Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

О необходимости формирования жилищной стратегии в Российской Федерации. Жилищные стратегии журнал


О необходимости формирования жилищной стратегии в Российской Федерации

Введение

Жилищное строительство является отраслью народного хозяйства, деловая активность и совершенство организационно-экономических механизмов в котором во многом определяют как социально-экономическое положение регионов страны, так и благосостояние граждан.

В квалифицированной проработке нуждаются вопросы развития арендной недвижимости и строительства индивидуального жилья. Высокий интерес представляет комплексная застройка сельских территорий, в том числе жилищно-производственными комплексами и полностью отсутствующими в сложившихся реалиях, но крайне востребованными в зарубежной практике социальными поселками. Объективным также видится необходимость функционирования некоммерческих жилищных организаций, которые выступали бы поставщиками социального жилья. Должна предусматриваться организационная поддержка участников рынка, что позволило бы оптимизировать государственные мероприятия по регулированию спроса и предложения.

С точки зрения решения жилищного вопроса граждан, в рамках предлагаемых механизмов должно предусматриваться широкое разнообразие вариантов улучшения жилищных условий. Должны решаться вопросы вида жилья, места проживания, способа его оплаты и формы собственности. Наиболее рациональным видится формирование «жилищной лестницы», когда граждане, по мере развития своего жизненного пути, с учетом демографического поведения, финансового благополучия и состояния здоровья, выбирают наиболее оптимальный формат проживания.

На основании вышеизложенного можно перейти к формулировке цели и задач нашего исследования. Целью нашего исследования является формирование нового элемента регулирования рынка недвижимости – жилищной стратегии.

Для достижения данной цели нами поставлены следующие задачи:

- проанализировать предпосылки формирования жилищной стратегии;

- дать определение понятию «жилищная стратегия»;

- сформировать содержание жилищной стратегии для профессиональных участников рынка недвижимости;

- определить социально-экономические положения жилищной стратегии для граждан, обеспечивающие приемлемые условия улучшения жилищных условий на любом этапе жизни;

- сформулировать предложения по внедрению жилищной стратегии в практику управления рынком жилой недвижимости.

Предпосылки формирования жилищной стратегии

Рынок жилой недвижимости и его сегменты, с одной стороны, можно охарактеризовать как стихийно развивающийся, где перечень процессов складывается исходя из конъюнктуры во многих областях. Как было отмечено выше, уровень научных разработок определяет специфику промышленного и гражданского строительства. Организационно-экономические механизмы, безусловно, зависят от их распространенности. Вместе с этим, какой-либо четкой модели, которая обеспечивала бы равномерность и оптимальность развития рынка жилой недвижимости, к настоящему времени не сформировалось. При этом необходимо понимать, что механизмы развития рынка должны обеспечивать решение основных его задач [7]. В глобальном смысле наиважнейшей проблемой рынка жилой недвижимости является обеспечение всех категорий населения доступным и комфортным жильем  [4].

Для выработки практичных решений возможным видится анализ ретроспективы развития рынка за последние 25 лет, когда произошел переход от административно-распределительной системы к рыночным условиям. Обобщая картину изменений можно назвать лишь единственный фактор, определяющий развитие рынка жилья – это платежеспособность населения, формирующая спрос на различные сегменты рынка [2].

Таким образом, все управленческие решения, формулируемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, должны предусматривать учет соотношения доходов населения с ценовой ситуацией на жилье. Результаты предыдущих исследований автора позволяют утверждать, что с 1990-х годов практически все предпринимаемые органами власти и местного самоуправления мероприятия, направлены на выравнивание спроса и предложения. Однако набор мероприятий отличается узостью и содержит лишь такой перечень организационно-экономических механизмов, который привлекателен, по нашему мнению, для крупных финансовых институтов и профессиональных участников рынка. К примеру, с 1997 года осуществляется активная государственная поддержка развития классического банковского ипотечного кредитования, а застройка намного интенсивнее ведется в городах. Это приводит к структурным перекосам и диспропорциям во многих секторах, и, в конечном счете, подрывает целостность и устойчивость экономики в целом. Мировая практика рынка жилья может предложить другие, альтернативные варианты финансирования жилищного строительства, которые к тому же не требуют массированной государственной поддержки. Следовательно, проработка элементов жилищной стратегии может повысить эффективность использования целевых бюджетных средств. А это позволит использовать их на развитие других направлений.

Повсеместная реализация ипотечных программ привела к развитию института частной собственности. Объективно присутствующая продолжительность обслуживания кредита привела к привязке семьи к одному типу жилья на длительный период времени. Учитывая, что это, как правило, не индивидуальный (заведомо более просторный, чем квартира) дом, мы в итоге получаем пассивное демографическое поведение семьи. И это в условиях, когда по многочисленным опросам, большая часть населения желает проживать в индивидуальном доме. Добавим, что распространенный в мировой практике, да и остро востребованный на отечественном рынке, арендный фонд жилой недвижимости также нуждается в активном создании.

Таким образом, с точки зрения организации рынка недвижимости основные проблемы заключены в трех основных направлениях:

- неполноценность рынка недвижимости Российской Федерации, что проявляется в отсутствии отдельных сегментов, значимость которых подтверждена мировой практикой развития;

- отсутствие широкого перечня квалифицированных профессиональных участников, которые могли бы дополнить институциональную среду;

- неразвитость (узость) инструментов финансирования жилищного строительства, что ограничивает создание рынка доступного жилья.

Прежде чем перейти к раскрытию мероприятий жилищной стратегии необходимо четко сформулировать дефиницию предлагаемого термина.

Определение понятия «жилищная стратегия» и его содержание

Процедуру улучшения жилищных условий можно назвать процессом, который сопровождает человека всю его жизнь. Причем процесс этот замкнутый – человек как начинает жить в семье (с родителями), так и заканчивает в семье (с детьми). Так или иначе, гражданин нуждается в опеке на рассвете и на закате своей жизни. Безусловно, есть промежуточные этапы, которые отличаются самостоятельностью. Следовательно, процедура улучшения жилищных условий обязательно должна предусматривать удовлетворяющие всем этапам организационно-экономические механизмы.

Постановка вопроса о разработке жилищной стратегии ранее уже была поставлена нами в университете, а нашими коллегами – Ахметовым Ш.Р., Матвеевой Е.С., Шакировой А.Ш. – на данную тему, при поддержке автора, была подготовлена и опубликована статья в 2010 году [1]. Нынешнее исследование, с одной стороны, является продолжением поставленных ранее вопросов. С другой стороны, дает начало системным исследованиям, которые позволят обогатить жилищную политику необходимыми и выверенными мероприятиями. Возвращаясь к работе указанных авторов, отметим, что ими также было предложено определение интересующего нас термина. Так, по мнению коллег, жилищная стратегия – это система стратегических решений, затрагивающая деятельность семьи относительно улучшения жилищных условий, предусматривающая использование различных средств государственной поддержки для наиболее оптимального удовлетворения жилищных потребностей. Как видно из дефиниции, смысловая нагрузка сфокусирована только на одном контуре – оптимизации улучшения жилищных условий граждан.

В исследовании 2011 года Солдатова Л.А. также использует термин «жилищная стратегия». Однако в тексте статьи он упоминается лишь однажды [14]. С одной стороны, специфика использования рассматриваемой ею фразы – «жилищная стратегия государства» – свидетельствует о значимости формулировки. С другой стороны, по нашему мнению, Солдатова Л.А. фактически лишь отождествляет жилищную стратегию с инструментами государственной жилищной политики, а федеральные целевые программы считает (что, безусловно, объективно) базой для развития жилищного строительства. Другими словами, смысловое значение данного термина у автора не характеризуется какой-либо спецификой.

Изучение интернет пространства также дало интересные результаты. Так, создана и функционирует Ассоциация организаций в сфере управления недвижимостью «Жилищная стратегия». Это объединение организаций жилищной сферы, созданное в целях координации их предпринимательской деятельности, представления и защиты законных прав и интересов граждан и организаций, достижения социальных, образовательных, научных и управленческих целей по эффективному реформированию отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Другими словами, в данном случае мероприятия «Жилищной стратегии» не направлены на решение жилищной проблемы.

Таким образом, практика научных исследований, а также экономика жилищных отношений не оперируют термином «жилищная стратегия» как самостоятельным (и тем более в рассматриваемом нами ключе) [12]. Следовательно, мы смело можем сформировать новую сущность данного термина, наиболее точно отражающую его предназначение.

Исходя из вышеизложенного, а также поставленной цели можно перейти к формулировке термина «жилищная стратегия». Жилищная стратегия – это набор мероприятий, направленных на обеспечение оптимальной структуры жилищного строительства и жилищного фонда, а также предоставляющего различным категориям граждан возможность планирования и практической реализации приемлемого процесса улучшения жилищных условий в конкретный момент времени.

Необходимость данного термина и подобной его трактовки, с нашей точки зрения, продиктовано необходимостью реализации более адресной, прецизионной жилищной политики, которая позволит поднять структуру рынка жилой недвижимости на качественно новый уровень.

Жилищная стратегия как инструмент формирования и оптимизации квалифицированного рынка жилой недвижимости

Развитие рынка жилой недвижимости в настоящее время определяется в зависимости от ряда системообразующих факторов, укрупненно которые можно представить как административные и рыночные [13]. Среди административных, это, прежде всего, проработанность законодательной базы и уровень ее созидательности. Стимулирующая функция нормативно-правового поля должна обеспечивать достаточный оборот земельных участков для комплексного освоения территорий. Либеральность финансовой политики может обеспечивать привлекательность и жизнеспособность различных инвестиционных инструментов организации жилищного строительства [11]. Приоритеты в межбюджетных отношениях способны регулировать возможности по софинансированию социальных целевых программ [15].

Необходимо отметить, что сильнейшее влияние на выбранный вектор развития имеет лоббирование крупными финансовыми группами и корпорациями своих моделей формирования рынка жилой недвижимости и жилищного строительства [10].

Уровень технических и технологических научных разработок определяет новые организационно-правовые формы их внедрения и развития. В итоге, наличие и активность передовых исследователей определяют квалифицированное развитие рынка жилой недвижимости. Другими словами, степень проработанности указанных направлений серьезнейшим образом влияет на благоприятный инвестиционный климат в жилищном строительстве.

Использованный нами термин «инвестиционный климат» является устоявшимся подходом к оценке самочувствия и деловой активности в области народного хозяйства.

Достижение поставленной в данном исследовании цели позволит наиболее точно, с учетом специфики сегмента, сформировать терминологическое поле, которое обеспечило бы:

- точную постановку задач, направленных на проработку стратегических вопросов;

- формирование оперативных решений, увеличивающих деловую активность в отрасли;

- корректировку и разработку адекватных складывающимся условиям организационно-правовых механизмов развития рынка;

- поиск новых сегментов, привлекательных для инвестирования как индивидуальным, так и институциональным инвесторам.

Для профессиональных участников рынка жилой недвижимости на первый план выдвигаются инвестиционные перспективы сегментов рынка недвижимости. Например, в квалифицированной проработке нуждаются вопросы развития арендной недвижимости и строительства индивидуального жилья. Высокий интерес представляет комплексная застройка сельских территорий, в том числе жилищно-производственными комплексами и полностью отсутствующими в сложившихся реалиях, но крайне востребованными в зарубежной практике социальными поселками. Объективным также видится необходимость функционирования некоммерческих жилищных организаций, которые выступали бы поставщиками социального жилья [8]. Должна предусматриваться организационная поддержка участников рынка, что позволило бы оптимизировать государственные мероприятия по регулированию спроса и предложения [5].

В итоге, для квалифицированного и организованного развития рынка жилой недвижимости необходима разработка системной жилищной стратегии, обеспечивающей оптимальную структуру жилищного строительства и жилищного фонда, удовлетворяющей потребности различных категорий граждан.

В последующих наших исследованиях планируется анализ существующей структуры рынка жилой недвижимости и выработка практических рекомендаций по созданию сбалансированного рынка жилья. В целом, вопросы комплексного освоения территорий всегда являлись приоритетным вопросом для исследователей [9].

Жилищная стратегия как оптимальный процесс качественного удовлетворения жилищных потребностей

Улучшение жилищных условий является важнейшей человеческой потребностью и в разных экономических системах она может существенно отличаться. Наиболее интересным в этом вопросе является точка зрения представителей Высшей школы экономики. Так, анализ существующих отношений в жилищной сфере позволил Шоминой Е.С. разработать «социальную жилищную лестницу», которая одновременно является «лестницей прав и свобод жителей» [16]. По ее мнению, «социальная жилищная лестница» определяет особенности структуры и характер жилищного движения. Предложенная социальная лестница состоит из ступеней, которые поднимаются от «бездомности» к «владению многоквартирным домом». Данная схема отражает взаимоотношения или соотношения прав собственника и пользователя жилья: широкие права собственника, минимальные права квартиросъемщика и их полное отсутствие у бездомного. Шомина Е.С. предполагает, что «подъем» по жилищной лестнице будет соответствовать и подъему по социальной лестнице, имея при этом много исключений.

Изучение исследований Шоминой Е.С. показало, что она является активным разработчиком идей жилищного просвещения граждан России [17]. Однако прицельное изучение ее работы показало, что в данном случае ею предполагаются мероприятия по просвещению граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основная задача – сохранение жилищного фонда и увеличение комфортности проживания. В дальнейшем своем исследовании автором отмечается важность участия в этом вопросе социально ориентированных некоммерческих организаций, работающих в жилищной сфере [19]. Более того, богатый отечественный опыт функционирования жилищно-строительных кооперативов предполагает их высокую эффективность в настоящее время [3].

Практическая значимость данных выводов для нашей тематики – возможность выбора модели внедрения «жилищной стратегии» в народное сознание. Другими словами, разрабатываемую нами жилищную стратегию необходимо будет реализовывать, скорее всего, посредством некоммерческих жилищных организаций.

Место некоммерческих жилищных организаций в вопросах обеспечения доступным жильем определяется государственной жилищной политикой страны. Но одно можно выделить совершенно точно – их возрастающую роль в странах с развитой экономикой [6]. Они обеспечивают выравнивание социально-экономических диспропорций в годы колебаний на финансовых рынках и благоприятный климат в гражданском обществе [18].

Возвращаясь к поставленной нами цели исследования, выделим, что важно «выстроить» стратегию улучшения жилищных условий. Как это должно происходить на практике: перед принятием решения о варианте улучшения жилищных условий, человек должен понимать дальнейшие перспективы – как долго он будет проживать в данном жилье и когда он сможет подняться вверх по жилищной лестнице.

Реалии наших сограждан таковы: они действуют исходя из финансовых возможностей. Как правило, у большинства молодых семей жизненный путь начинается в съемной квартире. В лучшем случае они приобретают однокомнатную квартиру. И вот в этом случае уже появляется неприемлемая ситуация: семья, приобретающая наименьшую по площади квартиру, как правило, делает это на заемные средства. Следовательно, она вынуждает себя проживать в стесненных условиях довольно длительный период времени. Даже если учесть, что средний срок кредитования фактически составляет около 8-9 лет, то это все равно достаточно серьезный срок для испытания семейных отношений на прочность. Кроме того, это обстоятельство негативно влияет на демографическое поведение семьи. Таким образом, учитывая подобную жизненную модель большинства семей в стране, необходимо разработать и реализовать такие организационно-экономические механизмы, которые позволят соотнести материальное положение с жизненным этапом семьи. Десятилетний опыт автора в анализе государственных программ по поддержке молодых семей в Республике Татарстан свидетельствует о том, что даже при бюджетном софинансировании наиболее доступными для приобретения вариантами являются одно- и двухкомнатные квартиры. А наличие сейчас программ поддержки (материнского капитала) увеличивает платежеспособность семей. Только использование этих средств осуществляется уже при оплате первого жилья (того самого, которое наиболее стесненное).

Описанные выше мероприятия жилищной стратегии касаются начального этапа развития семьи. В дальнейшем семье требуется расширение жилплощади. В какой-то момент разумным видится проживание в индивидуальном доме. Но наименее проработанным остается, условно говоря, последний этап жизни – пенсионный возраст. Отметим, что в рамках государственной жилищной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях, полностью отсутствуют меры по поддержке в решении жилищной проблемы старшего населения. К настоящему моменту автором ведутся исследования и в этом направлении. Предварительные результаты позволяют сделать выводы о высокой востребованности рекреационных поселений для взрослого населения.

Выводы

Рассмотренные проблемы являются существенным препятствием на пути к комфортным условиям проживания и требуют системного решения. В связи с этим, необходима не просто системная жилищная политика, а логически выстроенная жилищная стратегия, которая позволила бы регулировать процессы улучшения жилищных условий на новом уровне. Необходимо направить усилия исследователей на разработку такой модели жилищной политики, которая позволит создать сбалансированный рынок жилой недвижимости. В результате реализации данных мер вопрос обеспечения населения жильем сменит свой характер с нерешаемой проблемы на планомерный и поэтапный процесс улучшения жилищных условий, обеспечивающий оптимальную структуру жилищного строительства.

creativeconomy.ru

От редакции (Гареев И.Ф. ) / Жилищные стратегии № 1 /2014 — Издательство «Креативная экономика»

Уважаемые коллеги!

Решение жилищного вопроса сопровождает всю историю человечества. В зависимости от стадии развития ставились разные задачи. В настоящее время уровень развития отечественного рынка жилой недвижимости требует формирования жилищной стратегии, обеспечивающей оптимальную структуру жилищного строительства и жилищного фонда, удовлетворяющего потребностям различных категорий граждан.

Научная периодика отражает разнообразные авторские подходы к решению указанной задачи. Публикация результатов исследований происходит, как правило, в мультидисциплинарных журналах, а периодичность обращения к данной тематике зависит от активности авторов. В итоге, отсутствует объективно необходимая концентрация исследовательских усилий – нет единой площадки и расставленных акцентов в приоритетных направлениях.

Объединение вокруг тематики журнала коллектива единомышленников позволит создать квалифицированное экспертное сообщество, способное решать стратегические задачи жилищной политики.

Главная цель журнала – ознакомление с результатами научных исследований в области решения жилищного вопроса и дальнейшее их обсуждение.

Актуальными являются обзорные и оригинальные статьи, содержащие результаты зарубежных исследований и передового опыта в области развития рынка жилой недвижимости и жилищного строительства.

Важнейшей задачей журнала является информационная и методическая поддержка научно-практических разработок исследователей в таких областях, как вопросы государственного регулирования жилищной политики, механизмы государственно-частного партнерства, а также региональные особенности жилищной сферы.

Разработка и оценка реализации жилищной политики представляет большой научный и практический интерес. В этой области успешно работают многие научные исследовательские группы за рубежом, поэтому отражение их деятельности на страницах журнала позволило бы ознакомить читателей с новейшими разработками.

Среди отечественных исследователей также существует и успешно трудится несколько научных групп, занимающихся разработкой разнообразных методов регулирования рынка жилой недвижимости и популяризацией перспективных инноваций. Задачей наших исследователей станет постановка новых, собственных задач, направленных на решение стратегических и конъюнктурных вопросов жилищной политики. Подобная проектная активность окажет информационную поддержку и дополнение инновационной деятельности как научным группам, так и индивидуальным исследователям.

Коллектив журнала собран из представителей регионов, обладающих существенными различиями в реализации региональной и муниципальной жилищной политики. Объединение усилий единомышленников в рамках нашего журнала позволит раскрыть элементы и мероприятия лучших практик регионального и муниципального управления жилищной сферой.

Важным направлением в структуре журнале мы видим освещение отдельных элементов научной жизни. В практику регионального управления входят всевозможные форумы, конференции и круглые столы, посвященные развитию жилищной сферы. Участие в них, организация собственных мероприятий должны будут существенно усилить креативный потенциал наших исследователей. Площадка нашего журнала должна стать местом общественной экспертизы стратегических разработок.

Включение в обыденную практику научной периодики публичное обсуждение результатов наиболее интересных диссертационных исследований по жилищной тематике обеспечит широкое распространение и практическое внедрение предлагаемых разработок.

Кроме популяризации научных достижений предполагается анализ и выявление перспективных сегментов рынков недвижимости, которые могут быть инвестиционно привлекательными для профессиональных участников рынка.

Реализация подобных направлений создаст условия для повышения качества деятельности отечественных исследователей, воспитания у них тяги к постоянному развитию.

Разнообразие исследований и их объединение на страницах нашего журнала должно положить начало набору, отображению и анализу статистической информации, а, следовательно, и индикаторам благополучия жилищной отрасли.

Приглашаем всех, кто заинтересован в публикации своих материалов и готов обсуждать результаты своей исследовательской деятельности с научной и профессиональной общественностью.

Гареев И.Ф.,

главный редактор журнала «Жилищные стратегии»

creativeconomy.ru

Редакционная коллегия — Жилищные стратегии (ВАК) — Издательство «Креативная экономика»

Главный редактор:

Кириллова Ариадна Николаевна – профессор кафедры организации строительства и управления недвижимостью Московского государственного строительного университета, главный эксперт Института региональных исследований и городского планирования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор экономических наук, профессор (Москва, Россия)

Заместитель главного редактора:

Гареев Ильнур Фаилович – доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостью Казанского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат экономических наук, доцент (Казань, Россия)

Совет журнала:

Аюпов Айдар Айратович – профессор кафедры банковского дела Института управления, экономики и финансов Казанского (Приволжского) федерального университета, доктор экономических наук, профессор (Казань, Россия)

Власов Сергей Александрович – Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, старший научный сотрудник, отдел социально-политических исследований, кандидат исторических наук, (Владивосток, Россия)

Голикова Галина Артуровна – директор Волгоградского строительного техникума, кандидат экономических наук, (Волгоград, Россия)

Гордейко Сергей Геннадьевич – руководитель Аналитического Центра компании «Русипотека», кандидат технических наук, (Москва, Россия)

Грахов Валерий Павлович – Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, заведующий кафедрой «Промышленное и гражданское строительство», Член-корреспондент Международной академии менеджмента, Действительный член Академии инвестиций и экономики строительства, доктор экономических наук, профессор (Ижевск, Россия)

Еланцева Ольга Павловна – профессор департамента истории и археологии Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета, доктор исторических наук, профессор (Владивосток, Россия)

Загидуллина Гульсина Мансуровна – заведующий кафедрой «Экономика и предпринимательство в строительстве», проректор по интеграции с производством и дополнительному образованию Казанского государственного архитектурно-строительного университета, член-корреспондент Международной академии инвестиций и экономики строительства, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор (Казань, Россия)

Залкинд Людмила Олеговна – Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН, сектор социально-экономического развития муниципалитетов, кандидат экономических наук, доцент (Апатиты, Россия)

Иванкина Елена Владимировна – декан факультета экономики недвижимости, директор Института отраслевого менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор (Москва, Россия)

Кияненко Константин Васильевич – доктор архитектуры, профессор, профессор кафедры «Архитектура и градостроительство» Вологодского государственного университета, Советник Российской академии архитектуры и строительных наук, член Совета по архитектурному образованию и аттестации Союза архитекторов России, член Российского общества социологов, доктор наук, профессор (Вологда, Россия)

Климов Дмитрий Валерьевич – доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, член научно-технического совета Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по рассмотрению специальных технических условий, советник Российской академии архитектуры и строительных наук (по отделению «градостроительство»), член Совета по профессиональным квалификациям в строительстве Ассоциации «Национальное объединение строителей», член Американской ассоциации планировщиков-APA (American Planning Association), секция иностранных планировщиков, кандидат экономических наук, доцент (Москва, Россия)

Коростелева Татьяна Сергеевна – Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева, кандидат экономических наук, доцент (Самара, Россия)

Коряков Алексей Георгиевич – заведующий кафедрой экономики городского хозяйства и сферы обслуживания Московского университета им. С.Ю.Витте, доктор экономических наук, доцент (Москва, Россия)

Крыгина Алевтина Михайловна – член Общественного совета Комитета строительства и архитектуры Курской области, профессор Юго-Западного государственного университета, кандидат технических наук, профессор (Курск, Россия)

Лукманова Инесса Галеевна – заведующий кафедрой экономики и управления в строительстве Московского государственного строительного университета, доктор экономических наук, профессор (Москва, Россия)

Максимчук Ольга Викторовна – зав. кафедрой управления и развития городского хозяйства и строительства Волгоградского государственного технического университета, доктор экономических наук, профессор (Волгоград, Россия)

Меерович Марк Григорьевич – профессор кафедры «Архитектурного проектирования» Иркутского национального исследовательского технического университета, Член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, эксперт РАН, Член-корреспондент Международной академии архитектуры (Москва), Заслуженный архитектор России, доктор архитектуры, доктор исторических наук, профессор (Иркутск, Россия)

Мичигами Маю – доцент экономического факультета Университета Ниигата, доктор экономических наук, (Ниигата, Япония)

Нуримбетов Равшан Ибрагимович – проректор по научным работам Ташкентского архитектурно-строительного института, доктор экономических наук, профессор (Ташкент, Узбекистан)

Овсянникова Татьяна Юрьевна – заведующая кафедрой «Экспертиза и управление недвижимостью» Томского государственного архитектурно-строительного университета, доктор экономических наук, профессор (Томск, Россия)

Примак Леонид Витальевич – изобретатель СССР, академик академии жилищных и коммунальных наук РФ, профессор кафедры управления недвижимостью и проблем землепользования факультета экономики недвижимости Института отраслевого менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, председатель системы сертификации объектов недвижимости «Зеленые стандарты», доктор технических наук, профессор (Москва, Россия)

Савин Константин Николаевич – профессор Тамбовского государственного технического университета, Почетный работник ВПО, Почетный работник ЖКХ России, доктор экономических наук, профессор (Тамбов, Россия)

 

Россия, Тамбов

Организация: Тамбовский государственный технический университет

Профиль автора в РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=426336

Семенов Виктор Николаевич – советник Российской академии архитектуры и строительных наук, доктор экономических наук, доцент (Воронеж, Россия)

Сиразетдинов Рустем Маратович – заведующий кафедрой «Экспертиза и управление недвижимостью», директор Института экономики и управления в строительстве Казанского государственного архитектурно-строительного университета, доктор экономических наук, доцент (Казань, Россия)

Сироткин Виктор Анатольевич – Российский государственный профессионально-педагогический университет, кандидат экономических наук, доцент (Екатеринбург, Россия)

Сорокина Марина Геннадьевна – заведующий кафедрой финансов и кредита Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева, доктор экономических наук, профессор (Самара, Россия)

СТАТИСТИКА

Всего участников: 28,в том числе:— докторов наук: 1— докторов исторических наук: 2— докторов технических наук: 1— докторов экономических наук: 13— кандидатов исторических наук: 1— кандидатов технических наук: 2— кандидатов экономических наук: 6— зарубежных специалистов: 2

.

creativeconomy.ru

Публикационная этика — Жилищные стратегии — Издательство «Креативная экономика»

ISSN: 2410-1621 (print), 2412-9089 (online)

международный научно-практический журнал, включен в Перечень ВАК, импакт-фактор РИНЦ -1,500

Публикационная этика

Данное Положение регламентирует нормы поведения с целью предотвращения и разрешения конфликтов в области публикационной этики, в частности, следующие вопросы:

  • плагиат
  • повторная публикация
  • некорректное указание авторства
  • принудительное цитирование
  • фальсификация данных
  • раскрытие конфиденциальных данных
  • конфликт интересов

Основные принципы

Для авторов:

Все предоставляемые для публикации статьи должны отвечать следующим критериям:

  • Статья должна содержать только результаты работы авторского коллектива, плагиат не допускается.
  • На момент отправки статья не должна быть опубликована или находиться на рассмотрении в другом издании.
  • В статье должны быть указаны в качестве авторов все те и только те исследователи, которые внесли значимый интеллектуальный вклад в получение результатов. Предполагается, что на момент отправки статьи все авторы согласны с публикацией в одном конкретном издании и не возражают против порядка указания авторов в статье.
  • Статья должна содержать в списке цитирования только те рецензируемые источники, которые действительно были  использованы в ходе исследования.
  • Данные, на основе которых авторским коллективом были проведены исследования, должны быть получены из авторитетных официальных источников. У читателей должна быть возможность получить и проверить исходные данные.

Для рецензентов и редакторов:

Рецензенты и редакторы в своей деятельности должны строго следовать указанным ниже принципам:

  • Каждая рукопись рассматривается как конфиденциальный документ. Не допускается любое распространение и публикация полученных материалов рецензентом, в том числе для целей открытого рецензирования, а также для использования в личных целях.
  • Объектом рецензирования является результат исследования, а не автор. Экспертное заключение должно быть беспристрастным. Не допускается персональная критика автора, а также аргументация в экспертных заключениях с отсылкой к полу, национальности, вероисповеданию и другим личным качествам автора.
  • Рецензент может выполнять только добровольную оценку тех рукописей, которые соответствуют его области научных и профессиональных интересов. Не допускается принуждение эксперта к рецензированию независимо от того, соответствует статья сфере его интересов или нет. В случае невозможности проведения экспертизы на должном уровне или в разумные сроки по любым причинам рецензент обязан поставить об этом в известность главного редактора, как только данное решение будет принято экспертом.
  • Цель рецензирования заключается в выражении собственного мнения эксперта по вопросам достоверности, новизны и значимости полученных результатов. Запрещается принуждение эксперта к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за высказанное им суждение.

Недопустимые нарушения и ответственность

До публикации:

Если нарушение норм публикационной этики автором выявлено на этапе рассмотрения статьи, это может служить достаточным основанием для отказа в публикации такой статьи до момента полного исправления выявленного нарушения.

Нарушение норм публикационной этики рецензентом или редактором может служить основанием для прекращения сотрудничества со стороны журнала. Выявленные и обоснованные факты такого нарушения обязательны к публикации на сайте журнала.

После публикации:

Нарушения, выявленные после публикации статьи, подлежат детальному рассмотрению заинтересованными сторонами в соответствии с практиками, рекомендуемыми Комитетом по публикационной этике. Незначительные нарушения могут быть исправлены публикацией официальных разъяснений. Значительные нарушения влекут снятие статьи с публикации с уведомлением об этом на страницах и на сайте журнала. Значительность нарушения определяется стороной, чьи интересы были ущемлены в результате такого нарушения.

Разрешение конфликтов

Факт нарушения норм публикационной этики может быть установлен только с участием всех сторон конфликта, возникшего в результате такого нарушения. До момента установления такого факта любой случай должен описываться как подозрение на нарушение.

Все выявленные случаи рассматриваются научным советом Издательского дома «БИБЛИО-ГЛОБУС». Адрес для отправки уведомлений — [email protected].

Установление факта нарушения норм публикационной этики и дальнейшее разрешение ситуации происходит в рамках рекомендаций Комитета по публикационной этике (COPE).

 

Также приглашаем вас принять участие в дискуссиях о публикационной этике в нашей группе FB

Присоединяйтесь к нашей группе  группа «Этика научных публикаций»

creativeconomy.ru

Жилищные кооперативы как альтернативные схемы финансирования строительства жилья

Большая часть жилых объектов вводится посредством долевого строительства. Для упорядочения ситуации на рынке и снижения рисков участников действует профильный закон о долевом участии. Законом определены довольны жесткие рамки, в рамках которых должны действовать застройщики. Вместе с этим и по настоящий день наблюдаются схемы привлечения денежных средств дольщиков в обход установленных законом порядков. В связи с этим, нами была поставлена цель по выявлению «серых», нарушающих действующее законодательство, схем. По результатам исследования, проведенного методом таинственного покупателя, были выявлены некоторые альтернативные схемы, используемые застройщиками, и причины их существования. Представленные выводы будут полезны для участников рынка и граждан, желающих снизить свои риски на первичном рынке жилой недвижимости.1. Абрамов А. Долевое строительство: история и практика // Жилищное право. – 2013. – № 2. – С. 7-18. 2. Белобабченко М.К. Привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов: виды сделок // Журнал российского права. – 2011. – №4. – С. 57-63. 3. Гурин Н.В. Соотношение договора участия в долевом строительстве с иными правовыми формами инвестирования в строительство // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. – 2009. – № 3. – С. 140-149. 4. Евстратова Н.К. Практика применения договора долевого участия в строительстве и предварительного договора // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2014. – № 7 (154). – С. 93-101. 5. Золотухина К.Н. Долевое жилищное строительство как приоритетное направление развития регионального рынка жилой недвижимости // Terra Economicus. – 2010. – Т. 8. № 2-3. – С. 181-186. 6. Карцева Н.С., Апарина М.Ю. Отдельные проблемы правового регулирования участия в долевом строительстве многоквартирных домов // Гуманитарные науки и образование в Сибири. – 2014. – № 3 (15). – С. 180-184. 7. Коростелева Т.С. Экономическое обоснование реализации эффективных схем ипотечного кредитования объектов долевого участия в строительстве // Вестник Самарского государственного университета. – 2011. – № 87. – С.45-53. 8. Лапшина Д. О новых способах обеспечения исполнения обязательств застройщика перед участниками долевого строительства // Хозяйство и право. – 2013. – № 6 (437). – С. 80-86. 9. Лебедев М.В. Участие в долевом строительстве: может ли ТСЖ построить дом // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2008. – № 7. – С. 101-103. 10. Макаров О.В. Совершенствование гражданско-правовых гарантий прав и интересов участников долевого строительства // Ленинградский юридический журнал. – 2015. – № 3 (41). – С. 114-119. 11. Маслова Э.М. Долевое строительство и товарищество собственников жилья: взаимосвязь, проблемы защиты прав «обманутых дольщиков» // Правовая наука и реформа юридического образования. – 2012. – № 2 (25). – С. 126-130. 12. 1Медяник Ю.В. Проблемы классификации и оценки объектов недвижимости незавершенного строительства // Российское предпринимательство. – 2014. – №19 (265). – С. 157-167. 13. Сахарова Е.Г. Отдельные вопросы расследования преступлений в сфере долевого строительства // В сборнике: Криминалистика: вчера, сегодня, завтра Сборник научных трудов. Восточно-Сибирский институт МВД России. – 2015. – С. 185-190. 14. Файзуллин И.Э., Мухаррамова Э.Р., Ажимова Л.И. Развитие инвестиционно-строительного комплекса Республики Татарстан // Российское предпринимательство. – 2014. – № 19 (265). – С. 135-145. – http://old.creativeconomy.ru/articles/35667/ 15. Хуснуллин М.Ш., Гареев И.Ф., Кульков А.А., Сарваров Р.И. Практика применения договоров долевого участия в финансировании жилищного строительства // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – №35. – С.52-56. 16. Чернигова Н.А. Методическое обеспечение проведения прокурорских проверок соблюдения прав граждан - участников долевого строительства жилья // В сборнике: Проблемы совершенствования прокурорского надзора сборник статей. Иркутск. – 2015. – С. 84-87. 17. Чернякова С.А. Защита прав граждан, участвующих в долевом строительстве многоквартирных домов // Сервис в России и за рубежом. – 2014. – № 9 (56). – С. 171-186.

creativeconomy.ru

Стратегии развития жилищного строительства в России

Развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса в России выступает одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики. Этот механизм будет способствовать повышению инвестиционной и инновационной активности, развитию производственной и социальной инфраструктуры. Такое взаимодействие позволит увеличить темпы роста ВВП, повысить эффективность бюджетного сектора экономики.

Проекты партнерства государства и бизнеса уже разрабатываются и реализуются в сфере транспорта, инноваций, ЖКХ, энергетики и др. Но этим потенциал государственно-частного партнерства (ГЧП) не ограничивается. Механизм может и должен быть задействован в других сферах. Например, в обеспечении граждан доступным и комфортным жильем. Механизмы ГЧП могут быть одной из форм привлечения бизнеса к решению масштабных общенациональных и региональных программ [1].

Современные модели государственно-частного партнерства основаны на более сложном и многообразном взаимодействии, при котором создаются специальные механизмы (институты) с участием государственных и частных структур для осуществления проекта или для передачи частным (или смешанным) структурам функций управления объектом государственной собственности. Такие сложные модели ГЧП обычно называют институциональными партнерствами. Интересно, что в зарубежной практике партнером государства в проектах все чаще выступает не только бизнес, но и негосударственные некоммерческие структуры.

В сегодняшней России бизнес склонен любой проект, в котором задействовано государство, считать реализацией государственно-частного партнерства и предъявлять к государству слишком высокие требования. Впрочем, и государство зачастую рассматривает бизнес в качестве ключевого партнера, который должен взять на себя большую часть рисков и обязательств. Однако это распределение, по мнению экспертов, должно проводиться по принципу передачи рисков и обязательств тем, кто умеет наиболее эффективно ими управлять [2].

Зарубежный опыт

Мировыми лидерами в области частно-государственного партнерства признаны США и Великобритания, Франция и Германия.

Первый опыт ЧГП в Великобритании был получен в 1981 году в связи с перестройкой лондонских доков на основе новой дерегулированной и рыночно ориентированной политики планирования. В 1992 году с целью развития более эффективных общественных услуг высокого качества была основана «Частная финансовая инициатива» (PFI). В 1997 году процедуры PFI были изменены, и на свет появились новые критерии правительственной поддержки проектов частно-государственных партнерств.

Франция обладает прочными традициями государственно-частного партнерства, включающими в себя деятельность «Сообществ смешанной экономики» (SEM) и предоставление концессий. Законодательные основы SEM восходят к 1966 и 1983 годам.

В США кооперация властей и частников особенно широко распространена и приветствуется на муниципальном уровне. По данным Национального совета по государственно-частному партнерству (National Council for Public-Private Partnership), в США из 65 базовых видов деятельности муниципальных властей (водопровод, канализация, уборка мусора, школьное образование, эксплуатация парковок и т.д.) средний город использует коммерческие фирмы при исполнении 23 видов.

В Германии идея частно-государственного партнерства была очень рано принята в проектах кооперативного строительства. Первые некоммерческие строительные общества были созданы на основе частных инициатив в середине XIX столетия. В контексте сотрудничества между некоммерческими компаниями и государственным сектором такие компании вынуждены были налагать некоторые ограничения на собственный бизнес и политику получения прибыли. В обмен на это государство предоставляет им налоговые льготы. Начиная со второй половины 80-х годов прошлого века государственно-частное партнерство в Германии становится особенно важным. Этот процесс начался, в частности, с крупных проектов восстановления и перестройки городской инфраструктуры в Северной Рейн-Вестфалии, что повлекло за собой изменения в структурной политике и позволило выявить недостаток государственного финансирования. В контексте новой тогда региональной структурной политики в начале 90-х годов были созданы агентства развития, объединяющие государственных партнеров (например, местные власти) и частных игроков (землевладельцев, торговые ассоциации и т.д.). В качестве своего высшего приоритета такие агентства приняли, прежде всего, задачу восстановления заброшенных земель.

Таким образом, в зарубежных странах проекты, осуществляемые в рамках государственно-частного партнерства, можно легко обнаружить в самых разных отраслях экономики [3].

Жилищная проблема и земельный вопрос

Во многих районах России, за исключением мегаполисов, массовое строительство малоэтажных домов по проектам, отвечающим потребностям современного образа жизни, может стать эффективным средством решения жилищной проблемы населения. В этой связи на современном этапе концепция развития малоэтажного строительства в Российской Федерации постепенно набирает все большие обороты [4].

Привлечение частных инвесторов к созданию объектов малоэтажного жилищного строительства позволит существенно повысить эффективность их строительства и последующей эксплуатации. Зарубежный опыт убедительно доказывает: участие частного сектора в инфраструктурных проектах приводит к сокращению времени строительства и минимизации совокупных издержек на строительство и эксплуатацию, а также повышению степени удовлетворенности потребителей услуг. Национальный проект по формированию в России рынка доступного жилья заставляет региональные власти предлагать новые схемы финансирования жилищного строительства [5].

Для развития системы государственно-частного партнерства было бы эффективно развивать такое направление, как индивидуальное жилищное строительство. В рамках данного направления в силах государства предпринимать конкретные действия.

Одно из наиболее конструктивных решений: раздавать бесплатно или за символическую плату землю под индивидуальное жилищное строительство и при этом помочь с обустройством транспортной, энергетической, газовой инфраструктурой. Это не потребует чрезмерно больших денег и по силам даже региональным властям. В итоге люди начнут активно строить на этой земле. Люди будут тратиться на строительные материалы, строительные услуги. Таким образом, государство, с одной стороны, вкладывая в инфраструктуру, порождает инвестиционный спрос в ряде отраслей, но самое главное − генерируется спрос со стороны населения.

В данном контексте представляют интерес некоторые программные предложения 2011 года партии ЛДПР [6].

В программе партии в рамках освоения Сибири и Дальнего Востока предлагается выдавать один гектар земли бесплатно при переселении в данные регионы. При реализации данного направления будет заложен мощный стимул к росту экономики данных регионов и развитию индивидуального жилищного строительства.

Вариант решения проблемы: выделение земель под жилищное строительство

Также интересным предложением на первом этапе реализации проекта развития индивидуального строительства может стать выделение земельных участков под строительство жилья без инфраструктуры бесплатно, с инфраструктурой – по цене, не превышающей 4% стоимости постройки. Данное предложение выдвинуто в предвыборной программе партии Справедливая Россия в 2011 году [7].

Вариант выделения земли под строительство, вместо квартир, не нов, его уже пытались продвинуть власти некоторых областей. Однако вскоре Федеральная антимонопольная служба признала эти эксперименты незаконными. Дело в том, что Земельный кодекс РФ запрещает предоставлять землю из муниципального или государственного фонда бесплатно и без торгов. Без проведения торгов можно выделить участок земли лишь зарегистрированным дачным, садоводческим или огородническим объединениям или же отдельным категориям граждан, например, Героям Советского Союза.

Предлагается изменить федеральное законодательство и внести в Земельный кодекс дополнительные основания для безаукционного предоставления земли. Если проект поддержат Госдума, Совет Федерации и завизирует Президент РФ, бесплатные участки могут предоставляться, например, очередникам, а также тем, кто проживает в помещениях площадью, менее учетной нормы (эти нормы устанавливаются на региональном уровне).

Анализ зарубежного опыта показывает, что например, в Уэльсе выделяют участки под индивидуальное жилищное строительство в качестве антикризисной меры [8]. Уж там-то проблем, наверное, с индивидуальным жильем и инфраструктурой нет, но они сочли необходимым это делать. А в России такой практики нет (небольшое исключение, подтверждающее общее правило, видим лишь в Татарстане). Такая мера была способом мощнейшей генерации спроса в экономике.

Выделение земель под индивидуальное строительство станет спасительным выходом в ситуации, когда рыночные цены на жилье непрерывно растут, а доступность жилья, сколько бы его ни строили и сколько бы кредитов ни выдавали семьям, уменьшается в обратной пропорции. Цены на стройматериалы растут значительно медленнее «готовых» квадратных метров. В этом плане потенциал малоэтажного строительства огромен.

creativeconomy.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта