Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Научно-исследовательский журнал. Журнал цифровые технологии


Интернет журнал "Цифровые Технологии Кино"

Интернет журнал "Цифровые Технологии Кино" представляет вашему вниманию новости и события в сфере цифрового кинематографа:

  • К 50-летию ламп HMI OSRAM разработал «новый свет» для теле- и киноиндустрии

    К 50-летию ламп HMI OSRAM разработал «новый свет» для теле- и киноиндустрии

     - OSRAM отмечает 50-летие вывода на рынок ламп HMI для теле- и кинопроизводства - Линейка ламп OSRAM HMI Digital задает новые стандарты надежности освещения при высокоскоростной цифровой видеосъемка - Лампы OSRAM HMI Studio способны генерировать желтый «галогенный» свет. Инновационная разработка обеспечит серьезное снижение затрат на организацию съемочного процесса Металлогалогенные лампы HMI (Hydrargyrum medium Arc-length Iodide) считаются…

    Подробнее
  • Calibre previews first HQUltra4000 Quad Seamless Scaler-Switchers

    Calibre previews first HQUltra4000 Quad Seamless Scaler-Switchers

    Bradford, Yorkshire, UK, 14 June 2017 – At Booth 3635, InfoComm 2017, British image processing manufacturer, Calibre is previewing their very first multi-channel 4K seamless scaler-switcher, the HQUltra4000 that will seriously optimize image quality, perform fast and reliable switching, and routing flexibility within a single 3RU box. Pictured: HQUltra4000FST 4K…

    Подробнее
  • Kennedy Space Center Visitor Complex gets festive with AV Stumpfl for Holidays in Space 2015

    Kennedy Space Center Visitor Complex gets festive with AV Stumpfl for Holidays in Space 2015

    Wallern, Austria, April  2016: Inspiring the next generation of space explorers and scientists at Kennedy Space Center Visitor Complex, one of America’s most-loved visitor attractions, thousands of visitors were taken on a first of its kind, high-tech journey into space for Spirit of Exploration held during the Holidays in Space…

    Подробнее
  • «Орион» установил функцию быстрой настройки в телевизоры ведущих производителей

    «Орион» установил функцию быстрой настройки в телевизоры ведущих производителей

    В  результате эффективного сотрудничества компании «Орион» с компаниями  LG Electronics и Samsung Electronics в современные модели телевизоров со встроенным спутниковым тюнером (DVB-S2), реализуемые в России, на этапе сборки устанавливают функцию быстрой настройки на каналы  спутникового телевидения «Телекарта» (операторский профиль). Это позволяет существенно упростить абонентам «Телекарты» настройку телевизора при первом подключении…

    Подробнее
  • В Москве состоялась юбилейная конференция НАТ

    Учредительный съезд Национальной ассоциации телерадиовещателей состоялся 31 августа 1995 года в Москве. За период с 1995 по 2015 гг. в индустрии телерадиовещания произошли кардинальные изменения. Изучению ключевых этапов развития телевизионной отрасли России за этот 20-летний период была посвящена юбилейная конференция НАТ, состоявшаяся 21-22 октября в отеле Golden Ring («Золотое кольцо»).…

    Подробнее
  • Christie представляет в регионе EMEA новую аудиосистему Christie Vive Audio

    Christie представляет в регионе EMEA новую аудиосистему Christie Vive Audio

    В Christie Vive Audio уникальный по конструкции линейный массив динамиков с ленточным диффузором сочетается с высокоэффективными, мощными усилителями класса D, которые впервые использованы в аудиосистеме для кинотеатров. При этом новинка предлагается по доступной цене. Динамики и усилители для кинотеатров, входящие в состав Christie Vive Audio, легко устанавливаются и эффективно работают…

    Подробнее
  • Крис Коннетт поможет раскрыть потенциал Christie Vive Audio

    Крис Коннетт поможет раскрыть потенциал Christie Vive Audio

    Уокингем, Великобритания, 20 апреля, 2015 – Christie планирует продвигать свое новое решение для кинотеатров Vive Audio, в связи с чем было принято решение назначить нового директора по развитию рынка в регионе EMEA. Выбор пал на Криса Коннетта, который 16 лет проработал в Dolby, где занимал должности инженера-тестировщика, специалиста по поддержке…

    Подробнее
  • Miller camera support’s Cineline 70 Tripod System wins newbay media’s best of show award, presented by DIGITAL VIDEO magazine

    Miller camera support’s Cineline 70 Tripod System wins newbay media’s best of show award, presented by DIGITAL VIDEO magazine

    LAS VEGAS, APRIL 22, 2015—The Cineline 70 Tripod System, manufactured by Miller Camera Support, a leader in the production of innovating camera support solutions, is the recipient of one of the industry’s most prestigious technology honors, NewBay Media’s Best of Show Award, presented at the 2015 NAB Show in Las…

    Подробнее
  • CARBON duo

    CARBON duo

    CARBON duo – профессиональная многофункциональная портативная playback-система. Два 10-битных 4:2:2 HD SSD-рекордера, два 20-дюймовых HD IPS-монитора, беспроводной аудиомониторинг, автономное питание - все это собрано в одном компактном кейсе, толщина которого всего 13 см. Для коммутации устройства и камер служат SD/HD-SDI интерфейсы. Запись файлов возможна в кодеках Apple ProRes и Avid…

    Подробнее
  • Dolby выбирает Christie в качестве партнера по разработке проекционных систем Dolby Vision для Dolby Cinema

    Dolby выбирает Christie в качестве партнера по разработке проекционных систем Dolby Vision для Dolby Cinema

    Первая система этого класса, установленная в кинокомплексе JT Eindhoven, поразит зрителей предельно реалистичным звучанием, созданным при помощи звукового формата Dolby Atmos и динамиков Christie Vive  Сайпресс, Калифорния, и Сан-Франциско (3 декабря, 2014) – Christie® и Dolby Laboratories, Inc. (NYSE: DLB) рады объявить, что Christie выступит партнером по разработке, поставке, установке и…

    Подробнее

www.dtcinema.ru

Актуализация цифровых технологий в российской HR-практике

Джунусова Дилара Аликбековна кандидат экономических наук, доцент кафедра «Экономика и управление предприятием» Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева

Dzhunusova Dilara Alimbekovna сandidate of economic Sciences, associate ProfessorDepartment of "Economics and enterprise management"Kurgan state agricultural Academy them. T. S. Maltsev

Аннотация: В статье рассматривается актуальность цифровых технологий в экономике современного бизнеса. В российской HR-практике перспективные цифровые технологии соседствуют с архаичными приемами, сохранившимися с советских времен. Тем не менее, все чаще digital-инструменты используются в HR-практике, в том числе для повышения эффективности рекрутинга, развития и мотивирования сотрудников. Прогресс в области развития технологий и доступность новых методик для управления персоналом позволят в ближайшее время перейти на качественно новый этап в этой сфере. Digital-активность в рекрутинговом процессе должна дополнять традиционную HR-стратегию компании, повышать скорость решения задач и продуктивность работы менеджеров по персоналу.

Abstract: The article discusses the relevance of digital technologies in the economy of modern business. In Russian HR practice advanced digital technology coexist with archaic methods, preserved from the Soviet era. However, increasingly, digital tools are used in HR-practices, including to increase the effectiveness of recruitment, development and motivation of employees. Progress in the field of technology development and availability of new methods for personnel management will allow in the near future to move to a qualitatively new stage in this field. Digital activity in the recruiting process in addition to the traditional HR strategy of the company, to increase the speed of problem solving and productivity managers.

Ключевые слова: Цифровые технологии, рекрутинг, автоматизация, маржинальность, трудовая занятость, эффективность.

Keywords: Digital technology, recruiting, automation, profitability, employment, efficiency.

Цифровые технологии меняют современный бизнес, и HR-менеджмент не исключение. Все чаще digital-инструменты используются для повышения эффективности рекрутинга, развития и мотивирования сотрудников. Однако при всем разнообразии методик HR-специалистам нужно не только уметь выявлять наиболее действенные инструменты, соответствующие потребностям их компании, но и находить способы их результативного использования [1].

В российской HR-практике перспективные цифровые технологии соседствуют с архаичными приемами, сохранившимися с советских времен. В современной российской HR-практике присутствуют одновременно и перспективные цифровые технологии, позволяющие компаниям быстро находить и интегрировать в бизнес нужных людей, и архаичные процедуры, сохранившиеся с советских времен. Как выразился один из экспертов в области цифровых технологий, «будущее уже пришло, но прошлое еще не ушло».

Напомним некоторые цифры из российского исследования Ward Howell, проведенного в 2016 году: около 87% респондентов сообщили, что они являются активными пользователями цифровых технологий. Большинство компаний уже автоматизировало базовые HR-функции – кадровое администрирование (76%), рекрутмент (70%), многие пошли дальше, автоматизировав расчет компенсаций и льгот (46%), а также развитие и обучение персонала (39%). С другой стороны – только 30% опрошенных компаний удовлетворены используемыми решениями. 50% компаний не удовлетворены, но не планируют ничего менять, и около 20% не удовлетворены и планируют перейти на новые системы». Приведем в качестве примера несколько постулатов, которые связаны с цифровой экономикой.

Вертикальные корпорации будут разрушены. Почему HR-функция стремительно автоматизируется? Некоторые специалисты в этой области считают, что это – часть более широкого процесса: стремительно автоматизируется весь бизнес. Главный мотив автоматизации – повышение маржинальности. Переход на цифровые технологии в ряде случаев позволяет кратно повысить маржинальность. В свою очередь этот переход приводит к тому, что в компании сохраняются только ключевые компетенции, тогда как не ключевые передаются на аутсорсинг и уходят на второй план [2]. Например, компания Boeing сегодня сосредоточена на сборке и испытаниях самолета, но не на изготовлении деталей для лайнеров.

Аутсорсинг повышает мобильность бизнеса и ставит перед компанией вопрос: кого она должна считать своими сотрудниками? Традиционное понимание того, что сотрудник это человек, который восемь часов работает в офисе уступает место новому: сотрудники – это все люди, кто работает с компанией [3]. Соответственно, меняется единица измерения труда: сотрудники теперь не оперируют понятием «рабочий день», они оценивают свой труд за час.

В социальных сетях таких как «В Контакте» и Facebook существуют большие возможности для HR-менеджеров, однако они не всегда умеют использовать эти возможности. В компаниях существуют разрозненные массивы данных, которые могут быть использованы для работы с персоналом, но эти данные не объединены в систему. В перспективе корпоративные данные и данные социальных сетей будут генерировать единый цифровой профиль сотрудника, но это в перспективе, а пока ситуацию можно определить так: будущее уже наступило, а прошлое еще не ушло. Новые технологии вступают в конфликт со старыми регламентами. Пример, который иллюстрирует эту мысль: в некоторых компаниях для того, чтобы получить электронный пропуск гостя, нужно одновременно получить и бумажный пропуск: цифровая и аналоговая практика соседствуют в одном процессе.

Или другой пример. Согласно данным исследовательской группы TNS, большую часть времени в целом россияне расходуют на соцсети (34%). Поэтому каждая вторая компания (данные исследовательского центра Superjob.ru) закрывает или ограничивает доступ в социальные сети. Однако было бы целесообразней использовать другой подход, рассматривающий соцсети как инструмент развития бизнеса [4].

Прогноз по данному  постулату следующий — автоматизация HR-функции приведет к тому, что вертикальные корпорации будут разрушены. HR-специалисты станут частью сетевой структуры. В мире будет несколько HR-платформ, на которых и будут работать HR-менеджеры. У каждого человека будет своя оцифрованная траектория профессионального развития.

Цифровизация приводит к созданию рабочих мест. Например, группа компаний «Юлмарт» три года назад перешла от понятия «штатная численность» к понятию «эффективная численность». Сейчас в этой торговой компании, занимающейся онлайн-продажей товаров и цифрового контента, есть два контура учета: один из них отражает государственные требования к работе с персоналом, второй – корпоративную практику, при этом все, что касается поиска, привлечения, оформления сотрудников, переведено в «цифру».

Когда компания только приступила к цифровизации всей работы с персоналом, сотрудники кадровой службы «Юлмарта» были уверены в том, что эта цель недостижима. Однако теперь они уверены, что без цифровизации просто не справились бы с текущими задачами. Безбумажный оборот в «Юлмарте» составляет 15 тыс. документов в обычный месяц. В сезон эта цифра может вырасти в два-три раза. «Юлмарт» работает в 240 городах, по одним и тем же стандартам, и это стало возможно благодаря цифровизации.

Прогноз по предложенному постулату — цифровизация приводит не только к сокращению, но и к созданию рабочих мест [5]. В «Юлмарте» резко выросло число людей с ограниченными возможностями, работающих в удаленном доступе из дома, например, на позициях операторов колл-центров. Для многих из них «Юлмарт» стал первым местом работы. Все это стало возможно благодаря цифровизации.

Компаниям надо научиться копить данные. Автоматизация HR-функции приводит к значимому эффекту в массовых профессиях. Стоимость закрытия вакансии падает в четыре раза, а скорость закрытия возрастает в два раза. Однако положительный эффект в HR возможен только в том случае, если компания умеет работать с данными. У бизнеса есть много оперативных данных о состоянии технологических процессов, однако далеко не всегда эти данные анализируются и используются для работы с персоналом [6]. Например — Е-learning В о многих компаниях инструменты e-learning используются как для обучения новых сотрудников, так и для повышения квалификации уже работающих специалистов. Для обучения сотрудников  можно использовать внутренний портал электронного обучения. Благодаря интерактивным курсам они могут проходить учебные программы без отрыва от рабочего места, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности. Каждому сотруднику предоставляется доступ на портал, и каждый месяц, когда выпускаются новые инструменты, например, программа по продажам туров нового сезона, всем специалистам предлагается пройти данный курс. Поскольку у многих туристских компаний есть офисы во многих странах мира, то при запуске новой программы сотрудники во всех филиалах должны одновременно узнать об условиях, о том, какой продукт продается, на чем сделан акцент и пр. Все это возможно организовать с помощью электронных инструментов обучения. И далее. После того как сотрудник проходит программу обучения, он сдает тест, по результатам которого устанавливается его потенциал. E-learning может использоваться также для работы с непрямыми партнерами компании – туристскими агентствами по всей России. Электронный портал позволяет в разы сократить время и финансовые ресурсы, которые обычно затрачиваются на обучение специалистов при запуске новых продуктов при личных встречах.

Значимые результаты достигаются тогда, когда правильные технологии работают с правильными данными [7]. В HR-управлении сейчас происходит процесс, который в маркетинге проходил несколько лет назад: цифровизация этой функции бизнеса.

Прогноз: выиграют те компании, которые научатся копить данные, имеющие значение для работы с персоналом, и обрабатывать эти данные с помощью эффективных технологий. Будущее наступает неравномерно: не по компаниям, а по функциям в компаниях [8]. Чтобы быть в авангарде, необходимо сотрудничать с компаниями-лидерами.

У бизнеса есть данные, но нет системы работы с данными. Сегодня компания перестает ограничиваться рамками ООО или АО. В современном понимании компания – это все люди, участвующие в бизнесе, включая кандидатов, партнеров, студентов и др. Что из этого следует?

Во-первых, компания должна научиться взаимодействовать с каждой из этих групп; разрушать барьеры, мешающие сотрудникам быстро и эффективно интегрироваться в бизнес. HR-менеджер должен понимать, как найти, принять и интегрировать в бизнес именно тех кандидатов, которые нужны компании. В некоторых крупных компаниях эта система выстроена, она позволяет отслеживать конверсии на каждом этапе этого процесса.

Во-вторых, бизнесу предстоит выстроить эффективную систему аналитики, которая позволит принимать правильные решения на основе тех данных, которые уже есть, и которые появятся в будущем [9]. У компаний есть разного рода dashboards, которые отражают процессы, но нет системы принятия оперативных решений на основе этих данных.

Например использование технологии Е-рекрутмент. Digital-рекрутмент – надежный помощник в подборе квалифицированных специалистов. Одной из главных составляющих электронного рекрутмента является использование интернет-сервисов. Например, карьерный сайт вакансий компании, который является платформой для первичного отбора кандидатов.

Например, в одной крупной компании был создан такой сайт. Вроде бы обычная практика, но ресурс компании носит не только информационный характер, а является автоматически формируемой базой данных. На этом ресурсе кандидат может просмотреть всю информацию об интересующей его вакансии и заполнить определенную форму, составленную под нужды компании. От того, насколько точно заполнены поля формы заявки, зависит, пройдет ли кандидат первый этап отбора.

Далее, для компании очень важным является знание иностранных языков. Поэтому если кандидат указал, что знает два языка и имеет необходимый уровень образования, он автоматически переходит на второй отборочный этап. На этой стадии HR-специалисты не подключаются: все резюме поступают через портал, совмещенный с базой данных, что позволяет компании экономить ресурсы компании и время, обычно затрачиваемое на обработку заявок.

В системе автоматически фиксируются все направленные кандидатами резюме, то есть ни один профайл не теряется, что также является большим преимуществом и для соискателей, и для самой компании. Каждый кандидат получает обратную связь, мы уверены, что на этапе preselection рекрутмент-команда рассматривает полученные резюме, и специалисты контакт-центра звонят кандидатам и проводят телефонное интервью по компетенциям, одновременно проверяя знания иностранных языков.

Затем, соискатели, прошедшие второй тур, могут записывать свое видеоинтервью, в котором рекрутер оценит не только профессиональные, но и личностные компетенции соискателя, его креативность, активную жизненную позиции. На следующем этапе кандидат получает предложение о работе.

Как видно, современные технологии позволяют рекрутеру существенно экономить свое время, подключаясь только на ключевых этапах отбора [10]. Кроме того, не важно, в каком регионе мира находятся рекрутер и кандидат. Такая мультинациональная команда имеет возможность работать слаженно, экономить бюджет и человеко-ресурсы на формирование рекрутмент-команд в каждой стране.

Также набирают популярность такие онлайн-инструменты рекрутмента как виртуальные стенды на популярных HR-площадках.  Достаточно эффективным инструментом является ярмарка вакансий онлайн от Head Hunter. Подобные ярмарки проводятся с большим охватом крупных городов, а виртуальные стенды посещают десятки тысяч кандидатов. Что удобно, поиск работников здесь происходит посредством общения в режиме реального времени (онлайн-собеседования, чатов), что способствует снижению затрат бизнеса на подбор сотрудников [11]. На базе таких площадок можно проводить вебинары, в рамках которых рассказывать о своей компании, чтобы люди больше узнали о бренде, прежде чем откликаться на предложенные вакансии.

Прогноз по данному постулату — российский рынок HR-стартапов сейчас повторяет те тенденции, которые имели место на американском и европейском рынках пять-шесть лет назад. Мы будем двигаться в том же направлении, что и весь мир. Чтобы не отстать от времени, надо учить языки, в том числе искусственные (языки программирования).

Развитие возможно только там, где его стимулирует CEO. Медиаиндустрия была первой отраслью, которую затронула цифровизация. Цифра полностью изменила пейзаж отрасли. Контент теперь передается по разным каналам дистрибуции, и от команд редакторов и издателей требуется умение работать с каждым каналом. Сотрудники понимают, что медиа меняется, но не всегда готовы меняться сами [12]. Перед HR-менеджерами в медиаотрасли стоит задача искать и находить таких людей, которые готовы к изменениям.

Прогноз: успешное развитие возможно только в тех компаниях, где CEO является спонсором преобразований, где он подает пример и стимулирует сотрудников работать над собой.

В заключении остановимся на некоторых итогах рассмотрения предложенных постулатов.

У бизнеса и государства появляется все больше данных о гражданах, и, рано или поздно эти данные будут интегрированы в базы. Будут созданы цифровые профили граждан, и это обстоятельство окажет влияние на социальную жизнь. Какое именно влияние – пока утверждать рано. В Китае проводится эксперимент по оценке граждан в формате 360 градусов: из суммы поступков гражданина формируется его рейтинг, который может влиять и на ставку, по которой он получит кредит, и на его шансы занять ту или иную вакансию. А в компании Uber на вопрос, какая проблема является главной для компании, ответили, что они не знают, как уволить 1 млн. человек. Кто мог предположить такое еще несколько лет назад?

Прогресс в области развития технологий и доступность новых методик для управления персоналом позволят в ближайшее время перейти на качественно новый этап в этой сфере [13]. Digital-активность в рекрутинговом процессе должна дополнять традиционную HR-стратегию компании, повышать скорость решения задач и продуктивность работы менеджеров по персоналу.

Библиографический список
1. Бородай В.А. Сервис как идеология высокого смысла и новый взгляд на отношения в обществе // В сборнике: ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Материалы III-й Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской государственный технический университет, Министерство культуры Ростовской области, Национальная академия туризма. 2017. С. 224-228.2. Петренко А.С., Бородай В.А. Вектор эвритмии альтернативной бизнес-модели сервисной компании // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 11 (105). С. 2.3. Бородай В.А., Петренко А.С. Бенефиты талантливым работникам – фундамент лояльности в сервисной компании // Подводя итоги года. Вопросы политологии, социологии, философии, истории, экономики. - Саратов: ЦПМ Академия бизнеса. 2016. С. 25-28.4. Карич Л.В., Бородай В.А. Репутация сервисной компании как потенциал развития и социальный запас прочности // В сборнике: ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Материалы III-й Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской государственный технический университет, Министерство культуры Ростовской области, Национальная академия туризма. 2017. С. 236-243.5. Бородай В.А. Предпосылки устойчивого развития бизнеса в турбулентной среде // В сборнике: Регулирование экономической деятельности и деловая среда: проблемы, перспективы и решения Сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 332-341.6. Казьмина Л.Н., Дудкина О.В., Бородай В.А. Дивергентное мышление в сервисной деятельности / Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 9 (103). С. 31.7. Бородай В.А. Рыночные императивы потребительского поведения в ХХI веке // В сборнике: ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Материалы III-й Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской государственный технический университет, Министерство культуры Ростовской области, Национальная академия туризма. 2017. С. 214-224.8. Молчанова О.С., Бородай В.А. Ребрендинг сервисной компании как выход на новый качественный уровень развития // В сборнике: Наука, технологии, техника: современные парадигмы и практические разработки сборник научных трудов по материалам I Международного научно-практического форума. 2017. С. 131-146.9. Бородай В.А. Проблемы эмерджентности системы управления в сервисной деятельнорсти // В сборнике: Развитие науки и технологий: проблемы и перспективы развития Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2017. С. 7-17.10. Петренко А.С., Бородай В.А. Особенности формирования организационной культуры предприятий сферы услуг // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 11 (105). С. 3.11. Дудкина О.В., Бородай В.А. Информационный индивидуализм сервисных услуг на основе эластичности медийного пространства // В сборнике: ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Материалы III-й Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской государственный технический университет, Министерство культуры Ростовской области, Национальная академия туризма. 2017. С. 198-202.12. Дудкина О.В. Лояльность клиентов как инструмент маркетинга в сфере сервиса // В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования: опыт, проблемы и перспективы сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». 2017. С. 290-300.13. Бородай В.А. Форсайт как техника принятия решений в туристской сфере в условиях неопределенности // В сборнике: Финансы, учет и менеджмент: теоретические и практические разработки Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2017. С. 371-383.

edrj.ru

Журнал Международная жизнь - Цифровые технологии – новый источник экономического роста

Фото: guu.ru

Сегодня международное сообщество находится на пороге четвертой научно-технической революции («Индустрия 4.0»), концепция которой была сформулирована еще в 2011 году президентом Всемирного экономического форума в Давосе Клаусом Швабом. Ее суть состоит в ускоренной интеграции киберфизических систем в заводские процессы, в результате чего значительная часть производства будет проходить без участия человека. Также с «Индустрией 4.0» связаны такие понятия, как «промышленный интернет вещей» и «цифровое предприятие»[1]. Вместе с тем цифровые технологии и внедрение искусственного интеллекта, которые идут бок о бок с четвертой научно-технической революцией, порождают вызовы гуманитарного и экономического характера. В частности, изменение рынка труда, при котором роботы вытеснят с традиционных рабочих мест сотни тысяч человек, может спровоцировать социальный кризис. Кроме того, те страны, которые не успеют вскочить на «поезд Индустрии 4.0» могут оказаться вне мирового промышленного развития, что усилит и без того серьезную дифференциации регионального развития. Так же нельзя забывать и об использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) злоумышленниками для совершения киберпреступлений.

По мнению Министра образования и науки России Ольги Васильевой, столь масштабные перемены требуют профессионального диалога экспертов из самых разных областей науки, техники, права и деловых кругов в целях поиска практических решений для деятельности в условиях цифровой экономики.

В Москве на площадке Государственного университета управления (ГУУ) состоялась I-я Международная научно-практическая конференция «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика». В мероприятии приняли участие ведущие эксперты и исследователи проблем цифровой экономики и искусственного интеллекта из академических, образовательных и исследовательских центров России, Китая, Вьетнама, Казахстана и Таджикистана, а также руководители профильных комитетов Государственной Думы РФ и представители бизнеса.  Участники обсудили вызовы нового технологического уклада, основанного на переходе современного общества на цифровую экономику.

Научно-практическая конференция была организована ГУУ по поручению Министерства образования и науки РФ.

В своем обращении к участникам конференции и.о. ректора Иван Лобанов отметил: «Мы живем в эпоху цифровой революции, когда научно-технический прогресс развивается настолько стремительно, что необходимо на системной основе проанализировать роль и возможности искусственного интеллекта как важнейшего фактора усиления научно-образовательной сферы и экономического потенциала России. Мы впервые собираемся в формате события, посвященного обмену опытом и решению задач улучшения качества жизни посредством применения современных достижений цифровой экономики, систем и технологий искусственного интеллекта».

В рамках мероприятия также было зачитано обращение ответственного секретаря Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Посла по особым поручениям МИД России Григория Орджоникидзе, в котором, в частности говорилось, что построение информационного общества – одна из приоритетных задач, которую ставит перед собой ЮНЕСКО. Также в его обращении было отмечено самое активное участие России в работе Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»: «За последние несколько лет в рамках Программы Россия провела целый ряд международных конференций и научных встреч, посвященных развитию информационного общества. Благодаря этой работе впервые в мире были разработаны международные документы, в которых были предложены пути реализации ряда рекомендаций Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, выдвинуты инициативы, направленные на обеспечение всеобщего доступа к информации и знаниям. Рассчитываем, что нынешняя встреча экспертов внесет существенный вклад в развитие и совершенствование политики ЮНЕСКО и Российской Федерации в деле построения информационного общества, продвижения медийно-информационной грамотности, а также позволит развить достигнутые успехи и повысить общественное осознание данных проблем».

Цифровая трансформация мировой экономики

Российский профессор, доктор экономических наук Виктор Кириллов отмечает, что экономический рост большинства стран мира в последние десятилетия замедлился. Это происходит по причине структурных изменений и дисбалансов в мировой экономике в целом. В этой связи актуализировалась проблема поиска принципиально новых источников экономического роста и развития. Такими новыми источниками уже сегодня становятся цифровые технологии и искусственный интеллект.

В. Кириллов рассматривает искусственный интеллект в качестве основополагающего атрибута развития мировой экономики, который, даже если не будет способствовать устранению дисбалансов в мировой экономической системе, то определенно будет способствовать ее самовозрастанию в целом. Ученый считает, что для поддержания конкурентоспособности государства сегодня и в будущем будут очень важны такие факторы, как технологическая готовность, зрелость инновационной системы, лидерство в новейших технологиях и знаниях. 

Для поддержания конкурентоспособности государства сегодня и в будущем будут очень важны такие факторы, как технологическая готовность, зрелость инновационной системы, лидерство в новейших технологиях и знаниях (В. Кириллов)

Однако одна из главных проблем в переходе на цифровую экономику, по мнению доктора экономических наук, профессора ГУУ Евгения Смирнова, заключается в том, что экономическая политика государств крайне медленно адаптируется к новым технологиям. Государства не знают, как быстро решить проблему неравенства доходов, безработицы, регулирования иммиграции и внешней торговли в условиях «цифровизации» экономики.

По мнению В. Кириллова, развитие технологий искусственного интеллекта способно еще в большей степени оказать положительное влияние на экономический рост. Зарубежные эксперты прогнозируют, что на основе внедрения технологий искусственного интеллекта к 2035 году возможно удвоение темпов экономического роста и повышения производительности труда на 40 % в развитых странах. При этом выгоды от применения искусственного интеллекта распределятся неравномерно: так, соответствующий прирост ВВП Китая составит 26 %, Европы – 9 %, развитых стран Азии – 12 %, а в целом по группе развивающихся стран – менее 6 %[2]. 

Таким образом, мы видим, что «цифровизация» мировой экономики хотя и всеохватна, ее эффекты неравнозначны для отдельных стран. Профессор Смирнов считает, что в целом воздействие «цифровизации» на развитие мирового сообщества будет заключаться в положительном воздействии на экономический рост (который станет более инклюзивным). В идеале «цифровизация» также должна способствовать уменьшению социального неравенства[3].

«С одной стороны, «цифровизация» может вести к более полной реализации Целей устойчивого развития ООН и укреплению трех факторов, на которых эти цели базируются: 1) «Улучшение качества жизни; 2) содействие равномерному росту; 3) защита окружающей среды. В то же время, есть характерные барьеры, ограничивающие «цифровизацию» экономики, основные из которых заключаются в отсутствии должного регулирования, ограниченности инноваций и разной восприимчивости к ним отдельных субъектов мирового хозяйства», – отмечает ученый.       

Китай – мировой лидер по темпам цифровизации экономики

Заведующая кафедрой экономики Хэйлунцзянского университета (Китай) Ван Цзинлян рассказала об успехах Китая в вопросах внедрения цифровых технологий в производственные процессы страны и об их влиянии на развитие китайского общества.

По словам эксперта, в течение последних 10 лет Китай занимает лидирующие позиции по темпам развития электронной экономики. Она привела некоторые данные в подтверждение своих слов. В 2005 году розничный товарооборот электронной коммерции Китая составлял 1 % от мирового уровня, тогда как в 2016 году этот показатель превысил 40 %, что в 2 раза превышает уровень США и на много опережает показатели других стран, таких как Франция, Германия, Япония, Великобритания.

Также Ван Цзинлян отметила, что  Китай занимает первое место в мире по инвестициям в цифровые технологии и стратапы. В этой стране наблюдается быстрый рост венчурных инвестиций, которые в основном включают вложения в технологии «больших данных», разработку искусственного интеллекта и финансовые технологии, а также технологии виртуальной реальности, автопилотирование, 3D-печать. С 2014 по 2016 годы их объем составил $ 77 млрд (19 % от мирового объема венчурных инвестиций). Кроме того, Китай занимает первое место в мире по числу пользователей сети Интернет – 731 млн человек, а также по объему мобильных платежей – 150 трлн юаней, что превышает уровень США в 50 раз.

Китай занимает первое место в мире по инвестициям в цифровые технологии и стратапы (Ван Цзинлян)

Развитие искусственного интеллекта провозглашено государственной стратегией Китая. «Супермаркеты, логистика, заводы, столовые без обслуживающего персонала из мифа превратились в реальность, поэтому «Alibaba», «Tencent» и другие интернет-компании будут новыми платформами для инновационного искусственного интеллекта в Китае», – сообщила Ван Цзинлян.

Вместе с тем стоит отметить, что для оценки степени перехода стран к цифровой экономике в последнее время широко используется так называемый «индекс цифровой эволюции» (Digital EvolutionIndex, DEI), показывающий прогресс субъектов мирового хозяйства в области внедрения цифровых технологий. Данный показатель отражает развитие четырех основных параметров: уровня развития инфраструктуры (как физической, так и цифровой), состояние спроса в стране, уровня развития институциональной среды и состояние национальной инновационной системы. Примечательно, что величина индекса  DEI в Китае, (также как и в России) находится на среднем уровне. Наиболее  высокие позиции по данному индексу занимают Норвегия, Швеция и Дания. Вместе с тем развитые европейские государства не показывают столь высокие темпы внедрения цифровых технологий, как, например, Китай, по причине того, что его рынок инноваций начал развиваться относительно недавно по сравнению с развитыми странами.

Российские эксперты поясняют, почему проблема лидерства на мировом рынке искусственного интеллекта для КНР стоит наиболее остро. К 2022 году ожидается замедление темпов роста экономики страны до 5,8 %, так как традиционные драйверы роста постепенно утрачиваются. Сегодня основной рост экономики страны обеспечивают зарубежные инвестиции в инфраструктурные проекты и создание принципиально новых технологий, основанных на искусственном интеллекте. Именно поэтому китайское руководство проводит политику по достижению лидерства в сфере интеллектуальных разработок. 

Ван Цзинлян перечислила несколько факторов, которые способствуют развитию электронной экономики Китая. Наиболее важный из них – активная поддержка китайским правительством развития цифровых технологий. Предоставляются государственные субсидии новым интернет-компаниям. Начиная с 2014 года, в Китае принято полное или частичное освобождение от налогов, предоставление начального капитала и другие меры поддержки. Кроме того, в 2015 году была опубликована концепция «Интернет плюс», в которой представлен детальный план действий в области облачных вычислений и обработки «больших данных», а также внедрение Интернета в обрабатывающую промышленность и пользование потребителем.

Россия на пути к цифровой экономике

По данным Росстата на 2005 год в России около  90 % всех организаций страны  используют для своей деятельности персональные компьютеры. Тем не менее, по мнению ученых Н. Горидько и Р. Нижегородцева, предприятия используют технологические возможности не в полной мере. Например, в 2016 году 88 % организаций от их общего числа использовали сеть Интернет, но лишь 81,8 % из них организовали широкополосный доступ и только 45,9 % организаций имеют свой Веб-сайт. Впрочем, наблюдается положительная тенденция к росту всех показателей.

Также отечественные исследователи отмечают, что в России использование сети Интернет как средства продажи/закупки товаров и услуг юридическими и физическими лицами происходит менее активно по сравнению со многими странами Европы. Лишь 12 % российских предприятий продают товары и услуги через сеть Интернет, и лишь 16 % - покупают (для сравнения, например, в Чехии данные по этим же показателям составляют 24 % и 56 % соответственно). Что касается удельного веса населения России, использующего Интернет для заказов товаров и услуг, то по состоянию на 2016 год лишь 23 % от общей численности населения используют Интернет для этих целей (в Великобритании, например, эта цифра составляет 83 %). 

Согласно анализу, проведенному Институтом стратегических исследований и Высшей школой экономики, среди сдерживающих факторов для покупок населения в Интернете имеют место недостаток навыков для заказа товара, отсутствие доверия к такого рода покупкам, нежелание раскрывать информацию о платежной карте.  

Вместе с тем количественные оценки и расчеты российских экспертов показывают, что общее отставание России от развитых стран по уровню технологического развития не является фатальным с точки зрения овладения новыми технологиями. Внедрение цифровых технологий неизбежно, причем этот сдвиг будет достаточно радикальным и быстрым, но на каком временном горизонте мы способны обеспечить этот процесс – пока что данный вопрос остается открытым. Ответ на него во многом зависит от желаемой парадигмы развития, которую выберет правительство страны[4].

Некоторые отечественные исследователи полагают, что России было бы полезно наладить инновационное сотрудничество с Китаем. Показатели нашей страны по уровню развития ИКТ, доступности широкополосного доступа в Интернет, доступности услуг сотовой связи, а также доступности цен на услуги связи позволяют с уверенностью говорить, что Россия обладает достаточно прочной базой для развития сотрудничества с Китаем[5]. В свою очередь китайский эксперт Ван Цзинлян отмечает, что Россия обладает талантливыми учеными и математиками в области «искусственного интеллекта» и цифровой экономики, а также уже достигла значительных успехов в сфере ИКТ. Эксперт полагает, что ученые и предприниматели из Китая и России могут объединить свои усилия, для того чтобы воспользоваться исторической возможностью развития экономики, основываясь на цифровых технологиях, а также взаимно повысить среднесрочный и долгосрочный потенциал экономического роста Китая и России.

[2] Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика: материалы 1-й Международной научно-практической конференции. ГУУ, 2017. С.124.

[3] Там же. С. 232.

[5] Там же. С. 213.

Ключевые слова: Китай Россия Ольга Васильева ИКТ цифровая экономика искусственный интеллект ГУУ Иван Лобанов Григорий Орджоникидзе Виктор Кириллов Евгений Смирнов

Версия для печати

interaffairs.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта