Машинист экскаватора: процесс обучения и основы профессии. Журнал машиниста экскаватора
ДЛЯ МАШИНИСТОВ ЭКСКАВАТОРОВ ОДНОКОВШОВЫХ — Строительные СНИПы, ГОСТы, сметы, ЕНиР,
ДЛЯ МАШИНИСТОВ ЭКСКАВАТОРОВ ОДНОКОВШОВЫХ
Машинисты экскаваторов одноковшовых (далее «машинисты») при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в «Инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации управляемых ими экскаваторов.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
1. Перед началом работы машинист обязан:
а) предъявить руководителю удостоверение на право управления бульдозером и пройти инструктаж на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;
б) надеть спецодежду, спецобувь установленного образца;
в) получить задание на выполнение работы у бригадира или руководителя и вместе с ним осмотреть месторасположение подземных сооружений и коммуникаций, которые должны быть обозначены флажками или вешками.
2. После получения задания машинист обязан:
а) произвести ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации экскаватора;
б) перед запуском двигателя убрать все посторонние предметы на платформе машины и убедиться в отсутствии их на вращающихся деталях двигателя;
в) после запуска двигателя опробовать работу механизмов на холостом ходу;
г) перед установкой экскаватора на место работы убедиться, что грунт спланирован, экскаватора на место работы убедиться, что грунт спланирован, экскаватор расположен за пределами призмы обрушения, имеется достаточное место для маневрирования, уклон местности не превышает допустимый по паспорту экскаватора.
3. Машинист не должен приступать к работе при следующих нарушениях требований безопасности;
а) неисправности механизмов, а также дефектах металлоконструкций, канатов гидросистемы экскаватора, при которых согласно требованиям инструкции завода-изготовителя запрещается его эксплуатация;
б) несоответствии места работы экскаватора требованиям безопасности;
в) наличии в зоне работы экскаватора посторонних людей.
Обнаруженные нарушения требований безопасности следует устранить собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них лицу, ответственному за техническое состояние экскаватора, и руководителю работ.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
4. Перед началом маневрирования в процессе работы экскаватора машинист обязан убедиться в отсутствии людей в опасной зоне работающего экскаватора, определяемой длиной стрелы и вытянутой рукояти (длиной стрелы и подвеской ковша драглайна).
5. Во время работы машинисту экскаватора запрещается:
а) производить поворот платформы, если ковш не извлечен из грунта;
б) планировать грунт, очищать площадку боковым движением рукояти;
в) очищать, смазывать, регулировать, ремонтировать экскаватор при поднятом ковше;
г) производить какие-либо работы при нахождении людей между забоем и экскаватором;
д) покидать рабочее место при поднятом ковше.
6. выполнять работы экскаватором в охранной зоне подземных коммуникаций допускается только при наличии письменного разрешения владельца этих коммуникаций и под непосредственным надзором руководителя работы, а в охранной зоне газопроводов или кабелей, находящихся под электрическим напряжением, кроме того, под наблюдением работников газового или электрического хозяйства.
Выполнять работы в охранной зоне воздушной линии электропередачи допускается при наличии письменного разрешения владельца линии электропередачи, наряда-допуска, определяющего безопасные условия работы, и под надзором руководителя работ.
7. Работы на участках с патогенным заражением почвы (свалках, скотомогильниках, кладбищах) допускается выполнять при наличии разрешения органов государственного санитарного надзора.
8. При рыхлении грунта взрывным способом на время выполнения взрывных работ машинист-обязан удалить экскаватор от места взрывных работ на расстояние, указанное руководителем работ, но не менее чем на 50 м.
9. При рыхлении грунта ударными приспособлениями (клин-молотом, шар-молотом) лобовое стекло кабины экскаватора должно быть оборудовано защитной сеткой.
10. Грунт, извлеченный из котлована или траншеи, следует погружать в транспортные средства или размещать за пределами призмы обрушения. Не допускается разработка грунта методом «подкопа». При разработке фунта экскаватором с прямой лопатой высоту забоя следует определять с таким расчетом, чтобы в процессе работы не образовались «козырьки» из грунта.
11. Погрузку грунта в автосамосвалы следует осуществлять со стороны заднего бокового борта. Не допускается перемещение ковша экскаватора над кабиной водителя. Погрузка грунта в автосамосвал допускается только при отсутствии в кабине шофера или других людей.
12. При необходимости очистки ковша машинист экскаватора обязан опустить его на землю и выключить двигатель.
13. При транспортировании экскаватора с одного объекта на другой на трайлере или платформе нахождение машиниста в кабине экскаватора не допускается.
При транспортировании экскаватора своим ходом или на буксире машинист обязан находиться в кабине экскаватора и выполнять при этом требования «Правил дорожного движения», утвержденных МВД России.
14. Машинисту экскаватора запрещается:
а) передавать управление лицам, не имеющим соответствующего удостоверения;
б) оставлять экскаватор с работающим двигателем; а) перевозить в кабине экскаватора посторонних лиц.
При необходимости выхода из кабины экскаватора машинист обязан поставить рычаг переключения скоростей в нейтральное положение и затормозить движение.
15. При техническом обслуживании экскаватора машинист обязан остановить двигатель и снять давление в гидросистеме.
16. Во время заправки экскаватора горючим машинисту и другим лицам, находящимся вблизи экскаватора, запрещается курить и пользоваться огнем. Разведение огня ближе 50 м от места работы или стоянки экскаватора не допускается.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
17. При обнаружении в забое не указанных руководителем кабелей электропередач, трубопроводов, взрывоопасных или других неизвестных предметов работу экскаватора следует незамедлительно остановить до получения разрешения от соответствующих органов надзора.
18. При просадке или сползании фунта машинисту следует прекратить работу, отъехать от этого места на безопасное расстояние и доложить о случившемся руководителю работ.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
19. По окончании работы машинист обязан:
а) поставить экскаватор на стоянку;
б) опустить ковш на землю;
в) выключить двигатель;
г) закрыть кабину на замок;
д) сообщить руководителю работ и ответственному о состоянии неисправностях, возникших во время работы.
snip1.ru
процесс обучения и основы профессии
Экскаватор представляет собой сложную инженерную машину, предназначенную для различных видов землеройных работ и погрузки сыпучих материалов. Осуществлять рабочие функции на данном высокотехнологичном механизме могут только аттестованные специалисты, прошедшие обучение на машиниста экскаватора в специализированных учебных центрах. Деятельность водителя включает в себя не только управление этим агрегатом, но и его техническое обслуживание.
Профессия экскаваторщик требует глубоких навыков и большого багажа инженерных знаний, которые связаны с умением анализировать техническую документацию и чертежи. Для того чтобы правильно выбирать рабочее оборудование и место для осуществления технологического процесса, каждый машинист экскаватора должен обладать профессиональными знаниями обо всех видах грунтов и их физико-механических характеристиках.
Рабочий процесс предъявляет машинисту высокие требования к соблюдению всех норм и правил, касающихся безопасности землеройных и погрузочно-разгрузочных работ, а также ответственному и серьёзному отношению к выполняемым функциям. Кроме этого, водитель экскаватора, осуществляя свою деятельность, подвергается существенным нагрузкам, и поэтому должен обладать отличным здоровьем и хорошей физической подготовкой.
Видео: Профессия экскаваторщика
Процесс обучения по специальности машинист экскаватора
Обучение на машиниста экскаватора производится в специализированных учебных заведениях, в которых абитуриентами осваивается программа профессиональной подготовки. Целью учебных курсов является получение навыков вождения колёсного либо гусеничного агрегата, а также обучиться мастерству разработки и перемещения грунта при помощи ковша. Учёба состоит из трёх этапов:
- Теоретической части. Каждый учащийся изучает устройство экскаватора и его основных элементов, а также методы ведения работ по разработке грунтов при помощи ковша и другого навесного оборудования.
- Практической составляющей. На занятиях каждый из студентов может учиться управлять экскаватором и осуществлять манипуляции его ковшом.
- Внутреннего экзамена. Отучившись, все претенденты сдают экзамены: теоретический и практический. Экзамен по теории сдают по билетам, где рассматриваются основные вопросы устройства экскаватора и методы ведения земляных работ. Практическая проверка знаний выполняется на учебном полигоне. Здесь будущий водитель экскаватора показывает мастерство вождения и демонстрирует способы манипуляций ковшом.
По окончании обучения и успешной сдачи экзамена, претендент получает документы установленного образца — свидетельство о прохождении курсов и удостоверение машиниста с квалификационным разрядом.
Аттестованный водитель экскаватора должен быть компетентен не только в профессиональных вопросах, но и обладать необходимыми техническими навыками.

Знания, которыми должен обладать экскаваторщик
Современный тракторист экскаваторщик должен в совершенстве владеть всеми видами погрузочно-разгрузочной техники. А если у него существуют пробелы в знаниях и умениях, касающихся какого-либо агрегата, ему необходимо выучиться в центре повышения квалификации и поднять свой разряд на новый уровень.
Ряд принципиальных вопросов, которые машинист экскаватора должен знать:
- устройство и технические данные экскаватора;
- особенности работы технологического оборудования: механического, электрического и гидравлического;
- основные положения ведения горных работ;
- назначение и принцип работы измерительных приборов и устройств;
- технологию работ, связанной с укладкой магистральных труб;
- способы разработки различных категорий грунтов;
- типы деталей и компонентов, которые быстрее всего изнашиваются и приходят в негодность, последовательность и способы их замены;
- причины возникновения неполадок и методы их предотвращения;
- правила транспортировки экскаватора.
Если водитель экскаватора смог с успехом отучиться на специалиста, который обладает седьмым либо восьмым разрядом, он может без проблем пересесть на погрузчик.
Типовая форма должностной инструкции Машиниста экскаватора
Требования к кандидатам
Сегодня профессия машинист экскаватора является одной из самых востребованных специальностей в области строительства и добычи полезных ископаемых. В нынешнее время ни одно строительное производство не может обойтись без услуг высококвалифицированного экскаваторщика.
Для того чтобы пройти обучение управлением экскаватора, необходимо соблюдение следующих условий:
- возраст кандидата должен быть не менее восемнадцати лет;
- медицинское заключение, разрешающее осуществлять профессиональную деятельность по данной специальности;
- наличие удостоверения тракториста-машиниста категории «В», «С», «D» и «Е».
Когда все формальности соблюдены, кандидат подаёт необходимые документы в комиссию, подписывает договор с учебным центром и оплачивает курсы.
Обязанности машиниста
Прошедший обучение и аттестацию водитель экскаватора, должен выполнять следующие функции:
- осуществлять разработку и перемещение грунта при проведении различных видов строительных и открытых горных работ;
- своевременно выполнять техническое обслуживание экскаватора: заправлять топливом и смазочными маслами;
- регулярно контролировать работу элементов ходовой системы;
- периодически осматривать рабочие компоненты машины: канаты, двигатель, тормозные системы и их крепление;
- систематически следить за показаниями измерительных приборов;
- осуществлять профилактические мероприятия и проводить ремонтные работы;
- вести утверждённую техническую документацию.
Учебное пособие по экскаватору
Сегодня одним из самых авторитетных и популярных пособий по специализированным механизмам является книга «Машинист экскаватора одноковшового» автора У. И. Сапоненко. В этом учебнике рассматриваются важные вопросы подготовки специалистов по профессии машинист. Самые важные из них:
- устройство экскаватора;
- принцип действия узлов и механизмов: дизельного двигателя, трансмиссионной системы, ходовой части, комплекса управления, гидросистемы и навесного оборудования;
- виды работ, выполняемые при помощи различного рабочего оборудования;
- нормы и правила безопасной эксплуатации агрегата;
- требования охраны труда при работе на экскаваторе;
- условия защиты окружающей среды.
Это учебное пособие в первую очередь предназначено для подготовки и повышения квалификации работников по специальности машинист экскаватора. В книге раскрыт наиболее компетентный и профессиональный подход к обучению современных специалистов.
Тренажёр машиниста экскаватора
Сегодня во многих учебных центрах обучение экскаваторщика осуществляется на специальном тренажёре машиниста. Он представляет собой высокотехнологичный комплекс, имитирующий деятельность одноковшового экскаватора. На нём можно отрабатывать свои профессиональные навыки не хуже, чем на настоящем агрегате. Он оборудован панорамным дисплеем, местом машиниста, рычагами и педалями, копирующими реальный образец техники.
Преимущества тренажёра при проведении учебных занятий:
- безопасность работ и отсутствие риска нанести вред здоровью ученику или экскаватору;
- максимально реалистичная имитация рабочих ситуаций;
- все объекты виртуального пространства имеют физические характеристики;
- управление педалями и рычагами выполняется так же, как и на современном механизме;
- учтены все факторы работы машиниста;
- быстрота и эффективность закрепления профессиональных навыков;
- благодаря своей эргономичности, тренажёр можно установить в любом помещении;
- можно выполнять индивидуальные настройки для каждого оператора.
Применение данного тренажёра для обучения студентов по специальности машиниста экскаватора является экономически выгодным и безопасным. Проведение занятий не зависит от погодных факторов и наличия экскаватора на учебной площадке.
Всегда важно помнить, что высококвалифицированным профессионалом становится тот специалист, который может не только в совершенстве управлять сложным механизмом, но и правильно осуществлять его эксплуатацию, а также качественно выполнять ремонт агрегата.
Видео: Работа с тренажером машиниста экскаватора
stroyteh.pro
Машинист экскаваторщик ИОТ
Типовая инструкция по охране труда для машиниста экскаватора ТОИ Р-112-31-96
Согласовано Постановлением Президиума ЦК Российского профсоюза работников химических отраслей промышленности от 23 мая 1996 г. Протокол N 6
Утверждено Приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации N 141 от 14 июня 1996 г.
Вице-президент АК"Транснефтепродукт" С.П. Макаров И.О. Директора СКБ "Транснефтеавтоматика" Ю.В. Крылов
1. Общие требования безопасности
1.1. В настоящей инструкции приведены основные требования по организации и проведению безопасной работы машинистов экскаваторов на предприятиях АК "Транснефтепродукт".
1.2. К работе на экскаваторах допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, теоретическую и практическую подготовку по управлению и обслуживанию экскаватора, имеющие удостоверение экскаваторщика, а также прошедшие проверку знаний требований безопасности труда в установленном порядке и получившие допуск к самостоятельной работе.
1.3. Машинист экскаватора должен быть обеспечен спецодеждой и спецобувью и иметь средства индивидуальной защиты, в том числе для работы в аварийных ситуациях, включающими: полукомбинезон хлопчатобумажный; рукавицы комбинированные. На наружных работах зимой дополнительно: куртку хлопчатобумажную на утепляющей прокладке; валенки.
1.4. Машинист не должен допускать к управлению или ремонту экскаватора и оборудования, установленного на нем, лиц, не имеющих на это право.
1.5. В кабине экскаватора необходимо соблюдать чистоту, весь инвентарь и инструмент хранить в предназначенном для этой цели месте в исправном состоянии и использовать по назначению. Хранить на экскаваторе легковоспламеняющиеся и горючие материалы запрещается.
1.6. Запрещается применение легковоспламеняющихся жидкостей для стирки спецодежды и мытья рук.
1.7. Работа экскаватора в темное время суток с выключенными или неисправными приборами освещения запрещается. В случае недостаточного общего освещения при осмотре и ремонте экскаватора машинисту следует пользоваться переносным аккумуляторным фонарем напряжением не выше 12 В, а в опасных местах (траншеях и т.п.) - не выше 12 В во взрывозащищенном исполнении.
1.8. Заправка горючим, устранение неисправностей и техническое обслуживание экскаватора осуществляются только после остановки двигателя и снятия давления в гидравлической и пневматической системах.
1.9. Заправку экскаватора и продувку топливопроводов следует производить только насосами. Запрещается пользоваться открытым огнем или курить при заправке экскаватора, а также засасывать топливо в шланг и продувать топливопроводы ртом.
1.10. При снятии пробки с радиатора горячего двигателя машинисту следует стоять с наветренной стороны, а пробку прикрывать плотной тряпкой во избежание ожогов паром.
1.11. Поверхности, залитые горюче-смазочными материалами после заправки, до пуска двигателя, необходимо насухо протирать. Пролитое топливо засыпать песком и удалять.
1.12. При заливке системы охлаждения незамерзающей жидкостью (антифризом) засасывать ее ртом запрещается. После работы с антифризом необходимо вымыть руки теплой водой с мылом.
1.13. На экскаваторе необходимо иметь специальную медицинскую аптечку, укомплектованную медикаментами и перевязочными материалами; средства пожаротушения, содержащиеся в исправном состоянии, противопожарный инвентарь. Запрещается использовать противопожарный инвентарь не по назначению.
1.14. При несчастном случае во время производства работ машинист должен уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшим, при необходимости вызвать "Скорую медицинскую помощь", срочно сообщить об этом своему руководителю, а при дорожно-транспортном происшествии в милицию. Обстановку на рабочем месте до расследования сохранить без изменения, если она не создает опасность для работающих и не приведет к аварии, и принять меры предосторожности, исключающие возникновение пожара.
1.15. Машинист экскаватора должен соблюдать внутренний трудовой распорядок и дисциплину труда.
1.16. За невыполнение требований настоящей инструкции машинист экскаватора несет в установленном порядке дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Машинист экскаватора перед началом работы должен одеть предусмотренные нормами спецодежду и спецобувь согласно погодным и местным условиям. Комбинезон или куртка должны быть застегнуты на все пуговицы, свисающие концы одежды прибраны, волосы спрятаны под головной убор.
2.2. Приступая к работе, машинист экскаватора обязан ознакомиться с записями в журнале, которые оставил машинист предыдущей смены.
2.3. При подготовке экскаватора к работе машинисту необходимо осмотреть состояние машины в целом и отдельных узлов: убедиться в исправности тормозного устройства, механизмов управления и т.п.; проверить исправность и действие осветительного и сигнального оборудования и других приборов безопасности; убедиться в наличии и исправности набора инструментов и приспособлений для обеспечения ремонта экскаватора в трассовых условиях и в том, что инструмент убран в инструментальный ящик.
2.4. Перед началом работы необходимо проверить исправность ограждений движущихся частей экскаватора. Пуск в действие механизмов при неисправных или снятых кожухах запрещается. них предметов в кабине управления машины.
2.5. О замеченных неисправностях при осмотре и проверке экскаватора машинист должен сообщить непосредственному руководителю. Работать на неисправном экскаваторе запрещается. Не разрешается присутствие посторонних предметов в кабине управления машины.
2.6. Результаты осмотра экскаватора машинист должен записать в журнал приема-сдачи смены.
2.7. После устранения обнаруженных неисправностей машинист должен проверить действие всех механизмов экскаватора на холостом ходу.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Во время работы машинист экскаватора должен иметь путевой лист с указанием точного маршрута движения, места и характера выполняемой работы. Для работы на территории резервуарного парка, перекачивающей или насосной станции, на трассе нефтепродуктопровода машинисту необходимо получить наряд-допуск.
3.2. Перед началом движения экскаватора машинист должен: убедиться в отсутствии людей и каких-либо предметов, препятствующих нормальному движению; подать звуковой сигнал и убедившись, что проход свободен, трогать экскаватор с места плавно, без рывков; при этом поворотная платформа должна быть зафиксирована в транспортном положении, стрела установлена строго по направлению хода, а ковш поднят на высоту 0,5-0,7 м от земли. Запрещается передвижение экскаватора с нагруженным ковшом.
3.3. Запрещается сходить и садиться на экскаватор во время движения.
3.4. В ночное время, при густом тумане и сильном снегопаде машинист должен как при движении, так и на стоянках, включать осветительные приборы. Работа экскаватора в темное время суток с выключенными или неисправными приборами освещения запрещается.
3.5. При вынужденной остановке на дороге необходимо ограждать экскаватор: днем - красными флажками, ночью фонарями со стеклом красного цвета.
3.6. Передвижение экскаватора через естественные препятствия, а также через неохраняемые железнодорожные переезды, допускается только после обследования пути движения.
3.7. Перемещение экскаватора, кроме пневмоколесного, по искусственным сооружениям допускается после разрешения соответствующих организаций.
3.8. При необходимости путь движения экскаватора должен быть подготовлен с учетом требований, указанных в паспорте машины.
3.9. Путь, по которому передвигается одноковшовый экскаватор, должен быть заранее выровнен, а на слабых грунтах укреплен лежневой дорогой из бревен, брусьев или щитов.
3.10. При перемещении экскаватора под линией электропередачи, находящейся под напряжением, его рабочие органы должны быть в транспортном положении. Передвижение вне дорог под проводами линии электропередачи, находящейся под напряжением, допускается в месте наименьшего провисания проводов (ближе к опоре).
3.11. При передвижении экскаватора во время гололедицы должны быть приняты меры против скольжения его гусениц.
3.12. При перебазировании экскаватора по автомобильным дорогам своим ходом машинист обязан соблюдать действующие "Правила дорожного движения в Российской Федерации".
3.13. При разработке грунта на косогоре машинист должен поставить экскаватор на заранее подготовленную ровную площадку, а под гусеницы установить подкладку и принять меры против опрокидывания экскаватора под действием ветра, собственного веса и по другим причинам.
3.14. По мере передвижения экскаватора при разработке слабых, пропитанных водой или болотистых грунтах, освободившиеся материалы, из которых устроены лежневые дороги (бревна, брусья или щиты) машинисту следует перекладывать вперед, используя стрелу экскаватора, захватывая их ковшом за специальные скобы, которыми они оборудованы.
3.15. При работе одноковшового экскаватора на продольных уклонах от 15° до 20° необходимо проводить их анкеровку. Число анкеров и метод их закрепления определяются проектом.
3.16. Подъем (спуск) экскаватора при угле наклона местности больше установленного паспортными данными необходимо осуществлять с применением анкерных устройств, тягачей в присутствии ответственного руководителя.
3.17. Работа роторного экскаватора разрешается на продольных уклонах до 36° при движении экскаватора сверху вниз.
3.18. При уклонах 36-45° следует применять анкеровку экскаватора, а при уклоне свыше 45° работа должна выполняться согласно проекта производства работ.
3.19. При разработке грунта роторным экскаватором запрещается перегружать экскаватор и находиться на расстоянии ближе 3 м от него.
3.20. Перед выбросом грунта из ковшей ротора необходимо выключить ход экскаватора и прокрутить ротор вхолостую.
3.21. Движение роторного экскаватора на подъемах и спусках должно быть равномерным, прямолинейным, без поворотов.
3.22. Зимой работа экскаватора на косогорах, уклонах и мерзлом основании без проведения мероприятий, исключающих скольжение, не допускается. Работать на поперечных уклонах до 8° разрешается при условии, что на мерзлую поверхность земли под гусеничный ход подсыпан сухой грунт, песок или шлак. При этом экскаватор необходимо заякорить.
3.23. Во избежание повреждения трубопровода ковшом экскаватора, не приспособленным для полного вскрытия, необходимо разрабатывать грунт на расстоянии 0,15-0,20 м до верхней и боковых образующих трубы.
3.24. Вскрывать трубопровод экскаватором следует не касаясь трубы ковшом.
3.25. Вскрышной экскаватор допускается применять на участках трубопровода, свободных от вантузов, патрубков, хомутов, гнутых и сварных колен, отводов и другой арматуры, установленной на трубопроводе.
3.26. В случае утечки продукта из открываемого трубопровода работать на экскаваторе запрещается.
3.27. При обнаружении на участке неизвестных подземных коммуникаций работы следует остановить и сообщить об этом руководителю.
3.28. При разработке траншей и котлованов (когда забой ниже уровня стоянки экскаватора) экскаватор должен находиться за пределами призмы обрушения грунта (откоса, забоя) на расстоянии, указанном в табл. 1.
Таблица 1
Наименьшее допустимое расстояние по горизонтали от основания откоса до ближайших опор
| Грунт (ненасыпной) | При глубине выемки, м | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Песчаный и гравийный | 1,5 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 |
| Супесчаный | 1,25 | 2,4 | 3,6 | 4,4 | 5,3 |
| Суглинистый | 1,0 | 2,0 | 3,25 | 4,0 | 4,75 |
| Глинистый | 1,0 | 1,5 | 1,75 | 3,3 | 3,5 |
| Лессовый сухой | 1,0 | 2,0 | 2,5 | 3,3 | 3,5 |
3.29. При рыхлении грунта ударными приспособлениями, работе клин-молотом (клин-бабой) необходимо у лобового стекла кабины экскаватора устанавливать металлическую сетку в два слоя. Работники, непосредственно не участвующие в работе экскаватора, должны находиться на расстоянии не ближе 40 м от него.
3.30. Если расстояние между задней стенкой кабины управления экскаватора и забоем при любом положении стрелы менее 1 м, работу на экскаваторе необходимо прекратить.
3.31. Грунт, вынутый из траншеи, следует размещать не ближе 0,5 м от бровки траншеи.
3.32. При погрузке грунта экскаватором на автомобили следует подавать грунт сбоку или сзади кузова, но не через кабину шофера. Запрещается производить погрузку, если люди находятся в кабине водителя или между автомобилем и экскаватором.
3.33. Тормозить поворотную платформу экскаватора, когда ковш наполнен, следует плавно, не допуская резких толчков.
3.34. Запрещается брать ковшом крупные предметы (камни, бревна), габариты которых превышают 2/3 размера ковша экскаватора. При обнаружении больших камней, пней или других предметов следует их удалить или переставить машину в другое место.
3.35. Работу в охранной зоне линии электропередачи машинист должен выполнять только при наличии наряда-допуска и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ. Запрещается работа экскаватора непосредственно под проводами действующих линий электропередач. На расстоянии свыше 30 м от воздушной линии электропередачи разрешается проводить работу без наряда-допуска. Запрещается разрабатывать грунт экскаватором вблизи электрокабеля, находящегося под напряжением.
3.36. При работе экскаватора машинист должен следить за тем, чтобы:
- не проводились какие-либо другие работы со стороны забоя;
- на бровке траншеи в опасной зоне действия стрелы с ковшом не находились люди;
- к краю траншеи в пределах призмы обрушения грунта никто не подходил.
3.37. Во время работы экскаватора машинисту необходимо подавать звуковые сигналы свистком или сиреной. Способы сигнализации должны быть известны всем работающим.
3.38. При остановке экскаватора следует стрелу располагать вдоль него, а ковш опускать на землю. Сходить с экскаватора при поднятом ковше с грузом запрещается.
3.39. При временном прекращении работы по рытью траншеи или при ремонте экскаватора ковш его должен быть опущен на землю, а экскаватор перемещен за пределы призмы обрушения, но не менее, чем на 2 м от края траншеи. При этом необходимо затормозить экскаватор, установить подкладки под гусеницы. Во время заморозков под гусеницы дополнительно следует положить доски.
3.40. Чистка, смазка и ремонт экскаватора допускаются после полной остановки и выключения двигателя.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При возникновении пожара на экскаваторе или под ним машинист должен немедленно прекратить доступ топлива к огню. Погасить пламя огнетушителем, песком, землей или накрыть брезентом (войлоком). Если пожар погасить самостоятельно первичными средствами пожаротушения не удалось, необходимо вызвать пожарную охрану.
4.2. Если при вскрытии продуктопровода появилась течь нефтепродукта, машинист должен прекратить работы, заглушить двигатель экскаватора, уйти из опасной зоны, доложить о случившемся руководителю работ, диспетчеру или оператору ближайшей ПС (НС), вызвать аварийную бригаду, действовать в соответствии с планами ликвидации аварий и пожаров.
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. После окончания работы машинист обязан:
- поставить экскаватор на отведенное для стоянки место в зоне хранения;
- опустить ковш в нижнее положение;
- остановить двигатель и принять меры, исключающие пуск его посторонними лицами;
- тщательно обтереть двигатель и механизмы экскаватора;
- в зимних условиях необходимо слить воду из системы охлаждения, а при температуре минус 20°С и ниже слить масло из картера;
- перекрыть краны подачи топлива к двигателю и запереть кабину.
5.2. Используемые при работе инструменты и другое оборудование необходимо сложить в определенное место для хранения.
5.3. По окончании работы машинист экскаватора должен тщательно осмотреть экскаватор, обнаруженные мелкие неисправности устранить, а о серьезных неисправностях доложить руководителю.
5.4. При передаче экскаватора во время смены машинист должен предупредить сменщика о всех выявленных неполадках и сделать запись в журнале.
5.5. Вымыть лицо и руки теплой водой с мылом. Переодеться. Спецодежда и спецобувь должны храниться отдельно от личной одежды.
promresgroup.ru
Обслуживающий персонал экскаватора и его обязанности
Строительные машины и оборудование, справочник
Категория:
Эксплуатация экскаваторов
Обслуживающий персонал экскаватора и его обязанностиЕдиными нормами и расценками на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы предусмотрено, что на экскаваторе с ковшом емкостью до 0,35 м3 должен работать один машинист, а с ковшом емкостью 0,5 м3 и более — машинист и помощник.
В тех случаях, когда по производственным условиям работу на экскаваторе с ковшом емкостью 0,25—0,35 м3 не может выполнять один машинист (работа на отдельно стоящей машине в трудных условиях и т. п.), в состав звена^зводят помощника машиниста.
Иногда по производственным условиям работу на экскаваторе с ковшом емкостью 0,5 м3 и более может выполнять один машинист без помощника (работа в составе колонн машин, работа на небольших объектах в населенных пунктах и т. п.).
На экскаваторах с ковшом емкостью до 0,35 м3 должен работать машинист 5-го разряда, на экскаваторах с ковшом емкостью 0,5 м3 и более — 6-го разряда. Помощник машиниста, имеющий право управления экскаватором, должен иметь разряд на один ниже, чем машинист. Если обязанности помощника машиниста исполняет рабочий, не имеющий права управления экскаватором, он может иметь на два разряда ниже разряда машиниста, но не ниже 3-го разряда.
Ответственность за исправность экскаватора несет бригадир, а в сменах — сменный машинист.
Машинист экскаватора:– выполняет сменное производственное задание и несет ответственность за качество работы;– управляет экскаватором и руководит работой своего помощника; – заботится о своевременном снабжении экскаватора всеми необходимыми материалами и руководит обслуживанием и ремонтом в своей смене;– отвечает за соблюдение правил техники безопасности.
Помощник машиниста:– своевременно смазывает узлы экскаватора;– следит за работой экскаватора и предупреждает машиниста о всех обнаруженных неисправностях;– следит за сохранностью кабеля; – содержит экскаватор в чистоте; – отвечает за сохранность инструмента и инвентаря; – принимает участие в техническом обслуживании.
Перед началом работы машинист должен проверить: – исправность всех механизмов; – действие педалей и рычагов управления; – действие контрольно-измерительных приборов; – наличие смазки в основных узлах экскаватора; – уровень масла и топлива в картерах и ваннах; – уровень воды в радиаторе.
Во время работы машинист должен следить:– за нормальной работой двигателя и его систем; – за давлением в системе управления механизмами экскаватора; – за работой фрикционных и тормозных устройств; – за состоянием подшипников; – за навивкой стальных канатов на барабан.
При обнаружении дефекта машинист обязан немедленно остановить экскаватор. Если машинист не может устранить неисправность, то он должен сообщить о нМ механику или другому лицу, ответственному за эксплуатацию машины.
В конце смены машинист и его помощник должны: – тщательно очистить экскаватор от пыли и грязи; – проверить болтовые соединения, крепящие основные узлы и детали;– устранить все дефекты, обнаруженные при работе машины, и отрегулировать (в случае необходимости) фрикционы, тормоза и механизмы управления;– заправить экскаватор топливом, маслом и водой; – записать в журнал приема и сдачи смен все дефекты, замеченные во время работы.
Для машинистов, сдающих смену и принимающих ее, установлен определенный порядок.
Правильно организованная передача смен повышает ответственность работников за чистоту и порядок на экскаваторе, его хорошее техническое состояние и безаварийную работу. Междусменный осмотр сводится к следующему. Машинист, сдающий экскаватор, ставит в известность машиниста, принимающего экскаватор, об имеющихся неисправностях, после этого он осматривает экскаватор и проверяет чистоту механизмов. Оба машиниста совместно заканчивают крепежные и регулировочные работы, смазывают узлы и детали и заправляют топливом баки. Машинист, принимающий машину, пускает ее вхолостую, проверяет работу механизмов под нагрузкой и, если выявятся неисправности, устраняет их.
После этого сменные машинисты расписываются в журнале приемки и сдачи смены.
Читать далее: Транспортирование экскаваторов
Категория: - Эксплуатация экскаваторов
Главная → Справочник → Статьи → Форум
stroy-technics.ru
Построение картин обзорности с рабочего места машиниста экскаватора
Н.Н.Груздева, Л.П.Хомякова, В.Г.Хусаинов, ОМЗ – Горное оборудование (ОМЗ–ГО)
Период 1990–99 гг. являлся периодом кризисного развития народного хозяйства в целом, промышленности и тяжелого машиностроения в частности.
Корпорация Объединенные машиностроительные заводы (ОМЗ) в условиях экономической реформы не только сохранила номенклатуру выпускаемого оборудования, но и существенно ее расширила. Продукция корпорации отличается высоким качеством и находится на уровне мировых образцов. Одно из подразделений корпорации – фирма ОМЗ – Горное оборудование (ОМЗ–ГО) занимается разработкой и поставкой экскаваторов, дробильно-размольного оборудования и станков шарошечного бурения. Это надежное, доступное и эргономичное оборудование для горной промышленности производят Уралмашзавод и Ижорские заводы, входящие в состав Объединенных машиностроительных заводов.
Гусеничные экскаваторы ОМЗ отличаются высокой надежностью при эксплуатации в различных горно-геологических и климатических условиях. Однако конструкторы горного оборудования не останавливаются на достигнутом, постоянно совершенствуя и модернизируя существующую технику. В настоящее время ведутся разработки новой унифицированной модульной кабины для всего ряда гусеничных экскаваторов, что позволит снизить себестоимость ее изготовления при производстве за счет серийности и улучшить эргономические показатели рабочего места машиниста.
Одним из важных эргономических показателей экскаватора является коэффициент обзора из кабины машиниста-оператора. Качество обзорности и видимости с рабочего места машиниста экскаватора зависит от положения кабины относительно стрелы и кузова экскаватора, положения сидения машиниста в кабине, конфигурации оконных проемов, качества стекол, их своевременной очистки и обогрева, применения средств защиты глаз от ослепления солнечными лучами, исключения блеска.
Раньше обзорность определялась решением сложных математических выражений, которые были преобразованы в программу для ЭВМ на языке Фортран [1, 2]. Данная программа требовала огромного количества входных параметров и имела неудобный интерфейс, что отнимало много времени при работе с ней. Появление систем автоматизированного проектирования (AutoCAD, Solidedge, SolidWorks и т.п.) позволило упростить и повысить качество построения картин обзорности на стадии проектирования.
Научно-исследовательским и конструкторским центром разработано методическое пособие по построению картин обзорности с рабочего места машиниста объектов преимущественного и периодического наблюдения с помощью системы автоматизированного проектирования AutoCAD 2000 [4, 5]. На базе ортогональных чертежей экскаватора создается трехмерная модель, включающая объекты преимущественного и периодического наблюдения. К объектам преимущественного наблюдения относятся: рабочие положения ковша, стрелы, рукояти, транспорт и т.д. К объектам периодического наблюдения относятся: гусеницы, пульт управления, средства отображения информации и т.д.
В кабине машиниста при помощи координат задается условная точка взгляда для положения туловища машиниста, сидящего прямо, и при наклоне туловища вперед на 30°.
За начальную точку 0 трехмерной системы координат принимается точка пересечения оси вращения экскаватора (ось Z) и плоскости (XY) определенной как уровень стоянки.
Обзор объектов наблюдения выражается поверхностью или линией. За меру обзора каждого объекта наблюдения принимается коэффициент обзора КiО, изменяющийся от 0 до 1 [1–3]. Для каждого выбранного объекта строится картина обзорности. Коэффициент обзора поверхности или линии определяется как отношение площади поверхности или линии видимой части объекта к общей его площади или длине линии необходимого обзора [2]. Для точечных объектов, находящихся в поле зрения, коэффициент обзора равен 1, и вне поля зрения –0 [2].
Оценка обзорности КО с рабочего места машиниста [2] выражается в виде дроби, в числителе которой коэффициент максимального обзора объектов преимущественного наблюдения (КiМО)пр, а в знаменателе – объектов периодического наблюдения (КiМО)пер.
Коэффициенты максимального обзора объектов преимущественного наблюдения и объектов периодического наблюдения определяются, соответственно, из выражений [2]:
где n, m – количество заданных и невидимых объектов наблюдения;
КiМОi – лучший обзор из точек в пределах физиологически рациональной позы для каждого объекта наблюдения.
На примере проектируемого фирмой «ОМЗ–ГО» гидравлического экскаватора ЭГО-150, параметры которого приведены на рис. 1, а техническая характеристика представлена в табл. 1, 2, построена трехмерная модель (рис. 2) и получены картины обзорности с рабочего места машиниста (рис. 4–7). Данный экскаватор является электрическим прототипом дизельного экскаватора ЭГО-4А. При построении картин обзорности правой гусеницы получен коэффициент обзора для любой рабочей позы равный 0, что не допустимо, так как при передвижении экскаватора машинисту необходимо видеть состояние грунта перед гусеницей. Чтобы добиться видимости передней кромки правой гусеницы, был рассмотрен ряд вариантов с внесением изменений в конструкцию сидения машиниста. На рис. 7 приведены картины обзорности правой гусеницы одного из вариантов (при изменении точки взгляда машиниста по оси Y на 0.4 м за счет перемещения сидения вперед). Такое технически простое решение увеличивает коэффициент обзора от 0 до 0.12.
В качестве объектов преимущественного наблюдения рассматривались три рабочих положения ковша, а в качестве объекта периодического наблюдения правая гусеница экскаватора.
Все значения коэффициентов обзора получены согласно рис. 4–7 и приведены в табл. 3.
Таким образом, построение картин обзорности на стадии проектирования позволяет качественно оценить достаточность видимости объектов преимущественного и периодического наблюдения и корректировать ее в процессе конструирования.
Журнал "Горная Промышленность" №3 2002
mining-media.ru


