Информатика в школе №02’2017. Журнал информатика в школе
Информатика в школе №08’2016 — Издательство «Образование и Информатика»
Описание
Журнал «Информатика в школе» №8’2016
№ 8 (121) Октябрь 2016 года
Содержание номера
СУПЕРКОМПЬЮТЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ
Плаксин М. А.
ПРОПЕДЕВТИКА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКЕ. ТЕМА «АЛГОРИТМЫ. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Представлен раздел «пермского» пропедевтического курса информатики, посвященный начальному знакомству с такими базовыми понятиями параллельных вычислений, как «совместная деятельность», «согласование действий», «деление работы на части», «согласование по времени», «согласование по результатам», «согласование по ресурсам».
Ключевые слова: информатика, средняя школа, начальная школа, методика обучения, совместная деятельность, согласование действий, деление работы на части, согласование по времени, согласование по результатам, согласование по ресурсам, параллельные вычисления, пропедевтика, ТРИЗформатика.
УРОКИ ИНФОРМАТИКИ
Муллин И. Р.
УРОК НА ТЕМУ «ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ»
В статье представлен урок информатики для десятого класса на тему «Защита информации», особенностью которого является использование элементов сингапурской методики обучения.
Ключевые слова: сингапурская методика обучения, защита информации, антивирус, цифровая подпись, пароль, брандмауэр, блогер, облачные технологии, утечка информации, криптография, конфиденциальная информация.
Дополнительные материалы
Кондратенко Л. П.
БЛОГ-УРОК НА ТЕМУ «АЛФАВИТНЫЙ ПОДХОД К ИЗМЕРЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ»
В статье описан урок информатики в седьмом классе на тему «Алфавитный подход к измерению информации», который проводится в интерактивной форме блога-урока.
Ключевые слова: урок информатики, блог, блог-урок, интерактивный урок, измерение информации, алфавитный подход.
Дополнительные материалы
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ
Бакулевская С. С., Бочаркина О. Ю.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ»
В статье представлена программа элективного курса по информатике «Основы автоматизированного проектирования», направленного на пропедевтику инженерного образования, формирование привлекательного образа профессии инженера.
Ключевые слова: элективный курс, основы автоматизированного проектирования, инженерная профессиональная ориентация.
Дополнительные материалы
Талипова В. К.
«Я Б В КОНСТРУКТОРЫ ПОШЕЛ — ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ!»
В статье представлено содержание занятий по теме «Системы автоматизированного проектирования», на которых учащиеся получают первые представления о профессиональной деятельности инженера-конструктора. Они знакомятся с программным обеспечением, предназначенным для конструирования и моделирования, узнают, как это программное обеспечение используется в профессиональной деятельности конструктора, выполняют практическую работу с использованием САПР.
Ключевые слова: системы автоматизированного проектирования, инженер-конструктор, профиль, эксперимент.
Дополнительные материалы
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Мирончик Е. А.
ГРАФЫ И СИСТЕМЫ ЛОГИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ
В статье рассматривается метод решения системы логических уравнений. Он позволяет разбить трудоемкое задание на несколько простых и составить схему решения задания ЕГЭ высокого уровня сложности. Использование графа для решения системы логических уравнений связывает внешне принципиально различные теоретические темы школьного курса информатики.
Ключевые слова: граф, логика, логические операции, система логических уравнений, ЕГЭ.
Русских С. И.
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
В статье описываются подходы к конструированию занятия по развитию универсальных учебных действий учащихся, система оценки достижений обучающихся и основной инструментарий для оценивания результатов; приведен пример конструирования урока с использованием технологической карты.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, информатика, ФГОС, педагогическая технология, технологическая карта урока.
ЗАДАЧИ
Сизых Е. А.
ГРАФИКА В ЦИКЛАХ
В статье рассмотрен творческий проект «Движущаяся по улице машинка» по использованию графических методов в циклических алгоритмах на примере объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic.
Ключевые слова: графические методы, графические примитивы, имитация движения, повторы примитивов.
Дополнительные материалы
СРЕДСТВА ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Лящук С. А.
ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ — ПОМОЩНИКИ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
В статье рассматривается опыт использования различных интернет-сервисов на основе облачных технологий при проведении уроков информатики.
Ключевые слова: интернет-сервисы, Google-документы, создание сайта, облачные технологии.
Тыщенко Н. Ю.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ SMART BOARD ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «УСТРОЙСТВО КОМПЬЮТЕРА»
В статье представлен урок информатики в восьмом классе по теме «Устройство компьютера», на котором активно используются разнообразные возможности программного обеспечения интерактивной доски SMART Board.
Ключевые слова: информатика, устройство компьютера, процессор, системная плата, устройства ввода/вывода, оперативная память, долговременная память, интерактивная доска, SMART Board.
Дополнительные материалы
infojournal.ru
Информатика в школе №02’2017 — Издательство «Образование и Информатика»
Описание
Журнал «Информатика в школе» №2’2017
№ 2 (125) Март 2017 годаСодержание номера
КОНКУРС ИНФО-2016
Еремин Е. А.
ПРОГРАММНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ
В статье представлено разработанное автором готовое программное обеспечение, пользуясь которым можно легко и наглядно показать школьникам как преимущества, так и основные трудности параллельных вычислений. Специально подобрана наглядная вычислительная задача доступного уровня сложности. Предложены практические задания, состоящие из исследования влияния различных параметров на эффективность параллельных вычислений.
Ключевые слова: параллельные вычисления, изучение, программная поддержка, имитатор, многопроцессорная система, уравнение теплопроводности.
Дополнительные материалы
Булычева Н. А.
УРОК НА ТЕМУ «ЛИНЕЙНЫЕ АЛГОРИТМЫ. РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИНЕЙНОГО АЛГОРИТМА ПРИ ПОМОЩИ РОБОТА MOWAY И ЕГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»
В статье представлен урок для VI класса на тему «Линейные алгоритмы», на котором дети учатся составлять и реализовывать линейные алгоритмы через применение обучающего робототехнического оборудования mOway.
Ключевые слова: информатика, блок-схема, линейный алгоритм, робот-исполнитель, система команд исполнителя.
Маркова И. П., Шарыгина М. Н.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОБОТОМ LEGO EDUCATION WEDO «ТАНЦУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
В статье представлена методическая разработка интегрированной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием роботов LEGO Education WeDo. В ходе занятий дети учатся создавать различные модели по схеме-рисунку, узнают о влиянии смены ремня на направление и скорость движения данной модели робота.
Ключевые слова: дошкольники, робототехника, LEGO Education WeDo, исследовательская деятельность.
Дополнительные материалы
Ситников П. Л.
УРОК НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ МИКРОКОНТРОЛЛЕР?»
В статье представлено занятие для учащихся VIII—IX классов, которое является первым уроком в курсе «Основы электроники и программирования микроконтроллеров». На каждом уроке ученики сначала знакомятся с новым материалом, а затем создают новое устройство своими руками: собирают схему, программируют микроконтроллер, экспериментируют. Курс ориентирован на начинающих, и, чтобы к нему приступить, учащимся не нужны никакие дополнительные знания из электротехники или робототехники.
Ключевые слова: микроконтроллер, Ардуино, среда разработки Arduino IDE, программа.
Дополнительные материалы
Долинский М. С.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ В ЦЕНТРЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ ПО ИНФОРМАТИКЕ
В статье описывается организация занятия в центре по подготовке к олимпиадам по информатике и программированию на базе кабинета информатики средней школы № 27 г. Гомеля (Республика Беларусь) и сайта DL.GSU.BY. В частности, рассматривается, в чем заключаются нетрадиционность занятия, содержание и формы обучения.
Ключевые слова: олимпиада по информатике и программированию, подготовка к олимпиадам.
Меньшиков В. В.
УРОК-ИГРА НА ТЕМУ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Представленный в статье урок направлен на формирование у учащихся знаний и умений в выявлении информационной угрозы, определении степени ее опасности и противостоянии ей. В ходе урока в игровой форме учащиеся знакомятся с основными опасностями сети Интернет и с направлениями деятельности отдела информационной безопасности.
Ключевые слова: информационная безопасность, угрозы, спам, вирус, троян, хакер, мошенничество, контент-фильтры, защита авторских прав, защита личных данных, защита от утечки информации.
Дополнительные материалы
Мурзина О. А., Самаева О. С.
БИНАРНЫЙ УРОК-ПАМЯТЬ «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО»
Представленный в статье бинарный урок — это отражение взаимопроникновения информатики и литературы, тесной взаимосвязи деятельности педагогов и студентов. На данном уроке студенты создают буктрейлеры по книге Б. Васильева «А зори здесь тихие…», на практике видят, что ИКТ позволяют эмоции от прочтения одной книги выплеснуть в разных проектных работах.
Ключевые слова: буктрейлер, проектные работы, ИКТ, историческое прошлое, графическая информация, текстовая информация, табличная информация, видеоинформация, аудиоинформация, Б. Васильев «А зори здесь тихие…»
Дополнительные материалы
Мусинская М. А.
УРОК НА ТЕМУ «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ ВЕБ 2.0
В статье представлена методическая разработка урока, на котором учащиеся изучают новую тему «Прогнозирование», применяют свои умения и навыки работы в электронных таблицах Excel, знакомятся с различными видами сетевых сервисов Веб 2.0 и используют их в образовательной деятельности.
Ключевые слова: прогнозирование, сетевые сервисы, сервисы Веб 2.0, электронные таблицы Excel, информатика.
Дополнительные материалы
Терешкина К. Ю.
ЗАНИМАТЕЛЬНО ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ
В статье описывается нестандартное построение урока информатики по изучению авторского права.
Ключевые слова: авторское право, информатика, урок, законодательство, видео.
Дополнительные материалы
Трегубова Е. С.
УРОК-КОНКУРС В ФОРМАТЕ СОРЕВНОВАНИЙ JUNIORSKILLS
В статье рассказано об опыте проведения урока в старшей школе в формате, максимально возможно приближенном к формату соревнований JuniorSkills.
Ключевые слова: урок-конкурс, JuniorSkills, сетевое и системное администрирование.
Дополнительные материалы
infojournal.ru
Информатика в школе №06’2017 — Издательство «Образование и Информатика»
Описание
Журнал «Информатика в школе» №6’2017
№ 6 (129) Август 2017 года
Содержание номера
КОНКУРСЫ
Итоги XIII Всероссийского конкурса цифровых изображений и фотографий ФОТО 2-2017
Крышталь Л. И.
СОЗДАНИЕ LEGO-МУЛЬТФИЛЬМА
В статье представлено занятие внеурочной деятельности, особенностью которого является совместное использование двух программ — LEGO Digital Designer и «Киностудия Windows Live» — для создания LEGO-мультфильма без видеокамеры.
Ключевые слова: LEGO Digital Designer, «Киностудия Windows Live», LEGO-мультфильм, кадр, анимация stop motion.
Асанбекова Г. К.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА ADOBE FLASH
В статье представлено учебное пособие по изучению графического редактора Adobe Flash на основе выполнения практических работ.
Ключевые слова: анимация, мультипликация, Adobe Flash.
Дополнительные материалы
Коровин Н., Кучеренко И., Нуртдинов Т.
КАК САМИМ СОЗДАТЬ МУЛЬТФИЛЬМ «КОСМИЧЕСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ»
Чиркова А., Чиркова Д.,
НАШ ПЕРВЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ
Блинов И.,
КОСМИЧЕСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ
Маслова В.
С АЛИСОЙ И ЧЕШИРСКИМ КОТОМ В СТРАНУ ЧУДЕС
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Гусев И. Е., Зенкина С. В.
СОРЕВНОВАНИЯ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФОРМАТА CTF КАК ПРИМЕР ИГРОФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ИКТ
В статье рассматривается один из способов повышения учебной мотивации студентов IT-специальностей — игрофикация — на примере соревнований по информационной безопасности формата CTF.
Ключевые слова: игрофикация, мотивация студентов, учебная деятельность, информационная безопасность.
Зубрилин А. А., Симонова Е. А.
ИНТЕРНЕТ-ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ: ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПОРТАЛА
В статье проведен анализ порталов, позволяющих организовать и провести интернет-олимпиады по информатике, определены их достоинства и недостатки.
Ключевые слова: интернет-олимпиада, информатика, портал, обучение, мотивация.
Филиппов В. И.
ПРОПЕДЕВТИКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩИМИСЯ V—IX КЛАССОВ
В статье предложена модель раннего обучения программированию, которая может быть осуществлена во внеурочной деятельности с учащимися V—IX классов, дана краткая характеристика используемых программных продуктов.
Ключевые слова: программирование, внеурочная деятельность, проектная деятельность.
Эйрих Н. В., Прохорова Н. Ю.
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ MAPLE ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ГРАФИКА ЛИНЕЙНОЙ ФУНКЦИИ
В статье обсуждается возможное использование при обучении математике динамической компьютерной визуализации, способствующей повышению эффективности усвоения учащимися знаний и умений, развивающей вариативность мышления. Описаны созданные в системе Maple анимационные ролики, демонстрирующие элементарные преобразования линейной функции.
Ключевые слова: элементарные преобразования графиков функций, линейная функция, анимационные ролики, динамическая компьютерная визуализация, система Maple.
Дополнительные материалы
УРОКИ ИНФОРМАТИКИ
Варфоломеева Т. Н., Извекова К. Ю.
ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются роль и место информационной этики в современном обществе, основные проблемы данной области, вопросы обучения школьников информационной этике на занятиях внеурочной деятельности. Описываются методические рекомендации и технологическая карта одного из факультативных занятий.
Ключевые слова: информационная этика, внеурочная деятельность, информационное пространство, Интернет.
Дополнительные материалы
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Чупин Н. А.
ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ И ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ
В статье показано, как использование опорных конспектов при подготовке к ЕГЭ по информатике, а также во время выполнения заданий ЕГЭ может обеспечить повышение результатов.
Ключевые слова: опорные конспекты, опорные сигналы, ЕГЭ по информатике.
infojournal.ru
Информатика в школе №2’2018 — Издательство «Образование и Информатика»
Описание
Журнал «Информатика в школе» №2’2018
№ 2 (135) Март 2018 годаСодержание номера
КОНКУРС ИНФО-2017
Александрова О. В., Мудрик О. В., Хирная Ю. А.
НАЧАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье приводится обзор программных сред, которые могут быть использованы при работе с детьми старшего дошкольного возраста для обучения началам программирования и робототехники. Описан опыт профессионального взаимодействия педагогов — руководителей лего-студии и центра компьютерной грамоты. Раскрывается структура занятия по системе 4С LEGO Education. Представлена методическая разработка занятия по началам программирования и робототехники «Мой самолет».
Ключевые слова: старшие дошкольники, программирование, робототехника, LEGO Education WeDo, «ПервоЛого», «ПиктоМир».
Дополнительные материалы
Гусева Л. А., Егорькова И. А., Пешкова Е. А.
СЦЕНАРИЙ ДНЯ НАУКИ «КУРС НА МАРС!»
Комплекс уроков «Курс на Марс!» в рамках Дня науки посвящен исследованию актуальной для человечества проблемы — возможности пилотируемого полета на Марс. Работая над проектом в течение одного дня на уроках астрономии и биологии, физики и математики, информатики, обществознания и русского языка, учащиеся проводят анализ, строят модели, рассматривают проблему с точки зрения разных наук — технических, естественных, гуманитарных. Итогом работы являются защита проекта и испытание построенных моделей марсоходов.
Ключевые слова: наука, межпредметная интеграция, космонавтика, Марс.
Дополнительные материалы
Диков А. В., Капустина А. А.
ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ С ПОМОЩЬЮ КОМИКСОВ
В статье обобщается метод по внедрению сторителлинга в образование, дается детальный анализ некоторых онлайн-сервисов, приводится пример использования сервиса сторителлинга на уроках информационной безопасности в школе.
Ключевые слова: социальные сети, сторителлинг, фишинг, образовательные ресурсы, онлайн-безопасность.
СУПЕРКОМПЬЮТЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ
Еремин Е. А.
ИСПОЛНИТЕЛЬ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ ОСНОВ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ
В преподавании школьного курса информатики активно используются всевозможные исполнители. В статье предлагается усовершенствовать одного из них, Удвоителя, так, чтобы он хорошо подходил для знакомства с основами параллельных вычислений. Разработана система команд для нового исполнителя; реализовано программное обеспечение, моделирующее его работу; подобраны, решены и описаны задачи для практических занятий. Предложенная методика обучения позволяет в доступной форме продемонстрировать школьникам основные идеи параллелизма, применяемые в современной вычислительной технике.
Ключевые слова: исполнитель, Удвоитель, обучение, информатика, параллельные вычисления.
Дополнительные материалы
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Исупова Н. И., Суворова Т. Н.
ТЕКСТОВЫЙ ЛАБИРИНТ КАК ИНСТРУМЕНТ ГЕЙМИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В статье рассматривается текстовый лабиринт как инструмент создания учебных ситуаций в условиях геймификации учебного процесса. Описаны принципы работы с данным электронным образовательным ресурсом и приведен конкретный пример реализации текстового лабиринта.
Ключевые слова: модернизация образования, системно-деятельностный подход, учебные ситуации, электронные образовательные ресурсы, геймификация учебного процесса, текстовый лабиринт.
Бельков Д. М., Козловских М. Е., Слинкина И. Н.
ЗАДАНИЯ ТУРНИРА ПО РОБОТОТЕХНИКЕ «МАЛЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ РОБОТОВ»
В статье предлагаются задания для турнира по робототехнике «Малые олимпийские игры роботов», которые можно успешно применять для обучения робототехнике школьников с разным уровнем подготовки. Представлены задания в двух категориях сложности: «Новичок» и «Любитель». Задания были успешно апробированы на открытом областном турнире по робототехнике «Малые олимпийские игры роботов» в 2017 году.
Ключевые слова: робототехника, турнир по робототехнике, задания.
ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Долинский М. С.
ВВЕДЕНИЕ В РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ ЖАДНОГО АЛГОРИТМА
В статье описана методика изучения темы «Жадный алгоритм» при подготовке школьников к олимпиадам по информатике. Технической основой является разработанная под управлением автора инструментальная система дистанционного обучения (http://dl.gsu.by).
Ключевые слова: жадный алгоритм, обучение программированию, олимпиады по информатике, инструментальная система дистанционного обучения.
ИНФОРМАТИКА И ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Павлов Д. И.
РАЗВИТИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ НАВЫКОВ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ТЕКСТОВ И ТЕКСТОВ С УСЛОЖНЕНИЕМ
В статье приводится анализ существующих подходов к достижению метапредметных результатов обучения в начальной школе средствами информатики и подробно рассматривается новый методический подход, реализованный в УМК «Информатика для всех». На примере данного УМК раскрывается система ожидаемых результатов обучения, подробно рассматриваются подходы к их достижению, основанные как на современных научных тенденциях в преподавании информатики в начальной школе, так и на опыте учителей.
Ключевые слова: ФГОС НОО, информатика, начальная информатика, информатика в начальной школе, методика преподавания информатики, метапредметные результаты обучения.
infojournal.ru
Информатика в школе №10’2017 — Издательство «Образование и Информатика»
Описание
Журнал «Информатика в школе» №10’2017
№ 10 (133) Декабрь 2017 годаСодержание номера
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Еремин Е. А.
ЗНАКОМСТВО С НАСТОЯЩИМ ООП В DELPHI
Бытует мнение, что ученик, который в Delphi создал простое визуальное приложение, познакомился с основами ООП. Это, разумеется, не так. В статье предложена методика, как можно по-настоящему продемонстрировать идеи ООП, используя возможности среды Delphi. Для этого тщательно подобрана и детально разработана простая и наглядная задача — индикатор значения целого числа, подобный табло современного электронного прибора.
Ключевые слова: ООП, изучение, преподавание, Delphi, курс информатики.
Дополнительные материалы
Воробьев Г. А., Шуйкова И. А., Первеев М. В.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА «МАТЕМАТИКИ ПРОТИВ ПРОГРАММИСТОВ»
В статье рассматривается опыт организации образовательно-развивающих игр, соответствующих предметной области ФГОС основного общего образования «Математика и информатика». Описывается игровой турнир, ориентированный на школьников, увлекающихся дисциплинами информационно-математического цикла, апробированный в течение нескольких лет на занятиях Летней многопрофильной школы Центра поддержки одаренных детей города Липецка. Игровые технологии, применяемые в процессе обучения, носят развивающий характер, способствуют развитию мотивации, формированию межпредметных связей, освоению навыков коллективной работы.
Ключевые слова: информационно-математическое образование, игровые технологии, компьютерные технологии в математическом образовании.
Самойлова М. Е.
СОЗДАЕМ ВИДЕОЗАГАДКИ НА YOUTUBE
В статье описывается один из приемов приобщения школьников к созданию видео на компьютере. В качестве программной платформы выбран видеоредактор YouTube Video Editor. Продемонстрирован пример создания видео, и разработана инструкция по созданию видеозагадок.
Ключевые слова: видеозагадка, обучение, видеохостинг, мультипликация.
Кельдышев Д. А., Иванов Ю. В., Саранин В. А.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ РОБОТОТЕХНИКИ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ ВО ВРЕМЯ КРАТКОСРОЧНЫХ КУРСОВ
В статье рассматриваются проблемы разработки методики обучения школьников основам робототехники в рамках краткосрочного курса с использованием платформ Arduino и LEGO MINDSTORMS. Представлены результаты апробации такого курса на базе четырехдневного детского лагеря «ТехноЮность».
Ключевые слова: образовательная робототехника, сетевое взаимодействие, Arduino, LEGO MINDSTORMS.
Баженов Р. И., Штепа Ю. П., Шевченко Н. В.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования устанавливают требования к результатам обучающихся, одно из которых — владение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности. Робототехника является эффективным инструментом вовлечения детей в научно-техническое творчество. В статье приводится описание содержательных и процессуальных аспектов курса образовательной робототехники как ресурса организации проектно-исследовательской деятельности школьников.
Ключевые слова: информатика, проектно-исследовательская деятельность, образовательная робототехника, LEGO- конструирование, объектно-ориентированное программирование.
Скорнякова Т. Е.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ АНИМАЦИИ В LAZARUS
В статье представлены примеры практических работ в среде программирования Lazarus, которые позволяют учащимся изучить как основы алгоритмизации и программирования, так и основы создания анимации.
Ключевые слова: Lazarus, ветвление, анимация, интерактивное программирование.
Дополнительные материалы
СУПЕРКОМПЬЮТЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ
Плаксин М. А.
ПРОПЕДЕВТИКА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКЕ. ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ФОРМА АЛГОРИТМА В ЗАДАЧАХ НА ОБХОД ГРАФА
Для освоения понятия «параллельная (ярусно-параллельная) форма алгоритма» предлагается использовать задачи на построение/обход «лабиринтов». В качестве примера дается разбор задания из конкурса «ТРИЗформашка-2015».
Ключевые слова: информатика, средняя школа, начальная школа, методика обучения, параллельные алгоритмы, параллельная форма алгоритма, ярусно-параллельная форма, обход графа, параллельные вычисления, пропедевтика, ТРИЗформатика, ТРИЗформашка.
ЗАДАЧИ
Фалина И. Н., Булгакова Н. А., Фалин А. И.
КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ ПО УРОВНЮ СЛОЖНОСТИ
В статье описывается способ классификации учебных задач по информатике. В основу классификации положена таксономия Д. Толлингеровой и системно-структурный анализ учебной задачи Л. М. Фридмана. Предлагаемая классификация учитывает как когнитивную сложность задачи, так и ее структурную сложность и описывает три уровня сложности учебных задач по информатике. Вводится понятие методически важной задачи, даны примеры классификации задач по теме «Введение в алгебру логики».
Ключевые слова: учебная задача, классификация учебных задач, когнитивная сложность задачи, структурная сложность задачи, методически важная задача, таксономия Толлингеровой, информатика, классификация логических задач, уровень сложности задачи.
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА
Очков В. Ф., Иванов Д. А., Моисеева А. Д.
ТОМОГРАФИЯ = ИНФОРМАТИКА + МАТЕМАТИКА + ФИЗИКА + БИОЛОГИЯ
В статье описана лабораторная работа в русле междисциплинарных связей на стыке информатики, математики, физики и биологии: моделирование работы медицинского томографа и изучение томографии на четырехмерном объекте.
Ключевые слова: рентген, томография, функция одного, двух и трех аргументов, компьютерная графика, Maple, Mathcad.
ИНФОРМАТИКА ГЛАЗАМИ ШКОЛЬНИКА
Варвара Клюева
СОЗДАНИЕ АНИМИРОВАННОЙ ОТКРЫТКИ-МОТИВАТОРА НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕМУ
Дополнительные материалы
Михаил Мусин
МУЛЬТФИЛЬМ ПО МОТИВАМ КАЗАХСКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ЛИСА И КОЗА»
Дополнительные материалы
НАПЕЧАТАНО В 2017 ГОДУ
infojournal.ru
Информатика в школе №09’2015 — Издательство «Образование и Информатика»
Описание
Журнал «Информатика в школе» №9’2015
№ 9 (112) Ноябрь 2015 года
Содержание номера
УРОКИ ИНФОРМАТИКИ
Босова Л. Л., Босова А. Ю.
ПРАКТИКУМ ПО ИНФОРМАТИКЕ. VII КЛАСС
Формирование умений и навыков использования информационных технологий невозможно без организации индивидуальных практических работ учащихся с современным аппаратным и программным обеспечением. В статье представлено детальное описание 15 практических работ по информационным технологиям, ориентированных на учащихся VII класса.
Ключевые слова: информационные технологии, практическая работа, основная школа.Дополнительные материалы
Сорокина Т. Е.
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К ПРОГРАММНОМУ МОДУЛЮ ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ V КЛАССА «ПРОПЕДЕВТИКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ СО SCRATCH»
В статье представлены поурочные методические разработки к программному модулю «Пропедевтика программирования со Sсratch» для использования в курсе информатики основной школы для пятого класса.
Ключевые слова: Sсratch, пропедевтика программирования, программная среда, дополнительное образование, проектная деятельность, свободное программное обеспечение, алгоритмика, обучение программированию, информатика, STEAM-образование, «перевернутый» урок.
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Дьякова В. В.
СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ «ОТ ПОБЕДЫ РЕГИОНОВ К ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ»
В статье рассмотрен опыт реализации проекта «От победы регионов к Великой Победе». Группа учащихся изучила теоретический материал, посвященный основным вехам Великой Отечественной войны, выполнила практические задания (выпуск школьной газеты, создание презентаций, создание и заполнение сайта), организовала и провела акцию «Бессмертный полк в гимназии».
Ключевые слова: проект, 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, сайт, акция, «Бессмертный полк».
СУПЕРКОМПЬЮТЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ
Еремин Е. А.
КАК НАГЛЯДНО ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ ШКОЛЬНИКАМ ПРЕИМУЩЕСТВА МНОГОПРОЦЕССОРНЫХ СИСТЕМ
В качестве наглядного примера параллельной обработки данных в статье рассматривается задача о составлении частотного словаря. Для демонстрации исполнения алгоритмов решений написана программа-имитатор, визуализирующая ход вычислений на экране обычного ПК. Материал интуитивно понятен, вместе с программной поддержкой он может быть использован при объяснении школьникам преимуществ параллельных вычислительных технологий.
Ключевые слова: параллельная обработка, многопроцессорные системы, пример, содержание курса, частотный словарь.Дополнительные материалы
ЗАДАЧИ
Дмитриев В. Л.
ОБ ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЯХ В ЗАДАЧАХ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
В статье рассматриваются вопросы поиска эффективных алгоритмов при решении некоторого класса задач в процессе обучения программированию. Под эффективностью алгоритма понимается выполнение требований по минимальному использованию памяти программой и быстроте работы алгоритма. Представлены решения одной из авторских задач.
Ключевые слова: программирование, эффективность, скорость вычислений, алгоритм, обучение.Дополнительные материалы
ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Слинкина И. Н.
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ОСНОВАМ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
В статье приводятся олимпиадные задачи (с решениями) по теоретическим основам информатики со сказочными сюжетами. Они предлагались участникам Всероссийского студенческого форума «Актуальные проблемы теории и методики информатики, математики и экономики». Задачи могут быть использованы для проведения конкурсов и олимпиад как для школьников, так и для студентов педагогических вузов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование (профиль: “Информатика”)».
Ключевые слова: олимпиада, олимпиадные задачи, теоретические основы информатики, сказочный сюжет, занимательные задачи, олимпиадная задача по теоретическим основам информатики, теория множеств, теория кодирования, логические задачи, круги Эйлера—Венна, задача линейного программирования, двойственные задачи, транспортная задача, системы счисления.
ИНФОРМАТИКА И ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Александрова О. В.
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ-ВИКТОРИНА «УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ МИР СКАЗОК»
В статье описан опыт использования компьютерных интерактивных дидактических игр на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста в рамках компьютерного кружка.
Ключевые слова: информационные технологии, дошкольная педагогика, компьютерные дидактические игры, интерактивная доска, нарушения речи.Дополнительные материалы
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА
Кильдишов В. Д.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MS EXCEL ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ СТЕГАНОГРАФИИ
В статье представлены модели скрытой передачи данных с использованием табулированных значений функций и цветов заливки ячеек MS Excel.
Ключевые слова: стеганография, передача данных, MS Excel.
Очков В. Ф., Богомолова Е. П.
НЕМНОГО О РЕКУРСИИ, ЧИСЛОВЫХ РЯДАХ И ФРАКТАЛАХ
В статье рассмотрены проблемы использования рекурсии для генерации рядов целых чисел и их анализа с помощью Интернета, а также для решения головоломок.
Ключевые слова: целочисленный ряд, рекурсия, факториал, числа Фибоначчи, головоломка «Ханойские башни».
Зацепина Е. Д., Мишина А. С.
СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ: ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО!
В статье рассмотрены примеры заданий, которые можно использовать на уроках информатики для закрепления темы «Системы счисления».
Ключевые слова: урок информатики, системы счисления, мотивация.Дополнительные материалы
infojournal.ru
Информатика в школе №10’2016 — Издательство «Образование и Информатика»
Описание
Журнал «Информатика в школе» №10’2016
№ 10 (123) Декабрь 2016 года
Содержание номера
УРОКИ ИНФОРМАТИКИ
Панченко Н. П.
МНОГОКРАТНО ПОВТОРЯЯ, УЧИМСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО МЫСЛИТЬ, ПОЗНАВАТЬ, ТВОРИТЬ
Представлена методическая разработка лабораторной работы, содержащая комплект тренировочных тестов, заданий самоконтроля, заданий для обязательного и самостоятельного решения задач на циклы. Для всех задач описан алгоритм решения и дан код программ на языке программирования Паскаль. Задачи для самостоятельного решения имеют набор тестов. Разработка может быть адаптирована для любого языка программирования.
Ключевые слова: информатика, Паскаль, алгоритм, программа, цикл, олимпиада, ЕГЭ, оценка результата.
Дополнительные материалы
Лунина Е. Н.
УРОК НА ТЕМУ «ЦИФРОВЫЕ ФОТО И ВИДЕО»
В статье представлена методическая разработка урока для девятого класса по разделу «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации», на котором используются разнообразные авторские ЭОР, созданные в Microsoft PowerPoint.
Ключевые слова: цифровое фото, цифровое видео, сжатие видео, потоковое видео, потоковое сжатие.
Дополнительные материалы
Морина С. А.
ДЕЛОВАЯ ИГРА «МЫ — ЖУРНАЛИСТЫ»
В статье представлен обобщающий урок в пятом классе по теме «Компьютер — основной инструмент подготовки текстов», который проходит в форме деловой игры — выпуска классной газеты.
Ключевые слова: деловая игра, текстовый редактор, тестирование, редактирование текста, форматирование текста.
Дополнительные материалы
Лысенко Н. Н.
УРОК НА ТЕМУ «ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ. НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ»
В статье представлена методическая разработка урока информатики в пятом классе, на котором широко используются ЭОР — как предлагаемые разработчиками УМК по информатике, так и созданные автором статьи с помощью сервиса LearningApps.org.
Ключевые слова: ЭОР, информация, хранение информации, память, носитель информации.
Дополнительные материалы
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ
Хоменков М. С., Федосов А. Ю.
ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ШАХМАТАМ
В статье рассматриваются возможности и преимущества использования интегрированного обучения информатике и шахматам в старших классах общеобразовательной школы. Предложена авторская методика изучения содержательной линии «Алгоритмизация и программирование» в старшей школе.
Ключевые слова: интегрированное обучение, информатика, шахматы, общеобразовательная школа.
СУПЕРКОМПЬЮТЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ
Плаксин М. А.
ПРОПЕДЕВТИКА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКЕ. ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ФОРМА АЛГОРИТМА
Описываются понятие «параллельная (ярусно-параллельная) форма алгоритма», порядок ее построения и анализа для управления процессом распараллеливания алгоритма. В качестве примера дается разбор задания из конкурса «ТРИЗформашка-2014».
Ключевые слова: информатика, средняя школа, начальная школа, методика обучения, параллельные алгоритмы, параллельная форма алгоритма, ярусно-параллельная форма, параллельные вычисления, пропедевтика, ТРИЗформатика, ТРИЗформашка.
ЗАДАЧИ
Филиппова О. А.
МЕТОД РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ПОДСЧЕТУ НУЛЕЙ ИЛИ ЕДИНИЦ В ДВОИЧНОЙ ЗАПИСИ ЧИСЛА
В статье представлен метод решения задач по подсчету нулей или единиц в двоичной записи числа и задачи для самостоятельного решения по этому методу.
Ключевые слова: двоичное число, двоичная запись, двоичная система счисления.
ИНФОРМАТИКА И ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Сыкчина Н. С.
ИНТЕРАКТИВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОГРАММНОЕ СРЕДСТВО «ТАБЛИЦЫ И ДИАГРАММЫ»
В статье рассматривается проблема формирования умения работы с таблицами и диаграммами с использованием ИКТ. Описывается интерактивное педагогическое программное средство «Таблицы и диаграммы», разработанное для обучения младших школьников работе с данными.
Ключевые слова: работа с данными, таблица, диаграмма, начальная школа.
Дополнительные материалы
infojournal.ru


