Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Архитектура в объективе: советские мозаики. Советское монументальное искусство журнал


Синтез монументальных искусств в архитектуре СССР в период 1917 – 1932 годов

 

Проблема синтеза монументальных искусств и архитектуры в советской художественной культуре начинает звучать уже в первый год после победы Октябрьской революции. В 1918 году советской властью в области изобразительного искусства будет издан ряд декретов, главными из которых, должны были стать проект монумента Жертвам пролетарской революции, постановка в Москве пятидесяти памятников выдающимся деятелям и план «монументальной пропаганды» - наиболее амбициозный проект призванный, по словам А. Луначарского, превратить новые революционные памятники в места паломничества советского человека [5]. Именно искусство новое правительство попытается сделать одним из главных средств воздействия на самые широкие слои населения.

Вопросу становления советского монументального искусства первых лет Октября посвящены работы В. Толстого, С. Червонной [2, 6]. В. Хазанова в статье, посвященной вопросам синтеза искусств в архитектуре СССР первых послереволюционных лет отметит, что на искусство после произошедшей социальной и культурной революции ляжет задача превратиться в «активное средство воспитания народа» и пропаганду коммунистической идеологии. По мнению исследователя, одним из основополагающих признаков послереволюционного искусства, являлась попытка поиска «высшей формы синтеза – проникновение всех видов искусства в жизнь», а также «взаимосвязь всех видов искусств» [3, с. 97].

Различные формы и виды искусства в глазах правительства должны были направить стихийную силу населения на реализацию идеи построения социализма в отдельно взятой стране, а за монументальным искусством необходимо было закрепить значение ведущего среди остальных видов и форм агитационного искусства. Другими словами, именно агитационный характер нового искусства и стал тем объединяющим началом, которое способствовало формированию и появлению некоторой стилевой целостности советского искусства первых лет Октября, несмотря на незначительный временной отрезок и большое количество участвовавших в этом процессе видов искусства – живопись, театр, кино и т.д.

Памятники, которые должны были появиться на улицах Москвы и Петрограда согласно ленинскому плану монументальной пропаганды, по своим формальным и образным решениям приближались к стилистике политического плаката и, соответственно, агитационного искусства в целом (вследствие чего, автор статьи предлагает называть их памятниками-призывами и памятниками-лозунгами). Также как и все виды изобразительного искусства, искусство агитационное имеет свои четко сформулированные формально-композиционные принципы: лаконичность, минимализм и ограниченность в использовании художественных средств, доходчивость, четкость, отсутствие излишней повествовательности, идеализация образа героя.

Таким образом, художественное решение памятников возникших в соответствии с планом монументальной пропаганды должно было представлять собой синтез приемов двух искусств: монументального и агитационного.

Если говорить о синтезе монументальных изобразительных искусств и архитектуры, то в первые несколько лет после Октябрьской революции в большей части появлявшихся проектов использовались классические формально-композиционные приемы объединения живописи, скульптуры и архитектуры. Проектировавшиеся Дворцы рабочих и здания крематориев продолжали украшаться классическим набором скульптурных элементов из арсенала прошлых эпох, а фасады самих зданий, зачастую, были спроектированы в соответствии с канонами исторических стилей. Подобная ситуация была связана не только с сильными в России в 1910-е гг позициями неоклассиков, но и с тем, что по замечанию известного исследователя отечественного архитектурного авангарда С. Хан-Магомедова «в самые первые годы Советской власти новый художественный образ искали, используя классические формы. Причем отбирали из них наиболее героические… сосуществовали как бы два ориентировавшихся на освоение наследия направления. Оба они искали в прошлой архитектуре формы и композиционные приемы для создания «героического» архитектурного образа нового здания, но одно из них осваивало классику, а другое как раз принципиально ее отвергало» [4, с. 179-180].

В подобной ситуации - ситуации общего диалога с классикой характер синтеза монументальных искусств и архитектуры придавал проектировавшимся сооружениям несколько изобразительный характер: «аллегорическая или натуралистическая, но всегда по природе своей изобразительная скульптура без труда уживается с «изображающим» архитектурным образом таких сооружений. Здесь нет никаких противоречий. И поэтому композиция строится по тем же законам гармонического соподчинения, которыми пользовались архитекторы XIX - начала XX вв» [3, с. 124].

Образец подобного синтеза трех искусств можно встретить в архитектуре некоторых павильонов Всероссийской сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) в 1923 г. Сооруженные из дерева павильоны («Полеводство», «Лесоводство», «Мелиорация», «Входная арка») по характеру объемно-пространственного решения и наличию элементов ордерной архитектуры, а также общему ритмическому строю входящих в композицию элементов, несомненно, созданы с ориентацией на классический архитектурный язык.

По сравнению с круглой скульптурой живописные панно и контррельефы шли на союз с архитектурой по принципу формально-композиционного контраста (павильоны «Мелиорация», «Полеводство», «Махорка»). В монументальных живописных панно использовали стилистику агитационного плаката – плоскостность, линеарность, локальные заливки большими цветовыми пятнами, упрощенность формы, сведение тональных градаций к двум- трем тонам. Наряду с этим, целенаправленно применялось и нарушение масштабных связей (отношений) между архитектурной композицией и композицией живописной – треугольники фронтонов получали крупные по масштабу элементы живописных панно и контррельефов, что приводило к нарушению классической тектонической логики, а возникший конфликт дополнялся асимметричными построениями общей формальной схемы. Подобные приемы оказались привлекательны для посетителей выставки, что и является главной целью и задачей агитационного искусства.

Вдохновленные новой социальной эпохой, принесшей с собой новые демократические отношения и новую эстетику, основанную на утилитаризме, простоте и целесообразности создаваемых вещей как отражении коммунистической идеологии, конструктивисты предлагают в качестве основных средств художественного выражения использовать тектонику, конструкцию и фактуру. Согласно программе главного теоретика производственного конструктивизма А. Гана предполагалось, что с помощью этих категорий и должны были найти свое воплощение коммунистические материальные ценности. Для архитекторов же примат функции над формой станет поводом и для полемики с представителями исторических стилей, и для отказа от всякого живописного и скульптурного декора.

Беспредельная вера представителей новой архитектуры в самоценность «собственно архитектурных средств» (объемно-пространственного решения здания и его конструкции) привели к тому, что для изобразительного искусства на фасадах сооружений уже просто не было места.[1].Действительно, если посмотреть конкурсные проекты, с которыми дебютировали основоположники конструктивизма, то придется отметить, что архитекторы не торопились идти на контакт с представителями станковой или монументальной живописи и скульптуры, поскольку «рождавшаяся новая архитектура опиралась на изобразительные искусства не так буквально. Она использовала опыт интенсивного экспериментирования с отвлеченной живописной, графической, объемной и пространственно-конструктивной формой. Сторонники новаторских течений стремились найти собственно архитектурные средства выразительности и не хотели перекладывать задачи созданий художественного образа архитектурного сооружения на другие виды искусства» [4, с. 366].

Последнее обстоятельство связано с изменившимися представлениями на характер и задачи самой живописи – перестать создавать «искусство для искусства» и начать формировать полезную для человека жизненную среду. Один из основоположников и лидеров конструктивизма А. Веснин писал: «Вещи создаваемые современным художником, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности, построенные по принципу прямой и геометрически кривой и по принципу экономии средств при максимуме их действия» [4, с. 356].

Впрочем, по мнению С. Хан-Магомедова, утверждать однозначно, что синтеза искусств в конструктивизме не было – не совсем верно. Ранний конструктивизм органично вберет в себя и пойдет на союз с последними техническими достижениями XX века (громкоговорители, антенны, световые табло, прожекторы, а также с различного рода советской символикой, лозунгами и т.д.), которые архитектурой предыдущего времени использованы быть не могли, но зато гармонично вошли в формальную систему конструктивизма, став не менее значимыми художественными элементами в образном решении здания, чем сама архитектура.

На смену традиционным фигуративным изображениям и ордерным формам на фасады новых зданий приходят надписи, лозунги, плакаты со своей характерной революционной символикой цвета. В качестве примера могут быть приведены проекты павильонов СССР для международной выставки в Париже прошедшей в 1925 г. - призерами которой стали К. Мельников, Н. Ладовский, М. Гинзбург. Не задерживаясь на формально-стилистическом анализе их решений, отметим, что роль буквы и слова в художественном строе здания стала исключительно высокой – появившиеся на стенах слова не только сообщают всю необходимую смысловую информацию (как некогда фигуры рабочего или колхозника), но и подчеркивают ритмический строй и архитектонику проектировавшихся сооружений, взяв на себя роль архитектурного декора.

Таким образом, синтез монументальных искусств и архитектуры в первые несколько лет после октябрьских событий может быть представлен как процесс постепенного освобождения архитектуры от традиционных фигуративных композиций монументальных живописи и скульптуры и превращение последних в различные формы искусства агитационного, что было связано и с появлением в стране нового архитектурного стиля, и с общим политическим заказом со стороны советского правительства. 

 

7universum.com

Мозаика в архитектуре: советское наследие в городах Украины

Дата: 16.05.2017 , Обновлено: 02.11.2017

Украинский фотограф Евгений Никифоров уже четыре года занимается документацией советского наследия – монументальных мозаик в городах Украины. Одним из главных результатов его фотопроекта стала книга Decommunized: Ukrainian Soviet Mosaics, которая на днях поступит в продажу. С чего началось такое увлечение и почему советская тематика стремительно поглощает визуальное медиапространство, рассказывает он сам. 

Задумка

Примерно с конца 2013 года я начал фиксировать изменения в публичных пространствах городов Украины. Я пытался следить, как меняется отношение общественности к истории, запечатленной в монументальном искусстве. С одной стороны, это фиксация объектов, созданных в не слишком далеком прошлом – в 1960–1980-х годы, с другой – это свидетельство взаимодействия людей моего времени с этими объектами. 

Днепр.

Днепр.

Кроме того, мозаики – это один из способов углубиться в историю населенного пункта, его визуального кода. Мозаичные панно чаще всего представляют собой сюжеты из разнообразных сфер жизни, рассказывают о профессиях и изображают “типичного гражданина”, которого интересно изучать. В каком-то смысле мозаики, безусловно, были инструментом визуальной пропаганды, но не всегда идеологической. В основном мозаики рассказывают о мире во всем мире, спорте, труде, космосе, стремлении к развитию цивилизации, об исторических фактах. 

Лисичанск.

Лисичанск.

Монументальное искусство создавалось самыми интересными художниками своего времени, и в процессе моего исследования у меня была возможность познакомиться с искусством 1960–1970-х годов. В этот период многие художники, не признававшие канонов соцреализма, искали в монументальных мозаиках творческую отдушину. 

Киев.

Киев.

Идеологический и эстетический контроль в этой сфере был не так строг, можно было позволить себе эксперименты, воплотить невозможные в живописи формальные идеи или даже мировоззренческие концепции (как у Валерия Ламаха, например). Поэтому сегодня на советские мозаичные панно можно смотреть и как на публичное современное искусство, которое в СССР развивалось в основном в культурном подполье. 

Процесс

В конце 2013 года я получил предложение сделать фотографии для книги “Искусство украинских шестидесятников” от киевского издательства “Основы”. Моей задачей была фиксация наиболее интересных монументальных панно 1960-х годов, которые сохранились в Киеве. 

Днепр.

Днепр.

После окончания работы над книгой я продолжил делать подборку мозаичных панно Киева и других регионов Украины, которые удавалось найти в свободное время. Таким образом архив разрастался, а вскоре от киевского издательства “Основы” последовало предложение расширить архив изображений и создать книгу на основе собранных материалов (книгу Decommunized: Ukrainian Soviet Mosaics. – Прим. ред.).

Село Резервное.

Село Резервное.

В процессе подготовки к съемкам я пересматривал материалы о монументальном искусстве, созданные за последние годы, и оказалось, что существует всего несколько региональных исследований и достаточно небольшое количество фотографий монументального искусства в приличном качестве. 

Харьков.

Харьков.

Все стоящие исследования проводились слишком давно и не отражали текущего состояния работ. Меня заинтересовали существенно измененные архитектурные ансамбли, утопающие в рекламе и “евроремонте”. Мне стало интересно сопоставлять фотографии, которые я находил в периодике по архитектуре 1960–1970-х годов, и современное состояние строений и монументального искусства. 

Херсон.

Херсон.

Основной проблемой в поиске сохранившихся монументальных работ было отсутствие единого архива монументальных панно, реестра заказов, которые проходили через так называемые художественные фонды. Всю информацию мне приходилось искать практически с нуля. Часто попадались архивные изображения, которые точно были сделаны в Украине, но без подписей города, улицы, сооружения. Так, мне нужно было сопоставить изображение с городами. Я постоянно комбинировал ресурсы для поиска сохранившихся работ и единой формулы до сих пор не нашел. 

Кременчуг.

Кременчуг.

Одной из проблем также является отдаленность объектов и городов, расстояния, которые приходилось покрывать для поиска мозаик. Некоторые впечатляющие работы создавались в богатых, но очень отдаленных колхозах. И довольно часто дороги к этим колхозам фактически не существует. Многие мозаики находятся на закрытых объектах: в частной собственности, на заводах, атомных станциях. Много времени уходило на получение разрешений на съемку. Но на сегодня не существует таких работ, которые снять не удалось. Часть работ находится на неподконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей, и это следующий этап проекта – хотелось бы в спокойной обстановке отснять мозаики Донбасса. 

Житомир.

Житомир.

Популярность советской тематики

На мой взгляд, чем больше советская архитектура обрастает новыми (и нередко случайными) наслоениями, тем более очевидна ее ценность и красота. В Украине, увы, очень мало хороших примеров современной архитектуры, которая удачно вписывалась бы в существующий облик городов. 

Киев.

Киев.

Глядя на возведенные в последние годы аляповатые здания, больше понимаешь и ценишь минималистичность и продуманность лучших образцов советского модернизма. Такие знаковые здания Киева, как, например, гостиница “Салют” или Институт информации (известный как “тарелка”), действительно “делают” место и выглядят в разы современней всего того, что выстроили вокруг них в последующие годы.

Луцк.

Луцк.

И это очевидно не только знатокам архитектуры, но и простым горожанам, которые живут в этой среде: никто не любит киоски и рекламные баннеры, всем по душе чистота и простор. К тому же советские здания – это не ископаемые из прошлого, они все еще выглядят очень актуально, многие идеи современной мировой архитектуры и дизайна берут начало как раз в 1960–1970-х годах. В моде и поп-культуре сейчас бум на эстетику 90-х. В архитектуре это был очевидный период упадка, так что тут не на что опереться. 

Кривой Рог.

Кривой Рог.

Фактически 1960–1970-е годы – на сегодня последний период на постсоветском пространстве, который предложил цельный “большой стиль” в архитектуре. Мозаики – это уже музейные экспонаты в теле города, на которые интересно смотреть, потому что они уникальны. Несмотря на то что технически такие панно можно создавать и сегодня (технология известна, мастера есть, материалы тоже), повторить размах советских монументалистов сегодня невозможно.

Воловец.

Воловец.

Советская мозаика как форма искусства была поддержкой монументальной пропаганды, и эпичность художественного размаха монументалистов соответствовала масштабу идей, которые нужно было вложить в головы самого широкого зрителя. Политическая пропаганда в новой форме, наверное, никуда из нашей жизни не делась, но освоила новые инструменты и, к счастью, оставила искусство в покое.

www.admagazine.ru

Book: Монументальное искусство

А. М. БеленицкийМонументальное искусство ПенджикентаВ этой книге читатель почерпнет представление об уникальном комплексе среднеазиатского искусства - городище Пенджикент V-VI вв. Великолепным фресковым циклам и оригинальной деревоскульптуре этого… — Искусство, (формат: 60x90/8, 68 стр.) Памятники древнего искусства Подробнее...1973700бумажная книгаСреда. Художник. Время. Монументальное искусство в координатах 2-й половины XX века. Сборник статей по материалам Международной научной конференции. Москва, 23-24 сентября 2015 годаВ сборник вошли статьи участников Международной научной конференции "Среда. Художник. Время. Монументальное искусство в координатах 2-й половины XX века" . Исследования авторов имеют… — БуксМарт, (формат: 60x90, 176 стр.) Подробнее...2016617бумажная книгаСреда. Художник. Время. Монументальное искусство в координатах 2-й половины XX века. Сборник статейВ сборник вошли статьи участников Международной научной конференции "Среда. Художник. Время. Монументальное искусство в координатах 2-й половины XX века" . Исследования авторов имеют… — БуксМАрт, (формат: 60x90, 176 стр.) Подробнее...2016805бумажная книгаАникина Н., Епишин А. (ред.)Среда. Художник. Время. Монументальное искусство в координатах 2-й половины XX века. Материалы Международной научной конференции (23-24 сентября 2015 года)В сборник вошли статьи участников Международной научной конференции "Среда. Художник. Время. Монументальное искусство в координатах 2-й половины XX века" . Исследования авторов имеют… — БуксМАрт, (формат: Мягкая бумажная, 176 стр.) Подробнее...2016578бумажная книгаСреда. Художник. Время. Монументальное искусство в координатах 2-й половины XX века. Сборник статейВ сборник вошли статьи участников Международной научной конференции "Среда. Художник. Время. Монументальное искусство в координатах 2-й половины XX века" . Исследования авторов имеют… — БуксМАрт, (формат: Мягкая бумажная, 176 стр.) - Подробнее...2016986бумажная книгаН. И. Аникина, А. С. ЕпишинСреда. Художник. Время. Монументальное искусство в координатах 2-й половины XX века. Сборник статейВ сборник вошли статьи участников Международной научной конференции `Среда. Художник. Время. Монументальное искусство в координатах 2-й половины XX века`. Исследования авторов имеют междисциплинарный… — БуксМарт, (формат: Мягкая бумажная, 176 стр.) Подробнее...2016835бумажная книгаВ. В. АлекссеваЧто такое искусство? Выпуск 2. Монументальное искусство. Плакат, гравюра, книгаО том, как украшают город скульптор и живописец. И еще о том, как можно подарить один рисунок тысяче людей. Книга "Что такое искусство?" ставит своей целью - помочь семье и школе в эстетическом… — Советский художник, (формат: 60x90/8, 335 стр.) Подробнее...1979200бумажная книгаВ. В. АлексееваЧто такое искусство? Выпуск 2. Монументальное искусство, плакат, гравюра, книгаИздание "Что такое искусство?" ставит своей целью - помочь семье и школе в эстетическом воспитании детей, привить детям любовь к искусству и способствовать развитиюхудожественного вкуса. Альбом… — Советский художник, (формат: 60x90/8, 336 стр.) Что такое искусство? Подробнее...1979320бумажная книгаА. К. АнтоноваН. М. Чернышев. Живопись. Графика. Монументальное искусствоНиколай Михайлович Чернышев (1885-1974) - живописец, монументалист, педагог. Призвание художника он видел в том, чтобы открывать в окружающей действительности красоту исилой искусства делать ее… — Художник РСФСР, (формат: 60x90/8, 112 стр.) Подробнее...1983490бумажная книгаГавриил Ващенко. Живопись. Монументальное искусствоЕсть художники, чье творчество прочно и неразрывно связано с родной землей: в соприкосновении с ней они, подобно Антею, черпают новые силы. К таким относится и Гавриил Харитонович Ващенко. Тесное и… — Советский художник, (формат: 60x100/8, 26 стр.) Подробнее...1980280бумажная книгаН. М. Чернышев. Живопись. Графика. Монументальное искусствоНиколай Михайлович Чернышев (1885-1974) - живописец монументалист, педагог. Призвание художника он видел в том чтобы открывать в окружающей действительности красоту и силой искусства делать ее… — Художник РСФСР, (формат: 60x90/8, 112 стр.) Подробнее...1983450бумажная книгаБорис Тальберг. Монументальное искусство. Живопись. ГрафикаИмя московского художника Бориса Тальберга привычно связывается с искусством «шестидесятников». Действительно, образы мастера — одно из наиболее ярких и последовательных выражений развития… — Советский художник, (формат: 60x100/8, 224 стр.) Мастера советского искусства Подробнее...1982710бумажная книгаЮрий Кафенгауз. Живопись. Графика. Эмали. Монументальное искусствоВ альбом вошли работы живописца, графика и монументалиста Юрия Бернгардовича Кафенгауза — Виртуальная галерея, (формат: 70x100/12, 132 стр.) Подробнее...2009589бумажная книгаО. А. ШвидковскийГармония взаимодействия. Архитектура и монументальное искусствоКнига посвящена взаимодействию архитектуры и монументального искусства. Прослеживаются принципы, на которых осуществляется сегодня содружество искусств, даетсяанализ ряда крупных комплексных… — Стройиздат, (формат: 60x90/16, 280 стр.) Подробнее...1984350бумажная книгаД. СарабьяновНиколай Андронов. Живопись. Монументальное искусствоНиколай Иванович Андронов (1929-1998), русский художник, мастер живописи, один из основоположников "сурового стиля" в советском искусстве. Ранние работы художника имелиярко выраженную социальную… — Советский художник, (формат: 60x100/8, 136 стр.) Мастера советского искусства Подробнее...1982630бумажная книга

books.academic.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта