Странник (духовный журнал). Журнал странник
Журнал «Странник» за 1860 год
26.11.2015
В руки историка-архивиста Людмилы Михайловны Захаровой попала подшивка православного журнала «Странник» за 1860 г. Некоторые статьи из этого безценного собрания, Людмила Михайловна любезно предоставила для библиотеки нашего сайта, дополнив своим предисловием. Особую актуальность представляет Письмо Трипольского митрополита Софрония к проживающему в Петербурге сирийскому иеромонаху Агапию о мученической кончине сирийских христиан в 1860 г.
Мой знакомый, проходя через московский двор, увидел однажды лежащие на земле, рядом с контейнером для мусора, книги, которые небрежно перебирал рабочий из Узбекистана. Книг было много, но руки знакомого были заняты личными вещами и он смог взять только две, наиболее заинтересовавшие его. Это - Священные книги Ветхого Завета в русском переводе за 1906 г. и подшивка православного журнала «Странник» за 1860 г. Еще не так давно, в советские времена, подобные духовные издания для личной библиотеки не только на помойке, но и в букинистических книжных магазинах невозможно было найти. С какой бы радостью любой храм или духовное учебное заведение сейчас бы приняли подобный дар!
На обороте старинного переплета журнала черными чернилами сделана следующая запись: «1863 года в день Благовещения Пресвятой Владычицы Богородицы мне было очень скучно. М.Т.». Мы можем предположить, что полтора века назад неизвестный нам «М.Т.» от скуки открыл его, пролистал несколько страничек и не смог оторваться от душеполезного чтения, в результате которого и появилась эта запись. Примерно так случилось и со мной. Только не от скуки, а с благоговейным чувством листала я безценную подшивку, датированную 1860 г. Именно этот год стал датой рождения журнала. К сожалению, в подшивке собраны номера только за второе полугодие - с июля по декабрь включительно.
На обложке читаем: «Странник. Духовный учено–литературный журнал, издаваемый священником, магистром Василием Гречулевичем. 1860 г. Июль. Санкт-Петербург».
Первый редактор и издатель его Василий Васильевич Гречулевич (1822-1885 гг), родился на украинском Подолье. После окончания С.-Петербургской духовной академии в 1847 г. ему предопределен был путь законоучителя. Первоначально – в Гатчинском сиротском институте, с принятием священного сана в 1849 г. – в Николаевском сиротском институте, с 1860 г. – в Императорском воспитательном обществе. В это же время он начал издавать свой журнал.
Овдовев, прот. Василий Гречулевич в 1876 г. принял монашеский постриг с именем Виталий и вскоре был возведен в сан архимандрита; с 1879 г. – Епископ Острожский, викарий Волынской епархии (Украина), с 1882 г. и до кончины в 1885 г. - Епископ Могилевский (Белоруссия).
Основанный им в XIX веке журнал «Странник» в наступившие времена новых вольнодумных веяний, предвестников октябрьского переворота, стал горящей свечой Православной веры, распространявший религиозное просвещение. В 1917 г. новой революционной властью «Странник» был закрыт. Возобновлен как православный историко-литературный журнал в 2008 г. в г. Смоленске.
По страницам журнала «Странник» за 1860 г.
О храме Божием:
«Без храма христианину ни жить, ни умереть невозможно; храм нужнее нам, чем наши домы; без храма Божия жители всякого селения более жалки, более несчастны, нежели человек бездомный…
В домах своих мы обыкновенно находим убежище от зноя и холода, от вьюг и непогод, вредных для нашего здоровья; а в храме Божием мы можем укрыться от геенны огненной, от холода адского, от житейских треволнений, могущих увлечь нашу душу в вечную погибель.
В домах наших приготовляется нам пища, утоляющая голод только на короткое время, и употребляемая нами для поддержания только телесной нашей жизни; а в храме Божием предлагается нам такая небесная снедь, такое небесное питие, которыми насыщается душа, и насыщается на веки для жизни блаженной…
Здесь, в храме Божием, говорят с нами великие угодники Божии примерами своей святой жизни, предлагаемые нам в церковных песнопениях, и поучают нас тому, как и мы должны угождать Господу Богу. Здесь – в храме Божием – силы небесные с нами невидимо служат и вместе замечают, кто как из нас стоит в церкви, кто как молится Богу; и наши усердные моления, наши сердечные молитвенные вздохи переносят на небо к Богу, ходатайствуя пред Ним об исполнении наших прошений. Здесь сам Бог беседует с нами, изрекая нам волю свою в писаниях св. Пророков, Апостолов, Евангелистов и Отцов церкви и научая нас, что нам в жизни полезно и что вредно… (Из статьи прот. Иоанна Антизитрова (г.Скопин) «Поучение к простому народу по случаю сооружения и освящения нового храма в селе Невзорове». Июльский номер).
Наставления архимандрита Агапита (1805 – 1849) своим духовным чадам «мнящихся быть и почитаемых от людей великими и благородными»:
«А как многих из нас Господь спасает через скорби, то и должны быть такие люди, чрез которых бывает нам скорбь. Однакож нам не следует винить их, потому что не они навели на нас скорбь: она определена для нашего спасения самим Господом. Следовательно, мы не остались бы без скорби, когда оскорбляющих и не было».
«Занимаясь спасением своей души променяй благородство твое на рабство Иисусу Христу и будь всем слугою; не отказывайся во всякое время послужить кому бы то ни было, не жалей ни силы, ни здоровья, ни покоя, благотвори, чем можешь, членам Христовым – всем христианам; утешь всякого, нуждающегося в твоем утешении. Смирение в том и состоит, когда человек считает себя грешнее всех, никого не унижает и не осуждает, внимает лишь себе, не ищет богатства, похвалы, славы, чести, считая себя вовсе недостойным этого; когда мужественно терпит уничижение, брань, укорение, признавая себя в сердце своем заслужившим это; когда со всеми обходится радушно и всякому готов служить с любовию; когда не видит добрых своих дел и не говорит о них без нужды» (Из статьи Александра Соколова (г.Тверь) «Воспоминания об отце Архимандрите Агапите, настоятеле Нилостолбенской пустыни Тверской епархии». Сентябрьский номер).
Описание внешнего вида Спасителя в письме иудейского проконсула Публия Лентула к сенату Римскому (при царе Ироде):
«Иисус Христос имел высокий и стройный стан; вид Его исполнен величия и сильно действует на всех; так что взирающие на Него не могут не любить Его и вместе не чувствовать особенного к Нему благоговения. Волосы Его цвета ореха созрелого, без блеска, и гладки до ушей, а от ушей до плеч и ниже кудрины и блестящи; посреди головы разделяются на две стороны по обычаю Назореев. Чело гладкое и чистое; на всем лице нет никакого пятна, и оно украшено легким румянцем, нос и уста правильны; бороду имеет такого же цвета, как и волосы на голове, густую, но недолгую, раздвоившуюся на конце. Его взгляд тих, величествен и приятен: глаза его небесного цвета, проникающие в душу и блестящие. Он весьма кроток и смирен, когда учит и увещевает, строг и величествен, когда обличает. В чертах Его выражается удивительная привлекательность, соединенная с величием. Никто не видал Его смеющимся, но часто видят Его плачущим. Рост Его высокий; руки прямые и Он часто воздевает их; плечи стройные. Говорит не много, но с важностью и каждое слово Его исполнено премудрости. Поистине сей Человек есть прекраснейший из всех человеков, и в Нем видна истина, в которой нет лести» (Из статьи прот Евфимия Остромысленского «Разговоры священника с молоканом». Декабрьский номер).
Письмо Трипольского митрополита Софрония к проживающему в Петербурге сирийскому иеромонаху Агапию о мученической кончине сирийских христиан в 1860г.:
«При настоящих событиях в Сирии, спешу, пока еще жив, проститься с тобою, хотя и на далеком разстоянии, а вмести и известить тебя о тех великих бедствиях, которые по допущению Божию, отяготели под злосчастным нашим отечеством… Вражда неверных против христиан в эту пору дошла до изступленного фанатизма и грозит совершенным истреблением христианского имени.
…Между запертыми в подвале было одно знакомое тебе семейство Журжус-азиса, известное своим благочестием и гостеприимством. Как бы в отмщение за христианские его добродетели, Друзы захотели излить на него всю свою ярость. Несчастного старца посадили на землю и дали ему в руки чубук, как будто желая угостить его и доставить какое-нибудь приятное зрелище. Потом стали выводить его сыновей одного за другим и пред глазами отца подвергать их страшным мучениям, - снимали с живых кожу, жгли и резали их по частям. Так погибло четверо из них. Когда же дошла очередь до пятого, самого старшего, мучители вырезали из плеча его кусок мяса и подали отцу, приговаривая: «Ты, кажется, давно не ел, теперь съешь это, чтобы не умереть тебе с голоду». После этого схватили они полуживого от горести и ужаса старца и умертвили его на трупах его детей. По особой милости Божией из всего этого семейства спаслись только двое: вдова Журжус-азиса и меньший сын ее.
… Христианам этих селений [Дараия и Арбин - в трех часах езды от Дамаска] жившие с ними мусульмане предложили на выбор, или отречься от христианской веры и остаться в живых, или подвергнуться смерти. Малодушные решились на первое, чтобы спасти свою жизнь и имущество. Тогда у них отняли жен и дочерей и вместо них дали им женщин мусульманок, а отнятых христианских женщин роздали мусульманам, чтобы таким образом легче было удержать несчастных в магометанстве. Те же из христиан, которые не согласились ценою своей веры купить себе жизнь, - а их, благодарение Господу, было не мало, - претерпели мученическую кончину.
…Были случаи, что неверные, в порыве фанатической ненависти ко всему христианскому и в особенности к кресту Господню, отпечатлевали раскаленным железом на лицах христиан это знамение нашего спасения…» (Письмо получено иеромонахом Агапием 29 июля 1860 г. Переведено им с арабского на русский язык для редакции журнала «Странник». Августовский номер: раздел «Современная хроника»).
О днях рождения мучеников:
«Как апостол Павел пред лицом смерти за дело Христово радовался сам и внушал радоваться другим подвижникам веры, так и Церковь, обливаемая кровью своих мучеников, ликовала и радовалась. Смерть мучеников была для Церкви торжеством веры, победоносным свидетельством Божественной силы и истины Христианства пред лицом язычества; а для самих мучеников – рождением их в жизнь вечную, небесную, внутренно сообразною с тою Божественною жизнию, которую живет свидетель верный, Первенец из мертвых (Апок. 1,5) Христос. Дни смерти мучеников, поэтому назывались днями рождения мучеников.
Тогда как язычник трепетал смерти, будто совершенного уничтожения или, по крайней мере, такого безотрадного существования в баснословном виде, какое хуже земных скорбей последнего поденщика, христианин видел в смерти и преимущественно в мученической смерти за Христа приобретение (Филип. 1,21), начало новой блаженно безсмертной жизни на небесах и говорил язычнику: «Мы совершаем память святых предшественников и друзей наших, которые умерли в вере, и не только радуемся упокоению, какого они достигли, но и просим вместе, чтобы и нас Бог сподобил такой же святой кончины. Мы празднуем не день рождения, потому что он есть начало скорбей и всех искушений, а день смерти как освобождение от всех искушений. Празднуем день смерти потому, что не умирают те, которые по-видимому умирают. Смерть мучеников только скрепляла тот союз любви, которым они во имя единой веры и надежды, связаны были на земле с прочими христианами…» (Из статьи Алексея Павлова.(г.Казань). Древние христианские праздники в честь мучеников». Июльский номер).
Людмила Захарова, историк–архивист.
pokrov.volkovichi.ru
Журнал Странника
Ну, собственно забравшись на Кара-Тюрек, тут же надо с него скатиться и попасть к Аккемскому озеру, в том месте где оно превращается в реку. Река довольно бурная, лично мне было довольно таки ссыковато на лошади через нее переезжать, так как коня реально сносило. На берегу кстати стоит домик, то ли метеостанция то ли что еще, и живущий там парень может перевести вас через озеро на лодке. Перебираться в любом случае надо, ибо именно на той стороне находится лучшее место для стоянки, откуда можно уже будет делать уже радиальные вылазки для осмотра окрестностей. А именно, встать нужно будет в долине Ярлу, на берегу одноименной реки.
Долина ЯрлуПервое,что поражает около Белухи, это количество людей. Летом там реально муравейник. Причем большинство иностранцы. Кого только нет: американцы, итальянцы, французы.... и все ищут энергию. Поначалу немного странно было, когда подходит к тебе человек и спрашивает "извините, вы духа не видели?", потом привыкаеш, просто тыкаешь пальцем в произвольном направлении и говоришь - туда пошел вроде. Мне тут же улыбнулась удача, на берегу реки быстро нашлась поляна метров 50 на 40, где стояла всего одна палатка. При разведопросе было установлено, что в палатке живут трое тетенек лет пятидесяти из Одессы, которые через три дня отсюда съезжают. Моя группа должна была прийти на четвертый день, тетеньки были не против, что я тут место забью, поэтому тут я и остался. Следующие три дня погода была просто отличная. Соседи тоже попались великолепные, стоит ли говорить, что за 3 дня не было съедено ничего с продсклада.Строго по расписанию я слышал крик "обедать!"... "ужинать!"... жаль что были они вегетарианками. В долине Ярлу собственно есть две достопримечательности. Первая это так называемый "Камень Мастер", к которому и стекаются эзотерические туристы. Представляет он из себя здоровенный булыжник на половину торчащий из земли. Считается, что через него в землю поступает энергия из космоса. По такому случают неравнодушные даже обложили камень внушительным забором из камней и настроили внутри периметра забора пирамидок. Уж не знаю каков тут смысл, но труда туда вложено немало.
Камень мастер. На нем медитируют люди. Иногда их там бьет истерика, от чего не знаю, но видел сам. По людям можно определить масштабы самого камня и забора вокруг него.
Второй достопримечательностью долины Ярлу является гора "Мать мира". В горе действительно просматривается женский профиль.Почему она мать мира к сожалению уже не помню.
Гора "Мать Мира"
Да и вообще, место, скажем прямо, райское. Вокруг полно голубой глины, которая полезна для желудка. Да и просто есть где походить, полазить, посмотреть....
























Продолжение следует...
strannik2472.livejournal.com
Странник (духовный журнал) - Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Странник.«Странник» — российский ежемесячный журнал для духовенства, выходивший в 1860—1917 годы.
История[ | ]
Основан в 1860 году протоиереем В. В. Гречулевичем. Затем редакторами состояли протоиерей В. И. и священник С. В. Протопоповы, А. Васильков и приват-доценты А. Пономарёв и Е. Прилежаев.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) в 1864 году критиковал журнал за «кастовость»:
| «„Странник“, журнал вредный для духовенства, как отделяющий его от народа в касту, и не только не укрощающий, но и разжигающий ненависть касты к прочим сословиям. Для овец оружие волков неестественно. Овцы покоряли волков любовию и кротостию, а если в дело пошли зубы, то овцам не устоять, особливо при нынешнем охлаждении мирян к религии, а паче к духовенству»[1]. |
Позднее издателем «Странника» стал профессор А. П. Лопухин (с 1899 года), редактором (с 1880 года) — профессор .
«Странник» сыграл большую роль в деле религиозного и богословского просвещения в России. Журнал был закрыт в 1917 году.
Возрождение журнала «Странникъ» началось в 2008 году в Смоленске, когда за дело взялась небольшая инициативная группа во главе с главным редактором Константином Забелиным. «Преемственность дореволюционной и современной редакций журнала прослеживается в программе, — записал после презентации Константин Забелин в своем ЖЖ. — Так, например, одним из ведущих направлений журнала „Странникъ“ стало формирование духовно-нравственного облика поколения. Публикуются слова, поучения, речи, беседы и другие нравоучительные произведения, рассказы, очерки, повести из прошлого и современного быта нашего духовенства, страницы из старой церковной периодики». Как СМИ он был зарегистрирован лишь в 2012 году[2][3].
Приложения к журналу «Странник»[ | ]
- Гречулевич В. В. Притчи Христовы: О немилосердном рабе; О милосердном самарянине, 1860
- Словарь к евангельскому повествованию (к т. 1), 1861
- Об образовании сельского простонародия, 1861
- Прозоровский Д. И. О хронологии 70 толковников (к т. 1), 1862
- Проповеди, 1863—1864
- Журнал «Чтение для детей», 1863—1864
- Газета «Современный листок политических, общественных и литературных известий», 1863—1869
- Много ли знает человек о Вселенной? / Пер. с нем. А. Ковальницкого, свящ. — 41 с. (июнь/июль), 1878
- Общедоступная богословская библиотека: Собрание лучших сочинений известнейших писателей богословов в русской и иностранной богословской литературе по всем отраслям богословского знания. — 32 вып., 1898—1913
- Толмачев И. В. Православное собеседовательное богословие или Практическая гомилетика. — 4 т. (Вып. 1-4 Общедост. богосл. б-ки), 1898
- История Христианской церкви в XIX в. — 2 т. (Вып. 6-7 Обшедост. богосл. б-ки), 1900—1901
- Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. — 12 т. (Вып. 5, 8-9, 12-13. 15, 18-19. 21, 23, 25, 27 Обшедост. богосл. б-ки), 1900—1911
- Фаррар Ф. В. Жизнь и труды свв. отцов и учителей Церкви. — 1 т.
- Фаррар Ф. Жизнь и труды св. Отцев и Учителей Церкви. Том 1. — (Вып. 10 Обшедост. богосл. б-ки), 1902
- Фаррар Ф. Жизнь и труды св. Отцев и Учителей Церкви. Том 2. — (Вып. 11 Обшедост. богосл. б-ки), 1903
- Христианство, наука и неверие на заре XX в. — 10 вып., 1902—1911
- Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: Т. 1-12 (Вып. 14, 16-17, 20. 24, 26, 28-32 Обшедост. богосл. б-ки), 1904—1913
- Муретов М. Д. Эрнест Ренан и его «Жизнь Иисуса», 1907—1908
- Баллард Ф. Чудеса неверия. — 1910
- «Памятники древнерусской литературы» с предисловиями и филологическими примечаниями
Примечания[ | ]
Литература[ | ]
encyclopaedia.bid











