Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Черный пиар революции. Журнал пугач 1917


Политическая сатира периода Революции 1917-18 гг.

(обзор по материалам коллекции сатирических журналов филиала ГПИБ России – Центра социально-политической истории) 

Политическая сатира оказывается востребованной в переломные эпохи. Никогда прежде в России не издавалось столько разнообразных  сатирических журналов, как в годы Первой русской революции. Коллекции из сотен сатирических журналов присутствуют во многих  российских библиотеках и в зарубежных книгохранилищах. Государственная публичная историческая библиотека располагает весьма представительной коллекцией, со значительной частью которой можно ознакомиться в нашей электронной библиотеке — http://elib.shpl.ru/ru/indexes/values/57163. Сатирические журналы 1905-1907 гг. всесторонне изучены историками и описаны библиотекарями[1].

Однако сатирические журналы периода Российской революции 1917 года остаются на периферии исследовательского внимания. В советской историографии этой темы сторонились по идеологическим соображениям. Дело в том, что лишь некоторые из сатирических изданий 1917 года имели отношение к «пролетарской» тематике[2]. Подавляющее большинство сохранившихся сатирических журналов либеральной и консервативной направленности являются малоиспользуемым, но исключительно важным и информативным историческим источником. В преддверии столетнего юбилея считаем необходимым напомнить об изданиях сатирической прессы великой революционной поры.

Периоды перемен сопровождаются всплесками общественной активности, которая находит выражение в прессе. Самыми заметными, зрелищными и массовыми среди революционной прессы являлись сатирические журналы[3]. Для правильного понимания сущности политической сатиры 1917 г. очень важен законодательный аспект регулирования печати в нашей стране.

Барабан каррикатураКак известно, 12 декабря 1904 г. вышел царский указ о свободе печати[4]. Закон 1882 г. о предварительной цензуре отменили 24 ноября 1905 г.[5] Полная свобода печати продолжалась недолго,  уже весной следующего года, 18 марта и 26 апреля 1906 г., были изданы Временные цензурные правила[6]. Вернуть «предварительную цензуру» правительство тогда не решилось, но обязало издателей представлять экземпляр издания в цензурное бюро Комитета по делам печати в течение 1-7 дней после или одновременно с распространением газеты, журнала или книги. Цензоры могли приостановить распространение публикации. Однако уничтожить тираж, закрыть орган печати, оштрафовать издателей и редакторов можно было только по суду, причем сторона обвинения должна была доказать, что данная публикация возбуждает социальную вражду или подстрекает к другим уголовно наказуемым деяниям. Чиновникам предписывалось давать разрешение на создание новых периодических органов в срок до двух недель. В феврале и в апреле 1906 г. были введены дополнительные ограничения на распространение ложных сведений о правительственных учреждениях, войсках, кредитоспособности государственных кредитных установлений, запрещалось сочувственно изображать террористов, восхвалять незаконные действия в печати. Никаких иных правовых ограничений печати путем законодательных мер правительство не устанавливало. В 1905-1906 гг. были учреждены сотни разнообразных газет и журналов. По разным оценкам, по всей стране в свет выходили от 350 до 500 названий сатирических журналов. Суды нещадно штрафовали издателей и редакторов, приостанавливали и закрывали печатные органы, но журналы под чуть измененными названиями выходили вновь и вновь. Издатели сатирических журналов прибегали к таким же уловкам, как и представители других печатных органов: фальсифицировали выходные данные журналов, меняли названия, использовали эзоповский язык, даже нанимали «ответственных издателей» (эта уловка была распространенной ввиду того, что краткий срок заключения мог быть заменен штрафом) и т.д.

Контроль выхода периодических изданий осуществлялся следующим образом. Издатель представлял копию каждого вышедшего номера в цензурное бюро Комитета по делам печати, где тщательно знакомились с выпуском. Обнаружив недозволенное содержание, цензор ставил в известность главного цензора. Чтобы распорядиться о конфискации целого номера, главный цензор связывался с окружным инспектором по делам печати, а тот — с полицией. Затем в типографию отправляли полицейский наряд. Если того или иного выпуска не обнаруживалось, полиция учиняла розыск по всему городу. Тем временем главный цензор решал, следует ли возбуждать уголовное преследование против редактора и/или издания. Главный цензор мог предложить уничтожить отдельный конкретный номер газеты или журнала, посадить ответственного редактора в тюрьму или закрыть издание. Но решение принимал суд. Гарантий того, что суд согласится с предложением главного цензора не было. Тем не менее, сам факт обращения цензора в суд позволял изъять задержанный номер из обращения. Процедура была громоздкой, но иными возможностями администрация не располагала. В этих условиях, главной действенной мерой запретительного воздействия стали штрафы, размеры которых постоянно повышались[7]. К концу 1907 г. количество издававшихся периодических изданий настолько уменьшилось, что в 1908-1916 гг. вместо сотен сатирических журналов в свет выходило чуть более десятка.

Сразу после Февральской революции все цензурные бюро были упразднены.  С марта по октябрь 1917 г. никаких ограничений в сфере печати не существовало. Удивительно, но свобода печати не повлияла на ситуацию с сатирическими журналами. В отличие от периода Первой русской революции, никто не спешил создавать новые периодические издания. Продолжали выходить в свет учрежденные ранее журналы и появилось лишь несколько новых. Ответа на вопрос – почему так произошло? – в историографии обнаружить не удалось. Важно подчеркнуть, что на протяжении нескольких месяцев российская политическая сатира существовала в условиях абсолютной свободы и никак не использовала эту возможность.

Барабан №16 1917г.Всё изменилось с приходом большевиков к власти. Уже 27 октября 1917 г. большевистское правительство издало Декрет о печати. Он наделял чиновников исключительным правом закрывать любые печатные органы. Декрет считался временной мерой. На следующий год, по Декрету от 23 декабря 1918 г., Военно-революционный комитет получил цензурные полномочия, т.е. взял на себя функции надзора над печатью, почтой, телеграфом и телефоном, кинематографом и другими средствами связи и информации. Лица, повинные в опубликовании недозволенных материалов, предавались суду военных трибуналов. В 1920 г. цензура перешла в ведение Чрезвычайной комиссии. Наконец, 6 июня 1922 г. был создан специальный орган цензуры. Новое учреждение, названное Главлитом (Главное управление по делам литературы), должно было заранее утверждать к публикации весьма широкий круг печатных материалов, включая карты и чертежи, и этот правовой режим действовал почти до конца советской эпохи. С учетом этих обстоятельств, так важен краткий период свободы печати 1917 г., особенно, отражение общественных настроений в форме ничем не ограниченной политической сатиры в переломный момент отечественной истории.

Не претендуя на введение классификации или всестороннее изучение сатирических журналов 1917 г. как исторического источника, мы стремимся лишь привлечь внимание к тематическому разнообразию и жанрам публиковавшихся тогда материалов.

Что такое «сатирический журнал»? Поскольку однозначной трактовки термина «журнал политической сатиры» в литературоведении и источниковедении нет, будем опираться на определение, данное историком В.Ю. Жуковым: «Под сатирическими (юмористическими) журналами мы понимаем сборники, альманахи, журналы, газеты,  листовки и иные продолжающиеся официальные и неофициальные издания сатирического характера с различной, часто не выдерживавшейся периодичностью, отпечатанные типографским способом, гектографированные или рукописные. Так называемые «тонкие» журналы по типу обычно ближе к еженедельнику. Эти издания содержат анонимные, подписанные псевдонимом или подлинной фамилией автора (автонимом) прозаические, поэтические и иконографические сообщения различных жанров. В данных публицистически заостренных произведениях в специфически образной, часто скрытой форме с применением иносказаний, намеков, эзопова языка и других приемов литературного укрытия высмеиваются и подвергаются критике отжившие и пришедшие в противоречие с общими тенденциями развития, тормозящее движение вперед социально значимые явления общественно-политической, экономической, культурно-духовной и бытовой сфер действительности. При этом сатирический эффект достигается с помощью иронии, сарказма, гиперболы, гротеска и прочих художественных методов сатиры как социальной формы комического»[8].

Коллекция сатирических журналов ГПИБ России является яркой иллюстрацией того факта, что политическая сатира 1917 г. унаследовала традиции двухвековой истории русской сатирической журналистики[9]. В период Первой русской революции она приобрела черты политической ангажированности, появились издания революционно-демократического, либерального и черносотенного направлений. К 1917 г. ситуация несколько изменилась: в сфере сатиры более четко выделились три классических политических лагеря: правый (журналы «Пугач», «Пули», «Искры»), либерально-республиканский (журналы «Барабан», «Стрекоза», «Журнал журналов», «Новый Сатирикон», «Бич», «Будильник») и левый (журналы «Крамольник», «Судоходец», «Соловей»). Как и в период 1905-1907 гг., критические публикации политического центра отличались умеренностью, сдержанностью, художественным вкусом, а в журналах правого и левого толка чаще проявлялись остервенелые крайности в форме злобных текстов и свирепых карикатур. Характерная черта сатиры того времени — накануне и после февраля 1917 г.  — царскую власть высмеивали все журналы, независимо от политических убеждений. В составе нашей коллекции нет ни одного промонархического издания. Авторам правых, либеральных и левых сатирических журналов одинаково не нравились Николай II, депутаты Думы, деятельность Временного правительства, революционеры и хаос в стране. Удивительно, но одной из ключевых тем либеральной сатиры в революционный год была бескомпромиссная борьба с мещанством.

Многие журналы к 1917 г. обладали многолетней историей «выживания» в российских условиях ограниченного права на печать, они преодолели периоды «открытий, закрытий,  переименований, штрафов» и, наконец, в марте 1917 г. получили возможность работать свободно. Следует подчеркнуть — все сатирические журналы были закрыты большевиками в конце 1917 – начале 1918 гг.

Представим сатирические журналы разных политических направлений из нашей коллекции.

Сатирические журналы либерально-республиканского направления:

Барабан«Барабан» — еженедельный юмористический журнал, ранее выходил в 1906-1907 гг. в Москве. Редактором и художником тогда был Х.Шухмин (Мин-Шух, Х.Ш., Шу-шу). В 1917 г. сатирический журнал республиканского толка издавался в Петрограде, редактировал  его художник и журналист Михаил Линский (Шлезингер). Сотрудничал с этим журналом и один из вдохновителей политической сатиры 1917 г.  — Аркадий Аверченко. Весной 1917 г. в журнале появлялись юмористические рассказы и фельетоны, стихотворения, направленные против царской семьи, черносотенцев, империализма в целом. Постепенно, к августу, объектами основной критики стали большевики, в том числе Ленин, как германские агенты, специально направленные в Россию врагом для ухудшения ситуации. Иллюстрации выполнены профессионально, изображения конкретных исторических личностей имеют портретное сходство даже при карикатурном утрировании некоторых черт.

В конце 1917 г. журнал был закрыт, М.Линский эмигрировал, а в 1920 г. в Париже выступил инициатором издания журнала политической сатиры «Бич».

«Бич» — юмористический журнал с таким названием выходил в 1906 г. в Санкт-Петербурге и Томске. Издание возобновилось в 1917 г. в Петрограде под руководством Александра Валентиновича Амфитеатрова, прозаика, публициста, фельетониста, литературного и театрального критика, драматурга, автора сатирических стихотворений. Журнал насыщен стилизованными текстами в жанре сказок, фельетонов, юмористических рассказов. Авторы активно поддерживали свержение монархии и переход власти к Временному правительству. Критике подвергались:  политика (царь, война, церковь), экономика (голод, высокие налоги и цены), нравы (мещанство, пороки). После октября 1917 г. журнал продолжил высмеивать власть, чрезмерное увлечение большевиков митингами и манифестациями, большевизм как идеологию, большевиков как агентов Германии. Тексты сопровождали графические иллюстрации. Высмеиваемые персонажи изображались предельно неприятными, а положительные герои (сторонники революции) наделялись подчёркнуто правильными и строгими чертами людей, олицетворявших революцию.

Журнал был закрыт большевиками в конце 1917 г. А.В. Амфитеатров эмигрировал. В 1920-е годы журнал издавался в Париже. В 1927-1928 гг. предпринималась попытка оживить «Бич» в СССР, но в середине 1928 г. его редакция в полном составе перешла работать в «Крокодил» (основан в 1922 г.).

Один из старейших еженедельных сатирических журналов с карикатурами — «Будильник» — издавался с 1865 по 1871 гг. в Петербурге, с 1873 по 1917 гг. – в Москве как солидный журнал «обзоров и памфлетов». В 1907 г. фактическим идейным и художественным руководителем «Будильника» являлся Д.С. Моор (Д.С. Орлов) – мастер русской сатиры, его называли  «Маяковским советской графики». Несмотря на цензурный террор, он превратил журнал в орган русской демократической сатиры. В 1917 г. журналом руководил Э. Жуховицкий. Критика была направлена против царского режима, Распутина, церкви, членов правительства, обывательских нравов. Важное место занимали в журнале иллюстрации и карикатуры. Художники И.Малютин, Д.Мельников, К.Грус, А.Хвостов, литераторы Л.Митницкий, Л.Никулин и другие, после закрытия журнала в 1917 г., очень быстро влились в ряды борцов-агитаторов Советской власти. В 1920-е гг. они будут активно сотрудничать в журналах «Веселый ткач», «Лапоть», «Бегемот», «Безбожник», «Крокодил» и др.

«Журнал журналов» — политический, литературный, художественный и сатирический журнал, выходил в свет с 1905-1906 гг. в Санкт-Петербурге, был закрыт, издание возобновилось в 1915 г. в Петрограде. В 1915-1917 гг. редактировал “Журнал журналов” И.М. Василевский (Не-Буква). Журнал действительно отличался добротно написанными текстами статей, в которых затрагивались не только вопросы литературной критики, но и безудержный патриотизм, свобода печати, мещанство и духовная нищета российского общества. В качестве иллюстраций часто использовались фотопортреты «борцов за Свободу» — М.Бакунина, В.Засулич, С.Перовской, К.Либкнехта и др.

В конце 1917 г. журнал закрыт большевиками.

«Новый Сатирикон» — либеральный еженедельный сатирический журнал с предысторией. Вначале это был знаменитый журнал «Сатирикон». Он возник в недрах журнала «Стрекоза» и выходил в свет с 1908 по 1914 гг. в Петербурге. Затем часть редакции в 1913 г. решила создавать «Новый Сатирикон», который просуществовал с 1913 по 1918 гг. и был также закрыт большевиками (в августе 1918 г.). Редакция журнала находилась на Невском проспекте, редактировали его А.Т.Аверченко и А.С.Бухов, среди авторов – «сатириконовцев» — значились многие известные деятели русской культуры Серебряного века, ряд сатирических стихотворений разместил в нем В.В. Маяковский. Весной 1917 г. журнал приветствовал революцию и свободу, на обложке был размещен эпиграф «Да здравствует республика!». Ближе к осени настроения изменились. Война почти проиграна, солдаты дезертируют, на улицах бесчинствуют анархисты-мародёры и обнаглевший от безнаказанности пролетариат. Одной из популярнейших тем было высмеивание мещанства. Сатириконовцы агрессивно нападали на большевизм в целом, и на Ленина в частности. Изменили эпиграф на «Отечество в опасности!» К концу года журнал полностью растерял республиканский задор и пришел к мрачному выводу о том, что большевики задушили революцию. Иллюстративный ряд образов двойственен: царское прошлое изображалось как отвратительное, республиканское настоящее – как светлое и прекрасное.

Стрекоза №20 1917г«Стрекоза» —  либеральный еженедельный художественно-юмористический журнал с карикатурами, издавался в Петербурге с 1875 по 1908 гг. Возобновилось его издание в 1915 г. (издатель И.А.Богельман). С 1917 г. редактировала журнал М.Архангельская, авторами стали А.А.Измайлов (пародии), Ф.Ф. и Ф.В. Трозинер, Сергей Михеев, Д’Актиль, художник прежней «Стрекозы» А.И. Лебедев и др. Традиция журнала продолжалась, стиль мало изменился. Основной способ подачи информации – длинные иносказательные фельетоны и сказки, написанные эзоповым языком, много стихов. Иллюстрации нарочито карикатурные, не злые, смешные. Основной формат – небольшие картинки с подписями. До февраля 1917 г. критика была направлена против царского семейства и Распутина. После февраля журнал воспевал революцию, посвящал материалы отмене цензуры, свободе и новому миру. Тем не менее, высмеивал чрезмерную политизацию общества, всеобщее увлечение митингами и манифестациями, благотворительными «комитетами безмозглых дам» и т.д. К осени осуждению подвергались мародерства революционеров, голод, грязь, дезертирство солдат с фронтов, рост преступности – «Обыватель объелся ‘свободой’ и начинает тосковать по диктатуре».

«Стрекозу» закрыли в январе 1918 г. за вышучивание революционеров-большевиков.

Сатирические журналы левого направления:

«Крамольник» — двухнедельный сатирический журнал, выходил в свет в 1907 г. в Кишиневе. В 1917 г. сатирический журнал «Крамольник» появился в Петрограде, редактировал его Н.Г.Шебуев. Авторы разделяли убеждения Партии социалистов-революционеров и высмеивали царскую власть в текстах, злых и свирепых карикатурах. Но основной темой являлось сожаление о том, что революция пошла не тем путём, и вместо свободы страна подпала под иго большевизма. Поскольку библиотека хранит только один номер журнала,  неизвестно, долго ли удалось просуществовать этому изданию.

«Соловей» — журнал пролетарской сатиры, издавался Московским Комитетом партии большевиков с 24 декабря 1917 г. Название «Соловей» (серенькая простенькая птичка) олицетворяло простой народ и пролетариат, как противопоставление «чёрному воронью» и «мартовским галчатам», распространенным тогда символам буржуазии. Идея состояла в том, что прилетел соловей, другим птицам в больше здесь не место. Среди авторов значились В.В. Маяковский, Демьян Бедный, В. Князев, неизвестные самодеятельные художники, рисунки которых не отличались высоким художественным качеством. Высмеивали авторы журнала не столько буржуазию, сколько товарищей по левому лагерю — социалистов-революционеров. После выхода в свет второго номера в феврале 1918 г. журнал закрыли из-за «технических трудностей»[10].

Сатирический журнал «Судоходец» выходил в свет в Нижнем Новгороде под редакцией Ф.Хитровского и позиционировал себя как «пролетарский журнал». Материал подавался в виде сказок и «последних новостей», преобладало внимание к локальным проблемам в работе местной власти, критиковалось отсутствие организации рабочих процессов в сфере производства, а особенно – разительный контраст между тем, чего рабочие ждали от революции, и что в результате от неё получили. В карикатурах высмеивались работа городской думы, а также, подобно тому, как это делали столичные сатирические журналы, мещане и обыватели. Дальнейшая судьба журнала неизвестна.

Сатирические журналы правого направления:

Журнал «Искры» — иллюстрированный художественно-литературный и юмористический журнал с карикатурами, приложение к газете «Русское слово», издавался в Москве издательством Товарищества И.Д. Сытина с 1901 по 1917 г., редактором был Н.Астапов (в 1917 г.). Журнал активно поддерживал Временное правительство, осуждал дезертирство с фронта, критиковал большевиков, сожалел о «потере Великой России». Хотя издание заявляло о себе как о «художественно-литературном журнале с карикатурами», карикатуры как таковые отсутствовали, вместо них в журнале печатались документальные фотографии. Журнал закрыт Военно-революционным комитетом в конце 1917 г.

Еженедельный художественный сатирический журнал «Пугач» издавался в 1917 г. в Петрограде под редакцией А.Дрождинина. В пространных фельетонах и стихотворениях жестко критиковались царское правительство, война, анархисты и революционеры, Ленин, но больше всего – хаос, нищета, миллионные цены, очереди («хвосты»), уличные грязь и хамство. Журнал богато иллюстрирован, в том числе крупноформатными изображениями на отдельных листах. После 1917 г. журнал не издавался.

Сатирический журнал «Пули» издавался в Петрограде в 1917 г. под редакцией С.Новикова. В публикациях высмеивались монархия, война, отношения с Германией, «большевики как агенты кайзера». Большинство карикатур выполнены по мотивам библейских легенд, в частности, император Николай II и императрица изображались в виде Адама и Евы, а Распутин был представлен в роли змея-искусителя. Журнал закрыт в конце 1917 г.

Обзор подготовлен зав. отделом специальных коллекций ГПИБ России, канд.ист.наук И.Ю. Новиченко.

Приложение: Список сатирических журналов 1917-1918 гг. из фондов ЦСПИ

 

Название Год, № Место издания
«Барабан»

 

1917,

№1

[Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1917,

№2

[Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1917,

№3

[Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1917,

№4

[Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1917,

№5

[Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1917, №6 [Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1917,

№7

[Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1917,

№8

[Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1917,

№9

[Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1917, №10 [Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1917,

№11

[Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1917,

№12

[Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1917,

№13

[Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1917, №14 [Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1917,

№15

[Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1917,

№16

[Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1917,

№17

[Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1917,

№18

[Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1917,

№19

[Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1917, №20 [Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1917. №21 [Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1917,

№22

[Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1917,

№23

[Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1917,

№24

[Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1917. №25 [Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1917,

№26

[Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1917,

№27

[Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1917,

№28

[Пг.]
«Барабан» : сатирический журнал 1918,

№1

[Пг.]
«Без лишних слов» : еженедельный журнал политики, литературы и общественной сатиры 1917,

№1

Пг.
«Без лишних слов» : еженедельник политики, литературы и общественной сатиры 1917,

№2

Пг.
«Без лишних слов» : еженедельник политики, литературы и общественной сатиры 1917,

№3

Пг.
«Бич» : сатирико-юмористический еженедельник 1917,

№1

Пг.
«Бич» : сатирико-юмористический еженедельник 1917

№9

Пг.
«Бич» : сатирико-юмористический еженедельник 1917,

№10-11

Пг.
«Бич» : сатирико-юмористический еженедельник 1917,

№12

Пг.
«Бич» : сатирико-юмористический еженедельник 1917,

№13

Пг.
«Бич» : сатирико-юмористический еженедельник 1917,

№14

Пг.
«Бич» : сатирико-юмористический еженедельник 1917,

№15

Пг.
«Бич» : сатирико-юмористический еженедельник 1917,

№16

Пг.
«Бич» : сатирико-юмористический еженедельник 1917,

№17

Пг.
«Бич» : сатирико-юмористический еженедельник 1917,

№18

Пг.
«Бич» : сатирико-юмористический еженедельник 1917,

№19

Пг.
«Бич» : сатирико-юмористический еженедельник 1917,

№20

Пг.
«Бич» : сатирический еженедельник под редакцией Александра Амфитеатрова 1917,

№21

Пг.
«Бич» : сатирический еженедельник под редакцией Александра Амфитеатрова 1917,

№22

Пг.
«Бич» : сатирический еженедельник под редакцией Александра Амфитеатрова 1917,

№23

Пг.
«Бич» : сатирический еженедельник под редакцией Александра Амфитеатрова 1917,

№24

Пг.
«Бич» : сатирический еженедельник под редакцией Александра Амфитеатрова 1917,

№25

Пг.
«Бич» : сатирический еженедельник под редакцией Александра Амфитеатрова 1917,

№26

Пг.
«Бич» : сатирический еженедельник под редакцией Александра Амфитеатрова 1917,

№27

Пг.
«Бич» : сатирический еженедельник под редакцией Александра Амфитеатрова 1917,

№28

Пг.
«Бич» : сатирический еженедельник под редакцией Александра Амфитеатрова 1917,

№29

Пг.
«Бич» : сатирический еженедельник под редакцией Александра Амфитеатрова 1917,

№30

Пг.
«Бич» : сатирический еженедельник под редакцией Александра Амфитеатрова 1917,

№31

Пг.
«Бич» : сатирический еженедельник под редакцией Александра Амфитеатрова 1917,

№32

Пг.
«Бич» : сатирический еженедельник под редакцией Александра Амфитеатрова 1917,

№33

Пг.
«Бич» : сатирический еженедельник под редакцией Александра Амфитеатрова 1917,

№34

Пг.
«Бич» : сатирический еженедельник под редакцией Александра Амфитеатрова 1917,

№35

Пг.
«Бич» : сатирический еженедельник под редакцией Александра Амфитеатрова 1917,

№36

Пг.
«Бич» : сатирический еженедельник под редакцией Александра Амфитеатрова 1917,

№37

Пг.
«Бич» : сатирический еженедельник под редакцией Александра Амфитеатрова 1917,

№38

Пг.
«Бич» : сатирический еженедельник под редакцией Александра Амфитеатрова 1917,

№39

Пг.
«Бич» : сатирический еженедельник под редакцией Александра Амфитеатрова 1917,

№40

Пг.
«Бич» : сатирический еженедельник под редакцией Александра Амфитеатрова 1917,

№41

Пг.
«Бич» : сатирико-юмористический еженедельник

 

1917,

№42

Пг.
«Бич» : сатирико-юмористический еженедельник

 

1917,

№43

Пг.
«Бич» : сатирико-юмористический еженедельник 1918,

№1

Пг.
«Бич» : сатирико-юмористический еженедельник 1918,

№2

Пг.
«Бич» : сатирико-юмористический еженедельник 1918,

№3

Пг.
«Бич» : сатирико-юмористический еженедельник 1918,

№4

Пг.
«Бич» : сатирико-юмористический еженедельник 1918,

№5

Пг.
«Будильник» : [юмористический журнал] 1917,

№11-12

[М.]
«Будильник» 1917,

№13

[М.]
«Журнал журналов» : еженедельник нового типа : [орган критической мысли.  Сатирический календарь литературы, искусства и общественной жизни] 1917,

№10

Пг.
«Искры» : иллюстрированный художественно-литературный журнал с карикатурами 1917,

№28

М.
«Крамольник» 1917,

№1

Пг.
«Новый журнал» — «Караул!» 1918,

№2

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917,

№1

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917,

№6

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917,

№7

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917,

№10

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917.

№11

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917,

№12

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917,

№13

Пг.
«Новый сатирикон» : [республиканский журнал сатиры и юмора] 1917,

№14

Пг.
«Новый сатирикон» : [республиканский журнал сатиры и юмора] 1917,

№15

Пг.
«Новый сатирикон» : еженедельное издание] 1917,

№16

Пг.
«Новый сатирикон» : еженедельное издание 1917,

№17

Пг.
«Новый сатирикон» : еженедельное издание 1917,

№18

Пг.
«Новый сатирикон» : еженедельное издание 1917,

№19

Пг.
«Новый сатирикон» : еженедельное издание 1917,

№20

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917,

№21

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917,

№22

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917,

№23

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917,

№24

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917,

№25

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917,

№26

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917,

№27

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917,

№28

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917,

№29

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917,

№30

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917, №31 Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917,

№32

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917,

№33

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917,

№34

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917,

№35

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917,

№36

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917,

№37

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917,

№38

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917,

№39

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917,

№40

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917.

№41

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917,

№42

Пг.
«Новый сатирикон» 1917.

№43

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917.

№44

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1917,

№45

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1918,

№1

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1918,

№2

Пг.
«Новый сатирикон» 1918,

№3

Пг.
«Новый сатирикон» 1918,

№4

Пг.
«Новый сатирикон» 1918,

№5

Пг.
«Новый сатирикон» 1918,

№6

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1918,

№7

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1918,

№8

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1918,

№9

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1918,

№10

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1918,

№11

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1918,

№12

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1918,

№13

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1918,

№14

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1918,

№15

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1918,

№16

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1918,

№17

Пг.
«Новый сатирикон» : [еженедельный журнал сатиры и юмора] 1918,

№18

Пг.
«Пугач» : еженедельный художественный сатирический журнал 1917,

№1

Пг.
«Пугач» : еженедельный художественный сатирический журнал 1917,

№2

Пг.
«Пугач» : еженедельный художественный сатирический журнал 1917,

№3

Пг.
«Пугач» : еженедельный художественный сатирический журнал 1917,

№4

Пг.
«Пугач» : еженедельный художественный сатирический журнал 1917,

№5

Пг.
«Пугач» : еженедельный художественный сатирический журнал 1917,

№6

Пг.
«Пугач» : еженедельный художественный сатирический журнал 1917,

№7

Пг.
«Пугач» : еженедельный художественный сатирический журнал 1917,

№8

Пг.
«Пугач» : еженедельный художественный сатирический журнал 1917,

№9

Пг.
«Пугач» : еженедельный художественный сатирический журнал 1917,

№10

Пг.
«Пугач» : еженедельный художественный сатирический журнал 1917,

№11

Пг.
«Пугач» : еженедельный художественный сатирический журнал 1917,

№12

Пг.
«Пугач» : еженедельный художественный сатирический журнал 1917,

№13

Пг.
«Пугач» : еженедельный художественный сатирический журнал 1917,

№14

Пг.
«Пугач» : еженедельный художественный сатирический журнал 1917,

№15

 

Пг.
«Пугач» : еженедельный художественный сатирический журнал 1917,

№16

Пг.
«Пугач» : еженедельный художественно-сатирический журнал 1917,

№17

Пг.
«Пугач» : еженедельный художественно-сатирический журнал 1917,

№18

Пг.
«Пугач» : еженедельный художественно-сатирический журнал 1917,

№19

 

Пг.
«Пугач» : еженедельный художественно-сатирический журнал 1917,

№20

 

Пг.
«Пугач» : еженедельный художественно-сатирический журнал 1917,

№21

 

 

Пг.
«Пугач» : еженедельный художественно-сатирический журнал 1917,

№22

 

Пг.
«Пугач» : еженедельный художественно-сатирический журнал 1917,

№23

Пг.
«Соловей» : журнал пролетарской сатиры 1917,

№1

М.
«Соловей» : журнал пролетарской сатиры 1918,

№2

М.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры и юмора 1917,

№15

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры и юмора 1917,

№16

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры и юмора 1917,

№17

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры и юмора 1917,

№18

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры и юмора 1917,

№19

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры  и юмора 1917,

№20

 

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры  и юмора 1917,

№21

 

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры  и юмора 1917,

№22

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры  и юмора 1917,

№23

 

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры и юмора 1917.

№24

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры  и юмора 1917,

№25

 

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры  и юмора 1917,

№26

 

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры  и юмора 1917,

№27

 

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры  и юмора 1917,

№28

 

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры  и юмора 1917,

№29

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры  и юмора 1917,

№30

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры  и юмора 1917,

№31

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры и юмора 1917,

№32

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры и юмора 1917,

№33

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры и юмора 1917,

№34

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры и юмора 1917,

№35

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры и юмора 1917,

№36

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры и юмора 1917,

№37

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры и юмора 1917,

№38

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры и юмора 1917,

№39

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры и юмора 1917,

№40

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры и юмора 1917,

№41

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры и юмора 1917,

№45

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры и юмора 1917,

№46

Пг.
«Стрекоза» : еженедельный журнал сатиры и юмора 1917,

№47

Пг.
«Стрелы» : еженедельное революционное издание 1917,

№1

Одесса

 

[1] См., подробнее: Русская книга ХХ в. в собрании Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина: Каталоги. Вып. 2. Русская сатирическая периодика 1905-1907 гг.: Сводный каталог / Сост. З.А. Покровская. – М., 1980.

[2] См., подробнее работы С.И. Стыкалина. Например: Стыкалин, С., Кременская И. Советская сатирическая печать 1917-1963. – М., 1963; Стыкалин, С.И. Советские сатирические журналы 1917-1919 годов. – М., 1972.

[3] Существуют данные по 1905-1907 гг., в этот период вышло 253 сатирических журнала. Подробнее, см.: Жуков, В.Ю. Сатирические журналы 1905-1907 гг. (источниковедческий аспект) // Русское революционное движение и проблемы развития литературы. – Л., 1989. – С. 149.

[4].Из Именного высочайшего указа, данного Сенату, 12 декабря 1904 г. «О предначертаниях к усовершенствованию Государственнаго порядка», п. 8 — «устранить из ныне действующих о печати постановлений излишние стеснения и поставить печатное слово в точно определенные законом пределы, предоставив тем отечественной печати, соответственно успехам просвещения и принадлежащему ей вследствие сего значению, возможность достойно выполнять высокое призвание быть правдивою выразительницею разумных стремлений на пользу России» // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). 3-е изд. Т. 24(1904). Часть 1.  Закон № 25495. С. 1198.

[5] Именной высочайший указ, данный Сенату «О временных правилах о повременных изданиях», 24 ноября 1905 г. // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). 3-е изд. Т. 25(1905). Часть 1.  Закон № 26962. С. 837-839.

[6]См.: Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). 3-е изд. Т. 26(1906). Часть 1.  Законы № 227574 (от 18 марта. С. 281-283) и № 27815 (от 26 апреля. С. 481-483).

[7]Дейли, Дж. Пресса и государство в России (1906-1917 гг.) // Вопросы истории. 2001. № 10. С. 30.

[8] Жуков, В.Ю. Сатирические журналы 1905-1907 гг. (источниковедческий аспект) // Русское революционное движение и проблемы развития литературы. – Л., 1989. – С. 146-147.

[9] Наиболее яркие периоды: 1) 1769-1774 гг. 2) 1857-1864 гг. 3) 1905-1907 гг. Подробнее, см.: Тимонич, А.А. Русские сатирико-юмористические журналы 1905-1907 гг. в связи с сатирическими журналами XVIII иXIX вв. Материалы для библиографии. – М., 1930; Русская сатира Первой революции 1905-1906 гг. Сост. В.Боцяновский, Э.Голлербах. – Л., 1925.

[10] Подробнее об этом журнале, см.: Стыкалин, С.И. Советские сатирические журналы 1917-1919 годов. – М., 1972. – С. 12-26.

filial.shpl.ru

Как велась информационная война против Николая II — Российская газета

Альбом материалов "1917. Великая русская революция" с предисловием председателя Российского исторического общества Сергея Нарышкина выходит в апреле в свет. Это 400 иллюстраций, среди которых масса карикатур и картинок. С их помощью революционная улица расправлялась со своими политическими оппонентами. Как из безобидной сатиры возник жуткий образ "врага народа", наш разговор с одним из составителей альбома, доктором исторических наук Александром Репниковым.

Рассматриваю западные карикатуры на Николая II… Судя по ним, никакого сочувствия там к падшей монархии не было?

Александр Репников: Эта язвительность в отношении к императору проявилась, конечно, не в 17-м году. Против Николая II давно велась самая настоящая информационная война в немецких, французских, итальянских, американских изданиях. Уже в первую русскую революцию появились карикатуры, на которых Людовик XVI, обращаясь к царю, показывает на гильотину. Поскольку во Франции уже был такой опыт казни монарха, многие, делали прямые или завуалированные отсылки к тому, что и в России закончится тем же самым. Какое уж тут сочувствие!

А российская пресса сочувствовала отрекшемуся самодержцу?

Александр Репников: Когда в феврале 1917-го пала цензура, то все, что ранее позволяли себе подпольные и полуподпольные сатирические листки, то, что пелось в частушках (не всегда цензурных) и о чем говорили в кабаках, ворвалось на страницы СМИ.

К тому времени в стране сложился психологический фон, когда часть общества была готова переложить вину за происходящее на некие "темные силы". Очень популярное тогда выражение. Под темными силами подразумевались и немецкие шпионы (как реальные, так и мнимые), царствующая династия, ее окружение, Распутин и прочие. Кстати, Временному правительству, при всем его демонстративном либерализме, тоже было свойственно искать врагов. В том числе, среди "бывших", и одним из них был царь.

Поэтому его арест после отречения считался вполне логичным. А государь рассчитывал, что, отдав добровольно власть и сделав все, что от него требовалось, на благо государства, будет спокойно жить в любимой Ливадии. Он не мог представить, что его посадят под охрану в Царское Село. Но журналисты раскручивали тему возмездия. Журнал "Пугач" помещает на своих страницах карикатуру: опечаленный император на фоне Петропавловской крепости. И подпись: "До сих пор в Петропавловскую крепость возили только мертвых царей, а меня, кажется, первым повезут живым".

В конце концов раскрученная черная пиар-акция против царской семьи закончилась убийством. Временное правительство виновато в таком исходе?

Александр Репников: Временное правительство создало Чрезвычайную следственную комиссию для расследования деятельности представителей старого режима: императора, царских министров, политиков. Но постепенно выяснилось, что никаких страшных преступлений (госизмены, сотрудничества с Германией), в которых голословно обвиняли бывших правителей России, те не совершали. Редактором стенографических отчетов комиссии, как известно, был поэт Блок.

Никаких шпионов во дворце не нашли. Но уже был создан миф, за который ухватились не только СМИ, но и театр с кинематографом. Вот весьма специфические постановки 1917 года, на которых заработали неплохие деньги: "Предатели России (Мясоедов и компания)", "Тайна романа балерины Кшесинской", "Позор дома Романовых", "Темные силы (Григорий Распутин)", "Царские холопы" ("Темные силы", 2-я серия)". И театры не отставали, развлекая зрителей фарсами "Крах торгового дома Романов и К°", "Веселые дни Распутина" и проч. Продавались соответствующие книжечки с похожими названиями и пошлейшим содержимым. На эту тему Горький возмущался, что свобода, которую можно было использовать во благо, в результате стала свободой пошлости. Монарху и его окружению сначала нанесли удар информационный, подготовив население и к его физическому уничтожению. 

В феврале 1917-го года все, что пелось в частушках, о чем говорили в кабаках, ворвалось на страницы СМИ

Летом 1917-го царь еще на свободе?

Александр Репников: Он не в казематах, под арестом в Царском Селе, а потом в Тобольске. Но летом солдаты уже носят транспарант: "Николая Кровавого в Петропавловскую крепость!" В ответ на информацию, что царь под арестом убирает снег в Царском Селе, пишут письма, мол, а не слишком ли ему вольготно живется. Посадить за решетку, судить, казнить! Даже Церковь в 1917 году вычеркивает из молитв упоминание о царской семье...

Вот в это трудно поверить…

Александр Репников: Как ни удивительно, но многие видные иерархи сначала позитивно восприняли революцию. Потому что полагали, она поможет Церкви возродить патриаршество, избавиться от опеки Синода, от опеки государства. К слову, некоторые воспринимали весенние события 1917 года как начало религиозного обновления. Отсюда символика: революция - это Пасха. Революции - это воскресение. Революция - это праздник. В ходу открытки, на которых, к примеру, изображены рабочий и солдат, пожимающие друг другу руки на фоне красного пасхального яичка, на котором надпись: "Да здравствует республика!" А над ним надпись: "Христос Воскресе!".

Карикатуры на Ленина тоже выходят в изобилии. У буржуев свои враги…

Александр Репников: Поначалу сатирические журналы летом 1917 года изображают Ленина как неудавшегося актера, вещавшего с балкона дома Кшесинской, смешного политика, несерьезного человека, радикала... Но как только стало ясно, что большевики - сила, вот тут-то и обрушивается на них вся мощь информационного негатива, в том числе и карикатур. На главном же снаряде, выпущенном СМИ в сторону Ленина, было написано: "Немецкий шпион". Карикатуристы не растерялись: вот вам рисуночек из "Стрекозы": Ильич вылезает из мешка с немецким деньгами. Отметились такие влиятельные сатирические издания, как "Бич", "Будильник", "Новый Сатирикон", "Пугач", "Солнце России". Причем, многие из них еще недавно рисовали карикатуры на императора.

Сначала вдоволь потоптавшись на монархическом прошлом, летом изничтожив большевиков, сатира становится все более злой и в отношении тех, кто непосредственно находится у власти. Начав с относительно незлобивых комплиментов Керенскому, осенью его уже изображают не Наполеоном и работягой, который день и ночь трудится, а "слабым главноуговаривающим". То есть человеком, который много говорит и ничего не делает. А в сентябре выходит журнал "Бич", на обложке которого изображен жалкий Керенский, убегающий от генерала Корнилова, ощетинившегося штыками и подпись с явным намеком: "…Теперь - просто - ни сесть, ни стать: всего исколол такой-сякой… и даже без кокаина!"

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

rg.ru

Ленин глазами современников

В день рождения вождя мирового пролетариата "Историческая правда" вспоминает каким изображали Ленина его современники. Поскольку при жизни Ленина не было нарисовано ни одного его портрета, мы вспоминаем карикатуры на Ильича, к которым сам вождь относился с юмором.        

Первую карикатуру на Ленина нарисовали еще однопартийцы - произошло это на II съезде РСДРП, где произошёл раскол членов партии на большевиков и меньшевиков, и статьи Ю. О. Мартова "Вперёд или назад" с подзаголовком "Вместо надгробного слова", обозначающим «политические похороны» Ленина. Автором карикатуры стал П. Н. Лепешинский, изобразивший знаменитый сюжет "Мыши хоронят кота" и Ленина в роли будто бы мёртвого кота, вокруг которого пляшут торжествующие мыши — Мартов, Троцкий, Дан и прочие меньшевики, а также и «премудрая крыса Онуфрий» — Плеханов. Следующие рисунки рассказывают, как Ленин взялся за расправу с меньшевистскими мышами и тем пришлось туго: бойкий мышонок Троцкий, который откалывал канкан, воротился домой без хвоста; Дан вместе с Мартовым достались Мурлыке на завтрак. А «премудрая крыса Онуфрий» — Плеханов, защемив хвост между дверьми, повис над бочонком с диалектикой, где обычно находил себе приют, как только ему приходилось круто. И кончился пир их бедою!"

Лепешинский вспоминал: "Окружающие товарищи нашли идею карикатуры настолько удачной, что потребовали от автора перерисовать карикатуру литографскими чернилами, чтоб в количестве нескольких тысяч экземпляров пустить её в обращение среди партийной публики".

Затем за Ильича взялся Николай Бухарин - будущий главный редактор "Правды".

Карикатура из журнала "Стрекоза", май 1917 года. 

Возвращение Ленина из эмиграции в апреле 1917 года не прошло незамеченным - на него тут же обрушились едкие перья карикатуристов. Впрочем, по сравнению с злобными шаржами на других политических деятелей того времени, можно сказать, что Ленина почти и не замечали - карикатуры на него можно пересчитать на пальцах одной руки. 

Рисунок Дмитрия Мора. 

Рисунок из журнала "Пугач", 1917 год.  

Точно также Ленина не замечали и на Западе, хотя "свободолюбивые художники" извели цистерны чернил и красок обличая Государя Николая II - своего союзника по Антанте. Даже февральский военный переворот и смещение императора стали поводом для злобных шуток. Приход же к власти большевиков бывшие "союзники" России постарались поначалу не заметить. 

Карикатура из американского "Liberator Magazine", июль 1918 года.

Карикатура из американского "Liberator Magazine": большевики - они же как дети! 

После Гражданской войны западные карикатуристы прозрели: оказывается, власть большевиков держится на штыках! 

 Рисунок 1920 года: оказывается, Ленин хочет захватить весь мир!

Карикатура из журнала "Панч": Ленин и Благотворительность. Ленин: - А! так вы прошли на мой призыв спасти Советскую республику! Благотворительность: - Нет, я пришла спасти жителей Советской республики - от вас самих и вопреки вашему призыву!" 

Даже у белогвардейцев объектом сатиры чаще становился Троцкий нежели Ленин. Чаще - Ленин и Троцкий - похоже, идеологи Белого дела воспринимали Ленина только как марионетку "сионистского" заговора и германского генштаба. 

Плакат Ростовского-на-Дону отдела пропаганды Добровольческой армии.   

Рисунок из журнала "Сатирикон"

Даже союзники-эсеры воспринимали "ленинцев" как временное явление, как безответственных демагогов  и болтунов.        Дмитрий Моор перековался. Рисунок "Ильич выздоровел", 1922 год.

В ответ же Ленин приказал публиковать карикатуры на себя, что бы показать. что он не боится насмешек и сатиры. Правда, нарисовать их не успели - после третьего инсульта в марте 1923 года умирающий Ленин окончательно отошёл от политической деятельности. Началась ожесточенная борьба за власть между ближайшими соратниками Ленина, в которой враждующие стороны широко апеллировали к традиционному среди большевиков авторитету Ленина. Бурный рост культа вокруг его имени с этого времени стал неудержимым; в том же 1923 году впервые появилось понятие "ленинизма" - как цельного учения, идейно развивающего марксизм. И шутить над основоположником "ленинизма" стало смертельно опасно. 

www.istpravda.ru

Ленин глазами современников-карикатуристов. - О жизни понемногу

Познавательные картинки, о многом говорят....

Первую карикатуру на Ленина нарисовали еще однопартийцы - произошло это на II съезде РСДРП, где произошёл раскол членов партии на большевиков и меньшевиков, и статьи Ю. О. Мартова "Вперёд или назад" с подзаголовком "Вместо надгробного слова", обозначающим «политические похороны» Ленина. Автором карикатуры стал П. Н. Лепешинский, изобразивший знаменитый сюжет "Мыши хоронят кота" и Ленина в роли будто бы мёртвого кота, вокруг которого пляшут торжествующие мыши — Мартов, Троцкий, Дан и прочие меньшевики, а также и «премудрая крыса Онуфрий» — Плеханов. Следующие рисунки рассказывают, как Ленин взялся за расправу с меньшевистскими мышами и тем пришлось туго: бойкий мышонок Троцкий, который откалывал канкан, воротился домой без хвоста; Дан вместе с Мартовым достались Мурлыке на завтрак. А «премудрая крыса Онуфрий» — Плеханов, защемив хвост между дверьми, повис над бочонком с диалектикой, где обычно находил себе приют, как только ему приходилось круто. И кончился пир их бедою!"

Лепешинский вспоминал: "Окружающие товарищи нашли идею карикатуры настолько удачной, что потребовали от автора перерисовать карикатуру литографскими чернилами, чтоб в количестве нескольких тысяч экземпляров пустить её в обращение среди партийной публики".

Затем за Ильича взялся Николай Бухарин - будущий главный редактор "Правды".

Карикатура из журнала "Стрекоза", май 1917 года.

Возвращение Ленина из эмиграции в апреле 1917 года не прошло незамеченным - на него тут же обрушились едкие перья карикатуристов. Впрочем, по сравнению с злобными шаржами на других политических деятелей того времени, можно сказать, что Ленина почти и не замечали - карикатуры на него можно пересчитать на пальцах одной руки.

Рисунок Дмитрия Мора.

Рисунок из журнала "Пугач", 1917 год.

Точно также Ленина не замечали и на Западе, хотя "свободолюбивые художники" извели цистерны чернил и красок обличая Государя Николая II - своего союзника по Антанте. Даже февральский военный переворот и смещение императора стали поводом для злобных шуток. Приход же к власти большевиков бывшие "союзники" России постарались поначалу не заметить.

Карикатура из американского "Liberator Magazine", июль 1918 года.

Карикатура из американского "Liberator Magazine": большевики - они же как дети!

После Гражданской войны западные карикатуристы прозрели: оказывается, власть большевиков держится на штыках!

Рисунок 1920 года: оказывается, Ленин хочет захватить весь мир!

Карикатура из журнала "Панч": Ленин и Благотворительность. Ленин: - А! так вы прошли на мой призыв спасти Советскую республику! Благотворительность: - Нет, я пришла спасти жителей Советской республики - от вас самих и вопреки вашему призыву!"

Даже у белогвардейцев объектом сатиры чаще становился Троцкий нежели Ленин. Чаще - Ленин и Троцкий - похоже, идеологи Белого дела воспринимали Ленина только как марионетку "сионистского" заговора и германского генштаба.

Плакат Ростовского-на-Дону отдела пропаганды Добровольческой армии.

Рисунок из журнала "Сатирикон"

Даже союзники-эсеры воспринимали "ленинцев" как временное явление, как безответственных демагогов  и болтунов.

Дмитрий Моор перековался. Рисунок "Ильич выздоровел", 1922 год.

В ответ же Ленин приказал публиковать карикатуры на себя, что бы показать. что он не боится насмешек и сатиры. Правда, нарисовать их не успели - после третьего инсульта в марте 1923 года умирающий Ленин окончательно отошёл от политической деятельности. Началась ожесточенная борьба за власть между ближайшими соратниками Ленина, в которой враждующие стороны широко апеллировали к традиционному среди большевиков авторитету Ленина. Бурный рост культа вокруг его имени с этого времени стал неудержимым; в том же 1923 году впервые появилось понятие "ленинизма" - как цельного учения, идейно развивающего марксизм. И шутить над основоположником "ленинизма" стало смертельно опасно.

"Историческая правда"источник

А потом из него сделали икону вождя трудового пролетариата...

rurik-l.livejournal.com


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта