Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Теоретические основы качества продукции, работ, услуг и система управления качеством. Управление качеством продукции статья в журнале


Управление качеством выпускаемой продукции | Статья в журнале «Молодой ученый»



В сегодняшней экономической ситуации становления и развития рыночной экономики улучшение качества продукции является важнейшим направлением интенсивного развития экономики, источником экономического роста, условием повышения эффективности общественного производства. Актуальность проблемы повышается в связи с тем, что научно-экономические достижения, создание новых глобальных рынков, реализация новейших изобретений явились предпосылкой формирования на промышленных предприятиях целостной системы действий по повышению качества и своевременномуприобретениюзнаний, которые становятся одним из основных условий развития и роста конкурентоспособности экономики страны.

Исследованию проблем повышения качества в зарубежной, российской и отечественной экономической науке теоретико-методологическим подходам к уделяется немало внимания. В связи с этим концепция качества имеет серьезную научную основу. Теоретические основы этой категории были заложены в работах У. Шухарта, Э. Деминга, Дж. Джурана, Ф. Кросби, A. Фейгенбаума, К. Исикавы, Г. Тагути, Ф. Котлер и многих других [1, 2,3,4]. В частности, Кросби Ф. определяет качество как «соответствие требованиям», Деминг У. полагает, что «качество какого-либо продукта или услуги может определяться только клиентом».

Среди российских ученых, работы которых привлекают особое внимание, можно выделить публикации В. Г. Версана, М. И. Гельвановского, В. В. Окрепилова, B. Ю. Огвоздина, В. А. Лапидуса, В. А. Качалова, С. Д. Ильенковой, Р. А. Фатхутдинова, Кузьминой М. и других авторов, появившиеся после 2000-го года. [1, 2,3,4].

Так, Фатхутдинов Р. А. считает, что «качество обязано быть нацелено на ублажение требований потребителя, а не изготовителя». [4, с.234]. Кузьмина М. рассматривает качество как совокупность свойств и признаков изделий и процессов, обусловливающих степень их пригодности к использованию по назначению [4, с.234].

Вопросы качества и конкурентоспособности в определенной мере затронуты в научных трудах отечественных ученых: Т. К. Койчуева, М. Б. Балбакова, В. И. Кумскова, Ш. М. Мусакожоева, A. A. Мигранян, А. О. Орозбаевой, А. Балтабаева и других. [1,2,3,4]

В целом можно отметить, что в экономической науке накоплен значительный теоретический и эмпирический материал, отражающий серьезный анализ качества как фактора конкурентоспособности в современных условиях. Однако, несмотря на высокую степень изученности данного вопроса, многие важные аспекты до сих пор остаются недостаточно проработанными и изученными. В частности это касается вопросов, связанных с управление качеством.

Деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена, такая деятельность осуществляется в ходе производства продукции. Процессу производства важна деятельность по обеспечению качества.

Качество представляет собой комплексное понятие по разработке стратегии, эффективности деятельности производства. Качество определяет собой материальную основу удовлетворения потребностей людей. Высокое качество продукции дает возможность обществу своего дальнейшего прогресса. Из формулировки качества продукции следует, что качество можно определить оценить через количественное измерение реальных свойств продукции и соответствующую, то есть тоже количественную, оценку тех потребностей, которым эти свойства должны удовлетворять.

Количественный показатель качества продукции и есть совокупность важнейших свойств продукции потребностям людей. По ГОСТ 15467–79 имеется следующее определение качества продукции «Качество продукции — это совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением».

Поэтому управление качеством продукции, это одна сторон управления производством. Первой особенностью управления качеством продукции — действие по управлению качеством должны осуществляться на всех этапах жизненного цикла продукции. На этапах научных исследований и проектирования уже закладывается качество продукции. На данных этапах определяются главные свойства будущей продукции, определяется характер производственных процессов её изготовления. Мировой опыт управления качеством показал, что обеспечить стабильное качество изделия невозможно, если не добиться стабильности качества исходных материалов.

В управлении качеством продукции необходимо воздействовать на комплексный характер, разработку и реализацию. Только такой подход поможет обеспечить качество выпускаемой продукции, которое обеспечит удовлетворение потребителей [5, c.86].

Управление качеством — это деяния, осуществляемые при создании, эксплуатации либо потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания нужного уровня ее свойства. Повышение качества продукции всегда связано с достижениями в системе управления качеством. Чтобы высокое качество стало действительно приоритетом в деятельности предприятий, необходимо усовершенствовать систему управления с ориентацией на качество.

Значительную роль в повышении качества продукции на сегодня играют международные стандарты ISO серии 9000, которые являются организационно-технической основой систем качества и отражают международный опыт управления качеством продукции на предприятии.

Организация управления работы по качеству продукции действует по определенной схеме. В данной схеме важно определение потребности потребителей и разработка требований к качеству продукции, проверка соответствия необходимым свойствам, устранение отклонений полученного качества. При данном взгляде на качество продукции выявляется наличие единства и органического сочетания прямых и обратных связей во всех действиях людей, связанных с созданием и потреблением продукции.

В вопросе разработке стратегии менеджмента качества продукции главным достижением является комплексный, системный подход к управлению качеством. Сущность системного подхода заключается в последовательных действиях на всех стадиях жизненного цикла изделий.

Рис. 1.Объекты и сферы, на которые распространяются требования качества

Системный подход необходим для управления качеством продукции и вытекает из внешних и внутренних факторах, на обеспечение участия в этом процессе всех элементов сферы производства и эксплуатации или потребления. Управление качеством продукции в комплексе представляет собой систему управления предприятия посредством продукции требуемого уровня качества.

Важнейшим направлением повышения эффективности производства является совершенствование процесса управления продукции на предприятии.

Необходимость улучшения управления качеством продукции в современных условиях обусловлена следующими моментами:

‒ потребности научно-технического прогресса.

‒ изменение потребительских интересов населения.

‒ нехватка или ограниченность природных ресурсов.

‒ повышение значения материального стимулирования в рыночных условиях, когда каждый человек, который лучше работает, может приобрести за свою плату более высококачественный товар.

‒ развитие внешней торговли.

Рассматривая вопросы управления повышения качества, следует учесть и то, что улучшение качества продукции на предприятии требует дополнительных производственных расходов, следовательно, растет себестоимость продукции и, соответственно, ее цена.

Управление повышением качества производимой продукции требует дополнительных затрат труда на изготовление, которые окупаются экономией, связанной с эксплуатацией изделия. Однако, дополнительные расходы полностью возмещаются в высокой цене более качественного товара, что обеспечивает рост уровня рентабельности и объема прибыли. Качество продукции должно максимально удовлетворить потребности потребителей при относительно минимальных затратах на ее достижение. Здесь связать со стратегией качества и стратегией развития предприятия, и сделать на этом упор [1, c.216].

Таким образом, можно констатировать, что важным направлением успешного функционирования предприятия в современных условиях является создание эффективной стратегии управления качеством продукции на предприятии. Внедрение систем управления качеством положительно влияет на деятельность предприятия и предоставляет преимущества, прежде всего, относительно: улучшение принятия управленческих и производственных решений, повышение конкурентоспособности предприятия, рост уровня удовлетворенности их потребителей.

Литература:
  1. Аблатыпов Т. Г. Достижение удовлетворенности потребителей // Методы менеджмента качества. — 2005. № 12.
  2. Богатин Э. В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия-М.: Изд-во стандартов, 1991 -216с.
  3. Борисов Г. В. История экономических учений. Хрестоматия. — М.: Бизнес-Пресса, 2003.-354 с.
  4. Глазунов A. B. Документы системы QS-9000/1 // Стандарты и качество.-М.,1997. -№ 6.
  5. Дей Д. Стратегический маркетинг. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 640 с.

Основные термины (генерируются автоматически): качество продукции, управление качеством, качество, системный подход, улучшение качества продукции, система управления, потребность потребителей, потребление продукции, повышение качества продукции, ISO.

moluch.ru

Журнал "Управление качеством"

Правила предоставления статей для публикации в журнале «Управление качеством» В редакцию журнала предоставляется авторский оригинал статьи (на русском языке) в распечатанном виде (с датой и подписью автора) и в электронной форме (первый отдельный файл на CD-диске/по электронной почте), содержащей текст в формате «Word» (версия 1997–2003).

Весь текст набирается шрифтом Times New Roman Cyr, кеглем 12pt, с полуторным междустрочным интервалом. Отступы в начале абзаца — 0,7 см, абзацы четко обозначены. Поля (в см): слева и сверху — 2, справа и снизу — 1,5. Нумерация — «от центра» с первой страницы. Объем статьи — не более 15–16 тыс. знаков с пробелами (с учетом аннотаций, ключевых слов, примечаний, списков источников). 

Структура текста: 

  1. Сведения об авторе / авторах: имя, отчество, фамилия, должность, место работы, ученое звание, ученая степень, домашний адрес (с индексом), контактные телефоны (раб., дом.), адрес электронной почты, — размещаются перед названием статьи в указанной выше последовательности (с выравниванием по правому краю).
  2. Название статьи
  3. Аннотация статьи (3–10 строк) об актуальности и новизне темы, главных содержательных аспектах, размещается после названия статьи (курсивом).
  4. Ключевые слова по содержанию статьи (8–10 слов), которые размещаются после аннотации.
  5. Основной текст статьи, желательно разбитый на подразделы (с подзаголовками).

Инициалы в тексте набираются через неразрывный пробел с фамилией (одновременное нажатие клавиш «Ctrl» + «Shift» + «пробел». Между инициалами пробелов нет. 

Сокращения типа т.е., т.к. и подобные набираются через неразрывный пробел. 

В тексте используются кавычки «…», если встречаются внутренние и внешние кавычки, то внешними выступают «елочки», внутренними «лапки». 

В тексте используется длинное тире (-), получаемое путем одновременного нажатия клавиш «Ctrl» + «Alt» + «-», а также дефис (-). 

Таблицы, схемы, рисунки и формулы в тексте должны нумероваться; схемы и таблицы должны иметь заголовки, размещенные над схемой или полем таблицы, а каждый рисунок — подрисуночную подпись. 

Список использованной литературы / использованных источников (если в список включены электронные ресурсы) оформляется в соответствии с принятыми стандартами и выносится в конец статьи. Источники даются в порядке упоминания. Отсылки к списку в основном тексте даются в квадратных скобках [номер источника в списке, страница].

Примечания нумеруются арабскими цифрами (с использованием кнопки меню текстового редактора «надстрочный знак» — х2). При оформлении библиографических источников, примечаний и ссылок автоматические «сноски» текстового редактора не используются. «Сноска» дается в подстрочнике на 1 странице в случае указания на продолжение статьи и/или на источник публикации.

Подрисуночные подписи оформляются по схеме: название/номер файла иллюстрации — пояснения к ней (что/кто изображен, где; для изображений обложек книг и их содержимого — библиографическое описание; и т.п.). Номера файлов в списке должны соответствовать названиям/номерам предоставляемых фотоматериалов.

Материалы на английском языке — информация об авторе/авторах, название статьи, аннотация, ключевые слова — в распечатанном виде и в электронной форме (второй отдельный файл на CD / по электронной почте), содержащей текст в формате «Word» (версия 1997–2003).

Иллюстративные материалы — в электронной форме (фотография автора обязательна, иллюстрации) — отдельными файлами в форматах TIFF/JPG разрешением не менее 300 dpi.

Не допускается предоставление иллюстраций, импортированных в «Word», а также их ксерокопий. 

Ко всем изображениям автором предоставляются подрисуночные подписи (включаются в файл с авторским текстом). 

Заполненный в электронной форме Договор авторского заказа (высылается дополнительно)

Рекомендательное письмо научного руководителя — обязательно для публикации статей аспирантов и соискателей.

Авторы статей несут ответственность за содержание статей и за сам факт их публикации. 

Редакция не всегда разделяет мнения авторов и не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных.

Редакция журнала не несет никакой ответственности перед авторами и/или третьими лицами и организациями за возможный ущерб, вызванный публикацией статьи. 

Редакция вправе изъять уже опубликованную статью, если выяснится, что в процессе публикации статьи были нарушены чьи-либо права или общепринятые нормы научной этики. 

О факте изъятия статьи редакция сообщает автору, который представил статью, рецензенту и организации, где работа выполнялась. 

Плата с аспирантов за публикацию рукописей не взимается. 

Статьи и предоставленные CD-диски, другие материалы не возвращаются. 

Статьи, оформленные без учета вышеизложенных Правил, к публикации не принимаются. 

Правила составлены с учетом требований, изложенных в приказе Министерства образования и науки РФ от 25.07.2014 № 793  Статья направляется в электронном виде по адресу, указанному в контактах журнала. В сопроводительном письме автор указывает, что с правилами публикации статей в журнале «Управление качеством» ознакомлен и их принимает. Вместе со статьей высылается заполненный в электронной форме Лицензионный договор (скачать). 

Подписанные автором документы также направляются по адресу: 125040, Москва, а/я 1, редакция журнала «Управление качеством».

panor.ru

Косов Д.А. Управление качеством в организациях и на предприятиях

Косов Дмитрий АлександровичКазанский Государственный Энергетический Университетстудент 2-ого курса

Kosov Dmitry AleksandrovichKazan State Power Engineering University2nd course student

Библиографическая ссылка на статью:Косов Д.А. Управление качеством в организациях и на предприятиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/03/11091 (дата обращения: 07.06.2018).

Понятие «качество» изучалось несколько сотен лет, но единого определения до сих пор не образовалось. Так что же это? Это понятие в настоящее время определяется несколькими подходами: управленческими, социальными, экономическими и другими. Рассматриваемый подход будет управленческий, то есть «Управление качеством».

Несравнимо выросло значение «управление качеством». И не только в плане повышения качества товаров и услуг как таковых, но, прежде всего, в организации всей цепочки их производства и реализации. Если на начальном этапе товарно-денежных отношений взаимоотношения между поставщиками и потребителями были сравнительно просты и незатейливы и ограничивались, как правило, схемой «товар-деньги» или «товар-товар», то с развитием общества и усложнением всех социальных институтов, повышались и требования к качеству товаров и услуг [1]. Повысились требования, усилилась конкуренция, как внутренняя, так и внешняя, упростилась логистика. Все эти факторы повлияли как на улучшение непосредственно самого товара, так и на качество предоставляемых по всей цепочке услуг. Усложнение экономических связей, элементы свободного рынка и жесткая конкуренция привели к созданию целой системы, регулирующей как товарно-денежные отношения, так и вопросы качества и соответствия товаров нормам. Немаловажной частью этой системы становится управление качеством [2].

В последнем варианте международного стандарта «ISO 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» [3], дано определение слово «качество». Данный термин характеризуется как степень, в которой ряд характеристик соответствует нормам и требованиям.

Что же такое требования? Требование – ожидание или потребность, установленное и являющейся обязательным.

Характеристика – отличительное свойство. Она может быть присвоенной или собственной, количественной или качественной. Присвоенные характеристики продукции не являются характеристиками качества этой продукции (например, цена продукции).

Продукция – это результат какого-то процесса, деятельности. Этот процесс должен удовлетворять всем требованиям для использования того или иного продукта. Различают общие четыре категории продукции: технические средства, программные средства, перерабатываемые материалы, услуги. Так как производимая продукция должна удовлетворять определенным требованиям, вводится понятие «Показатели качества продукции» – характеристика выводимого товара и его свойства, входящих в ее качество, применяется к определенным принципам ее создания, последующего потребления и ее эксплуатации. Чтобы эти требования соблюдались, нужны определенное воздействие и меры, предотвращающие отрицательный результат. Необходимо соблюдение следующих принципов: всеобщее участие работников в управлении качеством, введение регулярных внутренних проверок на предприятие для работоспособности системы качества, постоянное обучение кадров и расширенное внедрение новых методов контроля персонала. Например статические методы.

На предприятиях и в организации должна существовать система, которая будет отвечать за выполнение всех норм и следить за качеством продукции выводимой данной организацией или предприятием, такая система называется СМК – Система менеджмента качества. СМК – это часть системы менеджмента в организации, направленная на достижение результатов в соответствии качества продукции, чтобы удовлетворять потребностям, ожиданиям и требованиям заказчика или потребителя. Аудит СМК – проводится с целью определения степени выполнения требований к СМК. Выводы проверки используются для оценки эффективности СМК и определения их методик и возможностей для их улучшения.

Для более глубокого понимания решаемых задач, сущности и функций систем менеджмента качеством обратимся к истории их формирования и развития, которая имеет глубокое начало. К настоящему моменту, по мнению М.Н. Юденко и В.В. Бузырева, можно выделить пять основных этапов формирования используемую на данный момент системы менеджмента качеством [4, С.55].

1-й этап развития (20-е г.). Система Тейлора дала великолепный механизм управления качеством каждого изделия, однако данная система никак не влияла на качество самой продукции, а только помогала различать бракованную продукцию от не бракованной.

2-ой этап развития Системы менеджмента качества(30—40-е г.). СМК получила статистические методы контроля качества. Американский ученый доктор Уолтер Шухарт предложил заменить допусковый подход к контролю и управлению качеством продукции методикой, направленной на обеспечение стабильности технологических процессов и на уменьшение их вариантов. Шухарт предложил так называемые «контрольные карты». Это «инструмент» для контроля качества процессов.

На 3-ем этапе (50—80-е г.) появились системы контроля качества. На этом этапе начинается воссоединение методов обеспечения качества с представлениями о менеджменте. Фейгенбаум — создатель общего контроля качества, который предложил идею общего подхода к качеству, является автором известной смысла «Всеобщее управление качеством» (Total Quality Management). Ишикав К. предложил некоторые принципы для улучшения качества продукции: общее участие работников в управлении качеством, введение регулярных проверок внутри предприятия для функционирования системы качества, постоянное обучение персонала и расширенное внедрение статистических методов контроля. Тагути развил идеи математической статистики, относящиеся к статистическим методам контроля качества. В книге Ф. Кросби «Качество — бесплатно» доказывает, что повышение качества не требует больших затрат, так как повышение качества одновременно повышает и производительность. Джуран Д. — разработчик знаменитой «спирали качества». Джуран обосновал переход от контроля качества к его управлению. Эти ученые оказали огромное влияние на экономику многих стран и способствовали переходу к эпохе TQM.

В 80-е г. (4-й этап) под воздействием японского опыта в мировой практике стал формироваться новый подход, получивший название «Общее управление качеством» (TQM).

Конец 80-х гг. стал ярким при появление новой методики обеспечения качества продукции, в обновленных версиях, использующейся и в настоящее время.

Эти системы, которые существуют на принципах Total Quality Management, создаются в соответствии со стандартами серии ISO 9000. Серия ISO 9000 представляет собой пакет стандартов, принятых международной организацией по стандартизации и включает в себя 3 основных стандарта:

ISO 9000 — Системы менеджмента качества — основные принципы и понятия;

ISO 9001 — Системы менеджмента качества — требования к качеству;

ISO 9004 — Системы менеджмента качества — рекомендации по улучшению деятельности.

Цель СМК: достижение долгосрочного успеха, путем максимального удовлетворения владельцев и потребителя.

В качестве задач перед CМК стоят: постоянное улучшение качества продукции и снижение затрат на обеспечение качества посредством использования цикла цикла Деминга. Цикл Деминга состоит из: планирования, действия, контроля, корректировки.

Современная СМК в соответствии со стандартом ISO 9000 основана на восьми принципах менеджмента качества:

1) Ориентация на потребителя

2) Лидерство руководителя

3) Вовлечение персонала

4) Процессный подход

5) Системный подход к менеджменту

6) Постоянное улучшение

7) Принятие решений, основанных на фактах

8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками

В своих публикациях К.Л. Разумов-Раздолов и А. Крепп приводят несколько факторов, влияющих на результативность и эффективность Системы менеджмента качества, и подходящих именно для российского рынка производителей товаров и услуг [5]:

1.      На многих российских предприятиях, организациях существует теория, что качество продукции поддерживается и обеспечивается исключительно отделом технического контроля на заключительной стадии производства. Это полностью противоречит стандартам ISO серии 9000, суть которой в том, что качество создается на всех стадиях жизненного цикла продукции: при проектирование, планирование, подготовке производства, закупках, создания, продаже и.т.д.

2.      Широко распространено заблуждение, что приведение в соответствие со стандартом ISO 9001 порядка действий и документов по обеспечению качества и есть внедрение СМК, хотя это только создание минимальных начальных условий для работы.

3.      Неуважительно отношение к процедурам и требованиям системы. Это происходит из-за инертности коллектива или отсутствия дисциплины на производстве. Например, ОТК может забраковать партию готовых изделий, которые должны быть поставлены в кратчайшие сроки, но при требовании дирекции предприятия, продукт отправят потребителю или заказчику. Наличие данного фактора может быть объяснено ситуацией в России, когда разработанные и действующие законы полностью не выполняются кадрами, в том числе и теми, кто обязан следить за исполнением этих законов. Это замечается почти на каждом субъекте организации.

4.      Отсутствие внедрения CMK в систему управления предприятием, а также отдаленность и противоречия между системой управления в организациях и требованиями мировых стандартов ISO. Причем СМК нередко накладывается на неработоспособную систему управления предприятием, которая существует еще со времен СССР. Можно сказать, что эти две системы работают отдельно друг от друга и создают противоречия между собой при взаимодействии.

5.      Появляется и закладывается мнение о лишнем количестве документов, которые разрабатываются при построении СМК и не находит практического применения. Так происходит, когда организация заимствует документацию родственного предприятия без достаточного понимания и обоснования потребности в том или ином документе, или если предприятие обратилось к консультантам, имеющим свои заготовки и наработки, которые без особых раздумий “внедряются” у заказчика.

6.      В российских предприятиях существует множество бед. Одна из таких – это наказание виновных за выпуск брака, вместо того чтобы найти и устранить причины бракованной продукции.

7.      Отсутствие желания у руководителей развиваться изучать что-то новое. Например, современный успешный топ-менеджер должен быть настроен на постоянное повышение своей квалификации, чего не скажешь о большинстве руководителей российских предприятий.

8.      Отсутствие обоснования целей в области качества по всем уровням предприятия, а вследствие этого чрезмерная замкнутость системы управления на высшее руководство, что делает систему нерезультативной и не эффективной. При этом линейно-функциональная система перестаю работать в обратную сторону. Низкий уровень управления кадрами. Отсутствие инвестиций в развитие персонала, низкая заработная плата, отсутствие коммуникаций по важнейшим вопросам деятельности предприятия или организации [6].

Одна из главных причин неэффективности СМК – отдаленность от финансово-экономических процессов, при том, что без соответствующих инвестиций в улучшение процессов, управления качеством невозможно [7].

Главной задачей организации управления качеством является повышение экономической эффективности и устойчивости предприятия, повышение производительности труда, переход к инновациям и новым технологиям [8].

Система менеджмента качества является одной из важнейших частей системы управления любой организации и имеет важную роль, поскольку при достойном функционировании она влияет на внешние и внутренних факторы организации, стабильно обеспечивая выполнение требований к качеству, предъявляемых заказчиком и нормативной документацией, постоянное соблюдение сроков и бюджета [9].

Чтобы обеспечить работоспособность и эффективность системы менеджмента качества в организации или предприятии, менеджмент организации должен знать методы ее интегрирования в организацию и правильную последовательность этапов ее улучшения:

1. Создание службы качества.

2. Планирование улучшений.

3. Проведение мероприятий для создания базовых условий успешного функционирования СМК.

4. Внедрение системы внутренних аудитов.

5. Устранение причин несоответствий.

6. Подтверждение сертификации ISO 9001.

Таким образом, при соблюдении норм качества продукции, зная этапы внедрения и совершенствования системы менеджмента качества, учитывая незначительные минусы СМК, можно усовершенствовать предприятие или организацию, предлагать качественный товар на рынок, обеспечить удовлетворённость потребителя и конкурировать со многими крупными компаниями. Предприятие получит дисциплину, ответственный персонал, и снижение непроизводительных затрат за счет более рационального использования ресурсов.

Библиографический список
  1. Шлычков В.В. Контроллинг – как метод совершенствования внутрипроизводственных экономических отношений на инвестируемых объектах и повышения роли человеческого фактора // Вестник экономики, права и социологии. 2008. № 1. С. 44-46.
  2. Шлычков В.В. Теория и методология управления ресурсным потенциалом: автореф. дис. … док. эконом. наук. – Йошкар-Ола, 2007.
  3. Сорокин М.Н. Стандарт ISO 9001:2008: проблемы и перспективы. [Электронный ресурс]. – [2014]. – Режим доступа:http://skatr.ru/standart-iso-90012000-problemy-i-perspektivy
  4. Бузырев В., Юденко М. Управление качеством в строительстве. М., 2009. 224с.
  5. Разумов-Раздолов К.Л., Крепп А., СМК в России и за рубежом, [Электронный ресурс]. – [2014]. – Режим доступа:http://quality.eup.ru/MATERIALY14/smk-rus.htm
  6. Тимофеев Р.А., Абрамова А.В. Управление качеством и развитие бизнес-процессов в рыночной организации на основе проектной деятельности // Stredoevropsky Vestnik pro Vedu a Vyzkum. – 2015. – Т. 61. – С. 40.
  7. Кулиш С.М. Детерминированный факторный анализ ресурсного потенциала субъекта предпринимательства // Казанский педагогический журнал. 2015. № 3 (110). С. 176-179.
  8. Кадышев Е.Н. управление качеством промышленной продукции региональный аспект / Е. Н. Кадышев, В. Л. Кураков, В. В. Никитин; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования “Чувашский гос. ун-т им. И. Н. Ульянова”. Чебоксары, 2008.
  9. Кадышев Е.Н., Никитин В.В. Затраты на качество // В сборнике: Сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей Чебоксары, 2005. С. 54-60.
Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Косов Дмитрий Александрович»

ekonomika.snauka.ru

Стратегия управления качеством продукции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Предложен вариант методических аспектов разработки и выбора стратегии управления качеством, который состоит с этапов и принципы формирования эффективной стратегии.

Ключевые слова: оценка, предприятие, стратегия, управления качеством, эффективность.

Успешное функционирование и развитие предприятия в рыночной экономике требует обоснованного подхода к формированию его стратегий. Во многих современных работах в области стратегического менеджмента понятие стратегии трактуется как совокупность правил и приёмов, которыми должно руководствоваться предприятия для реализации миссии и для достижения глобальных и локальных целей [1, с. 234].

Классификация целей позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы, разработанные для разных групп целей. Рекомендуемая автором классификация целей представлена в табл. 1.

Таблица 1

Классификация целей предприятия

Критерии классификации

Группы целей

Временной интервал

Стратегические, тактические, оперативные

Содержание

Экономические, социальные, организационные, технические, научные, политические, экологические

Приоритетность

Особо приоритетные, приоритетные, остальные

Повторяемость

Постоянно решаемые, разовые (новые)

Деловая среда

Внутренние, внешние

Иерархия (уровни) управления

Цели организации, цели подразделений

Функции деятельности предприятия

Маркетинг, инновации, финансы, производство, персонал, менеджмент

Измеримость

Количественные, качественные

Стадии жизненного цикла

Создание, рост, зрелость, завершение

Большинство исследователей связывают вопросы выбора направления и способов воздействия на качество со следующими аспектами [4, с. 42–45]:

-        анализом причин несоответствующего качества продукции;

-        выбором методов и средств управления качеством.

Исследования свидетельствуют, что анализ причин несоответствующего качества должен являться основой любых решений об улучшении качества продукции. Справедливость этого утверждения, по мнению автора, объясняется следующим основополагающими принципами современной теории управления качеством:

-          качество продукции является результатом технологических процессов ее производства, и зависит от множества факторов, определяющих условия их протекания;

-          условия технологических процессов, в свою очередь, являются результатом процессов обеспечения ресурсами и управления качеством, и потому, качество продукции зависит от множества факторов, определяющих условия протекания и этой группы процессов;

-          для обеспечения эффективности принятие решений об улучшении качества должно основываться на тщательном анализе фактических данных и информации.

Таким образом, сказанное выше вызывает необходимость исследования методов и средств анализа причин несоответствующего качества.

Основным методом анализа причин является причинно-следственный анализ.

Сущность причинно-исследовательского анализа заключается в установлении причинно-следственных связей между несоответствием качества продукции и вызвавшими его факторами (причинами) путем сбора, оценки и анализа данных. При этом указанные исследователи обращают внимание на три важных аспекта [5, с. 50–53]:

-          необходимость учета при выборе направления воздействия характера изменчивости причин несоответствий качества, основанным на теории вариаций;

-          необходимость исследования возможных причин с наибольшей объективностью для обеспечения принятия решений об улучшении качества на основе фактов;

-          выявления различия между совпадением и причинно-следственной связью. Связь которая обнаруживает высокую степень соответствия с данными, нуждается в проверке и подтверждении на основе новых данных, собранных по тщательно разработанному плану.

Важно то, что ученые не указывают на необходимость учета влияния выявленных причин на достижения стратегических целей в области качества. Между тем, одни и те же причины несоответствий качества могут иметь разную значимость для новых стратегических целей, и целей, относящихся к прошедшему плановому периоду.

Таким образом, для формирования эффективной стратеги управления качеством необходима оценка влияния причин несоответствующего качества на достижение новых стратегических целей в области качества.

Согласно данному формирования стратеги затрагивает не только выбор направления воздействия на качество, но и касается вопросов выбора соответствующих способов воздействия на качество продукции. Главной составляющей которых являются методы управления качеством. С их помощью органы управления воздействуют не элементы производственного процесса, обеспечивая достижения и поддержание планируемого состояния качества продукции [2, с. 122].

На сегодняшний день теория включает целый ряд различных методов управления качеством. Многообразие методов в сочетании со сложностью и масштабом деятельности по управлению качеством значительно усложняет их выбор, и вызывает необходимость выработки структурированного похода к выбору методов управления качеством.

Классификация современных методов управления качеством представлена в работах нескольких отечественных исследователей Гличева А. В., Мишина В. М., Окрепилова В. В. Наиболее информативно этот вопрос отражен в работе Мишина В. М., среди которых он выделяет следующие: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические.

Проблема выбора методов управления качеством освещена лишь немногими и, на наш взгляд, недостаточно. Отметим, что при этом в работах указанных исследователей не рассматривается вопрос похода к выбору методов управления качеством в соответствии с конкретными потребностями бизнеса и приоритетами предприятия.

Отсутствия такого похода, как указывает Гарднер Р., приводит к неадекватному выбору методов управления качеством, что не позволяет добиться положительных результатов в устранении причин несоответствующего качества продукции. В связи с вышеизложенным, считаем необходимым разработать принципы выбора методов управления качеством как неотъемлемой составной частью процесса разработки и выбора стратеги управления качеством.

Как указывает Брун М., мероприятия по улучшению качества могут требовать существенных затрат на их реализацию. Из этого следует, что оценка экономической эффективности стратеги — необходимый элемент в процессе ее разработки. Обобщая результаты анализа, автор предлагает методические аспекты разработки и выбора стратеги управления качеством, которые должны включать четыре основных этапа:

-          выявление на основе анализа причин фактических и потенциальных несоответствий качества продукции факторов, в наибольшей степени влияющих на достижение стратегических целей в области качества;

-          определения методов и средств управления качеством как способа воздействия на качество;

-          разработка стратегии управления качеством;

-          оценка вариантов и выбор стратеги управления качеством;

-          разработка политики в области качества, поддерживающей реализацию стратеги управления качеством.

На первом этапе осуществляется выявления факторов, влияющих на достижение стратегических целей в области качества, а также оценка значимости этих факторов для достижения стратегических целей [3, с. 245].

В качестве факторов, влияющих на достижение стратегических целей, считаем необходимым принять причины фактических и потенциальных несоответствий качества. Оценка факторов, влияющих на достижение стратегических целей, проводится на основе оценок значимости причин фактических и потенциальных несоответствий качества. При этом оценку значимости причин предлагается проводить по группам причин, соответствующим основным факторам, влияющим на качество продукции, которая будет оценивается.

Для обеспечения пригодности исходных данных для проведения оценки значимости причин на предприятии должны использоваться заранее утверждённые классификаторы:

-          классификатор основных групп причин несоответствий качества продукции;

-          классификатор несоответствий по показателям качества продукции;

-          классификатор категорий вероятности обнаружения потребителями несоответствий качества продукции.

Как направления воздействия выбираются факторы, в наибольшей степени влияющие на качество и достижение стратегических целей. Как способы воздействия на качество выбираются наиболее пригодные и адекватные методы и средства управления качеством. Рекомендуется рассмотреть несколько вариантов стратегий, различающихся направлениями и/или способами воздействия на качество.

Для формирования эффективной стратегии управления качеством при выборе методов и средств управления качеством автор считает необходимым руководствоваться следующими принципами:

-          принцип соответствия методов и средств управления качеством приоритетам развития предприятия. Применение принципа означает, что методы управления качеством необходимо выбирать в соответствии с установленными стратегическими целями, а также исходя из значимости для обеспечения качества видов деятельности, к которым они применяются.

-          принцип пригодности методов управления качеством для решения конкретных проблем управления качеством.

-          принцип укрепления стратегической позиции. Применение этого принципа означает, что при решении конкретных проблем управления качеством приоритет должен быть отдан тем методам управления качеством, которые максимально соответствуют возможностям предприятия, укрепляют угрозам и слабым сторонам предприятия, и укрепляют конкурентное преимущество в целом.

Для оценки эффективности вариантов стратегии управления качеством рекомендуется использовать показатели эффективности инвестиционных проектов. Это позволит также оценить эффективность инвестиций в развития качества по сравнению с другими инвестиционными проектами. Для оценки эффекта от стратегии управления качеством предлагается использовать расчет эффекта от развития качества. Для оценки затрат на реализацию стратегии управления качеством предлагается использовать суммарные затраты на выполнение стратегического плана для данного варианта стратегии [5, с. 56–57].

Заключительным этапом разработки стратегии управления качеством является разработка политики в области качества, поддерживающей ее реализацию.

В заключении отметим, что предлагаемая методика основана на систематизированном подходе к выявлению, оценке и выбору направлений воздействий на качество, обеспечивающих наибольший вклад в достижение целей. Использование данной методики на предприятии позволит обоснованно принять решение о наиболее эффективных направлениях инвестиций в развитие качества.

Литература:

1.                  Конти Т. Самооценка в организациях; [пер. с англ. И. Н. Рыбакова при участии Г. Е. Герасимовой / Научное редактирование В. А. Лапидус и М. Е.] Серов. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2010. — 328 с.

2.                  Магомедов М. Д. Управление качеством в отраслях пищевой промышленности / М. Д. Магомедов, А. В. Рыбин — М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и К», 2009. — 192 с.

3.                  Мельник Ю. Ф. Основи управління безпечністю харчових продуктів: навч. посіб. / Мельник Ю. Ф., Новиков В. М., Школьник Л. С. — К.: Вид-во Союзу споживачів України, 2011. — 297 с.

4.                  Оспанов А. А. Проблемные вопросы обогащение муки и хлебобулочных изделий / А. А. Оспанов, В. В. Ремеле // Хлебопекарское и кондитерское Дело. — 2013. ‒ № 2. ‒ С. 42–45

5.                  Самсонова М. В. Статистические методы в управлении процессами организации / М. В. Самсонова // Методы менеджмента качества. — 2013. — № 2. — С. 50–51.

moluch.ru

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ КАК СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ПОЗИЦИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ | Опубликовать статью РИНЦ

Щинова Р.А.

Доктор экономических наук, профессор, Вятская государственная сельскохозяйственная академия

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ КАК  СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ПОЗИЦИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА  РЫНКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

В статье рассмотрено – внедрение элементов системы  Total Quality Management System для улучшения качества выпускаемой продукции  с целью достижения экономической эффективности и как следствие обеспечения конкурентоспособности  на глобальных рынках.

Ключевые слова: система управления качеством, конкурентоспо-собность,  рынок, экономическая эффективность.

Shchinova R.A.

Doctor of Economics, professor, VyatkaStateAgriculturalAcademy

QUALITY MANAGEMENT SYSTEM PRODUCT AS AMEANS OF STRENGTHENING THE POINT OF INDUSTRIAL ORGANIZATIONS IN THE CURRENT MARKET CONDITIONS

     Abstract

In the article – the introduction of elements of Total Quality Management Sisseton improve  the quality of products in order to achieve economic efficiency and hence competitiveness in global markets.Keywords: quality management, competitiveness, market, economic efficiency.

        Современное экономическое развитие характеризуется ведущим знанием научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. В развитых странах на долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства, приходится от 70% до 85% прироста ВВП. Быстро растет вклад инновационной составляющей в прирост ВВП развитых стран: в США он увеличился с 31%  в 1980-е г.г. до 34% в начале нового столетия; Японии – соответственно с 30,6% до 42,3%; в Европе с 45,5% до 50% [2].   Отечественная экономика оказалась значительно более уязвима к колебаниям мировой хозяйственной системы, чем было принято думать. Кризис показал, что экономическая ситуация в России полностью зависит от динамики мировых сырьевых рынков. Общая ситуация в российской экономике характеризуется ослаблением научно-технического, технологического, кадрового потенциала страны, сокращением исследований на стратегически важных направлениях инновационного  развития, что приводит к деградации наукоёмких производств, усилению внешней технологической зависимости,  снижению конкурентоспособности российских промышленных предприятий. В качестве основной проблемы при вступлении России в ВТО можно выделить низкую конкурентоспособность промышленных предприятий по дизайну и качеству продукции, по квалификации кадров, инновационность производственного процесса, по ценам. Управление конкурентоспособностью предприятий нельзя строить на зарубежных моделях оценки бизнеса, т.к. в них не учитывается стратегия развития региона,  предприятие не рассматривается как важнейший  элемент региональной экономической системы, а в  России  промышленные  предприятия  в  основном являются  градообразующими с определёнными социальными функциями.

        В настоящее время главными задачами страны являются: обеспечение устойчивого экономического роста, рост производительности труда, переход к новому технологическому укладу, повышению конкурентоспособности отечественных компаний за счет совершенствования системы управления качеством продукции.

       Для обеспечения комплексного подхода к решению проблемы повышения качества выпускаемой продукции нами  были проведены исследования на отечественном предприятии Кировской области ОАО «Искож».  Это одно из крупнейших предприятий России по выпуску комплектующих синтетических материалов для низа обуви, мягких искусственных кож различного назначения, резиновых технических изделий, гранулированных композиций из термоэластопластов и объем реализации, которых за год достигает 15000 тонн на рынки: России, Украины, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Армении, Молдовы, Монголии, Финляндии, Болгарии, Италии, Англии, США.

 Система управления качеством продукции  ОАО «Искож» разработана в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008 [1] и функционирует как система взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, выделенных в соответствии с организационной структурой управления предприятием и распространяется на проектирование, производство и поставку продукции авиационного машиностроения, товары общепромышленного назначения и  товаров народного потребления. Конкретные цели в области качества установлены по каждому процессу жизненного цикла на определённый период, согласованы с политикой в области  качества  и  целями  предприятия,  периодически   проверяются   по выбранным показателям на результативность и эффективность.

Руководство по качеству охватывает и представляет все разделы МС ИСО 9001:2008 за исключением подраздела 7.5.4, так как в технологических процессах не используется продукция потребителей, предоставленная для использования или включения в продукцию общества.

После проведенного нами мониторинга были определены следующие причины несоответствия продукции предъявляемым требованиям к качеству:

– низкое качество исходного сырья;

– отсутствие эффективных экономических рычагов и стимулов,   обеспечивающих

  материальную заинтересованность работников в  бездефектном производстве;

– слабый контроль процесса производства, по сути, контроль осуществляется только на входе в производство (входной контроль сырья) и на выходе готовой продукции (приемо-сдаточные испытания).

        На сегодняшний день существующая на предприятии система менеджмента качества не в полном объеме выполняет свое назначение и требует модернизации. Мы предлагаем введение в нее элементов системы управления качеством TQM. Данная система имеет ряд отличий от традиционной, разработанной в соответствии со стандартами ISO (таблица 1)

Таблица 1 – Сравнительная характеристика систем управления качеством.

Характеризующий признак

Трактовка по ISO 9000

Трактовка по TQM

Область приложения К сфере производства и услуг К любой организационной структуре, нацеленной на качество
Выгода Для сотрудников предприятия Для всего общества в целом
Направленность а) На технические системы и процедуры

б) На достижение кратковременного успеха

а) На философию концепции, методологию, инструменты

б) На достижение долгосрочного успеха

Опора На догматизм На современные развивающиеся науки
Вовлеченность персонала предприя-тия Всех сотрудников не обязательна Подчеркнута необходимость вовлечения всех сотрудников
Отношение к улучшению качества Не требует непрерывного улучшению качества Требует непрерывное и бесконечное улучшение качества
Ответственность за качество Несут соответствующие подразделения предприятия Несет каждый работник предприятия

 

Динамизм Характерна стабильность Требует изменения процессов
Основной принцип “Высокое качество – высокая цена” “Высокое качество – по низкой цене”

 

Как показывает сравнение, принципы системы TQM направлены на долгосрочную перспективу и способствуют повышению качества при одновременном снижении издержек. Введение данной системы в производство очень трудоемкий и длительный процесс, поэтому на первом этапе предлагается ввести в существующую  систему менеджмента качества только элементы системы TQM, которые позволят сократить издержки на брак и замену некачественной продукции.

Проведенный анализ затрат на обеспечение качества продукции данного предприятия за 2012 год позволил выявить, что особое внимание необходимо обратить на группу издержек, связанных с внешними и внутренними отказами. Именно на  эти группы будет направлено внедрение в систему менеджмента качества элементов TQM (таблица 2).

 Модернизация системы управления качеством продукции предприятия ОАО «Искож» будет финансироваться за счет собственных источников средств. Введение элементов системы управления качеством TQM рассчитана на 5 лет начиная с 2013 по 2017 годы.

Таблица 2 – Затраты на обеспечение качества продукции ОАО «Искож»за 2012 год.

Категория затрат

 

сумма, тыс. руб.

  1. Затраты на оценку качества всего, в том числе

19500

            – входной контроль сырья

5588

            – проведение ЛПИ контрольных образцов

5668

            – расходы на ЛПИ оборудование

716

            – проверка приборов и средств измерений

596

            – расходные материалы на ЛПИ

728

            – зарплата работников ОТК

6204

  1. Затраты на предупреждение несоответствий

10852

            – проверка средств измерения

4116

            – ТО производственного оборудования

5680

            – затраты на обучение персонала

656

            – разработка документов в области качества

400

  1. Затраты на исправление внутреннего брака

21528

            – внутренний брак

5876

            – замена

4936

            – устранение неисправностей

4928

            – простои

5788

  1. Затраты на исправление внешнего брака

18832

            – гарантийные расходы

4756

            – возвращение продукции

4808

            – уступки

4400

            – потери продаж

4868

ИТОГО

70712

Основная цель введения элементов  – решение проблемы дефектов и необходимых переделок, предвосхищение ожиданий клиента. При правильном подходе к организации TQM на предприятии сокращаются расходы на ликвидацию брака при производстве продукции, дефектов, гарантийных обязательств; повышается производительность труда работников; стабилизируется клиентский состав.

Экономический эффект, называемый, «предотвращенный убыток» – это не возникший, благодаря мерам по обеспечению качества, отрицательный экономический результат. Введение элементов  TQM на предприятии способствует реальному повышению прибыли предприятия за счет сокращения объемов брака, возвратов продукции и гарантийных расходов.

Расчеты показали (исходя из реальной ситуации на заводе),что  сокращение этих затрат даже при правильной организации работ по внедрению TQM будут происходить медленными темпами. Мы рассматриваем возможность сокращение затрат по перечисленным группам  на 10-15% в год от имеющихся на сегодняшний день расходов (таблица 3).

Расчет экономического эффекта показал, что  коэффициент рентабельности в течение первых трех лет использования обновленной системы управления качеством  имеет отрицательное значение, начиная с 4 года коэффициент рентабельности переходит в зону «+». В последующие годы коэффициент рентабельности будет возрастать. Срок окупаемости вложений в модернизацию системы управления составит Ток = Кп / Эz = 12047.3 тыс.руб. / 7186,2 тыс.руб. = 1,68 лет.

 Таблица 3 – Расчет экономического эффекта от внедрения элементов TQM на ОАО «Искож» на 2013 -2017 годы

Показатели

Период, год

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

1. Издержки внедрения, тыс.руб.

10897,2

2. Текущие издержки,

тыс.руб.

71862,1

64675,9

58208,3

52387,5

42434,0

3. Предотвращенные убытки, тыс.руб.

7186,2

6467,2

5820,8

5238,7

4714,8

4. Прибыль по качеству, тыс.руб.

-4861,1

1606,1

7426,9

12665,6

17380,4

5. Прибыль по качеству дисконтированная , тыс.руб.

-4472,2

1365,2

5793,0

8865,9

10775,9

6. Ценность качества, тыс.руб.

-15369,4

-14004,2

-8211,2

654,7

11430,5

7. Издержки дисконтированные, тыс.руб.

76138,6

54974,5

45402,5

36671,3

26309,1

8. Издержки управления качеством (кумулятивные), тыс.руб.

76138,6

131113,1

176515,5

213186,8

239495,9

9. Норма прибыли по качеству, %

-20,2

-10,7

-4,65

0,3

4,8

      Проведенные исследования системы управления качеством продукции данного предприятия позволили прийти к следующим выводам:

1. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

2. Главная проблема при внедрении систем управления качеством, как правило, –  это персонал. Внедрение систем повышения качества требует изменения корпоративной культуры предприятия. В первую очередь культуры и квалификации управляющего персонала среднего звена. Именно от этой группы управляющих зависит, удастся или нет вовлечь рядовых сотрудников в процесс всеобщего совершенствования технологий и контроля качества, внедрить в сознание понимание того, что повышение качества для их же блага.

3.  Внедрение системы самоконтроля и создания кружков качества, позволит повысить  конкурентоспособность выпускаемой продукции, создать положительный имидж предприятия, обеспечить завоевание и сохранения предпочтительной доли рынка и добиться превосходства над конкурентами.

Литература

1.Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.ISO 9000:2005.

2. Глазьев С.  Какая модернизация нужна России?//Экономист.2010. № 8 С.5

 

research-journal.org

Управление качеством

Чтобы эффективно управлять предприятием, нужно неизменно повышать качество работы его сотрудников – это основной принцип каждого руководителя более-менее крупной компании. Но сегодня высокое качество производимой продукции или оказываемых услуг вовсе не гарантирует, что данное предприятие станет лидером среди себе подобных, ведь нынешние потребители привыкли к тому, что качество является необходимым условием производства продукции. Однако именно оно помогает той или иной марке стать брендом. Сегодня каждая серьезная фирма осуществляет управление качеством, но с точки зрения нового определения этого понятия. В его основе лежит так называемое «право на цену», то есть желание покупателя приобрети высококачественный товар по наименьшей стоимости, с одной стороны, и желание производителя или поставщика создать качественный, конкурентноспособный продукт с наименьшими затратами – с другой стороны.

Управление качеством заключается в нескольких основных принципах. В первую очередь это системное и всестороннее повышение качественных характеристик производимой продукции и работы сотрудников компаний, заводов на всех этапах производства. Причем для многих фирм такая система стала образом жизни и образом мыслей. Вторым принципом является так называемое «правило 80/20». Действует оно достаточно просто. Стоит устранить 20% существенных брешей в отношении качества продукции, и это обеспечит организации получение 80% запланированных доходов. ВУК (или всестороннее управление качеством) заключается во всестороннем совершенствовании работы предприятия и поощрении «инициативы снизу».

Очередной принцип совершенствования процессов производства и конечного результата заключается в магическом словосочетании «Six Sigma», которое означает абсолютно новый подход, ориентированный не на устранение возникших дефектов, а на предупреждение их возникновения. Грамотные руководители, осуществляющие управление качеством, знают о магической силе цепочки «обслуживание - прибыль», то есть о той закономерности, когда повышая уровень обслуживания, предприятие неизбежно повышает уровень своих доходов.

Образцовой в этом плане является японская модель управления качеством, которая предусматривает всеобщий контроль качества, осуществляемый каждым японским рабочим. Участие каждого работника в повышении качества производства продукции, предоставления услуги обслуживания потребителей относят к одной из основных особенностей японской системы. Другими особенностями являются подготовка и повышение квалификации кадров в вопросах улучшения качественных показателей, осуществление деятельности кружков качества, проверка и оценка деятельности контролеров, использование в работе методов статистики и возведение программы по контролю качества в ранг общенациональной. И сегодня японская система подвергается тщательному изучению со стороны специалистов и владельцев предприятий других стран.

Что происходит, если система качества (это единство ресурсов и процессов, которые необходимы для улучшения товаров и услуг) дает сбой? В лучшем случае партии бракованных товаров отзываются обратно на предприятие, как это было уже не раз с автомобилями «АвтоВАЗ» и «Тойота», а предприятие несет огромные убытки по вине того, кто недосмотрел и пропустил брак. В худшем случае, например, с теми же автомобилями, такая покупка могла бы стоить человеку, купившему новое авто, жизни. Компания Apple также не безгрешна в этом отношении. Выпущенная ею партия аккумуляторов на ноутбуки имела свойство вздуваться по истечении некоторого времени использования. А во многих электобытовых приборах аккумуляторы и вовсе имеют свойство взрываться. Такого быть не должно. И мы бы не знали таких случаев, если бы у производителей было все в порядке с системой качества.

fb.ru

Теоретические основы качества продукции, работ, услуг и система управления качеством

Повышение требований к качеству диктуется на современном этапе острой необходимостью повышения конкурентоспособности продукции российских предприятий на мировом рынке. Согласно международному рейтингу, Россия занимает 44-е место по конкурентоспособности (IMD).

Рис. 1. Рейтинг индекса конкурентоспособности промышленного производства

Для достижения современного уровня и стабильности показателей качества продукции на предприятиях внедряется система менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов. При этом необходимо учитывать интересы основных участников рынка: потребителей, производителей и конкурентов. Широко известно, что качество и спрос – являются важнейшими характеристиками конкурентоспособности.

Таким образом, учитывая вступление России в ВТО и необходимость повышения конкурентоспособности продукции, своевременное формирование профиля желаемого качества продукции, обеспечение заданного качества становится важнейшим элементом управления качеством продукции и подтверждает актуальность дальнейшего совершенствования системы менеджмента качества с целью повышения эффективности и результативности ее функционирования.

Измерение и анализ финансовых затрат, непосредственно связанных с качеством производимой продукции и услуг, стали очень популярны после того, как Дж. Джуран впервые назвал убытки из-за низкого качества "золотой жилой".

Выдающихся успехов в обеспечении качества продукции достигла Япония. В 1970-х гг. корпорация Toyota стала родоначальником системы кружков качества. Во второй половине 20-го века американец Эдвард Деминг предложил контролировать качество не на конечном продукте, а на каждой стадии производства. США это предложение проигнорировали, а в Японии реализовали, поняв, что производство и контроль за качеством не должны быть разделены, тем более противопоставлены друг другу. Когда кружки качества выполнили свою задачу, их трансформировали в систему полного производственного обслуживания - новый канал выявления творческой инициативы работников.

Оказывается, что в среднем затраты на качество могут достигать 25% от суммы продаж. И, по мнению автора, никакой другой фактор не оказывает столь сильного влияния на экономические показатели компании, как этот. Все это связано с тем, что затраты на качество имеют не очевидный характер, вследствие чего могут быть рассмотрены руководством как незначительные или второстепенные. Так в книге "Principles of Quality Costs" затраты на качество представлены как "айсберг" у которого на первый взгляд видна лишь верхушка. (Рис. 2)

Рис. 2. Графическая интерпретация расходов на качество

Шоттмиллер Дж. дал такое определение затратам на качество: "Затраты на качество представляют собой разность между фактической себестоимостью продукции или услуги и ее возможной (уменьшенной) себестоимостью, определенной при условии отсутствия случаев предоставления некачественных услуг, отказа продукции или возникновения несоответствий при их производстве" [4].

Фейгенбаум и Джуран, которые были первыми из ведущих ученых, работавших в этой области, предложили выделить четыре группы затрат в соответствии с четырьмя основными группами факторов, влияющих на качество:

  • затраты на предупреждение низкого качества;

  • затраты на контроль (мониторинг) уровня качества;

  • затраты на исправление низкого качества, выявленного на предприятии-изготовителе продукции;

  • затраты на устранение негативных последствий, вызванных низким качеством изделий, попавших к потребителям.

К первой категории относятся затраты, связанные с действиями, направленными на предупреждение дефектов, например проектирование нового производственного процесса, усовершенствование конструкции изделия и технологических процессов, обучение и повышение квалификации работников и, безусловно, как уже отмечалось, затраты на устранение проблем с качеством в звене "поставщик - предприятие".

Затраты второй категории связаны с определением и подтверждением достигнутого уровня качества. Например, проверка и тестирование опытного образца, входной контроль и тестирование, контроль в ходе выполнения работ и контроль качества готовой продукции.

Затраты третьей категории - это затраты на внутренний брак, исправление бракованной продукции до того, как она попала к заказчику. Например, выбраковка, повторная обработка, ремонт, проверка после повторной обработки, простои из-за дефектов и возможные потери из-за упущенных продаж, связанные с тем, что для продажи готово меньшее количество товарной продукции.

К четвертой категории относятся затраты на брак, выявленный потребителями, представляют собой затраты на выполнение гарантийных обязательств, возврат продукции, судебные иски и т.д.

Отметив различия в динамике этих затрат с ростом качества, они предлагали находить оптимальное соотношение между ними и, таким образом, определять распределение усилий между этими четырьмя направлениями. (Рис. 3)

Рис. 3. Взаимосвязь между расходами на качество и достигнутым уровнем качества

Общие расходы на качество складываются из расходов на предупредительные мероприятия, на контроль и потери (внешние и внутренние). С изменением достигнутого уровня качества изменяются составляющие затрат и их сумма — общие расходы на качество.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

  • удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

  • удельный вес продукции высшей категории качества;

  • средневзвешенный балл продукции;

  • средний коэффициент сортности;

  • удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

  • удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств: полезность, надежность, технологичность, эстетичность изделий.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили рекламации от покупателей, потери от брака и др.

Анализ качества должен решать и такую сложную задачу, как отслеживание текущей реакции потребителей. При этом следует иметь в виду, что в среднем только 4 из 100 неудовлетворенных потребителей пишут жалобу производителю. В то же время о некачественной продукции предприятия узнают 1000 потребителей, так как каждый неудовлетворенный информирует об этом 10 других. Причем статистика свидетельствует, что только 1 из 10 неудовлетворенных потребителей может продолжить покупать товары предприятия. При этом предприятие понесет в 5 раз большие издержки на привлечение нового покупателя, чем на удержание уже существующего.

Становится понятно, что простого учёта затрат на качество на данном этапе развития экономики не достаточно, что необходимо переходить к управлению всеми затратами в рамках единой экономической системы организации, часто называемой системой управленческого учёта. Отметим, что управленческий учет (в зарубежной практике так же иногда именуемый контроллингом) ориентирован на задачи управления и призван обеспечить руководство информацией, нужной для принятия обоснованных решений и для успешной реализации полного перечня управленческих функций на всех этапах управленческого цикла. Именно информационные потребности менеджмента определяют идеологию организации подобной экономической системы предприятия. Поэтому, если сегодня, говоря о системах качества, мы имеем в виду новый стиль менеджмента, нуждающийся в информации особенного вида, то мы вынуждены говорить и о новой организации управленческого учёта на основе принципов всеобщего качества. Радует то, что в процессе развития теории управленческого учёта возникли отдельные весьма полезные для систем качества инструменты, например, такие как бюджетирование, определение себестоимости на основе видов деятельности, организация учёта в разрезе центров ответственности, бережливое производство и т.д., которые, могут успешно использоваться для учета, анализа и планирования затрат на качество.

Список использованной литературы

  1. Адлер Ю.П., Щепетова С.Е. Серия статей по вопросам экономики качества // Методы менеджмента качества. - 2002. - № 4-9.

  2. Друри К. Управленческий и производственный учет: Пер. с англ. Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 1071 с.

  3. Фокс, М.Дж. Принципы и методы всеобщего руководством качеством. Модуль RRC № 416а / пер. с англ.; под общ. ред. проф. В.Н. Азарова. – М.: Фонд "Европейский центр по качеству", 1999. – 105 с.

  4. Шотгмиллер Д. Затраты на качество стимулируют процессы непрерывного совершенствования // Методы менеджмента качества. - 2003. - № 2. - С. 4-9.

moluch.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта