Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

ЖУРНАЛ «ЛИТЕРАТУРНАЯ АДЫГЕЯ», Майкоп. Литературная адыгея журнал читать


Журнал Литературная Адыгея - читать электронные версии номеров, архив бесплатно

if( $_SERVER['REQUEST_URI']=='/Themecontent/show/tema/Biznes-i-Finansi' or $_SERVER['REQUEST_URI']=='/izdanie/110' or $_SERVER['REQUEST_URI']=='/izdanie/311' or $_SERVER['REQUEST_URI']=='/izdanie/432' ){ ?> } ?>

= link_to(image_tag('http://pressa.ru/images/preview_3.gif'),'http://pressa.ru/pressa2012ipad') ?>

Литературная Адыгея

Zaglush_large

Чтение недоступно

Название: Литературная Адыгея Периодичность: 4 раза в год Город: Майкоп Тип: Журнал Телефон: 1-97-74 Почтовый адрес: 385000, Республика Адыгея, г.Майкоп, ул.Советская, 217 Регион распространения: Республика Адыгея Язык: русский  Территория управления: Кубанское управление Тема: История, литература

Поиск по содержимому

Об издании "Литературная Адыгея"

old.pressa.ru

ЖУРНАЛ "ЛИТЕРАТУРНАЯ АДЫГЕЯ" - г. МАЙКОП, ул. СОВЕТСКАЯ, д. 217

Министерство финансов Республики Адыгея

ОТКРЫТЫЙ АУКЦИОН В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА НА ПОСТАВКУ БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ НУЖД ФКУ «ЦХИСО МВД ПО РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ».

федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Адыгея"

№135 - ЗК ПОСТАВКА ПОЧТОВЫХ МАРОК ДЛЯ НУЖД СУДЕБНЫХ УЧАСТКОВ МИРОВЫХ СУДЕЙ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ.

Министерство финансов Республики Адыгея

№ 201 - ЗК НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО ИЗДАНИЮ БРОШЮРЫ «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭТНИЧЕСКОМУ И РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: ВОПРОСЫ ИСТОРИИ»

Министерство финансов Республики Адыгея

ОТКРЫТЫЙ АУКЦИОН В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА НА ПОСТАВКУ БЛАНОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ НУЖД ФКУ "ЦХИСО МВД ПО РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ"

федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Адыгея"

ПОСТАВКА ЮРИДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ФОНДА АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

Арбитражный суд Республики Адыгея

ОТКРЫТЫЙ АУКЦИОН В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА НА ПРИОБРЕТЕНИЕ БЛАНОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ НУЖД ФКУ «ЦХИСО МВД ПО РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ».

федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Адыгея"

В сентябре в Адыгее сбоев в выплате пенсий и пособий не было

В сентябре назначение, перерасчёт и выплата пенсий и социальных пособий производились Отделением Пенсионного фонда по Республике Адыгея своевременно и в полном объёме. "Ни в одном из районов Адыгеи сбоев в выплате пенсий и пособий не было", - сообщили в пресс-службе ведомства.

В Адыгее впервые прошла историческая реконструкция боя времен ВОВ

Въезд в аул Пчегатлукай на некоторое время превратился в поле сражения, где советские солдаты разгромили фашистов. Мероприятие приурочили ко дню освобождения Адыгеи и Краснодарского края от немецкой оккупации… Реконструкция воссоздала период 1942-1943 годов - оккупация и освобождение Адыгеи.

www.maykop7m.ru

Заур Хот "Стремление к красоте"

Журнал "Литературная Адыгея"  (№ 4 2015)

 

 

 

Это твои люди, Адыгея 

Заур Хот

                                                                    

                                                                                                                                                

Судьба свела нас достаточно давно уже во взрослом возрасте, и я сразу почувствовал, что мне этот человек интересен. Если бы мне предложили охарактеризовать его одним словом, я бы сказал – философ. При общении с ним создается ощущение, что ничто не может вывести его из равновесия: на все события жизни он смотрит глазами мудреца ‑ знающего, что все в мире бренно и течение «реки жизни» предсказуемо и закономерно.

Рашид вернулся в Майкоп по окончании сильнейшего ВУЗа России – Таганрогского радиотехнического института, получил скромную однокомнатную квартиру – по тем временам это была роскошь. Познакомились мы в кругу Адама Асхадовича Ханаху, как поется в известной песне, «музыка нас связала» - я по роду профессии, а он – по зову души. С тех пор – редчайший случай – у нас не случалось ни единой размолвки, хотя характер у меня, особенно по молодости, был взрывной и спокойно относиться к этому мог только такой философ, как Рашид. И выразить отношение к происходящему не сразу, в момент «взрыва», а позднее, в чрезвычайно тактичной форме, но над формулировкой сказанного можно потом думать достаточно долго и возвращаться к сказанному в похожих ситуациях.

Почти в полувековой период нашей дружбы я постоянно нахожу опору в его спокойствии, невозмутимости. Кажется, что всяческая суета просто недостойна его внимания, а жизнью он управляет сам эпически и неторопливо. Удивительный человек, одинаково органично смотрящийся в ложе Венской оперы и в строительной каске, увлеченно читающий стихи наизусть и обсуждающий дизайн собственной приемной, тщательно готовящийся к лекциям для студентов, выверяющий каждую запятую и «уходящий» в тонкие миры при прослушивании классической музыки.

Единственное, что его может взволновать до потрясения – это красота в любом ее проявлении: природы, произведения искусства, женщины, стихов, и – шире – красота мысли (замысла?). В своей жизни он всегда стремится окружить себя красивым – от интерьера до особого эстетического «духа» в семье, когда каждый из его домочадцев имеет отношение к искусству. Жена Земфира – скрипачка, талантливый педагог, подготовившая уже плеяду скрипачей, которые могли бы составить большой оркестр, дочь Сусанна увлечена музыкой и дизайном и уже имеет признание коллег по цеху, внуки также приобщены к музыке.

Любовь к музыкальному искусству в его крови циркулирует, по-видимому, с рождения. И сегодня он всячески поддерживает эстетическое развитие студентов, справедливо полагая, что без этого не вырастить настоящего интеллигента. Это: Институт искусств, Центр культуры, студенческий театр «Арт-Ритон», движение КВНщиков, ансамбль народного танца «Нарт», дизайнерские студии. Любит настоящее искусство и поэзию. На вечере, посвященном 200-летию М. Ю. Лермонтова, лично читал стихи вместе с внучкой со сцены актового зала, чем не впервые удивил присутствующих. Стихи великих поэтов незаметно «вплетаются» и в его бытовую речь, создается ощущение, что поэзия стала его обыденным языком.

Рашид всегда тяготел к Европейской культуре. Он одинаково комфортно чувствует себя в Германии, Франции, Англии и в азиатском регионе. Уважение к национальной культуре проявляет тогда, когда это приближено к классике.

С восторгом он присутствовал при приеме первой программы «Исламея». Кавказские танцы он предпочитает смотреть в классическом их исполнении, всегда остро протестует против проявлений дурного вкуса. Иногда и в филармонии я получал ряд замечаний и категоричных суждений о том, что хорошо, а что плохо.

Одно из последних его увлечений – современная стильная архитектура. Причем это увлечение реализуется не только на уровне просмотра арт-каталогов и альбомов – он претворяет свои мечты в жизнь, считая, что майкопчане достойны жить в прекрасном городе с оригинальными зданиями. Он – настоящий фанатик строительства, своего рода благоукраситель города, полагающий, что красивые здания будут радовать глаз еще многие десятилетия. Реконструкция здания университета и общежития, строительство корпуса по улице Жуковской, бизнес-инкубатора по Гагарина, новых корпусов гуманитарно-технического колледжа, плавательного бассейна «Акуанда», Дворец спорта рядом с университетом по улице Советской.

Многие мои знакомые задают вопрос: зачем ему понадобилось разворачивать подобного масштаба стройки? Сколько ректоров удовлетворяются историческими постройками, приведя их в порядок при помощи косметических манипуляций. Но в личной беседе он как-то поделился соображениями, что, возможно, позднее эти здания будут выполнять какую-то другую функцию, но украшением города останутся. А ведь «пробить» такую работу непросто – необходимо суметь убедить учредителя в Москве, выиграть ряд конкурсов. Думаю, для Рашида здесь важен сам процесс созидания. Ведь строительство, врачевание, обучение, «делание» искусства – сходные процессы.

Зная Рашида как государственного служащего и как ректора вуза, думаю, что, если бы судьба распорядилась как-то иначе – он был бы дальновидным политиком или успешным разведчиком. Умение просчитывать многоходовые комбинации, хладнокровно обдумывать происходящее и дождаться выгодного момента для наступления – здесь ему нет равных. Сильная личность, обладающая замечательной харизмой, незаурядное упорство, организаторский талант, стоек и принципиален с одной стороны, тактичен и интеллигентен – с другой. По-настоящему «государственный муж» ‑ сдержан, политически дальновиден, умеет отделять зерна от плевел. При всем этом – очень сентиментален и чувствителен, но это – наедине с собой или только с очень близкими ему людьми.

В годы становления Республики Адыгея он стал значимой фигурой в первом ее правительстве, был главой администрации при Президенте А.А. Джаримове. Через него решались многие кадровые вопросы, писались первые указы, формировалось новое правительство. На его счету много добрых начинаний, действующих и сегодня. В правящие круги приведены грамотные и компетентные люди. Я могу судить о том, как функционировало тогда правительство, с точки зрения планирования кадровой ситуации в области культуры. Каждый студент консерватории – выходец из Адыгеи – был на учете, с ним держали постоянную связь и планировали его трудоустройство. Постоянно заключались контракты с зарубежными фирмами по производству музыкальных инструментов: необходимо было укомплектовывать открывающиеся и развивающиеся творческие коллективы – камерный музыкальный театр, симфонический оркестр, оркестр русских народных инструментов. Собственно, в процессе такого «государственного строительства» я впервые и оценил его деловые качества.

С большим трепетом относится к роду Хунаговых. Удивительно трепетное отношение к любым представителям рода. Отслеживает все их успехи, по-отечески относится к зарубежным родственникам. Отцовский дом в ауле Джамбечи, тщательно отремонтировав, предоставил родственникам из-за рубежа. И радостно сообщает «Род Хунаговых прибавляется». В своей семье никогда не довлел, старался разговаривать со всеми членами семьи на равных. Конечно, без поддержки семьи он не смог бы работать с такой самоотдачей, особенно в последние годы – на должности ректора университета. Выдерживать подобное напряжение на работе может лишь только тот, у кого прочный тыл и абсолютная уверенность в его надежности. Так случилось, что сегодня Адыгейский государственный университет – едва ли не самое большое работающее предприятие в республике.

Кто-то сказал: «Миром правят любовь и деньги». Сегодня я бы добавил: «Ревность и зависть» ‑ такова человеческая природа. Однако к Рашиду это практически не относится – он настолько искренне радуется чужому успеху, часто содействует ему, «подыгрывает». Только по-настоящему сильный человек может, как ребенок, радоваться чужому успеху. А это признак самодостаточности и отсутствия комплексов. Причем, зная его достаточно давно, я имел возможность наблюдать его в разных жизненных ситуациях – и довольно тяжелых, как, например, в лихие 90-е годы. Тогда мало кто не оказывался неожиданно «не у дел», вместе с государством крушились прежние идеалы, а вслед за ними – связи, в том числе и дружеские. Рашид проявил большую выдержку и терпение.

Возможно, этого он достиг не сразу. Всегда для меня была удивительна  сдержанность, свойственная некоторым видам спорта. Большим спортом он никогда не занимался, но очень любит поездки, своего рода «культурный туризм». Все время поддерживает себя в прекрасной спортивной форме. Многие жители Майкопа могут видеть его на утренней пробежке по улице Гагарина в районе стадиона весьма рано (он «жаворонок») и в прекрасном расположении духа – такие прогулки его вдохновляют, сияющее лицо выдает прилив сил и рождение новых светлых идей. И это в преддверии достаточно долгого рабочего дня, который часто может окончиться затемно – всем известно, что он «трудоголик».

Я не раз задавался вопросом – он живет, чтобы работать, или работает, чтобы жить? Конечно, приходится признать, что он трудоголик, независимо от того, чем занимается. Думаю, в прежние  времена он мог бы гордиться своим трудным восхождением по социальной лестнице: от работы на редукторном заводе, общественной деятельности  в комитете комсомола до сегодняшнего положения – ректора крупнейшего на Юге России вуза, доктора наук, профессора. Думаю, здесь сыграло немаловажную роль старшее поколение семьи Хунаговых – он выходец из учительской семьи, а это дорогого стоит и много значит.

Ему всегда были интересны люди, и в научной своей деятельности он увлечен социологией, о ней может говорить долго и интересно, думаю, что и в поездках он изучает, в первую очередь, то, как живут люди в разных регионах планеты. А особенно его увлекают неординарные личности: так завязалось общение с художником Михаилом Шемякиным, мэром города Белореченска Иваном Имгрунтом, Зауром Тутовым, Волковым Юрием. Трепетно относится к каждому политическому и культурному событию в республике, поддерживает талантливую молодежь. Если он чем-то занимается, то основательно. Для меня – человека, связанного с наукой весьма опосредованно, показателем его уровня является дружба с Юрием Андреевичем Ждановым – большим ученым, бывшим ректором Ростовского госуниверситета, основателем Северо-Кавказского научного центра. Несколько раз он был в Майкопе. При каждом посещении Ростова-на-Дону Рашид старался повидаться с ним. В организации научного дела в АГУ он явно стремился к подражанию лучшим моделям, предложенным Учителем, и ныне в университете действуют диссертационные советы, ряд научных журналов ВАК, где возможна публикация результатов исследований диссертаций, а условия, созданные в научной библиотеке, сравнимы с теми, которые предлагают ведущие вузы страны. Библиотека – предмет особой гордости ректора, важных научных коллег принимают именно там.

Любовь к людям проявляется еще и в глубоком уважении национальных и религиозных чувств людей, мне кажется, как все духовное, все, находящееся в «поле культуры». Не раз он восторженно высказывался о духовной музыке, особенно Европейской традиции (с включением в партитуру органа). В Священных писаниях заключена глубочайшая мысль, красота Слова, облаченная в прекрасную поэтическую форму, не могла не привлечь Рашида. Потому прекрасно уживаются в единой семье студентов и мусульманки в хиджабах, и девушки – православные регенты, углубленно изучающие русскую духовную музыку, иностранцы разной расовой и национальной принадлежности, увлеченно осваивающие русский язык.

Такая открытость для всего нового, позитивного обезоруживает его неприятелей, ведь основной принцип его работы – «делай что должно», причем на высочайшем профессиональном уровне, главный принцип, неоднократно озвученный – «исключить стратегические и тактические ошибки», и то, как ему это удается, подтверждают, что его кропотливое изучение Человека как научного феномена проходит успешно.

Мы – антиподы, мой эмоциональный взрывной характер – противоположность философской уравновешенности Рашида, однако, думаю, в дружбе с ним я нахожу нечто большее: уверенность в незыблемости ценности человеческого общения, определенных нравственно-этических идеалов, самоценности культуры и искусства. Мнение Рашида для меня – своего рода лакмусовая бумага, многие свои шаги я сверял и с его «жизненными часами». Нас объединяет духовная близость, общее увлечение классической музыкой, которая для меня и есть индикатор духовности, то, что может сблизить с человеком и цементировать дружеские отношения. 

www.adygnet.ru

2-31-89 реквизиты Издательства, редакции газет, журналов

Полное наименование:

Учреждение редакции литературно-художественного журнала "Литературная Адыгея"

Работа/услуги:

Издание журналов и периодических публикаций

Юридический  адрес:

385000, республика Адыгея, Майкоп, улица Советская, д. 217

ИНН:

0105018407

КПП:

010501001

Расчетный счет:

********************

Телефоны:

2-31-89 

Отрасли:

Издательства, редакции газет, журналов   

Издательства, редакции газет, журналов   

Карта:

Редактирование страницы ЖУРНАЛ "ЛИТЕРАТУРНАЯ АДЫГЕЯ"

Заказчики по 44 ФЗ Республика Адыгея

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ "АДЫГЕЙСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫЙ ДИСПАНСЕР" ( Республиканский бюджет Республики Адыгея)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДОМ - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ " ( )

Управление Судебного департамента в Республике Адыгея ( Федеральный бюджет)

ymaikop.kemerovo-top.ru

ЖУРНАЛ "ЛИТЕРАТУРНАЯ АДЫГЕЯ", 2-31-89

  • Россия стала лидером по числу барьеров в торговле с Евросоюзом
  • Как власти планируют ускорить рост инвестиций
  • Минэкономразвития обновило прогноз после санкций США и поручений Путина
  • Орешкин анонсировал заимствования на $500 млн для нового фонда развития
  • Неравные шансы: как эксперты оценили вероятность дожить до пенсии
  • Goldman Sachs резко повысил шансы сборной России на победу в ЧМ
  • Какие меры предложили Медведеву для сохранения пенсионеров на работе
УЧРЕЖДЕНИЕ РЕДАКЦИИ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЖУРНАЛА "ЛИТЕРАТУРНАЯ АДЫГЕЯ"
Регион Адыгея, республика, Майкоп
Адрес 385000, г. МАЙКОП, ул. СОВЕТСКАЯ, д. 217
Телефон 2-31-89
2-31-89

Виды деятельности ЖУРНАЛ «ЛИТЕРАТУРНАЯ АДЫГЕЯ»

Виды деятельности ЖУРНАЛ "ЛИТЕРАТУРНАЯ АДЫГЕЯ"

Юридическая информация

Организационно-правовая форма Частные учреждения
Форма собственности Смешанная российская собственность с долей собственности субъектов Российской Федерации
ОГРН 1020100710300
ИНН 0105018407
ОКПО 53003783
Дата регистрации 27 декабря 2002 года
Регистрирующий орган Межрайонная Инспекция МНС РФ №1 по республики АДЫГЕЯ
Юридическая информация и реквизиты

Другие компании

АДЫГЕЙСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК"

УЧРЕЖДЕНИЕ РЕДАКЦИИ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЖУРНАЛА "ДРУЖБА"

УЧРЕЖДЕНИЕ РЕДАКЦИИ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЖУРНАЛА "ЛИТЕРАТУРНАЯ АДЫГЕЯ"

Госзакупки и аукционы

ПОСТАВКА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ДЛЯ НУЖД ГБУ РА "МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ "МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ "

Российская Федерация, 385000, Адыгея Респ, Майкоп г, УЛ КРАСНООКТЯБРЬСКАЯ, 47

ПОСТАВКА ШИН ДЛЯ ТРОЛЛЕЙБУСОВ НОВЫЕ

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД МАЙКОП"

Российская Федерация, 385013, Адыгея Респ, Майкоп г, УЛ КРАСНООКТЯБРЬСКАЯ, ДОМ 21

ПОСТАВКА МЕДИЦИНСКИХ ПЕРЧАТОК ДЛЯ НУЖД ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ "МАЙКОПСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ "МАЙКОПСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ"

Российская Федерация, 385012, Адыгея Респ, Майкоп г, ПЕР ПРОФСОЮЗНЫЙ, 5

ПОСТАВКА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОВ (ПЕРЧАТКИ ЛАТЕКСНЫЕ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ "АДЫГЕЙСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР"

Российская Федерация, 385003, Адыгея Респ, Майкоп г, УЛ ПОДЛЕСНАЯ, 23/А

ПОСТАВКА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОВ (ПЕРЧАТКИ ЛАТЕКСНЫЕ)

КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Российская Федерация, 385016, Адыгея Респ, Майкоп г, УЛ СОВЕТСКАЯ, 176

ПОСТАВКА АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Российская Федерация, 385016, Адыгея Респ, Майкоп г, УЛ СОВЕТСКАЯ, 176

"ЦРТ-24", ООО →

rusecorp.com

О грустном: литературные итоги 2016-го года.

Previous Entry Share Next EntryО грустном: литературные итоги 2016-го года.окно, кот, мрак, лунаankudinovkirillDecember 30th, 2016

Пора подводить итоги года.И если в политике "счёт игры не подведён" (и "скорее плох, чем хорош") - но о политике говорить не в канун Нового Года - то в литературе уходящего года - безнадёга, во всех сегментах - от сугубо патриотического до продвинутейше глобалистского. На одном фланге - нескончаемая байгушевиада, на другом фланге - тихое помешательство ("тихий пикет"), протухший "не зяблик", ну ещё в последние три дня все какую-то Янагихару вспоминают; наверное это тайная ипостась Олега Митяева.Я исправно читал литературные журналы: были неплохие тексты. Я читал книги: были неплохие книги. Но ни одного "литературного события года". "Зимняя дорога" Леонида Юзефовича - это, всё-таки, 2015-й год, а не 2016-й. И книга Кирилла Кобрина о Шерлоке Холмсе, за которой я охочусь - тоже 2015-й год.Проза года такова, что на её фоне романы и повести Игоря Савельева - только добротные (по советским меркам - "Жуховицкий" или "Амлинский"), смотрятся недосягаемым Эверестом. В поэтическом культурстроительстве главная новость такова: гордый ум Д. Кузьмина изнемог в Латвии и стал отвергать авторство в поэзии. Ведущие литэксперты не ведают, что публикуется в их же журналах (в смежных отделах) и всерьёз сравнивают Марию Ватутину с Юрием Кузнецовым: если таковы "сливки", то каково же "молоко"?Литература не ловит современное общество; она растеряла все инструменты, все опции, все методологии для этой операции. В первой половине года были хотя бы политические романы-памфлеты, самым недвумерным из которых оказался отрецензированный мной роман "Коронация зверя" Валерия Бочкова. Во второй половине года - сплошь воспоминания. Сразу три журнала выпустили "спецномера" на тему детства и детской литературы? Когда такое было возможно? Воображаю: в 1843-м году выходят спецномера "Современника", "Москвитянина" и "Библиотеки для чтения" на одну тему. Или в 1909-м году выходят спецвыпуски "Вестника Европы", "Русского богатства", "Весов", "Аполлона" и "Шиповника" на одну тему. Такого не было даже в советской литературе (окромя ленинских юбилеев). Я не склонен считать, что все журналы захвачены марсианами и рептилоидами; разгадка проще, она в присловье - как раз из моего детства - "ни ума, ни фантазии".Наверное в "океане российской литературы" есть что-то живое. Но, опять-таки, нет инструментария, нет методологии, чтобы выявить это живое, так и остающееся "вещью в себе".Плохо и с литсайтами: "Перемены" ушли в индийский астрал, а "Литерратура" с ноября не приходит в себя. Нет очередного номера еврейского "Народакниги" и в этом году мало номеров русско-архивного "Наследия" (четыре, а хочется пять).P.S. от 2 января 2017: "Литерратура" наконец пришла в себя.

ankudinovkirill.livejournal.com

Журнальный зал: Знамя, 2010 №5 - В.К

Кавказский меловой круг?

Вайнах. Литературно-художественный журнал. — 2009, № 2, Грозный.

Литературная Адыгея. Литературно-художественный и общественно-политический журнал. — 2009. № 2, Майкоп.

Горцы. Кавказская литературно-художественная газета. — 2009, май, № 4, Махачкала.

Весна 1944 года. Фронт уходит все дальше на запад. Седовласый полковник после жестокого боя благодарит смуглого майора с тугим жгутом на бедре и обещает представить всех отличившихся бойцов и командиров к наградам: “Я помню “Дикую дивизию”… Вы всегда доблестными воинами слыли”. Его перебивает офицер в погонах чекиста и объявляет героически сражавшихся горцев врагами народа. От него же они узнают, что “…всех наших выслали с Родины”. Майор, услышав такое, развязывает и отбрасывает в сторону жгут, и алая кровь ручьем хлещет на белый снег…

Передо мной номер журнала “Вайнах”, приуроченный к 65-й годовщине трагических событий в Чечено-Ингушетии. Открывает его эссе “Реквием по эшелонам скорби” ингушского писателя Вахи Хамхоева, подробно рассказывающее, как происходило выселение с родной земли народов, объявленных пособниками фашистов. Вначале автор ведет нас в Кремль, где одиннадцать первых лиц государства заслушали и один за другим подписали документ “великой важности”. Потом мы окажемся в горном ауле — в момент, когда, отведя на сборы двадцать минут, чекисты примутся выселять из домов и загонять в “студебеккеры” женщин, детей, больных и стариков… Вместе со спецпереселенцами под жестоким конвоем поедем в вагонах-телятниках в Среднюю Азию и через несколько недель пути окажемся за колючей проволокой в лагерях заключенных… Побываем и в действующей армии, где встретим седого полковника, раненного в бедро майора и офицера-особиста.

В разделе “История” помещена также статья Мусы Теболтова “Документальная правда о выселении чеченцев в 1944 году”. В разделе “Память” напечатаны заметки этнографа и социолога Залпы Берсановой “Невысказанная боль”, поэта Увайса Лорсанукаева “Мелодия вселяла в нас надежду” и юной грозненской школьницы Мадины Алихаджиевой “Незаживающая рана”, построенные на воспоминаниях очевидцев выселения, жизни в казахстанской степи и трудного (если не сказать — трагического) возвращения в родные края. Авторы благодарно отзываются о знаменитой повести Анатолия Приставкина “Ночевала тучка золотая…”, о песне Владимира Высоцкого “Я с детства помню детский дом в ауле…”, о помощи, которую в поиске родных оказывал им Игорь Кваша.

Залпа Берсанова припоминает и нападки на А. Приставкина в различных изданиях, защищавших сталинско-бериевский миф о преступлениях, якобы совершенных в годы войны чеченцами, ингушами, карачаевцами, балкарцами и другими репрессированными народами: массовом предательстве и дезертирстве, бандитизме, организации вооруженных восстаний в тылу Красной армии и помощи немецким диверсантам… “К сожалению, — отмечает она, — и сейчас находятся люди, которые пытаются найти оправдание политике геноцида в отношении чеченского народа”.

Трудно забыть поругание твоих предков. Раны от потерь близких и издевательств над ними не заживают и не затягиваются. В том, что сталинские репрессии невозможно оправдать ничем, даже обнаруживающимися иногда фактами чьего-то сотрудничества с оккупантами (чаще всего, замечу, коллаборационистами становились отнюдь не кавказцы), авторы “Вайнаха”, бесспорно, правы. Возвращаться и возвращаться к трагедии все еще приходится. “Читайте! — говорит нам Ваха Хамхоев. — Помните! И делайте все, чтобы никогда, нигде, ни с кем не повторилось подобное!”

Раздумьями о горцах, “…не имевших иных богатств, кроме своей чести”, не знавших деления “на своих и чужих”, об их благородстве, свободолюбии и гостеприимстве наполнена многоплановая повесть чеченского писателя Мусы Бексултанова “Далекие берега реки жизни”. Действие ее, начинаясь в Казахстане, переносится в Чечню наших дней. Не избегая жестоких сцен, автор стремится остановить круговорот насилия, который, становясь нескончаемым, способен принести на Северный Кавказ только дополнительные несчастья.

Завершают повесть такие слова: “Неужели все это сгинет бесследно?.. Меня гложет какая-то тоска непонятная об уходящем поколении, об этих людях, отце… Словно я остался один… Словно с их уходом рушится целый мир…”.

Культура народа, как известно, формируется тысячелетиями. Сохранение народных традиций, языка, национальных обычаев для авторов “Вайнаха”, как я понял, гораздо важнее возведения новых государственных границ и дополнительных КПП и таможен. Ибо возрождение, сохранение и приумножение культурных богатств населяющих Северный Кавказ народов при одновременном воспитании людей в духе уважения к культуре соседей — единственная дорога к миру и созиданию.

Каждый народ, каким бы малым он ни был, интересен прежде всего своей самобытностью, неповторимостью. Но мир непрерывно глобализуется, стремится к культурному единообразию, и задача национального возрождения оказывается чрезвычайно сложной и трудновыполнимой.

В статье Газия Чемсо “Знать и сохранять родной язык” (“Литературная Адыгея”) проанализировано современное состояние устной и письменной адыгской речи и оценено национальное самосознание ее носителей — адыгейцев, черкесов и кабардинцев, проживающих как в национальных автономиях на территории Российской Федерации, так и в арабских странах, Израиле, Западной Европе, Америке.

Адыги Европы и США “…несмотря на то, что практически все они прибыли из Турции и Ближнего Востока, знакомясь с новыми людьми, представляются выходцами с Кавказа”, но при этом “…зная адыгский, общаются с друзьями, членами семьи, со своими детьми преимущественно на турецком, арабском и других языках… У репатриантов, проживающих в российских кавказских республиках, телевизионные антенны настроены на арабский Восток или Турцию. Многие не знают графика выхода в эфир Майкопа или Нальчика и не спешат восстановить свои коренные адыгские фамилии”.

Адыгская речь все реже и реже звучит теперь не только на улицах Майкопа, Нальчика и Черкесска, но и в сельской местности. Происходит это потому, что кавказское село, как и всякое другое в мире, переселяется в город.

“Если, — пишет далее Газий Чемсо, — погибнет родной адыгский язык на Кавказе, то не останется никакой надежды на его сохранение в диаспоре. Сохранится он и будет развиваться на Кавказе — это будет оказывать сильнейшее воздействие на всех представителей народа, где бы и при каких условиях они ни жили”.

Тридцать восемь народов перечислены в титуле газеты “Горцы”. Размещены они без какой-либо закономерности — не по алфавиту и не по возрастанию или уменьшению численности. Но совершенно очевидно, что каждому из них требуются внимание и помощь.

В статье “Родной язык — основа духовной культуры” историк Абдулкадыр Алиев рассказывает о преподавании родных языков в школах Дагестана и настаивает, что “…сами родители должны говорить на своем родном языке, иначе дети никогда не будут говорить на нем и не смогут научиться этому”.

Он же в заметке “Обратная связь” на последней странице говорит, что кавказская литературно-художественная газета “Горцы” “…объединяет множество народов России общей идеей — идеей дружбы и мира”. Очень хотелось бы с этим согласиться и пожелать редакциям всех трех изданий повысить художественный уровень публикаций. Ибо для решения поставленных задач многие из помещенных там текстов непригодны. Вот всего один пример:

Вы способны к сложению

От сатиры до песен.

Любви, миру служению —

Не покрыла вас плесень.

Очевидно, осознавая такую необходимость, журнал “Вайнах” публикует в переводе С. Шабуева новеллу Ги де Мопассана на чеченском языке, газета “Горцы” — главы из романа Владимира Маканина “Асан”, журнал “Литературная Адыгея” — воспоминания о Майкопе начала ХХ века Евгения Шварца.

В. К.

magazines.russ.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта