Главный редактор журнала speech: — о новом номере. Журнал спич
Разговор о форме: новый профессиональный журнал speech: :: Статьи
Новый журнал speech: — это основательный массивный том, занятый иллюстрациями наравне с убористым текстом. Он наполнен и даже точнее будет сказать — он переполняется информацией, чем оправдывает английскую расшифровку своего названия. Спич, как известно — это речь. Две точки после слова в логотипе журнала подчеркивают этот смысл: спич — написано на обложке, далее открываем и идет собственно рассказ, подробный, логично выстроенный, очень «собранный» и целенаправленный. Рекламы нет (sic!). А есть: развернутое вступление к теме, раскрывающие эту тему статьи о российских и зарубежных постройках, полный английский перевод по ходу, в конце публикации исторических текстов.

Главная особенность журнала speech: состоит в том, что он учрежден практикующими архитекторами — руководителями одноименной мастерской, образованной два года назад путем объединения бюро Сергея Чобана и мастерской «С.П.Проект» Сергея Кузнецова и Павла Шабурова: упомянутое двоеточие также призвано отличать логотип журнала speech: от мастерской SPeeCH. Можно подумать, что с появлением журнала сочетание букв, заложенное в имени мастерской как будто бы окончательно реализовало заложенный в него смысл.
И это — самое интересное, потому что учреждение профессионального журнала руководителями архитектурной мастерской — дело необычное, совсем нечастое, я бы даже сказала из ряда вон выходящее. Вторая его особенность, очевидная при чтении первого номера — заявка на разговор о пластике, почти что о «чистой форме». Третья особенность происходит из сочетания первой и второй: тема журнала — орнамент, одна из главных в российской архитектурной практике Сергея Чобана. Нельзя сказать, что орнаментальных мотивов здесь не было до Чобана, но именно с его появлением в России орнаментальные фасады стали темой. Лучше всего известны петербуржские Лангензипен и дом Бенуа, однако SPeeCH в Москве спроектировал уже два таких дома — офисный центр на Можайском валу и «Византийский дом».

В журнале тема рассматривается широко: вехи истории орнамента в русской архитектуры отмечает в своей статье профессор Владимир Седов, Бернхард Шульц обнаруживает «тайный орнамент» в архитектуре классического модернизма. В конце номера опубликован текст известной статьи Адольфа Лооса «Орнамент и преступление». Вероятно, что изгнание узоров из архитектуры стало следствием неправильного прочтения этого эссе — и таким образом публикация ключевого для темы «источника» разрешает длинную цепь споров, начатых сто лет назад. Дискуссия, однако, продолжается — и к ней журнал стремится привлечь как российских, так и зарубежных архитекторов практиков. Так, в рубрике «За и против» об орнаменте рассуждают два внешне очень похожих друг на друга архитектора с различными, хотя и не противоположными позициями — Кристоф Лангхоф и Николай Лызлов.
Основное содержание журнала — обзор орнаментальный тенденции в рамках неомодернизма. Это если не антология, то уж во всяком случае хрестоматия новейшего орнаментального модернизма. Тема, как говорится, раскрыта по классическим канонам — явление описано, проиллюстрировано, пунктиром показана традиция, к которой оно относится, и обозначены перипетии его развития на протяжении прошедшего века. Такой том хочется давать студентам — он профессионально закрывает некоторой пробел в знаниях.

Таким образом, архитекторы, разрабатывающие тему орнамента в своих проектах, инициировали искусствоведческое исследование этой темы и преспокойно встали в ряд, не выпячиваясь (из работ Сергея Чобана подробно рассмотрена только одна), но и не смущаясь соседством. Эта ситуация также необычна, потому что как правило московские архитекторы не очень любят сопоставлений. Настоящий модернист-радикал как будто бы должен постоянно придумывать нечто принципиально новое. Новое получается крайне редко, что само по себе совершенно нормально, но нынешние авторы в большинстве все же не любят сопоставлений. Хотя есть исключения, и их становится все больше. Журнал speech: — исключение в квадрате, здесь архитекторы не только не чураются сопоставлений, а много более того — создают профессиональное издание, в котором искусствоведы и критики занимаются изучением актуальной для архитекторов темы.
Прежде всего это говорит о твердой уверенности в полноценности своего творчества — уверенности в том, что будучи поставлено в ряд, оно займет там достойное место. С другой стороны, этот подход — признак не-модернистского (может быть пост- или нео-модернистского) отношения к ситуации — недаром во вступлении написано о потребности восстановить давно прерванную традицию. Традицию поиска корней и определения своего места в ряду современных тенденций. Что — и это необходимо подчеркнуть — никак не связано с традиционализмом или консерватизмом как таковыми; здесь скорее можно говорить о поисках нового прочтения старой темы.

Собственно тема — орнамент, неисчепаема и говорить о ней можно бесконечно. Начав, например, с того, что орнамент это первая форма изобразительного искусства и одновременно письма, в нем есть ритм и высокая степень абстракции — обобщения. Поэтому неудивительно, что именно орнамент оказался наиболее простой и естественной формой привнесения изобразительности в модернистскую архитектуру. И насыщения этой архитектуры смыслом. Строго говоря, есть три основных пути «осмысливания» модернистской архитектуры — искать смысл в простых формах как таковых, создавать крупную «говорящую» форму (на что-то похожую) и — покрывать поверхности рисунками. Последний путь наименее пластичен, он работает по части дематериализации поверхности (наряду с блеском стекла), зато наиболее насыщен информационно.

Безусловно, это выглядит очень основательно. Но все же самое интересное в этом журнале — то, что он часть осмысления живого творческого процесса, его почему-то хочется понять как разновидность манифеста, сделанного с немецкой основательностью, французской элегантностью и русской увлеченностью.
Журнал будет выходить два раза в год. Не все номера будут посвящены разбору таких «формальных» тем, как орнамент. Вероятно, далее последует журнал, посвященный взаимоотношению современного проектирования и памятников архитектуры — рассказывает главный редактор speech: Ирина Шипова. Однако основные особенности издания будут сохраняться: каждый номер будет стремиться максимально раскрыть какую-то одну тему, актуальную для современной архитектуры, рассмотреть наиболее интересные воплощения темы в русской и зарубежной архитектуре, а темы будут связаны с той частью профессии архитектора, которая дает основания считать ее искусством (а не только частью торговли квадратными метрами).

Такой подход востребован профессионалами — это заметно хотя бы потому, что на презентации журнала в музее архитектуры присутствовали известные московские архитекторы и немецкий архитектор Кристоф Лангхоф. Презентацию сопровождал «телемост» — лекция архитекторов Астрид Кляйн и Марка Дайтэма, работающих в Токио. Также была открыта выставка фотографий Юрия Пальмина, организованная фотоагентством «Формат».
Выставка называется «Орнаментальные фасады Москвы» и представляет 9 из 12 фотографий, сделанных Юрием Пальминым для первого номера журнала speech:. Фотографии, как всегда, хороши и представляют собой подборку характерных образцов фасадного орнамента для разных периодов — от эклектики через модерн и далее вплоть до «скрытого орнамента» классического модернизма. В журнале фотографии Пальмина становятся еще одним, альтернативным способом подачи истории архитектурного орнамента. В музее они становятся «вторым фасадом», который и убирать-то жалко.

Фотографии размещены прямо во дворе музея (там же была и презентация) — они напечатаны на пластиковой сетке, которой затягивают строительные леса и натянуты на металлические конструкции высотой больше двух метров. Таким образом перед стеной дома Талызиных возникает плоскость, несущая на себе экспозицию, посвященную фасадам — второй фасад, фасад-дубль. Это эффектно и для музея необычно, поэтому на экспозицию стоит взглянуть. Выставка проходит в рамках московской архитектурной биеннале и продлится до 23 июня.
Оригинал статьи доступен на сайте archi.ru
archspeech.com
— о новом номере :: Статьи

Четырнадцатый номер журнала speech: посвящен едва ли не самой яркой и жизнерадостной теме из всех возможных в современной архитектуре — объектам для детей. Подрастающее поколение сегодня как никогда раньше находится в центре внимания архитекторов и градостроителей, что, в общем, не удивительно для эпохи, когда инвестиции в человеческий потенциал признаны самыми перспективными. Своего максимального разнообразия сегодня достигла, прежде всего, сама типология архитектуры для детей — за развитие таких бесценных навыков, как любознательность, креативность и умение коммуницировать, теперь отвечают не только привычные детские сады и школы, но также всевозможные образовательно-досуговые центры, музеи, библиотеки, специально организованные общественные пространства и, конечно, игровые площадки. И подбирая объекты для этого номера, мы в первую очередь стремились отразить именно многообразие создаваемых сегодня построек для детей — под нашей яркой обложкой можно найти и школы (например, многофункциональный школьный комплекс в Париже бюро Atelier Phileas, попавший на обложку этого номера), и игровые площадки (Виллем Аугустин парк бюро Carve в Амстердаме), и детскую библиотеку (библиотека Ninos Conarte в Монтеррее архитектурного бюро Anagrama), и центр вакцинации для детей в Кении (арх. SelgasCano), где вопрос здоровья маленьких граждан, увы, до сих пор остается намного более приоритетным и острым, чем вопрос образования.

Не менее важным принципом отбора проектов и тем для публикации в «детском» номере стал географический — мы стремились охватить достаточно много стран для того, чтобы показать широкую палитру подходов к решению детского вопроса. Есть здесь и США, и Мексика, и уже упомянутая Африка, и самые разные страны Европы. При этом как-то сам собой сложился очень представительный скандинавский блок. Несколько датских построек для детей упомянуты и в «Теме номера» (например, замечательный детский сад Forfatterhuset в Копенгагене бюро COBE, фасады которого кажутся собранными из элегантных деревянных реек, хотя на самом деле это кирпич), а в рубрике «Среда» отдельные тексты посвящены финским и норвежским объектам для самых маленьких. За подготовку последнего материала я хочу особо поблагодарить Отдел культуры посольства Норвегии в России и Норвежский центр дизайна и архитектуры, которые очень живо и неформально откликнулись на тему нашего четырнадцатого номера. Главным же героем номера и его презентации, прошедшей 22 мая в Культурном центре ЗИЛ, стала архитектор Дорте Мандруп, обладатель медали С. Ф. Хансена, высшей архитектурной награды Дании. Проекты в сфере образования занимают в её портфолио особое место: помимо традиционных детских садов и школ, архитектор успешно работает на стыке типологий, создавая многопрофильные культурно-образовательные центры. Именно о них Дорте Мандруп рассказала на лекции под названием Move/Play/Learn, которую прочитала на презентации номера speech: детям.


Особое место в номере журнала speech:, по традиции, занимает Москва. C одной стороны, мы в принципе всегда выбираем темы, актуальные именно для российской архитектуры, и трудно спорить с тем, что в нашей стране детские постройки на протяжении многих лет воспринимались исключительно как синонимы чего-то однообразно-унылого. С другой, именно Москва первой взялась менять эту ситуацию, сделав качество архитектуры объектов для детей одним из основных приоритетов своей градостроительной политики. Сегодня столица переживает настоящий бум строительства школ и детских садов нового поколения и, возможно, порой делает это даже чересчур кричаще и ярко, закономерно реагируя на недавнее повсеместное засилье серости и крупных железобетонных панелей. Уверена, со временем палитра построек станет более выдержанной и приглушенной — в конце концов, это лишь первый шаг по направлению к инновационной образовательной среде, и мы надеемся, что наш новый номер станет для московских и российских архитекторов хорошим подспорьем на этом пути, полезным справочником по интересным решениям в данной сфере. С особой гордостью хочу отметить, что одна из построенных в России школ — школа № 14 в Пушкино по проекту бюро ADM, — вошла в нашу основную рубрику «Объект», где чаще всего публикуются произведения зарубежных архитекторов. И ещё один знаменитый московский объект стал героем нашей ретроспективной рубрики «Галерея» — Дворец пионеров на Воробьевых горах, про который написала искусствовед Анна Броновицкая.
archspeech.com
— о новом номере :: Статьи

Новый весенний номер архитектурного журнала speech, шестнадцатый по счету, посвящен теме «Местное/Vernacular». Под этим термином мы понимаем и совокупность сложившихся в том или ином регионе архитектурно-строительных традиций, и те материалы, в которых они воплощались и продолжают воплощаться в реальность. В своем чистом виде вернакулярная архитектура, конечно, осталась в прошлом (и исторический обзор Анны Броновицкой это весьма убедительно доказывает), однако найденные ею безошибочные в своей точности рецепты технологий и материалов сегодня вновь чрезвычайно актуальны — в контексте требований по устойчивому развитию. И хотя под экологичностью построек принято в первую очередь понимать сокращение объемов выброса СО², не менее существенным «зеленым» свойством зданий являются их долговечность и уместность в контексте. Приоритетное использование местных материалов имеет и экономическое значение, а также выполняет важную культурно-образовательную миссию, не только пропагандируя наследие региона, но и делая новостройки интуитивно более понятными и близкими их будущим пользователям.
Все это заставляет нас считать «Местное» одним из самых значимых трендов современной архитектуры, способным сделать ее развитие более гармоничным и при этом по-настоящему многообразным. То, как он проявляет себя в зодчестве XXI века, мы исследуем, по своей хорошей традиции, на самом широком примере объектов — постройках Испании, Франции, Швейцарии, Ирана, Африки, Скандинавии и, конечно, России.


Начиная с этого номера, мы ввели новый формат авторского высказывания — колонки, которые по сути своей являются развернутыми репликами на заданную тему, в данном случае — вернакулярной архитектуры в ее современном воплощении. В этом номере их для нас написали архитекторы — из разных стран (Дании, Германии и России), но, тем не менее, представители одной и той же профессии, хотя взгляды, высказанные ими, порой диаметрально противоположны. В будущем же мы планируем давать слово представителям разных профессий, задействованных в процессе реализации архитектурных объектов.
И, конечно, мы продолжаем делать очень обстоятельные беседы с ведущими архитекторами мира. Героями этого номера, например, стали знаменитый Питер Айзенман, рассказавший на примере своего Галисийского города культуры в Сантьяго-де-Компостела, что использование местных материалов еще не делает архитектуру вернакулярной, а обусловленность архитектуры местом еще не гарантирует ей статус «местной», а также Райнер Махламяки, самый, пожалуй, известный и заслуженный архитектор сегодняшней Финляндии, который выступил на презентации speech:16 с лекцией о современной деревянной архитектуре.
С особой гордостью хочу вспомнить о том, что в рамках XXI Международной выставки архитектуры и дизайна Арх Москва состоялась не только презентация speech: местное, но и были представлены две экспозиции по следам этого номера.


Во-первых, это проект speech: norway — совместно с Посольством Норвегии в России мы показали фотовыставку «Национальные туристические дороги Норвегии». Так называется уникальная государственная программа, которая реализуется в Норвегии на протяжении последних 15 лет, — она направлена на развитие туризма и создание удобной инфраструктуры на протяжении всех маршрутов, которыми люди путешествуют по стране, и каждый из этих объектов, будь то туалет, смотровая площадка или информационный павильон, построен по индивидуальному и самобытному архитектурному проекту. Программа каждые несколько лет обновляет пул архитекторов, с которыми работает, а те, с кем она в свое время начинала, давно стали звездами международного масштаба (например, Снохетта или Реульф Рамстад). Нам показалось, что сама эта история — очень яркий пример того, как местная архитектура может развиваться на государственном уровне (и именно поэтому один из объектов программы вынесен на обложку speech: местное). Выставка запечатлела самые яркие постройки Маршрутов, и для ее показа была придумана, как мне кажется, столь же эффектная инсталляция по проекту архитекторов Сергея Чобана и Андрея Перлича, создавшая своего рода пространство в пространстве.
И второй проект — это «Среда сосуществования» фотографа Дмитрия Чебаненко, исследовавшего современное урбанистическое воплощение вернакуляра — то, как жители современного Еревана сами перестраивают и достраивают дома, превращая типовое жилье в совершенно нетиповое. В журнале подборка работ Дмитрия Чебаненко опубликована в рубрике «Галерея», завершающей номер speech: местное.
Кстати, начиная с прошлой недели, электронную версию нового номера можно скачать через приложения App Store и Google Play.
Архи.ру: speech: местноеarchspeech.com








