Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

2.1 Центральные газетные издания начала ХХ века. Журналы начала 20 века в россии


журналы Серебряного века в библиотеке Крупской...

В прошлом материале мы рассказали о литературно-публицистических «толстых журналах» XIX века, представленных на выставке в нашей оренбургской областной библиотеке. А сегодняшний пост мы посвятим такому интересному явлению, как журналы об искусстве начала XX века, которые тоже хранятся в фондах библиотеки им. Крупской.

Начало XX века принято называть Серебряным веком российской культуры. О новинках поэзии и прозы, живописи и графики, музыки и театра жители всей необъятной страны, в том числе, и Оренбургской губернии, узнавали из многочисленных журналов. Зачастую журналы имели не только тематическую (музыкальные, поэтические, театральные), но и стилистическую направленность, представляя одно из многочисленных в те годы направлений искусства, будь то символизм, акмеизм или футуризм. Поэтому читатели того времени имели возможность выбрать издание по своему вкусу, или же читать сразу несколько, для того, чтобы создать для себя полную картину культурной жизни.

Журнал «Золотое руно» привлекает внимание своей вычурной обложкой, выдающей его принадлежность к символистскому направлению. В «Золотом руне» публиковались произведения К. Бальмонта, Ф. Сологуба, Л. Андреева, М. Волошина и многих других поэтов, преимущественно принадлежавших к символистам и рассматривавших творчество как религиозно-мистическое действие.

Предшественником и порой оппонентом «Золотого руна» был еще один журнал символистов под названием «Весы». Фактическим руководителем его был Брюсов, а среди авторов мы можем увидеть имена А. Блока, Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Розанова.

Журнал «Мир искусства» состоял из двух «отделов» - художественного и литературного. В художественном отделе были представлены работы лучших русских художников, в том числе, И. Репина, В. Васнецова, И. Левитана и многих других. Литературный же отдел «Мира искусства» был вотчиной символистов. В нем публиковались все те же В. Бальмонт, Д. Мережковский, В. Розанов и другие представителиданного направления.

Изобразительному искусству во всех его проявлениях был посвящен ежемесячный иллюстрированный журнал «Искусство и художественная промышленность», издававшийся в Санкт-Петербурге с 1898 по 1902 год.

Журнал «Артист», несмотря на вполне однозначное название, был не только театральным – в нем публиковались также рассказы, статьи на темы музыки и изобразительного искусства. На данный момент именно журнал «Артист» является основным источником для изучения театрального искусства России конца XIX века.

Дирекцией императорских театров с 1892 по 1915 год издавался «Ежегодник», представлявший собой своего рода театральный справочник, в котом все ценители искусства могли узнать перечень пьес, идущих в императорских театрах, полную информацию о постановках и занятых в них актерах. В связи с тем, какую несравнимую роль играло тогда в жизни общества искусство театра, театральные журналы были очень популярны.

«Музыкальный современник», возглавлявшийся Римским-Корсаковым, был одним из ведущих музыкальных журналов начала XX века. Первостепенное значение он уделял творчеству отечественных композиторов. Выходили отдельные номера журнала, целиком посвященные Скрябину, Танееву, Мусоргскому и другим известным композиторам.

Конечно, в начале XX века не все были утонченными эстетами и читали исключительно поэтические, театральные и музыкальные журналы. Существовали издания, рассчитанные и на более широкую публику. Среди таких изданий особо примечателен журнал «Нива».

«Нива» - популярнейший журнал начала XX века среди мещанской и буржуазной публики. Позиционировался как «журнал литературы, политики и современной жизни». Его тираж достигал несусветных для того времени размеров – до 275 тысяч экземпляров, во время как до конца XIX века и 1000 экземпляров считалась приличным журнальным тиражом. Залогом его популярности служил широкий охват тем (литература, история, научно-популярные очерки, политика) и обилие иллюстраций, что в те годы мог позволить себе не каждый журнал. Общественно-политические материалы давались в «благонамеренном» духе, что позволяло радикальным сторонником прогресса обвинять журнал в косности и мещанстве. Однако, в то же время, в «Ниве» печатались такие авторы, как А.К. Толстой, Л.Н. Толстой, Ф.И. Тютчев, А.П. Чехов и многие другие великие писатели.

Напоследок отметим, что любые издания во все времена не могли прожить без рекламы:

В следующей публикации вас ждет самое интересное – оренбургские сатирические журналы начала XX века, не переключайтесь :))

koyrakh.livejournal.com

2.1 Центральные газетные издания начала ХХ века. Типы русских газет начала XX века

Похожие главы из других работ:

Взаимодействие контента и жанра в спортивном медиадискурсе (на материалах отечественных газет второй половины XX – начала XXI вв.)

1.2 Спортивные периодические издания середины XX века

В советский период изучение спортивной журналистики и ее среды происходило в рамках моноидеологического дискурса «организатора, пропагандиста и агитатора» физкультурного движения в стране...

Военные очерки И. Эренбурга 1941 года в контексте перестройки работы печати в военное время

2.2 Проблематика очерков Ильи Эренбурга начала войны

Эренбург был среди немногих публицистов, которые уже летом сорок первого видели, что война будет долгой и жестокой, поэтому его строки прямо писали об опасности, о предстоящем трудном пути. Эренбург сразу вступил в бой...

Журналистика как объект сатиры в публицистике М. Твена, Я. Гашека, К. Чапека

1.2 Особенности развития мировой журналистики XIX - начала XX века

Журналистика представляет собой часть мировой культуры и очень важную часть общественного движения. Л.Г. Беспалова отмечает, что журналистика - это «феномен творчества и политики»...

Изучение русской журналистики начала ХХ века

1. Трансформация периодической печати конца XIX-начала XX вв.

"Путь среди революций", по справедливому замечанию "трагического тенора эпохи" А. Блока, прошла Россия за первые 17 лет XX в. Вместе со страной этот путь преодолела и русская журналистика...

Лексические средства выражения авторского начала в публикациях Дмитрия Губина (журнал "Огонёк")

1.2 Лексика в публицистическом стиле и средства выражения авторского начала

Лексика публицистического стиля всегда точная, краткая, но при этом выразительная. Она должна быть понятна и интересна читателям любого уровня образования. "Работа над стилем произведения - это, прежде всего, работа над его лексикой...

Лексические средства выражения авторского начала в публикациях Дмитрия Губина (журнал "Огонёк")

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО НАЧАЛА В МАТЕРИАЛАХ ДМИТРИЯ ГУБИНА

По мнению М. М. Бахтина, стилем автора является именно язык, так как он всегда индивидуален. Однако исследователь пишет, что автор часто становится героем своего текста, а не рассказчиком...

Освещение социокультурных проблем Павлово-Посадского района местными средствами массовой информации

Глава 1. История местных, региональных СМИ, эволюция их развития в России от начала советского периода до настоящего времени

1.1 Понятие, роль и функции региональных СМИ. Теории «Близости к читателю» Общество XXI века - это совершенно иной этап в развитии человеческого существования. XXI век предлагает нам абсолютно новые...

Репрезентации Североамериканских штатов и Азиатской России в журнале "Нива" второй половины XIX–начала XX вв.

Глава 1. Азиатская Россия в публикациях журнала "Нива" конца XIX - начала XX вв.

Изучение репрезентаций восточных окраин Российской империи на страницах одного из самых массовых еженедельных журналов позволяет выявить коллективные представления россиян об окраинных регионах страны, их населении...

Сатирические традиции в американской политической журналистике

1.1 Теория сатирического начала. Художественная публицистика

Полнота создаваемых образов, яркость конкретных деталей сюжета и композиции, психологизм часто демонстрируют стремление автора к художественной типизации. «Фоновые» функции развернутых деталей, выразительных черт характера...

Советская сатира в журналистике 20-30 годов ХХ века

Глава 2. Общая характеристика сатирического периода начала ХХ века

...

Современная деловая пресса

1.1 Возникновение и становление деловой прессы в России конца XIX - начала XX

Пресса, ставшая орудием радикальных перемен в российском обществе в конце XX в., с возникновением элементов рыночной экономики одной из первых вышла на рынок. Активная позиция СМИ в области экономики и деловой жизни общества очевидна...

Типы русских газет начала XX века

Глава 1. Периодическая печать в жизни русского общества начала ХХ века

...

Типы русских газет начала XX века

1.2 Журналистика как инструмент политической борьбы: значение газет в жизни общества начала ХХ века

С развитием системы журналистики на рубеже XIX и XX вв. появляются многочисленные издания, которые не только отражают развитие русской культуры, но и сами становятся показателями культурного уровня развития общества. В первую очередь...

Типы русских газет начала XX века

Глава 2. Массовые газеты в России начала ХХ века

...

Типы русских газет начала XX века

2.3 Специализированные издания: типология спортивных изданий начала ХХ века

Спортивная журналистика в России зародилась в XIX веке сразу за появлением организационно оформившегося спорта...

jour.bobrodobro.ru

Газетная пресса России в начале XX века

Глава 1. Газетная пресса России в начале XX века 

    История отечественной прессы начала XX века определялась специфическими социально-экономическими и политическими условиями развития страны на стадии «восходящего капитализма». К началу нового столетия в стране уже существовала разветвленная структура официальной, правительственной и проправительственной прессы, ядром которой была региональная, губернская печать и огромный отряд ведомственных, специализированных изданий. Наряду с этим активно развивалась контролируемая финансовым и промышленным капиталом частная журналистика, которая вскоре стала доминировать в количественном отношении. Несмотря на значительный прогресс, обеспеченность прессой в стране была еще очень низкой.

    По  подсчетам современников, на рубеже веков в России выходило 1002 издания. Самым большим отрядом были специальные  и научные периодические органы – 508 наименований, на втором месте  по численности находились официальные  и справочные издания – 282, общественно-политических и литературно-художественных газет  и журналов насчитывалось 212. Почти  половина всех изданий была сосредоточена  в Москве и Петербурге, здесь же печаталась и основная масса журналов, тогда как в провинции развивались  преимущественно газеты.

    В основном в системе прессы России начала XX века действовали те доминирующие тенденции, которые сформировались в предыдущем столетии. К новым явлениям можно отнести возникновение самостоятельных вечерних газет, в частности, в 1903 г. стала выходить «Вечерняя газета» В. Абазы. Газетная периодика в целом начинает играть все более важную роль в обществе, и постепенно общественно-политическая газета становится ведущим типом издания, потеснив с этого места традиционный «толстый» журнал.

    Вся российская печать находилась под жестким  гнетом цензуры, деятельность которой  определялась утвержденным еще в 1865 году «Уставом о цензуре и печати» и рядом дополнительных запрещений. Существование самодержавия, отсутствие каких-либо политических свобод в стране создавали наиболее благоприятные условия для развития государственной, «казенной» печати и частных монархических изданий, которые являлись оплотом и рупором царской политики.

    Официальная, правительственная пресса была представлена, как и в XIX веке, «Правительственным вестником», «Сенатскими ведомостями», газетами и журналами различных  министерств, губернскими и областными «Ведомостями», периодическими органами градоначальств, городских дум и  т.п., а также отрядом церковной  прессы, которая издавалась как в  столице, так и в провинциальных епархиях. Откровенно монархические  позиции занимали лишь некоторые  частные издания – «Московские  ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости», «Гражданин», «Свет», «Русский вестник» и др. Многие из них получали щедрые субсидии из засекреченного «рептильного»  фонда. 

1.1. Типология и направления периодических изданий в России в начале XX века

    При изучении прессы XIX в. исследователи, прежде всего обращают внимание на направление периодического издания. Это объясняется тем, что почти целый век в русской печати господствовал один тип издания – толстый ежемесячный журнал, представленный такими его разновидностями, как энциклопедическое или публицистическое издание. Подобное единообразие не требовало типологических исследований каждого отдельного ежемесячника. Аудитория таких изданий – практически однородная до 80–90-х годов XIX в. – была очень хорошо известна издателям.

    Завоевать своего читателя журнал мог только при помощи четко выдержанного направления, т.е. серьезно разработанной, целостной  системы взглядов.

    К концу XIX в. значительно расширяется  читательская аудитория, потребности  которой в информации один тип  издания удовлетворить уже не может. Развитие науки, искусства, литературы требовало появления новых типов  периодики, более подробно освещающих эти сферы деятельности.

Усложнившаяся общественная и политическая жизнь  России вызвала появление разнотипных  газет и журналов, которые для  своей аудитории, тоже разнотипной  и по составу и по степени образования, должны были рассказывать о событиях, и комментировать их. Давать злободневную информацию о событиях – это функция  газет, комментировать, обобщать газетную информацию – преимущественно задача журналов.

    Но  с развитием системы прессы на рубеже XIX и XX вв. появляются многочисленные издания, которые не только отражают развитие русской культуры, но и сами становятся показателями культурного уровня развития общества. В первую очередь, это издания, посвященные разным проблемам литературы и искусства, научно-популярные и некоторые другие. Решение задач, стоящих перед подобными периодическими изданиями, не требует четкого идеологического направления. Идеологическая определенность часто ставит журнал или газету на грань закрытия или приостановки. Поэтому классификация «по направлениям» изданий для семейного чтения, для самообразования, научно-популярных, эстетических, театральных, художественных, к сожалению, встречающаяся в работах по истории русской журналистики, является искусственной, искажает общее представление об издании.

    Четкость  и определенность направления, которое  остается важной характеристикой общественно-политического  издания, в XX в. начинает размываться: в  одном органе периодики может  не совпадать направленность разных частей, например беллетристики и  публицистики, и даже разных отделов. Такие факты отмечены исследователями  печати этого периода. Кроме того, в изданиях, выходящих по 30 и более  лет, направление зачастую менялось в связи с политическими событиями  или с приходом в редакцию новых  сотрудников.

    В конце 1905 года, после возникновения различных политических партий, многие газеты и журналы характеризует однородность уже не типа, как в XIX в., а направления. Девять десятых органов прессы поддержали партию кадетов – партию народной свободы – и начали пропагандировать ее взгляды. Это длилось недолго, но такой факт затрудняет определение направления каждого издания. Либерально-буржуазные и демократические газеты и журналы часто отличались друг от друга тончайшими нюансами, оттенками, тем более трудно уловимыми, что комплекты большинства изданий начала XX в. не прочитаны, их публикации не изучены. Таким образом, исследование прессы этого времени по типологическому принципу должно предшествовать выяснению направления каждого издания.

    Если  при определении направления  важно изучение содержания публикуемых  на страницах газет и журналов статей, то при типологическом подходе  основное внимание уделяется особенностям самого органа периодики. В зависимости  от того, журнал это или газета, рассчитано издание на образованного, интеллигентного  читателя или широкие массы, мало подготовленные к чтению периодики, пишет оно об общественно-политических проблемах или знакомит с научными открытиями и достижениями культуры, меняется содержание публикации, манера изложения, форма подачи тех или  иных идей.

    Деятели русской прессы начала XX в., свободно оперировали термином «тип» и хорошо представляли себе не только различные типы изданий, но и факторы, влияющие на их формирование. Одной из самых интересных публикаций на эти темы является статья А.В. Пешехонова «Русская политическая газета. Статистический очерк», напечатанная в журнале «Русское богатство» в мартовском номере за 1901 год Статья была написана на основе реферата, прочитанного ведущим публицистом народнического журнала на общем собрании Союза писателей в ноябре 1900 года. Материалом для анализа послужили итоги переписи русских газет, проведенной в октябре этого года. «С каждым годом газета становится все более видной частью нашей литературы, все более важным фактором нашей общественной жизни. Вместе с тем нарастает и потребность в объективном изучении как исторического развития нашего газетного дела, так и современного его состояния. Методы такого изучения могут быть различны и в числе их метод статистический, по нашему мнению, так же должен иметь место», – писал Пешехонов в начале статьи. 

    В статистической части автор приводит очень много интересных подсчетов. Пешехонов использовал не все  данные, он просматривал только газеты политические, частные, выходившие на русском языке не менее двух раз  в неделю. В 1900 году таких газет издавалось из них две – «Биржевые ведомости» и «Новости» – в двух изданиях, одна – «Одесские новости» – два раза в день. 21 газета выходила в столицах (14 – Петербург, 7 – Москва). Наиболее развитая политическая газетная пресса существовала на юге России, второе место занимало Поволжье, третье – Юго-Западный край и Прибалтика. 

    В статье газетные полосы анализировались  по различным параметрам. Вот, например, интересные результаты: длина столбцов в номере газеты большого формата: в  столичной – 2 м 81 см, в провинциальной – 1 м 24 см. За год длина столбцов составляет более четырех верст. Таких совершенно уникальных данных в статье очень много. Но гораздо  интереснее выводы Пешехонова о том, что же формирует тот или иной тип газеты. Этим термином автор  оперирует совершенно свободно, не объясняя его содержания, видимо, читателям  его смысл был понятен. 

    Анализируя  типы русских газет, Пешехонов выделил  несколько «внешних признаков», по которым они различаются. Первый из них – периодичность. Столичные  газеты выходили в основном ежедневно, провинциальные – от двух до шести  раз в неделю. Увеличение числа  ежедневных газет и переход к  вечерним выпускам, т.е. выход одной  газеты два раза в день – характерное  явление для развития газет в  начале 90-х годов. Второй признак  – размер, третий – соотношение  материалов на газетной полосе. 

    Основные  типы русских газет одним из первых па основе скрупулезного статистического  анализа определил А.В. Пешехонов в 1901 году, оговорив тот факт, что эти типы еще недостаточно развиты. По его мнению, в столице можно выделить три типа газет: «большие» – самые дорогие и влиятельные газеты, рассчитанные на образованные, подготовленные круги читателей; «малые» – газеты, небольшие по объему и более доступные по цене, ориентированные на широкие круги читателей; «дешевые» – газеты, отличающиеся от других не только низкой ценой, но и качеством. Наиболее дифференцированной по типам он считал петербургскую прессу. О трех типах русских газет несколько позже, в 1904 году, писал и С.Н. Кривенко: «...газеты начали дифференцироваться на большую и так называемую малую прессу. Пяти- и четырехрублевые газеты приспосабливаются уже на всякую потребу, стараясь больше всего о разнообразии содержания, а специально уличные листки, с их совершенно особой разухабистостью, сенсационными заглавиями, описанием убийств и уголовными романами, имеют в виду городскую полуинтеллигенцию, до приказчиков, швейцаров и дворников включительно... теперь появилась недавно в Петербурге даже трехрублевая газета, предлагая которую, газетчики кричат: “Русская газета стоит только одну монету”» (то есть 1 копейку)1.

    С.Н. Кривенко тоже отмечал наличие трех типов русских газет. Но если «большую»  газету он оставляет практически  без характеристики как уже известный  в России тип газетного издания, то «малую» и «специальные уличные  листки» описывает достаточно подробно, так как это было явление новое  для русской журналистики. Пяти- и четырехрублевые газеты отличаются низкой ценой подписки (напомним, подписка на «большие» стоила от 8 до 12 рублей), разнообразием содержания, снижением  уровня публикаций («приспосабливаются на всякую потребу»), размером и форматом. По терминологии Пешехонова – это  «малая» газета.

    «Уличные  листки» – совсем низкая цена («дешевые», по определению Пешехонова), специфическая  аудитория (городская полуинтеллигенция, швейцары, приказчики, дворники), особое содержание и форма публикуемых  материалов (сенсационные заголовки, разухабистость, уголовные публикации и т.д.). Этот тип быстро получил название бульварных изданий. Для более полного ознакомления с такими газетами журналисты обратили внимание на французские издания, предназначенные  для «кабаре и бульваров», статьи о которых появились в русской  прессе.

Современники  очень точно определили, какие  особенности газеты создают ее тип.

    Если  перевести принятое на рубеже XIX и XX вв. деление газет на «большие», «малые»  и «дешевые» на современную терминологию, используемую при анализе европейских  и американских газет, то «большая»  соответствует понятию «качественная», «малая» – «массовая», а «дешевая»  – «бульварная» газета. Таким образом, русская журналистика, приблизившаяся в начале XX в. к мировому уровню развития, и в газетном деле повторяла путь, уже пройденный наиболее развитыми  странами.

    Первыми в России возникли качественные газеты, которые рассчитывали на интеллигентного  читателя. Они являлись изданиями  четко выдержанного единого направления, печатали серьезные статьи.

    Массовые  газеты – продукт рубежа XIX и XX вв., первые из них возникли в самом  конце XIX в., когда к активной общественной жизни приходит новый читатель, не подготовленный к восприятию публикаций серьезной, качественной газеты. Это  издания с нечетким, хотя в большинстве  случаев обличительным направлением, более востребованным широкой аудиторией, учитывающие момент определенной развлекательности, необходимый для привлечения  внимания «улицы» – так называли тогда читателей массовых, малых  газет.

    И, наконец, бульварные, дешевые газеты. В 1900 году они существовали только в Петербурге (по подсчетам Пешехонова их было 13), в 1904 году появилась одна, стоившая 1 копейку, а в 1908–1910 годах они распространились по всей стране в форме многочисленных «Газет-Копеек», сразу же нашедших своего читателя.

    Но  в последней четверти XIX в. с разницей в 20 лет возникли две газеты, которые  по своим характеристикам «не  вписывались» ни в одну из типологических групп. По влиянию на русское общество, по распространению среди читающей публики они быстро вышли на первое место в системе газет России. Речь идет о «Новом времени» А.С. Суворина и о «Русском слове», имевшем самый большой тираж после 1902 года, когда издатель газеты И.Д. Сытин пригласил редактировать газету В.М. Дорошевича. Определение типов этих газет вызывало споры в начале XX в., нет единства по этому вопросу и в современной исследовательской литературе.

stud24.ru

76. Журналистика конца XIX - начала XX века: направления, издания. Альманахи. Издания модернистов. Сатирические журналы: «Сатирикон», «Новый сатирикон»

В 90-х гг. XIX в., в условиях интенсивного развития капита­лизма, обострения классовой борьбы в России возросла РОЛЬ пе­риодической печати в ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ, ЭКОНОМИ­ЧЕСКОЙ, НАУЧНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ. В 1900 г. в стране выхо­дило 1002 периодических издания различного типа, различных направлений. Но общественно-политические органы печати со­ставляли в них примерно пятую часть — 202 издания.

Русская легальная печать начала ХХ в. была весьма разнообразной. По статистике в 1900 г. в России выходило 125 общественно-политических газет. Но среди них не было ни одной партийной газеты. Основными центрами журналистики в конце XIX в. и до 1917 г. были Петербург и Москва, что вполне отвечало их роли в экономической, политической и культурной жизни России.

Газеты, журналы, альманахи, еженедельники и другие периодические издания придерживались в основном буржуазно-монархической или либерально-буржуазной направленности. Среди государственных изданий – газеты “Правительственный вестник” и вечернее приложение к ней – “Русское государство”. Правительственная печать публикует официальные материалы и выражает мнение правящих кругов и государя. “Московские ведомости” продолжала оставаться ведущей буржуазно-монархической газетой. Газета “Новое время” заняло промежуточную позицию между монархическоми и кадетскими изданиями. Высказывалась за полезность принятия конституции. От этого ее популярность росла, тираж в 1902 г. составил 65 тысяч экземпляров. Либерально-буржуазные взгляды выражали газеты “Русские ведомости”, “Курьер”, “Биржевые ведомости”, “Россия”, “Новости”. Рост значения ежедневных газет и увеличивающаяся потребность в оперативной информации ведет к развитию телеграфных агентствах, а также к созданию агентства по распространению печати, появлению посреднических контор объявлений. Спрос на свежую информацию рождает разделение изданий на утренние и вечерние газеты. Начало века – это появление и активная деятельность легальной и нелегальной социал-демократической печати - экономистов (“Рабочая мысль”), меньшевиков (“Социал-демократ”, “Начало”, “Народная дума”), большевистской “Искры”.

На начало века – 1903 г. – пришлось празднование 200-летие русской печати. В связи с торжествами либеральные газетчики развернули кампанию по борьбе за свободу слова. Они подавали просьбы и петиции, но из этого ничего не вышло. По-прежнему судьбу издателей и их изданий решало совещание из четырех министров. Провинциальная печать продолжала оставаться подцензурной. Правда, в 1902-1903 гг. был образован ряд провинциальных цензурных комитетов в Саратове, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Ростове-на-Дону. Екатеринославе, Томске и других крупных городах. Часть особо благонадежных провинциальных изданий освобождается от предварительной цензуры. Но все принципиальные вопросы – назначения редакторов, рассмотрение особо важных статей, разрешение или запрещение изданий – все это решалось в Петербурге. По-прежнему ряд острых тем были запретными для печати, и в первую очередь освещение рабочего движения. Русско-японская война 1904-1905 гг. позволила цензуре ужесточить свой контроль над прессой. Лишь революционные выступления народа 1905 г. вынудили правительство пойти на уступки. Была отменена предварительная цензура политических газет, появились первые легальный партийные политические газеты, в частности, эсеровские и социал-демократические, а также журналы “легального марксизма”. Среди либеральных изданий заметное место занимает журнал “Русское богатство”, а также “Вестник Европы”. В это время в журналистике происходит разделение функций издателей и редакторов, журналистов и редакторов. Начинается процесс вкладывания частного капитала в издание газет и журналов. Появляются независимые издания, не относящиеся ни к одному из общепризнанных направлений печати. Это, например, “Биржевые ведомости”, “Русское слово” (“газета здравого смысла”). В связи с ростом тиражей и количеством периодики, ощущается нехватка полиграфических мощностей и бумаги. Финансово крепкие издания оказываются в более выгодном положении. Не удивительно, что в одной из статей начала века В.И.Ленин под свободой печати понимает равный доступ всех изданий к равной доле полиграфических возможностей и количеству бумаги.

В конце XIXв. нач.лит. процесс значительно усложняется. Существует несколько школ и направлений. Каждая из них ищет способ обосновать необход. св. существования. В рамках «старого» типа это было невозможно, т.к. большинство общ-политич. модернистов не печатали.

Символисты, заявившие о себе в 1892-1898гг, не имели св.журнала. Первым из журналов нов.типа стал журнал

«Мир искусства» (1899-1904гг). Вначале возникает движение «Мир искусства», а потом журнал. Возникновение движения связывают с кризисом реализма, передвижничества, народничества. Поиск новых духовн.ориентиров идет, как идет и перегруппировка школ и направлений русского иск-ва. Одним из центров становится Абрамцево – имение Саввы Ив. Мамонтова. Вокруг него объединились художники: Репин, Поленов, Васнецов, Коровин, Серов, быстро освобождавшиеся от народнических парадигм. Цель журнала – влиять на текущую худ. жизнь. Идея издания журнала принадлежит Сергею Павловичу Дягилеву (1872-1929). Александр Бенуа главный. Она была отражением общей идеи движения «Мира искусств» - утвердить мировое значение рус.искусства. Для этого надо возвеличить его на Западе.

№№13-14 – самые знаменитые пушкинские номера. Статьи Розанова, Минского, Философфа, Мережковского. Они объединились стремлением разрушить привычный хрестоматийный образ Пушкина.

Журнал сознательно прекратили в декабре 1904г. Бенуа: «Сказанного нами надолго хватит рус.общ-ву».

Изданием такого же типа стало «Золотое руно». Стало очевидно, что в системе рус.прессы возникла новая типологическая группа. Лозунг: «Иск-во вечно, едино, символично и свободно».

Цель – ознакомить Запад с совр. рус. иск-вом. Журналы печатались на рус. и фр. яз. Издатели декларировали невмешательство иск-ва в жизнь, подчеркивали отсутствие интереса ко всему, что выходит за рамки искусства. Здесь объединились много индивидуальностей. Стремление выразить себя приводило к тому, что редакторы не представляли своей аудитории. Они м. писать только для просвещенных читателей. Издание печаталось на роскошной бумаге, иллюстрации потрясающего качества, соответствие оформления содержанию. Почти нет беллетристики. Освоена традиция печатать подборки стихотворений (От журнала «Нов.Путь»). Тираж невелик: ок.1000 экз.

«Новый путь». С 1903 г. Как орган религ-философ.общества. Проходил церковную цензуру. Предполагаемая аудитория – монашество и духовенство. Разрыв издания с офиц.церковью сократил тираж вдвое – до 2,5 тыс.экз. Нов.редактор – Петр Перцев – заявил об элитарном характере журнала. Сотрудники: Зинаида Гиппиус (Антон Крайний), Ник. Минский, Василий Розанов. Идеология – поиски нов.религ.идеи. Каждый проповедует св. путь религ. обновления. Журнал распался на неск.отделов и рубрик:

- Розанов «В своем углу»;

- «Из частной переписки»

В 1904г в журнал пришел Георгий Чулков, «мистич.анархист», сделал революцию в журнале. Несмотря на запрет, он печ. «Предельно политизированные записки». Он старался изменить предельно утонченную стилистику журнала, приглашал Булгакова, Бердяева. Они принесли журналу политич.остроту. Уход Мережковского из журнала из-за полемики о дальнейшем пути журнала роковым образом сказался на журнале. Он – единств.беллетрист. Журнал переименовали в «Вопросы жизни», но бесполезно.

«Весы» (1904). Модернистский, литературн. и критико-библиографич. ежемесячник. Делился на две части: 1. Теорет.статьи о задачах и средствах искусства, оценки творчества выдающихся художников. Эти материалы печатались крупным шрифтом.

2. Хроника лит.и худ. жизни . Рубрики: О книгах; в журналах и газетах; список книг,доставленных в «Весы». Журнал имел объем 80 стр. Это отражение сознат.позиции Брюсова (организатора журнала). Больш.вним. журнал уделял худ. оформлению. В итоге лит-крит. журнал перерос в худож-й. Журнал вошел в историю, как ж-л, испытывавш.бесконечные внутриредакционные споры между Брюсовым, Андреем Белым, Вячеславом Ивановым.

Худож.-иллюстр. материалы дополняли лит-ные, а не заменяли их.

«АПОЛЛОН», как и «Золотое руно», ориентировался на «Мир искусства».

Первый номер «Аполлона» вышел в ноябре 1909 г. в Петербурге. Организатором издания стал художественный критик С. Маковский, в создании «Аполлона» активно участвовал поэт И. Анненский. Среди сотрудников были как литераторы (К. Бальмонт, А. Блок, А. Белый, В. Брюсов), так и художники и театральные деятели (Л. Бакст, М. Добужинский, В. Мейерхольд, Ф. Комиссаржевский). Но по свидетельству С. Маковского, родоначальниками журнала были поэты-новаторы.

Оформление нового журнала во многом повторяло «Мир искусства», тем более что им занимались все те же «мирискуссники» – Л. Бакст, А. Бенуа, М. Добужинский. Обложку рисовал Добужинский. Журнал выходил на 80–100 страницах с черно-белыми и цветными репродукциями. Новое издание было скромнее и строже, чем именитые предшественники, а главное дешевле: цена номера около рубля.

Главная цель журнала заключалась в утверждении самоценности искусства и внимании к вопросам мастерства. Аполлон» просуществовал дольше всех модернистских изданий (ноябрь 1909 – лето 1918 г.). Журнал не сложился как четкий тип, сначала он ориентировался на «Мир искусства», затем, подобно «Весам», стал журналом-манифестом акмеизма, а потом превратился в издание художественное.

Журнал «Сатирикон». Начал выходить с 1 апреля 1908г. на базе журнала «Стрекоза». Журнал начался удачно благодаря чрезвычайно счастливому набору молодых и энергичных сотрудников. С №9 журналом руководит Аркадий Тимофеевич Аверченко. Сотрудничали: Саша Черный, Федор Потемкин, Валентин Горянский. Сильный подбор художников-каррикатуристов: Реми (Ник. Ремизов), Б. Кустодиев, Константин Коровин, Александр Бенуа. В ж-ле печатались произведения Л. Андреева, А. Куприна, А. Толстого.

Все пришедшие в журнал мол. люди уже имели газетно-журнальный опыт, были достаточно амбициозны, поэт. журнал отличался эклектичностью. Кредо журнала: «Смех ужасный, ядовитый смех…».

Осн. темы журнала:

1. Сатирич. обличение царских сановников, бюрократов, непопул. промышленников и банкиров.

2. Выступления против черносотенцев-националистов, шовинистов и т.д.

3. Выступления против реакционной прессы, полемика с др. период. изд-ми.

В целом сатириконцы назыв. свое издание беспартийным. «В политике вне партий, в искусстве – вне направлений».

Общ. роль журнала определить достаточно сложно:

1)Высокий уровень сатиры;

2) Некотор. беспартийность издания;

3) Отсутствие положит. программы: критика сущ. порядка, но нет предложений.

К 1913г. характер журнала постепенно меняется. Он все больше подстраивается под общ.вкусы. Здесь уже не сатира, а сарказм. Журнал покидает С. Черный. В ж-л проникают несатириконовцы: Гумилев, Кузмин и А.Грин. В результате журнал раскололся на «Новый Сатирикон» выходит после закрытия «Сатирикона». Новый журнал позаимствовал лучшие отделы «Почтовый ящик». В «Новом сатириконе» оч. сильно было влияние футуристов.

«Новый Сатирикон» вспоминали только в связи с участием там Маяковского. Но журнал интересен и сам по себе, хотя, вероятно, более спорен, чем его предшественник. Его отношение к Первой мировой войне и особенно к Октябрьской революции не вписывалось, по советским стандартам, в приемлемые рамки прогрессивного направления. Февральскую революцию сатириконцы приняли, но быстро почувствовали слабость и нерешительность Временного правительства и начали пропагандировать идеи сильного государства и порядка. Октябрьскую революцию Аверченко и другие сотрудники восприняли как торжество анархии и насилия и начали борьбу с новыми порядками. Они выпускали специальные номера: «траурный», «исторический», «пролеткультовский», «марксистский» и специальное приложение «Эшафот» под редакцией П. Пильского. Летом 1918 г. журнал был закрыт.

studfiles.net

Эволюция женских журналов в ходе истории :: Частный Корреспондент

 

 

Мнения

Николай Подосокорский
Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Марат Гельман
Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin
Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev
Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Михаил Эпштейн
Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Лев Симкин
Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов
Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс
Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Александр Головков
Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.

www.chaskor.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта