Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Первые детские журналы. Журналы первые


«Мурзилка», «Пионер», «Ёж», «Чиж», «Новый Робинзон», «Северное сияние».

Детские журналы были настоящим окном в мир для советских школьников: в них публиковались и веселые истории, и серьезная литература, и занимательные задачки, и развивающие конкурсы. Каждый журнал советской эпохи так или иначе выполнял и воспитательную функцию — на их дидактических публикациях росло поколение будущих советских граждан. Вместе с порталом «Культура.РФ» листаем архивные подшивки и знакомимся с главными детскими героями довоенной эпохи.

«Северное сияние» (1919–1920)

Обложка журнала «Северное сияние», № 10-12, 1919 г. Фотография из архива оцифрованных материалов Национальной электронной детской библиотеки.

Оглавление журнала «Северное сияние», № 10-12, 1919 г. Фотография из архива оцифрованных материалов Национальной электронной детской библиотеки.

Стрница журнала «Северное сияние», № 10-12, 1919 г. Фотография из архива оцифрованных материалов Национальной электронной детской библиотеки.

Максим Горький. Фотография: citaty.mira5.com

Журнал «Северное сияние», детище Максима Горького, был самым первым советским изданием для детей от 9 до 12 лет. Материалы в нем допускались исключительно идеологически верные. Например, «Северное сияние» публиковало очерки о боевых буднях рудокопов в Средней Азии; стихотворение «Завоеванные дворцы» — о дворцах, которые после революции принадлежали не царям, а народу; антирелигиозный рассказ «Яшка» об отчаянном красноармейце, отказавшемся от рая, чтобы вернуться на землю воевать за правое дело. Именно на такой литературе, а не на волшебных сказках, по мнению создателей журнала, должны были воспитываться дети новой страны.

Журнал выходил в Петрограде совсем недолго, около двух лет. Оформление выпусков было аскетичным и скромным: графические черно-белые иллюстрации разбавляли две колонки текста. Несмотря на это, «Северное сияние» достаточно быстро завоевало свою аудиторию, и в 1920 году журнал выходил тиражом в почти 1500 экземпляров. Однако это не спасло его от закрытия: в период Гражданской войны на постоянный выпуск детского журнала в городе элементарно не хватало бумаги.

«Новый Робинзон» (1923–1925)

Обложка журнала «Новый Робинзон», №12, 1924 г. Фотография: violity.ru

Обложка журнала «Новый Робинзон», №8, 1926 г. Фотография: violity.ru

Страница журнала «Новый Робинзон». Фотография: expositions.nlr.ru

Самуил Маршак. Фотография: polit.ru

Этот легендарный советский журнал первоначально выходил под названием «Воробей», но такое название издатели посчитали слишком легкомысленным. Новое, более серьезное, журнал получил в 1924 году и прославился именно с ним.

«Новый Робинзон» издавался на базе ленинградской студии детской литературы, которой руководил Самуил Маршак. Знаменитый детский поэт привлек в журнал молодых и талантливых литераторов, которые впоследствии стали классиками детской книги: Виталия Бианки, Бориса Житкова, Евгения Шварца.

Тексты в «Новом Робинзоне» были менее ангажированы, чем в «Северном cиянии». Редакция под руководством Маршака понимала, что дети нуждаются в веселом и интересном издании. Поэтому журнал публиковал научно-популярные очерки, рассказы о природе, юмористические стихи и заметки. Давал он слово и самим молодым читателям: публиковал письма «деткоров», то есть «детских корреспондентов» об их жизни и увлечениях, а также отзывы на сам журнал. Смелый дизайн «Нового Робинзона» был под стать эпохе нэпа и складывался под влиянием конструктивизма в живописи: яркие цветовые сочетания, игра форм, шрифтов и эксперименты с композицией.

Журнал закрылся в 1925 году после очередной волны критики со стороны Российской ассоциации пролетарских писателей за «свободный нрав».

«Ёж» (1928–1935)

Обложка журнала «Еж», №9, 1928 г. Фотография: expositions.nlr

Обложка журнала «Еж», №1, 1928 г. Фотография: expositions.nlr

Фрагмент журнала «Еж». Фотография: expositions.nlr

Фрагмент журнала «Еж». Фотография: d-harms.ru

Журнал «Ёж» — в расшифровке «ежемесячный журнал» — был еще одним ярким проектом Самуила Маршака и неофициальным наследником «Нового Робинзона». В «Еже» творили поэты-обэриуты, не признававшие традиционные формы литературы, впервые публиковались Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Олейников и Николай Заболоцкий. Оформляли «Ёж» знаменитые советские художники Владимир Лебедев, Юрий Васнецов и Николай Радлов. Несмотря на то что журнал не отличался цветовым многообразием, он был богато иллюстрирован графикой и черно-белыми комиксами, для его оформления использовали разнообразные шрифты, силуэты и даже фотографии.

В первые годы журнал фокусировался не на идеологическом воспитании детей, а на юморе, увлекательных и познавательных текстах, стихотворных забавах. В «Еже» выходили рассказы о животных, о жизни африканских народов, об обычаях разных стран, о путешествиях к Северному и Южному полюсам. Детям предлагали подробные инструкции по созданию луков и рогаток, схемы для моделирования самолетов и дельтапланов. Идея коммунистического просвещения нашла в журнале оригинальное воплощение: вместо конъюнктурных пропагандистских текстов в нем публиковались письма от ребят-пионеров из советских республик и даже зарубежных государств. В них они сами рассказывали о жизни, о себе и о «благах социализма».

Тем не менее такого подхода было недостаточно. В 1935 году журнал закрыли после продолжительной травли в пролетарских изданиях, где его политику в области воспитания называли чуждой советским детям.

«Чиж» (1930–1941)

Обложка журнала «Чиж», №3, 1938 г. Фотография: expositions.nlr.ru

Фрагмент журнала «Чиж», №3, 1932 г. Фотография: expositions.nlr.ru

Евгений Шварц. Фотография: bel.kp.ru

Николай Олейников. Фотография: polit.ru

«Чрезвычайно интересный журнал» сначала выходил как приложение к «Ежу», но вскоре стал самостоятельным изданием. В первые годы его выпуском занималась команда «Ежа». Николай Олейников и Евгений Шварц, стараясь сохранить политику «Ежа», много внимания уделяли публикации неидеологических стихов, познавательных материалов и игр. Их адаптировали для читателей самого юного возраста. Например, в рубрике «Школа «Чижа» ребят учили аккуратно наливать молоко в стакан, резать хлеб и понимать, сколько времени показывают часы. Для развлечения публиковали ребусы, головоломки и инструкции, как сделать игрушки своими руками из подручных материалов.

Целевой аудиторией «Чижа» были дошкольники, поэтому журнал был богат на многообразные иллюстрации и малые литературные жанры, а также игровые тексты вроде писем от имени «толстяка-помидора» и «прямой моркови», которые мечтают попасть в суп к детворе. В оформлении художники отдавали предпочтение схематичным карикатурным иллюстрациям, акварельным наброскам и сатирическим зарисовкам. В «Чиже» выходили работы выдающегося книжного иллюстратора Владимира Конашевича, который прославился как автор классического оформления книг Корнея Чуковского, Агнии Барто и Самуила Маршака.

«Чиж» унаследовал дух свободы творчества обэриутов, они общались с детьми не с позиций пролетарского воспитания, а на равных, как с маленькими друзьями. Редакции тем не менее не удалось избежать партийного влияния — поэтому на страницах «Чижа» возникали политизированные материалы вроде сказки о маленьком Володе Ульянове или комикса о том, как Ленин приехал из-за границы и совершил революцию.

Журнал просуществовал до начала Великой Отечественной войны; в разное время в нем, помимо обэриутов, публиковались Георгий Дитрих, Тамара Габбе, Михаил Зощенко, Юрий Герман.

«Пионер» (1924–по настоящее время)

Обложка журнала «Пионер», №1, 1967 г. Фотография: bibliograph.ru

Фрагмент журнала «Пионер», 1925 г. Фотография: wordpress.com

Корней Чуковский. Фотография: bibliograph.ru

Константин Паустовский. Фотография: paustovskiy.od.ua

Этот журнал был напрямую адресован истинному советскому ребенку — пионеру. «Пионер» появился в середине 1920-х годов и выходил вплоть до начала 1990-х годов. Несмотря на тенденциозность своего названия, ранний «Пионер» был ярким литературным изданием. Для него писали сильнейшие детские авторы эпохи — Корней Чуковский, Самуил Маршак, Константин Паустовский, Лев Кассиль, Валентин Каверин, Агния Барто. Была в журнале и особая рубрика «Кораблик», в которой уже сами читатели делились своим творчеством.

Издание полностью соответствовало запросам эпохи: редакция отдавала предпочтение соцреалистическим текстам. В «Пионере» впервые были опубликованы повесть «Судьба барабанщика» Аркадия Гайдара, «Стихи о дяде Степе» Сергея Михалкова, «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина и многие другие произведения. Эта тенденция касалась и оформления издания: в журнале не было необычных авангардных иллюстраций — только реалистичные радостные советские пионеры, улыбающиеся дети из стран соцлагеря, героические комсомольцы и участники Гражданской войны.

«Мурзилка» (1924 — НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)

Обложка журнала «Мурзилка», №6, 1994 г. Фотография из архива Национальной электронной детской библиотеки.

Обложка журнала «Мурзилка», №8, 1927 г. Фотография: little-histories.org

Фрагмент журнала «Мурзилка», №8, 1927 г. Фотография: little-histories.org

Художник Аминадав Каневский и придуманный им персонаж - Мурзилка. Фотография: murzilka.org

В отличие от своих старших товарищей, иллюстрированный журнал «Мурзилка» предназначался для самых маленьких читателей. Есть версии, что издание появилось еще до революции, но официальная дата выхода первого выпуска — 1924 год. Мурзилкой звали героиню журнала, дворовую собачку, которой художник Аминадав Каневский пририсовал шарф и шапочку. Журнал стал долгожителем и успешно существует до сих пор.

В «Мурзилке» всегда было много занимательных игр, легких инструкций по созданию игрушек и поделок. Как журнал для самых маленьких — тех, кто только учился читать, — «Мурзилка» был щедро иллюстрирован мастерами эпохи: Василием Ватагиным, Борисом Дехтеревым, Николаем Радловым и другими. Их работы отличались уникальностью авторских стилей, поэтому оформление журнала было весьма разнообразным. Рядом с карикатурными иллюстрациями стишков располагались реалистичные изображения растений и животных, игривые наброски хулиганов соседствовали с подробным детскими портретами.

Первые выпуски были насыщены и художественными текстами, соответствующими времени. Например, в первом номере «Мурзилки» был опубликован рассказ «Ванюшкино счастье» о вечно голодном и несчастном мальчике Ване, у которого слишком много работала мама. Помочь Ване решили дети из детского дома: они взяли его к себе, и зажил мальчик счастливо.

Много статей было посвящено советским героям — летчикам и морякам, часть материалов воспевала счастливую жизнь октябрят, которые мечтали поскорее вырасти и стать настоящими коммунистами.

Автор: Мария Соловьёва

www.culture.ru

4. Первые европейские журналы. Персональный журнализм эпохи Просвещения

Условия появления первых европейских журналов в первую очередь определялось созданием в XVII в. определенной интеллектуальной среды, вошедшей в историю под названием "La Republique des Lettres" ("Республика литераторов", или "Республика ученых"). Это понятие отразило новую форму общения европейских интеллектуалов, ориентированных на антисхоластические методы познания. Это своего рода интернациональное "братство литераторов", объединенных задачей поиска истины в "невидимые колледжи", свободные от теологических догм. Слово "журнал" восходит к латинскому "diurnalis" (ежедневный). Особенность первых европейских журналов — преимущественно научная ориентация. Научная переписка не могла вовлечь в коммуникацию достаточно большое число Информационно-пропагандистские возможности периодического были несоизмеримо выше.

Первый европейский журнал— "Journal des Savants" ("Журнал ученых", 1665-1828) был создан по инициативе французского министра финансов Жана-Батиста Кольбера. Кольбер задумал периодическое издание, которое бы освещало научные, критические и литературные проблемы, стоящие перед интеллектуальной элитой Европы .Через год издание журнала перешло в руки аббата Жана Галлуа, профессора греческого языка, остававшегося на посту редактора до 1674 г.

В 1665 г. с опозданием в несколько недель в Англии появился журнал ""Philosophical Transactions of the Royal Society" ("Философские труды Королевского общества") под редакцией Генри Олденберга. Этот журнал, официальный орган Лондонского королевского общества, выходил ежемесячно.

В 1668 г. в Риме появился первый итальянский журнал его редактором Надзари по образцу французского "Journal des Savants", а в дальнейшем сам послужил образцом для итальянских литературных журналов. Журнал, в котором помещались работы литературоведческого, языковедческого, философского характера, просуществовал до 1679 г.

В 1682 г. Отто Менке предпринял в Лейпциге издание латинского журнала "Acta Eruditorium" ("Ученые записки"), который быстро приобрел известность, став столь же популярным, как и "Journal des Savants". Журнал "Acta Eruditorium" просуществовал до 1731 г.

Журналы литературно-критического содержания во Франции ведут свое начало от периодического издания "Mercure galant" ("Галантный Меркурий"), основанного в 1672 г. Королевскую "привилегию" на издание этого журнала получил популярный в то время драматург и полемист Жан Донно де Визе. В первые годы "Mercure galant" выходил нерегулярно, однако с 1677 г. де Визе сделал это издание ежемесячным. Особенным успехом у читающей публики пользовался раздел новостей, который можно было назвать разделом светской хроники.

Начало европейского Просвещения связано с идеями английских деистов и философов конца XVI столетия. Принятие в 1689 г. "Билля о правах" (учитывающем некоторые философские концепции Джона Локка) стало знаменательным событием не только для Англии, но и для всей Европы, ибо в "Билле о правах" была заявлена новая модель взаимоотношения личности и государства. Задача просветительской журналистики исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения. Поэтому язык просветительских изданий отличался простотой и ясностью, чтобы быть понятным и доходчивым максимально большему числу читателей.

В английской просветительской журналистике выделились два подхода к исправлению нравов — сатирический и морально-дидактический. Их не всегда можно разъединить, но если выделять крайние стороны, то нравоучительная журналистика Джозефа Аддисона и Ричарда Стиля оказываются с одной стороны, а едкая сатира Джонатана Свифта и Даниэля Дефо — с другой.

Сатирическое направление:

1) Дефо - прославился как опытный памфлетист и полемист, сатирические выпады которого не раз достигали цели. Его памфлет "Кратчайший способ расправы с диссидентами" (1702) был направлен против религиозных преследований со стороны англиканской церкви, но Дефо написал его так, что ввел в заблуждение тех, против кого этот памфлет был направлен. Ответом на меткую карикатуру стал суд над памфлетистом, публичное сожжение обнаруженных экземпляров, штраф и троекратное выставление к позорному столбу Дефо удалось превратить гражданскую казнь в собственный триумф. В тюрьме Дефо написал "Гимн позорному столбу" (1703), который поступил в продажу как раз в момент исполнения приговора, — и собравшаяся на площади толпа приветствовала Дефо рукоплесканиями и осыпала его цветами.

После выхода из заключения Дефо становится независимым журналистом и издает собственный журнал. Но всего более занимало его издание "Обозрения (Review) отношений Франции и всей Европы, насколько простирается влияние Франции" выходившего четыре раза в неделю, которое было народным листком в истинном смысле этого слова. Дефо продолжал издавать журнал, заполняя его в основном материалами собственного сочинения, вплоть до 1713 г и даже получил прозвище "господин Ревью"

2) Свифт - оставил яркий след в истории английской журналистики и публицистики. Памфлет был излюбленным жанром Свифта. В 1696-1697 гг. Свифт практически одновременно создал два памфлета, которым суждена была долгая жизнь, — "Битва книг" и "Сказка бочки". "Сказка бочки" — один из самых блестящих памфлетов в творческом наследии Свифта. В нем дается тонкая и злая пародия на Реформацию и на различные направления внутри христианского вероучения, отразившая реакцию Свифта на события английской революции и на деятельность пуритан. Политические пристрастия Свифта вначале были на стороне вигов, но в 1709-1710 гг. он порвал с вигами и, став редактором торийского еженедельника "The Examiner" ("Исследователь"), вел его с ноября 1710 г. по июнь 1711 г. (№ 13-43). В этой газете Свифт опубликовал целый ряд памфлетов, статей и стихотворений, направленных против лидеров партии вигов. Серия памфлетов Свифта "Бумаги Бикерстафа" (1708-1709) определила форму нравоучительной журналистики Ричарда Стиля и Джозефа Аддисона. Свифту удалось создать запоминающуюся комическую маску Исаака Бикерстафа, имя которого стало нарицательным. 

Морально- дидактическое направление:

1) Журналу Стиля, получившему название "The Tatler" ("Болтун") и имевшему подзаголовок "Болтун Исаака Бикерстафа", суждено было положить начало не только английской, но и всей европейской нравоучительной журналистике. Издание начиналось обращением Бикерстафа, предлагавшего читателю "поучительное и вместе с тем вызывающее на мысль чтение. Удачно найденная маска и точно выдерживаемая программа издания завоевали английского читателя. В 1710 г. издательским проектом своего друга заинтересовался Джозеф Аддисон. Структура "Болтуна" основывалась на одном эссе, являвшимся композиционным стержнем каждого номера. Эссе создавалось Стилем или Аддисоном от имени выбранной маски и посвящалось различным событиям лондонской жизни. Помимо эссе, в номер ("Болтун" выходил три раза в неделю) включались также мелкие объявления и заметки. Опасаясь, что маска Исаака Бикерстафа может потерять свою привлекательность, Аддисон и Стиль прекращают издание "Болтуна" в начале 1711 г., когда журнал находился на пике своей популярности. В тот же год появился самый удачный журнал в творческом наследии Аддисона и Стиля — "The Spectator" ("Зритель"). На этот раз Аддисон и Стиль разработали целую галерею масок, членов небольшого клуба, которые собирались, чтобы порассуждать на самые замысловатые темы из области политики, литературы, философии, театра, светской жизни и т.д. Подлинной удачей стал образ "Зрителя" — сэра Роджера де Коверли, добропорядочного провинциального джентльмена, английского чудака, с любопытством вглядывавшегося в окружающий мир. Тираж "Зрителя" вырос до 14000 экз.Но Аддисон и Стиль оказались верными избранной издательской стратегии, и когда интерес к "Зрителю" достиг максимальных пределов, они предпочли сменить литературные маски. "Зритель" просуществовал два года — всего вышло 555 номеров, в последнем номере было объявлено о неожиданной женитьбе одного из персонажей и о скоропостижной кончине другого. Круг участников клуба распался, а вместо "Зрителя" в 1713 г. появилась новая маска и новый журнал "The Guardian" ("Опекун"). "Опекун" имел почти такой же успех как и "Зритель", однако просуществовал около года, после чего издательский тандем Стиль-Аддисон распался. В 1714 г. Аддисон в одиночку продолжил выпуск журнала "Зритель", но довел его только до 635-го номера.

Только в Англии количество подражаний исчислялось десятками.

"Шептун" (The Wisperer, 1709), "Ворчун" (The Grumbler, 1715), "Брюзга, или Диоген, выгнанный из бочки" (The Grouler, or Diogenes robb'd of His Tub, 1711), "Болтунья" (The Female Tatler, 1709-1710), "Развлекатель" (The Entertainer, 1717-1718), "Критик на 1718 год" (Critick for the Year MDCCXVIII, 1718), "Осведомитель" (The Intelligencer, 1728), издававшийся Томасом Шериданом, отцом знаменитого драматурга, при участии Свифта; "Попугай" (The Parrot, 1728), "Всеобщий зритель" (The Universal Spectator, 1728-1746), издававшийся Генри Бейкером, зятем Дефо, и множество других листков оспаривали друг у друга внимание публики" [102]. Более того, журналы Аддисона и Стиля переиздавались несколько раз в виде отдельных книг в течение XVIII в. и были переведены на большинство европейских языков.

Во Франции журналистские идеи Аддисона и Стиля использовались Пьером де Мариво и аббатом Прево. В таких журналах Мариво, как "Le Spectateur francais" ("Французский зритель", 1722-1723), где само заглавие перекликается с английским "Зрителем", "L'indigent philosophe" ("Неимущий философ", 1728) и "Le Cabinet du philosophe" ("Кабинет философа", 1734), заметно стремление познакомить французского читателя с английскими культурными традициями. Мариво не был подражателем — изысканно-метафоричный, полный неологизмов язык его журналов получил наименование "мариводаж". В свою очередь, творчество Мариво пользовалось большим успехом в Англии.

Антуан Франсуа Прево, более известный под именем аббата Прево, создателя знаменитого романа "История кавалера де Грие и Манон Леско". В 1733 г. Прево в Лондоне основал по образцу "Зрителя" еженедельный журнал "Le Pour et le Contre" ("За и против", 1733-1740). Журнал, который создавался в Англии, но распространялся в Париже, стал заметным явлением в журналистском мире Франции. Само заглавие журнала Прево манифестировало приверженность к объективности. Достоверность и надежность информации, качество критических выступлений внушали доверие. В Германии линия английской просветительской журналистики была продолжена такими нравоучительными изданиями, как "Der Vernunfter" ("Разумник", 1713-1714), "Die lustige Fama" ("Веселая молва", 1718), "Discourse des Mahlern" ("Беседы живописцев", 1721-1723) швейцарских издателей Бодмера и Брейтингера и выступающим против них журналом Готшеда "Der Bidermann" ("Честный человек", 1728-1729), "Der Freigeist" ("Вольнодумец", 1745), "Der Hypochondrist" ("Ипохондрик", 1762).

studfiles.net

История журналов мод в России. Часть 1. От Петровской Ассамблеи до революции в Петрограде — материальная культура

Журнал моды — не самый очевидный индикатор культуры, однако достаточно точный и яркий. Состояние общества, его настроения, прогресс, эволюция искусства, поведенческие и культурные парадигмы — все это можно обнаружить на страницах посвященных шляпкам, лентам и шелковым юбкам. Как выглядели женщины, как изменялось их место в обществе, о чем думали и чему посвящали время? Журналы мод отвечают на эти вопросы. Любопытно проследить их историю в нашей стране. 

1702-1759Первая пресса 

Периодическая печать появилась в России благодаря Петру Великому. В XVII веке издавался лишь рукописный листок с подборкой европейских новостей, назывался он «Куранты» и был предназначен исключительно для царских глаз. Петр  в 1702 году учреждает «Ведомости», в которых периодически пишет сам и редактирует статьи. В «Ведомостях» же появляются первые статьи, имеющие отношение к внешнему виду и косвенно к моде. Петр учредил новый тип развлечения: «ассамблеи».  В «Ведомостях» было указано, в каком виде на эти события стоит являться. Собственно, модные издания вплоть до конца XVIII столетия были редкостью, как в России, так и в Европе. Их место занимала Пандора — путешествующая кукла в модном платье. Парижские портные и модистки одевали кукол в самые актуальные наряды и рассылали во все европейские столицы. Именно «по Пандоре» шили новые европейские платья придворные дамы Петровского времени. Русские императрицы Анна Иоановна, Елизавета Петровна и Екатерина II заказывали по кукле самые модные туалеты.  Несколько Пандор хранятся в отечественных музеях, в том числе в Сергиевом Посаде и в Гатчине.

Первая рукописная газета «Куранты»

«Ведомости» Петра Великого

«Ведомости» Петра Великого

Ассамблея Петра Великого

Кукла Пандора (Вена)

Ассамблея Петра Великого

 

Н.И. Новиков

1759 — 1791 Первые частные журналы.Новиков против Екатерины Великой

До середины XVIII века единичными изданиями ведало исключительно государство, но эпоха просвещения сподвигла интеллектуалов к открытию новых журналов. В 1759 году драматург Александр Сумароков открывает первый русский частный журнал под названием «Трудолюбивая пчела». В 1769 году начинается бурная издательская деятельность Николая Новикова и его главной конкурентки — императрицы Екатерины Великой. Новиков издает сатирический журнал «Трутень», в противовес ему Екатерина открывает «Всякую всячину» — так она назвала свое издание. Собственно, с деятельностью Новикова связано и издание первого журнала, который можно было бы назвать модным, пусть и с натяжкой. В 1779 году он открывает «Модное ежемесячное издание. Библиотека для для дамского туалета». Именно с этой даты начинают летоисчисление модные журналы в России. Однако, «Библиотека для дамского туалета» не была журналом о моде в нашем понимании. Это был развлекательный литературный журнал, в котором читательница не нашла бы ни одной иллюстрации. На страницах печатались фривольные стишки и шутки, слезливые рассказы про любовь и все то, что, по мнению издателя, должно было занять скучающую барышню. Увы, дело не пошло. Подписчиков у журнала было катастрофически мало, и через год Новиков прекратил выпуск.

Екатерина Великая Сумароков А.П.

1790-е — 1820-еОтечественные модные журналы

Первый отечественный журнал непосредственно об одежде появился в конце правления Екатерины в 1791 году и назывался «Журнал английских, французских и немецких новых мод». Это издание представляло из себя маленькую  тетрадку с одной или парой литографий, раскрашенных вручную, довольно низкого качества (дорогие изображения издатели не могли себе позволить) и множеством текстовых описаний к ним. Увы, и это издание просуществовало недолго: в Москве вышло всего три выпуска. Фиаско потерпел и «Журнал для милых, издаваемый молодыми людьми», созданный в 1804 году группой сентиментально настроенной молодежи. Свет увидело лишь 12 номеров, заполненных слащавыми стихами и чрезмерно чувственными любовными историями. Критика на журнал была жесткой и, надо полагать, справедливой.

Журнал английских, французских и немецких новых мод

Неудачи первых русских журналов моды объясняются повальной франкоманией. Россия последней четверти XVIII — начала XIX века была завалена французскими изданиями. По рукам ходили «Galerie des modes et costumes francais» и «Journal des Dames et de modes». К тому моменту французский язык стал практически официальным разговорным языком российской знати, а все модное должно было непременно быть французским. Изделия, произведенные в России, казались покупателям грубыми и безыскусными, даже если это было не так. Поэтому, кстати, тогда многие отечественные производители тканей, лент и кружев, портные или модистки обзаводились в штате французом, и называли свои заведения на иностранный манер. Сколько лент, сотканных где-то под Москвой, продавались как «привезенные прямо из Парижа»! 

Лишь в 1812 году (как вы понимаете, в силу объективных обстоятельств) произошел отказ от франкомании. Правда, временный. Петербургские аристократки, коверкая слова и ломая язык, начали изъясняться по-русски, нередко с ужасным акцентом. Как бы то ни было, мода и модные журналы продолжали оставаться французскими.

1820-е — 1830-е«Дамский журал» Князя Шаликова

В 1823 году князь Петр Шаликов, уже имевший опыт создания женского журнала «Аглая» за плечами,  издает «Дамский журнал», первый из просуществовавших довольно долго. Все предшественники не жили дольше года-двух. Издание Шаликова выходило в свет на протяжении десяти лет. В журнале было три раздела: литература, критика и мода. Именно тогда наполнение модного издания стало приближено к современному: в нем печатались небольшие рассказы, рецензии на спектакли, советы куда лучше сходить и, конечно, свежие модные тенденции прямо из Парижа.

Князь Петр Шаликов

Литературная часть журнала вызывала бурю насмешек у современников, критики называли журнал «поздним отголоском бездарного и поверхностного сентиментализма». Нужно понимать, что периодические издания в 1820-30-е годы были исключительно мужскими и поднимали серьезные темы, тогда как дамский журнал Шаликова казался слишком куртуазным,  «нарумяненным», как написал о нем Александр Бестужев. «Каково только думают о публике, если почитают самым завлекательным украшением журналов парижские юбки и чепчики», — написал о «Дамском журнале» редактор «Московского телеграфа» Николай Полевой. 

Журнал моды пользовался популярностью у читательниц, он выходил еженедельно (!), но поливался критикой за несерьезность серьезными мужчинами. Шаликов публиковал то, что хотели читать женщины, именно поэтому журнал просуществовал так долго. Все издания для женщин до этого издавались мужчинами с мужским представлением о том, что должна читать и о чем должна думать женщина. В итоге их проекты оказывались  слишком глупыми,  слишком сентиментальными или слишком сложными.«Дамский журнал» в пушкинское время был острой темой. Министр просвещения чуть было не закрыл издание в первый же год, потому что дамские неглиже с кружевами и анекдоты показались ему недопустимо фривольными, а весь журнал излишне «эпикурейским».  Дурным поветрием показалось министру, что «целью настоящей жизни и счастия поставляют чувственные наслаждения», вместо того, чтобы беспрестанно думать о спасении души, кротости и смирении. И это при том, что журнал придерживался весьма и весьма патриархальных позиций в отношении положения женщины в обществе. Периодически на страницах публиковались поучения, например такие: «Избегать противоречий мужу. Ни во что не вмешиваться, кроме домашних дел. Никогда ничего не требовать и казаться довольною малым. Жена может быть умнее мужа, но ей должно принимать вид, будто этого не знает. Тщательно избирать приятельниц, иметь их мало.» Возможно, такие наставления печатались для успокоения цензоров, потому что в целом журнал был прогрессивным: в нем даже сотрудничали авторы женщины. Сейчас это кажется нонсенсом, но в начале XIX века женские журналы делались исключительно мужчинами.

1830-е —  1860-еЕлизавета Сафонова: женщина — издатель

Так или иначе, с 1830-х годов отечественные журналы мод становятся важной и неотъемлемой частью издательского рынка. В 1831 году М.А. Бестужев-Рюмин начинает издание журнала «Гирланда: журнал словесности, музыки, мод и театров». Наконец, в 1836 году свою деятельность начинает Елизавета Францевна Сафонова. К сожалению, история сохранила очень мало сведений об этой сильной женщине, между тем она была персоной весьма интересной. Первая в России женщина издатель (Екатерина Великая не в счет) ко всему прочему происходила не из высшего общества. Сафонова рано овдовела, оставшись с тремя детьми на руках и без средств к существованию. Такое положение было гибельно: работать женщинам в XIX веке было практически негде. Елизавета подает в цензурное управление прошение об открытии журнала, ссылаясь на свое бедственное положение вдовы с детьми на попечении. Получив разрешение Сафонова открывает в Москве прикладной «Журнал новейшего шитья». Если французские журналы были предназначены для рафинированной публики высшего общества, то Сафонова рассчитывала на более широкую и менее богатую публику. Дело пошло, и через два года уже в Санкт Петербурге она издает «Санкт Петербургский журнал разного рода шитья и вышивания». Всю свою жизнь Сафонова посвятит журналам для женщин, она будет их издавать и редактировать. В 1860-х годах Сафонова возглавляла легендарный журнал «Ваза».

«Ваза» – журнал — долгожитель: основанный в 1832 году, он просуществовал до 1884 года, пятьдесят два года! Однако в первый период своего существования с 1832 по 1848 год журнал издавался столь крошечными тиражами, что до нас не дошел практически ни один номер того периода. Существенно расширилась «Ваза» в 1860-е годы.

На протяжении всего XIX века тиражи модных журналов были крайне малы. Средние журналы выходили по 1000-3000 экземпляров на номер, лишь крупнейшие, уже во второй половине века, достигали десяти, двенадцати тысяч экземпляров.

Журналы второй половины XIX века

Во второй половине XIX века происходят коренные изменения в женской периодике. Меняется сам подход, изменяется образ женщины. Если в первой половине века журнал транслировал образ девушки покорной, кроткой, предназначение которой сводилось к домашним делам и воспитанию детей, то во второй в дамские издания проникают идеи эмансипации и феминизма, авторы начинают больше говорить о женском образовании, появляются материалы научно-популярного характера. Открываются женские журналы литературно-общественного направления:«Рассвет» (1859-1862), «Женский вестник» (1866-1868), «Друг женщины» (1882-1884).

Журнал «Аврора»

Вдохновленные примером Сафоновой, женщины создают прикладные журналы. Сама Елизавета Францевна, уже пожилая женщина, но, судя по всему, очень активная, в 1872 году запускает новый проект «Женские работы», Елизавета Ананьева выпускает «Моды и рукоделия», а Стефания Лепковская журнал «Аврора». Женщины начинают работать, у них появляется больше возможностей прокормить себя самостоятельно и журналы очень помогают им в этом.

1867-1917Издательские империи Гоппе и Аловерта

В середине века меняется не только общественная позиция журналов, изменяется и их экономическая структура. Дамские издания становятся серьезным бизнесом. Сафонова впервые начинает публиковать в своих журналах рекламу на отдельных специально выделенных полосах, она же снабжает свои издания выкройками и полезными прикладными приложениями, которые стимулировали к покупке. Позже выкройки и приложения начали продаваться уже отдельно. Если раньше доход шел только от подписки, то теперь дополнительные средства издателю начала приносить реклама и специальные проекты. Появление больших денег не могло не вернуть в бизнес мужчин. Герман Гоппе и Николай Аловерт — два имени, с которыми неразрывно связана история модных журналов второй половины XIX века. 

Герман Гоппе

Герман Гоппе родился в Германии и в 25 лет был приглашен в Россию заняться работой в немецком книжном магазине. Разобравшись в особенностях издательского дела, Гоппе открыл простую истину: люди любят картинки, но издатели почему-то дают им только тексты. В 1867 году Гоппе начинает издавать богато иллюстрированный журнал «Модный свет», который вмиг становится очень популярным в первую очередь из-за обилия картинок, а в 1869 России был представлен его главный проект «Всемирная иллюстрация» целиком построенный на изображениях. В 1870-1880-х годах Гоппе ведет активную экспансию: открывает несколько новых проектов, выкупает журналы у пожилых издательниц эпохи Елизаветы Сафоновой  и реформирует их,  приобретает лицензию на немецкий журнал «Der Bazaar» и начинает издавать его переводной вариант под названием «Новый русский базар». Примечательно, что редактировать журналы моды Гоппе приглашал все-таки женщин.

«Новый русский базар»

«Новый русский базар»1882 год

«Новый русский базар»1882 год

«Новый русский базар»1882 год

«Новый русский базар»1882 год

«Новый русский базар»

В конце 1870-х  главным редактором нового журнала Гоппе «Огонек» (предшественник известного всем советского «Огонька») был назначен Николай Аловерт — ученик Гоппе, который позже превзошел своего учителя.

Николай Аловерт

Аловерт, выходец из мелкой Воронежской буржуазии, был талантлив, очень деятелен,  чрезвычайно амбициозен и патриотичен. Практически весь издательский бизнес (в особенности то, что касалось дамских журналов) был занят немцами. Об их засилье писали многие авторы. Николай Павлович Аловерт ушел от Гоппе и в противовес его лицензионным изданиям в 1884 году открыл собственный журнал «Вестник моды», который позиционировался как отечественный журнал для русских женщин. Среди подписчиц «Вестника» была даже Императрица Александра.В последнее десятилетие XIX века рынок дамских журналов поделили дом Гоппе (уже под управлением его наследников) и Николай Аловерт. Умами и вкусами дам безраздельно правили три их основных издания: «Новый Русский Базар», «Модный Свет» и «Вестник Моды». Конкуренция обострилась, и Аловерт начал подключать новаторские маркетинговые стратегии. Его журналы стали продаваться в трех разных ценовых категориях. Цена зависела от количества иллюстраций. Аловерт начал снабжать выпуски большим количеством выкроек, а потом сделал возможным заказ выкроек в восьми разных размерах. На страницах его изданий появилась реклама косметики и даже лекарств, стала выходить колонка, в которой редактор отвечал на письма читательниц и давал советы. Параллельно с главным журналом «Вестник моды», Аловерт развивал малые издания для швей и портних, журналы для домохозяек, подписные книги с рецептами.

Издатели яростно соперничали друг с другом, но стратегии Аловерта принесли ему успех. В начале ХХ века он выкупил старые издания Гоппе и к 1913 году единолично контролировал все крупные модные издания в стране. Николай Аловерт создал издательскую империю, в которую входили дамские журналы самых разных направлений. Он четко разделял аудиторию, понимая интересы каждой из групп своих читательниц.

«Вестник Моды» 1888 год «Вестник Моды» 1888 год «Вестник Моды»

С приходом революции Аловерт был вынужден закрыть свои журналы. В последнем выпуске «Вестника моды» он обращается к читательницам с извинениями в том, что не может более доставлять из Парижа иллюстрации из-за сложившейся обстановки. Большую квартиру Аловерта, занимавшую целый этаж в Петербурге на углу Итальянской улицы и Фонтанки, превратили в коммуналку, оставив Николаю Павловичу одну маленькую комнатку. Уже старый человек, он не переставал работать, трудился корректором до восьмидесяти двух лет, когда потерял зрение и последние годы жил, продавая остатки мебели красного дерева.

«Вестник моды для модисток» 1890 год

«Вестник моды для модисток» 1890 год

«Вестник моды для модисток» 1890 год

Какое-то время после революции в большевистской, а затем Советской России не было журналов моды. Но с началом 1920-х появились сначала грубые книжки швейной промышленности, потом, с приходом НЭПа, европейские издания, а в 1923 году увидел свет удивительный журнал «Ателье», оформленный величайшими художниками своего времени.  Я обязательно расскажу об этом в следующем материале.

Текст: Тим ИльясовОпубликовано в журнале «Ателье»

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

materiality.info


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта