Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

КРУГОВАЯ ПОРУКА ПРОТИВ КОРРУПЦИИ. Коррупционер журнал


Анти Коррупционер — Сайт о коррупции в России и за рубежом

За рубежом

Новость о визировании президентом США меморандума, который направлен «на борьбу с экономической агрессией Китайской Народной республики», была вполне ожидаемой, хотя в реальности мало кто верил, что Вашингтон...

  26. 03. 2018      158       0 Мнения

Время конфискации зарубежных активов россиян приближается То, о чем говорили с 2015 года, то, во что не верит фактически никто в мире, скоро станет реальностью — время, когда активы богатых граждан России, размещенные за...

  25. 03. 2018      106       0 Мнения

Наконец-то этот цирк на конной тяге под названием «Выборы-2018» закончились. На поверхности политического и информационного болотца, на дно которого временно, а может и на постой, опустились проигравшие, сейчас разве...

  25. 03. 2018      149       0 Мнения

Не успели пройти президентские выборы, как дали о себе знать представители либерального крыла финансово-экономического сектора. Судя по всему, в стадию реализации вступает очередной «пенсионный маневр» под...

  24. 03. 2018      113       Комментарии к записи Центробанк готовит план изъятия пенсий у россиян отключены Коррупция в России

Большая часть сыров на российских прилавках – подделка, как показало исследование «Росконтроля» «Росконтроль» снова проверяет. И снова находит подделки. Причем, на всех образцах, которые являлись...

  24. 03. 2018      144       Комментарии к записи Суррогат с дырками: Дорогой сырный фальсификат захватил рынок России отключены Мнения

На фоне бесконечных призывов и заявлений властей об «экономическом рывке» и «экономическом росте» процесс ограбления России не останавливается ни на один день, ни на одну минуту. Казалось бы, что после...

  23. 03. 2018      385       Комментарии к записи План конфискации кремлевских миллиардов готов отключены
Мнения

Крупнейший госбанк страны – Сбербанк, возглавляемый членом совета директоров американского финансового холдинга JPMorgan Chase Грефом, только на половину российский. Вторая же половина принадлежит американским и...

  23. 03. 2018      288       Комментарии к записи «Тайна» Грефа: Реальные хозяева Сбербанка из США и Великобритании отключены Интересное

Пособие данного вида является своего рода поддержкой безработных граждан. Выплаты осуществляются в регулярном порядке и в строго определенный срок. Пособия 2018: кому положено пособие по безработице, размер пособия...

  22. 03. 2018      135       Комментарии к записи Пособия 2018: кому положено пособие по безработице, размер пособия по безработице, как оформить пособие по безработице отключены За рубежом

Россия решила «ударить» по государственному долгу США, взяв курс на постепенное снижение уровня инвестиций в облигации Соединенных Штатов. Подробности сообщил информационный портал Investbrothers. Из статистических...

  21. 03. 2018      510       Комментарии к записи Гудбай, Америка: Россия «наносит удар» по госдолгу США отключены
Мнения

Хотя отношения российско-украинские отношения не самые теплые, наши страны являются соседями и вынуждены сотрудничать в экономической сфере. Украина и Россия «скованы одной цепью» в вопросах газового...

  21. 03. 2018      250       Комментарии к записи Украина не оставила шансов Газпрому отключены Страница 1 из 7912345...102030...»Последняя »

anti-corruptioner.ru

Прирожденный коррупционер / Проблемное поле / Главная

Уже начался август, а еще ничего не взорвалось, не утонуло и не грохнуло революцией и не ограбило дефолтом. Только умер Солженицын.

Несдержанность комментаторов смерти выбрасывает в публичную дискуссию желчь мести и слезы дешевого горя. Обсуждается все что угодно, кроме того, что имеет смысл обсуждать в связи с кончиной писателя. Нужны ли сегодня России еще Солженицыны? Нуждается ли сегодня страна в духовном лидерстве? Или эпоха великих "пророков " минула окончательно?

Между тем август 2008-го, когда исполняется сто дней нового президентства, может оказаться месяцем, который определит развитие страны на годы и десятилетия вперед. Перелом может оказаться куда серьезнее, чем исторические события августа 1991-го.

Кипит чиновничья и экспертная работа. Одно за другим ведомства выдают на- гора различного происхождения и разной грамотности документы, общий облик которых можно определить как "Большая программа - 2020" и ядро которой - МЭРТовская "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации" - в последнем варианте была вчера 6 августа уже опубликована.

Вообще же, под шелест бумажек на столах начальников, тихими событиями дождливого августа 2008-го может состояться революция - не первая в мире, но, вероятно, первая в России, - главной движущей силой которой окажется эксперт.

Можно видеть воров и не замечать коррупции. Но только до определенного момента.

До определенного момента в России умели и воровать, и видеть воров. Недаром обыкновенный порядок дел в стране описывался не просто, а очень просто - одним словом: "воруют". Есть воры, и есть что воровать. И есть условие воровства - Россия. Она дает себя обворовывать.

Видеть коррупцию - значит уметь отличать воров от граждан, а воровство - от условий воровства. Коррупция - это имя России, отличное от условий ее ограбления. Когда хочется, чтобы у страны были граждане, а не воры, - начинают бороться с коррупцией.

Коррупция - это название состояния, когда начальство больше не хочет, чтобы вор просто сидел в тюрьме, а хочет, чтобы вор не воровал и стал гражданином. Поэтому медведевский план борьбы с коррупцией и есть национальная амнистия.

* * *

Государство создало условия, чтобы не воровали. Национальный план противодействия коррупции, опубликованный 31 августа на сайте президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, начинается с преамбулы: "В Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Серьезный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах и плане мероприятий по ее проведению... а также в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы государственной службы". Условия для того, чтобы не воровали есть, но результатов борьбы с коррупцией - нет. Потенция есть, а актуальности - нет. Видимо, необходимо для этого еще и нечто поверх условий. Например, воля.

Что такое государство, которое создает условия, чтобы не воровали, но не проявляет политической воли, показала совсем недавно когда-то очень дружественная России Болгария. Евросоюз попросту отказался дальше финансировать национальную борьбу с коррупцией в этой стране. Потому что все выделяемые для этого средства расходовались неэффективно. В переводе с языка евробюрократов - разворовывались.

Политико-правовая практика борьбы с коррупцией для начала требует выделения собственно такого явления и определения соответствующего понятия. В плане борьбы с коррупцией она определяется крайне общо, как "социально-юридическое явление". Сущность такого сложного явления раскрывается далее по тексту документа.

Медведев и его эксперты верят, что коррупция является "неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства". Не всякого администрирования, заметим, а избыточного. Итак, коррупция имеет место там, где государства оказывается избыток. Эта избыточность проявляется не простым присутствием государства там, где его быть не должно, а некоторой избыточной практикой - а именно администрированием. То есть активным вмешательством в те дела, которые как таковые без этого вмешательства могут обойтись.

По всей видимости, речь не идет об отступлении государства, устранении социально-экономических мобилизационных плацдармов либо о сокращении государственных обязательств. Скорее, имеет смысл утверждать, что в сферах, где государственное вмешательство было ранее активным, стоит сосредоточиться на выполнении иных, более пассивных функций - арбитра, наблюдателя за исполнением правил. Государство не должно уйти (и, судя по политической риторике, порой крайне жесткой, оно в данном документе никуда и не уходит), потому что вакуум от того места, где раньше было оно, будет заполнен, например, рейдерами. И часто нужно выбирать - снимает ли с себя ответственность государство за некий сектор и отдает его на откуп бизнесу, социальная ответственность которого оставляет желать много лучшего (и получает, заметим, рост рейтинга КПРФ и митинги пенсионеров), либо оно продолжает мириться с коррупционным status quo (и получает традиционную критику из лагеря либералов).

Тезис о природе коррупции как государственном сверхадминистрировании - это тезис, далеко выходящий за рамки только лишь стратегии борьбы с коррупцией. Этот тезис - фрагмент политической философии, которой придерживается власть независимо от того, отдает она себе в этом отчет или нет. Этот тезис - отмычка к политическому образу государства, которое имеет в виду Медведев и его команда. И не только при диагностике наличного состояния российской государственности, но и того образа страны, который мы должны получить по итогам серии социально-экономических реформ, подразумеваемых программой-2020. План борьбы с коррупцией здесь, в этом документе, предоставляет понимание властью нормы государственного администрирования.

Коррупция, которой объявляет войну план Медведева, всеобъемлюща: она "серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации".

Но если коррупция тотальна, если - грубо - "все есть коррупция", как ее можно выделить? Каковы критерии того, что нечто является "коррупционным" или имеет "коррупционную составляющую"? Например, планом Медведева в качестве меры по профилактике коррупции подразумевается " совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации" (I.1.б), но насколько сам документ плана борьбы с коррупцией может быть подвергнут оценке на "коррупциеносность"?

Одним из инструментов борьбы с коррупцией, наряду с формированием определенных институтов, является требование особого рода "администрирования": "...Возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также привлечение к дисциплинарной и иной ответственности за невыполнение данной обязанности" (I.1.б). Это требование - под страхом наказания - вменяет в обязанность умение именно видеть коррупцию. Очевидно, что мы не живем уже во времена действия 58-й статьи сталинского УК, боровшегося с укрывательством и недоносительством как политическими преступлениями, и полагать, что под страхом лагерей чиновники наперегонки побегут с доносами в антикоррупционные комиссии, по меньшей мере наивно. Скорее, речь идет о "коррупционном просвещении", которое, с одной стороны, должно дать чиновнику четкий критерий того, что именно является коррупционным, выдать ему своего рода "антикоррупционные очки": ведь мы уже всегда заранее знаем, что в любом деле "не обошлось без коррупции" - надо только уметь видеть. Идеологическая установка о всеобъемлемости коррупции оказывается презумпцией коррупционности. С другой стороны - разрушить круговую поруку чиновничества, которая является одним из важнейших условий его разложения. Коррупция не там, где воруют, а там, где об этом молчат. Или нарочито, или не нарочно. Если вы не видите коррупцию - государство вас научит это делать. Коррупция - это требование к государственнической оптике, и в этом смысле умение видеть коррупцию - это воспитание государственного чувства (см. подробнее об этом раздел III Национального плана).

Масштаб задач, первое приближение к решению которых обозначено в перечне первоочередных проектов законодательных актов Российской Федерации, которые необходимо принять в связи с Национальным планом противодействия коррупции и перечне первоочередные мер по реализации Национального плана противодействия коррупции, впечатляет. Нижеследующие тезисы, показывающие гротескно, что для современной России являет собой коррупция, должны лишь, на мой взгляд, добавить уважения к "плану Медведева".

* * *

Тезисы Pro коррупцию

Коррупция - это дешевле, удобнее и практичнее, чем институты. Она экономичнее, эффективнее и - что самое важное - куда быстрее приводит к достижению результата. Что превращает коррупцию в непревзойденное орудие управления, не сопоставимое по непосредственной эффективности даже с террором. (Коррупция инструментально напоминает армейскую дедовщину - все те же "неуставные отношения", которые функционируют как жесткая связь элементов структуры, которые по идее связаны быть не должны). Очевидно, что коррупция - лучший способ борьбы с коррупцией.

Вот, например, как оперативно создать команду для эффективного администрирования в условиях, когда все кругом воруют? Выход - сколотить группу единомышленников не из профессионалов, которые столь же профессионально будут воровать, а из преданных и надежных людей - из родственников, одноклассников, однокурсников, соседей по даче и т.п. Коррупция - это еще и кадровый лифт с кадровым резервом.

Коррупция, понимаемая как то, что возникает на стыке государства и общества, оказывается универсальным медиумом - то есть одновременно еще и тем, что опосредует публичное и частное. Вопрос только в том, что за message содержит это media? Гениальность современного Остапа Бендера заключается в непревзойденной технике интерпретации этого "месседжа", умении чтения "по погонам".

Там, где риторика договора, например между Россией и Украиной, вписывается в рамки порядков политического, почему не может существовать другого типа договора - между нарушителем и сотрудником ГИБДД? В конце концов, это тоже политика, например политика саботажа определенной "социальной группой" под названием "неверные менты". Коррупция - это политика на местах. Это наука бытового и публичного бриколажа - политика "каши из топора".

Нередки разговоры о том, что коррупция нарушает право собственности. Однако еще неизвестно, на что была бы сегодня похожа Россия, если бы не "ярые коррупционеры" из веселых 90-х с их бесконечным дележом материальных активов советских предприятий. Своими кровавыми разборками и полным пренебрежением законом они фактически не допустили приватизаторов в смокингах заграничного покроя к отечественной собственности. Не ко всей, конечно, но к изрядной части. Итак, коррупция - это еще и гарант права собственности.

Коррупция - это крайне рациональный инструмент в руках часто нерациональных бюрократов. Коррупция производит из нерациональных, нередко слабообразованных чиновников корпус рациональной бюрократии. Рациональность которой заключается хотя бы в том, что коррупция исправляет пути непосредственного интереса бюрократа, который как таковой без коррупционного вмешательства может быть весьма смутен и неясен. А сам бюрократ - ленив и туп.

Коррупция - это ясно, непосредственно понятно и очевидно. Коррупция - это дискурсивный способ репрезентации как знаний, так и желаний бюрократии. Это "настоящий" язык бюрократии и тех, кто с ней имеет дело, - народа. Коррупция превращает прослойку чиновников в аналог современного российского нобилитета - дворянства с их традиционной двуязычной культурой. Коррупция - это доблесть бюрократа. И одновременно его просвещение.

Коррупция в России - это первый европеец. Коррупция креативна, даже инновационна - она изменяет под себя действительный порядок следования дел - начиная уголовными, заканчивая теми "делами", которые принято называть на американский манер "бизнесом". "Кошмарят бизнес" не коррупционеры, "кошмарят бизнес" как раз разного рода проверяющие инстанции, которым по закону положено. Ярый коррупционер не кошмарит бизнес, он с ним "дружит". Ярый коррупционер не возьмет с бизнеса лишнего, он просто будет его лучшим другом.

(Вот Медведев. Он хочет, чтобы в стране 40-50% населения были заняты в малом и среднем бизнесе. Но для этого необходимо, чтобы снизили НДС или прекратили требовать отчета о "белых" зарплатах. Но Медведев сегодня не может снизить НДС, потому что ему не позволяет Минфин и некоторые советники-монетаристы. Поэтому Медведев пока дает сигнал "не кошмарить бизнес" - закрыть глаза на черную бухгалтерию МиСБ.

Если это и отступление, то временное. Даже не отступление, а задержка перед стартом. Прежде чем идти в атаку - запускать то, что должно было получить идеологическое имя "план Путина", а получило бюрократический лейбл "Концепция долговременного социально-экономического развития РФ до 2020 года", - нужно подготовить позиции, вырыть окопы на случай неудачи.)

Кроме прочего, коррупция - это еще и способ обойти жестокие "законы этой страны" только за счет того, что "мы все понимаем, что мы же с вами - цивилизованные люди". Потому что, если дать, по сути, копеечную взятку, можно решить вопрос по справедливости, а если настаивать на законности и, не дай бог, открытости - то можно загреметь в тюрьму. Например, лет на двадцать.

Впрочем, это уже банальность.

www.russ.ru

Коррупция в России | Публикация в журнале «Молодой ученый»

Борьба с коррупцией и её проявлениями ведётся на протяжении всей истории российского государства. Однако как показывает практика, государство ещё полностью не может искоренить коррупцию и напротив очень часто оно само провоцирует на совершение коррупционных преступлений.

На сегодняшний день тема коррупции в России, несомненно, является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики, чтобы, наконец, с полной серьезностью отнестись к возникшей проблеме.

В современной научной     литературе существует множество определений понятия «коррупция». Её рассматривают в нескольких аспектах: социальном, политическом, правовом. Ряд учёных считает, что коррупцию нужно рассматривать ни как конкретный состав преступления или административного правонарушения, а как совокупность родственных деяний, включающих в себя ряд должностных злоупотреблений.

Коррупция в средствах массовой информации описывается как серьёзный барьер на пути здорового развития общества, социальное зло, требующее вмешательства и устранения. Но эффективная борьба с этим негативным явлением невозможна без достаточно полного и точного знания его сущности, а также исторических аспектов его возникновения.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» наряду с перечислением отдельных разновидностей коррупционных действий содержит общее легальное определение коррупции. Под ней понимается незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами [1].

Вышеуказанное легальное определение коррупции представляется не совсем удачным по многим причинам. В частности, выгода имущественного характера, о которой идет речь в подп. «а» п. 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции», может заключаться в деньгах, ценностях, ином имуществе или услугах имущественного характера, иных имущественных правах. Возможности отнесения к этой выгоде каких-либо других составляющих п. 1 ст. 1 указанного Закона не предусматривает. Нетрудно увидеть, что упомянутая выгода по своему составу практически ничем не отличается от предметов коммерческого подкупа и взятки — денег, ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав (ст. ст. 204, 290 Уголовного кодекса Российской Федерации). При этом сами понятия «имущество», «услуги имущественного характера», «имущественные права» ни в Федеральном законе «О противодействии коррупции», ни в Уголовном кодексе Российской Федерации не раскрываются.

Также следует обратить внимание на необходимость унификации терминологии в правовых актах, направленных на противодействие коррупции. Такие понятия, как «выгоды имущественного характера», «имущество», «оказание услуг» и другие относятся больше к гражданскому праву, чем к уголовному. Соответственно, указанные термины должны употребляться в одинаковом значении во всех отраслях права. Только тогда единообразное легальное закрепление и толкование позволит более эффективно осуществлять противодействие коррупции.

В настоящее время на федеральном уровне в результате активной аналитической работы разработаны основы антикоррупционной политики, но не принята Концепция антикоррупционной политики Российской Федерации. Она могла бы определить принципы, цели, задачи, приоритеты, механизмы и ожидаемые результаты реализации государственной антикоррупционной политики в Российской Федерации.

Помимо общих вопросов, связанных с регламентацией коррупции и антикоррупционной политики, необходимо сконцентрировать своё внимание на проблемах правового регулирования составов коррупционных преступлений, а также их наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Так, например, современная правовая регламентация конфискации имущества за коррупционные преступления свидетельствует о наличии законодательных ошибок и противоречий [2]. В частности, законодатель в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации достаточно четко указывает перечень преступлений, в отношении которых применяется конфискация (всего 45 составов преступлений). Однако абсолютно не понятно, почему в указанный перечень не вошли многие уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за коррупционные преступления (ст. 145.1, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160, п. «б» ч. 3 ст. 174, п. «б» ч. 2 ст. 174.1, ст. 183, п. «б» ч. 3 ст. 188, ст. ст. 201, 202, ч. ч. 1 и 2 ст. 204, ст. ст. 285.1, 285.2, 286, 288, 289, 291, 292, ч. 3 ст. 294 и ст. 304 Уголовного кодекса Российской Федерации и др.).

Особо обращает на себя внимание отсутствие в перечне статей, по которым можно применить конфискацию имущества, трех составов преступлений, относящихся к «ядру коррупции» (ст. ст. 291, 291.1 и ч. ч. 1, 2 ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Также следует обратить внимание на слабую развитость в Российской Федерации просветительского и профилактического направления антикоррупционной политики. В процессе формирования антикоррупционной политики целесообразно поддерживать постоянное взаимодействие с компетентными научными учреждениями и профессиональными научными работниками, а также активно вовлекать ученых в консультирование, экспертизу, мониторинг, анализ и реальное внедрение антикоррупционных мероприятий в деятельности арбитражных судов. Антикоррупционная политика должна быть научно и криминологической обоснованной.

Высокий уровень латентности преступлений коррупционной направленности существенно осложняет функционирование механизма уголовно-правового регулирования. Вследствие этого актуализируются дальнейшие меры по оптимизации уголовно-правовой политики РФ применительно к преступлениям коррупционной направленности, исходя из положительного правового опыта, как России, так и зарубежных стран.

Вместе с тем одних лишь уголовных методов для полноценного противодействия коррупции явно недостаточно.

С одной стороны, в последние годы вышло значительное число публикаций, посвященных теме коррупции и борьбе с ней, большая часть которых раскрывает предмет исследования с криминологической или юридической точки зрения. С другой стороны, целый ряд важных аспектов данной проблемы остается незатронутым или мало исследованным. Современное состояние законодательства и правоприменительной деятельности создает предпосылки для обоснования предложений по поводу совершенствования уголовно-правовых мер противодействия преступлениям коррупционной направленности. При всей многоаспектности принимаемых нормативно-правовых актов сложно рассчитывать на снижение уровня коррупции без реально действующего механизма правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с совершением преступлений коррупционной направленности.

Проблемы антикоррупционной политики:

1.                  Законодательное определение понятия «коррупция» представляется не совсем удачным.

На наш взгляд, коррупция — злоупотребление служебным положением, дача или получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным публичным интересам в целях получения имущества или любой иной выгоды имущественного характера для себя или для других лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами в своих интересах или в интересах других лиц».

2.                  На наш взгляд, необходимо пересмотреть перечень составов преступлений, за которые возможно применение конфискации. Для этого требуется внести изменения в ст. 104.1 УК РФ с тем, чтобы конфискация доходов от коррупционных преступлений охватывала все преступления — как непосредственно связанные с подкупом должностных лиц, так и другие сопряженные с ним преступления.

3.                  В настоящее время отсутствует единая терминология в правовых актах, направленных на противодействие коррупции.

 Указанные термины должны употребляться в одинаковом значении во всех отраслях права. Только тогда единообразное легальное закрепление и толкование позволит более эффективно осуществлять противодействие коррупции (главным образом предупреждать ее), минимизировать ее негативные последствия.

4.                  В Российской Федерации нет единого специализированного координационного органа по противодействию коррупции.

Нам представляется, что на базе органов Прокуратуры Российской Федерации возможно создание специализированного органа противодействия коррупции в форме подразделений в составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратур субъектов Российской Федерации. Также является целесообразным введение должности Уполномоченного по противодействию коррупции.

5.                  В настоящее время на федеральном уровне в результате активной аналитической работы разработаны основы антикоррупционной политики, но не принята Концепция антикоррупционной политики РФ.

Концепция могла бы определить принципы, цели, задачи, приоритеты, механизмы и ожидаемые результаты реализации государственной антикоррупционной политики в РФ.

6.                  В Российской Федерации слабо развиты просветительские и профилактические направления антикоррупционной политики.

Нам представляется, что в процессе формирования антикоррупционной политики целесообразно поддерживать постоянное взаимодействие с компетентными научными учреждениями и профессиональными научными работниками, а также активно вовлекать ученых в консультирование, экспертизу, мониторинг, анализ и реальное внедрение антикоррупционных мероприятий в деятельности арбитражных судов. Антикоррупционная политика должна быть научно и криминологической обоснованной.

Следует отметить, что успех в противодействии коррупции может быть достигнут лишь при скоординированных усилиях государства, общества и отдельных граждан. Поэтому чрезвычайно важно использовать накопленный потенциал институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции. Ключевая роль в такой работе принадлежит институту уполномоченного по правам человека, а также различным специализированным региональным структурам.

 

Литература:

 

1.                  О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25дек. 2008 г. Принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 дек. 2008 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 22 дек. 2008 г.: в ред. Федер. закона от 28 дек. 2013 г. № 396-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2008. — № 52. — Ст. 6228.

2.                  Кругликов, Л. Л. Ошибки в квалификации преступлений: структура, причины возникновения / Л. Л. Кругликов // Дифференциация формы и содержания в уголовном судопроизводстве. — Ярославль, 1995. — С. 46–47.

moluch.ru

КРУГОВАЯ ПОРУКА ПРОТИВ КОРРУПЦИИ | Опубликовать статью РИНЦ

Шелестюков В.Н.1, Ерин В.В.2

1ORCID:0000-0002-0098-0569, Кандидат юридических наук, 2ORCID:0000-0002-4410-3402, Кандидат юридических наук, РЭУ им Г.В. Плеханова Кемеровский институт (филиал)

КРУГОВАЯ ПОРУКА ПРОТИВ КОРРУПЦИИ 

Аннотация

В данной статье рассматривается понятие коррупции, мотивы данного преступления, задачи, предусмотренные национальным планом борьбы с коррупцией, правовые формы борьбы с коррупцией. Рассматривается понятия солидарной ответственности и солидарных обязательств, их соотношение с круговой порукой, предусмотренной в древних источниках права, например, Русской Правде. Предлагается использовать солидарную ответственность, предусмотренную Гражданским кодексом РФ, как форму борьбу с коррупцией и возмещения ущерба, причиняемого бюджету государства со стороны государственных и муниципальных служащих.  

Ключевые слова: коррупция, борьба с коррупцией, солидарная ответственность, круговая порука, государственный служащий.

Shelestukov V.N.1, Erin V.V.2

1ORCID: 0000-0002-0098-0569, PhD in Jurisprudence,   2ORCID: 0000-0002-4410-3402, PhD in Jurisprudence, Plekhanov Russian University of Economics (Kemerovsky branch)

FRANKPLEDGE VS CORRUPTION

Abstract

This article reviews the definition of corruption, motives for the crime, goals of the national anti-corruption plan, law forms of anti-corruption. Authors explore the definitions of joint liability and joint obligations, their relationship with frankpledge, what was mentioned in ancient sources of law, e.g. Russkaya Pravda.  Authors suggest  to use joint liability pointed in the Civil code as the form of anti-corruption and compensation of corruption damage for the state budget, what caused by public and municipal servants.

Keywords: corruption, anti-corruption, joint liability, frankpledge, public servant.

«Коррупция» – это слово прочно вошло в обиход средств массовой информации в последнее время. Все чаще и чаще встречается информация о случаях коррупции не только на среднем (региональном) уровне, но и на высшем государственном. Что же означает слово «коррупция»? По современному толковому словарю Т.Ф. Ефремовой [6] слово «коррупция» означает подкуп, продажность должностных лиц, политических партий и т.д. Однако в соответствии с п.1 ст. 1 ФЗ РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1] «коррупция – это злоупотребление корыстным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени и в интересах юридического лица».

В 2015 году по информации А.Е. Русецкого органами прокуратуры было выявлено более 152 000 нарушений законодательства о противодействии коррупции[8], что бесспорно свидетельствует о широком распространении данного незаконного явления и необходимости борьбы с ним. Указывая на распространение какого-либо незаконного деяния, мы не можем не указать на мотивы таких действий. В данном случае следует согласиться с мнением Ю.М. Антоняна [7], что внешним мотивом коррупции является корысть, а внутренним –  психологическое удовлетворение, которое получает преступник от так называемой «игры».  Актуальность вопроса борьбы с коррупцией вышла на очень высокий уровень, поэтому Президент РФ В.В. Путин и утвердил своим Указом от 01.04.2016 № 147 Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы[4]. Задачи, которые предусмотрены Национальным планом, охватывают различные сферы: начиная от совершенствования правовых основ и заканчивая усилением эффективности пропагандистских и просветительских мер. Перечень мероприятий, предусмотренных вышеуказанным планом, является также очень широким и адресован не только органам правоохранительной системы (МВД, Министерство юстиции, Генеральная прокуратура), но и Правительству в целом, Центральному банку РФ, полномочным представителям Президента РФ, руководству регионов, различным общественным организациям. В целом можно условно разделить все мероприятия на две категории: внутренние и внешние. К внешним факторам можно отнести работу правоохранительных органов по противодействию коррупции, совершенствование нормативно-правовой базы и т.д., к внутренним – формирование у государственных служащих и работников негативного отношения к коррупции, повышение их морально-нравственного уровня и т.д. Все мероприятия очень важны, но в настоящее время, по нашему мнению, внутренние мероприятия являются приоритетными. Ведь с коррупцией можно бороться даже на этапе её, так называемого зарождения. Если какой-либо государственный служащий захочет совершить противоправное деяние или совершил его, то информация об этом все равно тем или иным образом просочиться и станет известна, вначале внутри подразделения или органа, а потом уже и вне его. Принимая во внимание тот факт, что большинство коррупционных действий совершается группой лиц, они внутри этой системы друг перед другом несут определенные обязательства, в большинстве своем, солидарного характера или так называемой круговой поруки. Система строится  на началах иерархичности и распределения долей. Во многом это напоминает структуру организованных преступных групп, где каждый член вносит свой вклад и имеет право на получения прибыли в зависимости от размеров своего вклада.

В гражданском праве данная система близка к полному товариществу и к договору простого товарищества, который связан с осуществлением предпринимательской деятельности. Так в соответствии со ст. 75 Гражданского кодекса РФ [2] участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества, а в соответствии со ст. 1047 Гражданского кодекса РФ [3] участники договора простого товарищества несут солидарную ответственность по всем общим обязательствам независимо от оснований их возникновения. Солидарную ответственность следует рассматривать как совместную ответственность лиц, принявших на себя обязательства. Солидарные обязанности возникают из договора и в случаях, предусмотренных законом, в частности при неделимости обязательства. В случае возникновения солидарного обязательства кредитор имеет право требовать исполнения обязательства как от всех лиц совместно, так и от любого из них, при этом он вправе требовать исполнения в полном объеме или в части долга. Солидарные обязательства очень близки к такому древнему правовому явлению, как круговая порука. Круговая порука использовалась к в хозяйственном обороте при организации различных торговых объединений и артелей [5], так и в отношениях возникших в результате возмещения ущерба и вреда, например ст. 4,5,6,19 Русской Правды [9]. Под круговой порукой следует понимать ответственность всех членов общины (иного коллектива) за действия или выполнение обязанности каждым из её членов [10]. В данном случае, нам интересно рассмотреть круговую поруку как солидарные обязательства лиц по возмещению ущерба, причиненными коррупционными действиями. И если в Русской Правде возмещение ущерба за совершённое преступление  осуществлялось определённой территориальной  общиной, то используя механизм солидарной ответственности можно рассмотреть вопрос о применении его к определенному объединению лиц, связанных между собой профессиональными обязанностями, например, структурному подразделению, государственному органу. Технически это может отразиться в качестве включения в локальные нормативные акты определённых положений о солидарной ответственности работников по возмещению ущерба, причиненного коррупционными действиями своих коллег, в случае если они обладали определённой информацией о предполагаемом деянии. А в случае если  лицо совершило коррупционное деяние, но оно может уменьшить сумму возмещаемого им ущерба, путем распределения ответственности с лицами, которым было известно о таком деянии. Наличие таких положений, возможно, будет способствовать тому, что служащие сами будут стремиться к искоренению коррупционных действий внутри своих подразделений или органов.

Таким образом, отмечая спорность вышеуказанного положения и возможное негативное к нему отношение, авторы не основываются на исключительности данного предложения как единственно возможного, но полагают рассмотреть его как один из возможных вариантов, для снижения ущерба бюджету государства. Исходя из задач, поставленных Национальным планом противодействия коррупции, данное предложение в точки зрения науки права следует рассматривать как возможный симбиоз норм административного, уголовного и гражданского права с последующим дополнением и изменением норм действующего законодательства Российской Федерации.

Литература

  1. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016)» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч.1), ст.6228;
  2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): ФЗ от 01.1996 № 15-ФЗ (ред. от 26.05.2016) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст.410;
  3. Гражданский кодекс РФ (часть первая): ФЗ от 11.1994 № 52-ФЗ (ред. от 01.08.2016) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст.3301;
  4. О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы: Указ Президента РФ от 04.2016 N 147 // Собрание законодательства РФ, 04.04.2016, № 14, ст.1985;
  5. Беляев И.Д. О круговой поруке на Руси. 1860. № II, кн. XX, II, 1-100;
  6. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. [электронный ресурс] / URL: http://efremova.info;
  7. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: учебник / под ред. Е.П. Ищенко. 2-е изд., испр., доп. и перераб. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2010. 784 с.
  8. Русецкий А. Е. Практика надзора за соблюдением государственными служащими законодательства о противодействии коррупции [электронный ресурс] / URL: http://genproc.gov.ru
  9. Хрестоматия по истории государства и права России: учеб. пособие/ сост. Ю.П. Титов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.
  10. Большой юридический словарь. – М.: Инфра-М. А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских, А.Я.Сухарева, 2003.

References

  1. O protivodejstvii korrupcii: federal’nyj zakon ot 25.12.2008 № 273-FZ (red. ot 15.02.2016)» // Sobranie zakonodatel’stva RF, 29.12.2008, № 52 (ch.1), st.6228;
  2. Grazhdanskij kodeks RF (chast’ vtoraja): FZ ot 26.01.1996 № 15-FZ (red. ot 26.05.2016) // Sobranie zakonodatel’stva RF, 29.01.1996, № 5, st.410;
  3. Grazhdanskij kodeks RF (chast’ pervaja): FZ ot 30.11.1994 № 52-FZ (red. ot 01.08.2016) // Sobranie zakonodatel’stva RF, 05.12.1994, № 32, st.3301;
  4. O Nacional’nom plane protivodejstvija korrupcii na 2016-2017 gody: Ukaz Prezidenta RF ot 01.04.2016 N 147 // Sobranie zakonodatel’stva RF, 04.04.2016, № 14, st.1985;
  5. Beljaev I.D. O krugovoj poruke na Rusi. 1860. № II, kn. XX, II, 1-100;
  6. Efremova T.F. Novyj slovar’ russkogo jazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel’nyj. [jelektronnyj resurs] / URL: http://efremova.info;
  7. Ishhenko E.P., Toporkov A.A. Kriminalistika: uchebnik / pod red. E.P. Ishhenko. 2-e izd., ispr., dop. i pererab. M.: KONTRAKT, INFRA-M, 2010. 784 s.
  8. Ruseckij A. E. Praktika nadzora za sobljudeniem gosudarstvennymi sluzhashhimi zakonodatel’stva o protivodejstvii korrupcii [jelektronnyj resurs] / URL: http://genproc.gov.ru
  9. Hrestomatija po istorii gosudarstva i prava Rossii: ucheb. posobie/ sost. Ju.P. Titov. – 3-e izd., pererab. i dop. – M.: Prospekt, 2010.
  10. Bol’shoj juridicheskij slovar’. – M.: Infra-M. A.Ja. Suharev, V.E. Krutskih, A.Ja.Suhareva, 2003.

research-journal.org

Коррупция и касты. Кодекс чести нового чиновника — Сноб

Близкий к Кремлю политолог, профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев в соавторстве с политтехнологом Артемом Акопяном написал книгу «Мифы о коррупции». По замыслу авторов, эта книга должна быть «противоядием от бархатных революций и майданов», способной «заставить задуматься» поклонников Алексея Навального. По просьбе «Сноба» с работой ознакомился Андрей Перцев

«На самом деле из-за коррупции, даже очень высокой, никакого особенного урона государству не наносится, потому что даже украденные деньги все равно остаются в экономике. Коррупционер тратит эти деньги точно так же, как тратил бы честно заработанные, а попади эти деньги в государственный бюджет, так, возможно, они тоже отправились бы за океан и были бы вложены в американские ценные бумаги. Попади эти деньги “честному бизнесмену”, он купил бы на них дом в Лондоне. Попади эти деньги обычному работяге, он промотал бы их на курорте в Турции, где “все включено”».

Если читать цитату в отрыве от текста, то никаких сомнений не будет: это ирония и насмешка. Но к словам придется отнестись серьезно. Это — выдержка из книги политтехнолога, который плотно сотрудничает с Администрацией президента, профессора ВШЭ Олега Матвейчева и его коллеги Артема Акопяна «Мифы о коррупции». На ее обложке одобрительные рецензии от коллег авторов по кремлевскому политтехнологическому цеху: Павла Данилина, Алексея Мартынова и Михаила Ковалева.

Коррупционная польза

«Почему рост экономики не зависит от уровня коррупции?», «Почему революция хуже, чем коррупция?», «Почему коррупция бывает полезной» — так называются главы этой книги. Пока все это выглядит как грандиозная мистификация, но нет. Оказывается, в европейских странах, где, согласно рейтингам, коррупции мало, — ничтожный экономический рост. Зато у коррупционных аутсайдеров (Индии, Северной Кореи, Китая и России) экономика прет как на дрожжах. «За прошедшие 15 лет Китай достиг впечатляющих результатов и стал первой экономикой мира. И высокий уровень коррупции, с которой только последние годы началась борьба, этому триумфальному подъему никак не мешал. А может, помогал?» — задают коварный вопрос авторы.

Текст и дальше продолжает удивлять — польза коррупции обосновывается. «Для примера возьмем какого-нибудь прокурора. Ему в подарок любой банк с удовольствием оформит ипотеку под 1% годовых на 100 лет. Так и делают — совершенно ни за что, а просто, чтоб наладить дружеские отношения. Чтобы в случае необходимости его можно было бы по-человечески попросить иногда, например, позвонить кому-либо, чтобы напугать или договориться», — рассуждают политтехнологи. Плохо это для страны? Не особенно: по словам авторов, такой коррумпированный прокурор все равно посадит своих благодетелей по звонку из Москвы. Примерно так же обстоит дело с чиновником, который курирует строительные тендеры.

Коррупционная рента перекладывается на плечи населения. Вредно? По мнению, авторов, не очень. Вообще польза коррупции всячески обосновывается

«Допустим, надо построить дом. Есть три фирмы, которые его могут построить. Одна за 100 млн, другая за 110, третья за 115. Чиновник предпочтет ту, которая за 100, чтоб придирок потом не было. Он подсылает своего нужного человека к той, которая подходит лучше под условия тендера, чтоб не вызвать подозрения. А если они еще и откат занесут, так это прекрасно и все шито-крыто. Точно так же и судья предпочтет взять с того, кто и так по закону прав. И карман полон, и совесть спокойна, и начальство ничего не заподозрит. Здесь коррупция не противостоит конкуренции или государственному интересу и даже закону», — поясняется в тексте.

Коррупционная рента перекладывается на плечи населения. Вредно? По мнению, авторов, не очень. Вернемся к началу нашей колонки: коммерсант построит виллу за границей, обыватель на полученное или сэкономленное смотается в Турцию.

«Какая разница, достанутся 5–10 процентов чиновнику, который, боясь шума, построит на них себе охотничий домик в тихом месте на Онежском озере, или они (в случае отсутствия отката) останутся этому же коммерсанту, который тоже построит себе дачку, но легально и на Лазурном берегу Франции? Для российской экономики даже лучше, чтоб дачу строил чиновник у нас», — объясняет пользу коррупции профессор и его друг технолог.

Новая евгеника

На более низких уровнях коррупция тоже дело не вредное. «Мелкие взятки, которые позволяют повысить качество бесплатных услуг, избежать наказания за правонарушение или изнуряющих бюрократических процедур, безусловно распространены в обществе. Сторублевка медсестре в больнице, коробка конфет школьной учительнице и многое другое, позволяющее значительно облегчить жизнь человеку», — открывают глаза читателю авторы.

Далее авторы тонко раскрывают психологические механизмы взятки: чиновник распоряжается миллиардами, а получает жалкие крохи. Вокруг жируют бизнесмены, а у человека, вершащего их судьбы, ничего нет. Тупой бюрократ может взяток не брать, но и не будет развивать страну, амбициозный и умный человек не забывает ни себя, ни государство.

Взятка — просто компенсация чиновнику за низкую зарплату и тяжелый, ответственный труд

Такая система не по душе разве что обывателю (далее следует прямая цитата): «Рабочий на заводе работает у станка, а получает 30 тысяч, а тут за какую-то бумажку миллион или два получают, пусть даже и у другого жулика забирают, и нет вреда государству и бюджету! Тут требование справедливости слишком далеко заходит. Никто не знает всех обстоятельств дела, и почему рабочий — рабочий, а чиновник оказался чиновником. Возможно, рабочий родился в бедной семье, потому что его отец бухал и не имел возможности дать сыну ни пример, ни денег на образование. Так ребенок расплачивается за грех родителя. А есть еще грехи и не столь очевидные, связанные с психологией, и они передаются целыми поколениями». По мнению авторов, рабочему мешают не только грехи отцов: «Возможно, сам вырос тупым лентяем, интересующимся лишь пивком и бабами, ненавидел учиться и ждал, чтоб школа наконец-то кончилась».

Другое дело — чиновник, который «возможно, в это время отказывал себе и в девушках, и в пиве, и в дискотеках, не имел рубля в кармане, учился в университете, подрабатывал репетиторством, работал лаборантом в морге, таксовал по ночам». «И вот он получил высокую должность, официальная зарплата — как у того же рабочего. И вот этот чиновник считает несправедливой именно такую низкую свою зарплату за такую тяжелую и ответственную работу и за такой тернистый жизненный путь» — апология коррупции готова! Это просто компенсация, а не взятка: «Кто знает, в чем Божий промысел и как еще расплатится этот чиновник за то, что сделал! Не торопись, сторонний рабочий, его судить!»

По заветам Конфуция и Сталина

Сейчас, по мнению авторов, без коррупции было бы хуже, чем с ней. Из исторических экскурсов следует, что появилось взяточничество одновременно с республиканской формой правления, а окрепло в Новое время — оно, по мнению авторов, ознаменовало собой десакрализацию и профанацию власти. Аристократия продавала свои привилегии третьему сословию, забыла свое предназначение и величие. Золотой век в версии составителей книги — сословно-кастовая система, например, в Индии или Греции: «В греческом полисе, где была “демократия”, большинство людей были рабами и слугами, было большое количество бесправных метэков (неполноправных граждан. — Прим. ред.) и периэков (жителей, не допущенных до политических решений. — Прим. ред.), и только очень небольшое меньшинство — граждане». Сословия не взаимодействовали друг с другом, аристократия не завидовала купцам, а те и не думали подкупать чиновничество. В этом случае без коррупции жилось лучше, чем с ней.

Поэтому борьба со взяточничеством — путь неверный. Худший вариант — свергать дурную власть (авторы приводят примеры Украины и Буркина-Фасо). Ошибочный — публичное осуждение, аресты и казни коррупционеров, как в Китае: «Антикоррупционная борьба сейчас очень серьезно подкосила китайское государство и дестабилизировала общество». В России все тоже не очень хорошо: «Количество разнообразных контролеров уже просто абсурдно». Чиновников у нас постоянно ограничивают в полномочиях, проверяют — не дают жизни.

Но в золотой век, когда касты и сословия не думали о казнокрадстве, можно попробовать вернуться — сделать власть сакральной и великой снова. Внимание к проблеме коррупции привлекать не надо: так поступал, по словам авторов, Иосиф Сталин, который расстреливал коррупционеров за другие преступления. В тексте предлагается очень щедро платить чиновникам, чтобы те не завидовали бизнесменам (симптоматично, что, например, врачам они повышать зарплаты не предлагают — пусть довольствуются коррупционной рентой). Самая действенная мера — возврат к кастовой системе: «Если бы люди, которые у власти, были такими, как таксисты и парикмахеры, то они и работали бы таксистами и парикмахерами. Но именно потому, что они не такие, они поднялись на уровень управленцев, стали министрами и президентами. Благодаря своему таланту, образованности, лидерским качествам, трудолюбию и психотипу политиков».

Вы ждали от Кремля образа будущего — так вот же он: новая каста бюрократии и новая, полезная коррупция

Пример рабочего с дурными генами становится совсем не случайным. Идеальной авторы книги считают конфуцианскую систему отбора чиновников в Китае с трехступенчатыми экзаменами. Подобную схему авторы книги предлагают ввести и в России: отбирать в чиновники неких лучших и предрасположенных к этой работе «по психотипу», дать им широкие полномочия, знаки сословно-кастовых отличий, не беспокоить их лишними придирками и подозрениями. «Ему положены особенные привилегии, он находится на большой дистанции от простых людей. К нему необходимо особым образом обращаться, ему нужно особым образом кланяться и соблюдать в общении с ним множество других обязательных церемоний. Попробуй какой-то купец, пусть даже он и богаче этого чиновника, пригласить его в баню!» — так передают образ конфуцианского чиновника второй ступени авторы книги и явно видят в нем идеал. 

«Мало ли чего люди пишут?» — скажет дочитавший до конца этой колонки. Немало, и написано будет еще больше, но мы говорим о писаниях близких к Администрации президента людей. Олег Матвейчев присутствует на совещаниях Администрации президента и предлагает проекты — а вот вам еще один проект переустройства власти. Закрыть глаза на коррупцию, ввести сословно-кастовую систему — дико, но возможно. Экзамены рифмуются с конкурсом «Лидеры России», который проводит первый замглавы АП Сергей Кириенко. Прямо заявляется, что по итогам конкурса его победители получат назначения, участники попадут в резерв. Вот и программа для этой новой элиты подоспела: полномочия без ограничений, особый статус. Народ дик и ленив, коммерсанты корыстны. Главное, не показать эти идеи широким массам, откровения технологов администрации могут довести до беды. Поэтому на книге так и написано — она предназначена для бюрократических элит. Новая каста бюрократии, новая, полезная коррупция, новый порядок.

Вы ждали от Кремля образа будущего — так вот же он.

Автор — журналист издательского дома «Коммерсант».

snob.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта