендую также следующие статьи:

  1. Идеальный фармацевт: каким его видит покупатель? Терпение и имидж все перетрут
  2. Идеальный фармацевт: каким его видит покупатель? Компетентный и отзывчивый профессионал
  3. Как не нужно работать, или 10 типичных ошибок первостольника
  4. Большие проблемы маленькой аптеки. Часть 2
  5. Чего хотят покупатели аптеки? Часть 1

pharm-business.ru

Запись на вебинар: кто и какие должности имеет право занимать в аптеке?

Статьи — Журнал — Новости

15 августа 2017

Фото: www.istockphoto.com/vm

Выпуск: №163, август 2017

0 лайков 999 просмотров

Может ли руководитель аптечной организации работать первостольником? Ответ на этот вопрос не вполне очевиден, а незнание нормативной базы часто оборачивается большими штрафами. Поэтому мы попросили подробно разобрать эту проблему ректора Сибирской фармацевтической академии (СИБФАРМА), доктора фарм. наук, профессора А. В. Гришина. Вебинар, который расставит все точки над i, состоится 23 августа (в 12:00 МСК). Записаться на него можно прямо сейчас.

Практика показывает, что руководители российских аптек часто позволяют себе достаточно «широко» трактовать понятия о квалификационных характеристиках и квалификационных требованиях, предъявляемых к работникам.

Наказания за такие проступки в этом году заметно ужесточились. Учитывая серьезность предпринятых правительством мер, профессор А. В. Гришин рассмотрит весь комплекс нормативных актов, регулирующих этот вопрос, и предложит алгоритмы решения потенциально возможных кадровых проблем, встающих перед аптеками после вступления в силу требований Надлежащей аптечной практики и новой редакции постановления Правительства РФ о порядке лицензирования фармацевтической деятельности.

В рамках вебинара участники получат ответы на вопросы:

  • Какими нормативными актами и как регулируются квалификационные требования к фармспециалистам?
  • При каких условиях руководитель аптечной организации может участвовать в реализации лекарственных средств?
  • Почему деятельность провизора с сертификатом по специальности «управление и экономика фармации», выполняющего обязанности по приему рецептов, отпуску лекарственных средств, может быть отнесена к грубым нарушениям лицензионных требований, повлекшим за собой закрытие аптеки на 90 суток?
  • Могут ли провизоры с сертификатами по специальности «фармацевтическая технология», «фармацевтическая химия и фармакогнозия» и «фармация» руководить аптекой?
  • Почему провизоры, имеющие ранее полученное среднее фармацевтическое образование, сейчас всё чаще «реанимируют» свой сертификат фармацевта?
  • Как аптеке устранить имеющиеся несоответствия квалификационных характеристик и квалификационных требований, установленных Минздравом России? И почему это целесообразно сделать до 01.10.2017 года?
  • Тема вебинара представляет фрагмент из курса повышения квалификации провизоров, который академия реализует на своем образовательном портале — дистанционно, без отрыва от работы.

    В настоящее время провизоры могут пройти обучение по 21 программе, в том числе: «Организация надлежащей аптечной практики субъектами розничной торговли товарами аптечного ассортимента», также реализуются сертификационные курсы, профессиональная переподготовка.

    Указанные программы аккредитованы на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России и могут быть зачтены провизорам, повышающим квалификацию в рамках системы непрерывного фармацевтического образования.

    Источники:

    Официальный сайт АНО ДПО «Сибирская фармацевтическая академия» Образовательный портал академии

    www.katrenstyle.ru


    Смотрите также

    KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта