Порядок ознакомления работника с его должностной инструкцией. Журнал ознакомления с должностными инструкциями
Ознакомление с должностной инструкцией в 2018 году
Как правило, все работники в первый рабочий день знакомятся с рядом локальных актов компании, учитывая, что данное правило закреплено нормами закона.
При этом многие к сему процессу относятся формально, забывая, что полученные сведения помогут им в дальнейшем трудовом процессе, а подпись докажет их право на то же исполнение обязанностей определенных, к примеру, только рамками должностной инструкции, о важности которой почти никто и не задумывается.
Нормы ТК РФ
К сожалению, трудовое законодательство РФ не содержит разъяснений по применению одного из важнейших документов, таких как должностная инструкция. Ведь в рамках ст.57 ТК РФ круг обязанностей теперь можно закрепить и в соглашении о сотрудничестве.
Однако многие работодатели, помня советские времена, по-прежнему оформляют инструкции, используя их в качестве приложения уже к договору, таким образом придавая им законную силу.
Кстати, на основании Письма Роструда от 09.08.2007 N 3042-6-0 должностная инструкция может быть издана и в качестве самостоятельного документа, порядок ознакомления с которым определяется уже компанией.
При этом стоит отметить, что несмотря на то, что создание ДИ не является обязательным и, соответственно, за ее отсутствие каких-либо санкций не последует, негативные последствия возможны.
В частности:
- недопонимание сторон о пределах своих полномочий;
- принятие решений, нарушающих права работника, учитывая, что подробного перечня своих обязанностей без ДИ он может и не знать;
- возможность судебного разбирательства ввиду отказа в трудоустройстве на основании отсутствия соответствующей квалификации, которая в инструкции, кстати, оговорена.
То есть посредством должностной инструкции как труженик, так и работодатель обезопасят себя не только от межличностных проблем, но и неисполнения необходимого объема работы, который именно в ДИ и будет закреплен, не говоря уже о других аспектах будущего сотрудничества.
Ознакомление с должностной инструкцией работников в 2018 году
В письме Роструда №4412-6 сказано, что поскольку законом процесс оформления и введения в действие должностной инструкции не определен, работодатель волен сам установить правила ее внедрения в трудовой процесс, включая и процедуру ознакомления с упомянутым документом.
А так как изобретать новую процедуру отдельно для ДИ нет смысла, учитывая предыдущие наработки, во многих компаниям используют аналогичные процессы.
Порядок и правила
Как правило, для того чтобы подтвердить факт получения любой информации работником на должном уровне, требуется его подпись, которая свидетельствует о том, что он ознакомлен, к примеру, с инструкцией и получил свой экземпляр на руки.
При этом для оформления ознакомления с должностной инструкцией предприятие может использовать три способа:
- проставление подписи непосредственно на самой инструкции;
- создание листка ознакомления;
- ведение журнала ознакомления.
Пример журнала:

Пример листа ознакомления:

Где работнику ставить подпись – в инструкции, на листе или в журнале?
Как правило, должностная инструкция разрабатывается на каждую должность в соответствии со штатным расписанием, однако в отдельных случаях, к примеру, при расширении зон обслуживания, могут оформляться и именные ДИ.
Также в рамках Письма Роструда от 31.10.2007 N 4412-6 инструкция может быть издана в качестве отдельно акта либо же в виде приложения к трудовому договору, что естественно влияет на порядок не только ознакомления, но и дальнейшего оформления.
В частности:
- если инструкция является именной, то есть созданной под отдельно взятого сотрудника, более того она соотносится с договором в виде приложения, подпись проставляется на инструкции;
- если же ДИ оформлена только под должность, которую периодически занимают разные сотрудники, ознакомление осуществляется посредством проставления подписи в соответствующем приложении, а именно, листке ознакомления.
Также в указанном случае можно использовать и журнал, что позволит зафиксировать информацию в более расширенном виде. В формуляр вносятся данные и обо всех изменениях в ДИ на протяжении ее периода действия с указанием пунктов и даты нововведений, не говоря уже о подписи сотрудников, которые одновременно еще и получают свой экземпляр на руки.
Сроки и периодичность
Естественно, инструкция не может оставаться актуальной на протяжении десятков лет, учитывая, что информационный прогресс затрагивает не только общественную жизнь, но и трудовую, усовершенствуя механизм исполнения тех или иных заданий.
При этом, постоянно подтверждать ознакомление с должностной инструкцией не нужно, особенно если она остается в прежней редакции.
То есть подпись сотрудника в очередной раз требуется только в двух случаях:
- при приеме на работу и первом прочтении;
- при внесении изменений либо же издании новой редакции.
До или после приема на работу?
Подавляющее большинство претендентов на вакантные должности интересуются не только размером заработной платы, но и обязанностями, которые им предстоит исполнять каждый день.
Поэтому естественно предположить, что при собеседовании с будущим кругом обязанностей они знакомятся.
То есть кадровый работник может как устно огласить перечень будущих заданий, так и предоставить инструкцию для прочтения, и не более.
Ведь пока нет приказа о приеме и договора о сотрудничестве, подпись сотрудника на инструкции не имеет ни смысла, ни юридического значения. Именно поэтому прочитать инструкцию можно и до трудоустройства, а вот расписаться в связи с ее ознакомлением необходимо будет только после приема на работу.
Нужно ли издавать приказ об ознакомлении?
Закон не содержит разъяснений в отношении порядка ознакомления с должностной инструкцией, ввиду чего разработано три самых оптимальных способа, описанных выше.
При этом отягощать их созданием дополнительных распорядительных актов, которые всего лишь будут дублировать информацию и не нести какого-либо смысла нет необходимости.
Нюансы
Как узнать, ознакомлен ли сотрудник с документом?
Сам факт ознакомления заключается не только в прочтении должностной инструкции, но и в проставлении подписи, а также даты.
Соответственно для того чтобы узнать, был ли сотрудник ознакомлен с указанным документом должным образом, достаточно проверить, если ли его роспись в журнале либо же листке, а в ряде вышеописанных случаев, и на самой инструкции.
Можно ли оформить для нескольких работников сразу?
Безусловно, ознакомление под роспись работников предприятия с инструкциями обязательна, но вот обязанности у них будут разные, что предопределяет не только разные документы, но и несколько листков.
Хотя если фиксация ознакомления ведется посредством журнала, роспись всех сотрудников будет присутствовать в одном документе – журнале ознакомления.
Как правильно сделать при переводе?
Как правило, перевод подразумевает смену должности, обязанности по которой существенно отличаются от прежних заданий.
Именно поэтому если труженик переходит на иную вакансию, ему для ознакомления вручается уже новая инструкция, которую он не только подробно изучает, но и ставит подпись в журнале либо на специальном листке.
Какое время дается работнику на изучение документа?
Законом определенный период для ознакомления с должностной инструкцией не предусмотрен, и, тем не менее, в большинстве компаний оговоренный процесс занимает всего несколько часов.
Ведь для того чтобы прочитать всего три-четыре листа, а также принять окончательное решение больше и не требуется.
При этом стоит отметить, что инструкция всегда издается в нескольких экземплярах, один из которых вручается сотруднику для того чтобы он обладал информацией не только о круге своих обязанностей, но и пределе полномочий, не говоря уже о правах.
Как быть кадровику, если от сотрудника получен отказ?
В большинстве случаев, должностная инструкция содержит перечень обязанностей, которые соответствуют трудовой функции по должности, учитывая, что ДИ изначально создается на основании квалификационных требований.
При этом, если работодатель меняется часть обязанностей, которые уже не согласуются с трудовым предназначением сотрудника, требуется его согласие, так как придется вносить изменения и в договор о сотрудничестве в порядке, определенном ст.72 ТК РФ.
Если же кардинальных изменений не предвидится, но труженик все равно не согласен с нововведением, остается только два выхода:
- договариваться полюбовно;
- работать в прежнем режиме на основании должностной инструкции в первоначальном виде.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
Поделиться
buhdzen.ru
Как вести журнал регистрации должностных инструкций?
Журнал регистрации должностных инструкций - образец этого документа в каждой организации может иметь свою структуру по причине отсутствия нормативно утвержденной формы. В нашей статье вы найдете как рекомендации по его оформлению и заполнению, так и ссылку на скачивание актуального образца журнала учета должностных инструкций.
Функции журнала регистрации должностных инструкций в РФ
Рекомендации по регистрации должностных инструкций в журнале
Журнал регистрации должностных инструкций — есть ли утвержденная форма, где скачать образец?
Функции журнала регистрации должностных инструкций в РФ
Журнал регистрации должностных инструкций (далее в тексте — ДИ) находится в ведении кадрового отдела организации. Ведется он с целью систематизации данных об издании ДИ, внесении в них изменений и подтверждения факта ознакомления с ДИ сотрудников, как того требуют абз. 6 ч. 1 ст. 21 и ч. 3 ст. 68 ТК РФ.
Наличие данного журнала не является обязательным требованием, равно как и применение самих ДИ, однако на практике большинство работодателей считают их использование целесообразным. Ведь основной функцией такой инструкции является конкретизация должностных обязанностей наемного сотрудника.
ВАЖНО! Права и обязанности наемного работника, предусмотренные его ДИ, не должны противоречить трудовым функциям, предусмотренным трудовым договором, нормам трудового права и иным законодательным актам в сфере охраны труда. Инструкция исключает как выполнение работником функций, которые в ней не предусмотрены, так и уклонение от указанных в ней обязанностей. Таким образом, ДИ служит для обеих сторон своеобразным гарантом определенных трудовых отношений в организации.
Рекомендации по регистрации должностных инструкций в журнале
В соответствии с правилами кадрового делопроизводства каждый внутренний документ организации подлежит регистрации в день его подписания и утверждения. При этом ему присваивается регистрационный номер, который состоит обычно из порядкового номера, дополняемого специальным индексом для удобства идентификации.
Журнал регистрации должностных инструкций — есть ли утвержденная форма, где скачать образец?
Журнал регистрации ДИ не имеет унифицированной формы, и каждый работодатель разрабатывает его самостоятельно с учетом принятого в организации порядка фиксации локальных нормативных актов. Однако практика показывает, что журнал, как правило, оформляется в виде таблицы, включающей в себя следующие графы:
- Порядковый номер записи.
- Дата утверждения документа.
- Дата постановки документа на учет.
Наименование должности, в отношении которой издана ДИ.- Наименование структурного подразделения.
- Дата внесения изменений в документы.
- Сведения об изменениях, внесенных в ДИ.
- Дата ознакомления сотрудника с ДИ.
- Ф. И. О. сотрудника, ознакомившегося с ДИ.
- Личная подпись сотрудника, ознакомившегося с ДИ.
- Ф. И. О. сотрудника, ответственного за ведение журнала.
- Личная подпись сотрудника, ведущего журнал.
- Место хранения копии.
- Примечания.
Вышеперечисленный список реквизитов не является исчерпывающим и обязательным для включения в журнал. Организации вправе разработать любую подходящую именно им форму данного документа. При этом можно воспользоваться образцом журнала учета должностных инструкций, имеющимся на нашем сайте, изменив при необходимости набор вводимых данных.
nsovetnik.ru
Лист ознакомления с должностной инструкцией
Безусловно, при приеме каждый сотрудник должен быть ознакомлен не только с правилами внутреннего распорядка, но и с кругом своих обязанностей, а также полномочиями, не говоря уже о стандартных локальных актах, действующих на предприятии.
При этом, если в отношении большинства указанных актов законом порядок ознакомления предусмотрен, то в отношении должностной инструкции, содержащей перечень обязанностей, нет. А между тем, этот вопрос решить достаточно просто, причем в рамках закона.
Нормы закона
Должностные инструкции используются во многих компаниях в связи с тем, что трудовой договор содержит только краткую характеристику трудовой функции, но не закрепляет полный перечень обязанностей, а также еще ряд аспектов, таких как полномочия, требования к квалификации и порядок взаимодействия с другими службами.
При этом. порядок формирования, ознакомления и использования договора о сотрудничестве законом регламентирован, а должностная инструкция даже не упомянута в ТК РФ.
Именно поэтому в связи с многочисленными вопросами Роструд РФ разработал несколько рекомендательных писем, в частности:
- № 3042-6-0, в котором указано, что ДИ может быть являться как самостоятельным документом, так и приложением к трудовому соглашению со всеми вытекающими обязательствами;
- № 4412-6, в котором приведен порядок внесения изменений в уже имеющуюся инструкцию с учетом норм закона.
В письме №№ 4412-6 сказано, что и при создании ДИ, и при внесении в нее изменений работодатель должен руководствоваться как минимум двумя официальными документами, а именно:
Также в упомянутой норме указано, что после приема на работу работник обязательно должен быть ознакомлен в ДИ только письменно, но вот способ ознакомления выбирает уже работодатель исходя из норм локальных актов, а также кадровой политики компании.
Так, сотрудник может получить информацию о будущем круге обязанностей и поставить свою роспись в подтверждение ознакомления с ДИ следующими способами:
- проставлением подписи на самой инструкции, что случается достаточно редко и только, если ДИ является именной;
- посредством журнала, в котором указываются основные сведения о самой инструкции, а также данные о каждом работнике, занимающем одну и ту же должность, а соответственно и выполняющим обязанности в режиме определенной инструкции;
- листком ознакомления, содержащим также данные обо всех тружениках, ознакомленных с инструкцией.
Что это за документ?
Лист ознакомления с должностной инструкцией является небольшим формуляром в виде таблицы, которая содержит набор стандартных сведений, требующих всего лишь подтвердить факт ознакомления с ДИ, и не более.
При этом, листок хранится не отдельно от инструкций, а вместе с каждой из них, закрепленный на последней странице.
Нужен ли?
При трудоустройстве каждый сотрудник должен быть ознакомлен не только с основными локальными актами компании, но и с непосредственными обязанностями, закрепленными именно в должностной инструкции.
При этом подтвердить факт ознакомления с ДИ можно только письменно, особенно, если оговоренный документ в соответствии с правилами издан под должность, а не в отношении конкретного работника.
Ведь журнал содержит обобщенные данные обо всех инструкциях компании, а на листке ознакомления указаны сведения только в разрезе одного документа, с которым работают всего несколько тружеников поочередно при следующем трудоустройстве.
Отличия от журнала
Безусловно, целесообразность создания журнала ознакомления с должностной инструкцией нельзя отрицать.
Указанный документ содержит массу сведений — от порядка создания инструкции и внесения в нее изменений до подписи сотрудника, получившего на руки свою копию.
В то же время листок содержит данные только в разрезе одного документа, то есть инструкции по единственной должности.
То есть разница между журналом и листком заключается в масштабе: журнал предназначен для учета всех инструкций, а листок — только одной.
Как оформить лист ознакомления с должностной инструкцией (образец 2018)
Оформить лист ознакомления с должностной инструкцией, образец которого представлен ниже, совсем не сложно, учитывая, что речь идет о небольшой табличке с основными данными.
Форма и структура
Таблица должна содержать следующие графы:
- порядковый номер;
- Ф.И.О. сотрудника;
- дата ознакомления;
- подпись труженика, занявшего должность в очередной раз.
Кто вносит информацию?
Как правило, оформлением и последующим учетом должностных инструкций занимается отдел по персоналу — в частности, один из работников отдела, уполномоченный на подобные действия.
То есть именно он создает табличный вариант листка и прикрепляет его на каждую инструкцию, а вот последующие записи об ознакомлении вносят сами сотрудники, которые после прочтения ставят подпись и дату.
Как правильно заполнять?
Заполнить листок ознакомления совсем не сложно, учитывая, что необходимо внести всего лишь краткий спектр сведений, а именно, фамилию имя отчество сотрудника и дату прочтения инструкции с дальнейшим проставлением подписи собственноручно.
Пример и типовой бланк
Законом порядок ознакомления с должностными инструкциями не предусмотрен, поэтому не регламентирован и типовой формат листка, но можно скачать бланк, расположенный ниже, который используется во многих компаниях в качестве типового.
Бланк листка ознакомления с должностной инструкцией

Где и сколько хранится?
В силу п.695 Приказа Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 должностные инструкции относятся к документации по личному составу, которая хранится в архиве предприятия не менее 75 лет.
А так как листок после прикрепления является уже частью инструкции, он тоже хранится не менее указанного времени.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
Поделиться
buhdzen.ru
Должностная инструкция и лист ознакомления с ней
В момент подписания трудового договора с новым работником происходит и его ознакомление с должностной инструкцией. Но некоторые сотрудники не понимают важности ее изучения. Другие же, попросту закрыв глаза, ставят подпись в документе.
Также сами работодатели могут игнорировать создание инструкции и доведение ее до работника. Коммерческие структуры считают документ необязательным, отмечая, что правила и порядок для работника прописан в трудовом договоре.
Несомненно, права и обязанности нового сотрудника имеются в соглашении. Но полностью обязательства трудового характера в тексте не приводятся. Поэтому отсутствие инструкции часто приводит к спорным моментам между сторонами и разбирательствам в суде.
В обязанность работодателя входит не только грамотное и правильное составление документа, но и доведение его до работника. Если визы о прочтении не будет, то кадровая служба и руководство не смогут подтвердить факт ознакомления.
Определение документа
Должностной инструкцией называется документ, который имеет юридическое значение.
В нем отражаются:
- права;
- обязательства;
- условия труда работника.
На основании инструкции сотрудники получают список задач и дел, которые должны выполняться беспрекословно.
Трудовой кодекс РФ не содержит сведений о том, что должностная инструкция должна в обязательном порядке доводиться до сотрудника. Но в учреждениях часто требуется составление документа. Муниципальные и гражданские служащие должны ориентироваться на должностные инструкции как официальный свод правил.
Часто должностную инструкцию отождествляют с трудовым соглашением. Однако документы имеют одно существенное отличие. Инструкция создается для конкретной должности, независимо от того, какой человек занимает ее. Трудовой договор составляется с конкретным человеком. В него вносятся личные данные работника.
Должностная инструкция является очень важной для регуляции трудовой деятельности. С помощью нее можно исключить вероятность возникновения конфликтов и разногласий между сторонами. Ведь в ней подробно прописываются все требования и правила к работнику, подлежащие обязательному исполнению.
Структура
Порядок составления должностной инструкции не регламентирован законодательно. Но чаще всего работодателями сохраняется общепринятая структура документа.
В должностную инструкцию должны входить несколько разделов:
- общие положения;
- права;
- обязанности;
- ответственность.
В первом разделе прописываются основные моменты трудовой деятельности лица.
Среди них выделяют:
- занимаемую должность;
- квалификационные требования;
- необходимый уровень образования и стаж трудовой деятельности;
- подчинение лица;
- порядок назначения на должность;
- правила снятия с должности;
- кто входит в подчинение;
- порядок замещения сотрудника;
- нормативные документы для руководства в повседневной деятельности.
По желанию работодателя возможно включение в данный список и других пунктов. Главное, чтобы они отражали характер труда на занимаемой должности.
Следующий раздел предусмотрен для указания прав работника. Они должны быть предусмотрены в соответствии с занимаемой им должностью. Важно прописать взаимоотношения работника с другими лицами, трудящимися в данном подразделении и других отделах.
Переплетается с предыдущим и раздел «Должностные обязанности». В нем подробно (не как в трудовом договоре) отражаются обязательства лица в ходе трудовой деятельности на занимаемой должности.
Раздел «Ответственность» прописывает меры, которые могут быть приняты в отношении работника за несоблюдение требований:
Нормы должны соответствовать законодательно базе. В противном случае они не будут иметь юридической силы.
Бланк листа ознакомления с должностной инструкциейПриказ об утверждении
Многие фирмы не создают должностные инструкции для работников. Но документ является важным для обеспечения эффективного взаимодействия между работодателем и сотрудником.
В инструкциях отражаются права, обязанности, а также ответственность, которую работник понесет при несоблюдении норм. Если сотрудник подписывает лист ознакомления или ставит подпись в журнал, он автоматически соглашается со всеми отраженными в документе требованиями.
Для того, чтобы должностные инструкции получили юридическую силу, необходим соответствующий приказ. Если подтверждение официальной бумагой не будет произведено, то они не будут признаны правомерными. Поэтому Трудовая инспекция и суд могут признать работника правым, а работодателя привлечь к ответственности.
Скачать бланк приказа об утверждении должностных инструкций
Образец приказа об утверждении должностных инструкций
Часто проблемы возникают при увольнении работника в связи с нарушениями обязательств согласно должностной инструкции. Если она не будет подкреплена приказом, то сотрудник может восстановиться через судебные органы.
Форма приказа о подтверждении факта создания должностных инструкций в учреждении не определена на законодательном уровне.
Но кадровики часто используют образец, в котором отражаются три основных блока:
- Обязательно прописывается наименование документа.
- Далее формулируется необходимость подготовки бумаги.
- В третьем блоке приводится резолюция.
Акт подписывается руководством учреждения.
Далее он передается для ознакомления под роспись сотрудникам, которые осуществляют:
- корректировку;
- учет;
- разработку;
- внесение изменений в должностные инструкции.
Резолютивная часть включает список должностей, для которых разработаны должностные инструкции. Обязательно прописывается дата, когда инструкции были утверждены. При этом приказ должен быть издан этим же числом.
Бланк приказа можно скачать в интернете.
При его заполнении рекомендуется обращаться к приведенному ниже образцу:
Общество с ограниченной ответственностью
«Маяк»
г. Москва
ПРИКАЗ №48-п
от 26.09.2016 г.
об утверждении должностных инструкций
В связи с разработкой должностных инструкций и необходимостью придания им статуса нормативно-правового акта для новых должностей ООО «Маяк»
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Произвести утверждение должностных инструкций в качестве правовых актов, разработанных для следующих категорий должностей:
- старшего менеджера;
- специалиста по продажам;
- системного администратора;
- веб-дизайнера.
- Начальнику кадровой службы Кривокрысенко Л.И. в течение пяти дней после подписания приказа распечатать и передать должностные инструкции для моего утверждения.
- Начальнику кадровой службы Кривокрысенко Л.И. в течение двух дней после утверждения инструкций провести ознакомление с документами старшего менеджера Корниенко Э.С., специалиста по продажам Музыкина К.С., системного администратора Стукалова А.М., веб-дизайнера Антонова А.С. под роспись в журнале учета ознакомления с должностными инструкциями.
26 сентября 2018 года
Генеральный директор ___________________ Андреев В.Я.
С приказом ознакомлен ___________________ Кривокрысенко Л.И.
26.09.2016
Работодателем может не производиться утверждение должностных инструкций. Это обусловлено тем, что обязательства отсутствуют в Трудовом кодексе РФ. Но при введении инструкций в документооборот важно закрепить их использование юридические с помощью приказа.
Образец заполнения листа ознакомления с должностной инструкциейПорядок внесения изменений
Трудовые обязанности работника могут быть скорректированы. Это возможно в том случае, если изменения коснулись организационных, технологических трудовых условий. Поэтому новые данные должны быть внесены и в разработанные должностные инструкции.
Законодательно не предусматривается порядок составления инструкций как нормативных актов. Поэтому работодатель должен при внесении изменений ориентироваться на Письмо Роструда от 31.10.2007 № 4412-6.
Скачать бланк листа ознакомления с должностной инструкцией
В нем отражены основные важные моменты:
- При создании инструкции в качестве приложения к трудовому договору необходимо подготовить дополнительное соглашение. Согласно нему, изменения касаются и трудового договора, и должностных инструкций.
- В случае утверждения должностных инструкций отдельным документом, изменения не будут касаться трудового договора. Тогда издается новая редакция инструкций с письменным ознакомлением с ней работника. Документ составляется в двух экземплярах с вручением одного из них сотруднику.
- Если изменения касаются условий трудовой договора, то работник должен быть своевременно уведомлен об этом. После получения согласия на продолжение отношений с работодателем, могут быть внесены корректировки в должностную инструкцию.
Ознакомление с должностной инструкцией производится вновь принятыми работниками. Для предоставления документа на прочтение работодателю отводится определенный срок. Законодательно установлено, что сотрудник должен изучить инструкции не позже того времени, когда подписывается трудовой договор.
Если работник уже трудится в организации, то он должен дать согласие на установление своих обязательств. Также разрешение требуется при корректировки трудовых функций. Эта норма отражена в статье 72 ТК РФ, согласно которой изменения трудового договора возможно только по соглашению сторон.
Статья 72. Изменение определенных сторонами условий трудового договора
Особенности имеют и корректировки должностных инструкций. Работодатель может создать новый документ, оставив условия труда прежними.
Если изменение инструкций не влечет за собой корректировку трудовых обязательств работника, то работодатель может сделать это в одностороннем порядке.
О чем говорит Трудовой кодекс
Порядок и периодичность ознакомления работников с должностными инструкциями не прописаны на законодательном уровне. В практической деятельности сотрудники отдела кадров ориентируются на два положения.
В абзаце 10 части 2 статьи 22 ТК РФ отмечается, что работодатель обязан под роспись ознакомить работников с локальными нормативными актами учреждения, которые касаются трудовых обязательств лица. Среди таких документов выделяют и должностные инструкции.
Также в соответствии с часть. 3 статьи 68 ТК РФ новые работники до подписания трудового договора должны изучить документы, которые регулируют его трудовую деятельность.
Статья 68. Оформление приема на работу
Сроки, в течение которых производится ознакомление, отсутствуют. При этом в ТК РФ отмечено, что сделать это необходимо до того, как будет подписан трудовой договор.
Образец листа ознакомления с должностной инструкцией и роспись в журнале
Форма листа ознакомления с должностными инструкциями не разработана законодателями. Поэтому работодатель сам может ввести документ в оборот.
При оформлении можно ориентироваться на ниже приведенный образец:
| Порядковый номер | Фамилия, имя, отчество работника | Занимаемая должность | Реквизиты приказа о назначении на должность | Дата ознакомления с должностной инструкцией и передачи копии/ Подпись сотрудника |
| 1. | Алентова Антонина Игорева | Главный бухгалтер | 23.04.2015 №32-лс | 23.04.2015 |
| 2. | Бочкарева Ирина Валентиновна | Документовед | 14.07.2015 №42-лс | 14.07.2015 |
| 3. | Григорьев Ярослав Витальевич | Системный администратор | 26.09.2015 №56-лс | 26.09.2015 |
Если работник отказывается
Некоторые работники выносят отказ от прочтения должностных инструкций. В этом случае составляется акт ознакомления. Документ требуется в том случае, если работник намеренно отказывается от изучения положений.
Тогда в акте прописывается следующий текст:
«Сегодня, 6 июня 2018 года в 15.30 часов в здании офиса по ул. Ворошилова, 15/6 системному администратору Круглову Игорю Васильевичу были предоставлены для ознакомления должностные инструкции. Круглов И.В. от прочтения документа отказался. В результате ознакомление под роспись не было осуществлено.
В соответствии с отказом должностная инструкция была зачитана Круглову И.В. специалистом кадровой службы Омельченко Н.С.».
Должностная инструкция является важным документом для регулирования взаимоотношений между работником и работодателем. Поэтому к ее составлению необходимо подходить с особой ответственностью.
Требования к главному бухгалтеру составляются в должностной инструкции данного специалиста. Как правильно оформить приказ о назначении на должность генерального директора — вы можете узнать здесь.
Для чего нужна справка об отпуске с места работы — расскажем далее.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
buhuchetpro.ru
Лист ознакомления с должностной инструкцией: образец, порядок оформления
Ознакомление с должностной инструкцией является довольно важной задачей, относиться к которой, как к простой формальности не стоит, так как наличие подписи на листе ознакомления говорит о том, что соискатель на должность ознакомлен в полной мере со своими обязанностями и правами.

Содержание статьи
В чем необходимость использования
Согласно законодательству, работодатель обязан знакомить всю численность специалистов, как уже трудящихся, так и устраивающихся на работу с локальной нормативной документацией, в число которой входит и должностная инструкция.
Кроме требования законодательства относительно обязательного предоставления специалисту к изучению инструкции, работодатель может иметь и объективные для этого причины, к примеру, изменение отдельных пунктов в связи с установкой нового оборудования.
Изучение должностной инструкции работником дает право руководителю в дальнейшем привлекать его к дисциплинарному взысканию за несоблюдение требуемых норм.
При этом в законодательных актах нет четкой регламентации относительно образа изучения работником подобной документации. Согласно общепринятым нормам существует несколько вариантов данного процесса лист ознакомления, журнал или подпись на самом инструктаже.
Законодательная база
Относительно процесса ознакомления законодательство не содержит прямых требований, но в данном вопросе следует опираться на следующие законодательные акты:
- Ч. 2 ст. 22 ТК РФ указывает на прямую обязанность работодателя знакомить работника под роспись с локальной внутренней документацией, имеющей отношение к трудовому процессу, к таким нормативным актам имеет отношение и должностная инструкция;
- Ч. 3 ст. 68 ТК РФ перед подписанием трудового соглашения с новым работником его необходимо ознакомить с обязанностями, правами и ответственностью, а также рабочим графиком и прочими нюансами работы на предприятии.
Отсутствие конкретных сроков ознакомления сполна компенсировано указанием – до подписания трудового договора.
Правила составления
Для формирования листа не существует унифицированной формы, так что разрабатывать его доступно в соответствии с требованиями организации и учетом особенности ее работы.
Составление ознакомительной бумаги должно быть примерно следующим:
- В шапке листа обозначается: название организации, название документа, основание – номер и дата приказа о назначении на должность.
- Далее для удобства пользования составляется таблица, в которую вносится: порядковый номер сотрудника, его ФИО, должность, подразделение, в котором он трудится, дата ознакомления с должностной инструкцией, подпись.
При необходимости доступно добавить столбец с примечаниями.
Формируется документ:
- на стандартном листе А4 или на фирменном бланке предприятия с логотипом;
- составить доступно на компьютере или от руки;
- его можно отметить штампом, но это не обязательно особенно после 2016 года, когда были внесены изменения, опускающие применение штампа;
- после формирования документ следует завизировать в журнале учета внутренних документов.
Главное требование – наличие подлинных автографов каждого члена коллектива.
Составлять лист ознакомления и получать подписи от подопечных обязан назначенный соответствующим указом работодателя сотрудник, обычно это секретарь, специалист отдела кадров или юрист.
Как происходит знакомство персонала с инструктажем
Если это происходит перед подписанием договора, работодатель или уполномоченное лицо обязан провести инструктаж претендента на должность, ознакомить его с локальными актами и получить подпись об ознакомлении.
Когда появляется необходимость изменения пунктов должностной инструкции в течение сотрудничества, следует издать новую редакцию, и после ее утверждения ознакомить сотрудников в списочном порядке под роспись.
Образец журнала и листа
Бумага ознакомления имеет вид таблицы, составленной в произвольной форме и располагающей количеством граф согласно количеству штатных единиц на производстве.
| Порядковый номер | ФИО работника | Должность | Реквизиты приказа о назначении на должность | Дата ознакомления с инструкцией и подпись |
| 1 | Агеева Евгения Валерьевна | Юрист-консультант | 01.06.2017 года №144-ЛС | 01.06.2017 Агеева |
| 2 | Кудрявцева Екатерина Георгиевна | Главный бухгалтер | 04.12.2014 года №120-ЛС | 04.12.2014 Кудрявцева |
| 3 | Макаров Ефим Петрович | Секретарь-референт | 25.11.2010 года №98-ЛС | 25.11.2010 Макаров |
Листы для большего удобства доступно подшивать или же завести журнал ознакомления, который формируется таким же образом, как и лист, а в его шапке необходимо указать даты начала и окончания его применения.
Требования к заполнению
Существует два способа заполнения подобного документа:
- В первом случае документ является приложением к трудовому договору и подписывается индивидуально принимаемым на должность работником: в данном случае указывается номер приказа о принятии на работу и дата его составления, подписывается сотрудник только за ознакомление с теми локальными актами, которые касаются его трудовой деятельности, обычно это происходит в день подписания договора, указываются даты ознакомления.
- Формирование самостоятельного ознакомительного бланка, подписи в котором ставятся всеми работниками предприятия, и он содержит реквизиты всех существующих в компании должностных инструкций: в данном случае в бумаге необходимо перечнем указать все должности и структурные подразделения, а также ФИО работников, специалисты в порядке очереди ставят в нем свои подписи.
Выписка из должностной инструкции
Под выпиской подразумевается вынесение основной части документа на отдельный лист, в котором указана главная информация относительно трудовых функций работника.
Запросить такую выписку могут соответствующие инстанции при рассмотрении трудовых споров между сторонами сотрудничества.
При ее составлении используют такое же структурирование, как и при формировании основного документа.
Чтобы выписка была грамотно составлена, необходимо учитывать основные правила ведения кадрового делопроизводства:
- Указать в шапке документа регистрационный номер приказа, а также сведения о том, что это выписка, а не сам оригинал.
- Если должностная инструкция обновлялась необходимо указать дату ее нового утверждения.
- Полную информацию относительно запрашиваемой должности – обязанности, ответственность, права, дополнительная информация, к примеру, об оплате труда и начисление поощрений.
- Придание документу юридической силы – дата составления, ФИО должностного лица, которое ее формировало и подпись, штамп предприятия.
Документы для скачивания (бесплатно)
Ответственное лицо в большинстве случаев — это кадровый работник, в обязанности которого входит хранение личной документации и информации персонала.
Зачем необходима подпись работника
Подпись работника является обязательным требованием законодательства.
Будущий специалист должен не просто изучить инструкцию, а и подписать ее или ознакомительный лист.
Такая мера необходима для подтверждения его согласия со всеми пунктами требований руководства, только после указания своего согласия сотрудник сможет приступить к работе.
Период и способ хранения
Лист ознакомления должен сохраняться на протяжении всего периода действия должностной инструкции.
В общих чертах законодательством не установлен такой период.
Хранить его может совместно с инструкцией в отдельной папке отдел кадров или же листы могут подшиваться на пример журнала и храниться в папке для листов ознакомления.
Заключение
Должностная инструкция является важным документом в регулировании правоотношений между нанимателем и сотрудником.
Однако нередко работник из собственных соображений отказывается знакомиться с данной бумагой, этот вариант обычно происходит, если документ обновляется.
В таком случае необходимо составить акт отказа, в котором указать, что новая редакция инструкции не изучена и лист ознакомления не подписан.
Уволить за такой отказ работника нельзя, суд сразу же его восстановит.
Как оформить ознакомление? Ответ — на видео.
znaybiz.ru
Порядок ознакомления работника с его должностной инструкцией
Можно ли подписи работников фиксировать в журнале ознакомления с локальными нормативными актами, или обязательно нужно ставить подпись в должностной инструкции?
Несмотря на то, что в Трудовом кодексе РФ не содержится упоминания о должностной инструкции, она является важным документом, содержанием которого является не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности. Как отмечается в письме Роструда от 31.10.2007 N 4412-6, должностная инструкция может быть разработана в виде локального нормативного акта, а может действовать в качестве приложения к трудовому договору, заключаемому с конкретным работником. В последнем случае такая должностная инструкция действует только в отношении конкретного работника, с которым заключен такой трудовой договор (смотрите также письмо Роструда от 30.11.2009 N 3520-6-1).
Должностная инструкция, как локальный нормативный акт
Право принимать локальные акты принадлежит работодателю (часть первая ст. 8 ТК РФ). Порядок, сроки разработки и утверждения такого документа, а также порядок внесения изменений в локальный нормативный акт трудовым законодательством не урегулированы.
Должностная инструкция, как локальный нормативный акт, распространяется на всех работников, принятых на соответствующую должность. Согласно части третьей ст. 68 ТК РФ с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, работодатель обязан ознакомить работника под роспись еще до подписания трудового договора.
Сроков ознакомления уже работающих сотрудников с принятыми работодателем локальными нормативными актами ТК РФ не устанавливает. В ст. 22 ТК РФ сказано лишь, что работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Следовательно, ознакомление вновь принятого сотрудника с должностной инструкцией, утвержденной работодателем уже после приема его на работу, может быть произведено и спустя 2-3 дня со дня заключения трудового договора.
Если же должностная инструкция уже действует на момент приема работника на работу, ознакомление с ней должно осуществляться до подписания трудового договора. Несоблюдение этого требования будет являться нарушением трудового законодательства.
Порядок ознакомления работников с локальными нормативными актами работодателя ТК РФ не установлен. В указанных выше нормах сказано лишь, что ознакомление осуществляется под роспись. Следовательно, работодатель может избрать любой способ, при котором у него останется бумажный носитель (возможно, в том числе и журнал) с подписью работника, свидетельствующий о том, что расписавшийся знаком с текстом локального нормативного акта. Необходимо учитывать, что если подпись ставится не на самой инструкции, а в соответствующих журналах, листах ознакомления и т.п., в них должны быть полностью указаны реквизиты данной должностной инструкции.
Должностная инструкция, как приложение к трудовому договору
Трудовой Кодекс РФ не упоминает об оформлении приложений к трудовому договору и не регламентирует статус этих документов. Полагаем, что должностная инструкция, если она является приложением к трудовому договору, является неотъемлемой частью трудового договора, следовательно, правила о порядке заключения и внесении изменений в трудовой договор в полной мере распространяются и на его приложения. Согласно ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой - хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Таким образом, в случае, когда стороны в трудовом договоре указывают на то, что должностная инструкция является приложением к трудовому договору, следует говорить не об ознакомлении работника с должностной инструкцией, а о подписании работником и работодателем двух экземпляров должностной инструкции, являющихся частью трудового договора, и передаче одного из них на руки работнику, вместе с экземпляром трудового договора.
Поскольку в трудовом законодательстве не упоминается о приложениях к трудовому договору, нормативного обоснования необходимости подписания должностной инструкции в виде приложения к трудовому договору в день заключения трудового договора мы не найдем. Мы полагаем, что, если в тексте трудового договора содержится упоминание о том, что должностная инструкция является приложением к трудовому договору, являющимся его неотъемлемой частью, такая должностная инструкция должна быть подписана обеими сторонами одновременно с трудовым договором.
Однако, чтобы сделать должностную инструкцию частью трудового договора уже после его заключения, стороны должны подписать соответствующее дополнительное соглашение к трудовому договору в порядке, установленном ст. 72 ТК РФ. Минимальные и максимальные сроки для заключения такого дополнительного соглашения законом не установлены.
Компания "Гарант"
hr-portal.ru
Лист ознакомления с инструкциями
Л И С Т
ознакомления сотрудников с должностными инструкциями
№ п/п | Фамилия, И.О. | Должность | № ДИ | Дата | Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачать лист ознакомления:
list-oznakomleniya.doc
Читайте также
kdpconsulting.ru












