Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Журнал «Экономические стратегии»: Читайте в свежем номере! Экономические стратегии журнал


Авторам журнала «Экономические стратегии» | Институт экономических стратегий

По согласованию с редакцией возможен заказ репринтов отдельных статей:

Требования к статьям и их формам

1. Редакционная политика «ЭС» нацелена на публикацию статей и интервью, отличающихся научной новизной, актуальностью, практической значимостью и не публиковавшихся ранее нигде.

Недопустимыми являются как фальсификация использованных в статье данных и сведений, так и плагиат – присвоение идей или слов без ссылки на источник информации или при их представлении в качестве собственных достижений.В случае выявления плагиата и других нарушений авторского права редакция оставляет за собой право отклонять статьи автора без рассмотрения.

2. К рассмотрению принимаются статьи (материалы) объемом до 20 тыс. знаков с пробелами (1/2 одного авторского листа).

3. Статья должна быть разбита на 3–4 параграфа, которые имеют названия: введение, названия параграфов, заключение. Желателен также краткий анонс статьи и 3–4 выноса.

4. Комплект материалов должен включать в себя: справку об авторах, в которой указывается фамилия, имя, отчество; точное официальное место работы; ученая степень и ученое звание; служебный адрес; номера телефонов, факса, электронной почты.

5. Источники информации, как правило, оформляются в виде затекстового библиографического списка, расположенного в порядке цитирования. Источники в тексте оформляются в круглых скобках арабскими цифрами в порядке увеличения, например (1), (2–10). В случае отсутствия ссылок на источники в тексте, затекстовый список дается в алфавитном порядке.

6. Если статья содержит примечания, то они даются в общем списке с источниками информации, на которые в тексте в этом случае обязательно дается ссылка.

7. При упоминании в тексте статьи конкретных лиц российского происхождения указывается фамилия и два инициала (Д.А. Медведев), иностранного – имя и фамилия полностью (Майкл Портер).

8. Подрисуночные подписи, таблицы, примечания к таблицам набираются шрифтом 12-го или 13-го размера. Межстрочный интервал – одинарный.

9. Таблицы (если их больше одной) должны иметь нумерационный и тема­тический заголовки, которые набираются курсивным шрифтом 14-го размера.

10. По возможности статья должна содержать таблицы, графики, иллюстрированный материал.

Статьи подлежат обязательному рецензированию по параметрам актуальности, научной новизны, теоретической и практической значимости и стилистики, соответствия тематике.

Библиографическое описание изданий оформляется в соответствии с государственным стандартом, например:

Статьи:

Сундиев И.Ю. Неформальные молодежные экспозиции // СоцИС. 1987. № 5, с. 56–62; Степанов П. Принципы регулирования корпоративных отношений // Хозяйство и право. 2002. № 4, с. 87.

Тезисы докладов:

Шмотко С.Н. Проблемы детской беспризорности и преступности, подходы к их решению в истории России // Актуальные проблемы социальной работы в регионе: Тезисы докладов научно-практической конференции 23–24 ноября 2000 г. Тюмень: Вектор Бук, 2001, с. 157–159.

Книги:

Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947, с. 17; Аналитический вестник Совета Федерации РФ 20(176), с. 35–36.

Периодические издания:

Побеноносцев К.П. Курс гражданского права: В 3 т. Т.З / Под редакцией В.А. Томсинова. М., 2003, с. 473–474.

Учебные пособия:

Полковников Г.В. Английское право о компаниях: закон и практика: Учеб. пособие. М., 1999, с. 19.

 

Материалы для публикации должны быть оформлены следующим образом: интервал – полуторный; шрифт – Times New Roman, кегль 12; оформление таблиц по стандарту в формате Word for Windows; диаграммы, рисунки по стандарту в формате Excel for Windows; растровые иллюстрации (в том числе и копии экрана) должны иметь разрешение 300 точек на дюйм, расширение tif или jpeg, режим Grayscale для черно-белых рисунков и CMYK или RGB для цветных. Для создания рисунка в соответствии с изложенными требованиями, необходимо:

1. В графической программе Photoshop или Corel Photo-Paint открыть новый файл, принудительно задав параметры:

а. 300 точек на дюйм – разрешение;

b. Grayscale (для черно-белых рисунков) и CMYK (для цветных) – режим;

c. tif-расширение;

d. размеры графического файла лучше задать принудительно довольно большими (например, 10×10 см).

2. Скопировать экран (нажав клавиши Alt и PrintScreen одновременно) и перенести копию в графический файл с помощью команды «Вставить». Если в файле остается много пустого места, рисунок следует обрезать при помощи команды Crop.

3. Сохранить файл с расширением tif, воспользовавшись командой «Сохранить как копию».

Редакция не несет ответственности за качество рисунков, не соответствующих вышеизложенным требованиям.

 

Статьи следует направлять по адресу: [email protected] или [email protected]

Электронная версия статьи должна быть представлена отдельным файлом в формате MS Word.

www.inesnet.ru

Журнал «Экономические стратегии»: Читайте в свежем номере!

Журнал «Экономические стратегии». 2013. № 5

Метакогнитивные функции персональной социальной сетиТимофей Нестик, старший научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН, специалист в области организационной культуры и кросс-культурного менеджмента:

«Метакогнитивные функции персональной социальной сети»

 

В свое время Л. Витгенштейн представил мышление как языковую игру. Согласно М. Хайдеггеру, мыслим не столько мы, сколько сам язык, на котором мы говорим. Спустя полвека развитие сетевого подхода позволило венгерскому философу Криштофу Нири рассматривать социальную сеть как продолжение нашего ума. С его точки зрения, в нашем мышлении участвуют не только пишущая рука и речевой аппарат, но и те люди, которые входят в наш круг общения и играют в те же языковые игры.

Нельзя не признать, что для психологии сетевого общества эта идея обладает большим эвристическим потенциалом. На наш взгляд, признание за социальной сетью когнитивных функций не отрицает существования индивидуального интеллекта и не подменяет его коллективным. В самых общих чертах интеллект можно определить как совокупность способностей, позволяющих нам адаптироваться к изменениям в окружающей среде, опираясь на наш опыт; это «способность быть способным», развивающаяся на протяжении всей жизни. В сетевом обществе развитие такого рода способностей все больше зависит от включенности в сетевое взаимодействие. Это касается не только социального интеллекта, но и целого круга общих интеллектуальных способностей: способностей к нормативному или креативному решению проблем, памяти и способностей к обучению.

Из средового фактора интеллекта социальное окружение превращается в важную часть интеллектуальных ресурсов личности. Проблемы, решаемые сегодня в рамках трудовой деятельности, все чаще требуют коллективного творчества и транспрофессиональности, объединения представителей разных профессиональных кругов.

Объем информационных потоков настолько велик, а обновление профессиональных знаний происходит так быстро, что сами по себе индивидуальные мнемонические способности уже не дают практически никаких преимуществ. Гораздо более важным становится не то, сколько мы знаем, а то, знаем ли мы, где искать необходимую информацию, знаем ли мы тех, кто знает. Наконец, обучение все более приобретает совместный и сетевой характер. Оно происходит в обучающихся сообществах, профессиональных сетях, через группы обмена опытом и обучения действием.

Не случайно в современных условиях все возрастающее значение приобретает социальный интеллект, становясь обязательным условием креативности и инноваций. Именно социальный интеллект позволяет нам объединять свои способности со способностями других людей, умножая доступные нам интеллектуальные ресурсы.

В сетевом мире наиболее востребованными становятся не различные виды специального интеллекта, а прежде всего метакогнитивные способности, которые, по-видимому, во все времена лежали в основе человеческой мудрости: контроль личности за состоянием своих интеллектуальных ресурсов и саморегуляция процессов переработки информации. В первую очередь это касается открытой познавательной позиции; способности организовывать свою работу в условиях, когда информация недостаточна, избыточна или противоречива; осведомленности об ограничениях своей компетентности, качествах своего ума и необходимости дополнения их способностями и знаниями других людей.

Развитие электронных технологий в конце XX в. позволило практически мгновенно «подключать» к решению проблем других людей и существенно расширило интеллектуальные ресурсы личности, которые теперь включают в себя не только индивидуальные способности конкретного человека, но и опыт, знания, способности участников его социальной сети.

Это хорошо видно из серии экспериментов, проведенных в рамках теории трансакционной памяти, а также из исследований в области психологии обмена знаниями в современных организациях. Опираясь на парадигму символического интеракционизма и теорию когнитивных процессов, М. Вигнер отмечает, что в совместной деятельности индивидуальная «расширяется» за счет трансакционной памяти, то есть разделяемой членами группы системы кодирования, хранения и востребования информации.

Это совокупность индивидуальных систем памяти, объединенных системой внутригрупповой коммуникации. В ее состав входят три ключевых элемента: индивидуальная память участника совместной деятельности, внешняя память и собственно трансакционная память. Индивидуальная память — это не только краткосрочное и долгосрочное хранение информации, механизмы ее кодирования и востребования, но и так называемая метапамять, то есть представления индивида о возможностях своей памяти.

Внешняя память — это внешние по отношению к индивиду хранилища данных (например, записные книжки или другие люди). Причем для запоминания знаний и их использования необходимо сохранять три вида информации: само знание, его название (ярлык), а также информацию о месте хранения. Член команды может воспользоваться знаниями других ее участников, так как знает (помнит), кто из них является экспертом (метом хранения) в той или иной области (ярлык). Таким образом, коллективная память команды более обширна и сложна, чем любая индивидуальная система памяти. Это хорошо видно из эксперимента, проведенного Р. Морелендом и его коллегами. Испытуемые обучались монтажу радиоприемников разными способами: в контрольной группе обучение проходило индивидуально, в экспериментальной группе — в мини-группах по три человека. Через неделю все участники эксперимента должны были собрать приемник, разбившись на смешанные подгруппы из трех человек. Те из них, кто имел опыт совместной сборки, помнили больше о процедуре монтажа и собрали приемники лучшего качества, чем испытуемые, обучавшиеся индивидуально.

 

 

Полная версия статьи Т.А. Нестика «Метакогнитивные функции персональной социальной сети», опубликованная в журнале «Экономические стратегии» № 5/2013

 

 

 

www.inesnet.ru

Журнал «Экономические стратегии»: Читайте в свежем номере!

Журнал «Экономические стратегии». 2013. № 5

Русского уважать трудно, но не любить невозможноЗнаменитый литературный критик Лев Аннинский: «Русского уважать трудно, но не любить невозможно»

«…Они герои трагической истории страны. Отменить ее мы не можем. Дай нам Бог ее выдержать…», — неоднозначный, яркий, принципиальный, он никогда не оставался в тени и никогда не избегал возможности высказать свою гражданскую позицию. Знаменитый литературный критик, автор известных книг, сотен актуальных статей, телевизионных циклов, глубокий исследователь и тонкий стилист, лауреат престижных премий Лев Александрович Аннинский считает, что лучшее из написанного им — «Жизнь Иванова», документальный роман об истории своей семьи. Он убежден, что «литературный процесс в России неразрывно связан с трагической историей нашей страны, и будущее человечество станет попеременно вспоминать героическую и трагическую стороны этой истории в зависимости от того, что у человечества будет болеть».

О месте России и русских в меняющемся мире, о межнациональных отношениях на разных исторических этапах, о русской истории и культуре в контексте современного исторического момента, о том, почему великая русская литература «была, а сегодня ее нет и быть не может», в интервью Александру Агееву и Александру Исаеву рассказал Лев Аннинский.

 

Лев Александрович, в одном из интервью Вы сказали о своем поколении: «В 1953-м мы плакали, в 1955-м раскрыли глаза, а в 1956-м поняли, что наше время пришло. А кончилось оно в 1963-м». Получается, что 1960-е годы нельзя называть временем либерализма?

Все так. Наше время — это время наших отцов, время наших дедов, только каждый раз переворачивается. А в России все так переворачивается, что думаешь, что концов нет, а потом начинаешь соображать, что это все то же самое переворачивается. Таково мое ощущение.

 

Иначе говоря, концы у любого события всегда есть?

Концы есть у событий, но нет конца у российской истории, нет концов у российского самосознания, потому что нет границ у российского государства. Мы находимся в чистом поле, где отсутствуют естественные границы. Одно дело Англия, которая на острове, Германия, стиснутая другими странами, другое дело мы — на пустом месте. Кто мы? Нас вообще не было, а была пустая земля, по которой скакал богатырь, ему навстречу — другой богатырь. И они, вместо того чтобы познакомиться и подружиться или поторговаться, начинали лупить друг друга копьями, сшибали на землю, убивали. Если бы это продолжалось бесконечно, тут вообще ничего бы не было. Хорошо, нашлись татары, которые сказали: «Хоть дороги давайте сделаем», и стали делать ямы.

Ям — это по-китайски почтовая станция. Ямская служба впервые объединила этих богатырей, и получилось государство без концов, без границ, открытое всем. Поэтому мы бесконечны. И психология русского человека вмещает в себя непредсказуемую бесконечность, которую не назовешь глупостью; это святая дурь, готовая ко всему неожиданному.

Конечно, в 1953 году я плакал. У меня отец погиб за Сталина на фронте, еще бы я не плакал. А в 1956 году уже начал соображать, что происходит. Я как раз окончил филфак университета, меня распределили в аспирантуру, и тут антисоветское восстание в Венгрии, во главе которого кружок Петефи. В ЦК решили, что литературная наука вся против советской власти, и у нас ее надо оздоровить. Мгновенно приняли решение брать в аспирантуру только рабочих, то есть тех, у кого есть не менее двух лет рабочего стажа. А у меня стажа не было, я в университет после школы поступил. Поэтому ученого из меня не вышло, я не плакал, попрощался с университетом и пошел работать в журналистику. Понятно, как я переживал и что думал на этот счет.

Дальше началась осмысленная жизнь. В 1950-е годы я понял, что мы созданы XX съездом партии и это нас определяет. Считается, что 1960-е годы куда интереснее. «Что происходило в 1960-е годы?» — спрашиваю я Рассадина, который начал это десятилетие статьей «Шестидесятники», опубликованной в «Юности». Хрущев громил абстракционистов. И это была свобода? Или 1968 год, когда подавили чехословацкое восстание?

От человеческого лица при социализме ничего не осталось, а остался один социализм без человеческого лица. Что вы мне тычете шестидесятников? И во времена Чернышевского были свои шестидесятники. Так что термин этот я не принял. Шестидесятники — это было никакое не освобождение, а мучительное переосмысление того, в какой стране мы живем. Российская история знает множество переворотов. Петр I поменял столицу, Екатерина II строила губернскую Россию… А потом что? То же самое?

Есть страна, которую я не оставлю, есть мой народ, и других у меня нет. Я пробовал, но нигде больше жить не хочу, мне неинтересно. Отсюда и мое мироощущение. Можно сколько угодно совершать перевороты, но это не изменит удивительную, странную, не заслуживающую уважения, но заслуживающую любви психологию нашего народа. Уважать его трудно, но не любить невозможно.

 

Что Вы можете вспомнить о событиях в Венгрии в 1956 году? Информации было мало, только слухи и разговоры.

Я не мог встать ни на чью сторону, потому что не понимал, то ли это для нас смертельно опасно, потому что все распадается, то ли, наоборот, здорово, потому что мы раскрепостимся. И сегодня, думая о том, что же произошло, понимаешь, что да, мы раскрепостились, сменили систему фраз, но психология народа, который за тысячелетия родился из 150 этносов, остается. И это моя психология.

 

А мог ли, скажем, сталинский или советский режим перепахать эту психологию, генотип?

Нет.

 

А репрессии?

А до этого репрессий не было? Опричнины не было? Разве русские всегда воевали так же, как европейцы? Русские воевали наотмашь.

 

Полная версия интервью Л.А. Аннинского «Русского уважать трудно, но не любить невозможно», опубликованного в журнале «Экономические стратегии» № 5/2013

 

 

 

www.inesnet.ru

Журнал «Экономические стратегии»: Читайте в свежем номере!

Журнал «Экономические стратегии». 2013. № 6

Система финансирования — один из главных минусов российской наукиРоальд Зиннурович Сагдеев — ученый с мировым именем, крупнейший специалист в области физики плазмы, а с 1970-х годов — космической физики. Его научная карьера своей яркостью напоминает комету. Учителем Сагдеева был Лев Ландау, и когда после окончания физфака МГУ ему «светило» распределение на режимный объект на Урале, Ландау лично ходатайствовал перед Игорем Курчатовым, чтобы тот взял его к себе в Институт ядерной физики (тогда ЛИПАН). Кандидатскую диссертацию Роальд Сагдеев защищал в Институте физических проблем у Петра Капицы, а потом вместе с академиком Будкером начинал летопись великой истории Сибирского отделения РАН. Там стал доктором наук, а уже в 36 лет — академиком. 15 лет Роальд Сагдеев возглавлял Институт космических исследований РАН (ИКИ), и это было время небывалого расцвета отечественной космонавтики. Все складывалось более чем благополучно, как вдруг академик «учудил»: во время командировки в США влюбился во внучку американского президента Дуайта Эйзенхауэра Сьюзен и решил навсегда связать с ней судьбу. Учитывая, что в ту пору еще не рухнул «железный занавес», это оказалось непросто. Помыкавшись между двумя странами, он был вынужден остаться в США. Отъезд уже немолодого, известного во всем мире ученого был оценен руководством нашей страны резко отрицательно. Была даже создана специальная комиссия, которая решала, насколько велик ущерб, нанесенный Сагдеевым интересам государства. При этом, по собственному признанию ученого, уезжать навсегда он никогда не планировал, всегда мечтал вернуться домой. Каждый приезд в Москву или Казань, откуда он родом, для него большое счастье.

Сегодня Роальд Сагдеев — главный научный сотрудник ИКИ, где трудится уже 40 лет, ровно полжизни,  профессор Мэрилендского университета, эксперт НАСА. Он по-прежнему находится в активном научном поиске. Последний его визит в Москву состоялся благодаря выборам в РАН — академик приехал специально, чтобы поддержать кандидатуру В.Е. Фортова. Тема нашей беседы необычна. Я предложила Роальду Зиннуровичу, используя его уникальный опыт жизни и работы в очень разных странах — СССР, Америке и России, сравнить их академические системы и создать образ идеальной науки.

 

Роальд Зиннурович, известно, что у нового президента РАН В.Е. Фортова огромное количество претензий к нынешнему состоянию Академии наук. С чем бы Вы согласились в первую очередь?

Мне нравится, что он начинает свою работу с реформирования РАН, которое совершенно необходимо. В первую очередь это должно коснуться ее омоложения. Связь академической науки с вузовской, с воспитанием молодых кадров — это очень важно. К сожалению, в России давно существует разрыв, и из-за этого идет война с Минвузом. В то время как в США все наоборот: фундаментальная наука в основном развивается именно в университетах. Я считаю, что в идеале было бы лучше перейти к западной схеме, когда университеты и академические институты входят в некую единую систему; в результате серьезные ученые могут уделять время работе с молодежью, читать лекции, встречаться на семинарах. В Мэрилендском университете, где я работаю, именно так и принято. Любой студент может подойти к любому профессору и спросить: «Профессор, можно к Вам на несколько минут?» Иногда эти несколько минут превращаются в несколько часов. Причем это не аспиранты, которые являются сотрудниками моей лаборатории, а именно студенты. Отсутствие барьеров — замечательное свойство настоящей науки. Это делает ее живой и развивающейся.

 

У нас такое возможно?

Исторически российская вузовская система создавалась по примеру французской или немецкой академии, где существует невидимая стена между профессором и студентом. Их общение носит формальный характер.

В Англии совсем не так, и американская система больше похожа именно на английскую. В британских колледжах есть система тьютерства, когда в общежитии вместе селят студентов разных возрастов и происходит передача опыта от аспирантов к студентам. Это именно шефская помощь, лишенная налета дедовщины. У нас, конечно, «за ночь» ничего не решится, но стремиться к этому надо. Было бы замечательно, если бы каждый профильный академический институт подключился к конкретной работе со студентами, которые потенциально могут потом прийти туда работать.

 

Какие еще недостатки в нашей академической системе Вы видите?

Их много. Пример: принятие решений, от которых зависит финансирование той или иной научной отрасли. Сегодня право принятия решений принадлежит тем людям, которые были избраны членами того или иного отделения академии. Это создает некую застойность. Конечно, надо оказывать всяческий почет этим людям, но при этом привлекать к работе молодых, пусть даже еще не членов академии. Ведь в России ученых в РАН избирают в уже довольно солидном возрасте. Не каждый может до этого дожить. Мне повезло: я был избран в 36 лет, но это большая редкость. Тогда было другое время — время расцвета науки, время Келдыша, Арцимовича, людей, которые понимали, что без молодежи жизни нет. Если вернуться к вопросу о финансировании, то в США он решается именно на уровне молодых, активно работающих ученых.

 

Согласно одному из пунктов программы Владимира Фортова, государство должно советоваться с учеными по важным вопросам. Сейчас у нас этого нет. Как с этим в Америке?

В Америке две серьезные академии: Национальная академия наук, которая недавно отпраздновала свое 150-летие, и Американская академия наук и искусств. Я являюсь членом обеих. Принцип там такой: и та и другая, особенно Национальная академия, является советником американского правительства и лично президента США. В отличие от Российской академии наук это не государственные организации. Их бюджет складывается в основном из пожертвований членов академии. Это не членские взносы, а некая добровольная помощь: в определенные моменты Академия обращается с просьбой поддержать те или иные конференции, юбилейные мероприятия и т.д.

Кроме того, американские министерства — например, космическое агентство НАСА — время от времени принимают решения, связанные с реализацией серьезных научных идей. Тогда они заключают с академией договор, дают деньги, чтобы та провела аналитическую проработку данной проблемы. Академия составляет рабочую группу, куда привлекается множество (и даже большинство) не членов академии. Это может быть работа, связанная с глобальным потеплением или тематикой военно-промышленного комплекса, оценка тех или иных стратегических направлений будущих вооружений. Для этого обычно приглашают несколько десятков крупных ученых самых разных специальностей — физиков, химиков, биологов, математиков. Их работа оплачивается за счет правительства. Советы и рекомендации таких ученых были использованы и в ходе вьетнамской войны (например, лазерная подсветка площадки, на которую должны падать бомбы). Потом это получило развитие в Ираке. А начало всем этим идеям было положено именно в университетских аудиториях.

Вспоминается случай. Когда я только приехал в Америку, меня попросили выступить перед группой таких ученых. Для этого надо было иметь определенный допуск секретности. Я говорю: «Прежде чем я начну что-то вам рассказывать, я должен убедиться, что у всех имеется допуск». Все сразу стали кивать: да, да, конечно. Тогда я говорю: «Могу открыть самый страшный секрет Советского Союза». По рядам пронеслось: «Какой?!» «Московский телефонный справочник», — говорю. Повисла пауза, потом — хохот. Было время, когда нам нельзя было ни в коем случае давать иностранцам свой домашний телефон, и такой справочник являлся «запрещенной литературой».

В США наука как эксперт, как мудрый советник очень активно участвует в общественной деятельности. В России такого пока нет. Еще один бесспорный плюс американской системы — то, что земля там принадлежит университетам и они могут распоряжаться ею по собственному усмотрению. Вот, например, «мой» Мэриленд. Еще в XIX веке руководство штата, в том числе губернатор, выделили большую территорию под университет. Это сотни гектаров, которые стали собственностью университета. Из чего складывается его бюджет? Какая-то часть — бюджетные деньги, которые выделяет правительство штата. Каждый раз это проходит через обсуждение и голосование в парламенте, и это тоже борьба — доказать, что мы делаем правильные вещи. Вторая часть поступает в виде платы за обучение от студентов. Не секрет, что плата за обучение в Америке довольно высокая.

 

Полная версия интервью Р.З. Сагдеева «Система финансирования — один из главных минусов российской науки», опубликованного в журнале «Экономические стратегии» № 6/2013

 

 

www.inesnet.ru

Журнал «Экономические стратегии»: Читайте в свежем номере!

Журнал «Экономические стратегии». 2013. № 3

Журнал «Экономические стратегии». 2013. № 3 Анатомия глобальных технологических революцийДиректор Центра глобальной экспертизы Глобального индустриального центра в странах Латинской Америки, Европы и Китае Валерий Овчинников: «Анатомия глобальных технологических революций»

Человечество пережило пять технологических революций. Всякий раз переход от одного технологического уклада к другому сопровождается кризисом и разрушением старой технологической структуры экономики. Это связано с тем, что потребность в старых технологиях и произведенной с их помощью продукции со временем снижается, а потребность в ресурсах растет. В результате предприятия несут непредвиденные расходы, теряют клиентов, прибыль, а банки становятся более осторожными в выдаче кредитов, инвесторы стремятся уйти на дно (фондовый рынок) в надежде сохранить свой капитал. Все это вместе взятое сулит многочисленные проблемы предпринимателям, которые по тем или иным причинам не успели или не хотят направить свои действия на новый предмет конкуренции (знания, технологии и производство продукции с новыми ценностями), вызывающий доверие у инвесторов и потребителей продукции.

В каждом технологическом укладе могут использоваться предметы конкуренции из нескольких предыдущих укладов. Например, в России в настоящее время применяют в качестве предмета конкуренции технологии третьего (электрические приводы различных станков и механизмов, разработанных в начале прошлого века), четвертого (нынешние платформы добычи нефти и газа) и пятого (облачные коммуникации предприятий с помощью компьютеров, электронные правительства, Интернет) технологических укладов. Но постепенно в недрах очередного технологического уклада созревают технологии последующего технологического уклада, действие которых направлено на модернизацию предметов конкуренции из предыдущих технологических укладов.

Например, технологии добычи углеводородов справедливо относятся к предметам конкуренции из четвертого технологического уклада. В этих предметах нуждаются различные двигатели внутреннего сгорания. Но технологии пятого технологического уклада способны с помощью специальных добавок, произведенных с использованием нанотехнологий, существенно повысить износоустойчивость инструментов добычи ресурсов. Такая модификация предметов конкуренции, произведенных в эпоху четвертого технологического уклада, позволяет существенно продлить их жизненный цикл и сохранить на должном уровне их конкурентные преимущества.

На рис. 1 приведена основная системная конструкция, характеризующая конкуренцию в каждом технологическом укладе. К предмету конкуренции относятся знания, технологии и производство продукции. К действиям, направленным на предметы конкуренции, относятся различные способы преобразования ресурсов в двигательную или интеллектуальную силу, а также различная логика действий (разделение труда технологических цепочек, обмен мировым опытом и использование лучших мировых стандартов).

При переходе к очередному технологическому укладу неизбежно меняется вся системная конструкция, содержащая предметы и действия, направленные на конкуренцию. Старая конструкция уже не удовлетворяет предпринимателей, поскольку затраты на ее обслуживание постоянно растут в геометрической прогрессии, в то время как производительность труда растет в арифметической прогрессии. Смена конструкции повышает инвестиционную привлекательность предприятий и позволяет существенно снижать расходы на действия, направленные на новые предметы конкуренции.

Первая технологическая революция

В разных странах зарождение первого технологического уклада и связанных с ним предметов и действий конкуренции происходило в 1785–1843 гг., но ранее всего он зародился в Англии. В то время Англия являлась крупнейшим импортером хлопчатобумажных изделий. Это означало, что предметы и действия английских промышленников не соответствовали требованиям глобальной конкуренции. Переломить ситуацию можно было только с помощью конструкции, заменяющей человеческий труд универсальной двигательной силой. Оперируя понятиями предметов и действий конкуренции (см. рис. 1), можно утверждать, что английские промышленники, оказавшись не в состоянии конкурировать с индийскими ткачами, ткани которых были лучше и дешевле, попытались изучить предметы конкуренции, то есть накопить знания, освоить новые технологии и механизировать производство тканей с помощью преобразования ресурсов в двигательную силу, а также новой логики действий на основе мануфактур (действий, направленных на разделение труда в процессе производства пряжи и тканей).

С изобретением прядильных и ткацких станков технологическая революция хлопчатобумажной промышленности не закончилась. Дело в том, что текстильный станок (впрочем, как и любая другая машина) состоит из двух частей: рабочей машины (машины-орудия), которая непосредственно обрабатывает материал, и двигателя (ресурса), который приводит в движение эту рабочую машину. Технологическая революция началась с машины-орудия. Если до этого рабочий мог работать только одним веретеном, то машина вращала много веретен, вследствие чего производительность труда увеличилась примерно в 40 раз. Однако возникло несоответствие между производительностью машины и двигательной силой. Для устранения этого несоответствия потребовалось, чтобы двигательной силой текстильных машин стала сила падающей воды. Но все это промышленное развитие было поставлено под угрозу из-за отсутствия необходимых ресурсов. Быстротекущие реки имелись не везде, поэтому между предпринимателями происходила настоящая война за воду. Владельцы земель по берегам рек не упускали случая получить свою долю прибыли, повышая цену на участки земли. По сути дела владельцы земель сыграли роль недобросовестных дистрибьюторов. Поэтому предпринимателю желательно было избавиться от необходимости выплачивать значительные суммы денег в виде ренты землевладельцу, в монопольном владении которого находилась земля на берегу реки. Все это вместе взятое заставило предпринимателей активно искать новую двигательную силу, способную обеспечивать растущую производительность труда достаточным ресурсом. И такая двигательная сила была найдена — ею стал пар. В результате дефицит «водяного» ресурса привел к смене конструкции, то есть к предметам и действиям «парового ресурса». Конкуренция и кооперация небольших текстильных предприятий уступила дорогу конкуренции и кооперации технологических цепочек крупных мануфактур.

 

Полная версия статьи В.В. Овчинникова «Анатомия глобальных технологических революций», опубликованной в журнале «Экономические стратегии» № 3/2013.

 

 

 

www.inesnet.ru

Журнал «Экономические стратегии»: Читайте в свежем номере!

Журнал «Экономические стратегии». 2013. № 3

Министр реинтеграции Грузии

Государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Паата Закареишвили: «Правительство Грузии исключает даже мысль о вооруженном решении конфликтов с Абхазией и Южной Осетией»

Государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Паата Закареишвили ожидает от России встречных шагов на пути укрепления мира и разрешения грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов мирным способом. В интервью специальному корреспонденту журнала «ЭС» Юлии Адельхановой он обратил внимание на серьезные проблемы для Абхазии и Южной Осетии, которые повлекло за собой признание Россией их независимости, и выразил уверенность в том, что Грузия сможет стать надежным союзником для России при условии, что она будет учитывать заинтересованность Грузии в евроатлантической интеграции.

Господин министр, каково Ваше профессиональное кредо?

Знать хорошо свое дело, иметь ответы на все вопросы и четкие представления о том, как надо отвечать на вызовы, решать проблемы и управлять процессами. Это универсальный подход к любой профессии.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов в мире обострилась проблема беженцев, и в частности на территории бывшего СССР, где появилось множество «горячих точек». Эта проблема актуальна и для вашей страны. Что сегодня делается в Грузии для соблюдения имущественных прав перемещенных лиц и беженцев?

Если говорить о перемещенных лицах внутри страны, о тех, кому пришлось покинуть Южную Осетию и Абхазию, то, к сожалению, до 2008 года государство относилось к этим людям очень поверхностно. Их рассматривали как людей, которых нужно вернуть в Абхазию и Южную Осетию, и внимание им уделялось лишь в той степени, чтобы вернуть их туда живыми. После августа 2008 года правительство Саакашвили поняло, что в ближайшее время им вряд ли удастся вернуться, и, наконец, началась реализация программ их интеграции в грузинское общество. Сегодня действует программа передачи им в собственность жилищ, чтобы повысить их уровень жизни до уровня среднестатистического гражданина Грузии. Однако в тех условиях, которые нам оставил Саакашвили, этот процесс продвигается медленно. Во всех центрах, где проживают временные переселенцы, разруха. У нас примерно 45 процентов перемещенных лиц проживает в центрах компактного проживания, а около 55 процентов живут дисперсно, в частном секторе — уже купили себе жилье или арендуют его, или живут у родственников, в общем, сами как-то сводят концы с концами. Государство планирует обеспечить всех их постоянным жильем. Это масштабная задача, и я думаю, что при честном и добросовестном отношении к этим людям мы в течение четырех-пяти лет решим все вопросы, связанные с компактно проживающими перемещенными лицами, и займемся теми, кто живет в частном секторе.

Существует ли единая система обмена данными о людях, без вести пропавших во время войны? Осуществляется ли сотрудничество сторон в процессе их поиска, что важно с точки зрения восстановления взаимного доверия?

Конечно, существует. Пропавшими без вести во время войны занимается Международный Красный Крест. Это ключевая организация, которая способствует упрочению взаимосвязей между грузинской, абхазской и осетинской сторонами. Официально южноосетинским направлением занимается Министерство внутренних дел Грузии, а абхазским — Министерство по делам внутренне перемещенных лиц и расселению. Общая база данных о пропавших без вести есть в этих министерствах. Мой аппарат этими вопросами не занимается.

Вы всегда выступали за мирное разрешение абхазского и южноосетинского конфликтов, за что радикальные сторонники Михаила Саакашвили называли Вас «врагом народа» и «агентом России». Став министром по делам реинтеграции, сможете ли Вы преодолеть  сопротивление Ваших противников и добиться снятия ограничений на торговлю с Абхазией и Южной Осетией, разрешить их жителям свободно передвигаться по территории Грузии, учиться там и заниматься предпринимательством?

Пока наши противники в этом деле довольно слабы, поскольку они бывшая власть. У них было восемь лет, чтобы что-то исправить, и им никто не мешал, поэтому их критика сейчас выглядит довольно смешно. В отсутствие сильной оппозиции, имея абсолютное большинство в парламенте, они могли сделать многое, даже изменить Конституцию, но упустили время для решения вопроса мирным путем. А действуя силой, они добились того, что в 2008 году мы получили войну и потеряли даже те территории, которые при Шеварднадзе еще контролировались грузинской стороной — Кодорское ущелье в Абхазии и Ахалгорский район в Южной Осетии. И что тяжелее всего, мы получили признание независимости Абхазии и Южной Осетии со стороны России, то есть еще более сложную ситуацию: дополнительные внутренне перемещенные лица, дополнительные жертвы, дополнительную разруху, полное отсутствие контактов с абхазской и южноосетинской сторонами, полную их изоляцию от Грузии и от внешнего мира и их интеграцию в Россию.

Вот что мы получили благодаря тем людям, которые сегодня нас критикуют. Поэтому я их даже не слушаю. Более конструктивной силой в этом отношении у нас является гражданский сектор. Там вырабатываются разные концепции, проекты, которые мы изучаем, стараемся использовать эти ресурсы, чтобы восстановить грузино-абхазские и грузино-осетинские отношения.

Мирное урегулирование — процесс не быстрый. Например, в такой стране, как Кипр, которая является членом организации нашей мечты — Европейского союза, за 40 лет конфликт не разрешился. Даже на территории ЕС, на Кипре, находятся оккупационные силы численностью в 40 тысяч. Так что даже ЕС, куда мы так настойчиво стремимся, не может так легко решать конфликты. Тем не менее, я уверен, что для решения грузино-абхазских и грузино-осетинских проблем не понадобится 40 лет. Ведь между грузинами и абхазами, как и между грузинами и осетинами, больше общего, чем между греками и турками. Между турками и греками большие религиозные разногласия, а также исторические и культурные. Между осетинами и грузинами и между грузинами и абхазами никогда не было противостояний, это только за последние 20–30 лет стало реальностью. Поэтому возможностей для примирения у нас больше, чем в других конфликтах, где превалирует этнотерриториальный компонент.

 

Полная версия интервью П. Закареишвили «Правительство Грузии исключает даже мысль о вооруженном решении конфликтов с Абхазией и Южной Осетией», опубликованной в журнале «Экономические стратегии» № 3/2013

 

 

 

 

 

www.inesnet.ru

Журнал «Экономические стратегии»: Читайте в свежем номере!

Журнал «Экономические стратегии». 2013. № 2

Преодоление депопуляции в России: впервые за последние 20 лет рождаемость сравнялась со смертностьюАкадемик РАН Абел Аганбегян: «Преодоление депопуляции в России: впервые за последние 20 лет рождаемость сравнялась со смертностью»

Приведем показатели естественного движения населения в 2012 г. в сравнении с 2011 г. (по данным Госстата РФ за январь 2013 г.): численность родившихся в 2012 г. — 1896,3 тыс. человек, в 2011 г. — 1793,8 тыс. человек (13,3 на 1000 человек в 2012 г., 12,0 на 1000 человек в 2011 г.), численность умерших в 2012 г. — 1898,8 тыс. человек, в 2011 г. — 1925,0 тыс. человек (13,3 на 1000 человек населения в 2012 г., 13,5 на 1000 человек в 2011 г.). Благодаря значительному увеличению рождаемости и сокращению смертности в 2012 г. численность родившихся практически сравнялась с числом умерших. До этого на протяжении 20 лет (в 1992–2011 гг.) численность умерших в России превышала численность родившихся и имела место естественная убыль населения — депопуляция. Наряду с естественным движением населения в зависимости от соотношения числа родившихся и умерших имеет место механический прирост или убыль населения за счет миграции.

После распада СССР и образования на базе бывших союзных республик самостоятельных государств Россия имеет миграционный прирост населения, поскольку число прибывших в Россию ежегодно существенно превышает число выбывших из России. За 23 года существования российского государства из других стран, прежде всего стран СНГ, прибыло примерно на 6,5 млн человек больше, чем убыло, что соответственно увеличило численность населения России. Все это по данным официальной статистики миграции.

В то же время известно, что в России миллионы людей, приехавших из соседних стран, живут нелегально, не зарегистрированы. Их численность точно неизвестна, но обычно оценивается в 4–5 млн человек. Так что общий прирост миграции, легальной и нелегальной, по минимальному счету превышает 10 млн, то есть составляет более 7% всей численности населения нашей страны.

Заметим, что влияние естественного движения населения на общую его численность в России выше даже этого огромного миграционного прироста.

За 20 лет естественная убыль населения составила около 13,5 млн человек. Поэтому, несмотря на столь значительную миграцию, общая численность населения России сократилась со 148,6 млн по максимуму, который был достигнут на 1 января 1993 г., до 143,2 млн — на 1 января 2013 г., то есть на 5,4 млн человек. В советское время Россия характеризовалась достаточно высоким приростом населения по естественным причинам — рождаемость в 1,5 раза и более превышала смертность населения. Например, с 1965 до 1989 г. число родившихся в среднем составляло около 16 на 1000 человек, незначительно колеблясь по годам, а число умерших — в среднем менее 11 человек. При средней численности населения России в 140 млн человек в этот период прирост населения по естественным причинам ежегодно составлял около 700 тыс. человек.

Положение стало резко меняться в период глубокого трансформационного кризиса 1990–1999 гг., связанного с банкротством советской системы, распадом СССР, острым политическим и социально-экономическим кризисом, сложностью перехода к новой социально-экономической системе.

Как известно, в этот трансформационный период сократились: валовой внутренний продукт России — в 1,8 раза, промышленность — в 2,2, реальные доходы — в 1,9, инвестиции — в 5 раз. Более 13% активного трудового населения стали безработными. Дважды (в 1992–1993 гг. и 1998–1999 гг.) произошло обесценение рубля, были потеряны денежные сбережения населения.

Все это очень сильно сказалось на демографических процессах. С 1989 г., когда предчувствие надвигающегося кризиса стало реальностью, уровень рождаемости начал резко падать. До этого в течение 20 лет он держался на уровне 16–17‰, а дальше пошло катастрофическое падение: 1988 г. — 16,0, 1989 г. — 14,6, 1990 г. — 13,4, 1991 г. — 12,1, 1992 г. — 10,7, 1993 г. — 9,4. Затем падение рождаемости стало более плавным, и минимума она достигла в 1999 г. — 8,3‰, сократившись почти вдвое.

Одновременно несколько меньшими темпами стала увеличиваться смертность, которая в 1975–1989 гг. колебалась на уровне 10–11‰: 1989 г. — 10,7, 1990 г. — 11,2, 1991 г. — 11,4, 1992 г. — 12,2, 1993 г. — 14,5, 1994 г. — 15,7. Затем, с 1995 по 2000 г., смертность держалась на этом уровне, в отдельные годы несколько снижаясь, а в 2002 г. опять повысилась до 16,2, в 2003 г. — до 16,4‰, достигнув максимума и держась на уровне, превышающем 16‰ до 2005 г. включительно.

Как видно, рождаемость сократилась почти вдвое, а смертность выросла примерно в 1,6 раза. Линии сокращения рождаемости и повышения смертности двигались друг на друга и пересеклись в 1992 г., а потом стали все больше расходиться в разные стороны, сформировав «Русский крест» — так назвали демографы это невиданное ранее в других странах столь резкое падение рождаемости при одновременном повышении смертности и резком переходе от ситуации с высоким приростом популяции к небывалой депопуляции.

1991 г., в конце которого развалился СССР и началась острая фаза трансформационного кризиса, был последним годом, когда численность родившихся превысила численность умерших на 104 тыс. человек. В 1991 г. родились 1795 тыс., а умерли 1691 тыс. человек. В расчете на тысячу человек населения коэффициент рождаемости составил 12,1, а коэффициент смертности — 11,4. Естественный прирост населения при этом составил 0,7.

С 1992 г. рождаться стали меньше, чем умирать. В 1992 г. родились 1587 тыс., а умерли 1807 тыс. человек. Естественная убыль населения составила около 220 тыс. человек. Коэффициент рождаемости снизился до 10,7, а смертности повысился до 12,2. С этого года естественная убыль населения из-за превышения смертности над рождаемостью стала резко нарастать.

С 1993 по 1998 г. естественная убыль населения в среднем составляла 700–900 тыс. человек, а с 1999 по 2003 г. она ежегодно превышала 900 тыс. человек, достигнув максимума в 2000 г. — 959 тыс. человек. В этом году рождаемость на 1000 человек населения составила 8,7, а смертность — 15,3 при отрицательном сальдо естественного движения населения –6,6.

С 2000 г. рождаемость в России стала заметно увеличиваться частично за счет увеличения контингента фертильных женщин, но главным образом за счет повышения суммарного коэффициента рождаемости, который показывает, сколько в среднем детей родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (15–49 лет) при сохранении в каждом возрасте уровня рождаемости того года, для которого вычислены возрастные коэффициенты.

 

Полная версия статьи А.Г. Аганбегяна «Преодоление депопуляции в России: впервые за последние 20 лет рождаемость сравнялась со смертностью», опубликованной в журнале «Экономические стратегии» № 2/2013

 

www.inesnet.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта