Медработник ДОУ №2/2018. Журнал медработник доу
Медработник ДОУ №8/2017 - Журналы для дошкольных образовательных учреждений
Колонка главного редактора
- Дружиловская О.В. Новый год — новые возможности № 1, с. 5
- Дружиловская О.В. Сенсорные возможности ребенка № 2, с. 5
- Дружиловская О.В. Здоровое подрастающее поколение — задача современного общества № 3, с. 5
- Дружиловская О.В. Организация системы ранней помощи в современных условиях № 4, с. 5
- Дружиловская О.В. Развитие ребенка — это активное движение № 5, с. 5
- Дружиловская О.В. Здоровье детского населения на современном этапе развития общества № 6, с. 5
- Дружиловская О.В. Нервно-психическое здоровье детского населения № 7, с. 5
- Дружиловская О.В. Наследственность и здоровье ребенка № 8, с. 5
Гость номера
- Абрамова Т.В. Здоровое питание — здоровый ребенок № 5, с. 6
- Демикова Н.С. Генетика — это актуально сегодня № 8, с. 6
- Доценко Н.Б. Остеопатия: профилактика и лечение функциональных расстройств № 7, с. 6
- Кузнецова Н.А. Как мы войдем в жизнь, так ее и проживем № 4, с. 6
- Ранко Райович. Учеба должна быть игрой № 6, с. 6
- Сапожников Я.М. Современные возможности ранней диагностики нарушения слуха у детей № 2, с. 6
- Тарасова Г.Д. Детская оториноларингология — прежде всего терапевтическая помощь № 3, с. 6
- Шевцова Е.Е. Детские инсульты — проблема, требующая внимания № 1, с. 6
Гигиена
Здоровье дошкольника
- Воропаева И.Е. Растем вместе с зубами № 2, с. 12
- Катькова Н.К. Здоровьесберегающие технологии в детском саду № 1, с. 12
- Робенкова Ю.П. Офтальмология: дети 1—3 лет № 4, с. 12
Факторы окружающей среды
- Дружиловская О.В., Земцева Н.В., Прошкина Е.А.,Савкова Р.С. Понятие о биоритмах, нарушение биоритмической активности № 8, с. 12
- Кочкина Л.В. Системогенетический анализ развития детей, проживающих в сельской местности. № 5, с.10
Режим дня
- Андреева С.В., Воропаева И.Е., Болотникова Е.С. Гигиенический подход к организации режима сна и бодрствования у старших дошкольников № 6, с. 18
Рациональное питание
- Абрамова Т.В. Значение грудного вскармливания для роста и развития ребенка № 6, с. 29
- Скворцова Н.Ю., Зимина Г.Л. Правильное питание — здоровые дети! № 5, с. 14
Оздоровительная работа
- Бирюкова Н.Ю., Кузьмина Н.А., Тычинская А.Ю. Гигиена умственной деятельности школьников № 7, с.12
- Богачева А.Е. Здоровый образ жизни и его основные составляющие № 1, с. 21
- Дружиловская О.В. Физическое здоровье дошкольника № 4, с. 14
- Егоров Б.Б. Ослабленный ребенок в детском саду № 5, с. 18
- Кузьмина Л.А., Кузьмина Н.А. Кохлеарная имплантация: вчера, сегодня, завтра № 2, с. 16
- Черкасова Е.Л. Особенности развития дошкольников с заболеваниями ЛОР-органов № 2, с. 23
- Шутенко М.В. Коронки для молочных зубов: что это такое? № 3, с. 12
Гигиеническое питание
- Вакина Н.В., Денисова В.А., Мостяева С.О. Гигиена двигательной активности детей № 7, с. 21
- Гаврюшина М.В. Как сохранить здоровыми молочные зубы ребенка № 5, с. 29
- Капарулина О.В., Филиппова Н.Н.,Чеснокова М.М. Гигиена сердечно-сосудистой системы № 8, с. 22
- Олендарева Е.В. Гигиенические требования к логопедическим занятиям № 6, с. 38
Здоровый образ жизни
- Робенкова Ю.П. Гигиена во время беременности № 5, с. 32
- Тарасенко В.С., Кремянская А.А. Здоровьесбережение функций зрения у детей в период адаптации к школе № 7, с. 31
Педиатрия
Оценка состояния здоровья
- Гришечко Ю.В. Как состояние носоглотки влияет на слух № 3, с. 16
- Гришечко Ю.В. Снижение слуха у детей № 2, с. 30
- Сапожников Я.М., Мхитарян А.С. Возможности и значение своевременной диагностики тугоухости у детей раннего возраста, перенесших острый средний отит № 8, с. 42
Здоровый ребенок
- Азаренко Т.Д. Малыш и вода: раннее плавание № 8, с. 50
- Голубникова Л.А. Как заботятся о здоровье детей в Испании № 6, с. 44
- Кузнецова Н.А. О самом главном чуде на Земле № 4, с. 20
- Панютчева А.И. Значение массажа в развитии детей раннего возраста № 5, с. 39
- Робенкова Ю.П. Значение органа зрения в развитии ребенка № 5, с. 36
- Фоминова А.Н. Эмоциональная регуляция и саморегуляция как фактор психологического здоровья ребенка № 2, с. 35
Неинфекционные заболевания
- Разумова Г.В. Причины и проявления психосоматизации в раннем детстве № 4, с. 24
- Сапожников Я.М. Серные пробки № 2, с. 44
- Славгородская О.Н. Гипертензионно-гидроцефальный синдром № 7, с. 44
- Тарасова Г.Д. Проблема ротового дыхания № 3, с. 20
- Чемоданов В.В. Детские кишечные колики № 1, с. 26
Инфекционные и паразитарные заболевания
- Гришечко Ю.В. ОРВИ и их осложнения № 3, с. 32
- Гришечко Ю.В. Отомикоз у детей № 2, с. 52
- Килим А.А. Врожденные пороки развития челюстно-лицевой области № 6, с. 48
- Краснова Е.Е. Коклюш № 1, с. 29
Реабилитация
- Бестаева Ж.Я. Оздоровительный массаж в раннем возрасте № 5, с. 42
- Доценко Н.Б. Что такое остеопатия? № 5, с. 45
- Захаркина Н.Б. Тревожная тропинка. Тренинг по саморегуляции и профилактике аффективных состояний для детей 5—7 лет № 3, с. 25
- Колягина В.Г. Музыкотерапия в психолого-педагогической работе c дошкольниками с ОВЗ № 8, с. 57
- Шевцова Е.Е., Жиляев Д.Б. Анимационная арт-терапия в комплексной системе нейрореабилитации детей № 1, с. 35
- Шевцова Е.Е., Шамаева Ю.В. Формирование оптико-пространственного гнозиса у детей 5—6 лет с системным нарушением речи № 2, с. 55
Профилактика заболеваний
- Правила профилактики и лечения педикулеза № 1, с .49
- Робенкова Ю.П. Диспансеризация у офтальмолога № 3, с. 31
- Сенюшкин А.Н., Вагина И.В. Немедикаментозные пути решения проблемы рецидивирующих респираторных заболеваний у детей раннего возраста № 1, с. 43
- Смирнова О.И., Славгородская О.Н. Основные методы профилактики нарушений слуха у детей № 2, с. 67
- Харламова Т.А. Соблюдение гигиенических норм в учебном процессе младших школьников № 6, с. 66
- Шапошникова М.А. Направления работы с семьями по профилактике формирования зависимого поведения у старших дошкольников № 7, с. 56
Консультация педиатра
- Джиганшина Ф.И. Взгляд невролога на развитие детей 1—3 лет № 8, с. 63
- Коржова С.А. Температурофобия № 3, с. 33
- Письмо в редакцию № 5, с. 48
- Письмо в редакцию № 7, с. 63
- Чемоданов В.В. Дисбактериоз кишечника: что это такое? № 1, с. 52
Лекотека
- Барышева С.Б. Винни-Пух и все-все-все типы привязанности № 7, с. 67
- Глухоедова О.С. Особенности развития высших психических функций у детей раннего возраста с отсутствием экспрессивной речи № 5, с. 50
- Голубева В.А. Особенности развития ребенка в первый год жизни № 6, с. 76
- Доронина А.К. Специфика адаптации к ДОО детей, посещавших службу ранней помощи № 4, с. 37
- Римская Е.С. Речь ребенка на втором году жизни № 8, с. 69
- Суздальцева Л.В. Развитие лексической стороны речи детей раннего возраста с использованием фольклорных жанров № 7, с. 71
- Толмачева А.Ф. Особенности общения детей с РДА № 3, с. 36
- Шаркова В.А. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии № 4, с. 39
- Шаркова В.А. Формирование математических представлений у детей третьего года жизни № 7, с. 79
Педагогика
Физическое воспитание
- Вражнова Н.В. Формирование у детей игровых навыков (на примере игр с мячом) № 6, с. 88
- Горячева Е.Н. Игровые технологии как средство воспитания и физического развития здорового ребенка № 5, с. 60
- Осипова А.А. Физическое воспитание дошкольников № 5, с. 56
Развитие ребенка
- Дружиловская О.В. Социализация ребенка с психофизиологическими особенностями № 4,с. 42
- Лукашина И.А. Значение правильного режима дня для здоровья детей № 8, с. 72
- Труханова Ю.А. Развитие воображения у дошкольников с нарушениями слуха № 5, с. 66
- Харламова Т.А. Психофизическое развитие и уровень формирования движений детей № 2, с. 84
- Шаркова В.А. Формирование математических представлений у детей раннего возраста № 3, с. 44
- Шилина С.В. Аспекты мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе № 1, с. 54
Психологическая помощь
- Артемова Е.Э., Камышева С.Н. Психическое и физическое здоровье детей при аутизме № 2, с. 97
- Артемова Е.Э., Куризова В.В. Музыкотерапия — средство гармонизации эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР № 4, с. 48
- Горлова Е.Г. Клинико-психологический подход к проблеме недостаточности функции памяти у детей и подростков № 5, с. 76
- Дружиловская О.В., Балашова Т.В. Клинический и нейропсихологический аспекты ОНР № 5, с. 82
- Жерехов А.Б. Тревожность у детей в период адаптации к школе: профилактика и помощь № 1, с. 71
- Колягина В.Г. Изучение психического развития детей с ОНР № 7, с. 86
- Кузьмина Н.А. Психическое развитие ребенка в условиях сенсорной депривации № 6, с. 93
- Миронова М.Н. Новая «культура» против ребенка: «группы смерти» № 8, с. 76
- Самсонова Е.С. Арт-терапия: понятие и направления использования № 6, с. 99
- Фоминова А.Н. Воспитание жизнестойкого поведения у ребенка в современном мире № 3, с. 52
- Шарова Н.В. Дети с билингвизмом № 7, с. 97
Коррекционная работа
- Акопян Н.Ю. Учимся жить вместе. Дети с ОВЗ в ДОО № 3, с. 79
- Антонова Т.Ю. Развитие интеллектуальной и речевой деятельности старших дошкольников с использованием игровой методики «Нелепицы» № 5, с. 101
- Бутко Г.А. Современные подходы к физическому воспитанию и оздоровлению детей с ОВЗ № 5, с. 91
- Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей с ОНР № 4, с. 58
- Дружиловская О.В., Говорушкина Е.А. Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников № 2, с. 104
- Дружиловская О.В., Романова И.В. Культурно-историческое пространство музеев Московского Кремля в социальной адаптации младших школьников № 6, с. 104
- Дружиловская О.В., Хохлова Н.М. Использование музыкальной терапии в коррекционной работе со слабослышащими дошкольниками № 1, с. 74
- Дунаева Н.Ю., Камышникова Е.Е., Ильина Т.О. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной логопедической работе № 1, с. 78
- Коваленко О.М. Коррекция антонимических связей и отношений графическими средствами у старших дошкольников с ЗПР № 8, с. 92
- Козырева В.П. Использование системы «Саундбим» в коррекционной работе с детьми с ОВЗ № 3, с. 63
- Плаксина Л.И. Роль коррекционно-развивающего обучения в преодолении недостаточности зрительной ориентации у дошкольников с нарушением зрения № 7, с. 99
- Поликарпова Л.А. Особенности развития психических функций у детей с ОНР № 4, с. 52
- Шайдова Т.А., Тишина Л.А. Психологические аспекты формирования связной речи у дошкольников с ОВЗ № 6, с.110
- Щербакова Е.И. Полимодальный подход в коррекционной работе с детьми с ОВЗ № 3, с .71
- Ярцева Ю.М. Дифференцированный подход в системе логопедической работы с дошкольниками с ОВЗ № 2, с. 111
Педагогическая копилка
- Гуськова А.А., Ивановская М.В. Путешествие на остров
- Дружбы. Занятие для детей 6—7 лет с ОНР № 1, с. 89
- Дружиловская О.В., Анохина Н.А. Фонопедический метод развития голоса в коррекционно-развивающем процессе № 3, с. 85
- Игнатова И.А. Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в развитии детей с ОВЗ и детей-инвалидов № 2, с. 116
- Конышева О.В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью № 4, с. 69
- Поликарпова Л.А. Домашние животные. Занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей 4—5 лет с ЗПР № 8, с. 105
- Шумская О.В. Создание эмоционально благоприятного климата в группе детского сада № 5, с. 107
Актуально
Нормативные документы
- Приказ Минздрава России от 27.06.2016 № 419н «Об утверждении порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала» № 1, с. 100
- Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» № 4, с. 74
- Федеральный закон от 28.12.2016 № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей» № 3, с. 96
Профессиональный рост
- Дружиловская О.В. Деонтологический аспект формирования профессиональной готовности педагога-дефектолога. № 7, с. 106
- Захаркина Н.Б. Групповые игровые сеансы для детей раннего возраста № 4, с. 101
Самообразование
- Ворошилова Е.Л. Концепция ранней помощи в Российской Федерации: содержание и перспективы № 4, с. 108
- Серебряная А.В. Идеальная или достаточно хорошая мать? № 1, с. 106
Работа с семьей
- Белых Л.Ю. Приобщение к здоровому образу жизни подростков в условиях центра содействия семейному воспитанию № 1, с. 109
- Горячева Е.Н. Комплексное взаимодействие семьи и ДОО в работе по формированиию ЗОЖ № 5, с. 116
- Жиянова П.Л. Стратегии ранней помощи: семейно-центрированная модель № 4, с. 112
- Кошечкина Т.В. Парадигмы отношения к ребенку раннего возраста с нарушениями развития № 4, с. 120
- Торлецкая О.П. Влияние семейных отношений на психическое развитие детей № 7, с. 113
- Фоминова А.Н. Родителям о законах развития ребенка № 3, с. 103
Горжусь профессией своей
- Конышева О.В. Моя философия № 4, с. 106
Советы родителям
- Голубева В.А. Первый год жизни: этапы роста и развития № 6, с. 116
- Игнатова И.А. Как предупредить ошибки в чтении и письме при обучении ребенка в школе № 2, с. 122
- Кошечкина Т.В. Принципы и направления работы сотрудников ДОО с семьей ребенка с ОВЗ или инвалидностью № 3, с. 109
- Сальникова И.А. Ваш ребенок идет в детский сад № 1, с. 118
Литературная страничка
- Симонян А.Г. Записки детского психолога (продолжение) № 3, с. 112
Это интересно
- Романова И.В. Как лечились на Руси № 6, с. 122
- Романова И.В. Императрица Екатерина II: наставления о воспитании здоровых внуков № 8, с. 110
www.sfera-podpiska.ru
Медработник ДОУ №2/2018 - Журналы для дошкольных образовательных учреждений
Содержание
Индекс
Учреждения и авторы, упоминаемые в номере
Учреждения:
-
ГАПОУ «Московский образовательный комплекс» им. В. Талалихина, Москва
-
ГАУЗ МО «Подольский наркологический диспансер», г. Подольск Московской обл.
-
ГБОУ «Школа № 626», Москва
-
ГБОУ «Школа №1862», Москва
-
ГБОУ «Школа № 2005», Москва
-
ГБОУ «Школа № 2031», Москва
-
ГБОУ «Школа № 2051», Москва
-
ГБОУ «Школа № 2065», Москва
-
ГБОУ «Школа № 2090», Москва
-
ГБОУ «Школа на Юго-Востоке им. Маршала В.И. Чуйкова», Москва
-
ГБУ ТЦСО «Коломенское», Москва
-
ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 7», г. Волгоград
-
ДО «Бригантина» ГБОУ «Школа № 1210», Москва
-
ДО «Дубравушка» ГБОУ «Школа № 1944», Москва
-
ИЗО ЧУ СОШ «Столичный — КИТ», Москва
-
Кафедра олигофренопедагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва
-
Кафедра раннего изучения иностранных языков ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва
-
Международный союз педагогов-художников
-
МИЦ ДГОИ им. Д. Рогачева, Москва
-
Российская академия естествознания
-
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала
-
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
-
ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского», Брянск
Авторы:
-
Аманова Гульнара Анифовна
-
Андронова Наталья Юрьевна
-
Ашурбекова Валентина Шахбановна
-
Барышева Светлана Борисовна
-
Большакова Агнесса Александровна
-
Бурлакова Ирина Ивановна
-
Васина Елена Евгеньевна
-
Вишнякова Наталья Геннадьевна
-
Денисова Оксана Владимировна
-
Евтушенко Елена Александровна
-
Евтушенко Илья Владимирович
-
Командрикова Ирина Валерьевна
-
Медведева Ольга Витальевна
-
Полякова Надежда Сергеевна
-
Ретина Ольга Владимировна
-
Степанова Юлия Владимировна
-
Сухачева Екатерина Васильевна
-
Тимошенко Светлана Анатольевна
-
Турурушкина Татьяна Ильинична
-
Фурсова Наталья Владимировна
-
Чернышкова Елена Владимировна
-
Шаркова Вера Алексеевна
-
Якунина Елена Сергеевна
-
Колонка главного редактора
Гость номера
Гигиена
Оздоровительная работа
Шаркова В.А. Развитие мелкой моторики у дошкольников
В статье рассматривается роль развития мелкой моторики в коррекции нарушений школьно-значимых функций.
Педиатрия
Оценка состояния здоровья
Ашурбекова В.Ш. Психосексуальное развитие дошкольников и его отклонения
В статье рассказывается об особенностях психосексуального развития дошкольников, а также его отклонениях.
Неинфекционные заболевания
Тимошенко С.А. Невротические расстройства у детей
В статье дается общая характеристика невротических расстройств у детей: определение, этиология, эпидемиология, современная классификация. Описана симптоматика наиболее часто проявляющихся в детском возрасте расстройств: фобических тревожных, обсессивно-компульсивных, конверсионных, неврастении.
Аманова Г.А. Аффективные расстройства у детей
Данная статья посвящена проблеме аффективных расстройств у детей. В ней рассказывается об основных видах эмоций и формах их нарушения. Представлены основные виды аффективных расстройств, их специфика в детском возрасте, симптоматика.
Реабилитация
Медведева О.В. Реабилитация детей с медуллобластомой головного мозга
В статье раскрываются основные проблемы детей с онкологией головного мозга, рассказывается о коррекционных подходах при нарушении у них речи.
Лекотека
Андронова Н.Ю. Изотерапия в работе с детьми с задержкой психического развития
В статье рассматриваются психологические особенности старших дошкольников с задержкой психического развития, а также понятие и суть арт-терапии. Даются цели и задачи психотерапевтической коррекции детей этой категории. Особое внимание уделяется терапии изобразительным творчеством.
Педагогика
Развитие ребенка
Бурлакова И.И. Влияние глобализации на русский язык и культуру нации
В статье раскрывается влияние глобализации на культурную интеграцию и формирование национальных основ культуры языка, а следовательно, и на развитие детей.
Психологическая помощь
Денисова О.В. Цветопластическое моделирование в формировании картины мира у младших школьников с ОВЗ
В статье представлена роль цветопластического моделирования в формировании картины мира у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционная работа
Евтушенко И.В. Регулятивная функция музыки в воспитании детей с легкими интеллектуальными нарушениями
В статье представлены возможности использования музыки в нормализации нарушенных нервно-психических и эмоциональных состояний, характерных для детей с легкой умственной отсталостью. Описана технология использования музыки, направленная на формирование положительных личностных качеств ребенка с интеллектуальными нарушениями и его благополучную социализацию.
Евтушенко Е.А. Нравственное воспитание детей с легкими интеллектуальными нарушениями
В статье представлены совершенствование нравственных качеств детей с легкими интеллектуальными нарушениями, технология работы, направленной на нравственное воспитание детей с легкой умственной отсталостью. Описываются условия, повышающие эффективность нравственного воспитания в театрализованной деятельности.
Педагогическая копилка
Чернышкова Е.В. Музыкально-ритмическая деятельность в формировании эстетической культуры глухих детей
В статье представлены возможности музыкально-ритмической деятельности в совершенствовании основ эстетической культуры глухих детей. Приведены факторы, повышающие эффективность процессов социализации обучающихся в специальном образовательном учреждении.
Актуально!
Работа с семьей
Барышева С.Б. Стресс и ребенок: из опыта работы
Статья посвящена проблеме детского стресса. В ней рассказывается о факторах, вызывающих стресс, даются рекомендации родителям о том, как избежать его возникновения у ребенка.
Книжная полка
Вести из сети
Как подписаться
Анонс
Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.
Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.
Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"
www.sfera-podpiska.ru
Медработник ДОУ №7/2017 - Журналы для дошкольных образовательных учреждений
Содержание
Индекс
Учреждения и авторы, упоминаемые в номере
Учреждения:
- ГАУЗ МО «Подольский наркологический диспансер», г. Подольск Московской обл.
- ГБОУ «Школа № 830», Москва
- ГБОУ «Школа № 1265», Москва
- ГБОУ «Школа № 1394», Москва
- ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа № 1708», Москва
- ГБОУ «Школа № 2036», Москва
- ГБУЗ «ДГП № 148 ДЗМ», Москва
- ГКОУ «Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат № 52», Москва
- ДП ГБОУ «Школа № 2121 им. Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина», Москва
- ЗАО «Центр реабилитации неслышащих “Отофон”», Москва
- Кафедра анатомии, физиологии и клинических основ дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва
- Кафедра дошкольной дефектологии и логопедии НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт», Москва
- Кафедра олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва
- ООО «Оптический уют», Москва
- ООО «Школа раннего развития “Азбука”», Москва
- ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва
Авторы:
- Барышева Светлана Борисовна
- Бирюкова Наталья Юрьевна
- Вакина Наталья Владимировна
- Денисова Варвара Андреевна
- Джиганшина Фаина Исаевна
- Доценко Наталья Борисовна
- Дружиловская Ольга Викторовна
- Колягина Вероника Григорьевна
- Кремянская Анна Александровна
- Кузьмина Наталья Анатольевна
- Мостяева Светлана Олеговна
- Плаксина Любовь Ивановна
- Славгородская Оксана Николаевна
- Суздальцева Лариса Владимировна
- Тарасенко Валерия Сергеевна
- Торлецкая Ольга Петровна
- Тычинская Анастасия Юрьевна
- Шапошникова Марина Александровна
- Шаркова Вера Алексеевна
- Шарова Наталья Владимировна
Колонка главного редактора
- Дружиловская О.В. Нервно-психическое здоровье детского населения
Гость номера
- Доценко Н.Б. Остеопатия: профилактика и лечение функциональных расстройств
Гигиена
Оздоровительная работа
Бирюкова Н.Ю., Кузьмина Н.А., Тычинская А.Ю. Гигиена умственной деятельности школьников
В статье описаны физиологические особенности работоспособности школьников, предложены методики их анализа, а также рекомендации по гигиене умственной деятельности.
Гигиеническое воспитание
Вакина Н.В., Денисова В.А., Мостяева С.О. Гигиена двигательной активности детей
В статье описаны физиологические особенности двигательной активности дошкольников, предложены методы определения ее уровня.
Здоровый образ жизни
Тарасенко В.С.,Кремянская А.А. Здоровьесбережение функций зрения у детей в период адаптации к школе
В статье описаны физиологические особенности зрительной сенсорной системы младших школьников, ее строение, развитие, даны рекомендации по гигиене зрения.
Педиатрия
Неинфекционные заболевания
Славгородская О.Н. Гипертензионно-гидроцефальный синдром
В статье рассматриваются механизм и причины возникновения гипертензионно-гидроцефального синдрома, его клинические проявления. Уделяется особое внимание психоречевому развитию детей при комплексированном гипертензионно-гидроцефальном синдроме, а также особенностям формирования речи у детей с нарушениями слуха.
Профилактика заболеваний
Шапошникова М.А. Направления работы с семьями по профилактике формирования зависимого поведения у старших дошкольников
Статья посвящена формам работы психолога ДОО с семьей, направленным на раннюю профилактику формирования зависимого поведения несовершеннолетних.
Консультация педиатра
Консультация невролога. Письмо в редакцию
Рождение ребенка — всегда радость, но, вместе с тем, и сильный стресс для родителей. Через месяц после появления на свет малыша нужно обязательно показать врачам, в том числе неврологу, ведь именно он сможет определить, все ли в порядке у ребенка с нервной системой. Это очень важно, ведь именно последняя управляет множеством таких процессов в организме, как зрение, моторика, дыхание, а также определяет развитие в целом.
На что же следует обратить внимание? Какие вопросы задать врачу, чтобы не упустить момент? Что входит в понятие «нормальное развитие» и где прописаны эти нормы?
Лекотека
Барышева С.Б. Винни-Пух и все-все-все типы привязанности
В статье представлены различные типы привязанности детей, механизмы их возникновения на примере героев сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все».
Суздальцева Л.В. Развитие лексической стороны речи детей раннего возраста с использованием фольклорных жанров
В статье рассматриваются вопросы применения фольклорных произведений в лексическом развитии детей раннего возраста, раскрываются задачи словарной работы, приводятся примеры использования малых фольклорных жанров в режимных процессах ДОО.
Шаркова В.А. Формирование математических представлений у детей третьего года жизни
В статье рассматриваются этапы формирования математических представлений у детей третьего года жизни, дается дидактический материал, который поможет в работе по данному направлению, предлагается система игр-занятий на последовательное развитие у детей раннего возраста восприятия цвета, формы и величины.
Педагогика
Психологическая помощь
Колягина В.Г. Изучение психического развития детей с ОНР
В статье раскрываются специфика психологических особенностей детей с общим недоразвитием речи и взаимосвязь воспитания с эмоционально-личностным становлением детей этой категории.
Шарова Н.В. Дети с билингвизмом
В статье раскрываются понятие билингвизма, а также его исторические аспекты, онтогенетические и психологические подходы к его изучению.
Коррекционная работа
Плаксина Л.И. Роль коррекционно-развивающего обучения в преодолении недостаточности зрительной ориентации у дошкольников с нарушением зрения
В статье описаны особенности развития слепорожденных детей, специфика их познавательной сферы и высших психических функций.
Актуально!
Профессиональный рост
Дружиловская О.В. Деонтологический аспект формирования профессиональной готовности педагога-дефектолога
В статье рассматривается значение деонтологии в формировании профессиональных качеств личности педагога-дефектолога как системы, определяющей готовность к профессиональной деятельности.
Работа с семьей
Торлецкая О.П. Влияние семейных отношений на психическое развитие детей
В статье рассматриваются влияние семейных отношений на психическое развитие детей, классификация, этапы возникновения неврозов у дошкольников и подходы к их лечению.
Это интересно
Прыжки по лужам — это и есть жизнь!
Играя, ребенок исследует окружающий мир.
Доводилось ли вам видеть здорового ребенка, которому не хотелось бы потоптаться в луже, попрыгать, радуясь летящим во все стороны брызгам, или перепрыгнуть через нее? Давайте разберемся, откуда у детей эта потребность.
Наиболее важная задача мозга — сбор и последующая обработка информации, что составляет суть интеллекта. Именно поэтому ребенок в период своего развития испытывает инстинктивную потребность в том, чтобы получить, а затем обработать как можно больше информации, т.е. чтобы узнать больше.
Ранко Райович
А знаете ли вы?
Советы по развитию детей
- Разговаривайте с грудным ребенком так, как будто он вас понимает.
- Подвижность способствует умственному развитию детей.
- Всегда полезнее помочь ребенку преодолеть какое-то препятствие, чем освободить ему путь.
- Преувеличенная осторожность вредна. Мудрость родителей состоит в том, чтобы найти грань между осторожностью и чрезмерной осторожностью.
- «Работа» ребенкa — игра. Он эффективно учится, если не думает об учении, то есть в игре.
- Сделайте так, чтобы ребенок гордился своими достижениями, развивайте в нем уверенность в себе.
- Репродуктивное обучение почти бесполезно для мозга.
- Нужно достаточно свободы, чтобы ребенок мог познавать мир.
- Учителя должны быть авторитетом для детей.
- Нужно обучать родителей и напоминать им о важных вещах, поскольку заблуждения и ошибки в воспитании детей иногда трудно исправить.
Ранко Райович
Книжная полка
Вести из сети
Как подписаться
Анонс
Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.
Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.
Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"
www.sfera-podpiska.ru
Медработник ДОУ №8/2016 - Журналы для дошкольных образовательных учреждений
Колонка главного редактора
- Макарова Л.В. Здоровье как условие профессиональной успешности № 1, с. 5
- Макарова Л.В. Всемирный день борьбы с туберкулезом № 2, с. 5
- Макарова Л.В. Мы в ответе за свое здоровье № 3, с. 5
- Макарова Л.В. Поздравляем медицинских сестер с профессиональным праздником № 4, с. 5
- Макарова Л.В. Кафедре гигиены детей и подростков — 90 лет! № 5, с. 5
- Макарова Л.В. Это касается каждого из нас № 6, с. 5
- Макарова Л.В. Профилактика не имеет выходных: снова грипп № 7, с. 5
- Макарова Л.В. Новый год — новые задачи № 8, с. 5
Гость номера
- Аксёнова В.А. Туберкулез и дети № 3, с. 6
- Бабцева А.Ф. Педиатрия — любовь на всю жизнь № 4, с. 6
- Васильева И.А. № 2, с. 6
- Кучма В.Р. Кафедра гигиены детей и подростков — вчера, сегодня, завтра № 5, с. 6
- Макарова А.Ю. Образовательная среда должна соответствовать возрастным возможностям ребенка № 7, с. 6
- Рапопорт И.К. Школьную медицину необходимо сохранить № 8, с. 6
- Серебряная А.В. Как избежать профессионального выгорания № 1, с. 6
- Холмогорова Н.В. Решение проблем охраны здоровья детей требует комплексного подхода № 6, с. 6
ГИГИЕНА
Факторы окружающей среды
- Баль Л.В., Чукашева В.В., Рудакова Е.А., Сидоров Д.Д. Экологический подход к профилактике курения № 8, с. 12
- Степанова М.И. Архитектурная среда ДОО и здоровье детей № 5, с. 16
- Яковлева С.А. Кружок «Школа безопасности». Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников № 7, с. 14
Режим дня
- Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В., Скоробогатова М.С. Выявление утомления у детей — пользователей компьютеров № 7, с. 31
- Москвитина О.Н. Релаксационные занятия в период адаптации № 4, с. 14
- Чемоданов В.В. Сон — это здоровье № 3, с. 16
Рациональное питание
- Белоус Н.А. Организация питания детей первого года жизни в ДОО № 8, с. 25
- Верихова Н.А., Маркова Ю.П., Гучинская А.Г. Питание и здоровье. Исследовательско-творческий проект № 4, с. 17
- Горелова Ж.Ю., Соловьева Ю.В. К вопросу о питании: фрукты в рационе дошкольников и школьников № 5, с. 23
- Тармаева И.Ю., Эрдэнэцогт Э. Обеспеченность селеном детского населения № 3, с. 19
- Чемоданов В.В. Питание детей с пищевыми расстройствами № 6, с. 14
- Чемоданов В.В. Манифест грудному вскармливанию № 7, с. 29
Оздоровительная работа
- Баус А.А., Григорян Л.Г. Укрепление здоровья дошкольников в контексте ценностного подхода и в соответствии с требованиями ФГОС ДО № 1, с. 12
- Богданова Е.А. Укрепляем здоровье с помощью музыки в кружке «Домисолька» № 2, с. 21
- Бугаенко Е.А. Здоровьесберегающие аспекты в развитии и воспитании дошкольников. № 3, с. 28
- Гуськова А.А. Оздоровительные игры в логопедической работе № 6, с. 16
- Ерихова Т.В. Влияние экспериментальной деятельности на формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников № 4, с. 37
- Ермакова И.В., Игнатова Н.С. Система организации здоровьесберегающих мероприятий в ДОО компенсирующего вида для детей с ОВЗ № 3, с. 31
- Капитонова Т.В., Стадник Ю.В., Ушакова Н.А. Оздоровительные приемы в работе с дошкольниками с нарушениями речи № 4, с. 31
- Колесникова С.В. Здоровьесберегающая и здоровьесозидающая деятельность в детском саду присмотра и оздоровления. № 1, с. 22
- Коновалова Н.Н. Работа педагога по сохранению здоровья воспитанников № 8, с. 29
- Коршунова Н.В. Физиолого-гигиенические принципы и методы закаливания дошкольников в климатических условиях Амурской области № 4, с. 20
- Лытаева А.А. Здоровьесберегающие технологии в экологическом образовании дошкольников № 2, с. 12
- Петякова В.Л. Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна для старших дошкольников № 3, с. 40
- Фадеева Е.А. Играющий ребенок — здоровый ребенок № 1, с. 26
Здоровый образ жизни
- Клюева Е.Л. Формирование осознанного отношения к своему здоровью на занятиях физической культурой и плаванием № 2, с. 26
- Нарышкина Е.В. Формирование правильного пищевого поведения и физической активности ребенка как составляющих ЗОЖ № 5, с. 27
- Римская Т.Н. Здоровье дошкольника — общая забота № 6, с. 28
ПЕДИАТРИЯ
Здоровый ребенок
- Лункина Е.Н. Сенситивные периоды развития ребенка (по Л.С. Выготскому) № 2, с. 34
- Рапопорт И.К. Физическое и психическое развитие современных дошкольников № 5, с. 34
Оценка состояния здоровья
- Зеновко Е.И. Оценка здоровья и развития ребенка № 1, с. 32
- Лункина Е.Н. Психофизиологические аспекты развития детей 5—7 лет и проблема готовности к школьному обучению № 3, с. 54
- Рапопорт И.К. Приказ Минздрава России о медицинских осмотрах несовершеннолетних № 6, с. 36
- Серебряная А.В. Когда ребенку нужна помощь специалиста? № 8, с. 36
Инфекционные и паразитарные заболевания
- Кудацкая М.А. Столбняк: со времен Гиппократа и до наших дней № 8, с. 47
- Краснова Е.Е. Токсокароз № 3, с. 61
- Макарова А.Ю., Дорина Л.А., Демурия Д.Т., Зенченко А.Г. Перспективы развития национального календаря вакцинации № 5, с. 46
- Рапопорт И.К. Заболеваемость детского населения России инфекционными и паразитарными болезнями № 7, с. 38
Неинфекционные заболевания
- Арутюнян К.А. Дисметаболические нефропатии у детей: принципы реабилитации № 6, с. 43
- Бабцева А.Ф., Приходько О.Б., Романцова Е.Б., Журавлева О.В. Ожирение у детей № 4, с. 57
- Костяшкина А.Ю. Индивидуально-типологические особенности людей с хроническим пиелонефритом № 1, с. 39
- Чупак Э.Л., Ларионова Е.А. Синдром вегетативной дистонии у детей № 4, с. 42
- Чемоданов В.В. Насморк у младенцев № 8, с. 43
- Шанова О.В. Открытое овальное окно у детей: норма или патология? № 4, с. 52
Неотложка
- Бырихина В.В. Носовые кровотечения у детей № 2, с. 49
- Скоробогатова М.С. Попадание инородных тел в дыхательные пути № 8, с. 57
Профилактика заболеваний
- Баль Л.В. Как правильно подготовить ребенка к прививке № 7, с. 50
- Верещагина О.В. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников № 6, с. 50
- Кагазежева Н.Х., Коломийцева Н.С., Доронина Н.В. Особенности занятий физической культурой с часто болеющими дошкольниками № 2, с. 5
- Памятка для населения по профилактике ОРВИ и гриппа № 7, с. 53
- Скоблина Н.А., Добрук И.В. Технология «Кабинет охраны зрения детей» и ее роль в профилактической среде № 5, с. 56
- Тимошенко Т.А. Профилактика зрительных расстройств у детей с миопией № 4, с. 73
- Чемоданов В.В. Поговорим об осанке № 8, с. 60
Реабилитация
- Ганузин В.М. Реабилитация иммунокомпрометированных часто и длительно болеющих детей № 2, с. 42
- Кузина Е.Н., Спивак Е.М., Любимовская Г.В. Динамика морфофункциональных показателей организма дошкольников с атопической бронхильной астмой в ходе реабилитационных программ № 1, с. 44
- Кузина Е.Н.,Спивак Е.М. Опыт реабилитации детей c атопической бронхиальной астмой в условиях специализированной ДОО № 3, с. 66
- Кучурина Ю.В., Козлова Ю.В., Прима М.А. Программа «Комплексная физическая реабилитация детей с ОВЗ» № 3, с. 70
- Моисеева В.Н. Реабилитация детей с патологией органов дыхания в условиях детской городской клинической больницы № 4, с. 68
- Юткина О.С. Реабилитация детей, перенесших гипоксически-ишемическую энцефалопатию № 4, с. 64
Консультация педиатра
- Романцова Е.Б. Пробиотики в практике педиатра № 4, с. 79
- Чемоданов В.В. Летние драмы, или Как в жару можно простудиться и перегреться № 3, с. 80
- Чемоданов В.В. Присмотритесь к вашему ребенку № 6, с. 54
ПЕДАГОГИКА
Физическое воспитание
- Гниденко Т.П. В детский сад с двух месяцев № 8, с. 71
- Кабакова Г.А. Плавание как эффективное средство закаливания дошкольников. № 4, с. 95
- Коломийцева Н.С., Каглазежева Н.Х., Доронина Н.В., Ятманова Е.Ю. Использование нетрадиционных средств физического воспитания дошкольников № 1, с. 50
- Копылов Ю.А., Ивашина И.В. Воспитание мотивации дошкольников к занятиям физическими упражнениями № 2, с. 60
- Копылов Ю.А., Ивашина И.В. Путешествие в сказочный лес. Сюжетно-ролевые игры с детьми 4—6 лет № 8, с. 62
- Копылов Ю.А., Петрович З.А., Суркова Е.А. Физические упражнения в положении лежа и сидя № 3, с. 82
- Костюк Р.Г. Методика проведения гимнастики у детей 1—3 лет № 4, с. 90
- Макарова А.Ю., Бурова К.В., Лазарева А.Н., Суховей О.К. Специальная медицинская группа: особенности организации занятий физической культурой № 5, с. 62
- Макарова А.Ю. Связь физической работоспособности и морфофункционального статуса детей № 5, с. 71
Развитие ребенка
- Артемьева И.В., Моисеева В.В., Сибагатулина А.М., Ежова Т.Г. Подготовка детей к школе с помощью интерактивного оборудования № 3, с. 90
- Дубенко Е.В., Котовская О.Н. Ясли — это здорово! № 1, с. 60
- Кучма В.Р., Макарова А.Ю. Психофизиологический статус детей 6 лет, посещающих предшкольную ступень обучения № 5, с. 79
- Лункина Е.Н. Современные показатели речевого развития детей от рождения до поступления в школу № 7, с. 58
- Макарова А.Ю., Малаценкова А.В., Мамедзаде А.Л., Пятенко Е.А., Тарасенко М.А. Школьная зрелость и особенности физического развития детей, обучающихся на предшкольной ступени № 5, с. 86
- Малярчук Н.Н., Юркова А.С. Роль народных игр в развитии дошкольников № 1, с. 65
- Рудакова Е.М. Дети и гаджеты. Советы родителям по профилактике киберзависимости № 4, с. 98
- Ямщикова Н.Л. Влияние предшкольного обучения на физическое и психическое здоровье детей № 5, с. 92
Психологическая помощь
- Алдухова С.Ф. Страхи наших детей № 4, с. 105
- Верихова Н.А. Преодоление неконструктивного поведения старших дошкольников методами нейропсихологической коррекции № 6, с. 58
- Иванова Ю.М. Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска № 2, с. 68
- Игнатьева А.В. Влияние эмоций и эмоциональных состояний на развитие и обучение детей № 8, с. 89
- Павлова И.В. Подготовка детей с нарушением слуха к проживанию в семье. Из опыта работы № 8, с. 83
- Печора К.Л. Готовность воспитанников домов ребенка к переходу в новые условия жизни. № 2, с. 74
- Тишина Е.Ю. Инновационные подходы к психолого-педагогическому сопровождению детей с нарушениями речи в музыкально-эстетическом воспитании № 7, с. 69
Коррекционная работа
- Бондарева С.В. Су-джок терапия в работе учителя-логопеда. Из опыта работы № 8, с. 95
- Бородина-Глебская Е.А., Яковенко Т.Д. Психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия педагога с детьми «группы риска» № 1, с. 70
- Ермолова И.А., Севостьянова А.Н. Коррекционно-развивающая среда для дошкольников с тяжелыми и множественными нарушениями развития № 6, с. 66
- Игнатова Н.С., Петина С.В., Дмитриева Г.Ф., Гиниятуллина З.И. Построение коррекционной среды в группе для детей с особыми образовательными потребностями № 6, с. 75
- Родионова О.Н., Кузнецова В.В. Профилактика и коррекция нарушений развития детей с ОВЗ в условиях инклюзивного дошкольного образования № 2, с. 78
- Федорова И.В. Реализация программы коррекционного обучения дошкольников с нарушениями речи в условиях ресурсного центра «Мир детства» № 7, с. 74
- Шупикова В.С., Саудаханова А.Ф. Музыкально-театрализованная деятельность как средство коррекции и социализации детей с ДЦП № 6, с. 61
Педагогическая копилка
- Бубнова М.В., Махина Л.Ф. Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов с родителями детей с туберкулезной интоксикацией № 2, с. 83
- Ванюкова Л.Н. Игровые упражнения «Познай самого себя и близкого» № 7, с. 95
- Клюева Е.Л. Любим плавать мы в бассейне № 6, с. 88
- Рындина М.Н. В гости к витаминкам. Занятие в старшей группе с использованием ИКТ № 1, с. 79
Экологическое воспитание
- Кузнецова Е.А., Тугова Г.А. Проект «Экологическое воспитаниестарших дошкольников через социальное партнерство с музейно-выставочным центром» № 6, с. 80
- Хисаметдинова Э.Р., Арсланалиева Н.К. Программа эколого-педагогического взаимодействия с дошкольниками с аллергопатологией № 3, с. 95; № 7, с. 79
АКТУАЛЬНО
Литературная страничка
- Братишкина В.О. Спасибо за счастье! № 8, с. 110
- Братишкина В.О. Лимон, или встреча в театре. История одного мечтательного домоседа № 1, с. 120
- О медицине в стихах № 2, с. 122
Нормативные документы
- Постановление Главного государственного санитарного врача от 22 октября 2013 г. № 60 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 “Профилактика туберкулеза”» (извлечение) № 2, с. 90
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2015 № 60 «Об усилении мероприятий, направленных на профилактику эпидемического сыпного тифа и педикулеза в Российской Федерации» № 1, с. 82
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 августа 2014 г. № 50 «Об утверждении СанПиН 3.2.3215-14 “Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации”» (извлечение) № 1, с. 89
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 января 2014 г. № 3 «Об утверждении СП 2.5.3157-14 “Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей”» № 3, с. 112
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей”» № 7, с. 100
- Приказ Минздрава России от 21.12.2012 № 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» (извлечение) № 6, с. 94
Медицинский кабинет
- Макарова А.Ю., Лабазанова Д.Н., Маирова К.А. Организация вакцинопрофилактики. Правовые вопросы соблюдения порядка вакцинации, правил хранения, транспортировки и утилизации препаратов и шприцев № 5, с. 102
- Рапопорт И.К. О новых методических рекомендациях по массовой иммунодиагностике туберкулеза у детей № 5, с. 112
Медицинское обслуживание
- Рапопорт И.К. Оказание скорой и неотложной помощи детям в образовательных организациях № 5, с. 98
Профессиональный рост
Зинатуллина Ю.Г. В Башкирии стартовал проект по обучению родителей детей-инвалидов профессии реабилитолога № 2, с. 119
Шамраева В.В., Холодок Л.Г., Романцова Е.Б. Санаторно-курортное лечение детей в здравницах Приамурья № 4, с. 108
Горжусь профессией своей
- 40 лет в педиатрии № 4, с. 119
- Ямщикова Н.Л. Наши учителя № 5, с. 116
Основы безопасности
- Клюева Е.Л. Правила безопасного поведения на воде. Занятие для старших дошкольников № 7, с. 121
Самообразование
- Юсупов Р.Г. Вопросы социальной защиты лиц с ОВЗ № 1, с. 111
Cоветы родителям
- Баль Л.В. Причины и виды детской агрессии. Советы родителям № 8, с. 106
- Серебряная А.В. Гаджеты в руках ребенка: «достоинства» и недостатки № 8, с. 102
Работа с семьей
- Игнатова Н.С., Никонова Е.С. Взаимодействие с семьей по приобщению детей с ОВЗ к музыкальной культуре № 3, с. 120
www.sfera-podpiska.ru
Медработник ДОУ №1/2016 - Журналы для дошкольных образовательных учреждений
Дубенко Е.В., воспитатель;
Котовская О.Н., воспитатель МАДОУ «Синеглазка», г. Ноябрьск, ЯНАО
Ранний возраст — период интенсивного физического и психического развития. Опыт этого периода во многом определяет взрослую жизнь человека. Первые годы жизни ребенка отличаются своей уникальностью и неповторимостью. По насыщенности овладения навыками и умениями, темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных. В это время происходят становление всех органов и систем малыша, развитие его психики, складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, жизненная активность и многое другое. Однако эти качества не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. Грамотно сформированная система воспитания и обучения детей раннего возраста служит базой для развития потенциальных возможностей детей, обусловливающих их дальнейшее развитие.
В МАДОУ «Синеглазка» открыта группа раннего возраста «Акварелька» (на сегодняшний день — единственная в ЯНАО) для детей 1—1,5 лет. Ее открытие — поддержка для семей, в том числе льготных категорий. В группе 20 малышей (13 девочек и 7 мальчиков), с которыми работает квалифицированный педагогический и младший обслуживающий персонал.
В нашем детском саду создана модель организации развивающего обучения в группе «Акварелька», предполагающая свободную игровую деятельность малышей в специально подготовленной среде и непосредственно образовательную деятельность.
В группе раннего возраста создана естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Для оформления стен используются светлые пастельные тона, подобрана мебель естественных оттенков. Для активизации эстетических впечатлений используются различные «неожиданные» материалы, пособия: плакатная графика, художественные фотографии, предметы современного декоративного искусства.
У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям. Эту особенность учитывают при создании предметно-пространственной среды. Мы продумываем возможности ее динамического изменения в соответствии с запросами и потребностями малышей. В групповом помещении подобраны игрушки, побуждающие детей к движениям: мячи разных размеров, обручи, велосипеды, каталки, грузовики, горки, сенсорные дорожки. Все окружающие предметы в группе «Акварелька» соразмерны росту малышей, их физиологическим возможностям.
Ведущая деятельность детей раннего возраста — предметная, поэтому большая часть игрового пространства насыщена дидактическими игрушками (пирамидки разных размеров, мозаика крупная и мелкая, стаканчики-вкладыши, лабиринты, сенсорный куб, матрешки, игровые сенсорные панели) (фото 1). Пространственная организация предметной среды в группе раннего возраста рассчитана на возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых переходов от опоры до опоры, что позволяет удовлетворять двигательную потребность малышей. С учетом особенностей детей раннего возраста в группе «Акварелька» оформлены мобильные центры: игровой («Игралочка»), двигательной активности («Непоседы»), сенсорный («Веселые пальчики»), книжный («Книжки-малышки»), театральный («В гостях у сказки»), уединения («Цветной дождик»), изобразительной деятельности («Неваляшки»), конструирования («Маленькие строители»), что обеспечивает активную предметную и игровую деятельность детей с разными материалами.
Большое внимание мы уделяем созданию благоприятного микроклимата в группе «Акварелька», что имеет большое значение для уравновешенности нервной системы каждого ребенка. В положительно эмоциональном состоянии ребенок хорошо спит, ест, играет, доброжелательно относится к окружающим, меньше подвержен заболеваниям, полноценно развивается, у него формируются уверенность, общительность, оптимизм. Положительное влияние на эмоциональное состояние детей оказывают звуки природы, классическая музыка. Поэтому музыка сопровождает разные виды деятельности малышей.
Дети раннего возраста испытывают потребность в общении со взрослыми, поэтому, общаясь с малышами, мы налаживаем эмоциональный контакт, что обеспечивает эмоциональное положительное состояние малышей.
В процессе непосредственно образовательной деятельности с детьми с 1 года до 1,5 лет мы используем технологии развивающего обучения, в том числе здоровьесберегающие, такие, как игровые технологии, сухой бассейн (фото 2), музыко- и сказкотерапия, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, релаксация. Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения наших малышей, регулированию мышечного тонуса. Музыкотерапия служит средством коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, проблемах в общении, страхах. Малыши с удовольствием исполняют попевки и песенки в сочетании с движениями, слушают музыку. Все это создает чувство психологического комфорта и расслабления. Использование потешек, прибауток — своеобразный метод телесной терапии в раннем возрасте, что способствует налаживанию отношений с малышами, закреплению у них полезных привычек. Сказкотерапия способствует развитию речи, коррекции эмоциональных состояний, снятию тревожности, агрессивных проявлений у малыша, повышению самооценки.
Непосредственно образовательную деятельность в группе «Акварелька» мы часто строим на сюжете сказок. Дети активно выполняют пальчиковую и дыхательную гимнастику. Последняя способствует профилактике заболеваний дыхательных путей, выработке речевого выдоха, укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает самочувствие ребенка, активизирует кислородный обмен во всех тканях организма, нормализует и оптимизирует работу организма в целом. Упражнения на релаксацию расслабляют малышей, положительно влияют на их здоровье.
Маленькие дети, в силу своих возрастных особенностей, словами не могут выразить свои переживания, поэтому мы используем песочную терапию (фото 3). Взаимодействие с песком повышает адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети 1—1,5 лет особенно нуждаются в песочнице, поскольку в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции. Малыш, создавая песочные постройки, входит в диалог с окружающим миром, и мы получаем уникальную возможность увидеть мир его глазами и научиться взаимодействовать с ним.
Игра — жизненная необходимость ребенка раннего возраста, поэтому в образовательном процессе мы используем игровые технологии. С помощью игры поддерживаем естественный интерес малышей к предметному миру, окружающим взрослым и сверстникам. Целенаправленно создаем игровые проблемные ситуации, позволяющие знакомить детей с предметами и их назначением, способами использования, с тем, как можно с их помощью позаботиться о себе и своем здоровье, хорошем самочувствии. Мы конструируем педагогическое воздействие в группе «Акварелька» путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим и эмоциональным нагрузкам игровых заданий и проблемных ситуаций, что позволяет максимально реализовать личностный потенциал каждого ребенка, освоить доступный его возрасту социальный опыт и сохранить его здоровье. В процессе непосредственно образовательной деятельности каждому малышу нужны сопереживание, содействие, поддержка, доброжелательные интонации, побуждение к действию, поощрение за успехи. При этом степень самостоятельности ребенка постоянно повышается, меняются характер и мера помощи взрослого.
С раннего возраста мы наполняем жизнь малышей интересными делами, включаем каждого ребенка в содержательную игровую деятельность, способствуем реализации его интересов и жизненной активности, ищем эффективные способы педагогического воздействия, позволяющие поставить малыша в позицию активного субъекта детской деятельности.
www.sfera-podpiska.ru
Медработник ДОУ №7/2016 - Журналы для дошкольных образовательных учреждений
Чемоданов В.В., д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой детских болезней лечебного факультета ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Иваново
Уважаемые читатели!
Искренне рад возможности заочно на страницах данного издания встретиться с вами и обсудить насущные проблемы медицины. Их много. Но я врач-педиатр, поэтому хотелось бы начать с разговора о грудном вскармливании, которое вводит вновь рожденного человека в новый мир. Сегодня страницы всевозможных СМИ захлестнул поток агрессивной информации производителей молочных смесей, но для ребенка нет ничего более ценного, чем материнское молоко.
Уже с первого часа своего появления на свет новорожденный находит грудь матери. Это начало отношений между ним и матерью, длящихся всю жизнь. Когда сразу после рождения здоровых новорожденных выкладывают на живот матери, они, подталкиваемые мягкими материнскими руками готовы ползти через живот к груди. Тело матери помогает ребенку согреться, новорожденный испытывает меньший стресс, он спокойней, у него устойчивые дыхание и сердцебиение. Прикосновение, захватывание и сосание груди стимулируют выработку в организме матери окситоцина, который отвечает за появление молока и усиление чувства любви к малышу. Женщины испытывают ни с чем несравнимую радость от первой встречи со своим малюткой! Так начинается процесс формирования крепкой связи между матерью и ребенком.
Грудное вскармливание — лучший старт в жизни и прекрасный фундамент здоровья ребенка. Это также неоценимый вклад в поддержание здоровья кормящей женщины. При естественном вскармливании матка быстрее возвращается в прежнее состояние. Полноценное функционирование грудной железы служит лучшим средством профилактики рака груди. Вскармливание грудью хотя бы одного ребенка снижает риск заболевания раком молочной железы на 50%, защищает от рака яичников.
Образовавшиеся у матери во время беременности жировые складки в области талии, поясницы и бедер, рассасываются при длительном кормлении ребенка грудью, передавая содержащиеся в них запасы уникальных питательных веществ в молоко.
Кормление грудью не только полезно, но и удобно. Материнское молоко всегда стерильное, свежее и нужной температуры. Утром можно поспать подольше, ночью — взять ребенка к себе в постель. Грудное вскармливание экономически выгодно для семьи. Нет необходимости в закупке детских молочных смесей и оборудования. Грудное вскармливание — естественный транквилизатор, не оказывающий побочных действий. Оно на гормональном уровне оказывает целительное воздействие не только на детский, но и женский организм. Эту сторону вскармливания грудью часто недооценивают, а зря. Неужели женщины сознательно хотели бы променять ощущение счастья, гармонии, осмысленности жизни, сопровождающие грудное вскармливание, на кажущуюся простоту и удобство вскармливания искусственного? А ведь это происходит постоянно... Печальная картина.
Матери, которые кормят ребенка на первых месяцах его жизни грудью как бы «в нагрузку» к другому питанию, могут так никогда и не ощутить всю прелесть этого действа. Грудному вскармливанию нужно отдаться полностью, тогда успех обеспечен.
Грудное вскармливание оказывает неоценимое положительное влияние на ребенка. Молоко женщины предназначено именно для ее малыша и существенно отличается от молока другой женщины. Материнское молоко неустанно приспосабливается к нуждам ребенка: оно меняется с возрастом малыша, прибавляя необходимые вещества для его успешного развития и роста. Вдумайтесь в такие факты: у детей, находящихся на искусственном вскармливании, риск смертности увеличивается в 4 раза, а заболеваемости — в 17,3 раза!
Грудное вскармливание оказывает пожизненный эффект против развития таких заболеваний и состояний, как гиперлипидемия и гиперинсулинемия, тучность и ожирение, ранний атеросклероз, нарушение поведения, снижение способности к обучению и др.
Никто не сомневается, что дети — счастье, а здоровые (читай: вскармливаемые материнским молоком дети) — счастье вдвойне.
www.sfera-podpiska.ru


