Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Методические особенности преподавания элективных курсов в условиях профильной школы. Журнал профильная школа элективные курсы


Методические особенности преподавания элективных курсов в условиях профильной школы

Разделы: Общепедагогические технологии

Вводная часть.

Современные инновационные стратегии образования в основном определяются тремя уже очевидными для всего мирового сообщества процессами цивилизационных изменений:

  • переходом к постиндустриальному, информационному обществу;
  • глобализацией;
  • построением гражданского общества.

Становление информационного общества как одной из основных глобальных инноваций XXI века требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала и тем самым выдвигает сферу образования на первый план общественного развития. Введение предпрофильной подготовки в 8-9-х классах общеобразовательной школы и профильного обучения в 10-11-х классах позволяет создать условия для осознания самообразования и самообучение в качестве ведущий формы образования и осознать ценность и значимость образования и выбора своего пути, соответственно поддерживает и введение портфеля индивидуальных достижений учащихся. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика – собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные и другие.

Основная часть.

Прилагательное «элективный» в переводе латинского означает «избранный, отобранный». Любой курс, названный в учебном плане элективным, должен выбираться.

Апробация на элективных курсах, отличных от традиционных оценочных шкал может дать материал, который позволит педколлективам сделать следующий шаг к постижению принципов гуманной, личностно ориентированной педагогики, успешно применяющей технологию научения не палкой, а успехом.

Мы сегодня живем в такое время, когда доступность к информации является массовой. Следствием этого стало то, что современный учитель (это, кстати, является общемировой тенденцией) утерял позицию «неисчерпаемого источника знаний», «проводника в храм науки». Если раньше учитель должен был отвечать на все вопросы, которые ему ставили ученики, то теперь он этого сделать не может. Сегодня учитель призван создавать условия, ситуация, способствующие освоению учеником способов приобретения информации и научить ученика эффективно работать с ней. В учебном плане любой школы должно быть место для свободной творческой образовательной работы. Планируется, что это место в современно отечественной школе должны занять элективные курсы. Элективные курсы представляют собой своеобразное место учительского поиска, рефлексии, то есть – самообразования.

Профильная школа – «организм», который должен быть устроен так, чтобы ученик, находясь в нем, был максимально возможно успешен.

Каждый педагогический коллектив, создавая проект старшей школы, должен понимать, что реализуемая им образовательная программа должна учитывать теперь не только интересы государства, но и профессиональных элит вуза и самого старшеклассника.

Профильная же школа будет отличаться от общеобразовательной тем, что она должна будет дать ученику возможность приобрести необходимый набор умений на том наборе учебных курсов (профиль), который ученику ближе, интереснее.

Включение в Базисный учебный план элективных курсов – действие для российской школы инновационное. Элективные курсы позволяют получить результаты, на основании которых можно сделать очередной шаг к созданию цивилизованного образовательного стандарта. Школа получает возможность вступить в диалог с семьей не только о качестве изучения. Учителя получают возможность поработать не так, как обычно. Элективные курсы могут быть пробные, ориентационные и углубляющие. Любой элективный курс – авторский. Содержание программы курса по выбору, прежде всего, зависит от особенностей набора профилей на третьей ступени обучения в данной школе. Какие бы задачи ни сформировал перед собой учитель, он не может не помнить о необходимости соблюдения следующих условий:

  • курс должен быть построен так, чтобы он позволял в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные проектные формы;
  • содержание курса, форма его организации должны помогать ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
  • элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации;
  • курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими. Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видом деятельности;
  • курсы должны по возможности опираться на какое-либо, что позволит исключить монополию учителя на информацию.

Прежде чем приступить к составлению программы элективного курса, педагогу полезно ответить на следующие вопросы:

  • на каком содержательном материал, и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи профильной подготовки;
  • чем содержание курса будет качественно отличаться от обязательного для изучения курса;
  • какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс;
  • какие виды работ могут и должны выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем учении, профессиональной деятельности;
  • какие критерии позволят оценить успехи в изучении данного курса;
  • чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности.

Ответив на все эти вопросы, учитель фактически подготовиться к составлению пояснительной записки к программе. После этого можно приступить к календарному планированию.

Учителя, работающие в современной российской школе должны получить практику работы с принципиально новыми учебными программами, пособиями. Нужно обучать учеников приемам самостоятельного поиска, формирование обобщенных интеллектуальных и практических умений. Начать решать указанные ученические и учительские задачи можно только на уроках, «свободных от стандарта», то есть – на элективных курсах.

Учитель истории, он же учитель обществознания, может предложить школьникам курс по выбору, который не только сориентирует выпускников в выборе профессии, но и будет способствовать становлению ценностных ориентаций и качеств личности, актуальных для жизни в современном мире.

Предпосылки построения гражданского общества вносят серьезные изменения во многие сферы деятельности человека, особенно существенные в образование, которые как социальные институт служит основой норм и ценностей общественной нравственности, правовой культуры и правовой компетентности и, в целом, воспитания, гражданина.

Преследуя названные цели, в 2005-2006 учебном году я открыла элективные курсы «Граждановедение». При составлении плана я ориентировалась приблизительно на такую схему:

  1. Система диагностических заданий на «входе» и «выходе» элективных курсов.
  2. Рабочие листы, раздаточные и дидактические материалы.
  3. Календарно-тематическое планирование.
  4. Список литературы.
  5. Список тем для итоговых творческих работ учащихся.
  6. Критерии оценки творческих работ, учебных достижений учащихся на элективных курсах.

После представления тематического плана, надлежащего списка литературы по граждановедению администрация школы разрешила открыть элективный курс по граждановедению. Более двадцати учащихся стали посещать данный курс. Класс свой мы назвали 9 «Эль». Кроме основной работы согласно планированию предусматривалась практическая часть: посещение судебных процессов, встречи с судьями, прокурором района, начальником РОВД, адвокатами и т. д. Курс как бы был юридической направленности.

Прослушав основной материал, ребята стали готовить и накапливать свои портфолию. Для сбора портфолио были названы темы итоговых творческих работ, например: «Нация человека. Кто и как защищает наши права», «Личность. Что это такое?», «Терроризм - угроза XXI века» и т.д.

Ребята успешно справились с заданиями и на общешкольной научно-практической конференции по элективным курсам многие из них блестяще защитились. Действительно, я убедилась в том, что обучение должно быть успешным. В школе после этого появилось много детей, желающих завести свое собственное портфолио.

Формы контроля за знаниями в период проведения курсов были самые разнообразные: викторины, сообщения, составление кластеров, игра в ассоциации, проблемные задачи, вопросно-ответные упражнения, зачеты, круглые столы.

Основные формы контроля уровня достижений учащихся:

  • безотметочная система;
  • зачет – незачет;
  • определение рейтинга;
  • самооценка;
  • взаимооценка;
  • тесты;
  • проектные работы, их презентация.

Элективные курсы учат учиться, требуют творчески мыслить и работать, приучают к самостоятельности и ответственности.

Примерное планирование курса «Граждановедение» с элементами авторской программы.

Раздел 1. «О человеке и гражданине».

  • Что такое личность?
  • Человек культура.
  • Российское гражданство (Понятие гражданин. Гражданство. Двойное гражданство). Круглый стол «Я – гражданин России».
  • Правоспособность и дееспособность гражданина.

Раздел 2. «О правах и свободах гражданина».

  • ООН и международно-правовые акты.
  • Политические права и свободы.
  • Экономические права и свободы.
  • Культурные права.
  • Международные и национальные механизмы защиты прав человека.

Раздел 3. «Гражданин и государство» (Конституция РФ)

  • Конституция – договор между гражданами.
  • Суверенитет РФ.
  • Россия – федеративное государство.
  • Проблемы федерации.
  • Демократическая государственная власть
  • Разделение властей.
  • Президент РФ и его полномочия
  • Федеральное Собрание.
  • Правительство РФ, РД.
  • Высшие судебные органы и прокуратура.

Раздел 4. «Современная семья».

  • Заключение брака (из книги «Семья и нравственность», общие и Этнопсихологические аспекты, авторы А.Д. Манкиев, Л.З. Шахгиреев, Ш.И. Балуева, Грозный, 2003).
  • Имущественные права и брачный договор.
  • Женщина в обществе и семье (стр.33-34)
  • Мужчина в обществе и семье (стр.33-48)
  • Расторжение брака. (По курсу обществознания)

Раздел 5. «Что такое гражданское право?»

  • Что такое гражданское право?
  • Право собственности.
  • Купля-продажа.
  • Права потребителей.
  • Защита прав потребителя.
  • Банковский вклад.

Раздел 6. «Преступления и наказания»

  • Уголовная ответственность.
  • Корыстные преступления.
  • Преступления против здоровья и жизни.
  • Судебное разбирательство.

Темы для портфолио:

  • «Нации и национальные отношения».
  • «Коррупция и взяточничество».
  • «Толерантность в современном обществе».
  • «Личность. Статус личности».
  • «Права человека. Кто и как защищает наши права».

Литература:

  1. Граждановедение, учебник для средней школы, Ассоциация авторов и издателей «Тандем», г. Москва,1998.
  2. Основные права, элективный курс по изучению правовых дисциплин, издательство «Панорама», автор: Хорошенного А.В., 2006.
  3. Градановедение. Наш выбор: без наркотиков., 9-11-е классы, авторы: А.Н. Мусаев, М.А. Дальсаев, Э.А. Исаев, г. Москва, Молодая гвардия, 2005.
  4. «Семья и нравственность; Общие и этнопсихологические аспекты», авторы: А.Д. Манкиев, Л.З. Шахгиреев, Ш.И. Булуева, г. Грозный, Г.У. «Книжное Издательство», 2003.
  5. Право и политика, « Просвещение», г. Москва, 2000, г. Волгоград, 2006.
  6. Обществознание, 9-й класс, поурочное планирование, по учебнику Л.Н. Боголюбова, г. Волгоград, 2006.

Подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Элективные курсы/спецкурсы по предпрофильной и профильной подготовке Образовательная область «Филология»

Элективные курсы/спецкурсы

по предпрофильной и профильной подготовкеОбразовательная область «Филология»

В современном школьном образовании особую значимость приобрели элективные курсы, позволяющие реализовать индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника. Элективные курсы являются неотъемлемыми компонентами вариативной системы образовательного процесса на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающими успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся. Согласно БУП каждый обучающийся должен пройти не менее 3 элективных учебных курсов в течение двух лет, выбор элективных курсов осуществляется обучающимися самостоятельно.

Элективные учебные курсы предпрофильной подготовки – учебные предметы по выбору обучающихся IX (VIII – IX) классов из компонента общеобразовательного учреждения (в учебном плане расположены за пределами обязательной учебной нагрузки).Элективные учебные курсы профильного обучения – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования из компонента образовательного учреждения.

На ступени основного общего образования могут быть организованы элективные учебные курсы предпрофильной подготовки двух основных видов: пробные и ориентационные.Введение элективных курсов, нацеленных на подготовку к сдаче ЕГЭ по предметам на профильном уровне не допускается, так как учебные предметы профильного уровня предполагают углублённое изучение этих предметов.Опыт создания и внедрения элективных курсов, вопросы учебно-методического обеспечения элективных курсов широко освещаются в предметных научно-методических журналах («Литература в школе» и др.), а также в учреждённом Российской академией образования журнале «Профильная школа».Предлагаемые элективные курсы/спецкурсы.

Образовательная область «Филология»1. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. 11 класс: учебное пособие / В.В. Агеносов. – М.: Дрофа, 2007. – 300 с. – (Элективные курсы).

2. Анализ лирического произведения. 10 – 11 классы: Элективный курс / Сост. Н.А. Владимирова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – 112 с.

3. Антонова А.Г. А.С. Пушкин в жизни и творчестве / А.Г. Антонова // Профильная школа. – 2008. – № 2. – С. 26 – 29.

4. Жижина А.Д. Русская классическая поэзия XIX века. Сравнительный анализ: учебное пособие для 9 – 11 классов: программа элективного курса / А.Д. Жижина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 32 с.

5. Зарубежная литература. 10 – 11 классы: Элективный курс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост.: И.О. Шайтанов, М.И. Свердлов; под ред. И.О. Шайтанова. – М.: Просвещение, 2006. – 432 с.: ил.

6. Кучина Т.Г. Современный отечественный литературный процесс. 11 класс: учеб. пособие / Т.Г. Кучина. – М.: Дрофа, 2006. – 349 с. – (Элективные курсы).

7. Ланин Б.А. Современная русская литература: Программа элективного курса для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных школ. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 40 с.

8. Леденев А.В. Сравнительное изучение русской и англоязычной литературы. 11 класс: методические рекомендации / А.В. Леденев, Т.В. Леденева. – М.: Дрофа, 2005. – 174 с. – (Элективные курсы).

9. Литература. 7 – 11 классы: Здесь живёт театр. Программы, занятия кружков, элективный курс / Авт.-сост. О.Я. Лянцман. – Волгоград: Учитель, 2009. – 138 с.

10. Литература. 10 – 11 классы: Сборник программ элективных курсов / Сост.: Г.М. Вялкова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 136 с.

11. Мадер Р.Д. Любовная лирика и её истоки. Поэты и музы: элективный курс / Р.Д. Мадер. – М.: Мнемозина, 2008. – 248 с.

12. Мовнар И.В. «Лишь слову жизнь дана…»: художественное слово Н.М. Рубцова в контексте русской культуры: программа элективного курса. 10 – 11 классы / И.В. Мовнар. – М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2010. – 72 с.

13. Пранцова Г.В. Элективные курсы о литературе. 10 – 11 классы: Программы. Тематические планы. Методические рекомендации. Хрестоматия. – М.: Вербум-М, 2006. – 190 с.

14. Программы элективных курсов. Литература. 10 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2004. – 96 с.

15. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Русский язык. 10 – 11 классы: Элективные курсы по филологическому профилю / И.О. Шайтанов, А.А. Мурашов, В.Ф. Русецкий. – М.: Просвещение, 2007. – 128 с.

16. Программа элективного курса. Малые жанры новейшей русской литературы. Читаем, анализируем, рецензируем. 10 – 11 классы / [авт.-сост. Э.Э. Кац, Н.Л. Карнаух]. – М.: Мнемозина, 2009. – 22 с.

17. Программы элективных курсов. Русская литература ХХ века. 10 – 11 классы / Под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Русское слово, 2006. – 144 с.

18. Программы элективных курсов. Русская литература 19 века. 10 – 11 классы / Под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Русское слово, 2006. – 128 с.

19. Проскурнина Н.Ю. Русская поэзия конца ХХ – начала ХХI веков / Н.Ю. Проскурнина // Профильная школа. – 2008. – №4. – С. 30 – 36.

20. Сабирова Р.А. Программа элективного курса «Русские былины»: 10 класс / Р.А. Сабирова // Мастер-класс. – 2007. – №3. – С. 2 – 4. – (Приложение к журналу «Методист»).

21. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10 – 11 классы: метод. пособие / [В.Ф. Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А. Яблоков и др.]; под ред. В.Ф. Чертова. – М.: Дрофа, 2007. –190 с.

22. Современная русская литература: Элективный курс. Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений / Б.А. Ланин, Т.А. Андрейченко, Л.Р. Чернышева и др.; под ред. Б.А. Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 336 с.

23. Шайтанов И.О. Зарубежная литература: 10 – 11 классы: элективные курсы: метод. советы / И.О. Шайтанов, О.В. Афанасьева. – М.: Просвещение, 2008. – 95 с.

24. Шарко П.П. Лингвопоэтический анализ текста. Программа элективного курса: 9 кл. / П.П. Шарко // Мастер-класс. – 2008. – № 8. – С. 12 – 30; № 9.– С. 2 – 26. – (Приложение к журналу «Методист»).

25. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Филология» / Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. –112с.

26. Элективный курс «Гармония»: Литература, музыка. 9 класс / Сост. Ю.Д. Изметьева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 96 с.

literature-edu.ru

Статья на тему "Элективные курсы в профильном обучении"

Элективные курсы в профильном обучении

В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 №2783, сформулированы цели профильного обучения, среди которых – создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Для реализации этой цели необходимо использовать модель дифференциации обучения, при которой профильность достигается за счет различных комбинаций следующих учебных курсов:

  1. базовые общеобразовательные курсы;

  2. профильные образовательные курсы;

  3. элективные курсы;

  4. учебная практика.

Новый элемент учебного плана – элективные курсы. В зависимости от состава «комплекта» этих курсов может работать та или иная модель организации профильного обучения.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Реализуются за счет школьного компонента учебного плана.

Они играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Примерное соотношение объемов базовых предметов, профильных и элективных курсов может быть 50%, 30%, 20% от общего числа часов учебного плана.

Выбор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную «траекторию» для каждого школьника.

К элективным курсам предъявляются особые требования, направленные на активизацию самостоятельной деятельности учащихся, что реально возможно, поскольку эти курсы не связаны рамками образовательных стандартов и какими-либо экзаменационными материалами.

При работе в условиях профильной школы нельзя забывать о главной задаче российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Элективные курсы связаны с приобретением учащимися общеучебных умений.

При изучении элективных курсов появляется возможность реализовать современную тенденцию, заключающуюся в том, что усвоение предметного содержания из цели образования превращается в средство такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.

Цель изучения элективных курсов – ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

infourok.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта