Любимые журналы из прошлого: мы знаем, где их почитать в сети. Журналы 90
ДЕТИ ПЕРЕСТРОЙКИ: Что мы читали
Давайте попробуем вспомнить, ЧТО МЫ ЧИТАЛИ.
Чтение было вторым, после двора, развлечением советской детворы. Возможно, кто-то из вас возразит, посчитав, что на втором месте был телевизор. Но я бы не сказал, что мы часто его смотрели. Пара мультфильмов по 15 минут после "Международной панорамы" и "Спокойной ночи, малыши". Плюс к этому, в каникулы, по 1 часу очередной серии "Дети капитана Гранта" или "Гостья из будущего" . И всё. А кого-то в каникулы вообще угоняли в деревню, где строгие бабушка с дедушкой к телеку и вовсе не подпускали. Посему единственным легальным развлечением были книги, газеты и журналы.
Надо сказать, что советское телевидение даже как бы подогревало интерес к книгам. Ну кому не хотелось самому узнать, что стало с Робертом, когда его унёс кондор? Ну не ждать же завтра :) Так мы приходили к прочтению всего Жюль Верна. Книга за книгой: "Дети капитана Гранта", "2000 лье под водой", "Таинственный остров". А кто лично, без подсказки, после прочтения последней книги понял, что это есть связанная между собой история-трилогия? Лично я просто светился от счастья, когда это открытие посетило меня. Книги захватывали, уносили в другие миры, позволяли стать кем-то другим, прожить чью-то жизнь, получить чужой опыт. Редкие картинки в толстой книге заставляли воображение рисовать собственное видение сцен, описываемых там. Наверное, многие делали так: прочитав какое-то интересное место, откладывали книгу, закрывая глаза и представляя описанную сцену.
Моим любимым жанром была фантастика. Я запоем, по несколько раз, читал произведения советского фантаста Александра Беляева: "Звезда КЭЦ", "Голова профессора Доуэля", "Человек-амфибия", "Изобретения профессора Вагнера" и много другое. У нас дома был личный Беляев. Весь:
Вторым по "любимости" был Герберт Уэллс: "Война миров", "Человек-невидимка", "Остров доктора Моро". Эти три произведения входили в состав величайшего за всю историю советского книгоиздания сборника - "Библиотеки Всемирной Литературы":
Двести томов произведений периода от античности до современности. Уникальнейшее издание, которое так же у нас есть :) Отец любил книги и тратил много денег и времени, чтобы их добыть. Сдавал макулатуру, записывался в магазинах, стоял в очередях... Я выучился на этих книгах и совсем не нужно было ходить в библиотеку. В начале каждого тома были объёмные критические статьи, которые очень сильно помогали в последних классах при подготовке рефератов по литературе :)
Одной из вариаций "БВЛ" была серия "Классики и современники". Почти всё тоже самое, но только в меньших масштабах.
Уэллса отдельно поставил :)
Еще одной жемчужиной советского книгоиздания было это:
Это было нашей Википедией, нашим Интернетом.. Сколько времени провели мои одноклассники в библиотеках за списыванием очередной статьи из энциклопедии для доклада по химии, географии или биологии. Но мне опять повезло - у нас была своя личная энциклопедия. Все 30 томов, плюс какой-то ежегодник, который был совсем не интересный. В БСЭ было очень много картинок. Эти книги я так же очень любил, часами "подвисая" на страницах со змеями, рыбами, животными, жуками, камнями, мечами и картами мира.
Не думаю, что книги, прочитанные нами в детстве, можно включить в один или даже 10 обзоров. Я даже не буду пытаться вспомнить их все. Их было не просто много - они были как хлеб, вода и воздух, и разве можно посчитать, сколько мы выпили или съели за 10-15 лет?
А вот вспомнить, какие журналы и газеты читали мы и наши родители, вполне возможно. В СССР все всегда что-то выписывали. Кто-то больше, кто-то меньше, но каждый месяц в почтовый ящик опускалось как минимум два-три журнала, со стопкой еженедельных или ежедневных газет и писем от родных.
Обычно сознательное детство советского ребёнка начиналось вот с этого журнала:
Наверное, сложно вспомнить какой-то другой, более известный детский журнал. Даже само название и шрифт, которым оно было набрано, уже были весёлыми и интересными. Помните, как долго разглядывали эти буквы, прежде чем приступить к прочтению свежего выпуска? Да и на самих страницах можно было "залипнуть" надолго:
В "Картинках" было не очень много текста, поэтому, когда мы осваивали русский язык, нам начинали выписывать следующий журнал:
"Мурзилку" мне выписывали класса до 5-го. Крутые там были комиксы про Мурзилку, его собаку Тришку и злую волшебницу Ябеду Корябеду.
Это были не тупые комиксы про человека-паука, а наполненные новыми познаниями в области вычислительной техники.
В среднем школьном возрасте, когда на шее уже алел пионерский галстук, родители обычно выписывали журналы "Пионер", "Костёр" и газету "Пионерская правда".Мне больше всего нравился "Костёр". Помните, в конце там была рубрика "И все засмеялись"? Или она была в другом журнале? :) В "Костре" публиковали произведения юных поэтов, прозаиков и просто письма ровесников - так мы узнавали, как живут дети в других городах.
Журнал "Пионер" мы не выписывали. Кто может рассказать, о чём там писали?
А вот "Пионерку" я прочитывал всегда от "корки до корки".
Было приятно ощущать себя частью одной большой общины, с идеалами чести, добра и взаимопомощи.
Дети перестройки уже были готовы "к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза", но не срослось. :)
В "Пионерке" на последней странице я всегда находил порцию своей любимой фантастики. Почти всегда там был Кир Булычев, но иногда забегали и другие авторы.
Примерно в то же время мама стала выписывать мне журнал новой волны - "Трамвай". Он отличался от всех других какой-то демократичностью, свободой и бесшабашностью.
"Трамвай" - ты просто космос! Сколько нового я почерпнул с твоих страниц. :) Я даже что-то отправлял в редакцию - то ли отзыв, то ли ответы на конкурсные вопросы.Где-то ведь лежат эти журналы, пылятся.
Другие журналы мы не выписывали. Но у меня были старшие брат с сестрой, и им тоже что-то выписывали. К тому же тогда журналы обычно не сдавали в макулатуру, храня толстые подшивки на антресолях или в специальных комодах, как у нас:
В них лежали толстые стопки других популярных в СССР журналов.
Из тех, что хранились у нас, самым любимым у меня был журнал "Техника молодежи":
Я даже не хочу рассказывать, как он был интересен. Сколько там было про освоение космоса, про разные экспедиции, вроде поиска Тунгусского метеорита.
Все новинки советской промышленности, фантастические проекты новых городов, транспортных сообщений, идеи нашего "светлого будущего". О чём еще мог мечтать простой советский мальчишка?
А сколько там было моей любимой фантастики!
Характеристики советского и не только вооружения...
И планы, планы, планы на будущее.
А из "Моделиста-Конструктора" мы любили вырезать красивые и диковинные машинки, обклеивая ими обложки тетрадей и дневников.
Для ботаников тоже были свои журналы:
Мне не особо нравились всякие там цветочки, но про животных я читал с удовольствием. А еще оттуда можно было что-нибудь срисовать или вырезать для доклада по природоведению.Да, советские дети тоже писали посты с картинками. Только с помощью шариковой ручки, фломастеров и ножниц.
Для детей, у которых руки росли откуда надо, тоже были свои журналы. "Юный Техник" к примеру:
Это как "Бурда Моден", но для мальчиков.
Я тоже любил делать всякие летательные аппараты, но не по этим выкройкам, а по мастер-классам друзей :)Хотя один раз по инструкции из этого журнала сам выдолбил из бруска кораблик, который был назван "Аризоной", как в "Гиперболоиде инженера Гарина".
Дети старших классов читали популярный журнал "Юность"
и "Ровесник":
Иногда там можно было найти постеры кумиров, которыми закрывали потёртости на обоях :)
Я же, классе в 9-м люто подсел на подписную брошюру "Знак вопроса". Вот это было реальной пищей для воображения! Какие только темы там не освещали. И про тайну эксперимента с эсминцем "Элдридж", и про Тунгусский метеорит ("Что это было?"), и про космологическую теорию академика Козырева (что просто напрочь снесло мне в 10-11 классе крышу) и про многое другое, интересное и загадочное.
Когда я решил связать своё будущее с информатикой и мех-матом, то стал почитывать вот такой любопытный журналец:
В "Кванте" была не суровая математика, типа "для любого эпсилон больше нуля, существует дельта блаблабла...", а весьма интересные жизненные ситуации, описанные формулами. Что-то вроде "Занимательной физики" Перельмана. В то время я уже заканчивал 4й класс ЗФТШ при МФТИ и журнал был мне весьма полезен.
Следующие журналы я особо не читал, листая только картинки:
Журнал "Здоровье":
Женские журналы "Крестьянка"...
.. "Работница":
Женский журнал №1 в СССР - "Бурда Моден". Вроде бы его можно было только купить, но в основном он просто ходил по рукам, годами "оседая" у очередного владельца.
Он был окном в моду Европы. В СССР купить такие шмотки было просто нереально, поэтому старались успевать за европейскими модницами своими руками. Шили тогда все и каждый. А кто не шил сам, тот заказывал в ателье или знакомым. В прошлом году мне удалось побывать на родине этого журнала, в немецком городке Оффенбург.
А вот русский вариант "Бурды" - ежегодник "Вязание":
Журнал для родителей "Семья и школа":
А вот популярного "Огонька" у нас не было.
Так же как и "Крокодила":
Только в "Крокодиле" можно было найти весьма острые шуточки на злобу дня. Хотя тогда уже и была гласность, но журнал был очень популярен.
Журнал истинных библиофилов - "Роман-газета":
Обычно "Роман-газета" медленно заканчивала свои дни в деревенских туалетах. Читали её там от корки до корки.
Ну как же можно обойти вниманием "За рулём"?! Правда, "руля" в нашей семье долгое время не было, поэтому этот журнал я совсем не знал.
А теперь пройдёмся по советским газетам. Удалось вспомнить вот эти:
"Известия":
"Труд":
Ну как же, конечно же "Комсомольская правда"! Там были просто замечательные заметки натуралиста Василия Пескова, которые я всегда аккуратно вырезал и складывал
"Аргументы и факты":
Ну и суровая, советская "Правда". Сколько же правды было в СССР, и у каждого она была своя - у пионеров, комсомольцев и всех остальных.
На десерт решил оставить такие вкусняшки, как настольные игры из журналов. "Путешествие", правда, продавалась отдельно, но не вспомнить её было просто нельзя.
Только не плачьте...
Что я еще забыл?
А что ваша семья выписывала? А сейчас выписываете? В общем, вставляйте картинки журналов прямо в комментарии.
Это было разминкой. Следующие части будут наполнены более густой ностальгией, так что готовьте платки побольше! :)
Все части "Детей перестройки":Часть 1. Чем мы себя развлекалиЧасть 2. БЫТЧасть 3. ИГРУШКИЧасть 4. ЭЛЕКТРОНИКАЧасть 5. Как мы одевалисьЧасть 6. КОЛЛЕКЦИИЧасть 7. КОМПЬЮТЕРЫЧасть 8. Что пили наши родителиЧасть 9. Чем занимались на уроках
Большая просьба указывать ссылку на автора и источник при публикации!
alexio-marziano.livejournal.com
2. Газеты и журналы 90-х гг.
Главная страница
Банковское делоГосударственное управлениеКультурологияЖурналистикаМеждународная экономикаМенеджментТуризмФилософияИстория экономикиЭтика и эстетика
2. Газеты и журналы 90-х гг.
Газеты и журналы 90-х.гг. характеризуются более активным обсуждением политических вопросов, особенно внутренней жизни. Все слои населения имеют собственные издания, однако наиболее популярные из них адресованы образованным социальным группам. Прежде всего интеллигенции. - Журналы «Нива», «Русская мысль», «Русское богатство». • «Нива» (1870-1918) - еженедельный иллюстрированный литературный и научно-популярный журнал для семейного чтения. Один из весьма популярных в этот период в России. Издатель А.Маркс. Здесь печатались Гончаров, Толстой, Чехов, Лесков, Мамин-Сибиряк, Мережковский и другие. К нему имелось несколько приложений. В частности специальные детские - по возрастам. В них публиковались произведения известных детских авторов, в частности. Корнея Чуковского. В качестве бесплатный приложений к журналу издавались собрания сочинений русских и зарубежных авторов. Имел огромный тираж - 275 тысяч экземпляров. Закрыт был в 1918 г. • «Русская мысль» (1880-1918) - известное либеральное издание. Это наиболее интересное издание своего времени по составу сотрудников. Здесь печатались ведущие профессора Московского университета: Семеновский, Ключевский, Костомаров, Миллер и другие. Выступали крупные земские деятели, публиковались талантливые публицисты Головачев, Венгеров, Вас. Немирович-Данченко. После ссылки с ним сотруднича Чернышевский, редактировал отдел беллетристики Чехов. На страницах журнала увидели свет произведения Короленко, Чехова, Мамина-Сибиряка, Г.Успенского, Григоровича, Плещеева, Апухтина. Печатались произведения зарубежных авторов - Г.Сенкевича и Э.Ожешко. Номер обычно состоял из двух частей. Первой - литературной и научно-популяной; второй - публицистической. Журнал отрицательно относился к идеям марксизма, даже отклонил одну из статей Ленина. После революции 1905 г. стал органом кадетской партии. В 1918 г. был закрыт большевиками как реакционный. • «Русское богатство» (1876) - один из крупных журналов в России, он приобретает особое значение в 80-е гг.. когда издателями его становятся члены артели литераторов-народников, а затем литератор Л.Е.Оболенский. Это ежемесячное издание с философским, нравственно-религиозным уклоном. С 1892 г. издание переходит в руки публицистов-народников С. Н. Кривенко и Н.К.Михайловского. Особый интерес читателей вызвала полемика на страницах журнала с идеями марксизма, критика изданий «легального марксизма». В ней участвовали Михайловский и Струве. Затем они перешли к критике трудов Маркса, Энгельса, Плеханова. Но в целом издание носило демократический характер. Особенно этому способствовала публицистическая деятельность В. Г. Короленко. Здесь он впервые выступил в 1886 г. с рассказом «Лес шумит». Активно он сотрудничал в журнале в 1892-1894 гг. В 1895 г. он был утвержден одним из официальных издателей журнала. Журнал полемизировал с консервативными изданиями по поводу пережитков крепостной системы, широко освещали внутриполитическую жизнь страны. Они касались вопросов деятельности земств, произвола администрации, национальной политики, экономического положения низших слоев. Журнал встречал интерес в слоях инлеллигенции. Его тираж составлял в 90-е гг. 14 тысяч экземпляров. На его страницах печатались Достоевский и Л.Толстой, Андреев, Вересаев, Куприн, Бунин, Мамин-Сибиряк и другие. Журнал поддерживал писателей реалистического направления и критиковал сторонников чистого искусства и декадентства. После первой русской революции стал выразителем идей, промежуточных между эсерами и кадетами. То есть противником подпольной революционной деятельности, террора и сторонниками парламентских методов реформирования жизни и мирной тактики совершенствования общества. В 1914-1917 гг журнал выходил под названием «Русские записки». В 1918 г. вернулся к прежнему названию, но был закрыт по решению советской власти, как издание, начавшее бороться против диктатуры большевиков. - Публицистика А.П.Чехова. Чехов печатался в разных изданиях. Но основная деятельность, в том числе и редакторская. Связана с журналом «Русская мысль», где он редактировал отдел беллетристики. Первое время Чехов сотрудничал с юмористическими журналами и писал для них свои знаменитые юмористические рассказы. Которые подписывал «Антоша Чехонте». Уровень этих изданий не соответствовал взглядам Чехова и он был весьма неудовлетворен тем, что приходится писать именно для них. Дольше всего он сотрудничал с журналом «Осколки». Здесь писатель вел фельетонное обозрение «Осколки московской жизни», где обсуждались актуальные вопросы, в том числе положение печати. Он высмеивал журналистов-поденщиков, приспособленцев , лишенных былых благородных черт журналиста прошлого. В 1866 г. Чехов становится сотрудником газеты «Новое время». Он публикует здесь свои рассказы и статьи. Его заслугой является внедрение в журналистику особого жанра - небольшого рассказа-новеллы. Настоящим гражданским подвигом была длительная добровольная исследовательская поездка на остров Сахалин, превращенный властями в место каторги. Итогом стала документальная книга «Остров Сахалин», которая была опубликована в виде путевых заметок в журнале «Русская мысль». Она содержала точные сведения обо всех сторонах жизни на острове, о быте заключенных и поселенцев, об их содержании. Он пишет о тяжелом положении женщин и детей, о недостатках исправительной системы, о произволе местной администрации и недейственности законов, об экономической отсталости края при наличии больших природных богатств, об отсутствии там системы медицинской помощи. В этом произведении сочетаются спокойная точность исследования и публицистичность. Книга стала предметом общественного обсуждения и сильным обвинительным документом властей. Последние годы жизни сотрудничал со многими изданиями, в которых откликался на важнейшие события современной жизни. Критиковал толстовство, псевдонаучность и чванство некоторых ученых, осуждал теорию малых дел, протестовал против «мелочей жизни», делавших человека собственным рабом. Он остро чувствовал настроения и болевые точки общества и смело писал о них. Точно, ярко, художественно. Публицистика В.Г.Короленко. В основном, журналистская деятельность Короленко связана с журналом «Русское богатство». Она началась в 1878 г. Сначала он придерживался народнических взглядов. Затем отошел от них, но сторонником марсксистского подхода не стал. Его тематике - простые люди, крестьяне, рабочие, их жизнь, будни, народники и их судьбы. Он опровергает народнические иллюзии о равенстве людей в крестьянской общине, идиллическое представление о деревне как гармоническом оплоте русской самобытности, анализирует истинные причины крестьянского разорения. Много пишет о голоде 1892 г. Короленко придерживается взгляда. Что публицист должен активно вмешиваться в жизнь, стараться ее улучшить. Помочь, он не может быть сторонним наблюдателем. Особенно его возмущали публикации в прессе, где страшные события, например, казнь, описывались с бесстрастной точностью и детальностью. После поездки в Америку, издал цикл очерков, в которых рассказывал о реальной - трудной - жизни простых людей в этой стране: о безработице, нищете и бесправии работающих, о всемогуществе доллара. Повествует о трудной судьбе русских и украинских крестья-эмигрантов. Однако он признавал, что буржуазнодемократические порядки лучше самодержавно-крепостнических. Многие выступления в прессе были связаны с национальным вопросом и системой судопроизводства. В 1895 г. Короленко принял активное участие в судьбе крестьян-удмуртов, ложно обвиненных в человеческом жертвоприношении. Серия его судебных очерков обнажила злоупотребления в полицейской системе России. Вообще тема невинно осужденных - важнейшая в эти году у Короленко. Он опубликовал статью с обвинением французского правительства по знаменитому делу Дрейфуса. - Первые марксистские издания и рабочие газеты. Предшественниками этго типа изданий можно считать народнические и рабочие издания 70-х гг.: газеты «Работник» (1875), «Рабочая газета» (1880-1881), журнал «Земля и воля» массовое иллюстрированное издание «Русский рабочий» Газета «Рабочий» (1885). • Первой русской революционной рабочей газетой была «Рабочая заря» (1880). Это орган Северного союза русских рабочих. Главное содержание его выступлений - требование политических прав для народа и борьба за эти права. Но главная задача газеты - служить центром консолидации революционных сил, призывать к объединению ради строительства лучшего будущего. Основные публицистические методы - пропаганда и агитация, задача - организация революционного переворота. Во главе издания стоял Степан Халтурин, известный революционер-террорист, погибший в 1 882 г. Вышел единственный номер, большая часть тиража была арестована, разошлось лишь несколько экземпляров. • Газету «Рабочий» (1885) издавала в нелегальной типографии группа Благоева, представлявшая партию русских социал- демократов и «Союз труда». В ней сотрудничал Плеханов. Вышло два номера - в январе и в июле 1 885 г. Главная идея номера содержалась в передовой статье - «Чего недостает трудовому народу?» «Чего добиваться рабочему народу?» Ближайшая задача издания - борьба за политические свободы трудящихся, более отдаленная цель - распространение политических знаний, чтобы народ стал вождем в борьбе с неправдой и окончательная победа над угнетателями. Причем борьбе подразумевалась не только экономическая, но и политическая. Выпуск газеты приурочивался к каникулам студентов, чтобы они стали распространителями издания в провинции. Издание не получило должной поддержки в рабочей среде. • Нелегальная рабочая газета «Вперед» выходила в Киеве в 1896-1897 гг. • «Санкт-Петербургский рабочий листок» подцензурно выпустил два номера. Так же выходили местные социал-демократические провинциальные газеты в 90-х гг. • «Искра» - наиболее значимое из этих изданий. Это первая классовая партийная газета. Была органом социал- демократической партии. Выходила нелегально за границей, доставлялась курьерами в Россию. В ее редактировании и создании принимал активное участие В.И.Ленин. Главная цель издания - руководство рабочим движением и подготовка революционного восстания для свержения существующего строя - самодержавия. Однако газета очень быстро стала меньшевистской. Меньшевики придерживались менее радикальной программы, были сторонниками экономической борьбы. Большевикам во главе с Лениным пришлось организовывать другое издание. • Издания экономистов и меньшевиков выходили на рубеже столетий. Главный орган экономистов «Рабочая мысль» (18971902) стал выходить в Женеве раньше других. Периодический сборник «Социал-демократ» (1904-1905), газеты «Начало» (1905), «Народная Дума» (1907) - это уже детища предреволюционной и революционной активности 1 905-1 907 гг. В 1905 г. появились первые легальные партийные газеты. - Издания «легального марксизма». Это особенное явление русской печати рубежа ХIХ-ХХ вв. Цензурные послабления привели к тому, что стало возможно в легальной печати обсуждать «Капитал» Маркса как экономическую научную работу. Об этом писали и в обычных общественно-политических и литературных журналах - «Отечественных записках», «Деле», «Вестнике Европы». Но интерес общества к теории прибавочной стоимости Маркса был велик и привел к появлению такого течения в буржуазно-либеральной и либерально-демократической общественной мысли, как «легальный марксизм». Его еще называли «экономический материализм». Многие издания цитировали и пересказывали «Капитал» Маркса: толстые журналы «Новое слово», «Начало», «Жизнь», «Мир божий», «Научное обозрение». Это давало возможность легально высказывать свои политические суждения многим социал-демократам. В этих изданиях выступал со статьями и В.И.Ленин. Кроме статей о марксизме в этих журналах публиковались художественные и публицистические произведения лучших литераторов страны. В конце концов эти издания все-таки через некоторое время закрывались цензурой, но они все-таки позволяли открыто обсуждать многие острые проблемы современной жизни. • «Самарская газета». Марксисты и журналисты демократического толка активно использовали провинциальные издания для пропаганды своих взглядов. Например, «Самарскую газету». Это было типичное либеральнобуржуазное издание. В нем были отделы хроники, обозрений столичной и провинциальной жизни, публиковались корреспонденции и фельетоны. С газетой сотрудничали Гарин- Михайловский, Скиталец. Тираж газеты составлял 2-3 тысяч экземпляров. Именно в этой газете и начал свою публицистическую деятельность А. М. Горький. Он считал, что работая в газете, он может бороться за правду и добро, рассматривал ее как «бич обывательской совести, благородный колокол, вещающий только правду». Он протестует, обличает своими выступлениями в газете различные стороны жизни: дикость, бескультурье, пустоту обывательской жизни, бесправие женщин, издевательство над человеческим достоинством. Он пишет о фабриканте, нещадно использующем детский труд. Показывает нечестность купцов и людей интеллигентных профессий - врачей, адвокатов. Рисует забитость крестьян и грубость чиновников и купцов по отношению к ним. Будущий писатель давал как бы портрет всей провинциальной российской жизни. Это необычно смело для провинциальной газеты. Существенный момент журналистской биографии Горького - корреспонденции с Нижегородской Всероссийской промышленной и художественной выставки. Он был одним из немногих, кто не расхваливал ее экспозицию, а критиковал: нигле в павильонах не рассказывалось о жизни народа, производящего выставленные товары и ценности. Он напоминал о полурабском труде крестьян и рабочих, об их тяжелом быте, о нищенском заработке. Звучит и патриотическая нотка в его очерках - почему мы преклоняемся перед западным, когда и у нас есть свои таланты? Он выступает против декадентства и прочих нереалистических течений в искусстве, критикует импрессионизм и символизм. Чуждые любям труда. Он протестует против попыток искусства увести людей от действительности, от необходимости борьбы за ее улучшение. Журналистская деятельность дала будущему писателю неоценимый личный опыт и знания, которые он позднее использовал при написании своих художественных произведений. - Газетно-журнальные объединения создаются в конце века на базе преуспевающих газет. В издательское дело вкладывается частный капитал, открываются побочные производственные отделения, создаются агентства по распространению печати. Растет конкуренция. Издание многих газет и журналов становится выгодным коммерческим предприятием. Россия идет вполне в ногу с остальными странами Европы.
textb.net
Моя энциклопедия 90-х | Блогер dashik на сайте SPLETNIK.RU 26 июля 2012
Я думаю, все согласятся, что каждое десятилетие по-своему особенное. 90-е - это буйство красок, расцвет попсы, вторжение всего иностранного в нашу размеренную однотонную жизнь, полет фантазии и прочее прочее... Я хочу показать вам какие вещи, персонажи, события являются для меня олицетворением времени моего детства. Для меня, родившейся в 1990г.- это будут игры, музыка, фильмы и мультфильмы и другие штуки. Для тех, кто постарше, 90-е могут быть немного другими, но я видела их так: В 90-х продвинутая молодежь ходила вот так: Но я была очень-очень маленькой и не успела вкусить всю прелесть этого стиля))) Хотя лосины с блестяшками мы тоже успели поносить. Я помню, что мама ходила с невообразимой химией. Да и мамы моих подружек тоже:) А папа носил завышенные варенки. А детей одевали во все супер-яркое и кричащее. А это мы с сестрой в типичном наряде начала 90-х: папа привез из командировки джинсы! Все счастливы. Кстати к концу 90-х меня обошла эта повальная мода, а вас?))) Я помню, как делали различные причесочки и лепили по всей голове разноцветные пластмассовые цветочки и бабочки. А сестра моя носила резинку-пушок. Ларьки и магазинчики были заполнены яркими «пушками» - вязаными из «пушистых» ниток сеточками, которые надевались на так называемые «гульки» и закреплялись сверху шпильками. Чем объемнее был «пушок», тем лучше было для его носительницы! А еще резинку-радугу. Помню, в то время по телевизору показывали рекламу «Софисты-Твисты». Там демонстрировали, как с помощью небольшой тряпичной полоски на основе проволоки можно сделать множество стильных причесок. Когда заколка появилась в ларьках, все кинулись ее покупать. Помните?))) Вот она, Софиста-Твиста: Чуть не забыла про фенечки! Это же была их эпоха)))) Я помню завидовала тем, кто мог плести сложносочиненные композиции, а уж тем кто мог сделать феньку с именем!!! OMG. Я лишь насаживала бусинки на ниточку по кругу.Эх, руки-крюки... Узнавали мы все веяния моды из, появившихся в 90-е и ставшими очень популярными, журналов : Cool и Cool girl ;))) Эти журналы покупала моя сестра, а я, пока никто не видел, смотрела их тайком. Ведь там были такие запретные темы, как мне тогда казалось))) Помню, как с подругами с дачи мы пытались повторить «модный макияж», описание которого было в «Cool’e». Нас очень впечатляли фотографии обычных девочек, которые после «колдовства» стилиста и косметолога превращались в писаных красавиц! Перламутровые тени и помады, много-много блесток и невероятные прически - все это было так желанно, в 7-8 лет особенно))) А еще там была рубрика Знакомства. Письма типа «Мне 13 лет. Я ищу серьезную, самодостаточную девушку» явно претендуют на звание «абсурд года», но тогда это воспринималось вполне нормально. Журнал пытался выполнять и благородную миссию психологической помощи подросткам. Теперь уже мы не можем судить, сами ли работники журнала писали в свои рубрики наивные письма или такие послания действительно приходили в редакцию, но, в любом случае, психологи отвечали даже на самые нелепые вопросы, типа «У меня вскочил прыщ на носу и меня бросил парень. Скажите, была ли это любовь?». Или "Мне уже 12, а месячных все нет, что делать? Не больна ли я?" Ну и, конечно, если говорить о Cool, то именно с него началось повальное обклеивание комнат плакатами. Можно с уверенностью сказать, что 90-е были временем фанатства. Те, кто постарше собирал вырезки с любимыми артистами, младшие, увешивали все стены изображениями Натальи Орейро, гр. Иванушки, гр. Руки Вверх, На-найцами, Бритни Спирс и прч. А еще, я помню, в школе продавали календарики. Все свои карманные деньги в начальной школе, я тратила только на них :))) А мама, в то время, уже во всю читала Cosmopolitan. В России он появился в 1994 году и стал одним из главных проводников всего европейского для женщин в России. Красочные рекламы, интригующие заголовки и неподражаемые Синди и Клаудиа на обложках. Полина Порискова, Стефани Сеймур, Синди Кроуфорд. Мама хранила журналы в архивном порядке в отдельной полке шкафа. И я очень любила забираться туда и листать,листать,листать и , конечно же, выдирать и пробовать на себе все пробники. Это, можно сказать, была моя первая косметика:))) Помню, как "душилась" - терлась руками и шеей об журнал, мазалась кремиками и помадками. Помню, что клали их туда щедро, не то, что сейчас:)) К слову Синди мы обожали, особенно ее гимнастику. Помню, укладывались в рядок: мама, сестра и я, и давай упражнения под кассету. Откуда мы еще узнавали жизнь : Из сериалов! Это десятилетие принесло нам поистине много замечательных сериалов. Конечно же, Беверли Хиллс 90210. Сериал был конечно же не детский, но был мне очень интересен. Наряды, прически, разговоры, ситуации, поведение героев... за этим было так интересно наблюдать. Это было так по-взрослому. Ради того, чтобы быть, как они, мне хотелось поскорее вырасти:))) Герои сериала - олицетворение стиля того времени. Много джинсы, много цвета и мешковатости. Другой сериал, который смотрела моя сестра, и поглядывала я - "Элен и ребята". Вот это у них была любовь:)) Сюжет я, в силу своего тогда маленького возраста, совершенно не помню, но свое бурное фанатство припоминаю) Такие наклейки были расклеины у меня везде. А у вас такие были?) Помню, что любила смотреть "Мерлоуз плейс". Скандалы, интриги...и даже убийства. Иногда было даже было страшновато))) Кстати, в этом сериале сыграли вместе актрисы, из наших будущих любимых сериалов. Лили Ван Дер Вудсон из Сплетницы: Время над ней не властно;) Фиби из Зачарованных: Келли из БХ-90210 успевала трудиться на два фронта: Бри из Отчаянных домохозяек: Шарлотта из Секса в большом городе: Ну и еще один сериал конца 90х, который, на мой взгляд, 100% повлиял на молодежь - "Дикий ангел". В 1998 году он вышел на экраны и моментально сделал иконой для всех девочек-подростков - Наталью Орейро, а точнее ее героиню Милагрос. Кепка наоборот и повязанная на бедрах кофта - стали хитом. А песня Cambio dolor распевалась всеми. А мне больше нравилась другая героиня сериала - Бабочка. Помню, мы играли на даче в Дикий ангел и были кем-то из героев. Я всегда была ей. Даже накупила кучу бабочек-заколок на пружинках))) Стоит отметить и другую группу сериалов - бразильские. Помните, чем занимались наши мамы и бабушки в 90-х все вечера напролет? Когда вся семья накормлена, посуда вымыта - наступала пора сериалов. Они шли на всех, тогда существующих, каналах. «Богатые тоже плачут», «Рабыня Изаура», «Дикая роза», «Просто Мария» и другие.. Возглавляет список знаменитая «Санта-Барбара». Название этого сериала буквально стало нарицательным. Им называют что-то запутанное, непонятное и бесконечное. И не без оснований. Ведь «Санта-Барбара» шла по ТВ целых 9 лет. Она началась в январе 1992 года, а закончилась в апреле 2002 года. Что, я еще любила смотреть по ТВ: В неописуемый восторг меня приводила программа "Форт Бояр". В 90-х она по нашему тв шла французская версия, только в 2000-х туда запустили русских участников. Этого старика я очень боялась:) А еще сильно переживала за героев в конце, когда у них заканчивалось время и могли выпустить тигров. Передачи с Супоневым - это тоже яркая часть нашего детства. Это были по-настоящему добрые и познавательные детские программы: "Джунгли зовут", "Звездный час" и "До 16 и старше". Еще я очень любила "Угадай мелодию". "Сам себе режиссер". С бабушкой смотрела "Старые песни о главном" . А еще "Поле чудес" и мечтала, что тоже попаду в студию и прочитаю стишок. С папой смотрела "Городок". Юмор был мне не понятен, но игра этих двух комиков мне очень нравилась. А еще, помню, тайком поглядывала программу "Моя семья". Темы там были ого-го. "Пусть говорят" отдыхают. Иногда герои сознавались в жутких вещах. Помните, как мы подчеркивали фломастером программы, которые нужно не пропустить, в газете?) Теперь немного о фильмах. Самой затертой кассетой была с фильмом "Малыш на прогулке". Я почти уверена, что этот фильм мало, кто смотрел. Но как-то так вышло, что я пересматривала его почти каждый день. Очень любила фильм "Кудряшка Сью". И "Неприятности с обезьянкой". Все фильмы с маленькими Олсен. И все части "Один дома". И еще один любимый, но очень странный выбор для ребенка - "Гадзилла". Что касается мультиков , то это : Незнайка на Луне - мой личный фаворит. "Утиные истории" по выходным. "Красавица и чудовище". "Король Лев". "Русалочка". и "Бакс Бани"... И смотрели мы все это, дети 90ых на таких кассетах: Если у моего 4ех летнего племянника спросить, что это - врядли он свяжет воедино любимые мультики и эту страшную громоздкую штуку. А ведь мы, когда то брали их в прокат, на сутки или двое. И платили штрафы за задержку. Музыка на кассетах - тоже пережиток того времени:) Зато подростки сейчас ходят с чехлами на iphone в виде кассеты. Они хотя бы знают что это?))) В 90-е мы спорили, кто круче "Блестящие" или "Стрелки"? VS Плакали под "Иванушек" и влюблялись под "Руки вверх"... Косили под "Spice girls" и выбирали себе кличку- Спорти, Бейби, Пош? Кого любили вы?) Влюблялись в мальчиков из "Backstreet boys" и " N'sing"... Подпевали "Aqua" и "No doubt".... Донт спик.... блабла лала ляля.. Тех, кто знал слова на английском можно было пересчитать по пальцам. Впрочем, дети и сейчас подпевают так же))) И как бы ни было стыдно признавать, наряжались и давали "концерты" перед родителями с песнями Марины Хлебниковой , Наташи Королевой, Лики Стар и прочих звезд российской эстрады. Чашка кофею..я ж тебе..а дальше бурчание, тк разобрать было сложно) В 90-х дети еще любили читать. Я правда книгам предпочитала комиксы))) "Бамси" был моим любимым. Про самого сильного медведя в мире и его друзей. Еще журналы про Барби. В некоторые, нужно было вклеивать отдельно купленные наклейки. Кстати, о Барби. Именно в 90е она захватила умы всех российских девочек. Эта кукла была потрясающе красива по сравнению с советскими пупсами. А еще при ней был Кен. Сразу вспоминается, как я приехала в деревню, а там моя троюродная сестра Кена и Барби "спаривает". Лет ей было очень немного. Вот она сексуальная революция среди детей))) Продолжая тему игрушек, нельзя ни сказать о Киндерах. Раньше игрушки из шоколадного яйца были другие. Мы собирали коллекцию динозавриков, пингвинов, акул и прочих прочих. Играть в киндеры я любила гораздо больше, чем в Барби. Еще каждому ребенку 90-х знакомы такие штуки , как змейка... Пружинка: И мяч. Пользоваться которым, мне кажется, дети сейчас просто напросто разучились. Ух, как мы прыгали в козла))) Я думаю до 90х игры с мячом были еще более изощренными, ведь других агрегатов попросту не было. У советского ребенка орудие - его собственная фантазия и смышленность + мяч и скакалка. Еще играли в "Море волнуется". Помните? “Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура на месте замри!” А еще была такая,так скажем пикантная игра" Кись-Брысь-мяу". С такими правилами : "Играть в игру должны и девочки, и мальчики, желательно, чтобы их было одинаковое количество. Участники садятся на лавочку, водящий выбирает одного игрока, и тот становится спиной ко всем за главным. Далее водящий, тыкая пальчиком в игроков, сидящих на лавочке, говорит «кис», а игрок отвечает «брысь» или «мяу». Ну, если «брысь», то ищет пару дальше, если «мяу», то называет цвет. Каждый цвет означал определенное действие, и начинается самое интересное." Я любила желтый и белый цвет))) А вот что они значили: Желтый – три вопроса наедине. Интересный цвет и во многом обязывающий. Игрок задает три вопроса, на которые другой игрок должен ответить чистую правду. Как правило, вопросы задавались исключительно личного характера, поэтому оба игрока возвращались красными, как помидоры, но разглашать тайну отказывались. Белый – пожалуй, самый загадочный из всех цветов – пять минут наедине. Девочка с мальчиком уходили ненадолго туда, где их никто не мог видеть, а что они там делали… Этого уже никто не узнает. Сейчас детям совершенно не до этого. И они не делают так как мы: Интересно, наверное, было наблюдать за громкими «диалогами» «отцов и детей», которые повторялись ежедневно. «Вася, домоооой!», - кричала мама, высунувшись из окна и, что самое интересное, на каком бы удалении Вася не находился, он этот призыв слышал!!! «Громкая связь» не прекращалась: «Ну, мааам! Я еще чуть-чууууть!». «Иди домой, кушать пора!!!» - «Ну, я еще десять минут!»…Свидетелями таких «переговоров» были все соседи. А еще интереснее было, когда непосредственный ребенок вопрошал: «Мааам, а можно я с Сашей приду, а то у него родители еще с работы не вернулись?». Забавной была и «детская привычка», которая называлась «сбегать попить»))) Вдоволь набегавшись с друзьями по двору, мы вдруг вспоминали о водичке или компоте. «Пойдем к тебе - чего-нибудь попьем!», - предлагал кто-то из приятелей. «Нет, ко мне не надо, а то меня домой ЗАГОНЯТ!». Странное словосочетание «домой загонят», наверное, вообще можно отнести к «детским идиомам» 90-х годов… Продолжая разговор об играх, хочу упомянуть еще одну - "Менеджер". Это была здоровская семейная игра. С развитием технологий мы начали получать в наше распоряжение такие штуки , как "Тетрис": Рубишься часами, и нифига ведь не скучно и не примитивно!))) Тамагоччи!!! оууу. Этот девайс был по-настоящему прорывом. Дети подсаживались на него по другому не скажешь. Зверька нужно было растить, кормить-поить каждые несколько часов. Максимум ухода и внимания - все, что было нужно, но для этого приходилось таскать тамагоччи с собой в школу. А если не разрешали , сидишь весь урок и думаешь: "Как бы он там без меня не умер". И это не шутки! Если зверек умирал, на экране высвечивался гробик с крестиком и истерика у ребенка продолжалась очень долго. Ну и, конечно же, Денди. Марио. Легенда. "Тина тина тина" :)))) А у меня был Nintendo вместо Денди. Данки Конг ... вот это была игра...Такое напряжение. Замазоленные пальцы. Кто играл, наверняка помнят уровень с поездами и телегами... Пока я научилась не падать в дырки, прошла целая вечность. А еще все наверняка помнят игру "Кузя". Помните, как она шла по телевизору и можно было играть, позвонив по телефону, и управляя Кузей кнопками трубки...)) Забавно) В конце 90-х пришел ОН - компьютер. И поглотил нас всех)))))) Игра "Barbie cool looks", купленная родителями мне и сестре в 98г. стала лучшим, как тогда казалось, подарком судьбы) Наряжать Барби ..юхуууу. Разрешено это было делать очень-очень редко. Компьютеры ведь в то время, были "не для игры, а для дела!" Но тогда почему он стоит в детской? - думали мы, и ночами, когда все уснут, включали Barbie cool looks и рубились-рубились! В конце хотелось бы показать еще несколько вещей, знаковых для тех, кто вырос в 90-е. Термоядерные напитки. Вкладыши. Первые жевачки-пластинки. И шоколадки-батончики. И еще.. анкета. Каждая уважающая себя девочка, в 90-х просто обязана была иметь анкету. Раскрасить ее, напридумывать вопросы позаковыристей, наклеек поналепить и секретиков наделать - означало проявить себя. Анкеты брали заполнять на дом. Я очень любила читать чужие ответы и сама отвечала очень искренне. Всегда писала "Кого люблю" и "С кем на дискотеке хочу потанцевать медленный танец" :) Я люблю 90-е... И Сережа тоже...)
www.spletnik.ru
7.2. Газеты и журналы 90-х гг.
Периодика 90-х гг. характеризуется более активным обсуждением политических вопросов, особенно проблем внутренней жизни. Все слои населения имеют собственные издания, однако наиболее популярные из них адресованы образованным социальным группам, прежде всего интеллигенции.
Наиболее популярными в это время были журналы «Нива», «Русская мысль», «Русское богатство».
«Нива» (1870–1918) – еженедельный иллюстрированный литературный и научно-популярный журнал для семейного чтения, издававшийся А.Марксом. Здесь печатались Гончаров, Л.Толстой, Чехов, Лесков, Мамин-Сибиряк, Мережковский и др. К «Ниве» имелось несколько приложений, в том числе и специальные детские – по возрастам. В них публиковались произведения известных детских авторов, в частности Корнея Чуковского. В качестве бесплатных приложений к журналу издавались собрания сочинений русских и зарубежных авторов. «Нива» имела огромный тираж – 275 тыс. экземпляров. В 1918 г. журнал был закрыт.
«Русская мысль» (1880–1918) – известное либеральное издание. Здесь печатались ведущие профессора Московского университета: Семеновский, Ключевский, Костомаров, Миллер и др. Выступали крупные земские деятели, талантливые публицисты (Головачев, Венгеров, Вас. Немирович-Данченко). С «Русской мыслью» сотрудничал вернувшийся из ссылки Чернышевский; отдел беллетристики редактировал Чехов. На страницах журнала увидели свет произведения Короленко, Чехова, Мамина-Сибиряка, Г.Успенского, Григоровича, Плещеева, Апухтина; печатались произведения зарубежных авторов – Г.Сенкевича и Э.Ожешко. Номер обычно состоял из двух частей: первая – литературная и научно-популярная; вторая – публицистическая. Журнал отрицательно относился к идеям марксизма, даже отклонил одну из статей Ленина. После революции 1905 г. «Русская мысль» стала органом кадетской партии. В 1918 г. издание было закрыто большевиками как реакционное.
«Русское богатство» (1876–1918) – один из крупных журналов в России, который приобрел особое значение в 80-е гг., когда издателями его становятся члены артели литераторов-народников, а затем литератор Л.Е.Оболенский. Это было ежемесячное издание с философским и нравственно-религиозным уклоном. С 1892 г. журнал переходит в руки публицистов-народников С.Н.Кривенко и Н.К.Михайловского. Особый интерес читателей вызвала полемика на страницах «Русского богатства» с идеями марксизма, критика изданий «легального марксизма», в которой участвовали Михайловский и Струве. Затем они перешли к критике трудов Маркса, Энгельса, Плеханова. Но в целом издание носило демократический характер, чему способствовала публицистическая деятельность В.Г.Короленко. Здесь он впервые выступил в 1886 г. с рассказом «Лес шумит». Короленко активно сотрудничал в «Русском богатстве» в 1892–1894 гг. В 1895 г. он был утвержден одним из его официальных издателей. Журнал полемизировал с консервативными изданиями по поводу пережитков крепостной системы, широко освещал внутриполитическую жизнь страны, касался вопросов деятельности земств, произвола администрации, национальной политики, экономического положения низших слоев. «Русское богатство» с интересом читала интеллигенция. Его тираж в 90-е гг. составлял 14 тыс. экземпляров. На страницах этого издания печатались Достоевский, Л.Толстой, Л.Андреев, Вересаев, Куприн, Бунин, Мамин-Сибиряк и др. Журнал поддерживал писателей реалистического направления и критиковал сторонников чистого искусства и декадентства, а после первой русской революции стал выразителем идей, промежуточных между эсеровскими и кадетскими, т.е. противником подпольной революционной деятельности, террора и сторонником парламентских методов реформирования жизни и мирной тактики совершенствования общества.
В 1914–1917 гг. журнал выходил под названием «Русские записки». В 1918 г. вернулся к прежнему названию, но был закрыт по решению советской власти как издание, начавшее бороться против диктатуры большевиков.
К умеренно-либеральным журналам 80-х гг. относится «Северный вестник», издававшийся с 1885 г. в Петербурге как ежемесячный литературно-научный и политический журнал под предварительной цензурой. Издательницей его первоначально (до 1889 г.) была А.В.Сабашникова, редактором – А.М.Евреинова. Журнал состоял из двух частей: научно-беллетристической и публицистической.
В «Северном вестнике» печатались Г.Успенский, Короленко, Чехов, Мамин-Сибиряк, Гаршин, Надсон и некоторые другие видные демократические писатели и публицисты (Менделеев, Миклухо-Маклай). Особую роль в журнале в качестве негласного соредактора с весны 1886 по 1888 г. играл один из видных народнических публицистов Михайловский. Однако из-за разногласий с Евреиновой в 1888 г. Михайловский порывает с журналом. С уходом Михайловского «Северный вестник» теряет определенность направления, состав сотрудников становится случайным, изменчивым. В журнале продолжают некоторое время печататься Чехов, Короленко, Южаков, Менделеев. Однако их оттесняют такие литераторы и публицисты, как Боборыкин, Алексей Веселовский, Мережковский и особенно Волынский (Флексер).
С 1891 г. «Северный вестник» окончательно меняет свой до известной степени прогрессивный характер, заполняется второсортной прозой. Престиж журнала неуклонно снижается: если в 1897 г. тираж «Северного вестника» составлял еще 4000 экземпляров, то в 1898 г. он упал до 2800. Столкнувшись с серьезными материальными затруднениями, редакция с 1899 г. прекратила издание журнала.
Журнал «Мир искусства» выходил в Петербурге с 1899 по 1904 г. Возник как орган кружка молодых художников и критиков (А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, В.А.Серов, Л.С.Бакст, Е.Е.Лансере, С.П.Дягилев, Д.В.Философов, В.Ф.Нувель, А.П.Нурок), мечтавших возродить отечественное искусство. Объединение, названное по имени журнала, превратилось вскоре в один из влиятельных центров художественной жизни рубежа XIX – ХХ вв. Вместе с приглашенными им Мережковским и Гиппиус Философов основал в «Мире искусства» литературно-критический отдел.
Среди участников журнала были также художники и критики-искусствоведы – И.Э.Грабарь, М.В.Добужинский, В.В.Кандинский и др. Литераторы журнала – Д.С.Мережковский, 3.Н.Гиппиус, В.В.Розанов, П.П.Перцов, Л.И.Шестов, К.Д.Бальмонт, В.Я. Брюсов, А. Белый, Ф. Сологуб, Рцы (И.Романов), П.П.Гнедич, К.Ч. (К.Чуковский) и др. В первый год издания в журнале поместил две статьи Вл. Соловьев. Эпизодически публиковались выступления Э.Грига, М.Метерлинка, Ст. Пшибышевского, фрагменты из Ницше. Журнал знакомил с западноевропейской эстетикой и художественной критикой (Д.Рёскин, Р. де ла Сизеран, Г.Бар, Р.Мутер, Ю.Мейер-Грефе и др.). Беллетристика и поэзия в журнале не публиковались.
Талант и вкус оформителей (Сомов, Лансере, Бакст, Добужинский и др.), обилие репродукций, текстовых иллюстраций и украшений, новшества в макете, редкостный «елизаветинский» шрифт, бумага и формат, принятые лишь для «роскошных» изданий, – все это сразу выделило «Мир искусства» среди русской журнальной продукции тех лет.
В первый год издания журнал имел три отдела – художественный, художественно-промышленный и художественной хроники. Главное место было отдано демонстрации и истолкованию произведений русского и иностранного изобразительного искусства (старого и нового), имеющих, по мнению редакции, «интерес и значение для современного художественного сознания».
Выдвигая новые эстетические ориентиры, мирискусники обращались к подготовленному читателю. На сколько-нибудь широкое распространение журнала его организаторы не рассчитывали; тираж «Мира искусства» не превышал 1000 экз. Сторонниками его стала (кроме гнавшейся за модой буржуазной публики) часть творческой интеллигенции, жаждавшая обновления искусства.
Мережковские не оставляли мысли о своем журнале, где, как писала Гиппиус, «не нужно будет думать о “формах”», а пока участвовали в чуждом «Мире искусства», в котором им жилось достаточно свободно; к тому же после прекращения «Северного вестника» возможностей печататься стало меньше.
С появлением журнала «Новый путь», о чем «Мир искусства» оповестил читателей в начале 1903 г., Мережковский, Минский, Перцов, Гиппиус, Философов, Розанов получили собственную трибуну.
Новая ситуация, возникшая в литературном отделе после ухода Мережковских, давала возможность приблизить литературную критику к ее прямому назначению. Однако активизировать собственно литературную критику на страницах «Мира искусства» не удалось. Бенуа после своего ухода из журнала «Художественные сокровища России» стремился продолжать его программу в рамках «Мира искусства» и в расширении литературной части заинтересован не был. Взоры поэтов-символистов были обращены уже к новому ежемесячнику «Весы», о выпуске которого Брюсов летом 1903 г. договорился с владельцем издательства «Скорпион» С.А.Поляковым; в работе «Весов» должны были участвовать также Бальмонт и Белый.
К концу 1904 г. «Мир искусства», возникший как «кафедра для толкования и пропаганды» новой эстетики, сыграл свою роль; его организаторы считали, что они «вполне высказались». Доведя издание журнала до конца 1904 г., мирискусники больше не возобновляли его. Аванпост модернистской эстетики и критики заняли «Весы». Трибуной символистов «неохристианского» толка стал основанный Мережковскими религиозно-философский журнал «Новый путь». С его появлением Мережковский, Минский, Перцов, Гиппиус, Философов, Розанов получили собственную трибуну. Таким образом, Вынужденный альянс богоискателей с художниками под обложкой одного журнала перестал быть необходимым.
Публицистика А.П.Чехова. Чехов печатался в разных изданиях, но его основная деятельность, в том числе и редакторская, связана с журналом «Русская мысль», где он редактировал отдел беллетристики. Первое время Чехов сотрудничал с юмористическими журналами и писал для них рассказы, которые подписывал «Антоша Чехонте». Уровень этих изданий не соответствовал взглядам Чехова, и он был весьма неудовлетворен тем, что приходится писать именно для них. Дольше всего он сотрудничал с журналом «Осколки». Здесь писатель вел фельетонное обозрение «Осколки московской жизни», где обсуждались актуальные вопросы, в том числе положение печати. Он высмеивал журналистов-поденщиков, приспособленцев, лишенных былых благородных черт журналиста прошлого. В 1866 г. Чехов становится сотрудником суворинской газеты «Новое время». Он публикует здесь свои рассказы и статьи. Его заслугой является внедрение в журналистику особого жанра – небольшого рассказа-новеллы.
Настоящим гражданским подвигом стала длительная добровольная исследовательская поездка Чехова на Сахалин, превращенный властями в место каторги. Итогом явилась документальная книга «Остров Сахалин», которая была опубликована в виде путевых заметок в журнале «Русская мысль». Она содержала точные сведения обо всех сторонах жизни на острове, о быте заключенных и поселенцев, их содержании. Чехов писал о тяжелом положении женщин и детей, о недостатках исправительной системы, произволе местной администрации и недейственности законов, об экономической отсталости края при наличии больших природных богатств, об отсутствии там системы медицинской помощи. Книга Чехова строго документальна, и в ее основе лежит не только картотека переписи, проведенной писателем в трех административных округах – Александровском, Тымовском, Корсаковском. Перед Чеховым не возникала проблема выбора, что важнее: цифры или образы, потому что первые не противопоставлялись последним, а, наоборот, образовывали органическое единство. Документальными свидетельствами являются также сахалинские пейзажи. «Остров Сахалин» включает в себя не только точные географические сведения, но и художественные зарисовки природы, которые, как в рассказах и повестях Чехова, выражают его мировидение, не укладывающееся в отчетливые логические схемы. Авторская субъективность в книге очерков приглушена, что проявилось и в пейзажных описаниях. В «Острове Сахалине» сочетаются спокойная точность исследования, публицистичность, тонкая художественность. Книга стала предметом общественного обсуждения и обвинительным документом против властей.
Последние годы жизни Чехов сотрудничал со многими изданиями, в которых откликался на важнейшие события современной жизни. Он критиковал толстовство, псевдонаучность и чванство некоторых ученых, осуждал «теорию малых дел», протестовал против «мелочей жизни»… Писатель остро чувствовал настроения и болевые точки общества и точно, ярко, художественно писал о них.
Публицистика В.Г.Короленко. В основном, журналистская деятельность Короленко (начавшаяся в 1878 г.) связана с журналом «Русское богатство». Сначала писатель придерживался народнических взглядов, затем отошел от них, но сторонником марксистского подхода не стал. Его тематика – простые люди, крестьяне, рабочие, их жизнь, будни. Короленко опровергает народнические иллюзии о равенстве людей в крестьянской общине, идиллическое представление о деревне как гармоническом оплоте русской самобытности («Павловские очерки»), анализирует истинные причины крестьянского разорения, много пишет о голоде 1892 г. (цикл очерков «В голодный год». Короленко придерживается взгляда, что публицист должен активно вмешиваться в жизнь, стараться ее улучшить, помочь, он не может быть сторонним наблюдателем. Особенно писателя возмущали публикации в прессе, где страшные события, например казнь, описывались с бесстрастной точностью и детальностью. После поездки в Америку он издал цикл очерков, в которых рассказывал о реальной – трудной – жизни простых людей в этой стране: о безработице, нищете и бесправии народа, о всемогуществе доллара. Здесь же повествуется о трудной судьбе русских и украинских крестьян-эмигрантов. Однако он признавал, что буржуазно-демократические порядки лучше самодержавно-крепостнических.
Как публицист, Короленко освещает судебные процессы – известное «Мултанское дело» и, позже, процесс Бейлиса. Цикл «Мултанское жертвоприношение» занимает особое место в публицистике Короленко, который посвятил освещению судебного процесса по этому делу почти десять месяцев (с сентября 1895 по июнь 1896 г.). «Мултанское дело», получившее благодаря писателю широкую известность, было типичным проявлением политики российского самодержавия по отношению к национальным меньшинствам, яркой картиной бесправия, забитости и темноты народных масс. Серия его судебных очерков обнажила злоупотребления в полицейской системе России. Вообще тема невинно осужденных – важнейшая в эти годы у Короленко. Он опубликовал статью с обвинением французского правительства по знаменитому делу Дрейфуса.
В.Г.Короленко, как правило, был чрезвычайно заинтересован в том, что он описывает. Обычно он не сторонний наблюдатель изображаемых событий, но его участник, действующее лицо. Писатель находит свой принцип использования в очерке документов и реальных событий. Убедительность и очевидность фактического свидетельства в очерках Короленко сливается с убедительностью авторского пристрастия. Автор, публицист и художник одновременно, он не просто рассуждает, а создает яркие, убедительные, выразительные художественные образы, рассматривая те социальные явления, которые были актуальны для русской общественной жизни конца XIX в.
Первые марксистские издания и рабочие газеты. Предшественниками этого типа изданий можно считать народнические и рабочие издания 70–80-х гг.: газеты «Работник» (1875), «Рабочая газета» (1880–1881), журнал «Земля и воля» массовое иллюстрированное издание «Русский рабочий», газету «Рабочий» (1885).
Если же говорить о русских революционных рабочих газетах, то первой из них была «Рабочая заря» (1880) – орган Северного союза русских рабочих. Главное содержание выступлений «Рабочей зари» – требование политических прав для народа и борьба за эти права. Но главная задача газеты состояла в том, чтобы служить центром консолидации революционных сил, призывать к объединению ради строительства лучшего будущего. Основные публицистические методы – пропаганда и агитация, задача – организация революционного переворота. Во главе издания стоял известный революционер-террорист Степан Халтурин, погибший в 1882 г. Вышел единственный номер «Рабочей зари», большая часть тиража была арестована, разошлось лишь несколько экземпляров.
Газету «Рабочий» издавала в нелегальной типографии группа Благоева, представлявшая партию русских социал-демократов и «Союз труда». С этим же изданием сотрудничал Плеханов. Вышло всего два номера «Рабочего» – в январе и в июле 1885 г. Главная идея издания содержалась в передовых статьях – «Чего недостает трудовому народу?», «Чего добиваться рабочему народу?». Ближайшая задача газеты заключалась в борьбе за политические свободы трудящихся, более отдаленной целью было распространение политических знаний среди пролетариата. Причем борьба подразумевалась не только экономическая, но и политическая. Выпуск газеты приурочивался к каникулам студентов, чтобы они стали распространителями издания в провинции. Издание, однако, не получило должной поддержки в рабочей среде.
Нелегальная рабочая газета «Вперед!» выходила в Киеве в 1896–1897 гг. «Санкт-Петербургский рабочий листок» подцензурно выпустил два номера. В 90-х гг. выходили также местные социал-демократические провинциальные газеты.
«Искра» – наиболее значимое из марксистских изданий – первая классовая партийная газета. Она была органом социал-демократической партии, нелегально выходила за границей, доставлялась курьерами в Россию. В создании и редактировании «Искры» активное участие принимал Ленин. Главной целью издания было руководство рабочим движением и подготовка революционного восстания для свержения существующего строя. Однако газета очень быстро стала меньшевистской. Меньшевики придерживались менее радикальной программы, были сторонниками экономической борьбы. Большевикам во главе с Лениным пришлось организовывать другое издание.
Издания экономистов и меньшевиков выходили на рубеже столетий. Главный орган экономистов «Рабочая мысль» (1897–1902) стал выходить в Женеве раньше других. Периодический сборник «Социал-демократ» (1904–1905), газеты «Начало» (1905), «Народная Дума» (1907) – это уже детища предреволюционной и революционной активности 1905–1907 гг. В 1905 г. появились первые легальные партийные газеты.
Издания «легального марксизма». Это особенное явление русской печати рубежа XIX–ХХ вв. Цензурные послабления привели к тому, что в легальной печати стало возможно обсуждать «Капитал» Маркса как экономическую научную работу. Об этом писали и в обычных общественно-политических и литературных журналах – «Отечественных записках», «Деле», «Вестнике Европы». Но интерес общества к теории прибавочной стоимости Маркса был велик и привел к появлению такого течения в буржуазно-либеральной и либерально-демократической общественной мысли, как «легальный марксизм». Его еще называли «экономический материализм». Многие издания цитировали и пересказывали «Капитал» Маркса, в частности «толстые» журналы «Новое слово», «Начало», «Жизнь», «Мир божий», «Научное обозрение», что давало возможность легально высказывать свои политические суждения многим социал-демократам. Кроме статей о марксизме, в этих журналах публиковались художественные и публицистические произведения лучших литераторов страны. В конце концов эти издания все же через некоторое время закрывались цензурой, но они тем не менее позволяли открыто обсуждать многие острые проблемы современной жизни.
Марксисты и журналисты демократического толка для пропаганды своих взглядов активно использовали провинциальные издания, например «Самарскую газету». Это было типичное либерально-буржуазное издание. В нем были отделы хроники, обозрений столичной и провинциальной жизни, публиковались корреспонденции и фельетоны. С газетой сотрудничали Гарин-Михайловский, Скиталец. Тираж газеты составлял 2–3 тыс. экземпляров. Именно здесь начал свою публицистическую деятельность А.М.Горький. Он считал, что, работая в газете, сможет бороться за правду и добро, рассматривал ее как «бич обывательской совести, благородный колокол, вещающий только правду». Горький протестует, обличает своими выступлениями в газете различные стороны жизни – дикость, бескультурье, пустоту обывательской жизни, бесправие женщин, унижение человеческого достоинства. Он пишет о фабриканте, нещадно использующем детский труд, показывает нечестность купцов и людей «интеллигентных» профессий – врачей, адвокатов, рисует забитость крестьян, грубость чиновников и купцов по отношению к ним. Будущий писатель давал своеобразный портрет провинциальной российской жизни, что было необычайно смело для провинциальной газеты. Существенный момент журналистской биографии Горького – корреспонденции с Нижегородской Всероссийской промышленной и художественной выставки. Он был одним из немногих, кто не расхваливал ее экспозицию, а критиковал: нигде в павильонах не рассказывалось о жизни народа, производящего выставленные товары и ценности. Звучит в его очерках и патриотическая нотка: почему мы преклоняемся перед всем западным, когда и у нас есть свои таланты? Горький выступает против декадентства и прочих нереалистических течений в искусстве, критикует импрессионизм и символизм, чуждые людям труда. Он протестует против попыток искусства увести людей от действительности, от необходимости борьбы за ее улучшение. Журналистская деятельность дала будущему писателю неоценимый личный опыт и знания, которые он позднее использовал при написании своих художественных произведений.
В конце XIX в. на базе преуспевающих газет создаются газетно-журнальные объединения. В издательское дело вкладывается частный капитал, открываются побочные производственные отделения, создаются агентства по распространению печати. При этом растет конкуренция; издание многих газет и журналов становится выгодным коммерческим предприятием. Россия идет вполне в ногу с остальными странами Европы.
studfiles.net
"Сейчас, к сожалению, Каста сдирает у Wu Tang тексты и мелодии. Респект им" Как писали о музыке молодежные журналы 90-х
Тексты10 августа 2015
Материал: Николай Редькин, Леша Горбаш
Cool, "Молодой", Yes и "Молоток" — журналы, которыми зачитывались российские тинейджеры 90-х и начала "нулевых". Сейчас они стали предметом ностальгии: Вконтакте существует множество пабликов с цитатами и сканами целых номеров. Мы тщательно изучили их и сделали подборку, посвященную хип-хопу, субкультурам и молодежным героям того времени.
Сейчас сложно представить, но на обложке журнала вполне могла появиться брейкданс-группа. Саша и Никита, кстати – это не рэндомные имена, а псевдонимы поп-звезд того времени.
Эминем, гремевший в начале нулевых, появлялся на обложке Cool не реже Бритни Спирс. Каждый раз заголовки были все более и более безумными.
Хотя обложки с Децлом все равно круче.
Единственная вещь, которая не изменилась с тех пор — интервью Влада Валова.
120 долларов за "Нокию 3300" по теперешним меркам кажется новостью из паралелльной вселенной. Тогда цена была вполне нормальной.
Примета времени — статья о скинхедах. Как прятаться от милиции в шапочках и что такое музыка IO, к сожалению, в заметке не объяснили.
Найди грустного одинокого Вайклифа на обложке.
Фотография, которую сейчас невозможно себе представить.
"Но на них все равно рэп не заканчивается" — это про группу Bad Balance.
Рэп тогда был совсем юным, но бифы в нем уже случались.
Социальная реклама в журналах выглядела так...
... а интервью с большой американской звездой могло быть вот таким. Прекрасно все: заголовок, подзаголовок, первый абзац.
Еще приметы времени: рубрика с названием "Маза" и небольшая заметка о том, что пирсинг "считается очень прикольной штукой".
Заголовки тысячного левела.
Слог в "Молотке" не был высокопарным. "Отмазы Снупа никто слушать не стал, и сейчас он отдыхает в местной тюрячке".
Тупак и "Финики обидели Hi-Fi" — все это могло быть на одной странице.
Мужчин на сленге "Молотка" называли "кренделями". Женщин — еще хуже: "муренами".
А вот как выглядели рецензии на альбомы.
Раньше журналист мог сесть за компьютер и объяснить, почему Эминем — гей. Или породить фильм "9 миля". А сейчас?
Искусство подписи к фото.
Сейчас, к сожалению, Каста сдирает у Wu Tang тексты и мелодии. Респект им.
Герой времени: Кейт Флинт. Человек, чьи прически невозможно забыть.
Объявления о знакомствах в Cool — тема для отдельного материала. Обычно они были такими.
А это уже немного другое время — журнал Yes, 2009 год. Как видите, поменялось немногое: "банданы и бейсболки", "собака по кличке Йоу", "элитные цацки".
the-flow.ru
мы знаем, где их почитать в сети
Давным-давно, когда по Земле еще ходили мамонты в пыжиковых шапках и кедах “Два мяча”, мы читали бумажные журналы и каждый месяц (или чаще, или реже) с нетерпением ждали эту радость – новенькую, свежую, пахучую, с не вырезанными еще картинками, не дочитанными повестями с продолжением и не разгаданными кроссвордами… Давайте негромко, давайте вполголоса, давайте поностальгируем светло!
“Крокодил”
Вместо демотиваторов и прикольных статусов у нас были карикатуры и смешные рассказы! С одинаковым удовольствием листали главный юмористический журнал страны и взрослые, и дети. Пролистывали сатиру на всяких бюрократов, хмыкали на красноносых пьяниц и загнивающих буржуев в цилиндрах – и радостно ржали над смешными чеками “Мороженое в глаз” в рубрике “Нарочно не придумаешь”.
Архив “Крокодилов” с 1935 по 1991
Сообщество крокодиловедов и крокодилолюбов
“Веселые картинки”
Разбуди нас в три часа ночи – и мы оттарабаним как отченаш и мороз-и-солнце-день-чудесный: Карандаш, Петрушка, Самоделкин, Чиполлино, Незнайка, Дюймовочка, Буратино и загадочный Гурвинек! С этой веселой компашкой мы раскрашивали и отгадывали, вырезали и мастерили в полный рост. А еще в этом журнале не было цензуры и официоза. Даже портреты почивших вождей редакция не печатала, разумно мотивируя тем, что как-то странновато будут они смотреться рядом с названием…
Архив “Веселых картинок” с 1956 по 2011
“Мурзилка”
Это я, почтальон Печкин, принес журнал “Мурзилка”! Ура, здравствуй, желтый пушистик неведомой науке породы, в красном берете и шарфике, с фотоаппаратом и кучей яркой красоты! Сказки, стишки, несколько страниц прикольных заданий – и увлекательный комикс “Приключения Мурзилки и птички Чирик”, в котором наши положительные герои непременно побеждали носатую Злую Волшебницу Ябеду-Корябеду.
Онлайн-архив “Мурзилки” за 90 лет
“Костер” и “Пионер”
В обоих журналах для школьников печатали интересное, так что сейчас даже не всегда вспомнишь, какую классную повесть Крапивина или Булычева опубликовали в одном, а какую в другом. Однако “Пионер” особо круто отличился, обнародовав повесть Успенского “Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы” – ту самую, которую с замиранием сердца читали в туалете и жутким голосом цитировали в тихий час в пионерском лагере.
Онлайн-архив “Костра”
Архив “Пионера”
“Кругозор” и “Колобок”
Ценнейший источник прекрасного в виде голубеньких гибких пластиночек для проигрывателя – в двух вариантах: более взрослом и более детском. В “Кругозоре” выходили не только речи партийных деятелей и народная да классическая музыка, но и модные хиты – от Ротару до Майкла Джексона. В “Колобке” – сказки и песенки, с помощью которых можно было на какое-то время загипнотизировать советского ребенка, чтобы он посидел смирно, развесив уши.
Архив “Колобка” для чтения
Архив “Колобка” с возможностью послушать
“Юный техник”
Не журнал, а клад: тайны природы, научные открытия, великие изобретения… И главное, самые смелые самоделки! Мы еще не ведали слова “креативно”, но способны были соорудить радиостанцию из проводков и деталек, запузырить какой-нибудь пружиноход, велик с крыльями, химический опыт с фейерверком и цветомузыку на десерт. А еще там рассказывали секреты фокусов, печатали фантастику и проводили викторины с призами.
Архив “ЮТ” с 50-х до 90-х
До 2000-х
“Юный натуралист”
В детстве все любили зверушек, а самые страстные фанаты всяческой природы и живности бегали в кружок юннатов и обязательно выписывали этот журнальчик. Здесь рассказывалось о самом главном: чем кормить хомячка и как определить время по цветочку, где зимуют раки и кто водится на Мадагаскаре. Плюс наш обожаемый Даррелл и прочие Бианки.
Архив “ЮН” с 30-х годов
“Ровесник”
Ты не модный пионэр и жизнь у тебя не задалась, если у тебя полстены не оклеено вырезками из этого мирового журнала. Ибо “Ровесник” есть самый верный способ заполучить себе Си Си Кетч в купальнике или “Моден токин” с “Депеше моде”! Ну и незабвенная “Рок-энциклопедия «Ровесника»”, и не менее незабвенные юморные рекомендации “Школа выживания для подростков” от рокера Ди Снайдера.
Архив “Ровесника” с 60-х годов
“Вокруг света” и “Искатель”
Неправда, что советские люди в основной своей массе не знали, как выглядят другие страны и континенты и что там происходит. Они знали – прежде всего из журнала “Вокруг света”, выходившего еще с 1861 года. Он давал возможность почувствовать себя Миклухо-Маклаем и Туром Хейердалом в одном лице! А приобщиться к сокровищам мировой популярной литературы – прежде всего фантастической, приключенческой и детективной – помогало приложение к “ВС” под названием “Искатель”. Эти издания добывались с боем и бережно выстраивались на полках в ряды.
Архив “Вокруг света”, в том числе даже XIX века
Архив “Искателя” с 1962 по 2011
“Наука и жизнь”
Еще один настолько древний, что практически доисторический научно-популярный журнал. Из него можно было узнать и о том, как строились пирамиды, и о том, какие микробы водятся на Северном полюсе, и о том, как правильно окучить помидор на садовом участке. Трехмиллионный тираж расходился со скоростью света и горячих пирожков.
Архив “Науки и жизни”, в том числе даже XIX века
“Огонек”
Выступал в качестве умного чтива интеллигента, обладая при этом, по советским меркам, изрядной развлекательностью. Великий взлет славы журнала произошел в перестройку, во времена редакторства Виталия Коротича – журнал сделался таким же острым и прогрессивным, как программа “Взгляд”. А еще многие собирали тоненькие книжки серии “Библиотека «Огонек»”.
Архив “Огонька” с 1927 года
“Юность”
Вот где всегда было что почитать! “Чонкин” Войновича и “Остров Крым” Аксенова, Евтушенко и Вознесенский, первая публикация “Федота-стрельца” Филатова – и еще вагон и малая тележка рассказов, повестей, стихов и иной самой разнообразной продвинутой литературы. А еще отличные графические иллюстрации.
Архив “Юности” с 1963 года
“Работница”
Первую половину журнала можно было избирательно полистать в скучные минуты: роль партии в жизни женщины, передовички производства и всякое такое. Дальше начиналось более ценное: как испечь и законсервировать, выкроить и связать. А еще – чем украсить неинтересные обои! Из “Работницы” вырезали не только модниц и репродукции, но и звезд эстрады. Помните, там была страничка “Курьер фонотеки” с четырьмя обложками для кассет, на которой “Скорпионс” встречался с “Ласковым маем”?
Архив “Работницы” с 1936 года
“Бурда моден”
Этот журнал счастливые обладательницы выдавали подругам на вечер. И те его лихорадочно копировали с помощью народного дралоскопа из кальки, стекла и лампочки. Кто не умел шить – тот нес схемы и выкройки знакомым умелицам. Выглядеть так, как немецкие тетеньки на обложке “Бурды” – это же был высший шик! А рубрики, посвященные рукоделию и готовке, читались как захватывающая художественная литература. В наших магазинах не водились такие ингредиенты…
Архив “Бурды” на русском с 1987 года
“Трамвай” и “Мы”
Офигительные журналы девяностых, чья жизнь была подобна комете – такая же яркая и такая же короткая. Со страниц “Трамвая” к нам врывались Хармс, Усачев и прочие по-хорошему сумасшедшие пуськи бятые. Это было какое-то невозможное буйство красок и фантазии. В “Мы” обсуждали такие недетские, но такие животрепещущие в подростковом возрасте темы, как трудоустройство в -надцать, одиночество в толпе, ранние половые связи, наркомания. И про всякое искусство, конечно, нам тоже интересно было.
Онлайн-архив “Трамвая”
Архив “Мы”
“Забриски Райдер” и Ко
Если в юности вы были неформалом, ваше сердце просто обязано колбасить и плющить от этого словосочетания – в самом кайфовом смысле. Серьезные телеги об источниках хиппизма в Древней Греции, Моррисон и Керуак, растаманство и кастанедщина, фенечки и ЛСД – короче, ништяк и оттяг по полной. Один экземпляр журнала ходил по всей тусовке кругами, особо интересное переписывалось от руки в расписанную пацификами тетрадку.
Разные забриски девяностых
“Птюч” и “ОМ”
О, как это было модно, стильно, продвинуто и круто. Можно было даже не читать тексты – тем более, мы в юности сами таких понаписывать могли по километру в час: с иронией, подтекстом и звучными именами. Нужно было рассматривать, щупать, вдыхать, ощущать атмосферу и подавать сигналы родственным душам в океане совковой безвкусицы и пост-совкового гоп-стопа, попсни и шансона. Это были не периодические издания, это были предметы культа.
Архив “Птюча” с 1994 по 2003
Архив “ОМа” с 1995 по 2006
pics.ru